Пирамида Аустерлица, подробно описание и фото

ru_travel

путешествия и прочее

Чехия: поле Аустерлица

Аустерлицский анабасис начался с того, что я доехал на электричке из Брно до деревни Блажовице. Дальнейший план заключался в том, чтобы добраться до Праце, где находится мемориал битвы при Аустерлице, а затем идти пешком в Славков-у-Брна, город, ранее именовавшийся Аустерлицем. Однако план провалился из-за того, что было выбрано неверное направлении через поле, в сторону деревни Крженовице. Узнав у местных жителей дорогу, пришлось делать крюк и идти в Праце через Збышов, в результате на десятикилометровый путь в Славков через те же Крженовице сил и времени уже не оставалось. К счастью, водитель автобуса довез пару остановок до Славкова и даже разрешил не пробивать билет.

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, — подумал он. — Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?» Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.

Деревня Блажовице примечательна тем, что там урны раскрашивают дети.

Деревня довольно благополучная.

Поле сражения находится к югу от Блажовице.

Дорога в поле проселочная, там, где она пересекается с железнодорожными путями, находится мост, под которым видно, что на стенах во всех странах пишут примерно одно и то же.

Долго ли, коротко ли, подходим к Крженовице.

Крженовице – богатая деревня, в ней несколько десятков улиц и пара тысяч жителей.

Возле одного дома стоит крест.

Тротуар покрыт плиткой, как в Москве, со старым мини-люком.

Есть ресторан “Кутузов”.

Следующий пункт – деревня Збышов, довольно интересная. Примерно здесь проходила линия фронта.

Тут встречается первая табличка о битве 1805 года, с картой местности и планом сражения.

Сельская автобусная остановка пуста, как обещания политиков. Однако расписание движения есть, и довольно понятное.

В этой деревне стоит мемориал погибшим в Первой Мировой Войне.

А прямо по соседству – погибшим во Второй Мировой.

Дальше дорога на Праце понятна, но расстояние неблизкое. По пути посередине поля стоит современный мемориал в честь битвы при Аустерлице: ядро на трех колоннах. На колоннах выгравированы имена Наполеона, Франца I и Александра I.

Текст на французском, немецком и русском.

Вперед – на Праце, налево – в Збышов, направо – в Блажовице, назад – в Крженовице. Столбы с иконами иногда встречаются вдоль дорог, также как и кресты.

На подходе к Праце чувствуется специфический запах, так как на окраине деревни находится какой-то коровник.

Праце – довольно большая деревня с несколькими улицами и хозяйственно-продуктовым магазином “Хрушка”, который в тот день был закрыт на переучет.

Отсюда по одноименной улице можно дойти до “Могилы Мира” на холме. Справа от дороги расположены поля с виноградниками.

И вот он, мемориал битвы при Аустерлице! Возле него есть цивилизация в виде небольшого кафе. Там же я раздобыл подробную карту автомобильных дорог Моравии, по которой в принципе можно разобраться, как сюда попасть.

Вид с Праценской горы.

Те, кто ищут легких путей, могут доехать до Праце напрямую из Брно на автобусе. В Праце конечная остановка этого маршрута, и после внимательного изучения расписания на остановке я пришел к выводу, что других автобусов здесь нет, а значит напрямую в Славков доехать нельзя. Пришлось идти старой дорогой до Крженовице.

Вот и сам Славков-Аустерлиц, маленький ухоженный провинциальный город.

Небольшой дворец, почему-то называемый “замком” – основная достопримечательность.

Также тут антикварная телефонная будка.

И магазин, в котором я увидел, как продаются красивые фирменные чешские почтовые ящики со знаком трубы.

ЧЕХИЯ БРНО АУСТЕРЛИЦ

2 декабря 1805 года произошло Аустерлицкое сражение – Битва под Аустерлицем. Аустерлиц (нем.Austerlitz) – город в Австровенгрии, расположен в 18 км от Брно. После Первой мировой войны Аустерлиц получил название Славков-у-Брна.

Это тот Аустерлиц, который Кутузов проиграл Наполеону, и который Лев Толстой описал в романе «Война и мир», тот самый, где над раненным князем Андреем простиралось неизмеримо высокое небо.

Поучительный дорожный знак предупреждает водителей о том, что пересекается поле Аустерлица. И тут трубы обратились в солдат, а цех в большую пушку.

На фото внизу деревня Збышов, через которую здесь проходила линия фронта во время Наполеоновских войн. Тут встречается первая табличка о битве 1805 года, с картой местности и планом сражения.

По пути к месту сражения посередине поля стоит современный мемориал в честь битвы при Аустерлице: ядро на трех колоннах. На колоннах выгравированы имена Наполеона, Франца I и Александра I. Эту грандиозную битву называют «Сражением трёх императоров», так как Александр I, Франц II и Наполеон лично присутствовали на нём.

По количеству участвовавших войск (до 160 000 солдат), а также по количеству убитых и раненых, сражение у Аустерлица стало самым большим и кровавым сражением наполеоновских войск после битв у Бородина и Лейпцига. Оно вошло в историю и сразу же стало для всей Франции символом ослепительной победы.

Название маленького моравского городка Аустерлиц и сегодня звучит в названии одного из парижских мостов и близлежащей набережной. Парижане знают и Аустерлицский вокзал, победу французской армии у Аустерлица возвещают также надпись на стене Триумфальной арки. Об этой победе также постоянно напоминает колонна на парижской площади Плас Вендом, отлитая из пушек, которые французские войска захватила на полях между г. Брно и Аустерлицем.

В этой земле лежит более 20-ти тысяч русских солдат. Само же поле боя стоит быстро объехать на машине или экскурсионном автобусе, поскольку оно огромно и все достопримечательности разбросаны на большом удалении друг от друга.

Курган Мира является исторически редким военным памятником – с посланием мира. Он не посвящен ни победоносным героям, ни мужественным побежденным, он был воздвигнут в честь жертв легендарной Битвы под Аустерлицем. Памятник возник в начале 20 века по замыслу священника А. Словака, как реализация идеи соорудить из тогдашнего побоища благословенное «место света», память о воине и мечту о мире.

Рядом с Курганом Мира находится музей, где посетители могут увидеть мультимедийную экспозицию «Битва трех императоров. Славков/Аустерлиц 1805». Экспозиция задумана нетрадиционным способом и производит необыкновенно сильное впечатление. Она представляет военный поход 1805 года, закончившийся Битвой под Аустерлицем, не только как историческое событие, но и как живой исторический феномен.

Через четыре дня после сражения победитель и побеждённые стороны – австрийский император и русский царь, заключили в замке Аустерлиц перемирие.

Ежегодно в начале декабря из разных стран сюда съезжаются тысячи зрителей и «участников» игрового, театрализованного сражения. Одетые в исторические униформы армий, экипированные ружьями и пушками наполеоновских времен, пешие и конные, они также «сражаются» под руководством своих «императоров», как и 200 лет назад, соблюдая тактику и стратегию известного боя. По завершению театрализованных действий торжествует мир, и тогда «победители», «побежденные», и зрители поднимают бокалы чешского пива, моравского вина, русской водки, французского коньяка за здоровье друг друга.

Как добраться:
Электричка: Главный ж/д вокзал Брно, поезда (электрички) R6 или S6. Отправление – каждые пол часа. Ехать до города Славков у Брна. Время в пути 25 min, расстояние 28 km, цена 42 Kč.
Автобус: Главный автовокзал Брно (Brno, ÚAN Zvonařka, около ТЦ “Ваньковка”), маршруты № 601 или 106. Время отъезда автобуса из Брно в Славков у Брна – каждые пол часа. Время в пути 33 min, расстояние 22 km, цена 42 Kč

Пирамида аустерлица

1804 год. Наполеоновская армия захватила солидную часть Европы. Нидерланды были заняты в 1795 году и стали называться «Батавская республика».

Армия Франции разбила собственный лагерь на торфяниках около Зейста, рядом от Утрехта. Управлял гарнизон генерал Огюст Фредерик Луи Виссес де Мармон, гордый и амбициозный человек.

В этих местах французские воины занимались интенсивными тренировками для подготовки вторжения в Англию.

Но заниматься однообразной и рутинной работой непременно делается невыносимо и, дабы воины не заскучали, Мармон приказал им выстроить монумент.

Он служил в наполеоновской армии на протяжении египетской кампании и был восхищен пирамидами Гизы, каковые поразили его собственной победой над неумолимым временем.

Но в случае если древним египтянам для постройки одной пирамиды требовалась более 20 лет, то французы легко управились за месяц.

10 сентября 1804 года сам генерал Мармон участвовал в закладке пирамиды, кинув лопатой первую горсть почвы в ее основание на самой вершине Утрехтских холмов. Потом воины, носившие почву мешками, неспешно насыпали гору.

После этого гору покрыли вереском и дёрном и начали вырабатывать ступени.

Кроме того верховный офицерский состав гарнизона не был высвобожден от данной работы.

10 октября 1804 года пирамида готовься , а на ее вершине был поставлен 13-метровый древесный обелиск, явившийся знаком древних сооружений, каковые египетские фараоны ставили в честь собственных побед.

В основание пирамиды Мармонт положил мемориальные камни, прославляющие блестящие победы Наполеона, а после этого и сама пирамида, названную Marmontberg, была посвящена французскому императору.

Читайте также:  Клостернойбург в Австрии, месторасположение и история

У вдохновленного результатами работы генерала после этого показались еще более грандиозные замыслы — земляную пирамиду он желал облицевать кирпичом, а древесный обелиск заменить каменным, дабы его творение простояло столетия, как и египетские предшественники. Но, этим замыслам не суждено было сбыться — в 1805 году Наполеон отправляет войска Мармонта в Германию.

Императору так и не суждено будет заметить посвященное ему творение.

Годом спустя, в 1806 году, двоюродный брат Наполеона, а по совместительству новый король Нидерландов Луи решает назвать пирамиду в честь Аустерлица, города, около которого Бонапарт одержал блистательную победу над союзными русско-австрийскими армиями.

Соседняя деревня кроме этого была названа Аустерлиц, и до сих пор носит это громкое наименование.

По окончании бесславного конца и разгрома Бонапарта его империи «вечной» пирамиде, казалось, угрожает такая же незавидная участь — в следствии ветров, эрозии и дождей она начала проседать, а обелиск был снесен в 1808 году.

Мемориальные камни были стёрты с лица земли местными обитателями по окончании того, как русская армия нанесла французскому императору сокрушительное поражение в 1812 году и начала совместно с союзниками поход на Париж, положивший финиш Французской империи. Пара десятилетий спустя пирамиду Аустерлица возможно было принять за бесформенную гору почвы.

Попытки вернуть местную достопримечательность появлялись еще в десятнадцатом веке, но, оканчивались неудачами. Однако, на вершину пирамиды удалось установить каменный обелиск, что возможно видеть и сейчас.

На фотографиях середины XX века возможно было заметить данный обелиск, возвышающимся над деревьями, которыми поросла за более чем столетие пирамида генерала Мармонта.

В 2000 году правительство Нидерландов заявило о реставрации пирамиды к 2004 году, но сильные ливни свели эти замыслы на нет.

Полноценная реставрация началась только в 2007 году и ее результаты не вынудили себя продолжительно ожидать. Была выстроена лестница, растительность на пирамиде была приведена в порядок, был открыт ресторан маленькой лунапарк и детская площадка.

С визитёров берут маленькую плату за посещение монумента (2,5 евро), которая идет в фонд восстановления достопримечательности.

С 31 октября 2016 года по 2 апреля 2017 года комплекс будет открыт лишь по воскресеньям — ресторан, детская площадка и лунапарк с 10 до 18 часов, а монумент с 11 до 17 часов.

Добраться до пирамиды Аустерлица возможно посредством публичного транспорта или из Утрехта, или из Амерсфорта, расстояние не превышает 15 километров. Особенное наслаждение принесет поездка на забранном в аренду автомобиле либо велосипеде.

ПИРАМИДА: Ночь, изменившая Наполеона навсегда

The Блог

Кирилл Петуховский. Понемногу обо всем

Могила мира при Аустерлице

Посетив Славков, он же Аустерлиц, мы еще хотели увидеть памятник, поставленный в местности, где фактически разворачивалась «Битва трех императоров» 1805 г., где русские и австрийские войска потерпели поражение от Наполеона. На этом месте в 1911 г. был возведен монумент в память всем погибшим в этой битве.

От Славкова нужно ехать около 10 км. на запад до деревушки Праце, а в центре самой деревушки свернуть налево по указателю (Mohyla mieru).

Этот величественный монумент был построен перед началом 1 мировой войны по идее священника и педагога из г.Брно по имени Алоиз Словак и является первым памятником в Европе, посвященным миру. Этот район носит имя «Праценские высоты». Это очень тихое, умиротворенное место…

По четырем углам монумента стоят воины со щитом, этот символизирует Россию.

Это центральный вход, он закрыт, по сути это часовня для поминания всех убитых на этих полях. Над входом надпись на латыни: «INTERFECTI MEI RESURGENT». Это цитата из пророка Исайи: «Мертвые восстанут».

Памятник стоит на возвышенности, во время сражения отсюда открывался хороший вид на поле боя (лесов тогда здесь не было), и отсюда военачальники наблюдали за ходом сражения.

Где-то здесь и лежал раненый князь Андрей из «Войны и мира» Льва Толстого:

Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу. »

В этом месте почему-то очень много божьих коровок, они просто облепляют тебя всего, пока рассматриваешь окрестности.

Еще в Славкове экскурсовод рассказывала нам, что в результате сражения погибли не только солдаты. В результате того, что в окрестностях располагалась 85-тысячная армия союзников, а также 200-тысячная армия Наполеона, бремя содержания этих войск легло на плечи местных крестьян. В результате от голода и лишений погибло около 200 тыс. мирного населения в этом регионе.

Вокруг памятника посажены деревья разными организациями и даже странами. На этой фотографии за Матвеем слева стоит березка, привезенная из России и посаженная здесь от имени Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

Рядом с монументом есть и военно-исторический музей, но по случаю понедельника он был безнадежно закрыт. Наши громкие стуки в дверь в попытке найти хоть одну живую душу остались без ответа. Пришлось довольствоваться лишь тем, что было видно через стекло.

Краткое и интересное описание этой битвы я нашел здесь.

На этом и закончился наш день в окрестностях Славкова у Брно/Аустерлица. Дальше наш путь лежит на восток, ближе к словацкой границе. Немного отъехав, вдруг видим на горизонте гигантских артиллеристов с пушкой. Они привлекли нас еще в предыдущий вечер, когда мы по тьме ехали в Славков. Что это, очередной музей?

Оказалось, это лишь бетонный заводик! 🙂 Но идея просто класс!

Битва под Аустерлицем

План боя. План боя, избранный Наполеоном, был и сложен и гениально прост одновременно. Он дал противнику занять Праценские высоты и намеренно ослабил свой правый фланг под командованием маршала Л. Даву. Центр позиций удерживали войска маршала Н. Сульта, а левый фланг надежно контролировали маршалы Ж. Ланн и Ж.Б.Ж. Бернадот. Резерв за боевыми порядками состоял из гвардейских полков маршала Ж.Б. Бесьера, кавалерии маршала И. Мюрата и гренадеров генерала Н.Ш. Удино. Самый сильный удар Наполеон намеревался произвести по центру позиций противника, а затем разрезать и разгромить войска союзников по частям. Французский стратег не сомневался, что русско-австрийское командование попытается обойти его якобы слабый правый фланг. В этом случае коммуникации противника окажутся сильно растянутыми, а центр – ослабленным. В нужный момент корпус Л. Даву должен был атаковать Праценские высоты и, прорвав центр союзников, решить исход боя, выйдя в тыл противника.

План союзников. Тем временем союзники лихорадочно завершали последние приготовления к бою. Как и предполагал Наполеон, главный удар коалиционеры намеревались нанести по правому флангу французских войск и неизбежно попадали бы в ловушку, заранее для них подготовленную. Основным разработчиком этого самоубийственного плана был бездарный австрийский фельдмаршал К. Вейротер.

Вот как вспоминал эти последние перед боем часы в русско-австрийском штабе генерал русской службы А.Ф. Ланжерон: «Когда мы все собрались, прибыл генерал Вейротер, разостлал на большом столе огромную и предельно детальную карту окрестностей Брюна и Аустерлица и начал громко объяснять нам наши диспозиции с самодовольным видом, показывающим его глубокую уверенность в своей мудрости и нашей неспособности. В самом деле, он напоминал учителя, читающего урок юным школярам. Кутузов, который дремал сидя, когда тот прибыл, наконец, сладко заснул».

Главный просчет союзных стратегов был в том, что, планируя масштабную атаку правого фланга противника, союзники неизбежно оголяли свой центр. Не понимая, почему Наполеон ушел с Праценских высот, фельдмаршалы и генералы коалиции убедили австрийского и русского императоров, что дело лишь в трусости императора французского. В случае реализации предложений Вейротера, на самом стратегически важном участке – в центре – оставался бы лишь слабый резерв великого князя Константина. Расчет Наполеона был совершенно верным: противник вел себя именно так, как он и предполагал.

Последние распоряжения Наполеона. В 8.30 вечера французский полководец сделал последние перед боем распоряжения. А за два часа до полуночи скрытно для противника и сохраняя полный порядок, перевел значительную часть своих войск на левый берег Бозеницкого ручья, чтобы оттуда неожиданно атаковать позиции неприятеля. В 3 часа ночи к Наполеону со срочным донесением явился начальник оперативного отдела Р. Савари. По его приказу была сделана глубокая разведка позиций и перемещений союзных войск. Внимательно изучив карту, Наполеон сделал лишь небольшие дополнения к своим прежним приказам. Все течение боя было продумано им до мельчайших деталей.

Расположение войск союзников. Войска союзников приготовились к бою в таком порядке. На левом крыле расположились три колонны русских войск под командованием Д.С. охтурова, А.Ф. Ланжерона и И.Я. Пржибышевского. Общее командование левым флангом было поручено Ф.Ф. Буксгевдену. В центре под общим командованием М.И. Кутузова находились русско-австрийские соединения во главе с И.К. Коловратом и М.А. Милорадовичем. Правым крылом, в состав которого входили войска австрийского князя И. Лихтенштейна, командовал П.И. Багратион.

За час до рассвета опустился сильный туман, который сильно мешал расходившимся по своим позициям русским и австрийским солдатам. В этот день, 2 декабря 1805 г., даже погода благоприятствовала победе французского оружия. В 7.30 утра Наполеон, получив донесение, что союзники обходят его позиции справа, хладнокровно распорядился не мешать противнику делать ошибочный маневр. Около 8 часов утра туман постепенно развеялся и открыл окрестности Працена. Взору французского императора предстали бесконечные русские колонны, двигавшиеся к югу. Центр русской позиции оголялся в точном соответствии с предвидением Наполеона.

Читайте также:  Лондонский парк Хэмпстед и район города, описание и фото

Начало сражения. В 9 часов утра Сульт по приказу Наполеона нанес мощный удар по центру русских войск. Как вспоминал А.Ф. Ланжерон: «Колонна была раздавлена и рассеяна менее чем в полчаса». Тем временем генерал Сент-Илер справа быстро продвигался к деревне Працен, а генерал Вандам атаковал позиции противника слева.

Штурм Працена. Ошеломленные внезапностью происходящего, союзники не смогли ничего противопоставить этому натиску. Кутузов первым понял опасность катастрофы и попытался изменить направление марша, но лишь два его батальона достигли деревни Працен прежде, чем начался штурм. На левом крыле французских войск разгорался ожесточенный бой. П.И. Багратион сумел не только отбросить войска противника, но и пытался контратаковать. Чтобы отрезать левый фланг русских от центра, Мюрат начал лихую кавалерийскую атаку, но Багратион разгадал это намерение и бросил навстречу французской коннице все свои резервы. Ожесточенный встречный бой не давал преимущества ни одной из сторон лишь до тех пор, пока Мюрат не бросил в бой свои резервы. Под страшным давлением свежей французской кавалерии русские войска, неся большие потери, были вынуждены отступить. На самом краю левого фланга Ланн также развивал планомерное наступление, продавливая боевые порядки противника. Центральная позиция – Працен – в первый же час боя была занята Сультом, а на правом фланге Даву при поддержке Удино без труда сдерживал атаки союзников. Линия обороны русско-австрийских войск в полном соответствии с замыслом Наполеона была разрезана на три части и планомерно уничтожалась. Тактически победа Великой армии была предопределена, но окончательный масштаб триумфа к полудню был еще неизвестен.

Перенеся ставку на Працен, Наполеон наметил основные действия для полного разрыва линии союзников. Окончательному успеху мешала только прославленная русская гвардия, сохранявшая полный порядок и время от времени ожесточенно контратаковавшая французские войска. Критический для Наполеона момент произошел, когда русские эскадроны под командованием великого князя Константина ударили во фланг и тыл войскам генерала Вандама. Французы дрогнули, часть солдат панически бежала.

Беда русских войск состояла в том, что союзный штаб фактически перестал существовать уже после первого страшного удара Сульта. Кутузов был ранен, управление войсками потеряно, поэтому мужественные русские солдаты и офицеры, брошенные на произвол судьбы, сражались изолированно, не рассчитывая на подкрепление. Частные успехи русских не могли изменить общей картины, а инициатива прочно была в руках Наполеона. В помощь Вандаму он немедленно бросил дополнительные части. Измотанные русские солдаты не смогли выдержать три подряд штурма конных эскадронов противника, подкрепленных артиллерией, и были смяты. Среди плененных французами оказался и личный эскорт Александра I. После этого успеха центр союзной обороны перестал существовать. Было 2 часа дня.

Завершение разгрома. Для завершения разгрома русских войск Наполеон отдал приказ обойти и левое крыло Ф.Ф. Буксгевдена. Не получая приказов и находясь в неведении относительно общей картины боя, русский генерал слишком поздно отдал приказ отступать. Половина дивизии Ланжерона и вся дивизия Пржибышевского (во главе с командующим) сдались. Генерал Дохтуров отдал приказ личному составу «спасаться, кто как может». Колонна Буксгевдена была рассечена надвое, и только сам генерал с небольшим авангардом выскользнул из окружения. К трем часам дня русские были оттеснены к замерзшим болотам и озерам. Наполеон отдал приказ бить из артиллерийских орудий по льду, и около 2 тысяч русских солдат утонуло. Так завершился полный разгром центра и левого фланга союзных войск. Лишь Багратион на правом фланге прочно удерживал позиции. В ходе боя он уничтожил часть дивизий Л.Г. Сюше, так что последнему спешную помощь оказал Ж. Ланн, выправивший ситуацию. К трем часам дня началось общее отступление правого крыла русских войск. Итак, только колонна Багратиона и Лихтенштейна – единственная из всех – отошла в полном порядке.

Отчаяние Александра I. К вечеру 2 декабря стороны могли подводить итоги, главным из которых можно считать тот, что дело третьей коалиции было проиграно. Русская армия впервые со времен Петра Великого проиграла генеральное сражение. Победоносный угар русского императора сменился полным отчаянием. «Смятение, охватившее союзный олимп, было так велико, что вся свита Александра I рассеялась в разные стороны и присоединилась к нему только ночью и даже наутро. В первые же часы после катастрофы царь скакал несколько верст лишь с врачом, берейтором, конюшим и двумя лейб-гусарами, а когда при нем остался лейб-гусар, царь, по словам гусара, слез с лошади, сел под деревом и заплакал».

Письмо Наполеона. Той же ночью Наполеон писал супруге: «Я разгромил австро-русскую армию, которой командовали два императора. Я немного устал. Я жил на воздухе восемь дней и восемь морозных ночей. Завтра я смогу отдохнуть в замке князя Кауница и постараюсь поспать там два-три часа. Русская армия не только разбита, но уничтожена. Я обнимаю тебя». Французский император мог спать спокойно. В годовщину провозглашения себя императором, Наполеон одержал одну из самых блестящих своих побед.

Читайте также другие темы части V «Борьба за лидерство в Европе на рубеже XVIII–XIX вв.» раздела «Запад, Россия, Восток в конце XVIII–начале XIX века»:

Что пирамиды говорят о смерти и бессмертии

От усыпальниц фараонов, банкиров и левреток Екатерины II до Лувра и современных торговых центров

Изображающие гору сооружения, символически соединяющие небо и землю, строились всеми великими древними цивилизациями: они существовали в Египте, Междуречье, в Перу, Мексике и в Китае. Как правило, сооружения имели вид ступенчатых пирамид — с несколькими убывающими ярусами. Наверху часто строился храм, внутри могло помещаться погребение. Изредка боковые стены сооружались под наклоном, что придавало им более близкую геометрической пирамиде форму (например, Теотиуакан в Мексике).

Найденная в процессе строительства Красной пирамиды в Дахшуре форма оказалась идеальным воплощением идеи вечности — сначала для античной, затем для новой европейской цивилизации. Посмотрим, как и кто строил пирамиды и какие метаморфозы претерпевало осмысление этой формы.

Египетские пирамиды

Только в Египте при фараоне Снофру (около 2614–2579 годов до н. э.) была создана первая «настоящая» пирамида. Сначала Снофру построил себе многоярусную пирамиду с сильно наклоненными гранями ярусов. Затем была построена пирамида с изломом: сначала ее грани поднимаются под углом 54 градуса, затем 43 градуса. (Возможно, угол граней был изменен из-за вероятности обрушения постройки.) Наконец, в так называемой Красной пирамиде Название связано с цветом каменных блоков, приобретающих в лучах заходящего солнца розовый цвет. в том же Дахшуре строителям Снофру удалось добиться нужного результата: пирамида с наклоном сторон 43 градуса достигла высоты 104 метра — и прекрасно сохранилась до нашего времени.

Пирамиды и сфинкс в Гизе. 2008 год © Roderick Eime / Flickr

Самые знаменитые пирамиды — великие пирамиды Гизы, расположенные на окраине нынешнего Каира. Их возвели фараоны IV династии Древнего царства — Хуфу Более известен под греческим именем Хеопс, ок. 2579 — ок. 2556. , Хафра Хафра, или Хефрен, ок. 2547 — ок. 2521. и Менкаура Менкаура, или Микерин, ок. 2514 — ок. 2486. . Две первые — самые высокие из древних пирамид (высота пирамиды Хуфу изначально составляла 146 метров, пирамиды Хафра — 143 метра).

Помимо упомянутых, было возведено еще несколько десятков пирамид другими фараонами. Пирамиды возводились на левом берегу Нила на безжизненной пустынной земле, то есть по египетским представлениям — в царстве мертвых. Мы точно знаем, что пирамиды служили усыпальницами фараонов. Обстоятельства их строительства, функционирования в качестве культовых сооружений и символизм остаются предметом научных и (особенно жарких) паранаучных споров.

Совершенная абстрактная форма пирамид Гизы в сочетании с физической невозможностью их уничтожения сделала пирамиды символом вечности для всех последующих эпох. Греки включили их в число семи чудес света, из которых они одни и дожили до нашего времени. Интересно, однако, что пирамиды далеко не сразу стали предметом подражания в архитектуре.

Римские пирамиды

Известно, что в эпоху правления первого римского императора Августа (27 год до н. э. — 14 год н. э.) появился целый ряд пирамидообразных мавзолеев. Это объясняют всплеском египетской моды после недавнего (30 год до н. э.) завоевания римлянами Египта. (Последней правительницей Египта и женой Марка Антония, соперника Августа, была знаменитая Клеопатра, царица из династии Птолемеев, потомков одного из генералов армии Александра Македонского.)

Единственной дошедшей до нас в целости пирамидой эпохи классической Античности является мавзолей Цестия — члена одной из четырех жреческих коллегий Древнего Рима. Гай Цестий Эпулон построил свою усыпальницу между 18 и 12 годом до н. э. Форма пирамиды Цестия более острая, чем у пирамид Гизы, благодаря чему ее заказчику удалось получить сооружение более 36 метров высотой, затратив относительно небольшое количество строительного материала.

В Средние века в Риме сохранялась еще одна древняя пирамида, несколько большего размера. Она располагалась между мавзолеем Адриана (нынешний замок Святого Ангела) и Ватиканом и была снесена в 1499 году. Ее называли Мета-Ромули и считали могилой Ромула, основателя города, в то время как пирамида Цестия слыла усыпальницей его брата Рема.

Пирамиды в эпоху Возрождения

Ни в Средние века, ни в эпоху Ренессанса и барокко пирамид в Европе, как правило, не строили. Однако они не были совсем забыты. Великий итальянский художник и архитектор Рафаэль Санти использовал форму пирамиды для надгробия банкира Агостино Киджи и его брата Сиджизмондо. Это надгробие было помещено в семейной капелле Киджи, встроенной Рафаэлем в начале XVI века в церковь Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Надгробие сделано из цветного мрамора. Беломраморный рельеф с портретом Агостино Киджи, помещенный на пирамиду, был создан не менее великим Джованни Лоренцо Бернини, работавшим в капелле на полтора века позже — по поручению папы Александра VII Киджи (1655–1667).

Читайте также:  Акко его достопримечательности и цены, Израиль

Английские парковые пирамиды

В XVIII веке в Англии сложился тип так называемого пейзажного парка — противоположный по типу французскому регулярному парку. К концу столетия пейзажный парк вошел в моду во всей Европе. Его неотъемлемой частью были разнообразные павильоны, имевшие одновременно утилитарное и символическое значение: гуляющий по парку разгадывал их намеки, складывая в определенное послание. Пирамида с ее символикой вечности, смерти и бессмертия стала здесь появляться с 1720-х годов.

Одна из первых была построена в огромном имении Касл-Ховард близ Йорка в 1728 году по заказу Чарлза Ховарда, третьего графа Карлайла. Пирамида получила необычную функцию: в нее был помещен огромный бюст основателя карлайлской линии Ховардов, прапрапрадеда заказчика. Таким образом, она стала своего рода храмом обожествленного предка, соединив аспект вечности с темой древности. Столь необычный замысел мог родиться при содействии отстраивавших усадьбу выдающихся (и не боявшихся самых неожиданных решений!) архитекторов — сэра Джона Ванбру и его помощника Николаса Хоксмура, строившего пирамиду.

Примечательно, что первая из английских парковых пирамид (она не сохранилась), созданная Ванбру в 1722 году для Ричарда Темпла, виконта Кобэма, в его имении Стоу, была перестроена после смерти архитектора в 1726 году в памятник в его честь, что еще больше сблизило ее с образом усыпальницы. Образы пирамиды и усыпальницы окончательно соединяются к середине столетия, когда пирамиды начинают использоваться и как мавзолеи, окончательно возвращаясь к первоначальной функции. Их строительство распространяется по всей Европе.

Русская парковая пирамида

Первый русский пирамидальный парковый павильон был построен в Царском Селе около 1770 года архитектором Василием Нееловым. Вскоре он был разобран и в 1782–1783 годах заменен новым, по проекту Чарльза Камерона. Пирамида задумывалась как погребальная — правда, весьма своеобразная. Напротив входа в нее находились мраморные доски над погребениями сэра Томаса Андерсона (1768–1784), его жены Дюшесы (ум. 1782), а также правнучки Томаса Земиры (1778–1785) — левреток Екатерины II. Говорят, Екатерина несколько дней оплакивала свою любимицу Земиру. Французский посол граф де Сегюр составил ей эпитафию.

Эта пирамида не просто пример остроумия императрицы. В ней можно видеть возведение личного каприза Екатерины на уровень государственного события. В этом можно усмотреть как апогей абсолютистcкой монархии, так и романтическую постановку личного чувства превыше любых требований и обычаев общества.

Пирамидальная колокольня в русской архитектуре

«Кулич и пасха» — народное название Троицкой церкви в селе Александровском, вошедшем позднее в городскую черту Петербурга. Названия главных блюд пасхального застолья указывают на редкую ротондальную (то есть круглую в плане) форму храма и уникальную пирамидальную колокольню-крещальню.

Храм был построен в 1785–1790 годах архитектором-любителем князем Николаем Львовым по заказу владельца села — генерал-прокурора Сената князя Александра Вяземского. Принимая во внимание должность заказчика, форму ротонды истолковывают как форму храма правосудия. Пирамида же может символизировать зерцало Петра I — трехгранную призму с записью трех указов монарха на каждой из сторон, стоявшую в каждом присутственном месте империи. (Указ о гражданских правах велит «не играть в законы, как в карты, подбирая масть к масти». Указ о судебных местах не разрешает «творить дело Божие с небрежением». Наконец, указ о государственных уставах предписывает «ведать их яко первое и главное дело».)

Александровская колокольня в виде пирамиды уникальна. Исследователи указывают также на возможный церковный символизм этой формы: «непоколебимости добродетели и вечной пасхальной радости победы над смертью». Можно предположить и еще один смысл, вытекающей из не менее уникального, чем пирамидальная форма, совмещения колокольни и крещальни в одном здании: с точки зрения христианина, крещение есть смерть «ветхого человека» и рождение к новой, вечной жизни. Форма пирамиды отражает в таком случае идею гробницы относительно крещальни и храма вечной жизни относительно колокольни.

Грот. Проект Николая Львова. 1789 год © deadokey/LiveJournal

Идея пирамиды была очень интересна Николаю Львову, и он дважды развивает ее в усадебных павильонах близ Торжка, построенных в 1790 — 1800-х годах. Первый он возвел в собственной усадьбе Никольское-Черенчицы, второй — в Митино, усадьбе своего родственника князя Ивана Львова.

Павильон в Никольском имеет внутреннее купольное помещение, с дополнительным, более узким по ширине ярусом с обходным балконом. Свет попадает в павильон через четыре круглых окна в своде. Вход в пирамиду оформлен аркой из дикого камня, изображающей свод обрушившейся галереи. Пол открыт круглым отверстием в подземный ледник — погреб для хранения пищевых припасов в летнюю жару; в него вел отдельный подземный ход со стороны усадебного дома.

Замысел павильона пока не ясен. Например, согласно одному из толкований, павильон символизирует путь от тьмы этрусков (предшественники древнеримской культуры в Италии) через античный Рим (основной ярус) к свету христианства (подкупольное пространство с окнами).

Пирамидальное надгробие неоклассицизма

Итальянец Антонио Канова, считающийся одним из важнейших скульпторов европейского неоклассицизма Неоклассицизмом принято называть направление европейского искусства середины XVIII — первой трети XIX века. В России то же явление называется просто классицизмом, так как у нас в отличие от Европы не было классицизма XVII века. , продолжает тему пирамидального надгробия почти через 300 лет после Рафаэля. В 1794 году он создал проект усыпальницы Тициана для венецианской церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Тот проект не был реализован при жизни мастера из-за отсутствия денег, и только после смерти Кановы в 1822 году ученики возобновили работу над ним. Надгробие было окончено в 1827 году, но не было поставлено на могилу Тициана: в него поместили сердце самого Кановы (его тело похоронено в родном городке Поссаньо в Венето).

Свой проект памятника Тициану Канова использовал для кенотафа Кенотаф — символический надгробный памятник, поставленный не над местом погребения. Марии Кристины Австрийской. Мария Кристина (1742–1798) была любимой дочерью австрийской императрицы Марии Терезии, разрешившей ей самой выбрать супруга, которым стал Альберт (1738–1822), сын короля Польши и курфюрста Саксонии. Это был редчайший для европейских королевских домов того времени брак по любви. После смерти любимой супруги, похороненной в императорской крипте в церкви капуцинов, Альберт решил установить в церкви августинцев ее кенотаф.

Памятник Марии Кристине был открыт в сентябре 1805 года. По сравнению с рафаэлевским надгробием в капелле Киджи здесь сделан важный новый шаг: пирамида обрела объем. Добродетель с погребальной урной и Благотворительность с сопровождающими их персонажами восходят по лестнице к зияющему черному входу в пирамиду. Крылатый гений Сна, склонив голову на спящего льва, символизирующего иссякнувшую мощь добродетели покойницы, грустно взирает на процессию. Над входом красуется надпись: «Лучшей жене. Альберт».

Европейские военные пирамиды

С середины XVIII века в проектах многих европейских архитекторов пирамида обретает новый смысл — военного памятника. Одна из наиболее известных военных пирамид Европы стоит в голландском городке Аустерлиц недалеко от Утрехта Голландский Аустерлиц был основан в 1806 году после битвы при чешском Аустерлице в декабре 1805 года и был назван в честь него. . Рядом с ним находилось обширное поле Зейст, где в то время квартировались оккупировавшие Нидерланды наполеоновские войска — они и построили пирамиду. Французские солдаты возвели ее в сентябре — октябре 1804 года по указанию командующего Огюста де Мармона, который участвовал в наполеоновском Египетском походе 1798–1801 годов и видел египетские прообразы.

Пирамида была построена в честь побед французской армии, осчастливившей поле Зейста своим пребыванием, а также чтобы занять бездействующих солдат. Форма — самая практичная: земляной холм высотой 36 метров с деревянным обелиском на вершине. Землю, на которой стояла пирамида, Мармон выкупил на личные средства. Поначалу холм называли пирамидой Мармона, однако после победы под Аустерлицем новый нидерландский король Луи Бонапарт, брат Наполеона, переименовал ее в пирамиду Аустерлица, чем вызвал публичное недовольство Мармона. Изначально Мармон замысливал обложить пирамиду камнем и установить на ней огромную статую, отлитую из пушек, которые он собирался захватить в будущих битвах. Но после окончательного поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году он продал пирамиду.

Пирамиды-храмы Российской империи

Казанский монумент соединяет традицию пирамиды как военного памятника с функцией храма. Храм, посвященный Спасу Нерукотворному, был построен в 1813–1823 годах по проекту петербургского архитектора Николая Алферова над братской могилой погибших при взятии города в 1552 году русских воинов. Пирамида украшена со всех сторон египетскими портиками, три из которых служат входом в храм.

Вид Свято-Никольского храма-памятника, воздвигнутого в честь павших воинов, защищавших Севастополь в 1854–1855 годах. Фотография из альбома «Крым. Города и местности Таврической губернии» © humus/LiveJournal

Пирамидальный Никольский храм возвышается на холме на Братском кладбище Севастополя. Он продолжает традицию Казанского храма и посвящен памяти павших во время Крымской войны 1853–1856 годов. Его построили в 1857–1870 годах по проекту жившего в Крыму московского художника, археолога и архитектора Алексея Авдеева. Тема Египта использована здесь только как общий образ вечности: внутри пирамиды спрятан украшенный мозаиками византийский храм.

Пирамида-манифест

В первой половине ХХ века пирамиды продолжали использоваться как военные монументы. К концу столетия они стали весьма популярны (прежде всего в США) в качестве шопинг-моллов и развлекательных центров. Знаменитая пирамида Лувра (1989 год) — весьма редкое для прошлого столетия возвращение к семантике пирамиды. Стеклянная пирамида американского архитектора китайского происхождения Бэй Юймина служит куполом подземного вестибюля Лувра. Она вызвала и вызывает споры — в первую очередь об уместности вторжения футуристического архитектурного манифеста в среду классического исторического памятника.

Замысел пирамиды Лувра — в контрасте идей вечности и неколебимости с видимой хрупкостью: она не только сделана из стекла, но и практически висит в воздухе. В этом смысле она прекрасно отражает современное ощущение культуры и искусства: их вечность подчеркивалась в парадигме XIX века, а хрупкость человечество осознало лишь в двадцатом. Разве подобное художественное высказывание недостойно крупнейшего художественного музея мира?

Ссылка на основную публикацию