Солигалич, Костромская область — путеводитель по городу

Отдых в Солигаличе

Описание

Солига́лич (др.-рус. Соль Галичьская) — город (с 1938) в Костромской области, административный центр Солигаличского района, образует городское поселение город Солигалич.

Солигалич расположен в верхнем течении реки Костромы (левый приток Волги), на Галичской возвышенности (отрог Северных Увалов, приурочена к тектоническому поднятию — Солигаличско-Сухонскому мегавалу) в 95 км к северу от железнодорожного узла Галич, в 216 км к северо-востоку от Костромы. C начала 1960-х годов в городе существует станция Монзенской железной дороги. Бальнеогрязевой курорт (с 1841 года).

Население — 6012 чел. (2015).

Главное предприятие современного Солигалича — Солигаличский известковый комбинат.

Солигаличский район характеризуется как экологически чистый регион. Этому способствует на 81% покрытая лесом площадь территории, малая плотность населения, невысокий уровень антропогенной нагрузки на природные экосистемы.

Солигалич занял 4 место среди 50 малых городов России, особенно популярных у иностранных и отечественных туристов, согласно рейтингу, опубликованному 19 июня 2014 года Всероссийским порталом для путешественников Travel.ru. В список вошли исторические города с населением менее 150 тысяч человек, расположенные вблизи популярных туристических маршрутов. Места с первого по третье заняли Переславль-Залесский, Ясная Поляна и Старая Русса.

История

Дремучие южнотаёжные леса северо-западной части современной Костромской области в верхнем течении реки Костромы, где ныне расположен Солигалич, до прихода славян (первоначально – новгородских ушкуйников) были заселены финно-угорским племенем меря.

Город упоминается в летописях с 1335 года как Со́ль Га́личьская. «Соль» указывает на существование на этом месте соляных промыслов, а «Галичьская (Галицкая)» — на принадлежность к Галичскому княжеству со столицей в лежащем южнее Галиче Мерьском. Хотя соляной промысел, как и само поселение, возникли ранее, его упоминал в духовной грамоте Иван Калита.

Местная легенда связывает его возникновение с основанием Воскресенского монастыря, святое место для которого было найдено Галичским князем Федором Семеновичем рядом с соляными источниками в лесных дебрях на берегу реки Костромы в соответствии с прекрасным пасхальным видением.

В середине XIV века в составе Галичского княжества вошел во владения московских князей, в 1450 окончательно присоединен к Москве и оказался на восточной границе Московского княжества. По этому случаю город укрепили — в конце XV века на левом берегу Костромы построили деревянную крепость на земляном валу. Окружность его доходит до 405 метров, высота его около 8 метров. Он был окружен с трех сторон рвом, который был особым рукавом реки Костромы, текущей по западной стороне вала. На валу в прежнее время была деревянная стена, шесть башен и двое ворот: Спасские и Дмитровские. При первых находилась опальная тюрьма под башнею, под собором (Успенская церковь внутри крепости) хранилась церковная казна. Детинец быстро пригодился — в 1532 крепость выдержала осаду казанских татар. Согласно преданию, им не удалось захватить городище из-за чудесного явления. За деревянной крепостной стеной произошло явление всадника монаха в «огненной одежде», скакавшего на белом коне. Всадник скакал среди вражеских рядов татар, иногда внезапно появляясь и возвращаясь на боевую башню города Солигалича. Испуганные татары бежали в страхе от увиденного, в суматохе давя своих войнов. Победа пришла на третий день. Горожане узнали на иконе своего святого небесного заступника Макария Унженского из Успенского деревянного храма внутри городища на валу. До сих пор чудом сохранилась чудотворная скульптура XVIII века Макария Унженского из церкви Успения, которая находилась внутри земляного вала крепости, где после этих событий построили особый придел во имя Макария. Во время осады солигаличане кипятили воду и смолу в толстостенных двадцативедёрных котлах-кипелицах, один из которых по сей день хранится в запасниках местного краеведческого музея. Изготовили его местные мастера, которые в мирное время клепали огромные сковородки для выпаривания соли. Даже и железо выплавили из местной болотной руды. Говорят, что этот котел за пятьсот без малого лет почти не заржавел, а все оттого, что изготовлен был из очень чистого железа без примесей серы, фосфора и углерода. В точности, как знаменитая железная колонна из Дели, которая не ржавеет уже полторы тысячи с лишним лет. Также Солигалич неоднократно подвергался нападениям черемисов, а в Смутное время – польско-литовских интервентов. Однако сам город продолжал развиваться на правом берегу реки, соединенном с крепостью мостом.

Как и многие другие дошедшие до наших дней города Московии, Солигалич удачным образом оказался на важном речном торговом пути — из Волги вверх по Костроме и Сухоне в Тотьму (также древний центр солеварения), далее через Северную Двину на единственный в тот период русский морской порт Архангельск. В сочетании с развитым в городе соляным промыслом, одним из самых известных и выгодных, это означало огромные богатства.

XVII век был эпохой процветания города, благополучие которого составляли соль и известь.

В 1609 году в Солигаличе было учреждено воеводство, с 1708 года — в составе Архангелогородской губернии, с 1778 года — уездный город Костромской губернии. Город получил герб, изображающий в верхнем поле костромской герб, в нижнем поле — три стопки соли на золотом поле, означающие, что в этих местах издавна были соляные варницы.

Долгое время Солигалич был одним из крупнейших центров соледобычи в стране, имевшем первостепенное значение. Владельцами соляных варниц (их в городе было не меньше 65) были не только монастыри, но и князья, бояре и даже посадские люди. Уже в XVII веке в городе началось каменное строительство, что является верным признаком богатства. Строить было вдвойне сподручней, так как в Солигаличе издавна разрабатывались каменоломни, в которых добывался белый камень-известняк, обжигавшийся на известь. В 1808 году деревянный город практически полностью уничтожил пожар, его отстраивали заново.

Массовое солеварение прекратилось в 1823 году, так как к этому времени были обнаружены залежи соли в других местах, где процесс её получения был намного проще. К середине 19 века получают развитие изготовление дегтя и кузнечный промысел, причем железо было не привозное, а местное, добываемое из окружаемых город болот. С начала XX века активно развивается лесная промышленность.

В 1841 году купец Василий Кокорев открыл на месте бывших соляных месторождений водолечебницу, минеральные воды которой в 1858 году исследовал известный химик и выдающийся композитор Александр Порфирьевич Бородин. Выводы, изложенные в брошюре Бородина «Солигаличские соляно-минеральные ванны», послужили открытию лечебного курорта, который существует и поныне на территории парка площадью четыре с половиной гектара. Основным медицинским профилем являются: заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы, гинекологические заболевания, кожные заболевания (псориаз, экзема, нейродермит и др.); дополнительным – детский церебральный паралич.

Город имеет историческую радиально-кольцевую планировку, центральную (Красную) площадь. Улицы застроены в основном деревянными домами со светелками, фронтонами, нарядными резными балконами, подзорами, наличниками, что позволяет отнести его к ценнейшим памятникам градостроительного искусства. На улицах Солигалича попадаются подлинные шедевры народного искусства резьбы по дереву. Неповторимые узоры наличников, особый орнамент балкончиков и крылечек создают впечатление театральной декорации.

В городе имеется 61 памятник архитектуры, в том числе одиннадцать памятников федерального значения и 50 памятников местного значения. Уникальной сокровищницей является краеведческий музей имени Геннадия Невельского. А также имеется старейший в России санаторий имени Бородина.

К концу 1850-х годов (перед отменой крепостного права) в городе проживало 60 потомственных (33 мужчины, 27 женщин) и 41 личный (24 мужчины, 17 женщин) дворян. В этот же период белое духовенство насчитывало 198 человек (93 мужчины, 105 женщин). Купеческое сословие насчитывало 226 человек (126 мужчин, 100 женщин).

В конце 1860-х годов в городе проживало 2988 жителей, в том числе 1296 мужчин и 1692 женщины. Более половины городского населения (51,5 %) составляли мещане — 1539 человек. В это же время в городе проживало 146 потомственных (65 мужчин, 81 женщина) и 51 личный (29 мужчин, 23 женщины) дворян, 134 лица купеческого сословия (66 мужчин, 68 женщин).

По переписи 28 января 1897 года в Солигаличе было 3420 жителей. К концу XIX века количество мещанского сословия в городе сократилось до 1478 человек (43,2 %). Дворянское сословие было представлено 64 потомственными (32 мужчины, 32 женщины) и 201 личным (92 мужчины, 109 женщин) дворянами. Купеческое сословие насчитывало 146 человек (66 мужчин, 80 женщин). Кроме того, в городе проживало 1182 крестьянина (571 мужчина, 611 женщин).

Дореволюционное сельское население Солигаличского уезда составляло несколько десятков тысяч жителей (от 60 тыс. до 90 тыс.).

Подавляющее большинство населения города на начало XX века было православным (99,2 %).

В годы Первой мировой войны многие солигаличане сражались в составе 322-го Солигаличского пехотного полка 81 пехотной дивизии. Особо отличились русские дивизии и Солигаличский полк в Белоруссии под Сморгонью. «Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал» — говаривали тогда солдаты. 1 августа 2013 года рядом с храмом Петра и Павла был установлен памятный крест, увековечить память воинов Солигаличского полка, сохранивших веру и верность Царю и Отечеству.

В 2014 году в Солигалич приехала группа кинокомпании «КиноАртель» во главе с режиссёром Дмитрием Александровичем Тихомировым для съемок документального фильма «Тихая моя родина — Солигалич».

Солигалич, Костромская область — путеводитель по городу

К описаниям44rus ЗамечанияEnglish

Районный центр Костромской области. Население — 6900 (2005); координаты 59°05´ с.ш., 42°17´ в.д. Расположен в верховье реки Костромы — левого притока реки Волги. Достопримечательности находятся на правом берегу Костромы. В отличие от большинства других районных центров России, в Солигаличе сразу бросается в глаза чистота города.

Город впервые упоминается в летописях под 1335 годом под названием “Соль Галицкая”. “Соль” указывает на существование на этом месте соляных промыслов, возникших, по-видимому, в начале XIV века (они просуществовали 500 лет и закрылись в 1823 году за нерентабельностью), а “Галицкая” — на принадлежность к Галичскому княжеству, со столицей в лежащем южнее Галиче. Это упоминание 1335 года связано с основанием ростовским князем Федором Васильевичем (по поводу имени, отчества и удела имеются разногласия) Воскресенского монастыря. В 1450 году город вместе со всем Галичским княжеством был присоединен к Москве и оказался на восточной границе московского княжества. По этому случаю город укрепили — построили деревянную крепость и земляные валы. Как довольно быстро выяснилось, не зря — так, в 1532 Солигалич выдержал трехдневную осаду казанских татар. Как и многие другие дошедшие до наших дней русские города, Солигалич удачным образом оказался на важном торговом пути — из Волги вверх по Костроме в Северную Двину и далее на Архангельск. В сочетании с одними из самых известных русских соляных промыслов это означало огромные богатства. В XVII веке начинается каменное строительство. И как, опять же, многие торговые города, в XIX веке Солигалич приходит в упадок. Соляные варницы закрываются. Водное сообщение теряет свое значение, дороги оказываются далеко на юге (даже и сейчас Солигалич находится в тупике — автомобильная дорога ведет только на юг, и все сообщение с внешним миром производится через Галич, на север дороги нет), железная дорога пришла сюда только в 1950е годы, да и то только боковая ветка ведомственной Монзенской линии. В довершение всего, в 1808 году пожар уничтожил почти все деревянные здания в городе. Пришлось придумывать что-то новое. В 1841 году уроженец Солигалича Василий Александрович Кокорев (позже известный как строитель первого в мире нефтеперегонного завода, владелец железных дорог и один из богатейших купцов России) основал курорт на минеральных водах, который существует и по сей день. Затем появилось производство железа и дегтя, а сейчас градообразующим предприятием является известковый комбинат. К счастью, промышленность не изменила облик города, и Солигалич и в наши дни представляет замечательный пример того, как выглядела глубокая российская провинция XIX века.

Время на осмотр : два-четыре часа.

Зачем ехать в Солигалич : Замечательная деревянная резьба; памятники архитектуры XVII века — Воскресенский и Рождественский монастыри; сохранившаяся атмосфера северного провинциального города.

Ориентация : Солигалич с екатерининских времен сохранил радиально-кольцевую планировку. В центре находится торговая площадь, выходящая к реке Костроме. Оба монастыря, Воскресенский и Рождественский, находятся ниже (южнее) по реке и хорошо видны с моста через Кострому. Вокзал, наоборот, расположен в северной части города.

Названия улиц . При советской власти Солигалич не избежал общей беды всех русских городов — тотального переименования улиц. Для удобства ориентировки мы приводим ниже современные названия, но считаем необходимым дать тут старинные названия этих улиц. Вот неполный список:

  • Пятницкая улица — переименована в улицу Карла Либкнехта;
  • Крестовоздвиженская улица — в Коммунистическую улицу;
  • Кузнечная улица — в Комсомольскую улицу;
  • Голенастая улица — в улицу Пушкина;
  • Горошная улица — в Советскую улицу.

Дом купцов Шалаевых. Фото: Марина Егорова

Огромная торговая площадь находится в центре радиально-кольцевой (точнее, полукольцевой, так как вся она расположена на правом берегу) структуры города. В ее центре, посреди асфальта, стоит Крестовоздвиженская (Борисоглебская) церковь (1809—1816). По краям площади находятся торговые ряды , при этом те, что дальше от реки — аутентичные, деревянные, середины XIX века, а другие, ближе к реке — очень удачно стилизованный под старину новодел 1990-х годов. Каменные здания, обрамляющие площадь, происходят из XIX века: дворянское собрание (1860-е годы, сейчас здание городской администрации), уездное земство , дом и трактир купца Завьялова (1870-е годы). На восток площадь сужается и переходит в мост через Кострому. Перед мостом у реки стоят отреставрированная церковь Преображения (1821) и церковь Николы на Наволоке (1688, потерявшая главу) с новой миниатюрной деревянной звонницей. За мостом, на левом берегу реки Костромы находится городище — земляные валы, все, что осталось от той самой крепости, которая выдержала трехдневную осаду казанских татар. С моста замечательный вид на Солигалич.

Южнее (ниже по реке) когда-то был Рождественский девичий монастырь , открытый в XVII веке стараниями жены Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны Милославской. После ее смерти финансирование существенно уменьшилось, а в 1764 году монастырь и вовсе закрыли. До нас дошел ансамбль, состоящий из Рождественского собора , который был начат в 1668 году, потом строительство было остановлено из-за недостатка средств и закончено только в 1792—1805 годах, и колокольни. В монастыре при советской власти долгое время размещался краеведческий музей, который был в 2000 году переведен в другое здание, а сам собор передан церкви. От моста к монастырю проще всего пройти вдоль реки, а в плохую погоду — обойти по площади и улице Вылузгина. Рядом с ансамблем находится здание бывшего уездного училища (1830-е годы, улица Вылузгина, 16).

Воскресенский собор (1660—1669) и колокольня.
Фото: Ярослав Блантер

Еще южнее (дальше от центра по улице Вылузгина) находится Воскресенский монастырь , который, как мы уже упоминали, был основан в 1335 году, но каменное строительство в нем началось только в 1660 году. Воскресенскому монастырю повезло меньше, чем Рождественскому: в настоящее время он заброшен, монастырские стены, кельи и вспомогательные помещения до нашего времени не дошли, интерьер собора утрачен. От всего великолепия остались пятиглавый Воскресенский собор (1660—1669), первое каменное здание монастыря, со стоящей рядом шатровой колокольней, и завершенная чуть позже также пятиглавая Богоявленская церковь (1681). Тот факт, что обе церкви построены практически одновременно и в одном стиле (да еще и в том же, что и Рождественский собор), придает ансамблю монастыря особую гармонию. Прямо около монастыря расположены каменные здания бывшего духовного училища и бывших присутственных мест .

Практически весь Солигалич застроен старинными деревянными жилыми домами с замечательной резьбой . Историческая застройка занимает больше половины территории города. Под охраной государства находится усадьба Мичурина (начало XIX века, Коммунистическая улица, 21), на которой, впрочем, никакой резьбы нет. Зато большинство остальных деревянных домой покрыто резьбой , иногда весь фасад целиком, как на доме купцов Шалаевых (улица Гагарина, 5). Примечательно, что резьба сохранилась не только на исторических зданиях, а является живым искусством. Среди других зданий отметим заброшенную Входоиерусалимскую церковь (1804, улица Карла Либкнехта, 8) за зданием дворянского собрания, церковь Петра и Павла на городском кладбище (от центра по Комсомольской улице) и двухэтажные деревянные амбары по дороге в сторону Илейкино (дальше за кладбищем). На территории санатория находится соляной колодец конца XIX века. В лесу, за стадионом — минеральный источник .

Как мы уже упоминали, в конце 1950-х годов в Солигалич была проведена железная дорога . В этом факте не было бы ничего необычного, если бы не ряд обстоятельств. Во-первых, она идет не на юг, в направлении областного центра — Костромы — и ближайшей магистральной линии Ярославль – Данилов – Пермь, а на север, к границе Вологодской области, в поселок Ламса. Там она соединяется с основным ходом Монзенской железной дороги — ведомственной линии, построенной в основном для обслуживания лесозаготовок юга Вологодской области. Во-вторых, эта линия не принадлежит Министерству Путей Сообщения — сначала она была приписана к Монзенскому леспромхозу, сейчас — к Солигаличскому известковому комбинату, но до середины 1990-х по ней было пассажирское движение (сейчас осталось только грузовое). Сохранился неиспользуемый деревянный вокзал (на север от центра, рядом с известковым комбинатом), около него — путь с неиспользуемой антикварной железнодорожной техникой.

Солигаличский краеведческий музей имени Геннадия Ивановича Невельского . Часы работы 10—13 и 14—17, выходной пятница. Телефон (49436) 5-15-49. В 2000 году музей переехал в новое здание — одно из исторических зданий на торговой площади. Он больше не находится в Рождественском соборе! Основан в 1923 году и назван в честь уроженца Солигаличского уезда, исследователя Дальнего Востока адмирала Невельского. Имеется этнографическая экспозиция, отделы природы и истории, а также (сейчас временно не выставляемое — 2005) собрание портретов работы художника XVIII века Григория Островского — хотя его биография практически неизвестна, а работы были переоткрыты почти случайно в 1970-х годах, он считается одним из самых (если не самым) ярким представителей стиля, который обычно называют русским провинциальным портретом.

Одноушево — село к северу от Солигалича. Знаменито тем, что в XV веке там родился будущий московский митрополит Иона, ставший первым главой русской церкви, избранным без всякого участия константинопольского патриарха, и впоследствии причисленный к лику святых. До революции было местом паломничества. Трехсвятительская церковь (1775) — заброшена. Проезд из Солигалича, по-видимому, только на машине, за известковым комбинатом свернуть налево на второстепенную дорогу и далее вдоль реки Святицы.

Проезд . Автобус из Костромы, в пути 5:40, 3 в день. Все они проходят через Галич. Дополнительно еще один рейс в день (два по пятницам и воскресеньям) из Галича. На май 2006 последнее отправление из Солигалича на Галич и Кострому в 17:00. Расписание на этом сайте.

По железной дороге пассажирского движения нет.

На автомобиле : Из Москвы по М8 до Ярославля, затем через Кострому и Судиславль по Р100, всего 550 км. Дороги из Вологодской области нет, из Вологды или Тотьмы придется объезжать либо через Буй, либо через Никольск.

Питание .

  • Кафе Титаник , Комсомольская улица, 3, на Торговой площади.
  • Ресторан Солигалич , улица Вылузгина, у Рождественского собора.

Размещение .

  • Гостиница Солигаличская : улица Вакуровой, 35. Телефон: (49436) 5-13-54. Двухместный номер без удобств и горячей воды от 680 руб., место в четырехместном номере 250 руб. (май 2006).
  • Санаторий имени Бородина : Валовая улица, 6. Телефоны: (49436) 5-11-35, 5-12-82, 5-11-50; факс (49436) 5-12-81, (4942) 31-80-76.
  • Солигалич в энциклопедии “Мой Город”.
  • Солигалич на сайте “Малые города России”.
  • Солигалич на сайте “Старинные города России” Елены Моревой . История, статьи и карта Солигаличского района с достопримечательностями.
  • Описания и фотографии православных церквей Солигаличского района на сайте sobory.ru
  • Солигалич на сайте “Путешественник”. Описание и фотогалерея.
  • Солигалич. Описание поездки Сергея Тихомирова с фотографиями.
  • Солигалич и окрестности. Описание поездки Кирилла Рыбакова . Его же фотографии.
  • Карта Солигалича на сайте Георгия Федосова .
  • Краткие описания Василия Шелемина (eeyore) и его же фотографии на сайте Виктора Лукьянова .
  • В чудо-стране, за семью замками. Статья Эмиля Сокольского про Солигалич и окрестности.
  • Солигалич. Описание Егора Пагирева в “Вольной Энциклопедии”.
  • Монзенская железная дорога на сайте Сергея Болашенко .
  • Воспоминания о ценных находках. Статья Саввы Ямщикова о Григории Островском и солигаличских находках.
  • Григорий Островский на сайте “История русской живописи XVIII века”.
  • Николо-Чалово на сайте “Малые острова России”.
  • Галереи фотографий Солигалича: Фотографии Льва Масиеля Санчеса на сайте “Архитектурная фотография” (ищите по всей галерее); фотографии Юрия Захарова .
  • Фотографии станции Солигалич Дмитрия Фокина и Олега Котова .
  • Фотографии Монзенской железной дороги членов Клуба Транспортных Путешественников.

Церковь Николы на Наволоке (1688) и звонница. Фото: Марина Егорова

Слева: Церковь Преображения (1821). Фото: Марина Егорова.

Земская управа (1870е годы). Фото: Марина Егорова.

Торговые ряды. Фото: Марина Егорова

Рождественский собор (1668—1805). Фото: Марина Егорова.

Рождественский собор (1668—1805). Фото: Ярослав Блантер.

Воскресенский монастырь. Слева Богоявленская церковь (1681), справа Воскресенский собор (1660—1669). Фото: Марина Егорова.

Воскресенский собор (1660—1669) с колокольней. Фото: Марина Егорова.

Дом купцов Шалаевых. Фото: Ярослав Блантер

Фото: Ярослав Блантер.

Фото: Марина Егорова.

Фото: Марина Егорова.

Фото: Марина Егорова.

Фото: Марина Егорова.

Общие сведения
Что смотреть
Окрестности
Практическая информация
Дополнительные ресурсы
Фотографии
&nbsp
К описаниям44rus ЗамечанияEnglish

Автор страницы: Ярослав Блантер. Фото: Ярослав Блантер, Марина Егорова. Благодарность за информацию Александру Бокарëву и Марине Егоровой. Последнее обновление: 04.06.06.
2005, 2006 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.

Солигалич
Костромская область

Четыре века противостояния из-за соли, что ценилась как золото

Как добраться

М8 «Холмогоры», Р243 Кострома — Шарья — Киров — Пермь, Р100 Судиславль — Галич — Чухлома

первая суббота августа

Солигалич — город, жители которого прославились своим мужеством во времена нашествия татар и в Первой Мировой войне.

До прихода славян из новгородских земель в здешних лесах жил древний народ меря. Поселение Соль Галичьская впервые появляется на летописных страницах в 1335 году. И сразу становится понятно происхождение названия. Помимо соляных варниц, основание города связывают с появлением древнего Воскресенского монастыря, место для строительства которого нашёл галичский князь Фёдор. Спустя полтора века поселение вошло в состав Московского княжества и было значительно укреплено. На одном из берегов Костромы была возведена крепость, деревянная на земляных валах: восемь метров в высоту, о шести башнях и двух воротах. Прославилась эта крепость трёхдневным противостоянием с татарскими восками. Солигалич не был взят, благодаря мужеству защитников и чудесному явлению монаха на белом коне, в котором признали святого Макария. Выдержала крепость и польско-литовские нападения, и черемисов. По наступлению относительно мирного периода город продолжал развиваться, благодаря соли, извести и удачному расположению на речном торговом пути. На смену соледобыче пришло изготовление дёгтя и скобяных изделий. Затем в городе была открыта водолечебница «Солигаличские соляно-минеральные ванны». Поскольку большинство населения города состояло из купеческого, мещанского и дворянского сословия, то с приходом советской власти, все производства постепенно пришли в упадок.

Достопримечательности Солигалича

Воскресенский монастырь

Полуразрушенный необыкновенной красоты монастырь, с которого началась история этого места, по сей день возвышается над городом и рекой Костромой и является одним из самых живописных видов для фотографов. Атмосферная заброшенка, как принято сейчас говорить. Из всего монастырского комплекса, который был заложен в XIV ростовским князем Фёдором Васильевичем, до наших дней сохранились только Воскресенский собор и Богоявленская церковь. Стены и часть крыш заросли мелким кустарником и даже деревьями. Изящные, маленькие, хрупкие купола луковичной и необычной капельной формы едва держатся на тонких опорах. Все внутренние интерьеры давно утрачены. Великолепные здания ушедшей эпохи находятся в аварийном состоянии.

г. Солигалич, Бульварная улица, 11А

Старые торговые ряды

Чуть сбоку Красной площади Солигалича изогнутые, словно в танце, стоят старинные торговые ряды, которые появились здесь в середине XIX века и с тех пор ни разу не реставрировались. Интересна эта постройка в первую очередь тем, что представляет собой классический купеческий магазин, типичный для Костромской области. Он был создан полностью из дерева. Поражает тот факт, насколько хорошо сохранилась постройка, несмотря на изгибы крыши и слегка наклонённые стены. А ведь ряды использовались по назначению практически до нашего времени. Прямо напротив стоит обезглавленная Никольская церковь XVII века, которая сейчас больше напоминает двухэтажный магазин. И на всю эту картину с чёрного постамента посреди площади взирает Владимир Ильич Ленин.

г. Солигалич, угол улиц Коммунистической и Комсомольской

Городище Усольская осада

Расположено старое городище на левом берегу реки Костромы. Попасть сюда можно, перейдя мост в районе улицы Бориса Колосова. В настоящее время от Солигалической крепости остались только земляные валы прямоугольной формы, поросшие травой и кустарником. А ведь в 1532 году стены этой крепости в борьбе за соляные источники выдержали трёхдневную осаду 14-тысячного войска казанских татар. Сегодня внутри вала находится заболоченная низина, зато «со стен» открываются прекрасные виды на реку и историческую часть города. Здесь же можно найти развалины каменной Старособорной Успенской церкви, построенной в 1778 году на средства горожан.

Солигалич Костромская область достопримечательности

Солигалич, Соли Галицкие, Соль у Галича — так в разные времена называлось поселение, расположенное на правом берегу реки Костромы, в окрестностях древнего города Галича. Солигалич возник при соляных варницах, в которых соль получали путем выпаривания из рассола, добываемого из колодцев. Время начала солеварения здесь неизвестно, промысел действовал до 1823 года.

История города уходит в XIV столетие. Возникновение Солигалича обычно связывают с Воскресенским, «что у Соли Галичской», монастырем. Последний, по более или менее достоверным сведениям монастырской летописи, был основан галичскими удельными князьями в 1330-е годы. Сохранилось предание, в соответствии с которым князь Галичский Федор Симеонович и игумен тамошнего Спасского монастыря Афанасий ночью, на Пасху, увидели на западе свет, склоняющийся к земле. Чуть позже в той же стороне князь наблюдал огненный столп. По совету игумена Федор Симеонович отправился к месту явлений. В лесу он встретил отшельника, который указал точное место чудесных явлений. Здесь князь повелел срубить церковь. Эта церковь дала начало монастырю.

Солеварение в Солигаличе приносило значительный доход, являясь важной составной частью экономики местного княжества. Уже в первой половине XIV века галичские земли были «прикуплены» Иваном Калитой и вошли в состав Московского княжества. Древнейшее упоминание солеварения на территории будущего Солигалича относится как раз к духовной грамоте Калиты и датируется 1332 годом. По духовной грамоте его внука, Дмитрия Донского, Соль Галичская была выделена из удела сына-наследника Юрия Дмитриевича, получившего Звенигород и Галич, и передана во владение великой княгине Евдокии (Ефросинии) в 1389 году.

В XV—XVI веках соляные варницы щедро даруются различным монастырям, в том числе и Троице-Сергиевой обители. В документах этого времени Солигалич не называется «городом», несмотря на наличие здесь крепости с рубежа XV—XVI веков.

Солигалич под защитой Макарьевского вала

С начала XVII века Солигалич предстает уже полноправным городом в социально-экономическом понимании этого термина, и в 1609 году он становится даже центром воеводства. Его защищала дерево-земляная крепость, расположенная на противоположном от посада левом берегу реки Костромы и соединенная с ним мостом.

Земляные валы и рвы крепости, построенные в соответствии с требованиями военно-инженерного искусства XV—XVI веков можно видеть до сих пор. Крепость имеет в плане форму квадрата, периметр ее составляет около 405 метров. Высота валов достигает 4 метров. С севера, юга и востока перед валами был ров, современная глубина которого достигает 4 метров. С западной стороны вал примыкал к береговому откосу, и рва перед ним не было. Письменные источники сообщают, что по валу была построена деревянная стена с несколькими башнями, две из которых имели ворота и являлись проездными.

Предание приписывает некогда произошедшее спасение города чуду, явленному преподобным Макарием Унженским. С тех пор укрепления города стали называть «Макарьевским валом».

Обитель Воскресения Христова

Монастырь, давший начало Солигаличу, не действует уже 250 лет, после его упразднения по секуляризационной реформе императрицы Екатерины II в 1764 году. О некогда крупном духовном центре напоминают две каменные церкви — пустующие постройки, уцелевшие от монастырского ансамбля, который сложился в XVII веке.

На протяжении столетия соборная церковь обители, как и другие ее сооружения, была деревянной. Она неоднократно сгорала, отстраивалась заново, ветшала и выстраивалась вновь, пока срубную постройку не заменила кирпичная. Ныне существующий Воскресенский храм возведен в 1669 году солигаличским «подмастерьем» Гавриилом Антоновским на средства местных горожан Рыжовых, а также наборщика московского Печатного двора Коробова.

Через двенадцать лет, в 1681-м, по соседству с Воскресенской появляется теплая Богоявленская церковь. Ее зодчим стал Давыд Антоновский, сын Гавриила Антоновского. С упразднением монастыря литургическая жизнь в храмах не прекратилась, обе церкви действовали как приходские. Служба здесь продолжалась до конца 1920-х годов. Затем, на волне борьбы с религиозным «дурманом», храмы оказались закрыты, их приспособили под склады.

Осенью 2014 года в отношении Воскресенской церкви была проведена консервация: храм обзавелся временной защитной кровлей, кроме того укрепили и колокольню. До масштабной реставрации комплекса, в которой он так нуждается, дело пока не дошло.

Вокруг бывшего монастыря

В Солигаличе сохраняются некоторые дореволюционные постройки, имеющие богатую историю. Рядом с церквями упраздненного Воскресенского монастыря (ул. Набережная) находятся здания Духовного училища и Присутственных мест. Это одни из наиболее представительных и важных гражданских построек города.

Строительство Духовного училища по проекту И. И. Загоскина пришлось на начало 1880-х годов. Здание представляет собой образец стиля эклектики. Главный его фасад имеет симметричную композицию, разделенную рустованными лопатками. В училище размещались пять комнат для классов, библиотека, правление, учительская, раздевалка, комната для прислуги. В Духовном училище Солигалича в разные годы учились многие известные люди, в том числе церковный историк академик Е.Е. Голубинский и Экзарх Грузии Никон (Софийский).

Основной корпус здания Присутственных мест и два флигеля рядом с ним были построены в начале XIX столетия по образцовому проекту, разработанному выдающимся русским архитектором А. Д. Захаровым. Здание Присутственных мест несет в облике характерные черты классицизма: симметрию, ризалит, рустовку. А вот когда-то венчавший ризалит фронтон утрачен.

Красная площадь

Является главной площадью города, которая сохранила, как ей и полагается, наиболее представительные здания. Это исторический центр города и его планировочное ядро. Здесь начинаются основные улицы, расходящиеся веером от площади. В центре площади стоит ее архитектурная доминанта — Крестовоздвиженская церковь с приделом в честь Бориса и Глеба. Храм построен в традициях классицизма в 1817 году. Он заменил стоявшую здесь и сгоревшую деревянную церковь. Когда-то
рядом с храмом возвышалась колокольня, но ее, начавшую сильно крениться, разобрали в 1920-е. Тогда же церковь закрыли. В течение без малого сорока лет в ее здании располагался кинотеатр.

К северу от Крестовоздвиженской церкви расположено выразительное краснокирпичное здание в два этажа. Оно было построено в 1903 году для нужд Земской управы Солигаличского уезда, то есть для местной власти. Землю под эту постройку подарил прославленный купец Василий Кокорев, миллионер, строитель железных дорог, учредитель крупного Волжско-Камского банка, знаменитый основатель первого в Костромском крае курорта — грязевого и солевого Солигаличского. В отличие от Крестовоздвиженской церкви, здание управы сохраняло свое предназначение, менялись только названия: земство, райком, администрация муниципального района. Вплотную к нему примыкает приземистая постройка Дворянского собрания.

К западу и востоку от Крестовоздвиженского храма вытянулись в линии Торговые ряды. Западный корпус по праву считается уникальным архитектурным объектом. Выстроенный в 1831—1833 годах он является единственным сохранившимся деревянным зданием торговых рядов в России. Восточный корпус — новодел, его построили на месте снесенного в 1995 году старинного корпуса. В народе их так и называют: «старые» и «новые» ряды.

Наконец, завершает ансамбль Красной площади дом гостиницы Касаткина (к северо-востоку от Крестовоздвиженской церкви). С 2000 года в его стенах размещается краеведческий музей имени Г. И. Невельского, переведенный из Богородице-Рождественского собора. Здесь представлены постоянные экспозиции: «Дорогами войны», «Солигаличская икона XVII—XIX веков», «Портретная и художественная галереи дворян Черевиных XVIII века», «Г. И. Невельской, знатный земляк, адмирал флота России, исследователь Сахалина и Дальнего Востока», «Природа края», «Фонд открытого хранения».

Галич-Солигалич в церковных картинках. Часть III

Продолжаем публиковать отчёт Strusto о поездке в Галич и Солигалич.
День Третий

Встаем в 7:00 и только сегодня обнаруживаем, что одной стороной гостевой дом смотрит на реку Кострому с городищем на другом берегу

А другой выходит непосредственно на Рождественский собор XVII-XIX вв.

В первой половине дня запланировали немного покататься по окрестностям Солигалича, но такое «правильное» солнце, что грех эти не воспользоваться для общих видов города

Наш дом-крайний левый

Выезжаем из города и в 9:00 делаем первую остановку в Верховье, у Никольской церкви 1776 г.

И сохранившимся крыльцом

Немного проезжаем вперед и с левой стороны видим заброшенный дом бывшей шикарной усадьбы

На картах это место называется поселок Детский дом им. В.И. Ленина

Наш путь лежит дальше от Солигалича и, вскоре, с асфальта сворачиваем налево, будем искать урочище Высоко

И мы находим храмовый комплекс

Стоящий на высоте над всей округой

Комплекс состоит из двух церквей, Воскресения Христова, XVIII века.

И Ильи Пророка 1820 года.

Возвращаемся в Солигалич.

И, не останавливаясь, едем в Зашугомье к Троицкой церкви 1800 года.

Стараясь, как можно меньше давить бабочек, сидящих на дороге.

Эх, всех оставшихся потом придется смывать с машины. Едем обратно в город с желанием отобедать в ресторане, но не судьба, ресторан Солигалич закрыт на спецобслуживание, видимо, свадьбу, приходится идти в наш дом и есть свои запасы…

Поели, передохнули и пошли гулять по городу. Жили мы недалеко от Воскресенского монастыря, основанного в XIV веке, сохранились Собор Воскресения Христова 1669 года с колокольней.

И Церковь Богоявления Господня 1681 года.

Еще одно здание, возможно, монастырское.

В этой поездке очень мало встречалось кошек, только в этом монастыре.

И опять дома с запасами дров, газа в России нет. Сразу вспоминается Грузия с Карпатами, где даже в дальних горных деревушках видны желтые трубы с отводом на счетчик у каждого дома.

Обнаружили памятник Невельскому, исследователю Дальнего Востока, родившемуся неподалеку.

Дошли до центра

и направились к Церкви Николы на Наволоке 1688 года.

И спрятавшаяся Входоиерусалимская церковь 1804 года.

И храмовый комплекс,

в который входят Церковь Петра и Павла 1815 года

и церковь Спаса Преображения 1824.

Дневная программа выполнена, в «номера», ужинать и спать, завтра домой…

P.S. Самого главного, т.е., вкусного, не написал, в Солигаличе делают лимонад, НАСТОЯЩИЙ, прям из детства, надеюсь, что без химии, стоит дорого, 45 р. за 1,5 литра, но ВКУСНО, жалею, что домой не привез

День четвертый и последний

Встали в 6:20, позавтракали, собрали вещи, уложили машинку и в 7:40 поехали обратно, в Галич. Приехали к девять утра, прошлись по рынку, купили копченой щуки и овощей домой, сувенирный колокольчик ручной работы еще приглянулся. К 10 часам подъехали на винзавод за галичской водкой и направились в сторону Костромы сбивая сотни бабочек.

В Кострому приехали в 12:20, искупались в Волге на городском пляже.

В начале второго остановились в лесу выпить кофе и оценить количество пострадавших за эту поездку бабочек, а без сеток это все было бы на радиаторе .

В 14:45 выскочили на М 8 в Ярославле, а в начале пятого остановились перед Переславлем в Никитской Слободе для купания в Никитском же источнике

неподалеку от Никитского же монастыря.

Потолкавшись в вялотекущей пробке на Ярославке, в 18:45 сворачиваем на МКАД, завозим наших друзей и в половине восьмого вечера мы дома, УРА!

Город Солигалич

Город Солигалич. Своим названием обязан соляным источникам — усолиям, как их называли в древности, — на месте которых развилась добыча поваренной соли. А так как эти усолии находились недалеко от княжеского стольного города Галича, то они и назывались Соль Галичская.

На гербе города Солигалича в верхней части изображен фрагмент герба города Костромы — плывущая галера, ниже изображены три кучки соли («что в сем месте издавна заведены соляные варницы, посему и город именован»).

Об основании города существует легенда, записанная монахами. Якобы галичский князь Федор, получивший в наследство Галич и правивший здесь, в Пасхальную ночь увидел на севере огненный столб и услышал гром. Князь посчитал это событие предзнаменованием и после праздничных дней отправился со свитой на север, но заблудился в лесных Шамаховских увалах. Встретившийся ему монах-отшельник показал место, где появился огненный столб, и князь заложил на этом месте церковь Воскресения Христова, а потом построил здесь и монастырь.


Летний храм Воскресенской церкви Фото С.А. Орлов

Датой основания Солигалича считают 1335 г., когда была построена Воскресенская церковь. Но эта дата требует других подтверждений. О соляных колодцах и варницах под Галичем упоминается в духовных грамотах Ивана Калиты в 1332 г. и грамотах его сына Дмитрия Ивановича Донского. Историк С.М.Соловьев в «Истории России с древнейших времен» пишет: «В 1212— 1213 гг. во Владимирском княжестве, куда входил и Галич, вспыхнула вражда между старшим сыном Всеволода Большое Гнездо Константином, правившем в Ростове, и его братьями Юрием и Ярославом, и Юрий отнял у брата Солигалич, пожег Кострому и отнял Нерехту у другого брата, у Ярослава». Дата основания Солигалича, таким образом, отодвигается вглубь веков больше чем на 120 лет.

После Дмитрия Донского Солигалич вошел в удел его сына Юрия Дмитриевича и внука его Дмитрия Юрьевича (Шемяки). После поражения Шемяки в многолетней междоусобной войне Москвы с Галичем Галич и Солигалич опять были возвращены в состав Московского княжества, которым управлял Василий Темный.

За время многолетней истории Солигалич подвергался нашествию живших за Ветлугой марийцев и их покровителей и союзников — казанских татар. Для отражения набегов галичский князь Андрей Федорович в 1354 г. построил деревянный острог у Воскресенского монастыря в Солигаличе. Ветлужский князь Никита Байборода в 1372 г. напал на город, разграбил его и сжег Воскресенский монастырь. Но монастырь отстроился, и в 1495 г. игумен этого монастыря Парфений писал: «Приходили татаровя к Соли да сожгли погост, да двор монастырский, да церковь».


Собор рождества Богородицы Фото С.А. Орлов

В 1532 г. на Солигалич напали казанские татары: «Приде рать велика поганых варвар в Галичские пределы и доидоша варвары до града Соли-Галицкой зело величахуся и хваляхуся град тот взять ужасу же бывшу во граде том и сетованию и плачу и воплю многу граждане три дня и две нощи биющеся с варвары молитвами преподобного Макария Унженского город был избавлен». В Солигаличе сохранились железные котлы (кипельницы), из которых защитники крепости поливали кипятком штурмующих татар.

В начале XVII века Солигалич подвергся нападению польских интервентов, шайки которых действовали здесь. В 1609 г. город сжег пан Лисовский, а в 1613 г. на город напал отряд интервентов под командованием Панятского, проходившего с Великого Устюга через Солигалич: «Приходили к Соли Галицкой русские воры и литовские и черкесы и город и посад пожгли и многих посадских людишек посекли, а иных в полон поймали да в иконе Богородицы жемчужные вкладины и серебряный венец и гривну все поймали литовские люди». Так записано в донесении старосты города Тимошки Храмушина царю Михаилу Федоровичу. Через год, в 1614 г., по приказу царя Михаила Федоровича дьяк П.Кузмин провел перепись (дозор) Соли-Галицкой, «што после войны литовских людей осталось». Эта дозорная книга хранится в архиве Древних актов. О крепости в Солигаличе записано: «А на посаде на берегу (реки Костромы.— Д.Б.) осыпь старого города, а город был рубленый и тот город сожгли литовские люди, как приходили к Соли-Галицкой в прошлом во 1613 годе гянваря 3-й день, а в нынешнем во 1614 годе по государеву царя и великого князя Михаила Федоровича указу по той старово города осыпи зачат делать острог (тын из вертикально поставленных заостреных бревен.— Д.Б.) и тот острог еще не доделан, башен нет, а в городе храм поставлен новый на старом на горелом месте во имя Рождества Иоанна Предтечи, а в храме образов и строения нет а другой храм Успения и дома в остроге сгорели».


Старособорная Успенская церковь. В этом храме хранился резной образ преподобного Макария Унженского. Фото С.А. Орлов нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

В 1614 г. в Солигаличе стояло десять деревянных церквей, было семь улиц (Великая, Поварская, Цокайлова, Шишкова, Хвостова, Новолоцкая, Черная), здесь же стояла изба «съезжая, где ставятся воеводы и приказные люди, да съезжая земская изба да таможняя изба, да изба пудовая» (где собирались пошлины за соль.— Д.Б.). На окраинах города располагались слободы: московского Симонова монастыря, Божедомка (кладбище, где хоронили бездомных.— Д.Б.), Стрелецкая, Ямская, Каменщиков. После нашествия поляков в Солигаличе на посаде остался 51 двор и было 58 «пустых пожженных мест а люди в них побиты и сожжены с женами и детьми». Из 50 торговых лавок в городе осталось 11. Деревянная крепость в городе была достроена в 1620 г. Она имела форму прямоугольника, и в стенах ее были башни и ворота.


Старособорная Успенская церковь. Фото С.А. Орлов нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

Солигалич был местом ссылки. В 1560 г. сюда Иваном Грозным были высланы жители Новгорода, которых вернули в 1612 г., когда на их место в Солигалич по приказу Д.Трубецкого и Д.М.Пожарского было сослано 24 поляка; «и велено для них отвести крепкие дворы и давать для охраны 20 человек из посадских людей». В 1752 г. в Солигаличе содержались турецкие пленные, их тюремная изба сгорела при пожаре в том же году. В 1814 г. в городе находилось 150 человек пленных французов, враждовавших между собой. Но после того, как городничий приказал, чтоб они работали по улучшению города, ссоры между французами прекратились. В 60-х гг. XIX века в Солигаличе под надзором полиции жила высланная туда В.И.Засулич. Вместе с ней жили ее сестра Екатерина Ивановна и зять Л.П.Никифоров. Были здесь и другие ссыльные — врач Чернецкий, Волошина, Векшин.


Никольская церковь – слева, Преображенская церковь – справа. Фото С.А.Орлова нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

В хорошие годы в городе добывали до 80000 пудов соли. Но более дешевая нижне-волжская соль нанесла удар Солигаличскому промыслу. Правительство соляные разработки в городе стало отдавать в частные руки. В 1821 г. монополию на соль получил купец В.А.Кокорев — прогрессивный представитель развивающегося в России капитализма. Свои взгляды на русское крестьянство Кокорев высказал в журнале «Русский архив» за 1887 г. В частности, он писал: «Оскудение дошло до того, что обед крестьянина заключается в одном черном хлебе и похлебке».

В.А.Кокорев организовал глубокое бурение в Солигаличе, и с глубины 70 сажен из скважины забил фонтан минеральной воды, и здесь Кокорев и построил лечебницу. Здание лечебницы в 1841 г. строил крепостной архитектор Антон Васильев, он же строил и церковь в Москве на Кокоревском подворье. За проект церкви в селе Неклюдово под Москвой Васильев получил звание художника-архитектора.


Борисо-Глебская (Крестовоздвиженская) церковь

Бич деревянной Руси, пожары, посещали и Солигалич: пожар в 1681 г. и особенно сильный пожар в 1752 г. Галичский магистрат доносил в Главный магистрат: «В нынешнем 1752 г. маия в 3 ночи Божиим попущением в гор. Солигаличе внезапно случился великий пожар, святых приходских церквей и монастыря, кроме соборной, что стоит за рекой Костромой, канцелярия магистрата со всеми делами, воеводский двор, соляные заводы со всеми припасами, обывательские дома, лавки с товарами и домовые пожитки и выварочная соль и казна, и на кружечном дворе питие, вино и пиво, да к тому же людей пять человек сгорело, а жители разбрелись, как для жития, так и для прокорма по уезду по разным деревням, домов сгорело 529». Случившийся в Солигаличе пожар в 1808 г. уничтожил более 400 домов.

В Солигаличе в 1770 г. открылась первая в России пешая почта. Житель города А.Рыжов (его описал Лесков в повести «Однодум») «взял смелой рукой почтовую суму, взвалил ее на плечи и стал таскать из Солигалича в Чухлому и обратно. Плата за эту службу назначена невелика, рубля полтора в месяц на своих харчах и при своей обуви». Сенат первого ноября 1770 г. докладывал Екатерине II об учреждении пешей почты для ношения пакетов из Галича в Вологду.

Россия, Костромская область, Солигалич на карте

Читайте также:  Озеро Эльгыгытгын на Чукотке, тайны и загадки
Ссылка на основную публикацию