Достопримечательности монастыря города Алкобаса

Алкобаса

Небольшой городок Алкобаса в центрально-западном регионе Португалии омывается реками Алкоа и Баса, по имени которых это место и получило название. Богатое наследие, которое восходит к истокам Португалии, неповторимая архитектура монастыря, прекрасные виды, изумительная выпечка и одна из самых красивых любовных историй мира – вот что делает город Алкобаса таким притягательным для туристов.

По страницам истории

История основания города неразрывно связана с легендой, согласно которой король Афонсу Энрикеш пообещал Святой Марии воздвигнуть монастырь в ее честь в случае, если ему удастся захватить важный стратегический пункт – замок мавров Сантарена. Крепость была завоевана, и король сдержал обещание.

В 1153 году Д. Афонсу Энрикеш пожертвовал Святому Бернардо, настоятелю обители Клерво во Франции, территорию 440 кв.км. Целью было основание в этом месте цистерцианского монастыря, который способствовал бы поселению и очистке земель, отвоеванных у мавров. В 1178 году монахи начали строительство аббатства Санта-Мария-де-Алкобаса, которое стало одним из самых богатых и могущественных Орденов Цистера, что непосредственно отразилось на культурном, социальном и экономическом развитии этого небольшого города Португалии.

Географическое положение города

На карте Португалии Алкобаса находится примерно в 109 км от Лиссабона. В этом муниципалитете площадью 417,05 кв. км, разделенном на 18 приходов, проживает 55 тыс. человек.

Климат Алкобаса

В городе, окруженном пышными зелеными холмами, климат средиземноморский, сильно зависящий от ветров, дующих с Атлантики. Зимой ночи очень холодные, а дни теплые. Летом климат очень мягкий, но ночи прохладны из-за туманов, влиянию которых подвержен этот регион.

Достопримечательности города Алкобаса в Португалии

Многие туристы приезжают сюда для того, чтобы сделать фото его главной достопримечательности – монастыря Алкобаса, являющегося одним из семи чудес Португалии и всемирным наследием ЮНЕСКО. Однако город может предложить своим гостям и много других интересных достопримечательностей, среди которых:

  1. Монастырь Санта-Мария-де-Кос. Следующая остановка после монастыря Алкобаса находится в деревне Кос. Здешняя обитель была основана в XII веке для вдов, которые хотели вести монашескую жизнь. Впечатляющая внешняя простота здания резко контрастирует с интерьером, относящимся к первому португальскому барокко.
  2. Замок Алкобаса. На гребне высокого холма на краю города находятся руины замка. В XII веке он был подарен цистерцианскому ордену, монахи которого посадили виноградные лозы на склоне, тем самым положив начало местной винодельческой промышленности. Отсюда открывается самая лучшая панорама на город: монастырь у подножия холма и Серра-дос-Кандейрирос на горизонте, если смотреть на восток.
  3. Монастырь Баталья. Это еще один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, который находится в 15 минутах от города Алкобаса и считается одним из лучших готических памятников Европы. Строительство монастыря Баталья (что переводится как «битва»), было начато в 1386 году, чтобы ознаменовать победу Португалии над Испанией в битве при Альжубарроте.
  4. Пляж Сальгадос. Впечатляющее Атлантическое побережье находится всего в 15 минутах езды на машине. Путешественники, прибывшие в Алкобасу летом, могут отдохнуть на белом песке и полюбоваться гигантскими волнами, однако эти воды небезопасны для купания.
  5. Пляж Сан-Мартиньо-ду-Порту. Недалеко от пляжа Сальгадо расположены остатки огромной прибрежной лагуны, которая когда-то простиралась на многие километры. Теперь это большой залив в форме раковины, окруженный скалами. В отличие от большинства пляжей поблизости, здесь могут купаться дети.
  6. Природный парк Сьерра-де-Эйр Кандеирос. Живописные круглые мелкие вершины этих горных хребтов туристы могут оценить в пеших, велосипедных и конных походах. Однако главная красота этих мест находится под землей, где реки создали глубокие пещерные системы.

Если путешественники захотят остаться на ночь, то Алкобаса предложит им несколько вариантов размещения:

  • Vale d ‘Azenha Hotel Rural & Residences – 4*;
  • Santa Maria – 3*;
  • D. Ines de Castro – 3*;
  • Paraiso Tropical – 4*;
  • Hostel Rossio Alcobaça.

На португальскую кухню города Алкобаса и кондитерские изделия сильное влияние оказали местные цистерцианские монастыри. Туристы, приезжающие в город Алкобаса, могут попробовать традиционные блюда в ресторанах:

  • Alcoa Pastry;
  • António Padeiro;
  • D. Inês de Castro;
  • A Casa da Sofia;
  • Pesca no Prato.

Сувениры из города Алкобаса

В каждом втором магазине на главной площади и улицах, ведущей к ней, туристы найдут красочную керамику, узорчатые шали, пробковые сумочки и другие типичные сувениры. Обязательным сувениром Алкобаса является бутылка джиньи. Это вишневый ликер интенсивного рубинового цвета, сделанный из местного сорта вишни по рецепту цистерцианских монахов.

События в городе

Алкобаса радует своих гостей и жителей фестивалями, выставками и ярмарками, среди которых:

  1. Средневековая Алжубаррота. Историческая дата 14 августа, знаменующая победу португальских войск в битве с испанцами, отмечается в деревне Алжубаррота устройством средневековой ярмарки с костюмированными представлениями, музыкой и реконструкцией сражения.
  2. Рынок XIX века. В мае в окрестностях монастыря Алкобаса организовывается красочная ярмарка с танцами, песнями и традиционными играми XIX века.
  3. Музыкальный фестиваль Cistermúsica. Это фестиваль музыки Алкобаса является одним из важных культурных событий Португалии.
  4. Международная выставка конфет и сладостей. В течение ноября Монастырь Алкобаса приветствует выставку десертов и ликеров, в которой принимают участие представители из Испании, Франции, Бельгии, Польши и Бразилии, а также многие португальские монастыри, такие как Сингверга, Лоурикал, Монтальво и Рио-Кальдо.

Как добраться до города?

Из Лиссабона на автомобиле можно добраться сюда по дороге A8 в направлении Лейрии. Дорога займет около 2 часов. Национальная автобусная сеть «Экспресс» имеет линии в Алкобаса из Лиссабона, Коимбры и Порту, а также других городов Португалии.

В самом городе работают автобусные маршруты и такси.

Алкобаса. Что посмотреть за полдня: достопримечательности

Алкобаса — город в районе Лейрия, знаменитый своим монастырем, из-за которого ежегодно сюда приезжают тысячи туристов. Город находится в долине двух рек — Alcoa и Baça, так что происхождение названия города вполне очевидно.

Здесь жили римляне и арабы. Афонсу Энрикес пожертвовал монахам-цистерцианцам 8 апреля 1153 года земли Алкобасы с условием их осваивать, с этого момента начинается расцвет города и приращение земель с каждым царствованием вплоть до Фернандо I. Монахи Алкобасы, помимо религиозной и культурной деятельности, с 1269 года преподавали не только гуманитарные науки, логику и теологию, они разработали целую системусельскохозяйственных новшеств, которую и распространяли по другим монастырям. С помощью этой новой системы они осваивали новые земли под посевы, организовывали фермы, практически создавая с нуля сельскохозяйственный регион, который до сих пор остается одним из самых продуктивных в Португалии. Под управлением монастыря находились 14 окрестных деревень.

В 1755 году из-за большого землетрясения Алкобаса был разрушен. Маркиз Помбала восстановил город после этой трагедии. В девятнадцатом веке от 14 монастырских деревень остались только Алкобаса и Назаре, остальные вымерли. Только в 1995 году Алкобаса получила статус города.

Город находится в 92 км от Лиссабона и 88 км от Коимбры. Сюда можно добраться на автобусе из Порту, Коимбры, Лейрии, Батальи и Лиссабона.

Конечно, главная достопримечательность Алкобасы — Монастырь святой Марии, но городок сам по себе очень колоритный, поэтому оставить на прогулку по нему хотя бы 1,5 часа — сам Бог велел.

Приезжаем мы на автобусную станцию, которая находится в самом центре города. Отсюда же будем уезжать, очень удобно (по сравнению с заморочками, подстерегающими в Баталье). Пройдемся по улочкам города, полюбуемся на живописные виды.

Автобусная станция находится недалеко от рынка и ратуши Алкобасы, которая находится в окружении нескольких парков. Все самое интересное находится на другом берегу реки, поэтому, если в городе времени много — можно прогуляться по паркам и уж затем отправиться в исторический центр.

Перейдем через речку Alcoa по улице Rua Doutor Brilhante, справа вид на библиотеку:

Заглянем в Парк любви

Дальше идем к площади Республики, любуемся красивыми домами:

Небольшая, но очень красивая площадь:

Не ленимся заглядывать в арки, там много интересного:

и наконец приходим к стенам монастыря.

Площадь перед монастырем и вид на окрестности:

После посещения монастыря нам остается только посетить развалины замка Алкобасы.

По улочкам города идем вверх

По Замковой улице, на перекрестке которой стоит церковь Nossa Senhora da Misericordia:

Ничего выдающегося, от замка почти ничего не осталось. Замок Алькобаса, по мнению историков, относится к периоду вестготов. Он был завоеван маврами в VIII веке, а затем Д. Афонсо Энрикесом в 1148 году. Долгое время замок использовался в качестве тюрьмы. Цепь землетрясений привела к значительным разрушениям и в XIX веке его стены были проданы муниципалитетом для строительства частных домов.

Но зато какой вид на монастырь.

Все, программа закончена, можно возвращаться на автовокзал по живописной пешеходной улочке…

Алкобаса. Нет повести печальнее на свете

Рано утром, открыв глаза от яркого солнца, я долго не могла проснуться лицом и тем веществом, что сзади него находится. Загнанной в оконный угол бабочкой билась единственная мысль — в каком я городе и куда мне сегодня ехать. Начитавшись на ночь какой-то ереси про ежедневные праздники и почему-то про скорый апокалипсис, я плохо спала, и пришлось срочно начать мозговой тренинг «вспомнить все!». Результат оказался плачевным. Ничего из вчера прочитанного ко мне не вернулось, кроме того, что сегодня, 3 мая, планета празднует Всемирный день солнца, а православный мир — то ли день Федора, то ли Федота. А еще всплыл праздник, чудо какой прелестный, «День Положительности в уме». Оценив ситуацию просто как «латентный дефицит кофе», я вскочила. Видимо, какие-то телодвижения на маршруте: «кровать — душ — гардероб — зеркало — ресторан» сразу включили мозг, и, наконец, четко обозначилась мысль: «Я в Коимбре. Сегодня день грандиозных планов. Надо увидеть Алкобасу, Баталью и, если повезет, Фатиму».

Читайте также:  10 мест которые стоит посетить в Черногории

Примчавшись после завтрака на автовокзал, быстро купила билеты на автобус «Комбра — Алкобаса», который отправляется в 9–30 (цена билета на 03.05.16. — 12.8 евро). Пока автобус мчался по прекрасным португальским дорогам, я полтора часа наслаждалась окрестными пасторалями и чтением статей про маленький городок Алкобаса. Сам по себе он туристам давно не интересен, а вот МОНАСТЫРЬ с одноименным названием — must see для каждого.

И хотя сегодняшний праздник «День Положительности в уме» предполагает сплошную радость и позитиff, оттенок печали поприсутствует в этом рассказе. И вот почему.

Португальцы свято чтят свою историю о «Ромео и Джульетте», только у них другие имена — Педру и Инес. Можно ли умереть за любовь, причем быть убитой дедом своих детей, а после смерти быть провозглашенной королевой? Можно. В Португалии можно все.

Шел 14 век, страной правил Афонсу IV, свято веря, что его сын Педру проживет жизнь так, как скажет ему отец. Поначалу все было так. Король — отец нашел своему отпрыску невесту — Констансу Мануэль, дочь короля Кастилии. Это был династический союз, скрепленный рождением троих детей.

Но ради справедливости надо отметить, что задолго до бракосочетания, еще на помолвке Педру впервые увидел фрейлину своей будущей жены — испанку Инес (португальцы говорят Инеш). И красота этой девушки так поразила его, что с момента первой встречи Педру был уверен, что именно с Инеш он проведет свою жизнь, до самой смерти. Тщетными были попытки поговорить с отцом об отмене свадьбы. Дело зашло слишком далеко. И в то время, как шел обряд венчания и священник читал псалмы для новобрачных, мысли жениха были далеко отсюда. Он смотрел на ту, которая стояла позади невесты, скромно потупив взор.

Инес была девушкой порядочной. Происхождение ее до сих пор вызывает споры. Кто-то говорит, что она была внебрачным ребенком одного из Кастильских королей, кто- то добавляет, что она была наполовину еврейкой, а кто-то утверждает, что ее отец был простым купцом. Но как ни крути, не годилась она в жены будущему королю Португалии.

А любовь Педру набирала обороты, он ничего не мог поделать со своей страстью. Инес спряталась от поклонника в Коимбре, в монастыре святой Клары (я писала о монастыре в предыдущем рассказе), но Педру нашел ее и там. Сладкоголосый влюбленный пел такие серенады о любви, что сил сопротивляться этой страсти у Инес больше не было.

Вереница прошедших веков овеяла эту историю легендарным флёром…

Инес стала возлюбленной Педру и родила ему четырех детей. Они счастливо жили в Коимбре. И каждый раз, целуя перед сном возлюбленную, гордо и радостно говорил ей Педро:
— Ты будешь королевой, Инеса моя, в том клянусь тебе.

В октябре 1345 года законная жена Констанса умерла в родах. Ни врач, ни придворный астролог ничего не могли сделать. Но новорожденный выжил — это будет один из королей Португалии — Дон Фернанду. Трагедия всех потрясла, но Педру, словно, безумный, радовался, ведь теперь он сможет жениться на своей любимой. Вскоре папаше — королю донесли, что в Коимбре Педру и Инес обвенчались.

Прошло почти десять лет после смерти Доны Констансы. Маленький принц Фернанду жил в Лиссабоне под покровительством своих дедушки и бабушки. Воспитывался как принц, который однажды будет королём Португалии. Придворные советники короля Афонсу IV не уставали говорить ему об опасности для португальской короны в том случае, если Инес ди Кастро станет королевой. Она ведь принадлежала к дворянской семье Кастро, которая могла претендовать на трон Кастильи. Вполне возможно, что один из сыновей Инесы может стать королём. И было нетрудно себе представить, что в этом случае два иберийских государства могут превратиться в одно, положив этим конец независимости Португалии.
Надо было принимать какое-то решение — король дрожал от мысли, что его внуки начнут огнём и мечом прокладывать себе дорогу к трону…

Так родилась идея, жестокая, бесчеловечная, идея убийства. Группа этих нЕлюдей выбрала время, когда Педру уехал из дома на охоту, и ввалилась во дворец, где в то время находились только беззащитные женщины, дети и старики.

«Инес, чувствуя беду, подняла на короля красивые глаза, полные слез:

— Слыхала я, есть на земле дикие звери и хищные птицы, которые жалеют маленьких детей; волчица не растерзала, а вскормила основателей Рима; вы — человек, ваше величество; неужели же вас не трогает судьба моих сирот? Ваша кровь течет в них; взгляните на них, как они красивы; у них глаза вашего сына. Вы казните меня… За что? За то лишь, что я повиновалась тому, кого люблю? Любовь — моя вина, но ведь они — невинны. Сжальтесь над ними! Вы, дававший в боях смерть гордым потомкам Агари, — подарите жизнь слабой женщине. Изгоните меня! На что вам моя кровь? Пусть холодная Скифия или жгучие пустыни Африки будут моим убежищем.
При виде прекрасной женщины, простирающей к нему руки, при виде детей в слезах, похожих на его сына, король поколебался».
Но те, кто его сопровождал и кто был инициатором этого зла, завершили дело, вонзив в девушку острый кинжал. И это, заметьте, на глазах у детей….

Педро наутро застал Инес, лежащую на столе в том самом атласном платье, в котором она стояла под венцом.
Так началась война отца и сына. Через 2 года отец внезапно умер.

Став королем Португалии, Педро решительно начал акт возмездия. Во-первых, ему донесли, что преступники нашли убежище в Кастилии. Педру стремительно заключил мир со своим двоюродным братом Педро Кастильским, с которым 12 лет находился, мягко говоря, не в мире, и пошел на все условия испанцев, лишь бы ему выдали убийц его любимой.

И строил он место казни с такой радостью, и так мучил своих врагов, вырывая у них бьющиеся сердца, что народ прозвал его Педру Жестоким. После казни Педру вернулся в Коимбру, но наткнулся на непонимание королевского двора. Никто не хотел признавать детей Педру и Инес наследниками трона, поскольку существовал закон: жена и дети от морганатического брака не имеют права престолонаследия. Придворные юристы огласили: если бы они в свое время принесли Инес присягу, как супруге инфанта, то детей можно было бы признать наследниками.

Нехорошим светом загорелись глаза короля. Он объявил, что готов привести во дворец и короновать свою жену. Имени никто не знал. Ни один придворный астролог не мог предположить, кто это будет?

Объявленный день наступил. У входа в зал всех торжественно встречал король, у него на устах играла победная улыбка. Он обратился к епископу, попросив начать церемонию, но при одном условии — новая королева, сидящая на троне и закутанная в вуаль, не может встать. Словно предчувствуя что-то неладное, епископ поднял корону над будущей королевой и уловил запах тлена.

А после церемонии — каждый придворный должен был поцеловать то, что осталось от руки Инес, превозмогая дурноту и отвращение. А из-под вуали на них смотрели пустые глазницы и словно улыбающийся рот возлюбленной короля.

Приникнув к ней, словно к живой, Педру гордо произнес: «Я говорил тебе, ты будешь королевой. »
Вот здесь, на картине Пьера Конта, можно видеть коронацию мертвой королевы.
Педру I перезахоронил свою возлюбленную в монастыре Алкобаса. Для нее был высечен красивейший саркофаг из белого мрамора. Он лично руководил его строительством, а напротив построил саркофаг для себя.

Король часто приходил сюда, опускаясь на колени и подолгу разговаривая со своей королевой. Он больше не женился и прожил вдовцом еще 10 лет. Народ сочувствовал королю и вместо Педру Жестокого он получил новое имя — Педру Справедливый. Он умер и был по завещанию похоронен напротив своей любимой. Педру знал, что настанет Судный день, и они оба восстанут из своих саркофагов, и первое, что они увидят — это любящий взгляд друг друга…

Вот такая грустная и романтическая история есть в Португалии. Педру и Инес похоронены в Алкобасе, поэтому для меня было главным увидеть это место, поклониться их мощам за верность, за любовь и за то, что они своим жизненным примером показали: любовь — вечна, она не знает границ и никогда не умирает.

Читайте также:  Бельгийская кухня и национальные блюда

А теперь перейдем к более прозаичным вещам. Если вам доведется приехать сюда, то вот что можно посмотреть в монастыре и в окрестностях.

Сам по себе городок Алкобаса очень милый и радушный, местные жители очень тепло относятся к туристам, хотя многие сетуют, почему-то в их городке все туристы постоянно бегут бегом. Либо они несутся, еле успевая за своим гидом, либо очень торопятся объехать за день все достопримечательности региона, и Баталью, И Фатиму, и Томар в придачу.

Название городка произошло от названий двух его рек — Алкоа и Баса.

Баса — приток Алкоа и сегодня его воды можно увидеть протекающими через кухню монастыря.

Древность этого места убедительно доказали археологи. Они предоставили в местный музей и римские монеты, и всякие латинские таблички с надписями, и древние фрагменты саркофагов.

Можно неспешно побродить по улицам Алкобасы (аборигены говорят АлкУбаса), посмотрите, как мило выглядят старинные улочки.

Монастырь Алкобаса — выдающийся образец готической архитектуры

Местоположение: Португалия, г. Алкобаса
Дата основания: XII век
Координаты: 39°32’53.8″N 8°58’47.1″W

Содержание:

Великолепный монастырь Алкобаса является первым строением Португалии в готическом стиле. Монастырь Алкобаса – это важный архитектурно-исторический объект для Португалии.

Монастырь Алкобаса с высоты птичьего полёта

История монастыря Алкобаса

В городе Алкобаса находится монастырь с таким же названием, который является фондом Цистерцианского Ордена Португалии. Основание монастыря имело место в 1153 году по приказу короля Португалии Альфонса Энрикеша, который преподнёс его в качестве подарка Бернару Клервосскому. Строительство монастыря должно было ознаменовать победу над маврами в Санатамер, укрепить его власть в королевстве и расширить колонизацию областей, бывших во владении у мавров. Строительство здания монастыря Алкобаса начинается в 1178 году.

В область Алкобасы прибытие цистерцианских монахов имело место задолго до этого, примерно за 25 лет до начала строительных работ. Изначально монахи несколько десятилетий проживали в деревянных зданиях. А уже в 1223 году переехали в новые сооружения монастыря, выполненные из камня. Именно они оказали существенное влияние на развитие португальской культуры. Монахи первыми начали проводить общественные уроки. Строительство церкви было завершено в 1252 году. Завершенные монастырь и церковь стали первыми зданиями в Португалии, построенными в готическом стиле.

Вид на монастырскую церковь

Монастырь быстро становится значимым объектом. Во владении монастыря были обширные сельскохозяйственные угодья. Здесь была открыта общественная школа. Здесь же располагалась большая библиотека. Она была одной из самых больших библиотек Португалии в те времена. Монахи воссоздали во многих книгах раннюю авторитетную историю Португалии. Рукописи и книги из этой библиотеки хранятся сегодня в Национальной Библиотеке столицы Португалии – в городе Лиссабон.

Этот монастырь в течение двух столетий служил королевской усыпальницей. Здесь были похоронены многие португальские короли, такие как Афонсу II, Афонсу III, Педро I.

Описание монастыря

Монастырь Алкобаса является важной достопримечательностью Португалии. Причина тому – сама архитектура монастыря Алкобаса. Два крыла главного фасада монастыря выполнены в стиле барокко.

Центральный неф церкви

Между ними находится церковь, фасад которой представляет собой соединение стилей, дверь и окно которой являются частями оригинальной церкви, а статуи и фланговые башни достраивались в начале XVIII века. Вверху фасада расположен узкий балкон, который поддерживает четыре статуи, символизирующие главные добродетели: стойкость, справедливость, благоразумие и трезвость. В здании монастыря Алкобаса в трансепте находятся могилы Короля Педро I и Инеш де Каштру, его возлюбленной. Оба эти склепа представляют собой лучшие образцы готической скульптуры Португалии. Могила короля поддерживается львами, могила Инеш – животными полульвами-полумонахами. Королевский саркофаг, его боковые грани украшают барельефы со сценами из жизни Святого Бартоломеу. В южной части трансепта находится скульптурная композиция, которая изображает смерть Святого Бернара. Это лучшая работа семнадцатого века, созданная монахами монастыря. С правой стороны трансепта расположен Королевский Пантеон, который был разрушен в 1755 году большим Лиссабонским Землетрясением и впоследствии, в конце XVIII столетия был восстановлен в неоготическом стиле. Землетрясение 1755 года было очень разрушительным.

Внутренний двор монастыря

Многое было безвозвратно утрачено. Однако монастырь Алкобаса выдержал испытание. На момент землетрясения там проживало около трёхсот монахов. В результате землетрясения была повреждена ризница, часть служебных зданий и сохранить первоначальный облик монастыря не удалось. К тому же, в XIX веке монастырь подвергался действиям французских войск. Была разграблена библиотека, могилы королей, пострадали художественные ценности, большая часть рукописных трудов была сожжена.

Со временем реставраторы восстановили часть архитектуры монастыря. Около входа в церковь располагается Зал Королей. Здесь находятся статуи, изображающие королей Португалии, украшающие этот зал и относящиеся к XVII и XVIII векам. Стены помещения повествуют историю Монастыря Алкобаса с помощью сине-белых плиток азулейжос XVIII столетия. Недалеко от Зала расположена спальня, выполненная в готическом стиле, в которой спали все вместе монахи. Собственная комната полагалась только аббату и лишь в XVI веке появляются индивидуальные кельи.

В настоящий момент Монастырь Алкобаса обладает высокой исторической важностью. В 1989 году его включили в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и по сегодняшний день, он считается одним из главных направлений туризма в Португалии.

Три монастыря в сердце Португалии: Алкобаса

Итак, завершающая часть моей трилогии об однодневной экскурсии по знаменитым португальским монастырям – объектам всемирного наследия ЮНЕСКО: Томару, Баталье и Алкобасе. Вот за это и люблю путешествия: один день в путешествии идет за месяц обычной жизни по насыщенности разными впечатлениями и событиями.

Автобус доставил меня до Алкобасы в половине пятого вечера. От автовокзала до монастыря пришлось прогуляться пешком до исторической части города минут пятнадцать. Я очень переживала, что часов в пять трудолюбивые европейцы разойдутся по домам, и я не успею познакомиться с главной достопримечательностью города. Прибежала в гостиницу: девушка на ресепшен торопилась к ребенку, а я в монастырь. Нужно было видеть наш скоростной чек ин, она по-быстрому вручила мне ключ, сама слиняла с работы, а я помчалась в монастырь – благо он находится прямо напротив отеля. Оказалось, что монастырь открыт аж до девяти вечера!

У меня, конечно, от всего увиденного за сегодня впечатления плескаются практически у горлышка сосуда, ответственного за их сбор и осмысление. Но фасад монастыря (смотри заглавную фотографию) порадовал а) отличием от двух предыдущих монастырей б) гармонией и лаконичностью. Монастырь в Алкобасе – первый пример готической архитектуры в Португалии. Но на первый взгляд так не скажешь, правда?

Это действительно пример готики тринадцатого века – смотрите на портал и окно-розу, но в восемнадцатом веке фасад приукрасили в барочном стиле. Я вообще-то не поклонник барокко, но здесь его очень в меру. Сам монастырь построен по образу монастыря Клерво во Франции – штаб-квартиры ордена цистерианских монахов.

Главный неф собора очень строгий, без украшений. Такая простота и строгость была завещана Святым Бернаром – монастырь в Алкобасе был последним, основанным во время жизни этого святого, в 1153 году. Эта церковь первое португальское готическое религиозное здание, свет проникает сквозь окно-розу.

Поворачиваю направо в небольшую дверь и оказываюсь в Королевском холле, украшенный терракотовыми скульптурами и панелями-азулежу восемнадцатого века. Вот на одной из панелей предположительно сцена разметки территории или рисование какой-то геометрической фигуры при помощи веревок и колышков

Большинство помещений расположены вокруг клуатра короля Диниша (начало XIV века), поэтому идя по галерее, можно заходить и знакомиться с залами монастыря. Клуатр был местом для чтения и медитации. Оказывается, на Манхэттене есть музей средневекового искусства, построенный на деньги Рокфеллеров и целиком оформленный в стилистике старинных клуатров; он так и называется “Клуатры” (“The Cloisters”). Я бы с удовольствием посмотрела этой музей. В выступающей ротонде находится красивый фонтан, как в Баталье

Фонтан украшен резьбой с какими-то злобными дельфинольвами

В жаркий и солнечный день приятно прогуливаться под сводами и любоваться льющимся снаружи светом

В одном из залов вокруг клуатра терракотовая статуя Мадонны с младенцем, красиво подсвеченная золотистым светом

Одной из главных достопримечательностей монастыря в Алкобасе является впечатляющая монастырская кухня с огромным камином посередине и полностью до потолка покрытая кафельными плитками. Я очень люблю рассматривать такие старые кухни, потому что они возвращают нас с небес архитектурных и художественных достижений на бренную землю, где люди ели, мылись, справляли нужду, в чем практически не отличались от нас

На кухне помимо огромных каменных ванн и столов была специальная раковина-бассейн, в который извне подавалась вода по каналу и желобу, что наглядно демонстрирует тот факт, что монастыри являлись такой Силиконовой долиной древности

Орден монахов-цистерианцев проводил систематизированное заселение окружающих земель, создавал поселки и фермы, развивал сельское хозяйство, популяризируя новые методы обработки земли и новые культуры. В результате сегодня этот регион является одним из основных производителей фруктов в Португалии. Монастырь не зря был построен именно в этом месте, на плодородной земле, что совпадало с цистерианской политикой развития сельского хозяйства. Была создана специальная система каналов для доставки питьевой воды из реки Алкоа. Весь окружающий регион был покрыт виноградниками, фруктовыми садами и пахотными землями.

Читайте также:  Гора Монтсеррат в Испании, описание монастыря и фото

Между кухней и комнатами монахов находится просторная трапезная (Refectory), разделенная колоннами на три части. В западной части трапезной кафедра-возвышение, с которой дежурный монах во время трапезы читал остальным братьям выдержки из Священного писания.

Второй этаж клуатра был построен лет через двести после нижнего этажа, в конце пятнадцатого-начале шестнадцатого века.

Это уже третий клуатр за сегодняшний день, кроме меня почти никого нет. К сожалению, дикий голод не дает мне в полной мере насладиться атмосферой ведь я питалась только богом посланными апельсинами из Томара. Два этажа клуатра, между которыми двести лет, выглядят как единый ансамбль. Это несмотря на то, что в 1834 году религиозные ордена в Португалии были закрыты, все их активы национализированы. В монастыре были ратуша, муниципальные административные здания, тюрьма, суд, муниципальный театр (в трапезной), банк, отдел внутренних доходов, земельный кадастр, школы, военные казармы, дом престарелых, муниципальная библиотека – еще за сто лет до прихода советской власти. Только в 1928 году начали реставрационные работы, благодаря чему мы можем познакомиться с монастырем.

Вот уже вроде я и все основное посмотрела, но никак не пойму, где же знаменитые саркофаги трагически разлученных супругов Инеш и Педру? Я их разыскивала и в предыдущих монастырях, потому что забыла, где именно они есть. Через маленькое окошко на втором этаже увидела, что, оказывается, в церкви есть еще большая часть. Вот я и увидела-таки саркофаг несчастной Инеш

Спокойствию усыпальницы Инеш противопоставим картину Брюллова “Смерть Инессы де Кастро”

Саркофаг покоится на спинах загадочных существ, вот эта физиономия очень примечательна. Так живо смотрит на зрителя!

История Инеш показывает две вещи а) благими намерениями выстлана дорога в ад б) как сложно быть королем и правителем государства: отец Педру король Афонсу IV и его приближённые опасались, что сыновья Инеш в будущем попытаются оспаривать права на престол законного наследника Фернанду от первой жены Педру и тем ввергнут страну в братоубийственную войну. В то же время братья Инеш побуждали Педру вступить в борьбу за кастильский престол, что также неизбежно грозило войной с Кастилией и пугало короля Афонсу IV. Король несколько раз безуспешно пытался женить инфанта, но тот отказывался. Тогда королевский совет решил умертвить Инеш де Кастро. Казнь Инеш стала причиной того, что Педру восстал против отца и вверг страну в длительную гражданскую войну, которой так старался избежать король. Правда мировое наследие пополнилось еще одной историей в стиле Ромео и Джульетты, а искусство – вот этими готическими саркофагами.

Саркофаг Педру расположен не рядом, а в противоположной части зала. Верная собака и смешные львы украшают его

Но стоит присмотреться к сюжетам этой белокаменной резьбы, украшающим саркофаг, и мы видим как кому-то пилят ногу, а с кого-то сняли кожу. Это должны быть сцены из жизни святого Варфоломея

Скульптурное изображение еще какого-то мучимого святого в интересном средневековом трико

И скульптура Христа демонстрирует яркое отличие западной церкви от восточной: стремление показать все очень наглядно и доходчиво, это не наш горний идеальный мир, поданный намеками, переменчивым светом

Но над всеми этими мученичествами царит статуя Богоматери Santa Maria de Alcobaca, которая в шестнадцатом-восемнадцатом веке украшала алтарь. Ведь и сам монастырь назван и посвящен Святой Марии. Цистерианские монахи по вечерам пели гимн в честь Богоматери “Salve Regina” (“Славься, Царица!”)

Я тоже возблагодарю Царицу небесную за то, что так прекрасно сложился мой день и удалось посмотреть все три удивительных монастыря в сердце Португалии. У выхода меня поджидал такой живописный вид из церкви на центральную площадь города. Я обожаю такой эффект “вида из окна”

Посмотрите, какой ладный городок вокруг монастыря. Давайте по нему немного прогуляемся, еще рано ложиться спать

Красивые дома, облицованные кафельными плитками

Правда, как и по всей Португалии, здесь тоже много прекрасных, но невостребованных строений, которые потихоньку чахнут и разрушаются без обитателей. Какой чудный карниз в стиле модерн вот у этого, например, а стоит заколоченный в самом центре

Небольшой сад любви (Jardim do Amor) тоже посвящен Педру и Инеш. Но я бы его назвала не садом, а сквером

Сейчас будет неожиданно, не удивляйтесь, но я очень хочу, чтобы и у нас когда-нибудь, желательно, в скором будущем, были такие штуки, как вот эта. Фото из другой, современной части города

Это секционный контейнер для сбора подержанной одежды: отдельно для одежды, обуви и игрушек.

Сегодняшний день я завершаю в чудесной гостинице, которая обошлась мне в нереальную цену пятнадцать евро за одноместный номер, с огромной кухней, террасой (художественный беспорядок на следующее утро)

Путешествуем по миру вместе

Все достопримечательности стран мира aferni.com

История монастыря Санта-Мария де Алкобаса в Португалии

Большой мужской монастырь ордена цистерцианцев в городе Алкобаса был основан в 1153 году первым королём Португалии – Афонсу I Великим в ознаменование его победы над маврами в Сантарене в марта 1147, и на два столетия оставался усыпальницей королей. Собор Санта-Мария, выполненный в форме креста, обрёл свой сегодняшний облик в стиле барокко лишь в 18 веке.

Монастырь является амбициозным архитектурным ансамблем 220 м в длину, и делится на три части: Церковь, Северное и Южное крылья. Что характерно для всех церквей ордена – полное отсутствие фресок и дорогой золотой утвари внутри.

Строительство монастыря началось в 1178 году, около 25 лет после прихода цистерцианских монахов в регион. Первоначально монахи жили в деревянных домах, и в новое каменное монастырское здание переехали в 1223 году. Церковь была завершена в 1252 году. Готовая церковь и монастырь были первыми по-настоящему готическими зданиями в средневековой Португалии, а церковь была крупнейшей в Португалии.

Библиотека в Алкобаса была одной из крупнейших португальских средневековых библиотек, но была разграблена во время вторжения французов в начале 19 века, в то время, когда во Франции была эпоха Наполеона. В дополнение к грабежу библиотеки, они ограбили внутренние могилы, украли и сожгли часть внутреннего убранства церкви. А многие предметы из монастыря были украдены во время антиклерикального бунта в Португалии в 1834 году, когда по всей стране наблюдались антирелигиозные беспорядки. Остатки монастырской библиотеки, в том числе сотни средневековых рукописей, хранятся сегодня в Национальной библиотеке в Лиссабоне.

Важность монастыря в истории Португалии определяется тем, что многие члены королевской семьи были похоронены здесь в 13-14 веках. Короли Афонсу II, Афонсу III, их царицы похоронены здесь, а также король Педро I и его любовница, Инес де Кастро, которая была убита по приказу отца Педро, короля Афонса IV.

Зал с гробницами Дона Педро и Инес

Гробница Педро I

Гробница Инес де Кастро

Трогательна история любви будущего монарха Педро I и Инес де Кастро – придворной дамы из окружения его супруги Констансы. Красота белокурой девушки с первого взгляда пленила сердце горячего и своенравного инфанта.

Свою вторую семью Дон Педро скрывал в монастыре Святой Клары, где Инес родила ему 4-х детей. После смерти Констансы он заявил, что они с Инес тайно обвенчались. Хотя подтверждений этому не было, но Афонсу IV и его приближённые боялись, что в будущем сыновья любовницы станут претендовать на трон, а у инфанта уже был законный наследник, это может привести к гражданской войне. Поэтому в отсутствии сына король направил в монастырь отряд воинов, где три его советника отсекли женщине голову.

В безутешном горе Педро, развязал-таки жестокую войну против отца, в результате которой в 1357 году королю Афонсу пришлось разделить с ним престол. Молодой король продолжал преследовать убийц своей возлюбленной. Добившись их выдачи, скрывавшихся от расправы в Кастилии, двоих из них он предал мучительной смерти.

Затем по легенде, возникшей намного позже, придворные сановники не хотели признавать детей Педро и Инес наследниками трона, потому что они якобы не смогли присягнуть ей, как супруге инфанта. Тогда разъярённый Педро I приказал извлечь мёртвое тело Инес из могилы, одеть в парадные одежды и посадить на трон. Когда была возложена на её голову корона, он приказал вельможам отдать полагающиеся королеве почести, поцеловав край её платья. Потом с особой пышность тело погребли в трансепте базилики Санта-Мария. В 1367 году, по завещанию короля, он был похоронен в противоположной стороне трансепта так, чтобы встав по воскрешению, они смогли увидеть друг друга.

Эта животрепещущая история не раз была отражена в произведениях художников. К.Брюлловым написана картина «Смерть Инессы де Кастро».

В настоящее время монастырь Санта-Мария в городе Алкобаса находится под охраной государства и с 1989 года входит в список памятников истории Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стены покрыты панелями из плитки восемнадцатого века, в котором он представлен легендарный основания монастыря

Гробница королевы Беатрикс (XIV век)


Ссылка на основную публикацию