Шарья в Костромской области, описание города

«Мой Город»

Шарья

(Костромская область)

Город областного подчинения
Центр: Шарьинский р-н

Посёлки городского типа, численность населения на 1.01.2019
Ветлужский11.7
Телефонный код (справочный телефон)
49449*****23-9-38

Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 58°22′
Географическая долгота: 45°30′
Высота над уровнем моря, метров: 110
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Шарья

Карта

Шарья: карты

Шарья: фото из космоса (Google Maps)
Шарья: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Шарья. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление.
По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Ветлужский3 (2)СЗ
2Мантурово42 (67)З
3Поназырево47 (48)В
4Георгиевское48 (127)СЗ
5Пыщуг58 (67)С
6Ветлуга59 (68)Ю
7Вахтан (Нижегородская область)82 (190)ЮВ
8Кологрив85 (145)СЗ
9Павино91 (110)СВ
10Ленинское (Кировская область)93 (100)В
11Нея95 (120)З
12Вохма95 (157)СВ
13Урень101 (113)Ю
14Арья (Нижегородская область)101 (123)Ю
15Шахунья101 (129)ЮВ
16Варнавино (Нижегородская область)110 (158)Ю
17Боговарово111 (167)СВ
18Макарьев113 (146)ЮЗ
19Тоншаево (Нижегородская область)113 (157)ЮВ
20Свеча (Кировская область)117 (122)В

Краткая характеристика

Город расположен на левом берегу р. Ветлуга (приток Волги), в 328 км к северо-востоку от Костромы. Ж.д. станция.

В Шарьинском районе – Сомонихинский и Михайловский (комплексный) заказники.

Территория (кв. км): 44

Информация о городе Шарья на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Возник как посёлок при ж.д. станции Шарья (открыта в 1906 г.); название по р. Шарья. Гидроним от основы шар, представленной в ряде финно-угорских языков: коми “пролив”, мансийском “протока” и др., что даёт основание даже говорить о существовании пермско-угорской основы шар, шор, шур “река”.

Рабочий посёлок Шарья с 9.01.1928 г. Город с 1938 г.

Показатели муниципального образования

Показатель2001
Демография
Число родившихся, на 1000 населения9.4
Число умерших, на 1000 населения19.1
Естественный прирост (убыль), на 1000 населения-9.7
Уровень жизни населения и социальная сфера
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.2071
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на жителя (на конец года), кв.м21.1
Число дошкольных учреждений, шт.15
Число детей в дошкольных учреждениях, тыс. человек1.5
Число дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), шт.16
Число учащихся дневных общеобразовательных учреждений, тыс. человек5.2
Численность врачей, чел.151
Численность среднего медицинского персонала, чел.572
Число больничных учреждений, шт.2
Число больничных коек, тыс. шт.0.5
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, шт.5
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену, тыс. шт.1
Число зарегистрированных преступлений, шт.919
Выявлено лиц, совершивших преступления, чел.394
Экономика, промышленность
Число предприятий и организаций (на конец года), шт.432
Строительство
Объём работ выполненных по виду деятельности “Строительство” (до 2004 – объём работ, выполненных по договорам строительного подряда), млн. руб.97.1
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади2.7
Ввод в действие жилых домов, квартир31
Ввод в действие дошкольных учреждений, мест
Ввод в действие общеобразовательных учреждений, мест
Ввод в действие больничных учреждений, коек
Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену
Транспорт
Число маршрутов автобусов (во внутригородском сообщении), шт.4
Число перевезенных за год пассажиров автобусами (во внутригородском сообщении), млн. чел.8
Связь
Число квартирных телефонных аппаратов городской телефонной сети общего пользования, тыс. шт.4.9
Торговля и услуги населению
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб.445.5
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб.10840
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн. руб.13.1
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб.65.2
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб.1622.3
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб.7.8
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб.194.6
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб.86.4
Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемый за счет бюджетных средств, в общем объёме инвестиций, %9
  1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник. Госкомстат России. – М:, 2003.

Экономика

Шарья – один из центров лесной и деревообрабатывающей промышленности области: АО – “Шарьядрев”, “Сплавная контора”, “Шарьинский леспромхоз”, филиал АО “Костромамебель”.

Заводы: железобетонных конструкций, экспериментального машиностроения (АО “Эксмаш”), швейная фабрика, молочный завод.

В Шарьинском районе разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Выращивают картофель, овощи, лён-долгунец, зерновые (овёс, ячмень, рожь, пшеница) и кормовые культуры.

Месторождения керамзитовых глин.

Основные предприятия

ЛЕСНАЯ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Культура, наука, образование

ВУЗы города

Музеи, галереи, выставочные залы

Архитектура, достопримечательности

В селе Рождественское – бывшая усадьба Лагунина (сохранились парк и пруд).

Шарья в Костромской области, описание города

Костромская область – регион диспропорциональный, как вся наша страна: запад и юго-запад – поля, леса, города, деревни; северо-восток – леса, леса, леса, деревни, как-то так. Даже плотность населения в Костромской области – примерно как в России в целом. Логично, что почти всё население – на юго-западе; сама Кострома также находится на крайнем юго-западе региона. А центр восточных районов области, удалённых от Костромы более чем на 300 километров – это Шарья. Город третий в регионе по населению, не очень большой; но, по моему опыту, в России удалённые небольшие города, являющиеся центром притяжения для окрестных малонаселённых районов, часто выглядят более ухоженными и цивилизованными, в большей степени городами, чем иные региональные центры Средней Полосы.
От Макарьева почти до самой Шарьи меня подвезли очень милые шарьинцы, возвращавшиеся домой из Костромы. За Макарьевом средняя полоса и Центральная Россия совсем кончается, начинается север, в основном состоящий из хвойных лесов.
Место, где я ночевал – что-то вроде шарьинской зоны отдыха; это лес у старицы крупной реки Ветлуги:

Но на следующий день довольно быстро выяснилось, что подвозившие меня шарьинцы – самое приятное, что есть в Шарье.

Шарья оказалась таким довольно оживлённым, но забытым Богом северным городом – бараки, разбитые дороги, грязь, облезлые здания, почти полное отсутствие городской среды, застройки и какого-то лица города.

Дороги в Шарье значительно хуже, чем за её пределами; впрочем, это вообще занятное свойство Костромской области, которое наблюдается и в столице региона.

Такой суровый лесной край, где никто не думает о внешней стороне вещей.

Такой край света, вдруг оказавшийся между Средней Полосой и Вяткой. Стоит отметить, что лежащая восточнее Кировская область выглядит местами не лучше Шарьи, но там даже в маленьких городках по большей части лучше с городской средой и инфраструктурой.

И, конечно, машина времени – только не такая, как в Ивановской области, где ощущаешь себя в пролетарском городке этак годов 30-х – 50-х, а такая, что чувствуешь себя в тех же 30-х, но где-нибудь в лагерном краю на Севере или в Сибири.

Как лежащая несколькими сотнями километров севернее Архангельская область, только без деревянных тротуаров (которые бы тут совсем не помешали).

Если Макарьев – это крайний северо-восточный форпост Средней Полосы, то Шарья – это крайний южный пункт Русского Севера; она находится южнее Вологды.

Печальное положение дел дополняется тем, что город всё-таки довольно большой, ещё больше по площади его делает запутанная планировка и преобладание бараков и частного сектора.

В городе живёт почти 24 тыс. чел.; как и почти везде в российской нечерноземной провинции, его население убывает.

Но демографическая обстановка здесь относительно благоприятна: несмотря на неблагоустроенность и неуютность города, население за постсоветское время здесь уменьшилось всего на 11% (в сравнении почти с 20% убыли населения в целом по региону).

Это можно объяснить тем, что Шарья – центр притяжения не только для окружающей местности, но и для других городов и городков восточной части Костромской области.

Шарья была основана в 1905 году при строительстве железной дороги Петербург – Киров – Урал, в 1938 году она получила статус города.

Тут не сформировалось никакого ансамбля центра города или даже сколько-нибудь цельной застройки, что не очень обычно для сформировавшегося в советское время города. Но на Русском Севере многие не исторические города выглядят так.

Соответственно, достопримечательностей здесь почти нет.

А те, что есть, в основном связаны с железной дорогой, это циркульное (круглое) депо (до которого я не добрался) и здание железнодорожного вокзала.

Обратите внимание, что даже здание вокзала здесь в неважном состоянии.
По моему опыту, даже в совсем захолустных городах, где весь жилой фонд состоит из полуразвалившихся бараков, железнодорожный вокзал чаще всего отремонтирован и покрашен.

Единственное обнаруженное мною достойное отдельного внимания здание, не связанное с железной дорогой – это великолепное деревянное здание с колоннами, расположенное на центральной, практически парадной Октябрьской улице.

Насколько я понял, там располагается городской ЗАГС.
Центральная (но не главная) Октябрьская улица, в отличие от большинства главных улиц провинциальных российских городков, не является внутригородским продолжением большой дороги, она довольно тихая и соединяет район вокзала с районом рынка и главными магазинами.

Она, а также прилегающий участок улицы Ленина – единственные куски города, которые я обнаружил в Шарье.

А немного дальше пройдёшь по улице Ленина – и опять никаких тротуаров, и немного недорогой современной безвкусной застройки, выглядящей не лучше бараков:

А в другую сторону – там сразу становится вот так (виднеется Никольская церковь):

И это всё главные улицы города, не задворки, задворки выглядят вот так:

Читайте также:  Нужно ли делать прививки в Тайланд

В центре есть ещё пара приятных старых деревянных домов, составляющих основную прелесть северных городов – но больше в Шарье я их нигде не видел.

Судя по карте, на западной окраине Шарьи есть парк, но я до него не добрался.
В центральной части города, по сути, есть только одна полноценная зелёная зона – сквер Памяти:

Где-то между самым-самым центром и вокзалом:

А оживлённая привокзальная площадь – на которой ещё и автовокзал – она уже такая:

Посадочные платформы автовокзала:

Ещё на северо-восточной окраине города есть аэропорт, до недавнего времени действовавший – в Костромской области долго сохранялась местная авиация. Она дотировалась, и поэтому можно было из областного центра долететь до Шарьи по цене автобуса, но в 6 раз быстрее.
Городской общественный транспорт:

В городе 5 автобусных маршрутов – меньше половины от того, что когда-то было.
Автобусы играют большую роль не только в силу большой территории самой Шарьи, но ещё и в силу наличия у неё такого пригорода, как посёлок городского типа Ветлужский, примыкающий к городу с запада. Ветлужский лишь вдвое меньше самой Шарьи, образуя с ней настоящую агломерацию. В нём находится крупнейший в стране производитель древесных плит “Кроностар”. Чаще всего ходящий 14-й автобусный маршрут соединяет шарьинский вокзал с Ветлужским.
Трогательное локальное благоустройство:

От автовокзала, не найдя прохода к циркульному депо, и торопясь поскорее уехать в сторону Котельнича и Кирова, я стал выбираться скользкими и испещрёнными лужами шарьинскими улочками к восточному выезду из города.
Улица Вокзальная, по идее одна из главных в городе:

В 20-тысячных городах я такое видел, наверно, только в Архангельской области и Карелии, но там хотя бы есть деревянные мостки.
Причём Костромская область – не самый бедный регион, она богаче не только Ивановской, но и Владимирской, и Псковской области; а Шарья – не самый бедный город региона. Тот же Макарьев депрессивнее и беднее; в Шарье есть работа (прежде всего переработка леса и железная дорога). Так что, как это часто бывает в России, тут дело не в скудости местного бюджета, а скорее в местной власти, мне кажется.

Я пешком вышел из города и направился в сторону объездной. Тут родная страна вновь решила меня поразить своими контрастами: восточнее Шарьи на объездной я неожиданно оказался на настоящей двухуровневой развязке.
Прямо – Великий Устюг, Котлас и Архангельск, направо – Котельнич и Киров, налево – центр Шарьи, назад – Нижний Новгород, Кострома и Москва:

При этом средняя частота движения автомобилей по любому из сегментов этого восхитительного решения транспортных проблем восточной столицы Костромской области не превышала 1 штуки в 5 минут.

Шарья, город

Шарья – крупнейший город на востоке Костромской области, расположенный на перекрёстке федеральных автомобильных трасс, соединяющих Кировскую, Вологодскую, Нижегородскую, Архангельскую области. Город расположен на левом берегу реки Ветлуги в 319 км. к северо-востоку от Костромы и в 669 км. от Москвы. Возникновение города Шарьи во многом обязано строительству в здешних местах железной дороги в начале 20 века.

История Шарьи

Поветлужские земли, издавна населённые черемисами (марийцами), входили в Новгородское княжество. В конце 15 — начале 16 вв. при Иване III через эти территории был проложен Старовятский тракт, связавший Москву с Вяткой, а после покорения Иваном Грозным Казанского ханства, во 2-й половине 16 века, возник другой тракт, идущий от Казани к Архангельску. В месте пересечения дорог возникли небольшие деревни, которые впоследствии образовали Николо-Шангскую волость, входившую, по территориальному делению 1778 года, в Ветлужский уезд Костромского наместничества, а позднее – губернии.

Деревни Большое и Малое Козлово, Мигуново, Малое и Большое Соколово, Балдино, Васенево, Сабуриха, Корегино, Горланиха, Костино и Белозёрово легли в основу будущего города.

История Шарьи неразрывно связана со строительством в здешних краях железной дороги. На всём её протяжении через каждые 100-150 километров основывались железнодорожные станции. Одной из таких станции и стала Шарья.

Участок дороги Вологда-Вятка, который включал в себя и ж/д станцию Шарья, строился силами частных подрядчиков, но на государственные средства под контролем Министерства путей сообщения. В конце 1906 года этот участок был передан в ведение Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Официальное открытие движения по этому участку началось 24 ноября 1906 года (дата основания Шарьи), а через два месяца был издан Указ о присвоении данным линиям наименования Северные железные дороги. Их общая протяжённость составляла порядка 2000 вёрст. В 1909 году была введена телефонная связь и жезловая система. Со временем станция Шарья разрасталась: отстраивался пристанционный поселок с жилыми домами, постоялыми дворами и торговыми лавками, появился вокзал, пакгауз, паровозное депо, больница, поликлиника и начальная школа.

Железная дорога строилась достаточно быстро, учитывая ту примитивную технику, которая была при этом использована. Нужда согнала на строительство не только костромских, вятских, вологодских, но и тамбовских, и минских крестьян, а также татар, удмуртов, марийцев.

Так по имени реки Шарьи возникла станция, названная также Шарьей. По одной из версий название реки происходит от марийского «шараш», то означает «малая вода». По сравнению с рекой Ветлугой, которую черемисы (марийцы) называли Энер, что переводится как река, её приток представлял действительно малую или небольшую воду.

Николаевская церковь в Шарье.

Дорогу к станции Шарья подводили с востока. В разобранном виде по реке Вятке доставляли подвижной состав и паровозы. От реки к городу Котельничу, где было построено временное дощатое депо, проложили железнодорожную ветку. Затем от Котельнича прокладывали дорогу к Свече и Шарье, используя подвижной состав. Первые паровозы серии «ОД» и «ОВ» без будок для машиниста были построены в Сормове. Кадры квалифицированных рабочих, в том числе машинистов, были присланы с других дорог, больше всего с Николаевской (Октябрьской) железной дороги.

В 1920 году Наркомат путей сообщения приступил к строительству железнодорожной ветки к реке Ветлуге, где создавались лесопристань, лесозавод и шпалозавод. Для строительства лесозавода было избрано место вблизи озера Голыши, лишённого, ввиду большой глубины, какой-либо растительности. Лесозавод строил трест «Севвостлес», управление которого находилось в Нижнем Новгороде, а лесопристань со шпалозаводом — Северная железная дорога. В январе 1925 года лесозавод, который имел паровую машину в 75 лошадиных сил, обрезной станок и две лесопильные рамы, был сдан в эксплуатацию.

В 1926 году была установлена вторая паровая машина. С расширением завода стал расти и посёлок Голыши. В Шарье возник леспромхоз, производивший заготовку древесины. И лесозавод, и лесопристань обслуживали потребности железной дороги в лесоматериалах и дровах.

В 1925 году волостной центр из Николо-Шанги перенесли в Шарью, население которой составляло 14,3 тысяч человек. Большинство жителей трудилось на железной дороге и лесокомбинате, вступившем в строй в 1925 году. В середине 1920-х гг. на улице Вокзальной было построено несколько коттеджей для работников станции, а в 1926 году появился целый квартал из многоквартирных двухэтажных деревянных домов неподалёку от железнодорожной больницы.

В 1929 году Шарья получила статус рабочего посёлка и стала центром Шарьинского округа и района Нижегородского края. Завершено строительство почтово-телеграфного агентства. Открыта Шарьинская типография, печатавшая единственную на весь северо-восточный округ газету, именуемую «Шарьинский пролетарий».

В 1934 году в Шарье построена городская больница и создана санэпидстанция.

В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Шарья преобразован в город.

В 1941 году построена Ветлужская поселковая больница.

На базе двухгодичной сельскохозяйственной школы в 1942 году организован Шарьинский сельскохозяйственный техникум.

В годы Великой Отечественной войны в Шарье действовало два эвакогоспиталя, сюда эвакировались жители из блокадного Ленинграда, находилось Ленинградское училище военных сообщений имени М.В.Фрунзе, переформировывалась стрелковая дивизия.

В 1945 год в городе Шарье организовался трест «Индустрой-4», в подчинении которого находились Пыщугский, Вохомский и Шарьинский стройлеспромхозы, жилищно-коммунальная контора и контора снабжения.

На улочках Шарьи.

В 1946 году началось строительство Шарьинского домостроительного комбината. Трест «Индустрой-4» реорганизован в Шарьинский комбинат домостроения. Прежде всего создавалась строительная база: лесопильный цех, небольшая электростанция, шлако-блочный завод, бараки для общежитий строителям, 2–4-квартирные дома, школа фабрично-заводского обчения, столовая, пекарня, базы.

В 1947 году деревообрабатывающий завод взялся за производство комплексно-каркасных домов, потолочных щитов и товарного материала.

В 1950 году организована лесотехшкола. В школе проводилось обучение рабочих кадров для лесной промышленности. На базе артели «Молодая гвардия» создан первый крупный колхоз.

В 1953 году на базе ремонтных мастерских основан ремонтно-механический завод.

В 1954 году образовалось Шарьинское автотранспортное предприятие. Открыт дом культуры в поселке ДСК.

В 1958 году в городе Шарье начал свою работу завод железо-бетонных конструкций.

В 1960 году основан Шарьинский мясокомбинат. Построен Шарьинский хлебозавод. Построено новое здание почты на ул. Октябрьской. Лесокомбинат вошёл в Шарьинский домостроительный комбинат. Самостоятельным предприятием стала сплавная контора. Посёлки Голыши и ДСК слились, образовав один посёлок — Ветлужский.

В 1961 году открыта Шарьинская детская спортивная школа.

В 1963 году основано Шарьинское медицинское училище, которое готовило медсестёр и фельдшеров.

В 1964 году открыто Шарьинское педучилище.

В 1965 году введена в строй Шарьинская ТЭЦ.

В 1966 году в Шарье вступила в строй автоматическая телефонная станция, почта доставляла подписчикам более 60 тыс. экземпляров газет и журналов.

В 1967 году открыт народный музей в Доме культуры «Северный». Образована Шарьинская птицефабрика.

В 1969 году состоялось открытие детской художественной школы. Открыт новый маслосырзавод.

В 1970 году Министерство лесной промышленности создает машиностроительное предприятие «Эксмаш».

В 1971 году в Доме культуры «Северный» открылся музей — филиал Костромского историко-архитектурного музея-заповедника.

В 1972 году открыт стационар Шарьинской центральной районной больницы.

В 1973 году построено новое здание Шарьинского детского дома.

Читайте также:  Все пляжи Пхукета, где лучше отдыхать

В 1975 году открыт памятник погибшим шарьинцам. Памятник сооружён на средства общественности.

В 1976 году построена новая поликлиника.

В 1977 году организовано на хозяйственном расчёте Шарьинское производственное деревообрабатывающее объединение ПДО «Шарьядрев».

В 1978 году открыта новая стоматологическая поликлиника.

В 1981 году построена турбаза «Ветлуга».

В 1994 году основано МУП «Комбинат молочных продуктов» города Шарьи.

В 1995 году открыт социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей в Шарье.

В 1999 году основано предприятие ООО «Лесопромышленный комплекс», в состав которого входят ООО «Шарьинский ДОК», «Шарьинская сплавная контора», ООО «Леспромхоз Павино», ООО «Леспромхоз Вохма».

В 2001 году начало работу ООО «Шарьинская минеральная вода». Выпускает минеральную воду «Шарьинская», питьевую воду «Ваше здоровье».

В 2002 году зарегистрировано производственное предприятие «Кроностар» как дочернее предприятие швейцарской фирмы «Кронохолдинг».

В 2005 году освящён вновь построенный Никольский храм в городе Шарье.

Шарья в настоящее время

Городской парк в Шарье.

Современная Шарья – промышленный город. Основные отрасли промышленности: энергетика, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, пищевая, производство строительных материалов. Наиболее крупные предприятия: ООО «Кроностар», ООО «Лесопромышленный комплекс», ООО «Эксмаш-Инвест», ООО «Шарьинский мебельный цех», ООО «Шарьинская ТЭЦ», ООО «Шарьинская минеральная вода» и другие.

Шарья – культурный центр области. Здесь имеются 6 средних школ, педагогический и медицинский колледжи, аграрный и политехнический техникумы, 2 музыкальных и 1 художественная школы, 2 дома культуры, 5 библиотек, филиал Государственного архива Костромской области, архив Шарьинского района, краеведческий музей, туристическая база «Ветлуга».

По состоянию на 1 января 2015 года численность населения Шарьи (вместе с пгт. Ветлужский) составляет 36737 человек. В городе работает местное телевидение, издается газета «Ветлужский край».

Шарья, город (Костромская область)

Станция Шарья возникла в связи со строительством участка Северной железной дороги между городами Вологдой и Вяткой. Её строительство связано с именем профессора математического факультета Московского университета, друга Н. В. Гоголя и А. И. Герцена, Ф. В. Чижова, родом происходившего из Костромы.

Официальное открытие движения по участку состоялось 24 ноября 1906 года, а через два месяца последовал Указ о присвоении названным линиям наименования “Северные железные дороги” общей протяженностью в две тысячи верст.

Так возникла станция, названная Шарьей по имени реки Шарья, название которой имеет древние марийские корни.

Шарья́ — город в России, административный центр Шарьинского района Костромской области. Население 29,8 тыс. человек (2008).

Город расположен на реке Ветлуга (приток Волги), в 328 км от Костромы. Крупная железнодорожная станция Транссибирской магистрали.

Градообразующее предприятие — «Лесопромышленный комплекс», ПДО «Шарьядрев» (примерно до 1990 года),- затем филиал иностранного холдинга «Кронастар» (примерно с 2002 года).

В числе крупных предприятий города: локомотивное и вагонное депо, узел связи.

В Шарье с 1991 года открыто 4 православных храма. До 1991 года здание Никольского храма (в центре города) использовалось для краеведческого музея. 25 июня 1991 года здание Никольского храма было возвращено церковной общине.

Примыкают поселки: Ветлужский, Ленинский, Октябрьский.

Шарья — городской округ областного подчинения, промышленный и культурный центр северо-востока Костромской области с населением около сорока тысяч человек. Город расположен на левом низменном берегу реки Ветлуги и занимает территорию в 2530 гектаров.

Своим основанием и развитием город Шарья обязан железной дороге, проложенной здесь в начале прошлого века. 24 ноября 1906 года состоялось официальное открытие движения поездов, и новая железная дорога стала называться Северной, а станция, расположенная на 701 км от Москвы, — Шарьей по имени реки, протекающей в двухстах метрах от вокзала. С древнего языка Меря (этот народ селился здесь в незапамятные времена) слово «Шарья» переводится просто — речка. В отличие от станции в дальнейшем эту речку стали называть ласковее — Шарьинка.

Постепенно станция отстраивалась и в 1917 году превратилась в крупный поселок с паровозным и вагонным депо.

В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября рабочий поселок Шарья был преобразован в город с населением около 12 тысяч человек. С образованием в 1944 года Костромской области Шарья вошла в ее состав и была отнесена к категории городов областного подчинения.

В годы Великой Отечественной войны город не был захвачен фашистами, но 24 тысячи жителей города с оружием в руках защищали Родину. Почти 8000 — каждый третий — погибли в боях. Шарьинцы гордятся подвигами своих земляков — Героев Советского Союза: Д. Корязина, повторившего подвиг Гастелло; В. Танычева, А. Котегова, И. Бобарыкина, В. Душеина; — полных кавалеров ордена Славы: С. Громова, А. Краснухина. В год 60-летия Великой Победы Благодарные жители города открыли Мемориальный комплекс, где в бронзе и граните увековечены имена всех погибших земляков. Через станцию Шарья во время блокады Ленинграда проходили эшелоны с теплушками из блокадного Ленинграда, которые останавливались в Шарье. Умерших от истощения ленинградцев снимали с поезда и хоронили на городском кладбище Шарьи. Впоследствии на кладбище в Козлово был открыт памятник погибшим от блокады жителям Ленинграда.

В 50-70-ые годы город активно развивался. ПДО «Шарьядрев» из лесокомбината превратился в крупнейшее градообразующее предприятие. Появилось швейное, мебельное производство, увеличилось количество предприятий пищевой промышленности. В городе быстрыми темпами шло строительство, вырастали новые микрорайоны, больницы, школы, училища.

Сегодня Шарья — развитый промышленный город. Современную индустрию представляют крупные предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности ООО «Кроностар» и ООО «Лесопромышленный комплекс», вместе с которыми возрождаются леспромхозы и развивается мебельное производство. В пищевой промышленности возникло предприятие по изготовлению минеральной воды, и сегодня «Шарьинскую минеральную» знают по всей России. В город пришла сотовая связь, активно развивается торговля, ведётся строительство. Благодаря богатым природным ресурсам, оживлению работы экономики, наличию квалифицированных кадров, постепенному развитию инфраструктуры Шарья становится привлекательным регионом для вложения инвестиций.

Шарья имеет выгодное транспортно-географическое положение. Она расположена на перекрестке федеральных автомобильных трасс с севера на юг и с запада на восток. Из-за обилия автомобильных перевозок была построена объездная дорога. Ее развязка — сложное инженерное сооружение. Продолжает развиваться и железнодорожный узел, через Шарью проходит железная дорога, соединяющая Москву и Владивосток. Аэропорт Шарьи принимает только малые самолёты. В летний период из Костромы летают самолёты Ан-2 в Шарью и Боговарово.

Образование

Лицеи, гимназии, школы

Сегодня Шарья — культурный и образовательный центр северо-востока области. В городе 4 средних специальных учебных заведений, работают филиалы КГУ им. Н. А. Некрасова, Современного гуманитарного университета, Международного юридического института при Министерстве Юстиции РФ и Московского института экономики, менеджмента и права.

Вместе с образование возрождается и духовность. Сейчас в городе действуют три храма. Настоящим произведением искусства стал возрождённый деревянный Храм Святителя Николая. Среди учреждений культуры особое место занимает краеведческий музей. Его экспозиции рассказывают о тех или иных периодах в жизни города. Имена местных художников: С. Ф. Богородского, А. М. Кучумова, В. М. Фёдорова, — далеко известны за пределами области. Город является активным членом межрегиональной ассоциации городов Поветлужья.

Достопримечательности города Шарья (Костромская область)

На первый взгляд Шарья кажется далеким провинциальным городком, но все-таки есть в ней что-то притягательное. Своим рождением город обязан железной дороге, пущенной в эксплуатацию в 1906 г. А уже через год здесь появились вокзал, водокачка, школа, больница и первые жилые дома. Станция, расположенная в 701 км от Москвы, получила свое название в честь небольшой реки Шарьинки, притока Ветлуги. А в 1938 г. рабочий поселок, в котором жили уже 12 тыс. человек, приобрел статус города.

Как добраться до Шарьи

Шарья — крупный ж/д узел. Каждый день из Москвы отправляются 3 поезда, делающие остановку на местной станции. Составы, конечные пункты назначения которых: Хабаровск, Чита и Абакан, отходят в 0:35, 13:50 и 23:05 соответственно с Ярославского вокзала. Спустя 11-13 часов они уже на месте. Из Костромы в Шарью курсируют автобусы: 6 рейсов в день, начиная с 6:00; время в пути — 5 часов 40 минут.

Гостиницы

Гостиниц в Шарье раз, два и обчелся. Зато местные отели располагают вполне приличным номерным фондом по очень привлекательной цене. Двухместный номер обойдется в 1300-1500 RUB в сутки. Официально гостиницы в городе не классифицированы, но в целом они соответствуют уверенным двум «звездам».

Кухня и рестораны Шарьи

Вкусно и недорого пообедать можно в одном из местных кафе — комплекс обойдется всего в 100 RUB. Еще дешевле — в многочисленных безымянных столовых и барах. Заведения более высокого класса — это, в основном, пиццерии, где, помимо итальянской, широко представлена и русская кухня. Пицца стоит 200 RUB, порция блинчиков с семгой — 150 RUB. Ужин в одном из ресторанов города — порядка 500 RUB на человека.

Достопримечательности

Практически все достопримечательности Шарьи связаны либо с железной дорогой, либо с религией. Сейчас в городе действуют три православных храма. Среди них — деревянная церковь Святителя Николая, возведенная еще в 19 веке. В советское время ее разрушили и на остатках фундамента построили краеведческий музей. Затем здание отдали храму, но молиться в музее было неудобно. Уже в наши дни местные предприниматели-лесозаготовители выделили стройматериалы, и церковь была восстановлена. Помимо Николаевской, в городе действуют Алексеевская и Христорождественская церкви.

Несколько знаковых мест есть в окрестностях Шарьи. Николо-Преображенский храм в селе Николо-Шанга 1806 г. постройки дополнен каменной колокольней и красивой оградой. Рядом — кладбище с молитвенным домом. В 40 км от городка, в деревне Рождественское находится родник св. Варнавы Ветлужского. Даже во времена СССР к нему не прекращался поток верующих со всей страны. Иногда его засыпали цементным раствором, но вода все равно пробивалась наружу. Сегодня чудодейственный родник обновлен и отреставрирован, а рядом возведена часовня. В этом же поселке расположена усадьба Лагунина. В настоящее время на территории поместья сохранились пруд и парк, доступные для посещения.

Читайте также:  Нужна ли виза в Хорватию для Россиян в 2020, цена

Погода

Город расположен на левом низменном берегу реки Ветлуги. Своим основанием и развитием город Шарья обязан железной дороге, проложенной здесь в начале прошлого века. Строительство железной дороги Вятка-Вологда осуществлялось строительным управлением на средства государственной казны. Дорогу и паровозное депо Шарья начали строить в 1903 году, а в июне 1906 года участок дороги был пущен в эксплуатацию. В начале 1907 года были закончены работы по строительству паровозного депо. В этом же году закончилось строительство вокзала, водокачки, 21-й железнодорожной школы, больницы с поликлиникой и жилых домов по улице Вокзальной ст. Шарья. При строительстве нещадно эксплуатировался труд крестьян. На месте нынешних складов межрайбазы возникло кладбище, названное в народе татарским, где хоронили умерших от непосильного труда и антисанитарных условий жизни строителей.

Сегодня Шарья — развитый промышленный город. С городом связаны имена многих известных деятелей культуры и искусства. О Ветлуге писали Мельников-Печерский и Немирович-Данченко, рассказ «Река играет» оставил писатель Короленко. Здесь родились и творили М. Базанков, А. Беляев, О. Хомяков.

В Шарье с 1991 года открыто 4 православных храма. До 1991 года здание Никольского храма в центре города использовалось под краеведческий музей. 25 июня 1991 года здание Никольского храма было возвращено церковной общине. В январе 1998 года Никольский храм сгорел, через несколько лет был заново отстроен. Сейчас в городе действуют три храма. Возрождённый деревянный храм Святителя Николая стал центром Шарьинского благочиния. При Алексеевском храме действует военно-патриотический клуб в честь Феодора Стратилата. Среди учреждений культуры особое место занимает Шарьинский краеведческий музей. Также к местным достопримечательностям можно отнести усадьбу Лагунина (сохранились парк и пруд) в селе Рождественское и родник Святого Варнавы в селе Ивановское.


Шарья

Костромская область – регион диспропорциональный, как вся наша страна: запад и юго-запад – поля, леса, города, деревни; северо-восток – леса, леса, леса, деревни, как-то так. Даже плотность населения в Костромской области – примерно как в России в целом. Логично, что почти всё население – на юго-западе; сама Кострома также находится на крайнем юго-западе региона. А центр восточных районов области, удалённых от Костромы более чем на 300 километров – это Шарья. Город третий в регионе по населению, не очень большой; но, по моему опыту, в России удалённые небольшие города, являющиеся центром притяжения для окрестных малонаселённых районов, часто выглядят более ухоженными и цивилизованными, в большей степени городами, чем иные региональные центры Средней Полосы.
От Макарьева почти до самой Шарьи меня подвезли очень милые шарьинцы, возвращавшиеся домой из Костромы. За Макарьевом средняя полоса и Центральная Россия совсем кончается, начинается север, в основном состоящий из хвойных лесов.
Место, где я ночевал – что-то вроде шарьинской зоны отдыха; это лес у старицы крупной реки Ветлуги:

Но на следующий день довольно быстро выяснилось, что подвозившие меня шарьинцы – самое приятное, что есть в Шарье.

Шарья оказалась таким довольно оживлённым, но забытым Богом северным городом – бараки, разбитые дороги, грязь, облезлые здания, почти полное отсутствие городской среды, застройки и какого-то лица города.

Дороги в Шарье значительно хуже, чем за её пределами; впрочем, это вообще занятное свойство Костромской области, которое наблюдается и в столице региона.

Такой суровый лесной край, где никто не думает о внешней стороне вещей.

Такой край света, вдруг оказавшийся между Средней Полосой и Вяткой. Стоит отметить, что лежащая восточнее Кировская область выглядит местами не лучше Шарьи, но там даже в маленьких городках по большей части лучше с городской средой и инфраструктурой.

И, конечно, машина времени – только не такая, как в Ивановской области, где ощущаешь себя в пролетарском городке этак годов 30-х – 50-х, а такая, что чувствуешь себя в тех же 30-х, но где-нибудь в лагерном краю на Севере или в Сибири.

Как лежащая несколькими сотнями километров севернее Архангельская область, только без деревянных тротуаров (которые бы тут совсем не помешали).

Если Макарьев – это крайний северо-восточный форпост Средней Полосы, то Шарья – это крайний южный пункт Русского Севера; она находится южнее Вологды.

Печальное положение дел дополняется тем, что город всё-таки довольно большой, ещё больше по площади его делает запутанная планировка и преобладание бараков и частного сектора.

В городе живёт почти 24 тыс. чел.; как и почти везде в российской нечерноземной провинции, его население убывает.

Но демографическая обстановка здесь относительно благоприятна: несмотря на неблагоустроенность и неуютность города, население за постсоветское время здесь уменьшилось всего на 11% (в сравнении почти с 20% убыли населения в целом по региону).

Это можно объяснить тем, что Шарья – центр притяжения не только для окружающей местности, но и для других городов и городков восточной части Костромской области.

Шарья была основана в 1905 году при строительстве железной дороги Петербург – Киров – Урал, в 1938 году она получила статус города.

Тут не сформировалось никакого ансамбля центра города или даже сколько-нибудь цельной застройки, что не очень обычно для сформировавшегося в советское время города. Но на Русском Севере многие не исторические города выглядят так.

Соответственно, достопримечательностей здесь почти нет.

А те, что есть, в основном связаны с железной дорогой, это циркульное (круглое) депо (до которого я не добрался) и здание железнодорожного вокзала.

Обратите внимание, что даже здание вокзала здесь в неважном состоянии.
По моему опыту, даже в совсем захолустных городах, где весь жилой фонд состоит из полуразвалившихся бараков, железнодорожный вокзал чаще всего отремонтирован и покрашен.

Единственное обнаруженное мною достойное отдельного внимания здание, не связанное с железной дорогой – это великолепное деревянное здание с колоннами, расположенное на центральной, практически парадной Октябрьской улице.

Насколько я понял, там располагается городской ЗАГС.
Центральная (но не главная) Октябрьская улица, в отличие от большинства главных улиц провинциальных российских городков, не является внутригородским продолжением большой дороги, она довольно тихая и соединяет район вокзала с районом рынка и главными магазинами.

Она, а также прилегающий участок улицы Ленина – единственные куски города, которые я обнаружил в Шарье.

А немного дальше пройдёшь по улице Ленина – и опять никаких тротуаров, и немного недорогой современной безвкусной застройки, выглядящей не лучше бараков:

А в другую сторону – там сразу становится вот так (виднеется Никольская церковь):

И это всё главные улицы города, не задворки, задворки выглядят вот так:

В центре есть ещё пара приятных старых деревянных домов, составляющих основную прелесть северных городов – но больше в Шарье я их нигде не видел.

Судя по карте, на западной окраине Шарьи есть парк, но я до него не добрался.
В центральной части города, по сути, есть только одна полноценная зелёная зона – сквер Памяти:

Где-то между самым-самым центром и вокзалом:

А оживлённая привокзальная площадь – на которой ещё и автовокзал – она уже такая:

Посадочные платформы автовокзала:

Ещё на северо-восточной окраине города есть аэропорт, до недавнего времени действовавший – в Костромской области долго сохранялась местная авиация. Она дотировалась, и поэтому можно было из областного центра долететь до Шарьи по цене автобуса, но в 6 раз быстрее.
Городской общественный транспорт:

В городе 5 автобусных маршрутов – меньше половины от того, что когда-то было.
Автобусы играют большую роль не только в силу большой территории самой Шарьи, но ещё и в силу наличия у неё такого пригорода, как посёлок городского типа Ветлужский, примыкающий к городу с запада. Ветлужский лишь вдвое меньше самой Шарьи, образуя с ней настоящую агломерацию. В нём находится крупнейший в стране производитель древесных плит “Кроностар”. Чаще всего ходящий 14-й автобусный маршрут соединяет шарьинский вокзал с Ветлужским.
Трогательное локальное благоустройство:

От автовокзала, не найдя прохода к циркульному депо, и торопясь поскорее уехать в сторону Котельнича и Кирова, я стал выбираться скользкими и испещрёнными лужами шарьинскими улочками к восточному выезду из города.
Улица Вокзальная, по идее одна из главных в городе:

В 20-тысячных городах я такое видел, наверно, только в Архангельской области и Карелии, но там хотя бы есть деревянные мостки.
Причём Костромская область – не самый бедный регион, она богаче не только Ивановской, но и Владимирской, и Псковской области; а Шарья – не самый бедный город региона. Тот же Макарьев депрессивнее и беднее; в Шарье есть работа (прежде всего переработка леса и железная дорога). Так что, как это часто бывает в России, тут дело не в скудости местного бюджета, а скорее в местной власти, мне кажется.

Я пешком вышел из города и направился в сторону объездной. Тут родная страна вновь решила меня поразить своими контрастами: восточнее Шарьи на объездной я неожиданно оказался на настоящей двухуровневой развязке.
Прямо – Великий Устюг, Котлас и Архангельск, направо – Котельнич и Киров, налево – центр Шарьи, назад – Нижний Новгород, Кострома и Москва:

При этом средняя частота движения автомобилей по любому из сегментов этого восхитительного решения транспортных проблем восточной столицы Костромской области не превышала 1 штуки в 5 минут.

За развязкой я довольно долго торчал под моросящим дождём, пока меня не увезли прям до самого Котельнича.
Вообще, трасса Кострома – Киров оказалась на удивление востребована людьми, едущими издалека и далеко – меня в основном подвозили машины, едущие до самых Уральских гор. Был, конечно, соблазн не вылезать у каждого столба и доехать за полдня до самой Перми

Ссылка на основную публикацию