Чуйский тракт: история, карта, достопримечательности

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Чуйский тракт / Лучшие достопримечательности Алтая

Поездка на Алтай: Август 2017г.

Период маршрута от ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и до с. Акташ

Предисловие:
В двух видео-постах об Алтае я уже рассказывал, как мы выехали из г. Тюмень и поехали компанией из 4х человек на Mitsubishi Lancer в сторону Горно-Алтайска. Как мы снимали домики для ночевки, первый и второй день. На сколько условия проживания в разных местах за одну и ту же сумму 500р. с человека отличаются друг от друга. Так же показал первые достопримечательности Алтая которые мы можем встретить после с. Бийск. Два этих поста вы можете посмотреть по ссылки:

Ну и теперь вернемся к нашей третьей части путешествия по Алтаю.

Выехав с ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и прихватив с собой медовухи с пасеки “Медом в ухо” мы двинулись до с. Акташ. Расстояние показало 313 км.

Так как очень сильно задержались в Особой Туристической Зоне, то выехали очень поздно.
Стало темнеть.

Первая достопримечательность которую мы заметили на своем пути — это Семинский перевал, мы даже не поняли как его “перевалили” Но эту возвышенность со стелой с правой стороны сложно назвать перевалом по тактильным ощущением, но он есть. Обычный перекресток дорог. Фото и видео делать не стали на этом рубеже, так как не поняли вообще достопримечательности, а во вторых было уже темно.
Следующее место в котором мы остановились покушать, это кафе “Шелковый путь” Ни сколько сама кафе приглянулась, сколько пейзажи которые расположены рядом:

Прям возле этой кафе протекает река Катунь,

а молодые Алтайские ребята ловили скорее всего Хариуса. Пейзаж на котором они уходили с уловом не мог не заставить меня сфотографировать их.

После вкусного ужина (хотя я не помню даже что мы ели) Проще тогда сказать, после “вкусной” фотосессии стало темнеть очень быстро. Нашем удивлением было это подъем на следующий перевал на первой передачи. Ночью, ориентируясь по знакам и в очень крутой подъем с резкими изгибами дороги во всех плоскостях мы приближались к перевалу: Чике-Таман. Вот тут мы не могли не остановиться. Правда было очень темно, но даже в темное время суток — здесь было прекрасно. Возвышенность, смотровая площадка и ветер обдувающий тебя.

Мы уже обессилившие, что постоянно за рулем и постоянно в движении с каждой минутой понимали, что до с. Акташ мы не доедем. Оставалось 128 км.
Этот перевал в отличие от Семинского нас впечатлил и мы все такие впечатленные и уставшие поехали дальше.
Дальше дорога была потрясающая, в окружении скал с левой и с правой стороны, это я видел по гугл картам. 🙂 мы доехали до с. Купчегень. Я начал уже смотреть в карте, где можно остановиться и переночевать не доезжая до с. Акташ. Тут моему взгляду на картах гугл попадается кордон “Кур-Кучу”, который находится совсем недалеко от нас. Подъехав к малозаметному повороту налево, мы спустились с федеральной асфальтированной трассы на грунтовку и под звуки маленьких камешков ехали в темноту. Совсем скоро перед нами оказался шлагбаум. Мы вышли, подошли к кпп, сказали, что нам нужно переночевать, потом Алтайский мужчина показал нам рукой в сторону кордона и сказал идти искать женщину которая все оформляет. (Хочу отметить, что сервис на Алтае… Вообщем его нет! ) Мы вооружившись полудохлыми фонариками интегрированными в китайские телефоны и пошли в кромешную темноту. Найдя женщину, она нам показала Алтайское жилище Аил. (Мы прикололись с него, но в тот момент нам было абсолютно все равно где ночевать.) Мы купили у нее охапку дров за 100р. Заплатили 50р. за парковку авто и по 450р. с человека в пятизвездочном отеле, ой в пятиместном аиле.
Припарковавшись прям возле Аила на возвышенности, с очень сильным шумом Катуни внизу, мы решили по релаксировать. Точнее сказать, разожгли костер на улице (Хотя в Аиле мне кажется Алтайцы тоже разжигают костер) Этому способствует форма крыши с отверстием вверху. Откупорили медовуху и укутавшись в теплую одежду сидели и смаковали в этом, пока еще не изведанном нами месте, сладковатый напиток. Пока один из нас не поднял голову вверх. К большому сожалению мой фотоаппарат не смог запечатлеть эту красоту. Но поверьте мне на слово, такого ЗВЕЗДНОГО НЕБА я не видел никогда. Мы залипли минут на 5 в полной тишине и не шевелясь глядя вверх (может это медовуха на нас так подействовала) но это было сказачно красиво.

Утром, когда мы проснулись и вышли на улицу я понял — это лучшее место, в котором я когда либо находился. Ни Турция, ни Египет ни даже Таиланд мне не дал столько эмоций, сколько вид который я увидел выходя из Аила. Это осталось в моем сердце до сих пор. Я очень хочу туда попасть и сделаю это в этом году!

Чуйский тракт: история строительства, достопримечательности, фото

  • 7 Июля, 2019
  • Достопримечательности
  • Lena Leto

Одна из красивейших дорог мира – Чуйский тракт – ведет из России в Монголию и далее в Китай. История Чуйского тракта давняя и полна драматических и курьезных эпизодов. Дорога – это жизнь, это начинаешь понимать более полно, когда смотришь на Чуйский тракт. Вдоль него селятся люди, он позволяет им выживать в довольно суровых условиях. А в стороне от тракта – безлюдно и первозданно. Расскажем об истории возникновения Чуйского тракта, о его героях и мифах, а также о том, что вдоль дороги можно увидеть.

География

Вопрос о том, где находится Чуйский тракт, многих может поставить в тупик. Скорее всего, они ответят – на Алтае. Что будет не совсем верно. Чуйский тракт берет свое начало в Новосибирске, а заканчивается на границе с Монголией. Но это только российская часть трассы М52, так официально называется дорога. Тракт возник и существует как важный путь из России в Азию. Поэтому тракт продолжается через монгольский Ярантай, китайский Урумчи, пакистанский Исламабад и заканчивается в Карачи. Российская часть, т. е. собственно Чуйский тракт имеет протяженность 968 км. Дорога проходит через три ландшафтные зоны: равнину, предгорье и горы. Климат, в котором существует тракт, суровый, здесь наблюдаются большие перепады температур. Если в Бийске может быть +20, то на Семинском перевале может быть -5 и будет идти снег. Если до Семинского перевала в пути можно часто попасть под дождь и снег, то за ним начинается сухая зона и, например, в районе Акташа, осадки уже редкость. С большой протяженностью тракта связано и природное разнообразие, которое можно наблюдать из окна автомобиля.

Возникновение дороги

О дороге из Китая в Сибирь есть упоминания еще в старинных китайских хрониках. Тогда этот путь назывался Мунгальский тракт. Дорога эта существует как минимум 1000 лет, ее протаптывали воины и торговцы. Путь был непростым, но очень нужным, поэтому люди, невзирая на трудности, преодолевали Алтайские горы. Первым этапом более основательного освоения этой дороги стал конец 18-го века, когда началась более активная торговля Сибири с Монголией. В Кош-Агаче проводилась ярмарка, на которую торговцы из Бийска везли свои товары. Кроме того, по этому пути совершались религиозные паломничества тюркских народов. В те времена дорога была обычной вьючной тропой, которая петляла между скал, по ней было возможно только одностороннее движение. Торговые интересы Российской империи в странах Азии сдерживало отсутствие дороги, по которой могла бы проехать телега, поэтому необходимость обустройства этого пути становилась все более острой.

Начало обустройства тракта

Первый этап истории строительства Чуйского тракта связан с обустройством колесной дороги. С середины 19-го века российское правительство не раз присылало сюда экспедиции с инженерами, чтобы оценить потенциальные расходы на создание дороги. Цифры каждый раз получались внушительными, и Империя не находила для себя возможным ассигновать такие деньги, потому что строила в это время железные дороги.

Но в 1893 году Томской губернии выдали, наконец, из государственной казны 45 тысяч рублей на обустройство дороги. Но сумма была смехотворной. По самым скромным подсчетам нужно было около 500 тысяч. Но делать было нечего, и начали работы на эти деньги. К процессу подключились купцы, которые и раньше поддерживали тракт в относительно приличном состоянии. Общими усилиями к 1902 году за 80 тысяч рублей дорога была приведена в рабочее состояние, были налажены переправы, наведены мосты, по ней стало возможным передвигаться на колесном транспорте. Но очень быстро путь был разбит телегами, и дорога вернулась к исходному состоянию.

Грунтовая дорога

В 1914 году сюда была направлена экспедиция во главе с Вячеславом Шишковым, целью которой было найти оптимальный маршрут для прокладки дороги. Данные инженеров были обработаны к 1916 году и было принято решение строить дорогу ближе к Катуни. Но строительство началось только в 1928 году. К процессу активно привлекались люди, живущие в районе строительства, а также заключенные, в основном из числа раскулаченных крестьян. История Чуйского тракта полна драматизма, потому что здесь гибло немало людей. Условия труда и жизни были очень суровыми. Люди жили впроголодь, в ужасающих барачных условиях, поэтому вдоль дороги немало братских могил, на которых даже нет надгробий. Тракт не напрасно называют дорогой на костях. К 1935 году неимоверными усилиями, при помощи лопаты и кайла, было построено 330 км грунтовой и гравийной дороги от Бийска до Ташанты.

Асфальтовый тракт

Дальнейшая история Чуйского тракта более благополучная. С 50-х годов дорога получила статус стратегической и ее стали активно восстанавливать. На обустройство пути выделялись деньги, техника, кадры. Началом трассы в 1961 году становится Новосибирск. До 1980 года дорога активно реконструировалась, строились новые мосты, появилось асфальтовое покрытие, прокладывается новая дорога через перевал Чике-Таман. В постсоветский период тракт получает статус федеральной трассы, на его содержание выделяются немалые деньги.

Современное состояние

Нынешняя история Чуйского тракта – это лучшие времена. Сегодня дорога от Бийска до Ташанты имеет практически идеальное покрытие. Участок от Новосибирска до Бийска не так хорош, но все-таки его поддерживают в рабочем состоянии. В последние годы поток туристов в регион только увеличивается. Возрастает и значимость Чуйского тракта. Поэтому за ее состоянием хорошо следят, в реставрацию покрытия ежегодно вкладываются большие средства. Живая дорога привлекает людей и бизнес, поэтому вокруг растет и совершенствуется инфраструктура для путешественников. Однако в этом аспекте тракту есть куда стремиться.

Инфраструктура

История Чуйского тракта связана с людьми, обживающими и осваивающими его окрестности. Алтайцы издавна старались жить вдоль дороги, которая давала им дополнительные возможности для выживания. Сегодня вдоль тракта тоже кипит жизнь. Правда, с разной интенсивностью. Всю протяженность Чуйского тракта можно разделить на три части. Первая связывает Новосибирск и Бийск. Это современная автомагистраль, поэтому вдоль нее много кафе, отелей, заправок, магазинов, в общем, всего, что нужно для комфортной жизни в дороге. Часть от Бийска до Акташа – туристическая. Здесь тоже достаточно мест для питания и ночевки, есть заправки. На этом перегоне немало туристических баз и достопримечательностей. А вот сразу за Акташом наступает безлюдье. Населенных пунктов тут очень мало, ни связи, ни заправок, ни кафе вдоль трассы нет. Поэтому в дорогу по этому участку нужно хорошо собираться, так как рассчитывать на помощь не всегда можно.

Музей дороги

В Бийске у самого начала исторической части Чуйского тракта, в бывшем особняке купца Варвинского, работает музей этой знаменитой трассы. Здесь можно увидеть старинные карты, много интересных фотоматериалов. Особый интерес у туристов вызывает подробный макет Чуйского тракта, инструменты, которыми работали первые строители дороги и геодезисты. Посещение музея позволяет узнать много интересного о тракте и наметить маршрут достопримечательностей, на которые стоит обратить внимание, пока едешь по этой красивой дороге.

Водители Чуйского тракта

Сегодня Чуйский тракт – красивейшая дорога, но шоферы скажут, что за ее красотой стоит суровый и коварный нрав. Ездить по ней и сейчас не всегда легко и безопасно. А в былые времена здесь нашли свой последний приют немало водителей. В истории, как ни удивительно, сохранилось имя первого человека, проехавшего по трассе на автомобиле. В 1925 году Николай Михайлов проехал по трассе на легковом автомобиле. Ездили по тракту не только мужчины, но и женщины. Это было обыграно в знаменитой песне про Кольку Снегирева. В лице этого персонажа были воспеты все водители этой сложной трассы. В музее Чуйского тракта можно узнать и много других романтических историй с более счастливым концом.

Читайте также:  Остров Пасхи, статуи моаи и все тайны острова

Легенды тракта

Такую старую и важную дорогу, конечно, окружают мифы и истории. Чаще всего это страшные истории, потому что слава у тракта всегда была недобрая. Еще в легендах алтайцев была легенда о монахе-отшельнике Пазарыке, который погиб от рук воинов-джунгаров и навсегда проклял любых военных, которые когда-либо пойдут по этой дороге. Поэтому алтайцы считают, что по тракту опасно передвигаться военным. Еще есть легенда о «Кровавой версте». Эта история о любви алтайки и заключенного, работающего на трассе. Парень был расстрелян за восстание против нечеловеческих условий содержания, а девушка бросилась от горя в пропасть. Разные мифы и легенды связаны почти с каждым трудным поворотом или особо красивыми местами.

Населенные пункты вдоль дороги

Планируя путешествие по Чуйскому тракту, нужно понимать, что чем глубже в горы, тем меньше на пути можно будет встретить поселений. Из крупных городов рядом с трактом стоят только Новосибирск – точка отсчета дороги, Бийск, чуть в стороне Барнаул, Новоалтайск и Горно-Алтайск. Другие значимые населенные пункт, где можно поесть и переночевать в порядке следования из Новосибирска: Бердск, Искитим, Черепаново, Тальменка, Верх-Катунское, Сростки, Майма, Усть-Сема, Черга, Туекта, Онгудай, Чибит, Акташ, Кош-Агач и Ташанта. Во всех поселениях вдоль дороги стоит много кафе, прилавков для торговли местному населению, есть туалеты.

Достопримечательности и памятники

Если ехать на автомобиле по Чуйскому тракту, то можно посмотреть интересные места в проезжаемых городах и селах. В Бийске, кроме названного музея, можно посмотреть архитектуру 19 – начала 20 века, театр, несколько интересных соборов. Село Сростки – родина В.М. Шукшина, тут можно посмотреть его музей, школу, где учился писатель и памятник на горе Пикет. В Майме – самом длинном селе России, можно посмотреть церковь Сошествия Святого Духа. Вдоль дороги стоят и другие памятники Чуйского тракта. Например, на 407 км от Бийска стоит монумент Кольки Снегирева. А напротив можно увидеть остатки старого Чуйского тракта и указатель с расстояниями до разных городов. На Семинском перевале есть монумент в честь 200-летия вхождения в состав Российской империи алтайского народа.

Природные достопримечательности

Чуйский тракт проходит вдоль красивейших гор и рек Алтая. Здесь на каждом повороте можно останавливаться и любоваться. Но есть и особенные места, которые обязательно нужно увидеть. Это место слияния Катуни и Чуи, Катунские террасы, незамерзающий целебный источник Аржан-су. Чуть в стороне от тракта есть озера Манжерок и Ая, за Акташом есть уникальное гейзерное озеро.

Чуйский тракт – дорога посреди чудес природы

На трассе М52, соединяющей города Новосибирск, Бийск и Ташанту и являющейся основной транспортной артерией Алтая, есть уникальный участок, проходящий между Бийском и Ташантой – Чуйский тракт. Это место поражает своей красотой и удивительными живописными панорамами, встречающимися буквально на каждом километре.

Чуйский тракт: краткое описание

Город, в котором берёт начало Чуйский тракт – Бийск, а если быть точнее, то начинается он от моста через протекающую в городе реку Бию. Далее он тянется на 77 километров через Алтайский край, затем на 540 километров через Республику Алтай, и заканчивается на границе с Монголией.

Первые 147 километров этой дороги проходят вдоль правого берега реки Катуни, после чего тракт пересекает реку в посёлке Усть-Сема и направляется к горным перевалам, отступая от реки. Преодолев 358 километров, в селе Иня дорога вновь пересекает Катунь, после чего практически до конца простирается параллельно реке Чуе, следуя по разным её берегам.

Путешествие по Чуйскому тракту порадует взор каждого очень красивыми местами, начинающимися примерно на границе Алтайского края и Республики Алтай, затем постоянно меняющими свой облик и заканчивающимися у границы с Монголией.

Именно Чуйский тракт обеспечивает сообщение России с Монголией, а также представляет собой главную автомагистраль, которая связывает Бийск и Горный Алтай. Чуйский тракт предлагает туристам и автопутешественникам множество туристических баз, гостиниц и кемпингов, расположенных, главным образом, на отрезке между поворотом на озеро Ая и селом Усть-Сема.

Помимо прочего, есть и возможность посетить немало интересных мест и достопримечательностей. Но, прежде чем мы расскажем о том, что можно посмотреть, путешествуя по Чуйскому тракту, приведём краткую историческую справку.

Основные вехи в истории Чуйского тракта

Появилась эта удивительная дорога лишь благодаря тому, что в 1756 году Алтай стал частью Российской империи. Уже в 1788 году в алтайских краях появились первые русские купцы, а к 1864 году в районе реки Чуи уже можно было увидеть несколько избушек, параллельно выполнявших функции складов.

Торговля развивалась, однако хорошей дороги, естественно, ещё не было. Был лишь Чуйский торговый путь, представлявший собой крутую горную тропу. Тропа таила немало опасностей и позволяла передвигаться только верхом. Невозможно было использовать ни сани, ни телеги, а на участке от Онугдая до Кош-Агача товары вообще перемещались людьми, волочившими их на себе.

Ко второй половине XIX столетия появилась идея о том, что необходимо проложить по Чуйской долине нормальную дорогу. Было предложено множество проектов, но ни один из них не мог быть реализован по причине недостатка средств, ведь постройка дороги через горы – это очень трудоёмкий и затратный процесс. К 1890 году, несмотря на это, появилось подобие удобной дороги, однако ездить по ней зимой и весной было невозможно.

Что бы посмотреть фотографии отеля и подробности размещения, нажимайте на любой значок отеля и дальше “Показать цену”

Наконец, в 1901 году началась большая стройка, на которую было выделено примерно 80 тысяч рублей, что по тем временам было огромной суммой. Строительство завершили в 1903 году, но качество дороги оставляло желать лучшего. Так, дорогой практически не занимались вплоть до 1914 года.

Далее приводим события в хронологическом порядке:

  • В 1914 году в Горный Алтай отправилась экспедиция инженера В. Я. Шишкова, члены которой изучили эти места, составили карты и проект будущей трассы
  • В 1922 году было произведено небольшое количество ремонтных работ и построен мост через Чую
  • В 1920-1930-е годы строительство дороги стало стратегической целью государства, а рабочие строили дорогу голыми руками, работая в очень тяжёлых условиях
  • В 1924-1925 годах было предложено несколько вариантов направления дороги, но утверждён был именно Катунский, т.к. оказался самым удобным
  • В 1930-х годах строительством тракта занимались узники концлагерей, расположенных через каждые 15-20 километров. Дорога была построена ценой жизней тысяч людей
  • В 1934 году прошёл первый автопробег из Бийска до Кош-Агача
  • В 1935 году в Бийске был построен мост через Бию, откуда сегодня начинает свой путь Чуйский тракт
  • 1 января 1935 года дорога от Бийска до Ташанты была полностью сдана в эксплуатацию

Впоследствии Чуйский тракт постоянно совершенствовался, дорабатывался и ремонтировался, и самые последние доработки были произведены в 1984 году, когда открылся путь через перевал Чике-Таман.

Благодаря неимоверным человеческим усилиям горный Чуйский тракт был построен, и сегодня у каждого из нас есть возможность не только проехать по идеальному полотну сотни километров, но и увидеть массу интереснейших мест.

Что посмотреть на Чуйском тракте?

Достопримечательности Чуйского тракта – это отдельный разговор. Помимо стремительно меняющихся пейзажей и невероятных панорам, которые сами по себе уже являются чем-то уникальным, советуем вам обратить своё внимание на следующие места:

  • Гора Бабырган – живописная вершина, достигающая в высоту 1008 метров
  • Семинский перевал – находится на высоте 1717 метров
  • Село Майма – место, где находится первый в Горном Алтае выстроенный из камня храм – храм Сошествия Святого Духа
  • Перевал Чике-Таман – находится на высоте 1295 метров
  • Озеро Ая – озеро, знаменитое своей тёплой и прозрачной водой и множеством красивых пейзажей
  • Село Манжерок – село, основанное в конце XIX столетия и известное озером Доингол и источником с целебной питьевой водой
  • Источник Аржан-Суу – минеральный источник с целебной водой, также являющийся государственным природным памятником
  • Тавдинские пещеры – древние пещеры, где можно увидеть окаменелый след птицы и найти арку Желаний
  • Каракольские озёра – высокогорные озёра, в районе которых можно увидеть красивейшие альпийские луга
  • Каракольская галерея – плиты с наскальными рисунками и руническими письменами
  • Катунские террасы – речные террасы, расположенные высоко в горах и позволяющие увидеть множество природных красот
  • Село Иня – село, знаменитое каменными стелами-менгирами и расположенным неподалёку курганом
  • Село Акташ – бывший посёлок горняков, рядом с которым находятся рыбные озёра и долина пазырыкских курганов
  • Музей Чуйского тракта – нередко его называют музей «Чуйский тракт» – он посвящён истории создания дороги; здесь можно увидеть диорамы, картины и объёмный макет автомагистрали

Опять же, это далеко не все интересные места, которыми знаменит здесь Горный Алтай. Чуйский тракт – это удивительная дорога, способная поразить взор любого, кто решил по ней проехать. Побывать здесь мы советуем каждому, кто неровно дышит к живой природе, ведь такого красивого места не отыскать, пожалуй, больше нигде на планете.

Не забудьте подписаться, чтобы получить более удивительные новости и советы прямо на вашу электронную почту!

Для поездки на Чуйский тракт требуется туристическая страховка.
Это можно сделать прямо сейчас (кликайте по банеру):

Поделитесь своими мыслями и напишите в комментариях, что вы думаете!

Очень кстати в путешествии по Чуйскому тракту:

  • Бесплатный сервис для туристов от Трэвелджей, который позволяет не забыть, что надо взять в путешествие.
  • Сайт формирует список, в зависимости от того, куда и с какой целью Вы соберетесь. В чемодан попадают только нужные вещи.
  • Список можно скачать к себе на компьютере или вести записи взятого или подготовленного списка прямо на сайте.
  • Сервис доступен 8 дней в неделю, 25 часов из основного меню, по ссылке “Чемодан” или по картинке справа

Нажимайте на картинку, что бы получить бесплатную энциклопедию!

Посмотрите видео по Чуйскому тракту:


Чуйский тракт

Новости

Режим работы наших офисов в праздничные дни

Фильм “Любовь с первого путешествия”

Подведены итоги сезона 2019 г. по спортивному туризму

Трансляции ваших приключений в VK, Facebook и Instagram!

Фото: Чуйский тракт

Дороги тоже могут быть достопримечательностями. Примеров много – «Атлантическая дорога» в Норвегии, «Дорога Больших ворот» в Китае, «Великая океанская дорога» на австралийском континенте. В ТОП-10 красивейших дорог мира журнал «National Geographic» включил также Чуйский тракт на Алтае. Он стал первой полноценной дорогой, соединившей Россию и Китай.

От Сибири до Индийского океана

На дорожных картах Чуйский тракт значится под номером Р256. Трасса длиной 968 км начинается в Новосибирске и финиширует в селе Ташанта, что на самой границе с Монголией. Она пересекает Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Вдоль дороги расположены такие города как, Бердск, Новоалтайск, Бийск и другие.

Фото: Чуйский тракт в Республике Алтай

В свою очередь, тракт входит в состав трансазиатской трассы АН4. Его зарубежная часть начинается в монгольском приграничном городке Ярантай. Далее дорога идет через китайский Урумчи и заканчивается в пакистанском порту Карачи. Таким образом, стартовав в Сибири, можно с ветерком доехать до Индийского океана.

Этапы большого пути

Большинство дорог не имеет истории. Точнее, история у них, конечно, есть, но ее никто кроме дорожных строителей не знает. Совсем другое дело Чуйский тракт! Это дорога имеет богатую историю, о ней даже рассказывают школьные учебники. Дело в том, что на месте современной трассы еще тысячу лет назад проходил Мунгальский путь, по которому перемещали товары из России в Китай и обратно. Конечно, это был не Великий Шелковый путь, но он тоже имел большое значение.

Фото: Строительство тракта

Обустройство караванной тропы началось во второй половине XIX века. Деньги на строительство выделила Сибирская железная дорога и бийские купцы. В 1901 году начались строительные работы, которыми руководил инженер И. И. Биль. Однако первый блин оказался комом. Построенный участок отработал несколько лет и разрушился. Правда, доходы купцов за этот короткий период выросли в шесть раз!

Фото: Начало эксплуатации дороги

Поскольку тракт сулил большие выгоды, было решено возобновить строительство. В 1914 году начались изыскательские работы, и через два года на карте появился маршрут. На строительстве трассы были задействованы заключенные из окрестных лагерей, в том числе, немало репрессированных. Официально Чуйский тракт начал действовать 1 января 1935 года.

Чуйский тракт: step by step

Рассматривая карту достопримечательностей Алтая, можно обнаружить немало необычных памятников природы. Например, государством охраняются одиночный кедр в селе Залесово и степь у села Сибирячка. Не менее интересен вопрос о происхождении многих географических названий, дающих повод вволю пофантазировать. Например, у горы «Змеиной», возможно, топографов напугала змея. А при исследовании пещеры «Каторжной» было затрачено чересчур много сил и времени.

Читайте также:  Природа в Болгарии, подробная информация

Фото: На машине по Чуйскому тракту

Чуйский тракт весьма востребован среди авто-, мото- и велотуристов. Это вызвано не только живописными ландшафтами, которыми изобилует дорога, но и большим количеством примечательных мест, расположенных в непосредственной близости от трассы. Ну что же, совершим виртуальное путешествие по легендарной дороге.

37 км. Бердск. На берегах Бердского залива имеется множество турбаз, санаториев и пансионатов. Главным природным хитом этих мест считаются Бердские скалы. Они представляют собой высокий скальный участок вдоль правого берега Берди. Река здесь делает крутой разворот на 180 градусов.

Фото: Бердские скалы

217 км. Новоалтайск. Подъездная дорога к Барнаулу. Столица Алтайского края находится чуть западнее от тракта, тем не менее, заслуживает внимания. Город основан во времена Петра I. Он появился благодаря открытию месторождения меди. Знаменитый уральский заводчик Демидов выбрал место для строительства медеплавильного завода на берегу реки Барнаулки. Это случилось в 1730 году.

Надежда Крупская, переезжая к Владимиру Ильичу в Шушенское, можно сказать, возвращалась в родные края. Ее дед, Василий Иванович Тистров, был родом из Барнаула. В 1823 году он стал первым смотрителем Алтайского краеведческого музея, который действует и поныне. Его стоит посетить, чтобы составить представление об истории и особенностях края.

250 км. У поворота на село Верхнее Жилино Косихинского района стоит скромный указатель – «Дом-музей летчика-космонавта Германа Титова». Из соседнего села Косиха родом поэт Роберт Рождественский.

364 км. В Бийском краеведческом музее действует экспозиция, посвященная Чуйскому тракту. Здесь представлены не только карты, планы и фотографии, но и древние артефакты, которые археологи нашли во время строительства дороги. В музее имеются модели автомобилей того времени, костюм шофера, а также картины, посвященные легендарной дороге.

400 км. Сростки. Алтайская земля чрезвычайно богата на выдающихся людей. Село Сростки в Бийском районе является родиной Василия Шукшина. Туристы посещают музей-заповедник и дом, в котором жил известный писатель. На горе Пикет стоит памятник Шукшину. Интересен парк скульптур «Чудики». Прототипами для забавных деревянных фигурок послужили герои рассказов Василия Шукшина.

Фото: Памятник Василию Шукшину в Сростках

416 км. Река Иша. На берегу имеются отличные места для отдыха. Поскольку течение плавное, есть возможность искупаться и позагорать на песчаном пляже. Рыбаков ждет отменная рыбалка.

453 км. Майма. В поселке находится подъездная дорога к Горно-Алтайску – столице Республики Алтай. Древнейшим памятником эпохи нижнего палеолита является Улалинская стоянка древнего человека, открытая в 1961 году. Она расположена в черте Горно-Алтайска. Древние находки с этого места хранятся в местном краеведческом музее. Здесь, например, можно увидеть каменные ножи и стрелы, которые были изготовлены десятки тысяч лет назад.

Возле села Нижне-Каянча, которое административно относится к Алтайскому краю, находится туристический комплекс «Бирюзовая Катунь». Здесь имеется аквапарк, искусственное озеро, горнолыжные трассы, отели и базы отдыха. Комплекс расположен неподалеку от Горно-Алтайска.

Фото: «Бирюзовая Катунь»

511 км. От села Усть-Сема, что на Чуйском тракте, можно доехать до районного центра Чемал. В этих местах, на берегах Катуни, образовался, так называемый «Чемальский тупик». Крупнейшая алтайская зона отдыха протянулась от Чемала до села Соузга. Она включает кемпинги, турбазы, гостиницы, в которых можно остановиться на ночлег или остаться на отдых на продолжительное время.

530 км. Черга. В селе продают оригинальные сувениры из керамики. Есть возможность совершить полет на дельтаплане.

652 км. Онгудай. В эти удаленные места едут любители экстремальных развлечений. Особой популярностью пользуются Онгудайский, Кош-Агачский и Улаганский районы. От тракта расходятся туристские тропы по Северному и Южному Чуйскому хребтам.

686 км. Перевал Чике-Таман. Это красивое место находится между селами Хабаровка и Купчегень. На перевале есть смотровая площадка, с которой открывается открыточный вид. Есть кафе, где можно вкусно пообедать. В окрестностях перевала сохранились фрагменты старой дороги, которую возводили еще заключенные СибЛАГа.

691 км. Купчегень. Неподалеку от старинного села археологи откопали древнее городище. Комплекс назвали Кор-Кечу. К природным достопримечательностям этих мест относится Ильгуменский порог. Это излюбленное место поклонников экстремальных сплавов.

710 км. Речные террасы на Катуни считаются еще одним природным хитом.

722 км. Иня. Неподалеку от села высится большое количество древних курганов. Известной археологической достопримечательностью являются «Ининские стелы» высотой около двух метров. Не менее впечатляет Ининский подвесной мост, переброшенный через Катунь. Он был первым в мире двухцепным висячим мостом.

731 км. Река Чуя, которая и дала название тракту. Среди туристов популярно место, где она сливается с Катунью.

744 км. На легендарной трассе можно встретить памятники необычным персонажам. Здесь, например, увековечен герой старой песни, которая называется «Есть по Чуйскому тракту дорога». Слова к ней написал алтайский поэт Михаил Михеев. Она посвящена простому шоферу Кольке Снегиреву, который водил грузовик «АМО». Он был страстно влюблен в девушку Раю. Она тоже была шофером, но ездила на «Форде». Песня стала хитом 30-х годов. На ее основе даже сняли кинокартину «Ехали два шофёра».

Фото: Памятник шоферу Кольке Снегиреву

В 70-е годы возле скалы Белый Бом, что в Онгудайском районе, поставили памятник легендарному водителю. Деньги на него собрали друзья реального шофера Николая Ковалева, послужившего прототипом для героя песни. На памятной табличке выгравировали ее текст. Считается, что именно в этом месте разбился Снегирев. В 2014 году поставили новый памятник, а старый перенесли в Музей Чуйского тракта.

865 км. Пейзажи Кызыл-Чина. В Чуйской степи, в окрестностях села Чаган-Узун, высятся необычные разноцветные горы, напоминающие марсианский ландшафт.

942 км. Ташанта. Финишная точка Чуйского тракта. В селе действует пограничный КПП. Здесь пересекают российско-монгольскую границу. Вблизи села сохранились наскальные рисунки первобытных людей.

Из глубины веков

На Алтае, в окрестностях Чуйского тракта, сохранилось множество культовых сооружений, созданных руками древних людей. Например, возле села Тигирек Краснощековского района находится, так называемая «Лев-гора». Свое название она получила из-за скалы, похожей на египетского сфинкса. На вершинах близлежащих гор археологи нашли плоские обработанные камни. По всей видимости, они играли роль жертвенников.

Алтай известен также своими курганами. Их относят к так называемой назырской культуре. В некоторых захоронениях нашли мумии – точно такие же, как в Египте! Возраст некоторых курганов превышает 5000 лет! Они старше египетских пирамид. Не менее интересны пирамиды ступенчатой формы высотой около полутора метров. Они установлены прямо на курганах. Их обнаружили в Чарышском районе на берегу реки Сентелек.

Фото: Археологи за работой

Порой в этих краях находят и вовсе удивительные вещи. Рассказывают случай, когда возле села Покровка под землю провалился мальчик. Вскоре мать нашла у него золотое изделие, которое явно было изготовлено много веков назад. Слух о находке быстро облетел округу, и вскоре в село прибыли археологи. Экскаватором и лопатами они сняли верхний слой почвы в том месте, где провалился ребенок. В земляной нише оказалась статуя индийского божества. «Золотой Будда» весил 25 кг!

Место силы

Горный Алтай славится многочисленными пещерами. Одна из них – «Страшная» – находится на реке Иня в Краснощековском районе. В ней найден семиметровый культурный слой – зола, кости, предметы, изготовленные древними обитателями этих мест. Археологи долгое время изучали это место.

На реке Иня есть и другая, не менее удивительная, пещера. Она находится в кратере, на верхушке большой горы, имеющей пирамидальную форму. На дне кратера – большое озеро. Именно там находится вход в пещеру. Говорят, пока никто не смог пройти ее до конца.

Фото: Красоты Горного Алтая

А еще Алтай считается «местом силы». Курганы, наскальные рисунки, каменные стелы – все это можно встретить в горных долинах. В этих краях сохранилось немало древних культовых сооружений. Возможно, в будущем регион станет центром сенсационных открытий. Пока что преградой для его изучения является труднодоступность некоторых районов. Но Алтай терпеливо ждет своих исследователей!

Наш турклуб предлагает следующие программы походов:

Достопримечательности Чуйского тракта: поездка на машине

Отчет о путешествии на машине по достопримечательностям Чуйского Тракта. Белокуриха, Бирюзовая Катунь, Тавдинские пещеры, водопады, слияние рек и другие красоты Алтая.

Предисловие

К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.

За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен – Змеиногорск – Белокуриха – Акташ – Кош-Агач – Улаган – Барнаул – Новосибирск – Оскемен) + заезды-разъезды.

Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск – Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем “тренировочная трасса”, после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.

Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.

Умный в гору не пойдет

Первая наша остановка была в районе Белокурихи. От Змеионгорска до Белокурихи можно проехать через Барнаул по хорошей асфальтированной дороге, а можно как мы, через Краснощеково — по пыльной, почти проселочной дороге. По асфальту дольше километров на 200, по проселке очень пыльно, машину и все содержимое после этого придется мыть.

Обычно в путешествие, заезжая в какие-нибудь города мы пользуемся услугами Booking.com, но у путешествия на машине есть свои плюсы:

  • можно взять палатку и спальники;
  • можно ночевать в любом понравившемся месте;
  • больше свободы;
  • больше ощущений и приключений.

Мы ехали ночью и попали на Белокуриху-2 — это новый горный серпантин с ограничением скорости 20 км.

На горе идет активная стройка. Думаю, скоро там появится туристический комплекс. Асфальт закончился, началась грунтовка. Какое же было наше удивление, когда в свете фар (а было уже около полуночи) мы увидели настоящий Пипелац. Мы сразу поняли, что нам сюда, и разбили лагерь.

Кто-то из фанатов фильма Кин-дза-Дза хорошо постарался: кроме Пипелаца выставлены другие средства передвижения.

Прогулка по Белокурихе-2 будет интересна не только любителям фильма, но и грибникам. Грибов там видимо-невидимо. Мы очень жалели, что путешествие только началось, и грибы нам собирать некуда — не было возможности их переработать. На горе много тропинок для любителей пешей ходьбы, сверху открываются очень красивые виды.

Мы посетили комплекс Андреевская слобода, вход стоит 100 рублей. Сейчас это музей с несколькими строениями 18-19 века, но в будущем планируется открытие гостиницы, чтобы каждый желающий мог почувствовать себя зажиточным купцом.

Свежий воздух и интересные развлечения не заставят скучать. Мы, например, поднялись по канатной дороге в Белокурихе.

Вид с канатной дороги

Впечатления от дороги: долго и дорого. Цена: 400 рублей, на горе можно погулять, посмотреть разные скалы, которым местное населения дало красивые названия.

После Белокурихи через Бийск мы выехали на Чуйский тракт — красивейшую дорогу, соединяющую Россию и Монголию. Ее можно подсократить через село Алтайское, но мы научены опытом, поэтому решили ехать в обход. Заехали в село Сростки к памятнику Василию Шукшину.

В Сростках есть парк, посвященный героям произведений Шукшина, дом-музей, в котором он родился, и памятник на горе Пикет. Когда мы собирались ехать, думали, что памятник на горе будет найти не сложно, но оказалось сложно найти саму гору.

Майма – Усть-Сема: 57 км за 3 дня

Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.

На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала “Чертов палец”. Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.

Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.

Следующая достопримечательность, которую мы посетили, находится возле базы Бирюзовая Катунь. Хозяева базы построили мост и берут плату по 50 рублей за проезд. Так мы оказались в Тавдинских пещерах.

Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.

Читайте также:  Диснейленд во Франции, история создания и цены

Подъем правда резкий

В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.

Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.

Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.

На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.

У водопада очень много рекламы с призывом сплавиться по Катуни 2-3-4- часа, но почему-то все объявления без контактов. На сплав мы не попали, так что двинулись дальше.

Чемальский тракт

Чемальский тракт — дорога длиной около 100 км, густонаселенная базами отдыха. Здесь предложат широкий спектр различных услуг: проживания, питания, развлечений. Можно две недели прожить на Чемальском тракте, и каждый день провести по-особому.

Можно оказаться в гуще событий на кемпинге от 200 рублей сутки, можно в домике — от 1800 рублей сутки, можно отдыхать уединенно.

На Чемальском тракте каждый может найти то, что ему по душе.

После села Чемал хорошая дорога заканчивается и, да здравствует Ее Величество, Проселка!

На Катуни много песчаных пляжей, но их манящий песок очень обманчив, у кромки воды пески превращаются в засасывающую жижу, вода леденяще-холодная.

Так получилось, что при планирования отдыха мы думали, что Чемальский тракт нам не очень понравится, и что здесь мы проведем пару дней. Вышло все наоборот. Чемал мы посмотрели за пару часов, а вот с берегов Катуни уезжать не хотелось.

Читали много хороших отзывов о Чемальской ГЭС, но она нас совсем не впечатлила.

Мечтали попасть на остров Патмос, но он был закрыт на месяц. Остров Патмос — небольшой остров на Катуни, к нему ведет длинный навесной мостик вместимостью не более 6 человек. На острове построен храм-монастырь. Он очень маленький и уютный по словам очевидцов, но мы там не были.

Дорога к голубым озерам

За деревней Анос начинается направление к Голубым озерам. Именно направление, потому что дорога заканчивается вместе с асфальтом. Несколько километров нужно преодолеть по грязной и скользкой жиже.

Эти Озера того стоят. В конце лета или в начале осени на реке образуется несколько ярко голубых озер, бесподобно красивых. Их называют “Глазами Катуни”. Это те глаза, взгляд которых навсегда остается в памяти.

Чуйский тракт

Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня.

Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.

Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.

На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.

Слияние двух рек

Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.

Памятник Кольке Снегиреву

Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.

Кусочек старого Чуйского тракта

В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.

Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.

Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.

По тропинке на Марс-2

Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.

Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.

А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.

Акташ – Юг Телецкого озера

В селе Акташ есть поворот на Улаган и последняя более-менее приличная заправка. Асфальт заканчивается, начинается гравийная дорога, густо посыпанная булыжниками.

Первая достопримечательность, которая встретится на этом участке пути, это Красные ворота. Здесь когда-то взрывали скальную породу, чтобы проложить дорогу.

Дорога очень красивая и увлекательная, местами даже встречается асфальт. Поднимаемся на высоту 2100 метров. По бочинам растут плодоносящие кедры, можно поесть свежих орешков.

Чулышманская долина

Мы подобрались к изюму нашего путешествия — перевалу Кату-Ярык. Только здесь мы осознали всю глубину песни из фильма “Гардемарины” — про “российскую дорогу, семь загибов на версту”. На перевале протяженностью 3,5 км есть семь крутых поворотов. Дорога очень узкая, две машины могут разъехаться только в том случае, если одна из них — “Ока”.

Перед поездкой мы прочитали много отзывов об этом перевале и о том, что подняться можно только на полном приводе или хотя бы на заднем. Поэтому, стоя на краю обрыва, колебались около 5 минут, стоит ли спускаться туда на “Оке”.

Резкий спуск с Кату-Ярык

11 минут страха, и мы внизу. В ущелье дорога просто жуткая, узкая, каменистая, разогнаться больше 30 км/ч невозможно.

Ночевали мы на базе “Мешке Таш” возле базы “Каменные грибы”. Кемпинг стоит 200 рублей, домики — от 700 рублей. Расположение базы очень удобное — по середине между перевалом и Телецким озером, напротив базы “Каменные грибы”. В двух киометрах от базы есть тропинка на водопад Учар.

Заплатив лодочнику 500 рублей за лодку (туда и обратно), можно побывать на Каменных грибах и водопадах. Некоторые экономят деньги и посещают оба места за один раз, но тогда не получается экономить силы.

Подъем к грибам достаточно крутой и затяжной, тропинка на грибах узкая и сыпучая. На посещение грибов у нас ушло около трех часов спокойной неспешной прогулки. Водопад мы оставили на следующий день.

Дорога к водопаду

К водопаду по камням и отвесной скале ведет очень живописная тропа. Дорога туда-обратно у нас заняла восемь часов — целый день. По пути встречаются несколько водопадов.

Готовясь к поездке, читая отзывы и изучая фотографии Учара, мы не понимали, почему всем так нравится. И только побывав там, мы поняли, что фотографии не передают и 10% всей той мощи, энергии и силы, которую ощущаешь рядом с тоннами бьющей воды, рассыпающейся миллионами брызг и сотнями радуг. Фото не передают того восторга, который испытываешь, находясь в ущелье. Хотя дорога к водопаду достаточно трудная, мы встретили группы пенсионеров с тросточками, которые вполне нормально преодолевали это расстояние.

Мы доехали до юга Телецкого озера, надеясь остановиться там. Проехать 50 км от базы по разбитой дороге через грязи и топи — это многого стоило. Но Телецкое озеро нас не вдохновило. Была середина сентября, базы опустели, здесь царило чувство покинутости и запущенности. Горы мусора, оставшиеся после туристов, куча стволов деревьев, выкинутых на берег — вот что предстало перед нашими глазами. Мы погуляли около часа и решили вернуться на базу. Так же решили еще несколько экипажей машин. Осенью на Телецком отдыхают только рыбаки.

Пришла пора выдвинулись обратно.

Дорожные расходы

В России очень дорогой бензин, и чем дальше от крупных городов, тем дороже. Если в районе Барнаула бензин можно найти за 32 рубля, то в районе Кату-Ярыка он стоит 38-39 рублей за литр. Приятно удивило, что на заправках особо не обманывают, наливают бензин нормально.

За 2 недели мы потратили:

  • Бензин: около 9500 рублей.
  • Проживание (палатки + кемпинг + домик): 2500 рублей.
  • Питание (везли с собой, готовили на плитке, докупали продукты): 2000 рублей.
  • Пробили колесо на трассе Артыбаш – Улаган, ремонтировали в Бийске: 200 рублей.
  • Проходы + проезды + билеты: 2000 рублей.

На всем протяжении пути проблем с местом размещения или с питанием не было. Вдоль дорог висят информационные вывески, так что еду и ночлег можно найти на любой вкус и кошелек. О путешествии остались только приятные воспоминания, море положительных эмоций. Люди в пути встречались добрые, открытые и приятные.

Чуйский тракт – самая живописная дорога России (50 фото)

Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км. Именно обмен товарами между Россией и Монголией в начале XIX века стал главным элементом Чуйского торгового пути. По мере роста торговой значимости Чуйскую тропу к концу XIX благоустроили до колесного пути. В начале XX века на путь до Кош-Агача и обратно автомашины затрачивали от 15 до 20 дней. Новый виток развития Чуйского тракта относится к годам правления советской власти. 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт обозначен трактом государственного значения. А 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Самая интересная часть начинается после поселка Барангол, оттуда идет подъем на Семинский перевал.

Семинский перевал находится на высоте 1717 м, но по ощущениям подъем идет очень легко и сам перевал даже не ощущается.

На перевале находится советская лыжная база с одноименным названием.

Мне как лыжнику очень интересно было тут побывать. Еще тут можно переночевать и вкусно перекусить в местной столовой.

Спускаемся с Семинского перевала в долину

где находится село Онгудай

Оттуда снова подъем к новому перевалу – Чике-Таман

Чике-Таман находится на высоте 1295 м, но воспринимается как более высокий из-за своей крутизны и опасных склонов.

Дорога на перевал буквально вырублена в скалах

образуя серпантин с многочисленными извивами и поворотами.

На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта.

До 1984 года движение через перевал происходило по старой дороге, имеющей 24 крутых поворота.

Тракт был проложен в 1903 по проекту В. Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река».

Дорога эта существует и теперь, она хорошо видна со смотровой площадки, а на вершине перевала соединяется с новой дорогой

но постепенно разрушается, и зарастает деревьями.

С вершины перевала можно увидеть обломки автомобилей неосторожных водителей.

В память о непростой истории современной трассы на смотровой площадке перевала Чике-Таман 8 июля 2017 года открыли памятник, посвященный трудовому подвигу строителей Чуйского тракта.

Рядом с памятником оборудована фотовыставка, смотровая площадка и удобная стоянка под автомобили.

И снова на спуск

Возвращаемся к Катуни

Виды тут были настолько красивыми, что мы решили поднять в воздух квадрокоптер

Подъезжаем еще к одному значимому месту, которое с древних времен является святым и почитаемым местом на Алтае.

Слияние Чуи и Катуни – двух величественных рек Алтая. Данное место даже получило свое собственное имя – «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». К этому месту еще с древних времен тянуло людей, величественные реки вдохновляли и очаровывали. Место настолько красивое и притягательное, что мы тут решили устроить себе ночевку.

Памятник Кольке Снегиреву за селом Белый Бом, который установлен герою известной песни и посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте.

Ссылка на основную публикацию