Миздакхан некрополь Узбекистане и мировые часы

Некрополь Миздакхан

Ходжейли: полезная информация

АвтобусНукус – Ходжейли

Миздахкан является грандиозным архитектурным комплексом древнего Хорезма площадью свыше 200 гектаров, который расположен на вершине холмов возле крупной магистрали, ведущей на плато Устюрт и в Муйнак. В четырёх километрах к северу от некрополя расположен крупный город Ходжейли.

Некрополь поражает не только своими размерами, но и сочетанием в себе множества зданий различного возраста и функциональной нагрузки. Здесь можно найти одно из древнейших среднеазиатских кладбищ (а то и во всём мире), остатки города времён Золотой Орды, караван-сарай, а также развалины замков и старинных заброшенных усадеб. Раньше к комплексу ещё относили и Гяур-Кала, но чуть позже его признали отдельным памятником архитектуры. Исследователи Хорезма ставят Миздахкан на третье место среди всех городищ этой древней цивилизации.

Историки сходятся во мнении, что именно в Хорезме и зародился зороастризм, который на несколько веков обогнал ислам и христианство. Сегодня многие местные обитатели всё ещё придерживаются старой веры, пусть и незаметно перешедшей в поверья и приметы. Потомки народа Солнца смогут провести удивительную экскурсию по святыням своих предков, поклонявшихся Огню. Старожилы покажут место, где нашёл своё последнее убежище первый человек — Адам. А над его могилой можно будет увидеть единственный в мире мавзолей, который носит имя «Мировые часы». Местное население верит, что он ведёт отсчёт человеческой жизни во всём мире. Согласно преданиям, каждый год из стен этого древнего мавзолея откалывается один кирпич, а когда упадёт последний — наступит Конец Света для всего человечества. Чтобы оттянуть эту дату, паломники складывают из семи выпавших кирпичей небольшие пирамидки и непрестанно молятся Всевышнему.

В наши дни некрополь Миздахкан является одним из самых главных святынь мусульманского мира. Сюда ежегодно приезжают паломники, да и простых туристов здесь хватает. От вида древнего некрополя просто захватывает дух и кажется, что можно вечно созерцать огромную площадь, на которой он расположился. Взору открывается неповторимое переплетение исламских традиций и зороастрийского стиля. Здесь вплотную находятся развалины старых могильников совместно со средневековыми мавзолеями. Некоторые сооружения можно оценить лишь по малой части их крыш, так как их большая часть спрятана под огромным слоем песка, пыли и неумолимого времени. В 40-х годах прошлого века здесь проводились археологические раскопки, в ходе которых удалось обнаружить массу уникальных находок: саркофаги, оссуарии, ценные монеты и изделия из керамики.

На вершине северного холма некрополя расположен удивительный мавзолей «Мазлумхан-сулу». Сложно определить было ли здание наземным или изначально строилось под землёй. Согласно легендам, это был дворец прекрасной дочери правителя. Всё здание было украшено декором невероятной красоты и буквально усыпано живыми цветами. Но однажды на Миздахкан напали чужеземцы, и взяли город в осаду. Вождь захватчиков влюбился в дочь правителя с первого взгляда, а она ответила ему взаимностью. Разгневанный хан своими руками убил дочь и повелевал захоронить её в собственном дворце. Так и возник этот мавзолей удивительной красоты.

Среди прочих построек стоит выделить здание «Халиф Ережеп», которое выполнено из жжёного и сырцового кирпичей. Примечательно, что при строительстве этого сооружения использовали толстый слой речного камыша, чтобы защитить его от сейсмологической опасности, а также губительной сырости. По народным поверьям, халиф Ережеп был отличным учителем и всех своих подданных непрестанно обучал различным наукам. Даже после смерти бренного тела дух халифа по-прежнему живёт в этом здании и учит всех приходящих. Местный народ верит в то, что там можно набраться мудрости, если побыть в стенах здания более часа в молитвах.

Также стоит посетить мавзолей под названием «Шамун-наби», внутри которого расположена огромная гробница святого Шамун-наби длиною в 25 метров. Необычно огромные размеры этой гробницы породили слухи о том, что здесь может быть захоронен мезозавр. Однако, после вскрытия гробницы стало ясно, что в ней нет никаких останков. Скорее всего, это помещение служило ранее храмом для совершения ритуальных обрядов.

Возле «Шамун-наби» можно увидеть высокий бугор под названием «Джумарт-кассаб», что переводится как «мясник Джумарт». С этим местом связана одна очень древняя легенда, в которой возносится благодарность доброму мяснику, раздававшему свежее мясо в голодные годы всем нуждающимся. За его доброту и сочувствие религиозные служители возвели мясника в ранг святых и создали насыпь в память потомкам.

Историко-археологический комплекс Миздакхан

Миздакхан – это целый комплекс историко-археологических памятников, расположенных на трех холмах и равнине между ними. Плоская вершина западного холма увенчана руинами крепости Гяур-кала, сооруженной в IV веке до нашей эры и охранявшей мир и покой большого города, некогда существовавшего на восточном холме. Ученые отожествляют Миздакхан с упомянутым в священной книге зороастрийцев «Авесте» городом Мазда, выстроенным в честь главного божества огнепоклонников Ахуры-Мазды. А сейчас восточный холм занят древнейшим на территории Центральной Азии некрополем. Он раскинулся на площади примерно 100 гектаров, и возраст его, по мнению историков, составляет более двух тысяч лет. На склонах холма сохранилось множество оссуариев – глиняных вместилищ костей умерших зороастрийцев. Здесь же было открыто богатое погребение в керамическом саркофаге, в некоторых оссуариях находились ритуальные изделия из золота, религиозные символы и надписи на дневнехорезмийском языке. Большую часть оссуарного могильника перекрывает мусульманский некрополь, причем его первые погребения появились сразу после покорения Хорезма арабами.

На вершине восточного холма в XII-XIII веках был сооружен необычный полуподземный мавзолей Музлумхан-сулу. По преданию, в нем лежит прах дочери правителя Хорезма красавицы Музлумхан. Самые богатые и знатные женихи добивались ее руки, но она полюбила простого зодчего. Хан согласился отдать ее ему в жены, если он за одну ночь построит минарет высотой до неба. Влюбленный зодчий выполнил это условие, но коварный хан нарушил свое обещание, и юноша бросился вниз с башни, которую он сам выстроил, а вслед за ним бросилась и принцесса. Хан повелел разрушить минарет, а влюбленных похоронить вместе, сложив над их могилами мавзолей из кирпичей минарета.

Над поверхностью земли возвышаются только купола и портал входа в мавзолей Музлумхан-сулу. Через сводчатый коридор вниз, в небольшое купольное помещение ведет каменная лестница, по которой можно спуститься еще ниже в центральный зал и по переходам попасть в полутемные небольшие помещения, перекрытые восьмигранными куполами. В сорокоградусную жару здесь прохладно, а солнечный свет, проникающий из окон, прорезанных в центральном куполе, освещает голубые мозаики на стенах и сводах гробницы.

В нишах центрального зала установлены два надгробия, облицованных сине-белыми изразцами с позолотой. Арабские эпитафии на надгробиях, выполненные почерком «насх», содержат строки из Корана, но ни имена погребенных, ни даты их смерти не указаны.

В ста двадцати метрах к югу от гробницы Мазлумхан-сулу находятся руины самой загадочной постройки на Миздакхане, известной под названием мавзолея Ережеп Халифа. По преданию, здесь погребен святой, проповедовавший ислам на заре его распространения в этих местах. Однако многие верят, что здесь находится могила Адама. Впрочем, ученые считают, что это захоронение отождествляется с гробницей Гайомарда – первого человека на Земле из зороастрийской мифологии. Но не только поэтому мавзолей Ережепа стал местом паломничества людей со всего света. Как показали археологические исследования, здание, возведенное в IX–Х веках, имеет прочный фундамент, в основу которого заложен камышовый слой, предохраняющий строение от грунтовых вод и придающий ему сейсмоустойчивость. Однако до нашего времени сохранились лишь три его стены и остатки купола. От фасада, где находился портал, осталась лишь часть кладки, а у входа лежит груда жженого шлифованного кирпича. Бытует древняя, восходящая к доисламских временам легенда, что здесь находятся «мировые часы», отмеряющие время существования человечества. Каждый год со стен этого сооружения падает один кирпич, и когда упадет последний – наступит конец света, и жизнь на Земле иссякнет. Паломники, испрашивая у судьбы исполнения заветных желаний, соорудили вокруг гробницы тысячи маленьких пирамид из поставленных друг на друга упавших кирпичей. Число кирпичей в пирамидке должно быть непременно семь, брать кирпичи из чужой пирамиды не принято – ведь разрушая чужие надежды, не построишь собственного счастья. Считается грехом унести с собой хоть один кирпич изМиздакхана. Никто не видел, когда и как падают кирпичи со стены мавзолея, и никто не пересчитывал оставшиеся в кладке.

Мистическим образом магия числа «семь» связана и с мазаром легендарного мага Шамун-наби, который находится на северном холме Миздакхана. Как говорят, святой Шамун творил чудеса, исцелял от болезней, управлял погодой и движением небесных светил, понимал язык зверей и проповедовал веру в Единого Бога. Мавзолей Шамун-наби сооружен в XVIII веке на развалинах древнего сооружения. Внутри усыпальницы с высоким порталом и семью куполами находится надгробие длиной более двадцати пяти метров, однако при вскрытии гробницы археологами ничьих останков там не было обнаружено.

Рядом с мазаром Шамун-наби расположен курган высотой около пяти метров, якобы возникший над могилой святогоДжумарта. Существует поверье, что женщина, желающая излечиться от бесплодия, должна скатиться с бугра Джумарт, перевернувшись через голову семь раз.

Мистика «мировых часов» и магия чисел, история и народные предания тесно переплетены на легендарных холмахМиздакхана, которые одинаково притягательны для паломников и ученых, любителей древностей и туристов.

mr_shor

Мир глазами Мистера Шора

физико-этно-географический очерк

После осмотра Муйнака наш путь лежал южнее к некрополю Миздакхан. Этот древнейший архео-исторический комплекс расположенный на территории 60 га и включающий в себя 9 уникальных объектов.

Миздакхан возник вблизи городища огнепоклонников II-IV веков до нашей эры, затем превратился в одну из самых почитаемых мусульманских святынь Центральной Азии. Название города Ходжейли, расположенного на берегу Амударьи вблизи столицы Каракалпакстана Нукуса, означает “край паломников”. Некрополь Миздакхан (IV в. до н.э. – XIV в. н.э.) представляет собой огромный комплекс разновозрастных древностей и включает в себя одно из наиболее древних кладбищ в Средней Азии.

Во времена Средневековья Миздахкан был третьим по величине городом Хорезма. Здесь переплелись традиции зороастризма и ислама: старые могильники, руины средневековых мавзолеев, оплывшие развалины древнейших построек, от которых видно только самую верхушку, большая же их часть скрыта под слоями времени и песка. Здесь были обнаружены уникальные находки, связанные с древними погребальными обрядами (сосуды-оссуарии, саркофаги, керамические изделия, монеты), по которым археологи смогли воссоздать детали господствующей культуры.
С некрополем связано большое количество легенд:
ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ
На вершине восточного холма находится мавзолей Мазлумхон-сулу, относящийся к XIV веку.

Это удивительное сооружение выступает над поверхностью земли только круглым куполом и порталом входа. Узкая каменная лестница ведет глубоко под землю в обширный крестообразный зал. В пятидесятиградусную жару здесь прохладно, и свет из окон купола проливается на мозаичные стены голубыми струями.

Согласно легенде, красавица Мазлумхон была дочерью правителя, и ее любви добивались самые знатные и богатые. Но она любила простого зодчего, который не мог рассчитывать на брак с принцессой. Разгневанный тем, что его дочь отвергает всех женихов подряд, правитель объявил, что отдаст ее замуж за того, кто за одну ночь построит башню высотой до неба. Влюбленный зодчий, окрыленный удачей, выполнил это условие. Но, разумеется, все равно не получил согласия отца. Тогда он в горе бросился вниз с построенного им самим минарета. Вслед за ним бросилась и принцесса.

Правитель, конечно, раскаялся, и велел похоронить возлюбленных вместе, сложив над их могилой мавзолей из кирпичей минарета, который он в отчаянии приказал разрушить и обратить вглубь земли.
ЗАГАДКА ШАМУНА НАБИ
По рассказам местных шиикши – хранителей вечности, этот таинственный проповедник прибыл на землю Хорезма еще до посланцев пророка Мухаммеда, и призывал людей поверить в Единого Бога. До его прихода жители этих мест не являлись мусульманами. Он появился в этих местах и скрывал своих истинных намерений.

Читайте также:  Альпийские горы, расположение на карте и описание

Так как прибывшие до него в эти места Яхия и Закария (миссионеры) действовавшие открыто были схвачены и брошены в зиндан. ШамунНаби сначала устроился дворником, потом продвинулся до казначея государства. Узнав о месте заключения Яхии и Закарии он добивался их освобождения, мотивируя тем, что они оба пророки и могут быть полезны государю Геура. Последний согласился на их освобождение, мотивируя тем, что они действительно пророки. Для этого он предложил им оживить мертвых, вернуть зрение слепой дочери.

Пророки выполнили это поручение и получили свободу. С данного момента Шамун Наби считали святым.
Также Шамун (Симон) творил множество чудес, исцелял от болезней, управлял погодой и движением небесных светил, мог говорить на языке диких зверей. Кроме того, он был бесстрашным воином и богатырем, не побоявшимся на почве веры бросить вызов местному царю, которого предание называет Гяуром – неверным.
МИРОВЫЕ ЧАСЫ
Мировыми часами шиикши называют развалины мавзолея святого Ережепа (Раджаба), проповедовавшего ислам на заре его распространения в Центральной Азии.

О Халифа Ережеп ходит другая легенда, что он обучал своих подданных при жизни в течении 40 лет, а после его кончины его дух продолжал дело святого Халифы Ережепа. Это очень высокое прямоугольное сооружение IX века, одна стена и крыша которого уже полностью обвалились. Если верить преданиям, каждый год из здания выпадает по одному кирпичу и когда упадет последний наступит конец света. По свидетельствам археологов, здание имеет довольно прочный фундамент, в основу которого был заложен камышовый слой, предохраняющий от сырости и придающий сейсмическую устойчивость. Если за 12 веков полностью обвалилась лишь треть постройки, то, стало быть, до Конца света осталось как минимум еще два с половиной тысячелетия. К тому же паломники трудолюбиво выстраивают вокруг него тысячи маленьких пирамид из поставленных друг на друга древних камней.
Число кирпичей в пирамиде должно составлять семь, согласно числу похороненных тут сподвижников пророка. Не случайно число куполов над гробницей Шамуна, тоже равняется семи.

Земля вокруг мавзолея обильно насыщена позитивной энергетикой, которая накоплена здесь за многие века, благодаря подвижнической жизни многих из тех, кто похоронен в этой земле. Считается, что впитавший эту энергетику паломник способен духовно очиститься, облагородиться и в корне изменить свою жизнь.
Джумарт-кассаб
Джумарт-кассаб – курганообразный бугор высотой около 5 м, расположенный рядом с мазаром Шамун-наби. На его вершине и склонах можно проследить выходы конструкций из жженого кирпича, а также фрагменты хорезмийской керамики. Это позволяет предполагать, что бугор скрывает какие-то древние постройки.

С бугром Джумарт-кассаб («мясник Джумарт») связана легенда о добром мяснике, который бесплатно раздавал беднякам мясо в голодные годы неурожая. За его бескорыстную доброту и сочувствие к ближним он был возведен в ранг святых.

Бугор является центром зиерата (посещения) бездетных женщин. Ритуал на этом мазаре совершается следующим образом: паломницы взбираются на бугор, но сначала берут разрешение у хранителей мазара шийихшы. Обходят сагану, прикасаясь к ней руками, после чего они скатываются с горы в сопровождении максыма семь раз.

Миздахкан

Миздахкан (Миздахан, Миздакхан) – крупный архитектурно – культовый комплекс, один из самых интересных туристических объектов Каракалпакии. Миздахкан находится всего в 20 км. от столицы Каракалпакской Республики вдоль дороги в Куня-Ургенч. Возник комплекс более 2 тысяч лет назад. Сегодня это самое древнее в Узбекистане кладбище, расположенное на 3-х высоких холмах. Но это не просто кладбище – последнее пристанище бренных тел. Место это полно тайн, мистики. Паломники не перестают приходить сюда и сегодня.

Комплекс состоит из нескольких участков, включая цитадель, городище за стенами цитадели и некрополь. Древнейшее поселение было основано на западном холме примерно в IV веке до н.э. Город был уничтожен пожаром, и в кушанский период поверх старого города был возведен новый. Предметы, найденные в ходе раскопок некрополя, указывают на то, что город продолжал использоваться с V по VIII века н.э., и в этот период были построены новые здания общественного пользования. В период с IX по XI века город переживал период возрождения, когда была построена укрепленная цитадель. В этот же период были изменены обычаи погребения, что указывает на принятие ислама в этом регионе. Тела теперь не оставляли под открытым небом до погребения в урнах, а предавались земле в соответствии с мусульманскими обрядами. Были построены новые монументальные гробницы и мечети, однако в начале XIII века монгольские нашествия вынудили население покинуть город на короткое время. К концу XIII века ниже старого города был построен новый небольшой городок с базарами и ремесленными мастерскими. Жженый кирпич, облицовочные плиты, покрытие стен свидетельствуют о высоком уровне развития зодчества. Средневековый Миздахан представлял собой процветающий центр ремесленного производства, который стоял на торговых путях в Куня-Ургенч. Он был разрушен Тамерланом во время его похода в Куня-Ургенч в 1338 году н.э.

В некрополе имеется много старых безымянных захоронений. Среди них есть святыни, которым не только поклоняются, но с которыми связаны различные обряды, поверья.

Здесь находятся , так называемые, “мировые часы”. Но это совершенно не те часы, которые привыкли видеть мы. Они представляют из себя здание. Считается, что изначально оно использовалось как медресе, а затем как мавзолей одного из местных святых. Почему, всё-таки, часы? Тем более мировые? Считается, что каждый год кладка теряет один кирпич. Когда же кладка рухнет окончательно, то Миру придет конец. Сейчас здание разрушено где-то на треть. Простейшие расчеты показывают, что у человечества в запасе осталось около 3000 лет, так что конец света предсказанный древними инками на 2012 год сдвигается на тысячу лет.

Но поверья. связанные с этим зданием, не заканчиваются. Каждый человек, который сложит из 7 упавших камней здания столбик и загадает желание, обязательно получит загаданное. Такие столбики можно видеть вокруг всего здания. Понятно, что желающих осуществить свое желание таким способом больше, чем камней. Поэтому разрешается разбирать чужие столбики, чтобы воздвигнуть свой. Единственное требование – нельзя забирать камни отсюда на память. Это очень плохая примета.

Почему же именно 7 камней должно быть в столбике. а не 8, 9, 4? Это связано с еще одной святыней Миздахкана – мавзолеем Шамун-Наби. Шамун – Наби очень почитаемый святой для жителей Средней Азии. Шамун-Наби был народным героем, мусульманским великаном – богатырем, по легенде, вступившим в схватку с иноверцем из соседней Гяур-калы (крепости огнепоклонников). Он много помогал людям. После смерти его, вроде как, похоронили в мавзолее с 7-ю куполами. Это соответствует числу его дочерей. Таким образом, когда человек складывает свой столбик, он адресует свои просьбы Шамун – Наби. Внутри мавзолея находится 25-метровая гробница. Считалось, что в ней и покоится Шамун-Наби. Но. При вскрытии гробницы обнаружили. что она пуста.

Святилище Джумарт Касаб или Жомард Кассал («мясник Джумарт»), находящееся на вершине восточного холма, использовалось, возможно, в качестве дахмы. Нижний бугор, окруженный прямоугольным каменным ограждением, связан с местной легендой. Курган Джумарт предположительно назван в честь богатого человека, который жил в этих краях много лет назад. В Во времена голода он раздавал мясо бесплатно местному населению, чтобы спасти их от голодной смерти. С тех пор, если сокращалось поголовье скота из-за болезней или отсутствия кормов, люди приводили свое стадо к холму и прогоняли его вокруг холма семь раз в надежде, что это принесет удачу. Здесь же на холме можно увидеть фигурки кукол. Каждый четверг на рассвете сюда приходят женщины, которые не могут родить ребенка. Женщина должна подняться на холм, повернуться к “”мировым часам” и перекувырнуться 7 раз, скатившись вниз. Помогает ли этот обряд или нет неизвестно, но, несомненно туристам интересно наблюдать это действо.

Здесь также имеется разрушенный мавзолей халифа Ереджеба (или Ережеп халифа), датируемая XI веком н.э. Могила имеет изящную архитектурную отделку и выполнена из глиняного кирпича и обожженного кирпича. В основание стены был заложен слой тростника для усиления сейсмической стойкости.

На вершине холма –необычное для этого региона сооружение – подземный мавзолей XII-XIV веков. Спускаемся по каменным ступеням вниз. Центральный зал мавзолея квадратный, с тремя глубокими и одной неглубокой нишами. В западной стене помещения – арка, через нее попадаем в малый зал, перекрытый восьмигранным куполом, облицованным кирпичом с голубой поливой. С севера к большому залу примыкают две темные комнаты со сводами. Изящно прорисованные растительные мотивы покрыты слоем нежно-голубой лазури, прекрасно гармонирующей с розовато-желтым терракотовым фоном. Стены и арки выложены кирпичом с резными майоликовыми голубыми “бантиками”. Посреди мавзолея находится цельное надгробие , покрытое майоликой с надписями на персидском языке. Этот памятник народ называет мавзолеем красавицы НазлымханСулу, (Мазлумхан – Сулу), по имени молодой девушки, дочери местного правителя.

Гайомардан из Миздахкана

«Фергана» продолжает публикацию исторических очерков Андрея Кудряшова, посвященных культовым местам Узбекистана и ритуалам зиёрата. Сегодняшний материал рассказывает о битве богатыря Шамуна Наби с царем Гяуром и о конце времен.

Районный центр Ходжейли расположен на левом берегу Амударьи, в десяти километрах от столицы Каракалпакстана — города Нукуса, и соединен с ним современным автомобильным мостом. Само название Ходжейли означает буквально «край паломников». Название это сохраняет свою актуальность и в XXI веке: сотни тысяч паломников ежегодно посещают здешний некрополь Миздахкан — огромное кладбище площадью около 2000 квадратных метров, известное, помимо прочего, историческими памятниками и священными местами, с которыми связано множество удивительных легенд. Согласно преданию, на Миздахкане находится могила первого человека — Адама (или Гайомардана), гробница пророка Шамуна и мавзолей проповедника Ережепа Халфа. Мавзолей этот — не просто мавзолей, но своего рода часы: постепенно разрушаясь, он отмеряет время, оставшееся до конца света. Когда из него выпадет последний камень, наступит конец времен.

Миздахкан возник вблизи древнего городища огнепоклонников, относящегося к II-IV векам до нашей эры. Позже он превратился в одну из самых почитаемых в Центральной Азии мусульманских святынь. Ученые Каракалпакстана полагают, что в разные исторические периоды он служил своего рода напоминанием о бедствиях, относящихся ко временам опустошительных войн и природных катаклизмов.

В священной книге зороастризма «Авесте» упоминается город Мазда, построенный в честь Ахурамазды — солнечного бога огнепоклонников. Святилище Миздахкан, чье название явно перекликается с авестийским, представляет собою обширное кладбище на трех холмах. Первые здешние захоронения археологи датируют II веком до нашей эры. Последователи пророка Заратустры не предавали тела умерших погребению, чтобы не осквернять священные для них стихии, — огонь, землю и воду, а выносили на возвышенности и помещали на плоские крыши погребальных башен — дахма, где останки обгладывали хищные птицы. Высушенные солнцем кости затем собирали в керамические сосуды — оссуарии — и помещали в склепы.

Фрагменты некрополя крупным планом

Фрагменты некрополя крупным планом

Фрагменты некрополя крупным планом

На восточном холме Миздахкана есть легендарный бугор Жомард-касаб, имеющий все признаки погребальной башни. Вокруг него было обнаружено множество оссуариев, в которых сохранились остатки тканей с золотыми нитями, украшения, монеты и ритуальные светильники. Тексты Авесты говорят, что пророк Заратустра начал свою проповедь при дворе царя Виштаспы в Бактрии, которая располагалась в верховьях реки Амударьи, в окрестностях современного города Термеза. Однако известный русский археолог и востоковед Сергей Толстов (1907-1976) полагал, что исторической родиной зороастризма следует считать Хорезм — земледельческий оазис, находившийся перед впадением Амударьи в Аральское море. Его точку зрения сегодня разделяют многие исследователи — особенно в Узбекистане. Из шестидесяти трех культовых памятников зороастризма, обнаруженных во всем мире, включая Иран, Индию, Афганистан и Пакистан, семнадцать древнейших находятся именно в Хорезме. По мнению ученых, народная легенда о могиле Адама на Миздахкане может быть более поздним переосмыслением авестийского мифа о сотворенном Ахурамаздой первого человека Гайомардана (или Гайомарта).

Читайте также:  Город Париж – столица Франции: подробная информация

В 712 году низовья Амударьи завоевали арабы, утвердив здесь ислам. Однако, как и во многих других священных местах Центральной Азии, мусульманство здесь переосмыслило и усвоило некоторые черты местных культовых практик.

Еще в IV веке до нашей эры в непосредственной близости от Миздахкана стояла глиняная крепость Гяур Кала. Спустя четыре столетия после арабских завоеваний монгольские орды Чингисхана разрушили ее. Однако само святилище Миздахкан не погибло и по-прежнему располагалось на оживленном перекрестке Великого Шелкового пути, со временем сделавшись одним из крупнейших мест родовых захоронений тюркских кочевников — каракалпаков, кипчаков и казахов.

Изначально мусульманам было вообще запрещено посещать могилы. Таким образом ислам хотел отмежеваться от культа поклонения умершим предкам, который был широко распространен среди арабов в те времена, когда они еще были язычниками. Согласно Сунне, пророк Мухаммад разрешал ставить на могиле только опознавательные знаки, чтобы ее мог найти родственник покойного. Один из хадисов Абу Давуда гласит, что, когда умер ближайший сподвижник Пророка Усман ибн Маз’ун, Мухаммад принес камень, положил его у изголовья могилы и сказал: «С помощью этого я буду узнавать могилу своего брата и буду хоронить здесь тех, кто умрет из числа членов моей семьи». Так, в ханафитском мазхабе — мусульманской богословской и правовой школе, до наших дней официально принятой в Узбекистане, — считается, что могила мусульманина не должна возвышаться над землей более чем на четыре пальца и подвергаться какой-либо отделке и украшениям. Однако на практике культ местных святых и почитание могил начали активно возрождаться в Центральной Азии уже с IX-X веков одновременно с развитием суфизма — исламского мистицизма, во многих местах как бы примирявшего ортодоксальные мусульманские доктрины с традиционными народными обычаями и пантеистическим мировоззрением. По мере развития суфийских тарикатов (мистических братств или монашеских орденов) в XII-XIV веках объектами народного поклонения становятся мазары — захоронения известных шейхов-наставников, выполнявших роль авлия — святых покровителей или посредников между Богом и местной общиной, а также кадам гох ( или кадам жой) — «место следа» — символические памятники, связанные с народными преданиями о посещении этих мест действующими лицами Библии или Корана. В Узбекистане чаще всего объектами подобного поклонения оказываются библейские пророки Ной, Иов, Даниил, царь Соломон и царь Давид, Александр Македонский (он же Искандер Зулькарнайн, то есть Двурогий), зять пророка Мухаммада Хазрат Али, дочь Пророка и жена Али Фатима, таинственные святые старцы Хазрат Хызр (Хидр) и Парпи-Ота.

Что касается самого Миздахкана, то почти каждая из сотен тысяч могил здесь оформлена в форме классического гумбаза — полукруглого купола из глиняной или кирпичной кладки над прочным кубическим основанием. Такая форма, заметим, особенно характерна для кочевых культур. Она как бы намекала на то, как если бы человек, в течение всей своей жизни не имевший постоянного пристанища, после смерти наконец-то обретал постоянный и устойчивый «дом». По мнению многих культурологов, сама конструкция гумбаза представляет собой символическую модель мироздания, где куб — это образ мира с четырьмя сторонами света, а купол — образ небесной полусферы, опирающейся на земную твердь, — именно так ее обычно видит странник, путешествующий по обширным пространствам здешних пустынь.

Стоит заметить, что и в наши дни у каракалпаков знаменитые или выдающиеся предки считаются покровителями всего рода. Поэтому их могилы почитаются как родовые святилища. А среди узбеков Хорезма наряду с захоронениями в земле, соответствующими нормам ислама, нередко встречаются и захоронения в сагана — глиняных или деревянных саркофагах, находящихся над поверхностью земли. Обычно в сагана хоронят особо почтенных усопших, и такой способ упокоения можно считать пережитком зороастризма, полагавшим мертвое тело нечистым и запрещавшим осквернять им священные стихии — огонь, воду и землю. Но если в захоронениях знаменитых мусульманских подвижников и наставников суфизма каменные сагана носят характер символического надгробия, притом что само тело все же захоронено в земле, то в низовьях реки Амударьи надземные захоронения даже не слишком известных людей были широко распространены вплоть до последних десятилетий XX века.

Победа собаки над Гяуром

Центральный архитектурный и культовый памятник Миздахкана посвящен Шамуну Наби — легендарному магу и богатырю. Местные хранители устных преданий говорят, что этот таинственный проповедник единобожия прибыл на древнюю землю Хорезма еще до посланцев пророка Мухаммада. Шамун (Симон?) творил много чудес — исцелял от неизлечимых болезней, управлял погодой и движением небесных светил, мог говорить на языке диких зверей. Кроме того, он был бесстрашным воином и богатырем, не побоявшимся бросить вызов местному царю, которого предание называет Гяуром — неверным, то есть язычником. Царь Гяур считался непобедимым полководцем и коварным политиком, но с Шамуном из гордости сошелся в рукопашной схватке, понадеявшись на свою хитрость. Во время поединка он бросил Шамуну под ноги горсть зерна, тот оступился и упал перед врагом на колени. Но верная собака Шамуна по зову хозяина мгновенно прорыла подземный ход и, выскочив из-под земли между противниками, вырвала у Гяура внутренности. Шамун тем не менее не смог перенести позора своего падения и от стыда сам отрубил себе ноги. Согласно преданию, после его смерти Всевышний смилостивился над ним, и ноги умершего отросли, чтобы на том свете Шамун смог предстать перед лицом Бога не калекой, а в своем естественном виде.

Сказители не дают вразумительного ответа, проповедником какой именно религии был Шамун, откуда он пришел и почему так странно закончил свои подвиги. Его мавзолей с высоким порталом и семью куполами вытянут на 25 метров в длину. Внутри располагается столь же длинная гробница, по своей форме очень напоминающая гробницу пророка Даниила в Самарканде. Но, когда археологи вскрыли гробницу Шамуна, никаких человеческих останков внутри нее не обнаружилось. Само сооружение датировали концом XVIII века, определив при этом, что оно построено на развалинах более древнего памятника — предположительно, XVI века. Стоит заметить, что упоминание в легенде о Шамуне собаки, спасшей ему жизнь и фактически решившей в его пользу поединок с Гяуром, плохо увязывается с мусульманскими представлениями. В исламе собака считается нечистым существом. Ее необходимо держать за 60 шагов от человеческого жилья, хотя и тогда ее дыхание оскверняет. По мнению этнографа Глеба Снесарева (1910-1989), эта часть легенды содержит гораздо более древние представления, восходящие к зороастризму, в котором собака считалась благородным и почти священным животным.

Исследовав археологические и исторические данные и проанализировав надписи на стене мавзолея, историк и краевед из Каракалпакстана К. Нуржанов высказал предположение, что мавзолей Шамуна мог служить напоминанием об изменении русла Амударьи в XV веке — природной катастрофе, заставившей искать спасения от засухи и голода миллионы людей.

Амударья не всегда впадала в Аральское море, временами она меняла свое направление. В древности знаменитая река текла вдоль южного обрыва плато Устюрт, устремляясь во впадину Сарыкамыш в пустыне Каракумы, а далее, проходя через впадину Узбой, впадала в Каспийское море. В средние века это старое русло Амударьи — Дарьялык — благодаря сложным ирригационным сооружениям питало водой земледельческие оазисы Хорезма, протекая и через его столицу Гургандж. До наших дней от Гурганджа сохранился маленький городок Куня-Ургенч (Старый Ургенч) на севере Туркменистана. В XIII веке монголы Чингисхана разрушили дамбы на Дарьялыке и затопили город, погубив при этом сто тысяч жителей. Гургандж восстанавливался сто лет, потом снова был разрушен Тамерланом и еще сто лет отстраивался. Но в конце XVI века, по свидетельству летописцев, какой-то природный катаклизм окончательно повернул воды Амударьи к Аральскому морю, заставив перенести столицу Хорезма в Хиву — почти на сто километров южнее Гурганджа.

По мнению историка Нуржанова, Миздахкан, находившийся на повороте русла Амударьи, стал свидетелем народных бедствий и массовых переселений. Поэтому его культовые памятники тех времен вполне могли быть посвящены именно этим событиям. Такая версия выглядит актуальной и в наши дни, когда регион вокруг пересохшего в конце XX века Аральского моря переживает жестокую экологическую катастрофу, тоже заставляющую людей уезжать отсюда в поисках лучшей жизни. Возможно, именно во времена средневековых бедствий возникла и утвердилась местная легенда о находящихся здесь «Мировых часах».

Кувырком с холма

Мировыми часами сказители на Миздахкане называют руины средневекового мавзолея святого Ережепа (Раджаба) Халфа, проповедовавшего здесь ислам на заре его распространения в Центральной Азии. Где-то в основании мавзолея, согласно легенде, скрыта и могила первого человека — Адама. Мавзолей представляет собою высокое прямоугольное сооружение IX века, одна стена и крыша которого обвалились уже полностью. Оставшиеся стены также медленно осыпаются, хотя, по свидетельствам археологов, они стоят на довольно прочном фундаменте, в основу которого был заложен камышовый слой, надежно предохраняющий от сырости и грунтовых вод и придающий устойчивость к сейсмическим колебаниям. Если считать мавзолей мировыми часами, то легко вычислить, когда настанет Судный день. За двенадцать веков полностью обвалилась лишь треть постройки — значит, до конца света остается еще примерно два с половиной тысячелетия.

Не исключено, однако, что мир простоит несколько дольше, чем показывают расчеты. Дело в том, что современные паломники трудолюбиво выстраивают вокруг разрушающегося мавзолея множество маленьких пирамид, состоящих из поставленных друг на друга камней. Кирпичей в пирамиде должно быть семь — по числу ангелов семи небес или куполов над гробницей пророка Шамуна. При этом нельзя разрушать чужие пирамиды для постройки своей. Это все равно, что строить собственное счастье на разрушении чужих надежд. И тем более грех — унести камень со святилища. О том, чтобы унести с Миздахкана какой-нибудь камешек на память, не помышляют даже европейские туристы, которых на этот счет строго предупреждают гиды и смотрители.

Цифра 7 присутствует и в ритуале, которому на Миздахкане следуют женщины, желающие избавиться от бесплодия. Согласно обычаю, для этого им нужно в четверг скатиться вниз по крутому склону с холма Жомард-касаб, при этом семь раз перевернувшись через голову. Само название холма созвучно с зороастрийским именем первого человека Гайомардана, миф о котором, возможно, и породил местную легенду о могиле Адама. Устные предания говорят, что Жомард был не простым мясником (эта профессия в мусульманских странах считается малопочтенной), а богатым благотворителем, раздававшим мясо всем нуждающимся. Он клал в одну чашу своих весов столько мяса, сколько земли мог насыпать его проситель в другую чашу.

Легенда о Жомарде также может быть связана с доисламскими представлениями. В религии зороастризма особенное значение имели ритуальные жертвоприношения скота — без причинения животным страха и излишних мучений. Точное соблюдение ритуала обещало всей общине благоденствие: плодородные земли, умножение стад и рождение здоровых детей. Таким образом, все предания и легенды Миздахкана, какими бы странными и запутанными они ни казались, в целом сплетаются в единый мистический орнамент, в центре которого находится идея сохранения жизни, а также гармонии человека с Богом и мирозданием.

Совет Министров Республики Каракалпакстан

Портал государственной власти Республики Каракалпакстан

Миздакхан

Комплекс Миздахкан (Гяур-Кала Ходжейлинская)

  • Место нахождения : Республика Каракалпакстан
  • Категория:Архитектурные сооружения, Археологические памятники
  • Расположение на карте
  • 1548

Археолого-архитектурный комплекс IV в. до н.э. – XIV в. н.э.

Миздахкан – древний некрополь. Возник он не менее 2 тысяч лет назад.

Здесь находятся так называемые «мировые часы». Они представляют собой здание. Говорят, что каждый год кладка теряет один кирпич, а когда она рухнет окончательно, то миру придет конец. Сейчас здание разрушено где-то на треть. Согласно древнему преданию, если сложить из этих кирпичей пирамиду и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Количество кирпичей в пирамиде должно быть равно семи, так как цифра семь у мусульман считается священной.

Читайте также:  Хаат туристическая зона в Рас-аль-Хайма, ОАЭ

Археологический комплекс Древнего Миздахкана расположен на значительной площади более 200 га, вдоль крупных магистральных трасс по пути в Куня-Ургенч (Туркменистан) и северные районы Республики Каракалпакстан – Кунградский и Муйнакский и на плато Устюрт.

Основные его части расположены на трех холмах, находящихся на юго-западной окраине г. Ходжейли.Включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай.При раскопках найдены уникальные ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота.

Авторская статья о Миздахкане:

Легенды Миздахкана, или Сказ о вечной любви

. В давние времена там, где река Амударья, называемая прежде гордой и непокорной Джейхун, впадает в Аральское море, царила совсем другая жизнь, нежели сегодня. Здесь, в Хорезмском оазисе, окруженном пустынями Каракумы и Кызылкумы, кипели нешуточные страсти, вихрем проносились монгольские воины, бродили дервиши. Стоп. Сидя в кабинете офиса трудно представить шумные города Великого Шелкового Пути на месте огромных одиноких курганов, окруженных бескрайними полями, или сложить яркую картину из осколков истории, на которой бы были великолепные дворцы и минареты, порталы рабатов и караван-сараев, да в которых бы ещё и кипела жизнь! Но, если мы всё же отложим свои бесконечные дела и хлопоты, выберем из жесткого рабочего графика несколько дней и отправимся. всего лишь в Каракалпакстан, непослушная мозаика Хорезмского оазиса сложится мгновенно, стоит только отъехать от города Нукуса на несколько десятков километров в сторону города Ходжейли.

И уже на западной окраине Ходжейли, по обе стороны дороги, ведущей к городу Куня-Ургенч (средневековая столица Хорезмшахов), расположено довольно большое городище (250 га). Пока мы шагаем к городищу, настраивая фотокамеры, наш проводник и гид Гайратдин Ходжаниязов, заведующий отделом археологии Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, кандидат исторических наук рассказывает историю памятника:

– История сохранила древнее название этого городища – “Миздахкан” (“Мардаджкан”), которое неоднократно упоминается в сочинениях средневековых арабских географов. О Миздахкане упоминают ибн-Русте, писавший в 903-913 годах, аль-Истахри в сочинении, написанном около 961 года на основе не дошедшего до нас труда известного географа Абу Зайд Ахмад ибн Сахл аль Балкхи (850-934). Впервые памятник был обследован в 1928-29 гг. профессором Санкт-Петербургского университета А.Ю.Якубовским, который вслед за академиком В.В.Бартольдом идентифицировал городище с Миздахканом, известным по средневековым арабским источникам. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, здесь работают ученые-археологи Каракалпакстана.

Древнейшее поселение Миздахкан возникло на западном холме (Гяур-кала) в IV-III вв. до н.э. В IX-XI вв. город подвергается реконструкции, строится крепость с цитаделью. На смену зороастризму (огнепоклонничество), игравшему значительную роль на обширной территории Средней Азии, приходит ислам. Этим объясняется смена зороастрийского типа погребений на некрополе города в сосудах и оссуариях на новые типы по мусульманскому обряду. Город расширяется и процветает, через него проходит одна из дорог Шелкового пути, однако монгольское нашествие на Хорезмский оазис в XIII веке приводит к тому, что жизнь в Миздахкане временно приостанавливается. Во второй половине XIII-XIV вв. к северу от Гяур-кала возводится новый обширный торгово-промышленный неукрепленный город, занимающий 80 га.

. И вот мы на территории Миздахкана. Нас приветствует здешний священнослужитель – мулла, читает традиционную молитву, а затем приглашает совершить зиарат (паломничество). Так как восточный холм полностью занят древним некрополем, использующимся для погребений по сей день, мы повязываем на головы шелковые косынки, ведь грех ходить здесь простоволосой (кстати, традиция покрывать голову женщины платком или накидкой при посещении мест погребений, есть почти у всех народов мира). Древнейшую часть восточного холма составляет оссуарный памятник, который занимает всю западную половину холма. Здесь же находятся мусульманские погребения эпохи средневековья и позднесредневековья и расположен ряд историко-архитектурных памятников, составляющих комплекс Миздахкан. Жженый кирпич, облицовочные плиты, покрытие стен свидетельствует о высоком уровне развития зодчества в средневековом восточном государстве.

Почти все культовые объекты Миздахкана связаны с числом “семь”. Семь куполов, как считается, были возведены в честь семи красавиц – дочерей Шамуна Наби. У подножия памятника Халифа Ережеп, по преданию, захоронено семь сподвижников пророка. Кроме того, “Ережеп” (“Раджаб”) одновременно с именем человека обозначает название седьмого месяца в арабском календаре. Сагана известна под названием “етти сохоба”. Мавзолей “Жети кари” принадлежит семи чтецам Корана. Поэтому верующие, совершающие паломничество, складывают столбики из семи кирпичей. Со столбиками из семи кирпичей связывают также здание Халифа Ережеп. Существует легенда, что раз в год со стен здания падает один кирпич. И в тот миг, когда упадет последний, жизнь на Земле полностью иссякнет. Оказывается, паломники, складывая кирпичные столбики, продлевают жизнь объекта на семь лет.

Легендами и преданиями овеян каждый памятник комплекса, в которых оживают смутные силуэты героев, мифические образы давно ушедших эпох. Существует легенда и о памятнике Джумард кассаб, II-XIV вв. н.э. Согласно ей, здесь жил когда-то богатый человек по имени Джумард. Был он мясником и прославился тем, что в неурожайный год бесплатно раздавал населению округи свежее мясо. Кроме того, святой Джумард покровитель скотоводов. И, если начинается падеж скота, к холму пригоняют животных и прогоняют их семь раз вокруг холма. Ученые связывают происхождение названия “Джумард” с древнеиранским мифическим героем Гавмардом, ассоциирующимся с быком (“гав” – бык, “мард” – человек, т.е. первочеловек зороастрийской космогонии, живший в Айрьянем Вэджо (Хорезм) на берегу священной реки Дайтий (Амударья). Месторасположение древнего бугра в середине обширной ограды и оссуарные находки II-III вв. на нём отвечают предписаниям одной из священных зороастрийских книг и не исключают возможности использования его в качестве “святилищ”, посвященных Гавмарду.

У западного края некрополя находится интереснейший объект комплекса – памятник Халифа Ережеп, XI-XIV вв. У некогда величественной постройки сохранились незначительные остатки купола. Стены выложены из сырца, их поверхность облицована жженым кирпичом. На месте падения портала в нижних слоях исследователями было найдено большое количество обломков из облицовочного материала, выполненных в полихромной майолике XIII-XIV вв. Завороженные увиденным, едва слышим голос нашего гида, который продолжает прерванный рассказ:

– Исходя из внутреннего интерьера (наличие суфы и кафедры) и разделения здания на две части, ученые полагают, что вначале оно было построено как мечеть-медресе, где в одно время учились мальчики и девочки. Но в XIV в. в связи с появлением внутри здания захоронения, оно приобретает значение мавзолея. В это время к главному южному фасаду здания пристраиваются различные помещения для паломников. А вот Белая канака. Согласно письменным источникам, она была построена правителем Гурганджа Кутлуг Тимуром в честь Сейра из потомков пророка шейха Сулаймана Хаддади Мусевия.

Знакомясь с археологическими памятниками Миздахкана, мы подошли к комплексу Сулаймана Хаддадии (XII-XIV вв.), состоящему из летней и зимней мечети с двором, ханака, кухней, подземным мавзолеем и рядом помещений различного назначения (комната для омывания, комната для обслуживающего персонала). Летняя мечеть представляет собой многоколонный зал с двумя уникальными михрабами, оформленными системой сталактитов, куфической надписью и резьбой по сырой глине в середине южной стены. Зимняя мечеть пристроена к восточной стене летней мечети. Зал мечети некогда был перекрыт с помощью шести деревянных колонн, поставленных на ступенчатые каменные базы.

Приблизительно в центре плоской вершины северной части возвышенности, по соседству с курганообразным бугром Джумард кассаб, расположен уникальный семикупольный мазар Шамун Наби – весьма почитаемого в Южном Приаралье святого. По легенде Шамун Наби был известен как искусный маг, к которому люди обращались за различной помощью. Он многим помогал и поэтому не исключено, что, складывая кирпичные столбики желаний, люди должны адресовать свои заветные мысли именно ему. Таким образом, памятник связан и с огнепоклонниками, ожидающими последней битвы добра и зла, и с суфи, знающими “высшую истину”, и с дервишами, предсказывающими будущее. Прямоугольное помещение перекрыто внутри семью последовательно поставленными куполами. Стены сложены комбинированной кладкой из жженого кирпича. Внутри мазара находится огромное надгробие. Несколько лет назад ученые вскрыли гробницу. Она оказалась пустой.

Пожалуй, самой романтической легендой овеян мавзолей Назлымхан Сулу. И не одной! Первая гласит, что мастер, строивший мавзолей и заканчивавший работу под куполом, сделал предложение руки и сердца дочери высокопоставленного лица, на которого он работал. Гордая красавица заявила, что полюбит парня, если он бросится вниз. Не раздумывая ни минуты, мастер бросился вниз и разбился о каменный пол. Увидя это, девушка тут же покончила с собой. Согласно второй легенде, принц из далекой страны, путешествуя, попадает в Миздахкан и работает вместе с другими мастерами-строителями. Он влюбляется в дочь правителя Назлымхан Сулу, и та отвечает ему взаимностью. Когда он просит руки Назлымхан Сулу у её отца, тот выдвигает условие – за одну ночь принц должен построить самый высокий минарет в городе. Принц-мастер совершает это чудо, но правитель, не желающий расставаться с дочерью, все же отказывает ему. Тогда влюбленный несчастный бросается вниз с минарета, а вслед за ним и его возлюбленная. Влюбленных хоронят в мавзолее, а минарет, по приказу убитого горем отца, разрушают.

К действительности нас вновь возвращает наш всёзнающий гид и рассказывает нам строительную историю памятника, которая намного прозаичнее романтических легенд, но зато более правдоподобна.

– Первоначально в XII-XIV вв. возводится подземная группа помещений мавзолея Назлымхан Сулу. В нишах большого зала через некоторое время совершается два погребения. Затем портал мавзолея разрушается и строится группа наземных помещений и совершается серия погребений.

По каменным ступенькам спускаемся в мавзолей. Центральный зал мавзолея квадратный с тремя глубокими и одной неглубокой нишами. Западная стена помещения открыта аркой в малый зал, перекрытый восьмигранным куполом, облицованным кирпичом с голубой поливой. С севера к большому залу примыкают две темные комнаты со сводами “балхи”. В обоих помещениях переход к куполам выполнен в виде сталактитов. Изящно прорисованные растительные мотивы покрыты слоем нежно-голубой лазури, прекрасно гармонирующей с розовато-желтым терракотовым фоном. Поверхности стен и арок выложены кладкой из кирпича с резными майоликовыми голубыми “бантиками”. Наш гид продолжает свой рассказ об особенностях строительства мазара и уникальности узора “бантики”, но весенний солнечный лучик, пробивающийся через небольшое окошко под куполом, ласкает лицо и в то же время заставляет зажмуриться и впасть в состояние полудремоты. Романтическая легенда берет верх над реальностью, и мы вновь уносимся в те далёкие времена, когда прекрасные юноши совершали безумные поступки ради неземных красавиц-пери, а те, в свою очередь, бросались с высоких минаретов ради любви. Удивительными звуками наполняется пространство вокруг, всё будто оживает, и мы слышим песнь любви, обращенную к красавице Назлымхан Сулу. И хотя не можем понять слов, каждой клеточкой своего тела ощущаем всю силу и мощь вечного чувства – Любовь.

Ходжейлийский район. Миздакхан. Археологический и архитектурный комплекс. 4 век до н.э. – 14 в. н.э

Археологический комплекс древнего Миздахкана расположен на большой территории (200 гектаров) вдоль главных шоссе на пути к Старому Ургенчу (Туркменистан).

Его главные части расположены на трех холмах, расположенных в юго-западных предместьях Ходжейли. Они включают крепость Гяур-кала, мавзолеи Шамун-наби, Мазлумхан сулу, Халфа Ережеп и другие памятники. Во время раскопок были найдены уникальные захоронения оссуариев, монеты, разная бытовая утварь, стаканы, а также другие различные золотые изделия.

Ссылка на основную публикацию