Варанаси, Индия, город мертвых и подробное описание

Варанаси в Индии – город погребальных костров

Обновлено: 17 Ноя, 2019

Варанаси, Индия – один из самых загадочных и противоречивых городов страны, в который многие индийцы приезжают умирать. Однако связана эта традиция не с невероятно красивой природой или хорошей медициной – индусы верят, что река Ганг избавит их от земных страданий.

Общие сведения

Варанаси – один их крупнейших городов в северо-восточной части Индии, известный как центр брахманской учёности. Буддисты, индуисты и джайнисты считают его святым местом. Для них он значит столько же, сколько Рим для католиков и Мекка для мусульман.

Варанаси занимает площадь в 1550 кв. км, а его население составляет чуть менее 1.5 млн. человек. Это один из старейших городов мира, и, скорее всего, самый древний в Индии. Название города происходит от двух рек – Варуна и Асси, которые вливаются в Ганг. Также изредка Варанаси именуют как Авимуктака, Брахма Вардха, Сударшана и Рамья.

Интересно, что Варанаси является одним из важнейших образовательных центров Индии. Так, здесь расположен единственный в стране университет, обучение в котором ведётся на тибетском языке. Это Центральный университет тибетологических исследований, основанный при Джавахарлале Неру.

Ближайшие к Варанаси крупные города: Канпур (370 км), Патна (300 км), Лакхнау (290 км). Расстояние до Калькутты составляет 670 км, а до Нью-Дели – 820 км. Интересно, что Варанаси расположен практически на границе (по индийским меркам). До границы с Непалом – 410 км, до Бангладеша – 750 км, до Тибетского автономного округа – 910 км.

Историческая справка

Поскольку Варанаси является одним из старейших городов в мире, его история очень яркая и сложная. Согласно одной древней легенде, на месте современного города бог Шива основал поселение, сделав его одним из религиозных центров Евразии.

Первые точные сведения о поселении датируются 3000 годом до н.э. – он упоминается в нескольких индуистских писаниях как индустриальный центр. Историки говорят, что здесь выращивали и обрабатывали шёлк, хлопок, муслин. Также тут занимались изготовлением парфюмов и скульптур. В первом тысячелетии до н. э. Варанаси посетили несколько путешественников, которые писали о городе как о “религиозном, научном и художественном центре” полуострова Индостан.

В первой трети XVIII века Варанаси становится столицей царства Каши, благодаря чему город стал развиваться гораздо быстрее, чем соседние поселения. Например, здесь были построены один из первых фортов в Индии и ряд дворцов-парковых комплексов.

1857 год считается трагическим для Варанаси – сипаи подняли восстание, и британцы, желая остановить толпу, зарезали много местных жителей. В результате погибла значительная часть населения города.

В конце XIX века город становится местом паломничества сотен тысяч верующих – сюда прибывают со всей Азии, чтобы принять участие в местных празднествах и посетить храмы. Многие богачи приезжают в Варанаси чтобы умереть на “святой земле”. Это приводит к тому, что около Ганга день и ночь горят костры, в которых сжигают десятки трупов (такова традиция).

В 20 и начале 21 века город также является важным религиозным центром, в который приезжают верующие со всей страны и учёные, желающие лучше изучить феномен этого места.

Религиозная жизнь

В индуизме Варанаси считается одним из главных мест почитания Шивы, ведь, по легенде, именно он в 5000 г. до н. э. создал город. Также он входит в ТОП-7 главных городов для буддистов и джайнистов. Однако Варанаси можно смело называть городом четырёх религий, ведь здесь проживает и множество мусульман.

Среди индусов так популярно паломничество в Варанаси потому, что город стоит на берегу Ганга – священной для них реки. С самого раннего детства каждый индус стремится попасть сюда, чтобы совершить обряд омовения, а в конце жизни быть сожжённым здесь. Ведь смерть для исповедующего индуизм – лишь один их этапов перерождения.

Поскольку количество паломников, приезжающих сюда для того, чтобы умереть – запредельное, в городе Варанаси и днём, и ночью горят погребальные костры.

Крематорий под открытым небом

Умереть “правильно” в Варанаси может не каждый – для того, чтобы тебя сожгли и пустили по Гангу, надо заплатить кругленькую сумму, и многие верующие долгие годы собирают деньги в путешествие на тот свет.

На территории города есть 84 гхаты – это своеобразные крематории, в которых за день сжигают от 200 до 400 тел. Некоторые из них заброшены, а в других уже много десятилетий горит огонь. Самый известный и древний – Маникарника Гхат, где уже несколько тысяч лет индусам помогают достигнуть состояния мокши. Процедура происходит следующим образом:

  1. На берегу Ганга ровными штабелями складывают дрова (их доставляют с противоположного берега реки, и цены очень высокие).
  2. Разжигают костёр и кладут туда тело уже умершего человека. Сделать это надо не позднее, чем через 6-7 часов после смерти. Обычно тело укутывают в белую ткань и надевают традиционные для касты, к которой принадлежит человек, украшения.
  3. После того, как от человека остаётся лишь один прах, его сбрасывают в Ганг. Многие трупы сгорают не до конца (если использовались старые дрова), и их тела плывут по реке, что, впрочем, совершенно не смущает местных жителей.

Что касается стоимости, то 1 кг дров для костра стоит 1 доллар. Для сожжения трупа требуется 400 кг, следовательно, семья умершего платит в районе 400 долларов, что для жителей Индии является огромной суммой. Богатые индусы часто делают костёр с сандаловым деревом – 1 кг стоит 160 долларов.

Самые дорогие “похороны” были у местного махараджи – его сын купил дрова из сандалового дерева, а во время сожжения кидал над костром топазы и сапфиры, которые впоследствии достались работникам крематория.

В качестве уборщиков трупов выступают люди, принадлежащие к низшему сословию. Они чистят территорию крематория и пропускают через сито золу. Может показаться странным, но их главная задача заключается вовсе не в уборке – они должны найти драгоценные камни и украшения, которые родственники умерших не могут сами снять с покойников. После все ценные вещи выставляют на продажу.

Туристам важно знать, что сфотографировать костры бесплатно не получится – к вам тут же подбегут “верующие” и скажут, что это священное место. Тем не менее, если заплатить деньги, то делать это можно без проблем. Вопрос лишь в цене. Так, работники крематория всегда спрашивают кто вы, кем работаете и т.д. От этого и будет зависит цена, которую они запросят.

Чтобы сэкономить, лучше всего представляться студентом – за неделю съёмки нужно будет выложить порядка 200 долларов. После оплаты вам выдадут бумажку, которую нужно будет показывать при необходимости. Самые высокие цены устанавливают для журналистов – один съёмочный день может стоить более 2000 долларов.

В индуизме, как и в христианстве, принято раздельно хоронить самоубийц и людей, умерших своей смертью. В Варанаси есть даже специальный крематорий для тех, кто ушёл из жизни по собственной воле.

Помимо “элитных” крематориев, в городе есть электрокрематорий, где сжигают тех, кто не успел накопить достаточное количество денег. Также нередки случаи, когда для человека из бедной семьи по всему побережью собирают остатки дров от уже отгоревших костров. Трупы таких людей не сгорают полностью, и их скелеты спускают в Ганг.

Для таких случаев и существуют уборщики трупов. Они плавают на лодке по реке и собирают тела тех, кого не сожгли. Это могут быть дети (сжигать до 13 лет нельзя), беременные женщины и больные лепрой.

Интересно, что людей, которых укусила кобра, также не сжигают – местные верят, что они не умирают, а лишь временно находятся в состоянии комы. Такие тела кладут в большие деревянные лодки и отправляют “медитировать”. К трупам людей прикрепляют таблички с адресом их проживания и именем, ведь проснувшись, они могут забыть о своей прошлой жизни.

Все вышеперечисленные традиции достаточно специфические, и ряд индийских политиков соглашается с тем, что пора прекращать подобные ритуалы. Трудно поверить, но лишь 50 лет назад в Индии официально запретили сжигать вдов – раньше в костёр с умершим мужем должна была ложиться и жена, которая горела заживо.

Тем не менее, и у местных жителей, и у туристов есть большие сомнения по поводу того, что подобные ритуалы отменят – ни приход мусульман, ни появление британцев на полуострове не смогло изменить тысячелетние традиции.

Как выглядит город вне «зоны крематория»

Противоположный берег Ганга – это обычная деревня, в которой живут простые индийцы. В водах священной реки они стирают одежду, готовят еду и очень любят купаться (туристам, конечно же, этого делать не стоит). Вся их жизнь связана с водой.

Современная часть города Варанаси в Индии – это обилие узких улочек (их называют гали) и разноцветных домов. В спальных районах находится много базаров и магазинов. Поразительно, но здесь, в отличии от Мумбаи или Калькутты, нет такого количества трущоб и грязи. Плотность населения здесь также меньше.

Одно из самых популярных мест в Варанаси, связанных с буддизмом – Сарнатх. Это огромное дерево, на месте которого, по легенде, проповедовал Будда.

Интересно, что практически все кварталы и улицы Варанаси названы или в честь известных религиозных деятелей, или в зависимости от тех общин, которые там проживают.

Варанаси – город храмов, поэтому здесь вы найдёте десятки индуистских, мусульманских и джайнистских святынь. Стоит посетить:

  1. Каши Вишванатх или Золотой храм. Он построен в честь бога Шивы, и считается самым главным в городе. Внешне похож на ковилы в других крупных городах Индии. Важно отметить, что это самый охраняемый храм Индии, и пройти в него без паспорта нельзя.
  2. Храм Аннапурны, посвящённый одноимённой богине. Согласно легенде, человек, который посетил это место, всегда будет сытым.
  3. Дургакунд или обезьяний храм. Он ярко выделяется на фоне других достопримечательностей Варанаси в Индии, ведь имеет ярко-красные стены.
  4. Аламгир-масджид – главная мечеть города.
  5. Ступа Дхамек – главная буддийская святыня города, построенная на месте проповеди Будды.

Жилье

В Варанаси достаточно большой выбор жилья – всего около 400 отелей, хостелов и гестхаусов. По сути, город делится на 4 основных района:

  1. Территория около крематориев с видом на реку Ганг. Как ни странно, но именно эта часть города пользуется наибольшим спросом среди туристов. Отсюда открывается красивый вид на реку, однако, по понятным причинам, стоит весьма специфических запах, да и если посмотреть вниз, картинка из окон открывается не самая радужная. Цены здесь самые высокие, и, если вы не хотите день и ночь наблюдать за тем, как люди отходят в мир иной, лучше здесь не останавливаться.
  2. “Сельская” часть города на противоположном берегу Ганга. Здесь есть буквально несколько отелей, однако многие туристы предупреждают, что эта часть Варанаси может быть потенциально опасной для туристов – не все местные жители хорошо относятся к иностранцам.
  3. Гали или район узких улочек – наиболее подходящее место для тех, кто захочет проникнуться атмосферой города, но не желает наблюдать за трупными кострами. Большинство достопримечательности расположены вблизи, что делает этот район наиболее привлекательным для туристов. К минусам стоит отнести огромное количество людей и большое количество тёмных подворотен.
  4. Современная часть Варанаси наиболее безопасная. Здесь находятся самые дорогие отели, а рядом располагаются крупные офисные центры. Цены выше среднего.

Отель 3* за ночь для двоих в высокий обойдётся в 30-50 долларов. Важно отметить, что номера в большинстве гостиниц достойные, и здесь есть всё необходимое для комфортного проживания: просторные номера, кондиционеры, отдельная ванная и вся необходимая техника в номере. Также около большинства отелей открыты кафе.

Что касается гестхаусов, то цены в них на порядок ниже. Так, ночь для двоих в высокий сезон обойдётся 21-28 долларов. Как правило, комнаты здесь меньше по размеру, чем в отелях. Также отсутствует отдельная ванная комната и кухня.

Имейте ввиду, что Варанаси – очень популярно направление, и комнаты в отеле следует бронировать за 2-3 месяца до заезда.

Как добраться из Дели

Дели и Варанаси разделяет 820 км, которые можно преодолеть на следующих видах транспорта.

Это самый комфортный вариант, и многие туристы советуют отдавать предпочтение именно ему, ведь в индийскую жару не каждый сможет 10-11 часов ехать в обычном автобусе или на поезде.

Необходимо сесть в метро, и доехать до станции Indira Gandhi International Airport. Далее сесть на самолёт и вылететь в Варанаси. Время в пути составит 1 час 20 минут. Средняя стоимость билета – 28-32 евро (зависит от сезона и времени полёта).

По данному направлению летает сразу несколько авиакомпаний: IndiGo, SpiceJet, Air India и Vistara. Цены на билеты у них примерно одинаковые, поэтому имеет смысл зайти на официальные сайты всех авиакомпаний.

Необходимо сесть на станции New Delhi на поезд № 12562, и доехать до остановки Varanasi Jn. Время в пути составит 12 часов, а стоимость – всего 5-6 евро. Поезда курсируют 2-3 раза в день.

Однако стоит иметь ввиду, что купить билет на поезд достаточно сложно, поскольку их раскупают местные жители сразу после появления в кассе. Сделать покупку онлайн нельзя. Также стоит знать, что часто поезда сильно опаздывают или не приходят вовсе, поэтому это не самый надёжный вид транспорта для туриста.

Посадку необходимо осуществить на автовокзале Нью-Дели и доехать до станции Lucknow (перевозчик – RedBus). Там вы сделаете пересадку на автобус, идущий до Варанаси, и выйдите на остановке Varanasi (перевозчик – UPSRTC). Время в пути – 10 часов + 7 часов. Стоимость – около 20 евро за два билета. Автобусы ходят 2 раза в день.

Забронировать билет и следить за изменениями в расписании можно на официальном сайте перевозчика RedBus: www.redbus.in

Все цены на странице указаны на ноябрь 2019.

Интересные факты

  1. Индусы верят, что, если умереть в священном Варанаси, они достигнут состояния мокши – высшие силы избавят их от страданий и освободят от нескончаемого круговорота жизни и смерти.
  2. Если хотите сделать красивые фото города Варанаси, отправляйтесь в 5-6 утра на набережную – в это время суток дым от костров ещё не такой сильный, и лёгкая дымка на фоне восходящего солнца выглядит невероятно красиво.
  3. Варанаси известен как родина “бенаресского шёлка” – это одна из самых дорогих тканей, которую можно найти только в Индии. Обычно из неё изготавливают сари, которые могут стоит сотни долларов.
  4. В Варанаси влажный субтропический климат, и в любое время года здесь жарко. Наиболее подходящие месяцы для посещения города – декабрь-февраль. В это время температура не поднимается выше 21-22 °C.
  5. Приезжают умирать в Варанаси не только индусы – частыми гостями являются американцы и европейцы.
  6. Варанаси является родиной Патанджали – человека, который разработал индийскую грамматику и создал Аюрведу.

Варанаси, Индия – один из самых необычных городов мира, подобный которому вряд ли где-то можно встретить.

Бизнес на сжигании трупов в Варанаси:

Автор: Мария Протасеня

Читайте также:  Большой Барьерный риф в Австралии, фото и описание

Обновлено: 26 Сен, 2019 Город Калькутта – самый величественный и самый убогий…

Обновлено: 12 Окт, 2019 Бангалор, Индия – один из самых оживлённых и…

Обновлено: 25 Сен, 2019 Город Ченнаи (Индия) находится на юго-восточном побережье страны,…

Обновлено: 19 Окт, 2019 Индия – страна, окутанная таинственностью и уникальным шармом….

Варанаси — город мертвых

Говорят, что Варанаси — самый старый город на земле.
Так что можно сказать, что это город мертвых.
Не знаю, на сколько он старый, но самый грязный — это точно.
Не беда, если не обращать внимание на коровьи какашки под ногами и запах мочи от тротуаров и сразу открывается всего столько красивого и интересного!
Особенно со стороны Ганга.

Ну а пока, взяв такси из аэропорта до забронированного отеля (могу его рекомендовать: называется Ganpati Guesthouse, мы проталкиваемся в сутолоке городского движения Варанаси.

Водитель довозит нас до узкой улочки, а далее мы идем с проводником вглубь городского лабиринта Варанаси.
Рядом с Гангом.
Да, забыл сказать — город Варанаси расположен на западном берегу реки Ганг — священной реки индусов.

А само место — Варанаси — вообще самое священное: это место где Шива ушел в нирвану в виде огненного столба.
Туристам (по их просьбе конечно), показывают неугасимый огонь, который горит в этом месте уже более 3000 лет.

Варанаси растянулся вдоль реки, так как постепенно строились новые и новые гхаты (ступени ведущие к воде) где проходят важные для индуистов церемонии в которых не последнюю, а скажем так — важнейшую роль играет вода Ганга.

Трансфер из аэропорта Варанаси

Такси от аэропорта до города рублей 400, ехать что-то около часа.
В Ganpati Guesthouse бронировал комнату с балконом и видом на реку и не прогадал: вид потрясающий.
На крыше геста ресторан: есть мясо (курица), есть пиво. Цены нормальные.
Номер в гесте 55 баксов (кондиционер, душ, туалет). Бесплатный интернет wi-fi

Рядом отель Alka — у него еще более козырный номер с огромной террасой, где можно пить чай и смотреть на проплывающие трупы….
Да…
Трупы в Ганге плавают:

Мы как раз только заселились в наш номер перед этим пройдя по лабиринтам узких проходов (улицей этот не назовешь) где старались не наступить в коровью какашку (коровы в Индии священные животные, но так иной раз хочется дать какой-нибудь буренке под грязный зад пендаля).

Поднялись на крышу нашего Ganpati Guesthouse в ресторан. Взяли пива и еды.
Сидим на речку смотрим и трескаем курицу в специях.
Смотрим, что-то по течению мимо плывет внизу.
Андрей приблизил зумом и сфотографировал, а потом начали рассматривать — точно — это полуобгоревший человеческий труп…

Дело в том, что выше нас по течению расположен небольшой крематорий.
Ниже нас по течению — большой и самый значительный в Индии крематорий.

Как попасть на небо

Чтобы индусу прервать цепь реинкарнаций и наконец-то отдохнуть в нирване, нужно, чтоб его тело сожгли, а пепел развеяли по реке Ганг.
Тогда он гарантированно попадает на небо, как в свое время попал туда Шива.
Вот и жгут тела.
А почему полуобгоревший поплыл? — потому, что денег у родственников было мало на дрова или просто плохие дрова были — поэтому и не догорел:

Родственники бреют голову и одевают белые одежды в честь траура и веселятся — ибо умерший попал в рай.
А чтоб навсегда порвать с ним связь надо купить глиняный горшок, зачерпнуть воды из Ганга и вылить 4 раза вперед, один назад, а потом горшок разбить. Вот тогда процедура ухода умершего на небеса считается выполненной.
О кремации позже, а пока мы рассматриваем снимок.

В отеле можно взять лодку с лодочником для поездке по реке (город приятнее осматривать с воды, чем шарится по лабиринтам среди лежащих коров, голодранцев и йогов):

К тому же всегда можно пристать к берегу и сфотографироваться с понравившимся персонажем.
А их там море.
Вот например йог Вася из Варанаси:

Поездка по реке Ганг

В гестхаусе предлагаются групповые лодочки, ну а ехать с незнакомыми людьми и зависеть от их самочувствия, толерантности и внутренних правил совершенно не с руки, поэтому арендуем приват лодку с мотором размером с небольшой авианосец. На вопрос:
— А нет поменьше?
Следует простой ответ:
— Нет
Но мы не в накладе.
Где найдешь в простой жизни таких персонажей:

Первый — юнга и работает на лодке якорем.
Вернее он за ним зачем-то ныряет.
Может нравиться купаться или к курсам PADI готовится

Второй пузатый — рулевой.
Рулит одной рукой, а газует потянув ногой тросик газа.
Поехали сначала вверх по течению.
Во время поездки видели проплывающую тушу коровы.
Животных не принято кремировать, так же как беременных, детей до 10 лет и укушенных коброй.
Они и так святые, поэтому их просто в речку кидают. Без огня.

Вопрос: беременную не жгут — это логично: ребенок тот что внутри у неё — от по умолчанию святой, дети до 10 лет — тоже считаются святыми (только не в нашей стране, где в этом возрасте некоторые уже на героине плотно сидят)… А укушенный коброй почему такой чести удостоился? (экономия семейного бюджета на дровах)? Ответ: потому что у Шивы кобра висит на шее как ожерелье, значит святая тоже…

Проехали много гхатов.
Я их сначала пытался считать, а потом сбился и плюнул на это дело.
Наш гест расположен у какого-тот центрового гхата.
Тут в любое время суток полно всякого народу и сброду. Йоги и религиозные люди, попрошайки и торговцы и просто люди встречаются поговорить.
Так что расположение гестхауса Ganpati Guesthouse хорошее.
Перед посадкой в лодку встретили вот этого человека.
Как ни пытался у него узнать за какую футбольную команду он болеет — так и не раскололся:

Крематорий в Варанаси

А потом поплыли вниз по течению к тому самому — самому старому крематорию.
При подъезде к нуму было указание спрятать фототехнику и ничего не фотографировать.
Подозреваю, что хотели получить некоторую сумму для того, чтобы съемку разрешили.
Тем не менее внутрь того пространства, которое зовется крематорием, а на самом деле открытая площадка и здания вокруг являющиеся хранилищем дров, не пускают женщин.
Говорят, что при кремации нельзя плакать, так как это привязывает мертвеца к земле, а ему на небо.
Женщины, как повелось — существа чувствительные и чуть что — сразу рыдать.

Тем не менее женщину недалеко от кострища на снимке я разглядел.
А пока лодочник спрашивает — хотим ли мы пойти посмотреть крематорий, так сказать, с близкого расстояния?

Внутри крематория на Ганге

Естественно мы за.
— Зачем мы тогда сюда приехали? — конечно же чтоб по крематориям ходить…
Наша лодка пристает к другой лодке, доверху нагруженную дровами.
Это дрова особого дерева, так как по словам добровольца, который тут же стал нашим гидом, как только ноги наши ступили на засыпанный опилками пополам с коровьем дерьмом нижний уровень строения названного хосписом, эти дрова стоили просто до хрена денег.
Если мне память не изменяет, то около 300 рупий за 1 кг.

Волонтер провел нас в хоспис с балкона которого открывался вид на кремационные костры.
В темной комнате полулежало несколько человек.
Бабушка старушка готовилась к смерти.
Это нам опять же волонтер сказал.
Нет у нее денег на достаточное количество дров, чтоб отбыть экспрессом в нирвану.
Вот и коротает свой век тут, на голом цементном полу.

Стало мне очень жаль бабушку.
Захотелось помочь ей побыстрее сгореть.
Дал я ей денег на дрова и мои спутники тоже дали. При этом, как сказал наш волонтер, мы улучшаем карму.
Мне похеру моя карма, мне действительно было жалко старушку, так как я принял за чистую монету ее игру в бедность.
Лишь только увидел вспыхнувшую в ее глазах алчность, когда подхватив положенные ей на дрова деньги в подол, она принялась их пересчитывать.
Причем явно выражая недовольство суммой в 1500 рупий (наверно американцы дают по 100 баксов)

И тут все стало на свои места — как и должно было быть в месте чрезвычайно популярном у туристов работают профессиональные разводилы.
Бабушка, которая на глазах умирает у нескольких десятков туристов в день.
Волонтер, прозрачно намекающий, что фотографировать нельзя, но пресса получает разрешение на фотографирование (за денежное вознаграждение естественно).
Вся эта трагичность мигом улетучилась и стало смешно.
Смешно над собой и своей жалостью к людям. Какая в попу жалость? Жалеть надо животных, которые не могут врать.

Но поскольку мы клюнули на эту приманку, надо было обыграть наше сострадание дальше: пусть устроят нам экскурсию по этому гхату.
Мы прошлись мимо огромных поленниц с дровами.
Посетили магазинчик, где можно купить приятно, по евро-стандарту оформленные полешки с сандаловых деревом.
За какие-то 3000 рупий…
Посетили вечный огонь, который горит на этом месте уже 3000 лет, ибо сам Шива горел на этом огне.
Дали себе помазать лоб пеплом от этого костра.

Прошли мимо брадобреев, приводящих родственников умерших в торжественный поминальный вид.
Прошли мимо бригад каких-то оборванцев, которые палками ворошат огонь кострищ.
Родственник не жжет умершего — он лишь покупает пук соломы и подпалив его в священном огне поджигает многоярусное сооружение из дров, на вершине которого лежит тело, завернутое в цветастые тряпки.

Увидел баночки в магазине — что это такое?
Это масло. Чтоб тело быстрее сгорело.
Масло сливочное? Похоже на то… Подумал, может купить бабусе еще и масла — на завтрак будет бутеры мастерить себе…

Вообщем вся эта постановка под названием кремация мгновенно превратилась для меня просто в мыльную оперу.
Многосерийную.
Поэтому пропал интерес что либо фотографировать внутри.
Просто мараться не захотелось.
Мы сухо поблагодарили нашего волонтера по-английски, а по-русски послали его на хер и вернулись на свою лодку.

На следующее утро мы договорились на 5:30 с лодкой поехать поснимать рассвет на реке.
Уже вечерело.
Мы зашли в наш ресторан и негромко беседовали за неплохой едой и пивом.
Так что на крыше слышался только иврит — много туристов из Израиля в Индии.

Варанаси – город мертвых в Индии

Варанаси – один из старейших городов мира и важнейший религиозный центр Индии. Он расположен в штате Уттар-Прадеш на северо-востоке страны. Город стоит на реке Ганг, которая играет большую роль в религиозной жизни индуистов. Хотя многие люди называют Варанаси «городом мертвых», в нем постоянно кипит жизнь: на 2019 год там проживает почти 1,5 миллиона человек, и тысячи индусов ежедневно приезжают в него для проведения погребальных обрядов.

Похороны в Варанаси

В Варанаси никогда не затухают огни погребальных костров – каждый день проходит не менее трехсот ритуальных сожжений. Множество индусов прибывают в этот город: они верят, что смерть в Варанаси освободит их из круга перерождений (сансара) и поможет достичь высшего блаженства (мокша). По старым легендам, даже если человек умер не в Варанаси, то сожжение его останков в священном городе поможет очистить карму перед следующим перерождением.

Сожжение умерших происходит в соответствии со старинными ритуалами и имеет мало общего с тем, как кремируют в России, Европе и США. В Варанаси умерших сжигают не в крематориях, а на двух специальных площадках, расположенных на набережных (гхатах) реки Ганг. Главная из них – это Маникарника-гхат, где, как считается, вот уже тысячи лет не перестают гореть погребальные огни. Вторая площадка – это Харишчандра-гхат. Хотя у неё нет культового статуса Маникарника-гхата, она все равно привлекает тысячи индуистов и туристов.

Ритуал сожжения мертвых

Сожжение умерших в Индии требует сложных ритуалов, особенно когда похороны проходят в священном для индуистов городе. В индуизме понятие чистоты играет важную роль, а поскольку тело умершего считается нечистым, ритуалы похорон могут быть очень сложны.

Традиции похорон отличаются от общины к общине, от штата к штату, а в Варанаси умерших везут со всей Индии. В большинстве случаев индийская похоронная церемония начинается с того, что покойного облачают в покрывало, после чего осыпают благовониями и цветами. Затем умершего кладут на специальные носилки, с помощью которых его опускают в священную реку Ганг. Цвет покрывала различается: мужчин облачают в белое, девушек – в красную ткань, а пожилых женщин – в оранжевое. После омовения на лицо усопшего выливают воду из Ганга.

В конце церемонии тело покойного водружают на костер, составленный из 300-400 кг дров. Старший сын умершего (если умерла женщина, то её муж) четырежды обходит с зажженной ветвью костер, после чего его поджигает. При этом индуисты уделяют особое внимание голове покойного: если она не сгорела полностью, то череп следует расколоть (индусы считают, что так они выпустят душу покойного).

Температуры костра недостаточно, чтобы тело полностью превратилось в прах, поэтому на пепелище почти всегда остаются кости. После завершения погребения их вместе с прахом покойного смывают в Ганг. Усопшего принято сжигать вместе с его вещами, зачастую вместе с украшениями. Собирать их могут только представители нижайшей касты «неприкасаемых», для остальных индуистов это запрещено. Именно на «неприкасаемых» возложена большая часть обязанностей, связанных с погребением покойного и прикосновением к «нечистому» мертвому телу.

Варанаси: кладбище на водах Ганга

Индуизм запрещает ритуальное сожжение некоторых групп людей. В их число входят: дети до десяти лет, беременные женщины, жертвы эпидемий, умершие от проказы, йоги-садху, а также люди, умершие от укуса кобры. Дети, беременные женщины и садху считаются безгрешными, а потому просто отдаются водам священной реки. Людей, умерших от укусов кобры, принято считать спящими, а не умершими – поэтому их сожжение считается убийством.

Вместо того чтобы сжечь таких умерших, индусы бросают их в реку Ганг. В некоторых случаях к умершему привязывают камень, чтобы он сразу пошел ко дну. Зачастую покойников просто спускают по реке, из-за чего вид плывущего по реке трупа – это распространенное зрелище в Варанаси и его окрестностях. Жрецы-брахманы или просто «главные неприкасаемые» порой также отказываются сжигать особо тучных людей из прагматических соображений: растопленный подкожный жир будет сложно отмыть с площадки для кремации.

Жизнь живых в городе мертвых

Варанаси – это не только священный город, в который индуисты отправляются, чтобы умереть или предать огню своих покойных. Это также и место обитания полутора миллионов человек. Местных жителей не смущает специфика их города: изо дня в день можно видеть тысячи индусов, моющихся в той же реке, по которой спускают тела умерших.

Для многих местных жителей туристический бизнес стал основным способом заработка. Навязчивые гиды повсюду преследуют гостей города, «неприкасаемые» требуют денег за разрешение на фотосъемку похорон, попрошайки притворяются умирающими и выпрашивают деньги на погребальный костер. Даже йоги-садху, которых можно встретить на берегах Ганга – это в основном мошенники. Подражая в обличии «просветленным», они за деньги фотографируются с туристами.

Читайте также:  Тенерифе, что посмотреть самостоятельно

В центре города старинные здания облепили многочисленные лачуги и хибары, а стены древних построек украшают граффити: от рисунков на религиозные темы до обычной рекламы. Покинув центр Варанаси, туристы столкнутся с картиной обычного индийского города: по грязным улицам бродят священные коровы и горные козлы, дорожное движение не регулируется, а запах нечистот ошеломляет неподготовленного путешественника.

В Варанаси на фоне старинных храмов и крепостей процветают коррупция и преступность. Здесь притоны соседствуют с ведущими университетами страны, а богатые особняки – с тесными халупами бедняков.

Туры в город-крематорий

Многие любители Индии скажут, что если вы оказались на севере страны, то вам следует посетить Варанаси. С ними сложно поспорить, ведь этот удивительный город контрастов входит в число древнейших в мире. Варанаси – это не просто город мертвых, но и древний центр культуры и религии, именно с него начинал свои проповеди Будда. Он может быть по-настоящему красив, особенно когда на его улицах и набережных проходят красочные индийские фестивали.

Тем не менее, туристам, решившим посетить Варанаси в 2019 году, следует подготовиться. Они наверняка столкнутся с карманниками и мошенниками, а порой и с крайне неприятным зрелищем мертвого тела, плывущего по священной реке: шокирующие фото Варанаси в изобилии представлены в сети. Если путешественник не боится столкнуться с неприятностями и шокирующими ритуалами, то индийский город мертвых откроется перед ним во всей красе.

Возможно, вам будет интересно:

Варанаси – город мертвых в Индии. История и традиции древнейшего города на Земле

На Земле немало интересных мест, в которые по разным причинам стремятся путешественники. В одни города едут из-за их красоты, в другие – из-за вкусной еды или музеев. А в город мертвых Варанаси (Индия) туристы едут, чтобы ужаснуться. О нем рассказывают множество страшных историй, но поток приезжих сюда только возрастает. Почему? Расскажем о том, почему Варанаси – город мертвых в Индии – пользуется такой популярностью у туристов, что в рассказах об этом месте правда, а что вымысел.

Географическое положение

Вам будет интересно: Гостиница “Россия” в Борисоглебске: фото с описанием, отзывы

Расположен Варанаси, так называемый город мертвых, в Индии, на западном берегу реки Ганг. Эта река удивительна уже тем, что в отличие от всех рек Северного полушария Земли, она течет не с севера на юг, а наоборот, с юга на север. Может быть, поэтому индусы считают ее священной. Ганг входит в 20 крупнейших водных артерий мира, и его бассейн является самым густонаселенным в мире. Река орошает поля, дает воду 400 миллионам человек, по ней индусы сплавляются, ее водой моются и т. д. Город разместился на северо-востоке страны, почти в 800 км от столицы государства – Дели. Добираться сюда удобнее всего на самолете, хотя с другими регионами город связывает железнодорожное и автомобильное сообщение.

Название

Имя города Варанаси, по мнению специалистов, происходит от названий двух рек: Асси и Варуна. Обе реки впадают в Ганг – одна выше, другая ниже него по течению. Но у этого поселения есть еще несколько имен. Местные жители называют его Бенарес (старинное название), Авимуктака (“город, который нельзя покинуть”), Анандаканана, Махасмасана, Сурандхана, Брахма Вардха, Сударшана, Рамья и Каши (“сияющий город”). Индусы считают, что создан он Шивой, и иногда обращаются к божеству как к Высшему Владыке Сияющего Города. Местные жители чаще всего называют его Каши. И они считают, что Варанаси – это центр пространства и времени, стоит он на трезубце Шивы и расположен между небом и землей.

История

Варанаси появился в давние времена, как и многие древние города Индии. Холм мертвых, на котором вырос город, был заселен еще как минимум 5 тысяч лет назад. Точная дата основания поселения неизвестна. Но в Ведах второго тысячелетия до н. э. город упоминается как место, откуда начался мир, как центр Вселенной. Издавна он был центром индуизма, священным городом. Кроме того, Варанаси был центром торговли, крупным религиозным и образовательным центром. Город процветал, хотя не раз подвергался нападкам мусульман и не раз разрушался почти до основания. Но его не зря считают вечным, ведь он воскресал вновь и вновь.

Вам будет интересно: Курорты Красноярского края: вид отдыха, выбор курорта, отели, услуги, адреса и отзывы

Но в 11-м веке мусульманские набеги привели город к упадку, который усилился с 13-го по 17-й век, когда Варанаси находился под властью сначала Делийского султаната, а затем Монгольской империи. В 17-м веке начинается усиление Маратхской империи и постепенное возрождение города. Он становится столицей самостоятельного государства Каши. В конце 18-го века эта страна ушла под управление Британской Ост-Индской компании. Британское правление продлилось до середины 20-го века. Это время было довольно благополучным для Варанаси. Сюда провели железную дорогу, электричество, открыли множество торговых и производственных предприятий, здесь появился университет и несколько институтов. При этом город оставался центром индуизма и культуры. В эпоху независимости Варанаси усиливает свои позиции как образовательный и экономический центр региона. В конце 20-го века здесь случилось несколько конфликтов на религиозной почве, но постепенно все уладилось. Сегодня в городе есть храмы нескольких религий, активно развивается туризм, растет промышленное производство, открываются новые культурные и учебные заведения. Но для всего мира все-таки город остается важнейшим центром индуизма.

Священный город

Какой город является ровесником Вавилона, какое место считают одним из самых заразных на Земле, куда приезжают, чтобы умереть? Это все про Варанаси – город мертвых в Индии. Фото с улиц и набережных этого города не рекомендуется смотреть слабонервным, воду здесь пить из реки могут только местные жители, а туристам лучше вообще ничего не трогать руками. Все это связано с тем, что в индуизме Варанаси – это город, в котором лучше всего умирать. По местной легенде, Каши – город Шивы. Поэтому стоит только захотеть сюда приехать, и с твоей кармы спишутся грехи трех жизней, если человек пошел в Варанаси, то ему уготовано хорошее перерождение, а если он уже пришел в Каши, то ему практически гарантирована мокша. Тот, кто умрет в Варанаси, навсегда освобождается от мук перерождений. Даже если человек умер где-то в другом месте, но был кремирован в Каши, это положительно скажется на его карме. Поэтому любой истинный индус мечтает быть погребенным здесь. Чтобы кремировать человека, необходимо около 400 килограммов дров и 4 часа времени. Поэтому людям приходится долго томиться в очереди рядом с трупами.

Вам будет интересно: Где отдохнуть в Крыму: отзывы отдыхающих и экспертов. Лучшие рекомендации для семейного отдыха

А еще сюда устремляются индусы, которые мечтают расстаться с жизнью в Священном городе. Вот они и сидят на берегу Ганга или бродят по городу и ждут смерти. Но, кроме погребения, в Варанаси еще едут за тем, чтобы совершить омовение в священных водах реки Ганг.

Культовые сооружения

Любое священное место мира обычно известно своими церквями и культовыми сооружениями, а вот мест, знаменитых своими крематориями, нет нигде. Нигде, кроме Варанаси – это самый уникальный город в Индии. Сжигают мертвых в специальных храмах, называемых гхатами, но здесь также совершают и ритуальные омовения. Всего таких заведений в городе 84. Сжигать тела сегодня можно только на двух площадках: в самом знаменитом гхате – Маникарника, в котором костры не потухают уже несколько тысяч лет, и в Харишчандра. Сюда стоят огромные очереди из людей, привезших своих близких для погребения. На каждой площадке ежедневно сжигают от 400 до 600 тел. Но кроме гхатов, в Варанаси есть несколько индуистских храмов, где люди медитируют, молятся. Самый знаменитый из них – Каши Вишванатх, храм Владыки сущего, или Шивы. Каждый индуист мечтает хотя бы раз побывать в этом храме, так как этот визит в сумме с омовением в Ганге дарует мокшу. Есть в городе и несколько буддистских храмов и знаменитая ступа Дхамек.

Обряды и ритуалы

Многие знают, что Варанаси – город в Индии, где сжигают мертвых. Но кремация – это еще относительно безобидный обряд. Ведь есть еще традиция просто отпускать трупы по реке Ганг. А также индуисты едут в Варанаси, чтобы совершить омовение в Ганге. Эти три основных ритуала привлекают в город огромное количество паломников. И превращают это место в нечто подобное хаосу. Каждый обряд имеет строгую последовательность действий, свои молитвы, но совершаются они все в одних и тех же местах – на берегу реки. Поэтому здесь можно увидеть проплывающие по реке мертвые тела или прибитые к берегу уже полуразложившиеся трупы, рядом пепел от тел, в котором видны обгорелые руки, ноги, головы. А рядом, в этой же реке, со счастливым выражением лица люди моются. Зрелище действительно для людей с крепкими нервами.

Мифы и правда о Городе мертвых

Варанаси (Индия) оброс за свою уникальную жизнь разными легендами и слухами. Если верить всем этим рассказам, то город предстает самым ужасным местом на Земле. Но в реальности все не совсем соответствует стереотипным представлениям. Разберемся с основными из них.

Считается, что в Варанаси повсюду жгут трупы, и мертвецы там везде. Это не совсем так. Жгут тела только в двух местах на набережной, в остальном городе покойников не видно.

Есть мнение, что Ганг – самая грязная река в мире, т. к. по ней плавают трупы. И это действительно так. Трупы плывут по реке, опускаются на дно, лежат вдоль берега. По подсчетам специалистов, на дне Ганга ежегодно остается около 45 тысяч не кремированных тел. Кроме того, пепел от сожженных людей тоже смывается в реку. Так что в воде Ганга можно обнаружить любые инфекции, а посему лучше от нее держаться подальше. Хотя сами индусы в ней не только моются, но даже пьют эту воду и спокойно живут дальше.

Еще люди думают, что в Варанаси нечего больше смотреть, кроме обрядов кремации. Это совсем не так. Город полон разными культурными и спортивными событиями, здесь есть рестораны, дискотеки, магазины. Все, как в любом крупном городе.

Достопримечательности

Варанаси – город мертвых в Индии, но не только. Это еще и крупный город, в котором, кроме религиозных обрядов, кипит жизнь, в том числе культурная. Туристам, кроме гхатов, рекомендуется посмотреть на здание университета – это прекрасный образец колониальной архитектуры. Стоит увидеть красный храм богини Дурги. В нем живут стаи обезьян, поэтому иногда он именуется Обезьяньим храмом. Еще одна достопримечательность – храм Бхарат Мата, в котором проходила церемония инаугурации М. Ганди. Также в городе есть несколько музеев и выставочных залов, в которых можно ознакомиться с местной историей и культурой.

Жизнь города

Город мертвых Варанаси (Индия) – это крупный населенный пункт, в нем проживает более 1,5 миллиона человек, плотность населения составляет почти 1000 человек на квадратный километр. Кроме того, здесь много паломников и туристов, поэтому на улицах очень шумно и людно. Транспорт обычно переполнен, водители ездят по только им ведомым правилам. Так что этот город не позволяет расслабиться и отдохнуть.

Варанаси является крупным экономическим центром, поэтому здесь много магазинов и рынков. Основная промышленность связана с изготовлением бенаресского шелка, лучшего в Индии. Из него шьют роскошные сари, которые стоят очень дорого, но и выглядят эти наряды как настоящие произведения искусства. Также в Варанаси работает множество ремесленных мастерских: резчиков по кости и дереву, гончаров, кожевенников, кузнецов. Их продукция – отличные сувениры.

Вам будет интересно: Достопримечательности Панамы: исторические места, музеи, интересные экскурсии, советы и рекомендации

Инструкция по применению

Есть особые правила, которые нужно соблюдать, приехав в город мертвых в Индии. Фото людей и обрядов в Варанаси делать можно только за деньги. Если турист начинает фотографировать кремацию или людей на берегу, то с него тут же требуют деньги или разрешение, которое тоже можно купить. Если же турист отказывается платить, у него могут отобрать камеру или телефон и даже избить его. Еще одна опасность – это обезьяны. Их тут очень много, и они тащат все, что только видят. Поэтому двери и окна в отеле нужно закрывать, нигде ничего не оставлять без присмотра. Передвигаться по городу лучше на такси и с местным гидом. Так как одиночных туристов сразу окружает толпа попрошаек и мошенников.

Отзывы туристов

Путешественники, посетившие город мертвых в Индии, все без исключения отмечают, что они получили одни из самых сильных впечатлений в жизни. Туристы рекомендуют пользоваться услугами гидов и не бродить по городу в одиночку, а женщинам без сопровождения мужчины лучше вообще на улице не показываться. Еще все путешественники в рассказах отмечают, что Варанаси становится одним из самых дорогих городов Индии, но все равно, по сравнению с Европой, там все дешево. Бывалые люди не советуют есть местную еду, особенно уличную, а пить воду нужно только из заводской упаковки.

Варанаси — город мертвых

Веселье без остановки

Убитые в хлам дороги, убитый тук-тук, отсутствие света, 350 рупий, час времени и еще одна мечта исполнена. Варанаси, он же Бенарес, он же Коши — город мертвых и один из самых древнейших городов человеческой цивилизации — встречай!

Честно говоря, читая чужие отчеты, у меня сложилось если не страшное, то как минимум зловещее представление об этом городе. Это совершенно не так, лыба не сходила с моего лица 24 часа в сутки все 4 дня пребывания.

Во-первых, «ужас» разбавлен привычной индийской действительностью:

Детишки, вынужденные с юных лет бороться за жизнь, еще не научились ненавидеть.

Во-вторых, в индуизме совершенно иное отношение к смерти. Жизнь — это всего лишь путешествие от созидателя Брамы к разрушителю Шиве, а смерть — возвращение к началу пути и так бесконечно (почти) по кругу. Почти — потому что Варанаси — город священный, просто умерев здесь можно освободиться от колеса Сансары, то бишь цикла перерождений, к чему все и стремятся. Поэтому куча бомжей, стариков и калек стекаются к старости сюда. От количества фриков и неведомых персонажей реально хочется ржать в голос!

Даже местный бомж немного прифигел от происходящего:

Вереница нищих с баночками будут визуально сопровождать вас повсюду.

Улочки старого города. Торговля, сотни бомжей, религия, шум, сари, блаженные коровы и, конечно, фирменный замес запахов цветов, пота, мочи и специй — все это в атрофированном количестве ждет вас на улочках древнего Варанаси. Здесь сама жизнь встречается со смертью.

Здесь жгут

Так почему же «город мертвых»? Ответ прост. Варанаси — это не только святейший город индуизма, это еще и круглосуточный крематорий на свежем (ну как свежем. ) воздухе. Кремированные тела сжигают 24 часа в сутки 365 дней в году и это очень прибыльный бизнес. Быть сожженым в Варанаси — значит получить все возможные ништяки, предусмотренные религией, круче ничего в жизни индуса не бывает!

Читайте также:  Мост Харбор-Бридж в Сиднее, описание и фото

Как и где жгут? Варанаси — город гхатов. Гхаты — это бывшие дворцы правителей Индии, окутавшие священную реку Ганг полумесяцем и впоследствии ставшие достоянием общественности. Есть два особенных гхата, где и расположены крематории. Показывать я их не буду (мне не интересно это снимать, вперед в гугл за извращениями, но интересного там мало). Если очень хочется представить крематорий, то подставьте на фото ниже большую кучу дров с торчащими оттуда обугленными ногами:

Всей грязной работой занимаются неприкасаемые — низшая каста индуизма, по сути это люди-рабы. Беременных женщин и детей сжигать нельзя — их тела просто скидывают в воду (к рыбкам). Пепел от сгоревшего тела (а сгорает он за часа три-четыре) и останки тоже скидывают в реку. Ну как, неплохо?

Панорамы на гхаты и город:

Или так 🙂 Свастика — важный атрибут индуизма, и она повсюду. Этот священный символ был за многие века до того, как его негативно популяризовали нацисты.

Гхаты и развлечения

Один из самых красивых и популярных гхатов — Кедар Гхат.

Он же издалека — движняк кипит!

Самый популярный аттракцион — лодочная прогулка по реке Ганг. Вид на закате чумовой и полный дзен в процессе! А по реке то и дело плывут повязки (те, которыми опутывают женщин и детей при скидывании за борт).

Ближе к ночи загорается упоротый желтый свет, и ты окончательно теряешь ощущение реальности происходящего.

После заката каждый день идет какое-то шоу, которые типа маст хев при посещении Варанаси. Полный отстой! Лодочки скапливаются возле одного из гхатов и сотни людей с воды смотрят скучнейшее представление. Было настолько скучно, что своего лодочника я развернул гораздо раньше, чем оно закончилось.

Весь мусор города сливается в реку, труды крематория тоже в реку. А теперь сладенькое — так как река святая, то индусы в ней с радостью купаются! Более того, есть религиозная обязанность — каждый индус должен хотя бы раз в жизни сделать омовение в Ганге, желательно в Варанаси. Это такой концентрат треша, что будет отдельный пост только про это.

Типичная улица города: индус, коровья лепешка, собака/коза/свинья/корова и много мусора. Кстати, знакомьтесь — это Рико, мой местный гид, 6 часов водивший персональную экскурсию и рассказавший все-все-все, что только можно было. Рико крутой гид и обладатель спортивного мото (с неработающим спидометром, естественно), правда, лавировать по таким улицам через коров страшно, даже если за плечами неплохой опыт катания на двухколесном.

Здесь не заканчивается движуха, она здесь кипит почти 24/7. Правда, движуха абсолютно тупая и бесполезная, в двух словах это колесо сансары пары баксов (цикл перетекания пары баксов из кармана в карман) и религия.

А религия очень красивая и гулять по улицам старого города одно удовольствие (заодно можно стать чемпионом по прыжкам через лепехи).

Сидишь в кафе, ешь ласси. и тут радостные крики как команда поддержки на футболе — опа, очередное тело понесли. Мозг окончательно берет отпуск от визуальной картинки вокруг.

Вообще, с едой весело — ты берешь уличную еду, кусаешь, а рядом опять понесли кремированного. Не дадут заскучать!

Говорят, быть убитым коровой — это большая удачу, переродишься кастой выше. So close, но, сорян, ребята, у меня и без того все отлично и большие планы 🙂

Панорама города мертвых самой высокой точки:

Обратите внимание на правый берег — он необитаем, там по преданиям находится царство мертвых.

А солнце здесь злое и закаты с рассветами просто сумасшедшие, особенно полоска солнца на воде, никогда такого не видел.

Пссс, парень. как насчет немного Варанаси?

Самолет задержали? Получите деньги.

А вы знали, что авикомпании штрафуют за задержку рейсов, а вам часто полагается компенсация?

Получайте до €600 в качестве компенсации за задержанные или отмененные рейсы. Все, что вам нужно сделать, это предоставить данные своего рейса. AirHelp обработает претензию от вашего имени и возьмет свою комиссию от вашего вознаграждения.

Варанаси – город мертвых.

Решил немного отойти от своей тематики, просто нашел интересное место в Индии, на мой взгляд,скажем так,для контраста нашей жизни и людей других народов.

Посты вроде этого были на Пикабу, но информации почти не давали, и больше упоминалось про реку Ганг, а не сам город, который лежит в основании почти всех легенд,связанных с этим местом. Решил это дело подправить.

ВНИМАНИЕ ! Присутствуют шокирующие фото. Впечатлительным просмотр не рекомендуется !

С чего стоит начать о Варанаси? Этот город священен. Священен на столько, что некоторые международные конвенции ООН в этом городе не имеют силы, так как отменены правительством Индии в связи с особенными обычаями и традициями, дух которых поддерживают миллионы паломников. Этот город построен Шивой, этот город и есть Шива. Одно из имён Варанаси — Каши, что переводится как сияющий. Одно из обращений к Шиве, — Каши Вишванатх, то есть Высший Владыка Сияющего Города.

Каждая религия имеет свой священный город, представляющий собой место массового паломничества и несёт первостепенную культовую значимость. В иудаизме – Иерусалим, в католичестве – Ватикан, в исламе – Мекка, в индуизме – Варанаси. Во все выше перечисленные города ежегодно съезжаются миллионы паломников на поклонение, кроме города Варанаси.Согласно легендам, город был основан богом Шивой около 5 000 лет назад и поэтому Варанаси является одним из наиболее важных мест паломничества в Индии. Варанаси входит в семёрку священных городов индуизма. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно, в котором сосуществуют вечность и бытие и в этом месте можно увидеть, что собой представляет настоящая Индия.

Казалось бы, обычная набережная любого города, пусть и со своим колоритом. Ну моются люди, кто то брется,кто то что то стирает или омывает.Ну подумаешь, бедный квартал и тд. Но нет, это фактически целый обряд.

Это место-фактическое кладбище-крематорий, и не только.Индуизм подарил тем, кто его исповедует, метод гарантированного достижения мокши(очищение кармы перед следующей (освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.). Достаточно умереть в священном Варанаси (ранее – Бенарес, Каши. – Прим. авт.) – и сансара заканчивается. Наступает мокша. При этом важно отметить, что хитрить и бросаться в этом городе под машину – не выход. Так мокши точно не видать. Даже если индус отдал концы не в Варанаси, этот город все равно способен повлиять на дальнейшее его существование. Если кремировать тело на берегу священной реки Ганг в этом городе, то карма на следующую жизнь очищается. Вот и стремятся сюда индуисты со всей Индии и мира – умирать и гореть.

У Варанаси все-таки своя жизнь. Вот по Гангу плывет труп, рядом мужик стирает и отбивает о камень белье, кто-то чистит зубы. Почти все купаются со счастливыми лицами. “Ганг – наша мама. Вам, туристам, не понять. Вы смеетесь, что мы пьем эту воду. Но для нас она священна”, – объясняют индусы. И действительно – пьют и не болеют. Родная микрофлора. Хотя канал Discovery, когда снимал фильм про Варанаси, сдал пробы этой воды на исследования. Вердикт лаборатории страшный – одна капля лошадь если не убьет, то уж точно подкосит. Гадости в той капле больше, чем в списке потенциально опасных инфекций страны.

Это Маникарника Гхат – главный крематорий города. Повсюду тела, тела и еще раз тела. Ждут своей очереди в костер, которых – десятки. Гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза: “Рам нам сагагэ”. Вот из костра высунулась рука, показалась нога, а теперь покатилась голова. Вспотевшие и щурящиеся от жара рабочие бамбуковыми палками переворачивают являющиеся из огня части тела. Ощущение такое, что попал на съемки какого-то “ужастика”. Реальность уходит из-под ног.

Сегодня тут ежедневно превращают в пепел от 200 до 400 тел. Причем не только со всей Индии. Сгореть в Варанаси – последняя воля многих индусов-иммигрантов и даже некоторых иностранцев. Недавно, например, кремировали пожилого американца.

Чтобы сжечь тело, потребуется 300-400 килограммов древесины и до четырех часов времени. Килограмм дров – от 4 рупий. Вся траурная церемония может стартовать уже от 3-4 тысяч рупий, или 60-80 долларов. А вот максимальной планки нет. Люди побогаче для запаха добавляют в костер сандаловое дерево, килограмм которого дотягивает до 160 долларов. Когда в Варанаси умер махараджа, его сын заказал костер полностью из сандалового дерева, а вокруг разбрасывал изумруды и рубины. Все они по праву достались работникам Маникарники – людям из касты дом-раджа.

Это низшее сословие людей, так называемые неприкасаемые. Их судьба – нечистые виды работ, к которой относят и сжигание трупов. В отличие от других неприкасаемых, каста дом-раджа имеет деньги, на что намекает даже элемент “раджа” в названии.Каждый день эти люди чистят территорию,просеивают и промывают через сито золу, угли и прогоревший грунт. Задача – найти драгоценности. Родственники не имеют права снимать их с умершего. Напротив, сообщают ребятам дом-раджа, что у покойного, скажем, золотая цепочка, кольцо с бриллиантом и три золотых зуба. Все это рабочие найдут и продадут.

Маникарника – не единственное в городе место для кремации. Тут сжигают умерших естественной смертью. А километром ранее, на Хари Чандра Гхат, придаются огню убитые, самоубийцы, жертвы аварий. Рядом электрокрематорий, где сжигают нищих, не собравших денег на дрова. Хотя обычно в Варанаси проблем с похоронами нет даже у самых бедных. Дерево, которое не догорело на предыдущих кострах, бесплатно отдают семьям, у которых не хватило дров. В Варанаси всегда можно собрать деньги среди местных жителей и туристов. Ведь помогать семье покойного – для кармы хорошо. А вот в бедных селах с кремацией проблемы. Помочь некому. И символически обгоревшее и выброшенное в Ганг тело – не редкость.

В местах, где в священной реке образуются запруды, даже существует профессия – сборщик трупов. Мужчины плавают на лодке и собирают тела, по необходимости даже ныряя в воду. Рядом грузят в лодку привязанное к большой каменной плите тело. Оказывается, далеко не все тела можно сжечь. Запрещается кремировать садху, ведь те отказались от работы, семьи, секса и цивилизации,посвятив жизнь медитациям. Не сжигают детей до 13 лет, ведь считается, что их тела, как цветы. Соответственно запрещено предавать огню и беременных женщин, ведь внутри – дети. Не получится кремировать больного лепрой. К телу их привязывают камень, и бросают с лодки на середину реки Ганга. Такая же участь ждет тех, чьи родственники не могут позволить купить себе достаточно древесины. Кремация на костре стоит немалых,по местным меркам, денег и далеко не все могут это позволить. Иногда купленной древесины не всегда достаточно для кремации, и тогда полуобгоревшие останки тела сбрасывают в реку. Вполне обычное явление увидеть обугленные останки тел умерших, плывущих в реке. По оценкам, в городе ежегодно хоронят на дне реки около 45 000 не кремированных тел, повышая токсичность и без того сильно загрязненной воды. Что шокирует приезжих западных туристов, кажется вполне естественным для индусов. В отличие от Европы, где все происходит за закрытыми дверями, в Индии каждый аспект жизни виден на улицах, будь-то кремация, стирка белья, купание или приготовление пищи.

Запрещено кремировать убитых укусом кобры, что в Индии не редкость. Считается, что после укуса этой змеи наступает не смерть, а кома. Поэтому из бананового дерева мастерят лодку, куда кладут обернутое в пленку тело. К нему крепят табличку с именем и домашним адресом. И пускают в плавание по Гангу. Медитирующие на берегу садху такие тела стараются выловить и медитациями попытаться вернуть к жизни.

Говорят, успешные исходы – не редкость. “Четыре года назад в 300 метрах от Маникарника отшельник поймал и оживил тело. Семья была так счастлива, что хотела озолотить садху. Но тот отказался, ведь если возьмет хоть одну рупию – потеряет всю свою мощь”, – рассказал мне Каши Баба. Еще не сжигают животных, ведь они – символы богов. Но что потрясло меня больше всего, так это существовавший до сравнительно недавнего времени жуткий обычай – сати. Сожжение вдов. Умирает муж – жена обязана гореть в том же огне. Это не миф и не легенда. По словам Каши Баба, это явление было распространенным еще каких-то 90 лет назад.По информации учебников, сожжение вдов запретили в 1929-м. Но эпизоды сати случаются и сегодня. Женщины много плачут, поэтому им запрещено находиться возле костра. Но буквально в начале 2009 года для вдовы из Агры сделали исключение. Она хотела последний раз проститься с мужем и попросилась подойти к огню. Туда и прыгнула, причем когда костер пылал уже вовсю. Женщину достали, но она сильно обгорела и умерла до приезда врачей. Кремировали в том же костре, что и ее суженого.

Разжигать костер можно только естественным способом. Если умерла женщина – полностью не сжигают ее таз, если мужчина – ребро. Эту обгорелую часть тела обритый мужчина пускает в Ганг и через левое плечо из ведра тушит тлеющие угли.

Река Ганга каким то чудесным образом могла очищать себя сама на протяжении многих веков. Еще 100 лет назад, микробы, такие как холера, не могли выжить в ее священных водах. К сожалению, сегодня Ганга входит в число пяти наиболее загрязненных рек мира. В первую очередь, из-за токсических веществ, сбрасываемых промышленными предприятиями вдоль русла реки. Уровень загрязнения некоторыми микробами превышает допустимые показатели в сотни раз. Приезжим туристам в глаза бросается полное отсутствие гигиены. Прах мертвых, стоки канализации и пожертвования плывут мимо верующих, когда они купаются и проводят в воде церемонию очищения. С медицинской точки зрения, купание в воде, в которой разлагаются трупы, несут риск инфекций с многочисленными болезнями, включая гепатит. Это какое то чудо, что так много людей ежедневно окунаются и пьют воду и не ощущают на себе вреда. К паломникам даже присоединяются некоторые туристы.

Несмотря на то,что я уже выше указывал про сборщиков трупов, на самом деле данная функция ими очень слабо выполняется. Именно поэтому трупы могут плавать там очень долго, проходя фактически полный цикл разложения.

Теги “жесть” тоже ставлю. Самые жуткие фото решил все же не выкладывать. Извините уж.

Осмелюсь данный пост все же опубликовать в сообществе “Криминал”, поскольку не считаю подобное законным, пусть и для другой страны.

Ссылка на основную публикацию