Аравийский полуостров, подробная информация

Аравийский полуостров

Аравийский полуостров по очертаниям представляет собой не совсем правильную трапецию, длинная сторона которой простирается с северо-запада на юго-восток. На северо-востоке полуостров омывается Оманским и Персидским заливами, на севере граничит с Сирийской пустыней, на юго-западе омывается Красным морем, а на юге — Аденским заливом и Аравийским морем. Общая площадь полуострова составляет около 2,6 млн. кв. км.

Геологическое строение и рельеф

В геоморфологии Аравийского полуострова отмечаются две характерные особенности: во-первых, все горные хребты располагаются по окраинам полуострова и, во-вторых, более 90% стока направляется в сторону Персидского залива или впадины Руб-эль-Хали.

Западная часть полуострова сложена в основном выходящими на поверхность изверженными и метаморфическими породами, на востоке же эти породы покрыты весьма мощными толщами осадочных отложений возраста от раннепалеозойского до современного. Поэтому в западных районах могут быть обнаружены такие полезные ископаемые, происхождение которых связано с магматическими процессами, и мало вероятно наличие здесь нефтеносных или угленосных площадей. Тем не менее в разрезе побережья Красного моря могут быть обнаружены те или иные нефтеносные горизонты.

Низменность, окаймляющая Красное море, называется Тихама; иногда различают Хиджазскую, Асирскую и йеменскую Тихаму. С тыловой стороны Тихамы на различных расстояниях от побережья с севера на юг почти непрерывной цепью тянутся обнаженные глыбовые горы. В хребте Джебель-аш-Шафа, в северном Хиджазе, самой высокой вершиной является Джебель-эль-Лоз, достигающая 2536 м, а окружающие ее вершины имеют высоты от 1800 до 2100 м. Вершина Джебель-Дака, лежащая к востоку от города Мекки, имеет высоту 2504 м, и по направлению к югу высоты все увеличиваются. Максимальной высоты достигает гора Джебель-Маэт (3 701 м), расположенная к западу от Саны — столицы Йемена. Благодаря высоким горам, а также благодаря тому, что эти горы лежат на пути прохождения муссонов, дующих с Индийского океана, Йемен получает больше осадков, чем любая другая часть Аравийского полуострова, поэтому он и заселен наиболее густо.

Водораздел, образуемый горами Хиджаза, Асира и Йемена, отстоит от берега на расстоянии 80—120 км; крутоспадавшие потоки прорезали на западных склонах гор глубокие ущелья, а на более пологих восточных склонах консеквентные реки 2 образовали гораздо более обширную систему стока. Остов западных хребтов сложен гранитами и метаморфическими породами, а большая часть этих гор, продолжающихся в южном Йемене, покрыта вулканогенными породами.

Горы, окаймляющие юго-восточную оконечность Аравийского полуострова, простираются от Адена до восточного Дофара. В западном Хадрамауте, прилегающем к Аденскбму заливу, их средняя высота колеблется от 1800 до 2400 м. Одна вершина к северу от города Мукалла достигает высоты 3337 м. По направлению к востоку высоты понижаются, и в Дофаре горы не превышают 900 м. Исключение составляет вершина к северу от Мурбата, высота которой 2652 метров.

Горы Хадрамаута и Дофара сложены преимущественно осадочными отложениями, пологонаклоненными к северу по направлению к впадине Руб-эль-Хали, но южные склоны гор неровны и обрывисты. Исследователи считают, что тектонически эти горы представляют собой крупную моноклинальную глыбу, слегка наклоненную к северу, в сторону впадины. Руб-эль-Хали, и резко обрывающуюся на юге в результате сброса, имеющего тесную связь с грабеном, образующим депрессию Аденского залива.

Между восточным продолжением гор Дофара и южными отрогами хребтов Омана расположена низменная равнина протяженностью около 240 км, средняя высота которой равна около 150 м над уровнем моря.

Горы Омана отличаются резкой расчлененностью, их максимальная высота колеблется от 2100 до 3000 м. Горы имеют крутые восточные и западные склоны и представляют собой кряж, поднятый в результате складкообразования. По своей морфологии и геологическому строению они сходны с хребтами Ирана, но не имеют ничего общего с горами юго-западной и юго-восточной частей Аравийского полуострова.

Описание пересечения через Аравийский полуостров от Красного моря до Персидского залива

Тихама и горы Хиджаза. К востоку от узкой прибрежной низменности Тихамы, окаймляющей Красное море, резко возвышаются сильно расчлененные и неровные горы Хиджаза. Западные хребты, сложенные главным образом изверженными и метаморфическими породами, весьма устойчивы по отношению к эрозии, чем и объясняется их настоящая высота. Первоначальное же их поднятие обусловлено движениями, происходившими с перерывами на протяжении длительного геологического времени, вдоль западной зоны разрывов. Западные склоны гор Хиджаза представляют гигантскую сбросовую стену, а противоположные склоны образовались в результате небольшого наклона оборванной разрывом глыбы в восточном направлении. В северо-восточном поясе предгорий палеозойские песчаники, пологонаклоненные к востоку, лежат на докембрийском фундаменте, а к югу от Тебука песчаники раннего палеозоя покрыты обширными потоками базальтовой лавы, называемыми здесь «харра». Восточные склоны гор Хиджаза постепенно сливаются с центральным плоскогорьем.

Центральное плоскогорье Аравийского полуострова

К востоку от горного района, описанного выше, расположено обширное пустынное центральное плоскогорье, ширина которого равна примерно 500 км. Большая часть плоскогорья сложена докембрийскими изверженными и метаморфическими породами. В его западной части встречается несколько больших лавовых покровов сравнительно молодого возраста. Между Мединой и юго-западной окраиной пустыни Большой Нефуд на фундаменте залегают почти ненарушенные массивные песчаники, относящиеся к кембрию-ордовику. Крупный исследователь Доути дает замечательное описание этого и других районов северного Неджда.

Высота Центрального плоскогорья колеблется от 1050 до 1350 м над уровнем моря, однако высота отдельных впадин опускается до 900 м, а отдельных гряд возвышенностей поднимается до 1800 м. С самолета можно обнаружить, что это плоскогорье сильно расчленено консеквент­ными реками, текущими на восток (в настоящее время периодически пересыхающими). Эти реки образовали сильно разветвленную сеть. Характерной чертой ландшафта являются невысокие, неправильных очертаний холмы, разделенные широкими вади (сухими руслами), выполненными аллювиальными отложениями. Этот район носит пустынный характер, если не считать редких колючих кустарников и жесткой травы, произрастающих в отдельных впадинах.

Куэстовый район

Между Центральным плоскогорьем и Дахной простирается район шириной около 320 км, имеющий монокли­нальный наклон к востоку. Отличительной чертой рельефа здесь является наличие шести-восьми хорошо выраженных гряд, простирающихся с севера на юг и представляющих типичные куэсты с крутыми обрывистыми западными и пологими восточными склонами. Особенно выделяются гряда Тувайк, сложенная верхнеюрскими известняками протяжением около 800 км, и куэстовая гряда Арума, сложенная верхнемеловыми известняками и имеющая такое же протяжение. Обе гряды наглядно отражают общий характер рельефа и геологического строения этого района. Высота гряды Тувайк равна примерно 840 м над уровнем моря и 240 м над уровнем окружающих равнин и менее высоких гряд, расположенных к западу. Гряда Арума, возвышающаяся на 540 метров над уровнем моря, выделяется меньше, так как она поднимается лишь на 120 м над равниной, примыкающей к ней с запада. Остальные куэсты, расположенные почти параллельно двум главным, не так высоки и длинны. Тем не менее некоторые из них на фоне прилегающих однообразных равнин представляются весьма внушительными. Равнинные пространства, прилегающие к западным склонам многих, хотя и не всех, куэст, представляют собой «нефуды» (нуфуды, или нафуды), то есть обширные пространства, покрытые дюнами, песчаными грядами и песчаными буграми.

Преобладающие северо-западные ветры этого района имеют западную компоненту, в результате чего пески нефудов медленно перемещаются к востоку; но здесь пески наталкиваются на естественный барьер, образованный вышеописанными куэстами и отдельными столовыми возвышенностями и останцами. Поэтому пески медленно, но непрерывно движутся к югу параллельно общему простиранию соседних куэст.

Куэстовые гряды и равнинные пространства куэстового района образовались в результате дифференциального выветривания плотных известняков, менее плотных песчаников и податливых глинистых пород, являющихся составными частями осадочной толщи, обладающей общим небольшим наклоном. Эти породы, перечисленные в порядке их преобладания в разрезе, здесь хорошо обнажены, но к востоку, по направлению к Персидскому заливу, они покрыты более молодыми отложениями, литологически сходными и также широко развитыми. Подобные осадочные толщи благоприятны для образования в них нефти и угля, но не перспективны на металлы.

Дахна (пустыня Малый Нефуд), непосредственно примыкающая к куэстовым грядам Арума и Тувайк, представляет собой один из своеобразнейших районов восточной части Саудовской Аравии. Она протянулась от пустыни Большой Нефуд до пустыни Руб-эль-Хали примерно на 1300 км, ее ширина колеблется от 25 до 80 км, а средняя высота составляет около 450 метров над уровнем моря.

Педш северной части Дахны в основном закреплены. Здесь имеется растительный покров, состоящий из небольших кустарников и травы. Дюны и песчаные бугры, свойственные обычно подвижным пескам, здесь редки. Все же в западной части Дахны, к югу от дороги Маакала — Эр-Рияд, встречаются дюны, и по направлению к югу их количество все более возрастает. Согласно имеющимся сведениям, на южной окраине Дахны развиты преимущественно подвижные дюнные пески. Пески Дахны принадлежат к средне- и мелкозернистым, а их цвет из-за присутствия гематита приближается к оранжево-красному, особенно утром и в сумерках.

Зимой и ранней весной Дахна представляет собой хорошее пастбище для скота. Живущие здесь бедуины производят название «Дахна» от слова «дихи», то есть «жирный», повидимому, в связи с отличным качеством здешних пастбищ. Правда, вероятнее всего Дахна значит «красная» — название, которое могло произойти от характерного красноватого цвета песков. Вода в районе Дахны встречается редко, и бедуины, пасущие там верблюдов, вынуждены в течение недель довольствоваться лишь небольшим количеством воды; питаются они главным образом финиками и верблюжьим молоком.

Плато Сумман

Плато Сумман, шириною от 80 до 240 км, расположено к востоку от Дахны. С поверхности плато сложено как галечниковыми наносами, так и коренными породами. Вблизи Дахны оно представляет собой, в основном, плоскую скалистую местность, но далее к востоку плато изрезано руслами водотоков, обусловливающими расчлененность рельефа. Куэстовая гряда Хуфуф-Сарар, окаймляющая плато с востока, образует весьма неровную возвышенность и состоит из отдельных холмов-останцев и обширных столовых возвышенностей, глубоко вдающихся в прибрежные низины. Высота плато Сумман у этой гряды составляет примерно 240 м, а высота его западной окраины, примыкающей к Дахне, — около 400 м, благодаря чему образуется наклон к востоку от 1/2 до 3/4 метров на 1 км. Поверхность плато в общем однообразна и пустынна. Однако после редких, но сильных дождей здесь появляются довольно густой травянистый покров и цветы.

С северо-востока к северной части плато Сумман примыкают «дибдиба» — галечниковые равнины, протянувшиеся на 340 км с северо-запада на юго-восток и имеющие ширину свыше 160 км. Слово «дибдиба», как полагают, происходит от арабского корня и обозначает звук, возникающий при ударе копыт верблюдов по гальке и камням. Дибдиба представляет слегка волнистую равнину с довольно обширными плоскими участками. Растительность здесь скудная и встречается преимущественно лишь во впадинах, где в периоды дождей скапливается вода. Поверхность этой равнины очень удобна для быстрой езды на автомобиле, а самолеты средних размеров могут совершать здесь посадку почти повсюду.

Побережье Персидского Залива

В этот район входит полоса западного побережья Персидского залива, протянувшаяся от Кувейта на севере до полуострова Катар на юге. Крупные нефтяные месторождения, открытые здесь в последние годы, превращают этот район в один из наиболее значительных центров нефтедобычи на Среднем Востоке. В прибрежной полосе, расположенной в зоне пологой складчатости между моноклиналью Аравийской глыбы и интенсивно дислоцированными структурами гор Ирана и Омана, к настоящему времени уже открыто семь нефтяных месторождений, и на очереди для детального геологического исследования и разведочного бурения стоят другие перспективные на нефть поднятия. Заслуживают внимания исследователей и другие обширные равнинные пространства, полностью покрытые песками и галечниками, где буровые работы до сих пор проводились в ограниченных масштабах.

Большая часть прибрежного района сложена современными песками и миоценовыми отложениями. В Дахране и в северной части поднятия Абкаик из-под покрова миоценовых пород на поверхность на больших площадях выходят известняки эоцена. Выходы эоценовых известняков, правда, не столь значительные, встречаются и в других местах прибрежного района. Здесь эти породы залегают обычно на глубине, не превышающей 150 метров. За исключением купола Даммам, погребенные поднятия весьма слабо распознаются на поверхности. Тем не менее путем геофизической съемки и структурного бурения было установлено, что во всем прибрежном районе в той или иной мере развиты складчатые структуры и что меловые слои смяты гораздо сильнее, чем обнаженные или неглубоко залегающие эоценовые слои. Все же углы падения здесь, как правило, не превышают 7° даже на глубине. Как далеко на запад простирается этот пояс развития складчатости, неизвестно.

Несмотря на то, что восточная прибрежная зона Саудовской Аравии, в общем, представляет собой пустынную однообразную местность, здесь имеются артезианские колодцы, дающие воду оазисам финиковых пальм, среди которых наиболее значительными являются Хуфуф и Эль-Катиф. Наличие артезианских вод в прибрежной зоне объясняется главным образом общим пологим наклоном слоев к востоку между восточно-центральной частью Саудовской Аравии и Персидским заливом. Дождевые воды, проникающие в породы в более возвышенных районах внутренней Аравии, постепенно просачиваются вглубь и затем по пористым слоям, заключенным между непроницаемыми пластами, текут к востоку. Если вскрыть водоносный горизонт буровой скважиной или колодцем, то вода поднимется на поверхность, образуя артезианский колодец, — обычное явление в зоне Персидского залива.

Местность к югу от Эль-Кувейта и примерно до Джубаиля (27° с. ш.) представляет собой преимущественно невысокие волнистые песчаные гряды, покрытые порой довольно густой растительностью, состоящей из небольших групп кустарников и жесткой стелющейся травы. Арабы называют эту местность «дикака». Пески, закрепленные корневой системой трав и кустарников, здесь в основном неподвижны. Песчаные холмы и небольшие песчаные гряды, образованные ветром и закрепленные растительностью, являются существенным препятствием для автомобильной езды, однако здесь можно проложить хорошую дорогу, сгладив неровности при помощи дорожного катка или скрепера.

Западная часть южной окраины района «дикака» упирается в обращенное фронтом к востоку обрывистое поднятие Кидам-Сарар. Однако далее к северу это поднятие распадается на ряд изолированных столовых возвышенностей и останцев. К западу от Кувейта и Нейтральной зоны прибрежный район переходит в галечниковые равнины (дибдиба).

У Джубаиля начинаются песчаные дюны, и по направлению к югу пояс дюн расширяется, сливаясь с широко известной дюнной местностью Джафура, которая переходит в пустыню Руб-эль-Хали. Высота дюн в этом районе колеблется от 20 до 45 м, а ширина превышает 350 м.

На побережье залива Сальва возвышается обрывистое поднятие Окайр-Сальва, обращенное на восток, но, повернув у Окайра на запад, оно исчезает под песками Джафура. Пески Джафура, в настоящее время, покрывают плоские галечниковые равнины, которые вновь появляются далее к западу между этими песками и другим обрывистым поднятием, имеющим в длину 370 км и обращенным крутым склоном на восток. Это поднятие тянется почти по прямой линии, начинаясь приблизительно в 50 км к северу от Хуфуфа и заканчиваясь в 65 км южнее Джабрина.

Общее направление береговой линии между основанием полуострова Катар и Кувейтом довольно прямолинейно, однако из-за низин, покрытых прибрежными солончаками, песчаных кос и отмелей береговая линия же оказывается мелко изрезанной. От побережья вглубь страны высота местности увеличивается с каждым километром примерно на один метр.

Низины, покрытые солончаками, или «себка», тянутся почти вдоль всего аравийского побережья Персидского залива. Они образовались в результате заполнения небольших заливов или других водоемов песком, приносимым, по-видимому, из пустыни, при одновременном испарении морской воды. На сравнительно небольшой глубине в себках всегда можно встретить воду. Вследствие испарения в них отложилось некоторое количество соли, причем соль и песок образуют неоднородную смесь, высыхающую и дающую корку толщиной в несколько сантиметров. Поверхность таких солончаков расположена обычно на уровне, до которого подымается влага над обычным уровнем подпочвенных вод. Ниже этого уровня песок и пыль остаются сырыми и неподвижными, тогда как выше него они высыхают и сдуваются. Плоская поверхность таких солончаков обычно довольно плотна, и по ним можно проложить хорошие дороги, требующие небольшого ухода.

Аравийский полуостров

Полуостровом принято называть часть суши, которая с одной стороны примыкает к материку или острову, а со всех остальных сторон омывается морскими водами. А вы знаете, какой самый большой полуостров в мире?

Хоть понятие площади полуострова является весьма условным, так как в геологическом плане полуостров представляет единое целое с материком, крупнейшим в мире все же считается Аравийский полуостров. Он занимает площадь около 3 млн кв. км.

Аравия, как еще называют Аравийский полуостров, расположена на Юго-Западе Азии. Этот полуостров омывается двумя морями и тремя заливами. С востока это Персидский и Оманский заливы, с юга — Аденский залив и Аравийское море, а с запада — Красное море. Наивысшей точкой Аравии является гора Джабаль Эн-Наби-Шуайб высотой в 3660 метров.

Большую часть территории полуострова занимает Саудовская Аравия, полностью на территории Аравии расположены и государства Оман, Йемен, ОАЭ, Кувейт и Катар. На полуострове также расположены южные части Ирака и Иордании. Во всех странах наибольшего в мире полуострова государственным языком является арабский.

Аравийский полуостров в далеком прошлом был частью африканского континента. Сегодня его практически полностью покрывают песчаные и каменистые пустыни. Здесь находится и самый протяженный в мире сплошной песчаный массив — пустыня Руб-эль-Хали. Тем не менее полуостров далеко не безжизненный, ведь в Персидском заливе расположена значительная часть мировых запасов нефти и природного газа. Только в Саудовской Аравии сосредоточено 25% мирового запаса нефти.

На крупнейшем в мире полуострове расположены две главные святыни ислама — города Медина и Мекка. Именно на Аравийском полуострове ислам зародился как религия.

В южной и средней части полуострова за год выпадает очень малое количество осадков — всего около 100 мм. Но ученые в последнее время отмечают существенные климатические изменения на полуострове. Так, изменились сезоны дождей, их интенсивность, увеличилось количество песчаных бурь. Летом температура в тропических районах полуострова поднимается выше 50 градусов по Цельсию. Все это ученые объясняют парниковым эффектом.

В 1932 году, когда СА образовалась слиянием двух княжеств, она была одним из беднейших государств мира.

Раньше на территории Саудовской Аравии было множество мелких княжеств. Многие теперешние фамилии саудовцев имеют прямое отношение к тем княжествам. Многие такие семьи являются самыми богатыми в королевстве, после Саудов, конечно.

Фамилию одной из таких семей знает практически каждый человек.

В 1938 году нашли первую нефть, и теперь СА – первая по добыче нефти в мире и одна их самых богатых стран

Власть передается по наследству, только членам семьи Аль-Сауд

Страна живет по строгим законам Шариата (исламского права), запрещены любые публичные развлечения (театры, кинотеатры и т.д.)

Читайте также:  Что посмотреть в Сергиевом Посаде за 1 день

Однако, есть и послабления (думаю, в связи с событиями на Ближнем Востоке) – в этом году король разрешил женщинам голосовать на местных выборах в муниципалитеты.

Пару лет назад хотели провести кинофестиваль в Джидде, но его отменили накануне открытия под каким-то благовидным предлогом.

Женщина – человек без прав. Не имеет права работать (хотя в последнее время начали появляться женщины на ресепшенах в больницах), не имеет права водить машину, не может появляться на публике одна (только с представителем семьи мужского пола, даже если мужчине всего 6 лет)

Женщины пытаются отстоять право на вождение машины и периодически устраивают акции протеста, ездят по улицам за рулем. Их ловят, делают внушение и отпускают на поруки мужа. Одну недавно приговорили к порке

Казни есть, но меньше чем в прошлом.

За наркотики – смертная казнь. За алкоголь – порка, тюрьма и депортация

Это не мешает индусам и филипинцам варить самогон, который называется «садЫки». Страшная вещь, градусов 60.

Можно купить и более благородные напитки, виски, например, но бутылка будет стоить около 300 баксов. Контрабанда.

Значительная часть СА – пустыня. На юге пустыня называется Руб-аль-Хали, Пустая четверть. Там песок меняет цвет в течение дня в зависимости от температуры, от красного утром до светло-желтого в обед.

Днем в июне-июле температура в пустыне запросто достигает 60 градусов и выше.

На восточном побережье периодически влажность поднимается до 100%. При температуре 40-45 градусов

На западном побережье высокая влажность присутствует практически всегда. Зато у них нет песчаных бурь, как на востоке.

Вдоль западного побережья есть горы Хиджаз и Асир. Самая высокая точка – 3353 м.

Столица – Рияд, огромный по площади город, высоток крайне мало. Средняя высота здания – этажей пять.

Машины в основном американские. До конца 80-х японских машин практически не было, пока один предприниматель, не привез несколько десятков эксклюзивных японских моделей и не подарил их принцам и всякой знати. Теперь японских авто примерно половина. Европейские тоже есть, но мало.

Несмотря на то, что доходы позволяют покупать приличные машины, многие ездят на автохламе 70-80 годов. Одна из самых распространенных машин – Chevrolet Caprice Classic конца 80х

Ездят как бог на душу положит – средняя скорость по городу 80-100 км/ч, за городом официально 120, но по факту кто как может, но не меньше 120.

Нередка картина, когда саудовец ведет машину, а на руках у него маленький ребенок.

А еще они любят отодвинуть сиденье максимально назад, спинку откинуть, левую ногу подогнуть под себя или упереть слева в приборную панель и рулить так сидя боком и держа руль одной рукой. Машины-то практически все с автоматической коробкой.

Бензин стоит дешевле воды. Бутылка воды 0,6 л стоит 1 риал, 1 литр бензина – 0,6 риала. Как-то так.

Рестораны разделены на семейную секцию и секцию для синглов. Синглов к семейным не пускают

Вообще, в зависимости от упертости секьюрити, одинокого араба (или группу арабчат) могут не пустить и в торговый центр. Есть торговые центры только для семейных.

Бродячих животных нет. Ну, почти нет.

Зоомагазины есть, кошку купить можно. Но арабы дома живность не держат, нельзя.

Изображения человека и животных запрещены Кораном. Люди выходят из положения как могут, в Джидде есть памятник непонятно чему, но если приглядеться, то похоже на верлюда.

Раньше и на фотографиях на рекламе в людных местах лица людей были затерты. Сейчас решили, что фотография – светопись, свет дал Аллах, значит, фотография – дело богоугодное.

Фотографировать людей без их согласия не рекомендуется, особенно женщин и полицейских.

Тут вообще ничего фотографировать нельзя – кругом куда ни плюнь или правительственное здание, или секьюрити чекпойнт, или компаунд для иностранцев.

Три ключевых арабских слова – иншалла, букра и маалеш. Иншалла – типа «дай бог», на все воля Аллаха, букра – завтра, маалеш – ну и хрен с ним.

Соответственно, иншалла добавляется везде, где есть упоминание о каких-то планах. Букра иншалла может означать как «может быть завтра», так и «никогда». Вообще букра – промежуток времени между сейчас и никогда.

Несмотря на близость Персидского залива, катеров и яхт практически нет. Есть немного гидроциклов.

Любимое развлечение – заехать на машине на песчаную дюну вверх по склону. Высота дюны – метров 30-40, угол подъема довольно крутой. Некоторые пытаются это сделать на легковушках.

Деревьев тут практически нет, пустыня. Арабы любят выезжать в пустыню на пикники, с палатками, мангалами и т.п.

Есть неписанные законы пустыни – если видишь машину на обочине в безлюдном месте – остановись, может, нужна твоя помощь

Саудовская Аравия очень загаженная страна. Тонны мусора вдоль дорог, на пляжах. Летающие пакеты, пластиковые бутылки.

С нормальной обувью проблема, т.к. арабы носят в основном сандалии и шлепанцы.

Вообще они к европейской одежде не очень приучены. Брюки вечно короткие. Какие-то абсолютно уродские ботинки.

А сочетание традиционного арабского наряда (тоба называется) и ботинок с носками почти до голени – это вообще ад.

Интернет серьезно модерируется, сайты с малейшим намеком на порнографию закрыты, как и многие прокси-сервера.

Железнодорожное сообщение практически отсутствует, несмотря на довольно большую территорию. Есть ветка Даммам-Рияд. Строится ветка Мекка-Медина. В 2008 году подряд на строительство ж/д Север-Юг выиграло ОАО РЖД, но потом тендер отменили.

Въезд в Мекку и Медину не-мусульманам запрещен. Но мы случайно попали в Мекку в прошлом году.

В Саудовской Аравии культ семьи. Часто дети живут с родителями, старший сын содержит престарелых родителей. Уважение к старшим прививается с детства.

Идущий приветствует стоящего, младший – старшего.

При встрече саудовцы троекратно целуются в щеку (или в обе по очереди), но не все, только близкие родственники, старые друзья.

Здесь весьма специфический бизнес-этикет. Опоздать считается нормой, прежде чем начинать деловой разговор, пьют чай-кофе, говорят о жизни.

Саудовского арабского языка не существует. Есть диалекты хиджази (западное побережье), наджди (центр) и шарки (восточное побережье), которые отличаются друг от друга. Плюс приезжие арабы превносят колориту – египтяне, палестинцы, сирийцы, иорданцы.

Говорят, Ева, та самая, жила в Джидде, и месту ее захоронения поклонялись раньше. Но потом ваххабиты разрушили место захоронения и кладбище. Осталась от того кладбища только арка на входе.

Любое другое открытое вероисповедание кроме Ислама запрещено. Соответственно, накануне всяких не-исламских церковных праздников типа Рождества, деятельность шариатской полиции «мутава» активизируется.

Если есть крестик, то лучше его носить под одеждой.

Елок в продаже нет, никаких, даже искусственных.

А вот елочные игрушки продаются в маленьких сувенирных магазинчиках. Парадокс. Сам покупал несколько явно елочных по виду шариков из папье-маше с верблюдами на них.

Русские матрешки тоже продаются, только они подвержены национальному моддингу. На женских матрешках черные абайи нарисованы (накидки такие) и никабы (платки), на мужских соответственно тобы и гутры.

Обруч на голове мужчины поверх платка называется агаль. Сейчас он сделан из хрен пойми чего, а раньше делался из конского волоса и служил для стреножения скотины (в основном верблюдов)

Верблюжье парное молоко очень вкусное, но если у вас проблемы с желудком – лучше не пить. Может подействовать в течение получаса.

Саудовцы довольно радушны, но в дом приглашают очень редко. В основном общение происходит в небольшой беседке, пристроенной к дому. Обязательно угощают арабским кофе, финики.

Арабский кофе – отдельная история. Во-первых, это напиток желто-коричневого цвета. Во-вторых, в нем полно добавок – кардамон, гвоздика, корица, иногда анис. В-третьих, подается в микроскопических пиалках. В-четвертых, это очень тонизирующий напиток, много не выпьешь. Ну и обязательно стакан холодной воды принесут.

Арабы очень любят почесать языком. На телефоне висят постоянно.

Есть список профессий, официально утвержденный Министерством труда, на которые принимаются только саудовцы. Например, в отдел кадров или по связям с правительственными органами.

Вообще государство строго регламентирует вопрос трудоустройства. Международная компания должна набирать определенный процент саудовцев, не менее 10% от общей численности (могу ошибаться). Это называется саудизация.

Иногда проще и эффективнее договориться с таким работником, чтобы он получил минимальную зарплату для его должности и не приходил на работу вообще. Овцы целы и волки сыты.

Летоисчисление отличается от грегорианского календаря. Сейчас 1432 год по Хиджре.

Новый год в нашем понимании саудовцы не отмечают. Последний месяц года – хиджжа, месяц паломничества в Мекку. На 10 день начинается праздник Ид Аль-Адха, иди большой ид, и продолжается до заката 13 дня месяца хиджжа.

День рождения тоже не отмечают.

В течение дня молятся 6 раз. На время молитвы все закрывается. В соседних государствах залива такого нет. В Эмиратах и Бахрейне все работает даже во время молитвы.

Законы Ислама запрещают ростовщичество, поэтому в банке можно взять кредит всего под 2% (операционные расходы банков). Правда, процент по депозитному вкладу тоже мизерный.

Налога с продаж и НДС нет

Иностранные банки здесь имеют 50% капитала наравне с саудовскими учредителями, соответственно названия банков не общепризнанные мировые (типа Citi Bank), а местные (Samba Bank – Saudi-American Bank, например)

Среди саудовской молодежи здесь полно хипстеров – джинсики в обтяжку, невообразимые прически, очки на пол-лица. Выглядят смешно. Девочки все в абайях, лица зачастую тоже закрыты. Только глаза горят из-под никабов.

Помимо массы исламских радиостанций, есть две-три, вещающие рок, поп и классику. Одна на Бахрейне, две принадлежат Сауди Арамко. Иногда ловится Русское Радио из Дубаи и катарское на французском языке.

С телевидением полный порядок, спутниковые тарелки в каждом доме.

Традиционную саудовскую еду приходится искать по чисто арабским кварталам. Ее вытеснила ливанская, иорданская, сирийская, филипинская, малазийская и китайская кухня.

Японская кухня непопулярна. Сушечных в Хобаре пока 2 или 3, 4я никак не откроется уже год.

Сетевых ресторанов джанкфуда более чем дофига. Макдональдсы дверь в дверь с Бургер Кингами, Данкин Донатс в 10 метрах от Криспи Крим.

В связи с этим очень много толстых. Саудовцы к тому же весьма прохладно относятся к спорту.

Любимая игра – футбол.

Саудовская сборная называется в народе Аль-Сакур (соколы) или Аль-Ахдар (зеленые). На чемпионатах мира саудовцы выступают так себе, а вот на чемпионате Азии трижды были чемпионами.

Есть довольно много футбольных клубов. Лучший – Иттихад из Джидды.

К русским относятся хорошо. Все время спрашивают про Путина.

Есть несколько чисто саудовских арабских жестов, которые не описать, потому что там еще и мимика играет роль.

Правая рука чистая, левая – грязная. Используется при подмывании, простите. Ну и едят правой. Приветствуют друг друга правой. Если что-то дают, надо брать правой.

Ворам раньше рубили руку. Правую. Вот западло-то, кушать запомоенной рукой. Хотя, может и сейчас рубят

Казни проводятся при мечетях, но не везде, всего в нескольких городах

В Саудовской Аравии неверный не может войти в мечеть. В Бахрейне – пожалуйста.

Общественного транспорта практически нет. Есть какие-то подозрительные междугородние автобусы. А так все перемещаются либо на своей машине, либо на такси. Индусы и пакистанцы из бедных ездят на велосипедах или в крайнем случае ходят пешком. Но летом это капец полный.

В выходные саудовцы выходят с семьями на прогулку на набережную, стелят на газонах ковры и устраивают пикники.

Кстати, выходной день – пятница. А понедельник начинается в субботу, как у Стругацких. Четверг, как правило, рабочий до обеда.

Аравийский полуостров (историческая область)

Аравийский полуостров в древности

Аравийский полуостров (полуостров Аравия) — крупнейший полуостров Азии, площадь его равняется четверти Европы — около 3 тысяч кв. км. В древности — во всяком случае со второй половины II тысячелетия до н.э. — как и теперь, он представлял в большей своей части холмистое плато, которое пересекается руслами высохших рек. Большую часть страны покрывали сухие степи, переходившие во внутренних частях полуострова в песчаные и каменистые пустыни. Лишь в некоторых местах, в немногочисленных оазисах около источников и колодцев возможно было земледелие.

Географическое положение Аравии включает ее в пояс великих пустынь Северного полушария, одну из наиболее ярко выраженных составных частей которого и представляет большая часть полуострова.

Чрезвычайно сухой и жаркий климат, пустынные формы рельефа, растительность, характерная для пустыни, отсутствие постоянных речных артерий — характерные черты ландшафтов полуострова. Аравия — одна из стран, наиболее долго остававшихся неизвестной для европейцев.

Очень рано в этой стране стало применяться искусственное орошение особенно на юго-западе полуострова на территории современного Йемена.

Географы III — II вв. до н.э. делили Аравию на Каменистую (северо-западная часть страны), Пустынную (большая часть полуострова) и Счастливую (земледельческие области на юго-западе). Названные части полуострова были различны не только по своей природе, но и по образу жизни населявших их жителей.

Население Аравии было почти однородно в этническом отношении — оно говорило на языках южной ветви семитической группы (наиболее известные представители этой группы — арабский язык и некоторые языки нынешней Эфиопии — Абиссинии). Но существовали различия в хозяйственном укладе и уровне общественного и культурного развития. Огромные степные пространства (по-арабски — бадия) были населены немногочисленными племенами кочевников (бадауин, откуда происходит слово “бедуин”).

Общий вид Аравийского полуострова из космоса. Как видно, по большей части это весьма негостеприимная земля с исключительно суровым жарким климатом

Бедуины аравийского полуострова

Образ жизни бедуинов, как и образ жизни других кочевников, изменялся очень медленно, так что данные, которыми мы располагаем о первых столетиях нашей эры, дает так называемая доисламская поэзия арабов, из которой мы черпаем характеристики быта бедуинов в I тысячелетия до н.э.

Бедуины кочевали по песчаным степям Аравийского полуострова со стадами мелкого рогатого скота и одногорбых верблюдов (дромадеров). В какое время приручены были верблюды человеком неизвестно: хотя изображение человека рядом с верблюдом дошло из Египта еще от времени VI династии, а верблюда с поклажей — от времени XVIII династии.

Первые точные сведения об отрядах воинов на верблюдах дошли с самого конца II тысячелетия до н.э. Как вьючное животное для караванов верблюд не применялся в Передней Азии еще и в начале I тысячелетия до н.э., за исключением арабов, у которых он имел к тому времени широкое распространение. Для аравийских кочевников разведение верблюдов было жизненно важным, так как обеспечивало их, кроме вьючного скота, еще и шерстью и молоком.

В тех местах, где это было возможно, скотоводство дополнялось также и земледелием, которое находилось на очень примитивном уровне. Важное место в жизни бедуинов занимала финиковая пальма, которую использовали самыми различными способами.

Жили бедуины первобытнообщинным строем: земля, вода, пастбища были собственностью рода и племени. Высшей формой социальной и экономической организации было племя (кабила); племена делились на роды (каум), а роды — на патриархальные семьи (ахль — шатер).

Связи, которые объединяли роды, были чрезвычайно крепки: вне рода человек был ничто. И в настоящее время бедуин, называя себя, указывает, прежде всего, название своего племени и только после этого свое личное имя.

В жизни бедуинов большую роль играл обычай кровной мести, и часто целые племена истребляли друг друга в кровавых войнах, мстя даже за неумышленные убийства.

Во главе племен стояли шейхи, власть которых была ограничена советом представителей отдельных родов. В начале I тысячелетия до н.э. еще сильно ощущались пережитки матриархата. Во главе арабских племен иногда стояли женщины.

Из ассирийских источников мы много знаем об арабской “царице” Самсие, которая прислала около 720 г. до н.э. дары ассирийскому царю Саргону II. Племена, которые ей подчинялись, жили на восточных границах Сирии.

Несмотря на то что на сегодняшний день историками разных стран об Аравии написано много книг, тем не менее, Аравия остается одной из малоизученных областей земного шара. Наиболее богата растительность в юго-западной части полуострова, где выпадает много осадков; там распространены тропические культуры, такие как аравийский кофе мокко, сахарный тростник, бананы, индиго. Высокие финиковые пальмы, тамариксы, смоковницы, посевы пшеницы и фруктовые сады — все это составляет богатый растительный покров у источников в оазисах и руслах зимних потоков — вади.

Сухость воздуха и сильные ветры, развевающие почву из-под корней растений и усиливающие испарения, — основные факторы, определяющие ландшафты пустынь. В пустынях нет лесов, встречаются лишь редкие, отдельно стоящие деревья — колючая с мелкими седыми листьями аравийская акация, различные тамариксы.

Древнейшие прото-государства Южной Аравии

Древнейшие государства на юге Аравии сложились как земледельческие. Здесь, главным образом на территории Йемена, археологи находят многочисленные памятники южно-арабской рабовладельческой цивилизации: плотины и цистерны, развалины укреплений, дворцов и храмов, вещи и настенные надписи. Рабовладельческое общество в Южной Аравии сложилось в конце II тысячелетия до н.э., очевидно, независимо от других переднеазиатских рабовладельческих обществ.

На протяжении первого тысячелетия его существования здесь имелись, по меньшей мере, четыре известных государства: Минейское, Саба, Хадрамаут и Катабан. О двух последних историкам известно очень мало. Минейское государство впервые упомянуто в составе коалиции крупных родоплеменных объединений, разгромленных Сабой. В дальнейшем, с ослаблением Сабы, возникло независимое царство Ма’ин со столицей в древнем центре Иасиль, а затем в Карнаву (вероятно, V в. до н.э.). Особое положение государства Ма’ин на скрещении торговых путей из Южной Аравии на север делало его в течение последующей эпохи объектом нападения со стороны Сабы и Катабана. Последний период своего существования Ма’ин находится в зависимости от Катабана, а затем был захвачен “царями Саба и зу-Райдана” (около середины I в. до н.э.).

Основу процветания Ма’ина составляла транзитная торговля благовониями. В частных и особенно храмовых хозяйствах широко использовался труд захваченных и привозных рабов. Широко было распространено также долговое рабство. Могущество храмов и крупных купеческих родов и семей, ограничивали власть царя.

Государство Саба — самоназвание племенного союза, возникшего на территории Южной Аравии не позднее VIII в. до н.э. (согласно упоминанию “царей Сабы” в ассирийских исторических источниках). Некоторые косвенные данные (эпизод с правительницей Сабы — “царицей Савской” в Библии) позволяют предполагать существование Сабы в Х в. до н.э., если, разумеется, не рассматривать этот эпизод как позднейшую вставку. Резиденцией правителей Сабы был город Мариб.

По данным античных авторов, государство Саба (Сабейское царство) играло главную роль как торговый посредник между Индией, восточным побережьем Африки и государствами греко-римского и эллинистического мира. Некоторые библейские источники сообщают также об оживленной торговле купцов Сабы с островом Тир.

Читайте также:  Мальдивские острова, цена отдыха и информация

Хадрамаут — историческая область на юге Аравийского полуострова (название встречается в Библии в форме — Хацермавет). В сабейских надписях VI — V вв. до н.э. упоминается государство Хадрамаут. Теофраст, Эратосфен и другие античные авторы также писали о государстве Хадрамаут со столицей в Шабва (Сабата). История государства почти неизвестна. Оно существовало наряду с Сабой, Ма’ином и Катабаном, славилась производством благовоний.

На протяжении всей истории Хадрамаут был объектом экспансии Сабы и то выступал как ее союзник, то входил в ее состав, иногда выступал как противник. В I (или в III) в. н.э. царь Хадрамаута заключил союз с царем Сабы против общего врага — Аксумского царства, но этот союз просуществовал недолго. На территории исторической области Хадрамаут неоднократно возникали союзы племен, но очень быстро расторгались эти союзы.

Государство Катабан — древнее раннерабовладельческое государство на территории современного Адена (Южная Аравия). Возникло не позднее конца II — начала I тысячелетия до н.э. Основа хозяйства — земледелие с высокой культурой искусственного орошения. Важнейшие культуры — пшеница, финики. Основная статья вывоза — благовония. В государстве Катабан очень важное значение имели подчиненные царю храмовые хозяйства, использовавшие труд рабов и свободного населения. Политический строй носил значительные пережитки родоплеменных отношений: наряду с царем значительную роль играли совет старейшин и народное собрание. Столица Катабана — Тимна хорошо известна благодаря многочисленным раскопкам.

Катабан вел борьбу за свою самостоятельность и за господство в Южной Аравии с государствами Авсан, Саба, Хадрамаут и Ма’ин. В I в. до н.э. государство Катабан распалось и его территория была разделена между Сабой и Хадрамаутом (некоторые ученые считают, что это случилось в середине III в.).

Памятниками высокой культуры Катабана являются архитектурные и оросительные сооружения, надписи и художественная бронзовая и каменная скульптура, отражающая эллинистическое влияние.

Основой хозяйства в южно-арабских государствах было ирригационное земледелие. Особенно известна была огромная плотина, около города Мариба, столицы Сабы. Земледельческие участки располагались террасами по склонам холмов. Разведение растений, дающих благовония, имели важное значение в хозяйстве знати.

Высоко ценилась обработка камня: при постройке зданий камни настолько точно подгонялись друг к другу, что швы между ними были почти незаметны. Рассказы позднейших арабов о величественных зданиях с окнами из прозрачного камня являются почти незначительным преувеличением того, что было на самом деле. Была известна в архитектуре того времени стрельчатая арка. Многие древние цистерны до сих пор находятся в употреблении.

Хорошо сохранились многие изделия из металла, изящные ювелирные украшения, керамика, однако нельзя определенно утверждать, что все они местного происхождения, возможно, их привезли по торговому пути.

Мало известно о внутреннем строе южно-арабских государств. В древнейшие времена (X — VII вв. до н.э.) они, очевидно, несколько напоминали ранние государства Древнего Востока (города-государства Шумера и Аккада, Ашшур и другие).

Около 650 г. до н.э. правителей-жрецов Древней Сабы сменяют “цари Сабы”.

В древнейших южно-арабских государствах были еще сильны пережитки племенной организации, однако “племена” были организованы не на основе кровного родства, как раньше, а по территориальному признаку. “Катабан” уже обозначало и царство, и составлявшие его племена. В государстве Саба племя сабеев было господствующим; остальные находились в зависимости от него; обычное выражение надписей — “Саба и племена”. Позднее остальные племена были уравнены сабе-ями, причем все были обязаны военной службой.

Социальная структура общества была многоступенчатой и сложной: различались племенная знать, зависимые от нее люди, постоянно живущие на территории племени чужеземцы и рабы. Земля находилась в руках царя, больших храмов и племенной знати, напоминавших храмы Малой Азии и Сирии.

Земледельцы, которые обрабатывали храмовую землю, были в непосредственной зависимости от храмов. Весьма многочисленными были храмовые прислужницы — гиеродулы. Им принадлежат дошедшие до нас “покаянные таблички”, содержащие почти исключительно женские имена: гиеродулы каялись в нарушении ритуальных предписаний и обетов. Некоторые из этих прислужниц были иноземного происхождения: караваны, которые возвращались с севера, привозили рабов и рабынь; известны рабыни из Газы (в Палестине) и Ятриба (позднейшая Медина в Западной Аравии).

Власть царей в Катабане (очевидно, также и в других государствах) была сперва ограничена советом старейшин, но важнейшие вопросы решало собрание племен, в кагором принимало участие все население, кроме рабов. Позже цари в Сабе усиливают свою власть: уже не собрание племен распределяет землю, а царь раздает по своему усмотрению своим приближенным.

Царская власть стала наследственной, и сын часто становится соправителем отца. Во всех государствах, где было земледелие, существовали три поземельных налога. Налоги, в частности десятина, платились не только царю, но и храмам. Совершенно бесправными в государствах Южной Аравии были рабы.

Население стран Южной Аравии в основном занималось пастбищным скотоводством. Верблюды являлись для них основным средством передвижения.

Бедуины — за сотни лет, «коренной» уклад их жизни не слишком изменился

Южноарабская торговля

Расцвет южноарабских государств начинается в середине I тысячелетия до н.э. Это объясняется не только высоким развитием ирригационного земледелия, но и выгодным географическим положением южноарабских государств, которое отводило им важное место в международной торговле. Преуспевало в это время государство Саба. Из Аравии вывозили благовония. Кроме этого, южноарабские купцы вели обширную посредническую торговлю: через их руки проходили благовония, пряности, драгоценные камни, которые везли из Индии и с сомалийского берега Африки.

В Южную Аравию эти товары доставлялись морем, здесь они перегружались на верблюдов и по известным древнейшим караванным путям, вдоль затерянных в пустыне колодцев, двигались в направлении побережья Средиземного моря, в филистимлянские и финикийские города, а оттуда расходились по странам Передней Азии и Средиземноморья.

Торговля велась исключительно предметами роскоши. О стране сабеев рассказывали разные чудеса; сами южноарабские купцы, чтобы набить цену своим роскошным товарам, рассказывали разные сказочные небылицы: о трудностях их добывания, о крылатых змеях, стерегущих благовония и т.п. Эти рассказы сохранились в арабском фольклоре по сегодняшний день.

Особым предметом торговли являлись рабы. Они были не только товаром, но и рабочей силой в трудном торговом пути.

Связи Аравии с государствами Передней Азии

Населявшие Аравию племена и народности сравнительно долгое время развивались изолированно от остального мира. Соседние народы знали о них очень мало, однако с самого начала существовали некоторые связи. Это видно из того, что южноарабский алфавит очень схож с другими переднеазиатскими алфавитами. Но в I тысячелетии до н.э. устанавливаются более прочные связи.

Под своим настоящим именем арабы впервые встречаются в ассирийских источниках (ариби, арабу). Арабский шейх Гиндибу принимал участие в коалиции сирийских царьков, оказавших в 854 г. до н.э. сопротивление ассирийским войскам в Северной Сирии; у Гиндибу, кроме войска, было с собой 1000 верблюдов. На протяжении многих лет ассирийские цари вплоть до царствования Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) воевали с арабскими кочевниками.

Арабские кочевники поддерживали и торговые связи с оседлым населением Передней Азии, продавая мелкий скот и другие товары. Кроме того, они принимали участие в развитой тогда караванной торговле, занимаясь, в частности, и торговлей рабами.

В середине I тысячелетия до н.э. особенно сильно увеличивается значение арабской торговли. На караванных путях Северной Аравии в это время значительно выдвигается город Тейма. Одно время царь Набонид (середина VI в. до н.э.) сюда даже перенес свою резиденцию из Вавилона. Здесь же археологами найдена надпись, датированная VI — V вв. до н.э. на арамейском языке, которая свидетельствует об оживленных торговых и культурных связях с Месопотамией.

Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало быстрому разложению первобытнообщинного строя у племен Северной Аравии. В VI в. до н.э. на территории Каменистой Аравии возникло новое государство набатеев, которое просуществовало почти до начала II в. н.э.

Сохранившаяся в Библии легенда говорит, что в Х в. до н.э. Палестину (царство Израиль) посетила знаменитая царица Сабы (царица Савская). Переднеазиатские державы всегда интересовались богатствами Аравии. О покорении Южной Аравии думали уже даже ассирийские цари. Персидские цари из известной династии Ахеменидов (VI — IV вв. до н.э.) стремились взять торговлю Южной Аравии в свои руки. Мореход Скилак из Карианды, в Малой Азии, находившийся на службе у персидского царя Дария I, совершил плавание вдоль берегов Аравии. Политических последствий это плавание не имело, но сильно расширило представление народов Средиземноморья об Аравии, быте, культуре и экономике народов, населявших ее.

В конце VI в. до н.э. на южном берегу Персидского залива возник известный в то время город Герры, который был основан, по рассказам древних писателей и летописцев, халдеями, бежавшими из Вавилонии во время завоевания ее персами. Жители этого нового города, герреи, стали заниматься посредничеством в торговле между государствами Южной Аравии и Двуречья. Из города Герры и области герреев шли караванные пути в Сабу и в страны Средиземноморья.

Более прочные связи государств Южной Аравии с внешним миром устанавливаются только в IV — III вв. до н.э.

Религия и культура Аравии

Население Южной Аравии создало в основном независимо от других народов древнего Востока своеобразную и относительно высокую культуру. Оно обладало высокоразвитой письменностью, к которой восходит и письменность довольно развитой в то время Абиссинии. О письме Южной Аравии того времени мы судим только по надписям, которые дошли до нашего времени.Очевидно, существовала и южноарабская литература, которая совершенно не сохранилась, возможно, погибла при многочисленных войнах.

Верования южных арабов имели общие корни с религиозными представлениями других семитических народов Передней Азии. В настоящее время известны имена более сотни богов, которым поклонялись арабы и южноаравийпы в то время. Многие божества были связаны, как и в Вавилонии, с небесными светилами и явлениями. Солнце (Шамс) изображалось в виде богини. Большинство богинь представляли собой разные образы женского божества плодородия.

Искусство Южной Аравии очень сходно с искусством других стран Древнего Востока, особенно с ассирийским.

Источник: Всемирная история Том 1. под ред. Ю.П. Францева

6. Аравийский полуостров (IX – XX вв.)

Благодаря главным мусульманским святыням в Мекке и Медине (область Хиджаз) и, одновременно, удаленности Аравийского полуострова от политического центра Халифата (Багдада) представители местной родовой и племенной элиты, а также религиозные лидеры становятся с конца VIII века фактически независимыми от власти багдадских халифов. Вместе с тем экономическое и религиозно-политическое значение Хиджаза определяло стремление династий, правивших в Багдаде, а затем — в Каире, сохранить здесь свое господство.

В это время Оман, восточная область Аравии, становится центром последователей религиозно-политического движения хариджитов. Здесь утверждается династия Ааль ал-Джуланда. В Бахрейне закрепляются воинственные карматы (представители одного из крайних течений в шиизме), стремившиеся завоевать соседние территории (под карматскими лозунгами неоднократно вспыхивали антихалифские восстания на юге Ирака.) На территории современного Йемена возникают государства во главе с династиями Зийадидов, Йафуридов и Зейдитских имамов.

С начала XI в. к власти в Египте приходят Фатимиды, которых признают династии южной Аравии — Сулайхиды и Наджахиды. Впоследствии их земли занимают соперники — Зурайиды и Хамданиды, а затем Махдиды.

В 70-х гг. XII в. в Йемен вторгаются войска Айюбидов (правителей Египта из числа потомков Салах ад-Дина (Саладина)). Господство Айюбидов в Йемене продолжается до 1229 г., когда здесь воцаряется династия Расулидов. К середине XV в. Расулиды, враждовавшие с зейдитскими имамами, теряют свое положение в регионе. Спустя несколько лет большая часть Южного Йемена переходит под власть династии Тахиридов.

В начале XVI в. Аравийский полуостров попадает в сферу интересов Португалии и Османской империи. Правители Омана из династии Йарубидов энергично сопротивляются европейскому проникновению.

В XVIII в. активную завоевательную политику проводят Албусаиды, пытавшиеся, оспаривать у португальцев и голандцев контроль над торговлей в Персидском заливе. Во второй половине XVIII в. в эту борьбу включаются Великобритания, Франция, а также ваххабиты Центральной Аравии. В итоге преобладающим в Персидском Заливе становится английское влияние, и британской Ост-Индской компании удается получить исключительные права на торговлю.

В XVIII в. в центральной аравийской области Неджд зарождается новое мусульманское религиозно-политическое движение — ваххабизм. Создателем государства ваххабитов был правитель маленького эмирата Дирийя (в области Неджд) Мухаммад ибн Сауд (1735 — 1765). Он стал основателем династии Саудидов, правящей и по сей день в Саудовской Аравии.

В начале XIX в. власть Саудидов распространяется на всю центральную Аравию. Им удается установить контроль над священными городами ислама Меккой и Мединой. Однако в 1818 г. государство Саудидов уничтожают вторгшиеся в Аравию войска османского наместника Египта Мухаммада Али.

После 1840 г., когда египетские войска вынужденно покидают Аравию, Саудиды восстанавливают свое государство. Новой столицей возрожденного государства (вместо разрушенной египтянами Дирийи) становится город Эр-Рияд.

Во второй половине XIX в. территорию государства Саудидов захватывают правители княжества Шаммар (Северная Аравия) — Рашидиды. Но в начале XX века Саудиды под руководством энергичного молодого эмира Абдель-Азиза ибн Абд ар-Рахмана (Ибн Сауд — будущий первый король Саудовской Аравии) освобождают Неджд от власти Рашидидов.

Во второй половине XIX — начале XX вв. колониальная политика Великобритании в регионе становится все более агрессивной. Она распространяет свое влияние на территорию Южного Йемена. Главным опорным пунктом англичан на юге Аравии становится построенный ими город и стратегически важный порт Аден. С эмирами и шейхами южных районов Йемена англичане заключают договоры о «дружбе», а впоследствии — о протекторате.

В годы Первой мировой войны (1914 — 1918) Великобритания ведет активную агентурную деятельность в регионе. Во время боевых действий против турецких войск на фронте между Египтом и Палестиной англичане пытаются поднять против турок местное арабское население.

С помощью и под политическим давлением Англии в 1916 г. в Хиджазе происходит антитурецкое восстание во главе с династией Хашимитов (правителями Мекки). После войны при поддержке Великобритании в Ираке и Трансиордании у власти оказываются представители этой династии.

В центральной Аравии после Первой мировой войны борьбу за объединение Аравии продолжают Саудиты. В 1926 году они наносят поражение Хашимитам в Хиджазе и занимают эту важнейшую область со священными городами Меккой и Мединой.

В 1927 г. эмир Абдель-Азиз ибн Абд ар-Рахман (Ибн Сауд) провозглашается королем «Хиджаза, Неджда и присоединенных областей», а с 1932 г. новое государство начинает называться Саудовской Аравией.

Аравийский полуостров до Мохаммеда

Аравийский полуостров до Мохаммеда

Аравийский полуостров седьмого века — это 3 миллиона квадратных километров довольно унылой местности: горы, пустыни, пески и застывшая лава. Некогда горы здесь были активны, лава выплескивалась довольно часто, нередко происходили землетрясения. Сейчас земля успокоилась — последнее сильное извержение случилось 750 лет назад неподалеку от Медины.

За сто лет до рождения Мохаммеда наблюдалось повышение тектонической и вулканической активности во всем мире, и Аравия не была исключением. Поэтому бугристая лава покрыла изрядную часть площади полуострова — не только пешему, но и коням, верблюдам трудно преодолеть такие места. Мотивы землетрясений, «каменных дождей» сохранились и в Коране:

«Когда земля содрогнется от сотрясения и обнажит свои таинства, человек спросит у неё, что случилось. И она начнет свой горестный рассказ, внушённый ей Аллахом». (Сура 99).

Среди лавовых песков и сейчас можно увидеть куски пород с повышенным содержанием серы, форма которых говорит о том, что эти камни когда-то были жидкими. Поселение Лота — Содом, которое располагалось на берегу Красного моря, было разрушено именно такими кусками застывшей желтой глины.

Природные катаклизмы часто сопровождаются эпидемиями, засухами и другими несчастьями: пришла беда — открывай ворота. О больших засухах говорит и Коран.

На западе полуостров омывается водами Красного моря. Затем идет длинная горная гряда, высота в некоторых местах достигает трех километров. Это — область Хиджаз. Здесь и располагается оазис Мекка, а Медина чуть дальше от моря, в этих городах и происходили основные события, описанные в Коране.

На востоке Аравийский полуостров окаймляет Персидский залив. Земли вдоль моря плодородны, но дальше они скудны и плавно переходят в огромную пустыню: здесь выпадает всего 100 мм осадков в год. Шестая часть полуострова вообще не пригодна к жизни: нет ни дождей, ни подземных источников.

В центре полуострова — довольно благополучная область, которая в то время называлась Йемам. Сейчас там находится столица Саудовской Аравии Эр-Риад.

Когда-то у полуострова были лучшие времена. Осталось большое число широких и глубоких разрезов на земле — это высохшие устья рек. Сейчас в них вода появляется только во время нечастого дождя. А в древности здесь были леса.

С юга на полуостров накатываются волны Аравийского моря. Здесь, в Йемене, более благодатная почва, чаще идут дожди, люди научились задерживать влагу в водохранилищах. Знаменитое Марибское водохранилище было построено две тысячи лет назад в государстве Саба, которым правила красивая и мудрая женщина по имени Билкис. За семь лет до своей смерти она стала женой Соломона. В Ветхом и Новом Завете, а также в Коране сохранились рассказы о Билкис. Мы надеемся, что вы ее полюбили.

В Сабе было много садов и полей. Затем Марибское водохранилище было разрушено из-за прорыва дамбы, о котором также рассказывает Коран, исчезло и государство. Сохранились остатки ирригационных сооружений, которые говорят о былом благополучии.

Население полуострова в те времена составляло около 7 млн. человек. Причем, половина жила в Йемене, на землях с искусственным орошением, а половина — в немногочисленных оазисах и пустынях. 4 млн. человек были привязаны к земле, занимались земледелием, а 3 млн. — бедуины — кочевали. Некоторые кочевники имели участки земли в оазисах, оседлые горожане выращивали небольшие стада овец и коз, которые паслись за чертой городов. Если не считать Йемена, вначале четкого разделения между оседлыми и кочевниками не было — при малейших изменениях условий жизни люди перетекали из одного состояния в другое.

Кочевники были животноводами. Растили верблюдов, овец, коз. Земледельцы и животноводы обменивались продукцией. Были установлены ценовые пропорции между товарами, которые применялись и при жизни Мохаммеда: один верблюд приравнивался 10 овцам, один барашек обменивался на мешок ячменя.

Население Аравийского полуострова со временем уменьшалось. Люди покидали негостеприимные земли, в которые их занесло, уходили на юг и север. Правда, и оттуда прибывали немногочисленные этнические группы, которые быстро растворялись среди коренного населения. На юге, в районе Йемена, жили химйариты, а в середине полуострова и севернее — арабы. Они говорили на разных языках.

Читайте также:  Лондонский Глаз в Лондоне, история и интересные факты

До насильственного объединения Аравии под властью Мохаммеда трудно было говорить об арабах, как о едином народе. Но уже существовала арабская письменность, она в доисламское время была достоянием узкого круга людей: правителей, религиозных деятелей язычества, крупных купцов, поэтов.

Удивительно, что здесь, как и в России, поэт был больше чем поэт. Поэтов любили, слушали, они воспевали героизм племен, фиксировали важные события, насылали проклятия на предателей и врагов, оплакивали умерших. Поэзия была общественной силой. Поэтому часто именно поэты разрешали споры между племенами. Их слушались. Простым людям поэты казались послами высших сил, считалось, что именно эти силы диктовали им столь напевные сочетания мудрых слов.

Если говорить об общественном устройстве, то на Аравийском полуострове в пятом веке нашей эры произошло оригинальное явление: до этого существовали небольшие государства, которые представляли собой объединения различных племен, а потом вдруг разом распались.

Во главе таких государств стояли вожди. Они часто ставили около своего жилища идола, который носил функцию устрашения — полиции и войск не было, а дисциплина и послушание были необходимы. Поэтому эти царьки одновременно были жрецами, которые от имени богов читали людям наставления.

Однако ко времени Мохаммеда эти объединения распались, вождей не стало, племена стали независимы друг от друга.

Древние сказания сохранили информацию, позволяющую понять мгновенную перемену в общественном устройстве полуострова. Сначала вожди приносили людям пользу, улаживая конфликты, объединяя людей для выполнения каких-то общих задач. Но затем, уверовав в свою власть, стали ею злоупотреблять. А тут случились все эти землетрясения, извержения вулканов, эпидемии и засухи, которые привели к ухудшению благосостояния людей. Но правители требовали прежних подношений, уплаты налогов в прежних размерах. Вот люди и перестали им подчиняться, к тому же, убедившись в том, что идолы, которым их царьки призывали поклоняться, не спасли от бедствий.

Ропот подавить было некому. Сначала один народ скинул царька, слух дошел до соседей, те тоже повторили «революцию», и она быстро распространилась по всему полуострову. Вождей убрали, но поступили не так, как сейчас, когда вместо ушедшего мэра быстро назначается другой. Стали жить отдельными племенами, даже семьями, без всякой общей власти.

Отвращение к власти нашло отражение в Коране: в одной из первых сур, тогда, когда Мохаммед еще не представлял, что станет властителем, говорится:

«От царей, когда приходят куда-нибудь, не жди добра — они губят поселения и унижают жителей» (Сура 27).

Вот почему ко времени появления Мохаммеда на свет Мекка и Медина не имели своих правителей. Люди жили рядом, в одном оазисе, территориально объединенные вокруг источников воды, но не зависели от какой-либо власти — ее просто не было.

Но свобода, как всегда, несет и минусы: ввиду децентрализации сил стали невозможными какие-то крупные проекты, скажем, строительство ирригационных систем, а старые пришли в упадок. К тому же, стало трудно отражать нападения кочевников.

СУРА 30. РИМЛЯНЕ (Ар-Рум). Мекканская, пророческий период.

Поражение и победа византийцев — знаковые для мусульман. Знамения Аллаха. Ветер, молния, разный цвет кожи, разные языки — сумей понять это многообразие.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Повержены римляне в войне на ближних землях. Но пройдёт небольшое время, и они одержат верх. Богу принадлежала и принадлежит вся власть, и обрадуются верующие помощи Аллаха. Он помогает тем, кому желает.

Заметки на полях: история этих, первых строк 30-й суры Корана примечательна. Она впервые была прочитана примерно в 617 году. Перед этим Персия, напав на Византию, захватив Антиохию, Дамаск, приступила к осаде Иерусалима. Город отчаянно защищался ровно 20 дней, но вскоре городские стены превратились в руины, персы ворвались, как дикие львы, они все крушили на своем пути — дома, храмы, базилики, синагоги. Казалось, что Византия уже не поднимется с колен. Особенно болезненным был захват персами Египта, откуда в византийские города поступала пшеница.

Коран в этой войне — на стороне византийских христиан, отличая их от огнепоклонников Персии.

Именно в период краха Византии Коран предсказывает, что через несколько лет она обретет победу. В это никто не мог поверить, даже сам Ираклий, царь Византии. Он задумал покинуть страну и переправиться в Ливию. Но патриарх Сергий убедил императора отказаться от капитуляции. Ираклий долго колеблется и, наконец, начинает контратаку. В 622–628 годах он предпринимает три похода на Персию, сокрушает ее армию и вступает на территорию враждебного государства. Предвидя поражение, персидская оппозиция убивает царя Хосрова II, приходит новая власть, которая сразу же вступает с Ираклием в мирные переговоры. Персы возвращают Византии завоеванные ранее территории — Сирию, Египет, Иерусалим. Византийская империя даже расширяет свои владения за счет Северной Месопотамии.

Напомним, что Коран предсказал эту победу в то время, когда весь мир считал, что Византия погибла окончательно.

Для Мохаммеда победа византийцев была знаковой. Мекканская знать, услышав о сокрушительном поражении Византии, говорила мусульманам, что и они будут так же повержены. Тогда впервые Мохаммед и сказал своим сподвижникам, что через несколько лет римляне одержат победу. Так и случилось.

Всевышний помогает тем, кому желает, кто этого достоин. Таково обещание Аллаха, но мало кто об этом знает.

Люди верят в то, что видят, о будущем не думают, тут они беспечны. Неужели они не размышляли о самих себе, об окружающем их мире? Это Аллах создал небеса и землю, и то, что между ними. Но многие не верят в это, не верят во встречу с Богом.

Неужели вы не слышали, чем кончили безбожники, которые творили зло? Аллах создаёт Свои творения, а потом собирает их к Себе. Грешники в судный день отчитаются за деяния свои, и не окажется у них заступников. А те, которые добро творили — будут вознаграждены.

Славьте же Аллаха с наступлением утра и при заходе солнца! Славьте же Его после полудня и в середине дня! Это Он выводит из мёртвого живое, а мёртвое — из живого. Бог оживляет землю после её смерти, так и люди будут возрождены.

Среди Его знамений — то, что вы сотворены Аллахом. Среди Его знамений — то, что созданы для вас супруги, чтобы род ваш не угас, созданы любовь между вами и тяготение. Пусть задумается об этом тот, кто обладает разумом!

Среди Его знамений — различие в языках, отличие цвета кожи, ваш сон ночной и работа днём. Задумайтесь об этом, если вы разумны! Среди Его знамений — ветер, несущий по небу облака и корабли по морю.

Среди Его знамений — молния, напоминающая вам о Боге, и гром, приносящий страх. Бог ниспосылает с неба влагу, которая оживляет землю и растит плоды. Среди Его знамений — то, что существуют небо и земля, и прочно держатся они в просторах мироздания. Задумайтесь же об этом, если вас не покинул разум!

Аллаху подчиняется всё, что окружает вас. В Его власти — все наивысшие качества природы. Есть ли среди рабов ваших те, кого вы боитесь, что захватят вашу власть? Точно так же Бог владеет всем, и никто не может стать с Ним рядом. Задумайтесь же об этом, у кого есть разум!

Безбожники потакают своим страстям. Ты не сможешь направить их на верный путь, если Аллах ввел их в заблуждение. Тебя услышат только те, кто обладает слухом.

Обрати своё лицо к религии, исповедуя единобожие. Бог — один, Бог сотворил человека с этим представлением. Обращайтесь к Господу с раскаянием, Его страшитесь, не кланяйтесь множеству богов, совершайте предписанный намаз, в религии раскола не допускайте (всем мусульманам, ныне расколотым на 70 ответвлений ислама, придется признаться, что этот завет Корана никто не думает выполнять).

Люди каются перед Богом только в трудную минуту, встретившись со злом. Когда беда минует — забывают Бога. Такова людская неблагодарность. Пользуйтесь милосердием Аллаха, но знайте, что Он един.

Оказывайте добрые дела родным и близким, беднякам и путникам. И тогда вы ближе станете к Аллаху. Но приблизится не тот, кто ждёт какой-то выгоды, а тот, кто бескорыстен.

Зло возникает на земле от рук людских за то, что сотворено когда-то вами. Это — урок вам, чтобы думали, что творите. Зло порождает зло. Скажи им, Мой посланник: обратите же лицо к Аллаху до дня суда, когда придётся отвечать за свои поступки. В судный день Аллах несправедливым не поможет, покаяние от них не будет принято.

Аллах создает вас из капли слабыми. После детства Он вас одаряет силой, а потом заменяет силу слабостью и сединой. Он творит вашу жизнь такой, как вам предначертано.

Мы приводим в Коране притчи, которые дано понять лишь разумеющим. А неверующий не видит знамения Бога. Будь же терпелив, посланник Мой. Придерживайся веры, не дай неверующим сломить себя.

Аравийский полуостров накануне появления Ислама

Обзор географического положения и населения

Аравийский полуостров – основная часть земли, населенная арабами, лежит в юго-западной части Азиатского континента; граничит на севере с Иорданией и Ираком, на юге с Индийским океаном, на востоке с Оманским и Персидским заливами, а на западе с Баб-эль-Мандебским проливом и Красным морем; он является колыбелью древних арабских народов, распространившихся в пределах отечества, освоивших земли в Азии и Африке от океана до залива, и так, что это земля считается землей, которую избрал Всевышний для выведения из нее света Ислама, разнесшегося во все уголки планеты и наполнившего ее пользой и миром.

Аравийский полуостров делится на пять частей: Йемен, Тухамат, Хиджаз, Мадж, Иамамат и Бахрейн; это уменьшенная географическая модель родины арабов, окруженная горным кольцом, тянущимся от морей до побережья Хиджаза, а на юге до пролива Хармаз, холмистые равнины, широкие пустыни, что сделало экономическую и общественную жизнь разнообразной. Низменная равнина установила для населения оседлую жизнь, основанную на земледелии, торговле и ремеслах, а в пустыне установилась бедуинская жизнь, которая опирается на скотоводство, кочевание и набеги как средство выживания.

1.1Общественная жизнь на Аравийском полуострове накануне появления Ислама

Под общественной жизнью подразумевается то, что касается отношений между членами общества и их родными, а также между различными племенами. Она охватывает следующее:

а) племенная система: установилось арабское общество на Аравийском полуострове накануне появления Ислама на основе племенного порядка, причем в каждом племени был глава или старейшина,

обладавший качествами правителя – смелостью, щедростью, благоразумием, справедливостью, мудростью.

Ему помогал совет, состоящий из авторитетных людей племени, и решение принималось согласно прецеденту и преобладающей традиции, и обычно власть наследственной не являлась.

б) союз: отношения между племенами складывались на основе родственных связей, как внутри

рода, так и на основе союза между ними против другого племени, или на основе шефства, когда небольшое племя просило у большого защиты.

в) родство: все члены племени изначально считались равноправными, а различались по отличительным качествам – щедрости и смелости.

Кровным родственным связям придавалось огромное значение, поэтому от каждого члена общества требовалось, чтобы он помогал как угнетателю, так и угнетенному.

Арабы полуострова делились на две большие ветви: арабы севера – адениты, и арабы юга – кахтаниты, от которых ответвилось еще несколько племен.

г) арабские традиции и обряды: прежде всего, набеги, обусловленные жизнью в пустыне. Если племя нападало на другое по причине вражды или же слабости последнего, то захватывало его животных и имущество. А побежденное племя готовилось забрать свое обратно при первой же возможности и так далее.

От этого произошла племенная нетерпимость, которая породила обычай брать силой по принципу «помоги брату угнетающему или угнетенному».

Из положительных обрядов и нравов, известны верность бедуинов данному обещанию, их умение прощать при возможности наказать, готовность защищать соседа, помогать ему в нужде.

1.2 Политическое устройство Мекки и Медины накануне появления Ислама

Правители аравийского полуострова подразделялись на два типа:

первый – независимые, подчинявшиеся самому большому из них, второй – главы родов и племен с ограниченной властью, которые не являлись независимыми и иногда следовали за другими правителями.

Одной из прекрасных цивилизаций, существовавших на полуострове, был на юге Аравии Йемен, который нес факел передовых государств, а также Сабейцы, Химйары, но мы особо выделим Мекку и Ясриб (Лучезарная Медина), которые выделялись активной торговлей, и располагались на торговых путях между Йеменом и землями Сирии.

1. Священная Мекка: родина племени курейшитов имеет множество имен – Бакка, Уммул Кура, Балядуль- Амин. Мекка стала религиозным центром, т.к. в ней находились Запретный Дом и Священная Кааба, а также много значило ее расположение.

Арабы приходили в нее отовсюду для поклонения и торговли на рынках, которые располагались вблизи, например, рынок Гуказ. Курейшиты пользовались этими преимуществами в осуществлении активной торговли, и совершали две годичные поездки: зимой в Йемен, и летом в земли Шама (Сирии).

В Мекке накануне прихода Ислама проживало племя Джурхам, которое породнилось с родом нашего прародителя Исмаила, затем, после Джурхам управление Меккой взяло на себя племя Хузаат, и в его время распространились Аднаниты на просторной территории, обосновались в Мекке дети Фахра ибн Малика, курайшита, до Кусайа ибн Киляба, четвероюродного деда Пророка (мир ему и благословение), объединившего их в одно целое; в результате чего стали возможными противодействие Хузаатам и победа в правлении Меккой; затем Кусай взял правление Каабой на себя, а также административную и исполнительную власть, и стал первым из создавших политическую систему в Мекке, проявившейся в следующем:

1. парламент: место созыва совета лидеров курейшитов для решения важных вопросов и проведения общих дел.

2. командование: хранение знамени войны и управлении войском.

3. обслуживание Каабы: открывание дверей Каабы и ее обслуживание.

4. водоснабжение: наполнение колодцев водой для паломников и угощение сладостями из фиников или кишмиша.

5. обслуживание: приготовление еды для паломников.

После смерти Кусайа его потомки распределили эти занятия, вследствие чего обслуживание Каабой, командование и парламент перешли к потомкам Абду Дари; к потомкам Абдул Манафа – водоснабжение и обслуживание, которые достались его сыну Хашиму и его потомкам до прихода Ислама.

Курейшиты заключили договор (до Союза) с целью возвращения несправедливости к его хозяевам, когда пришел Ислам, и курайшиты господствовали и были уважаемыми среди арабов.

2 – Ясриб (Лучезарная Медина): второй по важности город Хиджаза, располагавшийся на плодородной равнине, обильной водами и пальмами, на расстоянии 400 миль от Священной Мекки (450 км). Накануне прихода Ислама на ней жили арабы племен Авс и Хазрадж, а по соседству некоторые племена, исповедовавшие иудаизм, которые использовали скрытое орудие и смуту для разделения племен Авс и Хазрадж, разжигали огонь войны и вражды между ними. Но когда узнали старейшины племен и мудрецы об опасности войны и заговоре иудеев против них, пришли к примирению и согласились выбрать лидера Хазрадж (АбдуЛлаха сына Убаййа сына Салула) правителем города, что стало причиной его отказа от участия в войне между ними в день Буас, однако препятствовало прибытию Пророка (мир ему и благословение) из Мекки в Медину, но когда он увидел, что народ не признает его без Ислама, принял его без желания, и остался главой лицемеров до конца.

Экономическая жизнь на аравийском полуострове накануне прихода Ислама

На экономическую жизнь у арабов полуострова влияли условия географической среды, вследствие чего установились два образа жизни:

а) бедуинская жизнь жителей вынуждала к постоянному передвижению в поисках воды и пастбищ, и жильем для бедуинов были палатки из шерсти.

Их жизнеобеспечение основано на содержании животных и употреблении производного от них: молока, мяса, шерсти.

б) оседлая жизнь: города располагались в прибрежных районах, дождливых предгорьях, на равнинах и оазисах, где брали свое начало источники, поэтому жители занимались земледелием, ремеслами, торговлей.

2. Разделы экономической жизни:

а) земледелие особенно развивалось в прибрежных и орошаемых районах и оазисах, в центре Аравийского полуострова, в Ясрибе и Таифе, где распространилось возделывание зерна и выращивание фруктов.

б) ремесла: арабы, жившие накануне появления Ислама, оставили торговлю невольниками. Появилось в Йемене, Хире, Машарифе и Сирии новое ремесло, однако у населения Хиджаза оно было несложным, соответствующим состоянию их жизненного уклада, производили только предметы первой необходимости, но продукция была роскошная, а богачи к тому же привозили и из соседних стран.

в) торговля и рынки: арабы Хиджаза прославились торговлей, обусловленной скудостью земель и расположением их стран на путях соединения бассейнов Средиземного моря с Индией и Китаем, там и проходил торговый путь по их знаменитым городам – Мекке и Медине. Мекка особенно прославилась торговлей. Обогащались этим курейшиты, их торговые караваны отправлялись в страны Сирии, они играли роль торгового посредника между севером и югом, вследствие чего образовался слой богатых торговцев.

Существовали у арабов и именитые рынки, куда съезжались со всех уголков и прибывали из большинства мест, и были рынки двух видов:

Первый: постоянные рынки, такие как Басра, Давматуль Джандаль и Санъа.

Второй: сезонные рынки – очень важные – самый известный из которых Гуказ, находившийся вблизи Мекки в сезон Хаджа, прибывали к нему люди со всех уголков полуострова. Но рынок не ограничивался только делами купли-продажи, а был общественным центром, в котором проходили примирения, сватовства, он также был литературным и поэтическим центром, где соревновались поэты и ораторы, которых судил критик в закрепленной особо для него палатке, а лучшие поэмы писались золотом на стенах Каабы такие надписи называются Муалакагы.

г) важные торговые рынки: они выполняли важную функцию:

  1. объединение диалектов арабов в один диалект курейшитов, управителей святилища и лидеров рынка.
  2. формирование арабского общества как единого объединения арабских племен в одном месте и в одно время.
  3. эти рынки устраивались в запретные месяцы (время Хаджа и Умры), когда запрещались убийства, и в месяцы, проходящие один за другим: Зуль-Каида, Зуль-Хиджа и Мухаррам, и отдельно в месяц Раджаб.

Перевод из книги “История арабов и Ислама”

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Ссылка на основную публикацию