Малая Вишера, тайны и загадки гиблого места

Малая Вишера, тайны и загадки гиблого места

– Скорее, возьми ключи от машины и иди сюда, – взволнованно позвала меня жена.

Шел второй день, как мы приехали в новгородскую область. Отпуск мы решили провести в дачном домике.

Выхожу из дома, рядом с машиной тусуются соседи, соседские дети, все что-то высматривают. “Блин, въехал что-ли кто или поцарапал”, – думаю я. “Ваня, у нас в машине кот. “, – говорит жена.

Чтоооо. Откуда в моей машине кот, как он туда попал, как он туда попал, как долго он там сидит?? Все эти мысли уроганом пронеслись в моей голове пока я бежал к машине.

Открываю дверь, из машины выпрыгивает котёнок, 5-6 месяцев. Небольшой такой. Внутри сильно воняет кошачьей мочой (((

Кот запрыгнул к нам в машину в малой Вишере. И его никто не заметил, ни там, ни при разгрузке вещей в деревне. Посчитали, кот просидел в тачке около 12 часов.

На счастье, с ним было все в порядке. Покормили кормом, дали воды. Решаем что с ним делать дальше. “Похоже, мы спиздили чьего-то кота”, – подумал я. Кот был явно домашний, от людей не шугался, охотно шел на руки. Я придумал ему кличку – Колумб. Разместили объяву в местную группу в ВК, вдруг кто потерял.

В общем, решил я его отвезти обратно в малую Вишеру. Сказано – сделано. Отвез, выпустил.

А вечером увидели, что это кто из СПб, сбежал от хозяйки в м.вишере, и что его ищут. Блин. А ведь он был у нас в руках. Я очень сильно расстроился.

На следующий день, т.е. сегодня 29.08 с женой, ребенком, поехали снова в м.вишеру, искать кота. Естественно безрезультатно (

Никогда не делал постов с призывами к помощью, но ищу кого угодно из м.вишеры кому невпадлу поискать кота. Запрыгнул и был выпущен у пятерочки на ул. Революции. Кот домашний, очень ласковый и на улице долго не протянет. Если найдете, сразу приеду заберу.

Красная педальная машина

Один раз меня сняли с поезда в Малой Вишере, не очень трезвого, без денег, документов и в 4 часа утра.

Сняли за то, что я повздорил с проводником, который во время плановой остановки поезда, закрыл тамбур и грубо не пускал меня в соседний вагон, в туалете которого я забыл все документы и деньги, когда остановился там по дороге в купе из вагона–ресторана.

Рассерженный проводник обещал сдать меня в милицию и, надо сказать, оказался человеком слова. Как сказал, так и сделал.

В итоге, поезд совершает незапланированную остановку в городе–герое Малая Вишера, подтянулись два строгих милиционера и забрали меня с поезда. Поезд, естественно, со всеми моими документами и деньгами, забытыми в туалете, проследовал в С–Петербург по расписанию. А я остался.

В 4 часа туманного утра я очень комично смотрелся на маловишерском перроне в белом костюме, с багажной сумкой “Саломон” и красной педальной машиной, которую вез в подарок дочке.

После составления протокола, я был выдворен из милиции с педальной машиной обратно на перрон.

Денег нет. Бесплатный билет, положенный идиотам, можно получить только на вечернюю электричку.

Толстая тетка в мелкую кудряшку, командующая в кассе, сказала, что ближайший поезд с остановкой, “Воронеж–Питер”, проследует примерно через час, но мне на него, конечно, билет забесплатно не обломится.

Строгие милиционеры, с которыми я познакомился в самом начале, моим заверениям, что сразу как вернусь, вышлю им деньги, если они дадут их мне на билет, не поверили и на перрон меня выдворили во второй раз.

Проходящая мимо дрезина, подвезти меня тоже отказалась.

Хоть садись, блин, в педальную машину и херачь по рельсам в белом костюме до самого Питера.

В третий раз я пошел к ментам, уже серьезно рискуя нарваться на пиз. ли.

— Парни, просьба, одна…

— Иди нахер! Не будет тебе денег. Тут таких драконов дырявых дофига и даже больше. Похерачишь вечером как миленький, а еще раз зайдешь, то закроем в обезьянник и тогда уже только завтра вечером поедешь. В лучшем случае.

— Там сейчас поезд подойдет, можешь просто выйти и рядом постоять?

— Ну так просто… Проводить.. Убедиться, что я с горя под поезд не брошусь.

Милиционер, спокойно так, посмотрел на меня.

— Хорошо. Я убедюсь.

— Только фуражку не забудь.

Точно по расписанию “Воронеж–Питер” показался на горизонте. В четвертый раз, думаю, к ментам как–то не хорошо идти о себе напоминать.

Но тот свое слово сдержал, мне вообще в тот день везло на порядочных людей, и, в аккурат, когда первые вагоны простучали мимо меня, выходит мой новый приятель, пригладил прическу и возложил на нее фуражку.

— Ну че, Анна Каренина? Не бросился?

Прямо напротив нас открывается дверь подошедшего вагона, оттуда выглядывает всклокоченный проводник зашуганного вида.

Я обнял мента и передал проводнику наверх с перрона багажную сумку. Тот принял.

— Мама – говорю милиционеру, — обижается. Что не пишешь…

Мент, слегка ох..ел, поморщился и сказал:

Я протянул проводнику педальную машину. Проводник, загипнотизированный формой мышиного цвета, так же безропотно ее взял и сгрузил в тамбуре.

— Ну и вообще звони, не часто видимся все–таки. Приехал бы как–нибудь…

Поезд трогается. Я обнял милиционера на прощанье, хотел смачно поцеловать, но тот брезгливо увернулся. Я запрыгнул в уходящий поезд. Так и хотелось на прощание крикнуть:

— И сына, слышишь, Володькой назовииии…

Мент ухмыльнулся, сплюнул и двинул к себе в каптерку.

С проводником покурили в тамбуре.

— Угу, говорю, давно не виделись..

— Ааа.. Билет давай.

— У брата остался.

Проводник в ахуе:

Проводник начал доставать зашкеренные контрабандные фрукты, везомые в северную столицу для спекуляции. Их он лихорадочно прятал, как только милицию на перроне увидел.

Я покемарил в тамбуре на педальной машине до Питера, а там уж добраться до родной деревни плевое дело было..

Моя милая Вишера

«Малая» родина в жизни человека – главная родина, и именно из детства идет формирование понятия Родины как государства, в котором мы живем. Поэтому одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к родному краю.

Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания учащихся.

При проведении урока или внеклассного мероприятия по данной тематике, задача учителя показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути Маловишерской земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом нашего города.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.

Форма проведения мероприятия может быть самая разнообразная: беседа, лекция, виртуальное путешествие.

Цель данной презентации: воспитание нравственной, духовно-богатой личности через приобщение к духовным святыням древней и современной Малой Вишеры, ее культуры и истории.

Задачи: воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважению к историческому и духовному прошлому и настоящему малой Родины.

СЛАЙД 2. Цель: воспитание нравственной, духовно-богатой личности через приобщение к духовным святыням древней и современной Новгородчины, ее культуры и истории.
Задачи:

  • изучение духовной истории Маловишерского края;
  • знакомство прошлым и настоящим Маловишерского района;
  • воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважению к историческому и духовному прошлому и настоящему малой Родины.

СЛАЙД 3. Фото

СЛАЙД 4. Фото

СЛАЙД 5.

Между Мстою и Волховом
На размежье дорог
Островком, то ли островом
Вырос мой городок.
Моя малая родина,
Не задетая Пришвиным,
Чуть Некрасовым пройдена
Моя Малая Вишера.
Между Мстою и Волховом,
Как надежды глоток,
Город мой светит всполохом
В перепутье дорог.
Моя малая родина,
Не задетая Пришвиным,
Чуть Некрасовым пройдена
Моя милая Вишера.

СЛАЙД 6. ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА

СЛАЙД 7. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ; БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ; ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – СТЕКОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

СЛАЙД 8. ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ.

СЛАЙД 9. Маловишерский район расположен на севере Новгородской области в 90 км от областного центра. Административный центр Малая Вишера находится в 162 км от г. Санкт-Петербург и в 449 км от Москвы. Город Малая Вишера расположен на 58 о 58′ северной широты и 49 о 59′ восточной долготы.
Название станции Малая Вишера дала река. Река Малая Вишерка – правый приток Волхова, носит явно неславянское имя. Писцовые книги XV века упоминают на остаточные следы прибалтийско-финских поселений по Волхову и его притокам. Скорее всего – это слияние двух слов: древнерусского ВИТЬ – «БОЛОТНАЯ ТРАВА» или, менее вероятнее, названия финно-угорского племени ВЕСЬ и, возможно, коми – ШОР, что означает «ручей». Небольшая ширина реки и коричневый (болотный) цвет воды подтверждает высказывание толкования названия реки.

СЛАЙД 10. По территории района проходит Октябрьская железная дорога и автомагистраль Москва – Санкт-Петербург. С запада его соседями являются Новгородский и Чудовский районы, с востока – Любытинский и Окуловский, с юга Маловишерский район граничит с Крестецким.
Территория района 3,3 тысячи кв. км. На ней 132 населенных пункта, 1 рабочий поселок и 9 сельских администраций.
Население района составляет 23 тысячи человек.

СЛАЙД 11. Фото

СЛАЙД 12. Первые поселения на территории Маловишерского района появились в глубокой древности еще во времена неолита. Об этом говорят результаты раскопок сопок-курганов по берегам рек. Новгородская летопись сообщает, что в Х-ХI веках вдоль рек Мсты, Хубы, Малой и Большой Вишеры, Оскуй, Мды и на берегах озер нынешнего Маловишерского района стали селиться наши предки славяне. Земли эти входили в Обонежскую пятину. Места обживались быстро. В писцовых книгах 1516 года упоминаются старые деревни Маловишерского района: Вороново, Дора, Кленино, Увары, Морконницы. Деревне Морконницы исполнилось 500 лет.

Читайте также:  Красивые люди Африки, 130 фотографий с описаниями

СЛАЙД 13. Поселок Малая Вишера возник вместе с началом строительства железной дороги. До строительства железной дороги эта земля принадлежала деревне Глутно. Там, где сейчас расположен город, тогда были сплошные леса. В этих лесах охотились русские цари и жил один купец на территории у первой плотины.
Строительство железной дороги началось с конца 1843 года. Вдоль дороги были прорыты глубокие канавы. Однако еще в 1712 году по указу Петра I в России намеревались построить тракт между Санкт-Петербургом и Москвой по прямой. Но здешние озера и болота не позволили завершить проект. И только через 20 лет, в 1733 году начала строиться гужевая (ныне – автомобильная) дорога через Новгород и Торжок. Она была закончена в 1746 году. В 1843 году, когда развернулось строительство железной дороги, на отдельных участках нашего района были обнаружены следы просеки и дороги когда-то мощеной жердями.
Первыми жителями поселения были строители железной дороги. С 1851 года началось движение поездов по всей линии от Москвы до Петербурга. Первыми зданиями были вокзал, депо, паровозный сарай и другие служебные постройки, несколько домов для рабочих и служащих.
С открытием движения на дороге, население поселка росло, прибывали рабочие и служащие.

СЛАЙД 14. Первые жители селились по улице Урицкого (бывшая Садовая), где проходила дорога на деревню Глутно, селились вблизи вокзала по обе стороны железной дороги по ул. Революции – б. Николаевская и Пушкинской – б. Вокзальная. По улице Красноармейской – б. Офицерская стояли желтые деревянные дома, принадлежавшие железной дороге. Позднее стали селиться по улицам Московской и Новгородской. Новгородская улица кончалась 4-ой Поперечной, а дальше стояли леса.
Улица Урицкого – б. Садовая, хорошо сохранившаяся по сей день, состоит из исторических, интересных в архитектурном отношении зданий, некоторые из которых близки по времени строительства в период появления первой в России железной дороги.

СЛАЙД 15. Фото

СЛАЙД 16. Фото

СЛАЙД 17. В 1860 году значение станции увеличивается. В 1871 году состоялось открытие посада Малая Вишера в виде первых пристанционных построек. В начале 60-х годов в поселке существовала только одна улица Офицерская (ныне ул.Красноармейская). Главная улица – Николаевская – была построена позже.

СЛАЙД 18. Фото

СЛАЙД 19. Получив статус посада, Малая Вишера стала развиваться еще интенсивнее: в 70-х годах XIX века в ней уже насчитывалось до 3-х тысяч жителей и 169 домов. Теперь, имея «характер городского поселения», она развивалась и строилась по специально разработанному Генеральному плану.
Улицы посада проложенные параллельно железнодорожной линии получили кроме главной Николаевской географические названия: Московская, Новгородская, Тверская. Улица, ограничившая территорию посада, была соответственно названа Задней. Семь поперечных улиц, кроме сформировавшейся в дореволюционный период Садовой, звучных имен не получили. Они были просто пронумерованы – с первой по седьмую, и так и назывались – Поперечными, каждая со своим порядковым номером: 1-я Поперечная, 2-я Поперечная и т.д. Но одна из поперечных улиц была названа довольно торжественно, по имени столицы империи – Петербургской (ныне Ленинградская).
В конце 80-х – 90-х годах XIX века территория посада была увеличена, появилось несколько кварталов, разделенных и ограниченных Восьмой и Девятой Поперечными улицами.

СЛАЙД 20. Эскиз посада Малая Вишера. 1896-1900 годы.

СЛАЙД 21. Наличие железной дороги и некоторых видов сырья (древесина, кирпичная глина, кварцевый песок), а также близость столицы, послужили стимулом к развитию в Малой Вишере промышленности. Много лет главным промышленным предприятием Малой Вишеры был стекольный завод братьев Курженковых. Возникновение этой фабрики связано с любопытной историей. По рассказам старожилов дед Павла и Михаила Курженковых когда-то ограбил на проезжей дороге почту, а деньги – тридцать тысяч – спрятал. И только перед самой смертью покаялся в содеянном грехе внукам.
Внуки оказались предприимчивее, чем их дед. Поначалу они открыли лавку в Малой Вишере. Дело вроде пошло, но вскоре Курженковы поняли, что так они больших капиталов не наживут. Купцы видели, что спрос на стеклянные изделия – ламповые стекла и резервуары, а также на предметы роскоши из цветного стекла – амплэ, цветочные вазы и другие предметы растет. Тогда и появилась у братьев первая мысль о своей фабрике.

СЛАЙД 22. Основанный в 1881 году завод стал для Малой Вишеры вторым по значению после железной дороги градообразующим объектом: способствовал ее интенсивному росту и развитию. Такой завод появился здесь не случайно. Стеклодетальное производство традиционно было одним из ведущих направлений в промышленности Новгородской губернии, богатой пригодными для обработки материалами: глиной и песком. Завод братьев Курженковых в Малой Вишере относился к числу «весьма обширных» производств.
Решив создать стекольный завод, братья в 1881 году «арендовали в местном управлении участок земли, выписали и чехов». В 1888 году Курженковы основали такой же завод в Большой Вишере. К началу ХХ века их предприятия так выросли, что попали в фундамендальное издание «Список фабрик и заводов Европейской России» 1903 года.

СЛАЙД 23. В это же время появляются стекольные заводы Барского у села Морозовичи и Костылевых рядом со станцией Веребье. В Малой Вишере купец Пушков ставит стекловарню.
Заводы братьев Курженковых славились производством сортовой посуды. Вазы, бокалы, графины с «посаженными вовнутрь стеклянными петухами» поражали изяществом, тонкостью рисунка, совершенством отделки даже самых искушенных ценителей.
Спрос на стеклянные изделия был огромный, причем при высоких ценах.
Конкурируя с другими владельцами заводов, Курженковы отправляли свои изделия в Петербург, Москву, их стекло продавалось в Сибири и на Севере, даже в Персию шли значительные партии лампового стекла и столовой посуды: стаканы, рюмки, фужеры и другая столовая посуда. Изделия из стекла, рожденные волшебными руками мастеров, считались дорогими подарками и передавались из поколения в поколение.
В 1884 году в Малой Вишере строится кирпичный завод. Стекольный завод Пушкова закрылся, не выдержав конкурентной борьбы, а в 1892 году открывается лесопильный завод.

СЛАЙД 24. Население делилось на три сословия: купцы, заводчане и железнодорожники. Высшее общество посада состояло из купцов. Большой вклад в развитие торговли, архитектуры и культуры города внесли купцы Курженковы, Варасовы, Холодовские, Федоровы, Кузнецов, Пушков и др. Они строили первые каменные и деревянные двухэтажные дома, которые сохранились до наших дней.

СЛАЙД 25. Фото

СЛАЙД 26. Фото

СЛАЙД 27. Братья Курженковы владели многими постройками в посаде, часть из которых сохранилась и представляет значительный историко-культурный интерес и архитектурную ценность.
Прежде всего, это особняк Курженковых с торговыми помещениями в нижнем этаже, расположенный на углу ул. Володарского – б. Торговой и Московской – одно из самых выразительных зданий Малой Вишеры. Это двухэтажное здание, построенное в начале 1910-х годов в формах эклектики с использованием стиля модерн и элементов неоклассики. Симметричная композиция здания со стороны площади подчеркнута выделенным ризалитом центрального входа и парадной лестницы, увенчанным нарядным куполом. Угловую часть здания венчает часовая башенка в виде усеченной пирамиды.

СЛАЙД 28. Фото

СЛАЙД 29. Семейству Курженковых принадлежал еще один заметный дом – купеческий особняк второй половины ХIХ века на углу Николаевской улицы и Мещанского переулка (ул. Революции, 17), в котором сейчас находится краеведческий музей. Дом перешел в наследство сыну Михаилу. Михаил был разгульным человеком. Этот дом отца он дважды проигрывал в карты.

СЛАЙД 30. Фото

СЛАЙД 31. С именем Курженковых связано и здание железнодорожного клуба.

СЛАЙД 32. Своим появлением Малая Вишера обязана прокладке знаменитой железной дороги Санкт-Петербург – Москва, первой в мире двухпутной железнодорожной магистрали. Существует легенда, по которой император Николай Павлович, положив линейку на поданную ему карту, соединил две столицы прямой линией и приказал вести дорогу кратчайшим образом. Хотя Николай I был инициатором многих важных строительных проектов, нередко лично входил в подробности их разработки (т.к. имел образование с военно-инженерным уклоном), автором идеи был Павел Петрович Мельников – выдающийся инженер-путеец, создатель русской школы строителей железных дорог, автор десятков научных трудов, директор строительства северного участка магистрали. Строительство продолжалось с 1843 по 1851 гг. В августе прошел первый поезд с царем и свитой, в ноябре открылось движение пассажирских поездов. На каждой станции поезд останавливался для набора дров и воды.
В 1855 году распоряжением императора Александра II Петербургско-Московская дорога в память покойного императора была названа Николаевской.

СЛАЙД 33. Здание вокзала в Малой Вишере построено в 1856 году. Это одноэтажная с двускатной крышей постройка, представляющая в плане вытянутый прямоугольник. По всему периметру к зданию примыкает навес на чугунных колоннах, устроенный для удобств пассажиров. Фасады решены в стиле итальянского ренессанса. Отличительным знаком всех парадных станционных зданий Николаевской железной дороги являются венецианские окна. Современники восторженно отмечали качество строительства: сводчатые потолки, галереи на чугунных колоннах. Помимо зала ожидания, ресторана, телеграфа и т.д. имелись специальные помещения для отдыха членов императорской семьи. Вокруг станции были разбиты бульвары, сады, даже устроены фонтаны. Маловишерский вокзал, ставший «началом» города, восстановленный после пожара, является одним из ценных зданий города.

СЛАЙД 34.

Вот маловишерский виден перрон,
И в огоньках твой вокзал выплывает,
Дальше умчится плацкартный вагон,
Город родной, как детей, нас встречает.

СЛАЙД 35. Мы свято чтим традиции. Издавна православный праздник Успение Богородицы отмечался маловишерцами как престольный, он и теперь в числе почитаемых. Вместо разрушенного после Великой Отечественной войны храма

СЛАЙД 36. построен новый – церковь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.

СЛАЙД 37. Планируется построить храм в центре города по эскизам Успенской церкви, а пока на этом месте поставлена часовня «Неопалимая Купина».

Читайте также:  Прекестулен самый красивый утес в мире, Норвегия

СЛАЙД 38. Дата основания города – 1843 год.
День города отмечается по традиции 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

СЛАЙД 39.

Малая Вишера на Новгородчине,
Вся утопает в зеленом наряде,
Лежит средь лесов и болот наша вотчина,
Застывши в безмолвии, как на параде.
Город с корнями далекого прошлого,
Славной истории, добрых традиций,

СЛАЙД 40.

«Куда бы ни забросила судьба,
Как не кружили бы тебя года,
В какие б дали не увел твой путь,
О Вишере, о доме не забудь!»

СЛАЙД 41.

1. «История моего города» – материалы из альбома школьного музея МАОУ СОШ №1.
2. «Воспоминания Марии Волынкиной» – дневниковые записи бабушки Лукьянец Н.Н.
3. Рахалов Л.«Стихи», выпускник 1941 года МАОУ СОШ №1.
4.Лукьянец Н.Н., учитель физики МАОУ СОШ № 1 «Есть музыка стиха», – М.Вишера, 2001.
5. «Моя милая Вишера»: сборник стихов маловишерских авторов, – М. Вишера, 1996.

Заброшенные места Малой Вишеры

Среди красивых парков, памятников архитектуры и ресторанов с красочными вывесками прячутся заброшенные места Малой Вишеры, о которых готовы рассказать вам гиды сайта. Примечательно, что некоторые известные достопримечательности находятся прямо в центре города, и большинство местных жителей об этом не знает. Турфирмы нашего сайта готовы провести для вас увлекательные экскурсии по всем заброшенным местам города.

  • Достопримечательности Малой Вишеры
    • Историко-культурное
    • Автотуризм Заброшенное
  • Карта Малой Вишеры
  • Рассказы туристов про Новгородскую область
Маршруты в Малую Вишеру

Малая Вишера, Новгородская область

Валдай, Новгородская область

Великий Новгород, Новгородская область

Найти заброшенные дома – для нас не проблема!

Каждое заброшенное здание – это своя история, легенда или миф. Некоторые из них настолько уникальны и интересны, что трудно обойти стороной. Экскурсоводы сайта помогут погрузиться в красочную атмосферу прошедших событий, рассказывая удивительные истории из жизни тогдашних обитателей. К вашим услугам сотни различных маршрутов как для новичков, так и для опытных искателей приключений в заброшенных местах.

Чаще всего заброшенные объекты Малой Вишеры – это либо больницы, либо жилые дома, оставленные людьми по причине аварийности. Бывает, в здании просто отпала нужда – в разные периоды истории такое происходило нередко. Конечно же, есть и военные объекты, которые не обозначены на карте, и попасть в них нередко сложно – стоит охрана. Поэтому, если вас интересуют что-то необычное, – стоит обратиться к профессионалам, которые помогут с организацией поездки.

Опытные гиды позаботятся о том, чтобы вам было интересно и безопасно. Они проследят за тем, чтобы:

  • вы смогли попасть на объект и без проблем покинуть его;
  • всегда была возможность вызвать помощь (подстраховка всегда уместна);
  • вы не столкнулись с обитателями заброшенных зданий с приближением темноты – на ночь в неохраняемые заброшенные места Малой Вишеры подтягиваются местные бродяги и собаки;
  • у вас был фонарик, еда и бутылка с водой и другие необходимые вещи;

Опытный гид позаботиться о том, чтобы вы не провалились в дыру в полу, не прислонялись к хлипким стенам, не потерялись. Особенно внимательно относятся к новичкам, которые еще не знают всех правил и могут ошибиться. Учитывая, что здания не обслуживаются, профессионалы применяют все предосторожности, чтобы обеспечить туристам безопасность. Экскурсовод располагает свежей информацией обо всех заброшенных местах.

Турфирмы на сайте помогут вам найти красивые заброшенные места в Малой Вишере для ролевых игр, квестов, фотосессий, а также помогут организовать и безопасно провести такие мероприятия. Особенно важно обращаться к профессионалам, если планируется массовое мероприятие – тогда вы сможете быть уверены, что ваши гости будут в надёжных руках.

Сегодня заброшенные места Малой Вишеры – объекты большого интереса со стороны молодёжи, поэтому найти подходящую вам экскурсию или место для съемки будет очень легко.

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Малая Вишера стоит на железнодорожной магистрали, связывающей две российских столицы. Большинство поездов, следующих из Петербурга в сторону Москвы, делает здесь первую в пути остановку. Здесь же — самая дальняя точка, до которой ходят электрички с Московского вокзала. В общем, довольно типичный для этих мест городок, выросший из железнодорожной станции, и относящийся к категории “почти все проезжали, но почти никто не был”. Для меня Малая Вишера стала последним пунктом январской поездки.

В Малую Вишеру я поехал из Любытино автостопом, проезжая по пути довольно живописные холмистые места на северо-восточных отрогах Валдайской возвышенности. Леса, деревни, дороги. Проезжал я и село Веребье, где раньше проходил изгиб Николаевской железной дороги, по расхожей легенде возникший якобы от пальца императора, приложенного к линейке. Следом я проехал и настоящую причину появления обхода — глубокую долину реки Веребьи. Давно собираюсь посетить это место отдельно.

2. Водитель ехал дальше города и высадил меня в самом центре — вот тут, на улице Революции, идущей вдоль железной дороги. В сравнении с Любытино, погода изменилась: стало чуть теплее, но при этом пасмурно. Малая Вишера предстала передо мной в виде маленьких домиков и сугробов.

3. Здесь же рядом и вокзал, с которого я через пару часов поеду на электричке в Питер. Вокзал в Малой Вишере островного типа, как на довольно многих крупных станциях главного хода Петербург – Москва.

4. Вид в сторону Петербурга. Слева находится центр города, а справа стоит моя электричка.

5. Вокзал здесь изначальный, 1851 года, построенный по общему проеку станций Николаевской железной дороги за авторством Рудольфа Желязевича. Точно такие же вокзалы на станциях Любань, Бологое, Тверь и Клин. Раньше ещё был такой вокзал в Окуловке, но его, к сожалению, снесли.

6. Красивый всё-таки вокзал. Так и представляешь себе возле него пыхтящий паровоз. Но нынче времена другие, — теперь здесь ходят “Ласточки” и “Сапсаны”.

7. С другой стороны находится заброшенное паровозное веерное депо с поворотным кругом. Такие фактурные кирпичные руины.

В общем, Малая Вишера, как и, например, Бологое, — город, рождённый железной дорогой, которая даже изображена на его гербе. Изначально это был лишь небольшой посёлок при станции, которая по размеру была, наверное, больше его самого. Городом Малая Вишера стала уже в 1921 году. Сейчас это районный центр в составе Новгородской области, и здесь проживает 11 с половиной тысяч человек (в советские времена было 15 тысяч).

8. В центральной части города регулярная планировка. Прямые улицы застроены в основном частным сектором.

Между прочим, раз есть Малая Вишера, то логично предположить, что по соседству должна быть и Большая. И это действительно так, но Большая Вишера, как ни странно, меньше Малой. А всё потому что обе Вишеры — это, прежде всего, названия протекающих здесь рек, а потом уже станций и населённых пунктов.

9. Характерная черта городов вдоль Николаевской железной дороги — сочетание маленького провинциального городка с оживлённой скоростной магистралью. С тихих улочек регулярно слышен шум проезжающих поездов, а иногда и сама железная дорога становится видна.

10. А в основном городок выглядит примерно вот так:

11. Деревянные домики:

12. Коты на крыльце:

13. Где-то гуляют местные жители.

14. Потом стала встречаться уже более капитальная советская застройка:

15. Улица Новгородская:

16. А здесь уже видны послевоенные двухэтажные сталинки. Чем-то мне Вишера напомнила посёлок Назия под Питером.

17. Так я незаметно пришёл на главную площадь города, оказавшуюся более многолюдной. В красивом дореволюционном здании сейчас находится администрация Маловишерского района.

18. А на другой стороне площади стоит заснеженный монумент Владимира Ильича:

19. Пожарная часть — типовая сталинка. По каланче, кстати, видно, каким ободранным было здание до покраски в нынешний цвет.

20. Улица Карла Маркса. Прямо впереди видна железная дорога, а справа школа, из которой в этот момент дети возвращались с уроков, попутно играя в снежки.

21. Новое здание школы выглядит с иголочки, с благоустроенной пришкольной территорией. Пожалуй, не хуже, чем где-нибудь в ХМАО.

22. Новодельная часовня по соседству:

23. Вблизи железной дороги попадаются и осколки дореволюционной застройки. Слева, к примеру, виден купеческий домик конца XIX века.

24. А здесь справа какой-то новодельный стеклянный ТЦ:

25. А это снова улица Революции, прилегающая к железной дороге. Конкретно это место мне слегка напомнило Валдай.

26. Видите справа за деревьями признаки железной дороги?

29. Интересная конструкция в проёме между домами:

30. Ещё один дореволюционный домик:

32. Улица 50 лет Октября. Впереди виден городской рынок — явно одно из средоточий жизни маленького города.

33. Советский деревянный домик. Возможно, ещё довоенный.

34. Рядом — мемориал Великой Отечественной войне:

Во время войны Малая Вишера находилась в оккупации совсем недолго, меньше месяца, — 24 октября 1941 года город был занят войсками Вермахта, линия фронта прошла совсем рядом. Но части Красной армии освободили Малую Вишеру уже 20 ноября в ходе Тихвинской наступательной операции, когда немцы были отброшены к реке Волхов, после чего был образован Волховский фронт, штаб которого находился именно в Малой Вишере.

35. На этом я осмотр Малой Вишеры закончил. Ближе к пяти часам вечера уже начало темнеть, а мне пора было возвращаться на вокзал и садиться на электричку до Питера, из которой я вышел на станции Обухово на окраине города, где сел на метро. Так моё четырёхдневное январское путешествие по Карелии и Новгородской области завершилось.

МАЛАЯ ВИШЕРА

Бывал ли я раньше в этих местах, точно сказать не могу. Вряд ли, хотя за давностью лет может просто забылось.
Вчера волею случая я оказался на железнодорожной станции Малая Вишера. Оказался в числе лиц задействованных в “массовке” на съёмках фильма.
В районе обеденного перерыва освободилось свободное время чтобы немножко осмотреться по сторонам и сделать снимки на память. Погода была прекрасной. Яркое солнце и синее небо, как говорят, гости не частые в здешних местах.
Больше всего меня удивило именно небо над Малой Вишерой. Глубокое, синее с изумительными облаками будто прифотошопленные чьей-то рукой.

Читайте также:  Город Давида: достопримечательности Иерусалима

Здание железнодорожной станции или “пассажирский дом”(открытый в 1856 году) как гласит памятная табличка на его стене, кажется очень напоминает исторический вокзал Твери.
Если я не прав, пусть Марина marina_shandar меня поправит.

Большая часть здания по-видимому не эксплуатируется. Окна подёрнуты грязью и пылью, порой заставлены какими-то картонными щитами изнутри. Но вот ближе к дальнему концу здания вокзала взгляд натыкается на дверь “Служебный вход” и “Зал ожидания”.

Входим в Зал ожидания вокзала. В архитектуре угадывается дореволюционная роскошь вокзала.
Высокие куполообразные потолки, угадывается даже нечто напоминающие “Царские врата” что находятся в самом центре иконостаса. Не удивлюсь если когда-то так оно и было. Возможно, до или после поездки здесь проводились службы.

Сейчас же спустя полтора столетия, минуя сметавшую всё на своём пути Революцию 1917 года, грозные события ВОВ, спустя время тяжёлых перестроечных лет нашей страны, многочисленные ремонтные работы внутри самого здания всё выглядит несколько иначе, адаптировано под нынешние условия жизни (здесь я сознательно не использую понятие “современные условия” по понятным соображениям).

—————————-
Ма́лая Ви́шера — город (с 1921) в России, административный центр Маловишерского муниципального района Новгородской области, железнодорожная станция Октябрьской железной дороги.
Население — 11 015 чел. (на 2017).
Город расположен на реке Малая Вишерка, также называемой и Малая Вишера.
——————————–

За зданием вокзала находится место для отдыха, с роскошным фонтаном. Надо отдать должное порядок на станции убедительнее любых слов.

Вика vikni у фонтана

Рядом с “пассажирским домом” находится отдельное здание старой уже постройки в котором расположен платный станционный туалет. Но по ж/д билету вас пропустят без дополнительной оплаты в 20 рублей. Интересно было слышать как по проводному телефону дама-контролёр отчитывалась о своей дневной выручке с посетителей данного места. Я проходил мимо и через открытую входную дверь доносилось: “Сегодня 175 рублей и . “.
Я улыбнулся про себя и прошёл мимо.

Не смотря на чистоту и порядок на самой станции, соседствующие здания рушатся, их прячут за зелёными сетками, но зрелище жалкое и удручающее.

Перейдя через железнодорожные пути по виадуку вибрирующему от шагов и пройдя не так далеко от станции, мы оказываемся на улице Революции .

Дома построенные из деревянного сруба многие десятилетия назад облицевали деревянными досками. Местами они отлетели или рассыпались обнажая старые несущие стены из бруса вероятно вековой давности. Время не щадит дерево, учитывая что за ним не особо ухаживают, брёвна становятся чёрными, хрупкими и каково жить в таких домах вы можете себе представить.

Название улиц как штампы прошедших лет советской власти: улица Революции, 1-мая, Урицкого, Комсомольская, Ленина, ул.Комисара Дмитриева, Коммунистическая.
Есть и своя улица Гоголя, улица Мусы Джалиля, Некрасова.
Большая часть улиц это грунтовые дороги с ямами и лужами куда не заезжает автомобиль панорамной съёмки Google-maps и все эти революционные названия так и тянут за собой в прошлое первых лет советской республики.

Говорят, что страна давно “поднялась с колен”. Не знаю, не видел .
Но видел маленькие города с населением в 2 раза меньше чем в М.Вишерах в той же Германии.
Сравнение далеко не в нашу пользу.
В такие моменты я вспоминаю фразу запомнившуюся со школьной скамьи из произведения Маяковского “Клоп”:
“За что мы убили государя императора и прогнали господина Рябушинского, а? В могилу меня вкопает советская ваша власть. “

Не много фактов из Истории Малой Вишеры:
1. В 1851 году было выстроено здание железнодорожного вокзала высшего разряда по проекту архитектора Р. А. Желязевича

2. В 1868—1874 гг., во время охотничьих поездок по линии Николаевской железной дороги два раза в сезон Малую Вишеру посещал император Александр II.

3. 29 декабря 1870 года во время охоты Александра II под Малой Вишерой обер-егермейстером графом Ферзеном был случайно убит егермейстер В. Я. Скарятин.

4. 5 февраля 1874 года Малую Вишеру посетил император Австро-Венгрии Франц Иосиф. 6 февраля 1874 года Франц Иосиф и Александр II охотились вблизи Малой Вишеры на медведя.

5. В 1879 году состоялся первый в России телефонный разговор по проводам на линии Петербург — Малая Вишера.

6. В 1917 году, в ночь с 28 февраля (13 марта) на 1 марта (14 марта) на станцию Малая Вишера прибыл царский поезд с императором Николаем II, направлявшийся в Царское село. Здесь состав был задержан, так как дальнейшие станции Любань и Тосно оказались заняты войсками, восставшими в результате Февральской революции. Было принято решение ехать из Малой Вишеры обходным путём в Царское село, но в пути маршрут был изменён и поезд отправился во Псков, где 2 марта (15 марта) император Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича.

7. 10 марта 1918 года на станции Малая Вишера поезд с Владимиром Ильичом Лениным столкнулся с враждебно настроенными анархистскими матросами, самовольно бежавшими с фронта. «Анархистский поезд» был разоружён с помощью латышских стрелков.

8. В 1918—1927 годах Малая Вишера была административным центром Маловишерского уезда Новгородской губернии.

9. В 1921 году Малая Вишера получила статус города.

10. Во время Великой Отечественной войны Малая Вишера 24 октября 1941 года была оккупирована войсками 16-й армии вермахта в ходе Тихвинской операции. Однако менее чем через месяц в результате контрнаступления 20 ноября 1941 года город был освобождён войсками 111-й и 259-й стрелковых дивизий 52-й отдельной армии. В феврале 1942 года К. Е. Ворошилов в качестве представителя Ставки Верховного главнокомандования посещал штаб Волховского фронта в городе Малая Вишера.

Вот такой я увидел Малую Вишеру. Прощаемся и до новых встреч на просторах нашей прекрасной и несчастной родины.

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Поездка одного дня. В. Новгород — Малая Вишера

По размерам территории Новгородская область превышает площадь таких европейских государств, как Дания, Швейцария, Нидерланды, Бельгия. И последним из, ближайших, не посещенных районов остался Маловишерский. Порыскав на просторах интернета нашли не сколько интересных мест, и двинулись в путь.
Первой из достопримечательностей указанной в путеводителе является дэпо.

Само дэпо находится в полуразрушенном состоянии . Но особо впечатлила поворотная платформа.Здесь поровозы разворачивали и загоняли в отдельный бокс.

Сейчас все это больше похоже на техноген.

Следующим об’ектом был Мстинский мост. Сооружение грандиозное, но т.к. находиться под охраной, даже с фоткаться нормально не получилось.

А изюменкой данного мероприятия была усадьба, , Льизи”. История данной усадьбы как интересна, так и драматична.
Одна только дорога туда чего стоит. Хоть и не далеко, но идти приходилось вдоль ж.д. дороги, лес, болото. Перелезать через поваленные деревья . Местами появлялась дорожка из плит. Трудно поверить, что не так давно, здесь был пионерский лагерь.

Здесь я все так не могу удержаться, что бы не вставить текст описания взятый с сайт, , геокешинг”-, , Наверху достаточно хорошо сохранилась церковь святой Великомученицы Екатерины — небольшая белоснежная одноглавая церковь-усыпальница. В её окна, в том числе и те, что в барабане под куполом, были вставлены разноцветные стёкла. Внутри — мраморный мозаичный пол с рисунком в виде розеток и звёзд, иконостас с красивыми иконами, и везде — серебряные венки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, часто применявшемся с 1-й четверти XIX века. Росписи были выполнены в темно-зеленых тонах с использованием византийских орнаментов, плетёнок и восьмиконечных звезд. Встречаются элементы золочёной росписи в верхнем поясе потолочного свода. В храме хорошо сохранились мозаичные полы с орнаментами восьмиконечных звезд на полу прихода и притвора. В архитектуре храма имеет место применение элементов, являющихся изделиями металлического завода Франца Карловича Сан-Галли. Часовня (вход в некрополь) полностью отлита на заводе в Петербурге, о чём свидетельствуют клейма на пилястрах. Слева находилась чугунная пристройка в виде часовни, с чешуйчатой четырёхгранной шатровой крышей. Через неё вниз вела лестница в подземелье под церковью, где находился склеп. В склепе стояли три мраморные гробницы и под ними много серебряных венков. В одной гробнице — дочь Борейши Мария. В другой гробнице — сам хозяин имения Пётр Антонович Борейша. В третьей — жена Борейши Екатерина Андреевна. В том же склепе была ещё могила. Она была без гробницы, но вся обложена серебряными венками и над ней — литой серебряный голубь. Это была могила Александра Салова, брата Екатерины Андреевны.”

Так же здесь находиться водонопорная башня выполнена в новоанглиском стиле и отделана плоским камнем.

После усадьбы отправились взглянуть на, , Палец императора”. По легенде, прокладывая на карте трассу железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва, Николай I приложил линейку к карте и провел прямую линию между двумя городами. Однако в одном месте палец императора несколько выступил за край линейки и карандаш описал небольшую дугу. Так и появилось это место.
Но на самом деле при строительстве железной дороги, с помощью технических средств того времени, оказалось невозможно ликвидировать крутой подъем и последующий уклон в районе станции Веребье. Пассажирские составы проходили этот перевал, а грузовые приходилось расцеплять и частями перетаскивать через непреодолимое место. С 1881 года поезда стали следовать по обходу. Так же на данном участке ж.д. дороги имеется самая высокая насыпь в Европейской части России.
На данный момент уже построили новый мост по которому и идут поезда, а на старом отрезке уже сняты рельсы и можно спокойно передвигаться на машине.

Вот такое не большое, но очень увлекательное путешествие у нас вышло.

Ссылка на основную публикацию