Монастырь Верхотурье в Свердловской области

Верхотурье – монастыри и храмы

В Свердловской области есть небольшой городок – Верхотурье. Расположен он приблизительно посередине между Екатеринбургом и Пермью. Живет здесь не так уж и много людей – всего-то десять тысяч. Городок существует 400 лет. Это неплохой, да и не маленький возраст – ближе к среднему.

Храмов и церквушек здесь не счесть. В Верхотурье находятся Свято-Николаевский мужской монастырь и Свято-Покровский женский монастырь.

На сегодняшний день Верхотурье – излюбленное место паломников и интересующихся историей Урала. Не возбраняется здесь заказать экскурсию по городу, чтобы напитаться духом городка, посмотреть достопримечательности.

Немного истории

Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.

История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.

Расцвету города поспособствовали два государственных указа:

Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.

Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.

В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.

В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.

Инфраструктура развлечений, достопримечательностей, досуга в городе Верхотурье

Несмотря на скромные размеры городка, посмотреть тут есть на что. Достопримечательности по приезду сразу обращают на себя внимание. Это и уральский самобытный Кремль, и храмы, и музейные постройки, и два монастыря. Есть тут и другие интересные окрестности – Актай и Меркушкино.

Свято-Николаевский мужской монастырь на Урале – самый старый и крупный. Основан в 1604 году. На земле монастыря расположен семиглавый Кресто-Воздвиженский собор. По величине он является третьим собором в России.

В монастыре хранятся чудотворные мощи местного святого из села Меркушкино. К мощам Симеона Верхотурского в серебряной раке прикладываются паломники. Мощи являли чудеса и раньше: в 1692 году гроб с мощами вышел из земли, на могиле забил источник, стали удивительным образом исцеляться люди. На сегодняшний день Симеон Верхотурский – духовный покровитель Сибири и Урала. Его мощи излечивают болезни ног, глаз, бесплодие.

В Симеоно-Аннинской церкви уникальная картина. Здесь покоятся останки монахов, которых не опознали при раскопках.

Покровский женский монастырь – первый зауральский монастырь. Основан в 1621 году. Раньше он был деревянным, теперь реконструировали и сделали в камне. В чертогах монастыря хранятся чудотворные иконы.

«Умиление» Богоматери – особо почитаемая здесь икона. Написана была в начале 20 века матушкой Ангелиной. Это настоятельница соседнего Успенского монастыря. Матушка любила посещать Дивеево. Впечатлившись ликом, подвизалась создать этот Образ и для своего монастыря. Матушка Ангелина, согласно устному преданию, относилась к образу Божией Матери, как к живой. Она советовалась с ней, разговаривала, украшала до конца своих дней. Сшила вместе с сестрами монастыря для нее ризу. Одеяние сохранилось и по сей день: бархатные убранства уложены складками, расшиты бисером и каменьями.

Икону «Умиление» в годы безверия долго прятали, даже закапывали в землю. На сегодняшний день Образ Божьей Матери «Умиление» хранится под сводами Ново-Покровского храма. Образ Богоматери подает скорую помощь всем в ней нуждающимся и просящим. Особенно она помогает тем женщинам, которые мечтают благополучно произвести на свет малыша.

Перед этим чудотворным образом каждое воскресенье совершается Параклисис Божией Матери «Умиление».

В Покровском женском монастыре покоятся также мощи праведного Косьмы. Можно отстоять в монастыре литургию и принести поклон гробнице, где находятся мощи святого Косьмы Верхотурского.

В городе есть несколько церквушек и соборов, в их числе исторические памятники: Свято-Троицкий собор в Верхотурье, Спасо-Воскресенская (исторический памятник – колокольня и храмовое венчание утрачены), Знаменская (исторический памятник), и Успенская.

Кремль в Верхотурье с удовольствием изучают туристы, а все потому, что это самый маленький Кремль из всех российских. К тому же это предпоследний замок, построенный в России. Воздвигался как укрепление для дома местного воеводы.

Краеведческий музей посвящен истории края, городскому зодчеству и давно не функционирующему здешнему заводу коньков. Самобытность музея в том, что он выглядит действительно древним, ведь в нем экспонируются вещи и предметы, давно не обновлявшиеся – как минимум, лет тридцать.

Село Меркушкино расположено в 50 километрах от Верхотурья. В селе часто проводятся экспозиции и выставки. Из основных достопримечательностей населенного пункта для посещения паломников – Симеоновская церковь, Симеоновское подворье Ново-тихвинского женского монастыря, Михайло-Архангельская церковь, постройки 19 века.

Если вы отправляетесь в организованный тур, Верхотурье сотрудничает со многими турфирмами Екатеринбурга, предлагающими туристские услуги по Уралу. Длительность путешествия – почти 650 километров. Отправка из Екатеринбурга. Продолжительность – около 15 часов. По дороге гид поведает немало увлекательного: о Екатеринбурге, о Свердловской области и проезжаемым городам.

Большой интерес для паломников представлют святые Верхотурья, их подвижнический уклад. Село Меркушино – это святая земля. Тут святой праведный Симеон Верхотурский совершал свой подвиг подвижника.

По дороге есть живописное местечко на берегу Туры. Святой молился здесь Господу и удил рыбку. В хорошей сохранности большой белый камень, на котором подвижничал святой Симеон. Молитву святой соединял с подвигом – коленопреклоненно стоял на камне в дремучей тайге. У берега реки Туры, в десяти километрах от Меркушина, Симеон Верхотурский имел уединенное место, где рыбачил. Но и в этом месте он проявлял воздержание: рыбы добывал лишь столько, сколько требовалось для дневной трапезы.

Выше, на полянке, расположен красивый деревянный храм Всех Святых. В нем раз в седьмицу, в ночь с пятницы на субботу, несут службу монахи Свято-Косьминской пустыни. Сама по себе Свято-Косьминская пустынь – полностью закрытый монастырь. Монахи подвижничают по Афонскому уставу. Они свершают полный круг богослужения. Паломников посещать пустынь не благословляют.

Часто в экскурсию в Верхотурье включено посещение Актая. Там есть целебный источник.

Приобретение сувениров и церковной утвари

Здание Свято-Николаевского монастыря располагает церковной лавкой. Здесь широкий выбор церковных вещей, книг по православию, образов, уральских сувениров.

Вид одежды

Вообще для посещения Верхотурья особенные одеяние не требуются. Стоит лишь помнить, что если отправитесь в монастыри или церквушки, одежда нужна соответствующая: мужчины надевают только брюки (шорты не подойдут), женщинам и девушкам надобно быть в длинных юбках и в платочках на голове. Если по каким-то причинам такую одежду вы с собой не взяли, у входа в монастыри ее дают на время посещения. Обувь лучше выбрать без каблуков – доведется много походить пешком и стоять на ногах. Девушкам не рекомендуется использование губной помады и любой другой косметики, т.к. с макияжем на лице к раке Симеона Верхотурского и иконам прикасаться запрещено.

Где в Верхотурье остановиться на постой или принять трапезу

На ночлег можно остановиться при мужском монастыре (об этом лучше договариваться заранее). Есть в Верхотурье и гостиница «Соболь».

Потрапезничать можно в ряде точек питания: это закусочная «Анастасия», кафе «Марилена» и «Соболь», чайная при Николаевском монастыре «Монастырский чай».

Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь

Свято-Николаевский монастырь — монастырь Русской православной церкви в городе Верхотурье Свердловской области.

Содержание

История

  • Основан в 1604 году иеромонахом Ионою из Пошехонья, который был ранее священником.
  • 12 сентября 1704 г. с позволения митрополита Филофея (Лещинского) мощи Св. Симеона из Меркушино были перенесены в Николаевский монастырь. В придельном храме Николаевской церкви почивают нетленно мощи праведного Симеона Верхотурского, в серебряной раке, устроенной в 1864 году.
  • В 1716 году весь монастырь, со всеми храмами, был истреблен пожаром, но мощи праведного Симеона остались невредимы. При монастыре до революции 1917 года действовала двухклассная школа и богадельня.

В Свято-Николаевском монастыре находятся мощи Симеона Верхотурского, что привлекало в него паломников как в прошлом, так и в настоящее время. Территория монастыря огромна, гораздо больше московского кремля. Монастырь стоит на холме между ручьями Калачик и Свияга, один из которых также отделяет его от кремля.

  • В 1924 году монастырь был закрыт, его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних. При советской власти в монастыре находилась колония малолетних преступников;
  • В 1990 году монастырь возвращён Русской православной церкви, Николаевский монастырь был возобновлен, началось восстановление его построек.

Главная церковь монастыря — Николаевская — не пережила эти времена, но в монастыре сохранились ещё три (все действующие), а также монастырская ограда с башнями (вторая половина XIX века). Вход в монастырь (внутрь ограды) женщинам разрешен только в юбке и платке.

Строения монастыря

Крестовоздвиженский собор

Эклектичный Крестовоздвиженский собор (1905—1913 гг., арх. Турчевич А. Б.) — третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. На его открытие в 1913 году в честь празднования трехсотлетия дома Романовых ожидали Николая Второго, который, впрочем, не смог приехать. Внутри собора находятся целых три уникальных фаянсовых иконостаса, которые были уничтожены при советской власти и восстановлены в 1998 году к 400-летию города Верхотурье. В соборе покоятся мощи св. Симеона Верхотурского. Построен в русско-византийском стиле. Главный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 11 сентября 1913 г. Левый придел во имя прав. Симеона Верхотурского, освящен 27 мая 1914 г. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящен 10 сентября 1916 г.

Преображенская и Симеоно-Аннинская надвратная церкви

На территории Николаевского монастыря находятся также Преображенская церковь (1821 г.) в стиле классицизм с колокольней, разрушенной в 1930-е годы и восстановленной в 1998 г., и Симеоно-Аннинская надвратная церковь (1856 г.) в традициях древнерусской архитектуры. Сохранились и другие монастырские здания, среди них братский корпус и настоятельский корпус, в котором располагается православный музей.

Дом для приёма почётных гостей

Вне стен, на берегу пруда Калачик, находится построенный в 1913 году к ожидаемому приезду императора Николая II, деревянный дом для приёма почётных гостей (предположительно арх. Покровский В. А.), напоминающий древнерусский терем.

  • В нём до 2008 г. располагалась экспозиция Верхотурского историко-архитектурного музея-заповедника. Здание стояло под охранно-пожарной сигнализацией в ожидании ремонтно-реставрационных работ.
  • Дом сильно пострадал при пожаре, произошедшем вечером 11 ноября 2010 г. Предполагается, что его восстановление будет завершено к празднованию 400-летия Дома Романовых в 2013 г. [2] (по другим сведениям – к 2014 г.).
Читайте также:  Река Верзаска самая прозрачная в мире

Святые

  • прав. Симеон Верхотурский (XVII в.)
  • прпп. Арефа и Илия Верхотурские (XIX в.)
  • прп. исп. Иоанн Верхотурский (ХХ в.)

Святыни

  • мощи прав. Симеона Верхотурского
  • мощи прпп. Арефы и Илии Верхотурских
  • могила прп. исп. Иоанна Верхотурского
  • частица Животворящего древа Господня
  • мощевик с 60 частицами мощей
  • частица мощей свт. Николая Чудотворца

Престольные праздники

Видео



Как добраться

Проезд: От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом (№ 84М Москва — Серов, № 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Расстояние — более двухсот километров. Поворот с трассы на Верхотурье (направо) — примерно через сорок километров после Нижней Туры. До Екатеринбурга же из столицы лучше всего ехать через Нижний Новгород, Казань, Ижевск. По прибытии в Верхотурье остановиться можно в монастырской гостинице или в гостинице, которая находится в центре города. Внимание! По дороге в Верхотурье не забудьте перевести часы на два часа вперед.

Адрес: 624380, Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, 1А.

Тел.: 8(34389)224-44 (канцелярия), 8(34389)225-98 и 8(922)296-36-87 (паломническая гостиница), 8(953)387-86-24 (православный музей).

Свято-Николаевский мужской монастырь в Верхотурье

Крестовоздвиженский собор и Николаевский храм Свято-Николаевского монастыря в Верхотурье

Святыни: Мощи праведного Симеона, преподобных Арефы и Илии, мощехранительные иконы

Краткая история обители

Свято-Николаевский монастырь, первая православная обитель в Зауралье, основан в 1604 году иноком Ионой, первым монахом Среднего Урала. Благодаря покровительству царей обитель была ограждена от нужд и притеснений. И все же до 1704 года монастырь жил трудно и был мало известен.

В 1704 году в Свято-Николаевскую обитель были перенесены мощи праведного Симеона, небесного заступника уральской земли. С этого времени монастырь становится значимым духовным центром России.

Николаевский храм Свято-Николаевского монастыря в Верхотурье в начале XX века

За следующих два столетия в обители были возведены три каменных храма. Первой в 1738 году была построена Николаевская церковь (снесена в 1936 году, уже в наше время, в 1999 году, на ее месте построен новый Николаевский храм), именно в ней до 1914 года покоились мощи Симеона праведного. В середине века территория монастыря была обнесена каменными стенами с угловыми башнями. В 1834 году освящен храм в честь Преображения Господня, а в 1863 году – надвратный храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Николаевская церковь Верхотурского Свято-Николаевского монастыря сегодня

Со второй половины XIX века почитание Симеона Верхотурского распространяется далеко за пределы Урала. С каждым годом растет поток паломников, стремившихся попасть в Верхотурье. Во многом именно поэтому в конце XIX века в жизни обители происходят перемены. С 1894 года монастырь преобразуется из штатного в общежительный, по образу святого Валаама (то есть отходит от навязанных государством в XVIII веке правил к истокам православного монашества). Для проведения реформ в обитель прибывают три валаамских монаха-аскета: отец Иов, ставший настоятелем монастыря, отец Арефа и старец Илия. С именем отца Иова связано введение в монастыре новых порядков, что привело к лучшему благоустройству внутренней жизни обители. В 1899 году по состоянию здоровья он был уволен на покой.

Новым настоятелем стал отец Арефа, который продолжил начинания предшественника. Несмотря на короткий срок управления монастырем, он успел многое построить, именно ему принадлежит идея строительства грандиозного Крестовоздвиженского собора.

Преображенский храм сегодня

Схимонах Илия был духовником монастыря, став наставником и незаменимым советчиком для братии во всех вопросах монастырского бытия. Он же положил в обители начало старчеству. Тысячи людей ехали из далека, чтобы увидеть отца Илию и спросить у него духовного совета. Уже в наше время архимандрит Арефа и старец Илия были прославлены в лике святых. В 1994 году были обретены мощи верхотурских подвижников, которые ныне почивают в стенах Свято-Николаевского монастыря.

Надвратный храм Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Фото 1909 года

Последним настоятелем монастыря стал отец Ксенофонт, при нем зерна нового монастырского строительства дали свои благостные всходы. Значение обители подчеркивает строительство самого большого во всей России в годы последнего царствования храма – величественного Крестовоздвиженского собора, куда были перенесены мощи Симеона Верхотурского. Говорят, в 1916 году в Синод поступило обращение о присвоении Николаевскому монастырю статуса Лавры. Но революция помешала этому свершиться.

Надвратный храм во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в наши дни

После 1917 года новая власть начала борьбу с церковью. В 1925 году монастырь был закрыт. Но монахам удалось сохранить скит на заимке Актай. Однако в 1928 году и это убежище иноков было разгромлено. В годы советской власти в стенах обители размещалась колония для несовершеннолетних преступников.

Надвратный храм, вид с монастырского двора, фото 1909 года

В 1990 году началось возрождение Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. 25 сентября 1992 года из Екатеринбурга были перенесены мощи святого Симеона Верхотурского, стала возрождаться традиция паломничества. Завершена реставрация храмов обители, приведены в порядок монашеские захоронения.

Николаевский храм и Крестовоздвиженский собор

Распутин и Верхотурье

Важная роль принадлежит Свято-Николаевской обители в жизни Г. Е. Распутина, крупной политической фигуре начала XX века, близкому другу царской семьи. В юности Григорий Ефимович испытывал большой недуг. Именно тогда, для того чтобы укрепиться духовно, в нем сформировалось непреодолимое желание совершить паломничество к святыням Верхотурья. Существует предание, что перед этим у него в поле случилось видение Божией Матери. Позднее на этом месте Григорий поставил крест. Правда, по версии его отца, Ефимия Андреевича, Распутин паломником сделался из лени, чтобы избежать тяжелого крестьянского труда.

Старейший на Среднем Урале Свято-Николаевский мужской монастырь. Фото начала XX века

Существует еще одна версия перевоплощения Распутина. Будто бы через родное для Григория село Покровское проезжал какой-то важный монах, и Распутин в качестве ямщика взялся довести его до Верхотурья. Существует мнение, что монахом этим был отец Сергий (Иван Николаевич Старгородский), возвращавшийся из Японии в Петербург. По дороге Распутин беседовал с батюшкой о спасении души, о судьбах России. Приехав в Верхотурье, Григорий остановился здесь, проникнувшись идеями христианства. Когда, позднее, Распутин впервые попал в Петербург, отец Сергий был ректором Петербургской духовной академии. Согласно этой версии, вхождение Распутина в высший петербургский свет как раз и случилось благодаря его старому знакомому.

Свято-Николаевский монастырь в Верхотурье сегодня

Сам Распутин так описывает результаты своего первого знакомства с Верхотурьем: «Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать дух истины и уврачевал болезнь бессонницы». После Верхотурья Распутин как бы заново родился. Встретивший его по дороге из Верхотурья домой односельчанин вспоминал, что «возвращался он тогда домой без шапки, с распущенными волосами и дорогой все время что-то пел и размахивал руками». Другой односельчанин рассказывал: «На меня в то время Распутин произвел впечатление человека ненормального: стоя в церкви, он дико осматривался по сторонам, очень часто начинал петь неистовым голосом».

1909 год. Николаевский монастырь: строительство Крестовоздвиженского собора

С тех пор не раз Распутин совершал паломничества в Верхотурье: в дни, когда требовалось духовное подкрепление, во времена семейных и личных неурядиц, он искал опоры в стенах Николаевского монастыря. К примеру, здесь Распутин искал утешения после внезапной смерти первенца, которая морально надломила молодого отца. Позднее его дочь Матрена писала: «Дни, когда он брал свою котомку и посох, чтобы отправиться в Верхотурье поклониться мощам св. праведного Симеона — его любимого святого, были счастливейшими его днями». Говорят, что Григорий Ефимович в течение долгого времени жил в Николаевской обители, обучившись там грамоте и письму.

Фото начала XX века, слева храмы Николаевского монастыря, справа — Свято-Троицкий собор

Во время первого своего пребывания в Верхотурье Распутин познакомился и обратился за благословением к старцу Макарию, монаху Свято-Николаевского монастыря, который был известен далеко за пределами Верхотурья своим благочестием и аскетизмом. Старец выслушал его с большим вниманием и дал благословение, став, по мнению многих современников, наставником Григория Ефимовича. В избушке старца, на отдаленной монастырской заимке Актай, и провел большую часть своего первого, трехмесячного, паломничества Григорий Распутин.

В избушке старца, на отдаленной монастырской заимке Актай, и провел большую часть своего первого, трехмесячного, паломничества Григорий Распутин

Семья императора Николая II и Верхотурье

В начале XX века завязались особые, очень близкие отношения семьи последнего русского императора Николая II со Свято-Николаевской обителью. Между царской семьей и братией монастыря в последние годы правления Николая II поддерживался активный обмен посланиями, в которых звучали самые теплые слова, что можно представить лишь при общении между родственными душами.

Крестовоздвиженский собор

В память 300-летия Дома Романовых в обители с 1905 по 1913 годы был воздвигнут самый большой за время последнего царствования и третий по величине в истории России (после Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя) собор, Крестовоздвиженский. Рассказывают, что во время освящения собора на настоятеле монастыря и протодиаконе были облачения нежно-сиреневого цвета – подарок императрицы Александры Федоровны. Они были «сшиты для торжественных служб из коронационного платья царицы и собственноручно ею вышиты. Это удивительный и единичный факт в истории». О необыкновенно теплом отношении царской семьи к Свято-Николаевской обители говорят и другие дары: вышитый самой государыней покров на раку Симеона Верхотурского с изображением праведного Симеона в полный рост, а также покровцы и воздухи, вышитые Великими княжнами для потира и дискоса в Крестовоздвиженский собор.

Дом для почетных гостей (Царский домик) в начале XX века

Но самым большим царским подарком монастырю стала небывалой красоты сень, которая была установлена в Крестовоздвиженском соборе в мае 1914 года над ракою праведного Симеона.

Дом для почетных гостей («Царский домик») в наши дни

В 1914 году Николай II с семьей собирался отправиться в долгожданное паломничество в далекое Верхотурье, но этой поездке помешала начавшаяся Первая мировая война. Для того чтобы принять царственных особ, на территории монастыря Г. Е. Распутин возвел в древнерусском стиле сказочный терем, сохранившийся до наших дней.

В «Царском домике» после паломничества семьи Николая II должен был остановиться на некоторое время наследник Алексей Николаевич: дело в том, что Николай Александрович и Александра Федоровна были уверены, что пребывание цесаревича в святом месте, рядом с мощами праведного Симеона, поможет ему поправить здоровье, а впоследствии и совсем окрепнуть.

У Николаевского храма, фото начала XX века

В дни последних испытаний, выпавших на долю членов царской семьи, продолжала сохраняться их незримая духовная связь с Николаевской обителью. Уже после убийства Романовых в Ипатьевском доме, среди икон, принадлежавших семье Николая II, значатся: «финифтевый образок св. Симеона Верхотурского, образ св. Симеона Верхотурского, малого размера, чеканенный на гипсе с деревянным основанием, в красках и как бы в золотой раме». Также с Верхотурской обителью связан указанный в той же описи образ святителя Николая Чудотворца со штемпелем: «Сия икона освящена на мощах святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца. 12 июня 1914 года».

Читайте также:  Рыбалка во Вьетнаме, как ловить и на что

Рака с мощами Симеона Верхотурского в наши дни

Но самым поразительным является тот факт, что по прошествии нескольких лет в злополучном Ипатьевском доме, где в предвоенные годы расположился антирелигиозный музей, в качестве антирелигиозного «экспоната» были помещены мощи праведного Симеона Верхотурского. Знаменательно и то, что даже само разорение Свято-Николаевской обители с 16 по 18 июля 1918 года произошло в одно время с убийством царской семьи.

Рака с мощами Симеона Верхотурского и сень над нею, фото 1909 года

Паломничество Елизаветы Федоровны

В июле 1914 года паломничество в Верхотурье совершила сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна. Ровно через четыре года Верхотурский уезд оказался местом ее мученической смерти.

Во время приезда в Верхотурье Великой княгини Елизаветы Федоровны в 1914 году

16 июля после торжественной встречи на вокзале Елизавета Федоровна направилась в Николаевскую обитель. Здесь состоялся крестный ход. Затем Елизавета Федоровна направилась в Крестовоздвиженский собор. Она приложилась к святым мощам преподобного Симеона. В половине седьмого вечера в Николаевском монастыре раз­дался колокольный звон, призывающий ко всенощному бдению. Елизавета Федоровна зажгла серебряную лампаду, которую она пожаловала к святым мощам.

Одна из башенок монастырской ограды в начале XX века

После Великая княги­ня отбыла в Покровский женский монастырь. 17 июля в Николаевском монастыре совершилась Божественная литур­гия, на которой присутствовала Великая княгиня.

Свято-Николаевский монастырь и «Царский» домик с берега Калачинского пруда

Далее случилось непредвиденное. Была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Первой мировой войны. На следующий день паломничество Великой княгини было прервано. На обратном пути, возвращаясь экстренным поездом в Москву, она дала из Перми телеграмму, адресованную отцу Ксенофонту: «Очень прошу помолиться особенно за всю мою семью и дорогую нашу Родину в ужасно скорбное, тяжелое время. Ваш небесный покровитель Си­меон Праведный меня прошлую войну укреплял, и теперь как бы получила его благословение. Елизавета».

Крестовоздвиженский собор и Николаевская церковь

Святые новомученики Свято-Николаевского монастыря

Адрес: Свято-Николаевский мужской монастырь 624390 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, 1-а.

Верхотурский Свято–Николаевский монастырь

Верхотурье: полезная информация

АвтострадаСеровский тракт Р352.
Поездст. «Верхотурье».

Верхотурье веками считался крупнейшим духовным центром Урала и Сибири. Сюда со всей России, как и прежде, направляются православные паломники помолиться святым иконам и мощам. С каждым годом город начинают посещать все большее количество туристов, которые едут в храмы и монастыри самостоятельно или в составе экскурсионных групп.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь является одним из самых значимых религиозных и культурных объектов города. Как правило, именно с него начинаются все тематические экскурсии. Расписание повседневных богослужений можно найти на официальном сайте монастыря.

Храмы

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на возвышенности в месте слияния двух притоков реки Туры. Он представляет собой храмовый комплекс, окруженный каменной стеной, в центре которого установлен Крестовоздвиженский собор.

Также на территории находятся храм святителя Николая Чудотворца и Преображенский собор, а над главными воротами размещается Симеоно-Анненская надвратная церковь. В стенах Николаевского мужского монастыря можно посетить музей, рассказывающий о жизни монахов на Урале.

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор был закончен в 1913 году ко дню празднования трехсотлетия династии Романовых. По объему храм занимает третье место после московского Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он примечателен своими фаянсовыми иконостасами, полностью восстановленными после периода застоя. Также внутри хранятся мощи Симеона Верхотурского.

Спасо-Преображенский собор

В Преображенском соборе проводятся ежедневные богослужения для прихожан и паломников со всей страны. Он был построен в 1836 году с архитектурой, отличающейся от классического русско-византийского стиля. На территории он сразу выделяется своей высокой колокольней. В соборе можно поклониться мощам преподобного Арефа.

Надвратная Симеоно-Аннинская церковь

Надвратная церковь является своеобразным входом на территорию монастыря. Названа в честь праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Возведенная в 1856 году, она первая встречает прихожан своими мозаичными иконами. Небольшое здание исполнено в традиционном для православных церквей образе.

Никольский храм

Храм в честь Николая Чудотворца самый новый из всех в Свято-Николаевском мужском монастыре. Дата завершения строительства приходится на 1998 год. Строительство велось на месте прежней старейшей каменной церкви, которая была полностью разрушена при советской власти. На стены здания снаружи и изнутри нанесены фрески с изображением святого. Иконостас храма имеет ценные православные иконы. Здесь размещаются мощи преподобного Илии.

Музей

Православный музей начал свою работу на территории Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря в девяностых годах. Его основателем стал игумен Тихон, который активно интересовался и собирал данные об истории православной церкви на Урале. Сейчас в коллекции музея собраны старинные документы, книги, фотографии, иконы, предметы быта и т. п.

При входе необходимо вносить пожертвования. Отсюда можно заказать экскурсию по всему монастырю и посетить храмы комплекса, а также в селах Меркушино и Красная Гора. Особой популярностью пользуется поездка до Актайского скита, где на поверхность выходит источник с целебными водами.

История

Годом основания монастыря считается 1604. Тогда инок Иона отправился к Борису Годунову, чтобы получить разрешение на возведение деревянного храма в честь Святого Николая Чудотворца. Царская семья передала во владение иконы, необходимую утварь и книги для проведения богослужений.

Вначале место носило статус мужской обители, а позже стало называться монастырем. С годами территория вокруг облагораживалась и в 1712 году на ней построили первую каменную церковь. Как и многие другие религиозные объекты в годы советской власти Свято-Николаевский мужской монастырь прекратил свою деятельность. Здания соборов и церквей пришли в упадок.

На этом месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Период возрождения начался с 1990 года. В монастырь перенесли церковную святыню — мощи Праведного Симеона. Провели восстановление и реконструкцию храмов и хозяйственных корпусов. Был учрежден православный музей, воскресная школа, училище и оборудована гостиница для паломников. На сегодняшний день здесь постоянно находятся более двадцати монахов.

Как добраться

Верхотурье — небольшой город, расположенный в трехстах километрах северней Екатеринбурга. Ежегодно его посещает тысячи паломников и туристов. Свято-Николаевский мужской монастырь — ключевая достопримечательность, находящаяся на восточной окраине города рядом с Кремлем. Добраться до него не составит особого труда. В Верхотурье есть железнодорожный вокзал и междугородняя автобусная станция. Также сюда можно доехать на автомобиле за 2–4 часа.

Поезда

Железнодорожный вокзал «Верхотурье» находится в 10 минутах езды от Свято-Николаевского мужского монастыря. Ежедневно сюда прибывают поезда и электрички из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Перми. Время в пути составляет от 5 до 12 часов соответственно.

Автобусы

Междугородние автобусы до Верхотурья отправляются с Северного вокзала Екатеринбурга. Стоимость проезда от 900 рублей. Дорога занимает около пяти часов. Автобусы отправляются ежедневно днем и вечером. Из Нижнего Тагила путь длится около трех часов.

Автомобиль

Маршрут из Екатеринбурга в триста километров проходит по Серовскому тракту Р352. Выезжая из города, необходимо придерживаться северного направления и двигаться по дорожным указателям «Верхотурье». Ориентиром может служить Поклонный крест на повороте в пункт назначения. В общей сложности поездка занимает порядка четырех часов.

Туристические места Свердловской области – город Верхотурье

Если просто столицей Урала называют Екатеринбург, то столицей духовной – Верхотурье. Достопримечательности данного города – это, в основном, церкви и монастыри. Сюда стремятся паломники со всей России. Расположен город в Свердловской области на реке Туре.

Возникло поселение в далеком 1597 году. Правда, известно, что ранее на этом же участке Бабиновской дороги существовал вогульский город под названием Неромкар, однако к тому времени он уже давно был заброшен. Более ста пятидесяти лет в Верхотурье находилась главная крепость по пути в Сибирь. 1600 год был отмечен учреждением таможни. Теперь здесь со всех товаров собирали пошлины. Это поспособствовало быстрому развитию города и возведению красивых каменных зданий.

В 1763 году таможню отменили, что, как можно догадаться, далеко не лучшим образом сказалось на развитии города. Однако уже к этому времени красивейшими постройками могло похвастаться Верхотурье. Достопримечательности, которые и сегодня влекут к себе множество туристов, существовали уже в 18-ом веке.

Первые постройки кремля относятся к 1598 г., когда на 25-метровом скалистом берегу Туры поставили ряд изб. С другой стороны постройки защищал двойной ряд бревен с землей. Крепость расширялась и перестраивалась, но в 1700 году полностью сгорела. После этого стали возводить каменные постройки, но, поскольку крепость уже не имела военного значения, новые стены окружили лишь дом воеводы и служебные постройки.

Ядро города было образовано кремлём, место для которого было выбрано в 1597 на скалистом утёсе. Пересечённая местность левобережья определа деление города на четыре части, сохранившиеся в генеральном плане 1780-х гг.

С территории кремля открывается панорамный вид на реку Туру и на город (частный сектор). Территория несколько не ухожена. Сейчас нынешний кремль уже тяжело назвать кремлем, скорее, это городище с постройками и одной крепостной стеной с бойницами, обращенной на центральную площадь.

Сохранились здание земского и уездного судов (1802), здание присутственных мест (1825), пожарное депо (1880е годы) и здание казначейства (1914). Три из них заняты учреждениями, четвертое отдано под временные выставки музея-заповедника.

Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Советская, д. 4

Музей расположен в деревянном доме, построенном без единого гвоздя. По легенде этот дом был выстроен специально для Григория Распутина, который намеревался лечить здесь царевича Алексея.

Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник был создан в 1999 году. В основу его фондов легло собрание небольшого муниципального краеведческого музея.

Залы краеведческого музея Верхотурья (Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник) посвящены истории и архитектуре города, а также уже давно не работающему Верхотурскому заводу коньков. Музей интересен тем, что сохранил в себе сам дух древности — экспозиция не обновлялась около 30 лет.

г. Верхотурье, ул. Советская, д. 8

Тюремный замок (1839 г.) располагался на въезде в Верхотурье с юго-востока. Сохранившийся проектный чертеж замка подписаны санкт-петербургским архитектором Шарлеманем. Тюремный замок имел прямоугольный в плане участок, огороженный высокой каменной стеной. В центральной части двора был поставлен крупный одноэтажный корпус с камерами для арестантов. При главном входе, ориентированном на Сибирский тракт, симметрично размещались две сторожки.

Читайте также:  Пляж Копакабана в Рио-де-Жанейро

г. Верхотурье, улица Свободы, 56, на восточной окраине города

Свято-Николаевский мужской монастырь

Первая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы была заложена в 1598 г. Построен в камне в 1703—1712 гг. соликамскими мастерами по указу Петра I. Главный престол освящен 16 апреля 1709 г.

В архитектурном облике Троицкого собора просматривается новаторский подход к стилевому решению объема и фасадных плоскостей. Удачно применяются тектонически закрепляющие углы трехчетвертные колонны, массивные на несущих четвериках и уменьшенные в сечениях на верхних восьмериковых объемах. Пропорции колонн на фасадах восьмериковых объемов приближены к классическим, условно отнесенным к коринфскому ордеру.

Закрыт в 1932 г. В 1959 г. храм получил статус памятника архитектуры мирового значения ЮНЕСКО. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. включен в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения. Богослужения возобновлены в 1998 г. Собору указом Правящего Архиерея придан статус Архиерейского подворья.

В 1910 г. церковь вошла в число фотографий С. М. Прокудина-Горского.

Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Советская, д. 6

Храм всех Святых Урала и Сибири

На берегах Туры, в том месте, где в давние времена праведник Симеон Верхотурский удил рыбу, построен большой деревянный храм. Строительство вели в течение трёх лет солдаты, служившие в этих краях. В 2005 году прошло первое богослужение.

Сооружение в стиле шатровых церквей получилось тожественным и очень красивым. Позолоченные кресты выделяются на фоне тёмных куполов, на окнах установлены резные наличники.

Этот храм – единственный на Урале, возведённый в память о сибирских праведниках. Недалеко от святыни находится камень Симеона Верхотурского и Ново-Тихвинский женский монастырь.

Территория ГЭС является закрытой. На берегу водоема местные жители устраивают пикники. Место красивое. В воде отражаются поросшие лесом невысокие горы.

Самый удобный способ добраться до Верхотурья — это автомобиль. От Екатеринбурга нужно проехать по Серовскому тракту 275 км, после чего свернуть по указателю «Верхотурье» и проехать еще около 30 км. Время в пути — примерно 4 часа. Еще один ориентир, который точно не даст свернуть с намеченного пути: указатель на село Николо-Павловское.

Также можно добраться на автобусах из Екатеринбурга (2-3 отправления в день с Северного и Южного автовокзалов, время в пути — около 5 часов). Ходят автобусы и из Нижнего Тагила, в пути около 3 часов.

Наконец, курсируют и поезда/электрички по линии Серов — Приобье, станция «Верхотурье». Из Екатеринбурга 2-3 поезда в день пройдут этот путь примерно за 7 часов. Из Нижнего Тагила электрички проследуют в пути порядка 5 часов. Даже из Перми 1-2 состава в день доставят до Верхотурья за девять часов.

1. Гостиница “Соболь” – двухместный номер – 3000 руб./сут

2. Гостиница “Монастырская”

3. Гостиница “Тура”

1. Закусочная «Анастасия» (ул. Карла Маркса, 2)

2. Кафе «Марилена» (Ленина, 10)

3. Кафе «Соболь» (русская кухня; ул. К.Маркса, 1а, в здании гостиницы)

4. Чайная «Монастырский чай» при Николаевском монастыре

Приезжайте в потрясающе красивый город – Верхотурье. Достопримечательности, описанные в статье, – это еще не все, чем он может удивить и порадовать гостей. На Актайской заимке находится животворный источник. Вода из него считается поистине чудодейственной. Совершить омовение здесь можно в любое время.

Свято-Покровский женский монастырь г.Верхотурье Епархиальный женский монастырь

История

женский монастырь был основан в 1621 году архиепископом Сибирским Киприаном (Старорусенниковым), следовавшим на Тобольскую кафедру через Верхотурье и, «видя многих стариц и дев, ищущих иноческой жизни, архипастырь разрешает поставить за острогом деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом разместить келии».

Таким образом в Верхотурье и вообще в Сибири был основан первый женский монастырь, а в следующем же 1622 году была назначена первая игумения Анисия.

Она обращается с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании хлебного и денежного жалования, а также просит помощи на устройство храма и ограды вокруг монастыря. 2 декабря 1622 года на ходатайство следует Царская грамота на имя верхотурского воеводы Пушкина. Из нее видно, что первое время своего существования Покровский монастырь был довольно обеспечен.

Пожар 1651 года уничтожил все строения, которые были деревянными. Настоятельница монастыря игумения Мария обращается к царю Алексею Михайловичу с прошением устроить в обители новую церковь. Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду.

В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает.

Благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина закладывается новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы () и двухэтажный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью — в 1776.

Сильный пожар 18 июля 1738 г. наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, Сибирский тракт переносят на Екатеринбург, умирает благотворитель обители Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря и монастырские храмы обращаются в приходские.
Монастыря не стало, однако сестры продолжали жить недалеко от Покровской церкви. Эта частная община была со временем принята под ведомство епархиального начальства и получила статус богадельни. Указ Святейшего Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает монахиня Агния. Для сестер была пожертвована обширная усадьба, в которой Покровская община и разместилась, заняв, таким образом, целый квартал города на левом берегу реки Туры. Новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы закладывают 12 сентября 1898 года, а освящают 11 сентября 1902 года.

В 1914 г., посещая в качестве паломников Верхотурские святыни, в обители останавливались Великая Княгиня Елисавета Федоровна и фрейлина Анна Вырубова.

Одной из знаменитых насельниц Верхотурской Покровской обители была игумения Руфина Кокорева (1872–1937), в миру Кокорева Ольга Андреевна. Поступила в обитель она в 1899 году, будучи уже инокиней Ольгой, перейдя из женского монастыря близ г. Соликамска по благословению Валаамского инока иеромонаха Арефы (Катаргина), ставшего в 1899 году настоятелем мужского монастыря в городе Верхотурье.

По инициативе инокини Ольги в общине появляются новые направления в работе рукодельной мастерской, изделия которой вскоре начинают пользоваться большим спросом. Ольга была поставлена в этой мастерской старшей, причем сама обучала сестер вышивке гладью и другим искусствам. Ее трудами был создан прекрасный хор: многие богомольцы приходили в Покровский храм специально для того, чтобы его послушать. Кроме этого, инокиня Ольга заведовала ризницей и обучала сестер чтению и пению. В марте 1904 года «за полезную деятельность» она была награждена Архипастырским благословением. А вскоре к ее послушаниям добавилось еще одно: она стала исполнять обязанности благочинной.

В Верхотурье Ольге пришлось испытать и тяжелые искушения. Вскоре по поступлении ее в обитель старые насельницы, исполнившись зависти, направили на нее ложный донос Екатеринбургскому Преосвященному, представив ее властолюбивой и деспотичной по характеру. Последовал указ о переводе ее в другой монастырь Екатеринбургской епархии — впредь до рассмотрения дела архиерейским судом. Она со смирением отправилась в назначенное место, но уже на другой день была оправдана. Инокиня Ольга вернулась в Верхотурский Покровский монастырь, где и оставалась вплоть до 1911 года. В этом году она переехала в город Чердынь, будучи избранной на должность настоятельницы возрождающегося монастыря. 18 октября 1911 года в Пермском Успенском женском монастыре, где более тридцати лет тому назад начинала свой иноческий путь, состоялся ее постриг в монашество с именем Руфина.

В начале годов территорию монастыря занял детский дом. В 1922 г. монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», но не смотря на это 16 апреля 1924 года монастырь все же был закрыт. В храме, вплоть до 1991 г., располагалась общественная городская баня.

5 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова) (+1993 г.). С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игумения София (Любых) (+2016 г.).15 октября 1996 г. совершилось освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы епископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном (Мироноввым).

25 сентября 2013 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Магдалина (Сулеменева). Сейчас в обители живет 30 сестер, которые ежедневно совершают иноческое правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе и на др. послушаниях. Своими трудами и молитвою, они стараются внести свой вклад в восстановление древней обители.

День в обители начинается с молитвы.

6:00 — Полунощница, а затем утреня и Литургия, на которых присутствуют все сестры обители, не занятые на кухне или скотном дворе. Подкрепившись духовной пищей, насельницы приступают к телесной.
10:30 — первая трапеза, обязательная для всех, после которой каждая сестра трудится на возложенном на нее послушании.
15:00 — полдник.
16:00 — совершается вечерня и правило для монахинь, состоящее из чтения трех канонов и акафиста.
19:00 — ужин.
20:00 — малое повечерие с чтением положенных дневных канонов.
Богослужение в обители совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.
Раз в неделю, по воскресным дням, игуменией проводятся душеполезные беседы с сестрами.

Особо почитаема в обители икона Богоматери «Умиление», которая была написана в начале ХХ века матушкой Ангелиной, настоятельницей соседнего Успенского монастыря, которая любила пешком посещать Дивеево и для своего монастыря подвизалась создать этот Лик. Вместе с сестрами своего монастыря сшила и вышила для нее бархатную ризу, расшитую бисером и камнями. Еще до революции икона прослыла как чудотворная. В годы безверия икона долго пряталась благочестивыми людьми, даже была закопана в землю около 40 лет. В годы, когда гонения на Церковь пошли на убыль, икону перенесли в Успенскую Верхотурскую кладбищенскую церковь, а в 1992 году передали в возрождающуюся Покровскую обитель.
Икона прославилась помощью бездетным родителям в даровании чад.
Каждое воскресенье перед этим чудотворным образом совершается Параклисис Божией Матери «Умиление».

Ссылка на основную публикацию