Гагаузия на карте Молдавии на русском языке

Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?

Беседа с протоиереем Димитрием Киорогло

Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. И в наше время на референдуме проголосовал против интеграции в Евросоюз. О том, откуда такая стойкость, о духовных корнях гагаузского народа, о его истории и традициях, о его выборе мы беседуем со священником из Гагаузии протоиереем Димитрием Киорогло.

Доверчивые

– Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии?

– Функциональная роль нашей Молдавской митрополии как миротворческого института всегда была на высоком уровне. Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует.

– Какие национальности представлены в Молдове?

– Национальностей одиннадцать. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ (русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены). Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки…

– Гагаузы – это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе?

– Потому что живая вера христианская была воспринята гагаузами так же, как, допустим, князь Владимир ее воспринял. Приняв крещение, он изменился – Крещение его изменило! И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет.

– И даже пребывание под владычеством турков-османов не сломило эту веру?

– Да. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке – тюркском. Это балканский диалект турецкого языка.

– Как отразилось на менталитете народа то, что он был предан Христу, предан Православию? Что это за люди?

Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов

– Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами.

– Хотелось бы поговорить о миротворческой деятельности Церкви. Я слышал, что Молдавия – такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы. Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах?

– Ну, может быть, у нас нет фиксированных часов преподавания религии в школе, как в Греции, в Румынии, но во многих школах основы православной веры преподают священники или подготовленные ими учителя. Где-то в 700 школах, не меньше.

– Отец Димитрий, судя по опросам, интеграция Молдовы в Евросоюз была воспринята гагаузами, так скажем, сложно. (В ходе референдума, проведенного 2 февраля 2014 года в автономном территориальном образовании Гагаузия по вопросу о том, с кем интегрироваться – Евросоюзом или Россией, 98,4% проголосовавших выбрали более тесные связи с российским Таможенным союзом, 97,2% выступило против более тесной интеграции с ЕС. – Ред.). Почему?

Сегодня агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: “Идите к нам”, а население хочет жить в своих традициях

– Потому что гагаузы всегда жили на своей земле, они работали, пахали землю, общались в своем социуме и межэтнически: скажем, на храмовые праздники с соседями друг к другу ходили и практиковали другие формы такого общения. Поэтому они ближе к восточным своим соседям – украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол – это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, – это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум – это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают.

– Вы сказали очень важное слово – доверие. А насколько гагаузы доверяют Церкви?

– Я не знаю случаев, когда бы они не доверяли своей вере, которая у них внутри, в душе, которую исповедовали их предки. И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов.

– У вас, получается, есть уникальный миротворческий потенциал. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия – это исторический охранный отряд Византии – из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру? Чему можно поучиться у гагаузов?

– Уникальность гагаузов в том, что они сохранили веру, будучи тюркоязычными. Они обладают миролюбием! Я бы сказал даже – доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ. Они шли по истории, сохранились до наших дней.

Гагаузия – это где?

– Давайте поговорим с вами вообще о терминологии. Откуда произошло название Гагаузия? Не все представляют, где находится Гагаузия и частью чего она является.

– Гагаузская автономия находится в южной части Республики Молдова, еще гагаузы проживают на юге Украины и также в сопредельной части Буджакской степи. «Буджак» переводится с татарского как «угол».

– А где находится Гагаузия? Какое место она занимает на карте Европы?

– Гагаузия находится в нижней части бывшей Бессарабии. Теперь это территория Республики Молдова.

– То есть гагаузы жили там и в 1812 году, когда Бессарабия отошла России?

– Да. Они всегда там жили, но в одно время туда пришли монголо-татарские племена, в частности Ногайская орда. Но после того, как они ушли с этих территорий, к жившим там гагаузам еще присоединились гагаузы Турции, из района Северного Причерноморья, Болгарии.

– Откуда пошло само название – Гагаузия?

– «Гагауз-ери» – значит, гагаузская земля.

– Вы сказали, что прошел референдум, и это – определенный акт доверия народу. Но его результаты не означают же, что гагаузы ненавидят Европу? Как они относятся к Европе?

– Гагаузы не являются врагами Европы. Но они хотят быть интегрированными и просятся в Евразийский союз. Они 200 лет жили в Российской империи, потом – в СССР, и это был естественный процесс, это – «диагностирование» народа было. И мощный показатель их духовных устремлений.

– Сколько по опросу получилось?

– 90 процентов. Это ли не показатель? Надо доверять своему народу, и поэтому референдум является теперь, так сказать, отправной точкой, посылом для руководителей Гагаузии.

Общий язык богослужений

– Традиция славянского языка на нашей территории – многовековая. Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому. Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык. Богослужение проходило, главным образом, на основе славянской службы. Ну, и, конечно, местная молдавская составляющая была. Такова была сила влияния богослужебного языка, составленного на основе кириллицы, славянских текстов!

– Вы сказали, что гагаузы – очень миролюбивый народ. Какие еще качества отличают этот народ?

– Гагаузы не ставят себя выше других народов, не говорят: «Мы – лучшие». Не все народы, безусловно, одинаковы, и это отражено даже в фольклоре, в шутливых пословицах. Скажем, у вас есть пословица о Рязани: «У нас, в Рязани, грибы с глазами, их едят, а они глядят». Шутливо? Но вместе с тем даже нет намека, что мы, мол, лучше соседей.

Но, к сожалению, свойство гагаузского народа – доверчивость, доверие – сегодня разрушается. И нужно эти понятия возвращать, возрождать. Доверие должно все время присутствовать в современном многополярном обществе, в межнациональных, межконфессиональных отношениях. Не должны быть все против всех, хотя, увы, сегодня тенденция именно такова. Должны сохраняться традиционные свойства народов, которые они оберегали, создавали путем взаимопроникновения, единства веры, путем общения, встреч на ярмарках, на храмовых праздниках. Вот у нас, в Молдавии, так создавалось доверие между народами, которые живут на территории Гагаузии.

– А почему оно разрушается? Почему теряется доверие?

– Потому что сегодня появляются разные деятели, политические и другие, которые создают какие-то ситуации, дают какие-то комментарии, разрушающие доверие. Доверие разрушается под влиянием различных групп, которые преследуют свои интересы. Под видом демократии приходят суждения другого толка, нежели были всегда, в традиционном обществе наших народов.

– Скажите, а какова общая численность населения автономии, сколько в Гагаузии живет людей?

– В Гагаузской автономии на сегодняшний день около 150–160 тысяч человек. А так было 200 тысяч.

– Это три крупных города.

– Три районных центра.

– Отец Димитрий, по традиции хотелось бы, чтобы вы обратились к нашим зрителям и читателям портала «Pravoslavie.ru» со словами напутствия.

– Чем может поделиться такой маленький православный народ, как гагаузы? Он может призывать к стойкости, к верности. Верующие из Гагаузии могут нашим братьям – православным других народов – быть примером в том, что они на протяжении тысячелетий сохранили свою православную веру, передали ее своим детям и передадут потомкам, какие бы обстоятельства их ни затронули. В историческом плане они будут всегда сближаться с теми, кто будет помогать сохранить эту веру. То есть, скажем, если нужно будет выбирать между верой и комфортом, то они выберут, прежде всего, свое душевное приобретение – это наша святая православная вера, которую Бог вручил и заповедал сохранить.

Гагаузия. Часть 1: Комрат и современность

О том, кто такие гагаузы и откуда они взялись, есть 23 только научных гипотезы – то ли болгары, перешедшие на турецкий язык; то ли принявшие крещение турки; то ли дальние потомки печенег. Веками народы Великой Степи, наводившие ужас на Европу, пролетали сквозь черноморскую степь “как птицы через комнату” (Павич) и разбивались о горы. Лишь очень немногие из них смогли закрепиться на Западе – например, мадъяры. Те же, кому не удалось – все эти половцы, печенеги, огузы и прочие – в основном рассеивались и исчезали почти бесследно, и те немногие из них, кому удалось сохранить идентичность, слой за слоем и складывались в будущих гагаузов. Они успели принять Крещение и стать твёрдыми православными, и потому их не поглотил сильнейший народ, пришедший в Европу из закаспийский пустынь – турки. Ныне гагаузов около 250 тысяч человек – в основном в Молдове (5% населения, 150 тыс.) и Украине, и едва ли не ещё больше в Болгарии, только там они отдельным народом не признаются. Собственно, и на свою нынешнюю землю Гагаузы пришли в 18-19 веках вместе с болгарами.

О нынешней Гагаузии, куда через с Чимишлию я ездил на машине, будет два поста – про “столицу” Комрат (25 тыс. жителей) и село Бешалма с небольшим, но очень интересным музеем.

В 1990-94 годах Гагаузия успела побыть “непризнанным государством” – как в приднестровцы, гагаузы очень не хотели в состав Румынии, и после заявления Молдовы о таком курсе, даже раньше Приднестровья, в августе 1990 года, объявили о независимости. Кишинёв отправил туда добровольцев и милицию, гагаузы начали вооружаться, а пресечь конфликт успела Советская Армия. До войны дело так и не дошло: в 1994 году гагаузы, при посредничестве Турции, приняли режим автономно-территориального образования – первый из двух (наряду с Аджарией) в СНГ пример мирной ликвидации непризнанного государства. Ныне в АТО Гагаузия (или Гагауз Еры) есть свой руководитель (башкан – т.е. “голова”), свой парламент (Халк-Топлушу – “Народное собрание”), гагаузы составляют 82% населения, а их язык считается официальным. Интересно и то, что Гагауз Еры представляет собой как бы “архипелаг” – её территория была сформирована из районов и сельсоветов, где гагаузов более 50%, между которыми вклинилась Тараклия. впрочем, тоже не коренная Молдова, а “столица” молдавских болгар. На этой же карте виден примыкающий к Гагаузии Кагул – “южная столица”, третий по величне город страны с населением около 50 тысяч человек.

Гагаузия встречает минут через 15 езды после Чимишилии:

Пейзаж уже здесь уже совсем не такой, как на севере и даже в центре Молдовы – привольная, пусть и распаханная, степь:

Открывает Гагаузию село Буджак при железнодорожной станции. В Российской империи такие названия часто давались населённым пунктам и станциям, “открывающим” тот или иной регион со стороны России – посёлок Литва в Беларуси, город Маньчжурия в Китае. В общем, это – официальное начало исторического Буджака, сейчас на 3/4 расположенного в Одесской области Украины (включая Белгород-Днестровский и Измаил – некогда бессарабские уездные города).

Станция Комрат на южном окраине села – железная дорога здесь проходит с запада на восток. Как видите, платформа даже не снабжена капитальным вокзалом:

До самого Комрата же ещё несколько километров – однако тут уже начинается его промзона, впрочем как и во всей Молдове, не слишком суровая:

Въездной знак. Гагаузский язык долгое время не имел собственной письменности, используя кириллическую и греческую. Кириллический алфавит был введён в 1957 году, а в 1997 гагаузы перешли на латиницу. Слышал, что сейчас в гагаузском языке используются оба алфавита кто во что горазд, и многие книги на гагаузском всё ещё издаются кириллическими. но насколько это правда, судить не берусь. А вот что видно невооружённым глазом – что надпись дублируется по-русски:

Тут я вообще-то фотографировал раритетный “Москвич” (или это “Опель”?), но заодно заснял иллюстрацию русскоязычности Гагаузии – часто надписи не дублируется ни по-молдавски, ни по-гагаузски. С другой стороны, здесь живёт два народа, чьи языки относятся даже к разным языковым семьями, русский же от молдавского и гагаузского примерно равноудалён:

Комрат стоит на реке Ялпуг, вытекающей из Комратского озера, вдоль которого и тянется промзона. Большая часть города – село селом, и лишь в центре становится видно, что это отнюдь не самый обыкновенный районный городок:

Читайте также:  Город Эфес в Турции, где находится древний город

. Как село Комрат основали в 1787 году болгарские переселенцы – причём тут стоит вспомнить, что и гагаузов вплоть до середины 19 века называли “тюркоговорящими болгарами”. Под Россией село входило в Измаильский уезд, к середине ХХ века порядком разраслось (хотя крупных сёл тут много – например, крупнейшее в Молдове село Конгаз, 13 тыс. жителей), и наконец в 1957 году был повышен до города. В Молдове все столицы случайные – что Кишинёв, что Тирасполь, что Комрат – просто к началу 1990-х это был крупнейший населённый пункт Гагаузии. Однако ныне тут есть даже такие атрибуты, как Национальный университет. Главная улица Комрата выглядит так и по-прежнему значится улицей Ленина:

Сердцем Комрата же остаётся собор Иоанна Крестителя (1820), размеры которого дают представление о масштабе Комрата-села:

За колокольней – вот такая вот галерея. Первый раз вижу подобное в храмовом дворе:

В соборе шла служба на церковно-славянском. Гагаузы считают себя единственными православными тюрками, но это не так – ещё есть чуваши, ногайбаки, хакасы, алтайцы и якуты (последние, правда, в основном двоеверы-шаманисты). Тем не менее, гагаузы показались мне весьма религиозными. И совсем не случайно собор тут едва ли не крупнее, чем в Кишинёве.

Что же касается архитектуры, то собор явно перестраивался в конце 19 века, превратившись в “клон ХХС”:

За собором – местный “арбат”, обширная пешеходная площадь, где судя по всему только-только закончили укладывать плитку:

А на площади – несколько стихийных базарчиков, где явно торгует сельский народ:

И что гагаузы – не молдаване, видно невооружённым глазом. В Москве я бы принял их за азербайджанцев:

В Молдавии к Гагаузии отношение примерно как в России – к Дагестану: среди кишинёвцев эти края тоже имеют репутацию диковатых, отсталых и разбойничьих. Молдаване рассказывали, что гагаузы любят демонстрировать свою удаль и сплочённость, но получив сколько-нибудь ощутимый отпор – сдуваются. Говорят, одно время гагаузы фанатели по “Мерседесам”, и вернувшись с заработков с хорошей суммой, на “мерс” тратили раньше, чем на дом. Я, с одной стороны, ничего такого не заметил – а с другой всё это звучит как-то очень в духе тюркского мира.

Я вообще составить о гагаузах собственного впечатления не смог – сказывается автомобильность поездки сюда, с народом толком не пообщался. Но как мне показалось – люди тут радушные, по-южному открытые и эмоциональные, и искренне гордящиеся своим народом.

Ну а глядя на гагаузских старушек, местами я начинал ощущать запах дикой степи, и мне казалось, что я опять в Казахстане:

К собору по бокам примыкают два сквера – в северном очень симпатичные колодец и ворота я так и не понял чего, явно снятые с какого-то очень старого дома:

А в южном – несколько скульптур:

Включая нагую деву, которая очень странно выглядит на фоне собора. Ещё позабивало колесо обозрения, с которого нифига не обозреть, так как оно ниже деревьев.

А вверх от собора уходит местный аналог бульвара Нур-Жол – Аллея Славы Гагаузского Народа:

Правда, народ тут, как видите, не только гагаузский. Слева политики, справа деятели культуры. Открывает аллеию Мария Маруневич – историк, этнограф и политик, а в сочетании всего этого идеолог Гагаузии; дальше – Пушкин и Эминеску, не гагаузы, но во-первых здесь бывали, а во-вторых это знак дружбы и с русскими, и с молдаванами и румынами.

По другой стороне открывает аллею Сулейман Демирель – президент Турции в 1993-2000 годах, при котором Турция, собственно, и рванула вверх и стала страной, которую регулярно ставят в пример России. Турция всегда поддерживала гагаузов, и в урегулировании конфликта Демирель сыграл свою роль. Следующий памятник – если я не ошибаюсь, Гайдару Алиеву (азербайджанцы ведь тоже к туркам близки), а не далее как сегодня (10 декабря) открылся памятник Назарбаеву, отсутствие которого месяц назад показалось мне странным.

Выше и только по одной стороне – уже собственно гагаузы, а вернее три писателя. Дмитрий Карачобан – поэт, художник и режиссёр, в общем светоч гагаузской культуры, с деятельностью которого мы ещё познакомимся в Бешалме. Николай Бабоглу и Дионис Танасоглу – крупнейшие гагаузские прозаики. Литература у гагаузов довольно молода – как уже говорилось, долгое время язык был бесписьменным. Зато фольклор богатый, причём среди его жанров есть характерные для Востока дастаны и похожие на частушки маани.

Вполне себе “водно-зелёный бульвар”. Здания с левой стороны – корпуса того самого Гагаузского национального университета, в перспективах же снизу собор, а сверху кинотеатр в состоянии затяжной реконструкции. Тем не менее, именно в зале этого кинотеатра 19 августа 1990 года была провозглашена независимость Гагаузской республики:

Выше бюсты заканчиваются и стоят просто мемориальные доски, напоминающие больше стелы степных кладбищ:

Дальше мы обошли круг по центру Комрата, ведя разговоры о перепетиях истории тюркского мира. В основном Комрат примерно такой:

Характерные длинные дома ребром к улице – всё-таки болгарское, похоже, наследство:

Почти восточный дворик:

Внезапно, капитальное здание прокуратуры. Такие постройки, “столичные” атрибуты, то и дело попадаются в сельских кварталах:

Повстречалась повозка. Не раз слышал, что в Гагаузии многие держат не лошадей, а ослов – и я хорошо помню, как именно ослики в казахстанском Семиречье заставили меня осознать, что я в Средней Азии. Увы, почему-то я здесь не увидел ни одного. Для всей остальной Молдовы же ослы совсем не характерны (“Ну почему же, – поправляет Анатолия Дмитрий, – достаточно зайти в любую примэрию!”).

Отсюда мы вышли в парк Героев-Освободителей с очень красивым и экспрессивным мемориалом:

Но при этом имён на нём высечено совсем немного, не сравнить с мемориалами в большинстве райцентров вроде тоей же Чимишлии. В Молдавии есть мнение, уж не знаю, насколько обоснованное, что на войну гагаузы не очень-то шли и всячески избегали призыва и при СССР, и при Румынии. Об этом мне говорили и в Бешалминском музее, но с объяснением: для гагаузов всегда была очень важна личность башкана и его справедливость, и если допустим ставили им председателя (хоть румына/молдаванина, хоть русского/украинца), который начинал их обирать и притеснять – начиналось повальное неповинановения вплоть до дезертирства. Говорят, там, где были нормальные председатели, не ущимлявшие гагаузов – призыв был таким же, как и по всей Молдове, а то и больше.

Снова вышли на улицу Ленина и пошли в сторону собора. Ленина – кажется, единственная в Комрате улица с многоквартирными домами. К слову, Чадыр-Лунга, на которую кажет русскоязычный указатель – второй из двух городов Гагаузии, и сами гагаузы её явно любят больше, а молдаване считают более национальной. Мы там уже не были:

Кафе, судя по содержанию барельефа, построеное в самом конце 1980-х:

Парочка домиков уездного вида – наверное, тут была сельская управа, или школа, или почтовая станция:

Напротив, в явно румынском домике – Турецкая библиотека имени Кемаля Ататюрка. Говорят, в ходе языковой реформы Ататюрк ввёл в турецкий немало слов из гагаузского вместо греческих и арабских заимствований, считая его наиболее подлинным из соседних языков.

Гагаузы, в отличие от молдаван, и на заработки ездят, помимо России, не в страны Южной Европы, а в Турцию, где хорошо понимают язык, и в Болгарию, где их считают болгарами и потому легко дают гражданство. А вот офис в центре Комрата – внезапно, “Юнион Феноза”, крупнейшая электроэнергетическая компания Испании.

Уже совсем рядом с собором – почти такие же, как в Чимишлие, Дом культуры и администрация. не примэрия, не райком, а тот самый Халк-Топлушу.

Там же, этажем выше, заседает башкан. Говорят, по дороге в Кишинёв он иногда подбирает людей, голосующих на обочине, и расспрашивает по дороге, как им живётся и какие их чаяния пробивать в столице.

И в целом, я так и не удосужился побывать в таких городах, как Кудымкар, Нарьян-Мар, Биробиджан, Агинское – но что-то мне подскзаывает, что более всего Комрат похож именно на них, на “столицы” бывших и действующих российских автономных округов.

Ну а мы по улице Ленина вернулись к собору, сели в машину и поехали в село Бешалма в 16 киломерах дальше на юг. О нём и его музее – в следующей части, там же расскажу об исключительно самобытной традиционной культуре гагаузов.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Новый Орхей. Уездный город.
Старый Орхей. Часть 1.
Старый Орхей. Часть 2.
Старый Орхей. Бранешты, селенье камнетёсов.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница. Индустрильный гигант по-молдавски.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.

Где находится Томай, Молдова (Гагаузия), расположение на карте

Томай, точное время

  • Томай Молдова
  • 10:14 среда, 4.03.2020
  • 06:39 Рассвет
  • 17:52 Закат
  • 11 ч. 12 мин. Продолжительность дня
  • Восточная Европа, стандартное время Часовой пояс
  • UTC +2 Europe/Chisinau
  • молдавский Лей (MDL) Официальная валюта
  • 46.1924129, 28.7676314 Координаты

Ближайшие аэропорты

Кишиневский международный аэропорт 83 км Молдова KIV
Международный аэропорт Яссы 140 км Румыния IAS
Международный Аэропорт Одесса 149 км Украина ODS
Mihail Kogălniceanu International Airport 205 км Румыния CND
Международный аэропорт имени Анри Коанды 276 км Румыния OTP

Томай, Гагаузия, расположение на карте, Молдова. Данный географический объект располагается в часовом поясе Восточная Европа, стандартное время (UTC +2), координаты — 46.1924129, 28.7676314. По нашим данным, Молдова — это страна, в которой официальной валютой является молдавский Лей (MDL).

Удаленность до столицы (по прямой) составляет — 91 км (Томай — Кишинёв).

Лондон Великобритания04 марта 08:14
Лос-Анджелес Соединенные Штаты Америки04 марта 00:14
Париж Франция04 марта 09:14
Москва Россия04 марта 11:14
Дубай Объединенные Арабские Эмираты04 марта 12:14
Нью-Йорк Соединенные Штаты Америки04 марта 03:14
Пекин Китай04 марта 16:14
Шанхай Китай04 марта 16:14
Анталья Турция04 марта 11:14
Мумбаи Индия04 марта 13:44
Ниситокё Япония04 марта 17:14
Берлин Германия04 марта 09:14

Соседние места

Кагул Кагульский район, Молдова 56 км
Бендеры Молдова 88 км
Кишинёв Кишинев, Молдова 91 км
Галац Галац, Румыния 103 км
Тулча Тулча, Румыния 114 км
Браила Браила, Румыния 121 км
Фокшани Вранча, Румыния 134 км
Унгень Унгенский район, Молдова 137 км
Яссы Яссы, Румыния 140 км
Бакэу Бакэу, Румыния 148 км
Одесса Одесская область, Украина 154 км
Рыбница Приднестровье, Молдова 176 км
Бельцы Бельцы, Молдова 185 км
Бузэу Бузэу, Румыния 192 км
Пьятра-Нямц Нямц, Румыния 200 км
Констанца Констанца, Румыния 226 км
Ботошани Ботошани, Румыния 235 км
Сучава Сучава, Румыния 250 км
Брашов Брашов, Румыния 252 км
Плоешти Прахова, Румыния 256 км
Бухарест Бухарест, Румыния 286 км
Тырговиште Дымбовица, Румыния 295 км
Херсон Херсонская область, Украина 299 км
Добрич Добричская область, Болгария 301 км
Умань Черкасская область, Украина 307 км
Бухарест Бухарест, Румыния 286 км
Киев Украина 491 км

Выделите и нажмите Ctrl+C на своей клавиатуре чтобы скопировать данный код. Вы можете использовать его как активную ссылку на текущую страницу.

Гагаузы — таинственный народ, почитающий волка

Гагаузы — один из самых загадочных народов мира, поскольку вопрос его происхождения до сих пор остается открытым. В культуре гагаузов соединились христианские и языческие верования. Уходящий корнями в древность культ почитания волка сохраняется до сих пор: на флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова, символизирующая независимость, собственный путь и духовную связь с предками.

Название

Существует ряд версий, объясняющих происхождение названия народа. Достоверность того или иного варианта точно установить нельзя, поскольку каждый из них связан с историей происхождения народа, остающейся тайной до сих пор.

  1. Согласно популярной у гагаузов версии, этноним образовался от слияния слов «гага» — клюв или нос, и «уз» — прямой. Объяснение названия говорит, что сколько клюв не гни, он останется прямым, так же и гагаузы идут по своему пути.
  2. Второе распространенное предположения появления названия связано с версией происхождения гагаузов от племени огузов. Согласно этой теории, этноним произошел от тюркского выражения «гёк-огуз», что значит «синие, небесные огузы».

Где живут

Первые достоверные сведения свидетельствуют о расселении гагаузов на территории Балканского полуострова, на территории современных Румынии и Болгарии, в историческом регионе Добруджа. В конце XVIII — первой половине XIX веков, в связи с непрекращающейся войной между Османской и Российской империями на территории Балкан, а также царящей на Балканском полуострове анархией, начался процесс миграции гагаузов.

В этот период российские власти предложили жителям региона переселиться на необжитые территории Бессарабии: исторической области между реками Дунай, Днестр, Прут и Черным морем, располагавшейся на юго-востоке Европы. Сегодня территории разделены между двумя государствами:

  1. В Молдавии — город Бендеры и окрестности.
  2. На Украине — Черновицкая, Одесская области.

Историческая территория проживания гагаузов на Балканском полуострове разделена между Румынией и Болгарией. Оставшиеся в регионе представители народности довольно быстро ассимилировались, в большинстве утратив национальную самоидентификацию.

Численность

Численность гагаузов в мире составляет порядка 250 000 человек. Большая часть, согласно информации 2004 г., проживает в Молдавии — 147 500 человек. Среди них:

  • Гагаузия — 127 800 чел.;
  • Кишинев — 6 400 чел.;
  • Приднестровье — 4 100 чел.;
  • Кагульский р-он — 3 600 чел.;
  • Тараклийский р-он — 3 500 чел.;
  • Бессарабский р-он — 2 200 чел.

Значительное число гагаузов проживает на территориях других государств:

  • Украина — 31 900 чел., по информации переписи 2001 г. (из них 27 600 чел. — в Одесской обл.);
  • Россия — 13 700 чел., по данным переписи 2010 г. (Тюменская обл., ХМАО, ЯНАО, Московская обл., Москва);
  • Турция — 5 000-15 000 чел.;
  • Греция — 3 000 чел.;
  • Болгария — 540 чел., по информации переписи 2001 г., по неофициальным данным, до 10 000;
  • Румыния — 1 200-3 000 чел.;
  • Казахстан — 1 000 чел.;
Читайте также:  Козимо Медичи, фото и описание

Незначительные диаспоры и отдельные представители народности живут в Канаде, Бразилии, США, Грузии, Эстонии, Туркмении, Латвии, Белоруссии, Узбекистане.

Гагаузский язык относят к числу тюркских, причисляется к огузской группе. Гагаузский похож на турецкий язык, имеет сходство с крымско-татарским. Семантика, грамматика, лексика имеют значительные отличия. Важным выступает факт заимствования в гагаузском ряда элементов других тюркоязычных народов. Яркий пример сближения с тувинским языком — использование двойной гласной вместо типично турецкого звука ğ.

История

Тайна происхождения гагаузов до сегодняшнего дня продолжает волновать исследователей по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более двадцати версий. Наиболее популярными являются следующие:

  1. Гагаузы — коренное население Балкан, выделившееся в результате принятия христианства и заимствования тюркского языка от ассимилировавшего его в древности неизвестного кочевого племени.
  2. Гагаузы произошли от тюркоязычных булгар, мигрировавших на Балканы с Волги в VII столетии и три века спустя принявших христианство.
  3. Народ выделился в результате отуречивания болгар.
  4. Народ ведет историю с XIII столетия, когда в Добруджу переселились турки-сельджуки, основавшие Огузскую державу совместно с половцами.
  5. Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия.

Первые достоверные упоминания народности относятся к XIX столетию, когда по предложению Российской империи гагаузы переселились в Бессарабию. Миграционные процессы происходили на протяжении столетия, с 1812 г. по 1917 г. В связи с революционными движениями в России, в 1906 г. народ провозгласил независимую Комратскую республику. Центр находился в городе Комрат, нынешней столице Автономно-территориального объединения в составе Молдавии Гагау́зия, или Гагау́з Ери́. Восстание быстро подавили царские власти: продержалось объединение 5 дней.
После революции Бессарабию объединили с Румынией. В 1940-1941 гг. историческая область вновь отходит СССР на основании знаменитого пакта Молотова-Риббентропа. Тогда же сформирована Молдавская ССР.
19 августа 1990 г. провозглашена независимая Гагаузская Республика в составе СССР. Молдавские власти направили в регион милицию и волонтеров с целью подавления инициативы. От гражданской войны население спасло появление советской армии, на протяжении следующих четырех лет Республика Гагаузия находилась в статусе непризнанного государства. В 1994-1995 гг. путем переговоров с властями Молдавии удалось добиться соглашения об интеграции территорий в состав Молдавии: регион приобрел статус автономного образования.

Внешность

Внешне гагаузы похожи на соседские народы: болгар, молдаван, румын, глобально относятся к европеоидной расе. Анализ особенностей внешности показывает, что гагаузы занимают срединное положение среди перечисленных народов, вобрав ряд отличительных характеристик каждого. В среде гагаузов встречаются разные типы внешности, сближающие представителей этноса с тюркскими или балканскими народами. Генетически гагаузы обнаруживают наибольшее сходство с болгарами, турками, македонцами и сербами.
К отличительным особенностям внешности относят:

  • рост средний, выше среднего;
  • широкое лицо средней высоты;
  • уплощенность верхней части лица;
  • серые, светло-карие глаза;
  • темные, русые волосы;
  • сильный рост волос на теле и лице;
  • профиль носа — прямой или выпуклый;
  • средней высоты, высокое переносье.

Одежда

Традиционный повседневный женский костюм — длиннополая просторная рубаха. Поверх надевали платье без рукавов летом, с рукавами зимой. Дополняли наряд передником, вокруг талии повязывали пояс красного цвета. Голову покрывали белым платком, поверх крепили платок большего размера черного цвета. Зимой носили платье с рукавами, поверх надевали кофту из сукна и безрукавку из овчины. Обязательный элемент любого наряда — лифт, нагрудное украшение из золотых монет. Чем богаче семья женщины, тем больше лифтов она носила.
Повседневный мужской наряд — просторные штаны и рубаха, подпоясанная красным кушаком. Летом в качестве головного убора служила короткополая шляпа из сукна, зимой — меховой колпак. Для тепла на выпасе скота надевали штаны из овчины мехом внутрь, укороченную куртку, украшенную строчкой черного или красного цвета.

Семейный уклад

Гагаузы жили патриархальной семьей, главой которой безоговорочно выступал мужчина. Женщины находились в зависимом положении, решающее слово мужчины имели не только в общественных, но и в домашних делах. Женщины должны были следовать во время прогулок в нескольких шагах позади мужа, уступать на улицах дорогу лицам мужского пола старше семи лет. Во время застолий мужчины и женщины сидели отдельно, женщинам запрещалось вмешиваться в общий разговор, давать мужу советы наедине и при гостях. Своеобразное почтение мужа к жене заключалось в том, что при ней ему запрещалось ругаться матом, отпускать скабрезные замечания.
Физическое насилие не только не запрещалось, но и поощрялось, если повода не было — били для порядка. Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему.
Главой семьи выступал старший мужчина — дедушка, если он умирал, в права главного вступал старший сын. Свекровь, обладала властью над невестками. Бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков: ее слово было важнее родительского. Младший сын оставался жить в доме родителей, после их смерти наследуя его. Другие сыновья строили собственные дома или оставались жить большой семьей в отчем доме.
Наследовать за своими родителями девушки не могли, однако после смерти мужа получали в собственность одну четвертую имущества. Такую же долю получали все дети женского пола, остальное наследство распределялось между сыновьями. Вдова, вступившая в брак, имела в доме больше прав, чем девушка, вышедшая замуж впервые. Это объяснялось как раз тем, что у вдовы после смерти первого мужа была собственность. Разводы с первым мужем строго осуждались, от второго жена могла уйти по своей воле.

Беременность и рождение детей воспринимали, как нечистые процессы. В течение сорока дней после родов женщине запрещалось ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить ее. По истечении сорока дней после родов молодой матери разрешали выходить из комнаты, сразу же погружали в привычные дела. В связи с тем, что уход за ребенком матерям приходилось совмещать с хозяйственными делами и полевыми работами, наблюдался высокий уровень младенческой смертности. Женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, также воспринимали нечистой. Например, запрещали ходить на родник за водой, пока не посетит церковь впервые после свадьбы.
Детей с детства воспитывали в строгости, проявление к ним чувств родителями на людях запрещалось. В связи с этим ближайшими людьми для малышей становились дедушка с бабушкой, которым позволялось проявлять ласку. С наступлением подросткового возраста дети могли свободно общаться с матерью, просить у нее совета. Отец не общался по душам с детьми до момента создания ими собственной семьи. В случае, если ребенку надо было обсудить какой-то вопрос с папой, посредником выступала мать.
Со взрослением детей статус невестки в доме менялся. Сразу после прихода в семью мужа девушка теряла собственное имя, ее называли «gelin», что означала «пришлая». Невестка находилась в полном подчинении у родственников супруга, выполняла наиболее сложные хозяйственные дела, работала в поле. Чем старше становились дети, тем более уважаемой становилась их мать.

Религия

Гагаузы исповедуют христианство, смешавшееся в сознании народа с древними языческими верованиями. День святого Николая считался мужским праздником: гагаузы собирались в гостях у именинников и устраивали шумное застолье. В этот день обязательными на столе считались рыбные блюда: заливное и пшеничная каша с рыбой, считавшиеся своеобразным жертвоприношением святому. Накануне мужчины обряжались в женские наряды, обмазывались сажей, ходили по домам. Визиты воспринимались благосклонно: считалось, они приносят удачу. В канун Дня святого Андрея дома оберегали от чертей и нечистых сил, обмазывая косяки чесноком, натирая пахучей приправой руки и лицо.

Особое значение до сих пор занимает культ волка, возможно, некогда бывшего тотемным животным предков гагаузов. Голова животного изображена на первом флаге независимой Гагаузии. Раньше охранительным талисманом считался амулет из волчьего зуба, сегодня многие представители народности носят подвески с изображением священного животного.

С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы. Он связан с промысловыми особенностями жизни народа: в этот период овец уводили с пастбищ и загоняли в стойла, что привлекало волков ближе к селениям. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы:

  • Пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов;
  • Запрещалось шить, вязать одежду из шерсти. Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет;
  • Запрещалось пользоваться ножами и другими острыми предметами;
  • В некоторых селениях женщины замазывали заслонку печи глиной: читалось, так они замазывают волку уши, глаза и пасть, а значит, он не нападет на дом.

Интересно, что со временем волчий праздник влился в христианский календарь: он должен был выпадать на 3 дня перед рождественским постом, и на 3 дня после его начала.

Традиции

У гагаузов существовали следующие варианты вступления в брак:

Сбегание и похищение осуждались обществом. Существовали вариации обрядов: похищение с согласия девушки и фиктивное похищение, о котором знали родные молодоженов с обеих сторон. Несмотря на неодобрение обществом подобных способов заключения брака, они позволяли сэкономить на проведении свадебного торжества.
Традиционный способ создания семьи — сговор между родителями. Молодые люди присматривали невест на общественных гуляньях и молодежных посиделках. О сделанном выборе будущий жених сообщал своим родственникам, после чего те проводили «расследование», касавшееся благосостояния семьи, выяснения состояния здоровья предполагаемой невесты.
Если старшее поколение одобряло сделанный выбор, к родителям невесты отправляли сватов, в роли которых выступали красноречивые мужчины и женщины. На сватовство обычно отправлялись поздно вечером или рано утром, чтобы избежать позора в случае отказа. Вопрос о сватовстве обсуждали иносказательно, заводив разговор о продаже индюшонка или другого домашнего животного. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст.

В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа — обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым.
В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены. Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста. Второй день начинался с унизительного для молодой жены обряда. В комнату к молодым заходила родственница со стороны мужа, призванная убедиться в невинности невестки. Под дверью оставался стоять дядя жениха с ружьем и плеткой. Если невинность подтверждалась, окрестности оглашал выстрел. Если невеста имела добрачные связи, плетку передавали мужу, который с ее помощью выбивал из жены признание, кто причастен к ее позору. В случае, когда связь до брака была с нынешним женихом, обоих, вместо лошадей, впрягали в повозку, заставляя совершить круг позора по деревне.
Доказавших свою невинность девушек выводили во двор, где продолжали гулянья и пир. На девушку надевали красное платье, гостям подавали подкрашенную в красный цвет водку. Рубаху, свидетельствовавшую о честности девушки, клали поверх сита и выставляли на всеобщее обозрение. Сегодня унизительные обряды ушли в прошлое, однако сохранился обряд подачи на свадьбах красной водки. Обычно ее разливают по стопкам в конце торжества и продают желающим за деньги — в семейную кассу молодоженов.

Основу рациона гагаузов составляли молочные, мучные и мясные блюда. Традиционное блюдо — лепешка гезлеме, выпекаемая на сковородке садж, широко распространенной в Турции. Особенность лепешки — начинка, обязательно включающая сыр, обычно брынзу. Распространенный вариант — гезлеме с нууром, творогом из овечьего молока. По желанию добавляются и другие компоненты: зелень, шпинат, яйцо, фарш, картофель. Похожее блюдо — слоеный пирог с творогом кывырма.
Поскольку основным занятием гагаузов было скотоводство, особое разнообразие имеют блюда на основе молока. Внимания заслуживает йуурт — аутентичный кисломолочный продукт, похожий на натуральный йогурт без добавок. Для приготовления молоко кипятили, затем добавляли ложку сметаны, давали скиснуть и выносили на холод. Для обеззараживания в кувшин с заготовкой обязательно кидали серебряную монету.

Видео


Гагаузия на карте Молдавии на русском языке

Численность населения автономии составляет 155,7 тыс. чел. (2006) [2] . Основу населения составляют гагаузы — 82 % (133,5 тыс. чел). На территории автономии проживают также: молдаване — 7,8 %, болгары — 4,8 %, русские — 2,4 %, украинцы — 2,3 %.

Языковая ситуация

Языковая ситуация в Гагаузии сложна и многообразна. Национальные и языковые предпочтения жителей разных национальностей зачастую не совпадают и отличаются распространением двух- и трёхъязычия, варьирующих в зависимости от многих факторов и ситуаций. Официальные языки в автономии — гагаузский, молдавский и русский. Гагаузский язык — родной язык для большинства населения. Русский язык является главным вторым языком, исполняя функцию языка межнационального общения и, для многих жителей автономии, в частности, в столице автономии, русский является фактически родным языком. Обучение детей в республике по-прежнему ведётся на русском языке (на 2008 год), хотя отношение к подобной ситуации официальных властей Молдавии неоднозначно.

Из 23 293 учеников, обучающихся в 55 учебных заведениях автономии, 22 163 обучается на русском языке. На молдавском языке — 707 учеников, на нескольких языках сразу (включая русский) — 423 ученика. Делопроизводство на территории Гагаузии, в том числе, в системе органов власти, ведётся на русском языке. На территории автономии превалируют русскоязычные средства массовой информации, при этом количество литературы, изданной на гагаузском языке, также увеличивается. Языковая политика гагаузского телевидения предусматривает равную долю вещания на русском языке, наряду с двумя другими официальными языками автономии, гагаузским и молдавским [3] .

Устройство автономии

Нормативные акты, определяющие основы устройства Гагаузии: Конституция Республики Молдова, Закон об особом правовом статусе Гагаузии, Уложение Гагаузии.

Высшее должностное лицо — Глава (Башкан) Гагаузии. Избирается сроком на 4 года. Является членом Правительства Республики Молдова.

Высший представительный орган — Народное Собрание Гагаузии (Халк Топлушу), состоит из 35 депутатов, избираемых сроком на четыре года.

Читайте также:  Республика Саха в Якутии, Дальневосточный ФО

Высший орган исполнительной власти — Исполнительный комитет Гагаузии (Баканнык Комитети).

Судебной системы, отделённой от судебной системы Республики Молдова, нет. Судебная система для всей Республики Молдова, в том числе и для Гагаузии, состоит из судов, апелляционных палат (5 апелляционных палат — в Кишинёве, Бельцах, Кагуле, Комрате, Бендерах) и Высшей судебной палаты Республики Молдова.

В административном отношении Гагаузия разделена на три района (dolay — долая) — Комратский, Чадыр-Лунгский и Вулканештский — в состав которых входит 32 населённых пункта:

  • 1 муниципий — Комрат
  • 2 города — Вулканешты и Чадыр-Лунга
  • 27 сёл, из которых 7 входят в состав трёх коммун: Светлый, Етулия, Верхний Конгазчик.
  • 2 населённых пункта со статусом железнодорожной станции (узла) — Вулканешты (входит в состав города Вулканешты) и Етулия (входит в состав коммуны Етулия)

Административный центр Гагаузии — муниципий Комрат.

В Гагаузии три официальных языка: гагаузский, молдавский и русский. (Переписка с органами власти, предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными за пределами Гагаузии, осуществляется на молдавском и русском языках).

У Гагаузии есть собственная символика — флаг, герб (приняты 31 октября 1995 года) и гимн.

Общественные организации

  • «Новая Гагаузия» [4]
  • Единая Гагаузия [5]
  • «Gagauzlar» («Гагаузлар») — международное движение, зарегистрировано в Минюсте РМ

История

В 1990-х годах на фоне войны в Приднестровье проблемы Гагаузии решались сравнительно мирно, хотя она также провозгласила независимость и желание остаться в Союзе (в СССР, затем в несостоявшемся ССГ) и некоторое время была непризнанным государством Гагаузская Республика. Подробнее — см. статьи Приднестровский конфликт и Поход на Гагаузию.

В 1994 году парламент Молдавии принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери), наделивший регион с компактным проживанием гагаузов правами автономии.

В последние годы значительную помощь Гагаузии оказывает Турция. За счёт средств, поступивших из Турции, была построена система водоснабжения, позволившая в большой степени снять проблему обеспечения качественной водой жителей населённых пунктов всего юга Молдавии. Также был открыт молдавско-турецкий лицей в Чадыр-Лунге [6] , выпускники которого в дальнейшем имеют возможность продолжать учёбу в турецких университетах.

Со второй половины 2000-х молдавско-гагаузский конфликт вступил в новую фазу (см. молдавско-гагаузский конфликт).

Гагаузским государственным телерадиовещателем является Телерадио Гагаузии (Găgăuziya Radio Televizionu kulesi — GRT), ведущее свои программы на трёх языках: гагаузском, русском и молдавском. GRT является единственным в Гагаузии и в мире вещателем на гагаузском языке.

Первым и единственным частным информационным агентством является новостной портал «Гагаузинфо» (gagauzinfo.md), освещающий новости автономии на русском языке.

Выходит в свет газета «Ana Sözü» (1988—1994, 1999 — наст. время) — первая и единственная газета на гагаузском языке. Редакцию газеты бессменно возглавляет Фёдор Занет.

См. также

  • Бешалма
  • Дезгинжа
  • Копчак
  • Республика Гагаузия
  • Гагауз-пресс
  • Конгаз
  • Авдарма

Примечания

  1. Уложение Гагаузии (Гагауз Ери)
  2. Результаты переписи населения 2004 года
  3. Regnum: «Гагаузия — часть русского мира»: «Гагаузия за неделю»
  4. http://www.enigagauziya.md/
  5. Единая Гагаузия — Главная
  6. Чадыр-Лунга: город, где работают проекты // Moldova urbană. — 2006. — № 6—7. — С. 19.

Литература

Ссылки

  • Официальный сайт Гагаузии
  • Народное собрание Гагаузии
  • Выборы в Народное собрание Гагаузии @ alegeri.md
  • Gagauz Internet-Zonasi
  • Гагаузы — биографии известных гагаузов
  • Комрат — столица Гагаузии
  • Сайт о Гагаузии и гагаузах. Подшивки газет Гагаузии
  • «Гагаузский угол. Народ и автономия» — Полнометражный документальный фильм о гагаузах, снятый в рамках Международного проекта «Этнофорум»
  • Интернет-ресурсы Гагаузии
Административное деление Молдавии
Районы:Бессарабский • Бричанский • Глодянский • Дондюшанский • Дрокиевский • Дубоссарский • Единецкий • Кагульский • Каларашский • Кантемирский • Каушанский • Криулянский • Леовский • Ниспоренский • Новоаненский • Окницкий • Оргеевский • Резинский • Рышканский • Сорокский • Страшенский • Сынжерейский • Тараклийский • Теленештский • Унгенский • Фалештский • Флорештский • Хынчештский • Чимишлийский • Шолданештский • Штефан-Водский • Яловенский
Муниципии:Бэлць • Бендеры 1 • Кишинёв • Комрат • Тирасполь 1
Автономии:Автономное территориальное образование Гагаузия • Автономное территориальное образование с особым правовым статусом Приднестровье 1
См. также:Город-резиденция • Город • Коммуна • Село-резиденция
1 Под контролем Приднестровской Молдавской Республики

Содружество непризнанных государств (СНГ-2)

Члены СНГ-2 Абхазия • Нагорно-Карабахская Республика • Приднестровская Молдавская Республика • Южная Осетия
Ассоциированые члены-наблюдатели СНГ-2 Гагаузия
Гагаузия
Вулканештский округгород Вулканешты • сёла: Вулканешты (станция) • Етулия • Етулия (станция) • Новая Етулия • Карбалия • Чишмикиой
Комратский округгород Комрат • сёла: Авдарма • Бешалма • Буджак • Дезгинжа • Дудулешты • Русская Киселия • Кирсово • Конгаз 1 • Нижний Конгазчик • Верхний Конгазчик • Котовское • Алексеевка • Светлый • Ферапонтьевка • Чок-Майдан
Чадыр-Лунгский округгород Чадыр-Лунга • сёла: Баурчи • Бешгиоз • Гайдар • Джолтай • Казаклия • Кириет-Лунга • Копчак • Томай
Примечание: 1 — Гагаузы придали населённому пункту статус города
Страны и регионы со значительным присутствием тюркских этносов
Современные государства
государства-члены ООН
Частично
признанные
Страны и регионы со
значительным присутствием
тюркских этносов или
признавшие один из
тюркских языков
официальным
Более 50 %
Исторические государства
Средние векаАварский каганат • Великая Болгария • Волжская Булгария • Восточно-тюркский каганат • Западно-тюркский каганат • Золотая Орда • Йеттишар • Казанское ханство • Караханидское государство • Карлукский каганат • Карлукское ханство • Кимакский каганат • Конийский султанат • Кыргызский каганат • Огузское государство • Сыгнакское ханство • Турецкие бейлики в Анатолии • Тюркский каганат • Тюргешский каганат • Узиэйлет • Уйгурский каганат • Уйгурское идыкутство • Хазарский каганат • Чагатайский улус
Новое время
Молдавия в темах
ИсторияМолдавское княжество • Бессарабская губерния • Молдавская Демократическая Республика • Бессарабская ССР • В составе Румынии • Молдавская АO • Молдавская АССР • Молдавская ССР • Республика Молдова
СимволыГерб • Флаг • Гимн • Легенда об основании
ПолитикаГражданство • Государственный строй • Конституция (Поправки) • Президент • Парламент • Правительство (Премьер-министр, Министр иностранных дел) • Внутренняя политика • Внешняя политика • Внешнеэкономическая политика • Международные организации
Судебная системаКонституционный суд • Верховный суд • Высший арбитражный суд • Прокуратура
Вооружённые силыМинистерство обороны • Сухопутные войска • Военно-воздушные силы
ГеографияСтолица • Административное деление • Города • Муниципии • • • Гагаузия (Башкан, Народное собрание, Исполнительный комитет) • АТОсОПС Приднестровье • • • Приднестровская Молдавская Республика
ОбществоНаселение (Молдаване, Русские) • Кишинёв • Языки (Молдавский, Русский) • Религия • Наука • Спорт • Образование • Здравоохранение
ЭкономикаВалюта • Производство вина • Туризм (Всемирное наследие) • Транспорт • Банковское дело (Список банков Молдавии) • Пресса
СвязьТелефонная • Интернет (.md) • Телевидение • Радио • Почта (история и марки) • СМИ
КультураКинематограф • Музыка • Литература • Архитектура • Кухня • Праздники
Портал «Молдавия» • Проект «Молдавия»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Гагаузия” в других словарях:

Гагаузия — Гагауз Ери, авт. обл. на Ю. Молдавии. Столица г. Комрат. Пл. 1716 км². Включает районы Комрат, Чадыр Лунга, Вулканешты. Население 158 тыс. чел. (2003); 60 % – гагаузы (тюркские племена огузов, переселившиеся из Болгарии на Ю. Бессарабии в конце… … Географическая энциклопедия

Гагаузия (футбольный клуб) — Гагаузия Основан 1996 Стадион Комрат Вместимость … Википедия

АТО Гагаузия — Автономное территориальное образование Гагаузия Unitatea Teritorială Autonomă Găgăuzia Avtonom Territorial Bölümlüü Gagauziya Герб Флаг Страна Молдавия Гимн … Википедия

Республика Гагаузия — гаг. Gagauz Respublikası Самопровозглашённая республика … Википедия

Алексеевка (АТО Гагаузия) — Село Алексеевка молд. Alexeevca Страна МолдавияМолдавия … Википедия

Буджак (АТО Гагаузия) — Село Буджак молд. Bugeac Страна МолдавияМолдавия … Википедия

Гайдар (АТО Гагаузия) — Село Гайдар Gaidar Страна МолдавияМолдавия … Википедия

Алексеевка (Гагаузия) — Село Алексеевка молд. Alexeevca Страна МолдавияМолдавия … Википедия

Баурчи (Гагаузия) — У этого топонима есть и другие значения, см. Баурчи. Село Баурчи гаг. Baurçu Страна … Википедия

Буджак (Гагаузия) — Село Буджак гаг. Bucak Страна МолдавияМолдавия … Википедия

Комрат

46° 18.1411 ′N , 28° 39.7586 ′E
46.30235N, 28.66264E
46°18′8.46″N, 28°39′45.52″E

5 материалов по 1 объекту, 32 фотографии

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Комрате.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Маленькая и гордая Гагаузия

Материал понравился:

Эта заметка является частью дневника «Бессарабские приключения»

Друзья, наверняка, среди вас нет таких, кто никогда бы не слышал о событиях в Приднестровье более чем двадцатилетней давности, верно? Тогда, в сентябре 1990-ого года Приднестровье провозгласило свою независимость и объявило себя суверенным государством, правда, до сих пор так и непризнанным мировым сообществом. Но многие ли помнят о другом государстве, решившем точно так же и в то же время отделиться от Молдовы? Мало того, это государство воплотило свое решение в жизнь и просуществовало целых четыре года. Я говорю о Гагаузии. Так сложилось, что наш путь из Измаила лежал в Кишинев через нее.

Гагаузия находится на самом юге Молдовы. Здесь проживает примерно 155 тысяч человек. По последним данным, чуть больше 80 процентов из них — это гагаузы, остальные 20 — русские, молдаване, болгары и цыгане. Официальных языков тут три — гагаузский (он принадлежит к тюркской группе), русский и молдавский. Но разговаривают в основном на русском, гагаузском и болгарском. А вот молдавский здесь совсем не в почете, и мы, честно говоря, проехав всю Гагаузию насквозь, встретили всего лишь пару вывесок на молдавском языке, все остальные были написаны по-русски.

На крохе-территории этого бывшего суверенного государства располагается всего несколько сел и три более-менее крупных города — Чадыр-Лунга, Вулканешты и столица Комрат. Люди занимаются сельским хозяйством, разводят пчел, выращивают яблоки, груши, сливы, виноград и делают из него отличное вино, которое, кстати сказать, мы потом встретили в продаже во многих молдавских городах, включая Кишинев. Вино пользуется хорошим спросом.

. Гагаузские сады и виноградники начались буквально сразу, едва мы отъехали от села Мирное на границе с Украиной. Границу же мы прошли примерно за час. Украинские пограничники собрали паспорта и быстренько их проштамповали, потом буквально через сто метров тоже самое проделали молдаване, пожелали нам счастливого пути и — ура, мы в Молдавии! Маршрутка набирает скорость, а за ее окном проплывают ровные ряды сухих виноградных лоз с уже собранным виноградом, обнажившиеся к зиме яблони, сливы, груши, айва, ухоженные поля с убранным урожаем и с фермерскими домиками на обочинах. Здесь течет сельская размеренная жизнь, и никакая другая не властна над этим краем.

Автомобилей мало, а в селах все чаще попадаются тележки с запряженными в них лошадьми и осликами, которые везут сено, овощи и разный скарб. Люди тоже никуда не торопятся. Мы встали на светофоре в одном из городков, для пешеходов загорелся зеленый. А они стоят себе, разговаривают, и лишь через 10-20 секунд, наговорившись, медленно выступают на проезжую часть и, не торопясь, переходят шоссе, идут дальше по своим делам.

В Комрате, куда мы приехали чуть позже, жизнь тоже нетороплива, хотя, следует отдать должное, течет чуть живее. Но этот город, хоть и столица, все равно больше похож на этакое патриархальное село со своими традициями и обычаями, которые складывались тут веками. Здесь даже многоэтажных домов почти нет, сплошь сельские белоснежные избы-хаты с огороженными садами, огородами и цветниками. А из достопримечательностей — церковь, построенная пару веков назад, музей и сквер, разбитый во славу гагаузского народа. Вот такая столица.

Впрочем, как бы там ни было, но когда Гагаузия отделялась от Молдовы, дело чуть было не дошло до военного конфликта. Началось всё с подъема в Молдове радикального национализма. В конце 1980-х многие стали там выступать с лозунгами типа “Молдова для молдаван” и прочее-прочее. А гагаузы к молдаванам себя никогда не относили. Ну, и пошло-поехало. Во всех населенных пунктах, где среди жителей было не менее половины гагаузов, провели референдум. Правда, по его итогам далеко не все села вошли в состав Гагаузии, и если подробно рассматривать карту ее территории, то на ней можно заметить островки-анклавы и клинья разной величины — часть сел так и остались на территории Молдовы. Ну, а Гагаузия провозгласила независимость. Услышав об этом, Молдова поначалу решила ввести сюда войска, дабы успокоить прыткое население юга, но передумала и направила в Гагаузию 50 тысяч своих националистов-волонтеров. Вроде и не войска, но мы же с вами знаем, на что способны националисты, чьими бы они не были! Тогда-то гагаузы и объявили всеобщую мобилизацию. К счастью, до войны дело все-таки не дошло. Гагаузия отстояла свои границы и осталась независимой. Целых четыре года тут всё было, как у взрослых, какое-то время даже печатались собственные деньги, и Гагаузия действительно существовала, как отдельное суверенное государство. Но потом все успокоились. А после очередного референдума в 1994 году Гагаузия снова присоединилась к Молдове, правда, уже на правах автономии. Сейчас здесь есть свой президент — он называется башкан, парламент и даже флаг, коий состоит из тех же самых цветов, что и российский, и абсолютно не похож на молдавский.

Конечно, многие были уверены, что Гагаузия, как самостоятельное государство, обречена. Маленькая территория с островами-анклавами, отсутствие выходов к морю и даже к рекам, неразвитая промышленность — всё это говорило о том, что быть суверенной ей не долго. И, возможно, ее присоединение к Молдове — как раз тому главное подтверждение. Ведь сейчас в составе общей страны жить гагаузам, как не посмотри, стало гораздо легче. Да и с молдаванами они теперь вполне ладят.

Ссылка на основную публикацию