Храм Светицховели Мцхета, кафедральный собор

Мцхета: собор Светицховели

Православный кафедральный собор Светицховели, а в официальных источниках «Храм имени двенадцати Апостолов», расположен в центре грузинского города Мцхеты. Монументальное сооружение гордо возвышается на фоне окружающих гор. Недалеко от него на холме стоит монастырь Джвари.

Самый известный и крупный архитектурный памятник города возведен в 11 веке. Это второй по величине и главный православный собор страны. Народное имя его переводится с грузинского языка как «чудотворный столп».

Церковь в Мцхете хранит несколько православных святынь: ризу Иисуса Христа, одежду пророка Илии, частицу мощей апостола Андрея Первозванного, купель царя Мириана и захоронения знатных особ. В 1994 году грузинский храм был признан памятником общемирового значения. Сегодня Светицховели —резиденция архиепископа Мцхетского и Тбилисского.

Возведение и перестройка церкви

Христианский религиозный центр страны в 4 веке был всего лишь деревянной церковью. Ее построил царь Мириан III, принявший в то время православие. Светицховели стал первым православным храмом страны. Но позже церковь была разрушена при нападении вражеских войск.

В 5 веке Вахтанг I построил вместо нее базилику. А в 11 веке католикос Грузии Мелкиседек I выстроил на ее месте храм, который мы и можем видеть сегодня. Некоторые части древнего сооружения были использованы при новом строительстве, так старые столпы оказались внутри стоящих сейчас. В начале 19 века, когда в Мцхете ждали визита императора Николая, храмовые фрески вместо реставрации были забелены, чтобы не показывать их обветшавшее состояние. Позже собор был заново расписан российскими художниками. Впечатляет, что божий храм устоял и во время землетрясения и в трудные годы советской власти (в это время он был закрыт).

Архитектура и внутреннее убранство

Собор Светицховели создан в стиле средневековья. Крестовокупольный четырёхстолпный храм в Мцхете строился 19 лет под контролем зодчего Арсакидзе, об этом свидетельствуют слова на фасаде. Высота здания 54 метра. Оно представляет собой прямоугольник, ориентированный с запада на восток. Церковь возводили прямо на фундаменте древней базилики.

Сегодня в собор ведут деревянные двери, с фигурами 12-ти апостолов и рисунком ангелов, ставящих Столб. Войдя в храм, вы увидите множество колонн по обе стороны. Внутреннее убранство поражает своим великолепием, даже на фото видны множество фресок и икон. Старые росписи сохранилось, начиная лишь с 16 века. Любопытными являются фрески 17 века под куполом. Многие иконы всего лишь копии, а оригиналы находятся в национальных музеях страны.

Важно! Если вы собрались на экскурсию в «Собор 12-ти апостолов» не забудьте о дресскоде. Для тех, кто забыл надеть подходящую одежду, у входа стоит корзина с накидками.

За церковным иконостасом можно увидеть одеяние пророка Илии. В правом приделе собора хранится частица мощей святого Андрея Первозванного, апостола, который проповедовал здесь в I веке. В левой части расположен колодец, где можно испить или набрать с собой святой водицы.

От центрального входа справа — купель, в которой крестился когда-то великий царь Мириан. Она и сегодня используется при крещении. Недалеко от нее, в южной части здания стоит каменная часовня 14 века, копия Гроба Господня в Иерусалиме. В центре возвышается высокий купол с фресками.

Обычно христианские церкви в Грузии тёмные, а Светицховели внутри всегда заполнен светом, проникающим через небольшие боковые окна и главный купол. Интерес представляет также необычное астрологическое устройство храма. Внутренние сооружения образуют фигуру креста, а расположение внешних построек собора, повторяет устройство Солнечной системы.

Столп

Акцентом собора является Животворящий Столп. Он расположен под аркой, а над ним возведена каменная сень. Стены ее украшены средневековыми фресками 17 века. Рисунки рассказывают про Хитон Господень и Столп. На северной стороне есть дверь, ведущая к месту мироточения (сегодня миры уже нет). Одна из фресок особенно занимательна: на ней изображено что-то похожее на инопланетные тарелки или медузы, внутри них можно разглядеть лица. Фото этих необычных изображений часто встречаются, когда рассказывается о мцхетском Чудотворном Столпе.

Захоронения

В пол собора вмурованы надгробные плиты, говорящие о том, что здесь захоронены знатные и царские особы. Светицховели долгое время был метом коронации царских особ известной династии Багратионов и их семейным склепом. Большая часть захоронений сохранились и сегодня.

Стена

Обитель защищает кирпично-каменная стена. На юге ее находятся ворота, на западе —звонница и врата 11 века. На юго-востоке расположен дворец католикоса Антона II, сейчас он представляет собой музей Истории и этнографии. Есть здесь и действующий монастырь, на храмовой территории расположены монастырские кельи.

Реставрации

В 1965 году завершилась основная реставрация кафедрального собора и ему был возвращён первозданный вид. В это же время при раскопках на его территории были обнаружены останки католикоса Мелкиседека. При реставрации 1970-х годов археологами была найдена часть древней базилики, сегодня каменные головы быков из нее украшают центральные ворота.

Церковь в литературе и народных преданиях

Храм упоминается в произведении известного грузинского писателя Константина Гамсахурдия. Роман «Десница великого мастера» рассказывает о строительстве церкви, истории Грузии и распространении христианства в стране.

Легенда об имени храма

Раввин Элиоз, живший в этих краях в I веке, присутствовал при распятии Иисуса Христа. После казни он купил у воинов частицу одеяния (Хитона) Господа и приехал с ним в Грузию. Мужчина отдал святыню сестре Сидонии. Девушка прижала христову одежду к груди и упала мертвая. Ткань не смогли вырвать у нее из рук и захоронили вместе с Сидонией.

Через некоторое время на могиле в саду вырос кедр, обладающий целебными свойствами. Позже, когда царь Мириан ІІІ постановил построить здесь церковь, кедр срубили и сделали из него 7 столбов для храма. Пень же на месте дерева начал мироточить. Люди и сейчас верят, то Столп помогает изгнать болезни, поэтому его прозвали животворящим и часто приходят сюда с молитвами. Чудодейственному Столпу и священному Хитону Господню в Грузии посвящен один из самых важных христианских праздников страны. Празднуется он 2 раза в году: летом и осенью.

Легенда о зодчем

Зодчий храма Арсукидз был из семьи бедняков. Когда строительство собора Светицховели было закончено, мастеру отрубили руку. Говорят, его оклеветали завистники. Хотя другая версия гласит, что отрезать руку зодчему повелел царь, чтобы он не смог создать больше ничего похожего. На фасаде храма и сейчас есть рисунок, рассказывающий об этом событии и надпись, призывающая помянуть мастера.

Как добраться до Светицховели

Из Тбилиси в город Мцхете ходит маршрутное такси.

Спрака! Общественный транспорт отъезжает от станции метро Дидубе. Расстояние от столицы до города Мцхете составляет всего 20 км (полчаса пути). Автобус останавливается неподалеку от достопримечательности. Церковь найти легко — она видна издалека.

Оказавшись однажды в Тбилиси, обязательно посетите главную достопримечательность древней столицы страны, город Мцхете. Его знаменитый собор действительно заслуживает внимания, он окутан множеством легенд и преданий, является хранителем известных православных святынь. Собор Светицховели в Мцхете— священное и очень почитаемое место для грузин. Ежегодно сюда приезжают паломники со всего мира, чтобы прикоснуться к священным реликвиям и увидеть это великое сооружение древней архитектуры. В храме всегда шумно, потому что всюду много туристов и организованных экскурсионных групп.

Кафедральный собор Светицховели

Мцхета: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Мцхеты
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (11)
    • Храмы, соборы, мечети (7)
    • Рестораны и кафе (1)
  • Забронировать отель в Мцхете
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Мцхеты
  • Советы о Мцхете

Маршрутное таксиТбилиси (от ст. м. «Дидубе») – Мцхета.

Собор Светицховели находится в грузинском городе Мцхета, расстояние от Тбилиси составляет примерно 25 км. Храм, построенный в XI веке, восхищает своей величественностью и красотой, внутри сохранились фрески с XVI века. Собор имеет богатую историю, полную преданий и необъяснимых загадок, он занимает почетное место среди православных храмов страны. Неподалеку от собора на горе расположилась еще одна древняя христианская постройка — монастырь Джвари.

История

Первоначально в этом месте была возведена деревянная церковь, ставшая первым христианским храмом в стране. Построить ее повелел царь Иберии Мириан III, принявший христианство. Для его крещения была сооружена купель, рядом построили и деревянный храм. Купель, кстати, сохранилась до наших дней. Выбор именно этого места для крещения царя и возведения храма был неслучаен, он связан с великой святыней — хитоном Христа. По преданию, после распятия Христа элемент его одеяния — хитон оказался у мцхетского еврея Элиоза, который привез его в Грузию.

Он отдал хитон своей сестре Сидонии, которая признавала Христа Миссией. Взяв его в руки, Сидония, пораженная жестоким убийством Христа, тут же умерла. Она так крепко держала его, что и после смерти не могли забрать хитон из ее рук. В связи с этим пришлось похоронить ее вместе с хитоном. Со временем на ее могиле вырос кедр, которому местные приписывали целебные свойства. Были очевидцы, которые утверждали, что больные животные, поев хвою дерева, выздоравливали.

В IV веке в Грузию пришла святая равноапостольная Нина, проповедующая христианство. Вдохновившись ее речами, Мириан решил принять христианство. Святая Нина попросила царя возвести храм на месте могилы Сидонии. Для строительства использовался стоящий рядом кедр — из него вырубили колонны для храма, однако один столп не удалось сдвинуть с места. Позднее он необъяснимым образом сам переместился к месту захоронения хитона. Более того, он начал мироточить, в связи с чем его стали называть Светицховели, то есть Животворящим столпом. Впоследствии это название закрепилось и за храмом.

Уже в V веке церковь была разрушена вследствие нападения врагов, на ее месте царь Вахтанг I построил каменную базилику во имя Двенадцати апостолов. Со временем она обветшала, в XI на ее месте был построен собор, с незначительными преобразованиями сохранившийся до наших дней. При его строительстве частично использовались материалы предыдущего храма. Инициатором возведения был святитель Мельхиседек, архитектором — Арсукидзе, имя его увековечено на фасаде здания.

Создателя такого архитектурного шедевра ждала довольно печальная участь — ему отрубили правую руку. По одной версии, его оклеветал учитель, которого Арсукидзе превзошел талантом, по другой, царь не хотел, чтобы архитектор создал другую постройку, способную сравниться по красоте со Светицховели. Конечно, за долгую историю своего существования храм подвергался разрушениям, связанным с нападениями вражеских армий и природными катаклизмами. Однако он сохранил тот первоначальный вид, который поражал людей того времени и восхищает современных посетителей.

Архитектура и внутреннее убранство

Собор Двенадцати апостолов (Светицховели) — крестово-купольное сооружение, по форме оно представляет собой прямоугольник, вытянутый с запада на восток. Собор имеет один барабан, увенчанный конической главой. Фасад сооружения украшен орнаментами, которые поражают мастерством и тонкостью работы, высеченные из камня, они отнюдь не смотрятся тяжеловесно. По периметру храм окружен каменной стеной, некогда служившей для оборонительных целей. Стена имеет массивные входные врата, на одной из сторон стены находится звонница. На территории также расположен дворец католикоса Антона II, в котором сейчас работает историко-этнографический музей.

На входной двери в собор изображены апостолы и сцена с установлением ангелами Животворящего столпа. Внутри собора расположено несколько колонн, стены украшают фрески, часть из них сохранилась с XVI–XVII веков. В храме можно увидеть Животворящий столп, над которым выстроена каменная сень, расписанная фресками, их сюжеты рассказывают об истории хитона и столпа. Собор на протяжении долгого времени был местом коронации царей, а также их усыпальницей. И сегодня здесь находятся надгробные плиты, вмурованные в пол. Среди реликвий Светицховели помимо хитона — плащ святого пророка Илии, частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, список с Цилканской иконы Божией Матери.

Читайте также:  Готический собор Святого Вита в Пражском Граде

Как добраться

Доехать из Тбилиси до Мцхеты можно на маршрутных такси, они отправляются от автовокзала, расположенного рядом со станцией метро «Дидубе». Этот автовокзал обслуживает разные направления, чтобы не перепутать, лучше уточните, едет ли маршрутка до Мцхеты. Поездка обычно занимает 20–30 минут.

Удобнее, конечно, арендовать автомобиль и не зависеть от расписания маршруток. К примеру, можно воспользоваться услугами сервиса аренды Myrentacar.com, они предоставляют авто в аренду и в Грузии.

Также решить проблему трансфера можно, прибегнув к услугам такси. В Тбилиси работают приложения: Яндекс.Такси и такси «Максим».

Внутреннее убранство собора на панорамах Google Maps

Собор Светицховели: видео

СВЕТИЦХОВЕЛИ

Светицховели

Мцхетский патриарший кафедральный собор Светицховели (სვეტიცხოვლი, Животворящий Столп) во имя Двенадцати апостолов Мцхетской епархии, первый православный храм Грузии

  • Престол: Двенадцати апостолов
  • Адрес: Грузия, г. Мцхета
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города. Грандиозный храм высится над невысокой застройкой.

    Основание

    Предание Грузинской Церкви свидетельствует, что раввин Елеазар в I веке выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхету, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, услышав о распятии Спасителя, скончалась на месте со святыней в руках. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле святой Сидонии вырос большой кедр [1], который стал священным для жителей города, ему поклонялись как неведомому божеству.

    Когда равноапостольная Нина в IV веке принесла Благую Весть во Мцхету, древний кедр стоял в саду царского дворца. В первые месяцы пребывания в Грузии, святая Нина прожила у садовника этого дворца, и в видении ей было явлено что этот сад превратится через неё в сад возвеличения Бога.

    Когда равноапостольный царь Мириан принял решение креститься, он избрал свой сад местом первой церкви. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв святой Нины ствол кедра выросшего на святыне, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему приводили больных, и они исцелялись. У мироточивого столпа – названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели) происходили многочисленные чудеса и знамения и вскоре частицы древа распространились по всей стране [2]. Опасаясь, что столп будет таким образом разделен на части, царь с согласия епископа Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест – Животворящее Древо [3].

    В то же время столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили небольшую деревянную церковь Двенадцати апостолов. Источники называют её “Святая Святых” и указывают, что “никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы” [4]. Святой Мириан столь благоговел перед ней, что “не дерзал всегда прикасаться к дверям её,” для чего вскоре воздвиг другие храмы во Мцхете.

    Вид на храм Светицховели с горы Багинети. Фото Алексея Мухранова

    Дальнейшая история

    На века Светицховели стал центром церковной жизни Грузинской Церкви, усыпальницей царей и патриархов. В V веке благоверный царь Вахтанг Горгасали построил вместо прежней церкви каменную трехнефную базилику с выступающей апсидой. Когда этот храм сильно пострадал и обветшал, в начале XI века католикос Грузии святитель Мелхиседек решил построить новый большой храм. Для этого он заручился помощью как Грузинского царя так и Восточно-Римских императоров. Более величественный патриарший собор на месте прежнего был построен в 1010-1029 годах зодчим Арсуки(с)дзе [5], который не дожил до завершения работ. При строительстве были использованы некоторые части каменной базилики – таковыми были ее вытянутые стены, а также каменные бычьи головы, которые можно было видеть в храме и на начало XXI века. Про этот, как и многие другие мировые шедевры, рассказывают, что учитель, воспылав завистью к таланту своего ученика, отрубил ему десницу.

    В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню – возможно в подражание кувуклии Иерусалимского храма Воскресения. Тамерлан разрушил собор в конце XIV века, но в первой половине XV века царь Александр Великий восстановил храм по старому плану – были переложены части сводов и стен, заново возведен купол. Храм подвергся разграблению персами в начале XVII века, когда из его сокровищницы была унесена сохранявшаяся там часть Ризы Господней. Затем в соборе проводилось поновление в 1656 году, когда была надстроена верхняя часть барабана. В середине XVIII при католикосе Антонии I в Светицховели со всей страны свезли книги, образовавшие библиотеку в 7 тысяч томов. Около того же времени при соборе была основана певческая школа Католикосата.

    В XIX веке храм вновь подвергался перестройкам, были разобраны дополнительные помещения располагавшися вдоль северной и южной стен храма. Грузинский экзарх священномученик Владимир (Богоявленский) в конце века основал Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, а ремонтные работы на средства Святейшего Синода были начаты при экзархе Никоне (Софийском) в начале XX века.

    12 марта 1917 года в Светицховели состоялся Собор грузинского духовенства и мирян, на котором было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. С восстановлением автокефалии настолование католикосов-патриархов стало вновь совершаться здесь. В 1975 году, во время церковного праздника, в соборе был совершен теракт. На начало XXI века собор являлся вторым кафедральным собором Грузинской Церкви. 14 октября 2002 года в соборе было подписано конституционное соглашения между Грузинскими государством и Церковью. В 2011 году здесь совершалось мироварение.

    Светицховели. План.

    Архитектура, роспись

    Огромный крестовокупольный храм, украшенный многими рельефами, восходит к XI веку. Храм являет черты свойственные другим кафедральным соборам той эпохи церковного и политического объединения Грузии: большие размеры, вытянутые западный рукав и купольный барабан, динамичный ритм арок на фасадах, высокая техника резьбы.

    В плане – вытянутый четырёхугольник. Западная часть разделена на три нефа; в южном нефе встроена часовня. Над западной частью храма устроены хоры. Купол на барабане, с помощью парусов, несут 4 свободно стоящих столпа. Над частями боковых нефов, примыкающих к подкупольному пространству, возведены стены боковых рукавов планового креста, угловые межрукавные ячейки. Восточный рукав храма оканчивается апсидой. С запада к храму примыкают нартекс и притвор.

    Гармонии архитектурных объёмов памятника подчинён торжественный ритм аркатур (на фасаде, барабане купола) с тонкой, мастерски выполненной орнаментальной резьбой и рельефами; боковые повышенные стены западного рукава оформлены аркадами из 3 арок. На щипце западного фасада собора – монументальные горельефы с изображением Христа на троне между 2 ангелами, держащими евхаристические символы (XI в.): сосуд и, очевидно, хлеб; на восточном фасаде – 2 ангелов, орла и льва. На восточном фасаде – Деисус (XVII в.).

    Сохранившиеся фрески относятся к XV-XIX векам, в основном – к XVI-XVII векам. В большинстве своем находятся в центральном нефе. Яркая и значимая фреска изображает Собор двенадцати апостолов – небесных покровителей храма. Есть два извода изображения Пресвятой Троицы – Отечество и Авраамово гостеприимство.

    Настоятели

    • Присп. Евфимий (Кереселидзе) (ок. 1924 – 1929)
    • Авраам (Гармелия) (30 октября 1991 – 24 декабря 1992)
    • Иосиф (Киквадзе) (1992 – 1995)
    • Парфений, архим. [6]
    • Зинон (Иараджули) (2002 – не ранее 18 августа 2003)
      • Илия (Насадзе) (упом. ок. 11 ноября 2004) архим., наместник
    Сень над местом сруба Животворящего Столпа в Светицховели. XVII в.

    Святыни

    • Хитон Господень – покоится под храмом. В 2006 году со Святой Земли был привезен камень красноватого оттенка, который был возложен на фрагмент нешвенного Хитона Господня в соборе.
    • Часть Ризы Господней (срачи́ца) – унесена персами в начале XVII века, а в 1625 году передана в Москву.
    • Животворящий Столп – находится почти в центре храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, расписанная фресками XVII века. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного мира, истекавшего из Столпа (миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I в начале XVII века).
    • список с древней Цилканской иконы Божьей Матери
    • Мощи святых, погребенные в храме (см. раздел Некрополь)

    Некрополь

    Храм стал усыпальницей многочисленных правителей и первосвятителей Грузии. Многие надгробные плиты вмурованы в пол, иные – покоятся под спудом.

    • Блгв. царь Вахтанг Горгасали (+ 502)
    • Мч. Евстафий Мцхетский (+ 589) – покоится под престолом
    • Мч. Димитрий Самопожертвователь, царь (+ 1289)
    • Антоний I, католикос Восточно-Грузинский (+ 1788)
    • Ираклий II, царь Картли-Кахетинский (+ 1798)
    • Георгий XII, царь Картли-Кахетинский (+ 1800)

    Использованные материалы

    • “ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ,” Православная энциклопедия, т. 13, 191-320:
      • http://www.pravenc.ru/text/638558.html – ч. I
      • http://www.pravenc.ru/text/639853.html – ч. II
      • http://www.pravenc.ru/text/168199.html – ч. III
    • Страницы портала Православие.ру:
      • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39674.htm – Чхартишвили Александр, “Патриарший собор Светицховели,” 4 сентября 2001
      • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39601.htm – Никифорова Александра, “Приветствую тебя, Кавказ седой!,” 6 августа 2001
      • http://www.pravoslavie.ru/jurnal/19536.htm – “Хитон Господень – главная святыня храма Светицховели – будет покоиться под камнем из Вифлеема,” 23 ноября 2006
    • “Светицховели,” Большая советская энциклопедия:
      • http://bse.sci-lib.com/article100186.html
    • “Светицховели,” частный туристический сайт Алексея Мухранова Грузия для всех:
      • http://www.travelgeorgia.ru/92/
    • “ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,” Православная энциклопедия, т. 13, 321-351:
      • http://www.pravenc.ru/text/168201.html

    [1] Основная версия, по ст. “Грузинская Православная Церковь” Православной энциклопедии. По версии у Никифоровой Александры, “Приветствую тебя, Кавказ седой!,” 6 августа 2001, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39601.htm – кипарис.

    [2] По сведениям Картлис Цховреба.

    [3] “Жизнь царя царей Давида,” КЦ, т. 1, 131-132.

    Светицховели — древняя святыня и духовный центр Грузии

    Каждый народ имеет свою главную святыню – самый знаменитый храм. Для Грузии – это Светицховели. С этим культовым строением связано множество легенд и историй. Светицховели, Мцхета – это основные и значительные достопримечательности Грузии. Поездка в Мцхету всегда стоит под №1 в турагентствах Грузии.

    Легенды и история Светицховели

    Самая первая легенда, которую можно связать с собором Светицховели датируется 33 годом нашей эры. Такая точность даты, безусловно, связана с распятием Христа.

    Житель Грузии раввин Элиоз, узнав о суде над Христом, был отправлен своей матерью в Иерусалим. Его сестра Сидония попросила принести ей какую-нибудь память о Мессии. Элиозу удалось стать владельцем хитона, в который был одет Иисус. Этот хитон и принес своей сестре Элиос. Сидония прижала к груди святой артефакт, а после рассказа о распятии она скончалась.

    Все попытки отделить хитон от Сидонии были безуспешны. Так ее и захоронили вместе с Ризой Христовой. На месте погребения Хитона вырос кедр.

    Далее следует другая легенда непосредственно связанная с первой.

    Со временем жители Мцхеты забыли о хитоне и Сидонии, но заметили, что больные (раненые) животные и птицы подходили к кедру и уходили оттуда здоровыми. Язычники стали почитать дерево, способное лечить. Святая Нино, оказавшись в Мцхете, попросила царя Мириана построить на месте захоронения Хитона христианский храм. Из кедра было вырублено семь столпов, которые послужили основанием деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и с него стало истекать миро. Его и назвали животворящий столп «Светицховели». Столп был сдвинут со своего места ангелом, и установлен над местом захоронения хитона. Вокруг него и был возведен первый храм, который позже несколько раз перестраивался. В центре храма Светицховели и сейчас стоит столп только вокруг него установлен каменный шатер украшенный фресками.

    Современный кафедральный собор Светицховели был возведен в начале XI века (1010-1029 гг.). Основой храма послужила базилика, построенная в V веке царем Вахтангом Горгасалом. Идея перестроить базилику в купольный храм принадлежала католикосу Мелхиседеку в начале Золотой эпохи Грузии. Строительство было поручено архитектору Арсакидзе. Он увеличил по длине базилику и пристроил к ней остальные стены, создав поэму в камне, именуемую Светицховели. На храме имеется оттиск руки мастера, и надпись, благодаря которой известна фамилия зодчего. Следующая легенда, точнее, две версии сказа относительно десницы.

    По одной из версий, мастеру отрубили руку, чтоб он больше никогда не построил ничего подобного. Другая версия легенды гласит о том, что молодому мастеру отрезали десницу по приказу царя, так как юношу взаимно полюбила девушка, на которую «положил глаз» сам царь.

    О строительстве храма Светицховели имеется великолепный исторический роман Константина Гамсахурдии «Десница великого мастера».

    Описание храма

    Собор Светицховели в Мцхете является уникальным храмом. В нем невозможно определить симметрию. Строился он на месте предыдущих церквей, стены которых не были разрушены полностью и сохранились как элементы архитектуры. Удивляет также отсутствие симметрии и порядка внутри храма: опорные колонны не только разной формы, но и установлены не в линию.

    Внимания заслуживают двери центрального входа в храм. На них выгравирована сцена установки ангелами животворящего столпа.

    В храме имеются религиозные и исторические артефакты. Среди них:

    • купель для крещения, есть предположение, что в ней крестился царь Мириан – первый христианский царь Грузии;
    • опорные столбы – храма, их сейчас 8, один из столбов (Животворящий) окружен каменным шатром, он перестал мироточить после нашествия шаха Аббаса I;
    • фрески Светицховели – их в храме огромное множество, сюжеты многих рассказывают историю столпа, также имеются загадочные фрески, которые представляют странную визуализацию некоторых библейских фраз;
    • захоронения – храм Светицховели в Мцхете был некрополем, где захоронены грузинские цари, некоторые из них не сохранилось;
    • накидка пророка Ильи – считается, что она хранится за алтарем;
    • Частица «Истинного креста», того, на котором был распят Христос.

    Некоторые историки и теологи считают, что расположение монастырского комплекса Светицховели скрывает зашифрованное послание от предков.

    В Светицховели с компанией Viva-Georgia

    Компания Viva-Georgia организует экскурсии в Мцхету и Светицховели. Во время поездки обязательно посещение храма Джвари, построенного на месте поклонного креста, некогда установленного Просветительницей Ниной и горный монастырь Шиомгвиме, являющийся одним из древнейших действующих мужских монастырей Грузии.

    Как добраться?

    Светицховели расположен в Мцхете, найти его несложно – он виден из любой точки городка.

    Если вы добираетесь из Тбилиси, садитесь на маршрутку на станции метро Дидубе, предварительно приобретя билет в кассе. Ходят маршрутки с 7.30 до 20.30 раз в 15-25 минут (обратно из Мцхеты последний рейс в 20.00).

    Также можно добраться до Мцхеты электричкой, которая отправляется с вокзала Тбилиси и стоит 1 лари. Ехать до станции «Мцхета». В этом случае готовьтесь к полуторакилометровому пешеходному путешествию вдоль берега в сторону центра Мцхеты.

    Особенности посещения

    Можно посетить Светицховели самостоятельно, но лучше, конечно, сделать это в составе экскурсионной группы – гид расскажет вам много подробностей, тайн и легенд храма, от чего посещение запомнится вам более ярко.

    Время работы храма: c 08:00 до 19:00 без выходных. Вход бесплатный. Требования к внешнему виду тут очень жесткие. Для мужчин недопустимы шорты, для женщин — брюки и открытые плечи.

    Светицховели – грузинская святыня, просто обязательная к посещению, если вы хотите узнать о Грузии хотя бы самую малость. Здесь – ее древняя история, высокая духовность и многовековые традиции.

    Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

    Светицховели (Мцхета)

    Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской Православной Церкви, на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Находится в Числится среди памятников Всемирного наследия. Является одним из главных духовных центров Грузии.

    Содержание

    История

    Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

    Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

    В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

    Архитектура

    В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидом. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII—XIV вв. — дань композиции Храма Гроба Господня. Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи — забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.

    Распределение внешних форм и масс, пропорции подчиняются возвышающемуся в центре высокому куполу, под которым расположена крыша с двунаклонным покрытием в форме креста. В оформлении фасада в основном используются декоративные элементы и развитая система сдвоенных пилястр, а также в поясах крепости облицовка с изразцами. Изразцы богаты и многообразны (дошли частично). В декоративном украшении храма большое место занимает рельеф. Стоит отметить украшение восточного фасада, в основе которой лежит система из пяти декоративных люстр. В подкупольном пространстве включены треугольные ниши, а в центральной части расположены веерообразные лучи с дисками на краях. Мастерски используется полихромический эффект. На основном — песочного цвета фоне у алтаря выделяются собранные ярко красные изразцы, которые выделены богато украшенными горизонтальными поясами. У западной части фасада один большой, богато украшенный пояс, который занимает большую часть стены. Композицию фасада завершает трехфигурный рельеф — восседающий на троне Спаситель с ангелами по бокам.

    Светицховели является основополагающим храмом в стиле архитектуры средневековой Грузии. Старых росписей не сохранилось, а присутствующие – XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановлены в XIX веке). Наиболее интересны фрески XVII века (над куполом), эпизоды которых повествуют о принятии христианства Грузией (руководитель росписи – художник Григорий Гулджаварасашвили).

    Во внешней части много изменений: часть фасада и подкуполье (которые отличаются зелёным цветом облицовки) принадлежат началу XV века (реставрировано Александром I Великим после нашествия Тамерлана), некоторые рельефные изображения перенесены, хотя эти реставрации не нарушили основные формы и пропорции храма.

    Церкви и храмы Мцхеты

    Когда я ехал в Грузию, главное, что хотелось увидеть — это грузинские церкви. Меня всегда манила их неприступность, аскетичность и холодная красота. Мцхета, пожалуй, самый святой город для всех грузин. Важнейших и древнейших церквей и храмов здесь больше, чем в каком-либо другом месте в Грузии. Давайте совершим небольшую прогулку по городу и его окрестностям, чтобы самим убедиться в том, что Мцхету заслуженно называют «колыбелью грузинской церкви и государственности».

    Храм Джвари

    С грузинского его название (ჯვარი) переводится как «крест». И это название монастыря не случайно: именно здесь просветительница Грузии, четырнадцатилетняя святая Нино поставила первый на территории страны православный крест из виноградной лозы и провозгласила эти земли христианскими.

    Храм же появился на несколько веков позже описываемого события: в начале VII века. Примечателен он в первую очередь тем, что стал первым сооружением, построенным в виде тетраконха — креста с закругленными концами. После Джвари этот архитектурный тип распространился по всей стране.

    И действительно, когда я зашел внутрь первый раз, меня поразила именно его архитектура. Первое, что бросается в глаза — это некое возвышение в центре храма, на котором стоит крест. Бытует мнение, что это то самое место, где поставила крест святая Нино.

    «Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод. » — таким увидел Джвари Михаил Лермонтов в XIX веке. Сегодня все в церкви осталось таким же, как во время визита русского классика. Обрушенная ограда с входными проемами и сам храм — величественный и строгий.

    Что мне в нем нравится, так это то, что он не поразит вас своей красотой и размерами. Время становления христианства непростое, тогда еще не было принято думать об украшательстве. Храм скорее напоминает небольшую и неприступную крепость, что подтверждает его стратегическое местоположение: с вершины холма долина реки Куры просматривается на много километров вперед. Аскетичная его красота выражается скорее в идеальных пропорциях помещений и купола, в строгости прямых линий и гладкости внешних стен.

    Как добраться

    Добраться можно только на такси или на своем автомобиле.

    Стоимость поездки на такси туда-обратно и полчаса ожидания водителем будут стоить примерно 10–12 USD (25–30 лари).

    Часы работы и стоимость

    Монастырь Джвари можно посетить каждый день с 8:00 до 20:00. Службы здесь проводятся только по праздникам, но попасть в это время в него может любой желающий. Так что приезжайте смело в любое удобное для вас время. Вход в храм бесплатный.

    Собор Светицховели

    В центре Мцхеты расположен другой не менее значимый храм грузинской церкви — бывший кафедральный собор Светицховели, который по своему внешнему виду, размерам и декору является прямой противоположностью аскетичному Джвари.

    Вид и размеры собора поражают с первого взгляда. Честно признаться, поместить его в кадр не широкоугольного объектива практически невозможно. Но могу дать совет: оказавшись на территорию храма, отойдите сразу же в дальний правый угол ограды, туда, где круглый год растут потрясающие розы. И попробуйте сделать кадр оттуда — уверен, что результат вас не разочарует.

    Так вот, собор Светицховели — до недавнего времени главный собор Грузинской православной церкви — был построен в XI веке на месте другой небольшой церкви Двенадцати Апостолов IV века.

    С этим сооружением связана одна из самых важных легенд в грузинской истории, отголоски которой вы можете увидеть в храме по сей день. Она гласит, что житель Мцхеты Элиоз привез из Иерусалима Хитон Иисуса Христа и вручил его своей сестре, которая умерла, как только прикоснулась к хитону. Ее и похоронили, завернув в одеяние. Вскоре на могиле девушки выросло большое дерево — ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господень, кедр срубили. Из ствола вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть из них сразу же встали на место, а седьмая никак не поддавалась, повиснув в воздухе. Святая Нино молилась всю ночь, после чего столб встал на свое место и замироточил. Столб стал излечивать от недугов и хворей всех жителей округи. Отсюда и пошло название храма Светицховели, что в переводе с грузинского означает «животворящий столп».

    Когда вы войдете на территорию собора, не спешите заходить внутрь, а обойдите храм со всех сторон. Тогда вы сможете прикоснуться к еще одной легенде, связанной со строительством Светицховели. Надо признаться, что средневековые цари страсть как любили выделиться на фоне других: строить для них нужно было так, чтобы творение превзошло все предыдущие. Только вот благодарность свою они выражали странным способом.

    Иван Грозный, как мы помним, ослепил зодчих храма Василия Блаженного в Москве, чтобы они не смогли повторить подобного чуда где-то еще. Грузинский царь — заказчик Светицховели — недалеко ушел. И после того как зодчий Арсукисдзе воздвиг свое творение, царь приказал отрубить архитектору руку во избежание конкуренции. И если вы внимательно посмотрите на фасад храма, то увидите рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

    А теперь самое время войти внутрь. Первое, что сразу поражает — это размеры. Многометровые своды, колонны, арки — все архитектурные элементы настолько воздушны и величественны, что сразу забываешь, насколько массивным храм выглядит снаружи.

    Начните осмотр храма по часовой стрелке. Первое, что бросится вам в глаза — необычная фреска, изображающая распятие. Не уходите сразу и присмотритесь к ней чуть внимательней: по обеим сторонам от Христа будто бы парят две летающие тарелки. Бытовало даже мнение, что автор отобразил прилет НЛО. Историческая шутка, конечно, но все же. На самом деле это символическое изображение Солнца и Луны. Все остальные фрески собора тоже поздние, примерно XV века, в основном уже отреставрированные.

    Но главное внутри — это сам животворящий столп. Он находится примерно в центре храма, в боковом южном нефе.

    Над столпом построена каменная сень, стены которой украшены поздними фресками на тему истории Хитона и самого столпа.

    Как добраться

    Храм находится в самом центре города. Соблюдайте, пожалуйста, соответствующий внешний вид: пустить-то вас пустят, а вот если зайдете в шортах, на вас косо посмотрят.

    Адрес: г. Мцхета, ул. Аршекидз.

    Часы работы и стоимость

    Двери храма открыты ежедневно с 8:00 до 20:00. Билеты для посещения не требуются.

    Собор Самтавро

    Третьим по значимости храмом Мцхеты является собор Самтавро, который возвышается над жилыми постройками в самом центре города. Этот храм самый неинтересный в городе, недаром его совсем не любят экскурсоводы: здесь всегда много людей, а рассказывать особо нечего, кроме уже изрядно надоевшей истории про святую Нино, которая молилась в небольшой часовеньке, расположенной справа от входа, где сегодня неизменно дежурят нищие.

    Собор знаменит только тем, что именно здесь захоронены первые христианские цари Грузии: Мириан и Нана.

    Как добраться

    Монастырь расположился недалеко от описываемого мной выше собора.

    Адрес: г. Мцхета, ул. Агмашенебелиз.

    Часы работы и стоимость

    Храм открыт как и остальные церкви с 8:00 до 20:00. Службы проходят по воскресеньям и праздничным дням и помехой туристу не являются. Посещение бесплатное.

    Монастыри вблизи Мцхеты

    Окрестности Мцхеты не менее интересны, чем сам город. Если вы собираетесь внимательно изучить достопримечательности вокруг Мцхеты, вам точно не хватит одного дня. Этот исторический регион тесно связан со становлением христианства на грузинской земле, и именно здесь сосредоточено максимальное количество важнейших памятников древности.

    Зедазенский монастырь

    Начните осмотр с самых древних образцов храмовой архитектуры Грузии: монастырей, основанных святыми Ассирийскими отцами-основателями грузинского монашества и первыми христианскими проповедниками, пришедшими вслед за святой Нино из Каппадокии в Грузию в середине VI века.

    Пришедшие в VI веке тринадцать святых под предводительством Иоанна Зедазенского поселились на горе Зедазени недалеко от Мцхеты. И именно здесь был основан первый в Грузии монастырь, дошедший до наших времен практически в неизменном виде.

    Как добраться

    Несмотря на то, что находится он на вершине горы на высоте более 800 метров, вы легко увидите его из центра города. Для этого встаньте лицом в сторону Джвари и посмотрите налево: высоко на горе можно разглядеть маленький крест, который на деле является огромным железным изваянием, возвышающимся над горой как своеобразный громоотвод. Именно этот крест станет для вас ориентиром, чтобы попасть в Зедазенский монастырь.

    На машине же ориентироваться намного проще: держитесь указателя Zedazeni monastery на трассе Тбилиси — Гори и не пропустите резкий поворот направо. Путь пройдет через село Сагурамо, в котором разливают один из лучших лимонадов в стране с одноименным названием, после чего лорога резко устремится вверх сквозь густой сказочный лес, нависающий над дорогой. Это придаст особый колорит вашей поездке. Последние несколько десятков метров дорога будет совсем крутая, а из-под колес начнут вылетать большие валуны. Поэтому, если вы не на внедорожнике, стоит оставить машину перед финишным подъемом и пройтись пешком, наслаждаясь пением птиц и шорохом листвы. Учтите, что стоянки там нет, и машину нужно будет оставить прямо в лесу около дороги. Но не волнуйтесь: в Грузии уже давно автомобили не угоняют.

    Именно так ходил к небольшой обители Иван Зедазенский, основавший здесь монастырь в VI веке.

    Маленький однонефный храм с тех пор совсем не изменился — грубая каменная кладка, отсутствие окон и внешнего декора — именно такой суровый вид имеет древняя базилика. И в этом заключается ее несомненное очарование. Здесь, как нигде больше в Грузии, чувствуется особый дух древности, прямо-таки настоящая святость этого места. А с края горы открывается просто умопомрачительный вид на равнину, где весь Тбилиси виден как на ладони, а Джвари, где мы недавно были, кажется просто крошечным пятнышком, которое даже не сразу можно разглядеть.

    Насладитесь этим замечательным пейзажем, зайдите в церковь и послушайте службу одного единственного монаха, который своим голосом буквально перенесет вас в начало времен. На мой взгляд, Зедазенский монастырь — одно из самых удивительных мест во всей Грузии. А приезжать сюда лучше всего при заходе солнца.

    Часы работы и стоимость

    Посещение бесплатное, сам храм открыт каждый день с 8:00 по 20:00, а вот служба проводится только по воскресеньям. Даже если вы неверующий человек, очень рекомендую вам остаться послушать потрясающий голос местного настоятеля — мурашки по коже гарантированы.

    Но нам пора двигаться дальше. И следующим местом нашего путешествия является второй монастырь, основанный одним из святых Ассирийских отцов.

    Шио-Мгвимский монастырь

    Приготовьтесь к небольшой встряске и по возможности отложите свой обед на время, когда вы вернетесь из монастыря. Вас ждет 16 километров грейдера и разбитой асфальтовой дороги.

    Монастырь уже давно не является местом паломничества большого числа людей. Видимо, сказывается удаленность этого святого места от крупных городов. Хотя по своей значимости этот небольшой монастырь, практически сливающийся по оттенкам с окружающими его песчаными горами, сможет дать фору многим гораздо более известным достопримечательностям страны.

    Он был основан монахом Шио в VI веке на северном берегу реки Мтквари более известной в России под названием Кура.

    Святой Шио провел последние годы жизни в небольшой пещере, уйдя в глубокую аскезу. Именно поэтому монастырь называется Мгвимским, что означает «пещерный». Кстати, могила святого Шио до сих пор находится в этой самой пещере, в которую можно спуститься из главной церкви монастыря.

    Когда мы подъезжали к монастырю, первым, что сразу бросилось в глаза, стало большое количество искусственных пещер, разбросанных по песчанику вокруг монастыря. Это самые древние постройки обители — монахи вырыли эти кельи в середине VI века сразу после прихода сюда святого Шио. К этому же времени относится и храм Святого Иоанна Крестителя — очень простая и легкая в своей конструкции церковь.

    Основные же постройки обители были воздвигнуты спустя пару столетий, на рубеже XII–XIII веков, когда монастырь стал одним из крупнейших средневековых пристанищ монахов в Грузии: здесь жило более 2 000 человек.

    XII и XIII века стали «золотым временем» жизни монастыря: он даже был взят под патронаж Католикоса-Патриарха Грузии. Но последовавшие войны и иностранные вторжения на территорию страны привели в упадок и Шио-Мгвимский монастырь: персы и османы разрушили обитель, которая так и не смогла восстановиться.

    Местные турфирмы и таксисты сейчас активно предлагают туры и поездки в монастырь, так что надеюсь, что в ближайшее время начнется ее активное восстановление. Сейчас же, если вы приедете в это место, то увидите древнейшие храмы и нетронутую природу, которая настраивает на философские размышления.

    Если вы приехали в Мцхету не на один день, подарите себе потрясающую прогулку и сходите в монастырь пешком: а в награду устройте у стен обители пикник наедине с природой и самим собой.

    Как добраться

    Никакого общественного транспорта в монастырь не ходит, поэтому самостоятельно попасть сюда можно только на такси из Мцхеты. Путь займет около 20–30 минут.

    У храма Самтавро, который находится недалеко от поворота на Шио-Мгвиме постоянно дежурит множество машины. Выбирайте любую и не забывайте торговаться: туда-обратно с часовым ожиданием можно договориться за 10–13 USD (25–35 лари).

    Часы работы и стоимость

    Храм можно посещать ежедневно в рабочее время с 8:00 до 20:00. Билеты не вход не требуются: монастырь действующий, но службы не станут преградой для посещения. К тому же, проводятся они редко: только по большим церковным праздникам.

    Напоследок

    Храмы и монастыри Мцхеты — это удивительная возможность воочию понаблюдать эволюцию грузинской средневековой архитектуры: от минималистичных церквей до богатых монастырей. Путешествуя по этим местам, можно словно на машине времени пронестись сквозь несколько веков и посмотреть на Грузию тысячелетней давности. Уделите Мцхете и окружающим ее достопримечательностям хотя бы пару дней, чтобы неспеша насладиться всем очарованием природы предгорья Кавказа и подумать о вечном, глядя на закатное солнце над вечерним Тбилиси.

    Читайте также:  Александровский монастырь в Суздале и его достопримечательности
Ссылка на основную публикацию