Мостар, старый мост в Боснии и Герцеговине

Экскурс по Боснии и Герцеговине. Старый мост в Мостаре.

Признаю, прошлая статья получилась уж очень маленькой со скромным количеством фотографий. Сегодня я постараюсь исправить эту ошибку, потому что город Мостар, по которому мы с вами будем гулять, очень красивый (не смотря на все еще сохранившиеся дыры в стенах от пуль), и имеет очень уникальную историческую достопримечательность – старый мост.

По следам Василия Острожского.

Знакомое имя в подзаголовке? Аха, я сам не ожидал, что Босния И Герцеговина тесно связана с Василием Острожским. Но, будем последовательны.

Не смотря на сильный ветер, малый трафик и наше очень раннее появление на шоссе после ночевки в Требинье, уже вторая машина остановилась возле нас с намерением подкинуть.

Водитель ехал прямиком в Мостар, вот так удача, если учесть, что до него около 100км, значит успеем и город посмотреть, и выехать далее по пути.

Если вы не в курсе, то вся страна расположилась на самой гористой поверхности земли, которую вы когда либо видели. Все поселения и города окружены горами, холмами и прочими неровностями, только успевай рот открывать по дороге. Возможно по этой причине между пунктами очень большие расстояния, пока объедешь все горки-пригорки.

Водитель оказался интересным мужчиной по имени Боян (ударение на О :)). То, что мы были русские его ничуть не смутило, скорее наоборот, хотя языка он нашего не знал, говорил по-сербски. Причем общались мы так, будто говорили на одном языке, я очень легко его понимал. Так что кроме водителя мы приобрели в одном лице еще хорошего собеседника и гида.

Именно Боян где-то на середине пути остановил машину возле вот такого места.

Оказывается, это изображение самого Василия Острожского. Вы спросите, что оно делает в Боснии? Все просто, святой целитель просто родился в этой местности, по этой же причине здесь поставили ему памятник.

Гористая местность Боснии, конечно, удивляет и утомляет одновременно, поэтому мы остановились на несколько минут у небольшого магазинчика, где наш новый друг угостил нас холодным чаем, а заодно попытался обрисовать общую обстановку в Боснии.

Люди говорят…

Забегая немного вперед (вы же знаете, что Боснию мы уже давно покинули), и обобщая информацию, полученную от общения с местными, я сделал некоторые пометки и умозаключения. Весь народ Боснии (по их же собственным словам) делится на три национальности: хорваты, сербы и мусульмане.

Сначала я тоже не понял, что за национальность такая – мусульмане, но все попытки выяснить этот вопрос ни к чему не привели, местные сами не знают, кто это, для них это не имеет никакого значения, главное что они мусульмане, поэтому их надо ненавидеть.

Представьте в вашей квартире живете вы – христианин, католик и мусульманин. Как вы думаете, насколько у вас хватит терпения жить с такими соседями? Подумайте, можете написать свои размышления в комментариях, это интересно!

Когда я путешествовал (даже самостоятельно) автобусом, я не вникал в политику, главная цель была – успеть все посмотреть в сжатые сроки. Но, при теперешнем образе путешествия, я понял, что мы не просто смотрим интересные места, не просто знакомимся с людьми, изучаем их культуру и быт, мы автоматически сталкиваемся с политическими и религиозными вопросами. Я никогда этим не интересовался дома, считая, что меня это не касается, пусть политикой занимаются “большие дядьки”, но как говорят, “чем дальше в лес, тем толще партизаны”. При общении с местным населением приходится сталкиваться с такими вопросами, и узнаешь такие вещи, которые по телевизору не покажут ни в коем разе, и знаете, я втянулся :). Возможно я даже стал немного понимать журналистов – охотников за уникальной или сенсационной информацией.

Так вот, принимая во внимание то, что в Боснии живут люди разных религиозных направлений, мы с Милой очень четко ощущали в стране напряженную обстановку. Началось это с посещения города Мостар, когда мы увидели “изрешеченные пулями” стены зданий, но это было чуть позже, после осмотра самой главной достопримечательности города.

Каменные улицы старого Мостара.

Наш добродушный водитель не только довез до Мостара, но еще и посоветовал, как нам лучше сделать для более удобного осмотра города.

Мы остановились возле стройки христианской церкви. Боян сказал, что мы спокойно можем попросить оставить там наши тяжелые рюкзаки и налегке прогуляться по туристическим местам Мостара.

Так и поступили. Поднявшись до безлюдной церквушки, мы с Милой для проформы навернули вокруг нее пару кругов, пока я не заметил женщину, выходящую из соседнего здания. Как оказалось – это была служащая при церкви, которая легко согласилась оставить на хранение наши вещи на пару часов. Столовую, где заняли свой угол рюкзаки, я просто не мог не сфотографировать.

Как и в любом старом городе, в Мостаре тоже имелась своя исторически-старая часть,

где улицы выложены “ноголомающей” брусчаткой, а торговые прилавки “толпятся” вокруг приезжих иностранцев.

Мы с Милой хотели быстренько проскочить мимо всего этого “базара” к мосту, который виднелся вдали, но наше внимание привлекла лестница в какой-то местный музей.

Одним глазом я заглянул в помещение музея, молодой человек, завидев редкого туриста, пригласил пройти и посмотреть раскопки старого Мостара и найденные реликвии совершенно бесплатно, вот так-так (интересно, за что такие привилегии?)! И пока служащий музея не передумал, мы шмыгнули в первую комнату.

В городском музее.

Весь музей оказался очень нестандартного вида, и расположился аж на 5 (или 6?) этажах одного из старых домов,

где на каждом из них можно увидеть различное вооружение или предметы быта.

А на стенах висят фотографии старого Мостара и целые расчетно-строительные таблицы Старого моста.

На последнем этаже, точнее на чердаке в маленькие окна можно увидеть крыши старого города.

Но музей на этом не кончается, после спуска молодой человек с видом большой секретности показывает на решетчатую дверь, мол можно и там посмотреть. “Только щеколду за собой закройте” – слышим мы вдогонку.

В подземных залах находятся раскопанные остатки былого Мостара. Ничего интересного, но можно от нечего делать потратить пять минут.

Старый мост (Stari Most) и его история.

Из музея мы вышли совершенно с другой стороны, но теперь долгожданный мост оказался ближе. Чем же это 28 метровое сооружение так примечательно, что сюда едут туристы со всего мира?

Изначально мост соединяет две части города, разделенные голубыми водами реки. И был он деревянным, но в 16в. лучшими инженерами была проведена реконструкция, и он стал каменным. Точно такого вида, каким вы видите его сейчас на фото.

Мост был сооружен настолько прочно, что простоял 400 с копейками лет без намека на разрушение. Ну вы сами видели “умопомрачительные” расчеты в музее (чуть выше).

К сожалению, в данный момент это не оригинал. Почему? Да потому что в 1993г. в хорвато-боснийской войне между тремя нациями, о которых я так же упоминал выше, он был уничтожен. И при одном из авианалетов, снаряд прямехонько угодил в мост, превратив его в груду камней за пару секунд. Вот скажите, разве не обидно?! Лично нам с Милой очень, а я представляю, как обидно было тем жителям, которые жили в Мостаре поколениями.

В 2004 году, конечно же, мост восстановили по всем старым чертежам. Но вы же сами понимаете, что современные технологии это совершенно отличное от инженеров 16в.

Вот такая грустная история. Не смотря на это, туристов тут все равно хватает. Если честно, то даже сложно перебраться через толпу на другую сторону.

Где-то читал, что на мосту есть молодые местные мальчишки, которые зарабатывают прыжками в воду прямо с моста и без страховки. Суть заработка выглядит как сделка между зеваками и прыгуном. Мальчик называет цену, за которую совершит прыжок, и пока нужная сумма не соберется с желающих поглазеть, он не прыгает. Сложность состоит в том, что такой момент поймать довольно трудно, и многие, так и не дождавшись, уходят без зрелища. К сведению, высота моста составляет 20м.

Мы никаких мальчишек не видели, поэтому, оказавшись на другой стороне, решили спуститься вниз к берегу реки, чтобы еще раз полюбоваться мостом.

Следы военных лет.

Время хранения нашего багажа истекало, поэтому мы с Милой пришли к общему решению, что лучше вернуться за рюкзаками, а потом еще прогуляться по городу. Сказано – сделано!

Пусть и прогулка выдалась не совсем легкой, зато интересной. Вот здесь мы подходим к тому, с чего я начинал статью.

Прогуливаясь по чистым улочкам города, каждый раз наш взгляд натыкался на потрепанные участки зданий, а кое-где встречались дыры как в решете. И чем дальше мы отходили от туристической части Мостара, тем больше видели подобных картин.

Вы верно поняли – это остатки былой войны, или я бы назвал “дележки территории”, которые напоминают до сих пор жителям о трагических минутах тех лет.

Признаться, выглядит мрачновато даже на фоне яркого жаркого солнышка. В одном из закоулков мы с Милой наткнулись на целый музей фотографии военных 90-х лет. Вход на мой взгляд дороговат – 3 евро. Но нам и холла с “показательными» вариантами хватило, чтобы понять, что война – это совершенно не весело.

Сейчас город восстанавливают, приводят в порядок, пытаются стереть следы ужаса. Я даже видел рисованный макет проектируемых модерновых зданий. Если им верить, то скоро Мостар станет еще более привлекательным для туристов. А пока периодически приходится смотреть на это…

Ладно, ребята, думаю на сегодня хватит достопримечательностей, политики и истории. А пока вы перевариваете полученную информацию, или быть может делитесь впечатлениями в комментариях, я пойду готовить новую статью теперь уже о столице Боснии – Сараево. Не переключайтесь, будет интересно :).

Мультипоисковики Aviasales и Skyscanner ищут билеты по всем авиакомпаниям. Оптимально искать на одно и то же направление у обоих, а покупать там, где дешевле. Узнайте также о секретах поиска дешевых авиабилетов.

Это возможно! С поисковиком турпутевок level.travel. Горячие предложения по всем туроператорам, легкий поиск и покупка.

Roomguru — поиск лучших цен на отели во всех главных системах бронирования. Максимальная экономия на жилье. Смотрите также советы — как найти недорогое жилье.

Cherehapa — сравнение и выбор лучших условий страхования своего путешествия. Полисы по действующим тарифам крупнейших страховых компаний и даже дешевле!

Комментарии через форму ВКонтакте:

Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (14) написали:

Урывками слышала, что в этом городе здорово, но кроме моста зачастую никто ничего не покказывал… шикарное ощущение от статьи, будто сама там побывала:) Спасибо:) А война — это всегда обидно. И в Варшаве, где королевский дворец в центре города отстроен в 20 веке с нуля, и в Мостаре с мостом((( Спасибо хоть турки, захватив Константинополь, не сравняли с землей Ая-Софию:)

Согласен с вами, Мария, война — неблагородное дело.
В Мостаре туристов больше никуда не водят, потому что некуда водить (в плане исторических памятников), а так как не все еще почистили от войны, то и пугать особо впечатлительных не хотят
Спасибо за отзыв

мальчишек не было на мосту, потому что уже все перевелись видимо

Черный юмор, Айдар?
Все может быть, но хочется верить в лучшее)))

Мостар замечательный город, душевный. Хотя мне больше приглянулся Сараево.

Когда то и я допишу свой отчет об этом городишке. У меня много фотографий улиц, жителей, мероприятий, праздников, памятников… Но, как и всегда, не написав отчет своевременно. теперь сложно заставить себя вернуться к забытым фоткам, перебрать, обработать и написать статью…

Читайте также:  Сахалин: что посмотреть из достопримечательностей

Согласен, у меня тоже еще куча всего, что надо бы дописать. Боюсь, текущий «трип» тоже придется отложить, ибо на носу уже следующий.
Нам тоже понравился Сараево, но в силу своей не особой любви к столицам, да и вообще к большим городам Мостар как-то ближе к «делу».
Денис, как я понял вы жили в БиГ? Если не секрет, по какой причине вас туда занесло? Долго ли жили? И вообще как впечатления от страны?

Так как Босния желает вступить в ЕС, время от времени там проходят самые различные мероприятия при поддержке ЕС. При моем участии рассматривались инвестиции на поддержку экологии государства со стороны Евросоюза, а так же курс общественных организаций на самостоятельное привлечение инвестиций от частных инвесторов.

Любопытно! Ну что ж, всегда рад новым знакомствам

Старый мост

Главная достопримечательность Мостара

  • Рейтинг
  • Исторический период XVI в., Османский период
  • Бюджет бесплатно
  • Художественный Стиль классический османский

Когда-то Старый мост назывался Новым, и продолжалось это первых лет сто. Официально в то время его называли Сулеймановым мостом, потому что был он построен по приказу султана Сулеймана Великолепного. Шло время, прилагательное «новый» к вековой постройке уже не очень подходило, стали его называть Большой мост, а когда над Неретвой появились и другие мосты, появилось название Старый мост.

Для Мостара Старый мост – смысл, символ и ядро городской жизни. Город отсюда и начался, с этих двух точек на берегах Неретвы, между которыми требовалось провести прямую.

Предыстория

Сначала появились башни – на столетие раньше Старого моста, в середине 15-го века. Между ними протянули ту самую прямую – канат для паромной переправы. Паром на своенравной Неретве – затея рискованная, мост был остро необходим.

Но до каменного моста было ещё далеко. Первый мост между башнями был подвесным, из деревянных досок и железных цепей. Качался от так, что путники обмирали от страха. Но путникам – им что, случайный аттракцион на долгом пути, а вот жителям Мостара приходилось несладко. Город равномерно развивался по обе стороны реки, дела требовали присутствия и там, и там, несколько раз на дню – жесточайший стресс, никакого здоровья не хватит.

Старый мост в Мостаре Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

К тому же мост ветшал, и пользоваться им становилось не просто страшно, но ещё и действительно опасно. Мостарцы послали прошение о новом мосте султану Сулейману.

На тот момент Мостар уже давно был одним из городов Османской империи. А империя без хороших дорог и, соответственно, мостов успешно функционировать не может. С приходом турок в Боснию и Герцеговину в короткий период было построено несколько десятков мостов. Два из них вошли в список мирового культурного наследия, ещё несколько – памятники национального значения.

Строительство

Но мы отвлеклись. Прошение мостарцев султан Сулейман удовлетворил и послал в Мостар молодого архитектора Хайруддина, ученика прославленного Синана. Организатором работ со стороны локальных властей был назначен Хаджи Мехмед-бег Караджоз (он же отвечал и за строительство самой величественной из мостарских мечетей).

Старый мост в Мостаре Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Работы начались в 1557 году, а в 1566 были завершены. Девять лет потребовалось Хайруддину на решение крайне нетривиальной инженерной задачи.

Классическая технология мостостроения того времени – несколько мощных опор, на которые опираются не менее мощные своды. Но установить в глубокую, стремительную и склонную к разрушительным наводнениям Неретву опору моста было невозможно. Оставалось опираться на скалистые берега, но в этом случае расстояние между опорами – почти тридцать метров, арок такого размера до Хайруддина ещё никто не строил.

Конструкция

До сих пор не выяснены все технические детали строительства мостарского моста. Например, как были установлены леса для него? Как эти леса выдержали многолетнее строительство?

Старый мост и его башни, вид с юга Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Но основные конструктивные моменты исследователям уже известны.

Вначале был выложен свод из 111 рядов каменных блоков. Блоки соединили железными клиньями. Далее на своде сделали рёбра жёсткости – по центру и по бокам. После этого возвели внешние стены, засыпали их дроблёным камнем до нужной высоты, сверху вымостили.

Парапет моста довольно невысокий, в те времена представления о безопасности были не очень строгие, архитектор этим воспользовался, чтобы получить силуэт настолько тонкий, насколько это возможно. Поначалу мостарцы даже не отваживались ступить на мост, таким тонким и хрупким он им казался. Городские легенды гласят, что Хайруддин провёл под мостом три дня и три ночи в доказательство его надёжности.

От верхней точки моста до нижних перепад высоты в три метра – весьма существенный уклон. Не знаю, как по мосту перемещались в старые времена, но при реконструкции по всему полотну добавили поперечные рёбра, без них был бы не мост, а аттракцион на радость туристам всех возрастов. Ну очень уж скользкий.

Уклон серьёзный, поверхность скользкая, без ступенек-рёбер не обойтись Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Нам бы очень хотелось рассказать не только о строительстве моста, но и о его дальнейшей жизни – всё-таки, более четырёх веков простоял он в центре Мостара, многое должен был повидать. Но, вопреки нашим ожиданиям, сведений о каких-то особых событиях на мосту и около него не сохранилось, так, обычная повседневная городская жизнь, конечно, со своими драмами, но не того масштаба, чтобы быть зафиксированными историками.

Разрушение и восстановление

Настоящая драма, вернее, трагедия в жизни моста разыгралась в последнем десятилетии 20-го века. В военном конфликте девяностых мост многократно обстреливался, пока свод не обрушился в воду. Это случилось 9 ноября 1993 года.

Уже в 1997 году, через два года после окончания войны начали задумываться о восстановлении моста.

Обломки извлекли из Неретвы и выложили на плато на берегу. Вначале была идея использовать для строительства оригинальный материал моста, но блоки оказались значительно повреждены, к тому же их было недостаточно, от идеи пришлось отказаться. Месяцами специалисты делали обмеры каждого блока, чтобы затем выполнить его точную копию.

Старый мост и башня Халебия, вид с юга Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Камень для моста добывали по возможности из тех же каменоломен, что и в 16-м веке. Там, где было возможно, использовали старинные технологии и ручную обработку камня.

Весной 2004 года мост был закончен, и 23 июня того же года торжественно открыт.

В 2005 году мост и прилегающий к нему архитектурный комплекс взял под свою защиту ЮНЕСКО.

Старый мост ночью Franco Pecchio, CC BY 2.0

Фотогалерея

Полезная информация

Старый мост
босн. и хорв. Stari most
серб. Стари мост

Кратко

Годы постройки: 1557-1566 гг.Архитектор: Хайруддин.
Длина: 28,6 м.
Ширина: 3,95 м.
Диаметр арки: 28,7 м.
Высота над водой (уровень воды летом): 20,3 м.
Материал: известняк, тенелия.
Разрушен: 1993 г.
Восстановлен: 2004 г.

Восхищение

Когда-то в мост была вмонтирована табличка с текстом: «Этот мост точно радужный свод; есть ли на этом свете подобный ему, мой Боже!»

Лучшие виды

С юга на мост лучше всего смотреть от устья речки Радоболи. Также хороший вид с Лучского моста, но далековато.
С северо-восточной стороны отличный вид открывается от мечети Коски Мехмед-паши. К сожалению, за удовольствие сделать хорошие кадры придётся заплатить – на смотровую площадку можно пройти только по билету в мечеть (4 КМ, около 2 евро).
Ничуть не хуже террасы ресторана Teatar (театр) на правом берегу реки, в него можно попасть из Табханы. Здесь наслаждаться видами можно под чашечку кофе.

Водопровод

Мостар стоит на полноводной реке Неретве, но берега её высоки и скалисты, попробуй наноси воды для домашних нужд, не говоря уже о садах и огородах. В правобережной части Мостара протекает чистая речка Радоболя, которая решала проблемы водоснабжения этой части города. В 16-м веке водой из Радоболи начали снабжать и левый берег. Водопровод прошёл по мосту, и удивлённый увиденным знаменитый путешественник Эвлия Челебия записал: «Это мост, над которым и под которым течёт вода».

Железная ограда

Нет никаких исторических сведений, когда и кем на мосту установлена железная ограда. В народе об этой ограде сложили легенду.
Среди мостарских мальчишек считалось особой смелостью пройтись по парапету Старого моста с одной стороны на другую. Один неосторожный шаг – и смельчак летит в воду. Если умеет плавать, может, и выберется из неретванских стремнин. Но везло не всем.
Один юный подмастерье нёс обед своему мастеру из корчмы на другом берегу реки. По мосту – скучно, взобрался на ограду, сделал несколько шагов, горшок с обедом перевесил… Не выплыл. А был он у матери единственным сыном. Безутешная мать продала всё, что было в её доме, и заказала мостарским кузнецам железную ограду моста, да такую, чтобы даже и в мыслях не было по парапету прогуляться. Поэтому прутья огибают парапет с двух сторон.

Прыжки с моста

А из опыта тех кто упал, но выплыл, появился местный вид спорта – прыжки с моста. Каждый год в конце июля проводятся соревнования между лучшими прыгунами. Традиции уже более четырёх веков.

Старый мост в Мостаре

Балканы очень богаты на красивые и необычные мосты. Про самый главный мост Черногории я уже писал. Пришло время самого известного моста Боснии и Герцеговины. Находится он в городе Мостар и называется просто – Старый Мост.

Свою историю мост ведет с XVI века и является объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Но тысячи туристов со всего мира приезжают сюда не из-за истории, а благодаря отчаянным смельчакам, совершающим опасные прыжки с моста в реку.

Этой традиции почти столько же сколько и самому мосту. Первое письменное свидетельство о прыжках относится к 1664 году. Прыжки совершаются с высоты 24-30 метров (в зависимости от полноводности реки), а температура воды близка к нулевой, что делает эти мероприятия очень опасными.

1. Город Мостар считается неофициальным центром исторической области Герцеговина, то есть той части страны, которая этнически и культурно близка Хорватии, хотя хорватов здесь примерно столько же сколько и боснийцев. Находится Мостар на реке Неретве и является четвертым по количеству населения городом страны.

История моста очень символична. Он был построен в 1557—1566 годах, когда Балканы находились под властью османов. Зодчий Мимар Хайреддин выбрал для моста форму дуги с ярко выраженной серединой. Поэт Дервиш-паша Баезидович в XVI веке сравнивал мост с радугой, турецкий географ Хадзи-Калфа считал, что свод моста «удивит всех мастеров мира». Османский путешественник Эвлия Челеби XVII века замечал, что «перешёл шестнадцать империи и не видели такой высокий мост». В то время мост был символом добрососетских отношений хорватов и мусульман, живущий на разных берегах Неретвы.

А через 427 лет, во время Хорватско-бойснийской войны, мост был разрушен. Армия боснийских хорватов начала обстрел моста из 100 мм пушек Т-55 с расстояния два километра с холма Хум на юго-западе. Танковый обстрел длился два дня. До обрушения он получил свыше 60 попаданий. Вместе с мостом обрушились каменные башни и часть скалы, на которую мост опирался. И руины моста стали символом жесточайших Балканских войн.

А в 2004 году мост был восстановлен усилиями ЮНЕСКО, Всемирного банка, Хорватии, Турции, Италии, Нидерландов и Франции. Теперь мост символизирует возвращение к мирной жизни.

А с воскрешением моста в Мостар вернулась и традиция прыжков с него.

Читайте также:  Зона молчания в Мексике, все правда об аномалии

2. Прыгают в реку местные не просто так, а за вознаграждение, которое собирают с туристов. Стать прыгуном в Мостаре не просто. Это довольно закрытая группа людей, которые занимаются этим всю жизнь, начиная с детства.

3. В помещениях, прилегающих к мосту находится небольшой музей. А еще здесь есть каморка, где прыгуны греются, отдыхают и мечтают бросить свое опасное занятие.

4. Один из прыгунов-ветеранов. Его можно увидеть на фотографиях туристов десятилетней давности.

5. Во время прыжка прыгуны не отталкиваются, не подпрыгивают, а как будто бы просто падают вниз, расставив руки в стороны и согнув ноги в коленях.

6.

7.

8. В воду входят ногами, выпрямляя их в самый последний момент.

9. И сразу на берег! Всего за минут, проведенных в воде, прыгун очень сильно замерзает.

10. Вот такая опасная традиция.
Интересно, много бы приезжало сюда туристов, если бы прыжки в воду запретили?

11.
Ночью в реку никто не прыгает. Прыгуны отдыхают и тратят заработанное в местных барах, а туристы заполняют собой многочисленные ресторанчики и дегустируют балканскую кухню. То есть, тоже отдыхают и тратят заработанное.

Небольшой репортаж от начинающего влогера ))

Старый новый мост

Старый Мост (Stari most) — одна из самых знаменитых достопримечательностей не только Мостара, но и всей Боснии и Герцеговины.

Мост протянулся над рекой Неретвой, делящей город на две части — хорватскую и мусульманскую. Он имеет высоту 28 метров и ширину 4 метра, и уникален своей необычной «горбатой» формой и архитектурой опор.

Мост через Неретву был построен в Мостаре в 1566 году, при Сулеймане Великолепном, хотя люди на берегах реки селились с 4 века. Считается, что до постройки Старого моста здесь уже существовали более ранние мосты, из дерева. Каменный мост построил Мимар Хайруддин, ученик знаменитого османского зодчего Синана (Абдульменнана оглу Синанеддина Юсуфа), который в своё время возвёл тот самый Мост над Дриной в Вышеграде. Для своего времени мостарский мост имел самую большую независимую арку из камня в империи.

У Старого моста, как и положено всем уважающим себя древним строениям, есть свои легенды.

Рассказывают, например, что нынешний мост был построен только со второй попытки. Первая попытка провалилась, когда Хайр у ддин решил возвести опоры сооружения ниже по склону скал, в месте с рыхлой почвой, и первым же паводком, вызванным ливнями, мост был снесен. Сулейман Великолепный приказал построить новый мост, но если обрушится и он, то строители во главе с архитектором будут казнены.

Отсюда следует и другая легенда, согласно которой строители, испугавшись слов султана, замуровали в толщу моста жену архитектора Хайр у ддина, чтобы она оберегала мост.

Ну и согласно третьей легенде Хайруддин сбежал из города ещё до окончания строительства. Вместе с женой. Как бы чего не вышло.

Мост, простоявший более 400 лет, был разрушен в боснийск ую войн у 1992–1994 годов. Кстати, люди говорят, что когда мост взорвали и его фрагменты упали в воду, зелёная Неретва стала красной, что вполне может соответствовать действительности, учитывая количество жертв и то, что при кладке моста использовался красный глинозём.

По обеим сторонам от моста имеются камни с надписью Don’t forget (Не забывай) . Рассказывают, что они — память о той последней войне: сначала на одном берегу воевали мусульмане и сербы , и жители пытались скрыться на другой стороне города, за мостом, где жизнь была относительно мирной. Однако и сюда пришла война — мусульмане начали воева ть с хорватами, тогда как с сербами было заключено перемирие .

Фотографии камней бессовестно украла у уважаемого Димаша Летеча на jugoslovo.com. Простите, честно не знала про эти камни ничего, а то бы нашла их обязательно, несмотря на эту невообразимую толпу людей.

В 1993 году мост взорва ли — п о нему был и выпущен ы сотни снарядов . А уже в июне 1994 ЮНЕСКО приняла решение о необходимости восстановления моста. С 2001 года мост и его фрагменты, упавшие в Неретву, исследовали ученые и архитекторы, строительные работы начались в 2003 году, и в 2004 году мост торжественно открыли в присутствии видных политических деятелей со всей Европы. Строение включили в список культурного наследия ЮНЕСКО, сейчас оно является символом мира между людьми, независимо от их вероисповедания и национальной принадлежности.

Для строительства моста использовали белый камень , очень скользкий как в дождливую погоду, так и в солнечную, когда материал перегревается на солнце. Вид у брусчатки на мосту таков, будто её полировали миллионы ног на протяжении многих веков.

lavagra

Живущим, жизнью насладиться здесь (Г.Ю.Цезарь)

Мостар – последний почти полностью разрушенный и восстановленный город Европы.

Любой, кто побывал в Боснии и Герцеговине знает, что есть здесь один город, который просто нельзя не посетить. Речь идёт о Мостаре. Всему миру этот город известен по своему старому мосту, который разрушили во время военных действий 23-летней давности и затем восстанавливали всем миром. Мост этот, и правда, удивительный, впрочем, как и весь город, раскинувшийся в речной долине между местных горных круч.

Не менее удивительна и его история. Только уже из-за неё сюда стоит приехать. Именно здесь можно на себе ощутить главный конфликт нашего времени – противостояние между мусульманами и христианами, которое случилось всего-то 25 лет назад. По сути, Мостар целиком представляет собой своеобразный памятник недавней войне, в результате которой он чуть не был полностью стёрт с лица земли в угоду амбиций враждующих сторон.

Давайте вместе пройдёмся по нему и вспомним с чего всё начиналось, как закончилось и закончилось ли.

Во время нашей прошлогодней поездки по Боснии и Герцеговине в Мостаре меня не покидало ощущение раздвоенности. С одной стороны этот город очень притягателен для глаз. В старой его, полностью восстановленной части расположено огромное количество ресторанов, национальных коноба-трактиров и сувенирных магазинчиков. Этакий типичный туристический центр Европы с лёгким налётом мусульманской культуры!

Но стоит выйти за пределы отреставрированной части города, Мостар выглядит уже совсем иначе. Множество разрушенных и так и не восстановленных зданий, стены домов со следами от пуль и множество калек среди местного населения очень живо свидетельствуют, что война здесь закончилась совсем недавно и эта война была безумно кровопролитной, а город ещё не оправился от этого потрясения.

Да, уже прошло 25 лет, но стоит знать, что во время того конфликта в городе было разрушено 90 процентов зданий и погибло более 2000 человек. Ужасающие цифры для Европы конца XX века, которые не укладываются в голове.

Так уж получилось, что Мостар уже пять столетий стоял на границе цивилизаций. Некогда на этом месте располагалось древне-римское военное поселение. Позже здесь прошёл важный торговый путь от побережья Адриатики в глубь страны. Через бурную реку Неретву был перекинут деревянный мост, который соединил два средневековых поселения Небойша и Цимскиград. Но всё же историю Мостара принято считать начавшейся с приходом в эти места пять с половиной столетий назад турков-османов.


6.

По личному приказу султана Сулеймана Великолепного здесь был отстроен удивительный каменный мост, ставший главным украшением города. Эта арка в 28 метров длинной была построена в 20 метрах высоты над рекой и соединила две соседние скалы. Она стала одним из самых узнаваемых символов Боснии.

Поэты называли его „парящей в небесах радужной аркой“, а известные путешественники разных времён старались побывать в Мостаре, только ради возможности увидеть это боснийское чудо.

С давних времён этот мост как бы объединял две части города, где с западной стороны реки жили преимущественно католики-хорваты, а с восточной предпочитали селиться мусульмане-босняки. Кстати, и в наше время население города поделено практически поровну между этими двумя группами. И жили они вполне мирно даже во времена обеих мировых войн. Но, видимо, всё-таки внутренняя неприязнь и личные обиды здесь была всегда, также как и религиозная вражда.

Распад Югославии в 1991 году не сразу сделал врагами вчерашних соседей. Почти одновременно о своей независимости объявили Босния и Герцеговина и местная хорватская республика Герцег-Босна.

Мостар атаковала сербская югославская армия и тогда хорваты были вынуждены объединится с босняками против внешнего врага. Но тот союз был очень не долог. Лишь только из города ушли военные силы сербов, тут же началась междоусобица. Хорватские военные начали зачистки западной части города от мусульманского населения. Постепенно все боснийцы были выдавлены в восточную часть города. Но и этого хорватам показалось мало. Окружённый со всех сторон восточный Мостар постоянно обстреливали. Апофеозом осады стало разрушение старого моста. В древний мост было выпущено более 80 танковых снарядов. Мост перестал сущеествовать.


11.

Даже после заключения перемирия между боснийцами и хорватами, стычки в городе не прекращались. Все эти события отложили сильный отпечаток на современный Мостар.

Кажеться, город становится типично туристическим центром, но обольщаться не стоит. Внутреннее напряжение здесь будет существовать ещё очень долго. Ни хорваты, ни боснийцы не забыли прошлых обид.

Конечно, простым приезжим, типа нас, можно от этого абстрагироваться и наслаждаться безусловной красотой города, гулять по его старинным улочкам, смотреть рассветы и закаты с его знаменитого Старого моста.

Он, действительно, был восстановлен очень аккуратно и в соответствии со всеми историческими нюансами. Это подтверждает и включение его в список культурного наследия Юнеско.

Город стоит увидеть и днём, и ночью.

Его подсветка в темноте дарит незабываемые ощущения.

Мы здесь были в конце апреля, поэтому туристов было не много. Похоже Мостар от этого только выигрывал.

Вообще, город этот очень притягательный.

По вечерам и ранним утром здесь можно услышать пения муэдзинов, а в полдень колокольный звон церквей и костёлов.

Здесь можно восхищаться старинными мощёнными улочками.

Можно тащиться от местной кухни.

Наблюдать, как на глазах город отстраивается и меняется в лучшую сторону.

Можно заблудиться и забрести в удивительные места.

А ещё можно поражаться разрухе и мусору, чуть в стороне от туристических маршрутов.

Находить остатки прошлого в непривычных местах.

Искать неожиданные ракурсы и экспозиции.

И гулять до полночи, пока ноги ещё держат бренное тело.

С ночлегами в Мостаре нет проблем. Мы сами снимали большие апартаменты неподалёку от самого центра по цене всего-то 28 Евро. Судя по всему их хозяином был заядлый рыбак. Тому свидетельствами были многочисленные детали в этом жилище.

Что и говорить, Мостар – очень живой, многонациональный город. Этим он и интересен в первую очередь.

Хочется верить, что его раны войны со временем заживут, и он сможет прожить ещё минимум лет 500 без войн и вражды. Как Мостару, так и всей Боснии с Герцеговиной будет этот только на пользу.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТравелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.

Posts from This Journal by “Босния и Герцеговина” Tag

Требине – родина сербского национализма

Этот город в Боснии и Герцеговине знаком далеко не каждому. Его называют часто городом вина, солнца и платанов, стараясь не вспоминать его…

Почитель – во что мусульмане превратили европейский город!

На реке Неретве в Боснии и Герцеговине в нескольких десятках километров от Адриатического моря есть городок Почитель (Počitelj). Его прошлое и…

Текие Благай – как выглядит спа-отель для странствующих босяков и бомжей-философов

Нынешний отельный бизнес практически не мыслим без СПА-услуг. Водные расслабляющие процедуры в купе с максимальным уровнем комфорта номеров…

Читайте также:  Остров кукол в Мексике, самое жуткое место в мире

Сараево – город с плохой кармой, но хорошими перспективами

Последнее время европейцев с завидной регулярностью пугают тотальной исламизацией. Плохо или хорошо это понять сложно. Зато можно на примере…

Легендарные места Боснии или по следам боевой славы Броза Тито

Босния – страна с сильно заниженным потенциалом интересных достопримечательностей. Мостар и Сараево ещё могут похвастаться вниманием…

Горы, которые построили инопланетяне, или развод по-боснийски

Так уж получилось, что в Боснии нет памятников мирового значения. Нет здесь и курортов, собирающих тысячи отдыхающих. Да, здесь есть удивительно…

Детали путешествия между войной и миром по Боснии и Герцеговине

Есть множество причин не ехать в Боснию и Герцеговину. Здесь множество мусульман, высокий уровень безработицы, почти на каждом шаге можно увидеть…

Анонс балканско-баварского путешествия налегке

Дух приключений и авантюризма всегда оживает во мне с приходом весны. В это время тяга к дальним странствиям перевешивает остальные доводы с…

Едем в Боснию и Герцеговину

Встречай новую историю в рубрике «Полуфабрикат»: Оля Талантова, писательница из Самары, вдохновилась кинолентами Кустурицы и отправилась в путешествие по Боснии и Герцеговине. В короткий, но насыщенный маршрут попал старый город Мостар, монастырь в Благае и водопады Кравице.

Мостар

Мостар – исторический центр Герцеговины, город с живописными видами, прекрасными мостами через реку Неретва и добродушными местными жителями (50% из которых – хорваты, 40% – боснийцы и около 4% – сербы). Это пятый по количеству населения город в стране. Здесь много мечетей: большинство жителей мусульмане.

Как добраться до Мостара?

Мостар – крупный транспортный узел страны, и добраться сюда можно несколькими способами. Проще всего попасть сюда из Сараево: автобусы перевозчика Autoprevoz-bus совершают рейсы 7 раз в день, самый ранний – 06:00, самый поздний – 19:55. Доедешь за два с половиной часа, а один билет обойдется примерно в 10 марок (€ 5). Электрички из столицы в Мостар ходят 2 раза в день – время прибытия 9:02 и 18:27. Расписание найдешь у железнодорожной кассы. Можно попасть в город и из Черногории: к примеру, автобусы из Будвы до Мостара ходят 2 раза в день, в 11:30 и в 22:40. За билет отдашь € 24. Из Тивата довезет автобусный перевозчик Globtur Doo за € 23,5.

Наше путешествие начиналось с Черногории, поэтому мы добирались до Мостара из Будвы вечерним автобусом. Если ты планируешь снова вернуться в Черногорию – на автовокзале Будвы есть камеры хранения, где за € 2 можно оставить свои чемоданы на сутки. Дорога займет около 7 часов, а еще тебя может ждать сюрприз – вместо нарисованного на рекламных листовках огромного автобуса в большинстве случаев приезжает обычная маршрутка, в которой вытянуть ноги – настоящая проблема. На границе Черногории и Боснии есть паспортный контроль: водитель собирает паспорта и передает их на пост. В нашем случае весь процесс занял не больше 30 минут. Автовокзал (Autobusni Kolodvor) Мостара совмещен с железнодорожным вокзалом: здесь есть несколько кофеен, один ресторанчик и платный туалет за 1 марку (€ 0,5). В 10 минутах ходьбы отсюда – старый город.

«Тебя может ждать сюрприз – вместо нарисованного на рекламных листовках огромного автобуса в большинстве случаев приезжает обычная маршрутка, в которой вытянуть ноги – настоящая проблема»

Платить в Боснии и Герцеговине можно как марками, так и евро. В основном, принимают только кэш – мы даже называли свой трип «онликэш». Стоит учесть, что расплачиваться можно только бумажными купюрами евро (монет в обороте нет). Если отдашь крупную купюру, то готовься к сдаче в местной валюте. На центральных улицах много обменных пунктов, которые можно узнать по желтым табличкам, но мы ими не пользовались: просто платили в евро и получали марки на сдачу. В старом городе и возле вокзала множество апартаментов, отелей и хостелов. Мы остановились в хостеле Yellow House Hostel (Marsala Tita 60) – он был больше похож на апартаменты без кухни и обошелся в € 22 за сутки в двухместном номере.

Магазины, лавки, кондитерские и кофейни Мостара открываются рано – многие с 7 утра. Одни из самых популярных сетей супермаркетов в Мостаре – «DM» и «Konzum», которые работают с 09:00 до 23:00. А множество пекарен расположились на улицах Majdan и Marsala Tita: мы выбирали Pekara Galeb и Old bridge bakkery. В центре старого города много ресторанов, рассчитанных на туристов, однако и в них общий чек на двоих составит не больше € 15. Большие порции, бесплатный wi-fi, живописные виды на горы, старый город и мосты – что еще нужно для счастья? Из мест, которые понравились нам – ресторан Hindin Han (Jusovina bb) , Sadrvan (Jusovina 11) , National Restaurant Cevabdzinica Tima – Irma, Kriva Cuprija, Ascinica Balkan и множество кафе на улице Majdan.

Главное пиво Мостара – это Mostarsko Pivo и PAN. Не упусти возможности попробовать, оно того стоит – и подают его почти во всех кафе и ресторанах. А если хочешь прочувствовать дух барной жизни Мостара, зайди в местные пабы Duradzik, Black Dog Pub и Mostar Pub Crawl.

Главные достопримечательности каждого города – это, конечно же, люди. А в Мостаре это люди, а еще мосты и мечети, которые они построили. Самый популярный из мостов – Старый мост (Stari Most) . Фотографии на его фоне рвут инстаграм, а сам мост – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Застать его голым (то есть без толпы туристов) возможно ранним утром и после 23:00. В дневное время на нем любят загорать полуобнаженные местные жители, ловко уцепившись за перила. Вечером это очень атмосферное место: мост красиво подсвечивается. Второй по значимости мост – Кривой мост (Kriva Cuprija) . Это арочный мост, который является переправой через реку Радобля (приток Неретвы) и расположен недалеко от Старого моста.

«Старый город – это торговые лавки, мосты, мечети, разрушенные здания и даже памятник Брюсу Ли»

Старый город сам по себе является достопримечательностью. Это узкие мощеные улицы, торговые лавки, мосты, мечети, католические церкви, разрушенные здания и даже памятник Брюсу Ли в парке Зреньевац. Одни из самых главных мечетей Мостара – Караджозбегова мечеть недалеко от Старого моста и мечеть Коски Мешмед-паши с величественным минаретом на фоне балканских гор. Именно она является фоном Старого моста на снимках.

Благай

Город Благай находится в 12 км от Мостара. Сюда едут, чтобы полюбоваться живописным видом на исток реки Буна и текке – монастырем дервишей в скале. Монастырь построили в XIX веке, как можно дальше от домов городка Благай. Однако в настоящее время текке – популярная у туристов достопримечательность, а уединенность нарушают многочисленные кафе на берегу Буны. Вход в текке стоит 4 марки (€ 2), но можешь не тратить деньги, а просто перейти на бесплатную смотровую площадку на другом берегу – оттуда откроется один из самых красивых видов на текке, скалы и небольшой водопад. Обычно туристы ограничиваются посещением только монастыря, но в самобытном Благае тоже есть что посмотреть. А по дороге из текке в город мы встретили маленькую деревеньку, напоминающую деревню хоббитов: не больше 8 домов с маленькими мостиками, печками, тишиной и умиротворением.

Как добраться в Благай?

Каждые 2 часа между Мостаром и Благаем курсируют автобусы, билет купишь у водителя за 2,10 марки. Мы же домчались на такси за € 10: приятный босниец улыбался и рассказывал, откуда на горе

Хум католический крест, какая мечеть справа от нас и какое население в Мостаре и Благае. Учитывай, что пунктуальность транспорта (включая железнодорожный транспорт) – не конек Боснии и Герцеговины. На остановке будет висеть расписание автобусов, однако расхождение между желаемым и действительным может составить полтора часа. По выходным многие маршруты сокращены или вовсе не ходят.

Capljina – Водопады Kravice

На следующий день мы отправились в соседний город Ćapljina, из которого можно добраться до еще одной прекрасной достопримечательности Боснии и Герцеговины – живописных водопадов Kravice.

Самый быстрый и дешевый способ попасть из Мостара в Ćapljina – железная дорога. Поезда Sarajevo-Ćapljina с остановкой в Мостаре ходят 2 раза в день (в Мостар они прибывают в 09:02 и 18:27). Дорога займет полчаса и будет стоить 10 марок (€ 5) за место в вагоне 2 класса. Бонусом – бесплатный wi-fi, розетки, удобные сиденья и чудесный вид из окна. Еще один вариант – автобусы Centrotrans-eurolines. Сразу возле вокзала найдешь стойку информации для туристов (ее легко заметить по желтым обозначениям), несколько кафе, пекарен и супермаркетов – это подходящий момент, чтобы прикупить продуктов и напитков в дорогу до водопадов.

Водопады Кравице расположены между городом Ćapljina и деревней Ljubuški, недалеко от населенного пункта Studenci. Три раза в день из Ćapljina в Ljubuški ходят автобусы. Мы же, проверив расстояние между этими населенными пунктами, решили пройти 12-13 километров пешком, накупив еды для пикника. Путь лежал через удивительные тихие деревни: Ćapljina, Trebižat, Krča, Prćavci, Stubica, Studenci, Glavica, Treseljevina, Mahala Pirići, Pregrađe, Jurjevica, Ljubuški. Первые 4 километра рядом с дорогой и домами проложены пешеходные тропинки, однако с исчезновением домов и появлением садов и огородов тропинки пропадают. Пришлось идти по обочине. Нужно было быть внимательными – в некоторых местах это действительно опасно, потому что боснийцы любят полихачить и посигналить пешеходам от души. Зато по дороге нам помогали отзывчивые местные жители, которые подбадривали «Еще немного, еще 4 километра, потом налево, и еще 4 километра». Боснийцы широко улыбаются, громко приветствуют и вежливо спрашивают, не нужна ли помощь. Через 20 километров мы увидели на дороге долгожданный указатель Waterfall Kravice и попытались максимально быстро пройти оставшиеся 4 километра. И вид водопадов стоил этого пути.

Вход в заповедник стоит 6 марок (€ 3). У входа есть парковки для автобусов, автомобилей, несколько апартаментов для проживания, ресторанчик, продуктовые и сувенирные лавки. Ориентироваться на территории самого заповедника легко: есть множество карт и указателей. Мы прошли к самым большим водопадам. Рядом с ними есть 2 ресторана с довольно кусачими для Боснии ценами. На берегу много туристов, в ресторанах – много туристов. Чтобы перебраться на сторону, что ближе к водопадам, нужно заплатить € 5 с человека, чтобы чувак с усами, в шляпе и лосинах, да еще и с желтым веслом, перевез тебя через ручей длиной чуть больше 10 метров (а € 5 в Боснии – это полноценный ужин). Впрочем, можно найти обходные дорожки через суженное русло реки. Тропинка натоптана, и шум водопадов зовет в нужном направлении. Стоит провести несколько часов у водопадов и никуда не торопиться. Рокот воды успокаивает и вдохновляет.

Через несколько часов мы направились в сторону указателя, чтобы попробовать вернуться в Ćapljina на автобусе, но оказалось, что автобус идет немного другим маршрутом, потому добраться прямиком к водопадам ни на чем, кроме такси, не получилось бы. Мы отправились к деревне Ljubiški (это 8 км), где и заночевали (эта ночевка обошлась нам в € 39). На карте был отмечен автовокзал: на деле оказалось, что это будка метр на метр и 4 пыльных автобуса. В воскресенье транспорт из Ljubuški в Ćapljina не ходит вообще, так что мы снова воспользовались такси – это стоило € 10. После этого мы снова вернулись в Черногорию, а Босния и Герцеговина осталась для нас страной с прекрасным климатом, величественными горами и улыбчивыми людьми.

«Боснийцы широко улыбаются, громко приветствуют и вежливо спрашивают, не нужна ли помощь»

Ссылка на основную публикацию