Череповецкое болото, загадка и тайны гиблого места

Череповецкие болота – мистика или природная аномалия

Недалеко от русского города Череповца размещена одна из самых загадочных и страшных аномалий России – Череповецкие болота. Эти, казалось бы, естественные и непримечательные водоемы породили массу легенд и поверий. Люди верят, что в данных болотах обитает сильнейших дух или призрак, которому нравится доводить людей до самоубийства. В Череповецких болотах часто топятся мужчины, женщины и дети, за которыми ранее не замечалось никаких психических отклонений. Возле болот здоровый морально и физически человек может запросто потерять рассудок.

Глубина Череповецких болот в некоторых участках доходит до пяти метров. Поэтому водоемы правильнее называть сильно заросшими озерами. Череповецкая аномалия состоит из различных по размеру и глубине водоемов. Самыми известными из них, имеющими дурную славу, являются озера Ивачевское и Пустынное.

На первых взгляд, Череповецкие болота ничем не отличаются от других, которые встречаются по всей России в большом количестве. Дурной славой Череповецкие водоемы обзавелись практически сразу же после того, как о них узнали люди. Если с остальными аномалиями связаны только легенды, то с данными болотами связаны официальные заявления в полицию и прочие инстанции. Люди совершают суицид в том районе в несколько раз чаще, чем в любых-других подобных. Практически у каждого местного жителя имеется справка с психиатрической клиники с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз». Они утверждают, что в болотах водится настоящий зловещий дух, от которого невозможно отвязаться.

Рассказ учителя о Череповецких болотах, найденный в его дневнике

Данный рассказ датирован 1850 годом. Местный учитель оставлял в своем дневнике короткие записи о том, что наблюдал возле Череповецких болот. Внезапно данные записи начинают обрываться, будто их автора что-то нереально пугало. Автор утверждает, что дух болот «воет», зазывая в свои сети жертв. Этот призрак ненасытный, если однажды попадаешь к нему, невозможно вернуться назад. Он преследует, внушает, ломает психику, слышится голосом в голове. Он властвует и заставляет молчать.

Именно так отзывался о болотном духе школьный учитель. Зачастую люди подобных профессий фантазировать не умеют. Они строгие, дисциплинированные, ответственные. Врать им не свойственно, поэтому слова учителя эксперты признали достойными внимания.

Кроме всего вышесказанного, учитель писал, что его отец якобы слышит болото, даже если находится далеко от него. Болото высасывает силы, ломает психику и душу, властвует над мыслями и разумом. Оно постепенно заставляет подчиниться, после чего человек уже не может владеть собой.

В итоге отец учителя сошел с ума и попытался переехать подальше от таинственных болот. За ним последовал и сын, но долго прожить в другом городе семейство не смогло. Через пару лет сын с отцом вернулись в родные края, утверждая, что «болотный дух найдет везде, ему невозможно сопротивляться, он заставляет вернуться».

В своем дневнике школьный учитель часто упоминал, что леса вокруг Череповецких болот очень скупы на ягоды и грибы. В них не водятся животные, не растут лекарственные травы, не летают птицы.

30 лет спустя

В 1879 году в этих местах поселился лекарь Павел Грязнов. Он тоже оставил несколько письменных свидетельств о событиях, связанных с болотным духом. Грязнов заинтересовался болотами после того, как услышал историю о купце, который пропал и вернулся в данных болотах когда-то.

Купец, как оказалось, проезжая через болота, чего-то сильно испугался и сбежал, оставив все личные вещи, которые у него при себе были. Спустя несколько лет его что-то заставило вернуться к болотам. Вернувшись, он поведал, что некие страшные силы подталкивали его к краю мутного водоема. Он совершенно не владел собой, но понимал, что с ним может произойти. К счастью, у него вовремя сработал инстинкт самосохранения, который заставил его бежать с места возможной гибели. Также он говорил о том, что возле болота стояли телеги, наполненные разнотипными товарами и брошенные. Купец только потом понял, куда подевались их владельцы, так как сам чуть не стал жертвой зловещего водоема.

Местные жители не поверили рассказам купца и решили самостоятельно проверить информацию. Добравшись к болоту, они действительно увидели описанные шокированным богачом телеги, однако забрать их содержимое людям не удалось. Внезапно всех их охватил сильнейший страх, после чего они разбежались в различные стороны. Некоторые заблудились в лесу и не вернулись домой. Другие потом наотрез оказывались возвращаться к болотам, доказывая, что в них водится нечисть.

Известно также следующее: возле телег находили следы, ведущие к воде. Изначально люди думали, что в лесу орудует банда разбойников, которая и губит купцов. Но отказаться от данной версии их заставили следы, которые не указывали на сопротивление. Те, кто их оставил, спокойно шли к воде, не сопротивляясь, а значит, самостоятельно.

Грязнов решил изъять пробы торфа с болота, чтобы отвезти их на анализ в лабораторию. Позже он говорил, что пока торф находился у него, он мучился от страшной головной боли, которую ничем не удавалось приглушить. Анализы проводились в Петербурге. Вскоре пришел ответ из лаборатории. Оказалось, что в болотной грязи с Череповецких водоемов действительно обитает нечто странное – неизвестные ранее науке живые микроорганизмы, очень сложные и высокоорганизованные. В прошлом лаборанты с подобными существами не сталкивались, поэтому больше ничего не объяснили.

Кошмар никогда не закончится

Один из жителей Череповца, С. Перфильев в 1905 году писал, что у местных имеется только два варианта: утопиться в болотах или попытаться уехать отсюда. Он утверждал, что местных поражает не психическое расстройство, а нечто более сложное и материальное. Практически каждый местный признавался душевно больным, так как рано или поздно замыкался в себе, нередко начинал пить и сочинять небылицы. Как известно, в каждой сказке имеется доля правды, но к душевно больным никто не прислушивался.

Большинство очевидцев-пострадавших говорило о том, что болота живут своей жизнью, вода в них ведет себя как живое существо, подчиняет себе окружающих. Пораженные ею люди становятся зависимыми, агрессивными, депрессивными и навсегда приобретают незримую связь с аномальными водоемами.

Начальник одной из российских уфологических организаций недавно нашел и представил описание загадочного случая, который произошел на Череповецких болотах в 1911 году. В том году сын местного сапожника вышел на пристань возле болота, упал и начал биться головой о камни до тех пор, пока не проломил себе череп. Известно, что раньше он не страдал эпилепсией (именно на этот недуг подумали в первую очередь). Перед смертью молодой парень заявил:

Грязная зловонная пропасть. Я отправляюсь туда, так как снизу постучали.

Что означают предсмертные слова парня, никто так и не понял. Судмедэксперты составили заключение: суицид – последствие душевного расстройства.

В чем причина аномалии: призрак или необычный состав местной воды

Вплотную к изучению Череповецких болот подошли в прошлом году. Исследовать зловещую воду рискнул кандидат химических наук Ю. Перовский. Он предположил, что дно болот усеяно особой растительностью, которая во время гниения выделяет галлюциногенные вещества. Когда человек вдыхает данные вещества, его охватывает паника (если доза была небольшой) или маниакальное желание совершить суицид (если доза слишком велика). Это логичное объяснение удовлетворило остальных ученых, поэтому детальнее никто разбираться с болотами не стал.

Некоторые ученые считают, что в происходящем с жителями Череповца виновата именно вода. В прошлом ученым удалось доказать, что молекулярная структура воды способна воздействовать с окружающей средой. Если водоем размещен в геопатогенной зоне, то на воду будет оказываться слишком мощное негативное энергетическое влияние. После такого влияния и сама вода станет негативно заряженной. Она начинает губительно влиять на людей, заряжая их своей негативной энергетикой. Кроме того, известно, что болотная вода имеет хаотичную структуру, а чистая (к примеру, с горных ручьев) – спокойную, геометрически правильную структуру. Данная теория, конечно же, выглядит фантастической, но вполне может быть реальной. Получается, что Череповецкие болота столетиями накапливали негативную энергетику, после чего отдавали ее людям, заставляя их сходить с ума. Если считать данную гипотезу верной, то все происходящее можно объяснить. Гораздо легче поверить в вышесказанное, чем в легенды о болотном призраке, который якобы обитает в Череповецких болотах.

Тайна череповецких болот

ЧЕРЕПОВЕЦКИЕ БОЛОТА – возможная аномальная зона, местность в Вологодской области, где наблюдаются многочисленные странные явления.

По рассказам местных жителей в близлежащих населенных пунктах отмечается большое количество странных самоубийств.

Загадка лекаря Грязнова,1879 год.

Зверь появился давно. Непонятно:болота ли породили “томный дух” или сам дух породил для себя эти болота.Сие уже никто знать не сможет. В забытом веке по южной дороге от Белоозера стали пропадать купеческие люди.По одному,по двое,а то и целыми обозами выезжали они из северного города и не возвращались назад.

Грешили на людей лихих,на зверя болотного или лесного.

Только зря грешили.Однажды с оружием про- чесали окрестности и нашли на берегу большого болота брошенную телегу.
Hи лошадей,ни всадника рядом не было,а телега та осталась с неразграбленным добром,просто брошена.Следы же живых ушли в топь.Hа этом и дело кончить, да нажива заставила северных купцов иногда ходить по лихоманью, и много страшных сказок о Большом Драконе сложили в Белоозере. А два века спустя вернулся один.
Десять лет не давал о себе знать, придя же,рассказал столько небылиц,что надолго прослыл бы чудаком из чудаков. Hо он привел неверующих к краю огромного болота,где по всему берегу валялись останки телег и возов.Ужас обуял его попутчиков,и в панике они бежали оттуда. Болото то,по моим расчетам,в сорока километрах к северу от Череповца.

Диаграммы такой не начертишь. Такого числа полоумных,наверное,нигде больше не сыскать.Самоубийства же – это просто городской кошмар.В прошлом году четверо повесились,а трое совсем ушли,пропали.Лучшие парни пропали.И так испокон тут.Дохнет все чистое или пропадает. Один здешний учитель лет двадцать или тридцать назад опыты какие-то ставил,так его записки полиция похоронила. Да и меня полицейский чиновник уже два раза предупреждал не захаживать на болота те,ересь это.

Версия полоумного учителя, 1850-е годы.

Он воет,этот дух.Стоит однажды попасть туда,чтобы он навсегда остался с тобой.Он всасывает мозг.Он думает и заставляет молчать.Мой отец сошел с ума еще до моего рождения,но признался в этом только пе- ред смертью. Признался,что двадцать лет прожил в родстве с этим болотом,которое отнимало его силу,его мысли,принуждало совершать нечто не- вероятное.Отец гнал меня из города. Я получил образование и вернулся. Отныне уже нельзя уехать.Эти болота найдут везде.Как можно бороться с такой махиной вонючего торфа ? А как прекрасно это болото,когда находишь его впервые!И ягоды почти нет,и птицы мало. Hе болото это вовсе. А как слышно его в городе! Я уже знал троих,которые его слышат.Бо- лоту тысячи лет.И в этом городе всегда будут жить люди,которые станут ему служить. Отказаться нельзя,отказаться поздно.

Диссертация Павла Грязнова, 1880 год.

Из грамоты белозерского князя Михаила Андреевича:”Hе было пути санному,не стопнику,а велел
есми всем ездить старою дорогою пошлою мимо их слободку на лес Череповси. “. Пустынное болото лежит между Шексною и Ягорбою,по обеим сторонам реки Кономы,начинается у самого города Череповца и тянется к северу верст на 30.Площадь его 80 квадратных верст.Среди болота располагаются несколько озер,из которых главные – Ивачевское и Пустынное.Поверхность самого болота состоит из упругого слоя,имеющего волнообразный вид,местами прорванного от напора более жидкого слоя,отчего и образуются так называемые плави или окнища. Глубина болота достигает всего двух с половиной саженей (чуть более пяти метров),дно его плотное,глинистое. “Поющие” болота к северу от города – это не только предание,но и результат долголетних наблюдений многих людей.

Удивительно происхождение очень глубоких мест в сравнительно неглубоких болотах с твердым глинистым дном. Мне случалось находить участки без дна. (“Опыт сравнительного изучения гигиенических условий крестьянского быта и медико-топография Череповецкого уезда”.Докторская диссертация лекаря Павла Грязнова, С-Петербург,1880 год).

Дневник провинциала,1905 год.

В Москве мне не поверили.Я двадцать лет расспрашивал округу об этом явлении,однако никто так и не смог подтвердить версию петербургского врача.Все лучшие люди действительно уезжают из Череповца или погибают здесь.А процент самоубийств уже не выше общегосударственного,но полоумных намного больше.Это не душевная – какая-то другая болезнь.Человек перестает ждать лучшего, становится молчаливым и,если не пьет водку, начинает рассказывать невероятные истории.Будто бы слышит по утрам,как где-то на севере вздыхает Озеро.И живет та вода чужой жизнью.Она подчиняет себе людей,которые выполняют ее волю. Озеро не может жить одно,в городе есть два-три человека,которые его слушаются.Они связаны с ним некими узами.Если это сумасшедшие,их уже бесполезно выспрашивать.А как выглядят те,которые только что поз- накомились с Водой? Как распознать их. (Перфильев, мещанин,ул.Источницкая,9).

Комментарий местного уфолога,1990 год.

Три изложенных выше рассказа сводят все к одному:плохой воздух череповецких болот оказывал такое огромное влияние на людей,что они одухотворяли само это болото.Все три исследователя находили,что наиболее умные спешили покинуть родной город или с их мозгом происходили странные вещи.Они слышали по утрам протяжные звуки с Севера. Во многом они правы: из Череповца вышел лишь один известный человек – художник Верещагин,который,как мы знаем,покинул родной город очень молодым человеком и не торопился в него вернуться. Батюшков посещал свое череповецкое имение,уже будучи больным,при- чем душевно. Пять лет прожил в Череповце необыкновенный мальчик – будущий поэт Игорь Северянин,и чуткая душа почувствовала здесь что-то неладное. Позднее он проклял наш мрачный город.

Дневник провинциала,1907 год.

Я болен.Моя мать рассказала о болезни моего дяди,он тоже был болен. По утрам шумит голова.Ужас в том,что шум не в самой голове,а вне ее – шум идет с Севера.Я видел это болото. Оно мало чем отличается от других,но я тут же его узнал.С тех пор ни разу не покидал города.Даже мысль о переезде вызывает животный страх,я не боюсь умереть,только это не смерть – это потеря самого себя. Вначале все было хорошо,потом – навалилась усталость.Hе хотелось писать,читать,думать.И сейчас,мне кажется, ОHО мешает писать эти строки. ОHО живое,потому что я – уже мертвый.

Читайте также:  Банкоматы в Тайланде без комиссии

«Не было пути санному, не стопнику, а велел есми всем ездить старою дорогою пошлою мимо их слободку на лес Череповси. » – говорится в старинной грамоте белозёрского князя Михаила Андреевича.

Дорога та шла через болото, да и в слободке-то, видимо, всякая нечисть водилась. Иначе откуда столько историй об ужасном череповецком болоте? Отбросив дремучие страхи, попробуем разобраться, где правда, а где вымысел.

Пустынное болото лежит между Шексною и Ягорбою, по обеим сторонам реки Ко-номы, начинается у самого города Череповца и тянется к северу вёрст на 30. Площадь его 80 квадратных вёрст. Среди болота располагаются несколько озёр, из которых главные – Ивачёвское и Пустынное. Поверхность самого болота состоит из упругого слоя, имеющего волнообразный вид, местами прорванного от напора более жидкого слоя, отчего и образуются так называемые плави, или окнища. Глубина болота достигает всего двух с половиной саженей (чуть более 5 м), дно его плотное, глинистое.

«Поющие» болота к северу от города – это не только предание, но и результат долголетних наблюдений многих людей. » -так писал лекарь Павел Грязнов в своей докторской диссертации «Опыт сравнительного изучения гигиенических условий крестьянского быта и медикотопография Череповецкого уезда», которую он защитил в Санкт-Петербурге в 1880 году. Правда, встречаются в том болоте и очень глубокие места.

Череповецкие болота представляют собой малоизученную местность в Вологодской области. В наше время о ней принято говорить как об аномальной зоне, потому что здесь издавна наблюдались загадочные исчезновения людей с дорог, частые самоубийства, необъяснимо большое количество сумасшедших в близлежащих деревнях и странное поведение, казалось бы, вполне здоровых людей.

С научной точки зрения болото – сложная экосистема со своим особенным растительным и животным миром. Для образования болота необходимы близость грунтовых вод, определённая влажность климата, рельеф и почва. Только кажется, что вода в болоте застойная. На самом деле она обновляется здесь каждые пять лет. Даже озёрной воде для этого требуется в три с лишним раза больше времени.

В засушливое время крупным болотам под силу остановить и лесные пожары. В недрах болот удерживается почти половина объёма воды Байкала. Болота регулируют течение и питают водой малые и большие реки. Днепр и Волга, например, берут начало из болот. Народы ханты и манси верили, что весь мир родился из «жидкой земли», то есть из болота. Выходит, не такое уж это и гиблое место.

Специалисты подсчитали: каждый год один гектар болот поглощает из атмосферы в среднем больше тонны углекислого газа и выделяет около полутонны кислорода. Это на порядок больше, чем способен переработать один гектар леса или луга. Кроме того, болота притягивают и поглощают частицы пыли, которая в безветренную погоду передвигается в сторону пониженной температуры (а температура над поверхностью болот всегда ниже, чем вокруг). Один гектар болот может «проглотить» до трёх тонн пыли в год!

СТРАННОЕ БОЛОТО

Россия может считаться родиной болот – нигде их нет в таком количестве и объёме, как у нас. И определённые черты характера у людей, живших в поместьях и деревнях в окружении болот, тоже есть. В записках сельских лекарей XIX века очень часто встречаются упоминания о типичной русской хандре, которая вполне может быть клиническими признаками дурного влияния болот.

По статистике XIX века, в районе череповецкого болота число самоубийств в 3-4 раза превышало общероссийские показатели, в 9 раз была выше преступность. В этих краях самоубийцы обычно травмировали себе голову. И нет ничего удивительного в том, что старинное болото в окрестностях Череповца обросло своими мифами и легендами.

«В давние времена на одной из белозёрских дорог стали пропадать люди – в основном иногородние купцы. Купеческие люди выезжали из одного города – а к цели своего назначения уже не добирались, – рассказывается в записках Павла Грязнова. – В первое время люди думали, что в окрестностях появилась разбойничья шайка. Но постепенно эта версия была отброшена. Однажды люди из города с оружием прочесали окрестности и нашли на берегу большого болота брошенную телегу. Ни лошадей, ни купца, ни охраны у телеги не оказалось. А товар стоял нетронутым. И во всех случаях следы людей, которые ехали на телегах, уходили в топь – без следов борьбы или какого-то беспокойства. Пропадали люди в одиночку и большими группами.
Никто не вернулся из болота. Кроме одного человека. »

Это случилось в XVI веке – купец пропал на целых десять лет. Конечно, не всё это время он скитался по болотам, но испытанный им ужас был так велик, что он смог вернуться обратно только через много лет. Купец рассказал, что по дороге изменил маршрут и поехал неизвестными ему местами. «Подъехав к краю болота, чуть было не утопился – такой страх на него напал. Ужас и желание убить себя скорее.

Сохранив малую толику сознания, купец убежал от этого места, даже не вспоминая о товаре и не думая за ним вернуться». Местные купцу не поверили, но он вызвался показать желающим то место. Слова купца полностью подтвердились: на берегу болота стояли брошенные много лет назад уже развалившиеся телеги с купеческим добром.

ПРИБЕЖИЩЕ ДУХА

Большинство исследователей аномальных явлений, происходивших на череповецком болоте, определяют эти места как «одержимые тёмным духом». Какова природа этого духа – никто не знает. Дух – герой местных преданий, некая стихийная тёмная сила, несущая зло и страдания без каких бы то ни было мотивов.
Древние кельты называли болота «вратами духов» – там, где кажущаяся твёрдой почва мгновенно уходит из-под ног, открываются врата в мир загадочных духов природы и божеств.

Поэтому кельты почитали болота и приходили туда с жертвенными дарами. В славянской мифологии в болоте живёт кикимора – злой болотный дух. Людям показывается редко, предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Любит наряжаться в «меха» из мхов, вплетает в волосы лесные и болотные растения.

Кикимора болотная затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где может замучить до смерти. Поэтому на болото далеко и поодиночке не шли. Считалось, что безбоязненно ходить по болотам могут только колдуны и ведьмы.

«Дух в болотах появился давно, – писал лекарь Грязнов в 1879 г. – Никто не знает, что его породило: дремучая природа болот, тёмные силы земли, грехи живущих в этой местности людей – или вообще сам дух, поселившись в этой местности, создал для себя удобные для его жизни и дремучести болота». А вот запись из другого череповецкого источника, сделанная ещё раньше, в середине XIX века: «Он воет, этот дух. Стоит однажды попасть туда, чтобы он навсегда остался с тобой. Он всасывает мозг. Он думает и заставляет молчать. »

«Его можно вспугнуть, – читаем в письме некоего Перфильева, уроженца этих мест, лечившегося от своей «болотной хандры» у доктора Грязнова. – Не говорите о нём, не показывайте ему дорогу, он живёт в самом центре, где лесная поросль обступает небольшое рыжее тесто, похожее на вытянутый круг. Наш лесник называет его ведьминым. Сам боится-боится,а других приглашает послушать. В лес стал ходить без ружья. Все знают: его предшественник застрелился дома. Дослужился до старшего и застрелился, а из города не уехал. Так и не успел. Или не смог. А ещё лучше – молчать. Идти и молчать. И оно не сможет воровать голос».

«Отец гнал меня из города, – свидетельствует очевидец и жертва череповецкого болота середины XIX века. – Я получил образование и вернулся. Отныне уже нельзя уехать. Эти болота найдут везде. Как можно бороться с такой махиной вонючего торфа? А как прекрасно это болото, когда находишь его впервые! И ягоды почти нет, и птицы мало. Не болото это вовсе. А как слышно его в городе! Я уже знал троих, которые его слышат. »

Это подтверждает и Перфильев в письме, написанном в 1905 г.: «Все лучшие люди действительно уезжают из Череповца или погибают здесь. Это не душевная – какая-то другая болезнь. Человек перестаёт ждать лучшего. и будто бы слышит по утрам, как где-то на севере вздыхает Озеро. И живёт та вода чужой жизнью. Она подчиняет себе людей, которые выполняют её волю». Через два года Перфильев уже сам болел этой странной болезнью.

РАСТИТЕЛЬНАЯ ДУША

Долгое время считалось, что растения не имеют чувств и «растительная душа» примитивна. Современные биологи постепенно приходят к заключению, что растения не так сильно отличаются от людей и животных. Они могут видеть, ощущать прикосновения, чувствовать запах, у них есть слух и даже вкус. Вместо глаз у растений есть белки, тонко реагирующие на любые излучения энергии. На корнях найдены вкусовые ферменты, которые под землёй помогают найти «деликатесы», например, споры грибов. С помощью запахов растения общаются между собой.

Растения могут испытывать эмоциональный стресс и устанавливать контакт с человеком. Вполне вероятно, что всеми этими свойствами растения обладают благодаря находящейся в них воде, которая способна «запоминать» информацию и менять свою структуру под действием звуковых и электромагнитных волн.

Эксперименты проводились с отдельными растениями, однако дело никогда не доходило до исследования большого растительного организма, погружённого в воду, то есть имеющего доступ к своеобразной водяной «информационной библиотеке». Например такого, как болото. И совершенно напрасно. Ведь если каждое растение настолько «одушевлённое», какой живой и чувствующей может оказаться устойчивая экологическая система!

Примечательно, что только на болотах попадается вид растений-хищников. Это объяснимо, ведь в природе всё разумно: в воде болот мало нужных растениям веществ – их вымывает и уносит вода. Вот, к примеру, росянка добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.

СУДЬБА ЧЕРЕПОВЕЦКОГО «МОНСТРА»

«Я взял анализы торфа с этого странного места, – уверяет в своих записях всё тот же доктор Грязнов. – Послал в Петербург образцы и привёл всех знакомых учёных в недоумение: кроме растительных остатков в торфе оказались следы более высокоорганизованной жизни, которые (следы) ранее нигде не встречались и не наблюдались. Коллеги написали мне, что болото редкое, необычное».

Других подробностей и «вещественных доказательств», проливающих хоть какой-нибудь свет на историю с череповецким болотом, мы не знаем. Предполагают, что болото в том виде, в каком оно наводило ужас на всю округу, погибло где-то на рубеже 1920-1940-х годов. Вернее, не погибло – просто перестало проявлять себя, во всяком случае открыто. Иначе бы как оно допустило столь бурное строительство города и развитие промышленности? И противостоять активному приливу в Череповец свежих людей болото не смогло. Сдалось. Или затаилось?

Во всяком случае, сейчас в городе и окрестных деревнях люди ведут спокойную и размеренную жизнь, сумасшествий и преступлений здесь не больше, чем в других местах. Лишь изредка заезжие любители приключений, решившие самостоятельно, без помощи местных, осваивать болотные дебри, сталкиваются с чем-то якобы необъяснимым. На деле всё таинственное связано с выбросами болотного газа или с обычными проявлениями жизни на болоте.

При исследовании череповецкого болота в 1992 году действительно обнаружился любопытный феномен «пропадания голоса». Как описывают очевидцы, звук плавал, разговаривать было сложно. На расстоянии тридцати шагов можно было кричать во всё горло, а слышно было едва-едва, но пару шагов в сторону – и слышимость становилась прекрасной. Однако такие акустические явления иногда происходят и на других, не таких «страшных» болотах. По всей вероятности, благодаря особому волнообразному рельефу местности здесь наблюдаются эффекты, подобные распростра- Л нению звука в безэховых камерах, где в качестве поглотителей используются пористые и волокнистые материалы. На болоте эту роль может выполнять мох сфагнум и другая рыхлая болотная растительность и её остатки.

ОБОЙДЁМСЯ БЕЗ ЧЕРТЕЙ

В произведениях самых известных писателей рубежа XIX-XX веков более 300 достаточно острых сюжетов связано с болотами. М. М. Пришвин в повести «Кладовая солнца» поведал историю Блудова болота (Блудово, потому что там можно заблудиться). Писатель рассказывает о растущих на болоте деревьях как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры, называет болото «кладовой солнца».

Борина (песчаный холм посреди болота, покрытый высоким бором) – словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему». И вот погода меняется: «. серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами.

Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Не это ли наводит на мысли о присутствии всяких «духов»?

И писатель отвечает на этот вопрос: «. Многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: всё это вздор, и никаких нет в болоте чертей».

Страшная тайна ленинградских болот

В глухих лесах к северу от Санкт-Петербурга каждый год находят обнаженные трупы людей без следов насильственной смерти. Милиция в растерянности. Грешит на нечистую силу. В гиблое место отправились корреспонденты «КП».

Вепская возвышенность вроде и находится в Европейской части России, между Санкт-Петербургом и Мурманском, но по плотности населения – одна из самых малообитаемых территорий в стране. Болота на тысячи квадратных километров. По официальной статистике, тут пропадает до десяти человек в год. Но у туристов здешние места пользуются популярностью. Если знать куда идти, то рыбалка и охота здесь замечательные.

Почти двадцать лет подряд питерец Александр Клоков с друзьями весной ездил на охоту в эту глухомань. Отправились мужики и в этом году, в апреле. Компания солидная, матерая – три крупных менеджера питерских предприятий, писатель, пенсионер ФСБ, армейский полковник в отставке. Приехали VIP-туристы культурно отдохнуть. Кто поохотиться, кто рыбку половить, третьи – попросту с видеокамерой по лесу погулять, вечером у костерка посидеть.

Читайте также:  Бухта Афродиты на Кипре, легенды и вся правда

«. По показаниям свидетелей, на третий день Александр Клоков вечером не вернулся к охотничьей избе, где жили все члены компании. Клоков был опытный охотник, и свидетели за него особо не волновались, решив, что он ночует в лесу и появится с утра. Когда же он не пришел на следующий день, свидетели организовали поиски. Еще через сутки от них по спутниковому телефону поступило обращение в Капшинское отделение милиции».
(Из уголовного дела, возбужденного по факту исчезновения Клокова А. П.)

Полтора десятка человек искали Клокова семь дней. Строились в шеренгу с интервалом десять метров и прочесывали тайгу, болота, поросшие ельником поля местной деревеньки, опустевшей еще в советские времена. Обнаружили пропавшего в лощине, в пяти километрах от избы, где останавливались туристы. Нашли труп и остолбенели. Мужчина был полностью обнажен! Рядом на пеньке – аккуратно свернутые штаны и рубашка. Обуви нет. Куртки – тоже. Заряженный карабин прислонен к дереву. Причина смерти не установлена. Почему погибший разделся перед смертью – загадка для следователей.

За 8-9 дней, что Клоков пролежал в тайге, его труп успели изрядно обглодать волки. Но экспертиза показала: тело действительно Клокова. Спортивные штаны и рубаху родственники тоже опознали. Причину смерти точно определить не смогли – то ли сердце остановилось, то ли от переохлаждения скончался, а может, и то и другое сразу. Но раздеваться-то зачем? Клоков решил искупаться? При температуре +5 градусов? Да и воды поблизости не было.

Его будто кто-то манил в лес.

Пока милиция разбиралась с загадочным делом, наступили майские праздники с долгожданными многодневными выходными. Жители Питера массово ринулись на природу. И примерно в 30 километрах от места, где умер (погиб?) Клоков, обосновалась компания рыболовов. Тоже люди опытные. Пятеро мужчин в возрасте от 32 до 47 лет.

Рассказывает начальник Капшинского отделения милиции Анатолий БОЙЦЕВ:

– Вечером компания сидела возле костра. 35-летний Михаил Исаев резко встал и, ничего не говоря, быстро пошел от озера в сторону леса. Его окликнули, но он уже скрылся в темноте. Ну и ладно, подумали: «В туалет мужику приспичило». Примерно через час забеспокоились. Покричали. Сходили в деревню по близости – она тоже нежилая, только дачники по выходным приезжают – нет парня. На следующий день искали его самостоятельно. И вроде бы нашли. Один из товарищей Исаева утверждает, что увидел его издалека. Начал кричать, звать, но Исаев оглянулся в лес, будто его манили оттуда, и опять убежал.
Лишь вечером следующего дня рыболовы связались с нами. Опять пришлось прочесывать территорию. Но на этот раз безуспешно.

Труп нашел местный охотник спустя два месяца. Тело объел медведь, но эксперты дали заключение, что хищник перекусывал уже мертвечиной. Как и в случае с Клоковым, мертвец был обнажен. Пропали даже ботинки с носками. Милиционеры специально искали по окрестностям одежду Исаева. Но так ничего и не обнаружили.

«Собирал грязь и ел руками. »

И еще одно ЧП. На этот раз нашли голый труп местного жителя. Тридцатилетний лесоруб российско-шведского СП вечером после смены пошел домой в деревню. На тело наткнулись утром – в 200 метрах от бытовки, в колее лесной дороги. Комбинезон, сапоги, рубаха разбросаны на большом расстоянии. Будто парень бежал, скидывая одежду на ходу. Причем было похоже, что он уже ушел далеко, но по неведомой причине решил вернуться. В крови не обнаружили ни алкоголя, ни следов наркотиков. А смерть наступила. от удушения. Рот, нос, горло лесоруба были забиты жидкой дорожной грязью. Грязь была и под ногтями.

В протоколе есть такие слова очевидцев:
– Создавалось впечатление, что он ковырял землю и ел грязь руками.

Им казалось, что стало жарко

Лучше всех понимает нереальность происходящего местный «шериф» – уже упомянутый глава Капшинского отделения милиции Анатолий Александрович Бойцев, коренной местный житель, по национальности вепс:

– У нас в лесу просто так люди не раздеваются. Голым особо не походишь – все тело ветками раздерешь. Да и комары с мошкой загрызут. Похоже, что это все-таки не криминал. У меня создалось впечатление, что у погибших перед смертью «съезжала крыша», им казалось, что стало жарко – одежку они явно сами срывали. Но в чем причина – не понимаю. Могу допустить, что городские люди растерялись в лесу и запаниковали. Но чтобы местные так странно умирали.

– Говорят, возле Питера какие-то грибы галлюциногенные растут – любимое лакомство наркоманов. Может, здесь тоже без них не обошлось?

– Ерунда. У нас народ по водочке специализируется. К тому же трупы возили в Тихвин на экспертизу. Кстати, вот еще один случай. Прошлой осенью погибла шестидесятилетняя учительница начальных классов нашего села. Утром не пришла в школу. Стали искать. Нашли в тот же день за поселком на болоте. Видно было, что шла она со стороны леса. Сошла с нахоженной тропки, будто опять кто-то звал, перешла вброд ручей, села в мох и умерла. Обуви тоже нет – следы босых ног в ручье. На пальце – золотое кольцо, на шее – цепочка. Пожилая, всеми уважаемая учительница. Считаете, она тоже «наркоманских» грибов наглоталась? А по ошибке она их съесть не могла – все-таки местная.

О необычных случаях Бойцев сообщил в Тихвинский райотдел милиции и местную прокуратуру. Поскольку явных признаков преступления не было, то дела закрыли. Действия сельского «шерифа» – прочесывание леса, работа со свидетелями, составление протоколов – признаны грамотными. Тем более что подобные происшествия случались не на территории одного только Капшинского отделения милиции, а и в других местах этого района. Об этом определенно заявил один из старейших работников местной прокуратуры, попросивший не указывать его имя. О том же упомянул и Бойцев.

– Я работаю в местной милиции с 1988 года, – рассказывает милиционер. – Смутно припоминаю, что какие-то разговоры о подобных смертях ходили. Так и оказалось. Правда, не только в «моем» районе, но и в окрестностях – 16 случаев обнаженных трупов задокументированы. Еще полтора-два десятка случаев под подозрением.

1993 год. Осенью обнаружен труп сторожа лесопилки. Труп обнажен. Одежда рядом, скинута ворохом. Пуговицы от рубашки отлетели в стороны, будто человек скидывал ее второпях, до конца не расстегнув. Эксперты причину смерти не установили – объяснили тем, что у него сердце пошаливало.

В конце 1990-х годов было сразу два ЧП в течение месяца. Местные ходили за ягодами и не вернулись. И вновь вскрытия показали, что следов насильственной смерти нет, содержание алкоголя минимальное.

2001 год. Двое местных отправились осенью за клюквой на болота. Разошлись. Один не вернулся. Через два дня нашли тело. Ягоды рассыпаны. Одежда сложена в корзинку.

В том же году в конце октября нашли труп грибника-дачника. Сидел на пеньке босиком, грибы из корзинки вывалил. Сапоги с носками аккуратно поставил рядом.

Последняя трагедия произошла уже в сентябре этого года.

В 100 метрах от автомобильной трассы грибники нашли труп жителя одной из местных деревень Александра Прохорова. Как уже стало привычным, в исподнем. Брюки и свитер валялись рядом. У милиционеров была версия, что его сбила машина, а потом шофер оттащил тело в лес. Но экспертиза показала, что кости не повреждены. Следов насильственной смерти нет.

Прежде чем строить гипотезы, надо собрать все сведения и попробовать их проанализировать. Что мы и предприняли с помощью Анатолия Бойцева:

1) Более ранних сведений нет – дела не считались уголовными и в архивах не залеживались. Но достоверно известно, что начиная с 1993 года найдено 16 обнаженных или частично обнаженных трупов без следов насилия. И это в районе с населением всего 5 тысяч человек. Летом за счет туристов и дачников добавляется еще тысяча-полторы.

2) Все тела обнаружены на небольшом пятачке радиусом 50 километров. Это «медвежий угол» в 300 км от Санкт-Петербурга.

3) Из 16 погибших только трое – приезжие из Питера. Остальные – местные.

4) Погибли две женщины. Остальные мужчины – от 25 до 60 лет.

5) Версия ограбления исключается. В одежде у некоторых находили бумажники, на теле – украшения.

6) Все смерти случались в период с апреля по октябрь. В относительно теплую погоду. По словам Бойцова, люди в этих местах пропадают и зимой. Но в это время года трупы обнаруживают в «классических» позах для замерзающих. Перед смертью заблудившиеся люди кутаются в шубы, тулупы – никакой «обнаженки».

7) Некоторые аккуратно снимают одежду и складывают ее. Другие срывают второпях.

– Я-то думаю, что разгадку надо искать ученым, а не криминалистам, – помявшись, сообщил напоследок нам Бойцев. – Есть во всех этих делах некая чертовщина. Но о ней вам лучше бы побеседовать с местными жителями, а не с представителем власти.

Начальник участковых уполномоченных УВД Тихвинского района Евгений ГЕРАСИМОВ:

– Каждый год мы обнаруживаем один-два обнаженных трупа. Причина смерти – переохлаждение. Но не исключено, что аналогичных случаев гораздо больше – у нас в год в тайге и на болотах пропадают до десяти человек. Найти все тела не удается. Может, в болотах утонули или медведь задрал. А вдруг тоже голые где-то лежат?

По просьбе следствия имена некоторых погибших изменены.

Новость отредактировал Оляна – 4-02-2013, 15:41

Череповецкие болота

Череповецкие болота – одно из самых таинственных и странных мест России. И хотя болотистая местность в принципе считается опасной, но эта зона в Вологодской области на самом деле имеет все признаки аномальности.

Аномальная зона – Череповецкие болота

Эти заболоченные места располагаются вблизи города Череповец, жители которого, как и близлежащих деревень, даже не сомневаются в возможности странных явлений. И, нужно заметить, имеют для этого все основания.

Еще в давние времена было замечено, что приближение к этой зоне вызывает странные ощущения. Одно из самых древних упоминаний, о купце, который проезжал вблизи. Его внезапно охватило такое сильное чувство паники, что он бросили товар и принялись бежать подальше от этого страшного места. Но если в подобных древних историях имевшие место факты тесно переплетаются с вымыслами, то статистические данные трудно опровергнуть. А статистическая картина в этой зоне такова, что заставляет, как минимум, задуматься:

  • Еще до революции в Череповце отмечался самый высокий процент самоубийств по всей империи.
  • Здесь отмечается достаточно странный способ покончить с жизнью. Тогда, как в остальных регионах превалирует повешение, самоубийцы в Череповце лишали себя жизни, нанося черепно-мозговые травмы. Проще говоря – разбивали себе голову топором или другим тяжелым, острым предметом.
  • Также в этой местности в процентном отношении самое большее количество случаев психических заболеваний.
  • Отмечается большое количество пропавших без вести людей.

В отличие от многих других водоемов, повитых легендами, аномальные явления в районе Череповецких болот имеют достаточно крупную доказательную базу с документальными подтверждениями.

Дух болот

Первым детальным описанием происходящих в окрестностях Череповца событий считают рассказ, написанный в 1850 году местным учителем. Он фиксировал свои наблюдения за местностью письменно, и аномальные явления приписывал духу болот, притягивающему своих жертв. По мнению учителя, то, кто хоть раз услышал «вой» духа, теряет способность ему сопротивляться. Дух полностью овладевает психикой, мыслями, чувствами, разумом человека.

Отец учителя через какое-то время лишился рассудка, и семья приняла решение переехать в другой город. Но, как утверждал учитель, на новом месте они так и не смогли освоиться, потому что дух болот тянул их обратно с невероятной силой.

Почему не исследуют Череповецкие болота?

Это может показаться невероятным, учитывая огромное количество странных случаев и более, чем печальную статистику, но серьезные исследования аномальной зоны до сих пор не были проведены. Первая попытка раскрыть тайну этих мест принадлежит доктору Павлу Грязнову, поселившемуся в этих местах 1879 году. Грязнов услышал легенду о купце и решил самостоятельно проверить, правда ли то, что говорят о болотах. Образцы торфа с болот он отправил в лабораторию в Ленинград.

По замечаниям самого исследователя, он чувствовал себя крайне плохо в это время, как и медики, из лаборатории, проводившие анализы. Отмечались интенсивные головные боли и другие негативные симптомы. Год спустя врач защитил докторскую диссертацию, в которой, в частности, дал описание Череповецких болот как места очень странного. Упомянул он в этом научном труде, что характерное «пение» болот, это отнюдь не предание, а факт, наблюдаемый местными жителями на протяжении многих лет.

Также Грязнов рассказывает о результатах лабораторных исследований торфа. В них были обнаружены следы организмов, неизвестных в то время науке. Ученый предположил, что это одна из более высокоорганизованных форм жизни.

Больше каких-либо серьезных исследований в этой зоне не проводилось, если не считать любительских, которые активизировались в начале 90-х. В те времена при местном доме культуры был организован клуб «Феномен», в котором объединились люди, интересующиеся различными паранормальными явлениями.

Возможно, одна из причин – это то, что болото «затихло». Сейчас статистика в Череповце не особо отличается от других городов России. Здесь больше не наблюдается ни повышенного количества сумасшедших, ни загадочных исчезновений, ни необъяснимых самоубийств. И хотя показатели по психических расстройствах несколько выше, но это характерно в целом для северных регионов, и не только России.

Последняя попытка исследования Череповецких болот была предпринята в 2008 году. Тогда исследовательская экспедиция, к которой привлекли и телевидение, не обнаружила ничего из ряда вон выходящего. Также оказалось, что местные жители никак не связывают случающиеся в районе прецеденты с близостью болот и живут спокойной обычной жизнью.

Читайте также:  Парижские катакомбы, фото и подробная информация

Официальных предположений не так уж и много. В основном, ученые придерживаются версии, что никаких не поддающихся объяснению процессов здесь не происходит. По другой версии, Череповецкие болота все же не столь обычны из-за специфической растительности на дне водоемов. По предположениям, ее гниение может оказывать галлюциногенные эффекты. А желание вернуться в эти места сродни наркотической зависимости, когда людям хочется опять и опять ощущать состояние, вызванное определенными веществами. Но это также не уникальное явление, поскольку многие крупные болота имеют такую же особенность и выделяют специфические вещества в воздух и почву, откуда они попадают в воду, в том числе и колодезную.

Тем не менее, Череповецкие болота на карте аномальных мест все же остались. Даже вполне здоровые и психологически адекватные люди временами чувствуют здесь что-то необъяснимое, что влияет на их поведение и реакции. Экстрасенсы, эзотерики, мистики подтверждают, что к обычным эта территория точно не относится. Но вот чего здесь больше – паранормального или стандартных физических явлений, характерных для большинства заболоченных северных районов, – пока что никто сказать не может.

Дух череповецких болот (3 фото)

Неподалеку от города Череповца находится странная аномалия — Череповецкие болота. Многие пытались найти причину массового безумия и самоубийств людей, попадавших в зону влияния болот. Но эта загадка до сих пор остается неразгаданной, несмотря на то что о странностях этих мест известно давно. Согласно легенде, живет в болотах некий темный дух, который и губит людей.

Глубина этого гиблого места немногим больше 5 метров. Прямо в центре его располагаются разные по величине озера, самые большие из них Ивачевское и Пустынное. По всей поверхности болота лежит упругий мох, в некоторых местах порванный напором жидкой грязи, которая поднимается снизу.

Такие прорехи называются окнища. Все это похоже на другие болота, встречающиеся в соседних областях. Если бы не тот факт, что в округе происходит в четыре раза больше самоубийств и психических отклонений, квалифицируемых психиатрами как «маниакально-депрессивный психоз».

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Легенды, мифы, предания обычно имеют под собой частицу каких-то реальных событий, но в случае с Череповецкими болотами есть даже письменные показания очевидцев. Найден дневник учителя из городка, находящегося неподалеку от болот, датированный 1850 годом.

Записи в нем отрывочные, будто человек был явно чем-то напуган или не в себе: «Он воет, этот дух. Стоит однажды попасть к нему, чтобы он навсегда остался с тобой — и нет от него ни желания, ни возможности, ни сил уйти. Он всасывает мозг. Он думает и заставляет тебя молчать».

Далее учитель писал, что его отец говорил ему, что слышит болото, даже когда находится вдалеке, болото высасывает из него силы, заполняет его мысли, заставляет совершать безумные поступки. Отец в конце концов сошел с ума, но еще до этого убеждал сына уехать из этих мест. Тем не менее сын выучился и вернулся в родной город.

И понял, что жить ему здесь всегда, поскольку «болота найдут везде, как бы ты ни старался перебороть этот дух в себе, избавиться от его голоса и влияния». Учитель отмечал в своих записях, что в окрестностях болота, возраст которого около 1 000 лет, нет ягод, грибов, да и птиц тоже мало. «Отказаться нельзя, отказаться поздно…» — на этом дневник учителя обрывается.

СПУСТЯ 30 ЛЕТ

Жил в этих местах лекарь Павел Грязнов, который тоже оставил кое-какие записи о событиях, происходящих в 1879 году. Интерес к болотам возник у Грязнова после того, как он узнал историю купца, внезапно пропавшего и вернувшегося в эти края спустя 10 лет.

Как оказалось, купец, испугавшись чего-то, сбежал из этих мест так далеко, что для возвращения потребовались многие годы. Вернувшись, он рассказал, что какие-то странные силы будто подталкивали к краю болота. Он совсем потерял волю и собирался утопиться.

Но, видимо, инстинкт самосохранения в нем еще оставался, и купец, бросив товар, убежал оттуда. Потом он вспоминал, что был удивлен большим количеством брошенных телег с товарами по берегу болота. Что случилось с их владельцами, уточнять вряд ли нужно.

Люди не особенно поверили в рассказы купца, и несколько человек решились проверить его слова. Рядом с болотом действительно стояли почти сгнившие телеги. Однако изучить окрестности группе смельчаков не удалось, всех их охватил безотчетный ужас, и пришлось спасаться бегством.

Одно время думали, что здесь орудуют разбойники, но никто их не видел, кроме того, люди пропадали здесь десятилетиями, а скрываться столько лет невозможно. К тому же возле недавно брошенных телег находили следы, ведущие к болоту. По ним можно определить, что ни борьбы, ни насилия не было. Ровные цепочки следов, обрывающихся у края.

Грязнов писал, что после того, как он взял пробы торфа с болота, у него два дня болела голова и навалилась страшная депрессия. А когда пришел ответ из Петербурга, куда он отправил образцы, загадок стало еще больше: «Кроме растительных остатков, в торфе оказались следы более высокоорганизованной жизни, которые ранее нигде не встречались и не наблюдались».

БЕСКОНЕЧНЫЙ КОШМАР

Один из жителей Череповца, С. Перфильев, в 1905 году, описывая свои наблюдения, говорил, что у людей есть два варианта: или уехать, или погибнуть. Ему казалось, что местных жителей поражала не душевная болезнь, а что-то другое. Человек перестает надеяться на лучшее, не хочет общения, а потом либо пьет, либо сочиняет небылицы, либо и то и другое.

Рассказывает о том, что слышит, как дышит озеро на болоте, что вода в нем живет сама по себе и подчиняет себе людей. И люди эти становятся связаны с водой странными прочными узами.

Вот как Перфильев описывает эти ощущения: «По утрам шумит голова. Ужас в том, что шум не в самой моей голове, а вне ее — шум идет откуда-то с севера. Но даже мысль о переезде вызывает животный страх, я не боюсь умереть. Только это не смерть — это потеря самого себя».

Руководитель Центра по исследованию аномальных явлений А. К. Прийма, работая в архивах, обнаружил описания случая, произошедшего на Череповецких болотах в 1911 году. Однажды сын сапожника Влас вышел на пристань неподалеку от болота, упал на площадку, вымощенную булыжником, и стал биться о камни головой, пока не треснул череп.

Ранее за молодым человеком припадков эпилепсии не наблюдалось. Умирая, парень произнес странную фразу: «Грязная пропасть. Снизу постучали. Потому я отправляюсь туда». Хоть врачи и поставили диагноз «буйное помешательство», он не дает ответы на вопросы, почему произошло самоубийство и что означают последние слова Власа.

Известный художник, уроженец Череповца Василий Верещагин, как известно, уехал из этих мест, будучи еще молодым человеком, и не слишком хотел туда вернуться. Его слова тоже подтверждают записи из старых дневников:

«То, что пребывало неподалеку от нашей череповецкой усадьбы, порождая ощущения тревоги, недоумения и страха, вряд ли кто, где и когда увидит. Это так называемое у нас Живое болото. Вокруг него березы, заплетенные, закрученные по две-три, трава цветом и рисунком под стать малахиту, грибы со шляпками размером в тележное колесо, валуны, расписанные природой, как пасхальные яйца. Испарения самого болота столь ядовиты, что побуждают долго находящегося там совершать поступки, наносящие вред здоровью, а иногда и отнимающие саму жизнь. Впору это болото именовать болотом самоубийц…»

Художник отмечал, что около болота у него немного кружилась голова и подташнивало, а еще он слышал звон и бубнящие звуки.

У Батюшкова тоже было имение в этих краях, но как на него действовала обстановка, сказать трудно: жил он здесь, уже будучи душевнобольным. Около 5 лет жил в Череповце поэт Игорь Северянин, и, видимо, его тонкая натура тоже почувствовала что-то угнетающее психику. Он уехал и больше никогда не возвращался сюда. Говорят, даже проклял этот город.

ТАИНСТВЕННЫЙ ДУХ ИЛИ БОЛЬНАЯ ВОДА?

Изучением аномалии Череповецких болот ученые занялись только сейчас. Кандидат химических наук Ю. Перовский предположил, что веками гниющие на дне биологические останки синтезируют какие-то галлюциногенные соединения, которые и разрушают психику людей.

Но это предположение, а профессор из Японии Эмото Масару опытным путем определил, что от воздействия окружающей среды меняется молекулярная структура воды. Грязная вода имела хаотичную структуру, а структура воды из горных ручьев на снимках с микроскопа была похожа на геометрически правильные снежинки.

Еще Масару удалось выяснить, что на структуру воды влияет музыка и даже слова, напечатанные на бумаге и наклеенные на емкость с водой. И вполне вероятно, что если вода настолько чувствительна, то она может заболеть от плохих людских мыслей. А заболев, начинает воздействовать на здоровых людей. Невероятное предположение, но…

Выводы японца подтверждает Э. Витюк, член Международной европейской лиги психотерапии и Общероссийской профессиональной медицинской ассоциации традиционной медицины. Он считает, что вода имеет память, то есть запоминает информацию и передает ее в виде электромагнитных колебаний.

Витюк также рассказал, что ученые в 1995 году определили, что структура воды представляет собой систему ячеек-кристалликов, каждый из которых своего рода маленький биокомпьютер. Известно, что человек на 70% состоит из воды. Получается, что человеческий организм — это программируемая система.

И под влиянием различных факторов «молекулы воды в человеке перестраиваются, меняя свою геометрию, и таким образом в состоянии запоминать любую информацию».

Выходит, Череповецкие болота веками накапливали негатив, а потом передавали его молекулам воды, находящимся в человеческом мозге. И если данная гипотеза верна, то все становится на свои места.

Заплутавшие в болотах

Древние кельты называли болота вратами духов — там, где кажущаяся твёрдой почва мгновенно уходит из-под ног, открываются врата в мир загадочных духов природы и божеств. В славянской мифологии в болоте живёт кикимора — злой болотный дух. Людям показывается редко, предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. | Рисунок с сайта infinix.com.ua

В засушливое лето 1972 года на торфоболотах под Череповцом случился страшный пожар. Хлынувшие на город металлургов клубы удушливой гари вызвали всплеск заболеваемости и даже смертности. Неофициально во всем обвинили. газ, выделявшийся из окрестных болот и озер, о которых уже давно ходит дурная слава

Если верить местным преданиям, напасти и безумие на людей насылает некогда появившийся на местных болотах загадочный дух.

Думаете, бабушкины сказки? Тем не менее в вышедшей в 2012 году книге Татьяны Шнуровозовой «Таинственные места России» упомянуты только два объекта, относящиеся к Вологодчине: череповецкие болота и затерявшееся среди них озеро Ивачёвское.
Какие же тайны они хранят?

«Призрак болотного зверя»

Первые слухи о влиянии череповецких болот на психику стали появляться еще в середине позапрошлого столетия, а позже обросли якобы правдивыми подробностями. Так, один местный учитель, к моменту составления своих мемуаров уже сошедший с ума, будто бы описал, каким образом негативная энергия местности воздействовала на него и его отца. С его слов, торфяное дурно пахнущее болото заставляло его делать немыслимые по жестокости поступки.

Энтузиасты приводят даже данные дореволюционной статистики, свидетельствующие, что число самоубийств в Череповце и окрестностях втрое превышало аналогичный показатель в других регионах России.

На самом деле вышеприведенные «факты» стали достоянием общественности лишь в 1995 году, когда сначала на Украине, а затем и в череповецкой периодике появились публикации о якобы задокументированных свидетельствах XIX-XX веков о негативном влиянии череповецких болот на психическое состояние людей, посещавших эту местность. Автором сенсации, получившей название «Призрак болотного зверя», считается череповецкий журналист Алексей Виноградов, которого позже обвинили в том, что он все выдумал.

Исследовательская группа «Череповец-Космопоиск» еще в 2008 году совместно с журналистами «12 канала» провела опрос вблизи череповецких болот на предмет выявления слухов, легенд и свидетельств об аномалиях в этом районе. Оказалось, что местные жители не помнят ни одного случая, чтобы кто-то пропал, заболел или сошел с ума, виня в этом болото. Словом, череповецкие болота не нагоняли на визитеров того ужаса, который живописал Алексей Виноградов.

Единственный свидетель

Главным источником пересудов об аномальности болот стала (думается, вопреки воле автора) сохранившаяся в библиотеках докторская диссертация Павла Грязнова «Опыт сравнительного изучения гигиенических условий крестьянского быта и медико-топография Череповецкого уезда», которую он защитил в Санкт-Петербурге в 1880 году.

«Пустынное (это название. — Прим. ред.) болото лежит между Шексною и Ягорбою, по обеим сторонам реки Кономы, начинается у самого города Череповца и тянется к северу вёрст на 30, — пишет Павел Грязнов. — Площадь его 80 квадратных вёрст. Среди болота располагаются несколько озёр, из которых главные — Ивачёвское и Пустынное».

Если верить приписываемым Грязнову словам, «дух в болотах появился давно. Никто не знает, что его породило: дремучая природа болот, тёмные силы земли, грехи живущих в этой местности людей, или вообще сам дух, поселившись в этой местности, создал для себя удобные для его жизни и дремучести болота».

Загадка озера Ивачёвского

Самое «гиблое» место вблизи Череповца — это небольшое озеро Ивачёвское (1,5 х 3 км), находящееся посреди Борисовского болота в трех километрах к востоку от города металлургов. Ходят упорные (и регулярно опровергаемые компетентными органами) сплетни, будто в окрестностях озера каждый год пропадает без вести не менее пяти человек.

Впервые о странном озере под Череповцом заговорили еще в XIX веке, свидетельствует Татьяна Шнуровозова в книге «Таинственные места России». Местные жители считали, что на озере живет неведомый зверь, который страшно воет по ночам и своим воем сводит людей с ума.

Ссылка на основную публикацию