Синий камень на Плещеевом озере в Переславле-Залесском

Синий камень на Плещеевом озере

Синий камень на Плещеевом озере в Переславле-Залесском – огромный валун серо-синего цвета, за которым прочно закрепилась слава чудодейственного.

С утра и до вечера к камню не зарастает народная тропа – многие приезжают сюда специально, чтобы просить исполнения желания и исцеления от недугов.

Найти знаменитый валун легко – на Ярославском шоссе у поворота стоит указатель. Парковки нет, машины туристов выстраиваются вдоль узкой дороги. Зато есть касса – за проход к Синему камню берут 50 рублей, мотивируя поборы тем, что объект паломничества находится на территории национального парка «Плещеево озеро».

Арка-вход с десятком лавочек, торгующих сувенирами.

Синь-камень на северо-восточный берег Плещеева озера принес ледник со Скандинавских гор. Материал, из которого состоит монолитная глыба – мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец, вес валуна – 12 тонн, длина – около 3-х метров, ширина – 2,5 метров, высота надземной части – 70 сантиметров . Поверхность неровная, с бугорками и канавками.

Какого-то особенного синего цвета я у камня не заметила. Говорят, что синеватый оттенок появляется после дождя.

История Синего камня

Синь-камень известен с давних времен. Более двух тысяч лет назад ему поклонялись финно-угорские племена меря и славяне-язычники Залесской Руси.

Место, где лежит Синь-камень особенное – неподалеку на этом берегу Плещеева озера 11-12 веках располагался древнерусский город Клещин, от которого осталось только кольцо земляных валов.

Недалеко возвышается Ярилина гора — большой живописный холм, на вершине которого совершались языческие обряды в честь Ярилы. Гору также называют Александровой — в честь Александра Невского, который провел на Плещеевом озере свое детство.

Обязательно поднимитесь на гору – панорамные виды с нее изумительные.

Православные священники во все времена неоднозначно относились к языческой святыне – увещевали местных жителей не ходить на поклонение к камню, пугали тем, что в нем живет нечисть, пытались избавиться от «идола».

Уже в 16 веке летописец сообщает:

Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть.

С попытками избавления от валуна и его удивительной способностью самостоятельно передвигаться связаны многие предания и легенды, передающиеся из уст в уста.

В начале 18 века дьякон Онуфрий по совету ростовского монаха Иринарха закопал ненавистного «идола», а после сильно заболел, считая, что камень ему «отомстил». Валун же, пролежав в земле некоторое время, вновь очутился на поверхности – вешние воды размыли землю, а пучинистый грунт вытолкнул глыбу.

В 1788 году камень-гигант взвалили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера к месту строительства Духовской церкви у реки Трубеж, чтобы использовать его как часть фундамента. Лед не выдержал тяжести, и 12-тонный великан затонул на глубине примерно 1.5 метра.

70 лет валун пролежал на дне озера, а затем «выполз» на берег. Тогда посчитали, что этому способствовали движение льдов и весенние торосы.

С тех пор Синий камень лежит на берегу Плещеева озера и в результате геологических процессов медленно уходит в землю – сейчас видна только небольшая его часть. Сорок лет назад он возвышался над поверхностью в человеческий рост.

Синь-камень исполняет желания

Тысячи людей едут в Переславль на берег Плещеева озера, потому что верят – обладающий магической силой Синь-камень исполняет желания и исцеляет от недугов.

Чтобы желание сбылось, нужно задобрить чудодейственный валун, поднести ему дар — угощение и монетку.

А также для верности завязать на ближайшем дереве ленточку. Ленты «на здоровье», «на богатство», «на любовь», «на счастье» продаются в сувенирных киосках при входе.

Некоторые паломники «заряжают» обереги и «заряжаются» сами – сидят на камне, даже в холодное время года, пытаясь избавиться от болезней. Считается, что даже кратковременное пребывание в этом месте благотворно влияет на организм.

У камня пересекаются энергетические силовые каналы, что порождает непознанные явления – могут пропадать люди, летать по воздуху огненные шары, разряжаться мобильники. Похожее место есть в Москве – Голосов овраг в Коломенском. Подробнее о Голосовом овраге читайте здесь >>

Кому помог Синий камень – неизвестно. Отзывы посетителей в сети я видела самые разные – у кого-то кружилась голова, кто-то ощущал прилив сил, а кто-то — только недовольство от 50-рублевого побора, отсутствия парковки и не особо большого размера валуна.

Мне Синий камень понравился – его интересная история, легенды и поверья, красота Плещеева озера и виды с Александровой горы.

В Переславле-Залесском можно посмотреть на исторический центр, окруженный земляными валами, Красную площадь, Горицкий монастырь, Духовскую церковь у реки Трубеж и другие достопримечательности, посетить музей Ботик Петра Первого, мини-музеи утюга, чайника, хитрости и смекалки, паровозов, денег, радио.

Как доехать до Синего камня

На общественном транспорте: м. Щелковская, от Центрального автовокзала автобусами «Москва-Переславль», «Москва-Ярославль», «Москва-Кострома». Отправляются автобусы ежедневно, примерно раз в час, начиная с 7 утра. Время в пути – около 2,5 часов. От центра Переславля до Синего камня можно доехать на такси, туда-обратно будет стоить около 400-500 рублей с ожиданием.

На автомобиле: из Москвы по Ярославскому шоссе около 95-ти километров. Проехав центр Переславля, поверните по указателю налево, далее нужно проехать еще около 4-х километров. Парковка на обочине.

Координаты: N 56° 47.050′ E 38° 49.489′

Посещать это место лучше в будни с утра – в это время меньше всего народа. Можно приехать на несколько дней с палаткой — на берегу у подножия Александровой горы есть кемпинг.

Комментарии (10)

Татьяна

28.04.2017 в 20:55 | #

Я приезжала к синему камню , какая природа тишина место просто превосходное . При возможности обязательно еще ни один раз приеду . Очень красивое место .

Валерий

28.04.2017 в 23:56 | #

Места очень красивые, природа изумительная, но очень засранная. Неужели трудно или очень дорого, поставить мусорные баки. Не у всех же мозги на месте. Не все же понимают, что гадить не хорошо.

Авксентий

23.01.2018 в 23:56 | #

Неужели незаметно для людей, что структура камня сильно оплавлена от внешнего воздействия огня БАААЛЬШОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ. А если взглянуть на само озеро, его форму, то можно увидеть огромную воронку от «ВЗРЫВА БААЛЬШОЙ МОЩНОСТИ». Много утаивается от простого люда в истории. Сочиняются небылицы и поверья, которых и след простыл.

Антоха

10.08.2018 в 21:29 | #

Мы были там 04.08.2018, город похож на деревню, отель в котором мы были нам очень понравился ( из всех представленных выбрали Петровский), сервис на высоком уровне для данного города. Мне не понравилось лишь одно: непонятные личности, которые сделали национальный парк своим, а именно, берут деньги за вход к этому озеру, к камню, плюс то, что к подходу к камню там впаривают все, что можно и нельзя, при этом не разбираются в языческих символах абсолютно, лижь бы продать. Резюмирую тем, что появляется ощущение полёта, свободы от земного, в частности здоровья, что самое интересное и главное, проходит все на время пребывания в этом месте, становится легко душой и телом.

Андрей

05.10.2018 в 17:03 | #

Экскурсии из Москвы к Синь-Камню. Талисманы, сувениры, пожелания. Индивидуально.

Татьяна

29.01.2019 в 11:01 | #

Да можно провести время, посмотреть природу, но не более того, только без иллюзий и наивности. Никто ваши желания не исполнит, тем более вылечит
болезнь какой-то камень. Живите настоящим…

Алексей

19.06.2019 в 14:25 | #

Здравствуйте
Хочу Вас обратить внимание на синий камень это Ваша достопримечательность и такое халатное отношение он лежит как в помойке сделайте ограждение, небольшой как на бульварах плитки вокруг камня, столик небольшой для даров угощений как на могилах, поставьте ящик для монет и слив выведете что когда его моют вода должна куда то уходить.

04.08.2019 в 01:07 | #

Я тоже часто бывала на синем камне, по поводу энергетики ничего сказать не могу.
Но хочу предостеречь — ни в коем случае не берите осколков синего камня домой или ещё куда. Не откалывайте его. Приносит неудачи.

Афоня

05.10.2019 в 21:56 | #

Лечу огнеными камнями спины .

Алексей

31.10.2019 в 21:02 | #

Камень камнем, но местный сиг, ряпушка — ммм .. На местном рынке и в кафешках. И для любителей музей узкоколейных паровозов в красивом лесу

Оставить комментарий

Новости и события

Туристам

КОПИРОВАНИЕ СТАТЕЙ И ФОТОГРАФИЙ ЗАПРЕЩЕНО! Информация, размещенная на этом сайте, предназначена только для личного использования. Не разрешается дальнейшее воспроизведение и/или распространение в любой форме.

Синь-камень на Плещеевом озере

Переславль-Залесский: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Переславля-Залесского
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (50)
    • Музеи (15)
    • Храмы, соборы, мечети (18)
    • Парки развлечений (1)
    • Национальные парки (1)
    • СПА, источники (3)
    • Фестивали, праздники, шоу (4)
    • Парки (1)
    • Автовокзалы (1)
    • Пляжи (1)
  • Забронировать отель в Переславле-Залесском
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Переславля-Залесского

АвтострадаИз Москвы по трассе М8.

Синь-камень, или, как его еще называют, Синий камень, можно увидеть на берегу Плещеева озера недалеко от города Переславля-Залесского. Место очень популярно среди туристов, многие хотят своими глазами увидеть камень, которому народная молва приписывает таинственную магнетическую силу. Кто-то верит, что он способен исполнять желания и даже исцелять болезни.

Синий камень входит в состав национального парка «Плещеево озеро».

Этот валун не единственный в Переславском районе, в окрестностях были и другие синие камни, даже сейчас можно увидеть несколько сохранившихся. Однако именно этот камень у Александровой горы стал местной достопримечательностью, которая упоминается во многих путеводителях. Посетить место стоит не только ради самого Синь-камня, но и чтобы полюбоваться природой. Если забраться на одну из гор, то можно оценить великолепный панорамный вид на озеро и местность в целом.

Отзывы о Синь-камне

Некоторые туристы остаются слегка разочарованными от увиденного. Многим представляется камень внушительных размеров, на деле же сейчас можно увидеть только его верхушку. Это связано с тем, что валун стал постепенно погружаться в землю, еще несколько десятилетий назад он возвышался сильнее. Удивляет путешественников и несоответствие цвета камня названию. Синь-камень имеет серый оттенок, наблюдать изменение окраски можно лишь в солнечную погоду после дождя — намокнув, его поверхность становится действительно синей благодаря преломлению солнечных лучей.

К сожалению, популярность достопримечательности имеет и свою обратную сторону — кто-то стремится отколоть на память кусочек чудодейственного камня, также на нем появляются надписи. Из-за большого наплыва туристов подойти свободно к камню и сфотографироваться может быть проблематично, приходится ждать своей очереди.

Многих возмущает плата за посещение Синего камня, хоть она и символическая — 50 руб., но сам факт вызывает вопросы.

Легенды о Синь-камне

Считается, что камень принесли сюда древние ледники. В одних источниках указывается, что вес валуна достигает 4 тонн, более современные исследователи озвучивают еще более впечатляющую цифру — 12 тонн. Так или иначе, появление такого внушительного камня в равнинной местности в глазах людей приняло мистический характер. Язычники-меряне, населявшие в ту пору землю, считали, что он появился здесь благодаря влиянию высших сил. В связи с этим камень стали почитать как божество, приносить ему жертвы и совершать здесь обряды. Позднее укоренившиеся здесь славяне продолжили традицию чествования Синего камня. На праздники сюда приносили цветы, валун также украшали цветами и водили вокруг него хороводы.

Даже с установлением христианства еще долгое время народ почитал Синь-камень, продолжал собираться возле него и проводить ритуалы. Церковь была обеспокоена проявлением остатков языческих верований и пыталась бороться с этим. По благословению преподобного Иринарха дьякон переславской церкви Ануфрий свалил неугодный камень в вырытую яму. Однако вскоре воды размыли местность, и Синий камень снова объявился.

Несколько лет борьбы с валуном не приносили успеха, и тогда было решено использовать его на благо православной веры — для строительства фундамента новой церкви, которую планировалось возвести на другой стороне озера. Огромный камень погрузили на сани и повезли по льду, но он, не выдержав веса Синь-камня, провалился. Так валун оказался на дне Плещеева озера. Примерно через 50 лет он оказался на берегу на своем нынешнем месте недалеко от Александровой горы.

Долгое время строились различные предположения по поводу причин его мистического появления. Одной из самых правдоподобных версий стало научное объяснение явления — камень зимой вмерзал во льды, которые перемещали его под воздействием весеннего ветра все ближе и ближе к берегу. Однако исследователи паранормальных явлений до сих пор видят нечто загадочное в появлении камня на берегу озера.

Сейчас камень начинает уходить под землю. Сравнив современные фото с более ранними изображениями, можно заметить, что он довольно сильно просел.

Как доехать до Синь-камня

Валун находится на северо-восточном берегу Плещеева озера примерно в 5 км от окраины Переславля-Залесского.

До самого камня можно доехать из города на такси, воспользовавшись приложениями: Яндекс. Такси, «Зеленоглазое такси».

Можно дойти и пешком, но путь предстоит долгий и утомительный.

Удобнее добраться до места на машине.

Из Переславля-Залесского поездка займет примерно 15 минут.

Из Москвы до Синего камня приблизительно 150 км.

Машину нужно будет оставить у обочины. На пути к достопримечательности есть палатки с сувенирной продукцией, едой и напитками.

Синий камень – реальность и легенды

Множество толков и легенд порождено вокруг плещеевского «синего камня». В последнее время ему посвящают фильмы, упоминают в передачах и публикациях о Переславле. Так какова же фактическая основа переплетения мнений и предположений?

Синий камень, знаменитая переславская “святыня”, место паломничества язычников, простых любопытствующих, всевозможных “родноверов” и обычных клинических. Всевозможных мастей странники, привозимые со всех краёв автобусами, сначала ставящие свечки одному богу в ближайшем монастыре, затем молящие о снисхождении благосостояния у Синего камня; туристы, зеваки и отдыхающие щедро заносят в кассу национального парка плату за вход на некогда живописную и пустынную территорию.
Не трудитесь, теперь на Синий камень можно полюбоваться не изматывая себя поездкой! Вот он, на свежем фото, лежит в луже зловонных молочных помоев, усыпанный какими-то обрывками ткани и бумаги, грязью и протухающими остатками продуктов питания (приношений) среди мух и ржавых монет. Бедный, несчастный камень, изгрызенный почитателями.
Если вы всё еще хотите исцелиться, выгодно продать недвижимость или резко забеременеть, обязательно приходите приложиться к нашей святыне, не забыв купить билетик! Фотография тоже заряжена, можно клянчить благодать прямо у монитора, а также ставить рядом с компьютером воду, крЭмы и водку – всё это тоже будет щедро наделено Силой Камня и принесет в ваш дом счастье, успех и бесплатные деньги!
Переславль-Залесский, Россия, ХХI век.

Читайте также:  Что посмотреть в Сергиевом Посаде за 1 день

А теперь серьёзно.

Национальный парк «Плещеево озеро» расположен в 130 км от Москвы, на юге Ярославской области, на маршруте «Золотого кольца России». Центром парка является самое чистое и глубокое в Подмосковье озеро – Плещеево.

Рельеф Переславского края

Весь рельеф национального парка, расположенного между Борисоглебской возвышенностью и Клинско-Дмитровской грядой, образован ледником в период Московского, или, как его называют многие исследователи, московской стадии Днепровского оледенения, случившегося в этих местах около 30 тысяч лет назад. Огромные массы глины, песка и валунов, которые нес в своей толще и толкал перед собой ледник, сложили столь привычные нам возвышенности, а талые ледниковые воды, заполнив образовавшиеся между ними низинки, создали многочисленные озерца и озера, большинство которых постепенно состарилось и превратилось в болота.

Память о леднике хранят и многочисленные валуны, частью скрытые под возвышенностями и холмами, частью – лежащие на поверхности. К ним относится и лежащий на Плещеевском берегу знаменитый Синий камень.

Состав синего камня

Камень представляет собой плиту мелкозернистого биотитового сланца толщиной около 0,6 метра, овальной, несколько удлиненной формы, длиной около трех, шириной около двух с половиной метров. Камень хорошо обкатан, но вся его поверхность испещрена мелкими бугорками и ячейками, по краям прослеживаются свежие сколы. Цвет камня неоднородный, просматриваются темно-серые, серые и сине-серые тона; темно-синий оттенок камень приобретает лишь при ярком солнце после теплого дождя.

Аналогичные горные породы встречаются в южной части Скандинавии, их возраст около 2,5 – 2,6 миллиарда лет.

Мифология камня у древних людей

Умные и наблюдательные охотники каменного века, пришедшие на берега Плещеева озера из дремучей тайги Урала, широких степей Северного Казахстана, от холодных скал Кольского полуострова, естественно, задались вопросом: откуда в местности, не имеющей скал, появились такие огромные камни-валуны? И, что вполне естественно для людей той эпохи, объяснили появление таких камней вмешательством высших сил. Огромные камни, лежащие возле речных путей и сухопутных троп, стали указателями пути и пограничными знаками родовых и охотничьих угодий; воображение древнего человека сделало особо почитаемые валуны обиталищами духов – хозяев, покровителей здешних мест.

Хозяев просили о защите от зверя, удачной охоте, урожае лесных даров. Хозяевам приносили подарки: домашнюю выпечку, кремниевые стрелы, делились частью добычи.

На смену каменному и бронзовому векам пришла грозная и воинственная эпоха железа. Мужчина – охотник, добытчик и воин постепенно занял главенствующее положение в обществе. На смену мирным привычным соседям – духам природы, пришли грозные и воинственные Боги, вдохновляющие людей на битвы и подвиги.

Меряне (мерь) – народ-охотник, относящийся к народам финно-угорской языковой семьи, заселил берега Плещеева озера в начале 1 тысячелетия нашей эры. Меряне верили, что по синим небесам, среди потоков воды, на гремящей деревянной повозке в развевающейся синей накидке на плечах, проезжал во главе своих храбрых воинов седой бог грозы Укко (фин.Ukko). Он поражал стрелами-молниями своих врагов и вселял отвагу в сердца мужчин.

Огромные сине-серые валуны, лежащие по берегам водоемов, меряне посвящали богу-громовержцу, и называли их Sini, – то есть «синий» (1). Наверное потому, что при ударе о камень железом, раздавался звук, напоминающий гром, и высекались яркие искры, которые, подобно молниям Укко, гасли среди речного потока.

Славяне и их боги на переславской земле

Славяне, точнее, ильменские словене, которые начали осваивать плещеевские берега в IX-XI веках, принесли с собой культ Велеса (Волоса) (4). Согласно славянским мифам, был Велес сыном небесной Коровы, той самой, что пасется на синих лугах Иномирья, где молоко растекается по Синему небу Млечным путем и животворной росой выпадает на землю, питая хлеба и травы. Велес покровительствовал охотникам, пастухам, купцам-путешественникам, а еще охранял рубежи славянского Мира от злобных порождений «того света» и провожал души усопших в светлый Ирий, пред грозные и справедливые очи славянских богов.

Чертоги Велеса стояли на берегу реки Смородины, отделявшей славянский мир – Явь от Нави, синего Иномирья. Именно поэтому огромные камни синеватого цвета или оттенка, лежащие на границе стихий (берег-земля, река или озеро-вода, небо-воздух, звезды-небесный огонь) – славяне посвящали Велесу.

Не исключено, что местные меряне не вдруг и не сразу приняли нововведения пришельцев, но дело обошлось без конфликтов на религиозной почве, потому что вскоре место древних мерянских и славянских богов официально заняли христианские святые: Илья пророк-громовержец, святой Власий – покровитель скота, и апостол Петр, стоявший с ключами на пороге Рая. И на Синие камни, которых немало сохранилось на Залеской земле, начались гонения: их убирали с привычных мест, разбивали, топили, закладывали под фундаменты христианских храмов (Синий камень на Красной площади г. Переславля-Залесского), укладывали под железнодорожное полотно или, разбив на мелкие куски, пускали на мощение дорог (Каменная баба у с. Берендеево Переславского района).

Борьба с синим камнем, как с языческим наследием

Интересную историю рассказывают и про наш Синий камень. Лежал он, будто бы, в овраге близ Борисоглебской слободы. И «…в нем же, – повествует «Житие Иринарха Ростовского», – вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Переаславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая серца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть»(2).

На самом деле местные жители у велесого камня всего лишь поминали предков по древним славянским обрядам. Но было это ни много ни мало, а в самом начале просвещенного семнадцатого века, да еще рядом с христианским монастырем! И вот, по благословлению святого Иринарха, дьякон Ануфрий закапывает Синий камень в землю, откуда талые воды его благополучно вымывают через несколько лет.

Зимой 1788 года непокорный камень грузят на сани и вывозят на лед озера с тем, чтобы доставить его на новое место: в Духовскую слободу под фундамент строящейся там церкви. Но лед не выдерживает тяжести, и камень опускается на дно озера с тем, чтобы через полвека выйти на берег озера Плещеева близ Александровой горы. Переславский краевед Н. Меморский (1850) и кандидат географических наук В. Бердников (1985) объяснили таинственный выход камня движением льдов в Плещеевом озере, но многие гидрологи, геофизики, специалисты по истории религии, уфологи и просто любители все еще пытаются объяснить загадку Синего камня.

Историческая критика легенд о синь камне

И что же получается? Получается, что:

1) по данным «Жития Иринарха Ростовского» и переславского краеведа М.Смирнова камень лежал в овраге у Борисоглебского монастыря близ г. Переславля. По мнению известного археолога И.Дубова, Синий камень лежал в одном из оврагов Александровой горы (1), на которой еще в начале XVII века был небольшой деревянный монастырь, названия которого не сохранилось Но от старого Переславля до Александровой горы, по современным меркам – километров пять с «гаком». Какие уж тут «близ»?

2) По записям 1788 года (2) вес камня определился в 250 пудов, то есть 4 тонны; по подсчетам В. Бердникова (1985) получилось, что вес камня составляет 750 пудов, то есть 12 тонн (2). Учитывая, что к концу восемнадцатого столетия переславские каменных дел мастера отстроили Никитский, Даниловский, Федоровский, Никольский, Горицкий монастыри, шатровый храм Петра Митрополита, Симеоновскую церковь и ряд несохранившихся доныне храмов, возникает естественное сомнение, что они смогли ошибиться при определении веса каменной глыбы аж на пятьсот пудов.

3) Существуют также разночтения о глубине «утопления» Синего камня: В. Бердников (2) высказывает предположение, что валун мог затонуть близ устья реки Трубеж, где лед, под влиянием течения реки был неравномерно прочен. Но в то же время он пишет: «Есть источники, говорящие о том, что камень затонул недалеко от берега, на глубине двух саженей то есть около четырех метров». «Мелководье» и «четыре метра» – само по себе уже явное противоречие для переславского озера. Все переславцы хорошо знают, что озеро у берегов мелководно, и для того, чтобы достичь глубины четырех метров, нужно долго двигаться к центру озера, в чем не было никакой необходимости, если бы камень везли в город. А в статье М. Смирнова сказано, что камень утонул на глубине двух аршин, это менее полутора метров, что более вероятно. (3)

4) По воспоминаниям коренного переславца С. Разуваева, в год больших пожаров (1972), он вместе с дядей-рыбаком, проплывая в лодке мимо Борисоглебского оврага, наблюдал «выглядывающую из воды сантиметров на десять-пятнадцать верхушку камня ярко-синего цвета». Сотрудник национального парка В. Охотин (2008), основываясь на рассказы многих рыбаков, сообщил, что на дне озера, напротив деревни Криушкино, лежит огромный валун, который рыбаки тоже называют «Синим камнем».

Получается, что известная каждому жителю Переславля легенда соединила информацию о двух (или нескольких) Синих камнях, что впрочем, не является необычным, поскольку в народной памяти нередко происходит совмещение ярких личностей и ярких исторических событий, к примеру, Владимира Святославича и Владимира Мономаха, татаро-монгольского нашествия и Смутного времени.

Синие камни в Переславском районе

О широком распространении культа синих камней в нашем крае свидетельствуют исследования финского этнографа А. Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе семь «синих камней»:

Синий камень на Северном берегу Плещеева озера у села Городище (наш);

Синий камень в низине у деревни Скоморохово,

Синий камень – лес, болото близ поселка Релинский,

Синий камень – в 3-х километрах от деревни Деревково,

Синий камень – возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское),

Синий камень у дороги близ села Романово,

Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь.

Добавим к списку ныне здравствующий Синий камень у стен Спасо-Преображенского собора, Лось-камень на берегу реки Нерль-Волжская, Синий камень близ поселка Берендеево, и

Сомнение в легенде о перемещении Синего камня

… позволим себе усомниться в правдивости легенды о перемещении переславского Синего камня по дну Плещеева озера.

Вероятно, знаменитый чудо-камень – а) так и лежал на дне озера со времен отступления ледника, или б)действительно находился в овраге близ Александровой горы и по каким-либо причинам, возможно, соответствующим ранее изложенной легенде, попал на дно озера, а «выход» камня из воды все-таки объясняется существенным понижением (чему имеются документальные научные подтверждения) уровня озера.

Так или иначе, но Синий камень изменил бы себе, если бы перестал быть объектом мифотворчества современных журналистов. Вот уже несколько лет газеты и телевидение муссируют слухи о том, что Синий камень упорно ползет вверх – от уреза воды к Александровой горе.

Так ли это? В статье В. Бердникова (1985) мы читаем: «отмечая особенности сегодняшнего местонахождения синего камня, следует отметить, что лежит он на склоне невысокой заболоченной озерной террасы» (2). К лету 2008 года Синий камень полностью сполз с террасы и расположился на озерной отмели.

Камень, туристы и язычество

Как видите, камень, если и ползет, то не вверх, к горе, а вниз, к озеру, что объясняется элементарным курсом школьной физики. В субботние, воскресные и праздничные дни к Синему камню подъезжает примерно до 12-18 автобусов с туристами в день. Умножим число автобусов на число выходных и праздничных дней в году, получим число автобусов, привозящих туристов взглянуть на Синий камень. Умножим число автобусов на число туристов, коих в каждом автобусе в среднем 40 человек. Умножим полученное на средний вес человека, скажем, 75 кг; теперь умножим полученное на ускорение свободного падения 9,8 и получим далеко не полную цифру той механической нагрузки, которую испытывает Синий камень, на который каждый турист, по примеру экскурсовода, норовит встать ногами. И это без учета так называемых «неорганизованных» туристов, которых каждое лето у Синего камня бывают тысячи…

И почти каждый из посетителей, в надежде на чудо, старается кусочек камня «на память» отколоть и с собой прихватить. К тому же постоянно находятся люди, которым ледниковый валун не дает покоя: одни предлагают перевезти камень к городскому музею и прикрепить к нему табличку; другие, в целях его же сохранения, заключить камень в железную клетку или поднять его на вершину Александровой горы; третьи советуют взорвать или утопить «проклятого языческого идола». Что ж – каждому по вере его, тем более, что статья 28 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам России «…право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Читайте также:  Башня Дьявола в штате Вайоминг, США

А потому давайте прекратим никому ненужную шумиху вокруг плещеевского Синего камня. И, независимо от того, «тот» он или «не тот», постараемся сохранить его как одну из достопримечательностей национального парка «Плещеево озеро» для наших детей, внуков и правнуков, как немого свидетеля большой и такой разной истории нашего Переславского края. В том виде и на том месте, где он находится сейчас, не нарушая хрупкого очарования драгоценной оправы «голубой жемчужины Залесья».

Марина Дорофеева, национальный парк «Плещеево озеро»

Фото – камень – середины 1950 г.г.

При подготовке данного материала использована литература:

1. Альквист А. (Aria Ahlgvist) Синие камни. Каменные бабы. – Ж. «Финно-угры», 1995, № 86. (Периодическое издание Хельсинского университета, г. Хельсинки).

2. Бердников В.В. Синий камень Плещеева озера. – Ж. «Наука и жизнь», 1985, № 1

3. Пуришев И.Б.. Еще раз о Синем камне. – Газета «Коммунар», 1985 г., март, 27

4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- Москва, «Наука», 1994, 608 с.

Материал опубликован в журнале “Деловой Переславль”.

Синий камень в Переславле-Залесском. Драгоценный камень озера Плещеево. История названия, легенда. Адрес, как добраться

На большой валун в луже у озера Плещеево в Ярославской области мало бы обращали внимания, если бы вокруг него не сгущалась таинственность и мистика. Молва о целительных свойствах Синь-камня давно пересекла границы близлежащего города Переславля-Залесского, и туристический поток к нему не ослабевает.

Синий камень. След древнего ледника

Ученые предполагают, что огромный валун принес ледник, который постепенно перемещался с севера от Карелии, Скандинавии либо Онежско-Ладожского пояса. Для их скальных массивов характерны зеленоватые и синеватые породы. Ледник увлек за собой множество острых обломков, которые за время длинного пути подвергались шлифовке льдом, песком, водой.

Когда движение остановилось в Волжско-Нерльской низине между Клинско-Дмитровской грядой и Борисоглебской возвышенностью (Ярославская область), отломки успели превратиться в округлые валуны.

После таяния ледника полтора миллиона лет назад, по окончании московского обледенения, оставшиеся от него массы песка, глины, гравия и крупных камней сформировали в низине холмистый рельеф с котловинами озер.

По неизвестной причине в округе сохранились только синеватые валуны:

  • самый известный на Плещеевском озере;
  • у д. Скоморохово;
  • на расстоянии 3 км от д. Деревково;
  • рядом с д. Городище;
  • около ближайшей к с. Романово дороге;
  • на лесной опушке за р. Кубрь;
  • на болоте в лесу, что рядом с п. Релинским.

Состав синего камня

Синий камень в Переславле Залесском представляет собой овально-удлиненный фрагмент толщиной примерно 0,6 м, шириной 2,6 м. Валун хорошо окатан, но остались мелкие бугорки и «оспинки» по 3-4 см. Цвет нельзя назвать полностью синим, присутствуют лишь синеватые фрагменты.

В основном тона серые, разбавленные темными, белыми вкраплениями и прожилками. Откровеннее синий цвет проступает, если камень мокрый. Такой эффект может давать кварцевый биотит. Его темные до черноты чешуйки, зерна при намокании своеобразно отражают свет, и глаз воспринимает их в синем спектре.

Собрав воедино цветовые особенности, хорошо видимые признаки слоистости, матовый блеск при намокании, исследователи пришли к выводу, что порода относится к кварцевым биотитовым сланцам мелкозернистого характера. Средина валуна, скорее всего, состоит из плотного, монолитного кварца, который удерживает более мягкую внешнюю структуру.

Легенды и предания

Предшественником нынешнего Переславля-Залесского в XII в. был город Клещин. Его построили в болотистой местности недалеко от одноименного озера. То ли болота были «нечистыми», то ли синий камень что-то излучал, но в сказаниях говорится: за короткое время город вдруг опустел.

Когда появилось новое поселение Переславль, опять стали пропадать люди в туманные дни, но реже и поодиночке. Эта мистическая легенда до сих пор заставляет местных жителей опасаться Плещеевских туманов и зловещего камня на берегу.

Считается, что блуждание в густой непроглядной пелене заводит человека в иное пространство. И тут как повезет – то ли вернется через несколько дней, то ли сгинет насовсем. Эти страхи не мешают верить в целительную силу реликта.

Синий камень в Переславле Залесском, по другой нити преданий, наделен способностью самостоятельно перемещаться. Когда-то он находился в Борисоглебской слободе, население которой, меряне, обожествляли огромный валун, совершали жертвоприношения. В Х в. уже славяне регулярно встречали здесь весну – главный языческий праздник.

Свое божество они усыпали цветами, водили хороводы. Православные церковники не одобряли идолопоклонства, прилагали все усилия, чтобы отвадить народ от Синь-камня и привлечь в лоно церкви, к иконам Иисуса Христа. В XVII в. тотем был объявлен непотребным и зарыт.

Согласно мифам, синий камень в Переславле-Залесском неоднократно пытались переместить, но он всегда возвращался на место

Прошли долгие годы, и валун опять вырос! В следующем веке решено было использовать его для закладки фундамента под колокольню. Каким образом грузили 12-тонную махину на сани, умалчивается, но когда груз попытались транспортировать по льду озера, он с треском провалился на дно. И снова каким-то чудом синий камень оказался на суше. Он остановился на склоне, а за ним от воды протянулась дорожка.

Мифология

Реликт продолжает оставаться на северо-восточном берегу Плещеева озера. Как мифологический объект он притягивает к себе родноверов – неоязычников, которые убежденно верят, что камень будет к ним благосклонен, если проводить здесь обряды, языческие праздники, оставлять дары. Мистики разных направлений тоже не бездействуют – изучают магическую ауру, контактируют с духами.

У туристов общение с талисманом строится по-простому: сесть верхом или стать ногами, загадать желание, положить в благодарность монетку, повязать ленточку на дерево.

Можно научно объяснить упорное возвращение камня на поверхность сезонными выталкивающими пучениями земли и льда, понижением уровня озера.

Какие контраргументы выдвигать в реальных случаях, когда после обращения к Синь-камню исполнялись желания или уходила болезнь, когда вблизи кружится голова либо наоборот ощущается прилив сил, когда у нескольких людей одновременно отключаются мобильники – четкого ответа пока нет.

Туристическая привлекательность достопримечательности

Синий камень в Переславле Залесском постепенно грузнет. Те, кто ожидал увидеть огромный мегалит, будут разочарованы. От более чем полутораметровой высоты уже осталось 30 см и то с одного края. Специалисты объясняют феномен усилением заболоченности почвы.

Однако туристический интерес не ослабевает: каждый день в Национальный парк «Плещеево озеро» приезжают автобусами, личным транспортом, идут пешком. Среди посетителей нередки молодожены, которые просят Синь-камень о счастливом браке и рождении детей. В выходные, праздники здесь не протолкнуться.

Территория святилища облагорожена: лежат мостки к беседке и озеру, неподалеку находятся точки питания, лавочки, санитарные строения. Непосредственно к чудодейственному объекту удобнее подходить в сухую погоду. После дождя, таяния снега приходится месить грязь.

Очевидно, устроители побоялись нарушить равновесие тонущего великана тяжелым мощением. За вход берется плата 50 руб., но для многих льготных категорий посещение бесплатное или с половинной скидкой.

Без того повышенный интерес подогревается рекламными щитами о необычайных свойствах реликта, оживленной торговлей цветными символическими ленточками, а также бусинами и другими предметами, которые после энергетической подзарядки должны стать защитными амулетами.

Сложилась определенная традиция, как вести себя у Синь-камня:

ЖеланиеДействие
Просьбаположив руку на камень, четко сформулировать суть, чтобы не было двоякого смысла; просить только о хорошем
Избавление от бесплодия, геморроя и других болезнейпосидеть 5 мин., лучше рано утром или вечером, когда никого нет, ничто не отвлекает
Зарядка амулетаположить на поверхность выбранный предмет, через 5-10 мин. забрать, мысленно поблагодарить; всегда носить амулет близко к телу

В любом случае желательно оставить в качестве дара монетку и повязать на ветку ленточку:

  • красную – на счастье в любви;
  • белую или синюю – на удачу в начинании, бизнесе;
  • фиолетовую, золотую – для достатка, благосостояния;
  • зеленую – для крепкого здоровья;
  • оранжевую – на благополучие детей в любом возрасте.

Нужно твердо, без всяких сомнений верить в то, что просьба будет услышана и исполнена.

Синий камень у Переславля-Залесского на карте

Озеро Плещеево находится к западу от города, на расстоянии 5 км. В северо-восточной части приозерного берега расположен знаменитый мегалит. Ближайшие ориентиры – с. Криушкино, городище на месте древнего Клещина.

Координаты на GPS-карте – 56.7842260602874, 38.8249442260712.

Как добраться на машине до синего камня?

Синий камень в Переславле Залесском легко найти по дорожным указателям. Личным автомобилем нужно выехать из города, свернуть влево на Кооперативную улицу, ведущую к Никитскому монастырю.

От него совсем близко до озера. Еще один правый поворот, пару километров вперед и прямо у дороги будут видны ограждение, постройки вокруг Синь-камня. Для парковки места здесь не нашлось, автомобилисты проезжают чуть дальше, останавливаясь просто на обочине. Есть проблемы с разворотом на узкой запруженной дороге.

Общественный транспорт

Недалеко от Плещеева озера конечная остановка муниципального автобуса 10-го маршрута. Он ходит с интервалом 30 мин. с 7 утра до 19.40 ежедневно. На выходных есть перерыв в движении – 14.40-16.00. Для поездки в Национальный парк можно заказать такси.

Отели рядом с Синим камнем

Переславль Залесский, маленький по общей площади (чуть больше 23 км 2 ), растянулся в длину на 15 км, что может превратить пешие походы к синему камню в очень длительные и однообразные.

Селиться поэтому лучше в отелях города, которые смотрят на озеро, или в загородных апартаментах. Во-первых, так гораздо ближе к достопримечательности, во-вторых, открываются чарующие виды водной глади (51 км 2 ), зеленых холмов.

1. Отель «Виктория плаза» – гостинично-ресторанный комплекс в живописном уголке над озером. Из панорамных окон ресторана под крышей на уровне 4-го этажа вся прелесть природных пейзажей как на ладони. Здесь отлично кормят, в просторных номерах всегда чисто и уютно, можно пройти СПА- курс.

Не нужно зависеть от транспорта, чтобы спуститься к древнему камню, посетить Никитский монастырь, источник Св. Никиты. Это не в 5 минутах, но 1-2 км воспринимаются, как неплохая разминка для ног.

2. «На озере Плещеево» называется гостевой дом в городской черте. Рядом находится храм. Усадьбу окружают высокие хвойные деревья, березы. На воздухе стоят столы, мангал, терраса для загорания. В доме 5 номеров, оформленных в приятной цветовой гамме, с удобной мебелью, теплыми полами и обогревателями, что немаловажно зимой. Хозяева принимают туристов с животными.

В развлекательную программу включены:

3. Загородный «Домик у озера» за доступную цену предлагает 2 спальни, укомплектованную кухню, душ. В дополнение разрешается привозить с собой небольших домашних животных, есть хорошее покрытие вай-фаем, доступны принадлежности для шашлыков. Все это в полукилометре от Плещеева озера, где летом можно вволю накупаться и увидеть знаменитые достопримечательности.

4. Гостевой дом «Елена» стоит в д. Криушкино в 7 км от города. Светлые номера, оборудованная кухня для готовки своими руками, лаунж, спутниковое ТВ – всего на расстоянии 500 м от озера. К этому прилагается чистый воздух, пышная зелень, тихая спокойная обстановка, приветливость и забота со стороны хозяев.

5. Самый дешевый ночлег найдется в переславском хостеле «Сторица». Комнаты с 2-ярусными кроватями, по-европейски, не разделяются на мужские и женские. Не зависимо от пола туриста поселят там, где есть свободное место. К хостелу прилегает сад, бесплатная парковка. Есть ресторан, лаунж с мягкой мебелью и современным ТВ, камера хранения, сейф, игровая комната, банкетный и конференц-залы.

Жители Переславль Залесского и туристы называют синий камень исполнителем желаний. Так это или не так, но бесспорно одно – чудеса есть, а вера в них помогает людям преодолеть жизненные трудности.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о синем камне в Переславле-Залесском

О Синем Камне в Переславле-Залесском:

Москвич 2137 комплектация “Версаль” › Бортжурнал › Синь-Камень. Поездка к Русскому чуду света.

Загадочный Синь-Камень на берегу Плещеева озера. Давно собирался побывать у него, да как то не получалось. А тут вдруг сошлось – свободный выходной, хорошая погода, и хорошие попутчики. В путь отправились впятером, на двух «микрозаврах» — на «Оке» и «Матизе». Два человека в «Оке» и один – в «Матизе».

Дорога от Вязников до Переславль-Залесского – 270 километров. Пока ехали, мы обсудили информацию о реликтовом Синь-Камне, размещённую в различных СМИ. И вдоволь насмеялись над историческими перлами, кои иногда выдают по этой теме множество «информированных» источников и граждан, нежелающих пораскинуть мозгами.

Сохранившиеся летописи утверждают, что Синь-Камень лежит на берегу Плещеева озера уже многие века. Феномен этого артефакта в том, что даже кратковременное пребывание рядом с ним может дать начало исцелению от некоторых недугов. От переславских старожилов и экстрасенсов доводилось слышать, что пребывание на валуне или рядом с ним благоприятно влияет на состояние организма. Тело и душа наполняются энергией, человек становиться более жизнерадостен. Известны случаи когда простуда проходила всего за несколько часов после того как человек постоял на Синем Камне. Исцеляются и другие болезни – астма, остеохондроз, псориаз, язва, нормализуется кровяное давление, улучшается работа сердца и почек, проходят головные боли и многое другое. Считается, что Камень магическим образом охраняет здоровье детей. А ещё утверждают, что Синь-Камень способен исполнять желания людей. Не все, только самые чистые и добрые. Особенно он благоволит в женщинам, желающим забеременеть и стать матерями. Объяснения этому наука найти не может, а околонаучное сообщество несёт всякую чушь. Учёные зафиксировали парадокс – на одном краю Камня приборы показывают совершенно нормальное магнитное поле, на другом — в несколько раз выше». В зимнее время реликт всегда остается открытым. Попадая на него, снег тут же тает. Невозможно оставить без внимания и тот любопытный факт, что осенью и зимой местные жители неоднократно наблюдали свечение древнего валуна.

Читайте также:  Пещеры Хуашань в Китае, описание и фото

Многие экстрасенсы утверждают, что комплекс «Ярилина-гора» – «Синий Камень» находится на пересечении энергетических силовых линиях Земли, которые ученые называют лей-линиями. Лей-линии, или энергетические силовые каналы, с помощью специальных приборов обнаружили и зафиксировали в 60-х годах английские ученые. Оказалось, что древние святилища, расположенные в разных уголках Земли, почти все находятся в местах пересечения этих каналов. Наши предки каким-то образом чувствовали и вычисляли подобные места. Во всех подобных аномальных зонах случаются какие-нибудь чудеса вроде исчезновений людей, перемещений камней и полетов огненных шаров.

Про Синь-Камень на Плещеевом озере сообщается, что это священный Камень наших предков, один из немногих уцелевших языческих артефактов древней Руси. И не только уцелевших, но и поныне действующих. Но язычество – это лишь ранняя форма христианства, так называемое родовое христианство, берущее своё начало с 12-го века. Так что историю Синь-Камня, скорее всего, нужно искать в более древних временах. Во временах, когда существовала цивилизация Ведической Руси.

По летописным источникам, сначала Камень находился чуть южнее, рядом с оврагом по которому протекал ручей с «живой водой». Там же находилось святилище бога Велеса.
После крещения Руси народ продолжал ходить к «языческому» символу, ища духовного и телесного исцеления. Синь-Валун украшали цветами, а в Ярилин и другие дни солнцеворота вокруг него водили хороводы.

В церковных книгах сообщается, что начиная с конца 14 века, после введения на Руси апостольского христианства, популярность Камня только возросла. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в Синь-Камне живёт нечистая сила. Однако внимание к древней святыне не ослабевало.
В начале 17-го века дьякон Переславской Семеновской церкви Онуфрий, с благословения преподобного Иринарха Ростовского, взялся убрать символ «язычества». Он собственноручно выкопал яму и зарыл «каменного идола». Но дух Камня отомстили дьякону – после этого деяния он сильно заболел лихорадкою.

В земле Камень пролежал некоторое время, а потом необъяснимым способом очутился на своём месте на поверхности. И опять к ней потянулись люди со своими надеждами и чаяниями. В летописи сохранились строки о том, что игрища у Синь-Каня регулярно проводились в ночь с 28 на 29 июня, то есть в канун Петрова дня.

В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви. Надо отметить, что строительство православных храмов на местах святилищ – это типичный способ борьбы христианствующих со старой верой. Синь-Камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но на самой его середине лёд не выдержал тяжести, треснул, и Камень утонул на глубине двух саженей. Казалось, церковь избавилась от неприятного для религии соседства. Но ненадолго. Вновь необъяснимым для науки способом Синь-Камень оказался на своём прежнем месте у подножья Ярилиного холма. Здесь глыба пребывает и ныне. Причем по-прежнему перемещается туда-сюда, то зарываясь в землю, то показываясь из нее.

Проехав по федеральной трассе М7 «Волга» от Вязников до Владимира, мы свернули на Юрьев-Польский, прокатились по живописным лесным дорогам и через 3 часа были в Переславль-Залесском. Здесь доехали до центра и свернули направо. Километра через полтора увидели указатель к Синь-Камню. У тропы, ведущей к реликту – ещё один указатель.

Минуя несколько палаток с сувенирами — выходим на берег озера. И видим ЕГО…
В солнечный день цвет Камня почти в точности соответствует шаровой окраске боевых кораблей. Да и сам он похож на неизвестного типа корабль, волей судьбы заброшенный на далёкий от моря берег. Реликтовый Синь-Камень действительно великолепен. И загадочен. Специалисты утверждают, что он состоит из мелкозернистого кварцевого сланца. Толщина надземной части – около 70-ти сантиметров, длина более трёх метров, ширина 260 сантиметров. По подсчётам исследователей, вес древнего артефакта около 12 тонн. Они же заметили, что сейчас Синь-Камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность выше роста человека, а теперь только до колена.

Рядом с Канмем плакат, который, скорее всего, составляли люди, знающие историю лишь в рамках школьных программ. По-видимому, им неизвестно, что «финно-угорские племена», якобы когда-то жившие на берегах Плещеева озера, это как раз и есть великорусский народ, проживающий здесь и сейчас. В древних источниках великороссов ещё называли моголами (великими) и асурами («Ассур» – обратное прочтение слова «Русса»). Не знают, или не хотят они знать того, что наши древние предки никогда не поклонялись ни булыжникам, ни выструганным куклам, ни сколоченным брусьям и размалёванным доскам… Дикость падать на колени перед природными или бытовыми предметами была привита некоторой части русского населения много позже – в христианский период. Причём в раннем христианстве, ныне именуемом язычеством, этого тоже не было.

Не были наши предки такими идиотами, чтобы обожествлять чего бы ни было. Они, в отличие от современных жителей страны и планеты, знали, что слово «Бог» имеет единственное значение – «Великий Предок», и для других понятий применяться не может. А вот относиться к конкретному камню с почтением наши пращуры очень даже могли. Ведь утверждают же учёные о существовании в недрах нашей планеты жизни, полностью отличной от нашей. За последние два столетия ими не однажды были зафиксированы огненно-плазменные движущиеся существа, которые на воздухе быстро остывали и превращались в камень. Кремниевая жизнь, существующая в расплавленной магме Земли, может и есть родная среда «волшебных» камней, встречаемых в Залеской Руси и Южной Америке. Чтить гостя, пришедшего из другого мира, преподносить ему щедрые подарки, через него налаживать связь с непознанной цивилизацией – вот это как раз вполне укладывается в историческое мировоззрение великоросских и славянских народов. А «пришелец» в ответ – благодарит за гостеприимство, выполняя те пожелания людей, которые смогла понять его нечеловеческая сущность.

Это моя версия появления и значимости в нашем мире «волшебных» Камней. И она не более фантастична, чем те, что размещены в туристических буклетах. С ней можно соглашаться или оспаривать её – каждый подгоняет объяснения непонятного под имеющийся у него багаж знаний.

В былинах и сказаниях русского народа часто упоминаются различные «камни силы».
Некоторые из них считаются живыми или животворящими. Это и Алатырь-Камень и Горюч-Камень, и Бел-Камень… Краеведы отмечают, что в Залеской Руси было много таких камней. Только на Переяславщине известны Лось-Камень и Петух-Камень на реке Нерли Волжской, легендарная каменная баба на Берендеевском болоте, ещё один синий Камень, что до сих пор сохраняется на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора. Есть у Синь-камня «брат» и в отдалённых краях России – это полуторатонная глыба у озера Болонь на Дальнем Востоке. Местные жители зовут ее Мертвым камнем, уверяя, что внутри обитают духи. Валун известен тем, что движется, — причем неравномерно, а скачками.

Если изучить внимательно верования славян, то в них Камни являются воротами, порталом в мир «нави». Мир нави – это мир не проявленных форм материи и времени. Вот по этому многие желания задуманные у Синь-Камня сбываются. Но ни в коем случае нельзя откалывать от него кусочки «на память» – валун будет мстить за свое поругание.

Сейчас тысячи туристов приезжают к древнему чудотворному валуну. Приезжают, чтобы просто подойти и дотронуться рукой до его шершавого бока, отдать дань уважения этому неспокойному существу, судьба которого так тесно сплелась с нашей. Вся трава и все кусты вокруг Синего Камня – в ленточках и платочках. Их повязывают те, кто верит в его древнюю магическую силу. Некоторые заряжают от него талисманы, обереги и продукты питания. Завязали цветные ленты желаний и мы.

Для приезжающих автотуристов, недалеко от Синь-Камня отгорожен участок берега под установку палаток. По краям — два ряда биотуалетов. На берегу мостки. Часть прилегающей акватории Плещеева озера обозначена как «кайтерское место». Рядом с лагерем – асфальтированная автостоянка, но большинство приезжих почему то ставят машины на обочине дороги.

На обратном пути мы заехали в старинную крепость, переделанную в монастырь, побродили по улочкам и многочисленным музейчикам Переславль-Залесского, побывали на местном пляже и у ботика Пера I. Отметили, что более полвины автомобилей, передвигающихся по улицам городка, принадлежат заезжим туристам. В основном они из Москвы и Подмосковья, но были машины с питерскими, владимирскими, костромскими, и даже вологодскими номерами.

Весь путь от дома до дома составил 600 километров. «Ока» сожгла бензина на 700 рублей, «Матиз» — на тысячу с копейками. На сувениры и музеи каждый из нас израсходовал рублей по 800. В местный общепит не ходили, свойские пироги, расстегаи и ватрушки, брали из дома. Чай, кофе и родниковая вода – в термосах.

Что касается чудодейственных свойств Синь-Камня, то они, судя по тому, как стремительно начала меняться моя жизнь после той поездки, действительно есть. Причём – немалые.

Переславль-Залесский * Плещеево озеро * Синий камень (Синь-камень)

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Переславль-Залесский * Плещеево озеро * Синий камень (Синь-камень)

Материал взят у блоггера raven_yellow! Весъ материал размещать не стану, кому интересно будет ссылка!

Мне интересно Плещеево озеро и Синий камень (Синь-камень), именно здесь встречались Маргарита Черрубина и ее подруга Светлана!

Место встречи изменить нельзя! Жаль не могу туда поехать, тем более там житъ! В Ярославле, русском городе, в окружении людей русских и Православных, Православных храмов .

Переславль-Залесский стоит на берегу озера Плещеево, там, где в него впадает река Трубеж. Озеро по размерам занимает в Ярославском Поволжье второе место после ростовского озера Неро. Его площадь – 50 кв.км, наибольшая глубина – 25 метров. Из Плещеева озера вытекает река Векса, соединяющее его через озеро Сомино и реку Нерль Волжскую с Волгой. Во времена Древней Руси этим путём ходили торговые корабли-струги.

В древности озеро называлось Клещино. Происхождение этого топонима неизвестно. Полагают, что название могло происходить от слова “клескать” – плескать. Из-за резкого контраста между большой глубиной в центре и мелководьем у берега оно действительно отличается постоянным плеском волн.

Павел Любимцев рассказывает любопытную легенду. В 14-ом веке татары в очередной раз собирались штурмовать Переславль, и их хан придумал вот такой хитрый маневр – перекопать реку Трубеж и тем самым лишить горожан воды. Долгие месяцы ордынцы копали котлован и насыпали вал, полностью перекрыли реку, а переславцы и не думали сдаваться.

Тогда хан призвал к себе придворного старца-мудреца, и спросил его, почему русские до сих пор не умерли от жажды. “Элементарно, о Величайший! – ответил мудрец. – Они и не умрут. Просто за городом находится Плещеево озеро, и русские берут воду оттуда”. “Вот как, – молвил хан. – Об этом я что-то не подумал”. Отрубив старцу на всякий случай голову, ордынцы ушли и штурмовать город не стали. А котлован и валы остались и по сей день.

Самое интересное в Переславле, на мой взгляд, настоящее чудо из чудес – это Синий камень (Синь-камень). Сейчас он находится у подножия Александровой горы в заболоченной низине. Этот огромный валун весом около 12 тонн славен тем, что сам, каким-то непостижимым образом, меняет своё месторасположение.

Возможно, его притащил сюда ледник в эпоху великого оледенения. Камень имеет синий оттенок. Но кроме того, слово “синий” у славянских язычников означало траурный цвет, который был связан с культом Велеса, считавшегося богом скота и богом мёртвых. Видимо, в 9-10 веках валун входил в состав древнего капища в клещинском могильнике в одном из местных оврагов. Ему поклонялись и приносили жертвы.

С приходом Православия церковь сочла валун языческим “бесовским” мракобесием, и в 17-ом веке местный иерей Иринарх повелел закопать его в землю. Но спустя небольшое время камень умудрился вылезти на поверхность, якобы благодаря грунтовым водам, и поклонение ему возобновилось. Вторая попытка уничтожить валун произошла в 1788-ом году, когда его хотели положить в фундамент строящейся неподалёку церкви.

Но камень не смогли перевезти зимним путём по льду озера, он упал с саней, пробил лёд и затонут недалеко от берега. Казалось бы, камень самоуничтожился, но не тут-то было. Спустя несколько десятилетий камень начал сам выходить из озера, довольно быстро приближаясь к берегу. Люди с изумлением видели, что каждый год камень подходил всё ближе к берегу у в конце концов он занял нынешнее положение на суше.

Если встать на камень и загадать желание, оно непременно сбудется. Если не нём посидеть, то пройдут болезни, особенно это касается болезней женских. А перед уходом надо завязать здесь ленточку.

Ссылка на основную публикацию