Куэва-де-лас-Манос в Патагонии, пещера рук

Пещера Рук

Пещера Рук (Куэва-де-лас-Манос)

На юге Аргентины, в провинции Санта-Крус находится удивительная Куэва-де-лас-Манос, если в переводе, то «Пещера рук». Название это очень точно описывает ее, ведь в данной пещере находятся сотни изображений ладоней, оставленных древними людьми. Удивляет, что люди древности, прямо как мы в детстве, любили обводить свои руки и делать их изображения.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

На самом деле Пещера Рук не одна, она состоит из нескольких пещер расположенных в долине реки Пинтурас. Их общая протяженность составляет 160 километров, здесь есть где заблудиться. Но, конечно, не во все пещеры пускают туристов, открыты только самые безопасные и интересные. Вход туристам доступен и в самую главную пещеру. Ее высота составляет 10 метров, а глубина достигает 24 метров. При этом пещера довольно широка, и в самом широком месте имеет 15 метров. Раньше здесь жили местные племена. Причем проживали они в этой пещере довольно долго, вплоть до 8 века, хотя использоваться пещера начала еще в 10 веке до н.э.

Рисунки и их цвета

Именно в главной пещере Куэва-де-лас-Манос находится больше всего изображений человеческих ладоней. В основном изображения негативные, но есть и позитивные, появляющиеся немного позже. Цвета отпечатков ладоней в пещере могут быть красными, желтыми, белыми, черными. Самые старые отпечатки датированы 9 тысячелетием до н.э., а самые последние относятся к 10 веку.

Рисунки в пещере сохранились благодаря использованию минеральных красок. Для их нанесения использовались костяные трубочки, которые были найдены здесь же, в пещере. С помощью этих трубочек и удалось определить возраст рисунков. Чтобы получить пурпурный цвет в трубочку заливалась краска с окисью железа, для белого цвета использовали белую глину, черный цвет получался благодаря окиси марганца, а желтый – натроярозита. Непонятно, по какому принципу для нанесения выбирался тот или иной цвет, но отпечатки рук в пещере имеют разный окрас.

Кому принадлежат ладони?

После исследования отпечатков, было выяснено, что в основном они принадлежат мальчикам-подросткам. Причем для создания отпечатка использовали левую руку. По мнению ученых, левая рука была выбрана потому, что правой было удобнее держать трубочку и рисовать, тот, кто мог выполнить рисунок левой рукой, оставлял отпечатки своей правой руки. Такие данные позволили предположить, что нанесение отпечатков своих ладоней входит в ритуал инициации. То есть когда подросток готовился стать мужчиной, он проходил обряды, в которые обязательным пунктом было включено нанесение его ладони на пещеру, в которой жило племя.

О том, что пещера была не только священным местом, но и местом жительства племени, свидетельствуют предметы быта, найденные в этом месте, и рисунки, нанесенные на пещеры. Было определено, что в основном здесь жило племя «техуэлчес», они-то и создали такую интересную традицию, и поддерживали ее в течение тысячелетий.

Туристам

Побывав в Куэва-де-лас-Манос, есть возможность не только увидеть ладони людей древности, но и их рисунки, которые изображают аспекты быта племени. В основном это сценки охоты. По таким рисункам не сложно определить, на кого охотились жители древней Патагонии. Здесь изображены страусы-нанду, гуанако, некоторые виды кошачьих и другие животные. В пещерах также можно увидеть отпечатки лап этих животных. Есть здесь и геометрические фигуры, начертанные жителями пещеры.

Для Аргентины «Пещера рук» – важная достопримечательность. В 1999 году она даже была внесена в список ЮНЕСКО. Чтобы добраться до главной пещеры путешественникам следует ехать по грунтовой дороге PR 41 или асфальтированной Рута 40. Пещеры находятся в парке Франциско Морено. Уже на месте можно будет договориться об экскурсии с опытным экскурсоводом, который сможет доходчиво объяснить значимость каждого рисунка.

Местоположение Пещеры рук:

Патагония, неподалеку от города Бахо Караколес, на берегу реки Рио-Пинтурас.

Как добраться:

Автомобилем по грунтовой дороге RP 41, которая сворачивает с маршрута Ruta 40 неподалеку от города Бахо Караколес. Далее она уходит на 46 километров к южному берегу каньона реки Пинтурас.

Пещера Рук: Игра в «Ладушки» с Пращурами

Куэва-де-лас-Манос (исп. Cueva de las Manos – «Пещера Рук») – пещера, расположенная на юге Аргентины, в провинции Санта-Крус (исп. Santa Cruz), на территории Национального парка Лос-Гласьярес (исп. Parque Nacional Los Glaciares). Знаменитая пещера находится на берегу реки Пинтурас (исп. Río Pinturas), в 163 км к югу от городка Перито-Морено (исп. Perito Moreno), неподалеку от поселка Бахо-Караколес (исп. Bajo Caracoles).

В течение длительного времени «Куэва-де-лас-Манос» была населена коренными племенами, предками индейцев аргентинской Патагонии. Мировую известность пещера получила благодаря археологическим и палеонтологическим находкам, сделанным в ней. Прежде всего, это наскальные рисунки в виде силуэтов растопыренных человеческих ладоней. Наиболее поздние отпечатки были оставлены от 9 до 13 тыс. лет до н/э, а самые «новые» рисунки датируются Х в. н/э.

Сегодня «Пещера Рук» — одна из известнейших достопримечательностей аргентинской Патагонии, крупнейший доисторический памятник наскальной живописи. Желающих посмотреть на своеобразные приветственные послания из прошлого очень много.

В 1999 г. пещерный комплекс «Cueva de las Manos» был включен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться

«Куэва-де-лас-Манос» надежно скрыта от человеческих глаз в глубоком каньоне, куда довольно непросто добраться. Пещера находится в пустынном месте, вдали от поселений. Сюда можно приехать на автомобиле по дороге от Бахо-Караколес. А можно добраться на автомобиле или экскурсионном автобусе из города Перито-Морено. Затем, оставив машину на стоянке, до входа в пещеру предстоит пройтись пешком.

Попасть в «Пещеру Рук» можно только в составе экскурсии при сопровождении гида. Но для этого придется совершить увлекательную 2-х часовую прогулку по каньону.

За это время путешественники могут полюбоваться захватывающими ландшафтами долины реки Пинтурас.

История Куэва-де-лас-Манос

Удивительная пещера, притаившаяся в каньоне реки Пинтурас, была открыта сравнительно недавно, в середине прошлого века. Ее случайно обнаружил монах в 1941 г. Тогда божий человек даже представить себе не мог, что нашел самые старые наскальные рисунки в мире. Позже, в 1964 г. профессор археологии Карлос Градин, который проводил в ней исследования, прославил «Пещеру Рук» на весь мир. Ученый обнаружил в гроте множество наскальных рисунков и отпечатков человеческих рук. Здесь более 800 разноцветных силуэтов раскрытых ладоней, которые накладываясь друг на друга, образуют пеструю стеновую мозаику.

Как выявили исследователи, пещера Куэва-де-лас-Манос служила не только священным местом для проведения сакральных обрядов. Рисунки и предметы быта, найденные тут же, свидетельствуют о том, что в гроте долгое время жили древние люди. Ученые предполагают, что в основном здесь обитали предки Теуэльче (Tehuelche), коренных индейцев Патагонии. Именно они создали своеобразную художественную традицию и тысячелетиями поддерживали ее. Предположительно, Пещера Рук была обитаема до VIII в. н/э. Но еще на протяжении многих лет «Пещера Рук» оставалась для местных жителей культовым местом, в котором свершались важнейшие ритуальные обряды.

Пещера рук: Общие сведения

На самом деле «Куэва-де-лас-Манос» является частью сложного комплекса пещер, расположенных в долине реки Пинтурас. Общая протяженность системы подземных полостей составляет более 160 км.

Посетителей пускают не во все пещеры, сейчас открыты только самые интересные и безопасные. Вход экскурсантам доступен и в главную «залу», знаменитую «Cueva de las Manos». Высота «Пещеры Рук» составляет 10 м, глубина – почти 24 м, а ширина (в самом широком месте) достигает 15 м.

Свое интригующее название пещера Куэва-де-лас-Манос получила благодаря тому, что на ее стенах «отпечатано» огромное количество ладоней первобытных людей.

Способ нанесения рисунков, цветовая гамма

Именно в главной пещере находится больше всего изображений ладоней. Подавляющее число контуров рук выполнено «негативным» способом, когда сверху прижатой к стене ладони жидкая краска распыляется через специальную трубочку. Такие трубочки, сделанные из полых костей, были найдены здесь же, в пещере. Именно с помощью этих костяных трубочек специалисты смогли определить возраст наскальных рисунков.

В пещере есть и позитивные изображения, но они появились несколько позже. Интересно, что очертания ладошек – разноцветные. Для нанесения рисунков применялись краски нескольких цветов, которые древние индейцы изготавливали с использованием натуральных пигментов. Так, в пещере встречаются желтые, красные, фиолетовые, белые и черные изображения. Краску пурпурного и фиолетового цветов индейцы делали на основе окиси железа, для белого цвета брали белую глину (каолин), черный цвет получали с помощью окиси марганца, а для желтого использовали минерал натроярозит. Неизвестно, по какому принципу выбирался тот или иной цвет. Возможно, древний «художник» просто выбирал колер по своему вкусу. Благодаря минеральным красителям рисунки в пещере прекрасно сохранились.

Лабораторный анализ частичек красок показал, что наиболее древние рисунки были сделаны около 9 тыс. лет до н/э, а самые последние изображения были нанесены уже в I в. н/э. В ходе исследования пещеры специалисты выявили, что на «древние» ладони накладывались уже более «свежие» отпечатки, датируемые Х в. н/э.

А руки-то чьи?

На стенах пещеры насчитывается более 800 силуэтов ладоней. Причем, намного больше встречается отпечатков левых рук, чем правых. Это можно объяснить тем, что для правши вполне естественно в качестве трафарета прикладывать левую руку, а правой — держать трубку для распыления краски. На стенах пещеры имеются и силуэты правых рук, которых гораздо меньше (всего 36). По-видимому, эти правые «ладошки» — результат художественного творчества левшей.

Вход в главную пещеру

Ученые до сих пор расходятся во мнении, кому могли принадлежать эти отпечатки. Сегодня специалисты рассматривают две основные версии происхождения разноцветных «ладошек»:

  1. отпечатки оставили женщины, которые занимались изготовлением глиняной посуды;
  2. отпечатки рук принадлежат мальчикам-подросткам.
Читайте также:  Чертов овраг в Псковской области: истории и тайны

Почему под «подозрение» попали именно женщины и мальчики-подростки? Вероятно, это объясняется небольшими размерами контуров «ладошек». Вполне возможно, что стеновой росписью занимались взрослые мужчины, ведь в те далекие времена люди были значительно меньше ростом.

Одна из научных гипотез объясняет феномен возникновения рисунков тем, что именно женщины в древности занимались изготовлением посуды из глины, они же первыми научились смешивать минеральные краски и создавать рисунки.

Вторая гипотеза базируется на том, что при прохождении ритуала инициации каждый из подростков должен был оставить на стене священной пещеры отпечаток своей руки.

Обряд инициации

Скорее всего, пещера Куэва-де-лас-Манос служила древним Теуэльче для исполнения ритуальных обрядов. В частности, здесь индейские мальчики-подростки проходили процесс инициации (обряд, знаменующий переход от детства или юношества к взрослой жизни). Т. е. становясь взрослым мужчиной, мальчик должен был оставить контур своей раскрытой ладони в этом священном месте.

С предположением об обрядах инициации согласуется и такой факт: на многих руках у мизинца отсутствует первая фаланга. Подобные «покалеченные» отпечатки специалисты связывают с практикой ритуального увечья, когда во время инициации часть мизинца на левой руке мальчика отрубалась каменным топором. Этим инициируемый подросток доказывал, что он стал зрелым, сильным и бесстрашным.

Но на некоторых отпечатках рук фаланги отсутствуют сразу на нескольких пальцах! Что это означает? В таких изображениях рук с недостающими фалангами некоторые исследователи усматривают знаковые комбинации. В этом случае при выполнении рисунка человек просто подгибал пальцы. Т.е. ритуальная ампутация тут ни при чем. А что при чем – загадка.

Другие пещерные «художества»

Побывав в «Пещере Рук», можно увидеть не только многочисленные отпечатков рук древних индейцев, но и рисунки, изображающие сюжеты из обыденной жизни племени древних Теуэльче. В основном это сценки охоты. Наскальные рисунки наглядно рассказывают, на кого издревле охотились жители Патагонии. Здесь присутствуют гуанако, страусы-нанду, некоторые виды кошачьих и др. животные. Также на стенах пещеры имеются многочисленные изображения отпечатков лап этих животных.

Сцены охоты дают наглядное представление о «болас» (исп. Bolas — «шары») — традиционного охотничьего метательного оружия южноамериканских индейцев.

Также на стенах встречаются начерченные геометрические фигуры, зигзагообразные узоры, изображения солнца и луны, иероглифические надписи. А на сводах «Пещеры Рук» были обнаружены красные «крапинки», которые, скорее всего, наносились при помощи жидкой краски и подбрасываемого вверх боласа.

Плеяда пещер с наскальными рисунками

Люди каменного века оставили отпечатки своих «пятерней» по всему миру. Пещеры с рукотворными (в прямом смысле) художествами древних людей находят во многих уголках планеты. Некоторым из этих изображений более 30 тыс. лет, таким образом, они являются первым анатомически-образным «параметром» первобытного человека. Эти рисунки выступают показателем творческих способностей наших пращуров и отражают их религиозные традиции.

Аргентинская «Пещера Рук» в этом плане наиболее известна. Много наскальных изображений обнаружено в Северной Америке (большая часть их сконцентрирована в штате Калифорния), Австралии, Индонезии (о-в Борнео), Испании (пещеры Иберийского п-ова), во Франции и др. местах.

Связь между древними пещерными рисунками и игрой в «Ладушки»

Главный вопрос, который ставят перед нами пещерные «ладошки»: зачем их отпечатали? В чем смысл рисунков древних Теуэльче? Не вызывает сомнений сакральный характер разрисованной пещеры, связь первобытных рисунков с ритуальными обрядами. Но что еще скрывает безмолвная древность?

Имеет место гипотеза, что именно отпечатки ладоней (возможно, поначалу случайные) положили начало изобразительному искусству.

Идею о том, что изображения человеческих ладоней служили для связи между людьми, а также как средство контакта между живыми и духами предков, развивала выдающийся фольклорист, филолог и литературовед Софья Агранович (1944-2005), профессор Самарского государственного Университета.

Используя археологический, этнографический, лингвистический и фольклорный материалы, Агранович выявила целый спектр смыслов, связанных с символикой раскрытой ладони и жеста прикосновения ладони к сакральным предметам (в данном случае — к стене пещеры). Здесь заключен смысл магического контакта людей с духами предков посредством соприкосновения ладоней через стену пещеры, которую древние рассматривали как грань миров: мира «живого», обитаемого, и хтонического мира, обители духов умерших.

«Когда человек касается рукой стены пещеры, … с другой стороны к его ладони прикасается дух предка, передавая ему силу, мощь и защиту. Такая форма контакта — это единение потомков и предков …ритуал, в ходе которого живой просит у духа помощи и защиты, привлекая его в жизнь рода. Это некий непрерывный хоровод жизни и смерти…».

Софья Агранович утверждает, что эти смыслы прослеживаются во многих культурах, ритуалах и обычаях, в разных изобразительных формах и текстах, дошедших до нашего времени. Но на столь длительном пути древний смысл порой терялся совсем, порой сохранялся, но в измененном виде.

В своих «Лекциях о сказке и мифе» профессор приводит интересный пример того, как отзвуки ритуального жеста обнаруживаются во всем знакомой детской игре в «Ладушки»: Играющие касаются ладонями друг друга, вероятно, имитируя встречу предков и потомков. Показательно, что «Ладушки» практикуется как игра между ребенком и взрослым. Фольклор сохранил и донес до нас … незамысловатую, казалось бы, песенку:

«Ладушки-Ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку».

Между тем, «каша и брага – это полный набор поминальной еды. Бабушка здесь олицетворяет дух предка… Сохранившийся в «незамысловатой» песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками посредством касания ладонями».

Среди многочисленных примеров из разных эпох и мировых культур автор приводит следующие:

  • обычаи, связанные с прикосновением к печи (в славянских культурах она является олицетворением первобытной пещеры);
  • ритуал приложения ладоней к одной из главных святынь иудаизма, Стене Плача в Иерусалиме;
  • знак Хáмса («Рука Мириам», «Рука Фатимы») – еврейский и арабский охранный амулет в виде раскрытой ладони;
  • обычай отпечатывать или обводить ладошку ребенка на странице письма, адресованного чаще всего отцу (это было очень распространено в Советском Союзе в период Второй Мировой войны);
  • «Аллея славы» в Голливуде с отпечатками рук кинозвезд и др.

Что ж, есть над чем задуматься — целое море информации для размышления!

Любопытные факты
  • «Пещера Рук» Куэва-де-лас-Манос является одной из самых интересных в мире с палеонтологической точки зрения.
  • Впервые специалисты начали изучать аргентинскую пещеру в 1949 г., а более обширные исследования проводились в 1960-х гг.
  • За тысячи лет в «Пещере Рук» сформировался особенный микроклимат, который и поспособствовал сохранности уникальной наскальной живописи.
  • Специалисты Федерации аргентинских спелеологов (исп. Federación Argentina de Espeleología; FADE) озабочены тем, что из-за горных разработок, ведущихся поблизости, и неконтролируемого потока туристов, наскальным изображениям удивительной и загадочной «Пещеры Рук» угрожает опасность исчезновения.

Пещера Куэва-де-лас-Манос

Сегодня мы расскажем о пещере «Куэва-де-лас-Манос», которую обнаружили в Аргентине, в 1941 году. В переводе, название пещеры означает – «Пещера рук» – это очень древнее и уникальное место этой страны, с удивительными наскальными рисунками внутри, изображающими человеческие ладони.

Пещера располагается на юге страны, западнее провинции Санта-Крус, в речном каньоне Пинтурас. Когда ученые начали подробно изучать это место, они обнаружили целую серию пещер, тянущихся более чем на сто шестьдесят километров. Самая крупная пещера находится на глубине двадцати четырех метров, и имеет в ширину – пятнадцать метров.

Огромный интерес к аргентинской пещере «Куэва-де-лас-Манос» вызывают древние настенные рисунки, сделанные от девяти до тринадцати тысяч лет назад. Они с поражают загадочностью, связывая нас с доисторическим временем. Это самый ранний человеческий артефакт доказывающий, что даже в то время, души людей жаждали художественного творчества. Эту аутентичную наскальную живопись создали предки людей, живущих на территории бывшей Патагонии.

Все старинные граффити можно подразделить по образованию и стилю, на три периода: сначала люди оставляли отпечатки своих левых ладоней, потом начали воспроизводить рисунки со сценами охоты на животных, в том числе отпечатки их лап, еще позже добавились иероглифические росписи, которыми в свое время пользовались племена древних южно-американцев.

Из-за благоприятных условий в той горной местности, где находится аргентинская пещера «Куэва-де-лас-Манос» и низкой влажности, состояние рисунков на сегодняшний момент –превосходное. Вообще, когда это место отыскал при археологических раскопках монах, он даже и не подозревал, что совершил открытие одного из самых древних памятников изобразительного искусства на нашей планете.

При нанесении своего рисунка, древние люди пользовались техникой трафарета: прикладывали левую руку и разбрызгивали на нее краски из костяных трубочек, редко, если человек был левшой, он рисовал свою правую руку. Кстати, остатки этих инструментов ученые тоже обнаружили при археологических раскопках. Ладони в пещере нарисованы разными цветами, что говорит о том, что уже в те далекие времена, люди кое-что знали о применение натуральных минеральных пигментов: черного, белого, красного, желтого, пурпурного.

Учены спорят, значили ли что-то изображения ладоней на стенах или нет: может древние люди таким образом обращались к духам или просто хотели закрепить память о себе в пространстве. При исследовании этих отпечатков, исследователи пришли к выводу, что на стенах преобладают отпечатки ладоней подростков мужского пола, и предположили, что это был своеобразный обряд инициации – их перехода ко взрослой жизни. Хотя другие ученые высказываются, что определить точно подростки ли это были невозможно, так как в то время даже взрослые мужчины, были ростом с современных подростков. Вот почему, истинное значение изображений рук в «Куэва-де-лас-Манос», до сих пор загадка.

Тем не менее посмотреть на восемьсот удивительных отпечатков рук древних людей Южной Америки, в Аргентину, съезжаются туристы с разных концов планеты. С 1991 года пещера «Куэва-де-лас-Манос» занесена в список ЮНЕСКО, тем самым, навсегда закрепив за собой почетное право зваться одним из самых старейших мест человеческой цивилизации.

Читайте также:  Что посмотреть в Берлине за 1 день самостоятельно

Поделиться ссылкой на статью с друзьями в соцсети:

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 91

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей

Евродемократия на острие копья – Александр Македонский
alternativehistory

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Загадки планеты Земля
  • Пещера Рук Куэва-де-лас-Манос

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Пещера Рук Куэва-де-лас-Манос

Куэва-де-лас-Манос — это пещера, расположенная в самом сердце Патагонии, в провинции Санта-Крус, Аргентина. Название можно перевести с испанского как «Пещера рук». Посмотрите на фотографии, и вы поймете, почему это место так назвали.

В 1941 году монах открыл эту необычную пещеру в ущелье реки Пинтурас (Рио-Пинтурас). Тогда он даже не мог себе представить, что это были самые старые и, возможно, самые сенсационные наскальные картины в мире. Позже, в 1964 году, профессор археологии Карлос Градин благодаря своим исследованиям прославил Пещеру рук по всему миру. В 1999 году Куэва-де-лас-Манос был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, Пещера Рук стала одной из самых важных достопримечательностей Аргентины с одними из самых знаменитых доисторических наскальных рисунков.

Ученые говорят, что эти уникальные наскальные рисунки были сделаны около 13 тысяч лет назад. Они были созданы с использованием трафаретов и натуральных красителей, таких как белая глина, оксид железа и марганец. Таким образом, отпечатки приобрели фиолетовый, зеленый и синий цвета. Примечательно то, что во время похоронных обрядов использовались одни и те же цвета. Ритуал создания отпечатков естественных цветов был своеобразным обычаем, который считается обрядом посвящения. Это серия пещер, окрашенных сходными узорами. Их длина составляет 160 км.

В целом рисунки в Пещере Рук делятся на три группы в зависимости от их возраста и стиля. Есть более 800 отпечатков человеческих рук в натуральную величину, а также изображения животных, похожих на оленей и верблюдов, человеческих фигур и охотничьих сцен. Стоит отметить, что только 36 отпечатков — следы правых рук. Пещера не очень большая по размеру, поэтому, вероятно, люди приходили сюда отдохнуть после охоты и проводили различные ритуалы.

Поскольку Пещера Рук Куэва-де-лас-Манос скрыта от человеческого глаза в глубоком ущелье реки, куда довольно трудно добраться. Пещера находится в пустынном месте без поселений. Вы можете приехать сюда на машине по дороге RP41 от Бахо Караколес. Затем вам нужно пройти около 2 часов, оставив машину на стоянке. Для туристов проводятся специальные экскурсии в сопровождении местных гидов. Кроме того, вы можете использовать информационный центр и кафе. Вы можете прогуляться по пещере вдоль тропы, ведущей к смотровой площадке. Здесь будет представлена уникальная панорама долины реки и ущелья.

olly_ru

Жизнь как приключение

На сувенирных магнитиках из южной части Аргентины очень часто встречается изображение наскальных рисунков – ладошек, бегущих человечков и прочей древней примитивности.

Изображения эти взяты из знаменитой пещеры Куэва-де-лас-Манос, что находится в долине реки Пинтурас и является одним из самых древних памятников, сохранившихся до наших дней.

Пещера множества рук – древнее жилище предков индейцев – стала известна за археологические и палеонтологические находки — настенные рисунки с изображением человеческих рук, самые старые из которых исчисляются девятым тысячелетием до нашей эры. Другие картины изображают сцены охоты на страусов-нанду, гуанако, кошачьих и других животных, с использованием традиционного метательного оружия индейцев Южной Америке – болас. Краски, которыми нарисованы рисунки, имеют минеральное происхождения: окись железа, каолин или белая глина , окись марганца. Среди отпечатков ладоней преобладает красный цвет, который получали благодаря охре.

Хотя и находятся эти пещеры не близко от туристических путей, ежегодно их посещают тысячи туристов.

Но при этом мало кто догадывается, что совсем неподалеку от Эль Калафате (всего в 8 километрах) расположены менее известные пещеры – Валичу (Punta Walichu), где найдены точно такие же рисунки и отпечатки ладоней.
Возраст рисунков – 4000 лет.

Пещеры находятся прямо на берегу озера Аргентино – с его безумно голубым цветом. Что добавляет еще дополнительных красот и положительных эмоций.

Пещеры не так сильно разрекламированны, как их более знаменитые собратья. Я бы даже сказала, вообще незаслуженно забыты.

Редкий турист добирается до этих мест. В тот день, когда я заехала в пещеры там не было ни одного человека.

А ведь достаточно просто выделить дополнительный час и по дороге в аэропорт попросить таксиста завернуть к пещерам.

Собственно, что я и сделала.
За небольшую доплату в 100 песо таксист с радостью согласился довезти меня до пещер и подождать там, пока я буду наслаждаться древностями.

Скучающий в одиночестве смотритель выдал мне аудио гид на английском языке, попросил не сходит с тропы, не трогать рисунки руками и ничего самой не рисовать, и я в гордом одиночестве отправилась по дорожке из желтого кирпича.

Маршрут с прослушиванием всех историй занимает где-то час. Я немного не рассчитала время, поэтому наиболее длинные истории проматывала не дослушав до конца.

По идее конечно смотритель должен сопровождать туристов, дабы те чего не учудили. Но мой вид внушал доверие настолько, что всем было наплевать, куда я там пошла и что делаю.
Пришлось доверие оправдывать и в археологической зоне вести себя культурно, соблюдая правила.

Даже если бы здесь не было древних рисунков, само по себе место настолько приятное, что грех проехать мимо него.

Наиболее интересные места отмечены табличками, возле которых нужно остановиться, что бы прослушать информацию. Всего таких пойнтов чуть больше 20.

А вот и рисунки.

Аудиогид вдохновенно рассказывает, как мы видим человека, бегущего за оленем. Птиц, летящих по небу.

Я сколько ни вглядываюсь не вижу столь глубокого смысла в этих шедеврах древней живописи.
Чувствую себя идиоткой. Если бы рядом был кто-то еще, этот кто-то растерянно вглядывался бы в рисунки, а я важно говорила: “Ну как? Как можно не видеть оленя и птиц?!”
Но рядом никого нет. А себя обманывать как-то совсем не хорошо. Поэтому просто любуюсь красотами природы.

Кстати, не все рисунки являются оригинальными древними изображениями. Большинство из них – реплики, о чем честно предупреждают таблички.

Оригинальные древние рисунки выглядят немного по-другому и разобрать на них все буйство фантазии художника могут лишь истинные специалисты.

А вот те самые “реплики”. Согласитесь, выглядят гораздо информативнее. Здесь даже я разглядела и охотников и зверей.

Знаменитые изображения ладоней в оригинале выглядят не очень внятно и представительно.
Но благодаря современным творениям можно понять как же это было.

Последний взгляд на пещеры

Но озеро Аргентина

А дальше был аэропорт. Неожиданная смена рейса. Так что в самолет пришлось бежать в буквальном смысле слова. А ведь только чудом каким-то я решила приехать в аэропорт чуть больше чем за два часа до вылета, зная, что на эти местные рейсы можно за час приезжать.
В итоге – потеря моего чудесного коврика, лишний перелет, шесть часов в самолете вместо трех, забег на самолет в Буэнос Айресе. И долгая дорога домой.

Рука вечности

В июле в Санкт-Петербург из кругосветного плавания длиною в 14 месяцев и 40 000 морских миль возвращается парусник «Седов». Он побывал в удивительных точках планеты. «Вокруг света» начинает серию публикаций об экспедиции. Первая остановка: Патагония и пещера с oтпечатками ладоней первобытных людей

Десять тысяч лет назад, за шестьдесят веков до строительства первых египетских пирамид, в будущей Аргентине безвестные юноши оставляли на стенах пещеры отпечатки ладоней. Шли столетия, на планете зарождались цивилизации, происходили войны, мир развивался, а ладоней в пещере становилось все больше. Пирамиды фараонов впечатляют масштабами, но за ними не видно людей. Здесь же тысячи следов человеческих рук, тысячи прикосновений. Мы ничего не знаем об этих людях, оставивших свое послание сквозь тысячелетия. А какое послание оставим мы. Не самые простые мысли посещают в Пещере рук.

«На фоне огромной скалы, нависающей сверху, вход в пещеру кажется небольшим. Но по мере приближения понимаешь, что это не так — он достигает в высоту метров 15. Едва мы вошли, увидели каменную стену, буквально усыпанную разноцветными, плотно прилегающими друг к другу изображениями рук. Тысячи контуров ладоней составляют единое полотно, которое если где-то и прерывается, то только из-за неровностей скалы. У нас перехватило дыхание. Мы стояли и молча смотрели на это невероятное творение», — рассказывает путешественник Леонид Круглов. Он прошел на барке «Седов» из Атлантического океана через пролив Бигл, разделяющий главный остров архипелага Огненная Земля и лежащие к югу от него острова. Парусник встал на якорь в аргентинском порту Ушуая — самом южном городе планеты.

Читайте также:  Крым, частный сектор и цены на отдых

За время кругосветного плавания барк «Седов» побывал в 32 портах и пересек три океана: Атлантический, Тихий и Индийский. Судно повторило маршрут, пройденный в начале XIX века российским путешественником Иваном Крузенштерном. Путешествие по Патагонии началось в Ушуае. Далее на машине экспедиция добралась до Порвенира и, переплыв на пароме Магелланов пролив, направилась на север через ледник Эль-Калафате, город Гобернадор-Грегорес и деревушку Трес-Лагос. Весь путь до Пещеры рук занял с остановками семь дней

Равнинная степь, продуваемая суровыми ветрами, в Патагонии соседствует со скалистыми ущельями, изрезанными горными реками, мрачными ледниками и умиротворяющими озерами

Тяжелая наследственность

В 1881 году Аргентина и Чили официально поделили Патагонию, до того времени никому не принадлежавшую. Остров Огненная Земля перешел во владение Аргентины. Чтобы утвердить свои права на эту местность, в 1884 году аргентинцы основали там город Ушуая. Спустя почти 20 лет, в 1902 году, город стал местом ссылки преступников, так что сегодня большинство обитателей Ушуаи — потомки осужденных. «Несмотря на тяжелую наследственность, жители города дружелюбны, — говорит Круглов. — Живет население за счет туризма — желающих побывать на краю света достаточно. Поэтому многие дома местных используются как гостиницы. В одном из таких мини-отелей мы с командой и остановились. Хозяин по имени Хуан принес карту и рассказал, куда стоит поехать и что посмотреть. Услышав, что нас интересуют следы аборигенов, он тут же воскликнул: «Куэва-де-лас-Манос!» По-испански это означает «пещера рук». По словам Хуана, первые патагонцы жили именно в тех местах. Они же оставили рисунки на стенах пещеры».

Место тишины

«К пещере по долине реки Пинтурас ведет трасса № 40. Вокруг ни души, телефоны не работают. Только степь, раскинувшаяся до линии горизонта. Дорога без единого поворота уходит куда-то в небо. Невероятная красота, если ты не обречен наблюдать ее долгое время», — описывает свои впечатления Круглов.

«Спустя два дня, когда до места оставалась всего пара километров, путь нам преградил пост охраны. В 1999 году пещеру включили в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор въезд в долину реки Пинтурас запрещен. Поэтому дальше мы пошли пешком, заплатив за вход порядка 15 долларов с человека. Монотонный степной пейзаж, сопровождавший нас всю дорогу, сменился скалистой местностью. Минут через 20 мы дошли до трех деревянных домиков, которые оказались туристическим центром: с комнатами отдыха, кафе, офисом. Нас встретили два так называемых гида: местные жители, которые с трудом разговаривали на английском. Они проводили нас почти до входа в пещеру, но дальше не пошли: «Здесь не должно быть много людей. Это не место для шума», — пояснил один из сопровождающих…

У входа в пещеру обвалилась скала, открыв изображения ветру и солнцу. Поэтому цвета рисунков немного поблекли. Но внутри краски остались яркими, словно кто-то нанес их на стену прямо перед нашим приходом. Краска лежала не ровным слоем, а как будто была разбрызгана».

На Огненной Земле посреди степи можно увидеть огромные телеги. Откуда, кем и когда они были привезены сюда, до сих пор неизвестно. Возможно, они принадлежали европейцам.

В конце XIX века, когда большая часть территорий Патагонии была отвоевана европейцами у местных племен: ямана, мапуче и теуэльче, — на Огненную Землю отправились миссионеры, призванные приобщить выживших индейцев к европейской культуре. В 1887 году анг ликанский миссионер Томас Бриджис, изучавший язык местного населения, основал эстансию (поместье) Харбертон. Бриджис хотел помочь индейцам адаптироваться в захваченной европейцами Патагонии, научить их сосуществовать с новыми соседями. Возможно, Бридж предоставил телегу индейцам, переселявшимся в эстансию.

Кстати, эстансия Харбертон существует и сегодня. Ее владельцы, потомки Бриджиса, живут в построенном им доме. В поместье часто приезжают европейцы, желающие на некоторое время окунуться в те же условия, в каких здесь жили когда-то индейцы.

Древние граффити

В 1964 году один из первых исследователей пещеры, археолог Карлос Градин, выяснил, что для создания изображений жители Патагонии использовали натуральные минеральные красители: красный и пурпурный цвета давала окись железа, белый — каолин, желтый — натроярозит, черный — окись марганца. Краску набирали в рот и распыляли через трубочки, изготовленные из полых костей птиц. Руку использовали как трафарет. Древние придумали нечто, напоминающее аэрозольные баллончики, которыми рисуют современные любители граффити. Исследования позволили установить, что одним из компонентов первобытного красителя был гипс, который, возможно, служил закрепителем.

«В качестве трафарета использовались только левые руки, — продолжает Круглов. — Я приложил ладонь к одному из отпечатков. Рисунок был меньше моей руки, около 13–14 сантиметров в длину. Эти руки, скорее всего, принадлежали подросткам. В глубине пещеры мы обнаружили изображения сцен охоты на страусов нанду, гуанако, пум и других животных. В то время индейцы охотились при помощи метательного оружия — боласа — связки ремней с каменными шарами на концах. На некоторых изображениях можно видеть нечто подобное».

Смерть великана

Для каких целей туземцы использовали пещеру, неясно. По наиболее распространенной версии — для обрядов инициации. Но местные жители считают, что в пещере проводились магические ритуалы.

«В нескольких местах изображено существо, напоминающее человека, но с огромными когтями на руках и ногах и с длинными волосами. Ученые считают, что это вождь племени. Я же предполагаю, что это божество, демон, которому поклонялись авторы рисунков: везде оно изображено выше остальных граффити. На многих рисунках присутствуют прерывистые линии, соединяющие человека и животное. Подобные элементы в наскальной живописи обычно трактуются учеными как попытка древнего художника показать движение. Но этот же прием мог быть использован и для обозначения древней магии, связи человека с животным миром. В некоторых группах рисунков на отпечатки рук накладываются отпечатки лап животных, что также может символизировать единство природы и человека».

Большая загадка, кстати, что же это был за патагонский человек. Моряки Магеллана были поражены ростом местных жителей, историограф экспедиции Антонио Пигафетта писал в книге 1525 года «Путешествие Магеллана» о туземце: «Он был очень хорошо сложен и такого роста, что наши головы достигали только до его пояса. Капитан-генерал назвал этот народ патагонцами».

«Когда кто-нибудь из них умирает, — сообщает Пигафетта, — появляются 10 или 12 раскрашенных с головы до ног демонов и затевают веселую пляску вокруг трупа. Один из них. выше остальных, он и кричит и веселится громче всех. Самого большого демона они называют именем Сетебоса, а других — Келуле. Великан знаками дал нам знать, что он сам видел демонов с двумя рогами на голове и длинными волосами, висящими до пят».

Карлос Градин установил, что первые рисунки в пещере были сделаны 10 000 лет назад, последние датируются первым тысячелетием нашей эры. Встреча же Магеллана с великанами произошла лишь в XVI веке. Значит ли это, что загадочные патагонские великаны не просто существовали, но унаследовали культ демонов у первобытных предков, и что авторы рисунков в Пещере рук не исчезли без следа в начале нашей эры, как предполагают ученые?

«Я в это верю», — завершает рассказ Леонид Круглов.

7 Бом-брамсель 2-го грота
8 Верхний брамсель 2-го грота
9 Нижний брамсель 2-го грота
10 Верхний марсель 2-го грота
11 Нижний марсель 2-го грота 12 2-й грот
15 Бом-брамсель 1-го грота
16 Верхний брамсель 1-го грота
17 Нижний брамсель 1-го грота
18 Верхний марсель 1-го грота
19 Нижний марсель 1-го грота
20 1-й грот
23 Фор-бом-брамсель
24 Верхний фор-брамсель
25 Нижний фор-брамсель
26 Верхний фор-марсель
27 Нижний фор-марсель
28 Фок

1 Гаф-топсель
2 Верхняя бизань
3 Нижняя бизань
4 Крюйс-брамстень-стаксель
5 Крюйс-стень-стаксель
6 Апсель
13 Брам-стень-стаксель 2-го грота
14 Стень-стаксель
21 Брам-стень-стаксель 1-го грота
22 Стень-стаксель
29 Бом-кливер
30 Мидель-кливер
31 Кливер
32 Форстень-стаксель
33 Рекламные паруса, которые не входят в парусное вооружение «Седова»

34 Бизань-мачта
35 2-й грот
36 1-й грот
37 Фок-мачта

«Из порта чаще всего выходим под машиной, то есть при помощи двигателя. Работа с парусами начинается, когда появляется подходящий ветер. Вначале ставят марсели, затем — брамсели. Последними ставят фок и гроты. Далее поднимают косые паруса: первыми — стеньстаксели, апсель, брам-стаксели, кливера и крюйс-стень-стаксель.

Убирают паруса в обратном порядке. Все паруса позволяют ловить ветер, необходимый для движения. Тяговое усилие приходится на прямые паруса, косые — помогают. Марсели и брамсели ловят верховой ветер, сила которого меняется с высотой: чем выше, тем сильнее.

Во время шторма остаются только марсели и стеньстаксели. Все паруса несем, когда сила ветра меньше шести баллов. Если ветер поднимается до восьми баллов и выше, то оставляем те же паруса, которые используем при шторме. При поворотах корабля брасопят реи, то есть разворачивают их так, чтобы паруса были направлены максимальной площадью к ветру. Делается это вручную, хотя иногда осаживаем шкоты или подбираем другие снасти при помощи лебедок. Но это занимает больше времени и поэтому используется крайне редко.

В случае если парус отдался от снастей, боцманы и матросы поднимаются на рей и вручную закрепляют парус. Корабль в это время маневрирует, приводясь к ветру, чтобы парус меньше раздувало. Бегать по реям запрещено. На реях необходимо пристегиваться страховочными поясами к заспинному лееру. В этом случае перемещение безопасное, но небыстрое».

Фотографии и впечатления: Леонид Круглов

Ссылка на основную публикацию