Советские автобусные остановки, много фото

Кристофер Хервиг. Советские автобусные остановки. 2015

Мы уезжаем прочь от скуки и обыденности, навстречу следующим остановкам — диким и сумасшедшим.

Советская архитектура и дизайн запомнились нам, главным образом, неуклюжими высотками и функциональным, спартанским дизайном. Подавляющее желание единообразия оставляло мало места для личной свободы творчества. Исключения можно заметить лишь в транспортном секторе. Достойны восхищения станции метро в Москве и Ташкенте, где отказались от холодности и стерильности типичной советской городской архитектуры и где творческая свобода не была ограничена бюджетом. За великолепием и роскошью московского метро, легко не заметить феномен автобусной остановки, пример того, как советское искусство и дизайн, будучи выпущенными на свободу, становятся причудливыми и безумными.

Автобусная остановка служит простой цели — обозначить, где останавливается автобус и обеспечить удобство и хоть какое-то укрытие от непогоды ожидающим пассажирам. Можно было предположить, что в Советском Союзе появится некий стандартный проект для этой общественной постройки — простой, функциональный и дешевый в массовом производстве. Но, во многих случаях, это не так, и на автобусные остановки потрачено немало времени, усилий и воображения. Разнообразие форм и дизайна безгранично — бетонные блоки, купола, колонны, башни, строения в форме треугольников и арок, некоторые даже имеют форму птицы, юрты или шляпы. На тех остановках, которые были не такими смелыми по архитектуре, их создатели привлекали внимание, украшая постройки фресками и мозаичными панно. Мотивы для оформления остановок отличались в зависимости от региона и отражали местную культуру, историю или представляли отрасли народного хозяйства.

К сожалению, после развала Советского Союза большинство из автобусных остановок сильно обветшало. Говорят, некоторые местные общества признали автобусные остановки памятниками архитектуры, достойными сохранения. Их ремонтируют и красят. Остановки можно встретить в самых неожиданных местах — иногда посреди пустыни или в степи, иногда вне поля зрения от ближайшего населенного пункта. Они заставят нас удивляться и улыбаться.

Кристофер Хервиг
Перевод: Павел Макагон

Феномен автобусных остановок привлёк моё внимание совершенно случайно, но он захватил меня настолько, что фотопутешествия по поиску остановок заняли целых 12 лет и пролегли по территории 13 стран. Охота за самыми интересными образчиками стала основной причиной и музой путешествий.

Всё началось осенью 2002 года во время велосипедного тура от Лондона до Санкт-Петербурга. Каждый час я делал как минимум одно новое захватывающее фото. Тогда я и обратил внимание на автобусные остановки. Каждая следующая увиденная остановка на дорогах Латвии, Литвы, Эстонии и России отличалась от предшественниц формой, дизайном, расцветкой, использованными материалами.

В 2003—2006 годах я жил в Казахстане и изучал 5 бывших республик СССР — ныне стран Центральной Азии, заканчивающихся на «стан»: Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан. Вдоль древних «шёлковых путей» я нашёл множество удивительных автобусных остановок, часто расположенных в центре пустыни, степи или сельской местности, без какого-либо следа наличия поблизости человеческих поселений.

Тема остановок увлекала меня всё больше, и я отправился путешествовать по территории ещё пяти бывших советских республик: Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Абхазии. Затем посетил второй раз страны Прибалтики. Я стал одержим этой охотой. Изучал блоги путешественников и таксистов в поисках намёков на новые интересные объекты, пристально рассматривал карты в Google Earth. Каждая новая находка затмевала предыдущие и вознаграждала все мои усилия сторицей.

В нескольких указанных странах имеются проблемы со свободой слова и печати. Там мало туристов, фотографу сложно получить визу. Несмотря на все усилия не вызывать подозрений, бывали случаи с обвинением в шпионаже, и я иногда едва избегал крайне серьёзных неприятностей. Но опасности только подстёгивали желание найти очередную уникальную и необычную автобусную остановку. Однажды таксист в Абхазии заявил, что я грузинский шпион и снимаю секретные объекты. Он потребовал взятку, угрожая в противном случае отвезти меня к „милиции и расстрельному взводу“. Нет необходимости говорить, что его совершенно не убедила моя история про «прибытие в вашу страну ради прекрасных автобусных остановок». Я чудом спасся, пережив лишь небольшую драму, и именно из этой поездки привёз одни из лучших фотографий на карточках памяти, спрятанных в трусах.

Фотографии, собранные мною за 12 лет, являются, возможно, самой большой коллекцией советских автобусных остановок. Моё увлечение может показаться странным и незначительным, но я горжусь его итогами и надеюсь, что оно поможет сохранить эти уникальные исторические малые архитектурные формы.

Эпичные советские автобусные остановки

У канадского фотографа Кристофера Хервига есть необычная любовь — старые советские автобусные остановки. Он даже издал фотогнигу с одноименным названием. И вот вон вернулся сюда, чтобы найти материал для новой книги «Советские автобусные остановки. Том 2».

1. Саранск, Россия. (Фото Christopher Herwig):

3. Старый Оскол, Россия. (Фото Christopher Herwig):

4. Пеняны, Украина. (Фото Christopher Herwig):

5. Каменка, Россия. (Фото Christopher Herwig):

6. Квасилов, Украина. (Фото Christopher Herwig):

7. Анапа, Краснодарский край, Россия. (Фото Christopher Herwig):

8. Иваново, Россия. (Фото Christopher Herwig):

9. Пицунда, Абхазия. (Фото Christopher Herwig):

10. Аральск, Казахстан. (Фото Christopher Herwig):

11. Гагра, Абхазия. (Фото Christopher Herwig):

12. Каракол, Кыргызстан. (Фото Christopher Herwig):

13. Kootsi, Эстония. (Фото Christopher Herwig):

14. Мачехи, Украина. (Фото Christopher Herwig):

15. Чарын, Казахстан. (Фото Christopher Herwig):

16. Пицунда, Абхазия. (Фото Christopher Herwig):

17. Шымкент, Казахстан. (Фото Christopher Herwig):

18. Фалешты, Молдова. (Фото Christopher Herwig):

19. Тараз, Казахстан. (Фото Christopher Herwig):

20. Ниицику, Эстония. (Фото Christopher Herwig):

21. Саратак, Армения. (Фото Christopher Herwig):

22. Эчмидазин, Армения. (Фото Christopher Herwig):

23. Саратак, Армения. (Фото Christopher Herwig):

24. Ереван, Армения. (Фото Christopher Herwig):

25. Они еще функционируют, но могут скоро исчезнуть навеки. Такое сегодня больше вряд ли кто построит. Село Ростовановское Ставропольского края. (Фото Christopher Herwig):

Советские автобусные остановки от Кристофера Хервига (Christopher Herwig)

Впервые фотограф Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) обратил внимание на необычную архитектуру советских автобусных остановок в 2002 году. Хервиг путешествовал по Европе на велосипеде и по дороге из Лондона в Санкт-Петербург придумал себе испытание: делать хорошую фотографию каждый час. Именно тогда он стал замечать остановки причудливых форм в самых тихих и удаленных участках пути.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Абхазия, г. Гагра

Первые необычные остановки Хервиг увидел в Литве. Сначала ему встречались бетонные коробки с открытой передней частью, пастельными тонами своих стен напоминавшие кукольные домики. Постепенно дизайн остановок становился все более странным.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Абхазия, г. Пицунда

Встречались конструкции с величественными крышами над конусообразными колоннами, окрашенными в розовые и желтые цвета, остановки, в которых к основному укрытию были пристроены дополнительные своды.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Абхазия, г. Пицунда №2

На следующий год Хервиг оказался в Казахстане. Он работал над проектом, посвященным Великому шелковому пути, но также продолжал искать остановки. Здесь он понял, что на их оформление сильно влияет местная специфика.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Эчмиадзин

«Некоторые были абсолютно безумными, – рассказывает он. – Казалось, что каждая обладает уникальной личностью. Я начал понимать, что за железным занавесом и клише о Советском союзе, на которых мы были воспитаны на Западе, жили миллионы людей, которые мечтали и в своем творчестве преодолевали все границы обыденного».

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Саратак

Фотограф вернулся к остановкам советской эпохи через 12 лет. В поисках необычных архитектурных форм Хервиг проехал 14 стран бывшего СССР и почти 30 тысяч километров – на машине, велосипеде, такси, автобусах.

Читайте также:  Хальштатт, Как добраться до Австрийского села

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Саратак №2

Оказалось, что в советский период удаленные автобусные остановки становились плодородной почвой для творческих экспериментов местных художников. Похоже, что их авторов не ограничивали ни требования к стилю, ни бюджетные рамки. В результате среди остановок царит поразительное разнообразие стилей и форм, от строго брутализма до пышных причудливых узоров.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Ереван

Фотографии Хервига представляют самую полную и разнообразную коллекцию, посвященную архитектуре советских автобусных остановок. В проект вошли фотографии, сделанные в Казахстане, Туркмении, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Украине, Молдавии, Армении, Абхазии, Грузии, Литве, Латвии, Белоруссии и Эстонии.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Ереван №2

FUEL Publications представляет второе издание книги – ограниченный тираж первого разошелся очень быстро. Мартин Парр назвал «Советские автобусные остановки» одной из лучших фотокниг 2014 года.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Эстония, г. Каблакула

Кристофер Хервиг – канадский фотограф и видеооператор, за свою двадцатилетнюю карьеру он успел поработать в 90 странах. Кристофер добрался автостопом из Ванкувера в Кейптаун, путешествовал по Исландии пешком и сплавлялся по ее рекам, проехал всю Европу на велосипеде.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Эстония, г. Коотси

Сейчас его дом в Иордании, а среди прошлых мест жительства можно назвать Либерию и Казахстан. Хервиг фотографировал в самых удаленных местах планеты: на Памире, в дождевых лесах Западной Африки. Его работы публиковали GEO, CNN Traveler, Geographical и Lonely Planet.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Эстония, г. Наелавере

«Здесь есть определенная доля [утилитаризма]. Но она нетипична. … Как капризы в XVIII веке часто становились пробами новых архитектурных стилей, так и некоторые из этих оригинальных придорожных знаков были экспериментами со структурой и эстетикой, в них определенно хватает величия и дерзости», – пишет Джонатан Мидс (Jonathan Meades) в предисловии к книге.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Эстония, г. Ниитсику

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, Алтайские Горы

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. Аральск

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. Астана

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. Чарын

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. Шымкент

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. Талдыкорган

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Киргизия, г. Балыкчи

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Киргизия, г. Каракол

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Leliunai

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Мариямполе

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Рокишкис

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Skverbai

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Vosgeliai

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Молдова, г. Бельцы

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Молдова, г. Фалешты

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Молдова, г. Пэнэшешть

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Таджикистан, г. Турсунзаде

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Туркменистан, г. Мары

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Украина, г. Лелюхивка

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Украина, г. Мачухи

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Украина, г. Полтава

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Узбекистан, г. Термез

Книгу «Советские автобусные остановки» можно приобрести на сайте издательства FUEL Publishing.

Видео о книге Кристофера Хервига «Советские автобусные остановки»

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Старый Оскол, Россия. (Фото Christopher Herwig)

У канадского фотографа Кристофера Хервига есть необычная любовь — старые советские автобусные остановки. Он даже издал фотогнигу с одноименным названием. И вот вон вернулся сюда, чтобы найти материал для новой книги «Советские автобусные остановки. Том 2».

Второй том уже в продаже и в нем я обнаружил две интересные для себя фотки: во-первых это остановка в Старом Осколе, вот она на заглавной фотке в поста. Даже не знаю, как она попала в этот перечень нескольких десятков советских остановок со всей страны.

А во-вторых вообще удивительная остановка, в существование которой, я отказывался верить:

В книге указано, что это село Ростовановское Ставропольского края. (Фото Christopher Herwig):

Блин, вот нифига себе. Это может быть реальностью? Похоже ведь на “фотошоп”! Да это же почти как статую Темучжина в Монголии. Начал искать в интернете подробности про это село.

Обнаружил искомую остановку в другому ракурсе:

Да и вообще село оказалось странным:

Фото 2.

Напротив местного автогаража находится импровизированный музей техники, в том числе и военной, под открытым небом.

Фото 3.

Вся эта техника поддерживается в довольно приличном состоянии, видно, что краску стараются обновлять.

Фото 4.

В целом село производит очень приятное впечатление, везде чисто и ухоженно. Много людей имеют своё большое подворье. Даже визуально село очень сильно отличается от соседних сёл и станиц.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

А ещё у них есть зоопарк) ну по крайней был.. Волки, медведь.. Верблюды..

Едешь так мимо.. Поля, поля. Водохранилище и опа – стадо “верблюдей” пасется))

Всё это: памятники, техника, зоопарк – дело рук председателя колхоза – Затолокина Виктора Ивановича. Очень идейный и хваткий был руководитель!

Но вернемся к альбому с советскими остановками. Вот обложка второго выпуска:

А вот собственно само содержимое.

1. Саранск, Россия. (Фото Christopher Herwig):

2. Омск, Россия. (Фото Christopher Herwig):

4. Пеняны, Украина. (Фото Christopher Herwig):

5. Каменка, Россия. (Фото Christopher Herwig):

6. Квасилов, Украина. (Фото Christopher Herwig):

7. Анапа, Краснодарский край, Россия. (Фото Christopher Herwig):

8. Иваново, Россия. (Фото Christopher Herwig):

9. Пицунда, Абхазия. (Фото Christopher Herwig):

10. Аральск, Казахстан. (Фото Christopher Herwig):

11. Гагра, Абхазия. (Фото Christopher Herwig):

12. Каракол, Кыргызстан. (Фото Christopher Herwig):

13. Kootsi, Эстония. (Фото Christopher Herwig):

14. Мачехи, Украина. (Фото Christopher Herwig):

15. Чарын, Казахстан. (Фото Christopher Herwig):

16. Пицунда, Абхазия. (Фото Christopher Herwig):

17. Шымкент, Казахстан. (Фото Christopher Herwig):

18. Фалешты, Молдова. (Фото Christopher Herwig):

19. Тараз, Казахстан. (Фото Christopher Herwig):

20. Ниицику, Эстония. (Фото Christopher Herwig):

21. Саратак, Армения. (Фото Christopher Herwig):

22. Эчмидазин, Армения. (Фото Christopher Herwig):

23. Саратак, Армения. (Фото Christopher Herwig):

24. Ереван, Армения. (Фото Christopher Herwig):

Жемчужины советской архитектуры: необычные автобусные остановки в бывших республиках СССР

Советские автобусные остановки – мировой бренд. Ими любуется весь мир.

Этот остановочный павильон находится в Саранске. Остановка – “Электроламповый завод”.

Пицунда, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Канадский фотограф и путешественник Кристофер Хервиг проехал долгий путь сквозь бывшие Советские республики, чтобы запечатлеть уникальные в своем новаторстве и безумии сооружения – автобусные остановки. Такого разнообразия и такого почти личностного подхода к каждой остановке фотограф не встречал ни в одной другой стране. Посмотрите и вы на эти шедевры советской архитектуры.

Читайте также:  Город Эфес в Турции, где находится древний город

Пярну, Эстония. Автор фото: Christopher Herwig.

Каблакула, Эстония. Автор фото: Christopher Herwig.

Коотси, Эстония. Автор фото: Christopher Herwig.

Ниицуку, Эстония. Автор фото: Christopher Herwig.

Лелюнаи, Литва. Автор фото: Christopher Herwig.

Впервые Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) столкнулся с этим феноменом во время своего велосипедного тура по европейским странам. Наматывая километры от Лондона до Санкт-Петербурга, Кристофер натолкну на совершенно диковинное строение. Хедвиг был крайне удивлен его монструозности и тому диссонансу, который возникал от столь необычной конструкции, стоящей, по сути, посреди поля. Для кого был создан такой дизайнерский изыск? В чьем воображении родился этот феноменальный проект?

Пицунда, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Остановка в городке Пицунда, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Пицунда, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Гагра, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Саратак, Армения. Автор фото: Christopher Herwig.

Одной из причин, делающих эти остановки еще более уникальными, является тот факт, что все они были созданы в период расцвета СССР, который отличался пристрастием к брутальной практичности и крайним неодобрением к излишним дизайнерским дополнениям. Возможно, именно эти придорожные павильоны и были своеобразным символом бунтарского духа местных архитекторов и художников, желающих выразить себя и прорваться в своем творчестве сквозь унылые тенденции градостроительства.

Саратак, Армения. Автор фото: Christopher Herwig.

Ереван, Армения. Автор фото: Christopher Herwig.

Эчмиадзин, Армения. Автор фото: Christopher Herwig.

Аральск, Казахстан. Автор фото: Christopher Herwig.

Кристофер Хервиг потратил на создание альбома “Soviet Bus Stops” около 12 лет. Последний его тур был посвящен исключительно остановкам, он выискивал их на google.maps, расспрашивал местных водителей автобусов, таксистов, местных жителей, где могут находиться необычные придорожные павильоны. “Большинство из этих остановок скоро исчезнут. Мне кажется, их нужно сохранить, о них нужно помнить. В своей книге я собрал огромное количество фотографий советских остановок, и я надеюсь, это поможет в какой-то мере обессмертить этот уникальный феномен.”

Тараз, Казахстан. Автор фото: Christopher Herwig.

Караколь, Казахстан. Автор фото: Christopher Herwig.

Мары, Туркменистан. Автор фото: Christopher Herwig.

Турсунзаде, Таджикистан. Автор фото: Christopher Herwig.

Шымкент, Казахстан. Автор фото: Christopher Herwig.

Балыкчи, Киргизия. Автор фото: Christopher Herwig.

Чарын, Казахстан. Автор фото: Christopher Herwig.

Новые поступления:

Новая порция остановок:

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Украина, г. Полтава

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Узбекистан, г. Термез

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Leliunai

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Мариямполе

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Рокишкис

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Skverbai

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. Vosgeliai

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Молдова, г. Бельцы

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Молдова, г. Фалешты

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Молдова, г. Пэнэшешть

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Таджикистан, г. Турсунзаде

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Туркменистан, г. Мары

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Украина, г. Лелюхивка

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. Астана

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. Чарын

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. Шымкент

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. Талдыкорган

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, Алтайские Горы

Другие проектыГруппа АрхиЭстетов

Комментарии

Популярное за неделю

Средство массовой информации сетевое издание: интернет портал «Строительный эксперт» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-68926 от 7 марта 2017 г.

Главный редактор – Маливанов С.Ю.
Учредитель – ООО «Строительный Эксперт»
Адрес редакции – 129085, Москва, Проспект Мира, д. 101, оф. 230
Электронная почта редакции: info@ardexpert.ru
Телефон редакции: +7 (495) 380 3700

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт ardexpert.ru
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал ardexpert.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

12+ © 2014 — 2020, все права защищены. ООО «Строительный эксперт»
Политика обработки персональных данных

Экскурсия по автобусным остановкам и метро бывшего СССР – в объективе канадского фотографа

Крис Хервиг 17 лет фотографирует архитектуру и дизайн советских времён. Всё началось с челленджа «ни часа без фото».

Канадский фотограф Крис Хервиг проехал 50 тысяч километров на поезде, машине и велосипеде по странам бывшего СССР. Позже он добавил к этой дистанции 250 часов в метрополитенах семи стран постсоветского пространства. В этих поездка Хервиг сделал десятки тысяч снимков. В его объектив попадали люди, улицы, дома, природные пейзажи.

Но главным объектом фотоохоты стала транспортная сеть, а именно автобусные остановки и станции метро. Хервиг говорит, что жители зачастую не замечают остановок, относятся к ним как к данности и даже стараются не заходить внутрь. При этом проектирование остановок в СССР было отдельным видом искусства, сочетавшим в себе черты советского архитектурного модерна, рационализма и конструктивизма.

Получил диплом фотографа и отправился путешествовать по миру

Крис Хервиг – профессиональный фотограф.Так написано в его дипломе, который он в 1997 году получил в ванкуверском колледже Лангара. После учёбы Хервиг устроил себе путешествие по Восточному блоку (странам бывшего СССР, Чехословакии и Югославии), потому что это «дёшево и весело». Молодого фотографа привлекала идея смотреть оперы и балеты за 1-2 доллара. С тех пор Хервиг много путешествует. Он устраивал походы поперёк Канады, нанимался на грузовой корабль, чтобы сплавать в Кейптаун, а затем в Кению. Побывал в Египте, Израиле, Тибете, Непале и Австралии. Проехал по Транссибирской магистрали из Китая в Москву. Все эти поездки Хервиг совершал ради фото.

В 2002 году Крис Хервиг отправился в велопутешествие из Лондона в Санкт-Петербург. Он поставил себе цель: не только преодолеть всю дистанцию, но и делать по фотографии в час. Если ничего фактурного в глаза не бросается – нужно искать что угодно вокруг себя, достойное снимка. Именно этот челлендж помог Хервигу найти свою уникальную нишу, благодаря которой он позже издал два бестселлера и договорился с издательством на выпуск третьей книги.

Еда в странах СССР одинаковая, остановки – разные

Хервиг ведёт блог на своём сайте. Там он делает путевые заметки и пишет, что пейзажи вокруг дорог Латвии, Литвы, Эстонии и России очень медленно меняются. Поэтому канадский фотограф и обратил внимание на остановки. Каждая новая дорога в новой стране оборачивалась для него новой остановкой, чему Хервиг не переставал удивляться.

«Между 2003 и 2006 годами я жил в Казахстане и исследовал пять „станов“ бывшего СССР в центральной Азии: Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан, – рассказывает Хервиг. – Вдоль этих шёлковых путей я нашёл потрясающие автобусные остановки, часто возникающие посреди пустыни, степи или сельской местности, хотя вокруг не было никаких признаков населённых пунктов. Казалось, будто земля – пьедестал под остановкой, и ничто на бесконечном горизонте не спорит с тем броским заявлением, которое делает это строение».

Читайте также:  Скрытый пляж в Пуэрто-Вальярта, Мексика

Порой остановки встречались Хервигу через каждые 500 метров, хотя рядом не было ни деревень, ни городов. Что поражало Хервига ещё больше, остановки делали разными. Он вспоминает, что от Риги до Владивостока в любой столовой подавали одинаковую котлету по-киевски с абсолютно идентичным вкусом. «По какой-то причине с остановками всё наоборот», – говорит Хервиг.

«Художники видели в этом возможность заработать, одну из немногих. Они ухватились за эту возможность, использовали как можно больше материалов и воплотили как можно больше идей, – старается найти объяснение феномену фотограф. – Какие-то из этих остановок отвратительны, какие-то мрачны и неприветливы. Одни выглядят нормально или просто не так круто, как другие. Большинство действительно классных остановок встречаются «пачками».

Группировку остановок Хервиг объясняет тем, что в том или ином городе местные художники старались для себя. Они хотели оживить общественное пространство и сделать город чуть жизнерадостнее. Но это лишь догадки – Хервиг не проводил исследований. Он только фотографировал остановки, а почему они так выглядят «у него нет идей».

Наорали в Казахстане, чуть не сдали властям в Абхазии

Когда Хервиг добирался до города на своём пути, он разговаривал с местными и задавал вопрос: «Есть ли нарядные автобусные остановки здесь в округе?» Чаще всего на него смотрели с недоумением, но иногда он всё же получал ответ. Самыми полезными оказались водители и таксисты. Когда наводок не было, Хервиг мог взять такси и заплатить вперёд, чтобы его просто возили по дорогам, а он высматривал на обочине свою следующую «фотомодель».

Казалось бы, нет ничего криминального в том, чтобы фотографировать остановки, но у Хервига найдётся немало историй о недопонимании со стороны местных жителей. Например, в Литве, когда он фотографировал остановку, рядом остановился мини-автобус. Водитель вышел из-за руля и долго уговаривал не делать снимок. Хервиг вспоминает, что мужчина вел себя спокойно и не кричал, но долго не отставал от него. Возможно, его смущали мусор и общая угрюмость пейзажа. В итоге Хервиг всё-таки сделал фото.

«В Казахстане люди орали на меня так, будто я собираюсь сфотографировать самую ужасную часть их страны, уехать на Запад и рассказать всем, как ужасно в их стране. Я объяснял им, что всё не так. На самом деле это самое крутое, что есть в округе. Извинялся и доносил, что остановки очень крутые, вы просто этого не понимаете», – вспоминает Хервиг.

Самый экстремальный случай произошёл с фотографом в Абхазии. Вспоминая его, он говорит: «Это не страна, хотя и кажется таковой. У них есть закрытая граница, и они сами собой управляют около 20 лет. Они обустроились и пытаются стать независимыми от Грузии». Эти слова Хервиг говорил в интервью 2017 года, когда Абхазию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату и Сирия. Грузия продолжила считать Абхазию своей территорией.

Крис Хервиг рассказывает, что иностранцу попасть в Абхазию сложно, поэтому он приехал как турист, не заявляя себя как фотографа. По привычной процедуре Хервиг нанял таксиста, но тот быстро понял, что гость в Абхазии не совсем легально.

«Таксист постоянно спорил о сумме. Если бы он сдал меня властям, они бы узнали, что у меня нет разрешения. В конце дня таксист поднес руку к своей голове, будто держа пистолет, и сказал, что я должен заплатить ему 20 тысяч долларов. Иначе меня расстреляют. Ни один абхаз не мог пересечь границу с Грузией, а он вёз меня как раз к границе. Так что, водитель подумал, что я – грузинский шпион», – рассказывал Хервиг в интервью Vice.

Пришлось Хервигу объяснять, что он снимает автобусные остановки по всему СССР и к шпионажу дела не имеет. Вообще, передвигаясь по СССР фотограф выработал привычку иметь две карты памяти, одну из которых он всегда мог показать полиции и, если что, безболезненно отдать. Вторую карту памяти Хервиг прятал в штанах.

Иногда Хервиг брал в аренду машину, чтобы быть мобильнее. Он вооружался бумажной картой, брал с собой энергетики и отправлялся в путь. Если остановка встречалась ему на пути ночью, фотограф мог остановиться, чтобы дождаться восхода солнца и сделать снимку при лучшем свете.

Пятьдесят тысяч вместо десяти

Проект съёмки остановок растянулся на 12 лет. Некоторые снимки Хервиг публиковал у себя на сайте, но впоследствии решил сделать книгу с лучшими фотографиями. Тогда канадец создал проект на краудфандиноговой платформе Kickstarter, чтобы издать «делюкс-издание в твёрдой обложке». Хервиг заявил 10 тысяч канадских долларов (7500 американских долларов, 488 тысяч рублей) конечной целью. Желающих поддержать краудфандинг оказалось много – через платформу фотограф собрал 1500 предзаказов, а на счёт проекта перечислили больше 50 тысяч канадских долларов.

Книгу заказывали пользователи из Бельгии, Словакии, Нидерландов, Германии, Тайваня и других стран. Двенадцатилетней хронологией советских остановок заинтересовались в издательствах.

Kickstarter и Фейсбук стали основными площадками для продвижения, сбора заказов и объявлений о новых снимках. На обновления страницы Kickstarter подписаны больше тысячи пользователей, в Facebook число подписчиков превышает 10 тысяч. С фото автобусных остановок издано две книги. Обе они стали бестселлерами и переиздавались. Такой успех позволил Хервигу отправиться в новое путешествие, в котором он делал снимки для новой книги – про метрополитен.

Метро как рупор пропаганды

Съёмка в Московском метрополитене строго регламентирована. Профессиональная фотосъёмка на станции и в вестибюле должна согласовываться с администрацией заранее с указанием цели съёмки, объектов съёмки, даты, продолжительности и количества участников. Указываются данные вплоть до даты публикации.

Правила съёмки метрополитена не универсальны, они свои в каждом городе. В правилах подземки Нижнего Новгорода, Новосибирска и Екатеринбурга фотосъёмка не оговаривается. В Санкт-Петербурге разрешена фотосъёмка без вспышки, а со вспышкой – только с разрешения руководства. В метро Самары действовал официальный запрет на съёмку до 2010 года, пока его не отменили по требованию прокуратуры. Хервиг делал фото в Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Ереване, Ташкенте, Харькове, Кривом Роге, Баку и других городах. В некоторых из них запрет действовал вплоть до 2018 года.

Чтобы не испытывать судьбу, Хервиг поехал фотографировать метрополитен с камерой, которая не будет казаться профессиональной. Обычно он брал с собой штатив, но здесь решил обойтись без него. Он стремился изобразить станции немного заброшенными и использовать людей как связующий элемент, а не главный. Главным был дизайн станций.

Акцент на дизайне объясняется в аннотации к книге: «Если в Лондоне, Париже и Нью-Йорке всё выглядит просто, то здесь сеть путей использовалась как искусство пропаганды, смешавшее в себе скульптуру, архитектуру и живопись, вобравшие в себя византийскую, средневековую, барочную и коммунистическую традицию. Транслируется сообщение, что коммунизм всему коммунальному сообществу принесёт блага. Сегодня эти поразительные пространства остаются самой приближённой реализацией Советской утопии».

Хервиг накатал в метро 250 часов. Он отмечает, что чем дальше от столицы расположена система подземных поездов, тем проще украшены станции – зато вдали от столицы украшения выглядели оригинальнее и индивидуальнее. Одни станции были оформлены в стиле древнего Египта, другие в греческом стиле, третьи рассказывали об освоении космоса.

«В некоторых городах метро – самая красивая достопримечательность», – говорит Хервиг.

Ссылка на основную публикацию