Проект Эдем в Англии, фото и описание

Райский сад на месте глиняного карьера. Проект “Эдем” от Николаса Гримшоу

Название постройки: Сады Эдема / Eden Project

Дата постройки: 1998-2001 гг.

Место нахождения:
Графство Корнуолл, Великобритания

В будущем здания и растения будут очень прочно связаны между собой, так считает Николас Гримшоу, спроектировавший знаменитые Сады Эдем. Этот ботанический сад, сразу же после открытия, стал одной из самых популярных достопримечательностей Великобритании – с 2001 года его посетили уже более 13 миллионов человек. Оригинальный дизайн Cадов Эдем был вдохновлен мыльными пузырями, которые с легкостью адаптируются к любой поверхности, на которую опускаются. В одном из этих “пузырей”, хотя его конструкция не намного тяжелее воздуха внутри, раскинулся самый большой тропический лес за пределами тропиков. О том, как возник этот “райский сад” на земле, и как долгие поиски финансирования способствовали архитектурным инновациям, читайте в нашей статье.

Ветхозаветный райский сад – одно из самых ранних представлений человека об “идеальном мире”. В переводе с иудейского “эдем” означает “удовольствие”, которое в древних культурах ассоциировалось с плодами деревьев, цветущими рощами, теплым климатом и гармонией человека с природой. Спроектированные британским архитектором Николасом Гримшоу Сады Эдема, стали, наверное, самой удачной попыткой воссоздать такой райский сад на земле.

Этот ботанический сад стал частью программы “Миллениум”, призванной продемонстрировать глобальную связь человека и растительного мира. Сады Эдема состоят из двух “биом” – оранжерейных комплексов из связанных друг с другом прозрачных полусфер. В одной из этих биом воссоздается тропический климат, в другой – климат Средиземноморья. Между ними на открытом воздухе посажены растения умеренной климатической зоны: хмель, лаванда, чай и др.

Что же представляют собой биомы с архитектурной точки зрения? Традиционный материал для оранжерейных и ботанических комплексов – стекло, но Сады Эдема исключение. На их геодезические купола из стальных шестиугольных рам натянут фторполимерный материал ETFE. Хотя изначально проект предусматривал остекление рам. По словам Гримшоу, пока он искал деньги на реализацию уже утвержденной концепции, у него было достаточно времени, чтобы еще раз все обдумать. От этого проект только выиграл. Панели на основе ETFE весят на 99% меньше, чем стеклянные, при этом материал пропускает больше ультрафиолета и дневного света, что очень важно для растений. Учитывая, что диаметр стальных рам очень мал (всего 193 мм), Сады Эдема являются самым “легким” ботаническим садом – конструкция весит 465 тонн, при том, что внутри нее содержится 426 тонн воздуха. Несмотря на легкость, размеры комплекса внушительны – под самым большим куполом тропического леса, высотой 50 метров, с легкостью поместился бы Лондонский Тауэр.

“Для меня в проекте Сады Эдема самое важное то, что с его помощью, с помощью архитектуры и ландшафтного дизайна, нам удалось рекультивировать глиняный карьер, восстановить и вернуть человеку часть природы”, – отметил Гримшоу.

Райский сад в графстве Корнуолл

Проект «Эдем» (Eden Project) или «Райский сад» — это ботанический сад в графстве Корнуолл, Великобритания.

На территории сада, в самых больших в мире крытых оранжереях, собраны растения из всех уголков Земли. Площадь сада под геодезическими куполами составляет 22 тысячи кв. метров.

Ботанический сад построен возле города Сент-Блейзи на месте, где раньше добывалась грина каолин. До центра графства, города Сент-Остелл, менее пяти километров – можно легко добраться на автобусе.

Комплекс «Эдема» состоит из двух больших оранжерей, каждая из которых представляет собой несколько соединенных между собой куполов. В каждом из куполов созданы, так называемые, «биомы» — единые природные комплексы, повторяющие условия определенного ландшафта с обычным для него типом растительности.

Здесь находятся самые красивые и интересные биомы, повторяющие условия экваториальных лесов и средиземноморье. «Эдем» делится своими редкими для северных широт растениями с другими учреждениями. Часть африканской растительности Британского музея завезена именно отсюда.

Идея проекта появилась в конце девяностых годов и принадлежит Тиму Смиту, архитектором «Эдема» стал Николас Гримшоу при поддержке инжиниринговой компании «Синклер Найт Мерц». Девелопер проекта Дэвис Лангдон, подрядчик на проектирование и строительство – компания MERO.

«Райский сад» в Корнуолле был открыт 17 марта 2001 года.

Купола «Райского сада» изготовлены из нескольких сотен шестиугольников и нескольких пятиугольников, которые соединяют всю конструкцию. Для прозрачных материалов «теплицы» использовался прочный светопроницаемый пластик.

В первой большой оранжереи представлены в основном тропические растения, во втором – средиземноморские. Вокруг «Эдема» проложена прогулочная дорожка, гуляя по которой, посетители могут рассматривать оранжереи, обрабатываемые поля и огороды вокруг них, а также скульптуры.

Самыми известными скульптурами корнуолльского Эдема являются гигантская пчела и робот, изготовленный из старых электроприборов.

Кстати, на территории «Проекта Эдем» проходили съемки 20-й бондианы, фильма «Умри, но не сейчас», с Пирсом Броснаном в главной роли.

В ботаническом саду часто проходят различные культурные мероприятия.

В 2005 году здесь состоялось крупное представление, концерт «Африка зовет» из серии концертов Live 8. С 2002 года «Райский сад» становил местом проведения музыкального события «Eden Sessions», в котором в разное время принимали участие Эми Уайнхаус, Джеймс Моррисон, Брайан Уилсон, Лили Аллен, рок-группы The Verve, Kaiser Chiefs, Muse, Snow Patrol, Pulp, The Magic Numbers и другие.

В зимние месяцы на территории комплекса начинается «Время подарков», когда организовывается ледовый каток на озере, открываются кафе-бары и проводится рождественский базар.

Итак, на дне карьера расположены два крытых оранжерейных комплекса.

В одном из них воспроизведен биом влажного экваториального леса.

Этот оранжерейный комплекс является крупнейшим в мире и занимает 1,559 га, достигая 55 м в высоту, 100 м в ширину и 240 м в длину — пространство, достаточное, чтобы разместить под куполом лондонский Тауэр.

В оранжерее произрастают тропические растения: плодоносящие бананы, кофейные деревья, каучуковые деревья и гигантский бамбук; поддерживаются температурные условия и влажность, соответствующая экваториальному поясу.

Средиземноморский биом занимает площадь 0,654 га; максимальные значения: 35 м в высоту, 65 м в ширину и 135 м в длину. Произрастают растения, характерные для Средиземноморья: оливковые деревья, виноградная лоза; оранжерея украшена разнообразными скульптурами.

Третий биом, расположенный на открытом воздухе, содержит растения умеренного пояса, в том числе такие как подсолнух, лаванда, чай, хмель и др.

В июле 2008 года, «Eden Project» приветствовал 10-миллионного посетителя. Этим посетителем, или вернее посетителями, стала семейная пара из Оксфордшира, Джонатан и Сара Шоу, которым подарили ужин на двоих и пожизненный бесплатный абонемент на посещение «Райского сада».

В настоящий момент ботанический комплекс в графстве Корнуолл посетило уже более 13 миллионов человек.

Ботанический сад Проект Эдем

Ботанический сад Eden Project, или Райский сад расположен на юге графства Корнуолл в Англии. И это поистине рукотворный рай в таком месте, где ничего не должно было расти еще сто лет. Опыт его создателей показывает: то, что одни люди разрушают, другие могут восстановить, было бы желание.

Корнуолл – теплое, живописное и загадочное графство на крайнем юго-западе острова Великобритания, занимающее одноименный полуостров. Здесь когда-то жили бритты из племени корновиев, принадлежавшие к кельтской языковой группе. До сих пор существует корнский язык, имеется и литература на нем, а в последние годы его активно изучают и возрождают.

И вот мы едем в Корнуолл.

Примерно такие же, как и по всей Южной Англии, зеленые поля, разгороженные темно-зелеными рядами живой изгороди. Только плоские равнины сменились плавными холмами.

Вот появились типичные для горнодобывающих регионов терриконы.

Корнуолл всегда (более 2 тысяч лет до н.э.) был шахтерским регионом. В разных местах полуострова добывали олово, медь, асбест, сланцы, каолин.

Апокалиптический пейзаж вокруг бывших шахт.

Там, где добывали полезные ископаемые, неважно подземным или открытым способом, сто лет ничего не растет. Это потому, что верхний плодородный слой почвы сдирается начисто, а восстанавливается он очень медленно, многие десятки лет.

Но однажды музыкальный продюсер Тим Смит и компания Энтони Хант и партнеры решили вернуть к жизни большущий, полностью выработанный каолиновый карьер, на тот момент заброшенный. Ближайшие поселки Тетерджи, Трегрехен и другие были депрессивными на тот момент, работы не было, и молодежь перебиралась в другие места – в города или на побережье, поближе к курортам или рыбацким городкам.

Проект был задуман к празднованию Миллениума, как многие проекты в Великобритании (мост Миллениум через Темзу, колесо Око Лондона и др.). Но дело оказалось достаточно долгим из-за того, что это было не просто строительство, а био-проект. Растения, почва – все это требует времени, хотя бы минимального. Коллектив, разрабатывавший идею Смита – Дэвис Лэнгдон, архитектор Николас Гримшоу и компания МЕРО – не пытались выполнить пятилетку в четыре года, к дате. Было завезено два миллиона тонн различных видов грунта. Вся работа заняла два с половиной года. Открытие состоялось 17 марта 2001 года.

И когда ты проходишь через входную группу – ты видишь это.

Как будто из ада попадаешь в рай.

В середине видео – смотрите внимательно: человек летит по канатной дороге над карьером из конца в конец. Сколько стоит – не спрашивала.

Выходишь – и попадаешь на смотровую площадку с панорамным видом.

А после спускаешься и смотришь на эту смотровую площадку снизу вверх.

Направо от смотровой площадки, возле рощицы пальм, сделана беседка в виде рощицы пальм же.

Вообще в Проекте Эдем воспроизведены три основных биома (то есть совокупности экосистем одной природно-климатической зоны).

Это биом среднеевропейский, биом субтропический и биом влажных тропиков. Среднеевропейский биом – это то, что вы встречаете в первую очередь. Все дно карьера засажено самыми разными растениями, характерными как для континентальной Европы, так и для Британских островов.

В этом биоме сосредоточены самые разнообразные зоны: мхи и лишайники, сад культур, используемых в пищу (злаки и овощи), сад пивоварения с ячменем и хмелем, чайные плантации.

сад лечебных растений.

сад ароматов — с растениями, дающими натуральные ароматические вещества.

И везде поставлены соответствующие насекомые.

Вот и паук-водомерка – рядом с прудом.

Это значит, мы увидим водные и влаголюбивые растения.

А пруд со всех сторон обсажен вот этими цветами.

Что же касается насекомых – их сюда завозили специально, ведь растения нуждаются в опылении.

А через два года начали завозить и постепенно выпускать те виды птиц, для которых кормовая база была уже готова.

Даже обочины дорожек засажены цветущими растениями.

Аллея платанов (в Азии их называют чинарами) ведет к большой концертной поляне перед эстрадой.

Здесь готовят вечерний концерт, техники делают sound-check.

А если присмотреться, то наверху, за чайными кустами, видно что-то голубенькое. Это туристический паровозик, который катает желающих по всей территории ботанического сада.

Тут же, в биоме под открытым небом, представлена природа Корнуолла и типичные для него растения.
Вот арка с любимыми всеми британцами розами.

Проходим под ней, вдыхая аромат розового масла.

Выходим – и видим продолжение розария.

Следующий биом – субтропический. Он расположен в оранжерее, состоящей из четырех геодезических куполов, занимает площадь 0,654 га; максимальная высота 35 м, ширина 65 м, общая протяженность четырех куполов 135 м.

Здесь мы увидели яркую и цветущую природу Средиземноморья, Южной Африки и Калифорнии.

Чуть влево от кактусов – типичный домик (то ли греков, то ли испанцев) побеленный известью и обсаженный геранью.

Рядом аллея виноградарства – скульптуры иллюстрируют вакханалии в честь Диониса.

В конце аллеи были даже приспособления для давки винограда. А в правом верхнем углу видны подсолнухи. Идем туда.
Подсолнухи – это уже американские субтропики.

Кругом расположена информация о производстве подсолнечного масла и о засеваемых подсолнечником площадях. На соседней полянке на импровизированной эстраде старенький дядя профессорского вида как раз читал лекцию (на 15 минут буквально, по нашим меркам и не лекция даже!) про открытие подсолнечника.
Что за растение – не помню, но очень уж цвет понравился.

И совсем уж у стенки купола – дорожка с какими-то мексиканскими агавами.

В субтропическом куполе есть кафе.

В нем не только пьют кофе в аутентичных условиях, но и периодически проводят дегустации урожая.
Между двумя оранжерейными зонами расположен большой, как теперь говорят, фуд-корт.

Помимо нескольких кафе и буфетов – столовая. Есть и просто столы, чтобы детские классы, которые приезжают сюда на занятия, могли съесть свои ланчи. Справа они как раз видны.

И вот мы входим в тропический биом – и сразу знакомое растение! Моя бабушка называла его Китайская роза.

Этот оранжерейный комплекс является крупнейшим в мире и занимает 1,559 га, достигая 55 м в высоту, 100 м в ширину и 240 м в длину — пространство, достаточное, чтобы разместить под куполом лондонский Тауэр.

В джунглях, как и в предыдущем биоме, можно встретить домик с верандой, в которых живут южноамериканские индейцы.

А также хижину жителей Центральной Африки.

Вот и король тропиков – банан. Плодоносит.

Тропический купол такой большой, что в нем есть ручей.

Если присмотреться – по берегам растут традесканции, которые выращивали в горшочках наши мамы.

Ручей превращается в речушку, через нее ведет мостик.

А за мостом – воздушный шар. Говорят, можно подняться под самый купол, но я что-то не видела такого.

Подняться под купол можно и обычным способом, по лестницам, ведущим на смотровую площадку.

И увидеть джунгли с высоты птичьего полета. Между прочим, страшно.

Бросаем последний взгляд в небо из под пальм – и наружу.

Число посетителей ежегодно превышает 2 млн. человек, причем каждый год посещаемость растет.

Так что не зря создатели угрохали более 132 миллионов долларов. Думаю, они всё давно уже окупили.

Но главное не в этом. Они не просто вернули плодородие загаженному участку земли. Они дали надежду, что и в других местах нашей планеты, испорченных человеческой алчностью, возможно такое же превращение. Возможны такие же сады на благо нам и нашим детям.

Проект “Эдем”

Мы уже видели сады-картины, сады-коллекции, сады-понты, сады-пипискомерки, огороды из нашей деревни (обоих деревень) и многое другое. То, что будет сегодня – явление уникальное. Я бы назвал это сад-энциклопедия.

В 1998 году тут было такое. Все, что осталось от добычи каолина: огромная дырка в земле, Корнуолл, Англия

В 2003 тут стало так

А сейчас – вот так

Растения тут конечно растут и очень много, но это скорее не сад, а огромный образовательный проект, основная задача которого – объяснить современному человеку, привыкшему к тому, что огурец произрастает в супермаркете на полке, откуда на самом деле бурутся огурец и многое другое.

Вся территория разбита на отдельные участки, у каждого участка – своя цель и своя концепция. Если бы я, как умный человек, сначала прочел путеводитель, а только потом поехал поглядеть – то я бы не пропустил так много, а именно:

– Тут есть так называемый нецветущий сад, в котором высажены растения, обитавшие на земле еще 350 миллионов лет тому назад: мхи, лишайники, папоротники, хвощи и т.д. Те самые растения, которые могут нам сказать: “Мы тут были задолго до вас, так что чемодан – вокзал – на пальму”. Теперь буду знать, что, оказывавется, самые первые цветущие растения на земле – это магнолия и дримис. Тут же можно увидеть Воллемию, древнейшее и редкое растение из Юрского периода.

– Отдельно высажены культуры, что кормят весь мир: пшеница, кукуруза, рис. Оказывается, в середине прошлого столетия быстро растущее общество так сильно испугалось голода, что во многих странах были запущены специальные программы по повышению урожайности этих культур, так называемая “Зеленая революция”.

– Исторический сад, где можно увидеть диких предков современных культурных растений. К примеру, познакомиться с далекими родственниками современных георгинов (умные люди пишут, что в древней Америке люди использовали стебли георгинов в качестве водопроводных труб). Нечто подобное есть в голландском саду “Кекенхоф” и во многих советских фильмах. В Кекенхофе в отдельном небольшом садике можно увидеть, как выглядели тюльпаны до того, как за них взялись селекционеры (туда свезены дикие тюльпаны из Малой Азии). А в фильмах – как к жителям столицы приезжают родственники из далекой провинции. Столичники – все в кремах, фэшене и гаджетах, родственники из деревни – в платках, лаптях, сморкаются.

– Сад пчеловода (с растениями медоносами)

– Сад цветов-1, где растения посажены по цветам; и сад цветов-2, где посажены растения, их которых добывают растительные красители, индиго и все остальное.

– Сад, посвященный пивоварению (ячмень, хмель, . )

– Отдельный сад, где высажены растения, что идут на производство, тканей, биотоплива, пластика и т.д. (да да, конопля – именно в этом разделе)

– Лечебный сад. Причем, в этом саду стоят специальные стойки с лекарствами, а сразу за стойками в рядок высажены те растения, из которых эти лекарства сделаны: эхинацеи, календулы, гинго и т.д.

– Отдельные участки, где показана дикая природа Корнуолла, восстановлен кусок американских прерий

Это все – так называемый внешний биом. Растения в нем растут без всякого укрытия. 13 гектар, около 3000 видов.

Настоящее сокровище “Эдема” – это два крытых биома, для которых сооружены гигантские теплицы, в большей из которых вполне может разместиться лондонский Тауэр.



Оба биома соединены вместе, и в переходе между ними разместилась местная столовая, где кормят сезонными овощами и фруктами, выращенными в Эдеме (забыл сказать, тут еще разбиты большие огородные сады)


А вот и огороды

А вот и посетители


Первый биом, что побольше, представляет собой джунгли тропиков.


Тем, кто любит цифры: 240 на 110 метров, высота – 50м, около 1100 видов растений. Влажность достаточно высокая, поэтому пока фотоаппарат не привыкнет, все фотографии приобратеют атмосферу мультфильма “Ежик в тумане”.

Для слабых духом и здоровьем в самом центре маршрута по биому даже обородувана специальная холодная комната


Тут очень важно понимать (для тех, кто не понял из длинного текста выше), что проект расчитан не на сюсю-пусю-мимишечки, но на более серьезное отношение к природе. Поэтому не следует ожидать от представленной здесь растительности какого-то поражающего воображение буйста безумных цветов. Это – не гей-дискотека. Так как Эдем задумывался с образовательными целями, то ои обращаться он пробует к вашему рацио, а не эмоциям.

Постепенно картина проясняется


В биомах отдельно воспроизведены зоны тропических островов, Юго-Восточной Азии, Западной Африки и тропической Южной Америки. Тут можно увидеть не только растения, но и малазийские жилища и огороды, африканские хижины, картинки из американских мифов и многое другое

Так, между прочим, выглядит цветущий имбирь


А вот и малайский огород

Еще одна местная достопримечательность, Amorphophallus titanum. К сожалению, к нашему визиту цветок отцвел, так что торчала одна кочерыжка, но тут же висят фотографии его последних цветений.

Там на верхней первой фотографии виден молодой человек с прибором в руках. Этот прибор и есть фаллометр. В 2005 году титанический фаллус уродил аж на 2.16 метра. Вот тут даже можно посмотреть видео.



По дорожке можно подняться практически под самый купол, на уровень крон деревьев






Впервые увидел цветок папайи

Сверху нависают домокловы бананы

Тут же есть и свой водопад, для подержания влажности. Вспомнилось, когда-то были в Зимбабве, поглядеть на водопад Виктория. Вся территория Зимбабве представляет собой что-то очень недалеко ушедшее от пустыни, и только в районе водопада Виктория, из-за того, что обрывающиеся в пропасть тонны воды создают высокую влажность, благоухает небольшой тропический осазис.


Легенды народов Южной Америки. В связи с непроизносимостью их имен, скажу так: тут изображен умерший дух, их которого выросла лиана.




Так выглядит тропический лес после расчистки его местными жителями под поля. Пишут, что каждые 10 секунд в мире уничтожается участок тропического леса, равный по размерам одному такому биому.

Как видим, даже в Эдемском саду не брезгуют клумбами из старых покрышек.

На самом деле, часть каждого биома отведена под дикую растительность, а часть – под возделываемые культуры. Эта часть посвящена каучуковым деревьям. Вот так они выглядят в природе. Тут же показан весь процесс производства каучука.


А так выглядит кофе


Ваниль

Тут же растут кусты какао, арахиса и еще много чего.

Для тех, кто осилил тропический биом, в качестве бонуса биом средиземноморский. Он поменьше, занимает всего половину гектара, 850 видов растений.

Конечно, после буйных тропиков, попадаешь в горшки с пеларгониями, беленые стены и теракотовые полы словно к себе домой.

Тут отдельно представлены само Средиземноморье (с оливами), Южная Африка (с протеями) и Калифорния (в эшольциями).

И даже современная садовая скульптура не портит благолепие










Как и в остальных биомах, часть отведена под дикую природу, часть – под возделываемые культуры. Под пальмами высажены подсолнухи. Напортив их – весь ассортимент цитрусовых, включая гигантские лимоны с Капри и руку Будды.


А где виноградники, там и Дионисии




Если в тропическом биоме народ спасается в холодной комнате, то средиземноморском для скрашивания жизни разбили кафе, где все по честному: пицца, паэлья, долма и т.д. Пока сидишь в кафе – можно понаблюдать, как дети ознакамливаются с производством вина и оливкового масла

Проект Эдем (Eden Project)

Уникальное место – «Проект Эдем» расположено в графстве Корнуол северо-восточнее городка Сент-Остелл. Райский сад (что переводится как Эдем) устроен на месте бывшего карьера, где добывали каолиновые глины. Площадь сада 22 гектара. На сегодняшний день это, пожалуй, самая главная достопримечательность Корнуола, отмеченная на всех туристических картах. «Проект Эдем» – часть программы «Миллениум», он призван продемонстрировать глобальную связь всего живого и зависимость человека от растений.

Идея принадлежит девелоперу проекта Тиму Смиту. Необычные конструкции оранжерей, которые уже успели стать культовыми. Архитектор Николас Гримшоу (“Nicholas Grimshaw & Partners”) работал над проектом с 1995 по 1998 год. Реализация обошлась в 75 млн фунтов стерлингов и проходила в 2000 –2001 годах. Открытие состоялось 17 марта 2001 годы. С тех пор сюда ежегодно приезжают около двух миллионов человек.

Центр композиции – так называемые биомы – оранжереи с ячеистой структурой куполов.

Биом (англ. biome, от греч. bíos — жизнь и лат. -omat-, -oma — окончание, обозначающее совокупность), совокупность видов растений и животных, составляющих живое население данного района.

Каждый биом сделан из четырех соединенных куполов. Купола сконструированы из стальных шестиугольных рам. На рамы натягивается прозрачный термопластик ETFE (Ethylene Tetra Fluoro Ethylene). По сравнению со стеклом ETFE стоит вдвое меньше, в десятки раз легче, имеет лучшие качества температурной изоляции и пропускает больше света, что очень важно для растений. Срок службы этой пленки 25 лет. По прошествии этого срока пленку придется менять. Возможно, к тому времени изобретут более долговечный материал. В каждой ячейке купола находится накачанная воздухом подушка, что позволяет удерживать внутри помещения тепло.

Самый большой биом – 240 м. в длину, 55 м. в высоту и 110 м. в ширину. Это самая большая оранжерея в мире. Здесь поддерживается влажный тропический климат, растут пальмы, плодоносят какао и бананы, на поверхности пруда плавают листья виктории. В биоме представлены растения из Южной Америки, Западной Африки, Малайзии и Океании. Возле каждого есть табличку с названием и сферой использования: строительный материал, топливо, продукт питания, лекарственное растение и т.п. Отдельная композиция показывает выжженный тропический лес и поясняет, как негативно это сказывается на природе. По специальной лестнице можно подняться к вершине купола и посмотреть на эти джунгли сверху. Условия такие непривычные для европейцев, что среди этих кущ стоит небольшой домик с кондиционером и холодной водой, где можно прийти в себя. Во втором биоме дышится гораздо легче. Здесь поддерживается климат Средиземноморья, Южной Африки и Калифорнии. Посетителей встречает оливковая роща из 150-летних деревьев, виноградник, роща цитрусовых, пробковые деревья, сельскохозяйственные растения (хлопок, эфирно-масличные культуры). Два биома соединены галереей. На ее крыше – сад, который ее полностью скрывает и оранжереи выглядят стоящими отдельно. Сейчас ведется проектирование третьего, «засушливого», биома и отдельного учебного центра, кроме того, проектируется гостиница на 200 номеров.

Проект Эдем – новый сад, и в нем демонстрируются современные приемы проектирования подобных пространств. Здесь наглядно показывает взаимосвязь всего живого и зависимость человека от растений. В этом проекте удачно сочетаются наука, технология, образование и современное искусство. В саду много познавательных и образовательных деталей. Большое внимание уделено выращиванию огородных растений, из которых даже составляются большие цветники. На грядках растут и лекарственные растения, а рядом показано, какие лекарства из них производятся. Территория украшена скульптурами.

Наиболее запомнившиеся уголки сада:

Сад улитки. Это уголок для детей, где с ними проводятся занятия. Тут есть живые туннели и беседки из ивы, небольшая сцена, огород в старых автомобильных покрышках, водоем в ванне. Интересна дорожка-радуга. На ней покрытие меняет цвета от красного до фиолетового, а вдоль дорожки высажены растения тех же цветов.

Сад рыбака. В центре огромная скульптура рыбака, которую можно раскачать, потянув за канат. Территория оформлена сетями, сплетенными самыми разными способами.

Огород. Настоящий декоративный огород с сарайчиком, ведрами, лейками, аккуратными грядками, плетнем и милым огородным пугалом.

Дикий Корнуол. Необычное место с круглым домиком из плитняка, подпорными стенками, из которых торчат то рука, то нога, то таинственный знак…

Мусорный человек. Это скульптура, составленная из всего того, что за свою жизнь выбрасывает человек. Подсчитали, что масса этого мусора составляет 3,5 тонны. Так и стоит этот несчастный как напоминание о том, что надо беречь окружающую среду и не увлекаться излишествами…

Для поддержания влажности в оранжереях и для санитарных нужд используется очищенная дождевая вода, собирающаяся на дне карьера. Водопроводная вода используется только для мытья рук и приготовления пищи. Электричество в комплекс поступает с ветрогенераторов.

Сад создан в бывшем карьере, на истерзанном человеком участке земли, поэтому он воспринимается как символ возрождения. Есть надежда на то, что человек научится жить в гармонии с растениями и с природой в целом, перестанет быть лишь потребителем. “Проект Эдем” наглядно демонстрирует, что забота об окружающей среде — это забота и о качестве нашей собственной жизни.

Необходимые элементы современного сада – различные точки общепита и сувенирный магазин. Есть и музей, рассказывающий об использовании человеком растений и об охране окружающей среды. По территории можно проехать на поезде, который тянет обычный трактор. Для посетителей проложены маршруты разной степени сложности. Со смотровой площадки можно быстро спуститься к биомам по лестницам, а можно двигаться по серпантину. С 2002 года «Проект Эдем» проводит музыкальные представления под названием Eden Sessions. Здесь снимались некоторые сцены 20-го фильма о Джеймсе Бонде “Завтра ты умрешь” (Die Another Day).

Адрес: Eden Project, Bodelva, Cornwall, PL24 2SG, UK.
Телефон: +44 (0) 1726 811911

Проект «Эдем» — ботанический сад нового поколения

Колосс на глиняном фундаменте

А земля эта оказалась не самым простым плацдармом для воссоздания райских кущ. Проект покоится на месте старого глиняного карьера глубиной 60 метров: если на дно котлована поставить колонну Нельсона, треуголка адмирала не покажется на поверхности. Масштабная стройка охватила территорию в 25 гектаров — это 35 полей стадиона Уэмбли. Широкий простор для фантазии ограничивали несколько задач технического характера.

Первая проблема в том, что на дне отсутствовала плодородная почва: для решения сюда доставили 2 млн тонн компоста. Вторая проблема — высокая вероятность затопления. В Корнуолле бывает около трехсот дождливых дней в году, и строительство велось в условиях риска всепроектного потопа. Теперь в «Эдеме» налажена система водоотвода. Третья проблема — старый карьер был градообразующим предприятием. По мере проектирования продолжалась добыча каолина, и ландшафт будущего строительства постоянно изменялся. К тому же для жителей городков и разработка была практически единственным источником дохода.

Библиограф Владимир Борисов однажды отметил, что те, кто готовы устроить рай на земле, многих загоняют в ад. И будто в соответствии с этим высказыванием сложилась судьба потомственного гончара Доминика Блэкуэлла. «Наша фамильная династия умерла того, что архитекторам захотелось порисоваться на публике и отгрохать эту теплицу»,— сетует мастер. Раньше его посуда продавалась по всей Англии, даже лондонские магазины иногда давали заказы. Чайники и горшки из белой глины, добытой в карьере, хорошо держали тепло, хотя были тонкими, легкими и изящными. Высокое искусство требует жертв, и иногда на закланье отдается другое искусство.

Чудеса в гексагональном решете

Главный архитектор «Эдема» Николас Гримшоу первоначально заложил в основу сооружения конструкцию цилиндрической формы, подобную придуманной им для международного терминала Ватерлоо. Однако, пока Смит изыскивал средства, у команды проектировщиков было время тщательно взвесить все за и против. Чтобы свести на нет сложность перерасчетов конструкции при очередном углублении одного из склонов карьера, эксплуатация которого продолжалась, решили возводить «Эдем» в виде ряда геодезических куполов, круглых в основании.

Все расчеты поручили компьютерам. Необычность алгоритма состояла в том, что учесть нужно было не только расположение сооружения, традиционные нагрузки и плотность грунта, но и скольжение солнечных лучей по поверхности оранжереи. Дело в том, что под куполами решили воссоздать флору различных климатических поясов, а потому температура должна различаться от сферы к сфере и меняться в соответствии со строго установленными закономерностями в течение суток. При этом желательно, чтобы комплекс в целом расходовал как можно меньше электроэнергии. Когда задача о размещении биомов была решена, занялись расчетами купольных сеток.

Концептуально купол «Эдема» — это сферическое сооружение на основе металлической рамы. Четыре сочлененных купола образуют биом — территорию с постоянным климатом. Размер и расположение каждого из фрагментов каркаса были вычислены с точностью до миллиметра. Конструкция состоит не только из шестиугольников, как это может показаться на первый взгляд. В тех местах, где купола опираются на грунт или соединяются между собой, встречаются и элементы иной формы: треугольники и пятиугольники. Всего 830 рам, набранных из трубок диаметром в 20 сантиметров, среди которых 625 — шестиугольники. Почему 625 рам — 75 % от общего числа — именно гексагоны? Все дело в том, что это наиболее разумная модель разбиения любой пространственной поверхности. «Шестиугольник снова и снова появляется в природе,— говорит Эндрю Уолли, один из партнеров Гримшоу.— Подумайте о глазах мухи или пчелиных сотах. Это наиболее эффективная форма». Самый большой из них насчитывает 11 метров в поперечнике, то есть площадь его составляет почти 80 м². На таком участке нетрудно припарковать два лондонских даблдекера с парой кэбов или выстроить табун лошадей, принадлежащий средней руки рыцарю Круглого стола.

Каждая трехслойна. Между слоями закачен воздух, поэтому любое такое «окно» представляет собой линзу двухметровой толщины. Автоматика приспускает или поднакачивает купол для поддержки оптимального климата в оранжерее с учетом времени суток и сезона. Это возможно благодаря тому, что стекло, которое покрывало оранжерею в первоначальном проекте, было заменено на прозрачную фольгу из особого полимера, который обладает массой преимуществ. Он, в отличие от стекла, прекрасно пропускает ультрафиолет, необходимый растениям, вдвое меньше стоит, в сто раз меньше весит и очень эластичен. Через 25 лет службы пленка толщиной в человеческий волос распадается, не нанеся вреда экологии. При выборе этого материала предполагалось, что за четверть века появится еще более технологичный. Поживем — увидим.

Базовую концепцию проекта предложил еще в конце сороковых годов XX века Ричард Бакминстер Фуллер, ставший одним из главных новаторов столетия в области строительства. Однажды он задался вопросом о том, что могут сделать люди без крупных капиталов и высоких ученых степеней для увеличения шансов человечества на выживание. Эксперимент своей жизни Фуллер начал в 32 года, на тот момент у него даже не было высшего образования. Результатом стали 28 книг, 25 патентов и 47 премий в различных областях человеческой деятельности. Его главное детище — геодезические купола, которых в «Эдеме» сейчас восемь, стали решением задачи о возведении максимально вместительного и прочного сооружения при использовании минимального количества материалов.

Проект Гримшоу — колоссальное тому подтверждение. Он построен всего за 18 месяцев, причем конструкция из 14 000 трубчатых элементов общей длинной 36 километров собиралась вручную. Сооружение всего на четверть превосходит по массе вмещаемый ею воздух, но достаточно прочно, чтобы, не дрогнув, выдержать приемочные испытания: к купольному потолку подвесили резервуар с водой общей массой 150 тонн.

Отдельного упоминания заслуживает система поддержки постоянства внутреннего климата. Тропический биом с габаритами 240 × 110 × 55 м стал самой вместительной оранжереей мира. Под его куполами разместились бы лондонский Тауэр и Букингемский дворец. В полном соответствии с названием, биом воссоздает тропический климат: здесь душно, влажно и жарко. Температура поддерживается на уровне 28 °C. Если термодатчики зафиксируют большее значение, откроются автоматические окна, но как только температура станет ниже — окна захлопнутся. Откажи эта система хотя бы на сутки, и биом погибнет. Кроме того, система регулярно увлажняет или дренирует почву, в зависимости от ее состояния, а также моделирует ветры, характерные для тропиков.

За восемью куполами

В летопись мировой архитектуры Англия вписала две крупные главы. Первая — иррегулярный ландшафтный парк, который сложился здесь в XVIII веке в противоположность французскому барочному регулярному. Вторая — связанный с политикой принца Чарльза английский Этим двум архитектурным направлениям суждено было слиться воедино, и теперь здесь есть проект «Эдем» — английский ландшафтный вобравший в себя и идею о высочайшей роли природы в искусстве, и последние технологические достижения. И именно в Англии зародился и формируется на стадии написания манифестов, новый архитектурный стиль —

Одним из канонов стиля станет использование экологичных технологий. Так, электроэнергия, необходимая «Эдему», вырабатывается ветрогенераторами, а вода для большей части нужд проекта берется из специального дождевого коллектора в центре комплекса.

Главными же экспонатами этого зеленого музея стали растения. Их здесь более 135 тыс. экземпляров, представляющих примерно 12 тыс. видов. Многие из экспонатов в природе находятся под угрозой исчезновения вследствие изменения людьми привычной среды обитания. Разделенные по климатической зоне произрастания, они могут находиться в одном из двух купольных биомов: тропическом или средиземноморском,— или в раскинувшемся под открытым небом биоме средней полосы. Готовится к открытию еще один биом, воссоздающий флору засушливой зоны. Но, по словам Эндрю Джаспера, научного руководителя проекта, «Эдем» — это «не Диснейленд с георгинами». И вовсе не экзотика становится решающим фактором при выборе очередного саженца. Рядом с каждой группой растений — табличка с названием и перечнем способов его применения в быту. Сизалевую агаву используют для корма пчел и синтеза гормональных препаратов; из сока драцен получают лак для металлов и краски для тканей, а самим соком подкрашивают вина; из плодов калебасового дерева создают посуду для традиционных напитков или музыкальные инструменты. используют в парфюмерии, в агрохимии, мы просто питаемся или кормим скот. А рядом с некоторыми растениями сложены материальные подтверждения их полезности, например, штабель шин под каучуковым деревом.

«Эдем» изобилует символическими скульптурными композициями экологической тематики. Так, инсталляция «Семья за обедом» наглядно демонстрирует жизнь человека без растений: люди сидят за столом без одежды, а их тарелки пусты. Нашлось место и для изваяния в стиле киберпанк. Это любимец публики — гуманоидный робот по имени WEEE Man (аббревиатура от «Waste Electrical and Electronic Equipment»). Скульптура набрана из отслужившей электроники, чья общая масса — 3,3 тонны — равна средней массе электроприборов, выбрасываемых за все средние 77 лет жизни средним гражданином Великобритании, которому на момент строительства фигуры исполнился 21 год. Перед установкой в саду гигант успел объехать всю Европу: так его создатели Хью Ноулз и Марк Фримэнтл хотели привлечь внимание общественности к проблемам экологии. На табличке с подписью — любопытная статистика с весовыми эквивалентами: за год британец выбрасывает 160 мобильных телефонов, весь туманный Альбион — 81 крейсер типа «Белфаст», Европа — 590 Тауэрских мостов со всеми башнями и пешеходными галереями. Авторы утверждают, что если сделать аналогичную композицию с пересчетом на европейца, родившегося в 2003 году, то новый WEEE Man «поправится» в 2,5 раза…

Кроме прогулок по тропам сада можно совершить экскурсию к платформе, закрепленной под куполом тропического биома, и обозреть рай с высоты птичьего полета, а если повезет — подняться на воздушном шаре, наполненном гелием. Есть пять кафе, в которых столы сервируют только экологичной перерабатываемой посудой, а остатки еды становятся компостом для выращивания новых чудес земной флоры. Многое из того, что подадут здесь, выращено в самом «Эдеме». При этом яблоки можно есть без страха быть изгнанным.

Как произвести эффект «Эдема»

Министр культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании Тесса Джоуэлл сказала о проекте: «Вне всякого сомнения, это одно из наших национальных сокровищ»,— что верно даже с прагматической точки зрения. Чудо скачкообразного экономического роста региона после того, как в нем появляется знаковое место, даже получило в науке особое имя — эффект «Эдема».

«Когда „Эдем“ открылся, мы планировали, что ежегодно к нам будут приезжать 750 – 1 000 человек, но в первый же год мы приняли более 2 миллионов посетителей. В общем, нам больше и не нужно. Сегодня это максимум, ведь если туристов станет больше, то нам будет трудно вести дело так же хорошо»,— рассказывает Джордж Элворси, управляющий проекта. К своему пятилетию сад принял 7,5 млн человек и занял пятую позицию в рейтинге самых прибыльных достопримечательностей Великобритании, уступив только колесу обозрения «Лондонский глаз», Тауэру, садам Кью и Эдинбургскому замку.

Не удивительно, что в течение первых пяти лет после открытия «Эдем» принес Корнуоллу и Великобритании более 730 млн фунтов стерлингов, а потрачено на него было 133 млн. Вот и появились изыскания экономистов, пытающихся понять причины этого явления и научиться использовать эффект в других проектах. А может все проще? Может человек начинает осознавать свое несовершенство и стремится попасть туда, где могут объяснить как сделаться лучше?

Успех «Эдема» был предопределен. Работа большого количества талантливых людей, затрагивающая волнующие человечество проблемы, просто не могла остаться незамеченной. Люди со всего света летят сюда, чтобы познать красоту райских кущ. И, заполняя анкету по завершению экскурсии, 97 % посетителей ставят галочку напротив пункта «понравилось». К тому же более 72 % убеждены в том, что они вернутся сюда.

Природа не терпит пустоты человека

Эксперты проекта считают, что своей хищнической хозяйственной деятельностью человек скоро уничтожит половину растений земли. Говорит Пол Траверс, медиадиректор «Эдема»: «Подумайте: если сегодня убрать всех людей с земли, завтра эти цветы будут счастливы. Возможно, они будут еще лучше расти без нас. А если убрать растения с планеты — мы, люди, умрем буквально через 12 часов. Давайте почитать за счастье жить вместе с ними, давайте уважать их». Даниэль Дефо еще на рубеже XVII и XVIII веков писал, что дурное употребление материальных благ часто является вернейшим путем к величайшим невзгодам. Но большинство из нас об этом до сих пор не задумывается.

Для того, чтобы учить людей, следует самому стать лучше. Вот почему работники «Эдема» все до одного вовлечены в реализацию экологических инициатив проекта. Каждый сотрудник ежедневно получает два пакета — оранжевый, для макулатуры, и белый, для прочих отходов. В них он принесет на работу скопившийся дома утиль, который позже будет переработан. В парке налажена целая система переработки отходов: бумага, органика, пластик, стекло, металлолом, текстиль. Здесь работают редкие высокооплачиваемые специалисты — сортировщики мусора. Разобранное продают ресайклинговым компаниям, выручая по 2 фунта стерлингов за килограмм. «Мы считаем, что для пользы дела все компании мира должны делать то же самое. Все, включая правительство, членов парламента должны получать мешки, чтобы хотя бы один раз передать мусор компетентным службам и осознать, что эта куча отходов станет полезными вещами. Нужно сделать нечто подобное один раз, а потом это войдет у людей в привычку»,— уверен Крис Хайнс, эколог проекта.

Работники парка делают все возможное, чтобы изменить отношение людей к окружающей среде. В «Эдеме» составлены множество образовательных программ, ведется работа с детьми и взрослыми. «Послушав рассказ нашего гида о том, что делают из картофеля и как трудно его растить, туристы настолько проникаются идеей охраны природы, что я себе такого даже представить не мог»,— удивляется главный смотритель средиземноморского биома Глен Лейшман. На путь истинный наставляют и «рублем»: входная плата для человека, приехавшего на велосипеде, снижается с 23 до 19 фунтов.

Задумались об этом создатели «Эдема» или нет, но, построив этот архитектурный и технологический шедевр, они в воплотили в жизнь старую легенду о рыцарях круглого стола. Их творение может объединить уже не сотни, а сотни тысяч человек, и сейчас проект благотворно влияет на умы множества людей. Сколько из них могут деятельно поспособствовать развитию человечества? Наверное, единицы. Однако, если вдохновившись примером Бака Фуллера, станет трудиться во благо общества, то он уподобится славному рыцарю Круглого стола, отправившемуся на поиски Грааля не ради славы, а ради идеи всеобщего спасения. И тогда, может быть, грядущие поколения не окажутся перед необходимостью строить купола вокруг своих жилищ, чтобы защититься от плодов безответственности и невежества предков.

Подпишитесь, чтобы не пропускать свежие статьи

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Читайте также:  Национальные напитки Турции, спиртные и нет
Ссылка на основную публикацию
30 ноября 2018, 8:02