Интересные факты о месте силы Озеро Светлояр

Озеро Светлояр названо самым популярным российским “местом силы”

Озеро Светлояр в Воскресенском районе Нижегородской области названо самым популярным в стране местом, обладающим мистической силой.

Список из десяти таких мест был составлен и распространен туристической компанией “РоссТур” с целью популяризации внутрироссийских туров.

Термин «места силы» впервые появился в книгах Карлоса Кастанеды и обозначает географические зоны, обладающие значимыми для людей энергетическими полями, места, где тело и душа чувствуют себя по-особому.

Светлояр — озеро, с которым связана легенда о затонувшем городе Китеже. Находится в Нижегородском Заволжье примерно в 130 км к северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района. Памятник природы федерального значения. Озеро планируется сделать объектом культурного наследия.

Первым исследователем озера в конце XIX в. был великий русский ученый-почвовед В. В. Докучаев и его первая версия происхождения: озеро — метеоритный кратер. Метеоритная гипотеза происхождения Светлояра и некоторых соседних озёр подтверждается рядом исследований. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озера 3,0—3,2 тыс. лет назад.

По данным «РоссТур» озеро является самым известным и популярным среди туристов «местом силы». Вторым по популярности стал природный парк «Белуха», раскинувшийся на площади более 130 гектар в республике Алтай. На третьем месте – Перынский холм в Новгородской области – древнейшее урочище, связанное с культом языческого бога Перуна.

Самые популярные мистические места России:

1. Озеро Светлояр, Нижегородская область

2. Природный парк «Белуха», Алтай

3. Перынский холм, Новгородская область

4. Остров Кижи, Карелия

5. Дольмены Северного Кавказа

6. Гора Иремель, Южный Урал

7. Аркаим, Челябинская область

8. Большой Заяцкий остров на Соловках, Архангельская область

9. Остров Ольхон, Байкал

10. Чёртово городище, Свердловская область

Легенда о Светлояре и Китеже

Повествование о граде Китеже восходит к временам татаро-монгольского нашествия, то есть к XIII веку. Согласно преданию, князь Юрий (Георгий) Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж.

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж (ныне Городец), вынудив князя Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города.

Жители города собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».

Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, якобы стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания.

А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира.

Исследования

По мнению ученых, Китеж вполне мог существовать. Но исчез отнюдь не таинственно, а просто провалился под землю в результате тектонической деятельности. Аквалангисты обследовали Светлояр и обнаружили в нем подводные террасы – береговой склон уходит под воду уступами.

Крутые обрывы перемежаются горизонтальными участками. Из этого можно сделать вывод, что Светлояр образовался как бы по частям: сначала одно опускание, затем – через сотни, тысячи лет – второе и, наконец, третье. На одной из подводных террас этого озера и мог находиться городок или монастырь, исчезнувший затем в водах Светлояра.

Вот только следов почти за пятьдесят лет поисков с целыми командами аквалангистов обнаружить так и не удалось. Ни ложки, ни плошки, ни какого-нибудь обтесанного бревна. Шлиман, например, нашел и Трою, и золото, руководствуясь лишь сказочной «Илиадой». А тут и адрес точный, и озеро, как лужа, – за 20 минут обойти можно.

Что касается качества озерной воды, то ее исследовали химики и пришли к выводу: она действительно может храниться много дней и не портиться благодаря бьющим со дна озера родникам с большим содержанием гидрокарбоната кальция.

Озеро Светлояр – святое место в Нижегородской области

Озеро Светлояр в Нижегородской области – одно из великолепнейших и загадочных мест в России. Находится в 130 километрах от Нижнего Новгорода. Несмотря на дальность расстояния, оно всегда привлекает к себе многочисленные группы туристов, его часто посещают паломники.
Водоем является поистине уникальным местом, имеет положение памятника природы федерального значения. Статус получен в 1997 году. На Нижегородской земле это исключительное место с таким значением. Является предметов постоянных научных изучений. Природное пространство привлекает людей своей таинственностью.

Озеро Светлояр с высоты птичьего полета

Чтобы к нему подойти, требуется миновать березовую аллею. Далее открывается поражающий красотой вид. Слева стоит деревянная часовенка, работники которой могут поведать много историй об озере. Недалеко от часовни лежит камень с углублением, называют его Стопочка Богородицы. Местные говорят, что это след самой Богородицы. Считается, можно положить руку в углубление и загадать желание, оно обязательно исполнится. Сам водоем круглой формы, это хорошо видно с высоты птичьего полета. По окружности лежат мостки для удобства.

Происхождение озера

Происхождение озера Светлояр окутано легендами, многие их которых передаются из поколения в поколение. Великий князь Юрий Всеволодович построил на берегу Волги небольшой городок Малый Китеж, вполне возможно, что как раз город Городец. Идя дальше, увидел небольшое озерцо. Местность настолько восхитила его, что он приказал заложить Большой Китеж. Спустя несколько лет появился каменный город с изобилием православных церквей. Когда татары во главе с ханом Батыем взяли Малый Китеж, дружинникам пришлось отойти в лес неподалеку от Большого Китежа. Орда пришла и туда. Трое дружинников, охранявшие ворота, погибли в схватке. В том месте возник родник, существующий до сих пор. Убили Великого князя, горожане предались молитвам Всевышнему. Тогда поселение скрылось под водой, не доставшись татарам, которые отступили. Остался виден один из церковных куполов под водой, но со временем и он скрылся. И сейчас люди поговаривают, что в хорошую безветренную погоду можно услышать колокольный звон и песнопения.

Озеро Светлояр легло в основу картин великих живописцев, а также произведений литературных деятелей.

Существует много научных гипотез. Одни считают, что озеро Светлояр является ледниковым озером, другие, что оно появилось в результате разрушения земной коры и размывания пород, также есть мнения, что ему присуще карстовое происхождение. Ученые утверждают, что дно состоит из огромных террас. Есть и такие мнения, что возникновение связано с падением метеорита. Аквалангисты спускались с оборудованием под воду, но испугавшись того, что нет у озера дна, поднялись наверх. Довольно часто проводятся экспедиции по изучению дна.

Участники одной из них заключили, что срединная впадина озера Светлояр образовалась предположительно более 1200 лет назад, а самая нижняя терраса погрузилась 8 столетий назад. И именно это очень совпадает по времени с периодов ухода под воду Большого Китежа.

Озеро Светлояр обладает мощной энергетикой

Уфологи полагают, что озеро является достаточно мощным источников энергии, четвертым измерением. Энергетические потоки образует столб, который могут видеть далеко не все. В действительности озеро очень завораживает и притягивает, заставляет вернуться туда снова. Туристы отмечают, что после купания поднимается настроение, известны случаи излечения от тяжелейших заболеваний, в том числе и онкологических. Вода в нем кристально прозрачная, пробивающиеся со дна родники видно даже с берега. Вода из этого источника не портится долго время.

Нет ничего удивительного в том, что данное место постоянно посещают паломники. Еще до внедрения христианства здесь проводились поклонения языческому богу Яриле, отсюда и название Светлый Яр. Ежегодно, в начале июля паломники совершают обход озера во имя Владимирской иконы Божьей матери. Приезжающие на язычески праздники воду бросают венки из цветов, опять-таки поговаривают, что если загадать желание, оно обязательно сбудется. Ранее озеро Светлояр обползали на коленях. Сейчас обходят, обязательно молча. Есть мнение, что если обойти его три раза, желания сбываются.

Купание и экологическая ситуация

На данный момент купания не приветствуются. Местные жители и экологи бьют тревогу. За последние несколько лет озеро несколько сократилось в размерах. Венки, брошенные в воду в праздники, потом в обязательном порядке вывозят на машинах, иначе начинает портиться вода, а именно цветет. Паломники рвут цветы на берегу, тем самым нанося ущерб святому месту. Жители этих мест полагают, что купания в озере должны быть запрещены, так как вода наполняется отрицательной энергией и целебных свойств в ней становится все меньше и меньше.

Озеро Светлояр в Нижегородской области – место силы, это одно из наиболее эенергетически сильных и загадочных мест России.

Интересные факты о месте силы Озеро Светлояр

В Воскресенском районе Нижегородской области, около села Владимирское (по-старому – Люнды) расположено озеро Светлояр. Некогда на его берегу стоял город Китеж, тот самый. Не совсем ясно, что именно случилось с городом. Он то ли остался на месте, но сделался невидимым, то ли ушел под воду, то ли провалился под землю. Но до сих пор еще люди видят отражения города в озере и слышат колокольные звоны его церквей. Так говорят.

Что сей сон значит? Чтобы в этом разобраться, для начала надо попробовать отделить местную мифологию Светлояра от тех мифологических выспренностей, которые наворочены вокруг Китеж-града поколениями русских интеллигентов. Интеллигентская чушь разнообразна и простирается от простодушных утверждений, что Светлояр это вход в Шамбалу, до возвышенных теорий о том, что под чистой водой Светлого Яра скрыта потаенная душа русского народа.

Исконная местная мифология, конечно, куда интересней этих интеллигентских бредней, поскольку вырастает прямо из культов, бытовавших на Светлояре с древнейших времен. И самое интересное в ней отнюдь не легенда о Китеже, скрывшемся от Батыя на дне озера. Это как раз довольно поздний миф, оформившийся не ранее 17-го века в среде заволжских раскольников и записанный в “Китежском летописце”. Тексте, не имеющем практически никакого отношения ни к каким историческим реалиям 13-го века, но зато – имеющем отношение к быту самих раскольников, чья жизнь была постоянным ускользанием (хотя бы и в смерть) от властей. Так вот самое интересное здесь не раскольничьи легенды, а их происхождение. Ибо – если уж говорить о чем-то, ушедшем (в подполье) и ставшем почти что невидимым, то – надо говрить о религии, которая была на Светлояре до прихода христианства.

Читайте также:  Мельбурн: достопримечательности и интересные места

Павел Мельников-Печерский, который и запустил в широкий оборот легенду о граде Китеже, начинает четвертую часть своего заволжского эпоса “В лесах” с подробнейшего изложения мифа о том, как бог Ярило полюбил Мать Сыру Землю. Совокупившись, они породили все живое на земле. При этом Ярило для Мельникова-Печерского – абсолютный синоним Купалы. Так это на самом деле или не так, вопрос спорный, однако известно, что ежегодные собрания старообрядцев на озере Светлояр происходили как раз на Ивана Купалу. Правда, раскольники совсем не приветствовали купальские игрища, особенно – сексуальные радения молодежи. Но что они могли сделать, если сами были под прессом. И сами молились березам. На светлоярских сходках был обычай приносить с собой иконы и, развесив их на деревьях, молиться. Получалось довольно двусмысленно: молишься иконе, но одновременно – и дереву. Слышали на Светлояре даже такую молитву: “Ой , березка матушка! На церковной главе выросла. Помилуй нас!” Церковь тут мыслится ушедшей под землю, а над главой этой церкви – береза.

Собственно, те невидимые языческие божества, которым молились, молясь православным иконам, и представляют собой настоящий град Китеж. На Светлояре от преследования чужих богов скрылся целый пласт русской культуры. И не только русской. До славян здесь жила чудь, та самая, которая по летописным преданиям “под землю ушла”. По берегам реки Люнды стояли дубовые идолы, которым поклонялись предки марийцев, росли священные рощи. Когда пришли русские со своими попами и стали гнать идолопоклонников, те не ушли с насиженных мест, а заживо погребли себя на берегу своего священного озера.

Разумеется, не вся местная чудь ушла под землю. И не всех марийцев согнали с насиженных мест. Многие остались. Их и сейчас немало по деревням, особенно – за Ветлугой. Я ездил по тем деревням. Местные люди (и марийцы, и русские) даже не осознают до конца, насколько они древопоклонники. О чем с ними ни заговоришь, они обязательно повернут на лес, деревья или древесину. Дерево им – как родня. Заметив это, я стал расспрашивать туземцев о священных рощах.

В деревне Большая Юронга мужики, сидевшие у магазина, рассказали, что помнят, как родители уже после войны брали их на кереметь (это такая роща, где поклонялись Керемету, духу, создавшему зло, но поддерживающему добро), как там пили ритуальное пиво и ели жертвенную кашу. Один из них, мариец Василий вызвался показать кереметь, где бывал в детстве. Мы долго бродили по лесу. Василий как бы прислушивался к себе. Потом плюнул, сказал: “Нет, не найду, ничего не осталось, не помню”. Что ж, леспромхоз поборолся с марийской религией почище, чем христиане или воинствующие безбожники. Срубил священную рощу. Сколько Василий к себе ни прислушивался, ничего не нашел. Или не захотел найти (что вернее). А мой песик, натасканный на поиски мест силы, нашел: весь извалялся, пока мы бродили по этому лесу и рассуждали о том, какое отношение имеет угро-финское слово “кереметь” к фамилии Шереметьевых.

Между прочим, слово “яр” в названии Светлояра не имеет отношения к Яриле и ярости. Согласно этимологическому словарю Фасмера это – “крутой обрывистый берег”. А марийцы мне объяснили, что слово “яр” на их языке означает озеро. Действительно, есть много озер, содержащих в названии такое окончание. Одно из них Нестиар. Это недалего от Светлояра. Могу засвидетельствовать: тоже мощное озеро силы.

Но, конечно, Светлояр посильней будет, не зря вокруг него такой ажиотаж. Это, может быть, самое сильное место на Русской равнине. Даже самый тупой человек, погуляв здесь немного, начинает что-то чувствовать. Я наблюдал одного, по виду – начальника. Обойдя вокруг озера, он проникся высокой идеей его чистоты, подошел к местному мужику и стал говорить назидательно: “Какие же у нас несознательные люди – выпивают прямо в святом месте”. В ответ мужик, который, судя по всему, постоянно пасется на берегу и никогда до конца не просыхает, сказал: “Тут я с вами не соглашусь. Человек, может, за 120 километров едет, из самого Нижнего Новгорода. Почему же ему не сесть на травку и не отдохнуть культурно. Святости он, может, не наберется, а здоровья себе прибавит”.

Прибрежный философ прав. На Светлояре как-то сами собой расправляются плечи, дыхание становится мерным и глубоким, в результате гипервентиляции легких ты перебираешь кислорода и становишься как бы чуточку пьяным. Краски ярче, проблем никаких, настроение лучше некуда.

И еще: ты там как бы все время пребываешь на грани сна и яви, в состоянии, когда еще видишь сон, но уже понимаешь, что это именно сон, иная реальность. Ты при этом можешь следить за этой реальностью и анализировать ее почти что сознательно. В голову лезут нетривиальные мысли. По крайней мере, так кажется. Но раз кажется, значит оно так и есть. Ведь проблема кажимости и действительности состоит только в том, удается тебе (или нет) сохранить ощущение необычности в тот момент мыслимого. И извлечь из него нечто такое, что не исчезнет в следующую секунду. Сможешь ли ты сохранить это и каким-то образом воплотить: объяснить другому, использовать для создания твердой мыслительной конструкции. Или это увиденное и почувствованное исчезнет в следующий миг, как наваждение, забудется, как сон, растворится в банальности будней. Обычно растворяется. И вот ты уже не можешь даже вспомнить, почему эта мысль казалась тебе такой интересной и важной. Однако ведь это не значит, что она была изначально пустой. Дикая мысль пустой быть не может.

Мне, например, показалось, что на Светлояре надо как-то отметиться. Как? Ведь не привязывать к дереву ленточку. Я решил, что где-нибудь здесь обязательно надо посрать. Во-первых, потому, что это действие исполнено глубокого магизма (почитайте хотя бы Бахтина) А во-вторых, как только в мою башку втемяшилась эта не обусловленная никакой физиологией мысль, так я сразу почувствовал: это надо сделать прямо сейчас, не откладывая, так сказать, в долгий ящик.

Направился в ельник у озера, присел под его зелеными плотными лапами, скрылся напрочь, но – мог видеть людей, идущих по деревянному настилу, проложенному вдоль берега по всей окружности озера. На Светлояре есть такой ритуал: нужно посолонь трижды пройти (а лучше проползти на карачках) вокруг озера, читая молитву. Я еще не закончил, когда показалась процессия: две женщины впереди, а за ними мужчина. Шли гуськом, бормотали молитвы. Поравнявшись со мной, мужик попутно, между словами молитвы, заметил: “Кто-то уже насрал”. Это была оценка деяния. Признаться, стало немного неловко. Мой ритуальный позыв был чистой импровизацией, подсказанной, так сказать, сердцем, а они тут ходят по кругу со знанием дела.

Оторванный от коловращения масс я размышлял о том, что любой ритуал как-нибудь да начинается. Как знать, быть может, когда-нибудь контакт, который я только что установил с этим местом, принесет плоды, станет повальной необходимостью для приходящих. В конце концов, те легенды и ритуалы, что сложились вокруг Светлояра, тоже были извлечены из измененных местом силы состояний сознания тех, кто бродил по берегу Светлого озера. Людей посещали светлые мысли. И вот уже готова теория о заволжской Шамбале. Или – о последнем настоящем русском царе Михаиле Алексеевиче Романове (брате Петра Великого), который настолько тайно ушел в раскол, что историкам об этом персонаже вообще ничего неизвестно. А молва о нем все идет.

Доброхоты мне посоветовали сходить к источнику, забившему на том месте, где этот раскольничий царь сжег себя вместе с сыновьями, когда правительственные войска их настигли. Это в трех километрах от озера. Источник называется Кибелек. По другой версии – Георгиевский, в честь защитника Китежа, князя Георгия Всеволодовича, который по преданию погиб от руки татар в этом месте.

На самом деле, конечно, князь Георгий не строил и не защищал Китежа. И погиб не здесь и в другое время. Но это важно лишь для истории, а для мифологии – нет. По большому счету для нее не имеет значения даже имя героя. Георгий, Михаил, еще кто-то – какая, собственно, разница? Разночтения лишь придают достоверности мифу, суть которого в том, что кто-то ушел от преследования. Как Колобок от бабушки с дедушкой. Нас не догонишь. Потому что мы меняем форму, когда нас преследуют, становимся, деревом, камнем, источником, чем еще там – цветком. У Овидия в “Метаморфозах” масса таких превращений. Здесь кто-то стал родником. Над ним теперь навес, сруб колодца. А недалеко от него – поляна. И на ней три креста. Под крестами – могилы, в них лежат три богатыря, которые первыми вышли навстречу преследователям и погибли. Это особо чтимое место. Земля с могил обладает чудесными свойствами. Все прекрасно ухожено – ни пустых бутылок, ни ленточек на деревьях.

Выйдя на эту поляну, я вдруг содрогнулся. Ибо ясно понял, что это и есть кереметь, место силы языческой чуди. И ничего, что оно отмечено крестами. Керемет давно привык к христианской символике, она его не смущает. Это дух широких взглядов и выдающегося человеколюбия. Когда я вернулся на озеро, местный философ (тот, который говорил, что святости на Светлояре, не наберешься, а здоровья – пожалуй), подошел ко мне и спросил: “Ну что, видел?” Я пожал плечами. “Врешь”, – сказал он, а потом, обратившись к моему черному псу, подытожил: “Видел”.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.

Интересные факты о месте силы Озеро Светлояр

На реке Волге, недалеко от города Нижний Новгород находится одно из самых глубоких озер этого края – Светлояр. Вода в озеро кристально чистая и холодная.
Светлояр иногда называют русской Атлантидой, за его овеянную легендами историю. Люди говорят, что иногда из-под его вод раздаётся еле слышный звон колоколов, а в глубине можно увидеть призрачные стены монастырей, и купола церквей.
Это город Китеж, который, как гласит легенда, исчез между 1236 и 1242 годами во время первого вторжения в Россию татаро-монгол. На границе третьего и четвертого десятилетия 13-го века древняя Русь была раздроблена на десятки княжеств. Князья воевали между собой за власть, и новые земли, вступали в военные союзы.
Название озера Светлояр происходит от древнерусских слов: «светлый», также обозначающее чистый и праведный и «яр» – не только, как овраг, но в данном случае являющегося корнем от имени древнерусского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.. С озером Светлояр связано множество легенд. О граде Китеже говорится и в священной, древнерусской книге – «Звёздной книге Коляды».

Читайте также:  Река Сена в Париже, месторасположение и описание

У озера Светлояр, как повествует древнерусское сказание, родился Китоврас – волшебный полуконь-получеловек. Он был могущественным волшебником и помогал славянам строить города и храмы. Там же жил Квасура – древний бог мудрости и хмеля. Считается что их имена и дали название граду Китежу.
На той же земле, где озеро Светлояр, в древности обитало славянское племя берендеев. До сих пор их потомки сохранили предания о граде Китеже и находившемся в нём храмах поклонения богу Яриле. Китеж считался у славян священным местом.

Прошли века и многое поменялось в верованиях, религиях и культах, но священные для людей места остались. На месте капищ по традиции стали строить храмы, так как считалось, что эти места являются источниками духовной силы. К таким местам относится и озеро Светлояр, которое издревле было окутано легендами и мистикой.
На берегу этого озера Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович построил Град Большой Китеж. Кроме него был еще и Малый Китеж (предположительно современный Городец), построенный во времена его деда – Юрия Долгорукого. Большой Китеж был возведён из белого камня с шестью храмами в центре города, что по тем временам являлось признаком богатства. Похоже, что легенды объединили эти два города в мистический и таинственный Китеж-град.
Истинную картину событий тех далеких времен помог воссоздать Алексей Асов. В основу для этого он взял хроники и предания тех времен.
В 1238 году хан Батый разгромил Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Всеволодович оставался на тот момент единственным военачальником с войском, которое могло противостоять татаро-монгольскому нашествию. Хан встал лагерем на реке Сити. Князь Юрий Всеволодович оборонялся от него в Малом Китеже. Хан Батый взял приступом город, но князю с остатками войска удалось уйти из Малого Китежа и укрыться в Большом Китеже.
Батый намеревался продолжить свой поход к Средиземному морю, но оставлять в своем тылу русского князя с его войском было нельзя. Путь к городу лежал среди непроходимых болот и лесов. И тогда он начал пытать всех пленных славян. как пройти к Китежу. Выдать же священный для славян горо,д это значило обречь себя и свой род на вечное проклятие. По преданию испугался мучений и смерти лишь один – Гришка Кутерьма. Он и согласился провести войско Батыя в Китежу.

Хан Батый был основателем Монгольской империи, и внуком Чингисхана. За несколько лет он уничтожил около половины населения древней России. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, и многих других города были разорены и сожжены. Богатой русской культуры Древней Руси не стало. На несколько десятилетий практически прекратилось строительство городов, исчезли ремёсла, а южные русские земли потеряли почти всё свое коренное население.

В это трагическое время, в народе возникла легенда о граде Китеже. Она повествует о том, что Хан Батый узнал о граде Китеже, и приказал завоевать его. Татаро-монгольскому войску было сложно найти город, но один из русских пленных рассказал монголам о тайных путях к озеру Светлояр, и войско направилось к Китежу. Когда они подошли к нему, они увидели, что город не укреплён, и обрадовались предстоящей легкой победе. Но при виде войска из-под земли забили фонтаны воды, и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов, и горожане не утонули. Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.
До сегодняшнего дня жива легенда о Китеже. Проживающие в этой области люди рассказывают о внезапно возникающих странно одетых людях, исчезновениях тех, кто приезжает искать Китеж, и оказался достойными стать его жителями. Озеро давно интересует археологи и геологов – сотрудников научно-исследовательских институтов, а также многочисленных, самостоятельно расследующих тайну озера Светлояр, людей. Среди них есть те, кто объясняет все законами физики, и те, кто верит в тайную природу вещей. Все они стремятся разгадать тайну озера Светлояр и погрузившегося в него града Китежа.

Это легенда, но многие люди верят в неё. И нет сомнений, что озеро Светлояр это то же древнее озеро, о котором существуют старинные легенды. Верующие люди приходят сюда, чтобы помолиться. Даже говорят, что горсть земли из этого места вылечивает многие заболевания, а вода из озера стоит несколько лет, и не цветёт и не портится – как святая вода. Многие верят, что если обойти вокруг озера три раза по часовой стрелке, оно выполнит ваше желание.
Предположительно в озере Светлояр находится проход в другое измерение. Существует ещё одна интересная, мистическая версия, по которой озеро Светлояр связано с таинственной Шамбалой. Светлояр привлекает тысячи паломников со всего мира. Намек о существовании города на дне Светлояра можно найти и в книге конца семнадцатого века “Китежский летописец” .
Кандидат наук Сергей Волков, который организовал экспедицию в поисках мифического города, говорит, что в этом месте исчезают люди – некоторые навсегда, другие возвращаются, и не помнят что-либо произошедшее с ними. Он серьёзно сказал о возможности посещения ими потерянного города Китежа. Но в него могут пройти только истинно верующие.
Сторонники теории мистического затерянного города предполагают, что в озере Светлояр существует проход в иное измерение. Доказательством этого являются рассказы жителей, близлежащего к Светлояру, села Владимирское. Они видели лужей в одежде, которую носили их предки. Когда эти странные люди покупали товары в деревне – в основном хлеб и бублики, они платили отлично сохранившимися древними медными и серебряными монетами. Возможное объяснение этому дает лишь теория параллельных миров.
Вот то, что сказал Сергей Волков :
“Наше основное открытие состоит в подтверждении гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимой невооруженному глазу плазменной субстанции, которая имеет возможность проявляться в качестве живых существ. Чаще они приходят вечером, вокруг групп молящихся людей – смотрят и изучают. Мы запечатлели их на видео, и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования когда-то были зафиксированы в лаборатории учеными Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. Эксперименты в этом институте показали, что в воздухе в электромагнитном диапазоне существуют миллионов плазменных сгустков, назовем их субстанцией. Это наводит атеистов на мысль что существует параллельный мир. Исследование Светлояра показывает, что эта гипотеза не лишена здравого смысла”

Несмотря на мифы и легенды, ученые обнаружили следы реальных событий прошлого. Из геологии хорошо известно, что центральные районы европейской части России лежат на фундаменте из твердой скальной породы. Но этот фундамент прорезан глубокими, направленными в разные стороны и часто пересекающимися друг с другом впадинами. И основываясь на этом факте, по мнению геологов, озеро Светлояр находится в узле пересечения двух очень глубоких и больших впадин. В таких местах может очень быстро сформироваться даже очень большой водный резервуар.
Ученые-аквалангисты исследовали Светлояр, и обнаружили природные аномалии. Они нашли на дне озера подводные террасы – берег уходит под воду подобно лестнице. Большие крутые подводные склоны Светлояра чередуются с горизонтальными участками дна. Это приводит к выводу, что озеро Светлояр образовалось частями – первая, нижняя, затем через сто или даже тысячи лет – вторая, и, наконец, сравнительно недавно, третья.
Первый слой осадков дна озера расположен на глубине 30 метров и очень древний, второй слой находится на 20-метровой глубине и относился к XIII веку, а третья терасса имеет отложения совсем недавних времен.
На глубине 20 метров аквалангисты нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века. На одной из этих подводных террас, которая находилась прежде на берегу озера, возможно, и был настоящий город или монастырь, а затем он исчез в водах озера Светлояр.

Когда озеро был проверено эхолотом, а позже его эхограмму снял геолокатор, стала отчетливо видна овальная аномалия. Она отличался многометровым осадочным слоем. Более того – недалеко от этого “овала” находится другая область. Там, в грязи, отраженные от дна, сигналы, были другими, как будто что-то не пропускает звук. На больших глубинах находились скрытые твердые предметы. Когда нарисовали карту этой области, получился узор, напоминающий окруженный набережной город.

Таким образом, вполне возможно и существование на этом месте города Китежа. Но он не таинственным образом исчез куда-то, а просто рухнул под землю в результате тектонической активности. Только вот уже целых 50 лет аквалангисты не смогли найти никаких следов этому. Шлиман обнаружил Трою, руководствуясь только рассказами “Илиады”. А тут и адрес точный, и озеро находится на наших глазах – и все подводные поиски ничего не дали.
Остается предположить фантастический вариант: город существует, но невидим. Кроме слышимого, время от времени, звона его колоколов…
В ходе испытаний с помощью гидрофона, который сделан по принципу преобразования звука в электрический сигнал, он вдруг начинал издавать звуки, напоминающие эхо грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду и создает такой эффект.
В некоторых местах вода просто “кричала”, в других была мертвая тишина. Но самым неожиданным сюрпризом озера Светлояр оказался зафиксированный гидрофонами низкий жужжащий звук, напоминающий громкий звонок. Чаще всего озеро издавало его до восхода солнца и полной луны. Именно тогда, согласно легенде, праведным людям дано увидеть, как в зеркале озера, стены белоснежного города с золотыми куполами храмов.

Что касается самой воды озера, ученые-химики пришли к выводу, что она может оставаться много дней без изменения своих свойств, благодаря находящимся на дне озера источникам с высоким содержанием кальция и гидрокарбоната.
Существует и гипотеза, что когда-то здесь был город – центр Евразии. В результате беспрецедентной катастрофы, цветущий город был погружен под воду.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй – довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления, монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание, и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушёл в сокрытый монастырь к древним старцам.

Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идёт речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд, и их несомненная схожесть, лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведётся исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

Читайте также:  Бермудский треугольник и его страшные тайны

Интересные факты о месте силы Озеро Светлояр

Вряд ли любое другое озеро России имеет большее значение для сакральной истории нашей страны, чем озеро Светлояр. Именно на его месте по преданию когда-то находился священный город славян, во время татаро-монгольского нашествия растворившийся в воздухе.

История легенды

Согласно официальным данным озеро Светлояр расположенное около села Владимирское в бассейне реки Люнды имеет площадь 12 гектаров, длину 210 метров при ширине 175 метров и включено в перечень озер России, имеющих «большое эстетическое значение». Действительно, с воздуха озеро выглядит идеально ровным кругом, чьи берега будто очерчены циркулем. Считается, что стоит праведнику подойти к берегам озера, как на него опускается плотный туман. В его молочных клубах перед человеком является небесный град Китеж. Из главных ворот города выходит старец, приглашая войти в него и остаться там навсегда. Таковы местные предания. Многие искренне верующие люди, рассказывали, что посещая озеро, слышали, доносящиеся со дна звуки колоколов церквей чудесного града. Впервые о граде Китеже стало известно из древней летописи «Китежский летописец». Как утверждает предание в XIII веке орды Батыя подошли к Нижнему Новгороду. Состоялась битва с войсками князя Юрия Всеволодовича, поблизости от современного горда Городец. Бой был проигран, а князь лесными тропами с охраной ушел в тайный град Китеж, в котором хранились древние сакральные знания славян. Согласно легенде город населяли мудрецы и чародеи, хранившие древние книги с многовековой мудростью. Но, добраться до города князь не успел, предатель выдал тайную тропу. Юрий Всеволодович был убит татарами и враги вышли к граду Китежу.

Когда татары обступили город, то по легенде жившие в нем мудрецы и чародеи произнесли древнее заклинание. Город растворился в воздухе, а на его месте образовалось идеально круглое озеро. Согласно другому преданию, жители Китежа вознесли молитву Богородице о спасении. Она сошла с неба, коснувшись одной ногой камня у главных ворот града, и накинула на него прозрачное небесное покрывало. В этот момент город пропал. На его месте образовался провал почвы, быстро наполнившийся водой. Идущей из глубин земли.

Поиски Китеж града

Не удивительно, что достоверность древней легенды неоднократно пытались проверить многочисленные исследователи и ученые. В XIX веке на озеро приезжали студенты Казанского училища, положив начало натурным поискам удивительного города. Правда, ничего заслуживающего внимания они не обнаружили, поскольку берега озера были буквально наводнены многочисленными паломниками, мешавшие исследованиям. В ходе более поздних экспедиций В.В. Докучаева выяснилось, что озеро имеет карстовое происхождение. Этот факт говорил в пользу того, что на его дне, действительно, может существовать провалившийся город либо монастырь. Тем более что при сравнительно не больших размерах, озеро невероятно глубокое – 29,2 метра. Причем не исключено, что водоем имеет фальшивое дно и на самом деле еще глубже. Экспедиция журнала «Смена», проводившаяся в советские годы установила, что «котловина озера лежит в узле пересечения глубинных разломов земной коры, что и привело к опусканию пород и образованию на этом месте озера. Косвенной причиной этого процесса, могло послужить землетрясение в 1596 году, которое отмечалось в Нижнем Новгороде». Несколько лет подряд исследования озера проводили участники экспедиции, организованной «Литературной газетой».

Светлояр встречает чудесами

Для того, чтобы проверить достоверность легенд витающих над водами озера, автор материала в 2003 году лично отправился в экспедицию со съемочной группой телекомпании «Грань». Самое удивительное, что практически все чудеса приписываемые озеру подтвердились. Когда члены экспедиции, оставив машину на трассе, шли через пролесок к озеру, прозвучало несколько ударов в колокол. Звон напоминал «корабельные склянки». Тем не менее, когда члены съемочной группы вышли на берег Светлояра, то никаких колоколов, которые могли бы звонить, обнаружено не было. Церковь, стоявшая на берегу озера, оказалась заперта на замок и ее колокола звонить явно не могли. Рядом с храмом на высоком берегу находился крупный валун. На его поверхности отпечатался след босой ступни женской ноги. Как будто некая девушка погрузила свою ножку в мягкий, как пластилин камень. Получалось, что легенда о спускавшейся с неба Богородице для спасения города от татар и наступившей на камень, была правдой. Примечательно, что вокруг озера оказались, проложены мостки, по которым на коленях передвигалось несколько пожилых людей.

По преданию, у каждого кто трижды проползет вокруг озера на коленях, сбудется самое сокровенное желание. Самое интересное, что члены экспедиции, решив проверить эти слова на практике, убедились в их достоверности, желания у всех членов съемочной группы, действительно, осуществились. Но, главное чудо произошло на рассвете. Едва солнце озарило лагерь, как в его лучах показался мираж купола храма. Когда участники экспедиции, попытались запечатлеть его на фото и кинокамеры, вся электронная аппаратура перестала работать. Сделать снимок получилось лишь на старенькую пленочную фотокамеру. На снимке отобразились лучи солнца, собранные в конусовидный купол над водами озера. Когда экспедиция покидала озеро, загадочные «корабельные склянки» прозвучали снова. Как ни странно, но на озере Светлояр, действительно, происходят чудеса, автор материала может это подтвердить лично!

Озеро Светлояр и град Китеж – легенды, предания, исторические факты

Озеро Светлояр и град Китеж овеяны различными легендами и мифами. Что же является историческими фактами, а что – вымыслом. Недалеко от Нижнего Новгорода есть небольшое, но уникальное озеро Светлояр.

Называется озеро красивым именем, в котором связано два слова: «светлый» и «ярило». Первое слово означает чистоту, праведность, а второе – имя божества солнца, которому поклонялись во времена язычества.

Об озере Светлояр ходит множество разных легенд, таинственных рассказов и сказок, которые рассказывают из поколения в поколение. А здесь – https://www.moyaindia.ru/puteshestviya/rossiya/dostoprimechatelnosti-sankt-peterburga.html читайте о достопримечательностях Петербурга.

Озеро Светлояр в легендах и истории

О граде Китеже есть упоминания на страницах священной книги о вере древних русичей «Звездная книга Коляды». Светлоярский град Китеж, зовущийся русской Атлантидой, являются героями многих легенд и таинственных историй.

В преданиях рассказывается о подводном граде Китеже, существующем на дне озера Светлояра среди Ветлужских лесов. Рассказывают, что голубые и чистые воды озера, словно зеркало, отражают проплывавшие облака, поскольку гладь воды никто не тревожит и лишь изредка легкая зыбь пробегает над ее поверхностью.

А иногда из неподвижного озера доносится до странника колокольный звон. Если долго смотреть в воду озера, то можно увидеть стены белоснежных монастырей и блеск куполов пропавшего Китежа.

Легенда, в которой события истории, насчитывающей уже почти десяток веков, перемешиваются с выдумками людей, живет до сих пор. Предполагается, что град Китеж исчез во времена вторжения монголо – татар на русскую землю. Врагам ведь не сложно было завоевывать раздробленные земли русских князей, которые ослабляли свою мощь в междуусобных войнах.

Град Китеж – история возникновения и сказания

В древних сказаниях говорится о Китоврасе, который родился на берегу Светлояра. Это было существо полуконь-получеловек, могущественное и волшебное. Свои силы он тратил на помощь людям в строительстве города, монастырей и крепостных стен.

В те далекие времена проживали в лесах, недалеко от озера берендеи. В сохранившихся преданиях о жизни племени берендеев говорится то, что поклонялись они Яриле, богу солнца. А Китеж был городом, вход в который был позволен только праведным людям.

После Крещения Руси стали строиться здесь православные храмы, нахождение в которых приносило людям избавление от недугов и бед.

Постепенно сменялись образы языческих божеств на лики святых, но место особого почитания высших сил осталось прежним. Необъяснимая положительная энергетика земель около озера Светлояра окутывалась все более мистическими рассказами и преданиями, дошедших до современного человека.

Исторические события

Правящими князьями на этих землях были потомки Юрия Долгорукого. Великий князь Владимирский Юрий на стыке 12 и 13 веков строил на светлоярских землях два города, это были Большой и Малый Китеж. Предполагается, что Малый Китеж стал позднее современным городком под названием Городец.

А Большой Китеж, по мнению историков, строился с крепкими стенами. Также те ученые, которые занимались историей о граде Китеже предполагают, что легенды объединяют эти два небольших поселения в Китеж-град.

По сведениям историков, Владимиро-Суздальское княжество подверглось нападению хана Батыя в середине 13 века. Хроника и предания сложились в единую историю. Княжество в то время владело войском, которое было способно противостоять Батыю. Не удержав Малый Китеж, русское войско решило держать оборону за стенами Большого, который охранялся и самой природой – непроходимыми лесами и болотами.

Подкупил хан одного жителя, знавшего тропы в болотах, который испугался мучений от грозного хана, и провел врагов к Китежу. При виде войск врага в городе забили фонтаны, появилась вода отовсюду, накрыла город и опустила его на дно озера. Город оказался не утопленным, а спасенным, скрытым от врага. Хан Батый смог завоевать, разорить и сжечь много русских земель разрозненных княжеств, а славный град Китеж не сдался. Спасение народа благочестивого и молящегося произошло по боле Божьей. Это лишь подтвердило святость здешних мест.

Тайна озера Светлояр глазами современных исследователей и паломников

Жизнь озера окутана тайнами и рассказами местных жителей, якобы подтверждающих реальность событий времен почти тысячелетней давности. Даже исследователи, археологи и геологи, не могут ни подтвердить факт существования города под водой, ни отрицать.

Многие стремятся разгадать светлоярскую тайну, которая, как обычно, в подобных случаях, при разгадывании, выдает больше вопросов, чем ответов.

И сегодня сюда приходят люди, чтобы помолиться озеру – святому месту. Многие верят в то, что горстка земли, взятая у берега, излечивает от недугов, а вода из озера, не портится никогда. Паломники обходят вокруг озера трижды, чтобы исполнялись все сокровенные мечты.

Предполагается также теми, кто верит в мистику, что озеро Светлояр имеет связь с Шамбалой, что здесь есть проход, который ведет в неведомые человечеству измерения. Издание «Китежский летописец», изданная в 17 веке, также несет в себе информацию об ушедшем под воду Китеже.

Конечно же, исследованием глубин водоема занимаются ученые, желающие раскрыть тайну. Аномалий как таковых не найдено, но удивила аквалангистов ступенчатое дно озера. Интересен факт, что крутые скалы иногда переходят резко в горизонтальные площадки.

Ученые предположили, что озеро образовывалось в несколько этапов: на глубине около 30 м обнаружено «первое дно», выше – второе, предположительно образовавшееся в 13 веке. А самая неглубокая донная терраса отложилась уже в самые последние века.

На среднем уровне были обнаружены металлические и деревянные изделия 13 века. На основании своих исследований ученые предположили, что селение, которое находилось на самом берегу озера, все-таки могло уйти под воду в результате активности земной поверхности в те времена.

И изучение дна с помощью эхолота дало очертание узора, напоминающего крепостные стены. Люди до сих пор ищут ответ на вопрос: существует ли русская Атлантида?

Ссылка на основную публикацию