Театр Шекспира Глобус в Лондоне, описание и фото

Театр Шекспира — Глобус, первое появление и возрождение

Если когда-то у вас появится возможность побывать в английском городе Стратфорде, обязательно посетите Шекспировский королевский театр.

Шекспировский театр «Глобус» – один из самых старых театров на территории Англии. Расположен «Глобус» на южном берегу Темзы. Известность театру, прежде всего, принесли первые постановки на сцене произведений Шекспира. Здание перестраивалось по различным причинам три раза, что и составляет богатую историю театра Шекспира.

Шекспировский театр Глобус – вид сверху

Появление Шекспировского театра

Начало история театра «Глобус» берет в 1599 году, когда в Лондоне, где всегда с любовью относились к театральному искусству, друг за другом строятся здания публичных театров. Для строительства новой арены были использованы строительные материалы – деревянные конструкции, оставшиеся от другого строения – самого первого публичного театра с логичным названием «Театр».

Владельцы прежнего здания «Театра», семья Бёрбеджей, в 1576 году построили его в Шордиче, где они арендовали землю.

Когда плата за землю повысилась, они разобрали старое здание и перевезли материалы к Темзе, где и возвели новое сооружение – театр Шекспира “Глобус”. Любые театры строились за пределами влияния муниципалитета Лондона, что объяснялось пуританскими взглядами властей.

В эпоху Шекспира произошел переход от любительского театрального искусства к профессиональному. Возникали актерские труппы, поначалу ведущие бродячее существование. Они ездили по городам и показывали представления на ярмарках. Представители аристократии стали брать актеров под покровительство: они принимали их в ряды своих слуг.

Это давало актерам положение в общество, хотя оно было очень низким. По этому принципу часто и называли труппы, например, «Слуги лорда Камергера». Позже, когда к власти пришел Иаков I, покровительствовать актерам стали только члены королевской семьи, и труппы стали переименовывать в «Слуг его Величества Короля» или других членов монаршей семьи.

Труппа театра «Глобус» представляла собой товарищество актеров на паях, т.е. пайщики получали доход от сборов со спектаклей. Братья Бёрбеджи, как и Уильям Шекспир – ведущий драматург в труппе, и еще трое актеров были пайщиками «Глобуса». Актеры второго плана и подростки состояли в театре на жаловании и не получали дохода со спектаклей.

Шекспировский театр в Лондоне имел форму восьмигранника. Зрительный зал «Глобуса» был типичным: овальная площадка без крыши, огороженная большой стеной. Название арена получила благодаря располагавшейся у входа статуе Атланта , который поддерживал земной шар. Этот шар или глобус опоясывала лента со знаменитой до сих пор надписью « Весь мир – театр » (дословный перевод – «Весь мир лицедействует»).

Театр Шекспира вмещал от 2 до 3 тысяч зрителей. По внутренней стороне высокой стены располагались ложи для представителей аристократии. Над ними была галерея для зажиточных людей. Остальные располагались вокруг сценической площадки, которая вдавалась в зрительный зал.

Зрителям предполагалось стоять во время представления. Некоторые особо привилегированные особы располагались сидя прямо на сцене. Билеты для богатых людей, готовых заплатить за места в галерее или на сцене, стоили намного дороже мест в партере – вокруг сцены.

Сцена представляла невысокий, поднятый примерно на метр помост. На сцене располагался люк, ведущий под сцену, из которого появлялись привидения по ходу действия. На самой сцене очень редко появлялась какая-то мебель и совсем не появлялись декорации. На сцене не предусматривался занавес.

Над задней сценой располагался балкон, на котором появлялись персонажи, по пьесе находящиеся в замке. Была своеобразная трибуна на верхней сцене, где также происходили сценические действия.

Еще выше располагалась конструкция, похожая на хижину, где играли сцены за окном. Интересно, что, когда в «Глобусе» начиналось представление, на крыше этой хижины вывешивался флаг, который был виден очень далеко и являлся сигналом, что в театре идет спектакль.

Бедность и некоторая аскетичность арены определяли то, что самым главным происходящим на сцене являлась игра актеров и сила драматургии. Реквизита для более полного понимания действия не было, многое отдавалось на откуп зрительской фантазии.

Примечательным является факт, что зрители в партере во время представления часто ели орехи или апельсины, что подтвердилось находками археологов при раскопках. Зрители могли громко обсуждать какие-то моменты в спектакле и не скрывать своих эмоций от увиденного действия.

Свои физиологические потребности зрители также справляли прямо в зале, поэтому отсутствие крыши являлось некоторым спасением для обоняния любителей театрального искусства. Поэтому примерно представляем тяжелую долю драматургов и актеров, дающих представления.

Пожар

В 1613 году в июле во время премьеры спектакля Шекспира «Генрих VIII» о жизни монарха здание «Глобус» сгорело, но зрители и труппа не пострадали. По сценарию одна из пушек должна была выстрелить, но что-то сработало не так, и произошло возгорание деревянных конструкций и соломенной крыши над сценой.

Конец первоначального здания «Глобуса» ознаменовал изменения в литературно-театральных кругах: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы.

Восстановление театра после пожара

В 1614 году здание арены было восстановлено, причем при строительстве использовался камень. Крыша над сценой заменена на черепичную. Труппа театра продолжала играть вплоть до закрытия «Глобуса» в 1642 году. Тогда пуританским правительством и Кромвелем был издан указ, что все увеселительные представления, в том числе театральные, запрещались. «Глобус», как и все театры, закрылся.

В 1644 году здание театра снесли, а на его месте построили доходные дома. История «Глобуса» оказалась прервана почти на 300 лет.

Точное местоположение первого «Глобуса» в Лондоне было неизвестным до 1989 года, когда нашли основание его фундамента на Парк-Стрит под автостоянкой. Его контуры сейчас обозначены на поверхности автостоянки. Там же могут находиться и другие остатки «Глобуса», но сейчас эта зона входит в список исторических ценностей и, следовательно, раскопки там проводить нельзя.

Сцена театра “Глобус”

Появление современного театра Шекспира

Современную реконструкцию здания театра «Глобус» предложили не англичане, что удивительно, а американский режиссер, актер и продюсер Сэм Уонамейкер. В 1970 году он организовал Трастовый фонд «Глобуса», который предназначался для восстановления театра, открытия в нем образовательного центра и постоянной выставки.

Сам Уонамейкер скончался в 1993 году, но открытие все-таки состоялось в 1997 году под современным названием Шекспировский театр «Глобус». Расположено это здание в 200-300 метрах от прежнего места «Глобуса». Здание реконструировано в соответствии с традициями того времени, к тому же оно стало первым зданием, которое разрешено построить с соломенной крышей после великого пожара в Лондоне в 1666 году.

Спектакли идут только весной и летом, т.к. здание построено без крыши. В 1995 году первым художественным руководителем стал Марк Райленс, которого в 2006 году сменил Доминик Дромгул.

Экскурсии в современном театре идут ежедневно. Совсем недавно рядом с «Глобусом» открыли тематический парк-музей, полностью посвященный Шекспиру. Кроме того, что там можно увидеть самую большую экспозицию, посвященную известному на весь мир драматургу, можно принять участие в увеселительных мероприятиях: увидеть бой на мечах, написать сонет или поучаствовать в постановке одной из шекспировских пьес.

Театр Шекспира Глобус в Лондоне

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_likethis_3835″>

Первый театр «Глобус» (The Globe Theatre) построен в 1599 году. Это было круглое здание без крыши, предназначенное для летних представлений. Своим оригинальным названием он обязан скульптуре стоящего на входе Атланта, держащего на плечах шар (лат.globus, «шар»). На обвивающей его ленте читались слова: «Весь мир – театр».

Первый «Глобус» времён Шекспира

При строительстве Первого «Глобуса» использовали деревянные конструкции старого театра, принадлежащего актерской династией Бербеджей с 1576. Он располагался в городской черте Лондона в районе Шордич и прекратил свое существование в 1597 году из-за непомерно высокой арендной платы за землю, на которой стоял. Тогда его разобрали по бревнам и перенесли на южный берег Темзы. Это место находилось в пригороде, и аренда здесь была намного ниже. В 1599 году театр был собран и начал свою работу.

Первый «Глобус» принадлежал шести собственникам, составлявшим костяк труппы. Их доли были различны, основные средства вложили два актера – братья Бербеджи. Уильям Шекспир, автор пьес, имел вначале 12,5%, а затем его доля уменьшилась до 8%. Прибыль от спектаклей распределялась пропорционально вложенным средствам. В труппе были и наемные актеры, которые работали только за жалование.

Театр просуществовал недолго: всего 14 лет. В июне 1613 года во время премьеры спектакля по пьесе Шекспира «Генрих VIII» случился пожар. Из-за неудачного сценического выстрела, в результате которого искра попала на соломенную крышу, здание вспыхнуло и за два часа сгорело. К счастью при этом никто не пострадал.

Второй «Глобус». Раскопки

На следующий год сгоревшее здание восстановили, но из предосторожности его построили из камня, а крышу покрыли черепицей. К этому времени Шекспир уже покинул труппу, но театр был неразрывно связан с его именем, пьесы великого драматурга по-прежнему успешно ставились на сцене. Второй «Глобус» просуществовал до 1642 года и был закрыт правительством Кромвеля, поощрявшего агрессивно настроенных пуритан, отвергавших любого рода развлечения. Они не признавали культурной и просветительской роли искусства, а воспринимали его как рассадник безнравственности и разврата. За короткое время были закрыты все театры Англии, в том числе и «Глобус».

Через 2 года здание сравняли с землей, на его месте построили дешевые ночлежные дома. Со временем исчезли и они, а место, где когда-то стоял любимый зрителями храм Мельпомены, казалось, утеряно навсегда. Однако в 1989 обнаружили остатки фундамента старой постройки. Сравнив его конфигурацию с описаниями, сохранившимися в архивах, пришли к заключению, что это славный театр «Глобус». Оказалось, что здание, которое принято было считать круглым, на самом деле – многоугольник, имеющий 20 граней. Более подробное исследование не проводидили, поскольку фундамент находится на территории памятника истории Anchor Terraceи и раскопки запрещены. Ограничились тем, что обозначили контуры фундамента.

Каким было здание театра при Шекспире

Достоверных сведений о внешнем виде и интерьере «Глобуса» нет. По имеющимся документам, описаниям, фрагментам чертежей аналогичного театра «Лебедь», остаткам фундамента, картинам городских пейзажей Лондона того времени удалось восстановить лишь приблизительный облик. Внешне здание представляло собой двадцатигранник. Зрительный зал имел форму овальной площадки размерами 29,6 * 31,1 м, окруженной деревянными стенами. Соломенная крыша закрывала верхние зрительные места и сцену.

Центральная часть здания находилась под открытым небом, поэтому спектакли шли только в теплое время года – с мая по сентябрь в светлое время суток. Антрактов не было, декорации почти не использовались, их заменяли таблички с надписями: «Лес», «Сад» и др. После громкого сигнала трубы зрители занимали свои места, с них собирали плату и спектакль начинался. Актерами были исключительно мужчины, которые исполняли и женские роли.

Читайте также:  Башня Дьявола в штате Вайоминг, США

Зрительские места

Театр вмещал по разным данным от 1200 до 3000 зрителей, был доступен всем сословиям. Сидячие зрительские места – деревянные скамейки располагались по периметру стены в три яруса и с трех сторон окружали сцену. Нижний ярус находился на уровне сцены, там сидела аристократия, второй и третий предназначался для состоятельных горожан. Для особо почетных зрителей было несколько мест на сцене сбоку.

Цены на места варьировались в зависимости от престижности, самые дорогие были на сцене. Беднота, покупавшая дешевые билеты по одному пени, смотрела спектакли, стоя вокруг сцены, из так называемой «ямы». Таких мест было около 700. Атмосфера в зрительном зале царила непринужденная. Во время спектаклей зрители активно участвовали в действии, громко одобряя или порицая игру актеров, обменивались репликами, ели орехи и апельсины, бросая отходы под ноги. Не возбранялось на месте справлять естественную нужду.

Кулисы и места для музыкантов

Сцена шириной 13 м и глубиной 8 м, вдавалась в зрительный зал прямоугольником и не имела занавеса. Она была приподнята над полом примерно на 1,2 – 1,5 м. Место вокруг сцены называлось «яма». Между сценой и полом было свободное пространство, закрытое шторами. Там хранили инвентарь, который подавали в люк, находящийся на сцене. Через люк по ходу действия проваливались в «преисподнюю» грешники, из него выходили жители подземного царства, призраки, черти, ведьмы.

В задней части сцены было три двери, за которыми актеры переодевались и выходили к зрителям. Над сценой, в глубине, имелась площадка, используемая в спектаклях как стена замка или балкон. На ней появлялись персонажи: Джульетта, тень отца Гамлета, глашатаи и проч. Кроме того на верхней площадке иногда размещались музыканты, исполняющие живую музыку. Определенного места для музыкантов не было, поэтому они появлялись и на сцене, создавая неповторимое настроение веселой игрой на простых музыкальных инструментах: лютне, барабане, флейте.

Выше балкона располагалась небольшое помещение. Оно напоминало хижину с двумя окнами, из которых появлялись артисты в ходе разыгрываемых сцен и произносили монологи. На крыше хижины укрепляли флаг, по цвету которого жители округи определяли, какой спектакль идет: трагедии соответствовал черный цвет, комедии – белый, исторической драме – красный. Сцену покрывала соломенная крыша – «небеса», которая держалась на двух мощных колоннах, была разрисована с внутренней стороны знаками зодиака. В ней был люк, из которого спускались на канатах представители потустороннего мира: ангелы, боги, духи.

Театр сегодня

«Глобус» был забыт более чем на 300 лет. Началось его восстановление с идеи, принадлежащей американцу Сэму Уонамейкеру – известному актеру и режиссеру. Англичане скептически отнеслись к его предложению, и финансировать проект отказались. В 1970 году Уонамейкер создает фонд для финансирования строительства, по крупицам собирает материалы о конструкции здания, привлекает архитекторов и строителей. Возведение здания начали на расстоянии 200 м от исторического места расположения первого театра. В 1993 году, когда каркас был построен, Уонамейкер умер. Его последователи завершили проект в 1997 г. Открывала новый «Глобус» сама королева Елизавета II.

Его вид максимально приближен к первоначальному образцу. Это летний театр без крыши, построенный из массивных дубовых бревен, покрытие над сценой и верхним ярусом сделано из соломы, что за 300 лет является первым случаем в Лондоне. В целях безопасности все строительные материалы пропитаны противопожарными составами. Как и во времена Шекспира в театре выступающая в зрительный зал сцена, сидячие места расположены на трех ярусах, а стоячие (500 мест) – вокруг сцены.

Современный «Глобус» рассчитан на 1600 человек и является одним из самых посещаемых мест в Лондоне. Стоячие места самые дешевые, они популярны у студентов и молодежи. Всего спектакли посещает за сезон более 250 тыс. человек. Сезон длится с конца апреля до середины сентября. Вне сезона посетителей привлекает музей при театре, в котором собраны костюмы и предметы утвари времен Шекспира, эскизы, макеты, декорации. В музее собраны интересные факты о жизни и работе драматурга, его труды и личные вещи.

Спектакли

Постоянной труппы в театре нет, каждый год формируется новый состав. Репертуар «Глобуса» состоит в основном из шекспировских пьес: «Укрощение строптивой», «Как вам это нравится», «Венецианский купец», «Генрих IV», «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет». Ставятся пьесы других известных авторов и молодых английских драматургов, проходят гастроли драматических коллективов разных стран. Представления проходят днем, поскольку искусственное освещение не используется, так же как и любые усилители голоса. Отличаются спектакли от средневековых тем, что роли исполняют не только мужчины, но и женщины.

Копии театра в других странах

«Глобус» завоевал любовь во всем мире. Его большая популярность у поклонников сценического искусства объясняется тем, что он передает атмосферу театральных представлений эпохи Шекспира и позволяет зрителям перенестись в то давнее время. Во многих городах мира созданы копии лондонского театра «Глобус». Их нельзя назвать точными, это скорее интерпретации лондонского театра, каждый из которых имеет свои особенности. Всего их построено 12: 6 – в городах США, 3 – в Германии, 1 – в Италии, 2 – в России. Российские театры в Москве и Новосибирске из-за особенностей климата имеют крышу и не являются летними.

Где находится и как добраться

Здание «Глобуса» расположено в сердце культурного лондонского квартала Бэнксайд на южной стороне реки напротив лондонского Сити. Его адрес: SE1 9DT, London, Bankside New Globe Walk, 21. Ориентиром может служить мост Миллениум, который находится в 50 м. В 10–15 минутах ходьбы – станции метро: Блэкфрайарс, Лондонский Мост, Саутворк и Святого Павла.

Можно добраться и на автобусах:

  • 45, 63, 100 до Блэкфрайарс
  • 15, 17 до Кэннон-Стрит
  • 381, РВ1 до Саутворк-Стрит

Шекспировский театр Глобус в Лондоне

Первый шекспировский театр просуществовал недолго, около четырнадцати лет, и сгорел дотла, когда театральная пушка дала осечку в результате которой воспламенились деревянные балки и соломенная крыша над сценой. В этот раз обошлось без жертв: пламя попало лишь на брюки одного из зрителей, который быстро потушил огонь.

Театр «Глобус»

Шекспировский театр «Глобус» находится в столице Великобритании, в Лондоне, на южном берегу Темзы, недалеко от моста Миллениум, по адресу: 21 New Globe Walk, Bankside, London SE1 9DT. На географической карте этот храм Мельпомены можно найти по следующим координатам: 51° 30′ 30″ с. ш., 0° 5′ 50″ з. д.

Несмотря на то, что этот театр довольно молод (строительство здания было закончено в 1997 году), история его существования насчитывает более трёхсот лет и состоит из трёх этапов со значительным перерывом:

  1. Первый театр актёры труппы «Мужчины лорда Чемберлена», к которой принадлежал Уильям Шекспир, построили в 1599 году. Просуществовал этот храм Мельпомены недолго и летом 1613 года полностью сгорел во время пожара;
  2. Несмотря на значительные разрушения, здание было отстроено уже через год, и театр в нём функционировал до 1642 года, после чего был разобран пришедшими к власти пуританами;
  3. Современный театр, созданный по описаниям и обнаруженным во время археологических раскопок остаткам основания здания, возвели в конце девяностых годов прошлого века в двухстах метрах от местонахождения самого первого здания.

Самый первый театр

Интересно, что владельцами нового театра были почти все актёры труппы «Мужчины лорда Чемберлена»: братьям Бёрбедж, Ричарду и Кутберту принадлежало по 25% акций, а доля Шекспира, Хемингса, Филипса и Поупа составляла по 12,5 %. Со временем акции были частично проданы, количество акционеров увеличилось, а доля актёров уменьшилась (например, у Шекспира в результате различных финансовых операций осталось лишь восемь процентов бумаг).

То, что братьям Бёрдбедж принадлежала большая часть акций, не случайность: во время строительства театра были использованы деревянные элементы первого лондонского театра, который принадлежал их отцу и был сооружён на арендованной земле в 1576 году. Когда срок аренды истёк, владелец земли, где находился театр, поднял плату настолько, что выгоднее оказалось здание разобрать, перевезти на новое место и собрать заново.

Новый театр стал популярен практически сразу: имя Вильяма Шекспира, известного драматурга, актёра и совладельца театра сделало своё дело – в этом храме Мельпомены были поставлены почти все его драматургические произведения. На одном лишь Шекспире актёры зациклены не были, а потому на театральных подмостках «Глобуса» можно было увидеть пьесы и других известных драматургов того периода. К сожалению, новое здание просуществовало недолго: в июле 1613 года во время премьеры пьесы Шекспира «Генрих XVIII» его уничтожил пожар.

Внешнее описание первого театра

Возле входа в здание была установлена скульптура Атланта, на плечах которого находился опоясанный лентой земной шар (именно благодаря ему новый театр и получил своё название). На ленте глобуса можно было прочитать: «Весь мир – театр».

В стенах нового здания помещалось около 3 тыс. зрителей. По форме оно напоминало несколько вытянутый амфитеатр (29,6 на 31,1 метр), имело три этажа, а крыша была лишь над сценой. Из-за недостатка освещения представления шли лишь днём, без антрактов, с использованием минимального количества декораций (их успешно заменяли таблички со словами «Лес», «Дворец», «Поле» и т. п.)

Возле стен первого этажа находились лоджии для аристократов, над ними – галереи для богатых лондонцев (здесь были установлены сидячие места). Все остальные места были стоячими, а некоторым особо привилегированным зрителям разрешали находиться прямо на сцене. Интересный факт: возле сцены была предусмотрена площадка, где невзыскательные лондонцы, заплатив один пенни, могли смотреть на представление стоя.

Ширина сцены составляла тринадцать метров, глубина была около восьми, возвышалась она над полом на полтора метра и несколько выступала вперёд. В полу был предусмотрен люк, через который артисты имели возможность подниматься на подмостки из подвального помещения (исследователи также допускают наличие других люков вокруг сцены).

В глубине сцены была установлена верхняя площадка, на которой находились музыканты, а если того требовал сценарий, появлялся призрак отца Гамлета или стояла Джульетта во время объяснения с Ромео. Над этой площадкой был расположен «Домик», в окнах которого показывались артисты.

Расположенную над сценой соломенную крышу, «небеса», поддерживали установленные по бокам толстые колонны (исследователи допускают, что на потолке вполне могло быть изображено облачное небо). На этой крыше также было предусмотрено наличие люка, через который актёры при помощи верёвок и канатов спускались вниз.

Второй театр

Сгоревший театр в Лондоне восстановили довольно быстро и открыли для публики уже в июне 1614 года. Учитывая печальную историю предыдущего сооружения, новое здание построили из камня. Правда, и на этот раз лондонскому театру не повезло. К власти как раз пришли пуритане, которые, заявив, что всё связанное с театральной деятельностью, является греховным, безнравственным и порочным, в 1642 году закрыли «Глобус», а через два года полностью разобрали, построив вместо него доходные дома – многоквартирные жилые помещения для сдачи в аренду.

Читайте также:  Все пляжи Пхукета, где лучше отдыхать

Таким образом, точное местонахождение театра на протяжении долгих веков было неизвестно, пока в конце восьмидесятых годов прошлого века под одной из автостоянок на Парк-Стрит не было обнаружено его основание.

Современный «Глобус»

История лондонского театра «Глобус» на этом не закончилась: через 350 лет по инициативе американского актёра Сэма Уэнамейкера было принято решение возродить шекспировский театр – и в 1997 году новое здание открыло перед публикой свои двери. Находилось оно в двухстах метрах от старой постройки, было построено по восстановленным чертежам времён первого «Глобуса», а при его строительстве были задействованы технологии XVII ст.

Например, штукатурка была изготовлена из смеси извести, песка и козьей шерсти, а крышу, которую установили лишь над сценой и над сидячими местами, покрыли соломой.

Таким образом, шекспировский театр оказался первой постройкой с соломенной крышей, которую разрешили установить в городе после пожара, произошедшего в Лондоне в середине XVII ст. Было решено отказаться от установки электрического освещения, которым можно было бы пользоваться во время представлений, а потому все театральные постановки происходят лишь днём в тёплое время года, с мая по сентябрь.

Хотя театр и рассчитан на 3 тыс. зрителей, из-за соображений безопасности на представлении может присутствовать не более 1300 человек. В зале предусмотрено 700 стоячих мест, а чтобы зрители полностью прочувствовали дух елизаветинской эпохи, в театре разрешены правила этикета времён Шекспира. Это значит, что все, кому не нравится игра актёров, имеют право выражать своё отношение свистом и недовольными возгласами.

Жизнь вне сезона

Несмотря на то, что на представлении в театре «Глобус» можно побывать лишь с мая по сентябрь (в остальное время труппа гастролирует), туристам, приехавшими в Лондон «не в сезон», отчаиваться особо не стоит: экскурсии здесь проводят ежедневно. Кроме того, возле театра расположен музей-парк, посвящённый великому драматургу. В нём находится самая большая выставка в мире, посвящённая Уильяму Шекспиру, а также предусмотрены различные мероприятия: можно попытаться самостоятельно написать стихотворение, поглядеть на бои с мечами, и даже активно поучаствовать в постановке спектакля.

Театр Шекспира Глобус в Лондоне – история, которая идет по кругу

Каким вы представляете театр возрастом 400 лет? Полуразрушенным и забытым? В котором еще со времен создания “Гамлета” и “Сна в летнюю ночь” не менялся репертуар? А если мы скажем, что это один из самых современных и новаторских театров Лондона. Билеты сюда раскупают задолго до спектаклей, а молодые актеры шлифуют свое мастерство до мелочей, чтобы попасть в число его труппы. В 2019 году шекспировскому театру “Глобус” исполнится 420 лет. Как он изменился за это время, какие традиции сохранил и благодаря чему до сих пор собирает толпы восторженных зрителей – об этом мы и расскажем далее.

Современный театр “Глобус” (источник – PhotosForClass)

Особенности лондонского театра Шекспира

Totus mundus agit histrionem – весь мир театр. Наверное, не существует человека, который бы не слышал эту гениальную фразу. Именно она стала мотто театра “Глобус” в Лондоне. История неизменно вращается по кругу, а пьесы Шекспира приобретают новые воплощения. После нескольких веков кардинальных мировых изменений эти произведения с их героями и проблемами снова становятся актуальными. А образ певца с Эйвона еще никогда не вызывал такого интереса как сейчас. С любимого автора литературоведов и историков Шекспир превращается в кумира молодежи. И сейчас вы поймете почему.

Голоса в темноте: как Шекспир помогает быть услышанным

Шекспировский театр “Глобус” постоянно организовывает проекты, посвященные проблемам и вызовам современного общества. В этом году ними стала серия мероприятий “Голоса в темноте”. Актеры участвуют в живых чтениях, съемках фильмов и монологов. Они рассказывают истории людей, которые нашли отражение в текстах известного английского писателя. Создатели проекта хотят “отметить судьбоносное влияние Шекспира на мир”.

Цикл начнется историями молодых британских мусульман на самые разные темы. Где непонимание перерастает в ненависть. Как диалог ломает стереотипы. И как найти взаимопонимание там, где царят предубеждения. Короткие рассказы людей, которые хотят быть услышанными и принятыми. Как видим, музы не молчат среди боя, а призывают к диалогу. А искусство театра Шекспира “Глобус” помогает миру найти общий язык.

Театр “Глобус” изнутри (источник – PhotosForClass)

Эмилия: женщина, изменившая Шекспира и английскую литературу

Эмилия Бассано – загадочная леди, чью фигуру будто вычеркнули из истории английской литературы на долгие века. Она стала первой профессиональной писательницей-женщиной в Британии и одной из первых феминисток, чьи идеи заметно опережали свое время.

Новая постановка театра “Глобус” в Лондоне расскажет именно о Эмилии Бассано, а не Эмилии Ланьер, как ее привыкли называть. Ведь Бассано – это девичья фамилия, которая подчеркивает независимость этой леди во всем: работе, семье и взглядах. “На этот раз акцент будет стоять на исключительной женщине, сумевшей пережить всех мужчин, которых к ней привязывали книги по истории”. Шекспир стал самым известным из них. Многочисленные сонеты писатель якобы посвящал именно Бассано. Персонаж Эмилии появляется во многих его пьесах, в частности “Отелло”, “Двух знатных родственниках”, “Зимней сказке” и “Комедии ошибок”. В этом сезоне героиня почти не будет покидать сцену театра Шекспира “Глобус”, напоминая: если женщина произошла от ребра, то только от того, которое защищает сердце.
Мужчины, которые забывают, что они рождены женщинами, питаются ими, и если бы не женщины, эти мужчины были бы истощенными от мира и стали бы его концом; подобны гадюкам, искажающим лоно, которое их породило.
Эмилия Бассано, “К добросовестному читателю”

Интересные факты и история театра “Глобус” в Лондоне

На самом деле “Глобус” далеко не то здание, возведением которого занимался Шекспир. Это уже третья конструкция открытого театра. Первая была создана еще в 1599 году, однако в 1613 во время пожара она полностью сгорела. Через год здание восстановили, но оно просуществовало лишь до 1642 года. Как и большинство театров, “Глобус” закрыли из-за постановления пуританского правления.

В 1997 году открывается копия знаменитого когда-то Шекспировского театра. Инициатором этого становится американский актер и кинорежиссер Сэм Уонамейкер. С ним связано немало интересных фактов о создании театра. Несмотря на все препятствия, которые отделяют его от осуществления своего грандиозного замысла, Уонамейкер таки находит меценатов и получает разрешение на строительство. Организация English Heritage, которой принадлежит территория, отказывается предоставлять чертежи старого театра, однако он все же предстает перед посетителями почти в идентичном виде. Но своего финального творения Сэмюэль Уонамейкер так и не увидел – строительство завершилось за 4 года после его смерти.

Что следует знать туристу о театре Шекспира в Лондоне

London Globe Theatre – это то явление, которое лучше один раз пережить, чем сто раз услышать о нем. Можно бесконечно долго говорить об искусстве, но один спектакль, увиденный собственными глазами, оставит вас без слов. Поэтому, если вам представится возможность посетить этот театр, обязательно воспользуйтесь ею. Билеты сюда лучше приобрести заранее, “Глобус” очень популярен среди лондонцев. Сделать это можно на официальном сайте, выбрав желаемое мероприятие с афиши.

Театр Шекспира “Глобус” расположен по адресу: 21 New Globe Walk, Bankside, London. От станций метро Blackfriars и Mansion House сюда можно добраться за 10 минут пешком. Чуть дальше находятся станции London Bridge и Southwark.

“Люди в определенное время становятся мастерами своих судеб:
Вина, дорогой Брут, не в звездах,
А в нас, в том, что мы подчиняемся.”

Лондонский театр “Глобус”: фото и отзывы туристов

Театр – это то место, где человек может отдохнуть от суетности мира и хотя бы на время нескольких актов прикоснуться к прекрасному. Каких только миров не видела за время своего существования сцена! Сегодня речь пойдет об одном из ключевых мест культурного просвещения и простого человеческого развлечения, существовавшего в начале XVII века, но не потерявшего своей актуальности и до сегодняшнего дня. Место это – знаменитый театр «Глобус».

История

Театр «Глобус», неразрывно связанный с именем великого драматурга Уильяма Шекспира, начал свою историю в далеком 1599 году, когда актеры труппы «Слуги лорда-камергера» решили собственными силами создать публичное общедоступное место для постановки своих представлений. Решение проистекало из сложившейся ситуации: заканчивался период земельной аренды. Вместо того чтобы платить заново арендатору, который поднял ставку, Джеймс Бёрбедж, один из руководящих участников труппы и по совместительству владелец построенного на этом месте здания, которое называлось просто «Театр» (оно было возведено ещё в 1576 году), решил разобрать его балка за балкой и переместить на другую территорию. В этом ему помогли коллеги, среди которых в это время был уже и Шекспир, работающий в труппе пайщиком.

Из чего строился театр «Глобус»?

Новое здание строилось на основе тех материалов, которые остались от демонтажа первого театра. Обе постройки являлись деревянными и вторая в целом повторяла очертания и типичную схему первого общедоступного заведения: те же традиционные овальные переходы и отсутствие крыши. Форма очевидно отсылала также и к римским амфитеатрам древности.

Откуда взялось название?

Театр «Глобус» в Лондоне «переехал», в отличие от своего предшественника, находящегося в Шордиче, на новое место, ближе к реке Темзе. Своим названием заведение обязано установленной у его входа статуе Атланта, который поддерживал планету. Земной шар, или глобус, был опоясан лентой, надпись на которой сохранилась в веках: «Весь мир лицедействует», или, по более распространенном варианту, «Весь мир – театр». Как видно, задумка, концепция и название, таким образом, отлично отвечали мировоззрению всей актерской труппы.

Театр «Глобус», получивший официальное название, расположился за пределами территории Сити, то есть вне пределов юрисдикции муниципалитета Лондона. Это было связано с тем, что власти города вообще относились к подобного рода заведениям и занятиям негативно и даже враждебно.

Вместимость

Точных сведений о том, сколько человек мог вместить в себя театр «Глобус», нет. По разным данным, количество зрителей варьировалось от 1 200 до 3 000. Подобная неточность связана с тем, что «Глобус» не предусматривал сидячих мест для черни и простолюдинов, а значит, они толпились перед сценой, и было их столько, сколько сумело вместиться и найти себе уголок. Зрители рангом выше, имеющие некоторые привилегии, могли рассчитывать на определенные, хотя и не слишком существенные, удобства: для них существовали специальные ложи для аристократии, над которыми располагалась галерея для зажиточных жителей. Богатейшие и самые знатные представители города рассаживались по бокам сцены на переносных табуретках о трех ножках. Это был максимум, что мог предложить театр: никакими другими удобствами, включая туалеты, предоставляющие возможность справить физиологическую нужду, здание оборудовано не было. А потому зрители нередко решали встающую проблему прямо внутри театра, благо вместо дощатого пола у них под ногами была обыкновенная земля, а отсутствие крыши даже играло на руку: свежий воздух помогал разогнать запахи нечистот и человеческого пота. Ситуация усугублялась ещё и тем, что каждый спектакль театра «Глобус» проходил без антракта, поэтому зритель, особенно бедняк, должен был быть настоящим поклонником театрального искусства, чтобы простоять на своих двоих несколько часов, да ещё и в подобной обстановке.

Читайте также:  Скоростной поезд Барселона Мадрид, описание и цены

Внутреннее устройство

Театр «Глобус» Шекспира имел 4 места действия:

  • Просцениум – площадка, выдающаяся глубоко в зрительный зал и окруженная людьми с трех сторон, выступала местом основного действия.
  • Глубинная сцена под галереей выступала местом разыгрывания интерьерных сцен.
  • Галерея, служащая для изображения балкона или крепостной стены (видов декораций, традиционных для пьес Шекспира: так, в трагедии «Ромео и Джульетта» именно на балконе происходит объяснения возлюбленных, а на стене появлялся призрак отца Гамлета, принца датского из одноименного произведения).
  • «Домик», в чьих окнах при необходимости показывались актеры.

Обилие мест, которые по ходу представления сменяли друг друга, определяло динамизм действия, активность актерской игры, позволяло изменять точки зрительского внимания. Всё это было важно потому, что в театре не было слишком дорогих декораций или атрибутики для привлечения зрительного зала: спектакли разыгрывались при естественном дневном свете, без использования занавеса, под непреходящий гул и разговоры публики, которая выражала реакцию на происходящее и открыто обменивалась мнениями друг с другом прямо во время представления.

Что пережил «Глобус»?

Судьба театра оказалась непростой. Так, в день премьеры хроник Шекспира «Генрих XVIII» в 1613 году в «Глобусе» произошёл пожар. Соломенная крыша в глубинной части сцены загорелась от искры пушечного выстрела, который был необходим по сценарию. Исторические сведения рассказывают, что, хотя никто в этот день не погиб, само здание тем не менее выгорело дотла. Совпадение или нет, но этот момент времени ознаменовался ещё одной трагедией, уже не только для театралов или одних англичан, а, как поймут впоследствии потомки, и для всего мира – Уильям Шекспир закончил с написанием пьес.

Не стоит, однако, думать, что история «Глобуса» на этом обрывается – вовсе нет! Здание вскоре было отстроено заново, причём, наученные горьким опытом, Бёрбедж и его товарищи выбрали в качестве материала камень и кирпич, а солома и любые другие легковоспламеняющиеся элементы были исключены и забыты. Здесь труппа играла вплоть до 1642 года, пока пуританский парламент не запретил любые формы массовых театральных развлечений и не закрыл увеселительные заведения подобного рода. В результате «Глобус» прервал свою историю больше чем на 3 века.

Реконструкция

Однако знаменитый театр был возрожден вновь! Идея повторного открытия «Глобуса» принадлежит, как это ни странно, американцу Сэму Уанамейкеру, который являлся актером, продюсером, режиссером. Впервые Сэм побывал в Лондоне в 1949 году, и здесь вместе с другими специалистами по мельчайшим деталям собирал воедино информацию о театрах времён Елизаветы. Далее к 1970 году Уанамейкер создал фонд для восстановления забытого театра «Глобус». Активист намеревался превратить его в постоянную выставочную экспозицию для туристов и образовательный центр.

Эта работа заняла у Сэма и его команды более 25 лет. Сам он умер в 1993 году и открытия восстановленного «Глобуса» так и не увидел.

Новое здание было построено по образцам и моделям своего предшественника, фундамент которого был раскопан и тщательно исследован. Театр получил название «Шекспировский театр «Глобус». Сегодня он расположен практически на том же месте, что и его «предок» – разница составляет всего около 300 метров. Основным материалом для постройки выступил зелёный дуб, обработка которого проводилась в соответствии с канонами XVI-XVII веков. В отличие от старого «Глобуса», новый оборудован современной системой технического оснащения, позволяющей сделать спектакли максимально колоритными и эффектными.

Репертуар театра «Глобус»

Сегодня в реконструированном и буквально возрожденном из пепла «Глобусе» так же, как и много лет назад, происходит постановка представлений. Однако из-за того, что ответственные за восстановление здания люди хотели сделать его наиболее приближенным к историческому прототипу, помещение, как и раньше, не имеет крыши, в связи с чем спектакли здесь организуются только в весенний и летний периоды.

Как бы там ни было, экскурсии здесь проводятся регулярно и для всех желающих. Недалеко от места расположения театра открыт тематический парк, который представляет собой музей, рассказывающий о биографии и личности Шекспира. Здесь можно поучаствовать в ряде традиционных увеселительных занятий Средневековья, например, написать сонет, посмотреть поединок рыцарей на мечах, а также попробовать принять на себя роль героя шекспировской пьесы. Кроме этого, здесь представлена исчерпывающая экспозиция о жизни и творчестве великого драматурга.

Отзывы

Театр «Глобус», билеты в который сегодня активно приобретают туристы, посещающие Лондон, оставляет у путешественников огромное количество исключительно положительных эмоций. Его посещают влюбленные пары, родители с детьми, компании родственников – каждый сможет найти для себя что-то по душе. Посетители отмечают, что атмосфера в театре воссоздана идеально и отлично передает самую что ни на есть настоящую шекспировскую эпоху – даже кажется, что сейчас сам великий драматург выйдет на поклон к зрителям из-за кулис.

Вместо заключения…

Театр «Глобус», фото которого не могут передать волшебства искусства, царящего здесь, – это место, которое лучше один раз увидеть, чем много раз о нём услышать. Поэтому единственный совет, который можно дать туристам – не нужно ждать и сомневаться. Вопросом «быть или не быть?» можно задаваться вечно, но так и не найти на него ответа. Почему бы не попробовать отыскать его здесь? Вперёд, читать пьесы Уильяма и паковать чемоданы!

Театр «Глобус» в Лондоне

Самый первый Глобус начал работать в 1599 году, а построен он был на южной стороне Темзы, подальше от муниципальных властей, которые не очень-то жаловали такие заведения, как театр. Ныне театр Глобус расположен по адресу New Globe Walk, 21. Чтобы доехать сюда желательно воспользоваться ближайшими метро Blackfriars и Southwark. Вход в театр платный, стоимость стоячих мест – 5 фунтов.

История театра и его актеров

Театр Глобус по праву считается самым первым театром Лондона. До него на этом месте стоял еще один театр, который так и назывался Театр, но он был разрушен, а там же и из его же материалов был построен Глобус.

Первым руководителем театра был Ричард Бербедж. Он родился в актерской семье, его отец владел первым общественным театром Лондона. Ричард, по отзывам зрителей и критиков, был прекрасным актером, умеющим перевоплощаться в своих героев правдиво и эмоционально. Слава пришла к Бербеджу, когда он начал играть пьесы Шекспира в труппе лорда-камергера. Знакомство Ричарда Бербеджа и Шекспира дало начало идеи организовать собственный театр. Официальным владельцем Глобуса был Ричард, вместе с братом они владели его половиной. Шекспиру принадлежало 12%, остальная часть была распределена между другими 3 актерами.

Первоначально Глобус представлял собой круглую площадку, обнесенную невысокой стеной с балконами для зрителей. Именно на этой площадке происходили действия представлений. Декораций здесь также не было, вместо них ставились специальные таблички, которые указывали время и место данной сцены.

В 1613 году во время представления «Генрих VIII» театр сгорел дотла. Отстроен он был через год, но просуществовал недолго, так как пуританские настроения в стране не жаловали такие заведения. Глобус снесли и построили на его месте жилой дом.

Новая история современного Глобуса

Новый Глобус был заново отстроен по найденным чертежам, эскизам и рисункам, но в 200 метрах от первой постройки. Происходило это по инициативе известного режиссера из США Сэма Уэнамэйкера. Он более трех лет собирал средства для возобновления этой мировой культурной ценности. В группу по работе с эскизами и планировкой вошли известные архитектор и проектировщик Тео Кросби и Бьюро Хаппольд. По большинству вопросов их консультировал искуствовед Эндрю Герр.

Новый театр был открыт в 1997 году. Понятно, что без новшеств при строительстве не обошлось, но строители и архитекторы пытались максимально сделать театр оригинальным. Здесь, как и ранее, находятся 3 яруса навесных балконов, а все места у сцены – только стоячие. В современном театре есть закулисье, декорации, системы тушения пожара, освещение. Интересно, что крыша в театре соломенная, такая, какая была изначально у первого Глобуса. Именно из-за нее и произошел пожар.

Театр рассчитан на 1300 зрителей, причем 700 мест стоячих, хотя реально в театре могут поместиться около 3000 посетителей. Так как крыша закрывает только сцену, представления могут происходить только в теплый сезон. Зимой помещение используется для обучения актерскому мастерству студентов вузов, колледжей и т.д.

Репертуар Театра Глобус

Мировую известность Глобуса подтверждают его копии по всему миру. Подобные театры есть США, Германии и Италии.

Основной репертуар театра – пьесы Шекспира, поэтому и называют Глобус театром Шекспира. Кстати, рядом с Глобусом есть небольшой музей, в котором собраны сведения о жизни и работе писателя, его труды и личные предметы. Вместе с актерами театра можно переживать пьесы «Укрощение строптивой», «Генрих IV», «Гамлет», «Король Лир» и другие. Последние годы жизни У.Шекспир не участвовал в жизни театра, а после смерти его друзья по актерскому мастерству издали первый сборник произведений великого писателя, который включал 36 произведений. Нужно сказать, что лучшие драматические пьесы Шекспира дописывались и совершенствовались прямо в стенах Глобуса, во время репетиций.

Чтобы попасть на представление, нужно заранее забронировать билеты на сайте, либо приобрести накануне. Театр работает с мая по октябрь, но туристы могут осматривать его круглый год. Время проведения представлений в театре часто меняется, поэтому его нужно уточнять. Глобус – это и музей, и театр, и сердце культурной жизни столицы Великобритании.

Ссылка на основную публикацию