Храм Камасутры в Кхаджурахо в Индии, фото и описание

7 индийских храмов секса и любви

  • Сцены cекса на стенах храмов в Индии

    7 индийских храмов любви и секса

    Куда ни глянь, всюду секс

    Индия — сакральная страна чудес, полная загадок. Загадок духовных и телесных. Со всего мира сюда, в древние храмы, едут миллионы людей за ответами. Но некоторые из них порождают больше вопросов, чем ответов. Особенно индийские храмы секса и любви.

    Первые европейцы, увидев сцены секса на стенах индийских храмов, были изрядно шокированы

    Сцены cекса на стенах храмов в Индии

    Тысячи людей стекаются в Индию, чтобы увидеть так называемые храмы секса и любви. Эти невероятные религиозные индийские сооружения потрясают своей красотой и эротическими сюжетами на стенах. Искусные барельефы и скульптуры из камня изображают богов, обычных людей и животных в весьма пикантных ситуациях. Именно откровенные сцены сексуального характера заставляют туристов застывать в изумлении, а некоторых буквально повергают в шок. Ведь этим храмовым эротическим скульптурам сотни и сотни лет! Почему же в местах поклонения богам так много секса? И зачем нужна интимная архитектура Индии?

    Архитектурный гимн сексу в Индии

    По одной версии, древние индийцы придавали одинаковую значимость и телесным, и духовным началам. Никаких табу в отношении секса не существовало. Более того, искусству любви специально обучали: вспомните знаменитую «Камасутру» , которую начали писать еще в IV в. до н.э. Но было и четкое понимание того, какое место в жизни человека должен занимать секс. Индийские храмы — четкое тому подтверждение. Все картины похоти изображены только снаружи храмов на низших уровнях стен, чтобы каждый молящийся мог очиститься от низменных чувств и научиться их контролировать.

    Интимная архитектура Индии воспевают любовь во всех ее проявлениях

    ТОП-7 индийских храмов любви и секса

    Индийских храмов, иллюстрирующих секс древних, конечно же, намного больше. Мы отобрали лишь семь самых-самых.

    Гоматешвара — самая высокая в мире статуя из монолита (18 м)

    Кхаджурахо — самый знаменитый храм

    Этот знаменитый символ храмовой эротической скульптуры древней Индии прекрасно сохранился. С 1986 года комплекс из 20 сохранившихся храмов в городке Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш) охраняется ЮНЕСКО. Все они посвящены богам вайшнавизма , джайнизма , шиваизма и были построены в период с 950-го по 1100-й годы.

    Секс без табу в древних индийских храмах

    Эротические образы встречаются на фризах и барельефах фасадов храмов. Чаще всего это сурасундари — пышнотелые красотки, олицетворяющие небесную женскую красоту. Но также встречаются сцены гомосексуального характера. Примечательно, что секс представлен только с одной целью из трех возможных в индийской философии — с целью удовольствия. О просвещении и продолжении рода речь не идет. По подсчетам индологов, эротизма в этих барельефах не так много. От общего количества скульптур откровенно сексуальных всего лишь 2-3%. Зато каких!

    Кхаджурахо — родина «Камасутры»

    Храм Солнца — самый непристойный

    Это потрясающее творение индийского зодчества XIII века в Конарке (штат Орисса) посвящено богу Солнца и выглядит как колесница невероятных размеров с колесами и колоннами. Храм с эротическими фигурками расположен недалеко от океана, и, к сожалению, не дошел до современников в первоначальном виде.

    Индийский храм секса и любви в Конарке построен в честь Солнца

    Главная башня высотой 60 метров покоится в руинах. Зато основная часть каменных скульптур и барельефов дожили до наших дней. Большинство посвящены теме самых откровенных плотских утех. В свое время британцы посчитали их непристойными. А археологи до сих пор уверены в их сакральности.

    Секс в этом храме посвящали Солнцу. Намного лучше жертвоприношений

    В наши дни в храме Солнца кипит жизнь. Помимо паломников, сюда ежегодно приезжают люди на фестиваль классического индийского танца.

    Борамдео — самый поэтичный

    Из-за множества непристойных скульптур на стенах этот комплекс из четырех храмов в штате Чаттисгарх часто сравнивают с Кхаджурахо. Их красота настолько совершенна, что их еще называют «сверкающей поэзией в камне». Храмы посвящены Шиве и построены царями Нагванши из камня и кирпича. Многие сцены секса на стенах этих индийских храмов отражают позы «Камасутры». Например, в храме Мадха Махал их 54.

    Индийский храм Борамдео построен в период процветания тантризма и оккультизма

    Трипурантака — самый искусный

    Этот храм, возведенный в 1070 году н.э. в штате Карнатака, сейчас находится в полуразрушенном состоянии, но по-прежнему славится своей перфорированной резьбой по камню. Стены, окна, потолки, экраны — все пестрит миниатюрными фигурками мифических животных и людей, занимающихся изощренным сексом.

    Тысячу лет назад секс не был под прицелом пуритан

    Храм Солнца — самый разрушенный

    Ценителям архитектуры индийских храмов обязательно стоит взглянуть на Храм Солнца в Гуджарате. Он построен в XI веке на берегу реки и на протяжении столетий подвергался то разграблениям, то эррозии. Но уникальные элементы резьбы по камню сохранились. Наряду с бытовыми сюжетами из жизни богов и людей, на стенах храма встречаются фрагменты сексуальной жизни той эпохи — чистой и не подверженной строгой морали.

    В древнем индийском храме Солнца секс символизирует плодородие

    Маркандешвар — самый демонический

    По легенде этот храм бога Шивы построили на берегу реки злые силы всего за одну ночь. Паломники посещают его и в наши дни, считая это место святым. Впрочем, большинству туристов этот индийский храм не очень известен. Сложная искусная резьба по камню отличает его от других религиозных сооружений. Помимо привычных житейских сцен, сексу также отведено немало сюжетов на стенах.

    По преданию, храм Маркандешвар построен за ночь злыми силами

    Вирупакша — самый древний

    Расположенный в Хампи (штат Карнатака) храм Шивы также относится к объектам наследия ЮНЕСКО. Он построен в VII веке на обширной территории у реки Тунгабхадра, состоит из множества частей. Несмотря на разрушения, Вирупакша и сейчас привлекает многочисленных паломников и туристов. Особенно в начале декабря, когда здесь проводится свадебный фестиваль Вирупакши и Пампы. Любовь телесная воспринималась древними иначе, и вполне понятно, что декор этого индийского храма также не лишен сцен плотских утех.

    Эротические сценки на стенах храма привлекают в Хампи множество туристов

    Куда ни глянь, всюду секс

    Индийцы искренне верили, что эротика на стенах способствует отречению от низменных побуждений. Поэтому скульптуры влюбленных, занимающиеся сексом, можно встретить во многих других индийских храмах. Советуем посетить:

    • древний храм Нанды Деви в Альморе (штат Уттаракханд)
    • храм Лингараджа и Бхубанешваре, (штат Орисса)
    • джайнский храм секса Осиан Джайн, (штат Раджастхан)
    • Джагдиш Мандир, построенный в честь Вишну (штат Удайпур)
    • руины храмов Падавали, (штат Мадхья-Прадеш)
    • храм Кайласа, расположенный в пещерах Эллоры (штат Махараштра)
    • Ранакпур — храм из белого мрамора посвящен Адинате, (штат Раджастхан)

    Еще одна версия: секс изображали на стенах храмов для полового воспитания

    Сквозь века эти волнующие эротические образы, запечатленные в камне, помогают современникам лучше понять историю этой дивной, страстной страны. Интимная архитектура Индии будет волновать еще многие поколения землян.


    Эротические храмы в Каджурахо или камасутра в камне.

    То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
    Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
    Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
    Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

    Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
    В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
    В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
    Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – “чудесное место, именуемое Кхаджурахо”.

    К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
    Это надо видеть!

    По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
    «Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

    Одна из теорий индийской философии гласит: “Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него”.

    Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) – это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

    Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

    Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

    Или просто бытовых сцен

    В скульптурах запечатлели любовные игры богов

    Такие посетители присутствуют почти в каждом храме 🙂

    Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
    Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
    Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
    Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

    Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
    Объясняют – это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

    Внутри храма 11-го века Вишванатх

    А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

    “На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
    Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
    Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
    . Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки.”
    И. Ефремов “Лезвие бритвы” 1963 г.

    Читайте также:  Саксайуаман древняя крепость великих инков в Перу

    Дальше мы направились к восточной группе храмов. Больше всего запомнились храмы Паршванатх (Parsvanath Temple) Х века и Адинатх (Adinath Temple).

    Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

    Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple), самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
    Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
    Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

    А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации 🙂

    Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

    Сестра после насыщенного дня

    И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
    “Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!”

    Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
    Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
    Так что самый быстрый вариант – это самолет.
    Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
    Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило – богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого “милого человека”. Так что дальше ехали в тишине.
    ***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на “милые люди”, прижилось :))
    Но о людях расскажу отдельно 🙂

    Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
    Взяли люкс с выходом из номера в сад.
    Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
    Завтрак был включен, но не понравился.

    Рекомендую ресторан напротив отеля, который расположен на втором этаже. Стремная, впрочем, как и в большинстве мест обстановка. Но отличный повар. Очень дешево, очень вкусно, очень доброжелательный персонал.

    Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
    Она открыта для посещения от рассвета до заката.
    Остальные группы можно посетить бесплатно.

    Каджурахо, Камасутра в камне

    Каджурахо – небольшой городок в Индии, известный на весь мир своими уникальными храмами с эротическими рельефами на стенах.

    Если учесть, что местных жителей здесь всего три тысячи человек, то Каджурахо вполне можно было бы назвать затерянной среди лесов деревней. Однако туристический бизнес делает своё дело, и в этом изначально оторванном от цивилизации месте сегодня построен собственный аэропорт, отели и многочисленные рестораны.
    При этом значительная часть жителей Каджурахо может хотя бы немного изъясняться на нескольких европейских языках, а кое-кто и неплохо знает некоторые из них. Что, впрочем, неудивительно, ведь основной источник дохода для большей части населения городка так или иначе связан с обслуживанием туристов, приезжающих сюда посмотреть на храмы любви.

    К настоящему времени сохранилось чуть более двадцати таких храмов, построенных в одном архитектурном стиле и как бы представляющих единую композицию.

    Изначально таких храмов было целых 85. Их постройка проходила тысячу лет назад — в период с 950 по 1050 года. Из немногих дошедших до нас документов известно, что в то время правила династия Раджпутов Чанделла, при которой Каджурахо играл роль религиозного центра.

    Эти скудные сведения дополняются красивой легендой. Согласно ей, Лунный бог соблазнил Хемавати, прекрасную дочку брамина, когда она купалась ночью в реке.

    Когда у Хемавати родился сын, она была вынуждена покинуть отцовский дом, осуждаемая обществом и родными за ребёнка, рождённого вне брака. Но в глухих лесах центральной Индии ей удалось одной вырастить и воспитать мальчика, который был наполовину богом, наполовину человеком.

    Мудрость и сила отца позволили ему стать правителем, основавшим великую династию Чандела. И однажды ему явилась во сне, уже отошедшая в мир иной мать, умолявшая его построить храмы земной человеческой страсти.

    И, действительно, наряду с обычными для храмов изображениями богов, на стенах святилищ Каджурахо мы видим разнообразные эротические сцены.

    В результате даже в самой Индии отношение к храмам Каджурахо до сих пор остаётся довольно неоднозначным. Ряд радикальных религиозных деятелей даже требуют, чтобы эротические рельефы на их стенах были уничтожены.

    Однако ныне эти храмы находятся под охраной ЮНЕСКО. И их даже периодически реставрируют:

    А все путеводители по Индии зазывают туристов в Каджурахо, нередко называя тамошние храмы «святилищами кама-сутры».

    А туристы, в свою очередь, радостно фотографируют изображения поз, применение которых в реальной жизни потребует определённых акробатических навыков:

    И всё же, на самом деле, говорить, будто храмы Каджурахо прославляют плотские удовольствия – это во многом упрощённое и неверное понимание. Достаточно отметить, что все эротические сцены изображены только на внешних стенах храмов. И это как бы символизирует то, что человеку, пока его привлекают любовные утехи, нечего искать внутри святилища.

    Однако такая концепция и не является осуждением секса, ведь эротические рельефы тоже неотделимы от храмов.

    И перед нами мудрая философия древности, когда человеку нужно сначала познать земные радости. И только когда он насладится ими и почувствует их бренность, его сознание откроется для истинного познания вселенной и её

    Еще в начале позапрошлого века о Кхаджурахо (Каджурахо, Кхаджурао) никто не знал, кроме жителей окрестных деревень. Затерянные в джунглях храмы к своему величайшему удивлению обнаружил инженер британской армии в 1838 году. То, что открылось его взору не могло не удивить: прекрасные храмы, вся поверхность которых покрыта изображениями богов, людей и животных – всего населения вселенной – в самых невообразимых сексуальных позах “Кама-сутры”.

    С тех пор историки гадают, зачем были возведены эти “непристойные” храмы посреди совершенно пустынных и затерянных мест Центральной Индии. Кто-то говорит о влиянии тантры, кто-то трактует эротические изображения в эзотерическом ключе, кто-то усматривает во всем этом иносказательный смысл, кто-то проклинает “развратных язычиков”.

    Но вот они стоят – эти храмы, похожие на космические корабли пришельцев – выше всех домыслов и догадок. Со снисходительными улыбками взирают с них “пришельцы” из далекого прошлого.

    Снаружи храмы огромны, но внутри – для людей – в них совсем мало места. Может в этом ключ к разгадке их тайны.

    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камнеКхаджурахо: Кама-сутра в камне
    Кхаджурахо: Кама-сутра в камне

    Кхаджурахо: Кама-сутра в камне

    Храмы построены более 1000 лет назад. Легенды говорят, что создатели Каджурахо спустились с Луны. Хемавати, прекрасная дочка Брамина, была соблазнена богом Луны, когда купалась в реке ночью. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной Индии, где она стала и матерью, и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чандела. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

    По храмам бегает куча обезьян. Чтобы они не слишком докучали туристам, специальные служители гоняют обезьян длинными палками. Но те лишь перебегают с одного места на другое.

    На внешних стенах храмов изображены картины секса. Изображения выглядят довольно откровенными и даже неприличными. Считается, что если, увидев их, человек развернется и сбежит, он никогда не сможет достигнуть божества внутри (внутри храма сексуальных сцен нет). Внутри храма – образ Бога, а снаружи – изображения, картины секса, страсти, совокупления.

    Смешение религиозного и эротичного в архитектуре храмов наводит на мысль о принадлежности Каджурахо к учению Тантры. В Тантре отношение к сексу священное – как к молитве и медитации.

    Основная тема храмов Каджурахо – женщина. Вот она пишет письмо, играет с ребенком, накладывает краску для век, страстно танцует, занимается любовью .

    Женщина – невинная, кокетливая, улыбающаяся – бесконечно соблазнительная и прекрасная.

    Среди сексуальных изображений встречаются фрагменты зоофилии.

    Статуи изобилуют деталями, четко очерчены, вылеплены с совершенным мастерством, но лица их ничего не выражают.

    Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия. Храмы и их скульптуры до сих пор вызывают споры о том, зачем были изображены сексуальные картины на внешних стенах храма и каково их назначение.

    Изображения женщин и мужчин в любовных позах находятся только на внешней стороне храма. Внутри их нет, там нет даже статуй Бога. Этому есть такое объяснение: только когда вы пройдете насквозь вашу сексуальнось с полной осознанностью, все ее стадии, все измерения, только когда вы дойдете до точки, в которой секс уже больше не имеет значения для вас. Только тогда вы войдете в храм. В противоположном случае вы снаружи храма, ваш интерес там.

    В то же время, внутренние скульптуры, как я заметил, затёрты туристами в соответствующих местах:

    Как и везде, среди туристов преобладают сами индийцы.

    Приучают своих детей к культуре там сызмальства.

    Межхрамовая территория любви дополняет скульптуры красивейшей растительностью.

    Самые огромные кактусы, которые я видел, растут в Каджурахо.

    На храмовой территории имеется вооруженная охрана.

    Каджурахо (Khajuraho), небольшой город в штате Мадхья-Прадеш.
    название городу дали финиковые пальмы (каджур), в зарослях которых в течении столетий была скрыта жемчужина мировой архитектуры — храмовый комплекс Каджурахо.

    Кухня региона славится своими сладкими и пряными десертами. Лучшим рестораном города считается Green view Restaurant, интерьеры которого выдержаны в красном и зеленом цвете. Ресторан находиться в районе Западной группы храмов.

    Ресторан Paradise — маленький, но уютный предлагает вкусные и недорогие блюда, особенно хороши здесь блинчики с манго. Отличный ресторан индийской кухни с прекрасным обзором Западной группы храмов — Blue Sky. Настоящий индийский кофе можно попить в Madras Coffee House (через дорогу от Западной группы храмов) или в Raja Cafe, принадлежащий двум сестрам швейцаркам (кухня там тоже швейцарская). Для сторонников вегетарианского питания подойдет Agrawal Veg Restaurant
    .

    Географически весь храмовый комплекс делится на три части. В самой крупной Западной группе храмов находится храм Lakhmana — старейший и самый известный храм, названный в честь правителя, его построившего; храм Devi Jagdamba, посвященный богине Деви; храм Chitragupta, посвященный богу Солнца, обращенный навстречу восходящему солнцу; храм Matanageswara, посвященный Шиве и украшенный 2-х метровым лингамом.

    В Восточную группу храмов входят: храм Parsvanath, отличающийся утонченной изысканной резьбой, в которой прописаны мельчайшие детали; джайнистский храм Ghantai; старейший из храмов комплекса — храм Brahma, построенный из гранита и песчаника и посвященный Вишну.

    В Южной группе храмов находятся храм Dulhadev, прославляющий лингам Шивы и храм Chattarbhuj — единственный храм комплекса в котором нет эротических скульптур.

    В непосредственной близости от храмового комплекса находится Археологический музей (время работы с 9-00 до 17-00), в музей можно пройти по билету Западной группы храмов. Помимо храмов стоит посмотреть ежевечернее лазерно-музыкальное шоу, посвященное храмам и их истории. Стоимость мероприятия 90 рупий.

    В окрестностях Каджурахо можно посетить Национальный парк Бандхавгарх, в котором, говорят, проживает множество тигров; прогуляться по 22-х километровой тропе Ken Nature Trail, проложенной в джунглях; съездить в форт Ajaygarh — находящуюся на высоте 688 метров над уровнем моря бывшую столицу одного из индийских княжеств
    .
    в марте в городке проходит ежегодный фестиваль танца.

    uritsk

    Страница путешественника

    Кхаджурахо – совсем небольшой городок в Центральной Индии с населением около 25 тысяч человек, расположенный в 620 километрах к юго-востоку от Дели. Как и Орчха (о котором я писал в прошлом посте), Кхаджурахо имеет богатую историю – в IX-XIII веках, ещё в домогольский период, этот ныне провинциальный городок был столицей государства Чандела. Клан местных правителей был родственен раджпутам, но его расцвет был на несколько столетий ранее (примерно на 500-600 лет). В период своего расцвета правители Чандела обладали единоличной властью на значительных территориях Центральной Индии и успешно противостояли как другим индийским кланам, так и мусульманским нашествиям, а город Кхаджурахо был их столицей, крупным культурным и религиозным центром. Во времена расцвета династии Чандела, в Кхаджурахо было 85 храмов, до наших дней сохранилось 25. Они датируются IX-X веками (более 1000 лет!) и удивительно сохранились до наших дней – от мусульманских набегов, войн и неизбежных разрушений их спасло местоположение: после заката династии Чандела в XIII веке храмы пришли в запустение и вскоре оказались окружены разросшимися непроходимыми джунглями. Так они и простояли в густом лесу 700 лет пока в 1838 году не были заново “открыты” экспедицией капитана Т. Берта, представителя Бенгальского инженерного корпуса. Храмы образуют три группы – Западную (самую значимую), а также Восточную и Южную. Храмы Кхаджурахо, помимо их древности, знамениты своими уникальными скульптурными композициями – на стенах изображены боги, гуру, животные, музыканты, эпизоды из жизни, и конечно знаменитые эротические сцены Камасутры. Эротических скульптур здесь – лишь около 2-3% от общего количества всех скульптурных изображений, но именно они являются визитной карточкой храмов Кхаджурахо и именно они привлекают сюда тысячи туристов со всего света.

    1000-летние храмы Кхаджурахо включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, это уникальный памятник истории и культуры. Мы посмотрим сначала Западную, а затем – Восточную группу храмов. Фотографии же скульптур я приведу ближе к концу поста, примерно с 40-й по 50-ю фотографии – чтобы те, кто читает этот пост в компании детей, успели к этому времени отправить их погулять или поиграть. А у оставшихся у экрана взрослых будет уникальная возможность воспользоваться 1000-летним опытом индусов и почерпнуть для себя что-нибудь новенькое. :)))

    1. Итак, 1000-летние храмы Кхаджурахо. Западная группа, расположенная в огромном зелёном парке. Тут можно гулять часами. Особенно красиво храмы смотрятся в закатном освещении – когда солнце начинает клониться к горизонту, храмы в его лучах становятся как будто золотыми. Давайте полюбуемся!

    11. Из всех храмов Западной группы экскурсоводы особо выделяют два – храм Лакшмана.

    12. . И храм Кандарья Махадева. Несмотря на внушительные размеры, они очень легки, изящны и гармоничны – это лучшие образцы классической индийской архитектуры IX-X веков. На стенах каждого из них около 1000 скульптурных композиций, включая знаменитые эротические сцены, столь популярные у туристов.

    13. Скульптурные композиции необычайно жизненны и гармоничны. И при этом не будем забывать, что этим храмам более 1000 (. ) лет.

    15. Вечереет. В вечерних лучах солнца храмы начинают отливать золотом.

    16. Внутри храма Лакшмана.

    17. И снова – великолепные храмы Кхаджурахо в закатном освещении.

    20. Храм Гармонии (Harmony Temple) – совсем новый: он XIX века, по сравнению с другими 1000-летними храмами Западной группы можно сказать “новодел”.

    21. Священная корова.

    22. Теперь переместимся в другую часть городка и посмотрим храмы Восточной группы. По сравнению с Западной, эта группа совсем небольшая. Зато эти храмы находятся на территории действующего джайнистского монастыря. Джайнизм – это ещё одна религия Индии, менее распространённая, чем индуизм, но также очень древняя. Если храмы Западной группы – индуистские, то храмы Восточной группы – джайнистские.

    23. Действующий комплекс джайнистского монастыря.

    26. На территории монастыря находятся два древних 1000-летних храма – Паршванатха и Адинатха. Эти древние храмы очень необычно сочетаются с более новыми монастырскими постройками.

    Теперь перейдём к скульптурным группам и рассмотрим их поближе. До откровенных эротических сцен ещё примерно 10 фотографий, а пока напишу, что все скульптурные композиции храмов Кхаджурахо можно разделить на пять групп:
    1) скульптуры божества, которому посвящён храм (это более крупные скульптуры, выполненные по всем религиозным канонам);
    2) скульптуры спутников божеств;
    3) полубоги и полудухи
    4) светские образы (включая сцены домашнего быта, танцы, музыку и те самые эротические сцены, к просмотру которых мы неумолимо приближаемся :))
    5) скульптуры животных, характерных для Древней Индии.

    29. Итак, давайте рассмотрим скульптурные композиции храмов Кхаджурахо чуть подробнее.

    30. Чувственная пара.

    31. Ганеша – “бог-слон”.

    32. Бородатый гуру.

    33. Ещё один гуру, перед которым танцует девушка.

    34. Караван верблюдов.

    38. Древнеиндийская девушка красит ресницы.

    Прежде, чем перейти к показу эротических скульптур, напомню, что по индуистской философии секс имеет три цели – продолжение рода, удовлетворение и просвещение, а древнеиндийский трактат Камасутра охватывает не только собственно 64 позы (называя их “искусствами”), но и философский подход к духовной любви, значению вообще любви в жизни человека, учит обращению с девушками, касается вопросов семейной жизни. Сопровождавший меня индус на вопрос, каков смысл этих эротических скульптур на храмах, ответил, что основная цель – это просвещение простых людей для создания семей и продолжения рода. Ведь именно храмы в древности являлись основным и подчас единственным источником просвещения и информации.

    39. Наконец – самое интересное! Детей нет у экранов? Взрослые морально готовы? Тогда – поехали! :))

    40. В этой и последующих фотографиях мне даже неловко что-то комментировать, но кое-где что-нибудь всё-таки напишу. :))

    41. Скульптурная пара справа – ласка уже ПОСЛЕ. Символизирует секс не только как продолжение рода, но и как удовольствие.

    43. Разные хитрые позы. Часто групповые.

    49. Ну. ЭТО я просто не могу не прокомментировать – как рассказал гид, смысл следующий: “В дальних и опасных походах воины подчас годами могут не видеть своей любимой жены. Зато у каждого воина есть верный конь, который помогает не только в бою, но в походах и жену заменяет”. Что тут сказать – Восток дело тонкое. Но главное, что судя по выражению лица, конь тоже доволен. :))

    50. Ещё пара красивых скульптур.

    Удивительно сохранившиеся 1000-летние храмы Кхаджурахо – лёгкие, красивые, изящные – оставили очень сильные впечатления. А эротические скульптурные группы на их стенах – безусловно самые необычные скульптуры, которые мне когда-либо доводилось видеть! :))

    Каджурахо

    24° 50.5088 ′N , 79° 55.4920 ′E
    24.84181N, 79.92487E
    24°50′30.53″N, 79°55′29.52″E

    28 материалов по 16 объектам, 1 201 фотография

    • Карта
    • Заметки 26
    • Фотографии 1 201

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Каджурахо.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне

    24° 51.1851 ′N , 79° 55.2289 ′E
    24.85309N, 79.92048E
    24°51′11.11″N, 79°55′13.73″E

    Много лет назад я случайно узнал о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они мне казались скорее сказкой, чем реальностью. В те времена я даже подумать не мог, что мне доведется увидеть их собственными глазами…

    Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

    Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.

    О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.

    Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.

    Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.

    Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.

    Храмы камасутры в Кхаджурахо

    Кхаджурахо — Агра : день шестой

    Утром берем тук-тук и едем к ближайшему — восточному храмовому комплексу. Вход 250 рупий. Но территория очень прибранная, храмы реставрируются и в хорошем состоянии. Прогуливаемся по территории и выискиваем эротические миниатюры. Вот некоторые из них:

    Вообщем еще в те времена народ индийский знал толк в хорошем и разнообразном трахе. Преобладают позы сзади и групповые соития.
    Сами храмы чем-то напоминают по форме Ангкор Ват в Камбодже или храмы в Таиланде:

    Территория как уже говорил, несколько напоминает английские парки — по стриженным кустарникам и хорошему ухоженному газону. Для осмотра храмов имейте часа 2. Фрески часто повторяются, поэтому не удивляйтесь, если обнаружите повторы от храма к храму. Внутри храма площадка для храмовых танцев и комната с алтарем. Не знаю, что было в комнате, но на площадке точно танцевали — так падает свет, что будет хорошо видно танцовщицу. Думаю, что жрицы храма были в шоколаде.

    Западный храмовый комплекс не так интересен и представлен лишь одним храмом, зато в новострое (относительно конечно я пишу про новострой) присутствуют адепты камасутры — женщины, которые поклоняются богу с огромным оголенным членом. Для начала поклонницы божества поют ужасными голосами молитву, посвящая ее какой-то Калли (вспомнил сразу же одну из серий про Индиану Джонса и камни), а потом трескают рис и овощами за обе щёки

    Осмотрев храмы и затратив на это час 3 мы попали под сильнейший ливень и поблагодарили небеса, что не пролил эти тонны воды на нас утром.
    Нам предстоял путь в Агру. Для этого нам надо было доехать на такси до ж д станции Jhansi. В этот раз нам подали новенькую Тойоту, слегка похожую на Лексус RX серии. Поездка ничем особенным не запомнилась. Разве что тем, что сначала водитель объезжал каждую ямку на дороге, а потом поняв, что опаздывает привезти нас к поезду втопил и уже несся не разбирая дороги.
    Это путешествие до Агры мы совершили как раз на электричке в общем вагоне, о котором я уже писал в предыдущей статье. Замечательно то, что электричка двигалась с большой скоростью и совсем не стояла на светофорах.

    В Агре я заранее забронировал отель, но когда мы приехали на место — оказалось, что в этот отель приехала группа и мест нет. Хозяин договорился со своим знакомым и нас бесплатно доставили в другой гестхаус, прямо рядом с западными воротами — входом в Тадж-Махал.
    Я могу рекомендовать его: расположение очень удачное: Hotel Sidhartha, Gate Tajmahal, Agra-1 web: http://www.hotelsidhartha.com

    Ну, надо съездить поужинать. Спрашиваем надоедливого тук-тукера и он привозит в правильное место: ресторан Indiana, где я сталкиваюсь с форумчанином mini, который путешествует по Индии уже месяц. Тесен мир.
    Утром был ТаджМахал — одно из чудес света. С погодой нам не повезло. Утренний рассвет был скрыт облаками, но все равно красота ТаджМахала превалировала над общей скудностью города Агра.

    Надо же, какие чувства испытывал магараджа к своей жене, что уподобился построить такую великолепную усыпальницу. А вот себе мавзолей он построить не успел — то ли бюджет лопнул так как случился дефолт или просто магараджа скоропостижно скончался, но факт остается фактом — усыпальница на другом берегу реки представлена в виде не завешенного фундамента и одной башенки. Поэтому в чреве Тадж-Махала стоит две гробницы. Муж почивает рядом со своей супругой и это правильно — чего через речку бегать…

    Совершенно не хотелось уподобляться тем тысячам фотографов, что тиражируют одни и те же снимки Тадж Махала с одного и того же ракурса, поэтому прогулявшись по территории комплекса мы пошли в отель, сдали номера и поехали на вокзал, чтобы к вечеру приехать в Дели, откуда на завтра у нас были куплены билеты в Гоа.

    А это видео из Агры. Поехали в интернет кафе, так как в нашем отеле вайфая не было — надо было бронь билетов распечатать. Вы знаете, что без распечатки авиабилета вас на порог аэропорта не пустят ?

    Читайте также:  Ахенский собор в Германии, описание и фото
  • Ссылка на основную публикацию