Стена Троллей в Норвегии, фото и описание

Стена Троллей

Стена Троллей
Местоположнение:Норвегия, Romsdal
Высота:1748 метров

Стена Троллей (Trollveggen, Trollwall) — часть горного массива Trolltindene в Норвегии в долине Romsdal, неподалеку от городка Andelsnes. Имея протяженность 1100 метров, является самой большой вертикальной скальной стеной в Европе. В самых крутых местах вершина нависает над основанием почти на 50 метров.

Район Romsdal, находящийся на западном побережье Норвегии, известен своими крутыми скалами, глубокими долинами и живописными видами. Летом в этих местах часто господствует сырая погода с Атлантического океана и тогда, невероятные водопады устремляются вниз по гранитным стенам. Зимой световой день очень короткий, температура низкая и водопады превращаются в многометровые ледовые колонны, некоторые из них уже были пройдены любителями ледолазания. Практически на все основные вершины района проложены впечатляющие скальные маршруты.

Но главным объектом в районе всё же является Стена Троллей. Основная горная порода здесь – гнейсы. Стена очень мало освещается солнцем даже летом, поэтому многие трещины забиты льдом. Скалы довольно не прочные. Обычным делом являются сильные камнепады. В теплые летние дни снег на полках и других выступающих элементах рельефа начинает таять, увеличивая опасность камнепадов и поливая скалы водой. Большой проблемой на всей стене является ориентирование на маршруте. Кроме этого, реальную угрозу могут представлять возможные здесь резкие перемены погоды, влажные и скользкие скалы, камнепады.

Содержание

История

В 1960-х 1970-х годах, когда совершались легендарные восхождения в Йосемитах, на другом конце света альпинисты штурмовали 1100 метровую Северную стену скандинавской вершины. На первый взгляд, стена кажется очередным скальным выступом в глубоком и величественном гранитном каньоне. Потом взгляду открываются “тролли” – скальные шпили и башенки, обрамляющие вершину Trollrygen. Существует много легенд, возможно, тролли, которые некогда населяли эту прибрежную горную страну и которые по сей день являются героями местных преданий, были превращены в камень за свои грехи. Каждый из этих шпилей имеет свое название, как например Trollkjerringa, что переводится как “жена тролля”. Под ними раскинулась огромная стена: колоссальные углы, карнизы, системы трещин. Она и притянула к себе внимание альпинистов.

В июле 1965 года норвежская и британская команды одновременно подошли к подножию стены. Основной задачей в тот момент было в большей мере обнаружение приемлемого пути к вершине, нежели совершение истинных скалолазных подвигов. Четверо норвежцев начали работать на линии, проходящей по очевидному внутреннему углу и системе желобов в левой части стены. Это историческое восхождение заняло 11 дней. Маршрут повторяли крайне редко. Он приобрел славу не столько сложного, сколько очень опасного маршрута из-за большого количества “живых” камней в желобах. Большие трудности у первопроходцев возникли всвязи с использованием мягких крючьев, которые было очень трудно вытаскивать. По этике, принятой в горах Норвегии, на маршруте нельзя оставлять снаряжение. Суровый норвежский принцип, охраняющий первозданность этих стен в наши дни, категорически запрещает оставлять на горе различного рода альпинистский мусор, такой как закрепленные веревки после спуска с неудачной попытки восхождения и тому подобное.

Команда, состоявшая из трех английских альпинистов, приняла решение пройти более прямую линию в центре стены. После образцовой прокладки маршрута по сомнительным системам трещин, траверсов, вслепую, вокруг отделяющихся от основной стены колонн, преодоления длинных стенок, перекрытых впечатляющими карнизами, трудность некоторых из которых соответствует современным высшим категориям свободного и искусственного лазания, они достигли вершины за 5 дней непрерывной работы. Их маршрут, известный теперь под названием Rimmond route, стал самой популярной линией на стене. В наше время его обычно ходят за 1 день.

В 1967 году французская команда прошла красивую диретиссиму по центру самой крутой части скалы. Альпинисты в течении 21 дня провешивали веревки к вершине и оторвались только на последние 200 метров. В 1971 году целеустремленная британская команда прошла французский маршрут в плохую погоду за 8 дней. За прошедшее время было совершено довольно много попыток прохождения стены вообще и французской линии в частности, но очень не многие из них были успешными.

В 1972 году, в борьбе за легкий стиль восхождений, альпинист-поэт Ed Drummond со своим напарником Hugh Drummond (просто однофамильцы) поставили перед собой задачу пройти новый маршрут по самой крутой части стены без использования осадной техники. Это восхождение стало настоящей проверкой альпинистов на “прочность”. Имея запасы продуктов всего на 12 дней, друзья были вынуждены пережидать яростные шторма, которые заставляли их целыми днями просиживать в ненадежных гамаках или на узеньких полочках. После 20 дней борьбы совершенно изнуренные альпинисты вышли на вершину. В течение последних 3 дней на стене у них не было ни воды ни еды. Они назвали свой маршрут “The Arch Wall”.

С тех пор на Стену Троллей было проложено ещё 6 новых маршрутов. Потенциал стены до сих пор не совсем раскрыт. Все из более чем десяти имеющихся маршрутов проходят по основным очевидным системам трещин, но есть возможность прохождения новых линий с применением современной техники ИТО. Некоторые маршруты сейчас предлагают отличные участки, где ИТО можно заменить сложным и опасным свободным лазанием. Как и везде в мире, на Стене Троллей наблюдается тенденция к прохождению маршрутов максимально свободным лазанием. Другим интересным направлением является прохождение уже существующих маршрутов зимой. Зимние условия в районе Стены Троллей очень сложные и по суровости своей могут конкурировать со многими горными районами мира.

Бейс – джампинг

Стена Троллей также известна как излюбленное мето для прыжков бейсеров. Это одно из мест, где зародилась эта активность. В 1980 году фин Jorma Öster совершил первый прыжок с парашютом со Стены Троллей. После него, до 1986 года было совершенно 300-400 прыжков со стены. Однако с 25 июля 1986 года власти запретили прыжки со Стены Троллей. В основном, это было вызвано тем, что на заре развития бейс-джампинга парашютное снаряжение было плохо приспособлено к прыжкам с различных объектов, кроме того, бейсерам приходилось искать удобные места для прыжков буквально методом проб и ошибок, что привело к большому количеству несчастных случаев за относительно короткий промежуток времени. Однако с применением костюма “крыло” прыжки с массива Trollveggen стали менее опасными. В случае если неудачливый бейсер останется на стене, его часто невозможно снять с помощью вертолета, и спасателям приходится лезть на стену, рискуя собственными жизнями. Рискованность спасательных операций также стала одной из главных причин введения запрета. Похоже, что в обозримом будущем его отмены ждать не следует. Несмотря на жесткие санкции (большой штраф в случаи поимки прыгуна), бейсеры продолжают совершать захватывающие прыжки со Стены Троллей.

Сезон

Хорошая погода в районе Стены Троллей стоит с мая по октябрь, однако лучшее время для восхождений – июль и август. На погоду здесь влияет близость побережья и течения Гольф Стрим. Обычным явлением является облачность и моросящий дождь, поэтому многие восхождения проходят именно в таких условиях. Как правило, требуется несколько дней после шторма, чтобы стена пришла в оптимальное для восхождений состояние.

Снаряжение

Набор необходимого снаряжения сильно разнится в зависимости от выбора маршрута. На “быстрых” маршрутах (Rimmond Route, Шведский маршрут) достаточно будет небольшого рюкзачка и снаряжения для свободного лазания. На более сложных маршрутах, таких как Arch Wall, понадобится большой набор разнообразного железа, платформа, горелка, бивачное снаряжение, запасы воды и еды на 10-12 дней и так далее.

Дорога и проживание

Andalsnes является центром всего горного района Romsdal. Сюда ходят поезда из Осло. Стена Троллей и многие другие альпинистские и скалолазные объекты находятся всего в нескольких километрах от Andalsnes. Организацией туризма в этом районе занимается компания AAK Fjellsportsenter, которая предлагает путешественникам самые разнообразные услуги, вплоть до обучения скалолазанию, ледолазанию и горным лыжам. В районе есть несколько хижин и кемпингов. Кроме того, не стоит забывать, что в Норвегии можно ставить палатку везде, где это не запрещено в отдельном порядке (национальные парки, частные владения, сельскохозяйственные угодья и тому подобные места). Из России до Норвегии и в частности до Стены Троллей часто добираются на машине через территорию Финляндии (сюда и визу проще получить!), потом на пароме до Норвегии (чтобы не жечь дорогой европейский бензин), а там опять на своей машинке до места.

Стена Троллей

На западном побережье Норвегии, в долине Ромсдален, находится уникальная часть горного массива Тролтиндэн (Trolltindene), которая называется Стена Троллей (Trollveggen или Trollwall). Она считается очень сложной для восхождения и тем самым привлекает сотни альпинистов ежегодно.

Стена Троллей в Норвегии относится к Big Wall (Большая стена). Ее максимальная высота составляет 1100 м над уровнем моря, а самый большой перепад достигает 1700 м. По своим размерам гора занимает первое место в Европе.

Данный массив имеет особенное геологическое строение, для которого характерны обвалы и частые камнепады. Самый крупный произошел в 1998 году, когда отвалившиеся горные породы довольно сильно изменили проложенные альпинистские маршруты.

В 1965 году стена Троллей впервые была покорена группами альпинистов из Норвегии и Великобритании. Два отряда штурмовали скалы с разных сторон:

  • Норвежцы (Йон Тэйгланд, Одд Элиассен и Оле Энерсен) поднимались 11 дней с левой стороны горного массива;
  • Британцы (Билл Твидэйл, Джон Эмэтт и Тони Ховард) выбрали для покорения центр стены Троллей и справились за 5 дней. Этот маршрут сегодня называется Риммонд (библейская скала) и считается самым популярным среди альпинистов.

В настоящее время на вершину достопримечательности ведут 14 маршрутов. Они отличаются степенью сложности и длиной. Некоторые из них могут преодолеть за пару дней даже начинающие альпинисты, а другие – требуют профессиональной подготовки, занимают до 2-х недель и считаются опасными для жизни.

Совершать восхождение лучше всего в период с июля по август. В это время стоят белые ночи и самая благоприятная погода, на которую влияет течение Гольфстрима. Правда, переменная облачность, мелкий дождь и туман будут сопровождать туристов постоянно. Во время шторма и несколько дней после него подниматься на стену Троллей в Норвегии запрещено.

Летом в данном районе преобладает сырая и дождливая погода, но водопады наполняются водой и радуют глаз своими красивыми бурлящими потоками. В зимнее время температура воздуха здесь очень низкая, световой день короткий, а горы покрываются снегом. В этот период к стене Троллеи устремляются любители ледолазания, для которых также проложены живописные маршруты.

Бейсджампинг на Cтене Троллей

Горный массив считается популярной вершиной среди бейсеров. При этом из-за выступов, достигающих 50 м, бейс-прыжки бывают трудными, а порой даже опасными. Здесь в 1984 году трагически погиб Карл Бениш – родоначальник этого вида спорта.

Со временем несчастные случаи неоднократно повторялись. В 1986 году власти Норвегии запретили совершать бейс-прыжки со стены Троллей. Штраф составляет около $3500 с конфискацией всего снаряжения. Правда, многих экстремалов этот закон не останавливает, и они все равно рискуют своей жизнью.

Собираясь подняться на стену Троллей, берите с собой спортивную обувь и удобную теплую непромокаемую одежду. Также не забудьте захватить воду и еду, чтобы подкрепиться перед обратным спуском.

На вершине горного массива оборудована специальная смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид. Фото, сделанные здесь, надолго сохранят эти сказочные пейзажи.

Удобней всего к стене Троллей в Норвегии добираться из города Ондалснес. Ехать нужно на автомобиле по дороге Е136 до подножия горы. Расстояние составляет 12 км. Дальше необходимо подниматься по серпантину до туристического комплекса. Это можно сделать самостоятельно или арендовать такси.

С этой точки начинается восхождение. Для тех, кто желает спокойно подняться на вершину, проложена безопасная туристическая тропа. Она проходит через острые каменные пики, сквозь туман и облака. Продолжительность маршрута составляет около 2-х часов в одну сторону.

Дорога Троллей

Норвегия удивляет и поражает обилием разнообразных природных достопримечательностей: фьорды и водопады, горные озера и стремительные реки, причудливой формы горы со снежными шапками на вершинах и ярко-зеленые долины сменяют друг друга. Но, наверно, как бы вы не составили свой маршрут, он обязательно пройдет через одну из самых популярных и часто посещаемых достопримечательностей этой страны – Trollstigen, Лестницу (или Дорогу) Троллей. Рассказывает Марина Петренко:

Кто такие тролли?

В Норвегии много географических названий так или иначе связанных со сверхъестественными существами из скандинавской мифологии троллями: Дорога Троллей (Trollstigen), горный массив Стена Троллей (Trollveggen), гора Колпак Тролля (Trollhetta), есть даже шуточный дорожный знак «Острожно, тролли!»

Как правило, тролли — это такие уродцы, отличающиеся большущим носом. Они могут быть и совсем маленькими, и огромными. Это горные духи, рождающиеся из скал и превращающиеся на солнце в камень.

Тролль в городке Лом

Во время путешествия вы обязательно встретите больших и маленьких каменных и деревянных троллей. Фигурки троллей, футболки с их изображением, магниты – главный сувенир, который туристы привозят из Норвегии.

Тролль на набережной Гейрангера

Как появилась дорога-достопримечательность?

Дорогу Троллей, конечно же, построили не эти мифологические существа, а люди. Но это такое невероятное чудо инженерного искусства, что с трудом верится, что человек мог создать эту трассу без вмешательства сверхъестественных сил.

Языки дороги Троллей

Лестницей Троллей называется одна из 18 национальных туристических дорог Норвегии, являющаяся частью автодороги № 63. Она соединяет два населенных пункта Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall), расположенные по разные стороны протяженного горного массива. Технический проект трассы разрабатывал дорожный инженер Нильс Ховденак (Nils Hovdenak). Строилась дорога в течение 8 лет и была торжественно открыта королем Норвегии Хоконом VII в 1936 году. Местные жители попросили короля дать новой автотрассе название, после чего она и была названа «Лестница Троллей».

На карте дорога выглядит вот так:

Лестница Троллей на гугл-картах

Она представляет собой 11 языков серпантина с крутыми поворотами, мостами через бурные речки, в том числе мостом, под который падает 180-метровый водопад Стигфоссен (Stigfossen).

Водопад Стигфоссен у дороги Троллей

На подъеме в некоторых местах наклон дороги составляет до 12%, а ширина не превышает 3,3 метра. Имеется даже ограничение на длину транспортного средства. Если учесть, что сразу за дорогой практически без обочины начинается пропасть, достигающая в некоторых местах до 200 метров глубины, а предохранителями-ограничителями являются лишь невысокие природные камни вдоль дороги, то можно представить, какие острые ощущения испытываешь во время езды по этой дороге.

Камни вместо отбойников

Как ехать?

Сразу хочу обрадовать, что парковки у начала и конца дороги Троллей, смотровые площадки и проезд по самой дороге бесплатны. По Дороге Троллей можно проехать в двух направлениях и какое выбрать, решать вам.

Если Вы направляетесь к этой дороге со стороны Гейрангера или Олесунна, то дорога № 63, вьющаяся между заснеженных гор, сама по себе будет невероятно красива.

Живописная дорога №63

Периодически вдоль дороги попадаются маленькие пирамидки Троллей, сложенные туристами из камней.

Пирамидки Троллей у дороги №63

Дорога приведет вас к большой парковке у современного туристического центра с сувенирными магазинами, кафе, туалетом.

Парковка у начала дороги троллей

За парковкой расположен красивый ступенчатый искусственный водоем с чистейшей водой.

Искусственный водоем у парковки

От него проложена дорожка к смотровой площадке, нависающей над пропастью.

Дорожка к смотровой площадке

Тут самое высокое место дороги Троллей (858 метров над уровнем моря) и сразу несколько смотровых площадок, с которых открывается просто головокружительный вид на долину и петляющую по склонам горного хребта дорогу.

Под смотровой площадкой пропасть 200 метров в глубину.

Причем сверху видно ее всю и вы имеете возможность сначала полюбоваться пейзажем и понять, что вам вскоре предстоит преодолеть, а потом уже проехать по дороге Троллей.

Дорога Троллей во всей красе

Если же вы направляетесь к дороге Троллей со стороны автомагистрали Е136 (Осло или Ондалснес), то вы окажетесь в самой нижней точке дороги Троллей и, как ни удивительно, тоже увидите ее всю, а потом преодолеете ее на подъеме. Нам показался более логичным первый вариант, но тут, как говорится, на вкус и цвет…

Когда ехать?

Дорога Е136 в районе Лестницы Троллей не круглогодичная. Гарантированно она открыта в три летних месяца. Время открытия и закрытия дороги каждый год варьируется в зависимости от погоды и высоты снежного покрова. Прежде чем ехать, советую посмотреть актуальное состояние дороги тут . Здесь же имеется статистика по годам, которая несомненно пригодится при планировании путешествия.

Вас может поджидать и вторая неприятность, которую, к сожалению, нельзя предсказать заранее. Погода в Норвегии капризна и переменчива, часты дожди и туманы, низкая облачность. В такую погоду на дорогу Троллей лучше не ехать просто потому, что вы почти ничего не увидите и уж точно не получите тех ярких и острых ощущений, как при хорошей ясной погоде. Могу посоветовать предварительно посмотреть почасовой прогноз погоды в районе дороги Троллей на норвежском погодном сайте .

Ну а про саму дорогу можно дополнительно почитать тут .

Что еще посмотреть рядом?

Если вы едете к дороге Троллей по 63 дороге со стороны Гейрангера, не пожалейте времени и остановитесь в интересном местечке Гудбрандсювет (Gudbrandsjuvet). Большая бесплатная парковка находится прямо у трассы.

Гудбрансювет

Гудбрандсювет – это небольшое очень узкое ущелье, порядка 5 метров в ширину и 20 в глубину, через которое протекает горная речка Валдола.

Голубая речка Валдола

Сложно произносимое для русского человека название Гудбрандсювет это место получило в начале XVI века. Согласно старинным преданиям норвежский юноша по имени Гудбранд за свои проделки был объявлен вне закона и вынужден был бежать от своих преследователей. Его невеста согласилась пуститься в бега вместе с ним. Спаслись они, перепрыгнув через очень глубокий овраг в самом узком месте, и поселились в маленькой хижине в долине у реки. С тех пор место это с оврагом стало называться Гудбрандсювет. а долина, где жили беглецы, и по сей день называется Гудбрандсдален.

Бурная речка образовала в мягких горных породах вымоины и причудливые изгибы, а люди обустроили над ущельем металлические мостки и смотровые площадки, с которых открываются красивые виды.

Вода в речке ярко-голубого цвета в окружении белого кружева пены и яркой зелени склонов ущелья смотрится просто изумительно. Около ущелья имеется кафе с полностью стеклянной стеной, обращенной к ущелью, и небольшой сувенирный магазин.

Подробнее про Гудбрандсювет можно прочитать здесь .

Стена Троллей

Еще одна природная достопримечательность ожидает вас уже после преодоления дороги Троллей на пути к автомагистрали Е136. Это Стена Троллей (Trollveggen) – вертикальная отвесная скала протяженностью более километра и высотой 1795 метров. Она считается самой большой вертикальной скалой Европы и входит в список «Big Wall» самых сложных горных стен в мире для покорения альпинистами.

Стена Троллей видна прямо с автотрассы. В этом месте обустроена большая бесплатная парковка, но вот только не каждому эта стена показывается во всей красе. Нам повезло с дорогой Троллей, а вот Стена Троллей оказалась спрятанной за низкими облаками.

Стена Троллей в облаках

Ну что же, мы не в обиде. Будет повод еще раз вернуться в Норвегию.

Где остановиться рядом с Лестницей Троллей?

Даю ссылки на , где можно заночевать поблизости.

Trollstigen Resort – недорогие домики-кабинки.

Setnes Feriesenter – недорогой кемпинг прямо на берегу фьорда.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Men’s Health. Журнал

Стена троллей (норв. Trollveggen) — часть горного массива Тролтиндэн на западе Норвегии (неподалеку от городка Ондалснес, губерния Мёре-ог-Ромсдал). Отвесная каменная стена высотой до 1100 метров — один из самых высоких объектов такого рода в Европе.

Что там делают

1. Прыгают

Летом 1980 года финн Йорма Естер надел парашют и первым спрыгнул со Стены троллей. Слух об этом событии разнесся быстро, живописное и суровое место мгновенно стало популярно у бейсджамперов. Впрочем, в 1986 году, после нескольких смертельных случаев, норвежские власти прыжки запретили и больше не разрешали: сейчас, например, штраф составляет 3,5 тысячи долларов (а еще у тебя конфискуют все оборудование). Впрочем, самых отчаянных прыгунов это не останавливает: скажем, в августе 2001 года легендарный российский бейсджампер и мастер спорта по парашютному спорту Валерий Розов слетел со Стены троллей в костюме-крыле (за что мы его, естественно, осуждаем). Рассказ Розова об этом приключении ищи ниже, в разделе «Личный опыт».

2. Карабкаются

«Большая стена» (Big Wall) — класс альпинистских восхождений, цель которых — забраться на вершину по бескомпромиссно отвесной стене, скальной или ледовой. Big — потому что такая стена должна быть высотой 1000 и более метров. Смельчаки неделями карабкаются вверх, ночуя в подвешенном состоянии (в 1950-х для этой цели использовали гамаки, позже разработали специальные платформы). Летом 1965 года норвежская команда во главе с 22-летним Оле Даниэлем Энерсеном первой забралась на вершину, потратив на это 11 дней. А в 1997 году российский альпинист Александр Ручкин вместе с напарником Юрием Кошеленко проложил новый маршрут по центральной части Стены троллей, о чем написал в своей автобиографии (смотри в разделе «Личный опыт»).

3. Гибнут

7 июля 1984 года именно здесь разбился американец Карл Бениш, его еще называют «отцом бейсджампинга». Считается, что именно он и придумал этот акроним B.A.S.E.: B — building (здание), A — antenna (антенна), S — span (перекрытие, мост), E — earth (земля) — чтобы стать настоящим бейсером, считал Карл, нужно прыгнуть с каждой из этих букв. Первый бейспрыжок Карл сделал в 1978 году (в 37 лет) с вершины Эль-Капитан в Калифорнии. А еще Бениш одним из первых в мире стал делать из своих бейспрыжков профессиональные фильмы. Погиб 43-летний Карл, тоже снимая кино: шагнул вниз со Стены троллей, через несколько секунд его закрутило и ударило об скалу. Говорят, что снятую в тот день пленку, последние мгновения жизни Карла, засветили его друзья — те, которые были с ним тогда на горе.

4. Идут пешком

Чтобы покорить Стену троллей, тебе совсем не обязательно быть отчаянным экстремалом — ночевать, зависнув над пропастью, или лететь с парашютом вниз. С одной стороны этой горы — та самая полная испытаний стена, с другой — склон, по которому можно спокойно добраться до вершины. Вот что тебе нужно: оказаться в норвежском городке Ондалснес, а оттуда минут за двадцать добраться на машине до подножия Стены. Езжай по серпантину как можно выше (до туристического комплекса), а дальше иди пешком пару часов по вполне комфортной туристической тропе. Сам не заметишь, как окажешься на самом верху, среди тумана и острых каменных пиков. Норвежцы, кстати, уверяют, что эти пики — окаменелые подземные тролли, которых коснулись солнечные лучи.

Личный опыт

Валерий Розов

«От автомобильной дороги до точки старта на Стене троллей идти всего часа два, это сложно назвать серьезной экспедицией. Погода была отвратительная, там часто такая. Дождь льет, сыро, все время наползает туман. Но это был один из первых моих европейских прыжков, и я наслаждался пейзажем — в этих местах действительно очень красиво.

А вниз я шагнул метров на сто ниже самой высокой точки. Стена троллей — это такой огромный зубчатый забор, там можно прыгать в нескольких местах. На земле оказался через 55 секунд. Не могу сказать, что с точки зрения бейсджампинга это было как-то особенно сложно. С ветром особых трудностей нет, с приземлением — тоже. Самая главная задача — соблюдать предосторожности, чтобы тебя не поймали».

Александр Ручкин

«Хоть стена северная и солнце на ней бывает только рано утром всего один час, снега и воды нет, поэтому приходится брать воду с собой, а это 30 кг. Первым идти нелегко, все щели забиты землей, отовсюду торчит буйная растительность. Приходилось сначала заниматься земледелием — чистить камни, пытаясь выяснить, щель ли это вообще и можно ли сюда ставить страховку.

Наши руки и лица постоянно грязные, а из штанов каждый вечер высыпаешь то, что в течение дня засыпалось за шиворот. Зато один из плюсов Troll Wall — это белые ночи. Нет того предвечернего аврала, когда заработался и на тебя свалилась ночь, и в кромешной тьме делается ночевка. Здесь можно работать и ночью».

Стена Троллей

Стена Троллей (норв. Trollveggen, Trollwall) — часть горного массива Тролтиндэн (норв. Trolltindene). Расположена на западном побережье Норвегии, в районе Рамсдаль. Имеет высоту 1100 метров над уровнем моря. Самая высокая каменная стена в Европе.

Стена Троллей входит в группу «Big Wall». Туда также входят стены Транго Тауэр, Эль-Капитан и другие — это самые знаменитые и сложные для альпинисткого восхождения стены в мире. В этой местности имеют место частые обвалы. Один из самых крупнейших произошел осенью 1998 года. Отвалившийся кусок скалы радикально изменил некоторые из альпинистских маршрутов.
История восхождений

Впервые на стену троллей одновременно поднялись в 1965 году Норвежская и Британская команды. Норвежская группа, состоящая из Оле Даниэль Энерсен, Лейфа Норман Петерсона, Ода Элиассена и Джона Тэйглэнда, закончила восхождение на один день раньше британской (Джона Эмата, Тони Ховарда, Тони Николлса, Билла Твидэйла), которая со своей стороны создала самый популярный маршрут на стене, маршрут Риммон.

Первое зимнее восхождение на стену произошло в марте 1974 года. Сборная Польши добралась до вершины за 13 дней, повторив французский маршрут, проделанный в 1967 году.

Сейчас на стене имеется 14 маршрутов разной длины и степени сложности. Некоторые можно преодолеть без специальной подготовки за один-два дня, покорение других может занять несколько недель и связано с риском для жизни.

Стена Троллей пользуется большой популярностью у бейсеров. В то же время она является одним из самых сложных объектов для бейс-прыжков из-за выступов, достигающих порой 50 метров. Впервые бейс-прыжок там был совершен в начале восьмидесятых годов. В 1986 году норвежские власти издали закон о запрете бейс-прыжков на этом объекте вследствие большого количества несчастных случаев, хотя многих это не остановило. В результате прыжка со Стены Троллей в 1984 году погиб родоначальник бейсджампинга Карл Бениш.

Норвегия

В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия – страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень – на зиму, а зима – на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии – от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала &laquoЦерковная кафедра&raquo ( Prekestolen ) – горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия – вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы – столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии – с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.

Дорога Троллей, Ромсдален и Ондалснес

Дорога Троллей — одна из самых известных картинок Норвегии. Фотографии, сделанные со смотровой площадки над крутым серпантином часто можно увидеть в путеводителях и блогах по Норвегии. Это чудо современного дорого-строительства размещено в сердце горной Норвегии — долине Ромсдален. Маленький городок Ондалснес — негласная столица региона расположена в 15 километрах от Тролльстигена на берегу Ромсдалсфьорда, в месте где фьорд рассекает долину рекой Раума. Здесь однозначно стоит сделать остановку тем, кто не против лишний раз прочувствовать приток адреналина в крови, спускаясь на велосипеде по крутому серпантину или поднимаясь высоко в горы по крутым склонам хребта Ромсдалсегген.

Не пропустите в долине Ромсдален

  • Полюбуйтесь совершенно прекрасными видами, которые открываются с дороги Гейрангер — Тролльстиген.
  • Поднимитесь на смотровую площадку над Дорогой Троллей, чтобы сделать свое прекрасное фото одной из самых фотогеничных серпантинных дорог мира.
  • Преодолейте на электро-велосипеде 11 крутых поворотов на пути к самой высокой точке Дороги Троллей, припаркуйте велосипед возле смотровой площадки и поднимитесь пешком к озеру Bispevatnet, прежде чем испытать свои нервы в бешеном вело-райде вниз по серпантину Дороги Троллей.
  • Поднимитесь на смотровую площадку Рампестрекен, с отвесного моста которой открывается чудесный вид на Ромсдалсфьорд.
  • Узнайте, наконец, где же прячутся все тролли, побывав у стены Троллей — самой крутой вертикальной скалы Европы.
  • Прокатитесь на поезде через долину Ромсдален и/или полюбуйтесь видами старого железнодорожного моста, эффектно проложенного через горное ущелье.
  • Пройдите по хребту Ромсдальсегген — одному из самых зрелищных треккинговых маршрутов Норвегии или поднимитесь на гору Литлефьелет — по простенькому но мега-живописному маршрут «для чайников».
  • Посетите Норвежский Альпийский центр в Ондалснес, который вы легко узнаете по современным формам, выделяющимися на фоне традиционных деревянных домов.

Национальная дорога Гейрангер — Тролльстиген

Гейрангер — Трольстиген, наверное, самая популярная и известная видовая дорога Норвегии. Обязана своей популярностью эта дорога как серпантинной дороге орлов и смотровым площадкам Гейрангера, так и зрелищной дороге троллей (Тролльстиген) — крутому серпантину с одиннадцатью поворотами на участке порядка 5 километров.

Общая протяженность дороги — 104 км. Условно ее можно разделить на две части Гейрангер — Эйдсдаль (Eidsdal) и Вальдален (Valldalen) — Ондалснес (Åndalsnes), которые соединены паромным сообщением Eidsdal — Valldalen. Самая живописная часть дороги начинается на въезде в горный массив Троллей, где-то в 20 километрах от деревни Вальдален. Если вы путешествуете на машине, на выезде из региона Вальдален сделайте остановку возле ущелья Gudbrandsjuvet, к которому проложена видовая площадка (примерно в 15 км от паромной переправы, смотрите знаки на главной дороге).

Дорогу через горы Троллей словами описать сложно. Поросшие мхом каменные скалы, десятки мелких водопадов, стекающих по склонам гор, темные воды горных озер, куполообразные пики.. Вдоль дороги на въезде в долину довольно много парковочных карманов, в принципе, здесь можно оставить машину и прогуляться по пологим холмам. Чем ближе к Тролльстиген, тем круче и уже становится дорога. В самой высокой точке, с которой начинается серпантин Тролльстиген оборудована большая смотровая площадка. Дальше — спуск вниз по серпантину, от которого еще порядка 15 километров до городка Ондалснес.

Весь путь собственным ходом на машине с остановками занимает не менее 3-х часов, поэтому планируйте соответственно.

Дорога открыта только в летний период (с конца мая по октябрь).

Смотровая площадка над Дорогой Троллей

Смотровая площадка над Дорогой Троллей — сама по себе достопримечательность. От парковки до собственно смотровой площадки, нависающей на высоте 200 метров над Тролльстиген проложена довольно длинная пешеходная тропа. В дизайне архитекторы умело соединили сталь, дерево и камень, вписав современное архитектурное решение в окружающий ландшафт.

Добраться до Тролльстиген можно на машине или автобусе из Гейрангер по национальной дороге Гейрангер — Трольстиген, либо из Ондалснеса на арендованной машине, автобусе, электро-велосипеде или с местным туром. Парковка у смотровой площадки большая и бесплатная.

Треккинги по горам Троллей

В инфо-центрах Гейрангера и Ондалснес можно взять карту с пешеходными маршрутами по горам Троллей, со стартом от смотровой площадки Трольстиген. Самый простой маршрут ведет к озеру Bispevatnet — очень живописная часовая прогулка. Самый серьезный (красный) маршрут Stabbeskaret ведет через горный массив к краю Стены Троллей (смотрите ниже). Этот маршрут требует хорошей физической формы, правильной обуви и опыта горных походов. Планируйте не менее 6 часов на маршрут (туда и обратно).

В принципе, запланировав остановку хотя бы на час на Трольстигене, можно в удовольствие прогуляться по горным тропам Троллей. Это место прекрасно…

На велосипеде по Дороге Троллей

Если раньше поездка на велосипеде по Дороге Троллей была доступна только опытным и выносливым велосипедистам, то сегодня, благодаря наличию в Ондалснесе аренды электро-велосипедов, это удовольствие доступно любому, кто умеет водить велосипед и справляется с минимальными нагрузками. Арендовать велосипеды можно через местный инфо-центр. Электро-велосипеды предлагает также Hotel Aak, который к тому же организовывает вело- и комбинированные туры по Дороге Троллей.

Треккинг по хребту Ромсдальсегген

Треккинг по хребту Ромсдальсегген (Romsdalseggen) — один из самых зрелищных треккингов региона фьордов Норвегии. Это сложная тропа, только для тех, кто имеет опыт горных походов и не боится высоты. Местами тропа очень крутая — придется карабкаться, часть тропы проходит по очень узкому хребту. Спуск с тропы может быть скользким (особенно после дождей). В плохую погоду воздержитесь от треккинга.

Тропа начинается возле паркинга Vengedalen (в 12 км от Ондалснес) и заканчивается на спуске с тропы Рампестрекен в черте города. Занимает треккинг около 6-7 часов без остановок. К месту старта из города курсирует автобус (от автобусной станции в 9.30, уточняйте время на месте), билеты можно купить в инфоцентре. В высокий сезон к старту треккинга курсирует дополнительный автобус в 12.00.

Рампестрекен

Рампестрекен — смотровая площадка в форме выступающего над скалой узкого моста, с которой открываются волшебные виды на фьорд. Финальная часть маршрута по хребту Ромсдальсегген. Добраться до этой смотровой площадки можно прямо из города, минуя основной маршрут. Хотя, дело это нелегкое, так как ведет к смотровой площадке очень крутая тропа. Одевайте треккинговую обувь, берите воду и выделяйте на это мероприятие не менее 2,5 — 3 часов (туда-обратно). Стартовая точка подъема расположена в черте города, в 500 метрах от инфо-центра (ищите на карте Rampestreken Starting Point).

Треккинг Литлефьелет (маленькая гора)

Маршрут Литлефьелет (Litlefjellet) — отличная альтернатива сложному походу по хребту Ромсдальсегген. Этот маршрут осилят все, даже дети. Треккинг начинается чуть выше от паркинга Vengedalen, стартового пункта на хребет Ромсдален. Добравшись до вершины, вы увидите совершенно прекрасные виды долины Ромсдален.

Для этого маршрута понадобится свой транспорт — отличный вариант для тех, кто путешествует на машине. Альтернатива — аренда велосипеда в Ондалснес.

Стена Троллей

Стена Троллей — самая высокая в Европе вертикальная скала, находится в 10 километрах от Ондалснес по направлению к Осло. Эта где-то даже зловещая скала стала последним пунктом на пути многих альпинистов и параглайдеров, которые пытались ее покорить. В инфо-центре, построенном рядом со стеной, можно выпить кофе на видовой террасе и посмотреть фильм о драматической истории покорения скалы.

Добраться сюда можно на машине или велосипеде.

Раумабанен и Долина Ромсдален

Железнодорожная ветка Раумабанен проложена от станции Dombås до Ондалснес через Долину Ромсдален. Самый живописный участок начинается от станции Bjorli и тянется до Ондалснес. На этом участке расположены 2 старых моста, совершенно шикарно вписывающихся в окружающие ландшафты. Kylling Bridge расположен рядом с деревней Verma (поезд остановку здесь не делает, добраться из Ондалснес можно либо на машине, либо на автобусе либо на велосипеде). Вторая локация — мост Stuguflåt Bridge, в 5-ти километрах от станции Bjorli. Сюда можно добраться либо машиной либо на велосипеде из Bjorli.

Лучший вариант — взять напрокат велосипед в Ондалснес, доехать на поезде до станции Bjorli и вернуться на велосипеде с остановками возле мостов Stuguflåt Bridge и Kylling Bridge и у Стены Троллей. Велосипедный маршрут — порядка 50 км, дорога все время идет вниз. Забронировать билет на поезд для велосипеда не получится, можно купить на месте у кондуктора. В этом случае покупать билет лучше всего на месте, так как в поезде может не быть места для велосипеда. Уточняйте возможные опции при аренда велосипеда.

Читайте также:  Кафе на Шри Ланке, цены и описание еды
Ссылка на основную публикацию