Лабытнанги что посмотреть в городе: достопримечательности самостоятельно

Достопримечательности Лабытнанги

Достопримечательности в Лабытнанги и рядом

Описания достопримечательностей Лабытнанги

Всякий путешественник, собираясь в путешествие, готовит для себя список достопримечательностей Лабытнанги, которые стоит обязательно посетить. Одни планируют индивидуальные способы ознакомления с городом, остальные предпочитают разные обзорные туристические программы. Как правило, они захватывают основные достопримечательности Лабытнанги и помогают лучше понять исторические события и культурные традиции города.

Любители искусства первым делом ищут скульптурные достопримечательности на карте Лабытнанги. На крупных площадях города часто можно посетить традиционные памятники, на фоне которых делают традиционные фото все путешественники. А вот в любимых среди местного населения парковых ансамблях можно увидеть экспозиции концептуальных скульптур и арт-объектов. Они бывают сделаны из самых необычных материалов и обладают удивительными формами, над которыми вам придется поразмыслить.

В ряду главных достопримечательностей Лабытнанги большое внимание привлекают объекты религиозного значения. Они являются центром архитектурного ансамбля города в России, многие из них пережили знаковые религиозные и исторические события. В Лабытнанги и за пределами можно зайти в известные на всю страну монастыри, восхититься красотой знаковых христианских храмов или забрести в тихие и небольшие часовни, столь популярные среди жителей города.

Путешествуя по окрестностям, можно еще посмотреть нетрадиционные религиозные достопримечательности. Это могут быть национальные религиозные сооружения, старинные культовые постройки или вообще таинственные места проведения обрядов.

Отличная идея – это пешеходные променады по Лабытнанги. У вас есть выбор: заранее приобрести карту Лабытнанги с достопримечательностями и маршрутами или же вообще бродить там, где нравится. Так это даже интереснее. Разрешите себе заблудиться на колоритных улочках либо погулять в парках. А если устанете, можно перекусить или же выпить чашку кофе в каком-либо приятном кафетерии. К слову, в Лабытнанги есть несколько знаменитых местечек, куда стремится попасть всякий гость города.

Если хотите получить наиболее полное представление о городе и его истории, приходите на экскурсию в музейные заведения Лабытнанги. Они хранят обширные коллекции по народоведению, художественному мастерству, изделиям народного промысла, по археологии. Традиционно эти достопримечательности располагаются в центре.

В то же время тематические музеи, расположенные на открытом пространстве, часто можно посетить в загородной местности. Они представляют занимательные шоу-румы, посвященные национальному быту и народным ремеслам. К тому же, это может быть музейная реконструкция античных градов или же защитных крепостей. Такие достопримечательности Лабытнанги будут весьма познавательны для детей.

Для семейных туристов всегда актуален вопрос: куда сходить с детьми. Самое востребованное предложение – отправиться в один из аквакомплексов Лабытнанги. Чаще всего при заказе семейного билета на целый день бывают бонусы.

Если вы едете отдыхать в зимнее или весеннее время, стоит посмотреть в качестве варианта для активного досуга горнолыжные центры Лабытнанги. Тут масса занятий для маленьких и взрослых: самые разные горнолыжные и сноубордические спуски, катание на ватрушках, захватывающие экстрим-парки для профи. Часто такие комплексы располагаются на не очень большом расстоянии от города. В связи с этим легче отправиться туда на личном транспортном средстве или забронировать у прокатных контор авто.

Прекрасный вариант для семейных каникул – вылазка на природу. Эти достопримечательности находятся рядом с Лабытнанги. Это могут быть водоемы, ущелья, известные заповедные места. Вам необходимо лишь выбрать место: Река Харбей. Сюда вы можете добраться как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами общественных перевозчиков. Изучите заблаговременно маршруты следования междугородних автобусов, курсирующих с пригородных автобусных вокзалов в нужном вам направлении. В такой поездке вы получите много незабываемых эмоций от пребывания на природе, приведете в порядок состояние души и тела.

Если же вы посещаете город по деловым вопросам, то на длительные экскурсионные походы у вас времени мало. В подобном случае можно приобрести сжатый справочник по достопримечательностям Лабытнанги с фото и описанием.

Подобный справочник в любое время можно присмотреть по приезду в город на железнодорожных вокзалах или на аэровокзале: Аэропорт Салехард. В этом справочнике представлен список лучших мест, куда сходить в Лабытнанги, с названиями и фото достопримечательностей. Стоит признать, это очень облегчает задачу, что посмотреть в Лабытнанги, в случае, если у вас мало времени.

Но, если путеводитель содержит наиболее популярные места Лабытнанги, то в сети можно найти список новых, но не менее интересных достопримечательностей с отзывами туристов, их посетивших. Неработающие каменоломни, таинственные кратеры, уникальные узкоколейки, путепроводы – эти достопримечательности манят искателей приключений.

Планируя поездку в Лабытнанги, рекомендуем изучить информацию не только о достопримечательностях, но и о других важных городских объектах. Чтобы легко передвигаться по городу, хорошо понимать маршруты следования городского транспорта, местонахождение главных железнодорожных и автобусных терминалов или речных вокзалов, станций метро. В то же время такие большие общественные сооружения Лабытнанги также могут привлечь внимание путешественников. Зачастую именно они формируют у прибывшего первое впечатление о населенном пункте.

Город Лабытнанги

Достаточно только одним глазом взглянуть на карту России, чтобы понять, на какое огромное количество вёрст раскинулась наша великая страна. Но если не просто посмотреть, а изучить карту России, то можно найти много интересного. А ежели углубиться в само изучение географии нашей родины, то можно открыть для себя удивительный мир великой России, понять, насколько уникальна её природа.

Одним из уникальнейших природных субъектов земли русской является Урал. Каждый житель России и близлежащих стран слышал это название – кто на уроках географии в школе, кто в журналах, кто в книгах, в сказах Павла Петровича Бажова, известного такими произведениями, как “Серебрянное копытце”, “Малахитовая шкатулка” и другими. В физико-географическом понимании, это горная система, протягивающаяся на несколько тысяч километров от побережья Северного ледовитого океана до казахстанских степей.


Карта Урала

Уникальность Урала – в его удивительной природе, разнообразии природных зон, роли в развитии промышленности России и во многом другом. По Уральскому хребту проходит граница двух частей света – Европы и Азии. Делится наш горный край на пять частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал.

Обычно при упоминании Урала у русского обывателя возникают такие ассоциации: Екатеринбург, Пермь, Челябинск. Неудивительно, ведь именно эти города промышленно окормляют страну, не говоря уже о том, что они входят в число городов-миллионеров России. Но сейчас речь пойдёт не о них.

Редко какой современный житель России слышал о городе Лабытнанги, название которого переводится с ханты-языка как “Семь лиственниц”. Такое имя город получил не случайно, а благодаря строем стоящим лиственницам на южной его окраине.

В окрестностях г. Лабытнанги

Интересно, что город Лабытнанги расположен на восточных склонах Полярного Урала и при том ещё на левом берегу великой сибирской реки Обь, при впадении в неё протоки Выл-Посл. Если посмотреть на карту ниже, то можно увидеть, что город находится на самом краю Урала, а за ним простирается огромная Западно-Сибирская равнина, по которой течёт Обь-река.

Лабытнанги на спутниковом снимке

Также интересно то, что с правого берега Оби на Город Семи лиственниц смотрит его побратим – город Салехард, столица Ямало-Ненецкого автономного округа, в состав которого входит и Лабытнанги. Этот сибирский побратим Города Семи лиственниц можно увидеть невооружённым глазом с высших точек города, особенно в тёмное время суток – полосу огней.

Вид из г. Лабытнанги на полосу огней Салехарда

История Города Семи лиственниц берёт своё начало в конце XIX века, когда на берегу Выл-Посла появилось хантыйское стойбище под названием Лабытнанги. В конце 20-х годов XX века здесь было создано производственное товарищество, а в 1932 году появился колхоз, главными занятиями в котором были оленеводство, рыболовство и охота. В 1948 году здесь появилась железнодорожная станция, которая на сегодняшний день является одним из пунктов Северной железной дороги.

Центр Города Семи лиственниц

15 декабря 1952 года Лабытнанги получил статус рабочего посёлка в составе Приуральского района, 28 декабря 1956 года был передан в административное подчинение Салехардскому горсовету, и только 5 августа 1975 года посёлок Лабытнанги был преобразован в город окружного подчинения. На сегодняшний день его население составляет 27 тыс. человек.

Лабытнанги не является особо примечательным по своему виду. Глядя на его неяркий колорит (по сравнению, например, с соседствующим с ним Салехардом) нетрудно догадаться, что развитие города идёт медленными темпами.

Центр города, ул. Первомайская

Центр города состоит в основном из благоустроенных зданий капитального исполнения, большинство из которых были построены в прошлом веке.

Редко можно встретить и совершенно новые здания, некоторые из которых имеют довольно-таки яркий колорит. Все дома в Лабытнангах строятся на сваях и высотой не более пяти этажей.

Северная окраина города

Достаточно большую часть жилого фонда города составляют дома БАМовского типа.

Взглянув в сторону Лабытнанги с правого берега Оби, можно догадаться о его уральском положении. Вот эти синие массивные горы на фото – это хребет Полярного Урала, а тёмная зелёная полоса за Обь-рекой – это его восточные склоны, на которых и расположен Город Семи лиственниц.

Вид на горы Полярного Урала с правого берега Оби. Фото Марии Агуреевой

Говоря научным географическим языком, город Лабытнанги расположен в полярноуральской подгорно-тундровой ландшафтной провинции.

Тундра в окрестностях города

Нетрудно заметить подъём, на который идёт асфальтовая дорога, ведущая с окраины в центр Города Семи лиственниц. Чем дальше она идёт, тем выше поднимается, и тем больше видна извилистость поверхности лабытнангской земли.

Дорога из Салехарда в Лабытнанги

Достопримечательности города Лабытнанги

На первый взгляд, в Лабытнангах нет никаких особенных достопримечательностей. Но если присмотреться, то можно увидеть, что и в такой периферии есть что-то, что таит в себе какую-либо примечательность, или то, на что просто приятно смотреть.

Вокзал города Лабытнанги. Фото – Wikipedia

То, что вы видите на фото выше, – это лабытнангский железнодорожный вокзал. Примечателен его внешний вид, а точнее – его необычная архитектура. Находится вокзал на южной окраине города, вблизи обского причала.

Заполярный Город Семи лиственниц не обделила вниманием и духовная жизнь. Здание с куполами, которое вы видите на фото, именуется Храмом святого великомученика и Победоносца Георгия, который принадлежит Салехардско-Новоуренгойской (бывшей Тобольско-Тюменской) епархии Русской Православной Церкви. Помимо привлекательной яркой наружности, этот храм имеет довольно интересную историю.

Храм святого великомученика и Победоносца Георгия

Раньше этот храм располагался в деревянном здании, известном в городе как бывший клуб лесобазы, и не только (это здание можно увидеть в видеоролике ниже на времени 01:31). Инициатива открыть храм здесь принадлежала старосте общины, Игорю Жуйкову, который, по причине душевной болезни, был отлучён от Церкви в 1999 году.

Читайте также:  Удайпур в Индии, все достопримечательности и фото

Первое время вместо колоколов здесь использовались обрезки кислородных баллонов различной длины, а в 1996 году была установлена звонница из девяти колоколов, отлитых в Каменске-Уральском.

Свято-Георгиевский храм ночью

В 1999 году, когда архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Копалин) снял с Жуйкова все полномочия и назначил новым председателем приходского совета Глеба Алексеева, храм не был передан во владение новому старосте общины, поэтому было принято решение строить новый.

Площадь Победы – это на сегодняшний день самое красивое место в Городе Семи лиственниц. Сразу за ней – скверик, оборудованный как парк, в котором можно как погулять, так и в тёплый сезон посидеть на лавочке и насладиться умиротворяющей атмосферой провинциального городка.

Сквер у Площади Победы

Сквер у Площади Победы

Пути сообщения

При всей отдалённости Города Семи лиственниц от регионов “большой земли”, нельзя назвать его, как говорят в народе, отрезанным от мира. Каждый день лабытнангский железнодорожный вокзал отправляет поезда в рейсы до Воркуты, Москвы и других городов.

В связи с тем, что, по природным условиям, отсутствует мост через реку Обь, в сибирскую часть России железнодорожным путём отсюда попасть невозможно, все рейсы направлены в европейскую часть страны. Но и на Оби здесь есть свой транспорт. Паромы ежедневно доставляют сотни людей из одного обского города в другой.

Переправа Лабытнанги – Салехард

В сезон ледостава (обычно с конца ноября до начала мая) переправа “Лабытнанги-Салехард” представляет собой зимник, по которому пускают полноприводные и неполноприводные (в зависимости от прочности льда в тот или иной сезон) автомобили. А в сезон перед ледоходом, когда лёд уже не прочный, данное сообщение осуществляется с помощью воздушной подушки.

Перебравшись таким путём из города Лабытнанги в Салехард, вы имеете возможность воспользоваться услугами салехардского аэропорта, имеющего сообщения с Москвой, Тюменью, Екатеринбургом, Ноябрьском и другими городами.

Достопримечательности Лабытнанги

  • Музеи
  • Храмы
  • Памятники
  • Дома культуры
  • Мемориалы
  • Транспортные узлы
  • Учебные заведения

  • 1 .
  • 1
  • из 1

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Восстановление пароля
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Mail.ru
  • Новый пользователь?
  • Уже зарегистрированы у нас?

Старейшее интернет-издание для деловых путешественников, представляющее информацию, необходимую для планирования командировок, отпусков, всевозможных путешествий и поездок. На сайте представлена информация по разделам: города и страны, регионы, села и поселки, посольства, авиа и жд расписания, такси, гостиницы, отели, пансионаты, хостелы, мини-гостиницы, рестораны, кафе, клубы, сауны, театры, музеи и многое многое другое. Подробнее

  • Новости
  • Отзывы о нас
  • Фотогалерея
  • Сувениры
  • Люди
  • Бланки

07.02.2020 К 20 летию проекта мы начали обновление сайта! Уже некоторые страницы мобильной версии выглядят по новому! Читать далее

  • О сайте
  • Напишите нам
  • Нашли ошибку?
  • Добавить объект

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Составьте заявку и мы найдем гостиницы, которые смогут её выполнить. В ответ гостиницы отправят вам предложения и вы сможете выбрать наиболее привлекательное.

  • Для продолжения необходимо
    зарегистрироваться или войти →

Вы можете попробовать изменить параметры запроса.

По вашему запросу нашлось [Загрузка карты. ] , рекомендуем ограничить область поиска .

Заполните оставшиеся данные, чтобы отправить заявку сразу во все найденные гостиницы. В ответ они пришлют предложения вам на почту или свяжутся по телефону.

ВНИМАНИЕ! Если в течении 5 минут Вы не получите письмо о подтверждении заявки, проверьте пожалуйста свой ящик СПАМ. Если письма от нас нет, значит Вы указали неправильный электронный адрес.

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Город с загадочным и ласкающим слух названием, которое можно видеть на табло Ярославского вокзала Москвы, находится на левом берегу Оби, напротив Салехарда, фактически являясь его городом-спутником, а также железнодорожными воротами, — наличие здесь вокзала и тупика железной дороги с Большой Земли во многом определяет сущность этого города. А название Лабытнанги в переводе с хантыйского языка означает “Семь лиственниц”.

В прошлых частях я показал Салехард, в котором мы с Ильёй varandej окончательно разделились, и оставшаяся часть моего путешествия уже проходила в одиночку. Как уже сказано, через Обь нет моста, и чтобы попасть в Лабытнанги, нужно переправиться через широкую реку на пароме. Переправа расположена за городом, и я точно не знал, какой транспорт до неё ходит, и, посетив салехардский аэропорт, расположенный возле шоссе на переправу, я минут двадцать простоял на автобусной остановке, укрываясь под козырьком от начавшегося дождя. Хотел было уже начать стопить, но место было для этого не очень удачным, в итоге наконец приехала маршрутка. Сам аэропорт уже за городом, а от него до переправы ещё километров пять.

2. Маршрутка привезла меня к берегу Оби, где пассажиров и машины уже ожидает паром. Ходят они здесь постоянно и по заполнению, — в середине дня не приходится ждать отправления больше, чем 10-15 минут. Для пассажиров без машины паром бесплатный.

3. У переправы стоит скульптура мамонта, поставленная около десяти лет назад. Кстати, обратите внимание на очередь из машин, — между двумя берегами народ курсирует постоянно.

4. Поблизости стоят другие паромы. Некоторые из них идут на юг — в Приобье. Это один из возможных путей доставить в Салехард машину, пока постоянной дороги с Большой Земли нету.

5. Итак, наконец загрузились. Паром отчаливает от берега и медленно пересекает Обь. Скорость совсем медленная, и переправа длится около 12 минут. Кстати, это последний в этом путешествии водный транспорт. Можно сказать, заключительный аккорд Большого Водного Пути по Западной Сибири.

6. Последний раз в этой поездке я вижу громадные просторы Оби, ширина которой здесь превышает два километра. Хоть и прохладная, но сухая погода теперь сменилась промозглой хмарью и нудным моросящим дождём. Уральских гор на горизонте опять не видно.

7. Маленькое внутреннее помещение парома, где можно укрыться от дождя:

8. На пароме мне встретился интеллигентный дедушка, который со мной ещё ехал в маршрутке, — геолог, ныне живущий в Лабытнангах, а в прошлом житель заброшенного ныне посёлка Полярный, который мне ещё предстоит увидеть. По моему большому рюкзаку он понял, что я направляюсь на Полярный Урал, причём подумал, что я только прилетел в Салехард на самолёте, — ведь в маршрутку я садился возле аэропорта. Только потом я ему уже рассказал об оставшемся за спиной водном пути от Омска.

9. Навстречу идёт ещё один паром. Зимой переправа организуется прямо по льду. А самый сложный период — это межсезонье; в периоды ледохода и ледостава здесь, вроде, используют суда на воздушной подушке, — настолько важная переправа может себе это позволить.

10. А впереди уже виден порт, — его краны слагают речной фасад города Лабытнанги. Впрочем, трассу парома мы уже пересекали на теплоходе “Механик Калашников”.

11. Наконец, паром пристаёт к берегу, и весь водный транспорт в этой поездке окончательно остаётся у меня позади. Первое, на что я обращаю внимание на левом берегу, — железная дорога! Как же я успел в этой поездке от неё отвыкнуть!

Но это лишь подъездные пути речного порта, и с этой стороны переправа тоже за городом. Здесь только болотистая обская пойма, а город Лабытнанги стоит на сухом возвышенном месте у берега протоки Вылпосл (с хантыйского, вроде, “новая протока”). Сажусь уже в другую маршрутку, которая минут семь идёт по дороге среди болот.

12. . и привозит меня к железнодорожному вокзалу. Последний отрезок железной дороги проходит точно вдоль речного берега. Здание новое, и построено где-то в середине нулевых, притом неожиданно большое для вокзала, который отправляет и принимает всего два поезда в день, — на Москву и Воркуту. Кстати, своей архитектурной формой вокзал подозрительно напоминает ферму железнодорожного моста, — через Обь мост не построили, так хоть здесь решили воплотить что-то похожее.

13. А железная дорога к обскому берегу пришла в 1948 году, — про стройку-501 я уже упоминал в контексте Салехарда. Самое обидное, что железную дорогу успели проложить и гораздо дальше, но однажды стройку в одночасье свернули, оставив действующим только небольшой участок. Разумеется, моста в Салехард не было и тогда, — составы летом перевозились на паромах, а зимой по льду прокладывались временные рельсы, — прямо как на Байкале до постройки Кругобайкальской железной дороги.

Зал ожидания я не фотографировал, но он оказался довольно скучным, хотя и цивильным. Заметил там немалое количество туристов с большими рюкзаками, держащих путь на Уральские горы. Ещё одна интересная деталь, которая там бросилась в глаза, — это информационный стенд, посвящённый пограничному режиму в ЯНАО. Забавно, но посещённые нами Новый Порт и Антипаюта входят в погранзону, и туда требуется пропуск. Но на практике строгость закона компенсируется необязательностью его выполнения.

14. Поезд Лабытнанги – Москва ждёт своего отправления следующим утром. Но мне предстоит уезжать другим поездом — воркутинским.

15. И до его отправления я и базировался на вокзале, в комнате отдыха. В кадре, кстати, виден мой рюкзак.

16. Правда, одна деталь в комнате отдыха меня убила наповал. Видимо, автор этого шедевра страдает дистрофией и спроектировал санузел чисто под себя 🙂

17. Отправимся теперь в город, который я осматривал частично вечером 21 августа, частично уже утром следующего дня, до отправления воркутинского поезда. Местность возле вокзала выглядит примерно так.

Читайте также:  Сиднейский оперный театр, описание и фото

До постройки железной дороги здесь было небольшое хантыйское село, выросшее из стойбища. В 1930-е годы в нём был основан колхоз. А железная дорога привела к быстрому росту посёлка, который стал городом в 1975 году. Сейчас Лабытнанги меньше Салехарда примерно в два раза, — здесь живёт 27 тысяч человек (причём в советские годы разница между двумя городами была намного меньше), и выглядит город значительно скромнее, чем Салехард.

18. У вокзала можно видеть вот такие домики. Очень похоже, что это осколки того старого посёлка конца 1940-х, где проживали железнодорожники и вольнонаёмные строители.

20. Углубляясь в центр по улице Первомайской, я уже вижу новые разноцветные дома. Вот этот квартал так и хочется назвать “Изумрудным городом”. Кстати, обратите внимание, — дома на сваях, но они прикрыты щитами!

21. Иногда из-за вечной мерзлоты происходят и вот такие вещи:

23. Свернув в сторону с центральной улицы, можно увидеть и вот такую картину, которой колорита добавляет грустный брошенный автобус-КАвЗ. Даже и не подумаешь, что находишься в нефтегазовом регионе, но на самом деле, всё дело времени. Постепенно барачных домов, как и в Салехарде, становится меньше. А лет сорок назад так выглядели почти все города Тюменского Севера.

24. Квартал с другой стороны от Первомайской улицы. Это детский сад, и не какой-нибудь элитный, а вполне обычный!

26. И новые, очень приятные на вид, жилые дома:

27. По соседству — церковь Георгия Победоносца, перестроенная в 1990-е годы из сталинского деревянного дома культуры:

29. Это уже самый центр города — перекрёсток улиц Первомайской и Гагарина, и площадь Победы, которая видна в кадре.

30. На площади — военный мемориал:

31. С частицей земли из Брестской крепости:

32. Как мне подсказали в прошлой части, в Салехарде многие из домов советского облика на самом деле построены в 1990-е годы по советским проектам. Вероятно, в Лабытнангах такая же ситуация.

33. Название гостиницы на улице Гагарина напоминает о переводе имени города на русский язык.

36. Вернёмся на улицу Первомайскую. В позднесоветской пятиэтажке расположены ЗАГС и музей, который я, к сожалению, не посетил, — он был закрыт в оба моих прихода.

37. А это главная площадь города — имени Владимира Нака. Названа она в честь инженера, руководившего строительством самой северной в мире железной дороги Обская – Бованенково, которая была проложена в 2000-е годы к газовым месторождениям полуострова Ямал, и начинается от станции Обская в отдалённом микрорайоне Лабытнанг. Начало её мне ещё предстоит увидеть из окна поезда. Жаль только, что проехать по этой железной дороге нельзя, — она исключительно ведомственная, и принадлежит Газпрому.

38. Владимира Нака увековечили не только в названии площади, но и в таком необычном и своеобразном памятнике возле городской администрации.

39. Интересно, что Лабытнанги — единственный город ЯНАО, который расположен полностью за полярным кругом. При том, что в Заполярье находится больше половины территории округа.

40. Сваи под домами здесь не всегда прикрывают.

41. В августе в Лабытнангах начинается золотая осень. А температура воздуха была около 5-6 градусов выше нуля.

42. Соседние улицы:

43. Как и в Салехарде, новые дома здесь нередко соседствуют с ветхими бараками.

45. Социальная реклама. Кстати, обратите внимание, — сверху изображен узнаваемый силуэт вокзала. Видимо, за несколько лет он уже успел стать одним из символов города.

47. Взгляд назад по улице Первомайской. Вдалеке видна Обь и её высокий правый берег.

48. Вторая церковь в городе — тоже Георгия Победоносца. Построена в 2008 году.

49. Памятник Бородинскому хлебу в честь двухсотлетия войны 1812 года. Точно такой же есть и в Салехарде и, насколько я знаю, почти во всех городах ЯНАО.

50. Все коммуникации здесь проложены над землёй. Опять же, из-за вечной мерзлоты.

51. Пожарная часть:

52. А вот и город закончился, — я прошёл его до конца. Автодорога ведёт в отдельно стоящий микрорайон Обской (тот самый, где станция Обская) и посёлок Харп в предгорьях Урала в 30 километрах.

53. Осенняя лесотундра. Красивый в своей суровости заполярный пейзаж.

54. Лиственницы пока ещё стоят зелёные. Наверное, самые яркие краски здесь в начале и середине сентября.

55. Теперь уже другой дорогой возвращаюсь к вокзалу. В целом довольно приятные пейзажи.

56. Идёт жизнь. На стадионе играют в футбол.

57. Вдалеке снова видна Обь. А здания справа — это городская больница.

58. Вечер в Лабытнангах:

Вот так и выглядит этот город, который давно манил своим названием. Железнодорожный мост через Обь так и не построили (хотя проект его строительства существует уже не одно десятилетие), поэтому до Салехарда поезда не ходят. От 501-й стройки действующим остался участок Чум – Лабытнанги. Именно по этой железной дороге мне и предстояло направиться из Салехарда к горам Полярного Урала, а оттуда в Воркуту, о чём я и расскажу дальше.

Достопримечательности города Лабытнанги (Ямало-Ненецкий АО)

Достаточно только одним глазом взглянуть на карту России, чтобы понять, на какое огромное количество вёрст раскинулась наша великая страна. Но если не просто посмотреть, а изучить карту России, то можно найти много интересного. А ежели углубиться в само изучение географии нашей родины, то можно открыть для себя удивительный мир великой России, понять, насколько уникальна её природа.

Одним из уникальнейших природных субъектов земли русской является Урал. Каждый житель России и близлежащих стран слышал это название — кто на уроках географии в школе, кто в журналах, кто в книгах, в сказах Павла Петровича Бажова, известного такими произведениями, как «Серебрянное копытце», «Малахитовая шкатулка» и другими. В физико-географическом понимании, это горная система, протягивающаяся на несколько тысяч километров от побережья Северного ледовитого океана до казахстанских степей.

Уникальность Урала — в его удивительной природе, разнообразии природных зон, роли в развитии промышленности России и во многом другом. По Уральскому хребту проходит граница двух частей света — Европы и Азии. Делится наш горный край на пять частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал.

Обычно при упоминании Урала у русского обывателя возникают такие ассоциации: Екатеринбург, Пермь, Челябинск. Неудивительно, ведь именно эти города промышленно окормляют страну, не говоря уже о том, что они входят в число городов-миллионеров России. Но сейчас речь пойдёт не о них…

Редко какой современный житель России слышал о городе Лабытнанги, название которого переводится с ханты-языка как «Семь лиственниц». Такое имя город получил не случайно, а благодаря строем стоящим лиственницам на южной его окраине.

В окрестностях г. Лабытнанги

Интересно, что город Лабытнанги расположен на восточных склонах Полярного Урала и при том ещё на левом берегу великой сибирской реки Обь, при впадении в неё протоки Выл-Посл. Если посмотреть на карту ниже, то можно увидеть, что город находится на самом краю Урала, а за ним простирается огромная Западно-Сибирская равнина, по которой течёт Обь-река.

Лабытнанги на спутниковом снимке

Также интересно то, что с правого берега Оби на Город Семи лиственниц смотрит его побратим — город Салехард, столица Ямало-Ненецкого автономного округа, в состав которого входит и Лабытнанги. Этот сибирский побратим Города Семи лиственниц можно увидеть невооружённым глазом с высших точек города, особенно в тёмное время суток — полосу огней.

Вид из г. Лабытнанги на полосу огней Салехарда

История Города Семи лиственниц берёт своё начало в конце XIX века, когда на берегу Выл-Посла появилось хантыйское стойбище под названием Лабытнанги. В конце 20-х годов XX века здесь было создано производственное товарищество, а в 1932 году появился колхоз, главными занятиями в котором были оленеводство, рыболовство и охота. В 1948 году здесь появилась железнодорожная станция, которая на сегодняшний день является одним из пунктов Северной железной дороги.

Центр Города Семи лиственниц

15 декабря 1952 года Лабытнанги получил статус рабочего посёлка в составе Приуральского района, 28 декабря 1956 года был передан в административное подчинение Салехардскому горсовету, и только 5 августа 1975 года посёлок Лабытнанги был преобразован в город окружного подчинения. На сегодняшний день его население составляет 27 тыс. человек.

Лабытнанги не является особо примечательным по своему виду. Глядя на его неяркий колорит (по сравнению, например, с соседствующим с ним Салехардом) нетрудно догадаться, что развитие города идёт медленными темпами.

Центр города, ул. Первомайская

Центр города состоит в основном из благоустроенных зданий капитального исполнения, большинство из которых были построены в прошлом веке.

Редко можно встретить и совершенно новые здания, некоторые из которых имеют довольно-таки яркий колорит. Все дома в Лабытнангах строятся на сваях и высотой не более пяти этажей.

Северная окраина города

Достаточно большую часть жилого фонда города составляют дома БАМовского типа.

Взглянув в сторону Лабытнаног с правого берега Оби, можно догадаться о его уральском положении. Вот эти синие массивные горы на фото — это хребет Полярного Урала, а тёмная зелёная полоса за Обь-рекой — это его восточные склоны, на которых и расположен Город Семи лиственниц.

Вид на горы Полярного Урала с правого берега Оби. Фото Марии Агуреевой

Говоря научным географическим языком, город Лабытнанги расположен в полярноуральской подгорно-тундровой ландшафтной провинции.

Тундра в окрестностях города

Нетрудно заметить подъём, на который идёт асфальтовая дорога, ведущая с окраины в центр Города Семи лиственниц. Чем дальше она идёт, тем выше поднимается, и тем больше видна извилистость поверхности лабытнангской земли.

Дорога из Салехарда в Лабытнанги

Достопримечательности города Лабытнанги

На первый взгляд, в Лабытнангах нет никаких особенных достопримечательностей. Но если присмотреться, то можно увидеть, что и в такой периферии есть что-то, что таит в себе какую-либо примечательность, или то, на что просто приятно смотреть.

Вокзал города Лабытнанги. Фото — Wikipedia

То, что вы видите на фото выше, — это лабытнангский железнодорожный вокзал. Примечателен его внешний вид, а точнее — его необычная архитектура. Находится вокзал на южной окраине города, вблизи обского причала.

Читайте также:  Мегалиты России, подробно и много фото

Заполярный Город Семи лиственниц не обделила вниманием и духовная жизнь. Здание с куполами, которое вы видите на фото, именуется Храмом святого великомученика и Победоносца Георгия, который принадлежит Салехардско-Новоуренгойской (бывшей Тобольско-Тюменской) епархии Русской Православной Церкви. Помимо привлекательной яркой наружности, этот храм имеет довольно интересную историю.

Храм святого великомученика и Победоносца Георгия

Раньше этот храм располагался в деревянном здании, известном в городе как бывший клуб лесобазы, и не только (это здание можно увидеть в видеоролике ниже на времени 01:31). Инициатива открыть храм здесь принадлежала старосте общины, Игорю Жуйкову, который, по причине душевной болезни, был отлучён от Церкви в 1999 году.

Первое время вместо колоколов здесь использовались обрезки кислородных баллонов различной длины, а в 1996 году была установлена звонница из девяти колоколов, отлитых в Каменске-Уральском.

Свято-Георгиевский храм ночью

В 1999 году, когда архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Копалин) снял с Жуйкова все полномочия и назначил новым председателем приходского совета Глеба Алексеева, храм не был передан во владение новому старосте общины, поэтому было принято решение строить новый.

Площадь Победы — это на сегодняшний день самое красивое место в Городе Семи лиственниц. Сразу за ней — скверик, оборудованный как парк, в котором можно как погулять, так и в тёплый сезон посидеть на лавочке и насладиться умиротворяющей атмосферой провинциального городка.

Сквер у Площади Победы

Сквер у Площади Победы

Пути сообщения

При всей отдалённости Города Семи лиственниц от регионов «большой земли», нельзя назвать его, как говорят в народе, отрезанным от мира. Каждый день лабытнангский железнодорожный вокзал отправляет поезда в рейсы до Воркуты, Москвы и других городов.

В связи с тем, что, по природным условиям, отсутствует мост через реку Обь, в сибирскую часть России железнодорожным путём отсюда попасть невозможно, все рейсы направлены в европейскую часть страны. Но и на Оби здесь есть свой транспорт. Паромы ежедневно доставляют сотни людей из одного обского города в другой.

Переправа Лабытнанги — Салехард

В сезон ледостава (обычно с конца ноября до начала мая) переправа «Лабытнанги-Салехард» представляет собой зимник, по которому пускают полноприводные и неполноприводные (в зависимости от прочности льда в тот или иной сезон) автомобили. А в сезон перед ледоходом, когда лёд уже не прочный, данное сообщение осуществляется с помощью воздушной подушки.

Перебравшись таким путём из города Лабытнанги в Салехард, вы имеете возможность воспользоваться услугами салехардского аэропорта, имеющего сообщения с Москвой, Тюменью, Екатеринбургом, Ноябрьском и другими городами.

© Георгий Малания

UraloVed.ru

Смотрите также:

Вдаль по склонам Полярного Урала

Лабытнангская Лагуна

Полярный Урал

Город Лабытнанги на карте:

Дороги — Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО)

Транспортная инфраструктура в округе развита слабо, и до значительной части населенных пунктов можно добраться только по воздуху, воде или зимникам.

В регионе организованы десятки вертолетных площадок и действует полтора десятка аэропортов, из которых самые крупные располагаются возле Надыма, Нового Уренгоя, Ноябрьска, Салехарда, Ямбурга и на Ямале — в районе поселков Бованенково и Сабетта.

Аэропорт Бованенково расположен на северо-западе полуострова и создан для обслуживания одноименного газового месторождения. Он принимает самолеты и вертолеты. Оттуда можно вылететь в Москву, Омск, Надым, Тюмень, Ухту и Уфу.

Из аэропорта Надыма самолетом можно улететь в Москву, Советский, Салехард и Тюмень. Вахтовые самолеты летают в Бованенково и Ямбург, а вертолеты — в Кутопьюган, Ныду и Нори.

Из Нового Уренгоя самолетом можно улететь в Москву, Уфу, Самару, Омск, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар, Тюмень, внутри округа — в Сабетту. Вертолет доставляет пассажиров в Тольку и Красноселькуп.

Аэропорт Ноябрьска считается международным, так как из него осуществляются полеты в белорусский Гомель. Из российских городов можно улететь в Белгород, Анапу, Новосибирск, Москву, Самару, Уфу, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи, Самару, а внутри региона — в Салехард. Вертолетом можно добраться до небольших вертодромов округа.

Новый аэродром, недавно сданный в эксплуатацию в Сабетте, на берегу Обской губы, соответствует международным стандартам, но пока из него осуществляются рейсы до Самары, Нового Уренгоя и Москвы.

Из аэропорта Салехарда самолетом можно долететь до столицы, городов Урла, Сибири, а внутри АО — до крупных городов и Тарко-Сале. Вертолетом пассажиров доставляют из административного центра до Кутопьюгана, Азов, Горок, Восях, Питляра, Панаевска, Лопхари, Мужей, Салемала, Нового Порта, Овгорта, Сеяху, Яр-Сале, Шурышкара и других.

Аэропорт Ямбурга обслуживает сотрудников Газпрома, доставляя самолетами их в Уфу, Екатеринбург, Москву, Тюмень, а внутри ЯНАО — в Надым и Салехард. Вертолетом можно улететь в Тазовский, Новый Уренгой, Заполярное, Газ-Сале, на Мыс Каменный прочие участки газодобычи.

В отдаленные районы — Шурышкарский, Ямальский, Красноселькупский, Тазовский более 60% грузов завозится по воде во время навигации. Речные порты Салехарда, Надыма, Ямбурга, Тазовского, Нового Уренгоя располагаются на берегах Пура, Таза, Надыма и Оби. Между портами по берегам располагаются многочисленные пристани. В Харасавее и Ямбурге работают морские порты, но они не задействованы в перевозке пассажиров и играют слабую роль в Севморпути.

Железные дороги Ямало-Ненецкого АО, не превышающие пятисот километров, состоят из двух линий. Первая идет из Екатеринбурга и Тюмени к Новому Уренгою через Пурпе и Коротчаево. От конечного пункта действуют два ответвления — в Ямбург и Пангоды (Старый Надым). Вторая дорога — из Чума в Лабынтаги проходит через Елецкую, Харп, Обскую и имеет прямой выход на Москву через Воркуту.

Из Нового Уренгоя и Ноябрьска поездом можно уехать в Москву, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Уфу, Оренбург, Челябинск, Анапу, Адлер, Волгоград и до промежуточных станций.

Из почти 6 тысяч километров автодорог почти 4 относятся к ведомственным, около тысячи являются трассами общего пользования. Они имеют твердое покрытие. Еще ежегодно прокладывается около тысячи километров зимников. Обычно устраивается четыре зимника: из Надыма в Салехард; из Лабынтаги в Теги через Мужи и Азовы; из Уренгоя в Красноселькуп; из Аксакарки в Яр-Сале через Салемал и Панаевск. На постоянные дороги выход имеет немногим более 20 населенных пунктов из 108, а с административным центром нет постоянной автодорожной связи у шести районов из семи.

Автодорожная сеть ЯНАО проходит через Губкинский, Коротчаево, Пурпе, Новый Уренгой с ответвлениями в Муравленко, Ноябрьск, Тарко-Сале, поселкам Лимбяяхе и Ханымей. Из Салехарда автодорога ведет до поселков Аксарка, Харп, города Лабытнанги. Большой проблемой для автотранспорта является отсутствие постоянных мостов на участках, ведущих из Салехарда в Лабытнанги, из Надыма — в Старый Надым, из Коротчаево — в Тазовский и возле Тарко-Сале. Летом автомобили переправляются по понтонным мостам или паромами, а зимой — по ледовым переправам.

Постоянного междугороднего и пригородного автобусного сообщения нет, но в пределах круглогодичных автодорог работают маршрутные такси. Строится дорога из Салехарда в Сургут.


Это Ямал! Часть IV. Лабытнанги.

Русскому человеку хантыйское название города выговорить сложно, поэтому оно максимально упрощается – часто можно слышать применимо к Лабытнангам «Лабытки» или «Лапти» (а в Якутии Нерюнгри упрощается, например, до «Нюрки»).

P.S. В комментариях меня поправляют – название вовсе не хантыйское, а все же ненецкое. Лабыт нангкх (не передать произношение)) семь лиственниц – в этом урочище было святилище ненцев. Не потому что там вокруг листвениц не росло, просто там такой сухой пупырь посреди поймы Оби. И на нем кругом росли семь листвениц. А потом, туда заселились “евреи Севера” – зыряне. И в русских документах их выселки были названы именем урочища (первое упоминание едва ли не 70-е годы 19 века). Так то там вокруг топонимы на коми языке)) Ханты на том берегу Оби жили, но на коренной террасе.

Существует милейшая песня о городе с простым видеорядом, который ясно дает нам понять, что смотреть-то в городе и нечего.

2. История поселения укладывается в два предложения. В деревню «Семилиственничное» (а именно так переводится слово Лабытнанги) в 1948 году пришла железная дорога и все заверте. Город с 1975 года.

3. Достопримечательностей немного и они наперечет. Первое и главное – здание нового вокзала. Оно крайне незаурядное, другого такого вокзала нигде нет. Этому полукуполу не страшны ни ветры, ни вечная мерзлота, ни снежные заносы.

4. Построен в 2001-2004 годах. Станция принадлежит Северной железной дороге, так что вышестоящее начальство сидит аж в Ярославле.

5. Все очень маленькое. Поезд с двумя вагонами и навес над платформой как раз на этот размерчик.

6. Расписание. Причем не только по Лабытнангам, но еще и по станции Сейда.

7. Знаменитый крытый выход к платформам.

8. Вторая достопримечательность не менее своеобразна – Старо-Георгиевская церковь, перестроенная из клуба местной лесобазы. Если же убрать колокольню, то здание опять никак не будет от клуба отличаться.

9. Это суровый северный храм и, как написано в некоторых источниках, «вначале вместо колоколов приходилось использовать обрезки кислородных баллонов различной длины».

Ныне есть и каменный Храм Георгия Победоносца за рынком, но он скучнее.

10. Рядом с вокзалом еще сидят баптисты.

11. Памятник оленю. Мы же на Ямале, он тут (наряду с мамонтом и лосем) главный герой.

12. Монумент в память о Великой Отчественной Войне. Все завалено снегом.

13. В произвольных местах оставлены вот такие валуны.

14. Столичный Салехард совсем недалеко, но своя гостиница есть и тут.

15. Пару фотографий магазинов. ТД – это, видимо, торговый дом.

16. Маркет попроще.

18. Городские пейзажи в общем безрадостны.

19. Старый деревянный жилой фонд.

20. Или вот такой домик.

21. Можно обшить сайдингом, но веселее от этого не станет.

22. Впрочем, все это потихонечку сносят, но на смену приходит не менее скучная, хотя и яркая застройка. Вот этот квартал называют «Изумрудным городом».

23. Какая-то Финляндия, прости господи.

25. Зафиксируем для истории и автобусную остановку.

26. Это не крепость, а всего лишь детский сад.

27. Возможно, в другую погоду Лабытнанги выглядят гораздо привлекательнее, но город входит в многочисленную категорию населенный пунктов, которые «лучше один раз увидеть, чем сто раз увидеть».

И только теперь наступил черед самого Салехарда. О нем – в следующей части.

Ссылка на основную публикацию