Канченджанга Гималаи и Непал, фото и описание

Гималаи. # 93 [Канченджанга]
1936

НазваниеГималаи. # 93 [Канченджанга]
Год1936
Где находитсяМузей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размерыКартон, темпера. 60.5 x 99 см.
ИсточникАтриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание1.0174

А еще в гостиной старого дома висела на стене картина, с самых ранних лет приковывавшая к себе внимание мальчика. На картине была изображена величественная гора в лучах закатного солнца. Лишь спустя много лет выяснилось, что это было изображение Канченджанги — священной вершины, с которой в Индии связано так много легенд и поверий. «Была у нас старая картина, изображавшая какую-то величественную гору и всегда особенно привлекавшая мое внимание. Только впоследствии из книги Брайан-Ходсона я узнал, что это была знаменитая Канченджанга»1

———————————–
1 Рерих Н.К. Индия // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 115.

Канченжданга (1924 г.)

Вот какие строки посвятил художник этой вершине: “Канченджанга – священная вершина Гималаев. Здесь складывались вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества. Здесь из облачного бурления вздымалась блистающая Лакшми для счастья мира. На вершинах Сиккима в гималайских отрогах среди ароматов балю и цвета рододендронов лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченжданги и сказал: “Там находится вход в священную страну Шамбалу. Подземными пещерами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовётся эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ Мира. Какие это сокровища? Золото, алмазы, рубины? Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: “Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество”. Конечно, не физическою, но духовной пищей. На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. В одной из пещер находится статуя Падмы Самбхавы – Великого Учителя Тибета, а за нею виднеется каменная дверь – никем никогда не открытая.

Давайте пойдем в горы Индии! Война залила мир кровью. Засухи и дожди нарушили вечный порядок. Голод показал своё лицо. И опять с высочайшей горы, горы “пяти сокровищ”, в ветре и громе, в сверкании молнии мы слышим забытое: “От многих тревог давайте отправимся в Индию”. (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи, Сердце Азии)

Еще мальчиком Рерих часами простаивал перед картиной, которая висела в Изварском доме – усадьбе Рерихов под Петербургом. На полотне была изображена Канченджанга в закатных лучах Солнца. Мальчик часами вглядывался в контуры непостижимо высокой горы. Спустя много лет она выросла перед ним из тумана: “Нигде нет такого сверкания, такой духовной насыщенности, как среди этих драгоценных снегов. Сюда шли великие отшельники, ибо где же в два перехода можно подняться от тропической растительности до вечного снега. Все стадии напряжения сознания здесь.

На высотах 11 тыс. футов Тонкое тело приобретает особое качество. С увеличением высоты уменьшается количество пищи, сокращается сон. Горы, это начало, выводящее из низших земных условий, из обычных требований Земли. Для земных тел каждая тысяча метров возносит в особые условия. Нельзя горные условия искусственно сводить к земным привычкам.” (Живая Этика)

Много прекрасных легенд связано с этой горой.

За канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака огня.

Н.Рерих. Шамбала. Сокровище снегов

Под Канченджангой притаились пещеры, где хранимы сокровища.

Н. Рерих. Пути Благословения. Струны земли

За Канченджангой в подземельях и до сих пор пребывают затворники, и только дрожащая рука, протянутая по условному знаку за пищей, показывает, что физическое тело еще не отошло.

. Канченджанга одинаково обращала внимание как тибетцев, так и индусов. Здесь складывались вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества. Здесь из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира.

Н.Рерих. Сердце Азии. Сердце Азии

На вершинах Сиккима, в гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал: «Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там».

Н.К. Рерих. Сердце Азии.Шамбала.

Далеки еще пещеры Канченджанги, где хранятся сокровища.

В одной из пещер находится статуя Падма Самбхавы (Учитель Тибета), а за ней виднеется дверь, – никем, никогда не открытая.

А они говорят: « Ничего сокрытого не осталось!»(…)

Под Канченджангой притаились пещеры, где хранимы сокровища. В каменных гробах молятся пещерники, истязая себя во имя будущего. Но будущее уже овеяно солнцем. Уже не в тайных пещерах, но в солнечном свете почитание и ожидание Майтрейи Будды. Уже три года как Таши-лама в своем Ташилумпо торжественно и явно воздвиг великое изображение грядущего, идет незримая, напряженная работа».

Н.К. Рерих. Пути благословения, «Струны земли»

…Все взоры обращены туда, где выше облаков вздымаются величественные белые вершины. Возносятся, как особая заоблачная страна. Все чаяния обращены к Гималаям.

Канг – чен – цзод – нга – Пять Сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? – Золото, алмазы, рубины?

Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: “Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество”.

Конечно, вы понимаете, что Некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей.

Восходя на Гималаи, вы приветствованы именем Шамбалы. При спуске в долины то же самое великое понятие благословляет вас. Шамбала напитает человечество духовною пищей познания великих энергий.

Н.К. Рерих. Сердце Азии, с.247-248, Рига, «Виеда»,1992г.

…Пять сокровищ Канченджунги, которые указывают путь к тайному городу Шамбалы (. )

По ту сторону Канченджунги находятся старые алтари (менгиры) древнего солнечного культа. По ту сторону Канченджунги находится родник тайной свастики – знака огня. Теперь, в ДЕНЬ АГНИ ЙОГИ, элемент огня духа и все сокровища огня уважаются. Ибо легенды о героях не столь много посвящены равнинам, как горам! Все Учителя совершали путешествия в горы. Высочайшее знание, наиболее вдохновенные песни, наиболее прекрасные звуки и цвета созданы в горах. На высочайших горах существует Высочайшее. Высочайшие горы стоят как свидетели Великой Действительности.

У подножия Гималаев много пещер и говорится, что из этих пещер проходы ведут значительно ниже Канченджунги. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывается потому, что срок не наступил. Глубокие проходы ведут в прекрасную долину. Вы можете понять источник и действительность этих легенд, когда вы познакомитесь с непредвиденными образованиями в гималайской природе, когда вы лично воспринимаете, как близко вместе находятся ледники и богатая растительность. Почтение простых людей к Канченджунге не удивляет вас потому, что в этом вы видите не суеверие, но реальную страницу поэтического фольклора.

Привет непокоренной Канченджунге!

Н.К. Рерих. Шамбала сияющая, «Сокровище снегов», Нью-Йорк, 1930 г.

«Канченджунга – центр и высочайшая точка одного из отрогов Больших Гималаев. Отрог сверху напоминает крест, каждая часть которого представляет собой цепь могучих вершин».

Чарльз Эвонс. Неприкосновенная Канченджунга, М., «Физкультура и спорт», 1984 г.

Вид из Дарджилинга

Helena Roerich col.; Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1949; acquisition, 1963)

Канченджанга Гималаи и Непал, фото и описание

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Материал подготовлен: Людмилой Коробешко (Mountain.RU)
По материалам www.mountainZone.com

Джинетт Харрисон. Единственная женщина, поднявшаяся на вершину Канченджанги и спустившаяся вниз живой

В Непале существует поверье, что Канченджанга – Это гора-женщина. И она убивает всех женщин, которые стремятся к её вершине. Одной из таких женщин оказалась и Катя Иванова – первая российская восходительница на Эверест. И вот в 1998 году британская альпинистка Джинетт Харрисон взошла на вершину Канченджанги (8586м), став первой женщиной, покорившей эту третью по высоте вершину в мире. Ей удалось спуститься живой со склонов этой суровой горы и даже опубликовать подробности этого восхождения. Однако, через полтора года другой восьмитысячник унес ее жизнь.

Читайте на Mountain.RU:
Жан-Кристоф Лафай. Интервью
Любовные игры со смертью. Нанга-Парбат
Впервые без кислорода. Райнхольд Месснер. Эверест
Легенды альпинизма. Курт Димбергер
Легенды альпинизма. Герман Буль
Американцы на К2
ЭВЕРЕСТ 2001, Евгений Попов, г. Томск
В ГИМАЛАЯХ. Дхаулагири, Евгений Попов, г. Томск
Анапурна. Траверс, Сергей Стрижак, г. Одинцово

“14 мая 1998 года. Мы чувствовали, что скоро отправимся на штурм вершины. Мы были полны оптимизма. Погода стояла отличная, и японская команда уже отправилась на штурм вершины двумя днями ранее. Но когда мы прибыли в Лагерь 1, наш оптимизм быстро испарился – пропала одна из наших палаток! После долгих поисков мы обнаружили ее в трещине на 400 м ниже лагеря. Как выяснилось, ее сдуло вниз по леднику сильным порывом ветра, вызванным большой лавиной на Ice Building. Палатка оказалась в нормальном состоянии, так что мы могли продолжить восхождение.

На следующий день мы снова поднялись по Ice Building. Перильные веревки были порваны, так что нам пришлось их как-то восстанавливать. В эту ночь в Лагере 2 ужасно завывал ветер, и по скальному поясу постоянно сходили микролавины, засыпая вход в нашу пещеру. Нам три раза приходилось подниматься ночью и откапываться, чтобы не задохнуться. Во время вечерней связи мы слышали, что японцы взошли на вершину в этот день. Мы порадовались за них и за то, что, видимо, погода улучшилась.

Выше скального пояса мы продвигались в хорошем темпе: идя в альпийском стиле, поставили лагеря на 7400 и высотный штурмовой лагерь на 7800 рядом с большим валуном, приблизительно в 50 метрах ниже “Круассана” (названного так из-за своей причудливой формы). Из снега торчали остатки прошлогодних палаток. Состояние снега заметно улучшилось после того, как ураганные ветры обнажили верхнюю часть горы. Мы были готовы к штурму вершины. Нам была видна палатка японцев над нами сразу под “Круассаном”, но, что странно, самих японцев не было видно. Мы полагали, что увидим их вторую штурмовую команду, спускающуюся сегодня. Мы оставили свои рации в снежной пещере, чтобы не тащить лишний вес, так что понятия не имели о той драме, которая происходила чуть выше нас.

Читайте также:  Озеро Эльгыгытгын на Чукотке, тайны и загадки

В эту ночь я плохо спала: я лежала без сна и думала, когда же я, наконец, смогу прекратить претворяться спящей и зажгу горелку. Мы встали около трех. Я впихнула в себя немного овсянки, и меня тут же стошнило. Начинаются радости высотных восхождений! Я смертельно замерзла, и мне потребовалась вечность, как мне казалось, чтобы залезть в ботинки и кошки и справить нужду. Выйдя из палатки, я смогла насладиться окружающими видами. Было 5 утра, солнце только начинало вставать и освещать потрясающие виды Эвереста, Лхоцзе и Макалу, поблескивающие в розово-оранжевом утреннем свете. Мне очень хотелось сделать снимок, но я не могла рисковать снять верхонки и поморозить пальцы. Крис и Джонатан уже вышли, Тим шел чуть позади них. Гари и я последовали за ними.

Траверсируя под “Круассаном”, мы обнаружили, что то, что мы вчера приняли за торчащий камень, было на самом деле телом – уже можно было разглядеть ботинки с кошками, торчащие из снега. Я старалась убедить себя, что это был прошлогодний труп, но когда мы стали подниматься по кулуару справа от “Круассана”, стало очевидным, что это был один из японских восходителей. Мы прошли мимо второго тела, сидящего в снегу и все еще пристегнутого к веревке, его шапка была натянута на лицо. Поднявшись выше, мы услышали шум вертолета где-то ниже нас. Мысли и эмоции крутились вихрем в моей голове – сколько еще трупов мы встретим на пути? Есть ли на верху еще пострадавшие? Что вообще произошло? Можем ли мы чем-нибудь помочь? Но я знала, что мы ничего не можем сделать. Это был наш день восхождения; погода была отличная; мы продолжили путь.

В верхней части кулуара мы ушли траверсом вправо и вышли на солнце. Было 10 утра, мои ноги находились в окоченевшем состоянии уже 5 часов. Мы остановились, чтобы выпить и отдохнуть на солнце. Крис и Джон уже прошли большую часть траверса и были на пути к седлу. У нас ушло еще два часа на этот траверс. Когда я смотрела вниз на крутые ледовые склоны, я думала о погибших японцах и о том, смогу ли я задержаться, если оступлюсь. Мы шли не страхуясь, оставив беседки и каски в верхней части скального пояса. Гари шел все медленнее и медленнее, останавливаясь через каждые два шага, чтобы глотнуть воздуха. В 12:15, дойдя до высоты 8450м, он почувствовал, что слишком истощен и вряд ли сможет вернуться назад засветло, если будет продолжать идти вверх. Он повернул назад. Я все еще чувствовала в себе силы и решила продолжать, хотя я не представляла, сколько еще оставалось до вершины. Я волновалась за Гари, как он будет спускаться один, но так как мы шли без страховки, я понимала, что, в лучшем случае, смогу оказать ему лишь психологическую помощь. Он точно так же беспокоился обо мне, как я буду подниматься одна.

Менее часа спустя я встретила Джонатана под седлом – он поднялся на вершину в 12 часов. Он полагал, что я еще успею взойти на вершину и спуститься до темноты. Я встретила Криса и Тима немного выше – они были на вершине в 12:15 и 12:45 соответственно. Я продолжила свой путь по вершинному гребню, чувствуя себя крохотной и уязвимой. Маршрут шел далее по южной стороне гребня. Японцы навесили перила по гребню, и моя левая рука с силой впивалась в перильную веревку, в то время как мой мозг прекрасно знал, что без беседки это могло помочь только морально. Примерно в последней четверти пути по гребню есть крутой камин, забитый льдом, по которому нужно спуститься и тут же перешагнуть через провал. Я постаралась не думать о тысячах метрах южной стены подо мной и сконцентрировалась на том, чтобы точно ставить ноги и вбивать ледоруб.

Я держала направление на причудливо торчащий камень на гребне. Когда я обошла его слева, то поняла, что совершила это – передо мной развевались вершинные флаги. Но моему изголодавшемуся без кислорода мозгу понадобилась целая минута, чтобы осознать, что передо мной были следы, ведущие наверх, и мне нужно было пройти еще около 7 метров до вершины. Я дошла по следам до вершины и остановилась там со смешанным чувством облегчения и радости, что достигла этого, но огорченная тем, что не могла разделить эту вершину с Гари.

Благополучно спустившись в Базовый Лагерь, мы смогли полностью насладиться своим успехом. Четверо из нашей команды достигли вершины. Крис и Тим взошли на свой первый восьмитысячник. Джонатан теперь побывал на пяти высочайших вершинах, а я совершила первое женское восхождение на Канченджангу – последний восьмитысячник покорился женщине.”

В октябре 1999 года пришло сообщение о том, что британская альпинистка Джинетт Харрисон погибла в лавине на склоне Дхаулагири, недалеко от вершины.

Незадолго до этого Харрисон переехала из Англии в США вместе со своим американским мужем Гари Пфистерером, который был лидером экспедиции на Дхаулагири из 11 человек.

Джинетт Харрисон взошла на вершину Канченджанги 18 мая 1998 года. После этого она побывала на своем четвертом восьмитысячнике – Макалу. Кроме этих двух вершин у Харрисон есть восхождения на Эверест (вторая из британских женщин) и Чо-Ойю. Она также достигла центральной вершины Шишапангмы. Джинетт хотела стать первой женщиной, взошедшей на все 14 восьмитысячников Земли.

Восточный Непал, трек к Канченджанге и Жанну. Программа маршрута, осень 2019.

Объявляется набор в группу на треккинг в Непале, по маршруту к базовым лагерям Канченджанги и Жанну. Заявки принимаются только от участников, ранее ходивших со мной, при условии соответствия требованиям по физ.подготовке, оговоренным ниже.

Сроки:

с 20 октября по 10 ноября 2019 года

Стоимость: 1100 долларов (скидки для этого трека не предусмотрены, т.к. цены изначально рассчитаны на участников, идущих со мной по второму и более разу, а мероприятие достаточно дорогостоящее c учетом непростой логистики, спецпермитов/гидов и проч.). Подробнее про стоимость смотрите ниже.

Максимальная высота: 5200 м. Но в радиалках можно и к 6000 приблизиться, при хорошем самочувствии 🙂

Количество участников в группе: до 15 человек.

К участию в данном треккинге принимаются только люди, ранее уже ходившие со мной.

При этом, участники должны соответствовать одновременно двум условиям:

– хорошая физическая подготовка (в качестве контрольного норматива – бег на 10 км за 1 час, и это, на самом деле, весьма посредственный результат, который всего лишь позволит вам надеяться на прохождение маршрута, но, если вы хотите получать удовольствие от процесса и активно участвовать в радиалках, то десятку неплохо бы выбегать из 50 минут)

– наличие высотного опыта от 4000 метров, с ночевками от 3500 метров.

Начнем с того, что в районе Канченджанги сам я ни разу не был. Соответственно, маршрут будет носить характер разведки, со всеми вытекающими последствиями. С нами, естественно, будет местный непальский гид, знающий район и ходивший ранее по основным треккинговым тропам. Будет навигатор с закачанными картами. Будут описания, надерганные из интернета. Но будут и радиалки по местам, информация по которым крайне скудна или вообще отсутствует.

Основная идея маршрута – придерживаться основных треккинговых троп с ночевками в лоджах (без палаток), но при этом совершать как можно больше разведочных радиальных выходов в боковые долины.

Основные точки маршрута, которые планируется посетить (из тех, что на слуху): северный базовый лагерь Канченджанги, базовый лагерь Жанну, перевал Селеле Ла.

Хотелось бы охватить район по максимуму. Трехнедельный срок является для этого не вполне достаточным. Компенсировать сжатые сроки предполагается быстротой передвижения 🙂 Соответственно, переходы запланированы длительные и непростые, с жесткими наборами и сбросами высоты.

От лоджей на этом маршруте не стоит ожидать особого комфорта. Все предельно просто: далбат на обед, Hot bucket в качестве душа (и то, не везде). С электричеством местами проблемы, мобильной связи нет практически нигде.

Насколько я могу судить из описаний, состояние троп в отдельных местах также оставляет желать лучшего. Есть потенциально камнеопасные участки. Каски на голову обязательны для всех.

Отдельно стоит упомянуть про сложности с логистикой. Чтобы попасть к началу маршрута, нам придется потратить более суток в один конец, и столько же обратно. В рамках этой программы вы узнаете все (или почти все) о непальском наземном транспорте. Вы прочувствовали ласковый сарказм этой фразы и хорошо подумали, прежде чем решиться на поездку, правда ведь? Тогда вливайтесь в наши стройные ряды 🙂

Ах, да. Про портеров. Их можно брать 🙂 Но лучше не брать. Потому что они будут плакать и рыдать, слишком длительные переходы запланированы по программе. Вы-то плакать и рыдать не будете, я знаю.

День первый, 20 октября. Прилет в Катманду, слезы умиления (Внимание: прилет должен быть до 10 утра! Это связано с особенностями получения спецпермитов в район Канченджанги, потребуются оригиналы ваших паспортов с непальскими визами). Встреча со мной в аэропорту. Трансфер в забронированную гостиницу. Ступа, барабаны, время на отдых. При необходимости – докупка недостающей экипировки.

День второй, 21 октября . Рано утром – перелет в Бадрапур (лететь 40 минут). Пересаживаемся в зарезервированные джипы и едем в Тапледжунг (8-9 часов пыльной трясучки по серпантинам). Ночуем в Тапледжунге.

День третий, 22 октября. Утром садимся в джипы и едем до Чирвы (высота 1270 м), после чего еще 4-5 часов идем пешком до Лелепа(1750 м) или Сукетума (1600 м), по обстоятельствам.

День четвертый, 23 октября. Переход до Амджилосы (высота 2400 м).

День пятый. Переход до Фоле, высота 3150 м. Очень долгий и напряженный ходовой день.

День шестой. Переход до Гунзы (3450 м). Это короткий переход на 1,5 часа, после которого уставшие участники ложатся отдыхать без задних ног после предыдущего дня. У тех, кто добросовестно тренировался перед треком, возможно, найдутся силы для радиалки в направлении перевала Лапсанг, до высоты примерно 4500 м.

Читайте также:  Ньюфаундленд и Лабрадор в Канаде, фото и описание

День седьмой . Переход до Камбачена (4100 м). Спокойный такой денек. Отдыхаем перед грядущими упражнениями.

День восьмой . Сегодняшний день целиком посвящен радиалке вдоль ледника Кумбакхарна, в базовый лагерь Жанну. Идем до высоты 4700 – 4800 м. Отсюда открывается прекрасный вид на северную стену Жанну. Ту самую стену, за которую российская команда в 2004 году получила Золотой Ледоруб. Почитайте тут немного об этом восхождении: интервью с участниками восхождения на Жанну. “Мы раньше думали, что занимаемся альпинизмом. Это оказалось детским лепетом по сравнению с Жанну” – так сказал Николай Тотмянин, один из участников той экспедиции, заслуженный мастер спорта, сильнейший альпинист-высотник.

День девятый. Мы проводим в Камбачене еще одну ночь, а сегодня делаем радиальный выход по долине реки Нупчу Кхола к озерам Нупчу Покхари, до высоты 5000 м.

День десятый . Переход до Лонака (4780 м).

День одиннадцатый . Радиалка к северному базовому лагерю Канченджанги (5200 м). Про уникальную советскую экспедицию на Канченджангу 1989 года с траверсом четырех ее восьмитысячных вершин можно почитать по ссылке: воспоминания Сергея Богомолова.

День двенадцатый . Радиальный выход вверх по леднику Лонак, до высоты 5200 – 5400 м.

День тринадцатый . Спускаемся вниз в Гунзу (3450 м). Очень долгий переход, более 20 км.

День четырнадцатый . Переход из Гунзы в Церам (3870м) через перевал Селеле Ла (4650 м), который по факту представляет собой связку из трех перевалов. Возможно, самый тяжелый день на треке.

День пятнадцатый, 3 ноября. Переход в Тортонг (3000 м).

День шестнадцатый, 4 ноября. Переход в Ямпхудин (2080 м). Еще один самый тяжелый день на треке 🙂 Вы же помните, что в Непале, чтобы сильно спуститься, надо сначала сильно подняться 🙂

День семнадцатый, 5 ноября. Переход в Кебанг (1900 м)

День восемнадцатый, 6 ноября . Переход в Тарпу (1000 м). Хотя, возможно, джипы получится нанять уже в Хапу Кхоле.

День девятнадцатый, 7 ноября. Резервный день (если все будет без накладок, то этот день предполагается использовать для радиалок в окрестностях базового лагеря Канченджанги: там при желании можно подняться вплоть до 6000 м).

День двадцатый, 8 ноября. Переезд в Катманду (выезд рано утром, с расчетным прибытием в Катманду на следующее утро, ночной переезд в автобусе).

День двадцать первый, 9 ноября. Утром мы рассчитываем уже приехать в Катманду, но этот день рассматриваем также как резервный на случай задержек в дороге.

День двадцать второй, 10 ноября. В этот день вы самостоятельно добираетесь на такси до аэропорта и улетаете из Катманду к себе домой.

Примечание по программе: Программа пока предварительная. Возможно, что-то еще поменяем в процессе углубленного планирования или по ходу движения. Вариантов там много.

Расходы на поездку, общая цена вопроса.

Стоимость пакета услуг – 1100 долларов . Скидки не предусмотрены.
В стоимость пакета услуг включено:
– трансфер из Катманду до начальной точки трека (внутренний перелет до Бадрапура и переезд на частном транспорте до Тапледжунга и далее до Чирвы;
– обратный трансфер в Катманду после трека (частные джипы до Илама и местный автобус от Илама до Катманду, в котором по отзывам ехать более комфортно, чем в джипах, несмотря на то, что мы не арендуем его целиком под себя);
– разрешительная документация на треккинг (пермиты и карточки TIMS);
– мои услуги в качестве организатора и гида-проводника;
– услуги обязательного непальского гида;
– проживание в гостинице в Катманду 2 ночи (двухместное размещение);
– проживание в лоджах на треке (в большинстве случаев также двух- или трехместное размещение, но возможно 4-6 местное в отдельных случаях на высотной части маршрута);
– мои консультации перед поездкой по экипировке и любым другим вопросам, в неограниченном объеме;
– трансфер из аэропорта (за исключением последнего такси в аэропорт, которое вы оплачиваете самостоятельно).

Дополнительно оплачивается:
– авиаперелет в Непал (500 – 1000 долларов, если лететь из России);
– виза в Непал на 30 дней (50 долларов);
– питание и напитки (из расчета 20 – 30 долларов в день при трехразовом питании, в зависимости от аппетита);
– медицинская страховка (около 100 долларов);
– горячий душ и зарядка аккумуляторов в лоджах на треке, иные мелкие личные траты;
– расходы, связанные со сходом участника с маршрута (индивидуальное проживание, индивидуальные переезды и т.п.)
– такси до аэропорта Катманду на обратном пути, 6 долларов за машину (участники улетают обычно разными рейсами и в разные дни, поэтому обратный трансфер из гостиницы до аэропорта я не обеспечиваю: к концу поездки люди уже осваиваются в Непале, и нанять такси самостоятельно не вызывает ни у кого проблем, машины постоянно дежурят у гостиницы)

Примечание: вышеуказанная стоимость не зависит от количества людей в группе. Недобор людей – это мои собственные риски, трек состоится в любом случае, я туда и один готов пойти.

Стоимость пакета услуг оплачивается в стопроцентном размере в день нашей с Вами встречи в Катманду. Жители Санкт-Петербурга могут оплатить заранее при встрече со мной (если есть желание).

Про вопросы проживания и питания на треке, требования к участникам, необходимые документы, подготовку к треку, экипировку и некоторые другие полезные вопросы можно прочитать здесь.

Канченджанга

Канченджанга (Kangchenjunga)

Канченджанга — горный массив в Гималаях, главная вершина которого, высотой 8586 м над уровнем моря, является третьим по высоте восьмитысячником мира. Гора расположена на границе Индии и Непала, является наивысшей точкой Индии. Долгое время горный массив Канченджанга считался самым высоким в мире, но лишь в 1856 г. точные измерения дали основание считать его третьим по высоте.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Канченджанга

Основные моменты

Название вершины Канченджанга в буквальном переводе с тибетского языка (Канг-чен-дзе-нга) означает «сокровищница пяти великих снегов» или «пять хранилищ больших снегов».

Под «великими снегами» местные жители подразумевают пять крупных ледников, протянувшихся по склонам пяти отдельных пиков Канченджанги.

Четыре пика горного массива — Канченджанга Главная, Канченджанга Южная, Канченджанга Средняя (на границе северной части Сиккима и Непала) и Канченджанга Западная (Ялунг-Канг) в непальской зоне Мечи — поднимаются выше 8000 м.

Массив Канченджанги сложен твердыми горными породами: гнейсами, гранитами, кристаллическими сланцами возрастом от полумиллиона до миллиарда лет.

В снегах и ледниках Канченджанги берет начало крупная река восточного Непала — Тамур, известная всем любителям экстремального водного туризма. Она стекает по склонам Канченджанги в южном и юго-западном направлениях.

За счет большой протяженности Канченджанги на ее склонах представлены три природных зоны: саванн и лугов Тераи-Дуара, восточно-гималайских широколиственных и хвойных лесов (до высоты 3650 м), а также восточно-гималайских альпийских лугов, кустарников и высокогорных пустынь (выше 3650 м). В лесах растет ель, пихта, можжевельник, клен; у подножия обитает малая панда, кабарга (мускусный олень), выше — снежный барс-ирбис, гималайский козел-тар и леопардовая (бенгальская) кошка.

Для охраны хрупкой природы Канченджанги создано несколько заповедников и национальных парков, самый известный из которых — биосферный заповедник Канченджанга в индийском штате Сикким.

Население районов, прилегающих к Канченджанге, почитают этот горный массив как священный. Лепча — коренной народ индийского штата Сикким — тысячи лет хранит предания о Канченджанге. В их мифологии Канченджанга представлена как гора не земная, а скорее небесная, куда переселяются души скончавшихся людей. Для лепча пики Канченджанги — родина первых гималайцев, а ледники Канченджанги, согласно местным легендам, дали богу Ташетингу материал для сотворения первого мужчины Фуронгтхинга и первой женщины Назонгньи.

Древние предания предупреждают: с Канченджангой шутки плохи. В доказательство приводится сказание о том, как предки лепча решили было построить у подножия Канченджанги башню, что вершиной пронзила бы небо. В качестве строительного материала использовалось то, чего у лепча всегда было в избытке — глиняные горшки. Но когда башня обогнала по высоте Канченджангу, люди перессорились, перебили горшки у основания башни, и та рухнула, многих придавив. Выжившие разбежались по долинам Гималаев.

Горный массив Канченджанга находится в Восточных Гималаж, в южном отроге Главного Гималайского хребта, на границе Непала и индийского штата Сикким.

Гора повышенной опасности

Список покорителей Канченджанги невелик: склоны горы крайне трудны для восхождения. Далеко не все альпинисты, отважившиеся отправиться в путешествие, смогли вернуться назад.

История исследования Канченджанги началась еще в XIX в. Первые наброски склонов Канченджанги и прилегающих долин были сделаны тибетским исследователем Ринзином Намгьялом в середине 1880-х гг.

Первая серьезная попытка восхождения к вершине Канченджанги была предпринята в 1905 г. экспедицией под руководством англичанина Али-стера Кроули (1875-1947 гг.). Альпинисты добрались до высоты 6500 м, хотя сам Кроули, человек, известный своей эксцентричностью, утверждал, что его команда поднялась до 7600 м. Как бы там ни было, участники экспедиции не смогли достигнуть вершины Канченджанги из-за серьезной опасности схода лавины.

В течение последующих пяти десятилетий как минимум шесть экспедиционных групп отправлялись в путешествие по склонам Канченджанги. Однако настоящий прорыв был сделан 25 мая 1955 г. участниками британской экспедиции Джорджем Бэн-дом и Джо Брауном. Они первыми поднялись на Канченджангу, причем избрали именно тот маршрут, которым за полвека до них поднимался Алистер Кроули. Экспедиция едва не погибла под мощным ледопадом. Однако на самую высокую точку горы они не ступили, остановившись на несколько десятков метров ниже, чтобы не нарушать покой вершины. Таково было условие, которое им поставил Таши Намгьял (1893-1963 гг.) — чогьял (король) Сиккима из династии Намгьялов, предоставляя разрешение подняться на гору, священную для буддистов и индуистов. С тех пор все покорители Канченджанги следуют этому правилу.

В 1989 г. участникам Второй Советской гималайской экспедиции впервые в истории удалось пересечь четыре восьмитысячных вершины Канченджанги. Для прохождения маршрута они разделились на две группы, каждая из которых прошла по две вершины.

Непальцам известна старая легенда о том, что Канченджанга обладает характером женщины и, чтобы избавиться от соперниц, лишает жизни всех альпинисток, которые пытаются подняться на ее вершину. Первой альпинисткой, которой удалось подняться на Канченджангу и остаться в живых, стала англичанка Джинетт Харрисон в 1998 г. Благодаря ей Канченджанга лишилась печальной славы единственного восьмитысячника, который не был покорен женщинами-альпинстками. Судьба Джиннетт трагична: спустя полтора года она погибла во время восхождения на гималайскую вершину Дхаулагири. Тем не менее ее примеру последовали другие альпинистки: с 1998 г. еще трем женщинам удалось покорить Канченджангу.

Читайте также:  Остров Бали где находится остров на карте мира

В силу того что восхождение на Канченджангу связано с серьезным риском, до сих пор этот горный массив не исследован до конца, из-за чего сохраняется вероятность возникновения непредвиденных ситуаций во время путешествия. Последние жертвы загадочной горы — пятеро участников международной экспедиции, в 2013 г. пропавших на ней во время восхождения.

Неприкосновенная гора Непала Канченджанга в Гималаях

В индийском пограничном штате Сикким находится гора Канченджанга. Непал находится по другую сторону границы, проходящей по горному склону.

На самом деле, речь идёт не об одной горе, а о целом горном массиве, включающем пять вершин, четыре из которых поднимаются на высоту свыше 8 тысяч метров. Именно поэтому название хребта переводится как «Пять сокровищ великих снегов».

Массив Канченджанга

Перечислим вершины, входящие в систему Канченджанга в порядке повышения высоты:

  1. Кангбачен — 7902 м.
  2. Центральная Канченджанга — 8478 м.
  3. Южная Канченджанга — 8491 м.
  4. Ялунг-Канг, или Западная Канченджанга — 8505 м.
  5. Канченджанга Главная — 8586 м.

Третьим по высоте восьмитысячником мира является пик Главная Канченджанга. На карте можно увидеть, что в горный массив входит ещё множество пиков высотой от 7 до 8 тысяч метров, а все вершины восьмитысячники соединены между собой гребнем, который протянулся с запада на восток.

Туризм

Хребет привлекателен, прежде всего, для альпинистов. Однако и любители других видов активного отдыха найдут для себя точки приложения. Ледники дают начало достаточно крупной и бурной реке Тамуру, которая стекает по непальским склонам массива. Она известна всем любителям рафтинга в Гималаях.

Разнообразны природные ресурсы массива. Здесь находятся несколько климатических зон с богатым растительным и животным миром. Саванны и луга переходят в широколиственные и хвойные леса, а на высоте сменяются сначала альпийскими лугами, а затем каменными и ледяными пустынями.

Из флоры широко распространены клён, можжевельник, ель, пихта. Фауна представлена пандой, различными видами оленей и горных коз. Из хищников встречаются снежный барс и бенгальская леопардовая кошка.

На склонах хребта находятся несколько национальных парков и заповедников. А красота заснеженных вершин неоднократно вдохновляла художников, среди которых Василий Верещагин, Николай и Святослав Рерих.

Для тех, кто хотел бы увидеть неповторимые вершины, но не силён в альпинизме, есть разнообразные треккинговые туры как с индийской, так и с непальской стороны массива. Пеший переход — один из способов понять какова Канченджанга. Фото, снятые в этом походе, станут украшением альбома любого путешественника.

История покорения

Первое восхождение на Канченджангу произошло в 1955 году. Вершины достигли два англичанина, Джордж Бэнд и Джо Браун. Любопытно, что на самую высокую точку горы они не поднялись: такова была воля сиккимского короля, который дал англичанам разрешение взойти на гору, являющуюся священной для его подданных. Запрет объяснялся нежеланием нарушать «покой вершины».

Дело в том, что местные жители воспринимают гору, как живое существо женского пола, обладающее довольно капризным характером. В частности, она очень ревниво относится к попыткам её превзойти. Существует легенда, что некогда люди решили построить из глиняных горшков башню до небес. Но когда башня стала выше вершины Катченджанги, самолюбивая гора рассорила людей. Итогом ссоры стало обрушение башни.

После первой экспедиции традиция не подниматься на самую вершину, а останавливаться в нескольких десятках метров ниже стала обязательной для всех альпинистов, поднимающихся на этот восьмитысячник.

Кстати, после покорения горы, руководитель британской экспедиции, знаменитый альпинист Чарльз Эванс написал замечательную книгу «Неприкосновенная Канченджанга», в которой рассказывается об этапах этого непростого восхождения.

Легенды горы

По мнению местных жителей, гора с женским характером убивает всех женщин, которые осмеливаются подняться на неё. Долгое время эта легенда поразительным образом оправдывалась. Так, в 1991 году Мария Франтор и Жозе Розман попытались стать первыми женщинами, покорившими третий восьмитысячник мира.

Обе погибли — тела альпинисток были обнаружены недалеко от вершины. На следующий год здесь же погибла очень опытная польская альпинистка Ванда Руткевич, на счету которой был подъём на Чогори — второй по высоте после Джомолунгмы восьмитысячник.

Ещё через два года под лавиной гибнет Екатерина Иванова — заслуженный мастер спорта, первая советская альпинистка, поднявшаяся на Эверест. В том же году при попытке восхождения смерть настигает болгарскую альпинистку Иорданку Дмитрову. Наконец, в 1998 году англичанке Джинетт Харрисон удаётся живой подняться на вершину и спуститься с неё. Казалось бы, список смертей альпинисток, поднимавшихся на Канченджангу прерван. Но через полтора года альпинистка погибла при восхождении на Дхаулагири.

И всё же на сегодня есть несколько живых альпинисток, побывавших на вершине мстительной горы:

  • австрийская скалолазка Герлинде Кальтенбрюннер;
  • полька Кинга Барановска;
  • кореянка О Ын Сон;
  • испанская альпинистка Эдурне Пасабан.

Горный поход по Гималаям в окрестностях Канченджанги

Горному походу 3 к.с. в окресностях Канченджанги под рабочим названием «По следам Дока и Турика» посвящается.

Почему именно «по следам», а не что-то свое? Очень просто. Мероприятие планировалось как официальный горный поход, 3-4 к.с., с выпуском в МКК. Пара потенциальных участников была со справками за горную четверку, еще пара – с двойками-тройками и с третьим разрядом по альпинизму, и еще двое – с горными пятерками. Т.е. формально состав не слишком звездный, и пытаться оформить для такой группы первопрохождения перевалов 2а-2б было бы абсолютно дохлым номером, я когда-то уже пробовал. Выпуском того похода поочередно занималось три МКК, и в результате справку за руководство мне так и не выдали 🙂 С тех пор зарекся навсегда.

А тут – Турик прошел, Док задокументировал и обнародовал вполне интересный маршрут. В наличии фото долин, описания перевалов – пусть не техенические, скорее лирические, но имеются. Есть что принести в комиссию на выпуск похода. А чтобы не совсем уж повторяться – идти этот маршрут решили в обратном направлении и раза в два быстрее 😉 На мой взгляд так получалось логичнее – сложность и высота препятствий постепенно возрастает, у группы по ходу нарабатывается опыт и акклиматизация, рюкзаки так же постепенно легчают.

Нитка маршрута: Катманду-Тапледжунг-Чирва транспортом, далее пос. Лелеп – пос. Олачунг Гола – р. Сингенгма – пер. Бета – пос. Янгма – р. Пунджанг – пер. Альфа – пос. Лхонак – пос. Камбачен – дол. Кумбхакарна – лед. Мерра – в. Мерра центральная – пос. Камбачен – пос. Гунса – пос. Лелеп пос. Чирва и далее на транспорте. На выпуске нам еще дописали радиальный выход на озеро Sinjengma Pokhari для акклиматизации и в качестве разминочного препятствия 1А, все остальное утвердили без изменения. И понеслось.

Билеты в Непал, как обычно, предлагали Air Arabia и Fly Dubai. У первых получалось дешевле, к тому же по тарифу Smart Fare можно было взять по 35 кг багажа на человека плюс ручная кладь, что как раз соответствовало нашим рюкзакам 🙂 Большая часть группы эти билеты и купила, примерно по 550 долларов туда-обратно. Как вдруг, за месяц до старта, в марте, объявила о распродаже Fly Dubai. Там перелет был не из Киева, из Одессы, зато получалось по 250-300 долларов, в зависимости от даты. И двое самых неторопливых полетели Дубаями. С багажом всего 20 кг, правда.

С этим Smart Fare вышла засада. Таки да, на человека можно провозить по 35 кг зарегистрированного багажа, но не более 32 кг один предмет. Никто этого, естественно, в описании тарифа не увидел. Спаковали рюкзаки по 34.9 кг, замотали пленкой, поверху скотчем еще, с трудом дотащили на чек-ин – а там говорят перевес, перепаковывайте. Дескать грузчик такой вес не поднимет. А куда его перепакуешь? Вынуть три кг из рюкзака не проблема, хоть и жалко пленку резать. Но маленьких сумочек, в которых можно эти 3 кг сдать отдельным предметом, ни у кого с собой нет. Вобщем, пришлось проявлять фантазию 🙂

В Катманду все пошло по стандартному сценарию. Приехали, поселились, и я пошел оформлять пермиты и билеты. Остальные пьют чай на крыше – привыкают к высоте 😉

Документы нам выправлял Раджендра, рекомендованный теми же Доком и Туриком. Взял по 50 баксов за пермит (30 государству, 20 себе за услуги и за вписывание фиктивного гида) и еще сверх того по 2200 рупий билет на прямой автобус Катманду-Тапледжунг. Ходит этот транспорт раз в сутки, отправляется около двух часов с Kalanki bus Station.

Вернулся, попили еще чаю, теперь в комнате, поближе к источнику кипятка. Кстати – в непальскую розетку можно вставить два кипятильника одновременно, что существенно ускоряет процесс 😉

И начался шопинг.

Обошли все магазины, посмотрели, потрогали, приценились. Забили в ЖПС лучшие точки.

Пошли на второй круг, слегка поторговались, померяли, подумали.

Третий круг – уже адресно, здесь берем панамки, тут пуховки, там штормовки. А еще спальники, палки, перчатки, носки. С торгом до упаду в каждом следующем магазине. Выбили такие цены, каких не бывает вообще. По-моему, продавцы ниже себестоимости отдавали, только чтобы избавиться от этой орды, мешающей нормальным покупателям 🙂

Качественный пух, как обычно, нашелся ровно в одном месте – моем любимом The base camp. Мы и перед прошлыми треками в нем затаривались, и сейчас основные суммы тут оставили.

На следующий день еще немного с утра пошопились, но уже без азарта, по мелочам. Главная задача была – запихнуть в рюкзаки все купленное вчера. Мой, в результате, не проходил в двери, а в корридоре упирался в потолок 🙂 И вторая задача – довезти это все до автобуса. Два такси на семь человек и семь рюкзаков. Бедные машинки просели днищами до асфальта, когда мы в них загрузились. И ползли медленно-медленно, осторожно-осторожно.

Ссылка на основную публикацию