Ирбит в Свердловской области, описание и фото

Достопримечательности Ирбита

  • Музеи
  • Храмы
  • Театры
  • Памятники
  • Памятники архитектуры
  • Выставочные центры
  • Дома культуры
  • Мемориалы
  • Промышленные предприятия

  • 1 .
  • 1
  • из 1

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Восстановление пароля
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Mail.ru
  • Новый пользователь?
  • Уже зарегистрированы у нас?

Старейшее интернет-издание для деловых путешественников, представляющее информацию, необходимую для планирования командировок, отпусков, всевозможных путешествий и поездок. На сайте представлена информация по разделам: города и страны, регионы, села и поселки, посольства, авиа и жд расписания, такси, гостиницы, отели, пансионаты, хостелы, мини-гостиницы, рестораны, кафе, клубы, сауны, театры, музеи и многое многое другое. Подробнее

  • Новости
  • Отзывы о нас
  • Фотогалерея
  • Сувениры
  • Люди
  • Бланки

07.02.2020 К 20 летию проекта мы начали обновление сайта! Уже некоторые страницы мобильной версии выглядят по новому! Читать далее

  • О сайте
  • Напишите нам
  • Нашли ошибку?
  • Добавить объект

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Составьте заявку и мы найдем гостиницы, которые смогут её выполнить. В ответ гостиницы отправят вам предложения и вы сможете выбрать наиболее привлекательное.

  • Для продолжения необходимо
    зарегистрироваться или войти →

Вы можете попробовать изменить параметры запроса.

По вашему запросу нашлось [Загрузка карты. ] , рекомендуем ограничить область поиска .

Заполните оставшиеся данные, чтобы отправить заявку сразу во все найденные гостиницы. В ответ они пришлют предложения вам на почту или свяжутся по телефону.

ВНИМАНИЕ! Если в течении 5 минут Вы не получите письмо о подтверждении заявки, проверьте пожалуйста свой ящик СПАМ. Если письма от нас нет, значит Вы указали неправильный электронный адрес.

Ирбит. Первый взгляд

Ирбит – очень атмосферный, очень необычный и очень кирпичный город в Свердловской области! А каких только орнаментов из кирпича здесь нет!

Но начнем по порядку. Ирбит основан в 1631 году на сибирском тракте. В нем устраивалась знаменитая и одна из крупнейших ярмарок – Ирбитская, где встречались купцы с разных сторон света для обмена своим товаром. В дни ярмарки (обычно, февраль) гуляния шли полным ходом, количество гостей достигало 25 тысяч человек. А сейчас остались только часть площади, здание Пассажа и приспособы для народных забав (выполненные недавно, разумеется).

Также на площади возвышаются призрачный Владимир Ильич и Екатерина Вторая, лично даровавшая Ирбиту статус города. И если памятников Ленину у нас в каждом городе не по одному, то вот Екатерине – первый, мною замеченный.

Ленин похож на официанта

. а Екатерина II – на барби.

От ярмарочной площади радиально расходятся улицы, застроенные преимущественно кирпичными домами, которые создают атмосферу XIX века.

Отсюда начинался город. Реконструкция Ирбитского острога.

Ни нелепые вывески, ни машины на улицах не могут перебить это чувство, что вокруг – история.

В Екатеринбурге такой застройки – единичные экземпляры, которые не создают настроения, а здесь вся проектировка города в едином архитектурном ансамбле, благодаря чему волей-неволей переносишься в то время.

Город подготовлен к приему туристов: на дорогах много указателей, вывески многих магазинов оформлены в старинном стиле.

Ширины улиц хватает, машинам не тесно, и есть, где припарковаться, если понравилось какое-то здание.

Многие таблички на домах дублируются прежними названиями улиц, что тоже создает атмосферу огромного бесплатного (!) музея под открытым небом.

И каждый дом в нем как экспонат. К концу дня, не осмотрев и всей экспозиции, утомляешься от этих бесконечных кирпичных шедевров.

Проработана каждая деталь

Зато хочется вернуться и досмотреть их позже. Главное – вовремя остановиться. Потому что одного дня точно не хватит.

В одном месте собственники магазинов действительно хорошо потрудились над созданием образа. Здесь и местный чугунный мотоцикл, и герои сказов Бажова, и просто красивые детали.

Проезжали и мельницу Зязина, отличавшуюся необычной кирпичной кладкой и паровым оборудованием.

Сейчас внутри остались лишь редкие детали советских механизмов и толстенные перекрытия.

Также Ирбит стал знаменит благодаря своему заводу мотоциклов, который был эвакуирован во время войны из Москвы и производил тяжелые мотоциклы для нужд вооруженных сил. Сейчас же завод по факту не занимает всех отведенных ему территорий, сдавая их в аренду.

И хотя производство в упадке (за год изготавливают не более 800 машин, и все они идут на экспорт, в основном, в США), видно, что ирбитчане очень дорожат этим практичным советским конем. Ведь он не только роскошь сейчас (стоит около 500 тысяч рублей), но и завидный помощник в передвижении в суровом уральском климате по чудесным уральским хайвеям.

Ты летящий вдаль, вдаль ангел.

По словам очевидцев, заводится даже в лютые холода и вывозит из любой зыбучей дороги, которых в нашей тайге немало (благодаря полному приводу). Из грустного хотелось бы отметить, что сейчас мотоциклы изготавливают полностью из импортных деталей. Так, к примеру, телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK, дисковые тормоза Brembo, электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. Отечественное осталось только в мелочах: трубы для рамы, литье для двигателя и листы для коляски (источник).

Итак, на улицах Ирбита за полдня мы встретили по меньшей мере 5 разных экземпляров Урала.

Музей мне не очень понравился. Для меня музей – это место, которое зажигают люди, искренне дорожащие накопленными экземплярами и рассказывающие о них с блеском в глазах. Видимо, именно в этом музее такие люди в тот день не работали. Так что быстро, не читая, пробежались по 3-4 залам, особо не оставляя ничего в памяти.

Музей довольно тесный, нормально сфотографировать отдельные экспонаты не получается, что отбивает всякое желание фотографировать вообще, а эта услуга там стоит отдельные деньги.

К тому же долго искали вход. По всему городу есть таблички с указанием направления движения в музей, но возле самого музея они исчезают. Пришлось спрашивать местных, которые с долей пессимизма сообщили нам, что он без вывески в соседнем четырехэтажном здании (к слову, там все здания в округе были четырехэтажные). Вывеска все же в музее была, но дополнительные указатели не помешали бы, так как его не видно с главной проходной завода, где бы ему по логике и находиться.

Кроме этого в городе еще много музеев: музей народного быта (с самым большим самоваром на 415 литров и с большой экспозицией самоваров), историко-этнографический музей, музей изобразительных искусств (единственный в стране специализирующийся на гравюре и рисунке).

Конечно, все в городе не может быть хорошо. И не нужно ходить далеко, чтобы увидеть брошенные и разваливающиеся здания, являющиеся архитектурными памятниками, кончающийся внезапно даже в центре асфальт, деревенские дворы. Не порадовало и отсутствие центрального отопления. Во многих дворах в сараях видны поленницы, топят старые печи. На улицах вместо ливневых канализаций простые канавы вдоль тротуара.

Читайте также:  Знаменская церковь в Дубровицах, фото и описание

Много контрастов – заброшенные колокольни и дымящие трубы, кирпичные замки и деревянные бараки, советский классицизм и модерн.

Радует, что многие сознательные жители поддерживают по возможности стиль города, и в нем появляются новые дома, гармонично сочетающиеся с историческими памятниками.

Подводя итог, хочется поблагодарить ирбитчан за непередаваемые ощущения от архитектуры и мотоциклов, которые вместе создают запоминающийся и колоритный образ города. И обязательно нужно сюда вернуться, чтобы досмотреть недосмотренное и дописать недописанное.

Ирбит в Свердловской области, описание и фото

Если Алапаевск – это немного грустно после живой и гудящей горнозаводской сердцевины Свердловской области, то Ирбит – это совсем грустно. Некогда ярмарочная столица, процветающий и довольно населённый (больше 20 тысяч человек населения) центр аграрной западносибирской глубинки, сейчас это “тёмная сторона” Свердловской области, изнанка Урала.

Вместе с тем, в значительной степени сохранилось наследие прошлого – ирбитский старый город, один из крупнейших на Урале:

Ирбит – самый старый город региона после Верхотурья; как и Алапаевск, Ирбит официально обрёл этот статус в ходе екатерининских реформ, но на пару лет раньше – в 1775 г. Официально это была награда за то, что горожане сохранили верность императрице во время Пугачёвского бунта. Но, наверно, всё же в основном это было связано с тем, что здесь, на соединяющей Европу с Сибирью Бабиновской дороге, аж с 1640-х годов собиралась чуть ли не крупнейшая на Урале Ирбитская ярмарка. О мощи и живучести этого торгового явления говорит тот факт, что ярмарка осталась на своём месте даже после того, как межконтинентальные торговые пути в XVIII в. сместились на юг и многие стоящие на них крупные торговые города пришли в упадок. Город вместе с ярмаркой несколько поблекли после строительства Транссиба; он уже в 1880-е прошёл примерно в 100 км южнее; но именно местная торговая мощь во многом привела к тому, что перед самой революцией, в 1915 г., сюда дотянули от Екатеринбурга железную дорогу. Ярмарка, прервавшись на время Гражданской войны, дожила до 1929 г.
За пределами Свердловской области Ирбит, пожалуй, известен прежде всего своими мотоциклами “Урал”. “Мотоциклетная столица России” – единственный в России производитель тяжёлых мотоциклов и чуть ли не единственный в мире производитель мотоциклов с колясками (“боковыми прицепами”). В какой-то момент завод малость захирел, но сейчас вроде кое-как работает, производя более 1000 мотоциклов в год; он сумел закрепиться в нише “надёжная мощная жрущая много бензина не требующая сложного ремонта советская ретротехника”, и в этом качестве продукция завода пользуется спросом за рубежом – прежде всего в США. На базе заводской коллекции открыт Ирбитский музей мотоциклов – наверно, главный туристический объект города; туда я, увы, не попал (было уже поздно).
Но, судя по всему, для благополучия города одного тысячи мотоциклов в год недостаточно, и Ирбит остаётся всё также депрессивен. Как и практически вся глубинка юго-западной Сибири (и глухой северо-восток Свердловской области), он стремительно депопулирует: за постсоветские десятилетия население здесь уменьшилось почти на треть.

В регионе больше населения за это время потеряли только Волчанск и Кушва (которая не так далеко от Нижнего Тагила)
Сейчас в Ирбите о ярмарке мне напомнил только вот этот вид – это, наверно, бродячий цирк, но он прямо ассоциируется с ярмаркой:

Но, на самом деле, главное напоминание о ярмарке – это Ирбитский пассаж, который ещё называли “Невским проспектом Ирбита”.
На фото справа:

А от самой ярмарки остался обширный пустырь, частично занятый Сиреневым сквером.

Огромный комплекс торговых рядов снесли, как и почти все церкви.
Старый город в основном расположен южнее этого пространства.

Гуляя по Ирбиту в 2015 г., я не застал той разрухи, которая была описана Варандеем в 2010 году. Но депрессивность чувствуется.
Ещё мне показалось, что запущенность в старом Ирбите не сочетается с аутентичностью (как это часто бывает).
Наоборот, тут запущенность сопровождается какой-то нецельностью и “ненастоящестью” облика города.

Сретенская церковь – кажется, единственная уцелевшая в центре города – долго была цехом завода автоприцепов:

Плюс чересчур много рекламы.

Но в городе, конечно, есть что посмотреть.

Старые дома, как правило, довольно неказистые, но зато встречаются целые исторические улицы.

К сожалению, я совсем не добрался до второй ипостаси Ирбита – мотоциклетной; за этим аспектом города отсылаю опять-таки к Варандею.
Немного мотоциклов в исторической части города (завод, мотоциклетный музей и соцгород расположены дальше по Советской улице, за железной дорогой):

В Ирбите больше многоквартирных домов, чем в Алапаевске, но всё равно они занимают не больше одной пятой площади города

Всё остальное это в основном частный сектор.

Железная дорога в Ирбит всё-таки пришла, но уже в советское время –

Относительная (по меркам Свердловской области) непопулярность железнодорожного транспорта в этих местах можно объяснить, как и в случае с Алапаевском, тихоходностью последнего – 200 км до Екатеринбурга на поезде придётся преодолевать 5 часов (впрочем, на автобусе 4, не сильно меньше).
Вокзал 1916 г. постройки:

Железную дорогу, достроенную в 1915 г. до Ирбита и дальше на восток, до Туринска и Тавды, продлили до Междуреченского (станция Устье-Аха) в Ханты-Мансийском округе уже в 1969 г., с началом освоения западносибирской нефти. Сейчас дальний поезд на Устье-Аху из Екатеринбурга составляет значительную часть пассажирского движения на этой линии.

В Ирбите к тому же линия неэлектрифицированная (что скорее исключение на Восточном Урале), и нет прямых пригородных до Екатеринбурга – только до станции Егоршино, где надо пересаживаться.
Окрестности Ирбита, как и вся долина реки Ница – освоенный сельскохозяйственный район, резко контрастирующий с начинающимися не так далеко на север таёжными просторами.

Ещё раз вспомню, как за Уралом тонка становится прослойка между глухой тайгой и лесостепью – всего километров 150-200.
А замысловатая траектория моего пути вела меня немного в сторону Екатеринбурга, а потом на юг, в Камышлов.

Ирбит. Часть 1, ярмарочная.

Нынешний Ирбит – небольшой (41 тыс. жителей) город в 200км северо-восточнее Екатеринбурга (три часа автобусом), на железной дороге в Тавду и Устье-Аха. Ирбитская слобода возникла в 1631 году как завод – первый за Уралом, и к Горнозаводскому Уралу не имевший никакого отношения (ведь в России 16-17вв. вообще была развитая по меркам Средневековья промышленность). Завод закрылся в 1699 году, то есть до основания первых петровских заводов, но с 1643 года в слободе проходила Ирбитская ярмарка, где встречались купцы Евроссии и Сибири, ставшая в 19 веке второй по величине в России после Нижегородской: на неё съезжалось до 100 тысяч человек, и с той поры остался огромный купеческий центр, достойный небольшого губернского города.

Упадок Ирбита начался еще до Революции с постройкой Транссиба, а в в 1941 году сюда был эвакуирован Московский мотоциклетный завод, что предопределило новую роль Ирбита как “мотоциклетной столицы России”. Но в наше время завод почти стоит, а Старый город лежит в руинах.

Читайте также:  Как пользоваться метро Бангкока и схема линий

О двух гранях Ирбита – ярмарочной и мотоциклетной – и будут два поста. Сначала прогуляемся по купеческому центру, одному из самых больших и цельных в России.

Вокзал и автовокзал в Ирбите на противоположных концах города. Если Вам надо на вокзал – попросите остановить на “швейной фабрике” и идите по улице вниз. Автовокзал же расположен около Мотозавода, и автобус из Екатеринбурга по пути к нему проезжает весь город. Швейная фабрика стоит на улице Орджоникидзе, и в одном квартале от неё уже начинается Старый город.

Ирбитский театр – старейший на Урале, был основан в 1846 году для гостей ярмарки, здание было построено еще в 1853 году (то есть одно из старейших театральных зданий России), после много раз перестраивалось, в 1953 году став похожим на сталинку:

За театром кончаются старые предместья и начинается “центр центра”. Дома вдоль улицы Орджоникидзе:

Эта часть улицы относительно ухожена, но даже тут много заброшенных домов:

На одном из перекрёстков слева становится виден в Ирбитскии пассаж:

Дома на улице, ведущей к пассажу:

На этой улочке был снят и вводный кадр, а вот дом напротив пассажа – редкий пример советского здания в Старом Ирбите:

Сам Ирбитский пассаж во всей красе! Он был построен в 1840-1864 годах как главный корпус ярмарки, хотя внешне больше всего напоминает постконструктивизм 1930-х:

Пассаж стоял у края ярмарочной площади, и ежегодно ярмарка начиналась с церемонии поднятия флага над пассажем. Были приметы: если флаг развернётся сразу – ярмарка хорошо пойдёт, а запутается – неудачно выйдет; развернётся к западу – будет успешнее для купцов Европейской России, к востоку – для купцов Сибири. Внутри пассажа торговали только самые уважаемые купцы, и торговое здание размером с половину московского ГУМа в маленьком городке смотрится как Кафедральный собор:

Пассаж используется по назначению, и на двух его этажах по-прежнему идёт торговля. Конечно, это не сравнить ни с былой роскошью, ни с любым ТЦ из крупного города. Однако это и не рынок – нормальный вещевой магазин:

Справа от пассажа (если стоять лицом ко входу) – обширная пустая площадь с памятником Ленину:

В 19 веке она выглядела так – грандиозный комплекс торговых рядов с затерянными в них часовнями и Богоявленский собор (1773, перестроен в 1857г., снесён в 1930г.):

Для чего понадобилось уничтожать этот ансамбль, не уступавший по величине знаменитому Костромскому Торгу (крупнейшему в России комплексу рядов) и устраивать на его месте пустырь – мне не понятно:

В дальней части площади – сталинка, которую я сначала принял за Ирбитский мототехникум, считающийся единственным в стране, но как оказалось – это институт коммерции и права, а мототехникум несколько дальше от центра:

Здесь площадь пересекает улица Кирова – одна из главных в центре. Слева на ней хорошо видно вот это здание и городская тюрьма за ним:

А в неприметном домике напротив помещается историко-этнографический музей.
По своему наполнению – явно один из лучших районных музеев России, способный потягаться с областными:

Палеонтология, этнография ханты и русских крестьян, купеческий быт, и конечно же разнообразные товары, проходившие через Ярмарку:

На заднем дворе музея – вот такой удивительный домик, украшения которого были собраны с разных утраченных зданий:

Но в плане организации один из самых бестолковых и неадекватных музеев, что я видел. Кассирша сначала десять минут выписывала билет отцу с дочкой, зашедшим передо мной, затем еще столько же провозилась и со мной, а затем начала истерить, чтобы я шёл побыстрее вместе с ними. В каждом зале с меня и этой парочки не спускали глаз, причём смотрители не сидели в своих залах, а ходили за нами компанией – на вопросы отвечали адекватно, но если я задерживался где-то, явно начинали нервничать. С экскурсоводом спустились в подвал, где были 4 самых интересных экспозиции – минералогическая, палеонтологическая, бытовых вещей (в первую очередь ярмарочный инвентарь, в том числе огромная коллекция весов) и в отдельной комнате камера СИЗО – но там по непонятным причинам было запрещено фотографировать, а выпускать из подвала меня не желали до конца экскурсии. Всё это с совершенно непонятной нервозностью и подозрительностью.

В общем, первый раз вижу, чтобы к посетителям музея относились как к заведомым злоумышленникам и вообще быдлу (хотя много раз о таком слышал). Вероятно, музей недавно обокрали. Но еще вероятнее, что так музейщики себя ведут во многих мелких городах – однако первый раз на моей памяти это совпадает с по-настоящему интересной экспозицией.

Вообще, в Ирбите я видимо пропустил много отдельных достопримечательностей – но они в общем-то не так важны. Это классический “средовой” город, по которому надо просто гулять без намеченного маршрута:

Попадаются очень красивые здания – причём в основном начала и середины 19в., ведь в эпоху модерна Ирбит оказался уже в стороне от торговых путей. Вообще, ирбитская архитектура в основном весьма лаконичная – но в зданиях чувствуется настоящий художественный вкус:

Однако в плане обшарпанности и разрухи Ирбит, кажется, не имеет себе равных среди всех городов, что я видел. Если кто-то помнит Выборг десятилетней давности (не современный. ) – в Ирбите всё значительно хуже.

Конечно, нищий районный городок с двумя парализованными уже 20 лет заводами физически не способен содержать Старый город, превосходящий центры Перми и Екатеринбурга. Главное, глядя на эти фотографии, помнить, что не вся Россия такая.

В этих кварталах затерян еще один музей – художественный, занимающий несколько зданий. Я слышал, что там отличная экспозиция гравюр и графики, но ни в Краеведческом музее, ни в том здании художественного, что я нашёл, объяснить мне дорогу так и не смогли, а да и не очень хотели.

Помимо каменных домов, интересны и деревянные, преимущественно в таком же виде:

Как и в других городах с цельным Старым городом, не меньше, чем улицы, впечатляет “изнанка”:

Композиционный центр Ирбита ныне (1836-42) – Сретенская церковь, превращённая в цех завода автоприцепов:

А площадь перед ней – не только самое оживлённое, но и единственное отреставрированное место в городе:

От этой площади в мотослободу (а как еще этот район назвать?) ведёт Советская улица, начало которой мне показалось самым зрелищным местом Старого города:

Однако постепенно историческая застройка редеет, и Ирбит Ярмарочный сменяется Ирбитом Мотоциклетным. Одно из последних красивых зданий – мельница:

Гуляя по Ирбиту, несколько раз думал, что наверное примерно так выглядят русские купеческие города где-нибудь в Киргизии. У Ирбита есть и явный аналог в Челябинской области – Троицк (часть 1, часть 2), стоявший на караванной дороге в Туркестан. Гуляя в августе-2009 по пыльному и обветшалому городу, я был впечатлён не столько роскошью архитектуры, сколько её сочетанием с разрухой и забвением. Но в Ирбите этот контраст даже сильнее!
А вообще, на современном Урале Ирбит и Троицк обладают самыми крупными и цельными историческими центрами, из больших городов в этом плане сильнее только Оренбург, а четыре миллионника, при всём лоске и благоустройстве, уступают этим позабытым райцентрам.

Читайте также:  Село Арамашево в Свердловской области

«Мой Город»

Ирбит

(Свердловская область)

Город областного подчинения

Телефонный код (справочный телефон)
34355*****23-6-53

Отклонение от московского времени, часы: 2
Географическая широта: 57°40′
Географическая долгота: 63°04′
Высота над уровнем моря, метров: 80
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Ирбит

Карта

Ирбит: карты

Ирбит: фото из космоса (Google Maps)
Ирбит: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Ирбит. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление.
По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Пионерский3 ()З
2Байкалово50 (53)ЮВ
3Туринск55 (73)СВ
4Буланаш77 (94)ЮЗ
5Туринская Слобода78 (105)В
6Троицкий78 (155)ЮВ
7Артёмовский79 (86)ЮЗ
8Пышма80 (116)Ю
9Талица82 (158)ЮВ
10Алапаевск83 (114)З
11Верхняя Синячиха89 (134)СЗ
12Камышлов93 (109)Ю
13Еланский97 ()Ю
14Сухой Лог103 (166)ЮЗ
15Реж104 (115)З
16Рефтинский105 (223)ЮЗ
17Богданович115 (150)ЮЗ
18Тугулым115 (156)ЮВ
19Малышева117 (216)ЮЗ

Краткая характеристика

Расположен на Западно-Сибирской равнине, при впадении р. Ирбит в р. Ница (бассейн Оби), в 204 км к северо-востоку от Екатеринбурга. Ж.д. станция.

Территория (кв. км): 64

Информация о городе Ирбит на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Основан в 1633 г. как Ирбейская слобода в устье р. Ирбей; позже в употреблении закрепляются формы Ирбитская слобода и река Ирбит. Первичен гидроним, имеющий татарское происхождение; в нём допускается сочетание татарского ир “мужчина, герой, богатырь” и башкирского бий “родовой вождь, бей”, возможно, употреблявшееся как антропоним.

С середины 17 до конца 19 вв. крупный центр торговли (в т.ч. пушной) Европейской части России и Сибири (в 1643-1929 гг. ежегодно проходила Ирбитская ярмарка, вторая по товарообороту в России (после Нижегородской), в 1870-80-х гг. оборот достигал 60 млн. рублей. Ирбитская ярмарка была официально утверждена в 1743 г., длилась с 1 февраля по 1 марта. Значительная часть жилых помещений Ирбита заселялась лишь на 2 месяца – ярморочный и ближайший к нему.

С 1775 г. город Тобольской губернии, с 1781 г. уездный город Екатеринбургской области Пермского наместничества, с 1796 г. в Пермской губернии.

В 1856 г. в уездном городе Ирбит Пермской губернии насчитывалось 3 церкви, 784 дома, 597 лавок.

С конца 19 в., оказавшись в стороне от Транссибирской ж.д. магистрали, начал терять торговое значение. Последняя Ирбитская ярмарка была проведена в 1929 г.

В годы довоенных пятилеток Ирбит превратился в индустриальный центр, дополнительное развитие получил после эвакуации промышленных предприятий в годы Великой Отечественной войны 1941-45.

Экономика

Заводы: мотоциклов, стекольный, химико-фармацевтический, агрегатный, кирпичный. Швейная фабрика, лесоперерабатывающие предприятия.

В Ирбитском районе мясомолочное животноводство, птицеводство.

Основные предприятия

СТЕКОЛЬНАЯ И ФАРФОРО-ФАЯНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

МАСЛОСЫРОДЕЛЬНАЯ И МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Культура, наука, образование

Драматический театр (осн. в 1846). Краеведческий музей (осн. в 1883). Ипподром (с 1903).

В Ирбите неоднократно бывал писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, описавший в сових произведениях Ирбитские ярмарки (“Штучка”, “Приваловские миллионы”). Воспоминания о ярмарках в ирбите также оставили А.Н. Радищев, натуралист И. Гмелин.

ВУЗы города

Музеи, галереи, выставочные залы

Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
623850, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Елизарьевых, 28 в
Телефон(ы): (34355) 6-37-96

Ирбитский историко-этнографический музей
623409, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Кирова, 50
Телефон(ы): (34355) 2-3369

Архитектура, достопримечательности

С 1821 г. Ирбит застраивался по ген. плану с лучевой системой уличной сети. В старой части города сохранились ярмарочная площадь с расходящимися от неё улицами. Сохранились бышие купеческие дома.

В окрестностях города – Ирбитское городище (11 в.). Памятник природы – Вязовая роща.

guriny

Журнал Александра Гурина

О бересте и не только

Два дня назад приехали из Ирбита, с ярмарки. Впечатлений много, всё пока в голове не уложилось. Жара, шум, много людей и не слишком удачливая торговля. От всего этого нужно отдохнуть. Чем мы сейчас и заняты. Отдыхаем.

Я нашёл эти кадры в “Яндекс-фотках”. Нашёл чисто случайно. Посмотрел, что там есть под меткой “Ирбит”. И вот нашёл. 1955-й год. “Белка” на улицах Ирбита. Про “Белку” и её печальную судьбу я писал ещё два года назад, когда описывал Ирбитский музей мотоциклов. Напомню, что “Белка” была оригинальным проектом НАМИ. Выпускать этот красивый автомобиль должны были на Ирбитском мотозаводе. Здесь же, в Ирбите, собрали и пять опытных образцов.
Ни один из тех пяти образцов до нашего времени не дожил. Не нашёл я в Интернете и ни одного фото “Белки” на родных для неё ирбитских улицах. Пока не встретил это. Фотография из архива главного инженера Ирбитского мотозавода Николая Наумовича Костарева. Рядом с машиной сам Н.Н. Костарев, разработчик системы охлаждения двигателя “Белки”. Он тогда ещё не был главным инженером.

“Белка” на улицах Ирбита 1955-й год.

И ещё одно фото старого Ирбита. 7-е ноября 1967-го года. Октябрьская демонстрация. В городе мотоциклов, естественно, самое главное- это мотоциклы. Во главе октябрьской колонны именно они. Сразу за знамёнами. А на заднем плане Сретенский собор. У меня ещё будет пост, посвящённый современному виду и состоянию этого храма.
В 1967-м году собор уже был частью завода автоприцепов, но судя по всему, котельной в нём ещё не было. Во всяком случае, огромную дымовую трубу, которая “растёт” прямо у стен храма, тогда ещё не построили. Башенки с малыми куполами были уже разрушены, зато барабан главного купола ещё цел. Потом разрушили и его. На эмблеме завода можно разглядеть буквы ВСНХ. Эмблему эту изготовили ещё во времена хрущёвских Совнархозов. Кстати в 1967-м году ни Хрущёва, ни совнархозов уже не было.

Праздничная колонна ИМЗ 1967-й год.

Ну и ещё две фотки из той же эпохи. Ирбитский броневик с революционными матросами. Жители города Ирбита издавна были увлечены яркими театрализованными шествиями. И полвека спустя ничего по сути не изменилось. Правда вместо броневика теперь ярмарочный кораблик. Но его точно так же везут по тому же самому месту. И над корабликом точно также возвышаются герои ушедших времён и приветствуют публику.

“Крестьяне старых времён”. Потихоньку идут к Пассажу, потрясая косами, граблями и вилами. На переднем плане лошадь с сохой. Как они её по асфальту-то тащили? Скрежет, наверное, стоял на весь Ирбит. В наше время место этих “крестьян” заняли мы, мастера народных промыслов и торговцы в национальных костюмах. Показ народных костюмов – неизменная часть Ирбитской ярмарки.

Вопрос с сохой разрешился просто. Кстати, это не соха, а плуг. Лемех плуга висит в воздухе и асфальт не царапает.

А это оригинальная задумка самих ирбитчан. Парад сельскохозяйственной техники. Нигде больше я не встречал упоминаний о таком. Парад мирных тракторов и комбайнов – это грандиозно.

“Кировец” с прицепом, на котором возвышается бульдозер смотрится не хуже, чем военный тягач с ракетой.

Ну, вроде всё. Все фотографии взяты из собрания Михаила Костарева. Вот отсюда. О ярмарке скоро напишу.

Ссылка на основную публикацию