Бенин, 74 фото по следам Вуду

Проклятья вуду: фотоистория из Бенина

«Страшен и опасен Бенинский залив, мало кто оттуда уходит живым», – затягивали печальную песню английские моряки три сотни лет назад. Залив, столь неприглядно представленный в песне, стал известен прежде всего потому, что воды его омывают Невольничий берег.

В XVIII веке более 50 тысяч человек ежегодно понуро поднимались на палубы европейских галеасов, чтобы стать рабами на плантациях Бразилии, Гаити, Кубы и, позднее, США. Около половины рабов отплывали из Бенинской бухты: их покупали на невольничьем рынке некоронованной столицы берега – городка Уида. Узники, скованные одной цепью, проходили на галеасы через узкий пролом в стене – «Ворота невозвращения» и навсегда прощались с Африкой, с семьями, со свободой. Единственным, что оставалось у этих людей, что заставляло их жить, была вера, а точнее – религия. Религия вуду.

Сразу скажу: Голливуд изрядно постарался, чтобы понятия «вуду» и «чёрная магия» стали синонимами. Куклы вуду, наведение порчи, кровавые жестокие обряды – колдовство, одним словом. Но интересно, что в справочниках упоминаний о чёрной магии нет: «вуду» на языке племени фон, живущего в Бенине, означает «дух», «божество» и позиционируется как культ почитания предков.

Приверженцев вуду в мире более 50 миллионов, но едва ли столько человек практикуют дикое колдовство. Чтобы разобраться в парадоксе, я отправился в Уиду, где с 1996 года в январе ежегодно проводится международный Фестиваль культуры и искусства вуду.

Уида считается колыбелью религии вуду, возраст которой, по мнению экспертов, от четырех до шести тысяч лет. Основа вуду – это смесь традиционных верований, легенд, практик и обрядов народов фон, йоруба, наго и других, проживавших в древнем африканском королевстве Дагомея. Вуду очень популярна в зоне расселения этих народов, совпадающей с территорией современных Бенина, Того, Ганы и частично Нигерии. В Бенине 80 процентов жителей (население – около 6 миллионов человек) исповедуют вуду. И это не мешает многим из них верить в Христа или пророка Мухаммеда.

В первый же день я оказался на местном рынке, от которого начинается четырёхкилометровая «Дорога рабов», ведущая к берегу океана. Честно говоря, здравый скептицизм здесь отступает, а художественные фильмы вспоминаются как вполне документальные: высушенные черепа собак, крокодилов, кроликов и бабуинов, свежевыпотрошенные летучие мыши, ящерицы, лягушки и змеи. Жутковатый вид этих вудуистских фетишей, щедро наваленных на торговых лотках, впечатляет. Товар предназначен исключительно для посвященных: адепты вуду покупают «дары природы» для обустройства алтарей. Ещё в ход идут пустые бутылки, свечи и бесполезные в быту металлические предметы. Напуганные туристы даже не прицениваются к фетишам – зачем испытывать судьбу? – лишь делают фото на память. Снимать фетиши запрещено, но в Африке, как мне показалось, нет запретов, которые нельзя обойти с помощью небольшого «кадо» (cadeau по-французски – «подарок»).

Рынок, однако, всего лишь внешняя атрибутика. Чтобы постичь суть вуду, нужно отправиться в самое сердце религии – резиденцию Верховного жреца. Резиденция прячется в центральных кварталах Уиды, где вся жизнь насыщена флюидами вуду, а дома и памятники напоминают об истории религии – либо служат сегодняшним интересам жрецов и адептов.

Здесь находится знаменитый Храм питона (священное в Бенине животное), расположенный напротив католического собора. В 1993 году папа Иоанн Павел II посетил Бенин, чтобы официально признать право религии вуду на существование. Об этом примечательном факте мне с гордостью рассказал участник исторической встречи Дагбо Унон, Верховный жрец вуду.

«Вуду – религия добра, – говорит Дагбо, – она как будто строит мосты между этим миром, природой и миром иным, божествами, душами предков, помогая верующим установить связь с ушедшими родственниками. В космогонии вуду нет понятий «рай» и «ад». Ее главная цель – духовное исцеление верующих, помощь в преодолении жизненных трудностей».

По словам Дагбо, обряды нужны именно для общения живых и умерших, а вовсе не для наведения порчи. Я наблюдал несколько таких обрядов – разумеется, только как зритель. Первый – обряд доволоко. Сначала жрецы обильно окропляют алтари кровью жертвенных животных. Для жертвоприношений используют кур, баранов или коз, в очень редких случаях – быков. По моим подсчетам, даже для самого скромного ритуала необходимы как минимум три зверя или птицы. В жертву приносятся также овощи, фрукты, сладости, пшеничные лепешки, местный ром или пиво и даже кока-кола. Жертвоприношения проходят буднично, без экзальтации и броских эффектов. Зато потом начинается подлинная фантасмагория.

Обряд доволоко в январе проводит семья Дегуэнонво, принадлежащая к народности фон. В глаза сразу бросается многочисленность семейства – маленькая городская площадь сплошь забита родственниками, в том числе кучей детей. В церемонии участвовали все члены клана, но лишь немногие – группа женщин-музыкантов и жрецы – были допущены в храм, спрятанный под навесом.

Как только большая часть крови жертвы проливалась на алтарь, один из мужчин тут же подхватывал тело, впивался зубами в свежую рану на шее и, выскочив из храма на площадь, пускался в дикий пляс. Некоторые из танцоров, двигаясь под ритмичный бой барабанов, через несколько минут останавливались и, впадая в транс, начинали оседать на землю. Таких быстро подхватывали под руки и уносили с площади. Это означало только одно: церемония достигла цели – лоа вселился в танцора. Здесь, кстати, одно из главных отличий вуду от его ближайшего родственника – нашего сибирского шаманизма. Африканцы считают, что во время транса душа не исходит из тела (как при камлании у шамана), а наоборот, лоа (дух) проникает в тело верующего, которое на время становится конём лоа, а сам верующий утрачивает идентичность.

Духов в религии вуду много: у любой существующей в нашем мире субстанции есть свой лоа, будь то человек или камень. Вудуисты наделяют все окружающее – реки, горы, деревья, минералы, огонь, даже отдельные бытовые предметы вроде ножей или топоров – душой. И, конечно, как и в любой религии, всеми повелевает единственный Всемогущий Бог. «Он настолько велик, – рассказывает Верховный жрец о Боге, – что не видит простого человека. Он не слышит обращенных к нему молитв. Поэтому в религии вуду ему не посвящается ни одного ритуала».

Духи же, в отличие от Бога, активно участвуют в жизни людей. Таков, к примеру, костюмированный обряд «возвращенцев», который я наблюдал в одном из поселений народности йоруба. Обряд проводится в строго определенное время года и посвящен душам предков, возвращающихся на землю на короткий срок. Танцоры символизируют «возвращенцев».

Они одеты в яркие костюмы, украшенные бисером и ракушками каури, которые в древности служили здесь деньгами. Ни одному смертному не позволено видеть лицо возвращенца и прикасаться к пришельцам с того света: к «возвращенцу» можно обратиться за советом и помощью, но только не смотреть на него. Поэтому жители деревни, наблюдая за танцорами, держатся от них на приличном расстоянии, предпочитая не играть с огнем.

. Увы, ни жертвоприношения, ни общение с духами не помогли расставить точки над i. Усомниться в отсутствии черной магии меня заставили прогулки по городу. Одна из самых известных вудуистских достопримечательностей Уиды – Священный лес, который еще два десятка лет назад был закрыт для непосвященных. Согласно легенде, в XIV веке король Кпассе, основатель Уиды, воплотился в дерево ироко в этом лесу. С тех пор лес и считается священным. Гид Анисе объяснил мне, что «король никогда не умирает: он просто путешествует».

В лесу обилие памятников духам вуду поражает воображение. А суровый гид требует соблюдения тишины и подчинения своим указаниям. Здесь до сих пор есть закрытые для посещения места, здесь же находится статуя Чакату. Чакату, нашептывал мне Анисе, служит принесению вреда (сглаз, порча) человеку на расстоянии, но это под силу только могущественным колдунам-бокорам. Естественно, мне захотелось поговорить про сглаз и порчу с Верховным жрецом Дагбо Уноном. Но мои попытки проникнуть в глубь темы наталкивались на его недюжинные дипломатические способности и умение «лить воду».

Правда, Дагбо подтвердил, что в начале 1990-х годов, во время президентских выборов, на будущего лидера страны Нисефора Согло была наложена порча. Говорят, что выпускник Сорбонны и франкофил Согло буквально таял на глазах, несмотря на усилия врачей. Спасли его белые жрецы, вовремя пришедшие на помощь. Так что в любом случае с вуду шутить не стоит. В этом лишний раз пришлось убедиться, увидев обряд коку: обсыпанные мелом или мукой танцоры входили в транс для общения с добрым духом Ганбада, который способен проникнуть в душу любого, даже далекого от вуду, человека. У этого духа верующие ищут поддержки для решения житейских проблем. Особенно эффектна сцена транса, когда адепт вуду – в моем случае это был молодой человек – поджигал у себя на голове кучку фосфора без видимого вреда для здоровья! Мне наглядно продемонстрировали то, в чем здесь уверены абсолютно все: в состоянии транса человек не испытывает боли. Как я ни старался, вудуисты все секреты своей религии не раскрыли. Похоже, с вуду нужно родиться и впитывать эту веру с младенчества, чтобы не чувствовать себя чужаком в противоречивом мире чёрно-белых ритуалов. В Бенине же говорят: если хочешь понять секрет вуду, дождись конца света.

Бенин-родина Вуду

Свежие записи

Наша цивилизация вступила в третье тысячелетие, а планета Земля до сих пор хранит множество неразгаданных тайн. Статуи острова Пасхи, Бермудский треугольник, пирамиды Египта, календарь племён майя и много других загадок, которым современная наука не может найти объяснения.

С одной из таких загадок вы можете столкнуться, посетив Бенин. Это небольшое государство в Западной Африке на побережье Гвинейского залива является родиной самой таинственной религии – вуду. Вудуизм – это гремучая смесь западноафриканской магии со средневековым католицизмом. Во времена колонизации эта религия вместе с рабами из Африки попала на острова Вест-Индии и в Южную Америку, где и получила своё нынешнее название. О некоторых обрядах многие когда-нибудь читали, слышали или узнали из кинофильмов. Воскрешение из мёртвых, зомбирование, ритуалы, вызывающие катаклизмы в природе, куклы Вуду, влияющие на здоровье и даже на жизнь людей, несут элементы мистики. Многие учёные в разные времена и со всех уголков света пытались объяснить или опровергнуть тайны колдунов Вуду. Но до сих пор это основательно не удалось сделать никому, даже выяснив все составляющие колдовского зелья. Но не только учёные занимались вопросами ритуалов Вуду. Специалисты мощнейших разведок мира таких, как КГБ и ГРУ, Моссад и ЦРУ, тоже изучали эту религию, а может и до сих пор познают её. Но результатов исследований, ни одна из них не опубликовала. Выводы аналитиков всех спецслужб были засекречены. А когда и кем будет приоткрыта завеса тайн, остаётся только гадать.

Если вы готовы попытаться пролить свет на загадки этой таинственной религии, то отправляться в Бенин необходимо в начале января. Здесь уже десятого января состоятся ежегодные празднества сторонников этой малоизвестной веры. Самая красочная церемония, пожалуй, состоится в небольшом портовом городке Уида. Как и любой фестиваль в Африке, этот начнётся с ритуальных танцев и хоровых песнопений. Боевые раскраски аборигенов, энергичность и агрессивность их телодвижений, придающие им воинственность, нескончаемый грохот тамтамов, — всё извещает о том, что этот берег уже никогда не утратит свою свободу и не допустит порабощения своего народа. Будут здесь и обязательные жертвоприношения своим богам, как правило, это мелкие домашние животные. А ещё здесь будут тысячи вспышек кино и фотокамер заезжих туристов. Точнее сказать, не туристов, а зрителей. Потому, что весь фестиваль – это грандиозный театрализованный спектакль, организованный для гостей этой страны. Здесь вы не увидите, как тучи разведут руками, или как людей превращают в пантер. Но буйство красок и зажигательные африканские ритмы оставят неизгладимые впечатления. Да и амулет (оберег), приобретённый на рынке, а Уида на время фестиваля превращается в сплошной базар, оставит память на всю жизнь.

Читайте также:  Кладбище Грейфраерс в Эдинбурге, Шотландия

Но фестиваль для искателей приключений – это всего лишь прелюдия. Через несколько дней, с наступлением полнолуния, во всех деревнях и посёлках начнутся таинственные обряды и мистические ритуалы колдунов и жрецов вуду. Нервным и впечатлительным, а тем более с детьми, лучше не пытаться проникнуть на эти таинственные церемонии. Для сильных духом, хотя здесь это понятие относительно, советую, если нет знакомых чиновников в городе, через своего гида ещё на фестивале договориться со жрецами любого племени о посещении обрядов. И, помните, что уплатив жрецам за разрешение на посещение обрядов этого племени, это ещё не даёт вам разрешения на фото и видеосъёмку, за них вы заплатите отдельно. В зависимости от ритуалов, а также их количества, всё удовольствие обойдётся вам от семисот до полутора тысяч долларов, это без учёта покупки амулетов или ритуальных масок. Не рекомендуется посещение таких мероприятий в одиночку.

Вам повезёт, если получите приглашение от жрецов одной из деревень в районе столицы бывшего королевства Дагомея – Абомей. Здесь сохранились самые древние обряды, прошедшие сквозь сотни лет. Ещё большей удачей будет, если вам удастся приобрести маску вуду. Здесь нужно помнить две простых истины: в чужой монастырь со своим уставом не ходят, и, самое главное, здесь не принято торговаться или торговаться – себе дороже.

Ведь маски у вуду связывают мир живущих с таинственным миром предков. Каждое племя оберегает свои маски от иноземцев, боясь, что чужой глаз может их осквернить или, того хуже, лишить их магических сил.

Бенин, 74 фото по следам Вуду

Даты путешествия: с 3 по 12 января 2020 года

Продолжительность: 10 дней / 9 ночей

Количество участников: от 6 до 12

Стоимость на человека: 1980 евро при 10 участниках, 2100 евро при 8 участниках или 2300 евро при 6 участниках, при двухместном размещении.

Все включено, кроме международного перелёта до Котону, медицинской страховки для путешествующих за рубеж, виз Бенина и Того, и ужинов.
Ориентировочная стоимость перелёта Москва – Котону – Москва: 650 – 800 евро (приобретается самостоятельно).
Визу Бенина можно получить электронно по ссылке https://benin.mid.ru/e-visa_benin или оформить в Консульстве заранее (виза по прилете не доступна для граждан России). Визовый сбор за двукратную е-визу – 75 евро, визовый сбор в посольстве – 100 евро.
Виза Того оформляется при пересечении границы и стоит от 20 до 50 долларов США.

Доплата за одноместное размещение: 380 евро.

ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ: ТУР В БЕНИН И ТОГО


День 1. 3 января 2020. Прибытие в Котону.
Прибытие в Котону международным авиарейсом. Встреча с гидом, трансфер и размещение в отеле Hotel du Lac или аналогичном.
Рекомендуемый рейс: через Стамбул авиакомпанией Turkish Airline (время прибытия в Котону в 21:25)
Размещение: отель Hotel Du Lac 3 * или аналогичный.
Питание: нет

День 2. 4 января 2020. Котону – Ганви – Порто-Ново. 120 км
Завтрак и отъезд в Ганви, самый большой город на озере в Африке, где живут более 33 тысяч людей народа тофи, которые занимаются своими повседневными делами, сидя в маленьких пирогах. Ганви, также известный как «Африканская Венеция», является домом для большой группы рыбаков тофи, предки которых некогда спрятались на озере Нукуе, спасаясь от рабства в 18 веке. Экскурсия по водным каналам, знакомство с людьми и с культурой тофи.
Отправление в Порто-Ново, административную столицу Бенина, через Котону. Этот город представляет собой невероятное смешение оригинальной культуры йоруба с португальским наследием и французским и английским колониальным влиянием XIX века. Прогулка по афро-бразильскому кварталу, посещение Онме, бывшего дворца Короля Тоффа и этнографического музея, посвященного важным темам Рождения, Жизни и Смерти, а также не забудем интересную коллекцию масок Геледе, богатства йоруба, внесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заселение в отель Freedom Palace или аналогичный. Ночь в Порто-Ново.
Размещение: Freedom Palace Hotel или аналогичный.
Питание: завтрак, обед

День 3. 5 января 2020. Порто-Ново – Дасса. 225 км.
Завтрак и частная аудиенция во дворце короля Тоффа. Отправление из Порто-Ново в Кету, центр цивилизации йоруба. Йоруба является основной этнической группой в этой части Африки и обладает тысячелетней культурой, которая выражается через танцы и музыку. У нас будет возможность встретиться в непосредственной близости со знаменитыми холи (относятся к группе йоруба), выдающимися фермерами и анимистами, непревзойденными мастерами татуажа тела и лица. Путь в Агонли, остановка в кочевом лагере народа пёль, которые также сохранили свои традиции татуирования и замысловатых причесок. Размещение в Jeco Hotel 3 * или аналогичном.
Размещение: Jeco Hotel 3 * или аналогичный.
Питание: завтрак, обед

День 4. 6 января 2020. Дасса – Натитингу. 340 км
Город Натитингу, расположенный на высоте 440 м над уровнем моря в массиве Атакора, является самым динамично развивающимся городом Северного Бенина, благодаря финансированию президента Кереку, родившегося в этом регионе. Натитингу – это своего рода база для посещения земель людей тата сомба. Эта традиция – отражение сильной индивидуальности их культуры, которая устояла в борьбе против работорговцев Догомеи и обращения в христианство и ислам.
После обеда мы посетим музей народных традиций.
Ночевка в отеле Tata Somba.
Размещение: отель Тата Сомба или аналогичный.
Питание: завтрак, обед

День 5. 7 января 2020. Тата Сомба – Тамберма (Того) – Кара. 210 км
После завтрака посещение деревень тата сомба. Люди бетамаримбе, которых обычно называют сомба, – язычники, они живут в основном к юго-западу от Натитингу на равнинах Букумбре, вблизи тоголезской границы. Сомба живут изолированно среди полей, не собираясь в общины в деревнях. Их жилища – типичные конструкции тата сомба, напоминающие миниатюрные крепости. Существует более десяти видов жилищ, среди которых Отчау, напоминающий строения тамберма, их тоголезских соседей. Уникальность и сложность этой архитектуры была признана в 2004 году организацией ЮНЕСКО объектом всемирного наследия с комментарием: «это выдающийся пример заселения территории людьми, постоянно ищущими гармонию человека с окружающей природой».
Далее мы пройдем таможенные формальности, пересечем границу и окажемся в Тамберма, Того. Долина Тамберма – это родина укрепленных деревень, уникальных в своем роде, которые были основаны в семнадцатом веке жителями, спасающимися от набегов королей Дагомеи в Бенине, захватывающих людей в рабство. Здесь несколько деревень, наиболее важной из которых является деревня Надоба, которую мы и посетим.
Здесь мы встретим племена тамберма (сомба) и кайбе. Люди сомба известны своими традиционными ритуалами шрамирования, которые они начинают практиковать с возраста двух-трех лет. Эти шрамы – форма пожизненной идентификации (своего рода ID в виде татуировки), которые определяют принадлежность человека к определенному племени, а также содержат закодированную информацию. Дополнительные метки добавляются в пубертатный период, перед свадьбой, после рождения ребенка, в качестве формы визуального контакта. Шрамы располагаются на областях от лица до живота и спины.
Ночь в Каре, после дороги и административных формальностей.
Размещение: отель Kara или аналогичный
Питание: завтрак, обед

День 6. 8 января 2020. Кара – Джугу (Бенин) – Абоме. 380 км.
После завтрака нам предстоит преодолеть большое расстояние. Но не считая пограничных процедур, мы быстро доберемся до Джугу, возвратившись в Бенин. Затем едем в Догомей, культурный и духовный центр Бенина и центр могучего королевства Догомеи.
Абоме – примечательный город, с извилистыми улицами и глинобитными домами (построенными из глиняных кирпичей), как и храмы и палисады, возведенные королями Догомеи. Посетим восстановленный Королевский дворец, в котором сейчас располагается музей, объект наследия ЮНЕСКО. Размещение в отеле Sun City Hotel или аналогичном.
Размещение: Sun City Hotel 3* или аналогичный.
Питание: завтрак, обед

День 7. 9 января 2020. Абомей – Аллада – Уида. 105 км
После завтрака выезжаем в Алладу, где зародились великие королевства южного Бенина. Посетим церемонию инициации на ежегодном фестивале Вуду. Затем продолжим путь в мифический город Уида, столицу африканского культа вуду. Посетим священный лес Кпассе с его бесчисленными монастырями и святынями. Пройдем по морю по Рабскому Пути до ворот «Нет возврата». Размещение в отеле Diaspora Hotel или аналогичном.
Размещение: Diaspora Hotel или аналогичный.
Питание: завтрак, обед

День 8. 10 января 2020. Фестиваль Вуду в Уиде.
Завтрак в отеле. Настал великий день фестиваля вуду, куда приезжают люди со всего света, начиная Африкой и заканчивая Америкой и Карибами. Религия вуду, недостаточно изученная и неверно истолкованная некоторыми теоретиками, – это религия с более чем 60 миллионами последователей по всему миру. Каждый, кто посетит этот фестиваль, увидит, что Вуду и Зло – это разные вещи. Во всеобщем понимании, вуду является мутацией древних африканских верований тех людей, которые были обращены в рабство и увезены в Бразилию и на Карибы. Но это не имеет ничего общего со злом, как раз наоборот. Согласно вуду, духи предков и силы природы определяют жизнь верующих. В это время тысячи верующих отправляются в Уиду, главный центр этого культа, чтобы получить благословение вудуистского лидера. Сегодня священники и верующие со всего Бенина и даже из соседних стран встречаются, чтобы воспеть божества с помощью песен, танцев, барабанов, жертвоприношений животных и молитв. Участие в фестивале. Ночь в Уиде.
Размещение: отель Diaspora или аналогичный.
Питание: завтрак, обед

День 9. 11 января 2020. Уида – Поссотоме. 56 км
После завтрака посещение исторического музея, бывшего португальского форта и Храма Питона. Посещение Поссотоме на берегу озера Ахеме – священного бенинского озера вуду. Озеро Ахеме – живописное, населенное комьюнити, которые сохранили анимистические традиции, принесенные вместе с рабством в Бразилию, на Карибы и на юг США. Путешествие на лодке по озеру Ахеме, знакомство с различными методами рыбалки. Возвращение в деревню. Размещение в отеле Chez Theo 3 * или аналогичном. После обеда прогулки по деревне, узнаем о важности священных лесов; возможные обряды вуду. Ночь в Поссотоме.
Размещение: отель Chez Theo 3 * или аналогичный.
Питание: завтрак, обед

День 10. 12 января 2020. Поссотоме – гранд Попо – Котону – 110 км
После завтрака переезд в Кету. Прогулка по лесу в сопровождении местных гидов. Мы посмотрим обезьян мона, эндемиков этого региона. На каноэ переплывем на остров Митокбоджи, и понаблюдаем за птицами, которых тут огромное разнообразие. Вернемся в Кету, посетим женщин, плетущих циновки. Далее отправимся в Гранд Попо, расположенный между рекой Моно и Атлантическим океаном. Поздним вечером пройдемся по сувенирным магазинам Котону. Отель на несколько часов чтобы принять душ (комната на несколько человек).
Трансфер в аэропорт и вылет домой.
Рекомендуемый рейс через Стамбул авиакомпанией Turkish Airlines (вылет из Котону в 22:10)
Размещение: отель дневного пользования в Котону.
Питание: завтрак

Гранд-Попо

6° 15.8359 ′N , 1° 44.5029 ′E
6.26393N, 1.74171E
6°15′50.16″N, 1°44′30.17″E

1 материал, 56 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Гранд-Попо.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Вуду – это не страшно

Материал понравился:

На подступах к месту праздника

Adanyro Agassa Guèdèhounguè, президент Национальной ассоциации поклонения вуду в Бенине (Président de la Communauté Nationale du Culte Vodoun au Bénin)

Читайте также:  Загорская ГАЭС: авария, консервация, восстановление

Прибытие делегации на фестиваль

В ожидании дефиле

Прибытие делегации на фестиваль

Немного об увиденном.

Водунси (vodounsi) – помощники жреца Вуду, выполняющие подготовительные работы в ритуалах, распевающие песни, танцующие и так далее.

Последователи Kokou, самого страшного воина из пантеона богов Вуду. Его адепты под барабанный бой погружаются в транс, в котором способны ходить по стеклу и глотать его, наносить себе удары и порезы ножом, причем следов на них не остается.

Последователи Kokou (ритуал Gambada)

Зангбето (Zangbeto)
Эти маски выполняют роль полицейских, патрулируя улицы ночами, охраняя порядок, наказывая преступников. Легенда говорит, что под костюмом нет людей, только духи ночи. На самом деле внутри маски находится человек, в которого во время транса, вселяется дух. Утверждают, что они образуют тайное общество, а в трансе получают магические способности, такие как проглатывание стекла, отпугивание ведьм. В трансе Zangbeto, вызывают силу, которая населяла землю задолго до появления человека. В конструкции Zangbeto присутствуют листья банана, рафия (пальмовое волокно), солома и кора. Это маска, которая содержит основные элементы жизни, а именно воду, огонь, землю.

Адепты божества Haviosso — бога грома и справедливости (в костюмах Achna Kpon)

Костюм Kpon в руках адепта

Адепты бога грома и справедливости Haviosso

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. – точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета – Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Бенин, 74 фото по следам Вуду

Группа энтузиастов пишет справочник про вуду, возможно кому-то будет интересно для общего развития.
Выкладываю только общую часть, так как текст и так слишком большой.

Вуду – (англ. Voodoo) — традиционная африканская религия, имеющая статус государственной на территории некоторых стран, расположенных в Западной Африке. Например, вуду практикуется населением эва живущим на юге и востоке Ганы и в южной и центральной части Того, кабье, мина и фон южного и центрального Того, Бенина и (под другим наименованием) йоруба в юго-западной части Нигерии.

Вуду представляет собой конгломерат из всевозможных анимистических культов, который включает в себя традиционные верования африканской (негритянской) диаспоры. в Новом свете, как, например, гаитянская вуду (англ. Voodoo, Vodun, Vodoun, кандомбле (англ. Vodum) в Бразилии, винти в Суринаме, луизианская (новоорлеанская) вуду и сантерия на Кубе и в Доминиканской республике. Все эти направления имеют синкретическую природу, соединяя с христианством африканские традиционные религии, зародившиеся в среде народа конго на территории современных Республики Конго, Демократической республики Конго и Анголы.

В вуду существует несколько разновидностей профессиональной религиозной деятельности, которые выделяются на основании пола и специализации.

Хунган (священник) и мамбо (женщина-священник) — собственно жрецы вуду, деятельность которых ориентирована на получение предсказаний от духов во время одержимости.

Бокор (колдун) — человек, профессионально занимающийся магической деятельностью. Бокоры часто понимаются как люди, практикующие «чёрную магию» и не всегда признаются хунганами и мамбо в качестве адептов вуду.

Жрецы вуду делятся на несколько категорий в зависимости от уровня жреческого посвящения.

Унси (Hounsi) — помощник, примерно сопоставимый с католической должностью министранта.

Хунган си пвен (Houngan Si pwen) или мамбо си пвен (Mambo Si pwen).

Хунган Асогве (Houngan Asogwe) или Мамбо Асогве (Mambo Asogwe).

Вуду включает два основных типа божеств: Бондьё (Bondye) и лоа (Lwa).

Бондьё — это высшее божество религии вуду, всемогущий Бог, сопоставимый с христианским образом Бога. Тем не менее, в отличие от христианства, в вуду существует концепция, согласно которой Бондьё отстранился от всего происходящего в этом мире и не вмешивается в дела людей. Имя Бондьё происходит от французского bon Dieu, что означает «добрый Бог».

Лоа — это божества более низкого порядка, с которыми в силу отстранённости Бондьё от мирских дел и имеют дело последователи вуду. Именно с обращением к лоа связаны молитвы и ритуалы, проводимые последователями вуду.

По информации, дошедшей до нашего времени, магический культ Вуду зародился в 1750-1785 годах в одном из самых загадочных и мистических мест земного шара – острове Гаити. Сказать точно, когда появился первый шаман Вуду нельзя. Об этом приходится лишь догадываться по упоминаниям из старых книг. Одно из таких упоминаний встречается в произведении, датированным 1750 годом. Но уже из этого скудного кусочка информации становится ясно, что колонизаторы того времени действительно боялись магии Вуду и старались не сталкиваться с ее последователями.

Точного перевода слово Вуду, по-видимому, мы тоже уже никогда не узнаем. Но, скорее всего, это понятие очень близко к словосочетанию «негритянский волшебник». Основная трудность в определение истоков слова заключается в том, что разные африканские народы по-разному произносят его. Так, можно услышать слова Valdo, Vo, Vodu, Vaudois и даже совсем непохожее Waldenses.

Наибольшая заслуга в развитии культа Вуду принадлежит племенам Ливии, Анголы, Малаки и Эфиопии. Именно они расширили пантеоны Лоа в Вуду. Лоа представляет собой особую духовную энергию, способную мыслить и приходить в мир людей. Важно понимать, что магия Вуду это не безумный шаманизм, а определенная система, имеющая прочную основу. И разрушить начала религии Вуду уже не сможет никто.

Сегодня в Вуду сформировалось два направления преподавательского течения: Бокор и Бабалаво. Первое обычно называют черным священником, а второе – белым или отцом тайного познания. К сожалению, по незнанию многие люди считаю Бокора настоящим злом для всех последователей и уж тем более противников магии Вуду. Действительно, первое впечатление от него лишь негативное. Кажется, что он не совершает ничего положительного. В действительности же все не так просто. Дело в том, что и Бокор и Бабалово используют как положительную, так и негативную практику ритуалов. Конечно, это с человеческой точки зрения – на уровне духов все гораздо сложнее. Главным отличием этих двух священников является то, что Бокор более замкнут в себе, тогда как Бабалаво открыт для окружающих и чаще идет на встречу людям, просящим его о помощи.

Вуду зародилось в африканских королевствах Фон и Конго целых 6 000 лет назад. Слово “вуду” происходит из языка фон, на котором оно означает “священный”, “дух” или “божество”. Другие слова, используемые в Вуду сегодня, также пришли из языков фон и Конго. Например, жрицу Вуду часто называют «мамбо» или «манбо». Это – комбинация слова из языка фон, обозначающего “мать” или “магический амулет” и слова из языка Конго, означающего “целитель”.

Королевство Фон было расположено в том месте, которое является теперь южным Бенином, некоторые антропологи именуют его “колыбелью Вуду.” Сегодня приблизительно 30 миллионов человек также практикует Вуду в Того, Гане, Бенине и других странах северо-западной Африки. [источник: Национальное Общественное Радио: Радио-Экспедиции]. Вуду – также является официальной религией Бенина, где целых 60 % жителей – последователи этого культа [Источник: Би-Би-Си].

Так как Вуду – прежде всего устная традиция, не имеющая письменного оформления, то имена богов, так же как и названия некоторых специфических особенностей различных ритуалов, могут изменяться в различных областях или от поколения к поколению. Однако африканское Вуду имеет несколько повсеместных характерных признаков независимо от того, где люди его практикуют. Наряду с верой в многочисленных богов и одержимости духами, они включают в себя:

– Ритуалы или предметы, которые имеют свойство давать магическую защиту:

– Жертвоприношения в виде животных, которые используются для выражения уважения к богу, получения его благословения или выражения благодарности;

– Использование фетишей или предметов, в которых заключена сущность или сила конкретного божества;

– Ритуальные танцы, в которых часто используются искусно сшитые костюмы и маски;

– Ритуальная музыка и игра на музыкальных инструментах, особенно барабанах;

– Предсказания, получаемые при интерпретации физических явлений, например, при бросании шелухи от семян или падении камня определенного цвета с дерева

– Ассоциации от цветов, пищи, растений и других явлений с определенным лоа и использование этих явлений, чтобы отдать дань лоа.

Многие из этих признаков, особенно почитание духов предков, многобожие, и важная роль музыки и танца, являются характерными и для других африканских религий. Таким образом, Вуду во многом походит на остальные традиционные африканские верования. Многие ритуалы являются частично празднованиями, частично религиозными службами, имеющими как основной компонент ритмичную музыку, танцы и песни. Большинство ритуалов проводятся в условиях естественного пейзажа, на фоне рек, гор или деревьев. А посредством художественного оформления и освящения, некоторые обычные предметы, например, таких как горшки, бутылки или части убитых животных, становятся священными и используются в совершении ритуалов.

В различных областях Африки люди, которые хотят стать духовными лидерами в сообществе Вуду, могут поступить в религиозные центры, которые во многом походят на монастыри. В некоторых таких сообществах посвященные символически умирают, проводя три дня и три ночи в полном уединении прежде, чем их вновь возвращают во внешний мир. Потом они изучают ритуалы, цвета, пищевые продукты и предметы, связанные с тем или иным божеством, а так же учатся общаться с лоа. Духи имеют различные воплощения и различные требования к последователям, точно также как боги в древнегреческих и древнеримских мифах.

У некоторых людей Вуду ассоциируется со злом, но многие из его ритуалов, даже те, которые включают в себя жертвоприношения в виде живых животных, имеют в своих корнях уважение, мир с природой. Религиозные лидеры становятся лидерами и в обществе, обеспечивая руководство и улаживание споров. Духовные лидеры также часто осуществляют медицинское обслуживание в форме народной медицины. Священники, жрицы и другие практики обычно посвящают большую часть своей работы помощи и заботе о других людях. Проклятия, колдовство и заклинания, нацеленные на причинение вреда, попадают в категорию «бо» (Это особое отдельное течение Вуду, практикуемое намеренно на причинение зла и исповедуемое отдельными последователями). Однако большинство антропологов соглашается с тем, что все лидеры Вуду имеют некоторые практические знания «бо», полагая, что понимание принципов того, как это работает, является необходимым для борьбы со злом. Только колдуны, известные как «ботоно», в противоположность обычным священникам и жрицам Вуду, имеют дело с более вредоносными заклинаниями. В некоторых случаях, тем не менее, священники Вуду действуют и как обычные жрецы, и как «ботоно», в зависимости от ситуации.

Эта африканская форма Вуду – предшественница остальных, распространившихся на Гаити и других частях Западного полушария. Районы Африки, где Вуду особенно процветало, это области, через которые проходил наиболее оживленный людской трафик во времена работорговли. Торговля рабами принесла Вуду и в Америку.

Вуду, прежде всего – это религия. На Гаити она является доминирующей. Многие из практик и описаний религии Вуду могут показаться нам суевериями, но в этом случае, вообразите, чем могут показаться верования христианства людям, которые ничего не знают об этом. Расскажите им о Троице или о Воскресении, или присутствии Иисуса в евхаристии. Любые из этих проявлений, в которые безоговорочно верят ревностные христиане, наверняка покажутся не менее суеверными тому, кто совсем незнаком с Христианством. Таким образом, нельзя не признать, что Вуду – религия Гаити, и к этому относятся очень серьезно не только неграмотные крестьяне. Многие интеллигентные и образованные члены гаитянского общества также искренне верят в Вуду, как и немецкие профессора богословия в свое Христианство.

Читайте также:  Пустыня Намиб в Намибии, подробно с фото

Наиболее фундаментальные понятия гаитянского культа Вуду:

Есть только один Бог, Бондье. Он очень похож на Бога Ислама, Иудаизма и Христианства.

Есть три важных категории других духовных существ:

1. «Лоа» – это различные духи членов семьи, а так же духи главных сил вселенной – добра, зла, воспроизводства, здоровья, всех аспектов повседневной жизни. Лоа взаимодействуют с людьми на земле. Иногда они “входят” в людей во время религиозных церемоний, и посылают им сообщения, а так же влияют на то, какие события случаются с людьми, хорошие или плохие.

2. Близнецы. Любопытный и довольно таинственный набор сил, противоречащих друг другу: добро и зло, веселье и грусть и т.д. Если время от времени почитать их во время религиозных служб, то они будут помогать притягивать к вам положительные стороны жизни.

3. Мертвые. Главным образом души собственных членов семьи, которые умерли, но еще не были “воскрешены” семьей. Игнорируемый семьей мертвец – опасен, почитаемый и имеющий постоянное внимание со стороны семьи – очень полезен для нее.

Центральный и ключевой аспект Вуду – это лечение людей от болезней. Лечебные действия составляют, вероятно, 60 % всей деятельности священников Вуду. Целители лечат травами, заклинаниями (с помощью Лоа и других духов) и, в настоящее время, даже пользуются западной медициной.

Духовенство Вуду состоит в равной степени из мужчин («гунганов») и женщин («мамбо»). Их функции:

– совершение религиозных церемоний с целью вызвать или умиротворить духов;

– совершение обрядов инициирования новых священников;

– предсказывание будущего и толкование снов;

– составление заклинаний и создание защитных чар;

– приготовление зелий для различных нужд: (от любовных , до смертоносных).

За выполнение любой из них они могут получить плату. Но могут и не получать. Это зависит от самого священника. (Заметьте, что это подобно плате, которую мы иногда отдаем раввинам, муллам и священникам)

В 1804 году Наполеон вторгся в Испанию, вынудив тысячи людей бежать на Кубу. В это же время примерно 10 тысяч беженцев с Кубы и Гаити прибыли в Новый Орлеан, принеся с собой свои традиции vodou, которые добавились к африканским традициям уже существующим в Новом Орлеане. Именно в это время сформировалось креольское Вуду и появились несколько известных королев Вуду и докторов Худу. Это были такие как мадам Титит, Док Ya Ya, Вайо Джон, Дон Педро, Санита Деде и Мари Салоп. Однако самая известная и влиятельная из них это Мари Лаво. Мари Лаво сделала для поддержания интереса к Вуду три важных вещи. Сначала она объединила африканских богов Вуду с католическими святыми. Например; святой Петр – это Легба, святой Михаил – это Белый Дани, святой Иоанн – Шанго. Второе, она упростила и стандартизировала ритуалы и инструменты Вуду. И третья вещь, которую она сделала – она сделала креольское Вуду законным бизнесом. Люди теперь могли купить любое число кукол Вуду и гри-гри за доступную цену. И многие из них были рады заплатить до 10 тысяч долларов за ритуал самой Мари. В дополнение ко всему этому, она воскресила культ Радужного Змея (Дамбала Ведо), известный в Новом Орлеане, как Великий Зомби.

Когда Мари Лаво исполнилось 70 лет, она удалилась на покой, передав свое дело дочери Мари Лаво II, которая продолжила традиции своей матери. Считается, что вторая Мари похоронена на кладбище святого Луи №1 в семейном склепе, рядом со своими отцом и матерью. Через некоторое время вудуисты стали применять ее ритуалы в своей практике, упростив их. Многие короли и королевы Вуду создавали и свои ритуалы. Однако общей характеристикой креольского Вуду является поклонение папе Ла Бас, папе Легба, почитание духов предков, гадание, элементы католицизма, работа с травами, куклы Вуду и мешочки гри-гри.

Две разновидности Вуду

Существуют два изначальных вида Вуду:

1. Рада – это Вуду семейных духов, а также Вуду относительно мирных и счастливых Лоа.

2. Петро, которое распространено в некоторых районах Конго. Это – черная магия Вуду, Вуду сердитых, недоброжелательных, опасных Лоа. Это течение Вуду имеет дело с опасными проявлениями магии, включая смертельные проклятия, создание зомби и проведение диких сексуальных оргий.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: по подсчетам ученых фактически 95 % обрядов Вуду, (если не больше) – это разновидности Рада. Таким образом, захватывающие рассказы о черной магии Вуду, вполне реальны, но, тем не менее, чрезвычайно редки. Петро – это не типичная разновидность Вуду, но все же она действительно существует.

Строение человека согласно религии Вуду:

Люди имеют одно тело и две души:

– pti-bon-ange (маленький добрый ангел). Эта разновидность души подобна совести в Западном понимании.

– gros-bon-ange (большой добрый ангел). Эта разновидность подобна понятию «душа» в Западных теориях о строении человека, но душа в вудуистком представлении в гораздо большей степени отделена от тела, чем в западных теориях. Например, когда человек предстает перед Божьим судом, то именно gros-bon-ange представляет его как личность и отвечает за все поступки человека.

Лоа призваны служить людям, однако у них есть свои любимцы, которые лучше других принимают и угощают их. Чтобы они проявили себя, необходим особый порядок приема. Одержимость, инициация и мистический брак являются формами особого внимания со стороны лоа. Поскольку близость с ними помогает человеку узнать свою судьбу, он может избежать опасностей.

Культ вуду допускает личное обращение к лоа, которым поклоняются у домашнего святилища, представляющего собою маленький алтарь. В умфро каждый жрец имеет точно обозначенное протоколом место для приема лоа. Там ставятся свечи, с помощью которых вызывают своего лоа, а также изображения католических святых. Чтобы воздавать почести семейным лоа или принять инициацию, адепт присоединяется к религиозному братству, являющемуся сообществом служителей одного из умфро.

Храмы вуду создавались, конечно же, в рабовладельческий период, но в недоступных для белых местностях, населенных марронами. Вот один из первых примеров так называемого лаку: в большом дворе или внутри строения, в котором жили вместе несколько семей, выбирался патриарх, одновременно служивший религиозным главой. В небольшой хижине, в которой поддерживался постоянный порядок, содержались предметы культа лоа.После объявления независимости в 1804 году бывшие рабы начали сооружать свои храмы по всей стране. Но поскольку вуду не стал официально признанным культом, его основные центры стали размещаться в деревнях, а также на окраинах столицы или других больших городов.

ВУДУ: ТАЙНА ЗОМБИРУЩЕГО ПОРОШКА

Слово «вуду» напоминает о зловещих зомби, страшных колдунах и магических ритуалах под бой африканских барабанов. Несмотря на то, что понятие зомби в наше время понимают по-разному, все же «настоящий» зомби-вуду – оживший труп, неспособный мыслить и испытывать эмоции. Такие существа подчиняются бокоро – колдунам, которые и подняли их из земли, став хозяевами их душ. Несмотря на всю кажущуюся фантастичность этого персонажа, даже официальная наука признает – реальные зомби существуют!

Культ вуду широко распространен в Карибском бассейне и имеет африканские корни. Это своеобразное смешение традиционных верований народностей Дагомеи и католицизма. Будучи очень гибкой религией, вуду подстраивается под местный колорит, видоизменяется из поколение в поколение, от страны к стране.

Но одно остается неизменным – вера, что мир населен добрыми и злыми духами лоа, только белые колдуны урганы и черные колдуны мамбо могут общаться с ними посредством специальных ритуалов. Темные колдуны могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу, могут оживить мертвеца, полностью подчинив его себе. По утверждениям миссионера С. Ст. Джона Гайти, во время ритуалов черной магии совершаются отвратительные жертвоприношения младенцев, описаны даже случаи каннибализма.

Черной магией могут заниматься только верховные жрецы и высокопоставленные особы. Таким темным колдуном был страшный диктатор и правитель Гаити Франсуа Дювалье (время правления: 1957-1971). Он не скрывал, что является колдуном вуду и вождем мертвых – бароном Субботой. Дювалье использовал силу злых духов лоа во внутренней и внешней политике. Гаитяне до сих пор приходят в ужас при одном его имени.

Дювалье использовал помощников – оборотней (тонтон-макутов), которые на протяжении 15 лет правления Дювалье держали в страхе все население острова. Эти страшные помощники, не снимавшие очков, были и исполнителями приговоров, и черными магами, и офицерами полиции. Когда американский президент Джон Кеннеди стал активно критиковать Дювалье за коррупцию и хищение гуманитарных средств, приостановив предоставление помощи, разъяренный диктатор-колдун истыкал иголками восковую фигурку президента. Он сказал, что с помощью колдовских обрядов призвал на помощь самого дъявола. Гаитяне считают, что в гибели Кеннеди виноват именно Франсуа Дювалье.

По его заказу «изготавливали» людей-роботов (зомби), которых использовали в качестве бесплатной рабочей силы на плантациях. Самым известным зомби признан Клавдиус Нарцисс, который после кончины весной 1962 года был оплакан родными и похоронен. Примечательно, что его смерть была освидетельствована в больнице Порт-о-Принса двумя ведущими медиками. Но официально подтверждено также следующее – Нарцисс после своей смерти еще 18 лет работал на плантации с сотнями таких же, как он, зомби. Видимо, он был похищен из могилы и увезен на ферму.

После 18 лет рабского труда за хлеб и воду он внезапно стал осознавать свое положение, как бы очнулся от страшного «сна». Он сбежал с плантации, но родные, признав в нем Клавдиуса Нарцисса, отказались от него, поместив в больницу. Вероятно, его братья не хотели делиться с «свалившимся» им на голову родственником землей. Впоследствии у них была судебная тяжба с Нарциссом. Вскоре его фотографии, где он сидит на своей могиле, облетели все мировые издания.

Широкую огласку получили также случаи с двумя женщинами. Первая – Натагетта Джозеф, официально умершая в 1966 году. Она была похоронена, но шесть лет спустя ее встретили блуждающую в окрестностях деревни. Видимо, женщина вспомнила местонахождение родной деревни, но остальное было стерто из ее памяти. В другом случае умерла 30-летняя женщина (ее смерть также подтверждают документы, хранящиеся в магистратуре). Через 3 года муж узнал ее на плантации в отдаленном округе, где она работала как рабыня в состоянии зомби.

Эти и другие случаи, заставили американцев начать исследования на Гаити. В конце восьмидесятых годов с помощью подкупа удалось получить сведения о секретах зомбирования. Выяснилось, что это страшное превращение проходит в два этипа.

Жертве подмешивают в еду яд, приготовленный из морской жабы Борджия, жалящего морского червя Полихета, большого обилия трав, костей черепа недавно умершей мамбо и, главное, рыбы-собаки (диодон хистрикса). Самый главный ингредиент – нервно-паралитический яд (тетродотоксин) рыбы-собаки. Этот препарат сильнее цианистого калия в 500 раз.

Все это тщательно перемешивается и перемалывается в течение трех дней под ритуальные песнопения. В конце концов получается желтоватый порошок. Он опускается на один день в гроб с покойницей без головы, чтобы состав пропитался трупной «силой», после чего снадобье становилось готовым к употреблению. Через 10-15 минут жертва колдовства «умирала»: у нее стекленели глаза, останавливалось дыхание, синело тело. Колдун запечатывал душу несчастного в бутыль, с помощью которой черный маг вуду получал контроль над сознанием и телом жертвы.

Через некоторое время (от 12 часов до нескольких дней) жертва оживала, но сознание возвращалось к ней не полностью, восстанавливались лишь двигательные способности и простейшие инстинкты. Жертву похищали с кладбища, делая из нее зомби. «Труп» через двенадцать часов становилась рабом у «хозяина души». Но, судя по случаю с Нарциссом и Натагеттой Джозеф, были случаи восстановления сознания.

Впоследствии были проведены опыты над шимпанзе, чтобы повторить процесс зомбирования. Ученые выяснили, что тетродотоксин временно тормозит все органические процессы в организме, в том числе деятельность мозга, но впоследствии восстанавливает их до прежнего уровня. Но секрет порошка до сих пор полностью не разгадан. Также не выяснена тайна сосуда, куда вкладывали душу заживо погребенного.

Ссылка на основную публикацию