Сармыш в Узбекистане, каменная галерея

Mitsubishi Galant 4G63 SOHC 16V + Mikuni › Бортжурнал › Степи, горы и жара: Ташкент-Джизак-Фориш-Нурота-Сармыш. Часть 3.

26 июля 2013 года (после обеда)

Отобедав в Нурате, решили мы двигаться в Сармышское ущелье. Только вот дорогу туда мы не знали. Спросили у чайханщика, по какой дороге ехать. Он ткнул пальцем в Гуглокарту. Поехали.
Едим минут 15 по степи куда-то на северо-запад. Дорога хорошая, но подозрительно узкая. По дороге полюбовались на мини-торнадо, который кружил в паре километров от дороги… И начали одолевать нас сомнения. Доехали мы до сельских жителей, которые складывали в грузовик сено и выяснилось, что дорога не та. А эта идет прямиком в пустыню куда-то в сторону Заравшана Пришлось вернуться в Нурату и от нее свернуть на дорогу к Навои.

Едим через перевальчик к югу от Нураты, пересекаем небольшую долинку и поднимаемся на второй перевальчик. Двигатель закипает. Доезжаем до ближайшего кишлака (Дебаланд) остужаемся и спрашиваем дорогу. А нам и говорят: “Езжайте по этой дороге во-о-о-он до тех гор, а за перевалом перед первым кишлаком повернете налево.” Говорим “Рахмат” и едем дальше.

Пересекаем долину побольше и поднимаемся на перевал. Двигатель яростно кипит. В конце перевала видим небольшой оазис: родник, деревья, остановочная площадка и магазинчик. Остановились остыть, размяться и умыться.

Поехали в долину. Впереди виднеется зеленый оазис города Навои. А обещанного кишлака за перевалом нет. Делать нечего — едем вперед. Степь кончается, начинаются поля. И тут, перед самым городом Навои нас ждет акуратненький перекресток с указателем “Сармыш”… Понимаем что обозначенный кишлак оказался примыкающим к городу Навои.

Поворачиваем налево под 70 градусов на узкую дорогу и движемся обратно к горной гряде от которой только-то приехали. Двигатель снова клокочет и шипит. Выходим. Тени нет. Вокруг степь и ни души:

Замечаем, что уже около 16:00 — пора бы и возвращаться. Но собрались с духом поехали вперед. Проезжаем вот такие предгорья:

На въезде в сай — остатки недавнего этно-фестеваля “Асрлар садоси”. Огромные логотипы на склонах гор, остатки каких-то лагерей и стоянок. Въезжаем в небольшой поселок. У местных жителей спрашиваем “Это Сармыш?”. Говорят “Да”. “А ущелье где?” “Два километра выше”. Поехали!
И наконец приехали… Ущелье Сармыш наглухо перекрыто детским лагерем. Две отвесные скалы — а между ними забор с воротами. На воротах — вооруженная охрана. Понимаем, что тут, как и в любых других детских лагерях Узбекистана, установлен жесткий порядок. Из последних сил делаем попытку уговорить охрану. Они немного смягчились, когда узнали, что мы приехали из Ташкента, пошли спрашивать у старшего. Но старший был неумолим. Говорит: “Только по разрешению от руководства НГМК”. Делаем последнюю попытку: “А можно ли попасть в ущелье пешком, обойдя скалы?” “Можно, но обходить очень долго и опасно. Там скалы.”

Так мы поняли, что ехать в Сармышское ущелье надо или в межсезонье, когда в лагере нет детей или вообще другой (грунтовой) дорогой, по которой, вероятно, седанам проехать будет сложно, или до ларегя, а потом — пешком в обход.

Самое неприятное во всем случившемся то, что на многих туристических сайтах рекламируются экскурсии в это ущелье. Ну и зачем было рекламировать, если попасть туда невозможно? А еще тут надо бы припомнить закон, по которому все граждане Узбекистана имеют право доступа к памятникам культуры. Понятно, что детский лагерь занимается своими делами, а граждане — своими. Но ведь можно как-то выработать механизмы пропуска туристов: записать паспортные данные, выделить соправождающего через территорию лагеря. Пусть не бесплатно. Но никто ничего делать не хочет.

О Сармышском ущелье

Кто-то скажет: “Сдался вас этот Сармыш! Чего вы туда рвались, как буд-то там мёдом намазано?”
Отвечу: “Намазано. И очень даже обильно!”

Сармышское ущелье — это одна из самых больших в мире галерея петроглифов – 20 квадратных км. На сегодняшний день в ущелье найдено более 10 тысяч петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений.
Самые древние относятся к каменному и бронзовому векам (VII-II тысяч лет до н.э.). В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове.
Также здесь есть изображения в типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.).
Еще можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а так же легко датируемые арабские надписи.

Сармыш в Узбекистане, каменная галерея

Давно хотел написать пост о петроглифах Узбекистана. Но интенсивная культурная жизнь Ташкента и хроническая нехватка времени постоянно отодвигали этот пост на второй план. Воспользовавшись новогодним затишьем осуществляю задуманное.

Петроглифы — наскальные изображения, высеченные на камне. Они бывают ритуального, мемориального, знакового характера. Традиционно петроглифами называют все изображения, вырезанные на камне с древнейших времён до средневековья. Значимость петроглифов в изучении материальной и духовной культуре древних людей огромна. Порой, только петроглифы могут дать оценку той или иной культуре древности, показать быт древних людей, их представления о верованиях и мире.

Сегодня ученые находят петроглифы по всему миру. Они встречаются в Центральной Азии, в России (Карелия), в Монголии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры фон-де-Гом, Монтеспан), в Италии, Англии, Германии. Даже в пустыне Сахара среди бескрайних песков были открыты гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер.

Петроглифы Карелии (Россия)

Петроглифы Альтамира (Испания)

Петроглифы пещеры Фон-де-Гом (Франция).

Петроглифы горного плато Тассилин-Аджер.

В Узбекистане также обнаружено более 150 памятников с наскальными изображениями в хронологических рамках истории Узбекистана от мезолита до позднего средневековья. Большинство из этих памятников сосредоточены в районе Ташкентского оазиса, Ферганской долины, Западного Тянь-Шаня. В большом количестве петроглифы встречаются в горных районах Узбекистана. Они обнаружены в Южном Чаткале, Бельдерсае, а также по берегам Чаткала, Угама, Пскема, в верховьях рек Каракия-сая, в Ходжикенте, в Нуратинских горах.

Недалеко от Ташкента, в окрестностях зон отдыха Чимган и Бельдерсай, находится памятник доисторической эпохи – Бельдерсайские петроглифы. В некоторых источниках они упоминаются, как Кумбельские петроглифы. Эта наскальная живопись, расположенная на высоте 2450 метров, является одним из многих свидетельств культуры и быта древнего человека, жившего на территории Узбекистана и соседних государств.

Бельдерсайские петроглифы находятся относительно недалеко от современной «цивилизации» — всего в 8 километрах от зоны отдыха Бельдерсай. Однако петроглифы, расположенные в 4 километрах от базового лагеря, и имеющие разницу высоты с ним в 850-900 метров, практически не исследованы, либо материалы по ним до сих пор неизвестны миру. Большим вопросом остается возраст наскальной живописи на гребне Бельдерсайского склона. Большая высота, многолетнее воздействие солнца летом и снега зимой, значительно затрудняют определение их возраста. Предположительно, возраст наскальных рисунков варьируется от 6 до 10 тысяч лет, и принадлежит к эпохе неолита. Определенно, Бельдерсайские петроглифы нуждаются в изучении и сохранении, так же как и другие памятники доисторического периода.

Одним из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармыш-сай, расположенное на южном склоне Каратау, в 30-40 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау — один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зарафшанская долина. Природа Сармыш-сая отличается многообразием, здесь растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Ученые-археологи на сегодняшний день выявили 15 групп петроглифов разбросанных по территории Сармышсая, которые принадлежат к различным периодам древней и средневековой истории народов Средней Азии.

Размер территории сармышсайской «галереи» поистине огромен – 20 квадратных км. на которых сохранился культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья.
На сегодняшний день в Сармыш-сае найдено более 10 тысяч петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений. Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места.

Петроглифы Сармыш-сая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.). Также в Сармыш-сае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а так же легко датируемые арабские надписи.
Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II) тыс. до н.э. являются самыми древними изображениями на территории Сармыш-сая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове. По величине рисунки разнообразные от 30-40 см. до 70-80 см. Многие из этих древних рисунков похожи по технике, так что можно предположить, что их выполнил один мастер.

Петроглифы раннего железного века отличаются характерным для кочевых племен скифского круга «звериным» стилем. В основном здесь изображены олени, архары, лошади, верблюды. Исчезают изображения быков-туров, зато появляются характерные для кочевников изображения лука и стрел, а так же всадников и сцен охоты. В отличие от более древних рисунков, рисунки сако-скифского периода отличаются меньшими размерами. К тому же они выполнены разными художниками, но при этом мастера очень точно и старательно передали образы животных и людей.

Читайте также:  Сколько денег брать на Гоа на 10 дней

Петроглифы более позднего периода светлее и грубее. Техника исполнения рисунка достаточно проста, а содержание не отличается характерным для древних периодов разнообразием. В основном на них изображены домашние животные. Встречаются и арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Здесь так же встречаются фигуры всадников с камчой в руке. В отличие от сакских рисунков, средневековые петроглифы приобретают схематичный характер: в них уже нет такой точности и изящества в исполнении.

На Южном склоне Каржантау расположено ущелье Каракиясай, по дну которого протекает ручей, впадающий в реку Чирчик. Высокие скальные склоны ущелья представляют собой громадный каньон, глубина которого достигает 50 м. Но не только природные красоты будут интересны путешественникам. По обе стороны ущелья на древних скалах выбиты наскальные изображения – петроглифы.

Большая часть рисунков расположена на левом берегу речки в 20-25 км. к северу от города Газалкента. Петроглифы Каракиясая расположены на отдельных камнях и глыбах. Всего было найдено 90 камней, на которых оказалось 1015 отдельных изображений и сцен. Как и на других памятниках, здесь были найдены рисунки животных: козлы, архары, верблюды, лошади, волки, быки. Кроме животных найдены изображения людей как пеших, так и всадников.

Петроглифы Каракиясая разнообразны. В отличие от других памятников с наскальными изображениями, здесь встречается больше культовых сцен, наиболее ярко и полно представлен животный мир. Более древние петроглифы трудно различимы, некоторые фигуры стерлись. Это показывает, что петроглифы Каракиясая наносились не в одно и то же время, а на протяжении столетий.

Сами фигуры, изображающие животных небольшие — от 5 до 40 см. Причем следует отметить, что более древние рисунки, предположительно сакского периода, отличаются большей утончённостью в работе. Эти рисунки выполнены непревзойденными мастерами древности. В отличие от них более поздние петроглифы выполнены скорее символично, наподобие схем, и, к тому же, они перекрывают петроглифы сакского периода. Петроглифы Каракиясая, изображающие колесницы, относятся ко II — началу I тыс. до н.э. Это самые древние петроглифы, изображенные на скалах в ущелье.

В 70 км. от Ташкента находится небольшой селение Ходжикент. Неподалёку на западном склоне Чаткальского хребта, на левом берегу реки Чирчик находится скала с петроглифами, возле которой расположен родник. Это место на протяжении столетий считалось священным. Сюда приходили за помощью, в частности женщины молили о здоровье и детях.

Петроглифы Ходжикента были открыты в 1949-50 гг. Х. Алпысбаевым. В ходе археологического исследования верховьев реки Чирчик он от местных жителей услышал легенду о следах копыт коня халифа Али, оставленных на одном из камней. При детальном исследовании этого феномена стало понятно, что это петроглиф, изображающий рога архара. На тот момент было найдено всего 23 изображения, которые отнесли к I тысячелетию до н.э. Дальнейшие исследования этого памятника были продолжены известным среднеазиатским археологом, крупным специалистом по петроглифам, М.Хужаназаровым. В ходе исследований были открыты новые петроглифы, которые были тщательно изучены и добавлены к уже существующим.

Ходжикентские рисунки выбиты на скале, высотой 12,5 м и длиной 18 м. Все рисунки расположены в нижней части скалы. Из-за климатических условий некоторые рисунки не сохранились.
В Ходжикенте зафиксировано более 90 петроглифов. На некоторых изображены отдельные фигуры: горные козлы, архары, олени, лошади, бык и собака. Также есть несколько изображений людей, которые повторяются несколько раз.

Кроме отдельных рисунков есть и композиционные изображения. Например, изображение идущих горных козлов, повторяющееся шесть раз. Также есть петроглифы бегущих архаров и стоящих друг против друга оленей.

Огромный интерес представляют три фигуры женщин. На территории Средней Азии похожие рисунки еще не были найдены. Эти рисунки датируются эпохой неолита IV-III тысячелетия до н.э. Другая сюжетная линия, относящаяся к сако-скифскому периоду, так называемый «звериный стиль» — это композиция, состоящая из козла и фигуры человека. Предположительно это сцена описывает какое-то жертвоприношение, так как передние ноги козла на рисунке связаны.

Особенностью ходжикентских петроглифов является то, что поверхность многих из них гладкая. Некоторые ученые предполагают, что это произошло вследствие прикосновений паломников к священным камням на протяжении многих столетий, но есть более рациональное объяснение этому феномену. По мнению ученого-археолога М. Хужаназарова, всё дело в технике шлифования петроглифов. Скорее всего, мастера после того, как выбили рисунки на камнях, тщательно их затем отшлифовали, а природные условия (дожди, таяние снега, выветривание) довершили весь процесс.
Петроглифы Ходжикента уникальны и представляют огромный интерес для дальнейшего изучения. Сегодня любой желающий может посетить эти места и увидеть наскальные изображения, оставленные нашими предками.
(по материалам книги М. Хужаназарова «Наскальные изображения Ходжикента и Каракиясая», Самарканд, 1995 г.)

текст и часть фотографий из www.advantour.com

так же от Рустама Жоджиниязова и из личного моего архива.

Ущелье Сармыш. Ожившая тайна

Между городами Навои и Нурата недалеко от перевала Кара-Карга, на юго-восточной окраине пустыни Кызыл-Кум высится горный кряж Каратау, один из отрогов Нуратинских гор. Горы не высоки, но бывалых путешественников и «охотников» за чудесами привлекает сюда не это…

В лучах встающего солнца сверкают конусы вершин дремлющих вулканов, их окружают каменные террасы, словно вырубленные рукой неизвестного зодчего, а между ними нагромождение арок, гротов, скал из рассыпавшегося сланца. Архитектурная феерия.

И только при ближайшем рассмотрении начинаешь понимать, что это не дело рук человеческих, а затейливая фантазия самой природы.

Никакой растительности вокруг, только колючий кустарник да карликовые деревья по берегам горного сая, несущего свои воды по дну ущелья. Звенящая тишина, кристальная чистота воздуха и обжигающий холод родниковой воды напоминают о временах, когда в этих местах появились зачатки цивилизации.

Но обо всем по-порядку.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия из этой местности поползли слухи, что в ущелье Сармыш разбился неопознанный летающий объект. Группа ташкентских уфологов организовывает экспедицию к месту предполагаемого падения. Конечно, никакого НЛО здесь не нашли, но экспедиция не была безрезультатной, ученые обнаружили огромные галереи древнего наскального рисунка.

Сама по-себе наскальная живопись не такая уж большая редкость, но такого количества рисунков выполненных последовательно в разные времена и эпохи нет нигде в мире.

Первые изображения появились здесь еще во времена неолита, последние датируются средними веками. Наскальная галерея охватывает территорию почти в два километра и включает в себя около четырех тысяч наскальных рисунков – петроглифов (от греч. petros – камень и glyphe – резьба, вырезывание), каждый из которых абсолютно уникален.

По мнению ученых, люди пришли в ущелье на рубеже неолита и эпохи бронзы. Вода, множество пещер для зимовки и обилие дичи, подтолкнули кочевые племена к оседлой жизни. Начинает развиваться земледелие, обрабатываются металлы. С зарождением культуры возникает желание отображать происходящие события. Первобытные культы постепенно уступают место религиозным мировоззрениям.

Многочисленные петроглифы разнообразны сюжетно и по технике исполнения. Так, например, некоторые выполнены растертой на жиру охрой, другие выбиты на поверхности хрупкого сланца, вероятно, уже с применением металлических инструментов.

Самые древние рисунки датируются девятым веком до нашей эры, являются самыми примитивными и изображают древних охотников в окружении потенциальной добычи или защищающимися от нападения хищников. Позднее, с развитием цивилизации, сюжетный ряд становится значительно интереснее. Появляются рисунки ритуальных и бытовых сцен, изображаются домашние животные: коровы, лошади, верблюды, овцы, собаки.

Множество петроглифов изображают фигуры, в происхождении и назначении которых ученые не разобрались до сих пор, поэтому их условно отнесли к религиозному или культовому использованию.

Более «молодые» скифские петроглифы изображают правителей и вооруженных воинов.

Самые поздние петроглифы датируются восемнадцатым веком прошлого тысячелетия.

Но особенно интересными и привлекательными для любителей непознанного, конечно являются стоящие особняком наскальные рисунки, изображающие так называемых космических пришельцев. Образы человекоподобных существ, с двумя головами и в скафандрах, запечатленные на гладком сланце до сих пор тревожат пытливые умы любителе уфологии, которые полагают, что древние люди просто запечатлели визит инопланетян. Тем более, что время от времени и сегодня находятся «очевидцы» из местных, видевшие полеты неизвестных объектов над пустыней Кызыл-Кум и урочищем Сармыш.

Но как бы ни хотелось верить в чудеса и «зеленых человечков», ученые самым прозаическим образом трактуют данные петроглифы. Например «космический пришелец» с двумя головами и в скафандре, среди прочих особенностей имеет и, весьма подчеркнутые половые признаки. Это как утверждают историки, характерно для изображения, правителей, вождей, жрецов, так называемых глав рода. И в этом случае гипертрофированный фаллос – признак власти, а вторая голова в скафандре, ни что иное как, венец или царская корона. Как говориться: «не судите художника, рисует как умеет». Тем более что на одном из петроглифов «двухголовый» изображен рядом с подругой совершенно человеческого вида. Вывод: царь с царицей на прогулке.

Читайте также:  Автобус в Крым, расписание и маршрут

Таковы выводы ученых, но нас-то с вами никто не разубедит, что инопланетяне могли прилетать, и стать главою рода могли, и править какое-то время могли. Представьте, как здорово ощущать себя немного, ну совсем капельку, инопланетным пришельцем, или хотя-бы их родственником!

Конечно все это только версии, каждая из которых имеет право на существование, а вот факты – вещь упрямая. Ущелье Сармыш действительно место необычное, полное пугающих загадок и занесенное в мировой реестр аномальных зон. Правда этому есть вполне научное объяснение -многочисленные залежи редких руд, подземные источники, сложный горный рельеф и, совершенно особенный микроклимат. И все же самым привлекательным в этом месте является его девственная чистота и нетронутость, предстающая перед нашим взором, практически такой же, как была на заре зарождения цивилизации.

Национальный парк петроглифов в ущелье Сармыш вблизи Навои, Узбекистан

Давно я не писала ничего на блог, а причиной тому стала банальная нехватка времени и отсутствие зарядки на ноутбуке, пока мы добирались из Алматы до Астрахани. Да-да, мы сейчас в России, а если точнее, то в Астрахани. Почему мы выбрали этот город?

Если честно, то мы даже не задумывались об этом, пока нас не огорошила вопросом подруга (Леся, привет ): «А на чём основан ваш выбор?» Мы посмотрели друг на друга, немного «потупили» и пришли к единому мнению: «Нам нравится, что здесь тепло, Волга и много воды!» Ну а вообще, ещё побывав здесь проездом в мае месяце, когда мы ехали в Бухару, мы поняли, что это наш город, и захотели сюда обязательно вернуться. И вот мы здесь

В общем, мы снова на связи, скоро я расскажу вам о том, как мы пересекали узбекско-казахскую границу, о нескольких интересностях Алматы и о нашей дороге в Астрахань длиною в 12 дней. Но обо всём, конечно же, по порядку. И сегодня у меня по плану наконец-то показать вам ущелье Сармыш и наскальные рисунки, или петроглифы, датированные бронзовым веком.

Ущелье Сармыш в Навоинской области

Ущелье Сармыш, которое местные называют Сармышсай, расположено на южном склоне кряжа Каратау (отрог Нуратинских гор) и славится своими наскальными рисунками. По заверениям интернета и статей, размещённых на узбекских туристических порталах, галерея Сармышсая содержит больше 4 тысяч наскальных рисунков бронзовой эпохи на территории в 2 километра.

Хм… Имея под своей попой машину в этот свой приезд в Узбекистан, мы не могли туда не поехать, ведь кроме как на машине сюда добраться никак нельзя. В общем, именно за этими рисунками мы сюда и направились, начитавшись о том, какая это уникальная древняя живопись и как их здесь много сосредоточено.

Обнаружили рисунки в конце 80-ых годов совершенно случайно. По местности пошли слухи, что видели, как в ущелье Сармыш разбился НЛО – неопознанный летающий объект. Эти слухи привели на это место экспедицию уфологов. Конечно, никаких НЛО обнаружено не было, зато нашли наскальные рисунки. Вроде как и экспедицию не зря посылали

Это место очень популярно у туристов, сюда любят возить экскурсии узбекские гиды, ну и геологи тоже не обходят это место стороной – в день нашего осмотра петроглифов рядом с ними как раз разбила лагерь группа геологов из Ташкента.

Ну хватит уже предисловий наверное, да? Давайте лучше покажу вам древние рисунки.

Вот так вот тут живописно!

Часть рисунков нанесена какой-то краской, а часть – выбита прямо в скалах. Мы нашли рисунки древних людей, животных, сцены охоты.

Слава лазает по скалам в поисках заветных кадров.

А здесь я пытаюсь затеряться среди скал Вроде, получилось

Вообще, не могу посоветовать это место как уникальную достопримечательность, рисунки бронзового века, которые непременно нужно посмотреть. Рисунков тут, на наш взгляд, не так много, да и чтобы их увидеть, нужно иметь зоркий глаз и возможность полазить по скалам. Да и хватает новодела из разряда «Здесь был Петя!», только в нашем случае здесь пестрели надписи «Здесь был Махмуд/Алишер/Раджаб» (выберите, кому какое имя больше нравится ).

Однако природа здесь реально нереальная! Вот за чем сюда стоит ехать, так это за холмами и скалами, которые нас поразили ещё в первый наш приезд сюда. Кстати, я ведь не рассказала, что рисунки мы нашли только со второго захода. Читайте об этом ниже.

Что посмотреть помимо наскальных рисунков

Приехав к лагерю «Сармыш» в надежде поглазеть на древние рисунки, мы обратились с вопросом к стоящему и моющему свою служебную машину милиционеру: «А как нам добраться до ущелья Сармыш? Посмотреть на наскальные рисунки, петроглифы и т.д.?» Милиционер пожал плечами, сказав, что не знает, что это и где. Намекнув, что нам бы проехать к ним через лагерь, он нас разочаровал, сказав, что сейчас закрытие смены и никто нас туда не пустит. Ок. Что ж делать?

Прямо перед лагерем была извилистая дорога, которую и дорогой назвать сложно, скорее, широкая и утоптанная тропа. Мы поехали по ней в надежде, что сможем объехать лагерь и всё-таки увидим петроглифы. Но нет, совсем скоро дорога закончилась, и проехать по ней дальше на своей Шкоде Фелиции мы уже не смогли. Немного погрустив, мы решили, что раз уж приехали сюда, хоть по холмам полазием, красивых фотографий сделаем и вам потом всё это на блоге покажем. Сказано – сделано!

Где-то там, вдали, маленькой точкой виднеется наша синенькая шкода. Кто нашёл, тот молодец

Так вот помимо наскальных рисунков здесь можно полюбоваться природой, вдохновиться её красотой и величием, её масштабами и перспективами. Забравшись на вершину одного из холмов, мы обомлели. Нет, конечно, мы были уже в горах, например, на Кок-Тобе и Медео, но видимо было это так давно, что местные красоты запали нам сильно в душу!

Уходить отсюда не хотелось совсем-совсем, хотелось просто сидеть на кусочке скалы и глядеть вдаль…

Ну или пить горячий кофе из термоса на самой вершине холма.

Как мы искали петроглифы

Добраться до петроглифов информация из интернета предлагает через находящийся здесь детский лагерь «Сармыш».

Нужно доехать до ворот лагеря, потом протопать 1,5 км пешком по лагерю, а потом ещё около 2 км по бездорожью. Пишут, что летом на машине через лагерь не пускают, поэтому и приходится идти весь этот путь пешком. Информацию эту подтверждаем. Мы пытались прорваться к петроглифам через детский лагерь, но нас туда не пустили. Правда, мы попали как раз на закрытие детской смены, однако граждане милиционеры, сопровождающие автобусы с детьми, сказали нам, что даже в другой день нас через него бы не пустили. Ну, логично, вообще-то, это ведь детский лагерь, а не проходной двор какой-то.

И тут вот нас начали мучить сомнения, а нет ли вообще другой дороги к этим наскальным рисункам… Ну посудите сами, не будут же гиды возить экскурсии с толпой иностранцев через лагерь, каждый раз договариваясь, чтобы их сначала впустили, а потом выпустили? И ведь вправду, есть к этим рисункам другой путь в объезд лагеря, правда, по бездорожью

Найдя нужные точки на карте и забив их в навигатор, мы через некоторое время снова выдвинулись в путь, намереваясь на этот раз на петроглифы всё же полюбоваться. Свернули в нужном месте, не доезжая лагеря, ехали по ухабам и ямкам, доехали до указателя «Сармышсой» и решили не сворачивать на дорогу, на которую он указывает. А почему, спросите вы? А потому, что тогда мы не знали, что Сармышсой, это и есть ущелье Сармыш И даже логика в это время предпочла в умственном процессе не участвовать

В общем, поехали мы дальше по дороге, которая привела нас на стройку каких-то коттеджных домов. Через них можно было проехать к петроглифам, но вот ведь беда – дорогу нам перекрывали закрытые ворота. Хм… Через лагерь нельзя, в объезд лагеря – нельзя, а как же тогда можно?

Оставив машину недалеко от стройки, мы решили забраться на холм и посмотреть, может можно будет увидеть рисунки с высоты или спуститься по холму на дорогу, ведущую к цели. Забрались, ветер сильный, горло дерёт, как будто бегали в морозную погоду. Походили по вершине… Ничего не видно…

Что делать? Спустились.

Собрались уже было уезжать, тут к нам подходит строитель со стройки и говорит, что может впустить нас на машине через территорию будущего коттеджного посёлка. Отлично! Открывает ворота, впускает нас, на другой стороне посёлка нас выпускают уже другие строители, которые указывают нам и на обратный путь из ущелья, который пролегает не через их территорию, а в объезд.

В общем, УРА-УРА-УРА! Мы наконец-то нашли эти самые петроглифы и, как обычно, не без приключений Назад уже добирались без проблем, не через лагерь и не через стройку

Читайте также:  Пизанская Башня, почему падает и где находится

Как добраться до ущелья Сармыш

Чтобы добраться до наскальных рисунков, нужно выехать из Навои в сторону Нураты и свернуть к детскому лагерю «Сармыш». Не доезжая лагеря, нужно свернуть на неасфальтированную дорогу и ехать по ней до таблички с указателем «Сармышсой». Едем, пока дорога прямо не закончится. Поворачиваем направо и едем до мостика с табличкой, как на самой первой фотографии в статье. Либо можете оставить машину и дойти туда пешком, как это сделали мы

Маршрут и точки, где нужно сворачивать, я укажу на карте ниже. Карты maps.me, по которым мы обычно ездим, автотранспортный маршрут к точке не прокладывают, пешеходный ведут через ту самую стройку, о которой я писала выше. Поэтому будьте внимательнее, если поедете туда самостоятельно на своём автомобиле и без гида.

Будьте готовы к неровной дороге, ямкам и обрывистым обочинам. Едьте аккуратнее! Отлично, если в качестве транспортного средства у вас будет джип или газелька, но даже если и нет… Мы доехали до точки на свой шкоде фелиции, и видели, как туда же возил туристов таксист на матизе. Так что дорога сносная, доедете

Национальный парк петроглифов в Сармыше на карте

А у меня на этом сегодня всё!

Спасибо, что остаётесь и путешествуете вместе с нами!

Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.

Сармыш в Узбекистане, каменная галерея

09.11.2005 10:34 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент)

Галереи из четырех тысяч наскальных рисунков каменного и бронзового веков украшают обрывы ущелья Сармыш, рассекающего таинственный горный кряж Каратау на юго-восточной окраине пустыни Кызылкум в Узбекистане. Необычный вид этих гор, темным гребнем вклинивающихся в охристые пески по дороге на перевал Кара-карга между Навои и Нуратой, уже издали настораживает внимание самого опытного путешественника, обещая встречу с чем-то прежде неведомым.

Сверкающие на солнце геометрически правильные вершины – конусы древних вулканов – окольцованы размеренными, словно рукотворными каменными террасами с нависающими карнизами. Вблизи – это черное месиво скал, арок и гротов из раскрошившихся кристаллических сланцев. Лишь вдоль потока, змеящегося по дну ущелья, растет колючий кустарник и невысокие деревца. Воздух тут первозданно чист, а студеные воды реки питаются многочисленными родниками, не иссякающими с доисторических времен, когда в здешнем оазисе возникли зачатки человеческой культуры.

Ученые связывают феномен Сармыша с рубежом неолита и эпохи бронзы. Обилие воды и успешная охота на горных козлов, оленей, муфлонов и диких быков, приходивших на водопой из пустыни, множество пещер, пригодных для зимовки, очевидно, сделали жизнь древних людей относительно безбедной, подготовив условия для перехода к оседлому образу жизни, развитию земледелия и обработки металлов. Первобытные культы, по-видимому, в это же время начали трансформироваться в религиозное мировоззрение.

Петроглифы (от греч. petros – камень и glyphe – резьба, вырезывание) – древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях.

Многочисленные петроглифы разнообразны по своим сюжетам, стилю и технике исполнения. Одни нарисованы растертой на жиру охрой, а другие выбиты на зеркальной поверхности сланцевых скал, вероятно, уже с помощью металлических инструментов. Наиболее древние из рисунков, датируемые приблизительно девятым тысячелетием до нашей эры, отражают мир первобытных охотников, окруженных потенциальной добычей или враждебными хищниками.

Позднее появляются ритуальные сцены и сцены быта, а также домашние животные: собаки, овцы, верблюды, среди которых, кстати, встречаются и трехгорбые.

Изображены и абстрактные фигуры, пока не истолкованного происхождения. Возможно, это – культовые или религиозные символы. Далее следуют рисунки уже исторического сакско-скифского периода – вооруженные воины и правители. И, наконец, присутствуют надписи арабской вязью XII-XVIII веков нашей эры, когда урочище стало прибежищем общин суфийских дервишей и местом паломничества их последователей. Исследователи утверждают, что среди тысяч петроглифов Сармыша невозможно найти и двух одинаковых.

Наибольшее любопытство туристов, посещающих Сармыш по маршрутам туристической фирмы “Uzbekistan for You”, по словам специалистов этой компании, вызывают рисунки “инопланетян”: человеческие фигуры, как будто облаченные в скафандры, некоторые даже с двумя головами. В начале 90-х годов прошлого века, в пору повального увлечения жителей постсоветского пространства НЛО и мистикой, в уфологических изданиях было множество публикаций “очевидцев” летающих тарелок над пустыней Кызылкум и, особенно, в районе гор Букантау. Уфологи, разумеется, не преминули связать этот ажиотаж с петроглифами, на их взгляд, подтверждающими, что район посещался пришельцами из космоса с древнейших времен, что было “зафиксировано” авторами наскальных рисунков.

Однако необычные изображения на скалах Сармыша могут иметь и куда более прозаическую трактовку. Например, “инопланетянин в скафандре” с двумя головами, кроме прочих особенностей снабжен явно подчеркнутыми половыми признаками. В первобытных и древних культурах подобное преувеличение мужских достоинств традиционно связывается с изображениями племенных вождей, глав рода или жрецов. Гипертрофированный фаллос в данном случае – символ власти. У вождя много жен, много детей, он в прямом смысле – отец народа. Венчающий его фигуру, “скафандр с двумя головами”, может быть изображением короны или царского венца, выполненный с той степенью достоверности, на которую был способен каменный или бронзовый резец древнего живописца.

На фото “двухголового инопланетянина”, сделанного корреспондентами агентства “Фергана.Ру”, рядом с “пришельцем” можно увидеть вполне “гуманоидную” подругу. Скорее всего, на петроглифе изображен именно вождь племени со своей супругой-“царицей”.

Впрочем, уфологи и мистики имеют полное право на собственное прочтение сюжета и веру в чудесное. Тем более, что аномальные и просто необычные явления действительно нередки в Каратау, где имеются богатые залежи редких руд, множество подземных источников, чрезвычайно сложный рельеф и особенный микроклимат.

Эта местность полна загадок, порой пугающе таинственна. Но самое привлекательное в ущелье Сармыш все же то, что и сегодня оно представляется взгляду почти таким же, каким было на заре цивилизации.

Ущелье Сармыш-саи

Сохранившиеся до наших дней образцы наскальной живописи – петроглифы – встречаются во многих местах земного шара. Колоссальным скоплением наскальных рисунков может похвастаться и ущелье Сармыш-Сай, что делает его не только значимой достопримечательностью Узбекистана, но и своеобразной доисторической библиотекой мирового значения.

Ущелье Сармыш-Сай расположено в 30 километрах к северо-востоку от города Навои, на южном склоне Каратау. Ущелье идеально подходит для нанесения рисунков, будто Природа специально создала для древних художников этот гигантский холст.

Петроглифы располагаются по всему ущелью на территории в 2 километра в количестве более 4000. Возраст большинства рисунков составляет по приблизительным подсчетам от 6 до 4 тысяч лет, самым древним же из них более 10 тысяч лет. Часть изображений выбита на скалах, часть нарисована с помощью специальной краски, которую древние люди изготавливали с использованием охры. Тематика петроглифов весьма разнообразна. В Сармыше можно найти как сцены охоты и священных ритуалов, так и отдельные изображения людей и животных. Встречаются и весьма странные образцы. Например, люди с двумя головами, облаченные в наряды, похожие на космические скафандры. Хотя, скорее всего, это не что иное, как ритуальные маски и одеяния. Также попадаются изображения странных животных и всевозможные знаки.

Конечно, теперь трудно разобраться, какие из рисунков воспроизводились с натуры, а какие являются лишь художественным вымыслом древних. Благодаря тому, что окружающий пейзаж с тех времен не претерпел значительных изменений, создается ощущение присутствия в той эпохе. Из закоулков подсознания всплывают запахи дыма, мяса, слышатся звуки шаманского бубна. Психоделическая обстановка вытесняет из сознания такие современные понятия как Интернет, автомобиль, электричество. Инстинктивно начинаешь идти тише, будто выискивая добычу, или чтобы не стать добычей самому.

Помимо петроглифов, на давнее присутствие первобытного человека указывает еще и хорошо сохранившаяся пещера. Достаточно большая, пещера состоит из нескольких комнат, соединенных проходами. Многим поколениям древних художников, оставившим на стенах ущелья Сармыш-Сая свои шедевры, служила она защитой и от непогоды и диких животных.

Как и о большинстве подобных мест, об ущелье Сармыш-Сая ходит много легенд. В основном они связаны с «людьми, опускающимися с неба». Местные жители утверждают, что видели таинственными летающие объекты, кружащие в небе.

Ущелье Сармыш-Сай является не только важной достопримечательностью Узбекистана, но и местом паломничества ученых из разных стран мира. Ведь уникальность местных наскальных рисунков заключается не столько в их огромном количестве, сколько в том, что они нигде не повторяются. По этим изображениям можно изучать жизнь первобытных людей, их верования, обряды и ритуалы. Ущелье Сармыш-Сай представляет собой своеобразную картинную галерею и богатейший архив с данными о том отрезке истории, информации о котором так мало дошло до наших дней. И как знать, не окажется ли этот архив надежнее наших современных хранилищ, реализованных в хрупких микросхемах и оптических дисках…

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

Ссылка на основную публикацию