Ашрам в Индии, как попасть и жизнь в ашраме

Ашрам: отдых со смыслом

Само слово «ашрам» переводят с санскрита по-разному. «Место без боли» («шрам» – боль, «а» – отрицание). И в этом есть своя правда – сама суть ашрама предполагает успокоение, избавление от негативных эмоций. По другой версии, «ашрам» значит «труд», и это тоже верно. Труд во всех смыслах – основа жизни в коммуне. Наконец, еще один вариант – «уединение», «обитель отшельников».

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Изначально ашрамы возникали вокруг просветленного учителя, гуру. Постепенно слава о подбоных местах распространялось, привлекая паломников. Вся инфраструктура лагеря – дело рук самих учеников: строительство, приготовление пищи, добыча воды – все хозяйство на их плечах. В индийских семьях до сих пор существует традиция в обязательном порядке отправлять ребенка в ашрам хотя бы на несколько месяцев. Именно там он получает умение трудиться, помогать другим, духовно совершенствоваться.
Для европейцев и американцев путь в ашрамы проложили «Битлз»: в 1968 году они съездили к гуру Махараши Махеш Йоги. С тех пор популярность поездок неуклонно возрастала: если в 2005 году, по данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, в индийских ашрамах побывали 15 000 человек, то в прошлом сезоне это число увеличилось более чем в 3 раза, а Индия как туристическое направление вышла на 5-е место в мире.
В годы экономической стабильности среди паломников было много бизнесменов: наладив процесс, они уезжали в ашрам поработать над собой. В период глобального кризиса ашрамы гостеприимно приняли многих растерявшихся и лишившихся работы. Еда и жилье здесь практически ничего не стоят, так почему бы не пожить на природе с пользой для души и тела на полученные при увольнении отступные?

ОТ ДИСКОТЕКИ ДО КАРМА-ЙОГИ
Ашрамов в Индии тысячи – от строгих классических, полностью посвященных йоге и духовным практикам, до демократичных заведений, ориентированных на туристов.
Классические ашрамы – место для тех, кто углубленно занимается йогой и духовными практиками, кому главное – быть среди единомышленников, постоянно медитировать и общаться с гуру. Бытовые условия здесь, как правило, спартанские и даже аскетичные: спальни на 6–10 человек, матрацы на полу. Конечно, даже в самом скромном общежитии обязательно есть туалеты и ванные комнаты. Тем, кто хочет практиковать полное молчание, в некоторых ашрамах выдают специальный значок, выражающий ваше желание отрешиться.

Ашрамы для туристов. Самые известные больше похожи на крупные культурные центры с гостиницей, да ими по существу и являются. Например, всемирно известный центр Ошо, возникший как классический ашрам, сегодня носит статус международного медитационного курорта: здесь есть библиотека, университет, конференц-залы, интернет-холлы и даже дискотеки и безалкогольные бары. Но и в большинстве таких заведений есть главное, что делает ашрам ашрамом: известный гуру, который пару раз в день выходит пообщаться с паломниками. Состав последних очень разнородный – от студентов до международной богемы.
Так или иначе, любой ашрам – это место, где можно полностью отрешиться от суеты цивилизации и заняться самопознанием и самосовершенствованием. Можно работать в огороде, оранжерее, ухаживать за животными; при некоторых ашрамах есть школа – тогда у вас есть шанс попробовать себя в роли учителя. Такой общественно-полезный труд называется карма-йогой.

КАК ЖИВУТ В АШРАМЕ
4 утра – подъем. После омовения все проходят чандан – ритуал рисования на лбу полосок и точек. Желтая сандаловая паста призвана охладить ум, красным цветом отмечают третий глаз.
5.45 – хаван, церемония жертвоприношения огню. Под пение мантр пламени предлагают масло, рис, цветы, фрукты. Считается, что церемония гармонизирует пространство.
6.30–7.30 – коллективное пение мантр в храме (арти). Это основная духовная практика во многих ашрамах.
9.00–11.40 – карма-йога (общественно полезный труд).
11.40 – завтрак.
12.00–15.30 – свободное время.
15.30–17.30 – карма-йога.
18.30–19.30 – вечернее арти.
20.00 – ужин.
21.00 – отбой.

РАЗУМНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Во многие классические ашрамы можно попасть без предварительной договоренности – место в коммуне найдется всякому, кто постучится в ворота. Но если вы не строгий аскет, лучше заранее списаться или созвониться с выбранным заведением. У крупных ашрамов есть сайты, у большинства остальных – телефоны.

В среднем месяц жизни в ашраме обходится около 100 долларов.

В некоторых центрах нужно заранее записаться на курс занятий йогой – ознакомительный либо для продвинутых. Оплатив его, вы автоматически получаете возможность занять место в общежитии или гостинице. В других заведениях нет расценок на услуги, но это не значит, что они бесплатные: обычно просят сделать пожертвование, о примерном размере которого вам скажет сопровождающий вас в первый день житель ашрама. Как правило, речь идет о небольшой сумме.

5 ГЛАВНЫХ АШРАМОВ ИНДИИ
1. Ашрам Ошо
Пуна (штат Махараштра). Пропуск, включающий в себя все медитации дня, – 550 рупий (около 10 долларов). Приблизительная стоимость месяца проживания с тратами на еду, жилье, покупки и обучающие курсы – от 600 до 2000 долларов. Мекка для последователей современных эзотерических практик и учения Бхагавана Раджниша (Ошо). Все желающие могут пройти один или несколько курсов на выбор – от медитации и йоги до освоения сексуальных техник. Для жизни в ашраме нужно иметь при себе справку об отрицательном анализе на СПИД.

2. Ашрам Саи Бабы Прашанти Нилаям
Путтапарти (штат Андхра-прадеш). Комната гостиничного типа на 2–4 человека – 2 доллара в сутки. Самый популярный ашрам среди иностранцев. Многие приезжают в надежде увидеть чудеса, которые якобы или на самом деле совершает гуру Саи Баба. Ашрам активно занимается благотворительностью. Максимальное время пребывания – 60 дней.

3. Ашрам Ауробиндо
Пондичерри (штат Тамил-наду). Проживание – от 2 до 12 долларов в день. По замыслу основателя, это настоящий духовный город. Сейчас в нем живет около 2000 человек. Здесь нет какой-либо отдельной программы или практики для посетителей. Общее правило – полная свобода вероисповедания и поиск гармонии. Главная достопримечательность – Матримандир, гигантская сфера, внутри которой находится зал для медитации.

4. Фонд «Искусство Жизни»
Бангалор (штат Карнатака). Проживание – от 4 до 12 долларов в сутки. Плата за обучение: вводный курс (два вечера и один день) – 10 долларов, курс для продолжающих – 20 долларов. Основан гуру Шри Шри Рави Шанкаром. Организация активно занимается благотворительностью, а также обучением йоге и медитации. В ашраме проходят курсы Сударшана-крии, системы освобождения тела от токсинов и насыщения его кислородом.

5. Кришнамачарья Йога Мандирам
Мадрас (штат Тамил Наду). Проживание – по договоренности. Девиз заведения: «Йога должна быть доступна всем и каждому. Мы не хотим, чтобы она считалась привилегией элиты». В ашраме можно получить индивидуальные консультации и уроки асан, пранаям, пения ведических гимнов, а также наставления по йоготерапии, медитации и философии йоги. Здесь не принимают посетителей, которые не предупредили о своем появлении.

Жизнь в индийском Ашраме (часть 1)

НЕДОЛГИЕ СБОРЫ

Организация путешествия в Индию для меня оказалась внезапной, впрочем как и все мои остальные поездки.

Сразу после январских праздников 2013 года, возвращаясь с подругами из ресторана, мы разговорились с водителем такси.

Оказалось, что он уже несколько лет медитирует в Ростовском медитационном центре, вскользь упомянулось о том, что в конце января группа медитирующих йогов собирается посетить индийский Ашрам, в городе Ченнай.

Уже на следующий день, я была в медитационном центре, пообщалась с йогами, и приняла решение присоединится к группе, вылетающей в Индию.

Визу заказывала через московское агенство, специализирующееся на поездках в Индию, билеты заказывала через интернет на сайте OneTwoTrip. Для проживания в ашраме необходимо было заранее зарегистрироваться по электронной почте администрации Ашрама.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Туда: Из Ростова автобусам до Москвы. Перелет Москва — Абу Даби — Ченнаи

Обратно: теоретически — все в обратном порядке.

По факту: вылет из Ченнаи задержали минут на сорок. Соответственно, мы не успели на стыковку в АБУ-ДАБИ. Больше суток мы провели в Арабских Эмиратах.

Нам сделали временные визы и поселили в шикарных бунгало на берегу Красного моря. На следующий день, вместо того, чтобы отправить нашу группу прямым рейсом в Москву, нас отправили сначала в Иорданию (АМАН), и только потом в Москву. Уже в дороге мы перебронировали билеты до Ростова.

ЖИЗНЬ В АШРАМЕ.

В Индию мы прилетели ранним утром — часа в четыре. Прямо в аэророрту через службу сервиса заказали такси, и уже минут через сорок со всеми манатками прибыли в Ашрам. Мы только-только успели занести вещи, как раздался удар клокола — было 5 утра — приглашение на утреннюю медитацию.

Прямо под медитационном холлом находятся ДОРМИТОРИИ — места для проживания. Отдельные дормитории для мужчин и для женщин, а также для семейных пар.

Опытные поломники привезли с собой целый арсенал необходимых вещей для проживания: просторные палатки из москитной сетки для проживания, удобные надувные кресла для медитаций, коврики полипропиленовые для комфортного сна, фонарики, кремы от москитов.

Естественно к опыбтным поломникам я не относилась.) Специально для таких же горе-поломников, на территории ашрама есть специальный пункт проката с самым необходимым для проживания интентарем — коврики, матрасики, постельные принадлежности, москитные сетки. Мне все это очень даже пригодилось…

Если во время сна, какая-либо часть тела оказывалась вне москитной сетки — наутро не остовалось живого места от укусов москитами. Кстати, внешне москиты очень похожи на комаров, но летают бесшумно, кусают нечуствительно, и сразу огромной стаей….

Ежедневно три раза в день, все жители ашрама собирались в медитационном холле (он огромен) на сатсанг (общую медитацию) плюс ежедневные собственные духовные практики. В 10 часов — отбой.

Кормили в специальноотведенном месте — ДИННОХОЛЛЕ — прямо под открытым небом. Йоги не употребляют в пищу мяса и рыбу. Поэтому еда преимущественно состояла из риса плюс разные очень острые подливки из овощей и специй.

Кроме общей «столовки» самым излюбленным местом для сборов в свободное от медитаций время был КОНТИН — своебразное кафе.

В контине за небольшие деньги можно было купить как индийскую, так и европейскую еду, овощи и фрукты, пироженое и мороженое, а также сладости, изготовленные самолично служителями ашрама.

В Ашраме есть свои коровы, поэтому некотрые блюда приготавливаются с добавлением натурального молока от ашрамных священных коров.

Каждое утро во время завтрака к нам прилетал попугай, и важно расхаживал между людьми, выпрашивая еду, особенно сладости.

И еще на территории ашрама живет очень много пальмовых белок — внешне очень похожих на бурундучков из мультика про Чипа и Дейла. Они совсем ручные — с удовольствием подкармливались арбузными семечками.

А еще пару раз мы видели обезьянок на территори, но их категорически запрещено кормить. Потому что, обезьяны отличаются паталогической наглостью, и отвадить их из облюбованного места — большая проблема.

Ашрамы

Ашрамы Индии – переводится с санскрита как: «обитель затворников», «уединение», «защита», «труд».

Самый распространенный вариант – «место без боли», где «а» – префикс отрицания, «шрам» – страдание. Изначально данное слово трактовалось как местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов, которые искали уединения в диких лесах или на горных просторах. Современный индуизм имеет несколько другую номенклатуру. Сейчас упомянутый термин обозначает специальную религиозную коммуну, направленную на спокойствие и избавление от негатива всех ее членов.

Читайте также:  Достопримечательности монастыря города Алкобаса

Индийские Ашрамы: в чем их суть

В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:

  • совершение ритуалов;
  • чтение молитв;
  • практика медитаций;
  • повторение мантр;
  • изучение священных писаний;
  • следование пути йоги;
  • осуществление посильного труда.

Ашрам Пармарт Hикетан

Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.

Правила проживания

Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:

  • 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
  • после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
  • днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
  • вечером – поклонение божеству (пуджи).

Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.

Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.

Особенности и разновидности

На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.

К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.

Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:

  • бары с безалкогольными коктейлями;
  • холлы для конференций;
  • танцевальные клубы;
  • университетские помещения;
  • интернет-залы;
  • доступное книгохранилище.

Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.

Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:

  • уход за животными;
  • работу в оранжерее;
  • присмотр за огородом;
  • преподавание в школе.

Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.

Как попасть в ашрам

Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.

Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.

С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.

Центр йоги Иша в Индии

Ашрам – место, где стоит побывать

Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.

В какой индийский ашрам стоит съездить?

Приведенный список не претендует на полноту: ашрамов в Индии великое множество. Субъективно выбраны самые известные и колоритные.

1. Ашрам Аммы (юг Индии, около города Тривандрум). Один из самых популярных у русских йога-туристов индийских ашрамов. Мата Амританандамайя (ее имя можно перевести как «Мать Абсолютного Блаженства») — ныне живая и здравствующая индийская женщина-Гуру. Известна еще как «обнимающая Гуру», т.к. свой даршан (милость) Матушка проявляет в виде сердечных объятий, которые она дарит всем ищущим. Ашрам Аммы (я был там в 2011м году) — идеально чистый, с аскетичным питанием, до него легко добраться. Если вы спешите, и у вас мало времени в ашараме, надо заранее предупредить, и вам устроят аудиенцию с Аммой (объятие) в очень короткий срок. В ашраме действует правило обязательной для всех проживающих «севы», «служения» (очистки территории и т.п.), но оно не очень строго соблюдается. Объятие Шри Аммы — одно из тех впечатлений от Индии, которые долго не меркнут. Еще, Амма говорит каждому несколько сердечных слов на родном языке гостя. Про Шри Амму можно посмотреть полнометражный документальный фильм на Ю-тубе. Добраться в ашрам из Дели можно на самолете или на поезде (последний вариант займет 2-3 дня).

2. Хайдакхан Бабаджи ашрам на Севере Индии — другое популярное направление для россиян. Шри Хайдакхан Вале Баба (Бабаджи) уже при жизни многими считался Махаватаром (полным воплощением) Шивы, легендарного и божественного первого йога. Даже если вам не так близка индийская религия, такой титул дорогого стоит. Зарубежные последователи также иногда величают Хайдакхан-Бабаджи «Христом современной Индии», подчеркивая не только его популярность, но и человечность и смиренность его учения (Бабаджи, кстати, уважал все религии), основанного на идеалах Карма-йоги, приведенных в Бхагават-Гите. Жизнь и йогическая практика этого, как и предыдущих (см. биографию) Бабаджи овеяна столь многими чудесами и легендами, засвидетельствованными многими, в том числе знаменитыми людьми, что даже если небольшая часть из них — правда — этот ашрам точно стоит посетить. Любопытно, что Ашрам Хайдакхан Бабаджи в Индии имеет «побратима» — «наш» ашрам в районе Омска (в Сибири).

3. Сатчитананда Ганапани — один из известнейших святых, Гуру и Аватаров Индии наших дней. Он считается Аватаром (воплощением) Шри Даттатрейи, легендарного индийского йогина и святого, которого в этой стране также причисляют к богам. Шри Сатчитананда Ганапати очень известен в Индии, и мало известен у нас и на Западе, хотя в последнее время его популярность растет. Интересно, что Ганапати Сатчитананда Свамиджи учит простой форме крийя йоги, которая не использует асан, а только двадцать одну пранаяму, для того, чтобы поднимать энергию и очищать нади. Ашрам находится в г. Майсур, добираться туда надо на поезде.

4. Медитационный центр (ашрам) Ошо в Пуне — совсем не похож на «обычный» йога-ашрам. Ошо — «секс-гуру», который пошёл вразрез с многовековыми традициями монашества и йоги, не говоря уже об индуизме. Так что даже как-то странно называть центр Ошо «ашрамом». Но как бы то ни было, «ашрам» Ошо привлекает множество русскоязычных (да и западных) туристов. И неудивительно — наследие этого вдохновенного и харизматичного духовного лидера, несомненно одно из величайших Учителей 20го века — чрезвычайно популярно в нашей стране, как и в США. И недаром, ведь подвижные «ошо-медитации» доступны многим людям, и зачастую приносят быстрый результат. Необычный, красивый и благоустроенный (и очень чистый, для тех, кто переживает за свое здоровье и комфорт) Ашрам («Международную коммуну») Ошо может посетить любой желающий. ну, почти каждый! Вам необходимо будет пройти тест на отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ СПИД), и приобрести особые темно-красные одежды. Входной билет на день стоит недорого, да и проживание за чертой ашрама (в городе) — тоже. Есть и более комфортабельные и дорогостоящие варианты — на любой кошелек. Пожалуй, самая привлекательная черта Ошо-центра — в том, что вы можете ежедневно посещать неограниченное число занятий (практик), «ошовских медитаций», таких, как «Динамическая медитация», «Натарадж», «Надабрахма» и многие другие, наверняка знакомые многим ищущим из России. Здесь можно и пройти тематические курсы, например, тренинг «Мистическая роза», и даже поучиться в «Мултиверситете» (по части искусств, целительства, и др.). На территории очень часто проходят мастер-классы и мастерские, например, по Дзен, пульсовой диагностике, и даже боевым искусствам. Свой визит в ашрам Ошо можно приурочить к одному из трех отмечаемых здесь праздников: 19 января — день махасамадхи (смерти) Ошо; 21 марта — день просветления Ошо, полнолуние в июле; или 8 сентября — день рождения Ошо. До ашрама Ошо легко добраться самолетом или поездом из Дели. Ашрам Ошо хорошо посетить в паре с другим, традиционным и «чисто индийским» ашрамом, для сравнения и полноты картины.

5. Рамана Ашрам (Раманашрам) — один из самых любимых и красиво расположенных ашрамов Индии. Он находится в г. Тируванамалаи, неподалеку от горы Аруначала, которая занимала особое место в подвижничестве основателя ашрама — святого Шри Раманы Махарши (1879-1950). Многими индуистами эта гора считается престолом Господа Шивы, таким образом имеет определенно особое значение для йогов. Суть практики самого Раманы Махарши, и его рекомендации ученикам в основном состояли в необходимости самоисследования — «атма-вичары», т.е. поиска истинного «Я», в том числе с помощью этого простого вопроса, обращенного вовнутрь: «Кто Я?», такой процесс даже без поддержки других техник способен привести к непосредственному переживанию глубочайших медитативных состояний. Таким образом, весь йогический процесс в традиции Р. Махарши происходит в уме ищущего и не требует выполнения физических упражнений (хотя и не противоречит им). Что касается Раманашрама, многие современные индийские йоги отмечают, что, пожалуй, нигде в Индии не чувствуется более явная поддержка в медитации, и даже присутствие . чего-то. Наверное, можно назвать это «атмосферой Чуда» или «добрым духом Йоги», который витает здесь. Некоторые просто называют это «Присутствие». В окрестностях Ашрама, по некоторым данным, до сих пор происходят чудеса, исцеления. Ашрам и близлежащая местность, так же как сама священная для индусов гора Аруначала, считается местом, крайне благоприятным для медитации.

Читайте также:  Водопад Датанла во Вьетнаме, фото и описание

(В феврале 2017 года вы сможете посетить специальный семинар по хатха-йоге, пранаяме и медитации с особыми условиями участия для читателей блога «Хануман». В программе, кроме йоги — посещение Раманашрама и медитативные практики на горе Аруначала, а также праздник ШиваРатри в Гокарне).

  • Для многих россиян посещение аутентичного индийского ашрама будет шоком: мало того, что другая культура и религия, архитектура, так еще и другие представления о личном пространстве, комфорте, а иногда и о гигиене. Впрочем, обычно все совсем не так страшно, так что многие отметят, что «ожидали худшего» и не обратят особого внимания на спартанские условия и необходимость вставать в 5 часов утра или даже раньше. Факт остается в том, что именно проживание в ашраме является 100% «индийским» опытом, к тому же, интересным для йогов. Если вы готовы попробовать хотя бы пару дней или недельку «есть, молиться и любить» не по своим,а по древне-йогическим правилам — то ашрамы Индии (открытые для европейцев) это для вас.
  • Если вам совсем не интересны колоритные ведические ритуалы (а они обычно проходят на рассвете), то иногда (уточняйте) их можно и не посещать. Зачастую, можно выбрать и посмотреть в ашраме только то, что интересно. Впрочем, иногда полезно и выйти из своей зоны комфорта!
  • «Обычных» практик хатха-йоги в нашем понимании в традиционном индийском ашраме, вполне вероятно, не будет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Актуальная информация об этих и других ашрамах и йога-центрах Индии:

На сайте «Ашрам.ру» (в подготовке статьи частично использованы материалы оттуда);

и в блоге «Хануман» (запись «Где в Индии поучиться на преподавателя?»).

Знаете хороший, интересный ашрам в Индии? Поделитесь своим комментарием с другими читателями блога, это «хорошая карма»!)

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Индия: ловушка ашрамов, персональные нищие и о немецких пенсионерках в стране “сказок”.

Мой друг в ЖЖ nikolai_vasilev много путешествовал по Индии. И не только по Индии. И не обычным, “организованным” туристом, а сам планировал свои маршруты. К тому же Николай очень интересно пишет о своих путевых впечатлениях, о встречах с разными людьми. Предлагаю вашему вниманию три рассказа из записей Николая. Написано очень увлекательно.

Рассказ первый-о посещении индийского ашрама, особенностях проживания в нём. И предостережение тем, кто хочет приобщиться к индийской религиозной философии-какие ловушки могут быть на пути к “просветлению”

Я с уважением отношусь к любому вероисповеданию, но против религиозной пропаганды в любом ее виде. Все что написано ниже это только мое личное восприятие увиденного.

АММА, МАТА АМРИТАНАНДАМАЙИ
Мата Амританандамайи, известная как Амма (Мать), является воплощением бескорыстной любви и сострадания. Вся ее жизнь посвящена тому, чтобы помогать обездоленным, испытывающим физическую и душевную боль людям. Амма вдохновляет и преображает материнскими объятиями, духовной мудростью и благотворительностью.

Я все что угодно ожидал увидеть, представляя себе как выглядит ашрам, но только не это.

Комплекс современных зданий с общежитиями, огромным залом для общих медитаций и мероприятий, несколько кафе, и прочие блага цивилизации, вплоть до интернета. Не пещера в джунглях однозначно.
Жильё стоит 200 рупий в день, вместе с условным, по меркам мужика, питанием. Рис с водичкой как то не то.
Нас вообще, в момент, на ресепшене определили в категорию туристов. Не адепты. Явно. И поэтому поселили всю компанию в один из отдельно стоящих домиков с двухъярусными нарами за территорией ашрама, еретиков-подальше от святых.
🙂

Кроме беременной девочки, которую приобняв увела куда то седая монахиня. Видели мы ее только перед отъездом, она решила остаться в ашраме.
А так там очень жестко. И в плане полового размещения. Даже супружеские пары живут порознь. Под строгим запретом любые, даже намеки на сексуальную близость. Прикосновение к ладони, не то что поцелуй приравнено к преступлению. Вся любовь и чувства в этом месте-только Амме! Меня это в принципе не парило. Было интересно посмотреть что это такое. Турист так турист.

А девочки возмутились.
Типа того “Как так, мы же верим. ” С ними спорить не стали. Их выслушали, и пригласили утром на Севу. (Бесплатная обязательная работа на благо всех в ашраме).
Мужики по распиз*ски Севу конечно проспали. Пять утра-нереально! А девочки пошли. Мы проснувшись, к обеду тоже решили сходить и сдаться, не то что бы нам было стыдно, просто не хотели в домике обстановку накалять.
Вечером делились впечатлениями. Дам, как ярых адептов отправили драить обоссанные паломниками общественные туалеты. Нам, как туристам выпала работа не пыльная. Мы перебирали брошенное и забытое в ашраме постояльцами шмотьё, к предстоящей, по цене 5 рупий за вещь распродаже. От этой тяжелой и ответственной работы мы через два часа очень сильно устали и по тихому слились на пляж.
Девочек хватило на два дня.. 🙂 Ногти поломались, лак облез и вера сильно пошатнулась.

За несколько дней проведенных в ашраме я смог прочувствовать ту атмосферу которая нас окружала.
Полная безмятежность, спокойствие. Без волнений страха и тревог. Жизнь сплошная нирвана без стрессов и бед. Ссор, предательств, грубости, быдлячества, зависти и ненависти. В этом месте можно не опасаться за свою жизнь и безопасность, тут не воруют, не насилуют и не убивают. Тут даже не хамят. Жизнь в атмосфере любви, доброты и позитива, под пальмами на берегу океана. похожа на Рай.
Все это очень несомненно клево, но боже мой, как же это невероятно скучно. Произрастать в теплице и погружаться в это, Боже упаси! Ходить как зомби, пусть со светлыми глубокими глазами. Не. Ну на фиг. Лучше как руссо-туристо облимко антиморале.

Я как то завтракал в нон вег естественно, кафешке и за столиком познакомился с англичанином.
Глаза у него были в отличие от остальных в ашраме как два омута боли. Меня это очень зацепило и захотелось понять-почему? Разговорились. Он специально периодически приезжает из Англии в ашрам к Амме, что бы увидеть сестру, которая семнадцать лет назад уехала в Индию, посетила ашрам, получила даршан от Аммы и осталась что бы ей служить на всю оставшуюся жизнь. А брат по утрам кушает в кафешке и любуется сестрой, которая на кассе принимает плату за еду и напевает мантры.
Она счастлива. Он под большим вопросом.

Я тоже получил даршан. Сначала наблюдал со стороны за бесконечной вереницей людей стремящихся попасть в объятья своего нового Бога. Потом мне стало интересно что же такого за несколько секунд с людьми происходит, что они после этого впадают в экстаз, плачут, смеются и поют с выражением абсолютного счастья на лицах.
Я встал в цепочку, получив у монахини заветный билет с порядковым номером за тысячу. Через несколько часов, за метр до Аммы, в плотном кольце из людей, я был безкомпромиссно поставлен на колени и прижат к полу множеством дружелюбных рук. Которые меня бережно, но жестко держали, абы не сделал лишнего чего. Так и вели, полу ползком на коленях, вплоть до раскинутых навстречу рук.
Я после этого не плакал, не скакал и не задыхался от безграничного счастья, но и меня, скептика религий и Фому не верующего во все неощутимое на ощупь, протряхнуло до всех позвонков. Как кувалдой с размаху в башку получил, аж до звона..
Я не готов очень личным делиться, поэтому без подробностей. Но в Амме действительно есть что то явно большее чем просто человек.
Поэтому я оттуда быстро и уехал, что бы там корни не пустить. Вспомнил, что у меня есть своя Мама, которая меня сильнее любит и дома ждет, потому что я для нее – родной. К ней я еще не раз приеду, а вот к Амме больше ни ногой.

Поосторожнее с ашрамами, оттуда можно не уехать.
И опасаться нужно не адептов, они туда насильно никого не тянут, и, цепями не держат, не нравится-иди своим путем. Бояться стоит самого себя.

Рассказ второй: как приобрести своего персонального нищего в Индии.

Персональный нищий.

Дорога от моего дома до центра поселка одна, и четко поделена на сферы побирания.
На всех ключевых постах протянутые руки.

Честно говоря не очень ощущения, проходить несколько раз в день мимо попрошаек.
Неловкость какая то глупая, ситуация-пат. Вроде ничего не должен, но.
Поэтому я решил найти компромисс с совестью.
Я выбрал нищего и стал ему одному кидать монетки.

И перестало парить честное слово.
“Проход – оплачен!”
🙂
И его собратья по цеху перестали меня донимать, клиент занят.
🙂
А конкретно этого чувака выбрал потому что он самый прикольный.
Чистенький, одежду стирает, бинты свежие опять же.
Относительно свежие конечно, смотря что считать чистотой, здесь критерии совсем иные.
Вежливый, не плюёт в след и не шипит на хинди страшные реально жгущие спину проклятия,
если вдруг забыл монетку кинуть. Продвинутый и добро юморной чувак.

Один раз вообще меня убил просто.
В одну из проходок не было мелочи и я кинул ему 5 рупий.
Бумажка исчезла в воздухе, на лету, не успев хоть немного запылиться.
Я даже инверсионного следа от неё не разглядел, с какой скоростью она пропала из восприятия её прошлой реальности.
Так вот, через пару дней иду с зажатой в ладони заранее рупией, а нищий машет мне, привет!
И улыбается, махая руками, денег не надо!
Проходи типа того бесплатно, и показывает на кусок картонки рядом, а там пять палочек вертикальных, две из которых перечеркнуты.
Меня просто согнуло пополам.
Это он оказывается пять рупий в зачёт принял и отмечал количество моих проходов мимо.
Типа “Своё возьму, а лишнего нам не надо.!”
Индия. вся в этом.
🙂

Рассказ третий: на что может пойти немецкая пенсионерка, ради осуществления своей детской мечты-увидеть сказочную Индию.

Про друзей и соседей.

Мне, в принципе, на них всегда везло.
Ну кроме как на затюканного подкаблучника латыша. Да и тот в принципе оказался нормальный пацан. Многим помог с оглядкой на кухню в разговоре через перила, пока его фрау русский диалог не слышит. Так продолжалось три дня,
пока его не сменила немка.
С ней мне нереально подфартило.
Она варила бесподобно вкусный кофе, аромат которого меня будил и бесцеремонно взяв полу спящего человека за ноздри доводил до соседских перил на общем балконе на интересный разговор и урок англо-немецкого языка.
Дамочка эта весьма колоритная, кстати, по возрастному цензу глубинки России, должна была бы сейчас сидеть где-то на завалинке в селе Кукуево Олонейской губернии, и, шелудя последней парой зубов шелуху от семак, перемывать паскуде продавщице Верке, что б ей не ладно было, этой потаскухе, все косточки вплоть до мозжечковой.
Вместо этого, Ингрид, пенсионерка из Кёльна, честно отработав и скопив немного денег,выручив в банке кредит, купила на эти деньги самые на ее взгляд необходимые в Индии вещи.
Ласты, маску с трубкой, путеводитель по Индии и билет до Мумбая. Плюс таблетки от поноса.
Начитавшись книг про колониальный период Индии, вся в облаке грез из пороховых газов прошло вековых сражений, впечатленная героической борьбой индусов за свою свободу она полжизни мечтала повидать Мумбай.
Где шли самые кровавые бои.
И вот теперь ее мечта осуществилась.
Индия зовет всех по-разному.
Собрав снарягу и сев в самолет, храбрая дева Ингрид бесстрашно отправилась вперед к своей МЕЧТЕ!!
Естественно по прилету в Бомбей её сразу же обворовали. Тут же.
На подходе от аэропорта к стоянке такси, не благодарные потомки благородных сипаев, срезали ремень поясной сумочки, запрятанной под футболку острозаточенной монетой как бритвой.
Совсем не романтично полоснув. Сделав в секунду лохушку беднее..
На айфон, наличку, кредитку и заокеанский паспорт.
Все жизненные ценности враз сузились до размеров “на что бы поесть”
Вместе с осознанием того, что в мечту то она попала, да вот жить то тут теперь не на что, и флот на помощь не придет.
Пришло понимание того, что и не возможно, вдохнув терпкий запах аммиака, и осмотрев дыру в ночлежке, в которой ей предстояло какое-то время жить – констатировала для себя она.
Когда Ингрид переступила порог консульства, правдами и неправдами добравшись через месяц до Дели, из вещей при ней остались только самые необходимые.
Маска, ласты и таблетки от поноса.
После того как ей выдали копии документов и билет на самолет, в ожидании рейса в аэропорту, она отчетливо, до дрожи в сердце поняла, если сейчас улетит, то не вернется уже никогда.
И та Индия, о которой она взахлеб читала в книгах, так и останется у неё в виде одного плохого сюжета, подсмотренного сквозь прорезанную ворами прореху на футболке.
И ничего из воспоминаний, кроме грязи, зловония и нищеты она не унесет с собой в могилу.
Она не хотела, что бы её мечта вот так закончилась.
Это была не её мечта!
Её мечта была Индия-Сердце Мира, и именно такой она хотела её запомнить.
Взвесив авиабилет, невесомый клочок бумаги, Ингрид посмотрела в окно, за немытым стеклом которого лежала её мечта,
и сделала свой выбор.
Билет на самом деле весил очень много-несколько безбедных месяцев в мечте.
Что будет с ней потом, её совершенно, переведу как “НЕ ПАРИЛО”.
Она забила на все и начала свое первое и наверное последнее путешествие по своей мечте.
Так она и оказалась в Коваламе.
Два дня пока Ингрид жила в поселке, очередной остановке в веренице таких же точек на её пути,
местный пляж собирал рекордное количество посетителей.
Заплывы очень старой белой женщины в ластах и маске далеко в океан на самом деле стоило увидеть.

Читайте также:  Конные путешествия на Гавайях, маршруты и цены

АШРАМЫ ИНДИИ. ШАНТИКУНДЖ — МОЙ ОПЫТ 21 ДНЕВНОГО РЕТРИТА. ЧАСТЬ I

Поехать в этот ашрам, расположенный на севере Индии, недалеко от г. Харидвара, я решила, побывав на ретрите, проведенном его представителями. Захотелось сильно – и я поехала.

Шантикундж – это ашрам семьи Гаятри. Основная садхана в нем – многократное чтение Гаятри – мантры (джапы) для очищения и обновления сознания, повышения качества жизни на всех уровнях.

Добраться до этого ашрама Индии оказалось довольно просто. Для начала нужно прилететь в Дели. Далее можно разными способами. Проще всего, если позволяют финансы, взять такси (примерная стоимость 2500 – 2700 руб.) и через 4-5 часов вы окажетесь на месте. Другой вариант – добраться сначала на поезде или автобусе до Харидвара, а оттуда, взяв рикшу — уже в Шантикндж. Этот вариант значительно дешевле, но его минус – значительно большее время в пути и то, что выбрав его, вам, скорее всего, будет необходимо сделать промежуточную ночевку, а это не только потеря времени, но и финансовые затраты.

Я предпочла такси. О нем я договорилась заранее, списавшись с доктором Гуанешваром, с котрым познакомилась на ретрите в Питере. Он, кстати, учился в России и хорошо говорит по- русски (замечу — он единственный русскоговорящий в ашраме, имейте это ввиду, если решите туда поехать). За окном было много всего интересного и удивительного, но я, утомленная перелетом, всю дорогу с переменным успехом боролась со сном.

Моя комната в ашраме

Время в пути пролетело быстро, и вот я в Шантикундже. Вселили меня быстро. Я получила отдельную комнату с балконом и со всеми необходимыми удобствами. Комната оказалась гораздо лучше, чем я ожидала, начитавшись в интернете о спартанских условиях жизни в ашрамах Индии. Единственным минусом было отсутствие горячей воды. Ее можно было набирать на этаже, но только утром до 11 часов. Вечером приходилось ходить в столовую. Борясь с этим неудобством, многие постояльцы приобретали в магазине большие кипятильники. Кстати, о необходимом наборе вещей для путешествия по Азии и не только, можно познакомится ЗДЕСЬ, правда в этот раз к нему добавился спальник и кое- какие теплые вещи.

Украшение ашрама к празднику

Оставив вещи в комнате, я сразу отправилась знакомиться с ашрамом. Уже темнело. А ашрам немаленький. Но в растерянности я была недолго.Ко мне, видя мое замешательство, буквально сразу подошел молодой мужчина и предложил провести мини -экскурсию, чем я и воспользовалась. Оказывается, в ашраме есть аж два кафе, где продают мои любимые индийские сладости и острые чипсы по смешным ценам. Наевшись и того и другого, я пошла спать. Ведь завтра рано вставать на Ягью.

Ягья – это ведическая церемония с огнем, которая проводится в Шантикундже ежедневно по утрам. Ягья поразительно влияет на участников – излечивает болезни физического тела, позволяет избавиться от вредных привычек, способствует повышению вибраций.

Ашрам просыпается уже в 4 часа. Утро начинается с Гаятри мантры, транслируемой по радио. Но придерживаться какого – то режима никто не заставляет. И вообще, ритрит – чтение Гаятри- мантры — дело добровольное. Можно просто жить в ашраме и спать до обеда, но зачем тогда туда ехать?

На территории ашрама

Первым утром, выйдя на улицу и заблудившись в темноте, я была заботливо доставлена хорошими людьми на Ягью. А после ее окончания уже взошло солнце. Ко мне подошел представитель международного отдела и показал мне все святыни ашрама и вообще ознакомил со всей территорией еще раз. Ашрам Шантикундж оказался очень красивым, а атмосфера в нем светлая и благостная, как – будто живешь в храме, хотя так оно, в общем, и есть.

На территории имеется столовая, где можно поесть 2 раза в день вкусной индийской еды. Частенько такой вкусной, что я не отказывала себе в добавке. К слову сказать, проживание и питание совершено бесплатные, только добровольные пожертвования.

Как я уже сказала, в Шантикундже есть 2 кафе, где продают потрясающий травяной чай с молоком, по цене 3 рубля за чашку, сладости, чипсы и всевозможные индийские кушанья. К примеру, здесь можно купить вкуснейшие проростки, слегка сдобренные индийскими специями, свежевыжатые соки(6 рублей стакан). Так же имеются магазины, где продаются овощи, средства гигиены, в том числе и кокосовое масло отличного качества (примерно 100 рублей), книги основателя ашрама (есть и на русском), благовония с чудесными запахами, аюрведические препараты и чаи, изготовленные в институте при ашраме, сумки, платки и шапки с символикой Шантикунджа.

Обязательно работать на благо ашрама (как в других местах) никто не требует, все , опять же, добровольно. Хотя, если вы в ретрите, то свободного времени практически нет.

Зал для медитаций — Гималаи

Кроме перечисленного, здесь есть 2 чудесных зала для медитаций. Сидя в одном из них, создается впечатление, будто ты в горах – такие реальные декорации. Территорию ашрама украшают фонтаны и великолепные, подобранные со вкусом цветы и деревья. Есть и небольшой дендрариум. А еще университет, где обучаются ведическим премудростям и исследовательский институт.

Вечером у меня состоялась встреча с Гуанешваром, который рассказал мне о тонкостях ретрита и правилах поведения во время него. Провел процедуру по вводу меня в ретрит – он прочитал молитвы, я дала обязательства Высшим силам пройти ретрит до конца и получила веревочку на правую руку, чтобы она напоминала мне о данном обязательстве.

Утором следующего дня я начала ретрит, который продолжался 21 день. За день необходимо было прочесть Гаянтри мантру 3240 раз. Не сбиться со счета помогают четки. Получается надо пройти 30 кругов (5-6 часов). Во время ретрита нужно отказаться от убиенной пищи, острого и сладкого (признаться, отказаться от последних двух для меня было не всегда выполнимо). Каждый день желательно ходить на Ягью и поклоняться всем святыням (этот ритуал был принят легко, выполняла его с радостью).

Вставать обычно приходилось в 4:30 утра, но изредка позволяла себе поспать до 6:00 – столько хотелось всего успеть. Но ранние подъемы проходили без напряга – энергии море, Индия все — таки.

Еще я решила пройти курс аюрведического очищения – панчакарму, чтобы очиститься действительно полностью. Панчакарма занимала примерно 3 часа в день, потом ретрит, в перерывах – достопримечательности, которые там в избытке. Короче, каждая минута на счету.

В ашраме проживают в основном индусы. Европейцев мало, русских — единицы. В начале своего пребывания, недели две, я была единственной россиянкой. Но никакого неудобства я не чувствовала. Все жители Шантикунджа — открытые и доброжелательные, всегда готовы помочь. Ощущала себя как дома, несмотря на некоторый языковой барьер (английский в устах индусов был мне не всегда понятен).

Проводились здесь и красочные праздничные церемонии. Одна – на день республики, другая – на День рождения святого — основателя ашрама. Начиная с утра и до обеда выступали детские и молодежные коллективы, исполнявшие индийские танцы и песни. Но вечером было особенно красиво. Подсвечивались фонтаны, журчащие под умиротворяющую музыку, а вся центральная территория утопала в цветах и горящих свечах. Фантастическое зрелище!

Фонтаны в ночном ашраме

Много всего интересного было в ашраме Шантикундж, но самое главное, все- таки – это духовная практика. Подробнее о ней, о моих ощущения и эффекте от прохождения читайте: Шантикундж. 21 дневный ретрит. Часть II

Ссылка на основную публикацию