Кашкулакская пещера в Хакасии, подробная информация

Кашкулакская пещера или пещера чёрного дьявола в Хакасии

Кашкулакская пещера или пещера чёрного дьявола расположена на территории Ширинского района Хакасии. Кашкулакскую пещеру ещё называют пещерой Чёрного шамана или пещерой Белого шамана. В ходу все эти названия. Различные названия связаны с различными легендами об этой пещере.

Широкую известность Кашкулакская пещера получила с 1959 года, когда её обнаружили геологи. Однако местные жители знали о ней с давних времён. Эта пещера считается родовой для нескольких родов коренных обитателей этих мест, то есть хакасов.

Это не простая пещера. С давних времён шаманы в ней проводили обряды. Учёные считают, что для этих целей её использовали на протяжении последних двух тысяч лет. В Кашкулакской пещере приносились в жертву богам не только животные, но и люди.

В пещере обнаружены многочисленные кости как различных животных, так и людей. При обследовании пещеры учёные обнаружили несколько полных скелетов людей. Были ли это жертвенные подношения или просто заблудившиеся люди, никто сейчас уже не скажет.

Вот и мы во время автопутешествия по Хакасии решили посетить эту знаменитую пещеру. Взяли фонарики и поехали к пещере. Собственно далеко мы и не собирались по ней спускаться. Не такие уж мы спелеотуристы, чтобы пройти по всей пещере. Там холодно и сыро, есть крутые колодцы. Поэтому необходимо специальное снаряжение.

Это не Тавдинская пещера на Горном Алтае, куда мы ходили прямо в пляжных тапочках. Та пещера сухая и тёплая, да ещё и оборудована для туристов. Кашкулакская пещера требует подготовки и хорошего инструктора. Хотя экскурсии в пещере проходят регулярно.

Чтобы попасть в пещеру Чёрного дьявола нужно выехать из посёлка Шира в сторону Чёрного озера. Что-то всё чёрное… По асфальтовой дороге проехать 12 километров до перекрёстка. Направо дорога на село Малый Кобежиков и Чёрное озеро, а прямо дорога на Малую Сыю. Нам ехать прямо, до села Топанов километров шесть. Свернуть в селе с основной дороги влево, проехать через всё село. Выехать их села и никуда не сворачивая по просёлочной дороге проехать километров восемь — девять на юг.

Сколько точно уже не помню. Дорога сначала идёт по полям, пересекает березняки и небольшие ручейки. Потом дорога заходит в лес и идёт по тайге вдоль речки Тюрим по склону гор. Затем дорога немного поворачивает влево и обходит большой горный массив. Это ещё километра три – четыре. В результате получается, что часть пути мы едем как бы обратно. Это если смотреть по карте.

Здесь следует сказать о дороге. В дождливую погоду ехать не советую, если Вы не на внедорожнике. В сухую погоду на любой машине можно проехать, если аккуратно. Ведь проехали же мы на Toyota Platz. Встречаются на дороге и камни и лужи и натуральная гать через небольшие болотца и ручьи.

Лишь последние километра полтора дорога идёт совсем по слабо накатанному просёлку. Вы увидите стоянку, где все оставляют автомобили. До самой пещеры придётся идти пешком метров двести пятьдесят в небольшую горку. Мимо не пройдёте. Дорога приведёт прямо к пещере.

Мы ехали медленно, осторожно, так как дорожный просвет у нашей машины небольшой. Всю дорогу нас сопровождала пара голубей. Они перелетали вперёд и ждали нас на дороге. Как только мы подъезжали, они вновь перелетали вперёд. К чему бы это? Может быть показывали дорогу?

Вообще с этой пещерой связано много легенд и историй, правдивых или выдуманных. Рассказывают, что однажды в пещеру пошла группа школьников. Из группы в двадцать человек вернулись лишь две девушки. Причём обе лишились рассудка. Одна закончила свою жизнь в психиатрической лечебнице. Другая угасла в течении двух недель. Что произошло с ними неизвестно.

Вообще подобных рассказов, связанных с Кашкулакской пещерой множество. Причём есть свидетельства профессиональных спелеологов и учёных. В большинстве подобных случаев при посещении пещеры возникает ничем не обоснованный страх и люди в панике бросаются на выход.

Некоторые люди видят шамана в чёрной лисьей шапке с рогами. Он манит к себе рукой. Люди в панике бросаются вон из пещеры. Причём волнение и беспокойство испытывают не только люди, но и летучие мыши и другие животные.

Что происходит? Считают, что пещера мстит людям, нарушающим её покой. По другой легенде, рядом с пещерой когда-то жил шаман. Во время гражданской войны в начале прошлого века его убили местные белые партизаны из отряда Соловьёва. Вот может быть шаман и мстит?

Фильм “Император тайги” видели? Этот фильм как раз об этих местах и событиях. Аркадий Голиков, будущий писатель, именно здесь и получил прозвище Гайдар. Оно означает в переводе с местного вопрос: “Ты куда?” Аркадий Гайдар командовал отрядом разгромившим отряд Соловьёва.

Но, вернёмся к нашей пещере. Учёные заинтересовались феноменом беспокойства и тревоги, возникающим у людей и животных. Были проведены исследования. Выяснилось, что беспокойство и чувство паники вызывают низкочастотные колебания, не слышимые человеком.

Человек слышит звуковые колебания частотой примерно от двадцати герц до двадцати килогерц. Здесь же время от времени возникают колебания частотой около шести герц. Именно колебания такой частоты и вызывают необъяснимый страх и чувство паники. Это давно известно учёным.

Но что вызывает электромагнитные колебания такой частоты? Вопрос до сих пор остаётся невыясненным. Причём колебания возникают не системно. Колебания могут появляться каждый день, а могут повториться только через неделю. Некоторые даже предполагают, что под горой спрятан передатчик инопланетян.

Ну вот мы и добрались до Кашкулакской пещеры. Вход в пещеру располагается почти на самой вершине горы Кашкулак. Здесь у входа в пещеру, так же как и в других сакральных местах, на кусты привязывают небольшие кусочки материи, чтобы боги позволили спустившимся вернуться назад.

Недавно, перед нами в пещеру спустилась очередная группа туристов с инструктором. Вход в пещеру — это довольно большой, метра четыре шириной и метров шесть в длину провал. Вниз метров пять — шесть спускаемся по лестнице. Здесь, стоя на дне провала вижу проход с правой стороны. Высота прохода более роста человека и довольно широкий.

Всё окутано синеватым туманом или испарением. Мистика начинается прямо здесь. Начитавшись про шаманов перед поездкой, мне уже начинают казаться различные видения. А это, скорее всего, лишь туман…

Общая длина ходов пещеры чуть более восьмисот метров. Ходы пещеры спускаются в глубину горы на пятьдесят метров. Это карстовая пещера. Она образовалась в результате размыва водой мягких горных пород. Во время сильных дождей нижние камеры пещеры может подтапливать водой. Ходы пещеры располагаются в три яруса.

На первом ярусе, метрах в ста от входа есть зал, в котором и происходили обряды. Здесь видны остатки кострищ. Один ярус от другого отделён крутыми спусками метров около двадцати. Поэтому в пещеру лучше ходить в сопровождении инструктора. На нижнем ярусе расположены два грота. В одном из них и вблизи другого найдены скелеты людей.

Мы же отошли от входа метров десять и дальше не рискнули идти. Одеты не очень тепло, а из пещеры так и тянет холодом. Фонарики нужны хорошие и надёжные. Да и сыро и скользко в пещере. Может быть в следующей поездке в Хакасию мы и рискнём на такой подвиг. Сейчас же возвращаемся обратно.

Всё же впечатлений предостаточно. Смотрите сами фотографии.

Кашкулакская пещера «белого шамана» как одно из самых страшных мест на планете

Кашкулакская пещера находится на севере Хакасии и признана одним из самых страшных мест планеты. Местные жители называют её пещерой «чёрного дьявола» или пещерой «белого шамана» и этому есть своё объяснение.

Это место было культовым пристанищем древних хакасов. Здесь язычники поклонялись не только символу продолжения рода, но и и черному дьяволу. Предки приносили звериные и человеческие жертвы, чтобы задобрить злого духа. Истинность придания подтверждает найденный в пещере древние жертвенник и кострище, устроенные вокруг естественного сталагмита в форме фалоса.

Согласно этой легенде, пещера впитала в себя тёмную энергию древних шаманов, которая, остерегая свои тайны, выплескивается от случая к случаю на излишне любопытных гостей пещеры. Ещё одним подтверждением легенды являются найденные в ней человеческие останки и кости животных.

1960 годах группа студентов из 20 человек решила осуществить спуск в это забытое богами место. Спустя день из неё сумели выбраться лишь 2 студентки. Одну девушку в буйном невменяемом состоянии подобрали охотники неподалеку от пещеры. Она кусалась и кричала что-то бессвязное. Её сразу упрятали в палату для душевнобольных.

Вторую студентку случайно обнаружил наряд милиции посёлка Шира. Седовласая, с мертвенным лицом, с искусанными в кровь губами, она шла по темным улицам поселка. В руках девушка сжимала какую-то фигурку из камня, которую ни за что не хотела отдавать. Не останавливаясь ни на секунду, она что-то фанатично шептала. И эту девушку определили в дом скорби, где она в течение месяца “сгорела” от какой-то загадочной болезни. Врачи так и не смогли установить причину смерти – стремительно худевшая пациентка была хоть и безумна, но абсолютно здорова. Под матрацем умершей девушки медсестра обнаружила маленькую каменную фигурку.

С тех пор о кашкулакской пещере пошла совсем недобрая молва, но несмотря на это в ней успело побывать несколько экспедиций. Некоторые из них проходили без происшествий и люди расстраивались отсутствию “острых” ощущений. Другим же везло, но везением это назвать сложно.

Однажды экспедиция состоявшая в основном из школьников находящихся на каникулах ощутила на себе всю аномальную мощь древней пещеры. На третий день, перед сворачиванием лагеря, дети упросили взрослых в последний раз “пробежаться по пещере”.

Обойдя все ближайшие гроты и собираясь покинуть подземелье все вдруг почувствовали леденящий приступ ужаса. Школьники кинулись к выходу, расталкивая не менее напуганных родителей и учителей. Уже при свете солнца, когда страх отпустил, пионеры и их провожатые наперебой начали делиться тем, что им причудилось в глубинах пещеры. У каждого, как выяснилось, ужас имел свое “обличье”. Одни видели жуткое чудовище с туловищем медведя и с окровавленным человеческим черепом вместо головы, другие увидели огромных ворон, сидящих на груде костей, третьим “явился” отвратительный старый шаман в замызганной лисьей шапке с рогами, бьющий в бубен и производящий замысловатые телодвижения. Жестами он как будто звал к себе.

Через некоторое время после возвращения группы домой одного из участников похода, шестиклассника, нашли повешенным на чердаке собственного дома. Он оставил посмертную записку весьма странного содержания. Мальчик писал о каком-то каменном дьяволе, о темных норах и безумии. А в конце: “. умри, но помни камни”. Родители ушедшего из жизни мальчика утверждали, что эта фраза написана другим почерком.

В 1980 годах пещерой необъяснимыми явлениями Кашкулакской пещеры заинтересовались учёные из Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины. Несколько участников снаряжённой экспедиции стали свидетелями странного феномена и видели шамана, что манил их к себе. Поборовши оцепенение и страх они бежали прочь и только спустя несколько часов смогли хоть немного успокоиться. Все как один говорили про человека в мохнатой рогатой шапке со светящимися глазами.

Обобщив полученные свидетельства, ученые предположили, что все эти галлюцинации, безотчетный, панический страх, разумеется, не происки нечистой силы, а результат вполне реального внешнего воздействия. К примеру, инфразвук с частотой около 6 герц может вызвать чувство неописуемого ужаса.

В одном из гротов пещеры черного дьявола была развернута специальная лаборатория. Исследователи проводили различные измерения и ставили опыты. В результате была установлена геомагнитная аномалия. Электромагнитное поле в пещере постоянно колеблется. Еще на начальной стадии исследования ученые заметили, что среди прочих сигналов устойчиво пробивается строго определенный импульс. Иногда его фиксировали как одиночный, бывало же, что он шёл “пучками”. Причем всегда с одинаковой амплитудой. Случалось, сигнал пропадал на два-три дня, а то и на неделю, но потом неизменно возвращался.

Учёные задались вопросом: откуда берутся эти странные импульсы? После ряда экспериментов было установлено, что пробиваются они из глубины пещеры. Было решено проверить, не связаны ли эти импульсы с жуткими видениями, являющимися тем, кто оказывался в пещере. Время фиксации импульсов в точности совпало с моментом появления у людей нервозности, подавленного состояния, переходящего в панический ужас.

Импульсы оказались низкочастотными. Теми самыми, которые не воспринимаются человеческим ухом, но оказывают воздействие на психику человека. У сотрудников института не было сомнений, что импульсы такой частоты с устойчивой амплитудой колебаний способен генерировать только искусственный излучатель. Но откуда ему взяться в глухой тайге, глубоко под землей? Ученые обследовали всю пещеру, спускались в самые потаённые уголки – безрезультатно. Были догадки, что удивительный источник импульсов находится ещё глубже – под самой пещерой.

Таинственные видения учёные объясняли безобидными галлюцинациями, причиной которых могла быть какая-нибудь необычная химическая смесь, присутствующая в воздухе пещеры. Однако что это за смесь и насколько она изучена – пока не известно. Но многих интересовал единственный вопрос: почему разные люди сталкиваются с видением именно в облике шамана? Никто не смог дать ответ. Впрочем, разовые экспедиции и не могли, наверное, развеять все мифы. Начавшаяся в то время перестройка задала куда более животрепещущие вопросы и тайна пещеры черного дьявола так и осталась неразгаданной.

Читайте также:  Термальный источник в селе Кындыг, Абхазия

Видео – тайны Кашкулакской пещеры

  • 5281 просмотр

Материалы по теме

А вот ещё:

Что угрожает гибели египетских пирамид?

Египетские пирамиды и Большой сфинкс — самые древние строения в мире и единственные из семи чудес света, сохранившиеся до настоящего времени. Они простояли несколько тысяч лет, но сейчас им угрожает гибель. Как сохранить бесценное наследие Древнего Египта для будущих поколений? Существовал ли возле Великих пирамид второй сфинкс? Что мешает жителям современного Египта считаться полноценными наследниками великой цивилизации долины Нила? Обо все этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов.

«Воплощение бога-предка Атума»

«Лента.ру»: В прошлом интервью «Ленте.ру» про пирамиды Древнего Египта вы сказали, что их строительство «консолидировало население вокруг власти фараонов и скрепляло единство страны». Сооружение Большого сфинкса тоже было своего рода национальным проектом фараонов? Известно, когда этот огромный памятник появился на плато Гиза?


Роман Орехов

Роман Орехов: Он появился во времена царствования фараона Хуфу. Об этом факте косвенно свидетельствует памятник XXVI династии, так называемая «Стела дочери Хеопса» («Инвентарная стела»).

Каким образом?

Сфинкс — это воплощение бога-предка Атума, берущего под свое покровительство местность, выбранную для строительства царского некрополя. Сфинкс олицетворял идею передачи царственности — умирая, он передавал силы новому царю. Сейчас большинство египтологов сходятся во мнении, что фараон, повелевший создать эту скульптуру, в ее облике хотел увековечить собственный образ.

Многие считают, что это был фараон Хафра.

Я думаю иначе, мне ближе точка зрения германского египтолога Райнера Штадельмана и болгарского исследователя Васила Добрева. Штадельман, в частности, считает, что скульптурный канон, на основе которого высечен сфинкс, восходит не к правлению Хафры (Хефрена), а к эпохе его отца Хуфу (Хеопса). По мнению Райнера Штадельмана, изначальный проект подразумевал строительство двух сфинксов: один должен был охранять эту территорию с южной стороны, а другой — с северной.

Известный нам сфинкс стоит с юга плато Гиза, а где тогда северный его собрат?

Неизвестно: либо он не сохранился, либо его вообще не успели построить. Сохранившийся сфинкс был воздвигнут в каменоломнях Хуфу, то есть в том месте, где рабочие брали камень для строительства самой пирамиды. Но на самом деле все эти споры относительно того, чей лик воспроизводит сфинкс, не имеют значения. Важно то, что он воплощал собой бога-создателя, оберегавшего место упокоения фараонов.

Почему сфинкс сооружен в виде льва с головой человека, да еще с негроидными чертами лица?

Изображение фараона в виде льва — это древняя египетская традиция, в этом нет ничего удивительного. Что касается негроидных признаков, то они в той или иной степени присущи всем древним египтянам, особенно южанам (жители севера антропологически были ближе к европеоидам). Взять, например, изображения фараона Джосера — у него темная кожа и типичный негроидный рот. Но здесь стоит сразу оговориться, что египтяне не придавали цвету кожи абсолютно никакого значения.


Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре

У сфинкса имелась борода?

По этому вопросу ученые тоже до сих пор спорят. Я отношусь к тем, кто считает, что изначально сфинкс был безбородым и она у него появилась в более позднее время. Чтобы не возникло дисбаланса в весе, борода опиралась на основание скульптуры, на туловище сфинкса.

Когда эта борода исчезла?

Документально это нигде не зафиксировано, но это могло случиться в любое время — в правление греческих Птолемеев, при римском владычестве или уже при арабах. Фрагменты бороды нашли возле сфинкса относительно недавно.

«Общее достояние нашей цивилизации»

Нынешние жители страны ощущают свою преемственность с Древним Египтом? Я говорю про арабов, а не коптов — прямых потомков строителей пирамид.

Такое представление можно встретить разве что в элите местного общества. Для большинства населения, к сожалению, это наследие чуждо, люди воспринимают его чисто утилитарно, с точки зрения полезности в плане извлечения доходов. Хотя многие современные египтяне все же понимают, что они выживают благодаря великому прошлому своей страны.

В предыдущем интервью вы говорили, что огромное количество артефактов Древнего Египта погибло во время его завоевания арабами, которые переплавляли ценности в золото. Можно ли сказать, что именно с их приходом непрерывная египетская цивилизация закончилась? Разве нынешний Египет не представляет собой совсем иной мир с совершенно другой культурой?

Сказать, что наследие Древнего Египта полностью исчезло, забыто и растворилось в исламской цивилизации, было бы преувеличением. Но в целом вы, конечно, правы. Мусульманская культура — это не культура знака, это культура слова.

Она представляет собой культуру устной проповеди, но не буквы, изображения или иного знака. Как известно, ислам полностью отрицает изображения и знаки, но культура Древнего Египта целиком и полностью основана на изображении — на иероглифах, рисунках и прочих символах. Поэтому мусульманская религия сильно способствует отторжению нынешних жителей Египта от его древнего прошлого.

Из-за запрета изображений?

Дело даже не в этом, все сложнее. Воспитанные в мусульманских традициях, нынешние египтяне не воспринимают изображения, просто не считывают их.

Современные египетские студенты очень тяжело осваивают какую-либо информацию, потому что они выросли вне знаковой культуры

Сейчас, конечно, благодаря прогрессу ситуация постепенно меняется. Сначала признания в исламском обществе, хотя не сразу и с трудом, добились фотография и кинематограф, а теперь появились социальные сети (правда, и там преобладают контакты посредством голосовых сообщений, а не текстовых).

Удивительно, но совсем другая ситуация в Иране — это тоже мусульманское государство, но там не утратили неразрывной связи со своим доисламским прошлым. И хотя многие считают политический режим в этой стране жестким и даже теократическим, но там любят и ценят свою древнюю культуру. В Иране подрастающее поколение целенаправленно воспитывают в уважении к своему наследию — к Персеполю, столице державы Ахеменидов, относятся примерно так же, как к шиитским святыням. Современные иранцы туда ездят не как туристы, а почти как паломники.

Что нового наука еще может узнать про тайны египетских пирамид?

Я думаю, нас ждет еще немало неожиданных открытий. Ведь наука никогда не стоит на месте. Любой вновь найденный артефакт позволяет взглянуть на Древний Египет с нового ракурса. Конечно, значительная часть работы по исследованию его истории уже проделана. Сейчас про Египет опубликовали больше книг (самого разного качества), чем писали про себя сами египтяне.

Нынешний неослабевающий интерес к Древнему Египту зачастую основан на том, что современный человек часто пытается осознать себя через постижение этой цивилизации, которая во многом стала фундаментом для нашей. Поэтому пирамиды для нас становятся своеобразным маяком — именно по ним мы ориентируемся в загадочном мире Древнего Египта.

Египетские пирамиды — самые древние строения на земле и единственные из семи чудес света, сохранившиеся до настоящего времени. Угрожает ли сейчас им что-нибудь, особенно если учесть, что к плато Гиза почти вплотную подступили окраины Каира?

Изначально пирамиды были облицованы гранитными или известняковыми плитами, большинство из которых в арабское Средневековье растащили для строительства Каира. С того времени пирамиды оказались совершенно беззащитными перед эрозией, к которой теперь прибавились вредные выбросы от расположенной неподалеку обширной и стремительно разрастающейся Каирской агломерации.


Вид на пирамиды Гизы из пригорода Каира

Да, там очень тяжелая экологическая ситуация.

Это правда. Недавно пирамиду Хуфу частично обработали специальными химическими составами, которые предохраняют известняк от рассыпания. Поэтому ее состояние намного лучше, чем соседней пирамиды Хафра, которую еще ничем не обрабатывали, и поэтому с нее регулярно срываются вниз булыжники. Я своими глазами наблюдал, как некоторые ее каменные блоки постепенно разрушаются. Конечно, пирамиду Хафра нужно срочно спасать.

Почему ее тоже не обрабатывают защитными составами?

Это очень трудоемкая и дорогостоящая процедура. К сожалению, у властей нынешнего Египта с его множеством социально-экономических, политических и религиозных проблем нет на это денег. Стране должно помочь мировое сообщество, потому что Великие пирамиды и Большой сфинкс — это общее достояние нашей цивилизации, которое мы обязаны сохранить для своих потомков. Если сейчас никто не поддержит Египет в этом благородном деле, то со временем пирамиды просто погибнут.

Кашкулакская пещера — обитель черного дьявола

Можно интересоваться паранормальными и загадочными явлениями на почтительном расстоянии от них — это полезно для здоровья. А как быть тем, у кого такое явление расположено по соседству? Жители Ширинского района республики Хакасия относятся к вопросу философски — пещера Кашкулакская для них, конечно, не место для прогулок, но если не пытаться в неё проникнуть, то и она никого зря не обидит. А обижать пещера умеет серьёзно.

Ещё в советское время по кругам спелеологов и археологов бродили байки на тему ”Пещеры чёрного дьявола”, которая сильно не любила незваных гостей и ”одаривала” их смертью или сумасшествием. Несмотря на это, с каждым годом молва о Кашкулакской пещере разносилась всё дальше, и находились новые и новые смельчаки, пытавшиеся её исследовать.

Слух, рождённый в СССР

Советские времена, уверенный путь к коммунизму, Бог и дьявол придуманы попами, чтобы простой народ дурить.

Группа советских студентов-спелеологов отправляется в пещеру, чтобы посмотреть, что за место такое, куда жители района никогда не ходят, несмотря на самые заманчивые посулы. А посулы, надо сказать, не только рублёвые, выкроенные из скудного бюджета института, но и куда как более масштабные — говорят, что в пещере хранится золото Колчака (да-да, ещё одно место, где якобы закопал свой клад адмирал), или воевавшего в тех местах атамана Соловьёва.

Надо заметить, что чёрным копателям и мародёрам во все времена никакие моральные устои не были препятствием — разрывались курганы, вскрывались могилы, прямо со скелетов снимались кольца и ожерелья. Нет, не найти смельчаков для похода в Кашкулашскую пещеру (хотя известно, что туда наведываются местные жители, но тайно, чтобы получить… исцеление от болезней). А исследовать было бы интересно, поскольку в ней встречаются ритуальные принадлежности, скелеты и прочие важные для историков вещи.

Что ж, не отменять же экспедицию. 20 человек отправляется в пещеру, снаряжённые по всем правилам того времени, готовые к опасностям (ведь в пещере надо быть очень осторожным и готовым к обвалам, пропастям, скоплению опасных газов и многому другому).

Обратно возвращаются лишь две девушки. И те — можно сказать, ”наполовину”. Обе сходят с ума и умирают буквально через месяц после возвращения. Под подушкой одной из них на больничной койке находят странную каменную фигурку.

Получить официальный отчёт об этой экспедиции ни в коем случае нельзя — какие в нашей советской стране могут быть мистические трагедии? Может, девушек изначально и было лишь две, и обе помешались по причине несчастной любви — всякое бывает. А ту фигурку… Кто её видел? История передаётся из уст в уста, но никто не может сказать, было ли это на самом деле.

Проходит полгода, и снова в Кашкулакскую пещеру отправляется экскурсия из 30 человек. Все молодые, но тоже подготовленные, причём уже подготовленные и к встрече с неведомым ужасом. Проводится два спуска — пещера как пещера, ничего страшного. И, как положено в сказке, люди спускаются в третий раз. Ровным счётом ничего не случается, пока они не входят в Грот Скелетов (название, в общем-то, скорее, драматическое, чем отражающее действительность).

После этого все с криками выбегают из пещеры, едва ли не давя друг друга, забыв все правила поведения в пещере. Что произошло? Ровным счётом ничего. Но внезапно всех охватил леденящий ужас, а у некоторых случились галлюцинации. Кто-то увидел медведя с человеческим черепом вместо головы, всего в крови, кто-то — скелеты, горы костей. Но самым ужасным видением оказался старый шаман, который был сильно разгневан вторжением.
Спустя полгода шестиклассник, принимавший участие в экспедиции, кончает жизнь самоубийством. После него остаётся записка, в которой он говорит о дьяволе и каменных норах.

Что ж, мало ли что может показаться страшным ребёнку в пещере, тем более, что по какой-то причине испугались все. А, может, испугался кто-то один, а его паника передалась другим, — вот и результат. Чтобы подтвердить полную безопасность Кашкулакской пещеры, туда отправляется группа именитых учёных — со званиями и выработанным критическим отношением к действительности. Они спускаются в пещеру, проводят исследование — ни шаманов, ни дьяволов, а кости в пещере, по большей части, мелких животных, которые проваливаются в ямы пещеры. Всё нормально, а что в пещерах иногда ”чудится”, факт известный и, в общем-то, объяснимый — темнота, потеря ориентации в пространстве, лёгкая клаустрофобия и т.д.

И вдруг идущий последним в цепи учёный, Константин Бакулин, чувствует на себе чей-то взгляд. Он, по его собственным рассказам, смертельно напуган, но не посмотреть не может. И за спиной он видит шамана в лисьей шапке, украшенной рогами, тот улыбается (но его улыбка вовсе не добрая) и манит гостя за собой. Бакулина спасает лишь то, что все участники экспедиции были связаны в цепочку одной верёвкой, и, когда он подёргал за неё, его быстро вытащили. Бакулин остаётся жив, но, по его собственному признанию, видит щамана ещё долго — уже во сне.

Читайте также:  Громовище в Житомирской области на Украине

Время идёт, люди по-прежнему приходят сюда. Говорят, что шамана видят до сих пор, хотя больше жертв он за собой не уводит.

Борьба с шаманизмом в хакасийских степях

Учёные и приверженцы различных культов схлестнулись в серьёзной схватке на тему Кашкулакской пещеры — несмотря ни на что, учёные утверждают, что все явления шамана обусловлены климатическими условиями в пещерах, возможными примесями в воздухе и другими причинами. Но тот факт, что периодически люди испытывают там совершенно необъяснимый ужас, остаётся фактом. Потому что не только люди, но и летучие мыши, и даже специально принесённые для эксперимента моллюски демонстрировали недвусмысленные признаки страха в определённые моменты.

Очевидно, что нечто странное в пещере происходит — то, что нельзя объяснить современными научными методами, в том числе сильные и необъяснимые колебания электромагнитного поля. Растения возле пещеры подвергаются различным мутациям, словно находясь в аномальной зоне. После ряда экспериментов учёными было высказано смелое предположение о том, что в забитых льдом гротах Кашкулакской пещеры находится некий транслятор, генерирующий уникальное магнитное поле, которое так воздействует на людей. Ну а чёрный шаман, который появляется перед некоторыми, является голограммой, которую могут воспринимать лишь некоторые, в зависимости от особенностей психики.

А вот те, кто доверяет религии больше, чем науке, сражаются с чёрным дьяволом по-своему. Впрочем, не все боятся пещеры — туда приходят шаманы, чтобы проводить свои обряды (этот обычай жив в Хакасии). На кустах подле пещеры можно увидеть лоскутки одежды — предположительный отголосок древнего обычая вешать одежду шамана после его смерти в другом месте, что косвенно перекликается с легендой о пещере, которая обрела свои чудотворные свойства после того, как туда положили одежду одного из самых могущественных шаманов тех мест.

Там проходят некие ”испытания” мистики-любители. Одно время пещера была буквально оккупирована индусской сектой какой-то самодельной религии, которая не только устроила там нечто вроде священного места, но и весьма охотно собирала с посетителей деньги за вход.

Безденежным давали от ворот поворот, мотивируя ”нечистотой помыслов”. Кроме того, некоторое время отношение к Кашкулакской пещере было насколько серьёзным, что в 2000 году православные священники попытались уничтожить следы древних ритуалов и провести обряд освящения. И сейчас там стоят кресты, а иногда горят свечи, зажигаемые посетителями. А странные явления по-прежнему мучают умы учёных своей необъяснимостью.

Впрочем, некоторые загадки получили своё объяснение — например, беременные женщины приходили в один из гротов, чтобы испить целебной воды, капающей с одного из сталактитов, которая помогала легче рожать. Вода действительно капает, но ничего мистического в ней нет — просто полезные минералы, которых в тех местах с обычной пищей было не получить.

Суровая, но интересная реальность

Сейчас в пещеру можно свободно попасть с экскурсией, чтобы проверить, насколько там страшно (хотя если вы впечатлительны или боитесь замкнутых пространств, то лучше этого не делать, потому что можно не увидеть, но надумать себе много всякого). Тем более что пещера привлекает к себе не только мистическими историями, но и немногими сохранившимися образцами наскальной живописи (увы, их уничтожение — во многом дело рук тех, кто лично планировал поклониться духу пещеры или, наоборот, побороться с ним).

Кроме того, когда-то в пещере были захоронения, сделанные ещё до нашей эры, но большинство человеческих скелетов и даже неплохо сохранившихся мумий было вынесено или уничтожено в результате слишком многочисленных визитов как учёных, так и просто любопытных туристов, остались лишь небольшие каменные оградки. А если вы увидите там кухонную утварь наших дней, не удивляйтесь — она исполняет роль ритуальной чаши, в которой духам приносят мёд и икру.

Ещё вы увидите в пещере сталагмит в форме… в очень недвусмысленной форме, высотой в метр. Фаллосу поклонялись во многих языческих религиях как символу плодородия и новой жизни, поэтому его наличие в гроте вполне объяснимо.

Так что Кашкулакская пещера интересна в первую очередь тем, что в неё устремлялись поколения людей в течение многих сотен лет, признающие наличие некоего феномена в её недрах. Так что у вас есть шанс почувствовать весьма необычную энергетику — хотя бы от знания того, что вы побывали в одном из самых страшных мест на земле.

Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская

Тайны Кашкулакской пещеры (3 фото)

Кашкулакской пещере, спрятанной в отрогах Кузнецкого Алатау в Хакасии, уже несколько столетий из поколения в поколение передается недобрая слава. Это культовая пещера древних хакасов.

Здесь они приносили жертвы своим богам, в том числе и человеческие. «Кушкулак» в переводе на русский язык означает «пещера Черного дьявола».

Участники многих научных экспедиций, исследовавшие пещеру с полуистлевшими человеческими и звериными останками, в большинстве своем были людьми опытными и мужественными. Но практически все без исключения исследователи испытывали одно и то же чувство беспричинного, панического страха и ужаса, который постоянно охватывал их, как только они спускались в эту пещеру.

Случалось, что вдруг в какой-то момент люди, не сговариваясь, бросали снаряжение и со всех ног кидались, обгоняя друг друга, к выходу. Причем это были далеко не новички, а бывалые спелеологи, видевшие пещеры и посложнее, но ничего подобного нигде не испытавшие. Позднее, придя в себя, исследователи никак не могли объяснить происшедшее.

Но, помимо ощущений психологического дискомфорта и необъяснимого ужаса, с людьми происходили и еще более странные и таинственные случаи. Один из них произошел в 1983 году с Константином Баулиным, спелеологом, сотрудником Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины.

После нескольких часов работы люди потянулись к выходу. Константин шел в связке последним. И вдруг он почувствовал на себе чей-то пристальный взгляд и ощутил панический, ни с чем не сравнимый страх. На мгновение ученый, словно подчиняясь чьей-то чужой воле, обернулся и… замер от ужаса: метрах в пяти от себя он увидел фигуру пожилого человека, в развевающихся одеждах и в мохнатой шапке с рогами, который звал его за собой.

Расстояние между ними было небольшое, и исследователь смог отчетливо рассмотреть его горящие глаза и плавные зазывающие движения.

В первый момент ученый хотел кинуться бежать, но ноги не слушались его, и он даже сделал несколько шагов по направлению к видению. Вдруг, случайно дернув за веревку, которая связывала его с другими участниками, он словно освободился от чар и бросился к выходу. После этого случая ученый больше не спускался в эту пещеру, а человек-видение еще долго снился ему во сне и звал за собой.

По утверждению молвы, в одном из гротов пещеры обитает сам ее хранитель — древний хакасский шаман. Непрошеных гостей, нарушивших его покой, он наказывает тем, что является им во сне, а то и наяву в образе человека в диковинных развевающихся одеждах и жестами манит смельчаков вглубь пещеры. Возможно, все дело в галлюцинациях…

Резон в таком предположении, безусловно, есть. И сами галлюцинации в пещере можно было бы объяснить необычностью обстановки и воздействием на психику замкнутого пространства под землей. Но вот почему у разных людей, побывавших в пещере, появляются одни и те же галлюцинации — сказать пока трудно.

Тем не менее, ряд интересных наблюдений, которые могут пролить свет на этот феномен, все же был сделан. Так, например, в пещере приборы зафиксировали постоянное колебание электромагнитного поля.

Более того, ученые установили, что среди прочих сигналов устойчиво пробивается строго определенный импульс. Иногда его фиксировали как одиночный, а иногда он шел целыми пучками, скажем, в течение часа с промежутками в две минуты. Но всегда сигналы поступали с одинаковой амплитудой. А были дни, когда импульс вообще себя ничем не проявлял, но затем приборы его снова фиксировали.

Откуда шли эти сигналы и что являлось их источником? То, что они исходили из недр земли, стало ясно после серии исследований.

Но что служило их источником, не смогло определить даже самое современное оборудование. Ученые предположили, что сигналы, зафиксированные в пещере, природными не являются и могут исходить только из искусственного излучателя. Если это радиомаяк, то кому предназначаются его сигналы, направленные в небо?

Дальнейшие исследования показали, что появление у людей нервозности, подавленного состояния, переходившего в панический ужас, как раз совпадало с фиксацией странных импульсов.

Более того, когда на верхней площадке никого не было, магнитометр молчал, но как только на ней появлялись люди, он сразу же начинал реагировать.

Причем чем больше было людей, тем большей была сила импульса. Словно пещера знала, что есть кому демонстрировать свои тайны, есть на ком испробовать свои магические чары.

А когда стали сопоставлять факты, оказалось, что в эти же самые минуты начинали беспокойно вести себя и летучие мыши, и птицы, находившиеся в пещере. А когда туда для эксперимента внесли несколько моллюсков, они сразу же съежились.

Пытаясь объяснить эти факты, ученые предположили, что в их основе лежит какой-то внешний физический фактор, само возникновение которого связано с присутствием человека. Именно человек становится пускателем, катализатором тех весьма неустойчивых процессов, для реализации которых необходим внешний толчок. Скорее всего это и происходит в пещере Черного дьявола.

Загадки Кашкулакской пещеры

В отрогах Кузнецкого Алатау, что в Хакасии, на юго-восточном склоне горы Наш кулан («хос хулах» в переводе с хакасского – «два уха») есть пещера, которую местные жители прозвали Пещерой черного дьявола. В некоторых энциклопедиях ее называют одним из самых страшных мест на земле. И для этого есть веские основания.

Впервые об аномалиях Кашкулакской пещеры широко заговорили после того, как в 1959 году группа московских геологов случайно наткнулась на этот природный объект. По воспоминаниям одного из участников той экспедиции Егора Барковского, два десятилетия спустя организовавшего новую экспедицию в Кашкулак. геологи сумели пробыть в таинственной пещере не более десяти минут. Охваченные необъяснимым страхом, они были буквально вытолкнуты оттуда некоей неведомой силой. Когда экспедиция вернулась в расположенный неподалеку поселок Шира, местные жители объяснили геологам, что это духи пещеры не желают видеть людей в своем каменном святилище.

Старожилы рассказали гостям о том, что в глубокой древности неподалеку от горы Кашкулак протекал Золотой ручей, по которому души умерших уплывали из мира живых в мир мертвых. Рядом с ним жил могущественный шаман Золотого ручья, сопровождавший на протяжении столетий души соплеменников в страну теней. Но настал день, и шаман умер. Согласно местным поверьям, тело шамана предали огню, а его золотые одежды унесли вглубь пещеры, в которой тот при жизни совершал свои магические ритуалы. С той поры в пещере открылись ворота в потусторонний мир.

По этой причине в очень давние времена немощные старики и больные соплеменники хакасов уходили туда, дабы завершить свой земной путь. Позже, во времена «бесконечных войн» (III-VI века н. э.), в Кашкулакской пещере обитали великие жрецы сарматов, которые приносили в жертву своим могущественным богам людей и животных.

Легенда о Черном шамане

к наиболее распространенным среди местных жителей и гостей Кашкулакской пещеры относится легенда о Черном шамане. Одно из хакасских преданий повествует о том, что в начале XX века неподалеку от Пещеры черного дьявола жил старый шаман, которого местные жители очень уважали и боялись. Рассказывали, что этот шаман был столь могущественен, что мог оживлять животных, силой взгляда перемещать гигантские валуны и превращать камни в золотые слитки. В начале 1920-х годов, когда в Восточной Сибири шла Гражданская война, в тех местах объявилась банда под командованием атамана Соловьева.

Однажды жестокий “батька» схватил старого шамана и потребовал от него золото, которое, по слухам, в несметных количествах хранилось в потайных местах Кашкулакской пещеры. Шаман не только не открыл атаману, где хранятся сокровища, но и предсказал его скорую гибель. По приказу Соловьева старого шамана сбросили со скалы в глубокую пропасть. А вскоре отряд атамана попал в засаду, устроенную ужурскими чоновцами (в рядах которых служил будущий писатель Аркадий Гайдар), и был полностью уничтожен. С того времени, как повествуют местные легенды, призрак шамана всякий раз является незваным гостям пещеры, наводя на них ужас, лишая рассудка, а иногда даже и жизни.

О факте существования призрака шамана упоминает сотрудник Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины Константин Вакулин. который в составе группы исследователей в 1985 году побывал в Каш-Местный шаман кулакской пещере. По вдруг в какой-то момент ощутил на себе чей-то взгляд. В следующее мгновение его обдало жаром, а затем охватила необъяснимая паника. Находясь будто под гипнозом, мужчина повернул голову и метрах в пяти от себя увидел мужскую фигуру в развевающихся одеждах и мохнатой шапке с рогами. Шаман, глаза которого горели синеватым огнем, манил Вакулина к себе рукой. Исследователь сделал несколько неуверенных шагов, как вдруг неожиданно вспомнил молитву, которую знал еще с детства, и принялся шептать ее. Шаман стал пятиться и вскоре бесследно растворился в каменной стене.

Читайте также:  Новгородский Кремль Детинец, Великий Новгород

С конца 1970-х годов многочисленные экспедиции исследователей пытаются дать научное объяснение паранормальным явлениям, происходящим в Кашкулакской пещере. Всякий раз, оказываясь в этом таинственном месте, ученые фиксируют ряд однотипных явлений: чувство необъяснимого страха и ощущение того, что в пещере есть кто-то невидимый; визуальные миражи в виде человеческих фигур и мифологических существ; слуховые и тактильные галлюцинации. Первое подробное описание этих феноменов было сделано участниками экспедиции 1985 года. Тогда же исследователи установили в гроте Энтузиастов, особенностью которого является обилие найденных там обугленных костей людей и животных, аппаратуру, измерявшую электромагнитное поле. К удивлению ученых, приборы зафиксировали странную закономерность; стоило человеку ступить внутрь грота, как там поднималась настоящая электромагнитная буря. Помимо этого беспристрастная аппаратура уловила некий одиночный сигнал, шедший откуда-то из-под земли.

Уже в начале 1990-х группа под руководством новосибирского ученого Александра Трофимова при помощи более совершенной аппаратуры установила связь между необычными явлениями, происходящими в пещере, и возмущениями электромагнитного поля. Также исследователи сделали однозначный вывод о том, что странные импульсы, появляющиеся с определенной частотой, имеют явно искусственное происхождение, и источником этих импульсов может быть некий генератор, расположенный глубоко под землей.

В 2003 году абаканский экстрасенс Дмитрий Иванов, трижды побывавший в Кашкулакской пещере, заявил, что на глубине 500 метров под горой Кашкулак находится ретранслятор, установленный в этом месте примерно 400 тысяч лет назад представителями высокоразвитой внеземной цивилизации. В наши дни прибор посылает в направлении созвездия Орион сигналы, в которых зашифрована некая важная информация. Также, по мнению Иванова, кашкулакский ретранслятор вполне может служить для инопланетных существ своеобразным маяком, при помощи которого они ориентируются в околоземном пространстве.

Дмитрий Иванов считает, что сложная энергетическая структура информационного поля Кашкулакской пещеры чрезвычайно опасна для людей, находящихся на низком уровне духовного развития, имеющих дурные мысли и намерения. Свидетельством этому является целый ряд фактов, когда незваные гости пещеры Черного дьявола сходили с ума. а то и гибли при невыясненных обстоятельствах.

В Хакасии до сих пор помнят историю о том, как в 1960 году пещеру посетила группа из двадцати студентов. На поверхность смогли выбраться лишь две до смерти напуганные девушки, которых подобрали местные охотники. Позже одна из спасшихся скончалась в психиатрической клинике, судьба второй любительницы подземных путешествий осталась неизвестной.

Уже в 1996 году в пещере бесследно пропали пятеро кемеровских энтузиастов-исследователей. Единственный
молодой человек, которому тогда удалось выбраться из пещеры, невнятно бормотал о каких-то мохнатых чудовищах и огненной двери в каменном полу, куда он едва не провалился. Парень был изможден, и его поместили в больницу, где он через пару недель скончался от неизвестного заболевания.

Сегодня Кашкулакская пещера является местом паломничества последователей неоязыческих культов, которые устраивают на склонах горы ритуальные действа с принесением всевозможных жертв. По мнению шаманов, практикующих в наши дни в разных регионах Сибири, подобное поведение не только свидетельствует об отсутствии истинной культуры у самопровозглашенных язычников, но и грозит многими бедами, которые разгневанные духи гор могут обрушить на их неразумные головы.

Сергей КОЖУШКО
“Тайны ХХ века” 2012 октябрь

Кашкулакская пещера в Хакасии, подробная информация

Страшными мифами и легендами притягивает к себе гора Кашкулак (Кошкулак), но не сама вершина, а расположенная на её склонах пещера, окрещенная «Подземельем Чёрного Дьявола». Географическое ее название звучит не так грозно – Кашкулакская пещера. Имя ей дала одна из вершин отрогов Кузнецкого Алатау – Кошкулак.

Об этом месте знают во всем мире. Оно официально включено в пятерку “самых страшных” мест на земном шаре.

Отголоски старых мифов смешиваются с вымыслами, а может, и с правдой современности.

В глубокой древности это место называлось “Золотой ручей”. По древней легенде здесь жил шаман Золотого ручья. Когда он умер – а по местному поверию, одежда шамана не должна оставаться там, где он жил, – местные жители развесили одежду на дереве, где обитал дух хозяина одной из гор, а затем спрятали в глубину пещеры. И с тех пор стали твориться чудеса в этой пещере. Многие опытные спелеологи, спустившись в пещеру, вдруг начинали испытывать мистический страх, им слышались разные звуки, они начинали видеть призраки людей, животных.

Многие смельчаки, рискнувшие спуститься, рассказывали невероятные истории.

Юная «старушка»

“В 1960-х годах группа студентов из 20 человек полезла в эту чертову дыру. Вышли из нее только две студентки. И то одну девушку в буйном невменяемом состоянии подобрали охотники неподалеку от пещеры. Она кусалась и кричала что-то бессвязное. Ее сразу упрятали в “психушку”. Вторая же студентка помешалась “тихо”. Ночью ее обнаружил наряд милиции поселка Шира. Седовласая, с мертвенным лицом, с искусанными в кровь губами, она шла по темным улицам поселка. В руках девушка сжимала какую-то фигурку из камня, которую ни за что не хотела отдавать. Не останавливаясь ни на секунду, она что-то очень быстро и горячо шептала. И эту девушку определили в дом скорби, где она в течение месяца “сгорела” от какой-то загадочной болезни. Врачи так и не смогли установить причину смерти – стремительно худевшая пациентка была хоть и безумна, но абсолютно здорова. Под матрацем испустившей последнее дыхание юной “старушки” медсестра обнаружила маленькую каменную фигурку. “

Лисья шапка с рогами

«В группе из 30 человек в основном были школьники – шли ноябрьские каникулы. Провели наши туристы близ пещеры около трех дней. Первые две экспедиции под землю прошли спокойно. Наслышанные об ужасах Кашкулака и мечтавшие об острых ощущениях школьники были разочарованы. На третий день, перед сворачиванием лагеря, они упросили взрослых в последний раз “пробежаться по пещере”. После того как обошли все гроты, в том числе грот Скелетов, где обычно, если верить очевидцам, и происходит невероятное, ребята уже собрались подниматься наверх. В этот момент все вдруг почувствовали леденящий приступ ужаса. Школьники кинулись к выходу, расталкивая не менее напуганных родителей и учителей. Уже при свете солнца, когда страх отпустил, пионеры и их провожатые наперебой начали делиться тем, что им причудилось в глубинах пещеры. У каждого, как выяснилось, ужас имел свое “обличье”. Одни видели жуткое чудовище с туловищем медведя и с окровавленным человеческим черепом вместо головы, другие увидели огромных ворон, сидящих на груде костей, третьим “явился” (моим знакомым спелеологам в том числе) отвратительный старый шаман в замызганной лисьей шапке с рогами, бьющий в бубен и производящий замысловатые телодвижения. Жестами он как будто звал к себе. Через некоторое время после возвращения группы домой одного из участников похода, шестиклассника, нашли повешенным на чердаке собственного дома. Он оставил посмертную записку весьма странного содержания. Мальчик писал о каком-то каменном дьяволе, о темных норах и безумии. А в конце: “. умри, но помни камни”. Родители ушедшего из жизни мальчика утверждали, что эта фраза написана другим почерком».

Обжигающий взгляд

Ещё в 1980-х годах Кашкулакской пещерой, слухами о привидениях, обитавших в ее недрах, заинтересовались ученые из Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины. Были снаряжены экспедиции для изучения феномена пещеры. Пожалуй, тогда впервые ученые признали, что видения – это не просто фантазии испугавшихся темноты экскурсантов. В 1985 году сотрудник института Константин Вакулин с группой спелеологов обследовал гроты. После нескольких часов работы люди потянулись к выходу. Константин шел последним. Закрепил веревку на специальном поясе, приготовился к подъёму. И вдруг почувствовал на себе пристальный взгляд. Ученого обдало жаром. Первое побуждение – бежать! Но ноги не слушались. Посмотреть, что творится за спиной, было безумно страшно. И все же, будто в состоянии гипноза, повинуясь чьей-то чужой воле, он повернул голову и увидел метрах в пяти от себя. пожилого шамана. Того же самого, из рассказов моих друзей-спелеологов: развевающиеся одежды; мохнатая шапка с рогами, горящие глаза и плавные, зазывающие движения руками – мол, иди, иди за мной. Бакунин безотчетно сделал несколько шагов вглубь и тут же, словно сбросив темные чары, начал отчаянно дергать веревку. Не поддавшись на “уговоры” пещерного шамана, он, вполне возможно, и избежал участи когда-то погибших или тронувшихся умом. Свидетелем почти тех же видений стал еще один участник экспедиции – Николай Каманов.

Обобщив полученные свидетельства, ученые предположили, что все эти галлюцинации, безотчетный, панический страх, разумеется, не происки темной силы, а результат вполне материального внешнего воздействия. Известно, например, что инфразвук с частотой около 6 герц может вызвать чувство неописуемого ужаса. В одном из гротов пещеры черного дьявола была развернута специальная лаборатория. Исследователи ставили там опыты, проводили различные измерения. В результате была установлена геомагнитная аномалия. Электромагнитное поле в пещере постоянно колеблется. Еще на начальной стадии исследования ученые заметили, что среди прочих сигналов устойчиво пробивается строго определенный импульс. Иногда его фиксировали как одиночный, бывало же, что он шел “пучками”. Причем всегда с одинаковой амплитудой. Случалось, сигнал пропадал на два-три дня, а то и на неделю, но потом неизменно возвращался.

Таинственный маяк

Учёные задались вопросом: откуда берутся эти странные импульсы? После серии экспериментов было установлено, что пробиваются они из глубины пещеры. Было решено проверить, не связаны ли эти импульсы с жуткими видениями, являющимися тем, кто оказывался в пещере. Время фиксации импульсов в точности совпало с моментом появления у людей нервозности, подавленного состояния, переходящего в панический ужас.

Импульсы, как и предполагали ученые, оказались низкочастотными. Теми самыми, которые не воспринимаются человеческим ухом, но оказывают воздействие на все живое, в том числе и на психику человека. Вот только откуда они идут? У сотрудников института нет сомнений, что такой частоты импульсы с устойчивой амплитудой колебаний способен генерировать только искусственный излучатель. Но откуда ему взяться в глухой тайге, глубоко под землей? Ученые обследовали всю пещеру, спускались в самые потаенные уголки – тщетно. Поиск искусственного излучателя не увенчался успехом. Таинственный маяк, если он только существует в природе, находится еще глубже.

Что касается галлюцинаций (а ученые считают жуткие видения всего лишь безобидными “глюками”), участники исследования сошлись на такой версии: восприятие несуществующих объектов в качестве реальных может вызываться какой-нибудь необычной химической смесью, присутствующей в воздухе, наполняющем пещеру. Однако что это за смесь и насколько она изучена – пока не известно. Остался открытым и такой вопрос: почему ко многим видение “приходит” именно в облике шамана? С галлюцинациями так быть вроде бы не должно – это, как и сны, явление “эксклюзивное”. Впрочем, разовые экспедиции и не могли, наверное, развеять все мифы. Начавшаяся в то время перестройка задала куда более животрепещущие вопросы. Так что разгадка тайн пещеры черного дьявола, наверное, впереди. А пока, за неимением материалистического обоснования происходящего в подземелье, из уст в уста, вместе с душераздирающими рассказами, передаются древние легенды.
Кошкулакская пещера была у древних хакасов местом культовым. Здесь язычники поклонялись не только фаллосу как символу продолжения рода – вокруг естественного сталагмита в форме фаллоса сохранилось древнее кострище. Здесь же, по преданию, предки хакасов поклонялись черному дьяволу, приносили жертвы своим богам, в том числе и человеческие. В пользу этой легенды говорит сохранившийся до наших дней древний жертвенник. Кто верит в эту легенду, считает, что пещера за столетия впитала в себя темную энергию древних шаманов, которая, остерегая свои тайны, выплескивается от случая к случаю на излишне любопытных гостей пещеры. А ещё рассказывают, что когда – то в этой пещере приносили в жертву людей (детей там убивали или молодых женщин – точно сказать никто не может), и теперь души загубленные покоя найти не могут и мстят живым за свое безрадостное существование.

Золото Колчака

Мифы, связанные с Кашкулакской пещерой, не только не умирают, но и рождаются. В буклетах для туристов с вами, например, поделятся предположениями о том, что в одном из гротов Пещеры Чёрного дьявола спрятано золото Колчака, что здесь затерян тайный склад оружия “батьки” Соловьева. А ещё существует такая версия: молодой командир ужурских чоновцев Аркаша Голиков именно у входа в эту пещеру получил свое легендарное прозвище Гайдар.

И всё- таки легенды Кашкулака не беспочвенны. В 1993 году, когда под эгидой Сибирского отделения Российской академии медицинских наук проводилась Всемирная олимпиада психофизических резервов человека, оказалось, что именно в этой пещере находится точка, идеально подходящая для передачи мысленных образов на расстоянии от человека к человеку. Картинки, рассматриваемые спелеологами, почти в точности были воспроизведены за тысячи километров, на берегу Тихого океана.

Раположена в 9 км южнее села Топанов.

Протяжённость её ходов – 820 м, глубина – 50 м.

Ссылка на основную публикацию