Кумран и свитки Мёртвого моря в Израиле

Кумран. Свитки мертвого моря

На северо-западном берегу Мертвого моря, среди пейзажей фантастической красоты, высятся останки монашеского поселения общины евсеев, одной из древнееврейских религиозных сект. Это поселение существовало в период между II веком до н.э. и 68 годом н.э., пока десятый римский легион окончательно не занял данный регион. После чего многие из евсеев, в знак последнего сопротивления, укрылись в Массаде.

КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА

Евсееи – религиозная община монашеского типа, признававшая Священное писание, но отвергавшая авторитет Храма в Иерусалиме. Им были свойственны аскетическая жизнь, безбрачие, воспитание в своих понятиях чужих детей и исполнение ритуалов, некоторые из которых напоминают обряды ранних христиан.

Последователи «Учителя праведности», как называли основателя секты, ушли в пустыню, чтобы жить общинами в бедности, деля на всех плоды собственного труда, очищаться, принимая «крещение» и ритуальные омовения, изучать святые писания и размышлять над ними в ожидании близкого конца света. Прием пищи в общине происходил за общим столом и носил характер священнодействия.

Развалины монашеского поселения общины евсеев

Среди развалин монастыря можно различить самые разнообразные помещения: кухни, склады, большой скрипторий, где переписывались священные тексты, трапезная, гончарные мастерские, и несколько бассейнов используемых как для сбора воды, так и для ритуальных омовений.

Известно, что древние обитатели Кумрана были хорошими строителями. С западных высот по акведуку вода поступала в цистерны, а затем по хитроумной системе труб распределялась по всем помещениям.

КУМРАНСКИЕ СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ

Интересна история нахождения в Кумране древних манускриптов (рукописей), именуемых свитками Мертвого моря. Впервые их нашел в 1947 году, совершенно случайно, бедуинский мальчик пастух в гроте недалеко от монастыря.

Гроты (пещеры) в районе монашеского поселения Кумран

Свитки представляли собой рукописи на коже и находились в специально заделанных амфорах, причем каждый свиток был завернут в льняную ткань, что говорит о том, что прятавший их беспокоился об их сохранности. За этим последовали специально организованные поиски в близлежащие пещеры.

Однако, найденный материал в других гротах был разложен не так аккуратно, и это означает, что внезапно последовавшее событие вынудило евсеев покинуть место жительства. Вероятно, это случилось в период иудейского восстания.

Глиняные амфоры в которых хранились свитки

В результате, в Кумране было найдено около 600 рукописей. Исследовав возраст свитков, ученые пришли к выводу, что большинство рукописей написано за два века до н.э. Найденные рукописи, составленные на древнееврейском и греко-арамейских языках, на тысячу лет древнее самых старых экземпляров Ветхого завета на еврейском языке, известных до 1947 года. В них содержатся все тексты еврейской библии (за исключением текста Эстер), апокрифические тексты Ветхого завета и несколько текстов кумранской общины с описанием ее правил и доктрин.

Древние рукописи (свитки)

Мнение ученых по вопросу возникновения рукописей расходятся. Одни считают, что все рукописи были написаны евсеями в местном скриптории. Другие утверждают, что большая часть, найденных в Кумране рукописей, ранее принадлежала библиотеке Второго Иерусалимского Храма. По всей видимости, их удалось вывезти из Иерусалима до разрушения Храма и передать на хранение евсеям. И лишь небольшая часть рукописей, найденных в Кумране, была создана в местном скриптории.

МЕДНЫЕ СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ

В 1952 году в одной из пещер были обнаружены медные свитки. Это были свитки из тонких полос сильно окисленной меди, которые были настолько хрупкими, что при прикосновении к ним могли просто рассыпаться в прах. Раскрывали свитки в Манчестере в Технологическом университете. Для этого их пришлось разрезать на небольшие полоски. Прочитали их спустя четыре года, в 1956 году.

Свитки оказались списком кладов, спрятанных в районе Мертвого моря. Количество золота и серебра, описанного в медных свитках, составляет от 138 до 200 тонн. Но это не просто слитки редких металлов, это целые сокровища.

Медные свитки, найденные в одном из гротов

По всей видимости, зилотам во время своего бегства из Иерусалима в 66 году, удалось вывести часть сокровищ, принадлежавших Второму Иерусалимскому Храму, зарыть их в разных частях Иудеи и составить опись. Медные свитки как раз и представляют собой опись этих сокровищ. А опись была передана на хранение евсеям, учитывая их отношения к земным богатствам.

Многие из мест, где спрятаны сокровища, до сих пор не расшифрованы. Несколько экспедиций уже отправлялись на поиски кладов, но ужасный климат и отсутствие элементарных удобств, вынуждали археологов отступить.

Известно, что в Санкт-Петербурге в Национальной библиотеке сосредоточена богатейшая коллекция еврейских рукописей, насчитывающая более 20 тысяч экземпляров. В среде ученых бытует мнение, что среди них есть некий древний текст, дающий ключ к идентификации тех мест, которые описаны в медных свитках.

Самый лучший способ для осмотра достопримечательностей в Израиле – это взять машину на прокат. О том, как арендовать автомобиль в Израиле, о правилах дорожного движения и парковки можно прочитать здесь.

Часы работы национального парка Кумран :
С апреля по сентябрь: 8.00 – 17.00 c октября по март: 8.00 – 16.00
В субботу и праздничные дни парк работает как обычно. В пятницу и в канун праздников 8.00 – 15.00

Стоимость посещения: Взрослый 29 шек., ребенок 15 шек., пенсионер 15 шек., студент 23 шек.

Как добраться общественным транспортом: из Тель-Авива автобусом №421, из Иерусалима — автобусы 486 и 487 (каждый час) до остановки Kumran Branching. Расписание автобусов можно посмотреть здесь.

Кумран. Ессеи. Свитки Мертвого моря.

Кумран. Ессеи. Свитки Мертвого моря.

Кумран, сегодня национальный парк, на территории которого в середине 20 века были найдены свитки Мертвого моря, которые большая часть исследователей приписывают иудейской секте ессеев. Для того, что бы разобраться есть ли связь между местом Кумран, свитками Мертвого моря, и ессеями, стоит рассмотреть их по отдельности и лишь, потом решить, можно ли все это склеить вместе. Начнем с Кумрана. Современное название места возможно происходит, от арабского слова, значение которого – Луна. Интересное совпадение в данном случае с названием ближайшего к нему древнейшего города – Иерихон! Иерихон, или на иврите Ерихо, происходит так же от слова «луна», и в данном случае ученый мир предполагает, что в городе Ерихо поклонялись богу Луны. Главное, что нужно сказать на счет этого названия, что оно позднее, и возможно более древнее название места – Схаха, упомянутое в медном свитке, найденном в Кумране. Географическое местоположение Кумрана, северо-западная оконечность Мертвого моря, на краю Иудейской пустыни, на высоте около -325 метров от уровня мирового океана. Рядом с Кумраном проходили дороги, которые вели в Эйн Геди, Масаду, Иерусалим, и Иерихон. Вдоль большого обрыва шла дорога в Иерихон, на которой были найдены гвозди из сандалий римских легионеров. Археологи считают, что началом поселения в Кумране, можно назвать второй век до н.э, когда Хасмонейская династия иудейских царей, занимается расширением своего царства. В то время в Иудее, и в том числе на западном берегу Мертвого моря, строиться целая сеть опорных пунктов, в которых можно держать небольшие отряды, продовольствие, и которые могут устоять перед осадой. Одно из известнейших мест такого типа – крепость Масада. В Кумране есть два археологических слоя, один более древний, относится к периоду правления Хасмонейской династии, а второй к правлению царя Ирода (37-4 д.н.э) и вплоть до разрушения в 68г. Судя по размерам комплекса, в первую его историческую часть, это была укрепленная постройка с большой охранной башней и закрытым внутренним двором, скорее всего с двухэтажной казематной стеной. Во время правления царя Ирода и после него комплекс оброс дополнительными постройками и таковой знаком нам сегодня по его останкам. В Кумране археологи нашли, развитую систему водоснабжения, а так же цеха, подсобные и жилые помещения. Судя по находкам, часть которых по понятным далее причинам, первый археолог монах Ролан де Во не представил общественности поселение было довольно богатым. По одной из версий, данное поселение принадлежало не секте есеев, о которых пойдет речь чуть позже, а богатому человеку, или семье из Иерусалима. Своего рода укрепленная фазенда рабыни Изауры. О богатстве данного поселения в первую очередь говорит большая охранная башня высотой в три – четыре этажа, которую ессеям, пацифистам, отвергнувшим деньги, и богатство просто не на что да и незачем было строить. Каменные колонны с украшенной резьбой капителью дорического стиля, каменная дорогая посуда, таких размеров и качества, которую находили в домах богачей в Иерусалиме, сосуды из стекла, дорогая посуда из глины, фибула (металлическая застежка из бронзы), украшения, изделия из слоновой кости, клад – 561 серебряная монета и т.д Кроме этого, данный комплекс Кумрана находился в нескольких километрах от еще одного сельскохозяйственного угодья у источников Эйн Фешха (Эйнот Цуким). В этом втором комплексе в Эйн Фешха есть заводское строение (где предположительно занимались изготовлением благовоний), конюшня, овчарня, большая усадьба и сельскохозяйственные угодья. Кроме всего прочего, в обоих комплексах были найдены каменные гирьки, о которых можно сказать, что тут занимались торговлей. Еще о Кумране. Развитая система водоснабжения в Кумране, относится к Иродианскому периоду, похожую систему мы можем наблюдать так же в крепости Масада. Археологи разделили найденные бассейны на те, в которых содержалась питьевая вода (3) и на те, в которых проходили ритуальные омовения – микве (7). Количество этих бассейнов для омовения не является чем-то необыкновенным. Есть большое количество мест, где так же много микв, скажем Ципори. В крепости Масада например найдено 15 бассейнов такого же типа, в дворцах Иерихона около 30 микв. Найденные в одном из зданий чернильницы также не являются чем-то из ряда вон выходящим. Похожие чернильницы были найдены и в Иерусалиме и на раскопках других городищ, и могли использоваться, в том числе в делах связанных с торговлей и учетом. В Кумране были найдены винодельня, печь для обжига глиняных изделий, кузница и предположительно цех для изготовления благовоний, возможно как в Эйн Геди. Винодельня говорит о том, что где-то недалеко выращивали виноград, ибо в отличии от оливок, его невозможно транспортировать на большие расстояния (потому, что он давится и испуская сок, начинает процесс брожения) и его зачастую давят рядом с виноградником. Тут так же занимались сушкой фиников, и возможно вынимали из них косточки. Это предположение археологов основано на находке плоской каменной площадки, вокруг которой были найдены косточки фиников в большом количестве. Археологи так же предполагают, что одно из зданий служило стойлом для ослов. Суммируя все выше перечисленное, археологи предполагают, что главным занятием жителей Кумрана в иродианский период являлось сельское хозяйство. Самое главное, что не нашли в самом Кумране, а нашли только в пещерах вокруг него, это те самые свитки Мертвого моря. Не смотря на то, что в Кумране нашли массу других находок органического типа, ни пергамент ни кожи с текстом в самом комплексе не найдено. Интересен тот факт, что в той же самой крепости Масада, при раскопках были найдены кусочки текста, а тут полное отсутствие. Единственные письменные свидетельства из Кумрана, это остраконы. Кусочки глиняной посуды или таблички с иудейскими именми: Йоханан, Элазар, Пинхас и Шимон, а так же табличка с возможным описанием имущества одного человека. А теперь немного цитат из Иосифа Флавия, он же Йосеф бен Матетияху, для того, что бы сравнить находки с образом жизни ессеев, коим приписывают это место. Иосиф Флавий пишет о ессеях следующее: «Они презирают богатство, и достойна удивления у них общность имущества, ибо среди них нет ни одного, который был бы богаче другого» «Платье и обувь они меняют лишь тогда, когда прежнее или совершенно разорвалось, или от долгого ношения сделалось негодным к употреблению. Друг другу они ничего не продают и друг у друга ничего не покупают» «Чувственных наслаждений они избегают как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей. Супружество они презирают» Филон Александрийский писал, что ессеи не копят золото и серебро, не покупают больших земельных участков. Плиний старший писал, что они едят и пьют только минимум, отказываются от плотских утех и денег. Если две первые цитаты мы уже затронули, давайте теперь коснемся содержания третьей. В Кумране найдено огромнейшее кладбище, которое по оценкам археологов насчитывает более 800 захоронений. На сегодняшний день раскопаны чуть больше 50 могил, в которых найдены 26 мужских останков и 16 женских. Такие данные немного не стыкуются с выражением: «Супружество они презирают» и с различного рода женскими украшениями, найденными при раскопках. Количество захоронений может быть показателем того, что в Кумране работали наемные рабочие, или там хоронили паломников, которые по пути в Иерусалим или оттуда, умирали в пути. Далее думаю, стоит рассказать немного об истории находки этих самых свитков Мертвого моря. И так. Как, где и кем были найдены свитки Мертвого моря? Ответ будет краток, дабы заинтересованный читатель смог сам поискать интересующие его подробности. В 1947 году, за несколько дней, часов, минут или секунд до памятного каждому еврею голосования в ООН, на счет вопроса, «быть или не быть Израилю», здесь на краю Иудейской пустыни, недалеко от Мертвого моря, пастухи бедуины пасли свое стадо. Стадо по разным версиям состояло из коз и овец ( что кстати зачастую и случается) и тут надо же такому случиться, одна из них куда-то «запещерилась». Искали они ее, искали, не в одну пещеру камень кинули, как вдруг камень что-то разбил. (Камни они кидали в пещеру, дабы либо выгнать оттуда диких зверей, либо проверить, насколько она глубока, либо оттуда выйдет сама пропажа.) В глазах бедуинов уже начали появляться значки доллара, как в игральном автомате, а там их ожидал разбитый кувшин, да свиток старой кожи с закорючками. В той пещере они нашли в общей сложности семь свитков. Не долго думая, прихватили они это добро с собой, и продали на рынке в Вифлиеме а дальше три такие свитка купил Элиэзер Сукеник профессор археологии из Еврейского университета Иерусалима. Остальные свитки были куплены разными покупателями и были выкуплены государством Израиль с помощью сына Элиэзера Сукеника – Игаель Ядина в 1950 году за сумму 250,000 долларов. Напомню, что территория, на которой находится сегодня национальный парк Кумран, находилась тогда на территории, которую захватила Иордания в 1948 году, и впоследствии присоединила к себе. После этой находки бедуины обыскали большую часть пещер, которые были в этой области, в которых были найдены дополнительные свитки или то, что от них осталось. Первые раскопки тут провел монах Ролан де Во, который видел в найденных свитках некую информацию о первых христианах или о секте ессеев описанную несколькими историками, из которых возможно вышел Иоан Креститель и с которыми возможно был связан сам Иисус. По описанию, которое было приведено раньше вы поняли, что Ролан де Во, писал с некой направленностью мысли, о том, что в Кумране были именно ессеи. Так же, что они ушли из Иерусалима, покинули храм, и что возможно среди них зарождалось христианство. Такого типа первые монахи, отказавшиеся от всего и ушедшие подальше от Иерусалима и общества в Иудейскую пустыню. Но если посмотреть на карту ближайших поселений, то вся округа просто «кишела» различного рода фермами, крепостями, да и Иерихон тут в нескольких часах ходьбы. Тот же самый Иерусалим находился в 20км, которые можно было преодолеть в течение одного дня. Но прошло время и в 1967 году в ходе шестидневной войны, данная территория (Кумран) перешла к Израилю. Здесь начали производить подробные исследования, и то, что предстало перед глазами археологов, не клеилось с тем, что излагал Ролан де Во. Изхар Хиршфельд, один из ведущих израильских археологов исследовал на протяжении многих лет район Иудейской пустыни и считался специалистом международного класса как по вопросу Кумрана, так и по вопросу ессеев. По представлению его и еще небольшой группы археологов, найденные в пещерах свитки, могли быть принесены сюда из некой большой библиотеки, которая могла, находиться например, в Иерусалиме. Возможно, их принесли сюда, дабы они не погибли в пожарищах при захвате города римлянами. Истории известны находки древних свитков в данной области и ранее. Так Ориген, греческий теолог, живший в Александрии, пишет, что в 3 веке в районе Иерихона были найдены глиняные кувшины со свитки написанными на иврите. Тимотеус первый, патриарх Селевкии так же пишет (800г), что в районе Иерихона в пещерах чудесным образом были найдены сотни свитков на иврите. Большая часть свитков Мертвого моря написана на иврите и лишь некоторые из них, написаны на арамейском и греческом языках. Около 20 из свитков содержат полный текст, многие частично повреждены, а из остальных осталось большое количество фрагментов. Для любителей пазлов, последние составляют особый интерес, правда, тут мало знать буквы, нужно так же разбираться в тексте, что бы знать к какой части принадлежат фрагменты. Среди свитков; сотни копий книг из Танаха (ветхого завета) кроме книги Эстер, тексты не входящие в Танах но добавляющие его рассказы, а так же тексты общинной направленности (группы Яхад, которых отождествляют с ессеями). Часть ученых предполагает так же, что написанием найденных свитков занимались несколько сотен писателей в течении порядка трехсот лет. Данное предположение подкрепляет идею о существовании некой большой библиотеки. На счет кувшинов, в которых были найдены часть свитков, то похожие или такие же кувшины были найдены, в том числе в Иерихоне, Масаде и Иродионе. На сегодняшний день большая часть свитков находится в специальном здании в музее Израиля в Иерусалиме, где можно увидеть то, как они сохранились, а так же большую часть находок из Кумрана. Для тех, кого интересует более подробная информация, включая сами тексты – Гугл в помощь!

Читайте также:  Достопримечательности Cардинии

Дам несколько полезных ссылок:

Дополнительная информация:

Телефон: 02-9942235

Часы открытия: апрель-сентябрь 08:00 – 17:00 октябрь-март 08:00 – 16:00 в пятницу и вечер праздника 08:00 – 15:00

Стоимость входа: Взрослый: 29 шек. Ребенок: 15 шек. Пенсионер 15 шек. Студент: 25 шек. Можно посетить два парка. Кумран + Эйнот цуким, тогда стоимость билета: взрослый 38 шек. ребенок 18 шек. В парке Кумран есть дорожки для людей на инвалидном кресле.

Официальный сайт парка: тут

Как добраться? – Смотрите здесь

Фотоальбом парка: Смотрите здесь

Кумран

В пещерах Кумрана обнаружены свитки Мёртвого моря — самые старые библейские писания

Кумран — израильский национальный парк в ущелье и вади на сухом плато, примерно в 1,5 км от северо-западного побережья Мёртвого моря, на Западном берегу, рядом с кибуцем Калия.

На возвышенности к северу от Кумрана расположены Хирбат-Кумран, развалины древних поселений.

История

Поселение эллинистического периода было построено во время правления Иоанна Гиркана, в 134—104 гг. до н. э. или несколько позже, и было занято большую часть времени, пока не было разрушено римлянами в 68 г. н. э.

Все это было разрушено римлянами в 68 г. н. э.в ходе Первой иудейской войны.

До 90 г. н. э. Хирбат-Кумране располагался римский гарнизон. Во время восстания Бар-Кохбы повстанцы использовали Хирбат-Кумран как одну из своих баз.

Пещеры Кумрана

Артефакты (в частности, монеты) подтверждают время заселения Хирбат-Кумрана, установленное по Свиткам Мёртвого моря.

Рукописи

Кумран известен как место, где в 11 пещерах были найдены свитки Мёртвого моря — рукописи II в. до н. э.–I в.

Свитки Мёртвого моря были впервые обнаружены в глиняных горшках бедуином-пастухом в 1947 г.

С момента открытия в 1947 г. и до 1956 г. здесь были найдены около 900 свитков различной степени сохранности, в основном написанные на пергаменте, но также и на папирусе.

Хирбет-Кумран. Древние строения

Были проведены обширные раскопки, которые начались в 1953 г.

Древнейшее раскопки Кумрана относятся к VIII—VI вв. до н. э.

Ессеи

Многие учёные считают, что Хирбат-Кумран был поселением религиозной еврейской общины ессеев, бежавшей из Иерусалима.

Менее популярна нерелигиозная интерпретация, которая говорит о том, что это был хасмонейский форт, позже превратившийся в виллу богатой семьи или производственный центр, возможно, завод керамики.

Находки

Особый интерес представляют остатки поселения эпохи Второго храма: водосборная цистерна жилые помещения, печи для обжига керамики (130 г. до н. э.), 2-х и 3-х этажные строения, система водоемов и каналов (100 г. до н. э.).

Новый комплекс построек (4–1 гг. до н. э.) — главное здание с башней, гончарная мастерская, мельницы, закрома, печи для выпечки хлеба, прачечная, стойла, плавильные печи, мастерские.

Кумран. План реконструкции периода Второго Храма

Сосуды, еврейские ритуальные ванны и кладбища были найдены вместе со столовой или комнатой для собраний, также были обнаружены обломки верхнего этажа (возможно служившего скрипторием), печи для обжига керамики и башня.

К востоку от места было обнаружено большое кладбище. В большинстве могил находятся останки мужчин, были обнаружены и женщины. Однако некоторые захоронения могут относиться к временам средневековья.

Фотогалерея

Полезная информация

Кумранский национальный парк
араб. قمران
досл. «две луны»
Хирбат-Кумран
араб. خربة قمران.
досл. «руины Кумрана»

Стоимость посещения

взрослый: ₪21
детский: ₪ 9
пенсионеры: ₪11

Часы работы

  • апр–сент: ежедневно 8.00-17.00
  • окт– март: ежедневно 8.00-16.00
  • пт и праздники: 8:00 – 15:00

☎ 972 (02) 994 2235

Отдых на Мёртвом море, сезон 2013

✪ распечатай и возьми с собой

Как добраться

Шоссе № 90, 20 км на юг от Иерихона.

Интересно

Свето-звуковое представление рассказывает посетителям об истории Кумрана.

Подлинные свитки Мёртвого моря можно увидеть в Храме книги на территории музея Израиля в Иерусалиме.

Кумран, ессеи и свитки Мертвого моря

Сегодня здесь раскинулся археологический парк, где можно увидеть раскопки центрального комплекса кумранитов, их водную систему и пещеры, где были найдены знаменитые рукописи. В туристическом центре показывают небольшой фильм о Кумране на разных языках. В Кумран ежедневно приезжают десятки туристов, чтобы увидеть место, где была совершена эта уникальная находка, уникальная не только сама по себе, но и историей ее совершения.

Ученые много лет спорят о сущности Кумрана и приводят самые разные гипотезы: Кумран это крепость; Кумран это вилла; Кумран это коммерческий центр; Кумран это часть Иорданской долины, Кумран это фабрика по производству керамики и т.д.
Однако часть историков соглашается с версией одного из первых археологов-исследователей этого уникального места Ролана де Воа, гласящей, что Кумран был поселением секты ессеев.

Кто же такие эти ессеи? И почему свитки, созданные ими, так важны для науки?
Ессеи (греч. Εσσηνοι, Εσσαίοι, Οσσαιοι или кумраниты) — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.

Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других — после трёхлетнего испытания.

Де Воа полагал, что ессеи устроили кумранское поселение в пустыне исключительно в религиозных целях.

Мне кажется, секта ессеев достаточно интересна для того, чтобы рассказать о ней поподробнее.

Вступающий в орден ессеев должен был под страшной клятвой дать обет:

  • чтить Бога
  • быть справедливым ко всем
  • никому не вредить
  • быть врагом неправды
  • сохранять верность властям
  • достигнув власти, не превозноситься
  • не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
  • обличать ложь и любить истину
  • ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
  • воздерживаться от незаконной прибыли
  • догматов ессейского учения никому не передавать
  • не употреблять клятвы
  • верно хранить писания (древние книги) ессеев и иудеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу — таинственные имена Божии)

Далее, по рассказу Филона, ессеи

  • не приносили кровавых жертв (по Флавию — они не приносили этих жертв лишь в Иерусалимском храме)
  • усердно занимались
    • земледелием
    • пчеловодством
    • скотоводством
    • ремеслами
    • врачеванием (посредством дыхательной гимнастики и произнесения заклинательных формул и стихов)

  • не делали оружия и отвергали войну до пришествия Мессии, но готовились к войне против сил Зла на стороне Мессии
  • признавали лишь общую собственность
  • безусловно отрицали рабство
  • помогали друг другу всячески
  • учили, что все они братья между собой

4.

Все необходимое для жизни ессеи изготовляли сами, избегая отношений с торговцами. Много занимались аллегорическим толкованием Святых Книг и учением о нравственности.
Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью.
Ессеи уходили от суеты, жили простым трудом на земле, презирая богатство и знатность, считали полезным и богоугодным воздержанность во всем – философия, очень близкая к философии христианства. Говорят даже, что Иисус вышел из этой секты, был одним из ее членов.

Жили они безбрачно, но не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Ессеи вели споры, можно ли заниматься физической любовью и рожать детей (что уже противоречит заповедям иудаизма). От полного полового воздержания их удержала только мысль о том, что в этом случае их секта быстро и неминуемо вымрет. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей.

Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье.

Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой, они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия.

За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно.
Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни.

Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми.
Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни — в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Они верили в предопределение.

В период 1947-1956 годов были предприняты обширные раскопки поселения. Были найдены сосуды, водоёмы, кладбища, а также различные помещения: обеденный зал (рефекториум), зал для приёмов гостей, развалины помещения, предназначенного для переписки рукописей, печи для обжига глиняной посуды,скрипториум – место где изготавливались кожи для рукописей, наносились тексты и хранились готовые свитки. Место это считалось ритуально чистым, в нем не жили.

Древнейшее поселение на территории Хирбат-Кумрана датируется VIII–VI вв. до н. э. К этому периоду относится глубокая круглая водосборная цистерна, которая в последующие века была включена в сложную систему водопроводов и водосборников.

Рядом с водосборной цистерной были построены два прямоугольных водоема и жилые помещения

А также две печи для обжига керамики.

Несколько позднее (около 100 г. до н. э.) площадь поселения была расширена: были возведены двух- и трехэтажные строения и создана сложная система водоемов, соединенных каналами. Вода поступала по акведуку из вади Кумран, где была построена плотина, задерживавшая воду в период зимних дождей.

Развитая система водоснабжения в Кумране, относится к Иродианскому периоду. Археологи разделили найденные бассейны на те, в которых содержалась питьевая вода и на те, в которых проходили ритуальные омовения – микве

Новый комплекс построек (восходящий, видимо, к 4–1 гг. до н. э.), укрепленный против разрушительного действия землетрясений, просуществовал до Иудейской войны I и был разрушен римлянами в 68 г. н. э. В этом новом комплексе главное здание представляло собой четырехугольное строение из крупных нетесанных камней с массивной башней в северо-западном углу. Центральная башня поселения была хорошо защищена от нападения, вход туда вел только из соседнего здания через второй этаж.

В здании было несколько больших комнат, служивших, по-видимому, местом собраний и совместных трапез.
К самой большой комнате на южной стороне примыкало небольшое помещение, где хранилось более тысячи глиняных предметов кухонной и столовой утвари.

Одна из комнат в юго-западной части постройки служила, по-видимому, помещением для писцов. Были обнаружены мельницы, закрома, печи для выпечки хлеба, прачечная, стойла, плавильные печи, мастерские. Все это подтверждает то, что жители поселения стремились к максимальному самообеспечению, занимаясь земледелием, скотоводством и разными ремеслами.

Ессеи жили по своему календарю, справляя общепринятые еврейские праздники в совершенно другие числа, не пользовались галахическими постановлениями и заповедями, жили только по письменной Торе, чем напоминают более позднюю секту караимов, которые являются, возможно, если и не физическими, то духовными наследниками ессеев.

Среди строений не обнаружены спальни; ими, по-видимому, служили близлежащие пещеры и шатры.

Вот карты Кумрана с сопоставлением помещений, которые раньше здесь находились

К востоку от Хирбат-Кумрана расположено кладбище (около тысячи могил). Захоронения ориентированы головой на юг; мужчины похоронены отдельно от женщин и детей.

Некоторые из могил могут быть отнесены к Средним векам. Лишь небольшая их часть была обследована, так как согласно еврейскому закону раскопки кладбищ запрещаются. Одна из гипотез ученых утверждает, что это захоронения умерших сектантов, в то время как другая — что тела были принесены в Кумран, так как похороны здесь легче, чем в других, более скалистых местах.

**************************************** **************************************** **************************************** **************************************** **************************************** **********************************
Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря, или Кумранских рукописей — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия. Ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5, возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка.
Согласно гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами. Их целью было сохранить эти свитки для будущих поколений.

История обнаружения свитков тоже весьма примечательна.
Зимой 1947 года бедуинские пастухи в поисках пропавшей козы случайно наткнулись на пещеру, в которой и была обнаружена археологическая находка, оказавшаяся самым важным открытием, сделанным когда-либо на Святой земле.

Разумеется, оценить сделанную находку бедуины не сумели. Семь найденных свитков один из них, Мухаммед Диб Хассан, продал торговцу-сапожнику в Бейт Лехеме. Когда фрагменты этих свитков, выставленные на продажу, увидел Элиэзер Сукеник, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, он, рискуя жизнью, поехал на арабскую территорию накануне Войны за Независимость, чтобы купить три свитка из семи. Свитки эти были выкуплены в ночь голосования ООН по созданию государства Израиль, то есть предсказание кумранитов исполнилось буквально! Четыре остальных рулона были собственностью Мара Самюэля, архиепископа сирийского монастыря в Иерусалиме. Он предполагал, что имеет дело с христианскими документами. Даже когда он узнал, что ошибался, то не захотел продать их профессору Сукенику, надеясь получить за них хорошую цену в Соединенных Штатах.

Пять лет спустя рукописи все еще не были проданы. Мар Самюэль поместил объявление об их продаже в Wall Street Journal. И надо же так случиться, что сын профессора Сукеника, Игаэль Ядин, также археолог по профессии, в этот момент был в Нью-Йорке и случайно увидел объявление! При поддержке израильских официальных лиц он посылает посредника, который, поторопившись, купил свитки за 250 000 долларов. 1 июля 1954 года рукописи возвратились в Израиль.

Профессор Сукеник, переодевшись в арабские одежды, неоднократно переходил границу, чтобы отыскать новые рукописи из того же источника. В 1956 году иорданскими археологами были открыты и исследованы еще десять пещер в Кумране. Всего было найдены десятки целых свитков, еще десятки тысяч фрагментов и многочисленные предметы обихода, относящиеся к периоду Второго Храма. Они написаны на иврите, греческом и арамейском языках; материалом послужили кожа и папирус (только один свиток – на меди). Четверть свитков содержит различные библейские тексты. Найдены также многочисленные комментарии к текстам, гимны и псалмы, официальные документы, письмо, адресованное высшим служителям Храма в Иерусалиме, и так далее.

В мире сегодня существует несколько специальных институтов, занимающихся изучением исключительно этих уникальных рукописей – в Англии, Израиле и России. Издано и опубликовано несметное количество работ на всех языках мира, в том числе и на русском. Значительная часть свитков, находившихся в Иордании, изучалась так называемой международной группой ученых в музее Рокфеллера в восточной части Иерусалима. В 1967 году, после освобождения Восточного Иерусалима, музей и все свитки в нем находящиеся попали в руки Израиля, где и хранятся до сих пор. Исключение составляют лишь отдельные пергаменты, находящиеся в различных местах мира и знаменитейший Медный Свиток, в момент освобождения Иерусалима находившийся на выставке в Аммане, столице Иордании, так там и оставшийся. Медный Свиток, вычеканенный на меди в 1-м веке нашей эры содержит текст на иврите, в котором перечисляются сокровища и храмовая утварь, спрятанная в различных местах Иудеи – в пустыне и в окрестностях Иерусалима.

Медный Свиток и сегодня выставлен в археологическом музее Аммана.
В других свитках содержатся тексты, предвосхищающие будущие тексты христианства, такие как «Апокалипсис» и «Нагорную проповедь».

В связи с этим чрезвычайно важным становится вопрос датировки этих рукописей и многие христианские ученые «натягивают» датировку рукописей поближе ко временам Иисуса. Очевидно однако, что тексты эти записаны в I и II веках до нашей эры. Таким образом, становится понятно, что многие христианские идеи и тексты берут свое начало в Кумране, задолго до периода жизни Иисуса.

Не менее важна датировка для определения образа основателя (либо духовного руководителя секты), которого кумраниты называли «море ха-цадик» – Учитель Праведности, и частное имя которого было Иоханан. Именно этот человек, судя по всему, послужил прообразом новозаветного Иоанна Крестителя, жившего, по христианской традиции, на полтора столетия позже. Именно поэтому для христианской теологии кумранские рукописи также являются чрезвычайно важной находкой и источником знаний.

В чем же еще состоит уникальность этой находки?

До кумранских находок анализ библейского текста был основан на средневековых манускриптах. Кумранские тексты значительно расширили наши познания о тексте Ветхого Завета периода Второго Храма.

  • Неизвестные ранее прочтения помогают лучше понять многие детали текста Ветхого Завета.
  • Текстуальное многообразие, отраженное в пяти группах кумранских текстов, дает хорошее представление о множественности текстуальных традиций, существовавших в период Второго Храма.
  • Кумранские свитки предоставили ценную информацию о процессе текстуальной передачи Ветхого Завета в период Второго Храма.
  • Подтверждена надежность древних переводов, прежде всего, Септуагинты. Найденные свитки, принадлежащие к четвёртой группе текстов, подтверждают правильность ранее сделанных реконструкций древнееврейского оригинала Септуагинты.

Кумранские свитки сыграли в истории и библеистике столь важную роль, что даже хранение этих рукописей уникально: специальное здание в Музее Израиля – Храм Книги – сооружено таким образом, что в случае опасности может немедленно быть опущено вместе со всем содержимым в бетонную шахту глубиной сорок метров. Больше никакие ценности так не хранят. Важнейшее значение рукописей Мертвого Моря состоит не только в подтверждении аутентичности текстов Ветхого Завета, в чем сомневались многие ученые до находки кумранских свитков, но и в важности понимания происхождения многих христианских идей и текстов, книги «Апокалипсис» и других, а также удивительное предвидение ессеев, предугадавших разрушение Храма и Иерусалима и то, что их рукописи будут найдены через 2 тысячи лет, когда вновь возникнет на этой земле еврейское государство.

День тоже выдался удивительным – здесь шел дождь! Дождь! На Мертвом море! Это бывает редко, поверьте.

Бродили себе неторопливо, стараясь лишь обогнать многочисленные разноязыкие туристические группы в разноцветных бейсболках, читали таблички, заглядывали в бассейны, взбирались на башню. Любовались неподвижным зеркалом Мертвого моря, кажущегося отсюда бесконечным

Думали – а было бы, наверное, интересно пройти по руслу Нахаль Кумран, заканчивающимся водопадом

И просто были радостны и довольны 🙂

У кого как, а у нас лето ноябрь торжествует :)))

Ну и, разумеется, поскольку Женя уже успел побывать везде и в Кумране тоже, то у него есть про это пост 🙂 Правда, старый. С новым я его опередила

МНИМЫЕ ТАЙНЫ КУМРАНА

Весной 1947 года двое мальчиков из кочевого племени таамире пасли коз. И совершенно случайно, в поисках сбежавшей козы, обнаружили пещеру. Надеясь найти клад, они залезли внутрь — и были сильно разочарованы. Вместо золота и драгоценных камней там оказались глиняные сосуды с обернутыми в льняную ткань кожаными свитками. Попытка порезать кожу на ремни не удалась — материал был слишком старым и ветхим. Тогда по совету соплеменников они продали кожаные свитки с непонятными надписями иерусалимскому антиквару…

Такова официальная версия обнаружения кумранских свитков. Впрочем, возможно, бедуины специально прочесывали пещеры в поисках кладов. Во всяком случае, когда появилась возможность торговать находками, они не преминули воспользоваться этим. В 1952 году в поисках новых свитков в Иудейскую пустыню отправилась международная научная экспедиция. И здесь между учеными и местными племенами разгорелась самая настоящая археологическая война. Кочевники старались первыми завладеть рукописями, чтобы затем продать их археологам. Часто им сопутствовала удача, и ученым приходилось выкупать свитки. При этом терялась ценнейшая информация — в каких пещерах и каким образом были найдены манускрипты, как они располагались и т.д. Поэтому археологи, в свою очередь, стремились добраться до хранилищ раньше, чем это сделают бедуины.

“Холодная” археологическая война, слава Богу, не переросла в “горячую”, но все же принесла свои печальные плоды. Многие легенды относительно кумранских находок связаны именно с тем, что ученые не имели возможности спокойно заниматься своей работой, и первые найденные и опубликованные рукописи, как оказалось впоследствии, не имели прямого отношения к основной части того, что хранилось в пещерах на берегу Мертвого моря. Работа археологов и кропотливый кабинетный труд ученых по расшифровке и переводу рукописей растянулись на четыре десятилетия. А тем временем обожающая сенсации публика обсркдала “кумранские тайны”, которые якобы должны были взорвать все наше представление об эпохе Иисуса Христа и опровергнуть Евангелие.

Ессеи — религиозная секта, возникшая в Иудее во половине II в. до Р.Х. и просуществовавшая до I в. по Р.Х, Согласно античным авторам (Филону Александрийскому, Плинию Старшему, Иосифу Флавию, св. Ипполиту Римскому), ессеи жили по всей Палестине, о том числе в городах, довольно обособленными общинами, для которых характерны общность имущества, коллективность труда и быта. Осуждали войны, рабство и торговлю, отвергали кровавые жертвоприношения, имели особый обряд ритуальных омовений. Некоторые ессеи вели безбрачный образ жизни.

КАК РОЖДАЛСЯ МИФ

Как ни странно, основным “виновником” появления кривотолков стал… священник. Это был видный католический ученый-библеист, руководитель археологической экспедиции, отец Ро-лан де Во. Он предположил, что развалины Кумрана — это монастырь, при- I надлежавший древнеиудейской секте ессеев. В четырех свитках из тех семи. что были найдены первыми и тут же опубликованы, как раз говорилось о строе и жизни этой секты.

В Кумране были найдены остатки фортификационных сооружений, а неподалеку в пещерах — множество рукописей. Пытаясь определить, что конкретно он раскапывает, аббат Ро-лан де Во мыслил категориями католического монастыря. Известно, что средневековые католические (впрочем, как и православные) монастыри были не только центрами духовной жизни, но и военными крепостями, и центрами образования, где хранились и переписывались книги. В любой обители центральное место занимали библиотека и скрипторий (комната для переписывания книг). Как показалось руководителю экспедиции, все это он обнаружил среди развалин Кумрана. Кроме того, быт ессейской общины, описанный в опубликованных рукописях, очень напоминал монашеский уклад жизни.

Сама по себе гипотеза отца Ролана де Во вполне допустима. Однако вокруг работы ученых, расшифровывавших рукописи, шли нелепые слухи — того же типа, что и газетные “сенсации” о том, как “на самом деле” родился Христос, или о том, что “наука доказала”, будто бы Христос посещал Гималаи… словом, то, что не имеет никакого отношения к настоящей науке.

В первых опубликованных рукописях многократно упоминался некий “Учитель праведности”. В итоге возникла схема: монастырь+ессеи+Учитель праведности. Отсюда родились домыслы о неком “ессейском Христе, рассказами о котором, дескать, вдохновились авторы Евангелия, повествуя об Иисусе. Этот миф существовал десятилетия и рухнул только после публикации в 1991 году всех свитков и пересмотра выводов, сделанных археологическими экспедициями 1951 — 1956 годов.

Термин “секта” был введен Иосифом Флавием в I веке по Р.Х. для описания религиозной жизни тогдашней Палестины и более соответствует современному понятию “религиозное движение”. В современном мире секта мыслится как нечто не только отделенное от генерального направления, но и противопоставляющее себя ему (например, “Белое братство” по отношению к Православной или Католической Церкви и т. д.). В Палестине времен Христа не было единого генерального направления, а существовал ряд религиозных движений, не только сопоставимых между собой по числу членов, но и взаимно влиявших друг на друга.

Что же говорит о Кумране современная наука? Во-первых, поставлена под сомнение “монастырская” гипотеза отца Р. де Во. Археологи пришли к выводу, что “монастырь”, скорее всего, был хорошо укрепленным загородным поместьем какого-то знатного иудея. Там занимались сельским хозяйством и ремеслами. На территории Кумрана было найдено множество предметов роскоши и денег. Это абсолютно невозможно для поселения ессеев, которые были нищенствующей сектой и чурались всякой связи с миром материальных благ.

Во-вторых, не выдержала критики красивая теория Ролана де Во о кум-ранском скриптории, где переписывались книги. На развалинах найдена лишь одна чернильница, в то время как экспертиза почерков показала, что тексты написаны более чем пятьюстами разными людьми! Таким количеством переписчиков не мог похвастать ни один даже самый крупный средневековый монастырь.

Сегодня очевидно, что рукописи Кумрана — не результат деятельности монастырских писцов, а библиотека. Точнее даже, библиотечные фонды, скорее всего, вывезенные сюда из Иерусалима незадолго до начала осады города римлянами в 68 году по Р.Х. Их отвезли в разные места Иудеи и там для сохранности уложили в сосуды, чтобы потом вернуться и использовать вновь. Возможно даже, что иудеи эвакуировали библиотеку, которая находилась непосредственно в Иерусалимском Храме, и найденное в Кумране — ее небольшая часть.

Окончательно ессеев “выселили” из Кумрана после публикации всех манускриптов в 1991 — 92 гг., когда вслед за гипотезой монастырского скриптория рухнул миф о том, что библиотека принадлежит общине ессеев. В Кумране было найдено около 900 текстов. Все они датируются III в. до Р.Х. — началом I в. по Р.Х. Из них “ессейскими” оказалось всего лишь несколько десятков. Говоря современным языком, четыре сектантских свитка, которые были опубликованы первыми и ввели всех в заблуждение, оказались частью “спецхрана” большой библиотеки. В основном же свитки Мертвого моря — это хорошо известные нам библейские тексты, в которых представлены в отрывках почти все книги Ветхого Завета, а также небиблейские несектантские рукописи.

После публикации всего кумранского корпуса манускриптов стал очевиден ответ на вопрос: опровергают ли они евангельскую историю. К великому сожалению любителей сенсаций: нет. Более того, свитки Кумрана полностью ее подтверждают. “Учитель праведности” оказался персонажем, характерным лишь для сектантских свитков, в то время как несектантские рукописи исполнены пророчеств о грядущем Мессии, Которого напряженно ждали и о котором писали иудеи той эпохи. Последние тексты, найденные в Кумране, были созданы незадолго до Рождения Иисуса Христа, поэтому они очень точно отражают настроения той эпохи. Иудейский народ ждал дня рождения Мессии, но об этом мы знали и до Кумрана.

Однако рукописи Мертвого моря очень ясно свидетельствуют о том, почему, дождавшись Христа, иудеи Его отвергли. Среди свитков Кумрана были найдены рукописи “Мессианский сборник” и “Мессия неба и земли”. Это — свод библейских пророчеств и небиблейских текстов, которые показывают, какого именно Мессию ждали иудеи. И здесь, опять же, Кумран не дал ничего нового. Мессия из небиблейских текстов Кумрана — это политический и военный вождь, который чудесным образом победит всех врагов и поработителей Израиля и поставит иудеев во главе народов мира.

Интересно, что среди рукописей присутствует и библейская книга пророка Исайи, которого называют ветхозаветным евангелистом. Как раз у Исайи и содержатся пророчества о том, что Мессия, будучи Богом, станет человеком, бессемянно родившись от девственницы, что Он возьмет на себя грехи мира и добровольно примет смерть за людей. На эти пророчества постоянно ссылаются авторы Евангелия. Но идея страданий Мессии не пользовалась популярностью у иудеев. Ни в одной из кумранских небиблейских рукописей нет описания страдания Спасителя за грехи Своего народа — только описания Его власти, славы и могущества.

Мифы о кумранских находках

МИФНА САМОМ ДЕЛЕ
Кумран — тайный монастырь ессеев.Феодальное поместье-крепость кого-то из иудейской знати.
Кумран — место, где были написаны найденные свитки.Убежище для книг, предположительно эвакуированных из библиотеки Иерусалимского Храма.
В свитках говорится о неком ессейском “Христе”.Попытка найти аналогии между Учителем праведности и Христом крайне сомнительна, поскольку в несектантских свитках представлены пророчества о грядущее Мессии.

Из 900 текстов, найденных вблизи Кумрана, только 11 были в цельных свитках, а все остальные пришлось восстанавливать из примерно 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых по величине не превышали почтовую марку. Работа по восстановлению текстов была закончена только к началу 60-х годов. И лишь в 90-х годах прошлого века стало возможным систематизировать кумранские свитки. Все они датируются III в. до Р.Х. — началом I в. по Р.Х. Особенно интересны небиблейские, несектантские тексты, поскольку позволяют проанализировать религиозные представления иудеев Палестины периода Второго Храма (538 г. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.). Установлено, что большинство свитков (возможно, и все) были написаны за пределами Кумрана.

Евангельский Христос, Который пришел освободить людей от рабства греху, Который говорил: “Царство Мое не от мира сего”, совершенно не соответствовал тому идеалу Мессии, Которого ждали в Иудее на переломе эпох. В этом смысле Кумран не добавляет ничего нового к тому конфликту между Иисусом и религиозными учителями Израиля, о котором говорит Евангелие и который в итоге завершился Голгофой…

Таков итог почти пятидесятилетних исследований рукописей Мертвого моря. Они не опровергли Евангелие и не поколебали христианство. Более того, с точки зрения науки Евангелие получило дополнительный вес, оно еще раз проверено, на этот раз Кумраном. И пусть некоторые люди с эзотерическим романтизмом продолжают еще твердить о сенсационных находках в Кумране, якобы открывающих тайное знание или скрываемую правду, но с точки зрения современной науки все эти утверждения — не более чем отжившие сплетни, возникшие в 60-х годах прошлого века. И в новый век их тянуть не надо.

Священник Димитрий ЮРЕВИЧ родился в 1972 г. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия. Преподаватель Московской духовной академии.

В погоне за новыми «кумранскими свитками»

Узкий путь ведет к Кумрану, к ряду пещер в каменных скалах, где были найдены свитки Мертвого моря. Зияет вход в недавно обнаруженную пещеру 53, но стоит попасть внутрь, как пространство сужается и темнеет, как кроличья нора.

По результатам последних раскопок, пещера 53 достигает в длину пятнадцати метров, а в высоту – чуть менее метра.

Доктор Орен Гутфельд, археолог из Еврейского университета, который только что закончил второй сезон раскопок в пещере 53, указывает на пучок соломы. «Это почти наверняка остатки коврика периода Второго храма», – отмечает он.

После 2000 лет неизвестности и тайны, а затем семидесяти лет состязаний в поисках новых свитков между археологами, искателями кладов и грабителями возможно ли вообще найти что-нибудь еще? После нескольких часов, проведенных в Кумране, вас начинает навязчиво одолевать легкомысленный оптимизм. Каждая складка в известняке видится, как горлышко банки со скрытым сокровищем внутри.

Пещера 53 – одна из пятисот пещер между Кумраном и Масадой, некоторые из них имеют естественный характер, некоторые выдолблены в известняковых породах. Именно в этих пещерах продолжается поиск Святого Грааля израильской археологии – более древних свитков.

Первые свитки Мертвого моря были найдены в 1946 или 1947 году, с тех пор вся эта местность буквально прочесана учеными и ворами. Но надежда по-прежнему остается. Пещеры 53 и 54 были обнаружены совсем недавно, в 2017 году. Правда, там не было никаких свитков, только дразнящие подсказки – в том числе, обрывки от упаковки, – указывающие на то, что они могли там быть в прошлом. Очевидно, грабители попали туда первыми.

Разговор с Гутфельдом происходит у входа в пещеру. В течение двух сезонов раскопок, проведенных в пещере 53, было найдено много объектов, не относящихся к свиткам, некоторые из них были ценными, некоторые из доисторических времен и эпохи Второго храма.

Я спросил ученого, на что он надеется, думает ли он каждый раз, когда начинает исследовать новую пещеру, что – вот-вот – и обнаружит свитки. Он смотрит на меня, задумываясь на мгновение.

«Мы приходим в каждую новую пещеру с нулевыми ожиданиями. Мы пытаемся понять повседневную жизнь тех, кто ее использовал», – говорит Гутфельд, а потом признается: «Почти каждую ночь я мечтаю найти свиток. Если нам повезет, и мы найдем хотя бы одну строчку, это уже будет достижением».

По его словам, каждый день раскопок в пещерах Иудейской пустыни раскрывает новые факты о материальной культуре людей общины «Яхад» (культа, который здесь существовал). «Обнаружение свитка было бы лучшим, но так же важно найти вещи, которые проливают свет на то, кем были эти люди», – добавляет археолог. В прошлом сезоне был момент, когда он произнес слова, о которых мечтал: «Принесите комплект для свитков». Речь идет о шелковых перчатках и контейнерах с герметичными пломбами для защиты ценных находок. «Я был так взволнован, что не мог говорить», – сказал Гутфельд. Но находка оказалась вовсе не свитком.

На прошлой неделе Гутфельд и его команда начали раскопки пещеры 52; вход в нее находится в труднодоступном месте в верхней части скалы. Добраться до него труднее, чем в пещере 53. В ближайшие недели археологи надеются найти реликвии и ключи к разгадке 2000-летнего культа. Возможно, они даже найдут свиток.

“Свитки, найденные за последние 70 лет в Кумране, считаются самыми важными еврейскими культурными сокровищами на земле”, – подчеркивает Адольфо Ройтман, директор иерусалимского Храма Книги. Пнина Шор, руководитель проектов свитков Мертвого моря Управления древностей, называет их «самой важной археологической находкой 20-го века».

Свитки – это в основном религиозные рукописи, содержащие 230 текстов из всех книг ТАНАХа, кроме Книги Эстер. Они также содержат небиблейские еврейские тексты конца периода Второго храма, апокалиптические и ритуальные очерки и описания повседневной жизни.

Тот факт, что в 2019 году поиски свитков еще продолжаются, может показаться удивительным. Гутфельд думает иначе.

«Многим кажется очевидным, что все, что можно найти в пещерах Иудейской пустыни, найдено, и они пусты. Но в последние несколько сезонов мы доказали, что есть множество находок и эти раскопки очень важны, – отмечает он. – Из первого ведра, которое вытащили из пещеры, мы отсеивали фрагменты керамики. Мы нашли сосуды и органический материал, в том числе, сотни оливковых косточек, финики, семена и орехи. Мы нашли веревки, банки, крышки, неповрежденный бронзовый горшок, уникальную для региона Кумрана свечу, льняной текстиль, который, вероятно, использовался для упаковки свитков. Мы нашли кожаные ремни, которые, вероятно, использовались для перевязывания свитков. Бедуины, которые были здесь задолго до нас, очевидно, разбили банки, развязали ремни, вытащили свитки из упаковки и забрали их».

Проблема в том, что древности мирового класса привлекают грабителей, как мед – мух. По сей день можно найти выставленные на продажу предметы из Кумрана, которые не были найдены в ходе археологических раскопок. За семь десятилетий, прошедших с момента первоначального открытия, археологи конкурировали с грабителями, большинство которых были местными бедуинами. До сих пор бедуины выигрывали с завидным преимуществом. Именно бедуинские пастухи в 1946 или 1947 годах обнаружили семь пергаментных свитков, покрытых древнееврейскими письменами; эти свитки были спрятаны ессеями, жившими в Кумране в первом веке. Пастухи продали свитки двум купцам в Бейт-Лехеме.

Профессор Элиэзер Сукеник из Еврейского университета, отец Игаля Ядина, купил три свитка, а остальные четыре были проданы за 250 долларов главе сирийско-православного монастыря в Иерусалиме. Архиепископ отвез их в Соединенные Штаты и попытался продать там.

В 1954 году Ядин, завершивший свое пребывание на посту второго начальника генштаба Армии обороны Израиля, увидел в газете объявление, в котором предлагали четыре свитка за 250 000 долларов. Ныне все семь свитков выставлены в Храме Книги в Иерусалиме; они считаются «сердцем» древней еврейской культуры.

Первые археологи достигли Кумрана в 1949 году, через год после создания Израиля, но северная часть Мертвого моря находилась под контролем Иордании. Джеральд Хардинг и Роланд де Во (британский директор иорданского Управления древностей) занимались раскопками до 1956 года и обнаружили еще 10 пещер со свитками.

В общей сложности, было обнаружено более 900 рукописей, 90 процентов из них – в пещере 4. Знаменитый храмовый свиток, содержащий библейские тексты, в основном, из Книги Исхода и Второзакония, и описание Храма и храмовых ритуалов, был найден в пещере 11; 8.15 метра – это был самый длинный из свитков. Восемьдесят процентов свитков были написаны на пергаменте, а 20 процентов – на папирусе.

Все находки в северной части Мертвого моря, а также в Кумране и в Вади Мурбаате были доставлены в Музей Рокфеллера в Иерусалиме. Параллельно грабители продолжали прочесывать пещеры и уносили дополнительные свитки, многие из которых были проданы коллекционерам.

В 1960-х годах израильские археологи Йоханан Ахарони, Ядин и Песах Бар-Адон раскопали участки в пределах «зеленой черты» – в Эйн-Геди, Нахаль-Хевер и Масаде. Они нашли дополнительные свитки с I по IV века до н.э., большинство из них времен восстания Бар-Кохбы (132-135 гг. до н. э.).

«Бедуины, увы, победили, – говорит Гутфельд. – Это было неравное сражение. В течение многих лет наши преподаватели-археологи создавали впечатление, что здесь мало что осталось сделать. Мол, Де Вос, Хардинг и Юзеф Милик все откопали, и история, в основном, закончилась. Это была огромная ошибка. Пещеры просто не были раскопаны упорядоченным образом. Бедуины взяли то, что нашли на поверхности. Однако за последние два сезона мы развеяли представление о том, что нечего искать. Даже если раскопки докажут, что свитков больше нет, мы сделали что-то очень важное».

В течение десятилетий, фактически с 1950-х годов до настоящего времени, исследованием пещер Иудейской пустыни в значительной степени пренебрегали, за исключением «Оперативного свитка», быстрого исследования, проведенного Управлением древностей Израиля в 1993 году, в котором были зарегистрированы десятки пещер. “Теперь, –говорит Гутфельд, – необходимы энергичные действия для преодоления образовавшихся пробелов”.

Американский миллиардер Стив Грин – один из тех людей, кто изменил правила игры.

Грин – ревностный евангелист, владелец сети Hobby Lobby и основатель Музея Библии в Вашингтоне. Он также коллекционирует священные древние рукописи, которые демонстрирует в своем музее. В 2009 году он начал скупать огромное количество редких рукописей библейского периода, но, по-видимому, отсутствовал источник – доказательство того, откуда появились артефакты. Когда я посетил музей в Вашингтоне год назад, меня поразило предупреждение, напечатанное рядом с куском пергамента с надписью из Книги Бытия: «Исследователи сомневаются в подлинности этого артефакта». Несколько месяцев спустя пергамент был признан фальшивкой, и Музей Библии снял его с экспозиции вместе с несколькими другими предметами.

Я спросил Исраэля Хасона, директора израильского Управления древностей, в самом ли деле, после семидесяти лет активных раскопок и не менее активных разграблений поиск новых свитков в Иудейской пустыне подходит к концу. К моему удивлению, Хасон настроен по-иному.

«Пустыня полна укрытий, – утверждает он. – Пока мы тщательно их все не проверим и не нанесем на карту, не будем объявлять работу законченной. Но грабители ищут быстрее, чем мы. Единственное решение – сделать этот поиск национальным проектом, поддерживаемым государственными ресурсами. Только после того, когда мы инициируем этот процесс, можно будет, наконец, сказать, есть ли еще ненайденные свитки. Крайне важно, чтобы мы поняли, что свитки являются нашим самым большим и значительным культурным достоянием. Правительство должно взять на себя ответственность».

Ведутся ли сейчас какие-либо раскопки? Хасон не ответил на вопрос, по всей видимости, из-за того, чтобы «черные археологи», грабители, кладоискатели, в данном случае – бедуины, не нашли подтверждение своим мечтам, прочитав эту статью.

«Шесть месяцев назад мы раскопали шесть пещер, а совсем недавно еще две пещеры в северной части Мертвого моря, но я не скажу больше, потому что не хочу давать информацию грабителям, – говорит он. – Мы выполняем «скромную» работу, чтобы опережать конкурентов».

Гутфельд и Хасон солидарны еще в одном вопросе. Местоположение Кумрана на Западном берегу, далеко за пределами «зеленой черты», не имеет значения. Важность свитков и тот факт, что археологическая деятельность в этом районе ведется уже более 50 лет под эгидой штаба по археологии в гражданской администрации Иудеи и Самарии, решает вопрос, разрешены ли раскопки в северной части Мертвого моря и вынос артефактов из района, который официально не определен, как находящийся в пределах границ страны.

Если мечта Орена Гутфельда осуществится и он найдет другой свиток, то этот свиток будет доставлен в специальном комплекте в лабораторию по сохранению свитков Управления древностей.

Пнина Шор – директор проекта свитков Мертвого моря, подразделения, занимающегося сохранением, оцифровкой и хранением свитков. Одна из женщин в ее команде надела синие перчатки, прежде чем показывать нам некоторые артефакты: маленькие кусочки нескольких свитков, а затем большой раздел свитка I века, на котором я смог прочитать некоторые стихи из Псалмов. Кто-то написал этот текст две тысячи лет назад, и здесь мы читали его сегодня.

Значительная часть работы лаборатории уходит на попытки исправить плохую сохранность, которая держалась вплоть до 1990-х годов. Иногда фрагменты свитка были склеены вместе; некоторые кусочки свитка были прикреплены к стеклянным пластинам, покрыты шеллаком или на них было что-то нацарапано.

«Нигде больше нет такой драгоценной коллекции, которой так злоупотребляли, – говорит Шор. – Намерения были хорошими, но результаты катастрофические. Мы должны изобрести уникальные методы, чтобы справиться с этим». Она гордится сотрудничеством, которое лаборатория установила с экспертами по консервации со всего мира.

Часть усилий посвящена тщательному документированию свитков и обеспечению того, чтобы то, что делается с ними сегодня, не повредило их. С этой целью в течение последних семи лет фрагменты свитков в коллекции были сфотографированы с использованием особой системы, созданной специально для этой цели. Лаборатория также проводит исследования по составу пергамента и чернил. Результаты публикуются на веб-сайте, созданном совместно с Google (deadseascrolls.org.il), в интересах ученых и широкой общественности.

Я спрашиваю Шор, думает ли она, что Гутфельд или какой-нибудь другой исследователь найдет больше свитков и надеется ли она на появления новых свитков.

«Я мечтаю об этом, – улыбается она. – У каждого, кто занимается этим, развивается сильная эмоциональная вовлеченность. Это – «синдром свитков». Вам лучше остерегаться. »

Читайте также:  Ореховский водопад в Сочи, как добраться
Ссылка на основную публикацию