Главный буддийский храм Цеченлингв в Кызыле

Главный буддийский храм Тувы должен быть в общенародной собственности

Российское информационное агентство «ФедералПресс» заинтересовалось судебным процессом вокруг главного буддийского храма Тувы – «Цеченлинг», который расположен в столице Тувы у входа в национальный парк отдыха. На вопросы корреспондента «ФедералПресс.Сибирь» накануне ответил министр земельных и имущественных отношений республики Салим Кызыл-оол, а также свою позицию высказал вице-премьер Артур Монгал.

Минземимущества республики настаивает на общенародной собственности главного буддийского храма Тувы – хурээ «Цеченлинг». В Туве проходит необычный судебный процесс между министерством земельных и имущественных отношений республики с администрацией «Объединения буддистов Тувы» по вопросу о праве собственности на здание одного из главных буддийских храмов республики – хурээ «Цеченлинг». Министерство подало апелляцию на решение Арбитражного суда Тувы, который в декабре прошлого года признал храм собственностью централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Тувы». По мнению специалистов ведомства, в ходе нового рассмотрения вопроса о храме должны быть обеспечены гарантии использования хурээ как культового сооружения и памятника культурного наследия. Наиболее оптимальным решением в министерстве считают передачу храма «Цеченлинг» в безвозмездное пользование Объединению буддистов, что никак не отразится на характере деятельности религиозной организации. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Отнимать «Цеченлинг» у буддийского сообщества или препятствовать реституции никто не собирался и не собирается», – заявил «ФедералПресс.Сибирь» глава министерства Салим Кызыл-оол, разъясняя позицию ведомства, настаивающего на отмене решения арбитража первой инстанции.

Храм «Цеченлинг» был построен в столице Тувы Кызыле в октябре 1999 года, став на тот момент третьим в России действующим буддийским храмом. До него в стране существовало только два буддийских храма – в Улан-Удэ и Санкт-Петербурге. Храм, или хурээ, как называют его тувинцы, был построен на пожертвования жителей республики, в том числе и Сергея Шойгу, тогда возглавлявшего МЧС России.

Как считает министр Салим Кызыл-оол, при новом рассмотрении вопроса о передаче храма должны быть обеспечены гарантии его использования по прямому назначению, как культового сооружения и памятника культурного наследия. По его мнению, решение Арбитражного суда Тувы, принятое 11 декабря 2012 года, таких гарантий не дает.

Специалисты Минземимущества республики полагают, что суд первой инстанции не принял во внимание ряд важных фактов. К примеру, ЦРО «Общество буддистов Тувы» не является правопреемником другой общественной организации – Управления Камбы-Ламы республики, которое стояло у истоков строительства храма «Цеченлинг», собирало пожертвования на его возведение и пользовалось зданием вплоть до своего преобразования.

«Кроме того, судом нарушены нормы материального и процессуального права, – считает Салим Кызыл-оол. – а выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела».

Позицию Минземимущества разделяет вице-премьер республики Артур Монгал. По его мнению, с любой точки зрения некорректно, если храмом, построенным на собранные всей республикой деньги, будет безраздельно владеть и распоряжаться исключительно по своему усмотрению одна организация.

«При всем глубоком уважении к ее представителям, я лично не считаю это справедливым по отношению к тысячам верующих, – заявил вице-премьер. – Если в свое время по каким-то причинам было ликвидировано Управление Камбы-Ламы, то где гарантии, что «Объединение буддистов Тувы» также не ликвидируется? В конечном итоге, в чьих руках окажется исторический объект республики? Это должно волновать каждого. Наша задача – обеспечить полную прозрачность судьбы храма».

Артур Монгал также поддерживает необходимость пересмотра дела с учетом не только буквы принятого в 2010 году закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», но и пробелов, существующих в нем. По его мнению, нужно свести к минимуму все риски изменения профиля передаваемого культового имущества или перехода их в частные руки. Примеры подобной трансформации храмов независимо от их конфессиональной принадлежности не редкость, особенно после вывода из государственной собственности, против их коммерциализации вынуждены выступать даже сами священнослужители.

Наиболее оптимальным решением в министерство земельных и имущественных отношений Тувы считают передачу храма «Цеченлинг» в безвозмездное пользование Объединению буддистов, тем более, что он с 2004 года включен в список памятников истории и культуры, требующих особой охраны. Этот вариант видится выгодным и для самой религиозной организации – она сможет рассчитывать на помощь государства в достойном содержании здания, что на одни пожертвования делать сложно. Не случайно многие конфессии России не спешат принимать своих храмы в собственность из-за нехватки средств на их обслуживание.

В ведомстве убеждены, что то, в какой форме будет буддийская община владеть храмом – на правах собственника или на правах безвозмездного пользователя – никаким образом не влияет на характер ее деятельности. Различие между этими формами только одно – в случае передачи храма в собственность его владельцы приобретают право распоряжаться им как заблагорассудится, вплоть до продажи. Тогда как передача в безвозмездное пользование такого права не дает.

Однако, если организация продолжит настаивать на полной собственности, то власти республики в лице Минземимущества допускают и ее. Но как заявил Салим Кызыл-оол, его ведомство будет требовать дополнительных соглашений по выполнению охранных обязательств в отношении «Цеченлинга» как исторического и культурного памятника во избежание использования объекта не по назначению.

В Туве власти обокрали верующих

На этот раз в фокусе «8 телеканала» оказался правительственно-религиозный конфликт, развернувшийся вокруг Буддийского храма «Цеченлинг» в г. Кызыле, который правительство Тувы попросту присвоило, нагло и бесцеремонно отобрав у верующих.

Буддийский храм был построен в 1998 году на пожертвования верующих. 15 тыс.долларов США на строительство внёс лично Сергей Шойгу, 20% стоимости покрыл директор возводившей здание строительной компании «Сельстрой» Сергей Сафрин. Красивое здание возле парка, запроектированное и отстроенное в буддийском стиле, всегда имело статус религиозного назначения и являлось визитной карточкой Тувы. Но всему хорошему когда-то приходит конец. Настал он и в религиозном спокойствии в республике – в мае этого года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва по указанию председателя правительства Тувы Шолбана Кара-оола (скорее всего, с подачи уголовника Каадыр-оола Бичелдея, являющегося духовным наставником Главы), сняло с буддийского храма статус религиозного назначения. Осознавая, что верующие наверняка примут в штыки такие шаги правительства, сделано это было втихушку, тайно, без уведомления общественности и управления Камбы-Ламы, которое до настоящего времени считает здание Храмом и использует его по назначению.

В республике известна скаредность Главы правительства и его буйная ненасытность. Однако, как выяснили журналисты «8 канала», дело тут не столько в желании Кара-оола подгрести под себя религиозное имущество верующих, сколько в стремлении подчинить себе руководство управления Камбы-Ламы и через него активно влиять на настроения верующих, среди которых Шолбан Кара-оол по известным причинам авторитетом не пользуется. Немаловажным является и фактор китаезации буддизма в Туве.

А разразился конфликт после того, как Шолбан Кара-оол решил изменить ориентацию хуураков. Известно, что в Туве основная религия – это буддизм. В 1997 г. прошёл республиканский съезд об утверждении должности Камбы-Ламы РТ. В Управление вошли восемь помощников. Из всех лам, кто знал тибетский язык и Учение Будды, был Хертек Аганак. Он первым и возглавил управление. После окончания его срока следующими Камбы-Ламами избирались тувинские хуураки, обученные в монастыре Дрепунг Гоманг. Так в Туве укрепился буддизм.

Ранее государство не вмешивалось в процесс обучения хуураков, руководство управления свято чтило традиции, которые до прихода во власть в республике Шолбана Кара-оола никто не нарушал. Во главе стоит ученик Дрепунг Гоманг монастыря Камбы-Лама – главный духовный лидер всех буддистов Тувы. Его выбирают на пять лет. Сейчас эту должность занимает Лопсан Чамзы (в миру Баир Шыырап). Камбы-Лама является координатором и руководителем всех лам республики. В его обязанности входит также и обучение новых священнослужителей, которых традиционно вот уже более 300 лет обучают в Индии в монастыре Дрепунг Гоманг. И эту традицию раньше никто и никогда не нарушал. В республике было принято не вмешиваться в процесс обучения буддийских лам. Но чтобы ламы и абитуриенты были приняты в религиозный университет, они должны получить печать от главного духовного лидера региона.

А когда глава республики решил изменить курс на подчинение тувинского буддизма китайскому, то взял этот вопрос под свой контроль. Он решил изменить традицию, чтобы тувинские хуураки учились не в индийском университете, а китайском. Но встретил сопротивление. Тогда он не нашёл ничего другого, как вызвать Камбы-Ламу к себе «на ковёр». Вот как описывает эту ситуацию Лопсан Чамзы: «Когда я пришёл в приёмную главы правительства, там сидели родители хураков, адвокат и лама Лопсан Дуптен». Кара-оол с ходу накинулся на него со словами: «ты вообще понимаешь, что творишь?». Я ответил: «понимаю». И объяснил: «это традиция учиться в нашем университете, а не в другом», потому «что политика у университета совершенно другая и противоречит нашей религии». На это «глава республики рассердился и сказал, что это он – глава, он – закон, он – Конституция!». И «приказал подписать разрешение, на что я ему ответил отказом».

С тех пор главный буддийский лидер Тувы вошёл в чёрный список правительства Тувы. Репрессии начались с того, что Храм должен принадлежать правительству, а не религиозной организации. Воспользовавшись пробелом в законодательстве и зависимостью судей от исполнительной власти, Кара-оол в судебном порядке через арбитражный суд, используя министерство земельных и имущественных отношений Тувы, установил, что собственниками храма являются власти, а не управление Камбы-Ламы. Сейчас правительство республики по документам передало столовую на цокольном этаже внутри храма, где кормили буддистских лам, на баланс хозяйственного управления Министерства культуры республики Тувы.

Как считает корреспондент «8 канала» Альмира Сенди, «из-за того, что Камбы-Лама не дал своего согласия на обучение хуураков в другом университете, глава республики решил ему отомстить и начал бить по самым больным точкам. Начал с самого главного храма «Цеченлинг». В Туве сложилась уникальная ситуация, какой нет ни в одном регионе РФ: «Цеченлинг» утратил статус храма и является просто «нежилым помещением». И это сложилось благодаря нынешней власти, которая «хочет приравнять политику и религию на одну ступень». Фактически мы видим «рейдерский захват, где губернатор из-за конфликтов с Камбы-Ламой решил, «Цеченлинг» должен стать ручным», утратить былую самостоятельность и стать зависимым от Кара-оола. Поскольку «сам духовный лидер ходил бы на поклон чиновникам каждые три месяца, чтобы продлить договор аренды» Храма, ранее принадлежащего верующим.

Читайте также:  Храм Ман Мо в Китае, подробное описание и фото

Как известно, в России церковь отделена от государства. Духовный лидер региона не обязан ходить на поклон к разного рода ворью, казнокрадам и бандитам, окопавшимся во власти. И очень хорошо, что «8 канал» поднял тему властного беспредела в Туве, ограничивающего права верующих.

Cвязь с оппозицией испортила карму главе тувинских буддистов

Конфликт с главой республики помешал Байыру Шыырапу избраться на второй срок

Близость к республиканской администрации не всегда идет на пользу буддийской общине. Фото Владимира Захарина

Камбы-ламу – духовного лидера буддистов выбрали 29 ноября в Туве. По утвержденному в 1997 году уставу Управления камбы-ламы Республики Тыва (УКЛРТ), выборы главы организации проходят раз в пять лет на общем съезде лам. Новым духовным лидером стал Апыш-оол Сат, настоятель монастыря Устуу Хурээ, расположенного в 231 км от Кызыла. По местной традиции ламы принимают тибетские имена, и новый камбы-лама зовется теперь Джампел Лодой.

Камбы-лама, которому сейчас 43 года, уже был главным ламой Тувы в 2005–2010 годах. Он учился буддизму в индийском монастыре Дрепунг Гоманг. Там же изучал буддийские науки и предыдущий камбы-лама Лопсан Чамзы (тувинское имя – Байыр Шыырап). По поводу своей альма-матер Лопсан Чамзы накануне выборов выступил с заявлением, которое спровоцировало в Туве острый политический скандал. На местном «Восьмом канале» вышел репортаж «Рейдерский захват религии в Туве», где главным спикером был Шыырап. Он заявил журналистам, что в обязанности камбы-ламы, в частности, входит обучение лам республики. «Обучают их в Гоманг-дацане (Дрепунг Гоманг. – «НГР») вот уже триста лет, и эту традицию никто никогда не нарушал», – цитировал Шыырапа «Восьмой канал». Потом Шыырап сказал, что в 2015 году правительство Тувы отправило нескольких тувинских подростков не в Дрепунг Гоманг, а в Гаден Шорце Норлинг. Этот монастырь, как и Дрепунг Гоманг, находится на юге Индии и также руководится тибетской общиной Индии. Шыырап счел, что правительство нарушило трехсотлетнюю академическую традицию сангхи (буддийской общины) Тувы.

Новым камбы-ламой избран Джампел Лодой
(тувинское имя Апыш-оол Сат).
Фото с сайта www.khurul.ru

Шыырап особо отметил: если тувинец хочет учиться на ламу где-то за пределами Тувы, он должен получить от камбы-ламы разрешительную грамоту с личной печатью. Хууракам (ученикам), выбравшим местом обучения Гаден Шорце Норлинг, Байыр Шыырап таких грамот не давал. Несмотря на то что хуураки уже числились студентами Гаден Шорце Норлинга, Баыйр Шыырап в своем письме в этот монастырь потребовал отчислить ребят.

Родители подростков обратились за помощью к главе Тувы Шолбану Кара-оолу. Глава республики пригласил камбы-ламу на личную беседу. На беседе присутствовали родители хуураков и лама Лопсан Тхубтэн (Март-оол Норбу-Самбу), камбы-лама Тувы в 2002–2005 годах. Как сообщили журналисты «Восьмого канала», ссылаясь на Шыырапа, именно Лопсан Тхубтэн посоветовал Кара-оолу направить хуураков на учебу в другой монастырь. В присутствии Кара-оола Тхубтэн разговаривал с камбы-ламой на повышенных тонах. Глава республики сказал камбы-ламе, что выбор хуураков и их родителей в пользу Гаден Шорце Норлинга – их право, нарушать которое нельзя. «Он – глава, он – закон, он – Конституция», – вспоминал в телеэфире Байыр Шыырап свои впечатления от беседы с Шолбаном Кара-оолом.

Сочувствующие Шыырапу жители Тувы в соцсетях злословят больше в адрес Марта-оола Норбу-Самбу, называя его «придворным ламой». Свою позицию на этот счет высказал в «ВКонтакте» вице-премьер Тувы Анатолий Дамба-Хуурак: «Родители обратились к главе республики как гаранту их конституционных прав и свобод. Глава республики справедливо встал на их защиту. А тут камбы-лама со своими комментариями. Этим он показал незнание элементарных норм основных законов страны и родной Тувы! » Дамба-Хуурак счел, что камбы-лама раздул скандал накануне выборов с целью добавить себе политические очки. «Статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ гласит, что «каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими»… Не существует ни одного нормативного документа, согласно которому выходцы из Тувы должны учиться только в определенном религиозном университете», – комментирует ситуацию директор Агентства по делам национальностей Республики Тыва (АДН РТ) Галина Кочергина. По словам Кочергиной, «Восьмой канал» действует в интересах ЛДПР, следовательно, либерал-демократы использовали камбы-ламу в целях диффамации «Единой России» и лично Кара-оола. «Возможно, именно предстоящие выборы камбы-ламы в республике заставили Лопсана Чамзы обратиться на телеканал, который работает в интересах конкретной политической группы», – также заявила Кочергина.

Историей с учениками Шыырап в своем интервью подогревал интерес к ситуации с Цеченлингом – резиденцией камбы-ламы в Кызыле. «Камбы-лама попал в черный список правительства Тувы. Репрессии против камбы-ламы начались с того, что в Кызыле решили: Цеченлинг, построенный в 1998 году на пожертвования верующих, должен принадлежать правительству, а не буддистам. Воспользовавшись пробелами в законодательстве, через арбитражный суд Министерство имущественных и земельных отношений Тувы признало себя собственником Цеченлинга. Столовую на цокольном этаже Цеченлинга, где кормят лам, передали на баланс Министерства культуры Тувы. Теперь чиновники могут сдавать столовую в аренду любому желающему. Цеченлинг потерял статус здания религиозного значения. Теперь это просто нежилое помещение. Так глава Тувы решил отомстить камбы-ламе за то, что тот не дал своего согласия на обучение хуураков в другом университете», – изложила ситуацию журналистка «Восьмого канала» Альмира Сенди, ссылаясь на Шыырапа.

Репортаж спровоцировал в Туве панические настроения, отметил в своем заявлении лама Тензин Чимба (Буян Сандык), глава благотворительного фонда «Статуя Золотого Будды на священной горе Догээ». «Никто Цеченлинг отбирать у людей не собирается. Как мы молились, здесь мы и будем молиться. И храм, и земля – все доступно, общенародно. Нужно прощать обиды, нельзя распространять слухи», – заявил Сандык. «За десятки лет своего существования у храма были проблемы по коммунальным платежам. Ему требовался ремонт, который пожертвования прихожан не покрывали. Поэтому духовенство неоднократно обращалось к власти с просьбой изыскать средства и отремонтировать здание. Региональным министерством земельных и имущественных отношений для оказания помощи было предложено перевести здание в реестр охраняемых объектов, оставив за ним религиозное назначение.

В октябре 2018 года УКЛРТ обратилась с просьбой о передаче здания в собственность религиозной организации. В связи с тем, что учредителями УКЛРТ являются физические лица, региональной властью было отказано в передаче здания государственной собственности в собственность частной религиозной организации. Тем не менее правительство Тувы предложило продлить договор безвозмездного пользования здания. До настоящего времени предложение Управлением камбы-ламы Республики Тувы не поддержано», – комментирует ситуацию республиканское Агентство по делам национальностей. Как отмечает информагентство «Тува Онлайн», вопрос собственности на Цеченлинг упирается в нюансы, связанные с регистрацией УКЛРТ. «На сегодняшний день учредителями УКЛРТ являются местные буддийские религиозные организации Бай-Тайгинского кожууна (района. – «НГР») «Шедуп Даржаалин», Улуг-Хемского кожууна «Ганден», «Тувинское буддийское общество города Кызыла», «Ташипанделин», а также физические лица. Необходимо найти приемлемую форму собственности, чтобы объект оставался принадлежать республике и ее народу, а не частным обществам и физическим лицам», – сообщает агентство.

Масла в огонь страстей накануне выборов камбы-ламы добавило анонимное письмо от некоего тувинского буддиста, распространенное в тувинских сообществах «ВКонтакте». «Я работаю в одном из хурээ нашей республики и в ужасе от того, что происходит сейчас в буддизме. Наши ламы ведут себя как отбросы общества: разгульно пьянствуют, прелюбодействуют (даже с верующими девушками). Многие из них сидели в тюрьме. Хорошо, что я не работаю в Кызыле, там творится полный ужас». Избранного на днях камбы-ламу Джампела Лодоя автор анонимки также обвинил во множестве проступков. Вот как автор анонимки характеризует потерявшего пост Лопсана Чамзы: «Связан с оппозицией, занимается политикой, а не религией». «А перед выборами камбы-ламы вообще пошла полная гниль. Ламы-кандидаты покупают голоса других лам за суммы в несколько сот тысяч рублей, обещают земли для строительства собственных хурээ, субурганов (буддийских ступ-реликвариев. – «НГР») и жилых домов», – сказано в анонимке.

«Лопсан Чамзы, Джампел Лодой, Лопсан Тхубтэн учились буддизму в Дрепунг Гоманге. А, например, Еше Дагпа, камбы-лама в 2000–2002 годах – выпускник Университета буддизма в Бурятии, питомец тибетского дацана Намгьял в индийском штате Джамму и Кашмир. Как правило, каждый камбы-лама защищает интересы той духовной школы, в какой учился сам, – пояснил «НГР» историк Николай Абаев, почетный доктор буддийской философии в Университете буддизма при Иволгинском дацане (Бурятия). – Как правило, главными ламами Тувы избирают 30–40-летних. Устав тувинской сангхи не запрещает камбы-ламе баллотироваться на второй срок. Лопсан Чамзы пошел избираться на второй срок. Но его прошлая политическая программа – повышение культуры и образования лам, активизация работы с буддистами Монголии и России, работа с молодежью через интернет – уже не работала». Ни одному камбы-ламе начиная с 1997 года, когда была зарегистрирована централизованная организация местных буддистов, не удавалось избираться на два срока подряд, говорит Абаев. «У других кандидатов программа во многом идентична. Лопсан Чамзы пошел на сомнительный конфликт с главой республики, и эту войну проиграл с треском. Шолбан Кара-оол имеет среди тувинцев большой авторитет. Благодаря политике главы республики тувинцы избавлены от такой проблемы, как утрата молодежью интереса к родному языку и культуре», – считает эксперт.

Читайте также:  Храм Василия Блаженного на Красной площади

«Выборы камбы-ламы – очень закрытая процедура. Тува – маленький регион, Кызыл – маленький город. Жители здесь друг друга знают в прямом смысле слова. Республика находится на далекой периферии России. Здесь не считают нужным лишний раз посвящать посторонних людей в местные реалии», – объясняет Абаев то обстоятельство, что страсти, бушующие в Кызыле, почти невидимы для федерального Центра.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

folloart

АКТИВНАЯ МОЛОДЕЖЬ ДОБРЫЕ СЕРДЦА ТУВЫ ПРОВЕЛИ УБОРКУ В ХУРЭЭ “ЦЕЧЕНЛИНГ” ⠀ 28 октября активисты Молодежного Движения Республики Тыва “Добрые Сердца Тувы” совместно с верующей Марианой Орус-ооловной провели влажную уборку в молитвенном зале с великолепным алтарем Хурээ Цеченлинг. Активисты помыли стулья, очистили от пыли ковры лам, а также помыли пол. Напомним, что Цеченлинг – одна из наиболее ярких достопримечательностей Кызыла. Название храма в переводе означает «обитель безграничного сострадания». Храм Цеченлинг был построен довольно быстро, всего за полтора года. Он расположен в самом центре Кызыла неподалеку от набережной и центральной площади. На городской площади у муздрамтеатра находится еще одна буддийская святыня — молитвенный барабан. #АВЦ #Цеченлинг

ДОБРЫЕ СЕРДЦА ТУВЫ ПРОВЕЛИ УБОРКУ В ХУРЭЭ “ЦЕЧЕНЛИНГ” 28 октября активисты Молодежного Движения Республики Тыва “Добрые Сердца Тувы” совместно с верующей Марианой Орус-ооловной провели влажную уборку в молитвенном зале с великолепным алтарем Хурээ Цеченлинг. Активисты помыли стулья, очистили от пыли ковры лам, а также помыли пол. Напомним, что Цеченлинг – одна из наиболее ярких достопримечательностей Кызыла. Название храма в переводе означает «обитель безграничного сострадания». Храм Цеченлинг был построен довольно быстро, всего за полтора года. Он расположен в самом центре Кызыла неподалеку от набережной и центральной площади. На городской площади у муздрамтеатра находится еще одна буддийская святыня — молитвенный барабан. #Хурээ #Цеченлинг #Тыва #Активисты #Россия #АВЦ

Крупнейший в России молитвенный барабан и Музыкально-драматический театр на площади Арата и главный в Тыве буддийский храм Цеченлинг. В 2006 г. Кызыл получил особый дар от монахов-буддистов из индийского монастыря Гьюдмед. Тогда в город пришла необычная посылка – украшенный позолоченными иероглифами и витиеватым орнаментом 100-килограммовый молитвенный барабан. Теперь каждый житель и гость города может обратиться с просьбой к Будде, вращая барабан. В том, что божество услышит вопиющего, сомневаться не приходится. Внутри барабана оставлено более 115 миллионов священных песнопений. Помещено в него также несколько миллионов мантр Его Святейшества Далай-ламы и ламы Цзонкапы. #молитвенныйбарабан #молитвенныйбарабанкызыл #площадьарата #кызыл #республикатыва #храмцечелинг #цеченлинг #интересныеместароссии #азия #тыва #достопримечательноститыва #буддизм #буддистскийхрам #молитвенныйбарабан #драматическийтеатркызыл #путешествияпороссии #travel #русскаяазия #достопримечательностикызыл #путешествиероссия

Первый совместный визит к Ламе-башкы. ⠀ Мы с Игорем только начали вместе жить, причину визита я не помню, может просто хотели, чтобы нам прочитали мантры ⠀ Так вот в конце башкы мне говорит, что не надо гоняться за деньгами, можно пить и из разбитой чашки. ⠀ Каждый раз, выкидывая треснутую чашку или тарелку, я вспоминаю его слова, которые до сих пор не смогла себе объяснить. ‍♀️ ⠀ Что вы думаете, что он хотел мне этим сказать. ⠀ Может он что-то не договорил? Я очень серьёзно отношусь к советам башкы, его слова остались в моей голове как нерешенная задача

⚡Обращение Камбы-Ламы к депутатам ⠀ Во время круглого стола «Реализация стратегии государственной национальной политики в Республике Тыва», к депутатам Верховного Хурала (парламента) РТ обратился Камбы-Ламы Республики Тыва Лобсанг Чамзы. Послание депутатам содержало призыв относится бережно к природе, беречь культуру и традиции народа. Камбы-лама отметил, что в их власти защитить экологию и создать безопасность и сохранность природных ресурсов. ⠀ – Депутатам Верховного Хурала (парламента) нужно издать соответствующие законы, защищающие и гарантирующие безопасность и сохранность наших священных мест. Издать законы, оберегающие территории буддийских комплексов, где исторически действовали буддийские храмы, ступы и дуганы. И чем более сплочённой будет работа в этом направлении, тем больше мы сможем оставить будущему поколению – это чистые земли, вода и воздух. ⠀ #камбылама #кызыл #депутаты #депутатыВХРТ #обращение #природатувы #буддизм #цеченлинг #молебен #мантра #поколение #Тува #Тыва #TMG #TMGNEWS #Tuvanews

. . . . . . . #religion #datsan #buddhism #the_temple #buddhismtemple #faith #faith #tuva #center_of_asia #храм #цеченлинг #night #nightphotograpy #nightphotos #nikon #d3200

Приятная встреча с Ларисой Ооржак в Храме #Цеченлинг

#кызыл #цеченлинг #храм #хурээ #тыва #тува #temple #tuva #buddha #stupa #ступа #путь_и_шествие #лето2019 #photography #photo #kyzyl #way #foto #summer #summer2019 #trip #trevel #instaworld #world #instagram

#кызыл #цеченлинг #храм #хурээ #тыва #тува #temple #tuva #buddha #stupa #ступа #путь_и_шествие #лето2019 #photography #photo #kyzyl #way #foto #summer #summer2019 #trip #trevel #instaworld #world #instagram

#цеченлинг #тыва #храм #тува #республикатыва #temple #buddha #buddhist #kyzyl #кызыл #путь_и_шествие #лето2019 #левстраж #буддийскийхрам #buddhism #фото #world #photography #instaworld #instagram #photo #foto

Главный буддийский храм республики Тыва Цеченлинг – чула #тыва #кызыл #храм #цеченлинг #чула #travel #photo #instatravel #россия #russia #фото #путешествие #travelphoto #прогулка #путешествия #фотодня #фотосъемка #streetphotos #фотопрогулка #photolife #фотопрогулки

Главный буддийский храм республики Тыва Цеченлинг – чула #тыва #кызыл #храм #цеченлинг #чула #travel #photo #instatravel #россия #russia #фото #путешествие #travelphoto #прогулка #путешествия #фотодня #фотосъемка #streetphotos #фотопрогулка #photolife #фотопрогулки

Главный буддийский храм республики Тыва Цеченлинг #тыва #кызыл #храм #цеченлинг #travel #photo #instatravel #россия #russia #фото #путешествие #travelphoto #прогулка #путешествия #фотодня #фотосъемка #streetphotos #фотопрогулка #photolife #фотопрогулки

Главный буддийский храм республики Тыва Цеченлинг #тыва #кызыл #храм #цеченлинг #travel #photo #instatravel #россия #russia #фото #путешествие #travelphoto #прогулка #путешествия #фотодня #фотосъемка #streetphotos #фотопрогулка #photolife #фотопрогулки

Главный буддийский храм республики Тыва Цеченлинг #тыва #кызыл #храм #цеченлинг #travel #photo #instatravel #россия #russia #фото #путешествие #travelphoto #прогулка #путешествия #фотодня #фотосъемка #streetphotos #фотопрогулка #photolife #фотопрогулки

Буддийский храм Цеченлинг. Открыт к свободному посещению, как и любая церковь. Только здесь нет на входе торговых лавок и старушек со вселенской скорбью на лице. Да и сама атмосфера праздничная, яркая, как и убранство. Сразу становится понятно, кто рождён страдать и каяться, а кто радоваться жизни и распространять эту благость А ты рождён для чего? Для счастья или для покаяния? #сибирь #Тыва #буддизм #храм #Цеченлинг #Будда #христианство #бог #религия #вера

ЫДЫКТЫГ САКА ДАВА АЙЫ @tuvancenter @arturdamdynool @mengi92mongush @seanpquirk #tyvavideo17rus #центразии #тывавидео #тыва #тува #тывам #тывамедээ #тывановости #людитувы #тыватоп #сакадава #сакадаватыва #хоомейжи #цеченлинг

⠀ Цеченлинг в переводе означает «обитель безграничного сострадания». ⠀ В 1998 г. президентом Тывы был заложен первый камень, а уже в следующем году здание освятил лама Богдо-Гэген IХ. ⠀ Один добропорядочный выходец Тывы пожертвовал на строительство храма 15 тыс. USD личных средств, а организация «Водоканал» бесплатно подвела к храму все необходимые коммуникации. ⠀ Восемь ступ на территории храма соответствуют событиям в жизни Будды: рождение, просветление, поворот колеса учения, чудесные деяния, сошествие Тушита на землю с небес, восстановление согласия в Сангхе, совершенная победа и уход в нирвану. ⠀ #моятува #буддизм #цеченлинг #религия #храм #будда #республикатыва #республикатува #центразии #кызыл #тува #тыва #природа #отдыхвтуве #природатувы #mytuva #cechenling #buddhism #buddha #religion #republicoftuva #centerofasia #kyzyl #tyva #tuva #nature #natureoftuva #restintuva

#кызыл #тыва #храм #буддизм #тува #будда #омманипадмехум #буддийскийхрам #внутри #вселенная #buddha #buddhism #buddhatemple #ommanipadmehumૐ #ૐ #tyva #kyzyl #tuva #ommunimunimahamuniyesoha #благодарность #местасилы #цеченлинг

#цеченлинг #храм #кызыл #тува #тыва #тувинскаяреспублика #тывинскаяреспублика #tuva #tyva #temple #buddhatemple #om #ommanipadmehumૐ #буддийскийхрам #буддизм #будда #buddhizm #buddha #омманипадмехум #ом #благодарность #stupa #buddhizmstupa #ступа #kyzyl #республикатыва

#цеченлинг #ступа #храм #буддийскийхрам #кызыл #тува #тыва #республикатыва #tuva #tyva #buddha #stupa #om #ommanipadmehumૐ #buddhatemple #buddhizm #омманипадмехум

#цеченлинг #храм #кызыл #тува #тыва #тувинскаяреспублика #тывинскаяреспублика #tuva #tyva #temple #buddhatemple #om #ommanipadmehumૐ #буддийскийхрам #буддизм #будда #buddhizm #buddha #омманипадмехум #ом #благодарность

Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить… . . Храм Цеченлинг ключевое место для буддистов Тувы и один из моих самых любимых храмов _____________ #тува #тыва #tuva #tyva #siberian #siberia #centerofasia #центразии #кызыл #kyzyl #dji #djiglobal #djimavicpro #djimavic #skyphoto #skypixel #500px #буддизм #буддизмвроссии #цеченлинг

День оказался переполнен ярчайшими впечатлениями, непередаваемой красотой за окном, местами, от которых захватывает дух! ⛩⛰ Но мы устали тааак сильно, что совсем не хватает сил даже залить фотки. ☺️ Надеюсь завтра все получится)) А пока – пусть сбываются все Ваши даже самые невероятные мечты Я свою загадала I wish there all your wishes come true☺️ #Цеченлинг #ЦентрАзии #закрываютсяглаза #Кызыл #⛩ #tunnugexpedition #letsdreamscometrue #kyzyl #загадаемжелание

Оршээ Бурган. ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ 1 дугаар Хурээге чула кыпсып, тейлеп чораанывыс. #Цеченлинг#Хурээ#Кызыл#Тыва

Такую красоту можно увидеть только в 6 утра#ЦЕЧЕНЛИНГ

Буддийский храм Цеченлинг — одна из наиболее ярких достопримечательностей Кызыла. Название храма в переводе означает «обитель безграничного сострадания», что вполне вписывается в рамки буддийской концепции. Храм довольно небольшой и скромный, но оттого не менее популярный среди жителей столицы и гостей города. Существует традиция, что перед посещением храма необходимо трижды обойти его по часовой стрелке, касаясь всех углов. Так вот, все углы дацана уже прилично затерлись, а это в очередной раз доказывает, что храм Цеченлинг существует не одной красоты ради☝️☝️☝️ #цеченлинг #храмцеченлиг #тыва#кызыл

Буддийский храм Цеченлинг, г.Кызыл #russia #rusia #asia #tuva #hembeldir #kyzyl #tsechenling #temple #templo #buddhism #budismo #winter #invierno #россия #азия #тыва #тува #хембельдир #храм #буддизм #цеченлинг

#цеченлинг #photo #кызыл #kyzylordacity #kyzyl #центразиикызыл #новосибирскфото #новосибирскфотограф #siberia #тува #тыва #tuva #photo #biuty #autotravel #travel #моясибирь

Читайте также:  Хава-Махал или дворец ветров, фото и описание

#travel #autotravel #biuty #тыва #тува #центразиикызыл #кызыл #photo #siberia #новосибирскфотограф #новосибирскфото #цеченлинг

#хурее #цеченлинг #омманипадмехум #парк #гастелла #энесай #енисей

#Цеченлинг #Кызыл #Тыва #Tuva #temple #prisma

#✈️ #кызыл #тыва #россия #цеченлинг #буддийскийхрам #манты #моралы

В тот жаркий день в кызыльском дацане #Цеченлинг этот зверь нашептал мне тему диплома) #ностальгия #буддизм #пишудиплом и #плачу :'( #throwback #buddhism

Погода сегодня радует😊☀️😎Отличное начало дня в #цеченлинг – сегодня в 7ч утра был Ном – ритуал Мандал Шива, Хурал, посвященный Зеленой Таре (проводится один раз в месяц). А этот раз особенный – в священный месяц – Бурган айы(Сака Дава).А затем прогулка по #центразии 😊

Буддийский храм #Цеченлинг, зажег свечи #Будда #храм #гуляяпоТыве

Главный буддийский храм Тувы должен быть в общенародной собственности

Российское информационное агентство «ФедералПресс» заинтересовалось судебным процессом вокруг главного буддийского храма Тувы – «Цеченлинг», который расположен в столице Тувы у входа в национальный парк отдыха. На вопросы корреспондента «ФедералПресс.Сибирь» накануне ответил министр земельных и имущественных отношений республики Салим Кызыл-оол, а также свою позицию высказал вице-премьер Артур Монгал.

“ФедералПресс.Сибирь”, 04.04.13

Минземимущества республики настаивает на общенародной собственности главного буддийского храма Тувы – хурээ «Цеченлинг». В Туве проходит необычный судебный процесс между министерством земельных и имущественных отношений республики с администрацией «Объединения буддистов Тувы» по вопросу о праве собственности на здание одного из главных буддийских храмов республики – хурээ «Цеченлинг». Министерство подало апелляцию на решение Арбитражного суда Тувы, который в декабре прошлого года признал храм собственностью централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Тувы». По мнению специалистов ведомства, в ходе нового рассмотрения вопроса о храме должны быть обеспечены гарантии использования хурээ как культового сооружения и памятника культурного наследия. Наиболее оптимальным решением в министерстве считают передачу храма «Цеченлинг» в безвозмездное пользование Объединению буддистов, что никак не отразится на характере деятельности религиозной организации. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Отнимать «Цеченлинг» у буддийского сообщества или препятствовать реституции никто не собирался и не собирается», – заявил «ФедералПресс.Сибирь» глава министерства Салим Кызыл-оол, разъясняя позицию ведомства, настаивающего на отмене решения арбитража первой инстанции.

Храм «Цеченлинг» был построен в столице Тувы Кызыле в октябре 1999 года, став на тот момент третьим в России действующим буддийским храмом. До него в стране существовало только два буддийских храма – в Улан-Удэ и Санкт-Петербурге. Храм, или хурээ, как называют его тувинцы, был построен на пожертвования жителей республики, в том числе и Сергея Шойгу, тогда возглавлявшего МЧС России.

Как считает министр Салим Кызыл-оол, при новом рассмотрении вопроса о передаче храма должны быть обеспечены гарантии его использования по прямому назначению, как культового сооружения и памятника культурного наследия. По его мнению, решение Арбитражного суда Тувы, принятое 11 декабря 2012 года, таких гарантий не дает.

Специалисты Минземимущества республики полагают, что суд первой инстанции не принял во внимание ряд важных фактов. К примеру, ЦРО «Общество буддистов Тувы» не является правопреемником другой общественной организации – Управления Камбы-Ламы республики, которое стояло у истоков строительства храма «Цеченлинг», собирало пожертвования на его возведение и пользовалось зданием вплоть до своего преобразования.

«Кроме того, судом нарушены нормы материального и процессуального права, – считает Салим Кызыл-оол. – а выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела».

Позицию Минземимущества разделяет вице-премьер республики Артур Монгал. По его мнению, с любой точки зрения некорректно, если храмом, построенным на собранные всей республикой деньги, будет безраздельно владеть и распоряжаться исключительно по своему усмотрению одна организация.

«При всем глубоком уважении к ее представителям, я лично не считаю это справедливым по отношению к тысячам верующих, – заявил вице-премьер. – Если в свое время по каким-то причинам было ликвидировано Управление Камбы-Ламы, то где гарантии, что «Объединение буддистов Тувы» также не ликвидируется? В конечном итоге, в чьих руках окажется исторический объект республики? Это должно волновать каждого. Наша задача – обеспечить полную прозрачность судьбы храма».

Артур Монгал также поддерживает необходимость пересмотра дела с учетом не только буквы принятого в 2010 году закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», но и пробелов, существующих в нем. По его мнению, нужно свести к минимуму все риски изменения профиля передаваемого культового имущества или перехода их в частные руки. Примеры подобной трансформации храмов независимо от их конфессиональной принадлежности не редкость, особенно после вывода из государственной собственности, против их коммерциализации вынуждены выступать даже сами священнослужители.

Наиболее оптимальным решением в министерство земельных и имущественных отношений Тувы считают передачу храма «Цеченлинг» в безвозмездное пользование Объединению буддистов, тем более, что он с 2004 года включен в список памятников истории и культуры, требующих особой охраны. Этот вариант видится выгодным и для самой религиозной организации – она сможет рассчитывать на помощь государства в достойном содержании здания, что на одни пожертвования делать сложно. Не случайно многие конфессии России не спешат принимать своих храмы в собственность из-за нехватки средств на их обслуживание.

В ведомстве убеждены, что то, в какой форме будет буддийская община владеть храмом – на правах собственника или на правах безвозмездного пользователя – никаким образом не влияет на характер ее деятельности. Различие между этими формами только одно – в случае передачи храма в собственность его владельцы приобретают право распоряжаться им как заблагорассудится, вплоть до продажи. Тогда как передача в безвозмездное пользование такого права не дает.

Однако, если организация продолжит настаивать на полной собственности, то власти республики в лице Минземимущества допускают и ее. Но как заявил Салим Кызыл-оол, его ведомство будет требовать дополнительных соглашений по выполнению охранных обязательств в отношении «Цеченлинга» как исторического и культурного памятника во избежание использования объекта не по назначению.

Главный буддийский храм Республики Тыва Цеченлинг в Кызыле

    • Адрес: Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, 2
    • Часы работы: пн-пт 09:00-18:00
    • Телефон: +7 (39422) 2-23-13
    • Сайт: huree.ru
    • Категория: Религиозные сооружения
    • Рейтинг:0
    • Особенности

      Расстояние от центра Кызыла до организации 1 км.

      Расположение на карте

      Отзывы

      Отзывов о компании Главный буддийский храм Республики Тыва Цеченлинг по указанному адресу пока еще нет.

      Государство и общество

      Каталог

      • Отдых и развлечения 9
        • – Аквапарки –
        • – Бильярд –
        • – Боулинг –
        • – Выставки (1)
        • – Дворцы и дома культуры –
        • – Дельфинарии, океанариумы –
        • – Зоны отдыха –
        • – Зоопарки –
        • – Кинотеатры –
        • – Музеи (2)
        • – Ночные клубы –
        • – Парки культуры и отдыха –
        • – Развлекательные центры –
        • – Рестораны, кафе, бары (6)
        • – Театры –
        • – Цирки –
        • – Школы танцев –
      • Магазины 30
        • – Гипермаркеты (1)
        • – Детские магазины –
        • – Книжные магазины –
        • – Компьютерные магазины (4)
        • – Магазины мебели (8)
        • – Магазины одежды и обуви (3)
        • – Магазины продуктов –
        • – Магазины ткани –
        • – Магазины хозтоваров –
        • – Магазины электроники (4)
        • – Музыкальные магазины –
        • – Парфюмерные магазины (1)
        • – Охотничьи и рыболовные магазины –
        • – Рынки (1)
        • – Спортивные магазины (3)
        • – Супермаркеты –
        • – Торговые центры (1)
        • – Ювелирные магазины (4)
        • – Цветочные магазины –
      • Красота и здоровье 8
        • – Аптеки (1)
        • – Больницы (4)
        • – Женские консультации –
        • – Клиники –
        • – Медицинские центры –
        • – Парикмахерские –
        • – Поликлиники –
        • – Родильные дома –
        • – Салоны красоты –
        • – Скорая помощь (1)
        • – Солярии –
        • – СПА-салоны –
        • – Стоматология (2)
        • – Травмпункты –
      • Услуги 22
        • – Аварийные службы –
        • – Ателье по пошиву одежды (1)
        • – Коммунальные службы (1)
        • – Ломбарды (1)
        • – Нотариальные услуги –
        • – Полиграфические услуги –
        • – Прачечные (1)
        • – Такси (11)
        • – Фотоуслуги (5)
        • – Химчистки (1)
        • – Юристы (1)
      • Спорт и фитнес 2
        • – Бани и сауны (1)
        • – Бассейны –
        • – Спортивные комплексы (1)
        • – Стадионы –
        • – Фитнес-клубы –
      • Авто 7
        • – Автозапчасти –
        • – Автомагазины –
        • – Автомойки (1)
        • – Автосалоны –
        • – Автосервисы, автотехцентры (4)
        • – Автостоянки, паркинги –
        • – Автошколы –
        • – АЗС –
        • – ГАИ, ГИБДД (1)
        • – МРЭО –
        • – Шиномонтаж (1)
      • Образование 2
        • – Библиотеки –
        • – Вузы –
        • – Детские сады (2)
        • – Школы –
      • Туризм 28
        • – Авиа- и ж/д билеты (15)
        • – Гостиницы (3)
        • – Хостелы –
        • – Дома отдыха –
        • – Оформление виз (2)
        • – Посольства, консульства –
        • – Туроператоры –
        • – Турфирмы (8)
      • Недвижимость и строительство 8
        • – Агентства недвижимости (2)
        • – Аренда квартир и офисов (1)
        • – Двери, дверные блоки (4)
        • – Окна (1)
        • – Строительные компании –
        • – Строительные магазины –
      • Финансы 181
        • – Банки (35)
        • – Банкоматы (145)
        • – Обмен валют (1)
      • Транспорт 1
        • – Автовокзалы –
        • – Аэропорты (1)
        • – Железнодорожные вокзалы –
        • – Речные и морские вокзалы –
      • Связь 36
        • – Интернет-кафе –
        • – Операторы сотовой связи (14)
        • – Почта, телеграф –
        • – Провайдеры (2)
        • – Салоны связи (20)
      • Домашние животные 3
        • – Ветпомощь на дому (1)
        • – Ветеринарные аптеки –
        • – Ветеринарные клиники (2)
        • – Зоосалоны, зоопарикмахерские –

      Отзывы

      Выражаем искреннюю благодарность коллективу компании «Окна Аттик . Читать весь отзыв

      Ужасно! Специалист, который там сидит вообще безграмотный, никак . Читать весь отзыв

      Не оплачивают выполненные услуги. У компании уже было 6 с . Читать весь отзыв

      Старая проверенная фирма с отличным сервисом,быстрой доставкой з . Читать весь отзыв

      Когда будет порядок ? Почему не решается проблема по ул. Зеленая . Читать весь отзыв

      Ссылка на основную публикацию