Маракайбо солёное озеро в Венесуэле: на карте мира

Завораживающие молнии на озере Маракайбо в Венесуэле

Маракайбо является достаточно крупным соленым озером, располагающимся в Венесуэле и считающимся одним из главных достопримечательностей страны.

Это озеро соединяется со знаменитым Венесуэльским заливом на севере (его глубина в пределах четырех метров). Прекрасное озеро питается водой от небольших ручьёв и речек.

Самая большая из них – река Кататумбо.
Озеро Маракайбо считается самым большим на карте Южной Америки и самым старым на Земле.

На берегах озера обитает 4-я часть населения страны. Через это венесуэльское озеро проходит особый морской путь для определенных портов: Кабимас и Маракайбо.

В бассейне Кататумбо размещены очень большие нефтяные запасы, именно поэтому там располагаются крупные промышленные центры.

Происхождение названия озера и республики

Многие считают, что озеро получило такое название во время правления вождя Мара, «кайбо» в переводе земля, что значит «земля Мары».

Некоторые считают, что происхождение связано с одной из легенд.

По какой-то из них, губернатор и один из отцов-основателей одноименной провинции германец Амбросио Альфинхер дал имя Маракайбо вновь основанному городу в честь кого-то из касиков (вождей) местных каст маракайбо.

Другая версия сообщает о неустрашимом касике по фамилии Мара, погибшем в безжалостном сражении с европейцами.

По легенде, Венесуэла обязана собственным названием одной из лагун, которая уже носит название лагуна Синамайка. В переводе с местного диалекта анью – «люди воды» либо «люди моря».

Свои хижины из мангровых деревьев, накрытые циновками, туземцы ставили на сваи двухметровой высоты.

Страннику Америго Веспуччи индейская деревня припомнила Венецию.

Скоро лагуну, а после этого и залив нарекли Венесуэлой, что по-итальянски значит «маленькая Венеция».

Обычаи жителей Венесуэлы

В древности около озера Маракайбо размещались лагеря пиратов.

Сейчас у озера обитают многочисленные племена краснокожих. На берегах лагуны Синамайко живут краснокожие ану, которые по обычаю строят дома, церкви на больших древесных сваях.

Если вы собрались ехать в Мексику, то вам будет полезно узнать:

А здесь вы можете узнать что посмотреть в Мексике и какие достопримечательности посетить

Довольно колоритны смелые воины – краснокожие гуахиро и параухано!

Обычай представительниц слабого пола носить очень красивые, просторные, длинные одежды, мужчин – широкие рубашки с изобилием бусинок, пришитых их женами.

Необыкновенная живописность Маракайбо. Природные явления вблизи озера

Озеро необыкновенно живописно. Наличие экзотической растительности, всевозможные виды животных и птиц Национального парка Чиенагас-дель-Кататумбо очаровывает всех путешественников, навещающих его.

Также тропический лес предоставляет шанс посмотреть на необычайных обезьян-ревунов. В окружении озера можно заметить плантации деревьев какао и сахарного тростника.

В месте впадания речки Кататумбо в озеро Маракайбо практически сто пятьдесят дней в году, в плохую погоду и в иное время, от семи до десяти часов в день можно наблюдать неповторимое действо природы – сверкающие молнии.

Количество их доходит до 300 раз в час. Краснокожие вайуу заявляют, что молнии – это души усопших.

Эти молнии являются крупнейшим на Земле производителем озона.

В течение веков они были как путеводная звезда для кораблей, так как заметны на 400-километровом расстоянии – их применяли для навигации, именно поэтому здесь находится маяк Маракайбо.

Здешние молнии не сопровождаются раскатами грома, сами же разряды проходят меж тучами и нечасто достигают земли.

Коренное народонаселение гордится своими молниями, они изображены на флаге и знаке штата Зулия, причем даже в гимне Венесуэлы есть упоминание про это явление.

Население региона, где речка Кататумбо впадает в озеро Маракайбо имеет все шансы в любую ночь лицезреть безграничное множество молний.

Узнайте какое место занимает сейчас Венесуэла на карте мира

Посмотрите здесь на чудесный водопад Анхель, который питает река Чурун, падая с километровой высоты

Или почитайте про райский остров Маргарита, расположенный недалеко от ее берегов, в этой статье: http://latintour.ru/venezuela/ve-locations/ostrov-magarita.html

Как ни грустно, вся эта электроэнергия пропадает впустую, а ведь суммарный разряд молнии в год равен 1 миллиону вольт.

Ветры, прибывающие со стороны Анд, вызывают бесконечные грозы на озере Маракайбо в Венесуэле.

Метан, которым богат воздух этих заболоченных мест, поднимается к тучам, подпитывая разряды молний.

Многие считают, что данная область должна быть под защитой ЮНЕСКО, так как нигде в мире нет похожего явления.

Вам обязательно стоит посетить озеро Маракайбо в Венесуэле, если вы хотите увидеть эти необыкновенные, непохожие на другие молнии.

Для путешественников на Маракайбо построены домики.

Ничего нет более романтичного, чем, лежа ночью в гамаке на улице, наслаждаться вспышками молний. Безумно красиво!

Местные обитатели и не замечают этой красоты, так как для них это обыденное явление – такое же, как и для нас снег зимой.

Замечательным сувениром, который можно привезти с озера Маракайбо, могут послужить вязанные крючком белоснежные салфетки, красиво оформленные рисунком «Солнце Маракайбо».

Молнии озера Маракайбо

Озеро Маракайбо

Озеро Маракайбо (Lake Maracaibo)

Озеро Маракайбо – обширный пресноводный водоем в Латинской Америке, расположенный на северо-западе Венесуэлы. На его берегах проживает четвертая часть населения страны. Озеро соединяется с Карибским морем узким проливом, вода в нем солоноватая. На дне древнего водоема сосредоточены крупнейшие на планете запасы нефти и газа, и вот уже более ста лет неотъемлемой частью ландшафта Маракайбо являются буровые вышки, установленные на сваях по всей его глади. Туристов же привлекают эксклюзивные достопримечательности Маракайбо – свайные деревни рыбаков и странный феномен бесконечно полыхающих молний над устьем реки Кататумбо, впадающей в озеро.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Озеро Маракайбо и молнии над Кататумбо

Основные моменты

Экскурсии по озеру начинаются в Маракайбо, втором по величине городе Венесуэлы и крупном туристическом центре страны. В городе сохранилась застройка колониальных времен – роскошные дворцы, общественные здания, церкви и соборы. С историей и культурой региона знакомят музеи, художественные галереи, театры.

Одна из главных достопримечательностей озера Маракайбо – старинные поселки местных рыбаков, возведенные в прибрежных водах на деревянных сваях. Особенно яркие – во всех смыслах – впечатления у путешественников оставляют туры к южным берегам Маракайбо, где почти каждую ночь небо прорезают ослепительные вспышки молний. Такие экскурсии пользуются популярностью у любителей экстремальных приключений.

Добыча нефти неблагоприятно повлияла на экологию озера. Во многих местах вода загрязнена, купаться там не рекомендуется. Но южные берега Маракайбо все еще чисты. Там располагаются песчаные пляжи, к ним ходят пассажирские паромы и прогулочные катера.

История озера Маракайбо

Геологи определили, что около 30 миллионов лет назад озеро Маракайбо было закрытым пресноводным водоемом. В результате мощных землетрясений перемычка, отделявшая его от Карибского моря, раскололась. Образовался пролив, известный теперь как Венесуэльский. Поэтому Маракайбо можно считать и озером, и морским заливом.

Первые европейские мореплаватели вошли в воды Маракайбо в 1599 году. Это были каравеллы одного из спутников Христофора Колумба – капитана Алонсо де Охеды. Одним из участников экспедиции был генуэзский путешественник Америго Веспуччи.

В этом регионе жили воинственные племена коренного народа вайю (гуахиро), боровшиеся с завоевателями практически весь колониальный период. Окруженная горами долина Маракайбо около 400 лет была изолированной и беспокойной частью испанских владений в Южной Америке. Крупнейшее восстание против колонизаторов вспыхнуло в 1769 году, когда за оружие взялись до 20 000 индейцев.

С 1529 года испанцы не раз пытались основать на берегу озера Маракайбо город, но его здания и укрепления разрушали то повстанцы, то пираты Карибского моря. В 1669 году Маракайбо разграбил знаменитый корсар Генри Морган. В июле 1823 года на озере Маракайбо произошла решающая битва с испанским флотом, ставшая прологом независимости Венесуэлы.

В начале минувшего века на дне озера обнаружили колоссальные запасы нефти. Месторождения стали основой процветания региона и всей страны.

География

С трех сторон обширную долину озера Маракайбо окружают Анды – поросшие джунглями горные цепи. Подкова хребтов открыта на север, к Карибскому морю. В горах берут начало многочисленные реки, впадающие в озеро, крупнейшая из них – Кататумбо. На берегах озера выращивают кофе и какао, рис, кукурузу, маниоку, сахарный тростник.

Речные наносы постепенно сокращают водное зеркало Маракайбо. Сегодня его площадь составляет около 13 200 км². В северной части озеро соединено с Карибским морем проливом шириной от 6 до 22 километров, где штормы и приливы смешивают соленую воду с пресной. В этой среде обитает особая ихтиофауна, находящаяся на грани исчезновения.

На северо-западном побережье озера расположена столица штата Сулия – город Маракайбо, второй по численности населения в Венесуэле, уступающий по величине лишь столице страны Каракасу. Горловину озера – Венесуэльский пролив, выходящий в море, – пересекает огромный автомобильный мост протяженностью в 8,67 км. Он был возведен из бетонных модулей в 1962 году и назван в честь национального героя периода борьбы за независимость – генерала и политика Рафаэля Урданеты.

Центральные 235-метровые пролеты удерживают стальные тросы, закрепленные на мощных пилонах. Под ними беспрепятственно проходят океанские танкеры, развозящие венесуэльскую нефть по всему свету.

Во второй половине XX века это сооружение считалось чудом инженерного искусства, возглавив список самых протяженных мостов на планете. Сегодня же колоссальная постройка над озером Маракайбо занимает скромное место в шестом десятке самых длинных современных переправ, но и сейчас мост Урданеты впечатляет. Именно отсюда сделаны наиболее эффектные панорамные фотографии бескрайнего озера.

Климат

Климат в регионе Маракайбо тропический экваториальный. Эти края считаются самыми жаркими в Венесуэле. Средняя температура воздуха на протяжении года колеблется в пределах +26. +28 °С, но случаются периоды жары до +35. +38 °С. Зафиксированный рекорд температуры воздуха в тени составил +41 °С.

В долине Маракайбо различается четыре годовых сезона. Обильные ливни идут в сентябре-декабре. Дождливую погоду в январе-апреле сменяет сухой сезон, благоприятный для туризма. Затем в конце апреля – мае следует короткий период ненастья и дождей. Основной поток путешественников прибывает сюда с конца мая по середину сентября. В это время на берегах озера Маракайбо царит сухая теплая погода.

Достопримечательности озера Маракайбо

Удивительный природный феномен возникает на южной оконечности озера Маракайбо, в небесах над устьем реки Кататумбо. Как только наступает час предвечерних сумерек, вечно клубящиеся над горными пиками облака освещаются мощными вспышками. При этом грозы редко сопровождаются ливнями. Молнии бьют в речную дельту и в поверхность озера девять часов подряд, примерно каждые две секунды. Окружающий пейзаж на миг освещается на десятки километров и тут же погружается в кромешную тьму, но через мгновение возникает очередная вспышка.

Стробоскопическое свечение неба по ночам видно даже с просторов Карибского моря. Шкиперы парусников испанских конкистадоров использовали его как маяк, указывающий на пролив, ведущий в озеро, и прозвали феномен Faro de Maracaibo – маяк Маракайбо. Древние легенды аборигенов утверждают, что в небесах над дельтой Кататумбо длится вечная битва повздоривших богов. А в современной науке это уникальное явление имеет собственный термин: Catatumbo Lightning – молнии Кататумбо. Ученые полагают, что секрет сухих гроз кроется в уникальном рельефе местности. На закате солнца теплые влажные испарения с поверхности озера стремительно возносятся по узкому ущелью, прорезанному рекой, и сталкиваются с ледяными потоками воздуха, спускающимися с гор. Есть и другие версии.

Физики уверяют, что каждый разряд Catatumbo Lightning обладает энергией, способной зажечь 100 миллионов электролампочек по 100 ватт. Мощности небесного фейерверка хватило бы на освещение всех городов Южной Америки.

Парад зарниц случается не всегда, но очень часто: молнии сверкают над озером примерно 300 вечеров в году. В сентябре-ноябре феномен активизируется практически ежедневно. В городе Маракайбо предлагаются ночные туры для желающих понаблюдать за феерическим танцем молний с максимально близкого, но безопасного расстояния. Отчаянные путешественники отправляются в Национальный парк Cienagas del Catatumbo и размещаются в специально оборудованном кемпинге, откуда ночью хорошо видны сполохи зарниц. Гиды, организующие путешествие, – эксперты по фотосъемке молний. Они помогут правильно настроить фотоаппараты и видеокамеры. Вознаграждением смельчакам служат потрясающие фото и видеоролики, которые они размещают на своих страничках в соцсетях. А вот выходить на лодке в озеро в такие часы очень опасно.

На противоположном от города Маракайбо берегу озера раскинулся заповедный парк парк Cienaga de los Olivitos. На площади в 260 км² сохранены девственные джунгли с богатой фауной, на побережье в мангровых зарослях обитают розовые фламинго.

Самая необычная историческая достопримечательность озера Маракайбо – деревни коренных жителей страны, возведенные на сваях прямо в воде. Здесь их называют Palafitos. А европейские завоеватели, появившиеся тут на грани в XV-XVI столетий, окрестили эти деревни Venezuela – «маленькой Венецией». Со временем меткое название распространилось на всю страну.

Убогие фанерные хижины, крытые жестью, стоят на отдельных помостах-подворьях. Перед фасадами выстроены узкие дощатые настилы, служащие причалами и парадным входом, они украшены яркими цветниками, разбитыми в старых тазах и бочках. Здесь же на веревках развешано свежевыстиранное белье, играют дети, нежатся на солнце собаки. В качестве транспорта жители используют легкие каноэ или моторки. Солидные баркасы коммивояжеров развозят среди хижин палафитос «колониальные товары». Но в деревнях есть собственные продуктовые лавки, аптеки и лечебницы, часовни и харчевни, полицейские участки и прочие постройки, необходимые в любом населенном пункте. Многие сооружения возведены специально для туристов, местные жители с удовольствием принимают гостей. С рыбаками можно забросить удочки прямо со скамьи у двери в дом, покататься на лодке по озеру, понырять в поисках крабов, а затем хозяйка приготовит ваш улов и пригласит к столу.

Читайте также:  Рыбалка на Бали, цены на отдых с рыбой и поплавком

Один из поселков палафитос расположен в черте города Маракайбо. Самая посещаемая туристами плавучая деревня находится в Синамайской лагуне на севере штата Сулия.

Пляжи

Давно миновало время, когда искупаться можно было прямо у набережной города Маракайбо. За десятилетия интенсивной добычи нефти из месторождений, залегающих под дном озера, вода в большей части водоема стала непригодна для плавания и пляжных развлечений. На поверхности плавает нефтяная переливчатая нефтяная пленка, отмыться от нее нелегко, а купальники будут безнадежно испорчены. Прибрежный песок тоже не блещет чистотой. Ситуация стала совсем катастрофической в октябре 2019 года, когда из заброшенных скважин в воду просочилось много нефти. Но все же на озере Маракайбо все еще есть места для пляжного отдыха.

Чистые пляжи находятся в 40 км к северу от города Маракайбо, по берегам Венесуэльского пролива, выходящего в Карибское море, и на прибрежных островах. В эти места отдыха из порта города Маракайбо курсируют пассажирские паромы.

Самый романтичный пляж расположен на острове Сан-Карлос, у подножия крепости Кастильо-де-Сан-Карлос, возведенной испанцами в XVII столетии для защиты от пиратов. Пляж находится в пяти минутах ходьбы от причала паромов.

К востоку от Сан-Карлоса виднеется остров Запара. Туда можно добраться на арендованной лодке. Дикие пляжи находятся среди 40-метровых песчаных дюн, поросших пальмами. Тут нет никакой инфраструктуры, зато и туристов совсем немного. Берите с собой съестные припасы и непременно договоритесь с лодочником о времени обратной поездки, чтобы не опоздать на последний паром.

На лодке можно сплавать и на остров Тоас. Здесь устроено три пляжа: Clam Chocal, Copacabana и La Playita. Туристов тут мало, купаются местные жители – рыбаки и нефтяники.

Как добраться

В городе Маракайбо расположен аэропорт Ла-Чинита (La Chinita International Airport). Из Каракаса сюда несколько раз в сутки вылетают лайнеры внутренних авиалиний Венесуэлы. Время в полете – 1 час.

Из столицы Венесуэлы в Маракайбо ведет автомобильное шоссе. Расстояние – 520 км, рейсовый автобус преодолевает путь за 6 ч. 30 мин. Приближаясь к озеру Маракайбо, вы проедете через знаменитый мост Урданеты.

Озеро Маракайбо и Молнии Кататумбо. Венесуэла

Не удивляйтесь названию. В данной статье мы решили объединить две достопримечательности в одну. По-большому счету и Озеро Маракайбо и Молнии Кататумбо можно считать отдельными достопримечательностями, но все же правильнее будет рассказать о них в совокупности. Ибо поверьте одно от другого неотделимо. Если не поленитесь и прочтете статью до конца, то узнаете почему.

Озеро Маракайбо

Начнем с Озера Маракайбо. Это самое большое озеро во всей Южной Америке. Оно расположено на северо-западе страны в штате Сулия, на севере континента.


Называя эту достопримечательность озером, мы немного обманываем вас. Фактически это не озеро, а морской залив в Венесуэльском заливе. Получается как бы залив в заливе или морская лагуна. Несмотря на это, в мире это место все же называют озером. Чуть ниже вы можете посмотреть, как выглядит озеро Маракайбо на карте.

Озеро Маракайбо на карте

  • Географические координаты 9.819284, -71.583125
  • Расстояние от столицы Венесуэлы Каракаса около 520 км по прямой
  • от ближайшего аэропорта Ла-Чинита, расположенном прямо в городе Маракайбо 12 км до берега озера
  • Ближайший Международный аэропорт Артуро Мишелена в 400 км на восток

Озеро расположено между двумя горными хребтами. На западе это Сьерра де Периха, а с юго-востока Кордильера де Мерида. Впадину, в которой находится озеро, одни ученые считают простым изгибом тектонической плиты, а другие результатом падения метеорита.

Это озеро не только самое большое в Южной Америке, но и одно из самых древних в мире. Если быть точнее, то второе по возрасту после Байкала. Но тут есть разночтения, геология не совсем точная наука – для неё плюс/минус миллион лет является нормальной статистической погрешностью. Возраст Байкала ориентировочно 25-35 миллионов лет, а Маракайбо 20-36 миллионов лет. Как видите, здесь погрешность уже в десятки миллионов лет. Так что не совсем понятно, какое же озеро старше. Но мы, все-таки, отдадим пальму первенства по возрасту нашему родному Байкалу (это лишь наше субъективное мнение).

Озеро Маракайбо в цифрах

  • Длина около 159 км
  • Ширина до 108 км
  • Площадь поверхности 13210 км2
  • Максимальная глубина 60 метров (в некоторых источниках указана глубина в 250-260 метров, но мы достоверных сведений на этот счет не нашли)
  • Объем воды в озере порядка 280 км3
  • Озеро сообщается с Венесуэльским заливом через мелкий (глубиной 2-4 метра) пролив шириной около 5,5 километров.

Вода в озере соленая, но уровень соли гораздо ниже, чем в Венесуэльском заливе. Это объясняется тем, что в Маракайбо впадает множество ручьев и рек. Самой крупной из них является река Кататумбо, впадающая в озеро в юго-западной части. (Вот и часть названия второй достопримечательности, но потерпите немного, до молний мы доберемся чуть позже).

Теории возникновения названия озера

Есть две основные версии появления названия озера, и обе связаны с вождем местного племени по имени Мара. По одной из них Маракайбо переводится как «земля Мара», так как «кайбо» в местном языке означает «земля». По другой, название трансформировалось из возгласа «Мара кайо!», что означает Мара пал или Мара убит. В начале 16 века между местными индейцами и испанскими завоевателями велась война и во время ожесточенного сражения вождя убили, но имя его живет в веках. Хотя по некоторым данным, есть еще одна версия, согласно которой название Маракайбо возникло от окружающих его болот, называемых индейцами «маара иво» — место змей.

Открытие озера Маракайбо европейцами

Первым европейцем, открывшим озеро, был Алонсо де Охеда. В 1499 г., в Эпоху Великих Географических Открытий, корабль Охеды вошел в озеро, и Алонсо очень поразился при виде домов местных жителей. Дома были построены на сваях прямо над озером и соединялись между собой и с берегом деревянными настилами. Это напомнило европейцу Венецию, и он воскликнул «О, Венециолла!», что означает «О, маленькая Венеция!». Считается, что отсюда и произошло название страны, которую мы называем теперь Венесуэла.

Через 30 лет после посещения озера европейцами на его западном берегу был основан порт с одноименным названием. В начале 20 века в акватории озера были обнаружены огромные запасы нефти, добыча которой началась с 1914 года. Города на берегах озера стали стремительно развиваться, и теперь четвертая часть населения страны живет на побережье Маракайбо.

Мост Рафаэля Урданеты

В 1962 году через пролив построили мост, названный именем генерала Рафаэля Урданеты. Мост, кстати, вполне можно внести в достопримечательности мира, ведь он входит в число самых длинных в мире. Его длина 8700 м. В центральной его части сконструированы 5 пролетов, длиной 235 метров каждый. Для того чтобы большие корабли смогли заходить в озеро, были проведены специальные работы по углублению дна, в результате которой глубина в фарватере увеличилась до 14 метров.

Молнии Кататумбо

Есть еще одна, пожалуй, самая большая и мистическая особенность Озера Маракайбо, это его знаменитые и с трудом объяснимые молнии (вот мы и добрались до второй достопримечательности). Это явление природы получило название «Молнии Кататумбо» и представляет собой шикарные и практически беспрерывные молнии, возникающие на высоте примерно в 5 километров над местом впадения реки Кататумбо в озеро.

Вы видели грозу? Однозначно видели. Так вот можете смело умножать на 100, а то и на 1000, то количество молний, которое вы видели. Дело в том, что молнии в устье реки Кататумбо появляются по ночам в течение порядка 160 дней в году и около 10 часов в день. То есть практически около полугода, каждую ночь можно наблюдать этот незабываемый фейерверк. В среднем в течение часа молнии бьют около 300 раз. Кто-то даже подсчитал, что в течение года молнии появляются порядка 1 200 000 раз.

На этом чудеса не заканчиваются. Молнии Кататумбо не сопровождаются громом, соответственно большого шума вы не услышите. Разряды, появляющиеся в небе, не самые обычные, так как большинство из них не доходят до земли, то есть яркие зигзаги разрезают небо в совершенно непредсказуемых направлениях. И все это происходит как по расписанию, обычно после полуночи.

Свет этих молний видно за 400 километров, поэтому их еще называют «Маяк Кататумбо». А свечение их настолько яркое, что однажды даже спасло город Маракайбо от нападения известного пирата Френсиса Дрейка. В 1595 г. он предпринял попытку ночью захватить город, но молнии Кататумбо сорвали коварный план, осветив его команду и дав возможность жителям города отбить атаку.

Молнии Кататумбо играют очень важную роль и для всей планеты. Вы слышали запах озона после грозы? А теперь представьте, сколько озона вырабатывается в этом месте. Целых 10%, если можно так сказать, «производства» озона происходит именно на «фабрике» Кататумбо.

Теории возникновения Молний Кататумбо

Местные индейцы считали, что молнии возникают, когда светлячки сталкиваются с душами умерших предков. Но ученые думают иначе и выдвигают ряд своих версий.

  1. Теплые и влажные массы воздуха с Карибского мора (в бассейн которого входит Венесуэльский залив) встречаются с холодными потоками с гор Анды. В результате образуются вихри, способствующие электризации воздуха и появлению молний
  2. Окружающая местность сильно заболочена. Болота выделяют метан, который восходящим потоком поднимается вверх. Распределение газа не всегда происходит равномерно, а концентрация ионов в воздухе способствует воспламенению газа и образованию электрического пробоя
  3. Некоторые ученые предполагают, что виной всему уран, обильно содержащийся в болотах и попадающий в атмосферу

В любом случае исследователи пока не могут прийти к согласию в этом вопросе.

Удивительное и магическое явление неизменно привлекает сюда массу туристов.

Озеро Маракайбо: Чаша-Впадина

Одно из древнейших озер Земли и крупнейших озер Южной Америки образовалось 36-22 млн. лет назад. И это – озеро Маракайбо (Lago Maracaibo), или чаша-впадина. Оно образовалось из-за прогиба тектонической плиты Северо-Западных Анд. Как предполагают археологи, впервые люди появились на берегах этого замечательного водоема примерно 15 000 лет назад.

Озеро Маракайбо расположилось в северной части Венесуэлы. Несомненно, оно имеет наиважнейшее значение для страны. Об этом говорит и тот факт, что 20% населения государства проживает именно здесь, на берегах Маракайбо.

Историческая справка

Название Маракайбо обязано своим появлением нескольким легендам. Но историки все же предполагают, что Маракайбо получило такое название благодаря вождю индейцев Мара, сражавшегося с колонизаторами в XVI веке. Так случилось, что вождя Мара сразила пуля, и в тот момент воины крикнули «Мара кайо!», что в переводе означает «Мара пал!». Другие же историки предполагают, что название озера появилось гораздо раньше и обязано своим появлением названию прилегающих болот: «Маара-Иво», что в переводе означает «Змеиное место».

Один из первых европейцев, ступивших на эту землю, был Алонсо де Охеда. Он, один из офицеров знаменитого путешественника Колумба, по приказу первооткрывателя провел каравеллы по проливу Табласо к озеру Маракайбо в 1499 году. С Алонсо де Охеда был Америго Веспуччи, который, увидев дома на сваях коренных жителей параухано, вскрикнул «О, Венецьола!», что переводится как «О, маленькая Венеция!». Именно благодаря этому появилась название «Венесуэла».

Немного об озере

Если рассматривать водоем с географической точки зрения, то это скорее залив, поскольку он соединяется нешироким проливом с Венесуэльским заливом в Карибском море.

Что касается размеров Маракайбо, то оно достаточно большое. Если измерить озеро Маракайбо с севера на юг, то в длину его величина составит 159 км. Если же с запада на восток, то ширина окажется в пределах 108 км. Площадь всей поверхности озера составляет 13 210 км². Объем воды примерно 280 тыс. м³. Что касается средней глубины, то она будет варьироваться в пределах 60 метров, хотя максимальная глубина составляет 250 метров. Интересен тот факт, что на севере водоем гораздо мельче южной своей части. А пролив, являющийся связующим звеном между Маракайбо и Карибским морем, не может похвастаться большими величинами: его глубина составляет всего 4 метра.

Читайте также:  Главные достопримечательности Казани для туристов

Город Маракайбо

В первой половине XVI века, а именно в 1529 году, на побережье озера расположился город Маракайбо, являющийся портовым. Благодаря военным событиям, прошедшим в 1808-1833 гг., Венесуэла приобрела независимость. Одно из важных сражений прошло при Маракайбо. Случилось это 24 июля 1823 г. В этом сражении командовали двое: Хосе Пруденсио Падилья – главнокомандующий морским флотом, и Анхель Лаборде – главнокомандующий роялистов. Это морское сражение принесло победу повстанцам: эскадра испанского флота была разбита.

мост им. Рафаэля Урданета (Puente General Rafael Urdaneta)

В начале XX века в водоеме начали добывать нефть. Сегодня добыча нефти именно в Маракайбо является одним из важнейших источников доходов страны. Август 1962 года ознаменовался открытием вантового моста, получившего название в честь генерала Рафаэля Урданеты. Этот мост стал звеном, связавшим берега пролива, соединяющего Венесуэльский залив и озеро Маракайбо.

Длина этого моста составляет 8678 метров. Сконструировали его из пяти основных частей, длина которых составляет по 235 метров. «Поддержкой» служат 92-метровые башни. Расстояние от воды до рабочей части моста составляет 46 метров. Кстати, этот мост является своего рода уникальным сооружением, поскольку является самой длинной конструкцией такого типа.

К несчастью в апреле 1964 года танкер, перевозивший нефть, столкнулся с одной из частей моста, следствием чего стало обрушение части конструкции. При этом столкновении погибло 7 человек. Правительство Венесуэлы планирует строительство нового моста, но его возведение обойдется в 440 млн. долларов.

Что касается экологической ситуации, то по данным статистики 2006 г. озеро было покрыто на 18% ряской, занесенной морским путем предположительно из США. Чтобы избавиться от ряски, необходимо приложить немало физических усилий, ведь ни один биологический или химический метод для устранения данной проблемы не был найден. Ежегодно правительство тратит порядка 2 млн. долларов на очистительные работы.

Однако не стоит беспокоиться: рыба совершенно не страдает от ряски. Хотя по мнению некоторых ученых, ряска поглощает кислород из воды, что приводит к уменьшению численности рыб. Помимо этого ряска опасна и тем, что накапливает в себе тяжелые металлы и бактерии, среди которых были обнаружены сальмонелла и холерный вибрион.

Интересные факты

Маракайбо славится своим богатым и красочным миром фауны и флоры. Приехав сюда, путешественники могут увидеть, как растения сменяют друг друга при движении с севера на юг. Пролив Табласо привлекает внимание саванными травами, расположившимися на берегах. Ближе к югу рельеф побережья возвышается все больше.

Озеро Маракайбо становится центром для воссоединения нескольких рек, поэтому вода в водоеме становится более пресной. Южное побережье озера завлекает густым тропическим лесом, раскинувшимся над болотистыми лагунами, где произрастают мангровые заросли. В этом лесу нашли свое место обитания множество видов животных. Обезьяны-ревуны ознаменуют свое присутствие в окрестности характерными криками. Недалеко от озера можно увидеть плантации с сахарным тростником и деревьями какао.

Озеро Маракайбо еще знаменито и тем, что здесь происходит редчайшее явление природы, известное как «Маяк Кататумбо». Происходит это явление, когда теплый воздух Карибского моря и холодный воздух Анд сталкиваются и смешиваются с метаном, поднимающимся от болот. Результатом такого смешения являются молнии, бьющие в этих местах более 160 дней в году. Если подсчитать, то в такие дни молнии бьют по 10 часов в сутки около 300 раз в час. Кроме того, молнии вспыхивают совершенно беззвучно. Явление получило такое название благодаря тому, что свет, испускаемый молниями, виден в радиусе 400 км. Настоящий природный маяк! Благодаря этому явлению в природных условиях генерируется озон, настолько важный для планеты.

Фантастические молнии Венесуэлы

Ежегодно тысячи туристов приезжают сюда, чтобы насладиться потрясающими видами и уникальными явлениями. По берегам Маракайбо проводятся экскурсии, знакомящие путешественников с парком Чиенагас-дель-Кататумбо, так полюбившимся туристам. Путешественники могут погостить в домиках, расположившихся на берегу красивейшего озера, а могут отправиться в небольшое путешествие на лодках по водной глади Маракайбо и насладиться созерцанием восхитительных окрестностей.


Маракайбо

Маракайбо — второй по численности город Венесуэлы, находящийся на северо-западе республики. Это столица штата Сулия. В нем проживает около 1,5 млн. человек, а общее количество жителей вместе с пригородами оценивается в более чем 2,1 млн. человек. Площадь городской территории составляет чуть менее 1500 км. кв. и делится на два муниципалитета: на севере — «Маракайбо» и на юге — «Сан-Франциско».

Город построили с западной стороны широкого (8–10 км) пролива, который ведет из Венесуэльского залива в Карибском море в озеро Маракайбо. С противоположным берегом пролива город соединен автомобильным мостом.

Маракайбо выполняет роль крупного грузового (нефтеналивного) порта в Карибском море. Здесь находится самое большое в стране производство по переработке нефти. Кроме того в городе налажено изготовление строительных материалов, текстиля и продовольственных товаров. Работают восемь городских университета.

Происхождение названия города имеет несколько версий. По одной из них, молодой отважный индейский воин, которого звали Мара, погиб, сражаясь с испанцами. Индейцы закричали: «Мара Кайо!» (Мара упал). По второй версии, индейцы называли эти земли «Маара иво» (Земли, где змей предостаточно).

Первыми коренными жителями этих мест были авараки и карибы. Здесь обитало индейское племя Ану, члены которого жили в домах на сваях.

Первые европейцы прибыли на эти земли в 1499 году. Город был основан в трижды: первый раз это произошло в 1529 году. Приехавшие сюда немецкие колонисты назвали созданный город Новым Нюрнбергом. Затем поселением овладели испанцы и они переименовали его в Маракайбо, но вскоре город забросили.

Вторая попытка основания города произошла в 1569 году. Но спустя всего 4 года, испанцы отступили из-за многочисленных вооруженных конфликтов с местными индейскими племенами. И только третья попытка (1574 г.) стала удачной.

На протяжении долгих десятилетий земли Маракайбо подвергались нападениям пиратов с моря и разграблениям.

В 1810 году Маракайбо отказался присоединиться к провозглашенной республике Венесуэла, и остался верен испанской короне. С 1821 по 1823 год прошло несколько сражений между роялистами и республиканцами, окончившихся победой последних.

В течение без малого четырех веков Маракайбо был изолирован от остальной территории страны. С городом было возможно только паромное сообщение через пролив или озеро. Поэтому экономика Маракайбо развивалась в более тесном взаимодействии с соседней Колумбией, чем с Венесуэлой.

В конце 19 века открытые здесь нефтяные месторождения навсегда изменили экономику региона. Интересно, что черную маслянистую жидкость местами выступавшую из озера Маракайбо, много веков назад индейцы использовали для лечения, а средневековые мореплаватели смолили ею свои корабли. Сегодня Венесуэла располагает крупнейшими запасами нефти из всех стран, расположенных в западном полушарии.

В середине 20 века началось строительство гигантского моста через пролив. Его открыли для сообщения в 1962 году и назвали в честь генерала Рафаэля Урданеты.

Как добраться

Международный аэропорт Чинита (открыт в 1969 году) находится в 17 км от центра Маракайбо, и связан с ним общественным транспортом. Это второй после Каракаса по объему воздушных перевозок аэропорт страны — 1,5 млн. пассажиров в год. Отсюда самолеты летают в различные города Венесуэлы: Каракас (время в пути менее часа), Барселону, Лас-Пьедрас, Валенсию, Матурин, Ораньестад, Порламар, Пуэрто Ордас, Пунта-Кана, Санта-Барбара-дель-Сулия, Санто-Доминго, Виллемстад и др. Кроме того есть регулярные рейсы на Арубу, Кюрасао, в Боготу, Картахену и Панама-Сити.

Маракайбо связан рейсовым автобусным сообщением с Каракасом (10,5 часа в пути), Меридой (9 часов), Сан-Кристобалем, Баркисимето (5 часов), Коро (4 часа) и Валера (4 часа). и другими городами Венесуэлы. А также из Маракайбо ходит автобус в Колумбию, до города Санта-Марта.

Климат и погода в Маракайбо

Маракайбо — жаркий город, влияние дождливого климата горной цепи Сьера-Невада-де-Санта-Марта и особенности испарений огромной озерной глади Маракайбо приводят к тому, что средняя температура здесь держится в районе +29 градусов, при достаточно высокой влажности. Самая большая отмеченная метеорологами температура +41, а низкая +18 градусов.

Сезон дождей начинается в апреле и заканчивается к ноябрю. За год бывает около 50 дождливых дней (580 мм осадков), наибольшее количество из них выпадает с августа по октябрь.

Прогноз погоды

Погода в Маракайбо по месяцам

Температура
днем, °C
Температура
ночью, °C
Температура
воды, °C
Количество
осадков, мм
Январь3026295.1
Февраль3126282.7
Март3126285.9
Апрель31272952.1
Май31273166.8
Июнь32283155.4
Июль32283026.5
Август32273160
Сентябрь322832104.0
Октябрь302732114.4
Ноябрь30263270.6
Декабрь31263016.9

Транспорт

Метрополитен Маракайбо называется «Mетро-дель-Соль Амадо» и был открыт относительно недавно — в 2006 году. Это удобный, кондиционированный, быстрый, безопасный, и потому, популярный вид городского транспорта. Единственная линия проложена на 6,5 км вдоль улицы «Sabaneta». Всего существует 6 станций. Интервал между поездами составляет 5–8 минут. Составы трехвагонные. Станция метро «Libertado» расположена в 200 м к северу от городской автобусной станции.

В городе можно передвигаться на такси. Стоимость такси в Маракайбо даже дешевле, чем в Каракасе. На машинах, имеющих государственную лицензию, установлен номерной знак желтого цвета. Такси удобнее использовать, чем местные автобусы, которые считаются небезопасными из-за множества грабежей.

Городская автобусная станция («Национальный терминал») находится в 1 км к юго-западу от исторической части Маракайбо. По городу курсируют рейсовые автобусы и маршрутные такси «Por Puesto».

Чтобы передвигаться по Маракайбо, также можно арендовать автомобиль. Для этого создана целая сеть специализированных агентств.

Специально для туристов в исторической части города ходит экскурсионный трамвай «Tranvía» (красного и желтого цвета).

Что посмотреть в Маракайбо

Колониальные улицы Маракайбо — районы и переулки города, свидетели его колониального прошлого. Прежде всего это, Санта-Лючия, изобилующая узкими улочками и старинными зданиями в европейском стиле. На Санта-Роса-де-Агуа сохранились старинные деревянные дома. Архитектуру колониальной постройки можно увидеть также на улице Карабобо и в квартале Эль Саладильо.

Площадь Боливара в Маракайбо. Как и в любом крупном городе Венесуэлы, Маракайбо имеет площадь, названную в честь национального героя страны — Симона Боливара. Она находится прямо в центре города. Здесь установлена статуя Боливара. А вокруг расположены одни из самых впечатляющих городских зданий и архитектурных достопримечательностей: Базилика Богоматери Chiquinquira (покровительницы Сулии) с парком перед ней, Городской Собор, Театр Baralt, Каса-де-ла-Capitulacion и Дворец правительства.

Городской Собор Маракайбо по своим размерам и величию доминирует над площадью Боливара в самом центре города. Он был построен с 1585 по 1650 год. В этом храме хранится местная религиозная святыня — статуя «Черного Христа Гибралтар» («Кристо Негро»). Раньше статуя хранилась в церкви в венесуэльского города Гибралтар, пока этот храм не был разрушен после пожара. Не смотря на сильный огонь, статуя «Кристо Негро» не пострадала. Городской Собор Маракайбо открыт для посещений ежедневно.

Парк Вереда-дель-Лаго — городской парк с озером, расположенный на улице Эль-Милагро, восточнее центра города. Очень популярен у горожан и гостей Маракайбо. Здесь много тенистых рощ, хорошо оборудованных беговых дорожек, красивые цветочные клумбы и спортивные сооружения. В Вередо-дель-Лаго работает аквапарк «Аквамания». Это настоящий центр водных развлечений, горок и аттракционов для всей семьи. Есть кафе, магазины сувениров и купальных принадлежностей.

Парк Ла Марина находится к северу от центра города Маракайбо. Это уютный, тенистый парк с озером. В центре него установлена высокая башня со смотровой площадкой. Отсюда прекрасный вид на город и озеро. Парк открыт ежедневно, посещение его бесплатное.

Ботанический сад находится на улице Дон Мануэль Бельосо, что в юго-западном пригороде Маракайбо — Санта-Ана. Это великолепный природный оазис для более чем 1300 видов растений со всего мира на площади 97 га. В саду есть несколько зон, в том числе, лекарственных растений, и проложены удобные пешеходные тропы. Ботанический сад открыт ежедневно, посещение его бесплатное.

Мост генерала Рафаэля Урданеты. Построен в 1962 году итальянским инженером Риккардо Моранди. Один из самых длинных вантовых мостов в мире, сделанных из бетона — около 8,7 км. К северу от городского центра Маракайбо в доме, где родился генерал Урданета (1788–1845), создан его мемориальный музей. Здесь выставлено много документов и предметов, рассказывающих о борьбе испанских колоний за независимость. Время работы музея: с понедельника по пятницу — с 08.30 до 15.00, в субботу — с 09.00 до 13.00. Вход бесплатный.

Читайте также:  Гора Крестов в Литве, Как добраться и история места

Молнии Кататумбо. Эту местную достопримечательность или, правильнее говоря, необычное природное явление можно увидеть на озере Маракайбо. Его площадь около 13 000 кв. км. и расположилось оно в долине между горными цепями Кордильера-де-Мерида и Сьерра-де-Периха. Это солоноватое озеро питается множеством рек.

Молнии возникают в темное время суток над устьем реки Кататумбо (возле озеро Маракайбо), на высоте более 4,5 км. Они появляются преимущественно в дождливый сезон. Однако, бывают и в любое другое время года, не менее 160 дней каждый год. Видны они с огромного расстояния (иногда до 400 км) как яркие частые вспышки на небе, иногда с яркими молниями.

Палафитос — так называют традиционные индейские дома на сваях. Их строили местные племена еще до прихода на эти земли испанцев. Чтобы посмотреть «палафитос», из Маракайбо нужно отправиться на север (около 60 км) к Лагуне Синамаика. Для туристов здесь организуют экскурсии на лодках. В Лагуне проживают последние из оставшихся представителей местных индейцев. Интересно, что своим названием эта южно-американская страна обязана именно «палафитос». В 1499 году европейцы, впервые посетившие здешние места, назвали их «Венесуэла» — «маленькая Венеция», потому что дома местных жителей на сваях напомнили им прекрасный город в Италии.

Черное солнце Маракайбо

Со времен “Одиссеи капитана Блада” — любимой книги моего детства — я мечтал увидеть озеро Маракайбо, которое узким проливом соединено с морем. Именно там пираты громили испанские галеоны. Мечта сбылась, когда судьба забросила меня в Венесуэлу. Наш самолет заходил на посадку как раз с моря, и я с трепетом ждал свидания с “пиратским берегом”.

Но прильнув к иллюминатору, я тщетно пытался разглядеть развалины форта, так ярко описанного Рафаэлем Сабатини. Ныне на Маракайбо иные достопримечательности. Не успел я сойти с трапа, как оказался в окружении бойких торговок, наперебой предлагавших круглые вязаные салфетки. Оказалось, что Маракайбо, кроме всего прочего, знаменит и местными мастерицами. Из белых ниток и невидимых нитей своей фантазии они создают необыкновенно красивые узоры, которые именуют “солнцем Маракайбо”.

Каждое такое “белое солнце” отлично от другого, и каждое является произведением искусства. Но даже в комплекте с пиратскими легендами они не в силах соперничать с “черным солнцем” — символом современного Маракайбо, крупного нефтепромыслового центра. Так что и само “пиратское” озеро, и город на его берегу — это прежде всего царство “черного золота”, которое и прославило здешние места на весь мир. Знакомился я с ними вместе с представителями российской государственной компании “Транснефть”, которые решили установить контакты с местными нефтяниками.

С перекинутого через озеро гигантского красавца-моста мы любуемся многокилометровой панорамой водной глади, окольцованной широким поясом растительности. Словно гигантские букеты, возвышаются купола необычных деревьев, украшенных крупными цветами алых, голубых и желтых тонов. А рядом, будто соперничая с ними, взметнулись в небо прямо из озера более 8 тысяч нефтяных вышек. У индустриального пейзажа своя красота — матовый блеск металла дробится в голубовато-зеленом зеркале Маракайбо.

От моста до причала, где нас ждет катер, — несколько километров пути. Проезжаем аккуратные поселки нефтяников. То и дело встречаются отгороженные железной решеткой небольшие скважины, над которыми вверх-вниз раскачиваются четырехметровые коромысла. “Так качали нефть в XIX веке, — говорит наш гид — инженер Томас Эрнандес. — Эти установки мы сохранили не только в качестве реликвии: они помогают нам более полно выбирать нефть в тех зонах, где не рентабельно устанавливать современные буровые вышки”.

На причале нам выдают спасательные желтые жилеты, и мы спускаемся в нижнюю каюту катера, оснащенную кондиционером. Это отнюдь не излишество — термометр на берегу показывает выше 45 градусов по Цельсию.

Через пять минут мы уже мчимся среди густого леса нефтяных вышек. Порой они так близко расположены друг от друга, что наша поездка напоминает зигзагообразный маршрут слаломиста, огибающего препятствия. Непостижимо, как удавалось капитану, стоявшему у штурвала, лавировать на скорости 60 километров не только между огромными металлическими конструкциям, но и еле заметными заглушками отключенных скважин, которые выглядывали из-под воды всего на несколько сантиметров.

Перед нами простиралось не просто озеро, а огромный нефтяной комплекс. На насыпных островах возвышались целые заводы по сжижению газа и первичной переработке нефти, белой краской поблескивали на солнце огромные цилиндры нефтехранилищ. Справа по борту остался длинный терминал, который с двух сторон обложили огромные танкеры, закачивающие нефть в свои бездонные чрева. И все это гудело, урчало и грохотало так, что трудно было понять, чего здесь больше — воды или металла.

Заметив, что я потрясен увиденным, сидевший рядом первый вице-президент “Транснефти” Владимир Калинин заметил, что Нефтяные камни близ Баку представляют собой не менее грандиозное зрелище, но там все загажено, а вода в Маракайбо удивительно чистая.

— Действительно, — подхватил эту тему Томас Эрнандес, — вода в озере, несмотря на увеличение объемов нефтедобычи, продолжает оставаться чистой. У нас даже имеется своя рыболовная флотилия, которая не только обеспечивает рыбой нефтяников, но и поставляет ее в другие штаты страны. С каждым годом масштабы рыбного промысла в озере возрастают. А ведь на его дне уложено более 18 тысяч километров трубопроводов! Все это звенья безотходной и, по существу, герметичной технологии добычи и транспортировки нефти.

Однако совершенствовать этот процесс можно до бесконечности, чем специалисты государственной компании “Петролеос де Венесуэла” и стараются заниматься, внимательно приглядываясь к мировому опыту. Так, их заинтересовали новейшие трубопроводные технологии “Транснефти”. Приятно было узнать, что венесуэльские нефтяники считают диагностический центр российской компании одним из лучших в мире, особенно в плане экологической безопасности.

Как выяснилось, у города Маракайбо — не одна дата рождения. Наиболее достоверной считается 24 июля 1499 года: в этот день через неширокий пролив из Карибского моря в озеро Маракайбо проплыли несколько судов, которыми командовали Алонсо де Охеда и Америго Веспуччи. Де Охеда был участником второго похода Христофора Колумба. Но на этот раз он прибыл в район Карибского моря с самостоятельной миссией, имея при себе грамоту от испанского короля на присоединение к короне всех открытых земель.

В экспедиционном корпусе Алонсо де Охеда был и обретший позже громкую, хотя и неоднозначную славу Франсиско Писарро, завоевавший земли нынешней Перу. Мог ли отважный и жестокий конкистадор предполагать, что все золото инков, большую часть которого ему удалось похитить, окажется не столь уж большим достоянием в сравнении с запасами “черного золота”, упрятанного в недрах земли вокруг озера и под его дном?

В XVI и XVII веках озеро Маракайбо (я никак не мог забыть капитана Блада) было излюбленным местом стоянки морских пиратов. Здесь они ремонтировали свои суда, используя для этого найденную возле острова залежь асфальта. Еще и сегодня можно увидеть на берегу дома, которые построены на сваях, вбитых в воду. Именно благодаря им Америго Веспуччи назвал здешние места “Маленькой Венецией” (отсюда и название Венесуэла).

Крепости, построенной на берегу пролива, соединяющего озеро с Карибским морем, испанцы дали имя “Гибралтар” (не путать с пиринейской Скалой). Индейцы, не выдержав грабительства пришельцев, в 1600 году напали на крепость и сожгли ее. Быть может, именно потому, что озеро Маракайбо облюбовали пираты, город рос очень медленно. Просуществовав 350 лет, он насчитывал всего 35 тысяч жителей и разросся только в конце XIX века, когда здесь была пробурена первая нефтяная скважина.

— Венесуэлу часто называют страной нефти, — сказал мне один из ответственных сотрудников филиала государственной компании “Петролеос де Венесуэла” Гильермо Минарес, с которым мы беседовали в Маракайбо. — И это естественно: “черное золото” нас кормит, поит, дает твердую валюту, средства на строительство домов, мостов, дорог, словом, — на жизнь.

О том, что значит нефть для страны, убедительно говорит пример самого Маракайбо, центра главного нефтедобывающего штата Сулия. С высоты птичьего полета старая часть города обозначена черепичными крышами особняков, утопающих в тропической зелени, и лабиринтом узких улочек. А за ними, в дали, словно стая лебедей в небе, вытянулись в линию белые высотные здания. Там новостройки Маракайбо — проспекты, многоэтажные отели, торговые центры. Еще недавно, два десятка лет назад, говорит Гильермо Минарес, Маракайбо был заурядным провинциальным городом. Сегодня его население превысило миллион человек. По словам моего собеседника, резервы нефти в озере Маракайбо и его окрестностях составляют около 18 миллиардов баррелей.

В целом же Венесуэла располагает крупнейшими запасами нефти в западном полушарии (10,3 миллиарда тонн) и наряду с Мексикой является главным производителем углеводородного сырья в Латинской Америке. Первое упоминание о венесуэльской нефти относится еще к 1535 году. Историк Гонсало де Овьедо писал, что индейцы использовали маслянистую жидкость, именуемую ими “мене”, в медицинских целях. Конкистадоры и карибские пираты нашли для этой тяжелой жидкости, выступавшей на поверхность озера Маракайбо, другое применение — смолили ею суда.

В конце XIX — начале XX века Венесуэла превратилась в одну из ведущих нефтяных держав мира. Концессия на разработку нефтяного месторождения в стране была выдана в 1865 году, а первый нефтеперегонный завод был основан в 1878 году. В самом начале прошлого века Венесуэла начала вывозить нефть за рубеж, а в 1928 году стала крупнейшим экспортером в мире. При этом по объемам нефтедобычи она тогда уступала только США. Гильермо Минарес напомнил мне, что до открытия нефтяного “Клондайка” Персидского залива, роль Венесуэлы в мировой энергетике была огромна. Правда, венесуэльцы, как и все латиноамериканцы, склонны к преувеличению. Минарес — бог ему судья! — к примеру, убежден, что Вторую мировую войну выиграла именно его страна, так как войска союзников, сражавшихся в Европе, на 60 процентов обеспечивались топливом, полученным из венесуэльской нефти.

Однако у процветания с нефтяным фундаментом, по обыкновению, нашлась своя оборотная сторона. “Нефть для нас, как слон в бассейне”, — так образно охарактеризовал на встрече с иностранными журналистами президент Венесуэлы Уго Чавес положение страны, почти целиком зависящей от основного национального богатства, не оставившего места для развития других отраслей. А несколькими десятилетиями ранее мудрый венесуэльский философ Артуро Услара Пиетри предложил стране свою формулу: “Надо сеять нефть с маисом”. Нельзя относиться к нефти, как к бесконечной ренте, которую можно беззаботно проживать. Необходима настойчивая работа по развитию разных отраслей экономики. Это сегодня понимают вроде бы все, но положение не меняется.

Особенно драматичная ситуация сложилась в сельском хозяйстве. На его долю приходится лишь 6 процентов внутреннего валового продукта, а из всех пригодных для обработки земель эффективно используется только двадцатая часть. И виной тому — “ее величество нефть”. Именно она, начиная с 60-х годов прошлого столетия, вызывала массовое бегство крестьян в города в надежде на хорошие заработки.

Кроме того, как признал президент Чавес, принятые многие годы назад законы об импорте в расчете на нескончаемый поток “нефтедолларов”, препятствуют развитию сельского хозяйств. В результате в магазинах Каракаса ограничен выбор местных сельхозпродуктов. “Импортное”, “импортное” — мелькает надпись на многих товарах в супермаркетах. Рис поставляется из Перу, молоко из Колумбии, яйца из Майами, бананы из Эквадора. А местные продукты — пожухлые огурцы или не имеющие товарного вида помидоры — спросом не пользуются.

Готовя этот репортаж, я обратился к официальной статистике и выяснил, что Венесуэла расходует ежегодно на импорт зерна 250 миллионов долларов. 100 миллионов идет на закупки риса. Огромные средства уходят в США, где закупается кукуруза для откорма скота. 35 миллионов долларов венесуэльцы тратят на импорт яблок. В целом на закупки сельхозпродуктов за рубежом расходуется свыше 2 миллиардов долларов в год.

Нефтяной бум, начавшийся много лет назад, пролился над Венесуэлой золотым дождем. Валютный поток пробудил у местной буржуазии неуемные потребительские инстинкты. С лихорадочной поспешностью строились роскошные виллы, в немыслимых количествах закупались заморские предметы роскоши. Даже представители средних слоев населения позволяли себе летать на уик-энды в Майами, обзаводились там собственными апартаментами — на территории американского курорта имеется более 40 тысяч квартир, принадлежащих венесуэльцам.

Дождь “нефтедолларов” породил грандиозные проекты развития, в частности, в области нефтехимии, металлургии, гидроэнергетики. Однако “свои” доллары местная буржуазия тратить не хотела — их стали вывозить в другие страны, прежде всего в США. А для осуществления амбициозных проектов брали займы и кредиты, видя в нефти надежного “гаранта”. Но многие проекты так и не были осуществлены, а правительство Чавеса было вынуждено выплатить за последние три года по прежним долгам 15 миллиардов долларов.

В общем, и на солнце, даже “черном”, бывают пятна.

Ссылка на основную публикацию