Пещеры Аджанты — загадки пещерных храмов в Индии

Храмовые пещеры Индии

С егодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом. Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.

Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта. На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне.

Тут явно был вырван большой кусок.

Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 — храмами.

В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

5.jpg 6.jpg 7.jpg

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.

Роспись, созданная монахами в далёкие времена, — словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды — от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни. Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.

Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии».

Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры. Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива — это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.

8.jpg

В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.

К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания.

Индуистские пещеры Эллоры

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

10.jpg

Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой.

13.jpg 14.jpg 15.jpg 19.jpg 20.jpg 22.jpg 23.jpg 24.jpg 29.jpg

Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм — шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры. Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам.

В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии — загадочные пещеры Эллоры. Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет». «Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» — это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги.

Пещеры Аджанты — памятник всемирного наследия

Храмовый комплекс Аджанты расположен в индийском штате Махараштра. Утес, в котором выдолблены пещеры, напоминает подкову. Весь комплекс включает в себя 29 пещер, которые соединяются одной тропой.

Храмы Аджанты — это квадратные залы, окруженные монастырскими кельями. Надо сказать, что раньше от каждого храма вела дорога к набережной, однако теперь все они соединены широкой площадкой.

Буддистские монахи использовали пещеры для молитв многие столетия, однако позже внезапно покинули их. Вновь открыты пещерные храмы были лишь в 1819 году.

Как выглядит пещерный комплекс?

Все пещеры пронумерованы от 1 до 29. Совершенно обоснованно самыми красивыми считаются первая и вторая пещеры. Если вы впервые посещаете комплекс в Аджантах, то будете удивлены размерам первой пещеры, где высота потолка достигает 6 метров, а ширина 12 метров.

Арки в стенах созданы за счет массивной колоннады. Залы украшены изображениями сцен из жизни Будды. На фасаде установлены искусно выполненные резные фигурки. Замечу, что первая пещера выдолблена позже других, поэтому и сохранилась лучше всех.

Вторая пещера несколько отличается от первой. Ее отличает не столько тонкость исполнения, сколько монументальность. Внутри пещеры не колоннады, а мощные столбы-опоры, украшенные росписями. К сожалению, человеческое вмешательство сгубило некоторые из фресок, поэтому местами они сохранились лишь фрагментарно. Пещера под номером два больше похожа на все остальные, чем первая.

Читайте также:  Чанд Баори ступенчатый колодец в Индии

Тематика фресок во всех пещерах довольна обширна. Здесь изображались все слои населения : как правители, так и нищие. Рисунки повествуют о множестве народов, населявших Индию, об их истории и культуре. Боги, люди, растения и птицы, звери — все нашли свое место на фресках Аджанты.

Живописные фрески и старательно выполненные статуи изображают сцены из жизни Будды. Росписи в пещерах изображают повседневную жизнь, а также содержат записи о величайших правителях.

Загадки Аджанты

Ученые не могут объяснить, как в полумраке пещер монахи расписывали стены тончайшими рисунками с использованием нескольких красок. Существует версия, что древние живописцы ловили зеркалами солнце и посылали его во тьму, как это делали в Египте. Возможно, что монахи разработали свой способ освещения пещер. К сожалению, пока этот вопрос остается открытым.

Много споров вызывает и особая светящаяся краска, которую использовали для росписи стен. Даже спустя столько лет, она сохранила свои люминесцентные свойства, поражая посетителей яркостью и богатой палитрой изображений. Точный состав ученые и исследователи не могут определить до сих пор.

Существует предание о проклятии пещер Аджанты. В 1844 году Роберт Гилл старательно копировал фрески из пещер на отдельные полотна, чтобы сохранить их для потомков. Этому он отдал 20 долгих лет своей жизни. В течение всего этого времени на него сыпались разного рода неприятности: проблемы со здоровьем, непростая политическая ситуация в стране.

Копии основных фресок были выставлены в Хрустальном дворце для выставок в Лондоне в 1866 году. Но и тут не обошлось без беды: дворец сгорел вместе с полотнами Гилла, фактически, трудом всей его жизни. Художник еле пережил такую трагедию, позже пытался начать все заново, но после пяти лет кропотливой работы заболел и умер.

Похоронен Роберт Гилл недалеко от пещер. Неизвестно, случилось это по причине того, что Гилл осмелился нарушить покой Богов или же это просто неудачное стечение обстоятельств, но эта история имеет место быть.

Еще один храмовый комплекс в Индии — пещеры Эллоры.

Ауровиль — город-достопримечательность на правом побережье Индии. Узнайте о нем подробнее и, может быть, вы захотите его посетить или даже остаться там жить.

Часто из Гоа туристы ездят в деревню Хампи, где находится исторический храмовый комплекс: https://indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/hampi.html

Однако это не единственная странная ситуация, связанная с попытками скопировать фрески Аджанты. Несколько бомбейских художников год перерисовывали росписи, после чего они были отправлены в лондонский музей Виктории и Альберта, где также произошел пожар. Что удивительно, огонь уничтожил только фрески из Аджанты!

Из истории о пещерах

Монахи выдолбили пещеры в утесе во 2 веке до н.э. Многие столетия храмовый комплекс был действующим, пока монахи не покинули монастырь. Забытый всеми храм постепенно ветшал и разрушался, пока в середине XIX века английский археолог Джеймс Фергюссон, услышав историю офицера о его странной находке в джунглях, не отправился сам в это место, где его взору открылся храмовый комплекс, 29 пещер, выдолбленных из камня.

Росписи хорошо сохранились в 16 пещерах из 29. Однако под действием климата и большого количества людей, желающих посмотреть на такое чудо, фрески начали разрушаться. Об этом и рассказал Фергюссон в своем докладе, после чего Восточно-Индийская компания отправила художника, капитана британской армии, Роберта Гилла в Аджанты. Именно его печальная история была описана ранее.

Чтобы сохранить удивительный храмовый комплекс, Аджанту в 1938 году занесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор и по сей день пещеры Аджанты пользуются невероятной популярностью у туристов.

Как добраться?

Если вы уверены в своем желании посетить эти пещеры, то хочу предупредить вас о том, что путь туда будет нелегким и состоять из нескольких этапов:

  • Добраться до города Аурангабад. Сделать это можно двумя способами: доехать прямым поездом от Дели или же поездом из Мумбаи, а потом на рейсовом автобусе или рикше доехать до Аджанты
  • Существует альтернативный вариант. Можно доехать поездом до городов Джалгаона или Бхусавала, а оттуда добраться до Аджанты на автобусе.

Помните, что по понедельникам комплекс закрыт для посещения.

Пещеры манят туристов по разным причинам: одних привлекает великолепие фресок, других — тайны, связанные с этим местом, некоторые находят душевное успокоение в этих величественных залах, кто-то просто не может устоять перед видами, открывающимися на террасе возле пещер.

Так или иначе, Аджанта стала культовым местом для тысяч людей, ежедневно приезжающих увидеть своими глазами знаменитые пещеры.

Видеоролик «Пещеры Аджанта»

Пещерные храмы Аджанты

Пещерные храмы Аджанты (Ajanta Caves)

Пещерные храмы Аджанты, высеченные в гранитных горах Виндхья на северо-западе плоскогорья Декан — одно из самых больших чудес Индии. Храмы и монастыри, искусно украшенные резьбой, выполненной с помощью простых инструментов, сами по себе являются превосходными произведениями искусства; чувственная живопись и изящные скульптуры делают их шедеврами.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Пещерные храмы Аджанты

Общая информация

индиец/иностранец 10/250 рупий;
видеосъемка 25 рупий;
09.00-17.30 вт-вс;
Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница»). Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница»). Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары), щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять — храмы, а остальные — монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» – живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их.

Пещеры Аджанты

Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках). Пять пещер – это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 – это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны). В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо – его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) – самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии), появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

Пещера 2 – тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке – геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka), в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

Пещера 4 – самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 – единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

Пещера 9 – одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.). Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах – от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

Читайте также:  Лион, Франция — путеводитель по городу и интересным местам

Пещера 16 – это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок – «умирающая принцесса» – изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее), чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

Пещера 19 – потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры – окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры – потрясающее изображение царя Нага (Naga king), обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

Пещера 27 – фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 – чайтьей.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы – надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий).

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Дорога в пещеры Аджанты и обратно

Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам), в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий). Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15).

Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.

Пещеры Аджанты — загадки пещерных храмов в Индии

100 великих загадок Индии

В книге использованы материалы доктора исторических наук, известного российского индолога Н.Р. Гусевой.

Индия… Рубеж тысячелетий. Огромная страна на юге Азии неспешно, как гигантский корабль, вплыла в XXI век со всем своим накопленным за многотысячелетнюю историю грузом. С неизменной разноликой командой числом уже более миллиарда. С многослойной и во многом непостижимой культурой, сложной и яркой, как калейдоскоп. С тысячами храмов, поражающих своей красотой и архитектурой.

Улицы городов каждой страны имеют свой неповторимый запах. Европейские улицы пахнут кофе и копченостями. А тот, кто побывал в Индии, должен хранить в памяти ароматы специй и запах кизячного дыма от мангалов, на которых в большинстве семей готовят горячую пищу.

Слухи о сказочных богатствах Индии и недоступных уму ее тайнах распространились по всему миру. Эта страна всегда тянула к себе россиян.

Я посещал Индию многократно и жил в ней в разные годы, можно даже сказать – в разные эпохи. И было бы наивностью считать, что сумел раскрыть читателю глаза на эту непостижимую страну. Это просто немыслимо. К ней можно бесконечно долго приближаться и постоянно познавать. Поэтому я и привлек столько разнопланового материала: чтобы показать как можно больше деталей. И еще чтобы ответить на вопрос – почему здесь так любят русских и почему русских так манит Индия? Не в генах ли она у нас? И не бродит ли в нашей памяти ощущение некогда общей родины на севере?

Можно считать, что эта книга – начало вашего долгого и интересного пути к Индии, ваше хождение за три моря – или другой дорогой, это будет зависеть от того, какой путь вам больше по душе.

Йога, укрепление духа

…Город Ладнун, штат Раджастхан. Джайнский ашрам. Один из самых почитаемых в Индии и за ее пределами. Всемирно известный центр йоги и медитации

Йога – это не гимнастика, это скорее физкультура духа

Раннее утро. Оно в ашраме начинается с приветствия «Здравствуй, йога!». Следуют дыхательные упражнения, связанные с регулированием функции желудка. Никаких ограничений по возрасту, полу, вероисповеданию. Йоги лечат диабет с помощью дыхательной методики, убивают инсулин в организме. Люди всех возрастов получают полное расслабление. Они счастливы. «Энергия затекает во все клеточки тела, течет, течет… – медленно, нараспев говорит тот, кто ведет урок. – Я счастлив всеми частичками моего тела…»

У женской йоги своя методика, немного отличная от той, что предназначена для мужчин. У нас ее мало знают, между тем в Индии она распространена необычайно широко. Министр сельского хозяйства страны рассказывала нам, как буквально спасала своих детей от вечной простуды, легочных болезней и прочих детских хворей регулярными дыхательными упражнениями и солоноватой водой, прогоняемой через носоглотку. Она вылечилась от аллергии, бессонницы… Женская йога, сантош-йога-мудра, прекрасно действует на работу кишечника, выравнивает артериальное давление.

…Завтрак в ашраме. Незатейливая еда, состоящая в основном из проросших гороха или чечевицы, ростков бамбука, овощного супа в любое время дня и манной каши на анисовом масле, а потом крепкий чай с молоком. Едят все чаще всего сидя на полу. Аскетизм провозглашен тут неотъемлемой частью жизни, он неотделим от йоги. Каждый сам моет за собой металлическую посуду – будь то простой индийский студент, приехавший из соседнего города на несколько дней подправить здоровье и дух накануне сессии, или же титулованный ученый из Сан-Франциско, прилетевший в этот затерянный в глубинах Индии ашрам для прохождения усиленного курса медитации…

Здесь же, в Ладнуне, есть центр по изготовлению лекарственных препаратов и нечто вроде поликлиники, где лечат исключительно растительными средствами, изготовленными на основе методики Аюрведы, древнеиндийского учения о предотвращении и лечении всех болезней. Кажется, что, в отличие от наших стариков, эти больные не ведают и сотой части их недугов, их вообще не следует лечить в нашем понимании этого слова – от давления, артрита, головных болей. Они приходят к врачу, чтобы поднять свой жизненный тонус, которому позавидовала бы и наша молодежь. Со всеми их проблемами вполне справляются порошки, приготовляемые прямо здесь, в стенах ашрама. Все они – из коры местных пород деревьев. Аюрведа, как и йога, прежде всего лечит душу, а не тело…

Хочется увидеть все близко. И вот он начинается – Всеиндийский чемпионат по йоге в Дели. Событие достаточно камерное, не то что футбол, это не соревнование по регби, не гонки на верблюдах… Все чинно и празднично. На главную площадь столицы съезжаются главные министры правительства. Начинается шествие участников соревнований. Они, как демонстрация, пройдут по главной улице Дели, показывая тем самым, что йога – всенародное дело всех и каждого.

А затем в Чаттарпуре, одном из главных джайниских ашрамов Дели, проходят соревнования. Йога… Без нее Индия немыслима.

Это символ великой страны, которая в представлении людей всего мира неразрывно с ним связана.

Четыре основополагающих и взаимозависимых понятия, четыре движущих идеи помогают нам, европейцам, понять суть индийской духовности. Вот они – карма, майя, нирвана и йога. Историю индийской философии можно было бы написать, отталкиваясь от каждого из этих понятий, но при этом нельзя было бы обойтись без обсуждения остальных трех…

Карма… Закон универсальной причинности, связывающий человека с космосом и приговаривающий его к бесконечной череде воплощений.

Майя… Загадочный процесс, порождающий и поддерживающий космос, делающий возможным бесконечное вращение колеса существования – майи – космической иллюзии, с которой человеку поневоле приходится мириться до тех пор, пока он не освободится от слепоты и невежества.

Нирвана… Абсолютная реальность, чистое бытие, расположенное за пределами человеческого опыта, нечто бессмертное, нерушимое.

И, наконец, йога– действенные методы и техники, суть которых – освобождение, достижение божественного.

Все люди, с которыми мы разговаривали во время соревнований, абсолютно свободны. Но освобождение не может быть достигнуто, говорили они, пока человек не отделится от мира, не решит выйти из космического круговорота. Это является необходимым условием, без которого человек не может познать себя и овладеть собой. Акцент нужно делать на усилиях человека, на его самодисциплине, при помощи которых он может достичь концентрации духа даже быстрее, чем если бы он просил о помощи, – как это бывает в мистических разновидностях йоги. «Связать воедино», «впрячься», «твердо держаться» – целью всего этого является единение духа, избавление от рассеянности и автоматизма…

Особенность йоги – не только ее практический характер, но также и присущая ей форма инициаций. Йогой нельзя овладеть самостоятельно, без помощи наставника, гуру. Все учения типа йоги передавались тысячелетиями из поколения в поколение, из уст в уста. Но в йоге традиция инициации проявляется наиболее ярко, потому что йогин начинает с отречения от мирского – семьи, общества и под руководством гуру направляет свои усилия на то, чтобы преодолеть границы человеческого состояния, человеческую систему ценностей.

Те, кто занимается йогой, а занимаются ей здесь в той или иной степени практически все, очень внимательно относятся к своему питанию.

Утренние занятия йогой на крыше ашрама в Чаттарпуре: восходит солнце, и 24-летний Адид Багуамани, который, кстати, занял четвертое место на соревнованиях в классе молодежи, демонстрирует нам прямо на стене ашрама обычные упражнения. «Я слышал, что у ваших гимнастов, каратистов нередко случаются сильные боли в разных участках тела, – говорил нам Адид. – Они вынуждены вскакивать среди ночи и делать растяжки, изнурительные упражнения, постоянно тренироваться, чтобы не потерять форму, а у нас 80-летний старик, однажды познав искусство йогических упражнений, может месяцами не заниматься, а потом сесть в позу лотоса, вращать брюшными мышцами… Все дело в самой йоге, в системе, основанной на единении духовного и физического начал, а не в накачке мышц». Нет, это не левитация. Зачем она, если есть такой талант, доступный всем?

Аджанта, Индия – тайны пещерных монастырей

Обновлено: 6 Окт, 2019

Читайте также:  Карлов мост через реку Влтаву в Праге

Пещеры Аджанты – одна из самых загадочных и интересных достопримечательностей Индии. Найденные случайно в 19 веке, они до сих пор не открыли миру всех своих тайн. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов, которые говорят о невероятно сильной энергетике этого места.

Общие сведения

Аджанта – древний буддийский монастырский комплекс, расположенный в штате Махараштра. Уникальность этого места заключается в том, что религиозные постройки (а их здесь 29) выбиты прямо в скале. Первые пещеры появились здесь ещё в 1 веке до нашей эры, а последние – в 17 столетии.

Древний комплекс находится в очень живописном, но труднодоступном месте. Расстояние до ближайшего города Кулдабад – 36 км.

Интересно, что рядом с пещерами Аджанты находится Эллора – ещё один подземный монастырский комплекс.

Историческая справка

Первые упоминания о монастырском комплексе датируются 1 веком до н.э. В то время здесь жили монахи, которые и строили новые храмы. Однако это продлилось лишь до 10-11 столетия – в то время на территорию современной Индии пришли мусульмане, а индийский буддизм перестал пользоваться популярностью у местных жителей (даже сегодня его исповедуют менее 2% населения). Уникальный пещерный храм оказался заброшен, и о нём забыли на долгие 800 лет.

Второе дыхание эта достопримечательность обрела лишь в середине 19 века – простые английские солдаты, охотившиеся за тигром, случайно обнаружили это удивительное сооружение. Внутри пещер им открылась удивительная картина: фрески на стенах и колоннах, каменные ступы и статуи Будды.

С этого момента начались регулярные паломничества учёных и туристов в Аджанту. Наиболее серьёзным исследованием считается экспедиция Джеймса Фергюсона, который описал все фрески и объяснил всему миру культурную ценность данного места.

После в деревню не раз наведывались художники, чтобы перерисовать некоторые фрески. Завершились их старания неудачей – все картины сгорели во время выставок. Местные считают, что это месть богов за вмешательство в их мир.

Большая часть загадок, связанная с пещерами, до сих пор не разгадана. Например, учёные не могут понять, как освещались подземные строения. Многие полагают, что монахи “ловили” солнце с помощью зеркал, однако это версия до сих пор не нашла подтверждений.

Вызывает вопросы и краска, которой монахи красили стены – она светится в темноте, и даже спустя 800 лет не потускнела. Современные учёные так и не смогли определить её точный состав.

Структура комплекса

Комплекс Аджанты в Индии состоит из 29 пещер, в каждой из которых есть, что посмотреть.

Это одни из самых новых (12-13 век) и хорошо сохранившихся пещер в Аджанте. Их практически идеальное состояние объясняется тем, что доступ сюда имели только монахи, а простые люди имели право заходить только в соседние постройки.

Уникальность этой части храма заключается в удивительно чётких наскальных рисунках. Например, на одной из стен было найдено изображение детей в школе, а на соседних – силуэты женщин. Здесь же можно увидеть яркие фрески на религиозную тему и высокие резные колонны, придающие храму торжественный вид. Наиболее известные изображения:

  • фреска короля-аскета;
  • царь Сиби Джатака;
  • Ваджрапани.

Это самая большая (970 кв. м.) и наименее глубокая пещера в Аджанте. Состоит из святилища, веранды и главного зала. В центре помещения восседает каменный Будда, а по бокам – небесные нимфы.

Интересно, что раньше пещера была более глубокой, но после землетрясения, произошедшего в 6 веке, индийские мастера были вынуждены поднять потолок, чтобы скрыть большую трещину в скале.

Одна из недостроенных пещер Аджанты. Её начали возводить в 3 веке, однако вскоре забросили. Фрески и скульптуры здесь отсутствуют, зато есть двойная рама, украшенная искусной резьбой.

Это двухэтажный монастырь, на стенах и потолках которого можно найти многочисленные изображения Будды. Одно из главных святилищ всего комплекса, куда приходили молится верующие.

По мнению историков, это самая древняя пещера, которая, при этом, отлично сохранилась. Находится на большей глубине, чем соседние. Здесь туристы могут увидеть статую “Запоздалая мысль” и несколько наскальных изображений. Интересно, что историки полагают, будто раньше эта часть храма была полностью окрашена в красный цвет.

Пещеры № 9 и 10 – это небольшие молитвенные залы, на стенах которых сохранилась уникальная роспись: фрески с Буддой, изображения нимф. Главным украшением помещений являются высокие колонны и резные арки.

Это 2 небольших монастыря, построенных примерно в 5-6 веке. Внутри помещения стоит длинная каменная скамья, а на стенах можно увидеть фрески с изображением Будды и монахов. Небольшая часть храма повреждена, из-за чего не пользуется большой популярностью у туристов.

Это 3 небольших монастыря, которые из-за природных факторов не были достроены. Историки говорят, что ранее здесь точно были картины, однако сейчас можно увидеть лишь голые стены.

Это две наиболее изученные пещеры Аджанты. Историки провели здесь не один год, и говорят, что это центральные, а значит, главные части комплекса. В этих помещениях действительно очень много картин и фресок: чудо Шравасти, сон Майи, история Трапуши и Бхаллики, праздник пахоты. На правой стене можно увидеть изображения сцен из жизни Будды.

Это совсем небольшая, но очень красивая пещера с колоннами и аркой. Её функция пока до конца не понятна.

Главная достопримечательность зала – фигура Нага, которой защищает Будду. Ранее, по мнению учёных, здесь также можно было увидеть мандалы и изображения Якши. Вход в эту часть храма богато украшен цветочными узорами и резными фигурами богов.

Это небольшие пещеры, построенные одними из последних. В этой части комплекса жили и работали монахи, периодически помещения выполняли роль святилищ. В некоторых комнатах были мансарда и кельи.

Подземелья были украшены следующим образом:

  • изображения цветов на стенах:
  • фрески с Буддой;
  • надписи на санскрите;
  • резные орнаменты на стенах и потолке.

Пещера под номером 26 – место для поклонения Будде и длительных молитв. Скульптуры в этой части комплекса являются наиболее сложными и изысканными. Так, здесь можно увидеть Махапаринирвану (лежащий Будда), а у его подножия – силуэты дочерей Мары. В центре апсиды находится высеченная в скале ступа. На стенах храма – масса надписей на санскрите.

Пещеры № 27, 28 и 29 вместе являлись небольшим, но часто посещаемым монастырём. Здесь нет большого количества украшений, поэтому туристы не часто заглядывают в эту часть комплекса Аджанта.

Как добраться

В деревушку Аджанта регулярно ходят автобусы из города Аурангабада (расстояние – 90 км). Время в пути составит чуть менее 3 часов. Стоимость билета – 30 рупий.

Добраться до самого Аурангабада можно из любого большого города Индии на поезде или автобусе.

Поездка на такси по Индии будет гораздо более комфортной и быстрой. Главное, чтобы таксист точно знал дорогу. Стоимость из Аурангабада – 600-800 рупий.

Практическая информация

Расположение: Ajanta Caves Road, Ajanta 431001, Индия.

Время работы: 08.00 – 19.00, понедельник – выходной.

Стоимость посещения: 250 рупий – для иностранцев, 10 – для местных. Также можно приобрести единый билет на посещение Аджанты и Эллоры в Индии за 350 рупий.

Цены на странице указаны на октябрь 2019.

Полезные советы

  1. В разных частях комплекса Аджанта установлены краны, из которых течёт водопроводная вода.
  2. В подземных храмах с наиболее красивыми фресками достаточно слабое освещение, поэтому туристы рекомендуют взять с собой фонарик, чтобы рассмотреть все детали.
  3. Планируйте путешествие в тёплую, но не жаркую погоду – место очень интересное, но при палящем солнце вы вряд ли всё сумеете обойти. Также не стоит приезжать сюда вечером – за день камни сильно нагреваются.
  4. Перед входом в пещерные храмы Аджанты необходимо снимать обувь.
  5. В храмах запрещено фотографировать со вспышкой.
  6. Поскольку дорога до Аджанты достаточно долгая, туристы советуют или ехать с турагентством, или самостоятельно нанять экскурсовода в Индии (многие знают несколько языков).

Пещеры Аджанты – одно из самых энергетически сильных мест в Индии.

Пещеры Аджанты — восьмое чудо света:

Автор: Мария Протасеня

Обновлено: 4 Окт, 2019 Эллора, Индия – небольшой торговый поселок, который, возможно,…

Обновлено: 25 Сен, 2019 Город Пуна (Индия) находится в западной части плоскогорья…

Обновлено: 14 Окт, 2019 Кандолим, Гоа – небольшой уютный посёлок в северной…

Обновлено: 26 Авг, 2019 Главные достопримечательности Гоа – это не только просторные…

Blogee

Индийские пещеры Аджанты, их загадки и проклятия

В центральной части Индии в штате Махараштра находится уникальный пещерный комплекс. Он состоит из 29 пещер, большинство из которых были построены 4000 лет назад. Буддистские пещеры Аджанты представляют собой настоящую сокровищницу художественных артефактов, которые до сих пор хранят свои тайны.

Пещеры выдолблены в утесе, имеющем форму подковы, и соединены между собой единой тропой. Общая протяженность этой тропы – 500 метров. Выстраивать комплекс начали с его середины. Буддистские монахи проводили в этих пещерах долгие часы в медитациях. Однако в 9 столетии нашей эры они внезапно покинули свой пещерный комплекс. Он оказался заброшенным на многие сотни лет, внутри селились дикие звери, все зарастало растительностью. И только в 1819 году здесь случайно оказались британские офицеры, охотившиеся за семейством тигров. Они то и обнаружили уникальную индийскую сокровищницу.

Но власти Индии не особо заинтересовались находкой британцев. И только спустя 25 лет еще один британец отправился исследовать спрятанные в тропиках пещеры Аджанты. Он первым описал заброшенные 29 пещер, которые были вырублены в базальтовой породе, 24 из них были монастырями, а 5 – храмами. Уникальность этих индийских пещер в рисунках, которыми покрыты все стены и потолки.

Рисунки пещер Аджанты – это иллюстрации к жизни всего индийского общества. На них изображены сцены из будней как богатых и влиятельных властителей, так и самых обычных жителей, и даже совсем нищих. Также многие пещерные рисунки и скульптуры представляют собой изображения животных и растений. Здесь можно увидеть и проследить жизнь Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из земной жизни. Самыми красивыми считаются первые две пещеры.

Главной загадкой этого индийского храмово-монастырского комплекса является состав люминесцентных красок, используемых для разукрашивания изображений. Состав этих красок неизвестен ученым и сегодня. Второй интересующий исследователей вопрос – каким образом монахам удалось нарисовать такие уникальные картины в практически неосвещенной пещере. Предполагают, что они могли ловить солнце зеркалами подобно тому, как это делали египтяне. Этот вопрос также остается открытым.

После того, как пещеры были исследованы, к ним отправился художник, который решил скопировать все изображения внутри комплекса. В течение двадцати лет своей жизни он старательно переносил на бумагу все картинки. Правда, все это время он страдал от неизвестной мучившей его болезни. Когда работа подошла к концу, художник отправил свою работу на выставку в Лондон. А через какое-то время Хрустальный дворец, в котором выставлялись полотна, сгорел со всем, что было внутри. Художник вознамерился повторить свой труд заново, но опять стал болеть и через пять лет умер. Похоронили художника недалеко от пещер.

Позже была предпринята еще одна попытка скопировать изображения из пещерного комплекса Аджанты. Несколько художников из Бомбей снова перерисовали росписи и отправили в еще один лондонский музей. И там тоже произошел пожар, уничтоживший, однако, только одни фрески из Аджанты. А местные жители уверены, что боги прогневаются на каждого, кто решит побеспокоить их покой и попытается сделать зарисовки древних пещерных иллюстраций.

Поэтому единственным способом увидеть эти удивительные фрески – приехать сюда самим. На реке возле пещерного комплекса есть смотровая площадка, с которой открывается прекрасный общий вид не только на сами пещеры, но и на все окрестности Аджанты.

Ссылка на основную публикацию