Знаменская церковь в Дубровицах, фото и описание

Знаменская церковь, Дубровицы: история, архитектор, адрес. Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

Не каждый житель нашей страны знает, сколько удивительных памятников истории и архитектуры находятся в небольших городках и селениях. Если вы когда-нибудь окажитесь недалеко от села Дубровицы, то обязательно посетите бывшую усадьбу князей Голицыных. Это место входит в список культурных памятников России и представляет собой большой архитектурный ансамбль, обновлявшийся и пополнявшийся в разные годы и столетия. Наибольшую культурную ценность представляет церковь иконы Пресвятой Богородицы “Знамение”. Это сооружение настолько отличается от русских традиций зодчества, что привлекает к себе внимание уже с первого взгляда. Не менее интересна и история этого памятника, пережившего за несколько столетий своего существования разные периоды, оставившие неизгладимый след на внешнем облике храма. Сегодня, как вы догадались, наша статья посвящена Знаменской церкви в Дубровицах.

Местоположение храма

Адреса Знаменская церковь в Дубровицах как такового не имеет, но она является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, поэтому отыскать ее не составит никакого труда. Она расположена приблизительно в тридцати шести километрах от Москвы совсем рядом с Подольском.

Туристы, которые ездили сюда самостоятельно, утверждают, что дорога не занимает много времени. К тому же увиденная красота храма может компенсировать любой даже самый сложный путь до усадьбы.

Маршрут до поселка Дубровицы

Если вы интересуетесь тем, как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах, то мы подскажем вам самый простой и краткий маршрут из Москвы. Обычно туристы садятся на электричку, отправляющуюся с Курского вокзала. Ехать необходимо до станции Подольск, прямо отсюда отправляется автобус под номером шестьдесят пять до села. Выйдя на остановке, вы буквально упретесь взглядом в Знаменскую церковь. В Дубровицах ее видно практически отовсюду, ведь стоит храм на некотором возвышении.

Если вы отправитесь из Москвы на собственном автомобиле, то выбирайте Варшавское шоссе. Добравшись до Подольска, двигайтесь по улице Ленина, а затем Кирова. Там вы увидите указатель направления на Дубровицы. Из города ехать до храма не дольше десяти минут.

Местные жители говорят, что необходимо выбирать дорогу на Обнинск, где нужно свернуть только единожды, на спортивном комплексе “Нептун”. Дальше путь пролегает прямо, поэтому заблудиться путешественникам будет негде.

Общее описание храма

Знаменская церковь Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы расположена на утесе, нависающем над двумя реками, – Десной и Пахрой. Именно в этом месте обе реки сливаются, образуя просто неповторимый рельеф.

Каждый, кто хотя бы один раз увидел данное творение зодчих семнадцатого века, уже никогда не забудет этого величественного зрелища. Храм будто парит над всеми остальными строениями усадьбы, он напоминает ажурное белое облако, ярко выделяющееся на фоне синего неба.

Интересно, что Знаменская церковь в Дубровицах совсем не похожа на иные религиозные сооружения того периода. Она выполнена в стиле барокко из белого камня и полностью украшена резьбой и барельефами. Ее фасад изобилует сценами из Библии и скульптурными композициями, которые ранее никогда не использовались в России для украшения православных храмов. Современные специалисты до сих пор не могут уверенно сказать, какие именно мастера приложили руку к созданию этого истинного чуда зодчества. Некоторые утверждают, что на строительстве церкви работали итальянские мастера, а вот другие историки уверены, что здесь сильны идеи немецких архитекторов. Уж больно похожи церковные фасады на архитектурные шедевры Германии семнадцатого-восемнадцатого веков.

Сама Знаменская церковь в Дубровицах воплощает собой полет мысли, она будто стремится ввысь, поднимаясь над всем земным и суетным. На ее фасадах и колоннах в причудливом узоре переплелись ветви каменных растений, животные и фигуры святых. Также можно разглядеть и ангелов, венчающих церковные ярусы. Особенно необычно смотрится ажурная золоченая корона, покрывающая храм вместо купола. Подобная архитектура является единственной в своем роде, поэтому эта церковь внесена в список Всемирного фонда памятников. Сейчас уникальное сооружение находится в плачевном состоянии и нуждается в масштабных реконструкционных работах. Из-за недостатка финансирования они ведутся очень медленно, а необыкновенные скульптурные композиции и барельефы тем временем разрушаются. Если не принять серьезных мер по спасению храма, то уже наши с вами потомки не сумеют оценить красоту этого старинного строения.

Знаменская церковь в Дубровицах: история строительства

Специалисты относят эту церковь к самым загадочным сооружениям семнадцатого века. Доподлинно о ее строительстве не известно ничего, все отрывочные сведения получены из кратких записей, слухов и домыслов. Такая тайна не окружала ни один храм в нашей стране, поэтому с каждым годом растет интерес к его истории.

Считается, что задумал возвести новый храм в своей усадьбе Б. А. Голицын, который являлся любимцем и наставником Петра I. Он обладал финансовыми возможностями для того, чтобы создать шедевр архитектуры того времени. В помощь были призваны иноземные мастера и русские зодчие. Известно, что Голицын общался со многими итальянскими архитекторами, жившими и творившими в России. Однако кто из них стал автором столь уникального проекта, неизвестно до сих пор.

Изначально на месте будущей церкви стоял небольшой храм в честь пророка Илии. Чтобы освободить площадку под будущее строительство, это сооружение из дерева аккуратно перенесли в ближайшее село, где оно благополучно стояло многие годы.

Историки утверждают, что первый камень церкви был заложен в двадцатых числах июля 1690 года. Буквально сразу после этого знаменательного события князь был обвинен в государственных преступлениях и сослан своим венценосным воспитанником в имение. Строительство на время приостановилось, но современники знали горячий и отходчивый нрав Петра I. Поэтому уже через несколько месяцев Голицын был возвращен в Первопрестольную и одарен титулом боярина. Этому событию он и решил посвятить новую церковь, посоветовавшись с царем.

Иногда в письменных источниках якобы находят упоминания о том, что Петр I часто бывал в имении своего учителя и даже самолично принимал участие в строительстве храма. Однако официально историки данный факт не подтверждают. Знаменская церковь была возведена в рекордные для такого грандиозного сооружения сроки – за девять лет. Но еще четыре года она простояла без дела. Свидетели тех событий упоминали в своих воспоминаниях, что храм был настолько необычен, что ни один священник не решался его освятить. И лишь в 1703 году церковь превратилась в действующий приход, освященная иконой Божией Матери “Знамение”. В этом действе принимал участие и сам Петр I, прибывший в имение, чтобы придать значимости событию.

Чудотворная икона

Историки считают, что икона Божией Матери “Знамение” неспроста использовалась при освящении нового храма. Ведь она всегда была очень почитаема на Руси и считалась чудотворной.

Создание иконы датируется двенадцатым веком, причем она является двусторонней. В шестнадцатом веке ее попытались обновить, что стало причиной практически полного исчезновения первоначального образа Богородицы.

Иконе приписывается спасение Новгорода от завоевателей в двенадцатом веке. Считается, что только благодаря ей жители не сдались и войска отступили от стен города.

Знаменская церковь (Дубровицы): архитектор

Ученые уже довольно долго ведут споры о человеке, гений которого нарисовал образ удивительного религиозного сооружения. Доподлинно известно, что прямое участие в строительстве принимали зодчие из Италии, Польши и Германии. Однако несколько версий об архитекторе этого архитектурного чуда все же существует.

Одни историки приписывают авторство проекта итальянцу Алемано. Он прибыл в Москву именно перед самым строительством церкви и пробыл в России несколько лет. Архитекторы даже находят во внешнем облике храма нечто общее с его другими творениями.

Другие специалисты поддерживают версию о Конраде Оснера, который приехал в нашу страну из Германии. Вместе с собой он принес особый, ни с чем не сравнимый архитектурный стиль южной части Германии. Его элементы и характерные черты легко угадываются в убранстве церкви.

Интересно, что сам князь Голицын принимал непосредственное участие в строительстве нового храма. Известно, что он разрабатывал общую концепцию и лично подбирал библейские сюжеты, которые должны были в каменном исполнении стать украшением его детища. Судя по записям того времени, мастера активно работали только в летний период. В холода они проводили все свое время, создавая причудливые каменные узоры, разместившиеся по всему периметру храма.

В итоге получилась уникальная в своем роде православная церковь, напоминающая католические шедевры Италии и Германии.

Знаменский храм до советских времен

До начала двадцатого века церковь была дважды реставрирована. Каждый раз финансы на этот сложный и затратный процесс находились с трудом. В последний раз деньги собирали всем миром, чтобы сохранить уникальное наследие для потомков. Стоит заметить, что тогда это удалось.

Недалеко от церкви была выстроена колокольня, ученые датируют ее создание серединой восемнадцатого века. Она выполнена в более традиционном для российской архитектуры стиле. На звоннице были размещены девять колоколов, а в подвале создан небольшой музей с установленной скульптурой. Предположительно это был один из почитаемых в то время святых. Восстановить практически разрушенную скульптуру современным мастерам не удалось.

На базе церкви к началу прошлого века действовала школа, а также богадельня. Находиться в ней одновременно могли девять человек. С семнадцатого года двадцатого века в усадьбу пришли запустение и разруха, что пагубно сказалось на состоянии церкви.

Советский период и наши дни

После революции бывшая усадьба Голицыных превратилась в памятник быта и постепенно начала приходить в упадок. Изначально на ее содержание выделялись средства, но спустя десять лет было принято решение закрыть ее и церковь для доступа людей. В тридцатые годы под снос попала колокольня усадьбы, на сегодняшний день от нее осталась только часть скульптуры, размещавшейся в подвале. За долгие годы фасад храма подвергся разрушительным действиям вандалов. Многие уникальные скульптуры лишились важных частей, некоторые были практически полностью уничтожены.

В шестидесятые годы прошлого века было решено провести реконструкцию храма, а спустя тридцать лет его торжественно вернули Церкви. Однако иконы, хранившиеся в разных музеях страны, когда-то вывезенные из Знаменского храма, удалось возвратить только в двухтысячных годах.

Сейчас церковь считается действующей, в нее можно попасть с девяти часов утра до пяти часов вечера. Здесь ведутся воскресные и праздничные богослужения, также можно приехать и на вечернюю службу.

Читайте также:  Кухня Вьетнама, что попробовать из еды

Внешний облик храма: описание

Мы уже не раз уточняли, что церковь имеет уникальный внешний вид, который абсолютно нетипичен для православных храмов Руси. Основанием сооружения является крест с закругленными краями. Фундамент церкви немного поднят, что создает открытую паперть с парапетами. К строению ведут четыре лестницы, которые перекликаются с основанием храма.

Строительство велось из белого камня, который добывался здесь же – в низовьях реки Пахры. Фасад щедро украшен резьбой, покрывающей всю церковь целиком. По периметру расположены скульптурные изваяния старцев в мантиях и ангелов. Если приглядеться, то можно узнать и сцены из Библии, воплощенные в камне искусными резчиками.

У основания церкви расположены фигуры евангелистов, а у входа располагаются две массивные скульптуры – Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Внутреннее убранство церкви

Внутри храм настолько же уникален, как и снаружи. Он полностью украшен горельефами, выполненными по каркасной технологии из битого кирпича и известняка. Местные мастера наносили смесь на каркас, а потом инструментами отсекали все лишнее, создавая объемное изображение. Все они созданы по мотивам библейских сюжетов.

Нельзя не обратить внимания и на горельеф с распятием Христа, эта композиция является центральной и вокруг нее ранее располагались тексты на латыни. Позже они были заменены на русские тексты, сейчас надписи в ходе реставрационных работ возвращаются к изначальному варианту.

В одной из частей храма располагаются двухъярусные хоры, которые полностью покрыты резьбой и выкрашены в глубокий синий цвет. Изнутри стены церкви имеют красивый нежно-голубой оттенок.

Верующие утверждают, что фотографировать в храме не рекомендуется, поэтому стоит своими глазами взглянуть на эту невероятную красоту, напоминающую западные архитектурные шедевры.

Вместо заключения

Довольно сложно описать словами всю красоту и уникальность Знаменской церкви. Поэтому обязательно стоит приехать сюда и открыть сердце для этого невероятного ощущения, которое возникает при одном взгляде на это сооружение талантливых мастеров семнадцатого века.

Церковь Знамения в Дубровицах: старинная, необычная и красивая

Церковь Знамения в Дубровицах

Церковь Знамения в Дубровицах — это одна из самых известных достопримечательностей города Подольска. Знаменская церковь — это старинная церковь в стиле русского барокко и удивительный памятник архитектурного зодчества, она не оставит никого равнодушным. Церковь Знамения в Дубровицах имеет мировую известность, включена в «Список Всемирного наследия» ЮНЕСКО. Ее называют жемчужиной Подмосковья.

Карта

Как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах:

  • Из Москвы: от м. Южная на автобусе №417.
  • Из Подольска: от железнодорожной или автобусной станции автобус (маршрутка) №65.
  • На автомобиле: из Москвы через город Подольск по Варшавскому шоссе, возле Центрального Архива повернуть на указатель направо и прямо до поселка Дубровицы.

Церковь Знамения в Дубровицах

Церковь в старинной усадьбе Дубровицы, в которой некогда жил князь Борис Голицын, построена на средства ее владельца на границе XVII-XVIII веков. Сам восхитительный силуэт строения заставляет узнать более подробно, как возникла Знаменская церковь, причину ее создания и получить ответы на многие другие вопросы, возникающие после более близкого знакомства с этим удивительным человеческим творением.

Необычность ее в архитектурном стиле — русское барокко, а если точнее, голицынское русское барокко. Глядя на многочисленные причудливые элементы: скульптуры апостолов и ангелов, выточенные из камня причудливые цветы и листья, на ум приходит западная архитектура. Для России церковь необычна и корона с крестом еще больше добавляет ей оригинальности.

История создания

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (это официальное наименование Знаменской церкви) была построена на грани XVII-XVIII столетий неподалеку от Подольска, где сливаются реки Пахра и Десна. Инициатором строительства и его финансистом выступил князь Борис Голицын – тогдашний владелец усадьбы Дубровицы.

Незадолго до этого князь, служивший воспитателем будущего государя Петра Великого, попал к нему в опалу и уехал в свое имение. Однако Петр вскоре остыл, и в знак примирения князь на свои средства начал возведение необычной церкви на территории собственного имения, хотя для этого пришлось перенести оттуда вполне рабочую деревянную церковь пророка Илии.

Вход в липовый парк

В 1704 году строительство было закончено, и на церемонию освящения храма прибыл сам Петр Великий, стоявший и молившийся на особом балконе западного выступа.

Материал и архитектура

Для сооружения Знаменской церкви выбрали местный белый камень, добывавшийся в каменоломнях на берегу Пахры. В качестве строительного материала он как нельзя более хорошо подходил под этот проект.

В плане церковь являет собой закругленный равноконечный крест. Высокий фундамент позволил обвести вокруг здания открытую ходовую паперть. Ее украсили роскошной каменной резьбой, создающей уникальный орнамент, который прерывается лишь четырьмя лестничными сходами.

Скульптурные композиции

Рука западного инженера чувствуется буквально везде. Это заметно, в частности, в наличии многочисленных скульптур. Так, на западной лестнице у главного входа установлены фигуры великих архиепископов-святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, над фигурами которых на крыше притвора возвышается изваяние Василия Великого. Все великие Святители изображены в виде старцев высокого роста, одетых в мантии.

В цокольных углах стоят Матфей, Лука, Иоанн и Марк. Дополняет сонм апостолов 8 фигур, находящихся у основания 8-гранной башни. К сожалению, у трех евангелистов, стоящих на земле, нет голов. Их отбили во времена борьбы с церковными предрассудками.

Скульптуры Знаменской церкви напоминают о прекрасном храме-ротонде в селе Подмоклово Серпуховского района. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово также выполнена в итальянском стиле, ее украшают 12 апостолов и 4 евангелиста. Они установлены на 16-пролетной аркаде и опоясывают башню храма.

Купол

Интересное решение было принято для купола церкви, которую венчает не традиционный шатер или шлем, а царская корона. Столь оригинальная идея воплощена и в другом имении Голицына – в Больших Вяземах, где церковь также украшена императорским венцом.

Внутреннее убранство

Внутри Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы тоже во многом повторяет католические каноны: стены отделаны горельефами на темы библейских сюжетов, в помещении установлены скульптурные композиции. Все это свидетельствует о традициях европейской школы.

Интересен процесс изготовления скульптур. Их не вырезали на стороне, а делали на месте. Металлический каркас обмазывался основой, состоящей из смеси битого кирпича с известковым раствором, по ней в сыром виде прорезался контур. После высыхания смеси фигуры окончательно моделировались.

Крупнейшей композицией внутреннего церковного интерьера является «Распятие».

На западном притворе находится галерея, представляющая собой балкон, на который можно попасть через небольшую дверку в северо-западном пилоне. В этом месте при освящении храма находились Петр I и Борис Голицын.

Окрестности

Западнее храма некогда располагалась трехъярусная колокольня с 9 колоколами. Наиболее крупный из них весил порядка 2 тонн. К сожалению, колокольню в 1931 взорвали. От нее уцелела только сильно поврежденная статуя, которую невозможно сейчас опознать. Сейчас она вновь установлена на постамент.

От восточных врат уходит прямая дорожка в сторону кургана со смотровой площадкой. Вполне возможно, что он сохранился со времен вятичей, однако сейчас это точно сказать невозможно. Со смотровой площадки открывается замечательный вид на церковное сооружение. Здесь любят проводить фото- и видеосъемки молодожены.

Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы – это жемчужина архитектурного искусства, оставшаяся нам в наследство от неизвестных авторов, воплотивших в ней свои мечты, мысли и чувства. Этот уникальный памятник русской архитектуры давно вошел в список сокровищ мирового искусства.

Видео усадьбы Дубровицы и Знаменской церкви

История храма

Вы здесь

Горизонтальные вкладки

История строительства храма

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г.Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще нескоялько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

Архитектура храма

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Читайте также:  Мистери спот, мистическое пятно в Калифорнии

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер храма

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

Знаменская церковь в Дубровицах

Храм воздвигнут воспитателем Петра I князем Борисом Алексеевичем Голицыным в знак примирения с государем. В 1689 году Б.А. Голицын был оклеветан перед царем и удалился к себе в деревню, но уже в 1690 году Борис Алексеевич был вызван обратно в Москву, тогда же он и начал возводить новый храм, в закладке которого участвовал государь.

Архитектура церкви

Знаменская церковь с необычной для Подмосковья архитектурой строилась из местного белого камня, который часто встречается в Подольском районе. Из этого же материала изготавливалась резьба декоративного убранства храма.

В плане постройка образует равноконечный крест с закругленными лопастями. Основной объем храма, приподнятый на высокий фундамент, опоясан открытой галереей, иначе говоря, гульбищем, на которое ведут четыре широкие лестницы. Над центральной частью возвышается восьмигранная башня, увенчанная куполом в виде золоченой короны.

Храм снизу доверху покрыт резьбой с растительными мотивами, фасад также украшен скульптурами. С западной стороны установлены статуи святителя Иоанна Богослова и Григория Златоуста. Все элементы наружного и внутреннего декора не относятся к русской традиции того времени. Возможно, используя приемы западной архитектуры, князь стремился угодить Петру I, который отдавал предпочтение европейским манерам.

Внутреннее убранство храма также богато декорировано и изобилует скульптурными композициями и лепными рельефами на библейские и евангельские темы. Центральное место занимает «Распятие». Справа от него сделана надпись, на которую указывают два сидящих ангела. Подобные тексты, сопровождающие и другие сцены, изначально были сделаны на латинском языке. При реставрации в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов) потребовал заменить их на церковнославянские цитаты из Евангелия.

К счастью, сохранился деревянный иконостас и резные двухъярусные хоры. Создание икон приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Во всем убранстве храма западноевропейские традиции соседствуют с «нарышкинским барокко». Такой стиль получил название «голицынское барокко».

Освящение храма

Столь дерзкий для своего времени проект Б.А. Голицыну удалось воплотить только благодаря поддержке Петра I. Строительство храма было закончено к 1699 году, после чего прошло еще пять лет до момента открытия Знаменской церкви.

Патриарх Адриан не давал разрешение на освящение столь необычного храма, украшенного на европейский манер.

После смерти патриарха местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). И в феврале 1704 года он освятил новую церковь в Дубровицах в присутствии Петра I и его сына царевича Алексея. Пышные торжества по этому поводу продолжались целую неделю, и на них были приглашены все местные жители.

Храм в XX веке

Колокольню Знаменской церкви, которая находилась рядом с храмом, взорвали в 1930 году. Сам храм не пострадал, но был долгие годы закрыт для богослужений. В конце 1950-х годов храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который 40 лет вел реставрационные работы в церкви. Они, к сожалению, так и не были завершены.

В 1990 году, в канун 300-летия начала строительства храма, в нем возобновились богослужения. А в 2004 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых латинские тексты в убранстве храма были восстановлены в своем первоначальном виде. Были поновлены уникальные горельефы конца XVII — начала XVIII века и отреставрированы Царские врата иконостаса. [/ЧИТАТЬДАЛЕЕ]

“Коронованный” храм: церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Название архитектурного стиля “рококо” происходит от французского “rocaille” – дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, […]

Название архитектурного стиля “рококо” происходит от французского “rocaille” – дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, развитым декором и богатыми орнаментами.

Храмы в стиле “рококо” в России встречаются нечасто, сходу можно припомнить только Собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге, небольшую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы у села Бердь в Новосибирской области, да описываемый нами храм в Дубровицах.

При этом, дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» является единственным в России храмом, увенчанным не куполом или шпилем, а золотой короной и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной.

Эта таинственная церковь с загадочной историей была создана во времена, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Освящение храма 11 февраля 1704 года совершал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Сам император Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этой церкви.

Храм строился с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали итальянские мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели, но имена всех создателей храма остались неизвестными, что составляет первую из его многочисленных тайн.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии, который был тогда совсем не ветхим. Он был возведен в 1662 году, а в 1690 году перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Усадьба Дубровицы находится под Подольском в Южном Подмосковье на месте слияния рек Десны и Пахры и сегодня является одним из популярнейших экскурсионных мест в Подмосковье.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, взятого из каменоломен на берегах Пахры. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовуюпаперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Центральная часть храма возвышается над основанием в виде восьмигранного столпа.

Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой – Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора – изваяние Василия Великого, а венчает башню храма не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

Почти половина поверхности здания густо покрыта ажурной пеной барочного узора: более крупного и внятного в нижней части здания, мелкого и затейливого – наверху. Также, наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

Во входящих углах цоколя, у самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Во времена советского варварства фигуры троих из четырёх евангелистов были обезглавлены, а вот евангелист Матфей уцелел.

Внутри храм отделан выпуклыми изображениями (горельефами) библейских сюжетов, сцен из Евангелия. Реалистически выполненные очертания персонажей говорят о европейской школе пластики. Образы искусства позднего Возрождения напоминают также клубящиеся облака, ангелы и херувимы, которыми украшены своды и пространство под куполом церкви.

Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».

Интересна и история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже по святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский настоял на их замене на церковнославянские, а в 2004 году после реставрации храм вновь “заговорил” по латыни.

Очень необычная структура верхнего уровня иконостаса… Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.

Читайте также:  Саянские горы, загадки и тайны Саян

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви.

Говорят, Знаменский храм особенно эффектно смотрится в зимний солнечный день, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский, а сияющая корона начинает резко выделяться на фоне голубого неба и серых стен церкви.

В 1812 году храм занимали наполеоновские войска, но не причинили архитектурному памятнику никакого ущерба. А вот советский период для архитектурного комплекса Дубровиц без утрат не прошёл: в 1929 году Знаменский храм был закрыт для богослужения, а в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

С 1990 года церковь Знамения в Дубровицах является действующим храмом и открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.00.

Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Содержание:

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах была построена во времена Бориса Андреевича Голицина, воспитателя-«дядьке» Петра Первого, на месте старого деревянного храма Илии Пророка. Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово.

Строительство Знаменской церкви в Дубровицах

Строительство Знаменского храма в Дубровицах Борис Голицын решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, он сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версий, еще будучи совсем юным, Петр часто бывал в Дубровицах у своего «дядьки», был увлечен его дочерью, да и саму природу местную любил:

«На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка. А за нею с холма открывался вид. на низинный луг, обрамленный роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля».

По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Петр, однажды посетивший Дубровицы, воскликнул, обращаясь к своему «дядьке»:

«Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было!»

Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его.

Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня.

Строили долго и только в летнее время. К концу XVII века строительство храма завершилось.

Освящение церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Несколько лет прекрасное здание стояло неосвященным. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» только в феврале 1704 год, когда Русская Церковь — после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля — осталась без своего главы.

Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), «при высочайшем присутствии, — как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, — благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ».

По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир — царь Петр обожал веселые застолья.

«По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение»
сообщается в книге «Дубровицы — знатное село».

По окончании торжеств Петр I отбыл в Петербург — его ждали великие дела.

Резьба храма

Исследователи «подозревают» в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и ваяли «наши». И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает «резь» иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты.

Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих из них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены «обобщенные образы людей необычайной внутренней силы». Внутри же здания мы видим «не сдержанность чувств и самоуглубленное созерцание, а экспрессивное выражение страстей».

Курган

О кургане, что высится рядом с храмом, сложено множество легенд. Говорят, что сначала строители просто сваливали здесь землю, выбираемую при рытье котлована под цокольный этаж церкви. Потом будто бы выросший холм «облагородили», придали ему правильную форму, сверху насыпали чернозема (возили его, кстати, на лошадях издалека, а непосредственно на курган крепостные крестьянки в передниках приносили) и устроили смотровую площадку.

Там, как правило, дежурил человек, задачей которого было. высматривать гостей. И определять, как скоро они в усадьбе окажутся, — чтобы к их приезду успеть приготовить щедрый стол. Если смотровой ошибался, то его ждало наказание; если же оказывался точен — то угощение с барского стола получал.

Правда, есть об этом кургане и романтическая легенда. Она повествует о беседке, устроенной на холме, а в беседке той с книгой или рукоделием коротала часы дочка Голицына в ожидании воспитанника отца и своего возлюбленного — Петра I. Девушка верила его юношеским обещаниям обвенчаться с нею, которым, как мы знаем, не суждено было сбыться.

После Отечественной войны 1812 года на кургане каждый год служили панихиду по воинам, погибшим в Бородинском сражении. Родственники павших в той войне дубровчан ездили на поля битв в поисках могил своих мужей и отцов. Если находили, то прах воинов переносили в Дубровицы, а если нет — то привозили просто горстку земли.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах архитектура

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? «Построено в России» ведь не гарантирует «русскости». Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название «голицынского барокко».

Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий — понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он — во многом искусственный. «Голицынское барокко», в отличие от того же «нарышкинского», не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями.

Голицынский стиль — это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое «петровское барокко» с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с «голицынским» казалось более русским — в нем сохранялись традиционная планировка «храма-корабля», знакомая композиция «восьмерик на четверике», а шпиль. шпиль можно было и «потерпеть», тем более что в итоге он — в качестве завершения колоколен — вполне у нас прижился. Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него — на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика — в общем, сделать все, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве «голицынское барокко» не получило, и это результат закономерный.

Знаменский храм в Дубровицахоригинален в плане — он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно «закамуфлированный»: с каждой стороны к нему «примыкают четыре апсиды — каждая трехлепестковой формы. План „распространяется в окружающее пространство“ причудливой конфигурацией лестниц». То есть, по факту, в основание церкви положен все-таки традиционный крест, хотя и со скругленными концами. Традиция спрятана за экзотикой.

Что еще? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения — от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объема, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделенной горизонтальным членением; впрочем, это последнее — чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золоченой короной с крестом.

Орнаментально-скульптурный пояс

На снимке хорошо видна сложная фигурная кровля. С земли ее не сразу разглядишь — она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приемы, которые мы здесь наблюдаем, а главное — скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская «реплика» в 1703 году смотрелась более чем смело.

Корона

Венчание храма короной для России уникально. Это совершенно не в отечественных традициях — понятно почему: трактовать такой «ход» можно было по-разному, в том числе и как главенство светской власти над духовной (установлением чего Петр I вскоре, кстати, и занялся). Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырехлепестковые окна в основании короны — это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.

Восьмерик

Сразу и не скажешь, что это действительно восьмерик (только сильно вытянутый) и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скругленной верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они — небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой.

Статуи святителей

Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей — Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно — его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация.

Ссылка на основную публикацию