Петровский док в Кронштадте, вся правда

Петровский док в Кронштадте – грандиозный проект Петра I

Петровский док в Кронштадте – уникальное гидротехническое сооружение петровской эпохи. Прочитав множество интересных статей о Петровском доке, мы захотели увидеть всё своими глазами. Мы ещё не знали, что осмотр Петровского дока растянется по времени на 1 год и для этого потребуются 3 поездки в Кронштадт. Мы также не знали насколько интересным и захватывающим будет изучение этого объекта.

Как попасть в Петровский док в Кронштадте

Итак, 2016 год. В один из последних августовских деньков мы прибыли в Кронштадт. Зная, что территория дока находится под охраной, мной было принято решение оставить юного исследователя и слабую половину нашей команды на городском пляже Кронштадта, а самому пробраться в Петровский док на разведку. Разведка началась с канала имени Петра Великого. Именно по нему корабли заходили в Петровский док на ремонт. С правой стороны от канала виден Задний створный маяк Кронштадского рейда.

Главные ворота Петровского дока, которые показывают тысячам туристов приезжающим в Кронштадт. А то, что скрывается за ними смотреть нельзя! Перед нашим рассказом проведём небольшой исторический экскурс. 8 мая 1719 года императором Петром I, был издан указ о строительстве дока с сопутствующей гидротехнической системой. Согласно официальной истории, в грандиозном строительстве дока принимали участие около 3000 человек – солдаты, крестьяне и каторжники, вооружённые лопатами, кирками и ломами. Однако, к своему сожалению, Пётр I так и не увидел результата своей технической мысли. А после смерти императора в 1725 г. работы по строительству были практически свёрнуты.

В 1732 году при императрице Елизавете Петровне была сформирована комиссия во главе с генералом Иоганном Люберасом фон Потт, для ревизии строительства дока. Последним был предложен ряд конструктивных решений (углубление и расширение докового бассейна) для скорейшего удаления воды из дока. С приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны работы по строительству Петровского дока получили мощный импульс. Себя императрица считала продолжателем дела Петра I, и для неё было делом чести закончить начатое отцом строительство. В 1752 году, под грянувший из 1331 орудия салют, Елизавета Петровна самолично открыла для пуска воды шлюзовые механизмы, ознаменовав завершение строительства Петровского дока.

На информационном щите у ворот Петровского дока в виде креста нарисована часть гидротехнической системы дока. Правда, с первого взгляда это сложно понять.

Готовясь к поездке в Кронштадт, мы потратили не один час времени, чтобы найти ответ на вопрос как попасть в Петровский док. Открытые настежь кованые ворота в сад Попова – наш проходной билет к залазу в Петровский док. Жёлтое здание слева – дом Б.К. Миниха, фаворита императрицы Анны Иоановны. Позднее в этом здании жили такие великие флотоводцы как Ф.Ф. Беллинсгаузен, С.О. Макаров, Ф.П. Литке, а также знаменитый подводник А.И. Маринеско.

Кованая решётка украшена якорем и мечом. Это и понятно, ведь эта территория относилась к дому, где жили великие русские флотоводцы.

Не раз мы сталкивались с тем, что изучая какой-то вопрос невольно открываешь для себя ещё что-то новое. Вот и тут, пробираясь через полузаброшенный сад к залазу в Петровский док, я обнаружил памятник изобретателю радио Александру Степановичу Попову. Резонный вопрос: что тут делает памятник Попову?

Как оказалось, именно в этом крошечном домике, в абсолютной близости от Петровского дока, инженер А.С. Попов проводил в апреле – мае 1895 года испытания первого в мире радиоприёмника. Вот так открытие! Осмотрев домик, двигаюсь дальше. На фотографии, с правой стороны, за листвой деревьев проглядывают контуры небольшого строения. За этим строением поворачиваю налево и продираюсь через паутину теплотрасс и колючей проволоки. И вот…

Я в Петровском доке! Потрясающий постапокалиптический пейзаж! Грандиозное инженерное сооружение 384 метра длиной, 34 метра шириной и 10 метров глубиной полностью заросшее деревьями и кустами. Док выглядел как декорация к фильму о конце света.

Да, такой пейзаж нельзя показывать туристам. Не поймут! На заднем плане здание действующей военной части.

Продвигаюсь к главным воротам Петровского дока, которые фотографировал полчаса назад. Однако любование творением Петра I прервал резкий окрик мужика в камуфляже, вынырнувшего из кустов на противоположной стороне дока.

– Эй, быстро покинуть территорию!

– Здравствуйте, можно, мне сделать несколько фотографий?

– Я тебе, … , … , … , сказал покинуть … , … , … территорию.

– Сейчас, сделаю только пару фотографий.

– …. , … . Вася,… ,… , держи его на своей стороне!

Крикнул мужик в рацию и побежал к лестнице.

Разворот на 180 градусов и неспешное отступление. Жаль, что в лёгкой сумятице я не догадался сфотографировать своего загонщика.

Вскоре, неспешное отступление превратилось в спешное. В этих зарослях непросто было найти место залаза. Напоследок фотография швартовного кнехта из чугунной пушки.

Небольшое замешательство – по гранитной лестнице бежать или деревянной? Через несколько мгновений, протиснувшись через теплотрассы и ободрав руки о колючую проволоку удалось уйти от погони.

Доковый канал Петра Великого

Прошло 10 месяцев… Май 2017 года. Не изученный Петровский док мешал спокойно спать по ночам. Очередная поездка в Кронштадт началась по старому маршруту – доковый канал Петра Великого…

Видно, что Задний створный маяк Кронштадского рейда находится на реставрации, а рядом с ним расположилась экспозиция мин, торпед, палубных орудий… К сожалению, подойти ближе не представляется возможным – всё это находится на закрытой территории.

Палубное орудие на берегу Петровского канала.

Вспоминая прошлогодние заросли, обратили внимание на какую-то пустоту за воротами Петровского дока.

(От ТС: здесь я пропустил кусок, про то, как они добирались в этот раз. Не актуально и не интересно.)

Крест-канал Петровского дока

Дорожка от здания прямиком вывела нас к Крест- каналу Петровского дока. Потрясающее зрелище… Масштабность строения просто завораживает. В центре находится сливная горловина.

Отсюда видно, что на доковых воротах даже сохранились доски.

Охраняемая часть Петровского дока (та самая, где меня год назад недружелюбно встретили ребята из ЧОПа). С нашего места к ней не подойти – проход преграждает бетонный забор с колючей проволокой.

Массивные доковые ворота…

От деревянной облицовки ворот остались только крепёжные болты.

Рядом с воротами находятся остатки ржавого разводного моста через канал.

Невозможно оторвать взгляд от многотонных гранитных конструкций…

Площадка открытия вентилей запорных клапанов для слива воды в Доковый бассейн.

Схема и принцип работы Петровского дока в Кронштадте

А теперь небольшой рассказ о принципе действия Петровского дока. По тем временам это было инновационное гидротехническое сооружение. В начале 18 века в Европе существовали доки для ремонта кораблей, однако, непосредственно к ремонту судна можно было приступать не раньше чем через 3-4 недели. Именно столько времени требовалось, чтобы осушить док. Петра I такая ситуация не устраивала! Согласно официальной истории Пётр Iсамолично спроектировал Петровский док, который осушался за несколько часов! Основная идея императора была разместить ниже уровня дна дока сливной резервуар (доковый бассейн), в который вода сливалась бы самотёком благодаря наклонной поверхности. А из докового бассейна воду можно было неспешно откачать насосом с ветряным двигателем. Всё гениальное – просто! Когда только успевал всё это делать наш неутомимый император?

Для иллюстрации работы доковой системы мы нарисовали карту.

Обозначения на карте:

1 Петровский канал или канал Петра I, по каналу в док заходили корабли

2 Ворота Петровского дока

3 Основная доковая камера, где ремонтировались корабли (находится под охраной)

4 Поворотная площадка – место для разворота кораблей

5 Малая доковая камера

6 Малая доковая камера

7 Доковая камера, с которой осуществлялся спуск воды

8 Резервуар неизвестного назначения

9 Петровский овраг

10 Доковый бассейн

11 Насосная станция

12 Место слива воды в Обводной канал

13 Обводной канал

Насчёт залазов на территорию – их теперь нет. Автор, кстати, занимался фигнёй. В 2016 году, летом, мы с женой подошли со стороны петровского канала и фоткали Петровский док. Из будки вышел охранник и мы думали, что сейчас начнётся “Нельзя фотографировать”. НО! Человек любезно пригласил нас зайти. Провёл вниз по ВСЕМУ доку рассказывая о его устройстве. Назначении миханизмов и даже завёл в стрёмные “пещеры” возле баттопорта через которые док заполнялся водой.

Так-же.. Я обрезал снизу фотки, поскольку на них была ссылка, которая вела на коммерческую часть автора.

Петровский док в Кронштадте – грандиозный проект Петра I. Как попасть в док

Петровский док в Кронштадте – уникальное гидротехническое сооружение петровской эпохи. Прочитав множество интересных статей о Петровском доке, мы захотели увидеть всё своими глазами. Мы ещё не знали, что осмотр Петровского дока растянется по времени на 1 год и для этого потребуются 3 поездки в Кронштадт. Мы также не знали насколько интересным и захватывающим будет изучение этого объекта.

Как попасть в Петровский док в Кронштадте

Итак, 2016 год. В один из последних августовских деньков мы прибыли в Кронштадт. Зная, что территория дока находится под охраной, мной было принято решение оставить юного исследователя и слабую половину нашей команды на городском пляже Кронштадта, а самому пробраться в Петровский док на разведку. Разведка началась с канала имени Петра Великого. Именно по нему корабли заходили в Петровский док на ремонт. С правой стороны от канала виден Задний створный маяк Кронштадского рейда.

Главные ворота Петровского дока, которые показывают тысячам туристов приезжающим в Кронштадт. А то, что скрывается за ними смотреть нельзя! Перед нашим рассказом проведём небольшой исторический экскурс. 8 мая 1719 года императором Петром I, был издан указ о строительстве дока с сопутствующей гидротехнической системой. Согласно официальной истории, в грандиозном строительстве дока принимали участие около 3000 человек – солдаты, крестьяне и каторжники, вооружённые лопатами, кирками и ломами. Однако, к своему сожалению, Пётр I так и не увидел результата своей технической мысли. А после смерти императора в 1725 г. работы по строительству были практически свёрнуты.

В 1732 году при императрице Елизавете Петровне была сформирована комиссия во главе с генералом Иоганном Люберасом фон Потт, для ревизии строительства дока. Последним был предложен ряд конструктивных решений (углубление и расширение докового бассейна) для скорейшего удаления воды из дока. С приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны работы по строительству Петровского дока получили мощный импульс. Себя императрица считала продолжателем дела Петра I, и для неё было делом чести закончить начатое отцом строительство. В 1752 году, под грянувший из 1331 орудия салют, Елизавета Петровна самолично открыла для пуска воды шлюзовые механизмы, ознаменовав завершение строительства Петровского дока.

Читайте также:  Золотой треугольник Индии, подробная информация

На информационном щите у ворот Петровского дока в виде креста нарисована часть гидротехнической системы дока. Правда, с первого взгляда это сложно понять.

Готовясь к поездке в Кронштадт, мы потратили не один час времени, чтобы найти ответ на вопрос как попасть в Петровский док. Открытые настежь кованые ворота в сад Попова – наш проходной билет к залазу в Петровский док. Жёлтое здание слева – дом Б.К. Миниха, фаворита императрицы Анны Иоановны. Позднее в этом здании жили такие великие флотоводцы как Ф.Ф. Беллинсгаузен, С.О. Макаров, Ф.П. Литке, а также знаменитый подводник А.И. Маринеско.

Кованая решётка украшена якорем и мечом. Это и понятно, ведь эта территория относилась к дому, где жили великие русские флотоводцы.

Не раз мы сталкивались с тем, что изучая какой-то вопрос невольно открываешь для себя ещё что-то новое. Вот и тут, пробираясь через полузаброшенный сад к залазу в Петровский док, я обнаружил памятник изобретателю радио Александру Степановичу Попову. Резонный вопрос: что тут делает памятник Попову?

Как оказалось, именно в этом крошечном домике, в абсолютной близости от Петровского дока, инженер А.С. Попов проводил в апреле – мае 1895 года испытания первого в мире радиоприёмника. Вот так открытие! Осмотрев домик, двигаюсь дальше. На фотографии, с правой стороны, за листвой деревьев проглядывают контуры небольшого строения. За этим строением поворачиваю налево и продираюсь через паутину теплотрасс и колючей проволоки. И вот…

Я в Петровском доке! Потрясающий постапокалиптический пейзаж! Грандиозное инженерное сооружение 384 метра длиной, 34 метра шириной и 10 метров глубиной полностью заросшее деревьями и кустами. Док выглядел как декорация к фильму о конце света.

Да, такой пейзаж нельзя показывать туристам. Не поймут! На заднем плане здание действующей военной части.

Продвигаюсь к главным воротам Петровского дока, которые фотографировал полчаса назад. Однако любование творением Петра I прервал резкий окрик мужика в камуфляже, вынырнувшего из кустов на противоположной стороне дока.

– Эй, быстро покинуть территорию!

– Здравствуйте, можно, мне сделать несколько фотографий?

– Я тебе, … , … , … , сказал покинуть … , … , … территорию.

– Сейчас, сделаю только пару фотографий.

– …. , … . Вася,… ,… , держи его на своей стороне!

Крикнул мужик в рацию и побежал к лестнице.

Разворот на 180 градусов и неспешное отступление. Жаль, что в лёгкой сумятице я не догадался сфотографировать своего загонщика.

Вскоре, неспешное отступление превратилось в спешное. В этих зарослях непросто было найти место залаза. Напоследок фотография швартовного кнехта из чугунной пушки.

Небольшое замешательство – по гранитной лестнице бежать или деревянной? Через несколько мгновений, протиснувшись через теплотрассы и ободрав руки о колючую проволоку удалось уйти от погони.

Доковый канал Петра Великого

Прошло 10 месяцев… Май 2017 года. Не изученный Петровский док мешал спокойно спать по ночам. Очередная поездка в Кронштадт началась по старому маршруту – доковый канал Петра Великого…

Видно, что Задний створный маяк Кронштадского рейда находится на реставрации, а рядом с ним расположилась экспозиция мин, торпед, палубных орудий… К сожалению, подойти ближе не представляется возможным – всё это находится на закрытой территории.

Палубное орудие на берегу Петровского канала.

Вспоминая прошлогодние заросли, обратили внимание на какую-то пустоту за воротами Петровского дока.

В этот раз штурмовать теплотрассы мы не стали, а направились к дому № 5А по улице Коммунистическая. В настоящее время, здание находится на реконструкции.

Припарковав автомобиль, мы проходим через арку во двор здания.

Юный исследователь попутно изучает принцип работы бетономешалки.

Крест-канал Петровского дока

Дорожка от здания прямиком вывела нас к Крест- каналу Петровского дока. Потрясающее зрелище… Масштабность строения просто завораживает. В центре находится сливная горловина. Более подробно мы расскажем об этом во 2 части прогулки по Петровскому доку.

Отсюда видно, что на доковых воротах даже сохранились доски.

Охраняемая часть Петровского дока (та самая, где меня год назад недружелюбно встретили ребята из ЧОПа). С нашего места к ней не подойти – проход преграждает бетонный забор с колючей проволокой.

Юный исследователь также восхищён масштабностью строительства 3-х вековой давности.

Массивные доковые ворота…

Крайне удивительно, что ворота избежали участи быть попилеными на металл!

От деревянной облицовки ворот остались только крепёжные болты.

Рядом с воротами находятся остатки ржавого разводного моста через канал.

Часть моста можно было откатить влево или вправо по металлическому рельсу.

Во 2 части прогулки по Петровскому доку мы расскажем, какое применение нашла для разводного моста современная молодёжь.

Невозможно оторвать взгляд от многотонных гранитных конструкций…

На заднем плане, за деревьями, видны золотые купола Морского Никольского собора.

Площадка открытия вентилей запорных клапанов для слива воды в Доковый бассейн.

Масштабно, грандиозно…и от этого ещё сильней возникает желание спуститься вниз. Решение приходит сразу ‒ покупка верёвочной лестницы и спуск в док с площадки открытия запорных клапанов. Значит, сюда нам ещё предстоит вернуться!

Схема и принцип работы Петровского дока в Кронштадте

А теперь небольшой рассказ о принципе действия Петровского дока. По тем временам это было инновационное гидротехническое сооружение. В начале 18 века в Европе существовали доки для ремонта кораблей, однако, непосредственно к ремонту судна можно было приступать не раньше чем через 3-4 недели. Именно столько времени требовалось, чтобы осушить док. Петра I такая ситуация не устраивала! Согласно официальной истории Пётр Iсамолично спроектировал Петровский док, который осушался за несколько часов! Основная идея императора была разместить ниже уровня дна дока сливной резервуар (доковый бассейн), в который вода сливалась бы самотёком благодаря наклонной поверхности. А из докового бассейна воду можно было неспешно откачать насосом с ветряным двигателем. Всё гениальное – просто! Когда только успевал всё это делать наш неутомимый император?

Для иллюстрации работы доковой системы мы нарисовали карту.

Обозначения на карте:

1 Петровский канал или канал Петра I, по каналу в док заходили корабли

2 Ворота Петровского дока

3 Основная доковая камера, где ремонтировались корабли (находится под охраной)

4 Поворотная площадка – место для разворота кораблей

5 Малая доковая камера

6 Малая доковая камера

7 Доковая камера, с которой осуществлялся спуск воды

8 Резервуар неизвестного назначения

9 Петровский овраг

10 Доковый бассейн

11 Насосная станция

12 Место слива воды в Обводной канал

13 Обводной канал

Макаровский мост в Кронштадте

Дальнейший осмотр системы сброса воды из дока привёл нас к Макаровскому мосту.

С Макаровского моста открывается отличный вид на Петровский овраг, по которому вода из дока самотёком текла в доковый бассейн.

Идём по дорожке вдоль Петровского оврага… Поймали себя на мысли, что в Кронштадте много всего «петровского»: Петровский канал, Петровский док, Петровский овраг…

А с левой стороны золотом переливается на солнце Морской Никольский Собор.

Русло оврага чистят от грязи.

Плотина перед Доковым бассейном с оградкой в соответствующей стилистике.

Доковый бассейн

А вот и огромный Доковый бассейн…

Стены бассейна, сложенные из камней, напоминают пчелиные соты.

Вдруг, наше внимание привлекла немногочисленная туристическая группа. В хорошем темпе, перейдя плотину, туристы уверенно свернули на тропинку вдоль правого берега бассейна. В надежде увидеть что-то интересное мы пристроились в хвост колонны.

Гранитные чудеса Петровского дока

Нашему удивлению не было предела, когда мы внезапно вышли к интереснейшему историческому артефакту – полигональной гранитной кладке. Безусловно, мы видели в интернете фотографии этой гранитной стены, но честно говоря, увидеть её было полной неожиданностью для нас!

Удивительная гранитная кладка с высочайшим уровнем обработки гранитных блоков. О этой стене, более подробно, мы расскажем в фотоочерке «Гранитные чудеса Кронштадта».

Вид на Морской собор, который великолепен абсолютно со всех ракурсов.

Насосная станция Петровского дока

Здание насосной станции. Вода насосами поднималась из Докового бассейна и по отводному каналу сбрасывалась уже в Обводной канал, опоясывающий центр Кронштадта.

Остатки балконов насосной станции.

Поднимаемся по лестнице наверх…

Не перестаём восхищаться, что даже сугубо утилитарные постройки того времени были красивы и не лишены изыска.

Юный исследователь в процессе изучения насосной станции.

Непростая дорога домой…

По пути мы обнаружили одноглазое дерево пожирающее камень.

Обводной канал. Именно сюда откачивалась вода из Докового бассейна.

Система Петровского дока на карте Кронштадта

И напоследок, хочется сказать несколько слов о масштабности творения Петра I. На карте Кронштадта мы обозначили линией границы строений относящихся к Петровскому доку.. Вот что у нас получилось.

А теперь посмотрим на занимаемую доком площадь.

Получается, что около 50% площади Кронштадта занимает Петровский док с гидротехнической системой! Масштабы дока потрясают! Возможно, Пётр I так и планировал сделать город – док!

Ну чтож, теперь вы знаете о Петровском доке всё. Или почти всё. Продолжение во 2 части.

Петровский докъ

Когда туристов выгуливают по Кронштадту, Петровский док они видят примерно таким вот образом (зачастую, правда, без снега и льда):

(снимок взят с сайта dic.academic.ru)

На деле же док – довольно интересное сооружение. по которому можно погулять 🙂

Петровский овраг и Петровский бассейн наиболее старинные сооружения морской крепости.

В начале XVIII века развитие военно-морского флота настоятельно требовало сооружения в Кронштадте сухого дока, чтобы иметь возможность ремонтировать подводную часть кораблей. Этим делом лично занялся лично Петр I. Он изучил существовавшие в то время в европейских государствах сухие доки и выяснил, что все они имели очень существенный недостаток: после ввода корабля в док требовалось более месяца на выкачивание воды.

Петр I исследовал местные условия и составил официальный проект сухого дока, осушение которого производилось не выкачкой, а самотеком. Для этой цели предусматривалось в восточной части острова Котлин вырыть бассейн и соединить его с доком специальным оврагом. Уровень бассейна был значительно ниже уровня дока, что обеспечивало свободный сток воды.

Строительство велось в две очереди. С 1719 по 1726 год были вырыты котлован дока и частично овраг, в 1742 году работа возобновилась, и к 1752 году это грандиозное для своего времени гидротехническое сооружение было завершено.

Из дока вода всего за одни сутки стекала в бассейн. Из бассейна она первоначально выкачивалась ветряными насосами, а с конца XVIII века – паровой машиной – одной из первых в России.

Док строили крепостные крестьяне из всех губерний России, все работы велись ручным способом. Доктор Кронштадтского Морского госпиталя В.И. Богданов, наблюдая эту ручную работу написал текст песни “Дубинушки”, которую пела вся Россия.

На торжественное открытие Петровского дока в Кронштадт были приглашены адмиралы, инженеры и техники докостроения и судостроения многих европейских стран. То, что они увидели, крайне удивило их. Новый док явился воплощением смелой новаторской мысли русского народа.

На вики (и на яндекс.картах) сабж запечатлен со стоящим в нём кораблем, поэтому считать док заброшенным было бы ошибочным мнением:

Сейчас корабля нет.

Заросший травами “крест-канал” отделен от бассейна массивными воротами:

Размеры ворот легко представить в сравнении с моим ростом (167):

В гранит вбиты кольца, к которым цепляли корабельные канаты

Бассейн от души зарос

Воротам положено открываться, откатываясь по металлическим пояскам:

За воротами находится крест-канал с водоспускным колодцем по центру:

Каждый из отсеков “креста” ранее также отделялся от центра массивными дверцами:

Забавно, что на центральной площадке четко выделены зоны, где трава растет успешно, а где – не очень:

В целом, больше в доке глядеть не на что, – если бы не портовые краны, которых тут аж три. Выберем самый высокий..

И осмотрим окрестности с верхотуры:

Залив, канал дока и ворота, отделяющие бассейн от воды океана:

Примечание: в домике справа от ворот живет охрана.

Памятник известному деятелю мореплавания

Пустые улицы Кронштадта

Один из фортов, поныне занятый вояками:

Итальянский (вроде бы) пруд:

Всевозможное портовое хозяйство:

Пара специфических видов зданий: дом на сваях:

И “бумажный” собор:

На самом деле, конечно, просто на реставрации.

Последний взгляд на док.

Осмотр завершен.
Экскурсанты двигаются далее по маршруту 🙂

__________________________
Напоминаю читателям, что автора журнала и блога (то есть, меня) всегда можно поблагодарить и поддержать не только позитивными комментами, но и небольшой денюжкой, перечислить которую вы в любой момент можете на яндекс.кошелек, где 41001338594069 – мой номер счета. Чтобы это сделать, совсем необязательно иметь собственный яндекс.кошелек: достаточно лишь воспользоваться одним из способов пополнения, например платежными терминалами

Тайны “Петровского дока”

Великое множество тайн хранит история России, но к сожалению наиболее интересные из сохранившихся загадочных сооружений не доступны для посещения и туристов туда не водят. Казалось бы, если есть загадочные сооружения подобные тем, что существуют в мире, например в Перу, куда со всего мира стекаются толпы туристов, почему бы не сделать эти места туристическими достопримечательностями, но почему-то не делают. Не сохраняют аутентичные постройки, не хранят каждый камень, оригинальность сооружения, а планируют уничтожить.

Потрясающие стены Кронштадта выполненные в полигональной кладке не являются туристической достопримечательностью, разрушаются, зарастают травой, уничтожаются вандалами, а “Петровский док” закрыт для посещений и туристам показывают лишь его внешние ворота, а внутри все находится в запустении, постепенно разрушается и зарастает травой и деревьями. Немыслимо, непонятно, но это факт. Почему существует такое отношение к артефактам прошлого и что мы оставим потомкам?

И более того, даже то, что пока еще сохранилось планируют по сути уничтожить. В 2016 году были объявлены планы по реконструкции “Петровского дока” и превращению его в “подводный музей”. Этот артефакт прошлого уже не будет таким, как был всегда и многие его тайны будут уничтожены. Затопленная площадь дока составит 12,5 тысячи кв. м.

Что бы понять масштабы этого сооружения, я могу вам сказать простую вещь, в этом “Петровском доке” сегодня возможно выполнять капитальный ремонт современных тяжелых кораблей класса «Петр Великий».

Док Петра Великого в Кронштадте превратят в подводный музей

В Кронштадте начинает работать уникальный проект: планируется превращение так называемого «сухого дока» Петра Великого в подводный музей. Сейчас док заброшен и разрушается с каждым днем.

250-летний Петровский док полон загадок и тайн: два с половиной километра каналов и гидротехнических сооружений, гранитные пандусы, лестницы, мосты и механизмы, о назначении которых можно только догадываться. Это самое грандиозное сооружение Кронштадта, которое целиком можно увидеть разве что с вертолета. Туристам обычно показывают только главные ворота и бассейн, выложенный гранитом еще в XVIII веке.

«Если мы посмотрим просто сверху, увидим, что значительная часть береговой линии бассейна осталась в удовлетворительном состоянии. Но самое важное, что мы найдем, когда начнем обследование бассейна, внутри. Сейчас на этот вопрос я ответить не могу просто за неимением информации», − объясняет исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин.

Назначение этого бассейна − через специальный канал принимать воду из главного дока, когда туда заходили на ремонт корабли. Два с половиной века, вплоть до 2006 года, док, а это гигантская крестообразная яма глубиной в 10 метров, исправно функционировал без какого бы то ни было капитального ремонта. Сейчас в облицованных гранитом каналах − буйная растительность и полное запустение.

«Металл должен работать, чтобы жить», − говорят специалисты. В последний раз гермозатворы Петровских доков открывали 10 лет назад. За это время механизмы, проработавшие до этого без малого 100 лет, пришли в полную негодность, и погубила их ржавчина и вандалы.

Петровский док нужно срочно спасать. С этим согласны и историки, и реставраторы, и городская администрация. Полгода назад появилось предложение, которое поначалу показалось фантастикой, в старинных сооружениях сделать подводный музей: отреставрировать гранитные стены, реанимировать механизмы, заполнить док чистой водой и сымитировать там морское дно.

«Это будут артефакты, поднятые со дна и не прошедшие консервацию, будет только очистка от ила, от посторонних каких-то наростов, а затем их опять погрузят в ту же среду, в которой они находились на дне морском. Вот такая идея, и есть уже предварительный проект», − рассказывает директор Музея истории Кронштадта Евгений Гришко.

Есть у проекта и важная научная составляющая: сейчас специалистам известно о двух сотнях кораблей всех времен и эпох, чьи останки лежат на балтийском дне. Но как они поведут себя при подводной очистке и консервации, не знает никто, ведь подобных проектов в мире еще не было.

«Необходимо изучить, как себя ведут эти предметы, будут ли они менять свое состояние оттого что лежат много-много лет на дне и пребывают в достаточно хорошем состоянии за счет воды, которая находится в Финском заливе», − говорит директор музея.

Если все получится, то док накроют стеклянным куполом, по дну и вдоль стен проложат прозрачные галереи − посетители смогут постоять буквально в десяти метрах от уникальных экспонатов. В одном из каналов хотят сделать настоящую верфь петровских времен − там будут заново осваивать старинные технологии и строить копии исторических парусников. Но это мечты, а реальность, по словам специалистов, не столь радужна.

«Масштабность разрушений в основном является проблемой. Например, мы видим: гранитная кладка сохранилась в неплохом состоянии, а там, где бутовый камень − работы очень много предстоит, потому что присутствуют и вывалы, и выветривание кладки, и очень много нехороших мест, которые придется полностью восстанавливать», − рассказывает заместитель генерального директора НИИ «Ленпроектреставрация» Наталья Волынская.

Начать обещают с ликвидации растительности, которая активнее всего разрушает старинную кладку. Вырубить зелень должны к концу этого года. Фантастический проект уже получил одобрение в профильных городских ведомствах. Если все получится, то уникальный музей в Кронштадте откроется в 2022 году. Правда, остро стоит вопрос с финансированием: сейчас городской бюджет выделил чуть меньше десяти миллионов рублей. А надо − не меньше десяти миллиардов.

Давайте почитаем, что же сообщает нам официальная наука по поводу этого “Петровского дока”:

Начало 18 в. ознаменовалось Северной войной со Швецией, победить которую без сильного флота было невозможно. Флот рос, в Кронштадт и Санкт-Петербург приходило всё больше иностранных кораблей. Необходимость ремонтировать корабли побудила Петра 1 озаботиться вопросом о строительстве сухого дока в Кронштадте.

Достаточно простой принцип работы дока осложняется масштабами работ и общей сложностью реализации подобных проектов. В начале 18 века в Европе существовали доки, которые осушались за несколько недель, что значительно увеличивало сроки ремонта. Для решения проблемы необходимо было сделать следующее: построить сухой док как таковой и предусмотреть систему быстрой откачки воды.

Сам проект был разработан Петром Великим, он же является автором идеи системы водоотведения. Принцип был заложен простой, как и всё гениальное. Вода очень быстро может уходить по наклонной плоскости в резервуар, находящийся ниже её уровня и можно сразу приступать к ремонту. Пока суда ремонтируются вода из этого резервуара (докового бассейна) откачивалась. После вывода кораблей из дока весь цикл операций можно было повторить. Именно это и было реализовано в Кронштадте, однако на строительство понадобилось употребить колоссальные средства и время.

Работы были начаты 8 мая 1719 года по указу царя: «начать канал вблиз соборной церкви Св. Апостола Андрея Первозванного от берега морского до доков, и доки, также и стороны у канала отделать». Строилось всё вручную, количество работных людей менялось (до нескольких тысяч). В основном это были солдаты, каторжные, небольшое количество вольнонаёмных людей. Орудиями труда служили самые примитивные приспособления – кирки, лопаты, ломы, телеги. Да и этого не хватало.

К 1722 г. канал был, в основном, прорыт и велись работы по укреплению его стен. Однако после смерти Петра 1 работы пришли в упадок и активизировались только при Елизавете Петровне. Несколько раньше, в 1732 г. была сформирована комиссия во главе с генерал-майором И. фон Люберасом для осмотра канала. И. фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. С 1742 г. работы были начаты с новой силой, канал был открыт 30 июля 1752 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Сейчас комплекс сооружений Петровского дока находятся в центральной части г. Кронштадта. Это причалы на Усть-рогатке, Петровский канал, крестовина Петровского дока, овраг около Якорной площади, Доковый бассейн.

Виталий Пирогов, директор музея «Кронштадтская крепость»:

Вопрос идет не о музеефикации, а об уничтожении памятника 18 века! Его надо сохранять, а не закрывать современными надстройками!

Александр Еськов, краевед, член союза музейных работников Санкт-Петербурга:

— Во всем мире доки стоят открытые. Только нам надо установить подлинные, поднятые со дна или списанные корабли желательно различных эпох: парусник, первый броненосец, тральщик времен Великой Отечественной войны.

Верхняя секция лестницы изготовлена из цельного куска гранита! Абсолютно непонятно зачем было создавать себе такие сложности в изготовлении первой секции – ведь остальные секции лестницы изготовлены из составных гранитных блоков.

Причём точно такая же конструкция присуща всем лестницам в доковой камере. Выдолбить лестницу в гранитном монолите – чрезвычайно трудоёмкий процесс, в данном случае, лишённый какой-либо необходимости. Также не забываем об отсутствии электричества и режущего гранит инструмента. Всё это говорит о том, что нашим предкам, были известны технологии обработки гранита, которые до нашего времени не сохранились.

Видя все это возникает простой вопрос зачем Пётр I, решил построить док таких исполинских размеров: 384 метров длиной, 34 метра шириной, 10 метров глубиной в который сейчас можно спокойно загонять современные боевые корабли, а тогда что было загонять в него, зачем такие мегалитические размеры.

В то время, как самый большой корабль того времени – 64-пушечный фрегат «Ингерманланд» имел следующие габариты: длина 46,3 метра, ширина 12,3 метра, осадка 5,6 метров.

И еще один вопрос, почему о столь грандиозной стройке длившийся не один десяток лет практически нет никаких упоминаний и архивных свидетельств? Я попробовал найти старинные гравюры, рисунки, чертежи, хотя бы что-то старинное показывающее процесс строительства, открытия, эксплуатации этого дока – ничего нет.

“Петровский док” использовался по прямому назначению многие годы.

Всего этого скоро не будет вообще. Все это “музефицируют” или проще говоря “реконструируют”, зальют водой, накроют куполом и ничего аутентичного от этой потрясающей и таинственной постройки просто не останется.

Кронштадт. Док-канал им. Петра Великого. КАК.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Я надеюсь, что в предыдущей части смог донести до читателей информацию о том КОГДА была проведена реконструкция Петровского дока в Кронштадте.

Теперь я бы хотел рассказать о том КАК были проделаны работы в Петровском доке.

Часть 1. Каменоломни

Начну я, пожалуй, с каменоломни Пютерлакс.

Прежде всего хочу сообщить, что поскольку каменоломня Пютерлакс находится на территории Финляндии, то и название её вполне финское – Pyterlahden louhos (карьер Пютерлахти).

Карьер в Пютерлахти был основан в 1819 году, специально с целью добычи камня для колонн Исаакиевского собора в Петербурге, а в 1830 году была начата выработка монолита для Александровской колонны. Во второй половине XIX века добыча камня перешла к финским местным предпринимателям, его доставка была также в руках виролахтинцев.Объем работ естественно менялся из года в год. Самым большим заказом стала добыча гранита для Троицкого моста в Санкт-Петербурге, длина которого составляла 582 метра. В 1897-1903 гг. на всех каменоломнях Виролахти добывался камень для его строительства.

Следы работ в каменоломне (открыв в новом окне, можно посмотреть в большем разрешении)

То самое место, где вырубали монолит для Александровской колонны

Надпись смотрителя по фински, гласящая, что “тот, кто не будет работать – не получит хлеба”.

(такие суровые правила были обусловлены тем, что в каменоломнях широко применялся труд каторжан)

Еще следы выработки

След ошибочной разметки

Вот карта каменоломен 1832 года:

(1 русский фут = 0,305 м)

Работы в этих каменоломнях продолжались и в начале XX века, что прекрасно видно на фотографиях 1909 года:

Некоторое оборудование каменоломни конца XIX века.

Погрузка камня на баржу. Пристань Пютерлахти.

В 1836 году на острове Корписаари, что близ Пютерлахти, были открыты каменоломни для обеспечения строительства Кронштадтского сухого (Петровского) дока.

Вот как описывается процесс работ на этой каменоломне:

Перечень работ, производимых непосредственно на каменоломнях:

Далее следует подробное описание каждого этапа, но мне интересен “прием” под номером 5)

Как видно из этого сообщения – придание “камням” окончательной формы производилось непосредственно на месте строительства.

В это время в Кронштадте шло массовое строительство укреплений. Но кроме знаменитых бастионов шла и реконструкция Петровского сухого дока.

Часть 2. Строительство

Правление Николая I было временем военной дисциплины, но и военной же бюрократии, достигшей своего апофеоза. В этот период было выпущено ошеломительное количество различных правил, регламентов, наставлений и уложений, касающихся аспектов жизни граждан всех сословий.

Одним из таких документов было “Урочное положение” – нормативный документ, в котором было определено количество рабочей силы и материалов, а также описана технология тех или иных работ. Учитывались все виды применяемых в строительстве работ: земляные, плотничные, столярные, каменные, печные, штукатурные, малярные, столярные, кузнечные, кровельные, а также работы по устройству и починке дорог.

“Урочное положение” стало основным нормативным документом, содержащим общие правила, касающиеся всякого вида работ и было принято обязательным к исполнению на территории всей Российской Империи. Высочайшим указом оно издавалось в 1830, 1832, 1838, 1843 и 1869 годах с незначительными изменениями в расчетах норм.

В 1889 году, графом Николаем Ивановичем де-Рошефором было впервые издано “Иллюстрированное урочное положение”, в отличие от предыдущих, дополненное рисунками и схемами описываемых работ.

Приведу некоторые примеры обработки камня из этого “Урочного положения”:

Пояснения к расчету нормативов:

Описание приемов работы с камнем:

Обработка камней по лекалу и нормативные данные на этот вид работ:

Один из возможных видов кладки:

Кроме “Урочных положений” в это же время издавалось большое количество пособий.

Одним из таких является “Краткое руководство к строительному искусству и архитектуре”, первое издание которого датируется 1891 годом, вобравшее в себя накопленный к тому времени опыт подобных работ.

Что же касается машинной обработки твёрдых пород камня, то об этом также было сказано в одном из многочисленных пособий по “камнетесному делу”:

В руководстве, также описываются приемы укладки камней с помощью подъемных механизмов, которые можно увидеть на рисунке, приведенном выше.

(Руководство можно просмотреть и скачать тут)

Тёска камня выполнялась вручную, в соответствии с описанной технологией и нормативами. Однако, такие виды работ, как распиловка и шлифовка, выполнялись механическим способом на соответствующем оборудовании.

Петровский док

В Кронштадте на территории Дока Петра Великого будет создан Музей подводной археологии. Предполагается, что в музейную экспозицию войдут артефакты, а также останки затонувших кораблей, найденные в ходе экспедиций Центра подводных исследований Русского географического общества.

В России все музеи подводной археологии можно пересчитать по пальцам одной руки, а комплексных научно-исследовательских центров и вовсе нет. Тем более это странно для морской столицы России – Петербурга, расположенного на берегах древнейших водных транспортных маршрутов. Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) одной из главных своих целей видит создание в Кронштадте на территории Дока Петра Великого Музея подводной археологии, который станет прикладной частью научно-исследовательского центра.

В экспозицию музея, который с легкой руки журналистов уже окрестили Музеем затонувших кораблей, что отчасти верно, войдут артефакты со дна Мирового океана, а также останки судов, найденные в ходе экспедиций ЦПИ РГО.

Идея об использовании Петровского дока обсуждалась в профессиональных музейных и реставрационных сообществах довольно давно. Грандиозный памятник, яркий пример гидротехнических сооружений первой половины XVIII столетия – Петровский док – был заложен в Кронштадте еще при главном царе-мореходе — Петре Первом. Он предназначался для ремонта кораблей и считался тогда передовым техническим объектом.

Увидеть открытие дока императору Петру было не суждено. Строительство завершилось лишь в 1752 году. Еще спустя несколько десятков лет здесь же установили первую в России паровую машину для откачки воды, благодаря которой появилась возможность осушать канал и бассейн значительно быстрее. Примечательно, что Петровский док проработал по своему прямому назначению вплоть до XXI века, потом около десяти лет простоял в запустении и лишь недавно стал филиалом Музея истории Кронштадта. Теперь док XVIII века должен стать уникальным музейным и научным комплексом благодаря активному сотрудничеству музейщиков, реставраторов и представителей Центра подводных исследований Русского географического общества.

Согласно проекту, который разрабатывается петербургским институтом «Ленпроектреставрация», Петровский док будет отреставрирован, разделён на экспозиционные секции и укрыт гигантским стеклянным куполом. Прежде всего это позволит обеспечить лучшую сохранность самому Доку как объекту культурного наследия федерального значения. Верхний уровень перекрытого дока будет приспособлен под тематические и контекстные экспозиции. Для осмотра главных объектов музейного комплекса нужно будет опускаться под воду. Это принципиально важный момент. Дело в том, что суда, долгое время пролежавшие на дне моря, при подъеме на воздух и соприкосновении с кислородом начинают необратимо разрушаться. Создание в Петровском доке с его каналами и резервуарами Музея подводной археологии позволит выставлять корабли «в естественной среде» – по принципу океанариума. Подобного нет ни в одном музее мира. Посетители смогут передвигаться по прозрачным галереям и рассматривать экспонаты так, как будто они все еще покоятся на морском дне. Одновременно с демонстрацией будет производиться и изучение объектов специалистами. Помимо музейной зоны под стеклянным куполом Петровского дока разместится научный кластер, включающий в себя исследовательские, реставрационные и консервационные отделения. Также там расположатся учебные классы, конференц-зал, лаборатории и библиотека.

Для того, чтоб спланировать такой масштабный объект с учетом всех уникальных факторов необходим тестовый полигон – пробный участок подводного экспонирования. Его создадут при музее Истории Кронштадта в помещении городской водонапорной башни для проведения испытаний и отработки уникальной технологии демонстрации кораблей, находящихся в водной среде.

По планам (если, конечно, все сложится удачно) Музей подводной археологии в Кронштадте откроется в 2022 году. И этот музей, без сомнения, станет интеллектуальным центром всей российской подводной археологии.

Формирование будущей коллекции музея и создание на его базе полноценного научного комплекса – это важнейшая часть культурно-просветительского направления в деятельности Центра подводных исследований Русского географического общества. Специалисты Центра будут подбирать для экспозиции потенциальные объекты, большая часть которых все еще покоится на дне Балтийского моря. Сейчас обнаружено уже около 200 подобных раритетов, некоторые из них обязательно найдут свое законное место среди экспонатов будущего Музея подводной археологии.

Ссылка на основную публикацию