Гибралтарский Пролив, подробно глубина и ширина

Гибралтарский пролив: краткое описание. Какова минимальная ширина Гибралтарского пролива?

Гибралтарским проливом, или попросту Гибралтаром, называется пролив, отделяющий Европу, а точнее — южную оконечность Пиренейского полуострова, от африканского побережья.

Где находится Гибралтарский пролив на карте? Его точные координаты, параметры и другая информация об этом географическом объекте будут представлены в статье. Будут приведены данные о том, какова минимальная ширина Гибралтарского пролива и максимальная, глубина и т.д.

История названия

Вам будет интересно: Что такое хвост? Множество значений слова

Мыс Гибралтар (а впоследствии и Гибралтарский пролив) получил свое название от испанизированного арабского названия «гора Тарика» (Джабал аль-Тарик). Именно на мысе, впоследствии названном его именем, высадился со своими войсками арабский полководец Тарик ибн-Зияд, и отсюда власть мусульман распространилась на Пиренейский полуостров.

Образование

Гора Джебель Муса, высота которой составляет 851 метр, так же как и расположенная на территории Пиренеев Гибралтарская скала высотой 426 метров, представляют собой обрывистые массивы. В древности они именовались Геркулесовыми столпами. Согласно античным мифам, именно Геракл (Геркулес) пробил Гибралтарский пролив, проложив себе путь сквозь мешавшие ему Атласские горы, остатки которых на берегах были названы в его честь. Как утверждал Платон, таинственная Атлантида располагалась именно за Геркулесовыми столпами.

У ученых же существует несколько гипотез образования Гибралтарского пролива. Согласно самой распространенной, он вместе со Средиземным морем представляет собой не что иное, как остатки древнего океана Тетис, постепенное уменьшение и исчезновение которого было вызвано движением литосферных плит на север. Согласно второй версии, воды Атлантического океана пробили себе путь к некогда изолированному Средиземному морю.

Ученые также считают, что на протяжении миллионов лет пролив то появлялся, то исчезал. Об этом будет подробнее сказано ниже.

Описание, параметры

Географические координаты пролива – 35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д. Его крайние точки: со стороны Африканского континента — г. Джебель-Муса и мыс Спартель, со стороны Европы — мыс Карнеро и мыс Трафальгар.

Какова минимальная ширина Гибралтарского пролива? Она составляет 14 километров. Максимальная его ширина — 44, а длина – 65 километров.

Какова минимальная ширина Гибралтарского пролива, мы выяснили, а минимальная глубина? Наименьшая — 53 метра, а наибольшая — 1184 метра.

Течения в проливе на разной его глубине направлены в противоположные стороны. Из Атлантики в Средиземное море воды несет поверхностное течение, в противоположном направлении — глубинное. Воды отличаются соленостью и температурой. Параметры атлантических вод следующие: соленость — более 36%, средняя температура — 17 градусов выше нуля. Средиземноморских — 38 % и 13, 5 градусов соответственно.

Гибралтарский пролив судоходен и имеет статус международного, то есть транзитные суда должны проходить через него свободно, без ограничений и на равных условиях. А государства, граничащие с ним, не должны препятствовать этому процессу. Стратегическое значение пролива велико, здесь расположены порты Танжер (Марокко), Аль Хесирас, Ла Линеа, Сеута (Испания).

Через пролив курсируют паромы (несколько маршрутов).

Страны, население

На севере, на Пиренейском полуострове, находится Испания. Она отделена Гибралтарским проливом от африканского Марокко. Кроме того, на мысе Гибралтар (скала и перешеек, который соединяет ее с полуостровом) на сегодняшний день располагается заморская территория Великобритании, площадь которой составляет 6.5 км2. Эта принадлежность оспаривается Испанией, но пока безуспешно.

Граждане Гибралтара являются одновременно гражданами ЕС и Великобритании. Территория представлена в ЕС через членство Великобритании, а ее граждане могут участвовать в выборах в Европарламент.

Здесь находится военно-морская база НАТО.

Интересные факты

  • На протяжении своей истории пролив вследствие тектонических сдвигов как минимум одиннадцать раз закрывался и открывался, что не могло не привести к ощутимым изменениям в связанных с ним объектах. Так, согласно исследованиям ученых, шесть миллионов лет назад в результате его очередного закрытия значительно возрос уровень солености воды Средиземного моря. В результате образовался слой так называемых запоритов — отложений, возникающих вследствие испарения воды. Их толщина составила около двух километров. По прошествии примерно 5,3 миллионов лет пролив вновь открылся. Ученые предсказывают очередное его закрытие в результате движения литосферных плит через несколько миллионов лет.
  • У британцев есть интересная примета: их владычество на мысе не закончится, пока на скале Гибралтар обитают обезьяны редкой породы магот. Это единственные дикие приматы на территории Европы. За их популяцией следит специальный чиновник, название должности которого звучит как «офицер, отвечающий за обезьян». Учреждена она была в начале ХХ столетия.

В заключение

В статье был кратко описан Гибралтарский пролив — его параметры, расположение, особенности. Какова минимальная ширина Гибралтарского пролива, максимальная ширина и глубина, теперь известно.

Гибралтарский пролив

Пролив, соединяющий Средиземное море и Атлантический океан

Гибралтарский пролив или Гибралтар – международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Течения

В Гибралтарском проливе, так же как и в Мессинском проливе и Босфоре, наблюдается сильное поверхностное течение; вызванное тем, что уровень воды в Средиземном море ниже, чем в Атлантическом океане. Дело в том, что Средиземное море вмещает за счет впадающих в него рек лишь небольшую часть тон влаги, которую оно теряет в результате испарений, еще часть воды оно получает из Черного и Мраморного морей через Босфор и Дарданеллы, но основная масса воды поступает в Средиземное море из Атлантического океана через Гибралтарский пролив со скоростью 2 узлов (1 узел – 1,852 км/ч).

При этом Гибралтарский порог, перегораживая пролив, препятствует проникновению в Средиземное море холодных атлантических глубинных вод, что способствует возникновению явления гомотермии, которое усугубляется тем, что средиземноморские воды из-за высокой солености тяжелые (соленость вод Средиземного моря в восточной части составляет 39%, а в западнойв районе Гибралтарского пролива, она падает до 37%).

В свою очередь Средиземное море сбрасывает свои воды в Атлантический океан, образуя второе, подводное течение со скоростью 1,5 узла. Воды юго-восточной части бассейна, в которых концентрация соли больше на 2,5%, опускаются и, возвращаясь на запад, образуют промежуточный слой на глубине 200— 500 м, часть которого выходит через Гибралтарский пролив в океан.

Ситуацию осложняют сильные ветры, замедляющие скорость течения или увеличивающие ее почти в 2 раза в зависимости от направления, а также от приливов (два прилива в сутки), и туманы.

Международный статус пролива

До сих пор остается открытым вопрос о международно-правовом статусе Гибралтарского пролива.

В соответствии с конвенцией, выработанной III Конференцией ООН по морскому праву, судам предоставляется право транзитного прохода через проливы, входящие в систему международного судоходства’. По этому договору, открытому для подписания в 1982 г., Испания и Марокко претендуют на 12-мильную зону территориальных вод, т. е. они фактически выступают за то, чтобы поделить Гибралтарский пролив приблизительно пополам. Однако некоторые страны, в том числе Великобритания и США, не признают такого деления и считают середину пролива открытым морем. При этом они активно используют фарватер пролива для военных перевозок. В частности, в 1973 г. США осуществляли через Гибралтарский пролив военные поставки Израилю вопреки протестам правительств Испании и Марокко. Подобная настойчивость Лондона и Вашингтона вполне объяснима: ведь Средиземное море — зона действия подводного флота НАТО, в его глубинах курсируют подводные лодки США, Италии и Франции, оснащенные ядерными ракетами.

Читайте также:  Казбеги в Грузии, достопримечательности

Грузоперевозки через пролив

Ежегодно через Гибралтарский пролив, ширина которого колеблется от 14 до 44 км, проходит около 70 тыс. крупных судов. В среднем по проливу проходит восемь судов в час в обоих направлениях. В основном это нефтеналивные танкеры, идущие из стран Персидского залива, Ливии и Алжира в промышленно развитые страны Западной Европы и в США. Через пролив осуществляется около 5% мировых перевозок нефти.

Кроме нефти суда, проходящие через Гибралтарский пролив, перевозят и другие сырьевые материалы в европейские страны и в Соединенные Штаты, а из них в свою очередь промышленные товары в Африку и далее на восток. В среднем пропускная способность Гибралтарского пролива составляет около 200 судов в день, т. е. он является второй по величине нагрузки «морской трассой» после Па-де-Кале (330 судов ежедневно). Через пролив осуществляется вывоз большей части египетского хлопка, около 80% экспортной продукции Турции, 90% — Греции, 60% — Италии и 60% — Испании.

Связь Европы и Африки

С помощью паромных перевозок по Гибралтарскому проливу осуществляется связь между Европой и Африкой. Эксперты ООН рассматривают также варианты сооружения моста для железнодорожных и автомобильных перевозок, который соединит берега Испании и Марокко. Решение о строительстве этой переправы через Гибралтарский пролив было принято на II сессии Экономического и социального совета ООН.

Где находится и как доехать

Адрес: Европа, Гибралтар, Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив на карте

GPS координаты: 36.095372, -5.345304

Тоннель под Гибралтарским проливом

Испанию и Марокко свяжет железнодорожный тоннель под Гибралтарским проливом, над проектом которого работают специалисты нескольких стран. Этот тоннель должен стать таким же грандиозным проектом, которым в XIX веке стал Суэцкий канал, а в XX веке – Панамский канал.

Планы строительства тоннеля под Гибралтарским проливом появились впервые в 1966 году, однако их реализацию отложили из-за дороговизны проекта. Были разработаны два альтернативных проекта: мост, по которому могли бы ходить и поезда, и автомобили, и подводный тоннель. Несмотря на то, что возведение моста обошлось бы намного дешевле, чем прокладка тоннеля, эксперты пришли к выводу, что в условиях сильных течений и ветров мост будет слишком опасен.

Связать два континента по самой короткой 14-километровой линии между побережьем Испании и Марокко не представляется возможным из-за 900-метровой глубины пролива в этом месте. Тоннель под Гибралтарским проливом будет начинаться у деревни Пунта Палома (Punta Paloma), расположенной в сорока километрах от Гибралтара и выходить на африканском континенте вблизи деревни Пунта Малабата (Punta Malabata), рядом с марокканским городом Танжер. Если тоннель будет проложен, проехать на скоростном поезде от Севильи до Танжера можно будет за 1,5 часа. Длина тоннеля предполагается 38,7 километров, 28 из которых пройдут под водами пролива на глубине около 400 метров ниже уровня моря.

В 2008 году испанско-марокканский проект строительства подводного тоннеля в районе Гибралтарского пролива столкнулся с трудностями. Пробное бурение на трассе будущего тоннеля показало наличие в самой середине пролива двух глубоких пластов глинистых почв, которые, по мнению специалистов, могут стать препятствием для прокладки тоннеля.

Железнодорожный тоннель из Африки в Европу под Гибралтарским проливом планировалось построить уже к 2025 г., однако, возникшие технические трудности могут отодвинуть осуществление грандиозного проекта на неопределённый срок. По прогнозам специалистов, к 2025 году объём пассажирских перевозок через афро-европейский тоннель мог бы составить 9 млн человек в год, а грузов – 8 млн тонн.

Проекты строительства тоннеля
https://engineering-ru.livejournal.com/370684.html

Сейчас вопрос о соединении обоих материков туннелем стал вполне актуальным, особенно в связи с намечающейся постройкой железной дороги через Сахару и подводного железнодорожного туннеля под Ла-Маншем. В осуществление всех этих грандиозных работ Гибралтарский туннель даст возможность пассажирам совершать без пересадки такие железнодорожные перегоны, как Лондон-Капштадт.

Подробно останавливаться на проекте Ибанес де-Иберо мы не будем, так как этот проект уже достаточно подробно рассмотрен в “Науке и технике” в 1928 году. Напомним лишь, что Иберо предлагал соединить оба материка подводным туннелем либо по линии наименьших глубин (мыс Трафальгар — мыс Малябата), либо по линии залив Вакероз — г.Танжер, либо наконец по ломаной линии залив Вакероз — Кале-Гранде у мыса Аль-Боасса (рис. 1)

Теперь, не меняя общей схемы своего проекта (две главных туннельных трубы на расстоянии 10 м друг от друга и несколько ниже одна вспомогательная боковая труба для сточных вод), Ибанес выдвигает еще четвертый вариант, предусматривающий прокладку туннеля по закругленной линии, соединяющий губу Болонья с мысом Аль-Боасса, который находится, как и Кале-Гранде, в зоне испанского влияния на Африканском материке. Этот последний проект выгоден тем, что при общей длине туннеля в 50,3 км его подводная часть равна лишь 27,3 км, остальные же 23 км приходятся на подходы по сухому пути. Кроме того и наибольшая глубина туннеля ограничивается 410 м вместо глубины в 440 м предыдущих вариантов. Стоимость туннеля по последнему проекту и срок его постройки остаются теми же — 330 млн. пезет и 5-6 годами.

Другой проект подводного туннеля под Гибралтарским проливом разработан совсем недавно испанским военным инженером Педро Женевуа. Уже в настоящее время на испанском берегу начаты работы по исследованию грунта, в котором должен быть проложен туннель; такие же работы намечены и на марокканском побережьи.

Проект Женевуа предусматривает прокладку туннеля между г. Тарифом и мысом Аль-Бoacca (рис. 1) длиной в 33 км. Оба спуска соединяются горизонтальной соединительной галлереей длиной в 1,5 км, находящейся на глубине 60-80 м от дна пролива в самой глубокой его части

Собирающаяся в самой низкой части туннеля вода должна отходить по двум отводящим сточным каналам, примыкающим к вертикальным отходным колодцам глубиной в 550 м, расположенным с каждой стороны пролива. Женевуа проектирует туннель в виде двух параллельных труб диаметром в 6 м (рис. 3) проложенных на расстоянии 60 м друг от друга; туннельные трубы через каждые 200 м соединяются поперечными галлереями высотой в 2,7 м и шириной в 1,5 м. В середине под этими галлереями расположена дренажная труба, собирающая воду и перебрасывающая ее к отводящим сточным каналам. Туннельные трубы должны быть покрыты изнутри защитной каменной футеровкой толщиной в 0,7 м, а дренажная труба — футеровкой толщиной в 0,5 м.

Очень оригинален проект испанского инженера Галлего Херрера, который предлагает соединить Европейский и Африканский материки пловучим подводным туннелем, проходящим в небольшом расстоянии от поверхности моря

Этот туннель представляется в виде металлической трубы, имеющей в разрезе вид эллипса, составленной из 75 отдельных сболченных между собой отрезков длиной по 200 м, соединяющей оба материка по прямой линии — между мысом Лебуш (около Алжезираса, Испания) и мысом Бланка около Цеуты; общее протяжение туннеля 15 км. Труба, обладающая достаточным запасом пловучести (18 тонн на 1 м длины), удерживается на определенной глубине системой стальных канатов (рис. 4), надежно заякоренных к железобетонным кессонам, погруженным на дно пролива; в оконечностях труба примыкает к сухопутным секциям туннеля, длиной по 4 км

Читайте также:  Следы Лаэтоли в Танзании, фото и описание

Поперечный разрез туннельной трубы показан на рис. 5; она должна иметь ширину 25 м при высоте 18,5 м; большая ширина трубы дает возможность прокладки в ней двух железнодорожных линий и сооружения двух автомобильных шоссе шириной по 5,5 м. Свежий воздух нагнетается насосами в нижней части туннеля, а испорченный собирается в верхней его части, откуда отсасывается насосами.

Примерно такого же устройства туннель был предложен в 1893 году английским инженером Эдвардом Рид для соединения Англии с Францией через Па-де-Кале. Только в том проекте туннельная труба, проходящая в некотором расстоянии от поверхности, не обладала пловучестью и должна была покоиться на ряде каменных опор, поставленных на дне пролива.

Усиленная разработка французскими и испанскими инженерами вопросов, связанных с сооружением туннеля вытекает из все обостряющихся противоречий между франко-испанским империализмом в его стремлении укрепиться на Африканском материке. Все предложенные по этому поводу проекты преследуют почти исключительно военные цели и являются одним из звеньев в цепи бешеных приготовлений империализма к новой мировой бойне.

Гибралтарский пролив, Гибралтар, Испания

Международный пролив, разделяющий Африку и Европу и дающий выход от Средиземного моря к Атлантике, сегодня, как и сотни лет назад остается стратегическим пунктом. Длина естественного образования составляет 65 км, глубина на фарватере от 338 м, а ширина – 14-44 км. Гибралтарский пролив служит также Меккой для туристов, предпочитающих сказочным Пиренеям с архитектурой и широчайшими возможностями отдых на побережье пролива в компании дефилирующих морских млекопитающих, привыкших к постоянному вниманию. Посетите обязательно Голубую лагуна в Исландии.

Киты навещают пролив с апреля по октябрь, а умные дельфины, привыкнув к людям и кормежке, дежурят здесь круглый год. Киты-убийцы или более известные под именем касаток наведываются к побережью марокканского Танжера в июле-августе. Местные предприимчивые рыбаки устраивают “китовые” туры за 30 евро. Здесь размещены красивые фото пролива Босфор.

От Геракловых столпов до Гибралтарского пролива

Морской пролив в античности именовали не иначе как Геракловыми столпами. Хотите узнать почему? Дело в том, что направляясь к острову Эрифия западнее родной Греции, сын Зевса достиг пролива, за которым, как он считал, был конец человеческого мира. Чтобы отметить это место, силач возвел по обе стороны от пролива Стеллы – так называемые столпы Геракла.

Самые смелые историки предполагают, что до появления здесь знаменитого героя Греции никакого пролива вовсе не существовало. Будто бы Геракл прорубил канал, раздвинув скалы, таким образом дав направление воде. Прочие любители древнегреческих легенд и мифов, напротив, уверяют, что Геркулес сузил существовавший пролив, дабы обезопасить Грецию от чудовищ Посейдона, которыми кишела Атлантика. Тем не менее, киты часто наведываются сюда, развенчивая этот миф.

Достопримечательности Гибралтарского пролива

В районе пролива расположены курортные города: с испанской стороны – Альхесирас, Линеа, Сеута, с марокканской – Танжер, а также военно-морская база Ее Величества королевы Англии, старинная британская крепость и, собственно, город Гибралтар.

Местная пещера Св. Михаила – скальное образование из нескольких залов на глубине до 65 м. Сталактиты и сталагмиты, согласно заявлениям ученых, сформировались 200 млн лет назад. Говорят, что в Африку попасть можно аккурат по этой пещере, но проверять эту версию никто не решается. В уникальной природной системе можно встретить грот, подземное озеро. В них ранее располагался военный госпиталь, а сегодня – концертный зал.

Гибралтар – единственное место в мире, где водятся бесхвостые макаки (варварийские обезьяны). Если верить легенде, обезьяны появились здесь из Африки, причем пришли они сюда самовольно, по подземным тоннелям.

Хотите тут побывать? Нажмите Ctrl+D и вы сюда еще обязательно вернетесь!

Консультанты портала Great-Travel рекомендуют каждому туристу:

Обратите внимание! Это кнопка помощи! Спросите совет друзей об этом месте, ведь среди них точно найдутся те, кому есть что сказать или кто там уже был! Узнайте мнение друзей – кликните на социальную сеть, в которой вы зарегистрированы:

Задавайте любые вопросы в комментариях – на них отвечают наши консультанты!

Найдите дешевые авиабилеты в любую точку мира!

Читайте нас в Twitter

Вступайте в наше сообщество

Интересный и полезный блок для Вас

Мы уверены, что кто-то из ваших друзей бывал в этих краях!
Узнайте их мнение об этом месте. Просто выберите социальную сеть:
Great-Travel – это современная энциклопедия путешествий. Мы собрали описания стран, городов, интересных мест со всей планеты. Наша миссия – создание интерактивной площадки по обмену опытом между туристами по всему миру. Наша команда рада приветствовать вас на нашем сайте и желает вам новых впечатлений!


Дмитрий Быстров
Главный редактор портала Great-Travel

Максим Сокуров
Турист со стажем, частный гид.
Более 80 стран за плечами. Объездил все континенты автостопом и за рулем.
Елена Ерошина
Турагент, частный гид.
15 лет работы в туриндустрии. Большая сеть личных контактов по всему миру среди частных гидов.

Консультанты с радостью бесплатно ответят на ваши вопросы по всем странам и городам мира. Как задать вопрос:

  1. Вбейте в поиске направление или место на планете
  2. На соответствующей станице задайте вопрос в блоке комментариев внизу

Для поиска введите название страны, города или места:

Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив – естественный пролив, который разделяет между собой территорию современной Испании и северо-западное побережье континента Африка.

Также Гибралтарский пролив соединяется Атлантический океан со Средиземным морем.

Современное название Гибралтарского пролива происходит от арабского словосочетания «гора Тарика».

Именно Тарик ибн Зияда стал тем человеком, который в раннем средневековье возглавил вторжение арабов на территорию Пиренейского полуострова.

Происхождение пролива

Гибралтарский пролив образовался приблизительно 6-5 миллионов лет тому назад, когда на Земле случилось мощное землетрясение и воды Атлантического океана пробили большой участок суши, образовав тем самым пролив и конечно же, Средиземное море, которое сейчас разделяет Европу и Африку.

Исторические события

Будучи территорией, которую хотели контролировать многие государства, Гибралтар стал место больших сражений, когда навсегда изменили историю миру. Прежде всего, стоит сказать, что именно с форсирования Гибралтарского пролива началось вторжение арабов на Пиренейский полуостров. Это послужило началом войне между христианами и мусульманами которая продолжалась более чем пол тысячи лет.

Гибралтарский пролив на карте фото

Арабов смогли изгнать из Испании только в конце XV века. В 1621 году произошла битва под Гибралтаром, которая разворачивалась вокруг Восьмидесятилетней войны между Соединенными Провинциями и Испанией. Несмотря на то, что силы Провинций превосходили испанцев более чем в пять раз, испанцы смогли одержать блестящую победу на море.

В 1801 году между флотом объединенных Франции и Испании с одной стороны и Великобритании с Португалией – с другой произошло так называемое морское сражение, которое закончилось полной победой последних. Битва знаменита прежде всего тем, что стала редким примером блестящих и решительных действия парусных судов в ночное время, что на практике происходило чрезвычайно редко.

Самой знаменитой битвой на Гибралтарском проливе, пожалуй, следует считать битву, которая произошла между флотом Великобритании и Франции во время Наполеоновских войн в 1805 году. Британский флот возглавил один из самых знаменитых моряков в истории Англии – Горацио Нельсон, у которого под началом стояло чуть более 30 боевых судов. Французы же были в союзе с испанцами, поэтому численное преимущество было на их стороне – 40 боевых судов.

Гибралтарский пролив фото

Англичане проявили блестящую тактику и смогли забрать у французов победу. Трафальгарское сражение 1805 года сыграло большую роль в ходе Наполеоновских войн, так как таким действием, адмирал Горацио Нельсон отрезал армию Наполеона, которая в тот период времени находилась в Египте.

Характеристика Гибралтарского пролива

Общая длина Гибралтарского пролива достигает 65 километров. Ширина же на разных участках пролива колеблется от 14 километров в самой узкой точке и до 45 километров в самой широкой точке пролива. В целом, Гибралтарский пролив можно считать достаточно глубоким. К примеру, глубина в фарватере достигает приблизительно 338 метров, а самая глубокая точка на дне расположена на глубине в 1184 метра.

На данный момент Гибралтарский пролив омывает берега трех государств, среди которых Марокко, Испания и Гибралтар, который является заморской территорией Великобритании, которую ко всему прочему оспаривает правительство Испании.

Климат на всей территории Гибралтарского пролива средиземноморский и большую часть дней в году погоду можно назвать благоприятной. Температура воды в проливе контролируется двумя течениями, одно из которых несет воду в Средиземное море, а второе наоборот – в Атлантический океан.

Хотя пролив находится на территории нескольких государств на данный момент его контролируют власти Великобритании и не уйдут, пока в Гибралтаре остается хотя бы один англичанин.

Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив. Левее — Испания, правее — Марокко.

Гибралтарский пролив (исп. Estrecho de Gibraltar, англ. the Strait of Gibraltar) — международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м). (Истинная длина 59 км).

В Гибралтарском проливе на разной глубине течение направлено в противоположные стороны. В поверхностном течении, направленном в Средиземное море, поступает в среднем за год 55 198 кмі атлантической воды (средняя температура 17 °C, солёность выше 36 ‰). В глубинном, направленном в Атлантический океан, течении уходит 51886 кмі средиземноморской воды (средняя температура 13,5 °C, солёность 38 ‰). Разница в 3312 кмі обусловлена в основном испарением с поверхности Средиземного моря. По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами — Гибралтарская скала на севере и Муса на юге.

Благодаря своему удобному географическому положению Гибралтарский пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение, находится под контролем английской крепости и военно-морской базы Гибралтар. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, а также марокканский Танжер.

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш. В 2003 была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала возможность построения моста через пролив. Такой мост должен был стать самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая» (The Fountains of Paradise, 1979).

Режим Гибралтарского пролива

Гибралтарский пролив является важнейшим путем сообщения средиземноморских держав с Атлантическим океаном. Значение этого пролива еще более возросло после сооружения в 1869 году Суэцкого канала, когда через пролив протянулись не только средиземноморские пути сообщения, но и пути в Восточную Африку, Индию, Китай и на Дальний Восток.

Пролив удобен для плавания. Длина его около 90 км, ширина от 14,2 до 45 км, глубина от 366 до 1180 м. Исключительно большое экономическое и стратегическое значение пролива предопределило на протяжении многих столетий борьбу между Англией, Испанией и Францией за господство и контроль над ним. Только в 1704 году в результате длительной войны за испанское наследство Англии удалось захватить очень удобный в стратегическом отношении полуостров Гибралтар площадью в 5 кв. км, на котором затем были построены военно-морская база и крепость.

Гибралтар — это массивная скала высотой до 429 м. Длина скалы 4,5 км, ширина до 1,4 км. Значительная часть крепостных сооружений высечена внутри скалы и хорошо защищена как с воздуха, так и с моря. Длительное время Гибралтар являлся одним из важнейших опорных пунктов английского морского могущества.

С появлением в Средиземном море 6-го американского флота прежнее морское могущество Англии в этом районе фактически утрачено. Как колония Великобритании Гибралтар управляется британским губернатором, являющимся одновременно командующим вооруженными силами колонии.

Режим пролива с 1904 по 1907 годы регулировался двусторонним «Соглашением о Марокко» между Англией и Францией, к которому в 1907 году присоединилась Испания. Соглашение предусматривало, что пролив является открытым для беспрепятственного плавания кораблей и судов всех стран.

В 1907 году Англия, Франция и Испания заключили новое соглашение, которым объявлялась демилитаризация Гибралтарского пролива и подтверждалась неограниченная свобода плавания кораблей и судов всех стран. Этот принцип был одобрен большинством государств, и пролив всеми государствами рассматривался как часть открытого моря.

В настоящее время через пролив могут проходить любые суда и военные корабли без каких-либо ограничений. Даже в самом узком месте пролив полностью не перекрывается территориальными водами Испании и Марокко. Как известно, Испания имеет 6-мильные территориальные воды. Однако согласно существующим международным правилам она не имеет права распространять их за срединную линию пролива.

Ширина территориальных вод Марокко – 3 мили. Поэтому в самой узкой части к югу от срединной линии пролива между территориальными водами Испании и Марокко пролегает полоса открытого моря шириной от 1,2 до 2,5 мили, не перекрываемая территориальными водами прибрежных государств.

Исходя из принципов современного международного права о свободе мореплавания в открытом море, закрепленных в Женевских конвенциях 1958 года, претензию любого государства на господствующее положение в проливе следует рассматривать как грубое нарушение международного права, поскольку пролив соединяет огромные открытые водные бассейны, имеет исключительно большое экономическое значение как важнейшая транспортная артерия и является частью открытого моря. В интересах всего человечества Гибралтарский пролив должен быть всегда свободен для плавания кораблей и судов всех наций.

В последние годы Испания настаивает на возвращении ей Гибралтара, захваченного Англией 260 лет тому назад. В октябре 1964 года спор между Испанией и Англией рассматривался в ООН в специальном Комитете 24-х. На заседании Комитета представитель СССР выступил с предложением ликвидировать военную базу НАТО в Гибралтаре и превратить его в демилитаризованную зону.

Читайте также:  Карта побережья Анапы и Черного моря
Ссылка на основную публикацию