Остров Пасхи, статуи моаи и все тайны острова

Учёные узнали тайну истуканов острова Пасхи. Это не просто статуи, ведь наука доказала их «волшебные» свойства

Археологи исследовали каменные статуи с острова Пасхи и пришли к неожиданным выводам: верования древних людей оказались верны. Однако не благодаря таинственным магическим свойствам истуканов, а из-за сложного процесса их изготовления. Скульпторы, сами того не ведая, не только высекали статуи, но и делали это правильно с научной точки зрения, став настоящими средневековыми химиками-практиками.

Международная группа учёных из США, Чили и Новой Зеландии наконец раскрыла одну из величайших загадок в истории — тайну моаи — каменных голов с острова Пасхи. Исследование продолжалось последние пять лет, и вот наконец археологи пришли к выводам, которые не только отвечают на вопрос, зачем древние полинезийцы делали истуканов, но и подтверждают их практическую пользу, пишет Daily Mail.

Каменные истуканы острова Пасхи (Рапануи), находящегося в Тихом океане в 2074 километрах от ближайшего соседа, открыли голландские исследователи в 1722 году. С тех пор статуи подверглись многочисленным исследованиям, во время которых учёные пытались выяснить, зачем древние пасхальцы (рапануйцы) их изготавливали и как перемещали. До недавнего времени оба этих вопроса оставались без ответа. Исследователи лишь смогли выяснить, что все 887 истуканов изготовили между 1250 и 1500 годами, а 90 процентов из них были высечены из вулканических пород, добытых в карьере возле вулкана Рано-Рараку в восточной части острова. С 1955 года археологов не допускали к работам в этом карьере, и лишь в 2014 году международной группе учёных разрешили изучить оставшиеся там две статуи.

За пять лет учёные смогли воссоздать процесс высечки моаи и выяснили, что во время их создания рапануйцы взбили богатые питательными веществами слои почвы, благодаря чему эта часть острова стала наиболее плодородной и превратилась в настоящий сельскохозяйственный оазис. Затем древние скульпторы распределили статуи по возделываемым землям, анализ которых показал: рядом с истуканами почва действительно стала более плодородной из-за их состава.

Это позволило археологам сделать простой вывод: древние полинезийцы поверили, что изготовление и установка моаи позволяют повысить урожайность земель, и получили фактическое подтверждение своего убеждения — рядом со статуями лучше росли бананы, таро (колоказия) и сладкий картофель.

«Раскопки расширяют наши представления о моаи и дают понять: ничто, как бы ни было очевидно, никогда не бывает именно таким, каким кажется. Я думаю, что наш новый анализ гуманизирует процесс производства истуканов», — рассказал директор проекта «Статуя острова Пасхи», археолог из Калифорнийского университета Ван Тилбург, принимавший участие в раскопках.

По словам учёных, изначально глинистая почва острова благодаря изготовлению статуй обогатилась кальцием и фосфором — ключевыми химическими элементами для роста растений.

«Мы провели двойной химический анализ почвы и обнаружили высокий уровень веществ, которые я бы никогда не ожидала обнаружить, — кальция и фосфора, а именно они наиболее важны для роста растений и необходимы для высокой урожайности. Повсюду на острове почва быстро изнашивалась, из неё вымывались питающие растения микроэлементы. Однако в карьере с постоянным новым притоком мелких фрагментов коренной породы, образующихся в процессе его разработки, возникла совершенная система обратной связи воды, натуральных удобрений и питательных веществ», — рассказала профессор Сара Шервуд из Университета Юга в Теннесси, США.

Учёные уверены, что древние пасхальцы не разбирались в биохимических процессах, а их удачное обогащение почвы стало лишь результатом какой-то случайности. Однако то, что они таким образом применяли химические удобрения ещё в XIII веке, действительно поражает, ведь произошло это задолго до появления химии как науки.

Наши предки опережали не только научный прогресс, но и развитие искусства, что подтверждают найденный в турецкой пещере рисунок Пиноккио из IV века и обнаруженный в Индонезии комикс про Людей Икс, которому вот уже 44 тысячи лет.

Статуи Моаи на острове Пасхи

История истуканов

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние — моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре.

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка.

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй.

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них — 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев.

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году.

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами. Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Остров Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи – это остров, который находится на юго-востоке Тихого океана в акватории Чили. Он является одним из самых отдаленных населенных островов на планете. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3514 км, до острова Питкэрн (ближайшего населённого места) — 2075 км.

Сегодня на острове Пасхи обитает около 6000 человек. Остров получил всемирную популярность благодаря громадным каменным статуям высотой около 20 м и весом в несколько тонн. Их происхождение непонятно, а истинное назначение – покрыто мраком.

Естественно, что такие необъяснимые находки сразу же покрываются ореолом загадок и тайн. Ученые только предполагают, как и откуда могли появиться эти загадочные истуканы на острове Пасхи. Но обо всем по порядку.

Итак, перед вами тайны острова Пасхи.

Тайна острова Пасхи

Условия жизни на острове Пасхи достаточно экстремальные. На нем не растут деревья, а только трава и небольшие кустарники. Также там отсутствуют реки и ручьи. Сегодня на острове Пасхи живут люди разных национальностей. Они занимаются скотоводством, земледелием и рыболовством.

Здесь регулярно ведутся археологические раскопки. Специалисты уже долгое время изучают каменные фигуры-моаи. Интересен факт, что все они имеют собственные имена. Стоит отметить, что статуи разбросаны по всей площади острова.

На острове Пасхи достаточно много пещер. Археологи предполагают, что одна из них использовалась для ритуальных церемоний.

Остров Пасхи на карте

Ниже вы можете посмотреть детальную карту острова Пасхи. На карте указаны все основные данные.

История острова Пасхи

Когда матросы впервые обнаружили остров Пасхи, они увидели на нем множество каменных фигур, стоящих вдоль берега. Моряки не могли понять кто их сделал, и как вообще здесь оказались люди.

Согласно официальной версии первыми людьми, проживавшими на острове Пасхи, были полинезийцы. Они жили в 5 веке н. э. Поскольку у полинезийцев считалось нормальным растягивать мочки ушей до плеч, – их стали называть «длинноухими». Ученые считают, что именно они были авторами статуй.

В 14 веке на остров прибыли «короткоухие». На протяжении 3-х веков они воевали с полинезийцами, в результате чего «длинноухие» были уничтожены, а вместе с ними исчезла и их культура.

По мнению экспертов, создатели моаи верили, что в истуканах содержится сила их предков. Статуи высекали из спрессованного вулканического пепла. При установке их лица обращали в сторону поселений для защиты от бед.

На сегодняшний день многие моаи острова Пасхи удалось отреставрировать, благодаря чему любой желающий может собственными глазами увидеть фигуры в их первоначальном виде. Первопоселенцы острова Пасхи верили в бога Маке-маке, который по их мнению создал человека.

Вскоре у них возник культ птицечеловека, которому периодически приносились жертвы. Также племена соревновались между собой в плавании. Победивший пловец на 1 год становился птицечеловеком и имел право распределять любые ресурсы в своем племени.

Читайте также:  Праздники на Мальдивах, даты проведения

У жителей острова Пасхи была своя письменность, которая пока до конца не расшифрована. Они писали на небольших деревянных табличках, некоторые из которых сохранились до наших дней. Помимо слов на них изображались звери, птицы и различные события.

Существует миф, что в 1400 г. небольшая группа полинезийцев, во главе с их первым королем Хоту-Мату’а, добралась на пирогах до необитаемого острова. Они назвали его Те-Пито-о-те-хенуа, что означает «пуп земли». После этого король ввел практику установки огромных памятников в честь вождей.

Каменные статуи на острове Пасхи внешне похожи на человеческие головы с относительно маленьким туловищем. По мнению экспертов моаи изготавливались в каменоломнях, находящихся посреди острова.

До сих пор нет единого мнения о том, как древние люди могли перемещать такие тяжелые фигуры.

Согласно распространенной версии статуи передвигали по «дорожке», выложенной из стволов деревьев. Их катили через километры труднопроходимых джунглей. По подсчетам ученых, для такой работы требовалось более сотни мужчин.

Кто открыл остров Пасхи

В 1722 г. на остров Пасхи впервые ступила нога европейца. Им оказался нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен. В тот день христиане отмечали Пасху, благодаря чему Рапануи стали называть «островом Пасхи».

В 1774 г. остров Пасхи посетил капитан Джеймс Кук. Он надеялся увидеть на нем множество людей, поскольку, по словам Роггевена, остров населяло около 20000 человек. Однако Кук с трудом насчитал 4000 жителей, ютившихся в пещерах.

Позже археологам удалось найти этому объяснение. Дело в том, что после отплытия голландцев на острове стало рождаться все больше людей, что привело к голоду.

Аборигены продолжали изготавливать истуканов, в связи с чем уничтожили почти все деревья. Помимо этого, несколько неурожайный лет подряд еще больше усугубили положение. Между племенами начались кровопролитные войны.

В 1862 г. на остров Пасхи приплыли перуанские воины и поработили почти 1000 островитян. После этого местных жителей продолжали забирать в рабство, отправляя их в Перу.

Положением на 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. В 1888 г. он вошел в состав Чили. Интересен факт, что вплоть до 1966 г. на острове Пасхи отсутствовало самоуправление.

Столицей острова является Анга-Роа, где находится 6 чиновников и аэропорт «Матавери». Главным источником дохода населения по-прежнему остается туризм. В связи с этим в городе работают несколько гостиниц.

Когда приезжать на остров Пасхи

Посещать остров Пасхи лучше всего с октября по апрель. В этот период средняя температура составляет около 25 °С, а вода в океане прогревается до 22 °С. В другие месяцы здесь идут ливни и дуют ветра.

Пляжи острова Пасхи

Местные пляжи считаются одними из самых комфортных в Чили, в связи с чем на берегу острова всегда много отдыхающих. Наибольшей популярностью пользуется пляж Анакена.

Рядом с ним растут высокие пальмы, безмолвно стоят моаи и лежит песок, который при намокании приобретает розовый оттенок.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Этот праздник проходит в конце января. В данный период островитяне наблюдают за состязанием танцевально-музыкальных ансамблей. Кроме этого на фестивале избирается Королева.

Победительницей становится девушка, которая не только отличается красотой, но и родственникам которой удается выловить наибольшее количество рыбы и соткать самое длинное полотно.

Достопримечательности острова Пасхи

Чтобы посмотреть любые достопримечательности острова Пасхи человеку достаточно купить специальный браслет, который служит пропуском. Стоит отметить, что церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку человек может посетить бесплатно только 1 раз.

Истуканы острова Пасхи

У многих людей остров Пасхи ассоциируется с загадочными каменными статуями. Их еще называют моаи, что в переводе с гавайского означает «статуя, истукан, идол».

До сих пор ученые не могут точно понять, каким образом и для чего были созданы эти истуканы-моаи.

Принято считать, что островитяне создавали фигуры в память об умерших родственниках или вождях. Аборигены поклонялись этим идолам веря в то, что они защитят их от бед и дадут им силу. Высота статуй колеблется от 3 до 21 м. На некоторых статуях находятся шапки из красного камня.

Большинство экспертов считают, что моаи передвигали при помощи стволов деревьев, упоров или других конструкций. Доказательством этой версии служит то, что на острове не осталось ни одного дерева, поскольку все они были использованы для транспортировки фигур.

В середине прошлого века известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попытался повторить процесс изготовления истуканов, включая их установку. Хейердал опросил множество островитян, пытаясь узнать принцип всего технологического процесса.

В результате жители показали ученому каменные молотки, которыми пользовались их предки, а затем перетащили истукана волоком в горизонтальном положении. Потом соорудив простой механизм из камней и 3 бревен-рычагов они достаточно просто подняли моаи.

На вопрос Тура, почему туземцы не рассказывали об этом раньше, те ответили, что раньше их об этом не спрашивали.

Также существует мнение, что статуи перемещали стоя, при помощи канатов. В 2012 г. группа исследователей в ходе эксперимента подтвердила эту теорию.

Фото острова Пасхи

Ниже можно посмотреть еще несколько фото таинственного острова Пасхи.

Наверняка в будущем мы узнаем подлинную историю острова Пасхи, а его загадки и тайны откроются через расшифровку местной письменности.

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Небольшой островок в южной части Тихого океана, территория Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Речь идёт о острове Пасхи. Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи, которые представляют из себя гигантские каменные головы…

Всего странных статуй на острове Пасхи насчитывается 997. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и статуи острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.

Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица – всё это статуи моаи.

Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи в среднем не более 5 тонн. Такой малый вес обусловлен материалом из которого сделаны все моаи.

Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.

Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые статуи оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.

Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно – в период с 1992 по 1995 годы.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.

Существует множество гипотез передвижения “моаи”, некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно – это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена

Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год , упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал.

В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.

Последняя реставрация пятнадцати “моаи”, расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно – с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Читайте также:  Ганг река в Индия, фото не для слабонервных 18+

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.

При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.

Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему “белым” пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи “моаи” в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.

Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации.

Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Идол в полный рост.

Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас.

Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой.

Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны.

До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы – всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу.

Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов.

Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.

Раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи.

По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами – свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей.

На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов.

Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: – Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны.

Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: “Работа важнее леса!”.

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.

Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников.

При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек — чистокровные рапануйцы, остальные же — чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными.

Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи — полинезийское название острова — этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Статуи острова Пасхи: древняя загадка

Приветствуем вас, дорогие читатели! Сегодня мы расскажем вам об одном из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете – острове Пасхи. Чем же он так знаменит, и почему для многих людей большое расстояние от материка не является преградой для его посещения? Ответ очевиден.

Величественные статуи острова Пасхи, или на языке местных «моаи», будоражат взоры приезжающих сюда туристов. В этой статье вы узнаете различные гипотезы возникновения огромных истуканов и их предназначения, а также многие другие тайны этого удивительного места.

Читайте также:  Никосия — путеводитель по городу: цены, погода, население, достопримечательности

История острова Пасхи

Впервые остров Пасхи был открыт голландским мореплавателем Якобом Роггевеном в 1722 году. Он и дал знаменитое название этой точке в Тихом океане. Дело в том, что экспедиция голландца обнаружила это место в канун праздника Воскресения Христова (Пасхи). Позже стало известно другое название Рапа-Нуи («Великий Рапа»), которое дали полинезийцы, населявшие это место до прибытия европейцев.

На сегодняшний день остров Пасхи является территорией государства Чили. Население составляет приблизительно 6000 человек, основным доходом которых является туризм и сельское хозяйство.

Статуи острова Пасхи: основные гипотезы возникновения

Статуи острова Пасхи разбросаны по всей его территории. Всего насчитывается 887 древних истуканов, сделанных из камня. Основная их часть находится в национальном парке Рапа-Нуи, который занимает половину острова. Высота самой тяжелой статуи составляет около 90 тонн, при росте в 15 метров!

Рассмотрим основные версии появления каменных исполинов на острове Пасхи.

Ученые установили, что статуи создало племя каменотесов, живших здесь задолго до прихода европейцев. Эту теорию доказывает наличие каменоломни у потухшего вулкана Рано-Рараку. Многие идолы лежат там незавершенные, а некоторых только начали выпиливать из скалы. Истуканы изображали умерших предков, а туземцы поклонялись им.

Коренные жители острова Пасхи

Островитяне верили, что эти статуи могли управлять погодой, влиять на судьбы людей и насылать проклятия на врагов. Поэтому каждый житель острова старался обзавестись своим личным предком-истуканом. Чем статуя была огромней и тяжелее, тем большей силой она обладала.

Незавершенная статуя

Также считается, что раньше остров Пасхи покрывали густые леса. Туземцы, хотевшие поставить свои идолы по кругу острова, начали вырубать деревья для перемещения тяжеленных фигур. Так, вскоре на острове не осталось ни одного дерева, вследствие этого почва на Рапа-Нуи обнищала и сильно упала урожайность. Соплеменники начали враждовать между собой. По этой причине, кто не был убит, покинули свой дом, и больше сюда никогда не возвращались.

Сторонники другой гипотезы утверждают, что статуи острова Пасхи были созданы высокоразвитой цивилизацией. Ученые считают, что неотесанные дикари не могли вырубить из скалы и растащить по всей территории столько истуканов, весом, примерно, 5-10 тонн каждый. Поэтому многие убеждены в том, что остров Пасхи – это часть затонувшего континента – Лемурия. Лемурийцы были развитой расой гигантов, высотой около 18 метров, так что им не составило особого труда создать такие статуи.

Следующая версия утверждает нам, что огромные статуи острова Пасхи были созданы космическими пришельцами. История гласит, что инопланетяне попали туда из-за поломки космического корабля. Занимаясь его ремонтом, они и соорудили истуканов, кстати так похожих на них самих. Починив свой корабль, пришельцы улетели.

По четвертой гипотезе древние истуканы представляют собой глубинные подземные формы жизни. Согласно легендам островитян, статуи когда-то умели ходить. Состоящие из вулканических пород истуканы Пасхи вышли из недр вулкана Рана-Рараку. Именно в этом месте больше всего каменных идолов. У подножия вулкана они и застыли, попав в непривычную для них среду.

Раскопки на острове Пасхи

В недавнем времени археологи обнаружили интересную находку при раскопках на острове Пасхи. Оказывается, так глубоко статуи были закопаны ненамеренно. Ученые утверждают, что их занесло слоем земли и щебня, скорее всего, из-за сильного цунами на острове или же других климатических изменений.

Большинство статуй стоит вертикально на каменной плите, и смотрят вглубь острова. Это говорит о том, что туземцы использовали различные инструменты в виде веревок, палок и других каменных орудий, для того чтобы поднять их в вертикальное положение.

Также в процессе раскопок археологи установили, что истуканы были окрашены в красный пигмент, а их спины расписаны разными надписями. По мнению ученых, это считалось своеобразной подписью владельца.

Теорий о возникновении статуй острова очень много. Мы рассказали вам самые интересные. Ежегодно разгадать тайны этого места приезжают тысячи туристов, ученых и геологов. Но до сих пор никто не пришел к единому мнению, как появились статуи острова Пасхи. Найти точный ответ на этот вопрос наука пока не может.

Если вам понравилась наша статья, то поделитесь ею с друзьями и подпишитесь на наши обновления. Также предлагаем вам скачать презентацию «Остров Пасхи: древняя загадка», которая пригодится вам на занятиях или других мероприятиях. До новых встреч!

Истуканы и каннибализм. Нелёгкая судьба острова Пасхи

Остров Пасхи в первую очередь ассоциируется со статуями моаи. С момента открытия в 18 веке учёные пытались понять их природу и назначение. Для чего были нужны эти изваяния и могли ли они запустить череду войн на острове — сейчас расскажем.

Голландский моряк Якоб Роггевен, который, собственно, и открыл остров в 1722 году, был потрясён каменными статуями. Далёкие от христианства голые туземцы никак не вязались в сознании протестантского мореплавателя с теми, кто способен создать такие каменные изваяния. Тем более, что источников камня поблизости не было, так что статуи не только изваяли, но ещё и переместили на десятки километров.

Сразу появилась версия, что статуи создала цивилизация затонувшей Атлантиды. Или, как вариант, — жители никак не обнаруживаемого континента Пацифиды.

Керосинчику в споры подлил норвежский путешественник Тур Хейрдал в 1956 году. Во-первых, он заявил, что островитяне (они же рапануйцы) — это инки. Ну, если и не сами инки, то потомки древних перуанцев.

Доказательство? Пожалуйста! И на острове Пасхи, и около озера Титикака рос камыш тотора. Больше он нигде не встречается.

С лёгкой руки уфологов инки уже тогда начали летать в космос. Так что переплыть на камышовых плотах какие-то три тысячи километров им было вообще раз плюнуть.

А во-вторых, норвежцу удалось из подручных средств — канатов и деревянных подпорок — продемонстрировать, как можно перетащить многотонную моаи на весьма большие расстояния. В 2012 году группа антропологов повторила этот опыт, несколько усовершенствовав метод. Моаи обвязали канатами с обеих сторон и таскали вперевалочку на десятки метров.

Так вот и выяснилось, что древние рапануйцы могли перемещать статуи на большие расстояния. Но оставался вопрос: а в чём был смысл всех этих манипуляций? Зачем вообще нужно было точить эти самые моаи?

Моаи спасают от голода

Свой вариант ответа в ноябре 2019 года в журнале «Археологическая наука» предложили американские учёные. Они исследовали моаи под номерами 156 и 157. Эти истуканы были обнаружены в каменоломнях потухшего вулкана Рано Рараку, где были созданы 95% всех статуй.

Анализируемые образцы показали необычайно большое содержание фосфора, калия, марганца и кальция. Прямо-таки не статуя, а переносное хранилище минеральных удобрений.

Действительно, как выяснилось позже, склоны вулкана очень активно возделывались местными жителями. На острове, где погодные условия были не самыми удобными для проживания человека, богатая минеральными веществами почва давала хороший урожай.

Дальнейшие исследования показали: островитяне активно таскали почву с вулкана и удобряли ей свои поля. Рапануйская техника «манаваи» и «пу» — обнести растение каменной оградой или заглубить посадку и обложить каменной крошкой — позволяла задержать влагу. Урожай получался больше. Ну а если камешки были с вулкана, то привычные рапануйцам ямс, бататы и бананы «колосились» пуще прежнего.

Причём тут моаи? Дело в том, что статуи олицетворяли легендарных божественных предков рапануйских племён мата. По идее, вырезанный в камне предок должен был изливать невообразимые блага на своих потомков — проще говоря, обеспечивать большой урожай. И, вы знаете, — это работало!

Под шаманские пляски моаи исправно повышали урожайность рапануйских огородов.

На острове царило счастье и благорастворение на воздусях. Правда, такое описание жизни островитян резко контрастирует с другим привычным шаблоном — на острове-де произошёл экологический коллапс.

А был ли экоцид?

Идея «пасхального экоцида» пошла в народ с лёгкой руки американского биолога Джареда Даймонда. В одной из своих книг он описал, как высадившиеся на остров люди свели на нет все деревья. Еды не стало, расплодившееся население устроило истребительную гражданскую войну и перешло к людоедству. Число островитян упало в несколько раз, достигнув двух–трёх тысяч человек.

Действительно, рапануйцы, приплыв на остров около 1200 года н. э., через 100-150 лет вырубили все деревья. Увеличив таким образом количество обрабатываемых земель. Как следствие, стало расти население.

Короче, голода, холода и членовредительства как-то не наблюдалось.

От трети до половины диеты жителей острова составляли всякие морские гады, как выяснили исследователи в 2017 году. Да, все деревья уничтожили, но из камыша тотора получались отличные плоты. Именно на них рапануйцы рыбачили в прибрежных водах в последующие несколько столетий. Находки многочисленных рыболовных крючков (некоторые даже из человеческих костей) — наглядное тому подтверждение.

Но ведь легенды рапануйцев полны описаний не только голода, но и жестоких битв? Да, островитяне были ребятами очень воинственными и жестокими. Их легенды повествуют не только о многочисленных битвах между племенами — а их на крошечном острове Пасхи насчитывалось целых десять — но и о каннибализме.

Стандартное повествование выглядит так: вождь оскорбился и собрался в поход на соседей. Воины выкрасили себя в чёрный цвет, взяли дубинки, внезапно нагрянули в деревню конкурентов и сожгли её. Попавших в плен воинов, а также часть женщин и детей сожрали.

Ну вот буквально устроили мужскую пирушку «только для взрослых». И тщательно обглодали кости убитых.

А вот самый знаменитый миф о том, как племенной союз «короткоухих» победил союз «длинноухих», а побеждённых почти поголовно сожгли живьём, так и не нашёл подтверждения. Но и без него получается, что островитяне могли дать фору многим в плане убийства сородичей. При этом набеги, людоедство, обращение в рабство побеждённых, соседствовали с активной кооперацией. Моаи обычно строили совместно несколько племён. И они же вместе доставляли статуи к месту установки. Часть статуй ещё и закапывали в землю по пояс, как опять же выяснилось несколько лет назад во время очередных археологических раскопок.

Очень может быть, что падение численности населения острова произошло не из-за экоцида, а наоборот — в результате слишком успешной адаптации рапануйцев к местным условиям. Их было не очень много, когда они приплыли. Но они сравнительно быстро научились использовать подвернувшиеся под руку минеральные удобрения, чуть ли не объединив это с культом поклонения своим божествам. Создали несколько новых сельхозтехник, повысивших урожай. Население росло, а земли было мало. Племена жили по всему острову, с наследованием территорий творился бардак, возникали конфликты. А тут недалеко и до походов к соседям, дабы отобрать излишки продуктов или собственность переделить. Словом, войны были скорее свидетельством успеха рапануйцев.

Практиковавшийся каннибализм считался не только средством устрашения врагов. Он рассматривался роднёй съеденного как жуткое оскорбление — человека низводили до уровня животного, ещё и ману (мистическая сила, доставшаяся от предков) ему портили! Это требовало отмщения, что запускало цепную реакцию убийств и войн.

И в этом хаосе моаи ничем не могли помочь рапануйцам. Они скорее запустили процесс взаимного уничтожения. Так успешная адаптация привела к коллапсу. Моаи — свидетели.

Ссылка на основную публикацию