Дивеевский монастырь Серафима Саровского

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Обращение настоятельницы монастыря игумении Сергии (Конковой)

Мы все ― служки Царицы Небесной и батюшки Серафима.

Если только вдуматься в эти слова и на каждом шагу их себе напоминать, то очень многое в нашей жизни само определится. Если ты ― служка Царицы Небесной и батюшки Серафима, можешь ли отпустить человека неутешенным, неправильно поступить с ним? Не можешь, не должна. И тогда, если ты ― служка, то проси Царицу Небесную и батюшку Серафима, чтобы они управили, помогли, наставили, вразумили. Те, кто приезжают в Дивеево, находятся под сильным впечатлением от пережитого здесь, в состоянии большой духовной радости обычно покидают обитель. И эту духовную радость людям даем не мы, а Бог — по молитвам Царицы Небесной и преподобного Серафима. Наше дело — сеять, поливать, а взращивает Господь.

Почему людей так тянет к святыне, даже если они не соблюдают постов, молитвенных правил? Потому что душа их от святыни получает великое утешение и помощь. Многие говорят, что достаточно зайти на территорию монастыря и приложиться к мощам батюшки Серафима, пройти по Канавке – им больше ничего не надо, все трудности как рукой снимает. Как же человеку не верить Богу, если он просит — и Бог дает? Так укрепляется вера.

История монастыря

Царица Небесная взяла под Свое покровительство четыре места на земле, которые являются Ее уделами. Это – Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Во второй половине XVIII века Пресвятая Богородица велела А.С. Мельгуновой (преподобной Александре) в Дивееве основать великую обитель. Матушка Александра построила Казанскую церковь и обосновалась рядом с ней, пригласив на жительство в первоначальную общину четырех сестер. Первое время их жизнь была неразрывно связана с Саровским монастырем. После кончины первоначальницы духовное и материальное попечение о женской общине принял на себя насельник Саровской пустыни преподобный Серафим.

Батюшка Серафим говорил, что он ни одного камешка в обители самопроизвольно в Дивеевской обители не поставил, а все делал лишь по наставлению Царицы Небесной. Рядом с Казанской церковью была основана девичья, Мельничная община, куда Пресвятая Богородица поименно велела перевести восемь сестер. Для нее Пресвятая Богородица дала новый устав, которого не было ни в одном монастыре. Преподобный Серафим Саровский получил благословение от Пресвятой Богородицы на строительство двух Рождественских церквей и мельницы для девичьей общины, которую следовало окопать Канавкой.

В 1842 году произошло объединение двух общин. С 1861 года община получила статус женского монастыря. Первой игуменией стала монахиня Мария (Ушакова), при которой монастырь достиг своего расцвета. В начале прошлого столетия в Дивеевской обители насчитывалось 1600 сестер. В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня прошла последняя литургия в монастыре, после чего он был закрыт. Монашеская жизнь в обители возобновилась через 64 года, летом 1991 года.

Святыни

Святая Канавка

Сам Серафим Саровский наказал сестрам вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Паломники проходят вдоль Канавки по тропе, читая молитву «Богородице Дево, радуйся».

Мощи преподобного Серафима Саровского

Батюшка говорил и сестрам, и своим ученикам о том, что он плотью будет лежать в Дивееве. И обещал, что когда его мощи откроются в Сарове и перейдут в Дивеево, тогда будет такая радость, что среди лета запоют Пасху! Так и случилось 1 августа 1991 года: святые мощи были перенесены из Ленинграда в Дивеевский монастырь и поставлены в Троицком соборе.

Мощи блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских

6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить блаженных Пелагию, Параскеву и Марию Дивеевских к лику общецерковных святых и включить их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви. Сейчас мощи блаженных матушек почивают в Казанском соборе обители.

Мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских

Еще в 1829 году преподобный Серафим сказал Михаилу Васильевичу Мантурову о церкви Рождества Пресвятой Богородицы: «Во, во радость моя! Четыре столба – четверо мощей. Радость-то нам какая, батюшка! Четыре столба – ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая! Радость-то какая. ». В наши дни сбылись пророческие слова преподобного Серафима Саровского: в церкви Рождества Пресвятой Богородицы святыми мощами почивают первоначальница Дивеевской обители преподобная Александра, преподобная Марфа и преподобная Елена. В 2000 году они были причислены к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. В 2004 году состоялось их общецерковное прославление.

Икона пресвятой Богородицы «Умиление»

Икона находится в Троицком соборе. Образ Пресвятой Богородицы «Умиление» (Серафимо-Дивеевский) – чтимый список любимого, келейного образа батюшки Серафима, перед которым он скончался на молитве, преклонив колена. Оригинал находится в Москве, в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Раз в год, Великим постом, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы его приносят в Елоховский собор.

Икона преподобного Серафима Саровского

Икона находится в Троицком соборе. Образ преподобного Серафима Саровского – копия с его прижизненного портрета, выполненная в Дивеевской иконописной мастерской на рубеже XIX и XX веков.

Неугасимая свеча перед образом Спасителя

Святой старец заповедовал, чтобы в церкви Рождества Христова постоянно горела неугасимая свеча у иконы Спасителя.

Неугасаемая лампада перед храмовой иконой Рождества Богородицы

По заповеди батюшки Серафима перед храмовой иконой постоянно горит лампада.

Дивеево: по святым местам

Паломники приезжают в Диеевский женский монастырь из самых дальних уголков земли. Пройти с Богородичной молитвой вдоль святой канавки и посетить святые источники — сам преподобный Серафим Саровский говорил, что эта канавка «»до небес высока». Женскую обитель, равную монастырю Дивеево трудно встретить. Это — древний монастырь, конца XVIII века, стены которого видали многое. Монастырь Дивеево и сейчас принимает паломников. Приезжайте, чтобы познакомиться с удивительной историей Дивеевского монастыря, увидеть возрождение обители и увидеть красивейшие соборы Русской Православной Церкви в дивном Диевеево.

«Дивноо Дивеево» — так называют это благодатное место, которое поражает своей истории, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а святая канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.

История монастыря берет свое начало у алтаря каменной Казанской церкви, где раньше были могилы преподобной Александры — первоначальницы монастыря, и преподобных Марфы и Елены.

Дивеево

Справа у Казанского храма, под старой березкой похоронен Н.А. Мотовилов — “служка Божией Матери и Серафимов”, питатель и благотворитель обители.

Потом можно пройти мимо могилы протоиерея Василия Садовского, духовника дивеевских сестер, к храму Рождества Христова и храму Рождества Богородицы, который является усыпальницей мощей преподобных жен дивеевских.

Далее можно направиться мимо могилы М.В. Мантурова, верного помощника и ученика преподобного Серафима, через Святые врата под колокольней в центральную часть монастыря. Стоя у Святых врат вы увидите, что слева находится игуменский корпус, впереди — главный собор монастыря, освященный в честь Святой Троицы, где почивают мощи преподобного Серафим.

Обойдя Троицкий собор справа, паломники могут подойти к могилам первой игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Марии (Ушаковой) и игумении Александры (Траковской). Здесь же, у алтаря Троицкого собора, под старой лиственницей находятся могилы блаженных дивеевских стариц: Пелагии Ивановны Серебренниковой, схимонахини Параскевы (Паши Саровской), Натальи Дмитриевны. Здесь же находятся могилы схимонахини Маргариты (Лахтионовой), единственной дивеевской сестры, после закрытия монастыря дожившей до его возрождения, а также других сестер и священнослужителей монастыря. Справа будет Преображенский собор. Еще правее трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского.

Выйдя за восточные ворота у Преображенского собора, паломники оказываются у начала особой дивеевской святыни — Канавки Божией Матери, и проходят по ней.

В целебных водах дивеевских источников желающие купаются в любое время года и по вере получают облегчение от душевных и телесных недугов.

Храм Казанской Иконы Божией Матери

Храм Казанской Иконы Божией Матери

Преподобный Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: “Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком, не разрушенными на небо: одна-то в Киевской лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то — ваша Казанская, матушка… Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком”.

В 2002 году были начаты работы по укреплению Казанской церкви, а в день преподобного Серафима 19 июля/l августа того же года начато строительство новых приделов этого храма во исполнение слов батюшки Серафима. Храм отреставрирован к Серафимовским торжествам 2003г.

Храм Рождества Христова

Строителем Рождественских церквей с благословения батюшки Серафима был Михаил Васильевич Мантуров. Исцелив его от смертельной болезни и в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя обет нищеты, продать свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

По заповеди преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела — и с 1992 года была вновь зажжена — неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.

Храм Рождества Богородицы

Вскоре после освящения храма Рождества Христова преподобный Серафим призвал к себе М.В. Мантурова, встретив его словами: “Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня, убогого Серафима, и говорит: “Сына Моего почтил, а Меня позабыл!” Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…”

Церковь была освящена 8/21 сентября 1830 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и стала вторым храмом Мельничной обители. Повторно ее освятили 21 октября 1992 года.

В 1991 году после многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы, и с этого времени сестрами день и ночь читается неусыпаемая Псалтирь.

Колокольня

Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.

Игуменский корпус

Слева от колокольни расположено большое двухэтажное здание голубого цвета, построенное в 1885 году, в пору управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой). Это бывший игуменский корпус.

В 1902 году, в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1903 году, когда император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима, по его просьбе была отслужена литургия в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Он попросил найти священника, который мог бы совершить службу всего за один час, но неспешно и с благоговением. Служил младший священник Петр Соколов. Царь остался доволен и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями.

После закрытия монастыря церковь была разорена. Летом 1996 года усердием сестер обители приведен в порядок наружный фасад корпуса, а над церковью вновь сделан купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол водружен крест. С 1997 года ведутся восстановительные работы внутри церкви. В игуменском корпусе находится паломническая служба монастыря.

Троицкий собор

После постройки Рождественских церквей преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. 5/18 июня 1848 года состоялась закладка собора на месте, указанном великим старцем. День освящения совпал с праздником Серафимо-Дивеевской иконы “Умиление” — 28 июля/10 августа.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери “Умиление”, перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине. Весной 1990 года на купол собора был водружен крест. Богослужения в возобновились в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. В соборе покоятся мощи преподобного Серафима. Над которым устроена сень по образцу сени 1903года. В витринах за ракой сохраняются некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подается людям благодатная помощь и исцеления.

Трапезный храм

Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась эта каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). Возвращение трапезного корпуса монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а 14/27 ноября 2000 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.

Преображенский собор

В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю.

Несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола в честь Преображения Господня состоялось 3 сентября 1998 года. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас расположена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый — в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни.

Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник.

Читайте также:  Храм Лакшми Нараяна в Дели, фото и описание

Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.

Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

Казанская деревянная Церковь в поселке Северный

Возрождение церковной жизни в Дивеево началось с освящения деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери 22 апреля 1989 года.

В одноэтажном деревянном здании церкви изначально размещалась монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем некоторое время жила игумения Александра. Впоследствии это строение разобрали и перенесли на окраину Дивеево к Казанскому источнику, где жили священники. У родственников последнего дивеевского священника Иоанна Смирнова по благословению владыки Николая и купили этот дом. Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник — 21 июля и 4 ноября. В остальное время здесь совершаются Таинства крещения, венчания и отпевание.

Источник Преподобной Александры

Появление этого источника связано с именем матушки Александры. На ее могилке сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Много исцелений происходило на этом месте. Однако оно оказалось затопленным водами реки Вичкинза, когда ее запрудили, чтобы устроить водохранилище (пруд).


Современный источник возник под горою сам и впоследствии был расчищен. Поскольку прежний источник не сохранился, теперь именно он считается источником матушки Александры.

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери

Это самый старый из всех святых источников Дивеева. Он был известен еще в XVIII веке, при жизни матушки Александры.

Издавна над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был колодец. Из-под стены наружу тек ручеек, и из него брали воду. Когда часовню сломали, один из жителей Дивеево обрел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божией Матери, очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.

На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник матушки Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освящать воду.

Источник прп. Серафима в поселке Цыгановка

Существует местное предание, что в 1960-х годах, когда место будущего источника должно было войти в охраняемую зону, военные встретили там старичка в белом балахоне. Военные спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил об землю посохом — и из нее вдруг забила вода. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позднее его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: “Не засыпай мой источник”. Как окружающие ни уговаривали тракториста, он отказывался засыпать источник.

Сейчас на источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны. Рядом устроена купальня.

«Церковный вестник» по материалам изданий Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (монастырь Дивеево)

Читать о монастыре Дивеево:

Смотреть видео о монастыре Дивеево:

Поездка в Дивеево, история обители и личные впечатления

В Дивеево, или, как его часто называют, Дивное Дивеево, я стремилась давно. Но все как-то не складывалось. И поэтому когда моя коллега по работе предложила мне поехать туда, я ни минуты не раздумывала. Конечно же! Тем более, многие рассказывали о том, какие чудесные изменения происходили с ними после посещения этой обители. Поездка в Дивеево состоялась в мае 2013 года, во время большого путешествия в Нижний Новгород, Дивеево, Муром и другие города.

План Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

История Дивеево

Село Дивеево расположено в 180 км от Нижнего Новгорода и в 65 км от Арзамаса, почти на границе с Мордовией. Возникло оно в 1559 году. Согласно одному из преданий, первым его владельцем был мурза Дивей, от которого и пошло это название. Иван Грозный за особые заслуги даровал Дивею княжеский титул и наградил землями.

Дивеево оказалось на пересечении паломнических дорог. Во второй половине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. В ней паломники и странники находили кров и приют. В 1760-х годах сюда пришла странница Агафья Семеновна Мельгунова (кон. 1720/нач. 1730 — 1789), урожденная Белокопытова, вдова богатого владимирского помещика. После смерти мужа она приняла монашеский постриг под именем Александры. Она-то и стала основательницей Дивеевской обители.

На собственные средства она заложила храм во имя Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами — Святителя Николая и первомученника архидьякона Стефана. Преподобный Серафим Саровский предрекал:

Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая … (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!

В 1788 году на землях, пожертвованных местной помещицей Ждановой, поблизости от Казанской церкви началось строительство. Здесь поселились матушка Александра и четыре послушницы. Именовались они Казанской общиной и жили по строгому Саровскому уставу. Также по благословению Серафима Саровского в 1826 году была устроена Мельничная община.

В 1842 году обе общины были объединены и стали называться Серафимо-Дивеевской. В 1861 году община получила статус монастыря, первой игуменьей которого стала матушка Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В 1848 году по проекту архитектора А.И.Резанова началось строительство Троицкого собора, освященного 28 июля (9 августа) 1875 года.

К 1917 году в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы. После революции для монастыря, как и других храмов и монастырей по всей России, настали трудные времена. В 1919 году на базе монастыря была зарегистрирована трудовая артель, а в 1927 году монастырь был закрыт. В 1937 году был закрыт Казанский храм.

С 1988 года началось возрождение монастыря. 31 июля 1991 года в Свято-Дивеевский монастырь были перенесены мощи преподобного Серафима Саровского.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: фотографии и впечатления от посещения

Село Дивеево

Итак, мы приехали в Дивеево. Само село, население которого около 6,5 тысяч человек, кажется, все ориентировано на паломников. Около монастыря расположились торговцы, вернее, торговки, торгующие тем, что необходимо паломнику. Продаются платки, юбки — в Серафимо-Дивеевском монастыре с этим строго, женщины обязательно должны быть в юбке/платье и с покрытой головой.

Проблема с парковкой около монастыря

Около монастыря есть парковка для машин. Однако к нашему разочарованию, там висела табличка, что мест нет. Учитывая, что я была за рулем Mitsubishi L-200 огромных размеров, это несколько огорчило. Впрочем, как выяснилось, места все-таки есть — наши знакомые, которые ехали на второй машине, запарковались спокойно. Оказалось, что мест нет только для тех, кто приезжает с ночевкой. Но мне, видя надпись, как-то не пришло в голову поинтересоваться, есть ли все-таки парковочные места или нет. Проездив несколько кругов по Дивеево и не найдя свободных (была суббота Пасхальной недели, поэтому народу было много), в результате поставила машину у местных жителей около дома, прямо напротив обители. Все удовольствие — 100 рублей. Правда, помогли развернуться в узком месте.

Как получить разрешение на фотосъемку?

Дальше нужно было получить разрешение на фотосъемку. Меня отправили в паломнический центр. К работающему окошку была очередь. Второе окошко было открыто, но около него никого не было. Однако там сидела суровая монахиня, которая не удосужилась ответить, можно ли получить разрешение. В результате, отстояв очередь, я получила разрешение на фотосъемку, заплатив то ли 30, то ли 50 рублей. Попутно выяснилось, что то же самое я могла сделать и на территории монастыря, там, где оформляют требы.

Здание на территории монастыря

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор в Дивеево

И вот, мы внутри монастыря. Перед нами два огромных собора. Первый, зеленого цвета — собор Троицы Живоначальной, построенный между 1848 и 1875 годами учеником Тона А.И.Резановым, который также принимал участие в строительстве Храма Христа Спасителя в Москве. В Троицком соборе находится рака с мощами Серафима Саровского.

Чуть дальше расположен красивый белый храм — Спасо-Преображенский собор. Его начали строить еще до революции, но освятить не успели. В советские годы в нем помещался тир, потом гараж. Достроен он был в 90-е годы и освящен 3 сентября 1998 года. Увидеть Преображенский собор изнутри нам не удалось — он был закрыт на уборку 🙁

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор

Паломников и людей внутри монастыря было много — напомню, была суббота Пасхальной недели.

На территории монастыря

Спасо-Преображенский собор, деталь

На территории Дивеевского монастыря

Мы медленно шли в сторону Святой Канавки — одного из самых знаменитых мест Дивеево. Но о ней — чуть ниже.

Вид на Канавку и монастырское строение

Часовня недалеко от Канавки

Святая Канавка

И вот, наконец мы у Святой Канавки. Серафим Саровский так говорил о ней:

Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев.

Полтораста «Богородиц» — это молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших», которую надо прочесть 150 раз.

Людей, кто идет по Святой Канавке, много. Кто-то читает молитву, перебирая в руках четки. Некоторые идут босиком, останавливаются после каждого прочтения молитвы и крестятся. Другие просто идут, глядя вокруг, разговаривают друг с другом.

Начало Святой Канавки

Вид на монастырские строения

Вид на Троицкий и Спасо-Преображенский соборы со Святой Канавки

Вид на Спасо-Преображенский собор и монастырское здание со Святой Канавки

Вид на Спасо-Преображенский собор и монастырское здание со Святой Канавки

Святая Канавка и строения монастыря

Меня, когда я шла по Святой Канавке, поразил контраст: внутри нее — монастырские строения и стройка большого собора. С другой стороны — обыкновенные дома, огороды.

Небо хмурилось, парило — приближалась гроза (но она все-таки так и не дошла, только несколько капель упало, и все). Оглушительно каркали вороны — в Дивеево их много.

Панорама Дивеевского монастыря

Здание в монастыре

Строительство нового собора

Постепенно приближаемся к окончанию Канавки.

Троицкий собор и колокольня

Спасо-Преображенский, Троицкий соборы и колокольня

Троицкий собор и колокольня

А вот и описание Благовещенского собора, который будет построен на территории обители:

Информация о строительстве Благовещенского собора

Фотографии Дивеево

На фоне грозового неба белоснежный Спасо-Преображенский собор смотрится особо эффектно:

Вид на Казанскую церковь

Троицкий собор, деталь

А потом выглянуло солнце, и соборы засияли.

Купола Спасо-Преображенского собора

Впечатления от поездки в Дивеево

Затем мы пошли пообедать в одну из трапезных. Еда — постные щи и плов с грибами, щедро сдобренные подсолнечным маслом. Работницы трапезной — трудницы, паломницы. К сожалению, о таком слове, как вежливость, они не слышали от слова совсем. Может, слишком много людей и сказалось усталость. Но это их нисколько не извиняет — в одной из тарелок супа обнаружился… таракан

Уже после обеда, когда все члены нашей группы собрались вновь, выяснилось, что 2-летнюю Софи, дочку Галины, выгнали из храма, когда они стояли в очереди к мощам Серафима Саровского. Вина маленькой девочки была в том, что она стянула с головы платок — было слишком жарко и голова ребенка промокла насквозь от пота. Мать пыталась снова надеть на девочку платок, однако ребенок стягивал его вновь и вновь. Работник храма в грубой форме вытолкал их прочь.

Из Дивеево я уезжала со смешанными чувствами. С одной стороны — да, безусловно, сильное место, связанное с именем Серафима Саровского. Очень красивый монастырь, кругом — великолепные места. С другой стороны — пресловутый человеческий фактор. Дальше мы поехали на источник Серафима Саровского в Цыгановке, а затем — в Муром.

Экскурсии в Дивеево

В Дивеево можно ехать как самостоятельно, так и с экскурсией. И тот, и другой вариант имеет свои плюсы и минусы. Скорее всего, если вы поедете с экскурсией, то избежите тех накладок, с которыми столкнулись мы. Экскурсовод или сопровождающий возьмет на себя все организационные моменты.

Экскурсии в Дивеево с выездом из Москвы

Экскурсии в Дивеево с выездом из Нижнего Новгорода

Где остановиться в Дивеево

В Дивеево лучше ехать как минимум на два дня, чтобы никуда не торопиться. Думаю, тогда поездка будет вызывать совершенно другие ощущения. Дивеевский монастырь очень красив в вечерней подсветке. Стоит сходить и на службу. В Дивеево немало мест, где можно переночевать, как в весьма скромных, так и роскошных гостиницах. Цены начинаются примерно от 1000 рублей, можно найти и дешевле. Подборку гостиниц и апартаментов в Дивеево смотрите на сайте Booking.com.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь на карте

Координаты: 55°2’26″N 43°14’44″E

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

История

Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 года – решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. А 31 июля в Дивеевском монастыре встречали мощи преподобного Серафима Саровского, и с тех пор они почивают в Троицком соборе по слову святого Старца, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.

Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает около 500 насельниц.

14 апреля 2008 года учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которому совершается 27 июля, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители преподобной Александры. В Собор Дивеевских святых входит 17 подвижников благочестия – святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря.

Краткая история обители

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь основан в середине XVIII века в Нижегородской губернии. Сама Пресвятая Богородица указала первоначальнице обители преподобной Александре Дивеевской (Агафье Семеновне Мельгуновой) место, которому предназначено было стать Четвертым уделом Божией Матери во Вселенной после Иверии, Афона и Киева.

На месте явления ей Божией Матери в селе Дивееве преподобная Александра в 1779 году построила каменную Казанскую церковь и основала при ней женскую общину, которая существовала под духовным руководством старцев Саровской пустыни. Перед смертью (+1789 г.) мать Александра просила позаботиться о своей общине молодого иеродиакона Саровской пустыни Серафима (Мошнина), будущего преподобного Серафима Саровского. Изволением Божиим прошло почти сорок лет, прежде чем заповедь матушки Александры не оставлять ее обители была исполнена отцом Серафимом. Лишь по окончании своих многолетних монашеских подвигов пустынножительства, молчальничества, стояния на камне, затвора, придя в меру «мужа совершенна», получившего от Господа благодатные дары исцеления и прозорливости, по благословению Царицы Небесной батюшка Серафим стал мудрым и заботливым отцом дивеевским сестрам.

Читайте также:  Монастыри Метеоры, достопримечательности Греции

В 1825 году Верховная Владычица приказала отцу Серафиму основать к востоку от Казанской церкви новую девичью общину. В нее следовало перевести восемь сестер из общины матушки Александры. Велено было возвести два храма – в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, ископать канаву и насыпать вал вокруг обители, а также построить мельницу-питательницу. Так возникла Мельничная девичья община, днем основания которой считается 22 декабря 1826 г. Через преподобного Серафима для нее был дан устав, до того времени ни в одном монастыре не существовавший.

В 1842 году состоялось объединение Мельничной и Казанской общин. А в январе 1861 года Указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь. Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904 гг). Имея глубокую веру в святость батюшки Серафима, игумения Мария старалась неукоснительно соблюдать все заповеданное дивным угодником Божиим и привела обитель к духовному расцвету и внешнему благолепию. За годы управления игумении Марии (1861-1904 гг.) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. В начале XX века в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 1600 насельниц. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского Назария (Кириллова), «обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя».

Игумения Мария дожила до Саровских торжеств 1 августа 1903 года, посвященных прославлению в лике святых преподобного Серафима. А 2 августа она вместе с сестрами принимала в Дивеевской обители Императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами Царской Фамилии. Через год после этих событий всеми любимая матушка Мария мирно почила о Господе, указав свою преемницу игумению Александру (Траковскую), ставшую последней настоятельницей перед закрытием обители. Игумения Александра пережила, как и многие дивеевские сестры, изгнание, ссылку, арест и скончалась в городе Муроме в 1942 году.

Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря произошло 27 сентября 1927 года. В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены. В сохранившихся трех каменных храмах царила «мерзость запустения». Землей и мусором засыпана была Святая Канавка.

Игумения

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре заложен и начал строиться собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Сохранилось предание, что преподобный Серафим предсказывал сестрам о будущем соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким собором и колокольней. Поскольку Батюшка от себя ничего не говорил об устроении Дивеевской обители, а только то, в чем его наставляла Царица Небесная, то таким образом мы становимся свидетелями исполнения Ее воли.

Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное батюшкой Серафимом место было уже занято в 1846 году Тихвинской церковью, построенной лжеучеником преподобного Серафима и гонителем дивеевских сестер Иваном Тихоновичем Толстошеевым. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобном Серафимом месте, и блаженная Параскева тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.

После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. Только тогда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.

Прошло еще сто лет, пока освободилось наконец место, предназначенное для собора. Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.

За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам.

В одноэтажном здании, приспособленном для Казанской церкви, до революции была монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем жила игумения Александра. Впоследствии дом принадлежал священнику. Дом разобрали и перенесли на окраину Дивеева к Казанскому источнику. Летом 1989 года рядом с храмом построили звонницу.

Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник — 21 июля и 4 ноября. Здесь совершаются таинства Крещения, Венчания и отпевание.

До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Строился собор на крупные пожертвования Ф. В. Долгинцева и братьев Арцыбушевых. Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Анатолия Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов.

В 1916 году строительство собора было закончено, даже большие золоченые кресты — дар петербуржцев — уже украшали его.

Изнутри весь собор был расписан фресками. Расписывали сами сестры под руководством палехского художника Л.И. Парилова. Они же написали все иконы. Не поставлен был только иконостас, и не готово было отопление. Это оттянуло освящение на год. Но тут произошла революция 1917 года, и освятить собор не смогли, так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор. А освящать его хотели во имя иконы Божией Матери «Умиление» и прп. Серафима.

В советское время здесь был гараж, потом тир. Протоиерей Валерий Смирнов так описывает этот собор в пору разорения монастыря: «Новый собор, в свое время полностью подготовленный к освящению, представляет собою мерзость запустения! Стекла выбиты, дверей нет, входные ступени разрушены и поросли травой. Трава покрывает и желоба кровли, давно не видавшей краски. Кресты, как на новом, так и на старом соборах отсутствуют, бетонное основание пола в одном месте с какой-то целью пробито, открывая жутко зияющую глубину подвального помещения».

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года, в день кончины тогда еще не прославленной в сонме святых прп. Марфы Дивеевской. Новый собор освятили в честь Преображения Господня; до революции деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки. В том же 1998 году был освящен правый нижний придел в честь Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, а левый — в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви). Освящение правого верхнего придела в честь иконы Божией Матери «Тихвинской» состоялось 21 июня 2006 года, левого верхнего в честь Новомучеников Российских — 11 августа 2006 года. Накануне праздника Святой Троицы 2008 года закончена роспись храма (художники — Анатолий и Ольга Беляевы). Фрески на евангельские сюжеты и изображения святых выполнены акрилом, с нанесением сусального золота.

До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Трапезный храм был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского. В то время в России появилось много Александровских церквей и соборов. В память о благополучном исходе крушения Царского поезда на станции Борки храмы посвящали небесному покровителю Императора Александра III.

В советское время в трапезном корпусе размещались клуб, библиотека и кинотеатр. Возвращение этого здания монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированной трапезной состоялся праздничный обед с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 ноября 2000 года престол трапезного храма был повторно освящен. Росписи выполнены художниками палехской мастерской «Лик».

До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

«Святой царь Давид, — сказал он Елене Васильевне, — когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»

Когда Елена Васильевна поехала в Темников и передала желание батюшки Серафима владельцу земли господину Жданову, он воскликнул удивленно: «Вы хотите, чтобы я продал этот клочок земли дивному Серафиму?! Берите даром!» Но выслушав знаменательные слова старца, Жданов, не смея ослушаться, принял присланные ему деньги и выдал на землю купчую. Егор Иванович Жданов рассказывал впоследствии игуменье Марии Ушаковой, как с этих денег начали чудесным образом устраиваться его дела.

Непросто оказалось выполнить завет прп. Серафима о строительстве храма именно на этом месте. Иван Тихонович Толстошеев, который выдавал себя за серафимова ученика, но на деле нарушал все заповеди дивного Старца, желал заложить собор по своему усмотрению. Четыре разных мест предлагал Толстошеев для собора, даже хотел построить его в трех верстах от обители на реке Ломовке или в поле. Много усилий пришлось приложить Михаилу Васильевичу Мантурову и его сторонникам для того, чтобы убедить Нижегородского Преосвященного Иакова в том, что все предложения Ивана Толстошеева не соответствуют воле преподобного Серафима. Разобравшись в этом деле, Владыка спросил: «Но как же вырыть канавы для фундамента, когда завтра в четыре часа пополудни назначена закладка?» — «Нас съехалось много тысяч», — ответил народ. Работа закипела, и за одну ночь был вырыт котлован для собора. 5 июня 1848 года Владыка возложил первый камень и при этом во всеуслышание громко воскликнул: «От утра и до утра сей храм воздвигается великим чудом!»

Впоследствии, по козням Ивана Толстошеева (иеромонаха Иоасафа) строительство храма не велось. И началось только в 1865 году при игумении Марии Ушаковой. Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.

В течение десяти лет собор был снаружи окончен, и Преосвященный Иоанникий решил освятить его, но внутренняя отделка продолжалась еще многие годы. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской — 28 июля. Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Владыка определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1874 году над крестом в вышине стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.

С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно его стали украшать удивительной живописью собственной монастырской работы — огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты. В алтаре на Горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.

В 1880 году, 2 июня, правый нижний правый придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день — левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария оставляла неосвященным в течение двадцати восьми лет, с верой ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящен.

Собор был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Ивановича Резанова, ученика академика К. А. Тона. Это был летний, неотапливаемый храм. По воспоминаниям паломников, он производил большое впечатление. «Здесь, в Дивеевском соборе, стоит человек и невольно чувствует, как все его поднимает, возвышает, он как будто здесь заметно вырастает», — отмечал священник Василий Тигров. «Как великолепен этот собор, залитый светом, весь всегда полный какого-то светлого торжества, какой-то радостной теплоты, так прекрасно отражающий мысль о бесконечно благом, зовущем, благословляющем и успокаивающем Боге», — восклицал писатель Е. Поселянин.

В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. Дивеевским сестрам Батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной Умилению, Она вас не оставит!» Ныне копия с этой иконы, написанная в начале XX века и также чудотворная, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Владычица наша Богородица. Каждое воскресенье перед литургией, по заповеди Преподобного, пред иконой «Умиление» служится нараспев параклис.

Последняя служба перед закрытием монастыря состоялась 21 сентября 1927 года на праздник Рождества Богородицы.

В советское время в Троицком соборе был склад. В октябре 1989 года его передали церковной общине. Весной 1990 года при сиявшей радуге был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 31 марта 1990 года, когда был заново освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

Повторное освящение придела в честь иконы Божией Матери «Умиление» состоялось 21 декабря 1996 года; левого нижнего — в честь преп. Серафима Саровского 31 декабря 1997 года; правого верхнего — 13 мая 1996 года в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской; левого верхнего придела — в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя 21 ноября 1997 года.

30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и др.

Ежедневно в Троицком соборе у мощей преподобного Серафима служится ему акафист.

До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Дивеевский монастырь — история и местонахождение

История основания Дивеевского монастыря

В 1758 году поклониться святыням Киево-Печерской Лавры приехала из Рязани молодая вдова Агафья Семеновна Мельгунова. В Флоровском женском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александра. Однажды после ночной службы в Киево-Печерской Лавре в сонном видении ей явилась Пресвятая Богородица. Она повелела монахине странствовать по обителям русской земле. В одной из них будет указано особое место, которое избрала Себе Богородица. В 1760 году по пути в Саровскую пустынь Александра остановилась в селе Дивеево (современная Нижегородская область). Снова явилась ей Божия Матерь, которая сообщила, что здесь будет Дивеевский монастырь — Четвертый Ее Удел, место особого покровительства.

Читайте также:  Монастырь 10000 Будд Гонконг, описание и фото

Монахиня Александра на собственные средства построила в Дивеево Казанский храм с двумя приделами: один в честь святителя Николая Чудотворца, второй — в честь первомученика Стефана. В 1788 году местная помещица Жданова пожертвовала часть своей усадебной земли, находящейся в непосредственной близости к Казанскому храму. Здесь построили дом для четырех послушниц Казанской женской общины, образованной при Александре. Саровские старцы Пахомий и Исаия духовно окормляли насельниц. В 1789 году попечение над Казанской общиной было возложено на иеродиакона Серафима (будущего святого Серафима Саровского).

Дивеевский монастырь: этапы развития

Зарождение общины

В 1796 году настоятельницей общины была избрана Ксения Михайловна Кочеулова, отличавшаяся строгостью к себе и другим. К 1826 году численность насельниц возросла до 40 человек. В это время была образована Мельничная девичья община из 8 послушниц Казанской общины. Место для общины по указанию Пресвятой Богородицы обнесли Канавкой, которая представляла собой ров с насыпным валом. По преданию, здесь прошла сама Богоматерь. Канавку вырыли сами монахини. А преподобный Серафим пророчествовал, что через нее в конце времен не сможет переступить Антихрист.

Первой настоятельницей стала Елена Мантурова. Ее брат Михаил Мантуров получил исцеление от неизлечимой болезни по молитвам святого Серафима Саровского. После этого он до конца своей жизни всячески помогал устройству Мельничной общины. Так как преподобный Серафим никуда не выходил из Саровского монастыря и лесных пустынек, все, что касалось управления Дивеевский общины, он поручал Михаилу Мантурову («своему Мишеньке»).

Забота преподобного Серафима о дивеевских сестрах вызывала недовольство в Саровском монастыре. Монахи считали, что он так способствует расхищению монастырского имущества. Игумен Нифонт даже дал указание солдатам, охранявшим монастырь, останавливать дивеевских сестер и проверять ношу, которую они получали от преподобного. Однажды была остановлена монахиня Евпраксия. Когда привели ее к игумену, то у нее в мешке были обнаружены старые лапти, обрубки разные и камни. В другой раз у монахине в мешке нашли песок и камни. После этого, как и предвещал святой Серафим, никто больше не останавливал дивеевских сестер.

Превращение в монастырь

Землю для общины пожертвовала в 1830 году Вера Постникова (Баташева). В 1839 году здесь подвизались 115 сестер.

В 1842 году Казанская и Мельничная общины были объединены в одну, Серафимо-Дивеевскую. С 1861 года она стала монастырем. Первой настоятельницей обители в этом статусе была Мария (Ушакова). Монахини жили по строгому Саровскому Уставу. Большую пользу монастырю оказал попечитель Николай Александрович Мотовилов.

В 1875 году было завершено строительство Троицкого собора. Монастырь активно развивался и в 1904 году в нем насчитывалось 270 монахинь, 1474 послушницы.

Роль Серафима Саровского в жизни Дивеевского монастыря

Жизнь преподобного Серафима Саровского тесно была связана с Дивеевском монастырем. По поручению Божией Матери он стал основателем девичьей общины. Таково было его духовное детище. Благодаря стараниям святого маленькая женская община стала широко известной в России большой обителью.

За советом к святому Серафиму монахини приходили сами. От него они получали наставления и денежные средства на развитие монастыря, которые святой получал в благодарность от паломников.

По пророчеству святого Серафима его мощи сейчас покоятся в Дивеевском монастыре.

Дивеевский монастырь в годы Советской власти

После прихода Советской власти в 1919 году монастырь в Дивеево был преобразован в трудовую артель с соблюдением монастырского уклада жизни. Однако в 1927 году монастырь закрыли окончательно, значительная часть Святой Канавки была засыпана. Дивеевские сестры переселились в села Нижегородской и Муромской областей, забрав с собой некоторые святыни монастыря. Среди сохранённых реликвий была икона Богоматери «Умиление», личные вещи преподобного Серафима Саровского.

В послевоенные годы для осквернения Канавки через нее была проложена канализационная труба.

В 1988 году началось постепенное возрождение обители. Официально женский монастырь в Дивеево был открыт 21 июля 1991 года. А через 10 дней в него были перенесены вновь обретенные мощи преподобного Серафима Саровского. Сейчас они находятся в Троицком соборе.

Дивеевский монастырь: современное состояние

С 1995 года Серафимо-Дивеевский монастырь считается памятником архитектуры федерального значения. В 2000 году были обретены нетленные мощи первоначальниц Александры, Марфы и Елены.

В настоящее время в Дивеевском монастыре восстановлено 7 храмов, построен Благовещенский собор, возведение которого предсказано еще преподобным Серафимом. Также построена большая гостиница для паломников. Канавка Богородицы полностью очищена и обустроена. Ежедневно совершается обход Канавки насельницами монастыря с пением «Богородице Дево, радуйся…».

Сегодня Серафимо-Дивеевский монастырь является одним из особо любимых и часто посещаемых мест православными паломниками. В рамках федерального проекта для повышения интереса к российским религиозным святыням в конце 2018 года начались съемки программы «Святыни России». Дивеево и Саров сняты в 12 выпуске этой программы, показанной 30 декабря 2018 года на телеканале «Спас».

Чудеса преподобного Серафима Саровского

В 1993 году в Дивеевский монастырь приехал паломник из Ташкента. У мужчина на руке была долго незаживающая рана. После поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, рана стала рубцеваться. Вскоре она совсем зажила.

В 1999 году из Самары в Дивеевский монастырь приехала женщина Елена, которая, будучи давно замужем, не имела детей. Она долго молилась у мощей преподобного Серафима Саровского о даровании дитя. Ровно через год у нее родился сын.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Троицкий собор
Спасо-Преображенский собор
Казанская церковь
Домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса
Трапезный храм во имя святого Александра Невского
Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в селе Канерга, Кутузовский скит, Никольский скит в селе Автодеево, Понетаевский скит, Свято–Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском районе и другие

Святая Канавка Царицы Небесной
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Святые мощи преподобного Серафима Саровского
Вещи преподобного Серафима Саровского
Святые мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены
Святые мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии
Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой)

Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее благословение основать новую обитель.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы.

Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отец Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50. Строгий устав, скудная пища, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.

Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающая ей весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон. К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.

Но, несмотря на трудности, обитель до закрытия в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти тяжелые годы к святыням Дивеева.

В 1927 году на праздник Рождества Богородицы обитель была упразднена. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову (многие святыни были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году).

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия, в 1937 году, ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.

Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах. В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.

В 2004 году состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре подвизаются более 400 сестер.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Ссылка на основную публикацию