Коренная пустынь в Курской области, описание и адрес

Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь

Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь — мужской монастырь в Курской области, основанный на предполагаемом месте явления Курской Коренной иконы.

Содержание

Об обители

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор является Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь.

Расположена она над высоким песчаным берегом реки Тускарь в поселке Свобода, что неподалеку от города Курска. Основана обитель в 1597 году по указу царя и великого князя Фёдора Иоанновича на месте обретения чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной. Первым настоятелем монастыря был игумен Евфимий. Названа обитель в честь иконы Пресвятой Богородицы, найденной у корня дерева, и посему называемой Коренной.

Сегодня монастырь насчитывает 35 насельников. Священноархимандритом обители является высокопреосвященный Герман, митрополит Курский и Рыльский. Его наместник – игумен Серафим (Котельников). Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед списком чудотворного образа Божией Матери «Знамение».

Не по человеческому произволению или «случайному» стечению обстоятельств было избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Храмы

Обычным для монастырей является наличие нескольких храмов. Не стала исключением и наша обитель. Главный монастырский храм – Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 г., правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011 г. в честь Рождества Иоанна Предтечи.

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим Патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года.
  • Храм «Казанской» иконы Божией Матери – освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года.
  • Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» – освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года.
  • Храм великомученика Пантелеимона (Больничный корпус),
  • Храм прп. Серафима Саровского на подворье монастыря.

Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители.

Святые источники

Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей. Святых источников в обители несколько:

  • Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году.
  • Источник свт. Николая Чудотворца,
  • Источник прп. Серафима Саровского,
  • Источник «Казанской» иконы Божьей Матери,
  • Источник великомученика Пантелеимона,
  • Источник прп. Серафима Саровского (подворье).

Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике свт. Николая Чудотворца.

Престольные праздники

Курская икона Божией Матери “Знамение”

Православная икона Богоматери с Младенцем, окружена по ее краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Ора́нта (Зна́мение).

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.

Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.

Преп. Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.

Примечательно еще то обстоятельство, после этого исцеления Крестные ходы в Курской губернии были запрещены 30 лет, ввиду многочисленных жалоб духовных лиц во двор Екатерины на беспорядки и плохую организованность. Особенно много жалоб было в последний Крестный ход перед 30-летним запретом.

В июле 1966 года архиепископ РПЦЗ Иоанн Шанхайский (ныне причисленный к лику святых, день памяти 19 июня ст.ст./2 июля н.ст.) посетил с Курско-Коренной иконой Божией Матери Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался.

Коренная пустынь

Примерно в получасе езды от Курска (в 30 км), на берегу тихой речки Тускарь, в 13 столетии на месте обретения знаменитой иконы Божией Матери «Знамение» выстроили почитаемый в центре России необыкновенно красивый мужской монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь.

В тяжкую пору разорения и опустошения городов и селений набегами монголо-татарских войск хана Батыя (1295 г.) в 30 км от Курска промышляющие в лесу близ реки Тускарь охотники увидали возле огромного дерева икону.

Лишь только один из них поднял ее, из этого места забил родник, увидав который, мужчина поставил икону «Знамение» Божией Матери в отверстии этого дерева. Охотник рассказал о такой невидали товарищам, которые, посоветовавшись, возвели часовню чуть выше упомянутого места (где позже был сооружен соборный храм Рождества Богородицы), в которой и поставили чудную икону. Об этом происшествии говорит скульптурный ансамбль у входа в обитель, созданный курским скульптором Вячеславом Клыковым.

Туда, где нашли икону, стали приходить многочисленные паломники. И тогда Василий Шемяка, князь рыльский, повелел перевезти ее в город Рыльск. Но не оказал князь достойных почестей чудотворящему образу и вскоре ослеп, прозрев лишь тогда, когда пообещал возвести в Рыльске храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где впоследствии хранили чудодейственную икону. Удивительным образом исчезнув из церкви, икона вернулась на то место, где нашли ее охотники. Ее не единожды пытались перевезти в город, но каждый раз икона оказывалась на месте своего появления.

В 1383 г. татаро-монголы снова налетели на землю курскую и решили спалить часовню, но, увы, она не загорелась. Тогда в ярости разрубили нечестивцы святую икону пополам. Старец Боголюб нашел оставшиеся частички и сложил вместе, и, о чудо, — они срослись.

Царь Федор Иоаннович, наслышанный о чудесной иконе, издал указ в 1597 г. возродить город Курск. А икону для поклонения перевезли в Москву, где вокруг нее соорудили специальную доску из кипариса, на которой были изображения пророков из Ветхого завета, и поместили ее в оклад из серебра с позолотой, украшенный жемчугами и ценными камнями. Царица Ирина и ее дочь княжна Феодосия собственными руками расшили золотом пелену для оклада. Икону «Знамение» Божией Матери возвратили снова в Коренную пустынь, где по указанию царя-батюшки выстроили монастырь и собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

В 18-м столетии Коренную пустынь отстроили камнем благодаря пожертвованиям фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, чуть ранее посетившего святую обитель.

Над чудодейственным источником была выстроена церковь живоносного источника, появились каменные ворота с изображениями ада и Страшного суда.

Много всяких событий пережила Коренная пустынь: разрушения, разорения, закрытие и разграбление в советские годы, Великую Отечественную войну, возрождение. И лишь в 1989 г. пустынь снова оказалось в Курско-Белгородской епархии, и через год монастырь начал новую жизнь. Сегодня, наравне с Троице-Сергиевской лаврой и нижегородской Дивеевской обителью Серафима Саровского, Коренная пустынь — третий религиозный центр в России. Здесь ведутся восстановительные работы, проводятся божественные службы, расположен действующий мужской монастырь и маленькая богадельня.

К церкви иконы «Живоносный источник» и к самому источнику каждый день приезжает огромное количество паломников за святой водой и чтобы окунуться в купели. Ведь, говорят, даже одежда, в которой ты искупался, потом лечит.

Копия иконы находится в монастыре, а подлинник — в нью-йоркской (США) Русской зарубежной православной церкви. Ее периодически привозят в обитель, чтобы российские верующие могли поклониться и прикоснуться к святыне.

Монастырь — необыкновенной красоты! После реставрации его строения, выкрашенные в голубой небесный цвет, смотрятся потрясающе!

Не так давно в центре обители воздвигли памятник Серафиму Саровскому (автор — Вячеслав Клыков), уроженцу города Курска. Исцелившись в десятилетнем возрасте от тяжелого недуга с помощью чудодейственной иконы «Знамение», преподобный позже неоднократно бывал здесь.

В курскую Коренную пустынь, кроме паломнических поездок, часто организовываются туристические экскурсии. Ведь обитель — это не только благостное священное место, но и наше прошлое, история России.

Как добраться

От курского железнодорожного вокзала ехать на любом маршрутном такси, идущем до остановки «Дубровинского», от которой до пустыни каждые 15 минут отходят «газельки» до поселка Свобода. Выходить приблизительно через 30—40 минут (лучше спросить остановку у водителя).

Коренная пустынь в Курской области: история чуда

Множество монастырей и храмов располагается на русской земле. Каждый из них несет в себе богатство русской духовности для православной веры.

Один из прекрасных обителей святого духа располагается в Курской области. Здесь в конце 16 века был заложен мужской монастырь, который вскоре начали именовать Курской Коренной Рождество-Богородичной мужской пустынью.

Месторасположение

Обитель просветления и чуда расположилась в красивейшем месте, на правом берегу реки Тускарь. На карте России это Курская область (поэтому обитель в народе часто именуют Курско-Коренной. Впрочем, иногда называют ее и Коренская пустошь — но это неправильно).

Коренная пустынь находится по адресу Злотоухинский район, с. Свобода. Добраться до монастыря можно на маршрутном такси, которое отправляется с улицы Дубровинского.

История мужского монастыря от начала основания

По легенде в 1295 году на этом месте были густые непроходимые леса. Два охотника, следуя по следу зверя, наткнулись на странную доску, а перевернув ее, обнаружили икону.

И тут же из-под земли забил источник с родниковой водой. Охотники, решив, что это настоящая примета чудесного свойства этого места, оставили там знак. Позже они разнесли весть о диве всем людям.

Постройка самого монастыря пришлось на сложное время. В тот исторический период Московская Русь была подвержена нападению крымских татар. Строительство шло очень медленно, ведь из-за трудных условий и отсутствия финансирования продвигать строительство было сложно. Однако здание был отстроено, датой основания монастыря считается 1597 год.

После кончины Ивана Грозного не осталось наследника. Наступило смутное время. Появилось множество претендентов на престол, один из которых Лжедмитрий захватил власть в стране и самолично воздвиг себя на престол. По его приказу главная чудотворная икона Богоматери была отдана в Москву.

Там она пробыла до самого завершения тяжелого для России смутного времени. Возвратилась икона на свое место только в 1618 году. Это событие стало одним из поворотных моментов в истории. Оно было отмечено открытием новой церкви, которой дали имя «Рождества пресвятой Богородицы».

В 1634 году вновь наступило не лучшее время для России, монастырю опять пришлось претерпеть тяжкие невзгоды. После нападения на Курск поляков обитель была разорена. А уже в 1643 году был совершен новый набег на город крымскими татарами. Однако, несмотря на трудности, Курской пустыни удалось уцелеть.

Только в 1701 году этому месту было официально присвоено звание монастыря, и открыто общежитие для монахов. Кроме того было реконструировано множество других зданий. Спустя два года дошло дело до Рождество-Богородичного храма. Старое деревянное здание было заменено великолепным белокаменным зданием, имеющим два этажа.

Важно то, что здание сохранилось до наших дней.

Через семь лет, в 1708 году, строительные работы решили продолжать. Были возведены красивейшие святые врата и церковь с несколькими престолами. Одному дали название Преображение Господня, а второй посвятили Архистратигу Михаилу. В 1713 году основали церковь «Живописный источник».

Новая эпоха в строительстве открылась в 1860 году, когда было начато возведение великолепного собора, который получил название Рождества Пресвятой Богородицы. Однако совсем скоро белая полоса в жизни Курского аббатства и её обитателей закончилась. Наступали тяжелые годы советского периода.

Судьба во время революции и в советский период

После наступления советской власти и свержения императора Николая Второго, для православной церкви на Руси наступило непростое время. Оно ознаменовало собой разрушение всех принципов и идеалов веры, всего святого, что было в храмах и соборах.

Большинство из них было разорено и порушено либо переделано под гражданские объекты. Не избежала этой участи и Коренная пустынь, для которой наступило самое тяжелое время за все существование. Уже в 1918 году ее переименовали в «Местечко Свобода», при этом святая обитель лишилась права официально представлять православную церковь, потеряв юридическую силу. В 1922 году все ценные вещи и святыни были изъяты из монастыря по специальной программе, разработанной ВЦИК.

Несмотря на это некоторые преданные люди оставались ютиться в землянках неподалеку, коротая дни в молитвах. Многие здания были разрушены по кирпичу, в том числе и два яруса от колокольни, уникальная библиотека была вывезена вместе со святыми иконами и другими ценностями. Изменилась и территория, прилегающая к монастырю.

Богородицкая уникальная роща с реликтовыми дубравами была вырублена, посевы с целебными травами уничтожены. Позднее на месте, где стоял собор, построили фонтан, а в самом здании монастыря открыли лагерь «Свобода». В войну многие здания были разрушены, а в тех, которые остались целы, в 1947 году организовали ремесленное училище.

После всех невзгод, лишь в 1989 году начали программу по восстановлению святого, поруганного места. Огромными трудами Епархии Курска и Архиепископа Иувеналия к Курской пустыни вернулось юридическое значение монастыря, и земля перешла во власть православной церкви. Только в 1990 году восстановление было закончено. В честь этого торжественного события организовали крестный ход. Он стал первым за многие десятилетия периода советской власти.

Читайте также:  Рослинская капелла в Шотландия и часовня Рослин

Современное состояние монастыря

Благодаря проведенным реставрационным работам было создано заново множество зданий. Их восстановили из руин.

Освящение Коренной пустыни совершено в 1991 году Патриархом Алексием Вторым в честь открытия вновь отстроенного Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Только в 2004 году организовано собрание заседания патриархов, на нем принималось решение о возобновлении действия мужского монастыря.

Чтобы воплотить это великое дело в жизнь, было приложено огромное количество средств и усилий. Была возрождена Архиерейская гостиница, где располагались гости монахов. Красивейшая роспись святых врат была создана с нуля. Игуменский корпус отстроили заново, главный Собор прошел полную реконструкцию.

Ворота Коренной пустыни

Кроме того была произведена значительная работа по обустройству всей территории обители, в том числе и Храма Живоносного источника. Только в 2012 году реставрационные работы были полностью завершены. В честь этого памятного события была отслужена Литургия и совершен чин освящения.

Скит Серафима Саровского принимает для особых молебнов о недужных — вычетов — всех, кто страдает немощами духовными и телесными, и жаждет по милости Божией от них избавиться.

Таким образом храмы, монашеская обитель и прилегающая территория были полностью возрождены и отреставрированы, благоустроены все помещения. На сегодняшний день в обители располагаются четыре собора. Все они в рабочем состоянии, несмотря на это, в обычные дни службы ведутся только в одном. Это собор Рождества Пресвятой Богородицы. По праздникам совершаются Литургии и в остальных храмах.

Описание и архитектурные особенности

Все действующие храмы Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни построены в классическом русском стиле. Белокаменные стены украшают золотистые купола на башнях и часовнях.

Некоторые постройки были возведены совсем недавно. На месте них раньше располагались деревянные церкви, а позже разрушенные в советский период простые каменные постройки. Так, Храм иконы Божьей матери «Живоносный источник» был освящен только в 2012 году Патриархом Алексием вторым.

Синие крыши здания прекрасно оттеняют золотые купола. Само внутреннее убранство выполнено в Византийском стиле. Здесь можно увидеть прекрасное убранство из фресок и икон, множество святых предметов, которые были возвращены на Родину после революции.

Прекрасный архитектурный ансамбль монастыря, выкрашенный в небесный цвет, замечательно смотрится с любой точки города, особенно с берега реки Тускарь.

Святыни Рождество-Богородичной пустыни

К одной из главных святынь этого чудесного места можно отнести икону «Знамение». Именно ее когда-то давно нашли на этом месте охотники, после чего здесь был создан храм, а затем и пустынь. Икона не раз являла миру чудеса и мироточила, поэтому почти сразу была причислена к чудотворным.

Также здесь располагаются святые мощи преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев. Тысячи паломников стекаются сюда, чтобы прикоснутся к святым останкам.

Речка Тускарь и святые источники

Монастырь расположен недалеко от речки Тускарь. Из нее проистекает множество источников. Несколько из них можно отнести к святым. Например:

  • Источник великомученика Пантелемона;
  • Источник Серафима Саровского;
  • Источник Николая Чудотворца;
  • Источник «Казанской» иконы Божьей матери.

Таким образом, вы сможете прикоснуться к святой воде сразу в нескольких местах и побродить по чудесным живописным местам на территории монастыря. Попасть в то самое место, где была найдена главная святыня – икона «Знамение», ведь именно из того самого места по легенде начал бить источник.

Информация для паломников и туристов

Следующая информация пригодится тем, кто решился совершить паломничество или в Коренную мужскую пустынь:

Как добраться

Доехать до святой обители можно несколькими способами. Самый простой и удобный: из города Курск на железнодорожном вокзале сесть на маршрутное такси, которое отходит от остановки «Дубровинское». Здесь каждые двадцать минут начинают свой маршрут газели, которые держат путь до села Свобода. Расстояние от Курска до м. Свобода — 33 км, время в пути составит примерно 35 минут;

Где остановиться

На территории монастыря находятся несколько гостиниц для туристов и паломников. Это гостиница №1 «Белая» и №2 «Красная». При этом принимают постояльцев только в гостинице «Красная» поскольку первая для служителей церкви и монахов.

Стоимость проживания для одного человека:

  • Одноместный 400 р.;
  • Многоместный 200р.;
  • Трехместный 250 р.;
  • Двухместный 300 р.

Гостиница недавно отреставрирована и находится в хорошем состоянии, есть все необходимые удобства, чисто и светло, с прекрасным видом на окружающий пейзаж монастыря;

Экскурсии

На территории Коренной пустыни для всех желающих проводятся бесплатные экскурсии по храмовому комплексу и прилегающей территории. Настоятель расскажет вам об истории монастыря, его нелегкой судьбе, реставрационных работах по восстановлению основных архитектурных ансамблей. А также покажет местоположение святых источников и святынь этого места. При желании можно сделать пожертвование на нужды монастыря;

Расписание богослужений

Монастырь работает все время с 6:30 до 23:00. Основные богослужения проходят по следующему расписанию:

  • Утренняя молитва 7:00;
  • Молебен в честь иконы «Знамение» проводится при участии всех священнослужителей и под хоровое пение только в субботу в 7:40;
  • Исповедь, литургия и панихида в 8:30;
  • Вечерняя служба в 18:00;
  • Повечерие с молитвами 21:00.

Более подробную информацию о работе монастыря, совершаемых экскурсиях и проведении богослужений можно найти на официальном сайте обители.

Коренная пустынь поистине особое место. Это живописное место пропитано святым духом. Ведь как иначе объяснить потрясающую стойкость и выдержку монастыря. Несмотря на свою долгую историю длинной почти в пятьсот лет, это место сохранило свое историческое значение, оставшись святой обителью.

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

Курская Коренная пустынь

Курская Коренная пустынь – одно из чудеснейших мест средней полосы России, и каждый возьмет от этого места свое:

кто-то прикоснется к святыням (в 13 веке здесь была обретена икона «Знаменье», почитаемая в православии), кто-то насладится живописными видами, прогулкой по лесу, купанием в реке и источниках.

Место, действительно, уникальное. Недаром Коренную пустынь называют главной достопримечательностью Курской области.

Немного истории

Честно сказать, на данном месте просто напрашивается величественный храм. Неудивительно, что как раз здесь была обретена одна из самых значимых икон православной России – икона Богородицы с младенцем «Знамение».

Случилось это в 13-м веке: местный житель нашел в лесу под деревом икону. Стоило ему ее поднять, как из места, где она лежала, забил родник. Икона оказалась чудотворной. Впоследствии чуть выше этого места была построена часовня, потом церковь.

С годами возник мужской монастырь – Курская Коренная пустынь.

Во время набегов татаро-монгол икону перенесли в более укрепленный Курск. И после этого пустынь, так долго до этого противостоявшая врагам, была сожжена.

А в Курске специально для иконы «Знамение» построили огромный Знаменский собор на Красной площади.

Много чудес и исцелений сотворила она со времени своего появления на Курской земле. После восстановления Курской Коренной пустыни ежегодно из Курска шел крестный ход с иконой «Знамение» до Коренной пустыни. Это событие изобразил Репин на картине «Крестный ход в Курской губернии».

Как добраться

Находится Коренная пустынь в 30 км северней Курска. Сам поселок называется Свобода, Золотухинского района.

Обычно описывают, как ехать до пустыни от Курска. Однако, если вы едете на поезде из Москвы, то можно, не доезжая Курска, выйти на станции Золотухино. Оттуда каждые четверть часа до Свободы ходят маршрутки.

После Золотухино поезд еще делает остановку на станции Свобода. На самом деле, возле станции находится деревня Будановка, а до поселка Свободы от станции Свобода – 7 км. Маршрутки ходят, но редко, примерно раз в два часа. Так что, если собираетесь в Курскую Коренную пустынь, то выходите либо на Золотухино, либо уже в самом Курске.

В Курске от вокзала на маршрутке или автобусе надо доехать до остановки «Железнодорожная больница» или «Улица Дубровинского». Ехать минут 5. Пешком – 15 минут. Стоимость билета в автобусе – 14 рублей. Стоимость маршрутки – 15 рублей.

Выходите на улице Дубровинского. Прямо по курсу – голубо-белая церковь Никиты-мученика (почему-то в Курске и окрестностях большинство церквей покрашено именно в голубой цвет с белой отделкой). Идете на церковь, сворачиваете направо и оказываетесь около скопления маршруток и автобусов. Спрашиваете, какая из маршруток пойдет на Свободу.

Билет от Курска до Свободы стоит 50 рублей. Ехать – полчаса.

Посещение Курской Коренной пустыни

Свобода – довольно большой поселок. Преобладают двухэтажные каменные дома.

Из местной застройки выделяется гостиница для паломников. Стоит она у самой дороги, и это первое здание, которое бросается в глаза, когда выходишь из маршрутки.

Вот такой вот центр для паломников:

Далее идем по улице, отходящей от остановки

пока не упираемся в перпендикулярную ей большую улицу, в конце которой виднеются купола.

Местность разительно преображается. Это уже туристическое место. Отели, магазины, рестораны – все новехонькое, с иголочки.

Здесь же и большая автостоянка. В нашу бытность на ней стоял одинокий автобус.

Выходим к крытому зданию Коренной ярмарки. Прежде Коренная ярмарка была третьей по значению после Макарьевской и Ирбитской.

На открытой площади – памятник-фонтан, посвященный обретению иконы. Вокруг памятника выложены плиты, на каждой плите отражен эпизод из летописи Коренной пустыни.

На площади — лежбище котов. Коробейники раскладывают на прилавках сувениры.

Вход в Курскую Коренную пустынь. Первые ворота:

Проходим в ворота и попадаем на небольшую площадь, от которой дорожка спускается вниз, к следующим воротам.

И вот тут настигает первый удар красоты. Вы видите ворота, а за ними в глубине выстроились купола. К сожалению, солнце светило прямо в объектив, и ни одной фотографии толком не получилось.

Спускаемся ко вторым воротам.

Слева на склоне горы видна пасека.

Вид на монастырь сбоку

Проходим через вторые ворота и оказываемся на территории мужского монастыря – Курской Коренной пустыни.

Небольшой сквер перед торжественной площадью. На площади два храма: собор Вознесения Богородицы и церковь Вознесения Богородицы.

Большая площадь выложена концентрическими кругами.

Собор Вознесения Богородицы выстроен недавно, внутри еще идут отделочные работы.

Церковь Вознесения Богородицы чудо, как хороша! Нарышкинское барокко во всей красе.

Дивные оконца. Барабан-восьмерик, да еще какой нежно-розовой расцветки.

Внутри церковь похожа на шкатулку с драгоценностями, вся горит изнутри от росписей. И формой похожа на сундучок, только в центре, где барабан-восьмерик, — небольшой купол. Шла служба, снимать было нельзя.

Вообще все выглядит только-только сделанным. Чувствуются щедрые денежные вливания.

Посмотреть отели в Курске

А мы обходим собор и оказываемся фактически на смотровой площадке. Впереди расстилаются дали необозримые. Вроде все время спускались и неожиданно оказались на вершине горы!

У заднего фасада собора – скульптура Прохора Мошнина, получившего впоследствии известность под именем Серафим Саровский.

Прохор родился и жил в Курске. Родители его попечительствовали строительству Сергиево-Казанского кафедрального собора. Как-то раз Прохор был сильно болен, фактически при смерти. Мимо шел крестный ход – несли икону «Знамение». И мать Прохора умолила зайти с иконой к умирающему сыну. Действительно, вскоре сын пошел на поправку.

Так что памятник Серафиму Саровскому, стоящего на коленях в месте обретения иконы, здесь как нельзя кстати.

Вниз по склону до самой реки спускается лестница.

Река Тускарь и источники

Река Тускарь небольшая, и можно только подивиться, как такая, в общем-то, невидная река имеет такие высокие берега и соединяет два высоченных кряжа – на одном из этих кряжей стоит Курск, на другом – Курская Коренная пустынь.

Лестница по склону горы спускается к купальням: слево — женская, справо — мужская:

Напротив купален — образ иконы «Знамение»:

На месте обретения иконы выстроена церковь Знамения

Набережная вдоль Тускарь обихожена, выложена плиткой, вдоль нее установлены лавочки.

Есть спуск в воду и места для переодевания.

С обеих сторон от набережной отходят тропы. Обязательно пройдитесь вдоль берега и в левую сторону, и в правую.

И с левой, и с правой стороны обустроены по три источника. С правой: «глазной», «кожный» и Иоанна Крестителя. С левой – Николая Угодника, Пантелеймона Целителя и Серафима Саровского.

Мы пошли сначала направо (по течению реки). Местность здесь открытая. Вдоль реки – кусты.

«Глазной» источник еле сочится. Но мимо не пройдешь – напротив него дерево с разноцветными лоскутами.

Источники «кожный» и Иоанна Крестителя следуют друг за другом. Струи сильные. От источников отходят ручьи.

За третьим источником вдоль склона поднимается лестница. Наверху – хороший сосновый лес.

Возвращаемся назад к купальням и идем вдоль берега против течения.

Замечательный вид на монастырь.

Первый источник – Николая Угодника. При нем – небольшая купальня.

Входим в лес. По лесу проложены деревянные мостки.

Лес пронизан ручьями.

Второй источник – Святого Пантелеймона-Целителя.

Деревянные мостки заканчиваются у третьего источника – Серафима Саровского. Там же – небольшая часовенка.

Народ меж тем прибывает. Уже стоит очередь у купален и у источников.

Поднимаемся к монастырю.

Блиндаж Рокоссовского

Выйдя из ворот Коренной пустыни, идите вдоль забора налево. Вскоре вы окажетесь около мемориального комплекса.

Летом 1943 года здесь располагался командный пункт и штаб Центрального фронта под руководством Рокоссовского. Для Рокоссовского в этом месте был выстроен блиндаж, откуда он руководил действиями наших войск во время Курской битвы.

Проходим сквер, идем мимо военной техники тех времен.

Справа находится музей, слева – блиндаж Рокоссовского.

После войны бревна из блиндажа были разобраны местными жителями. Сейчас блиндаж восстановлен. Это, можно сказать, полноценная рубленая изба – только под землей.

После музея мы отправились на остановку автобуса. Маршрутки по маршруту Золотухино-Курск и обратно курсируют часто, так что ждать пришлось недолго.

На маршрутке доехали до остановки «Железнодорожная больница», а там пересели на автобус, направлявшийся в центр Курска.

Читайте также:  Макарьевский монастырь, Нижегородская область

Поездка в Курскую Коренную пустынь заняла у нас около трех часов. Это было самое сильное впечатление от посещения Курска.

Другие статьи о знаменитых монастырях:

Богородицкий житенный монастырь в Осташкове

Поиск туров

  • для туров от 20 тыс.руб. – скидка 300 руб по промокоду AF300putevye
  • для туров от 40 000 руб. – скидка 500 руб.по промокоду AF500putevye

Курская Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь

Чудотворная Курская-Коренная икона «Знамение» и Курская Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь.

Адрес Курской Коренной Рождество-Богородичной мужской пустыни: 3060650, Курская область, Золотухинский район, м. Свобода.
Телефоны Курской Коренной пустыни: (47151) 4-14-07, 4-15-76.
План Курской Коренной пустыни.
Курская Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь: http://korennaya.ru


Курская-Коренная пустынь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Из глубокой древности дошли до нас сведения о явлении чудотворного образа Богородицы. Произошло это в бедственную для русских людей пору, когда многие города и селения были разорены, опустошены, обезлюдены нашествием монголо-татарских полчищ Батыя. Не избежал этой горестной участи и курский край.

…В 1295 году, 8 сентября два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска. Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Это историческое событие запечатлено в скульптурной композиции, которая установлена справа при входе в монастырь. Ее автор – наш земляк, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.

Место явления святыни стали посещать паломники. Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в город Рыльск. Чудотворный образ торжественно встречали жители города. Однако князь уклонился от торжества и был наказан за это слепотою. Раскаявшись и получив исцеление, князь, умиленный этим чудом, соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она вновь оказывалась в Коренной пустыни.

В 1383 году курская земля подверглась новому разграблению татар. Захватчики решили сжечь часовню, но она не загорелась. Тогда они схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили в разные стороны. Благочестивый старец Боголюб позже нашел эти части иконы, сложил их вместе, и они тут же срослись.

Слава о чудесах иконы дошла до царя Федора Иоанновича. Он обратил внимание на судьбу города, о котором напоминал чудотворный образ. В 1597 году государь повелел возобновить город Курск на прежнем месте, где он находился до Батыева разорения. А чудотворная икона «с великою честью, ради поклонения» была перенесена в Москву. Царь приказал сделать вокруг иконы особую кипарисную доску с изображением ветхозаветных пророков с хартиями в руках. Сделан был серебряный с позолотой оклад, его украсили жемчугом и драгоценными камнями, а также прикрепили к окладу пелену, собственноручно расшитую золотыми нитями царицей Ириной и дочерью, княжной Феодосией.

В таком великолепном убранстве икона была возвращена обратно в Коренную пустынь, где царь повелел построить монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Потом, при нашествии крымских татар икона для безопасности была перенесена из Коренной пустыни в Курск, в Соборный храм, а в пустыни был оставлен список с нее.

Когда в годы царствования Бориса Годунова из-за неурожая был голод, куряне слезно молились перед своей небесной заступницей и с крестными ходами просили о плодородии земель. И чудо произошло: курские земли принесли для России большой урожай. Перед чудотворным образом куряне молились и во время осады поляками Курска в 1612 году. В благодарность за спасение горожане построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы.

Строительство каменного большого Знаменского собора в Курске началось в 1816 году и продолжалось 10 лет. Храм в виде креста увенчивал сферический купол. От основания до вершины купола высота собора 48 метров. Внутреннее пространство храма все залито светом, проникающим через высокие и широкие окна купола. В истории Знаменского собора были тяжелые годы, когда из-за людского невежества архитектуре здания наносился большой вред. Впервые такое случилось в середине XIX века, когда неудачные перестройки изменили северный фасад здания и грубо исказили первоначальную архитектуру. Вторично зданию был нанесен ущерб в середине 30-х годов прошлого века. Были снесены парные колокольни и четыре угловых купола. В эти же годы здание собора стали использовать как кинотеатр.


Курская-Коренная пустынь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы и Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

И только в 1992 году храм вновь был передан верующим и возобновленному Знаменскому монастырю. Строители сразу приступили к работе: были разобраны 12 колонн, фальшивый купол. Наконец-то, в храм снова проник первый солнечный луч – ведь после перестройки великолепного храма под кинотеатр, центральная его часть освещалась только искусственным светом. Строителям пришлось вывезти более 600 тонн железобетонных конструкций.

Над восстановлением и реставрацией собора работали художники Санкт-Петербургской академии художеств. Внимательно изучив по прежним фотографиям прежнюю соборную роспись, художники-академисты во главе с академиком живописи Александром Быстровым стремились придать росписям прежний, исторический вид. Посильный вклад в реставрацию внесли прихожане, администрация области, предприниматели, руководители предприятий. К всероссийским торжествам в честь 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского роспись собора была завершена. Он приобрел столь великолепный вид, что посещающие его в наши дни куряне с радостью и восторгом взирают на величественное убранство главного собора курской земли.

Знаменский собор всегда был не только символом, но живым сердцем Курска, откликающимся на все события, происходящие в людских судьбах и в судьбах Отечества.

В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни, в девятую пятницу после Пасхи, икона впервые была перенесена из Курска в Коренную. Так было положено начало крестным ходам. Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним – Коренная пустынь. В Знаменский собор икону традиционно переносят 12(25) сентября. Величественные и торжественные крестные ходы собирали многие тысячи людей. Сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске. Так велико было безбрежное море притекающих под сень иконы паломников. Картину крестного хода передает знаменитое полотно Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».

Курская святыня не раз становилась покровительницей русского воинства. Перед Полтавской баталией Петр I вместе с графом Борисом Шереметевым заезжали в Коренную пустынь и молились перед чудотворным образом о даровании побед.

В 1812 году Курское городское общество послало в действующую армию к Михаилу Кутузову список с чудотворной курской иконы, перед которой полководец усердно молился.

В 1892 году икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская Коренная прославилась благодатной помощью и избавлением курского края от разразившейся в это время страшной эпидемии холеры.


Курская-Коренная пустынь. Колокольня, вид от храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Великие чудеса от иконы продолжали совершаться. 8 марта 1898 года несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, решили ее уничтожить, подложив разрывной снаряд с часовым механизмом. Во втором часу ночи в Знаменском соборе раздался ужасный взрыв. Сила его была так велика, что чугунная позолоченная сень над иконой была разорвана на куски, а тяжелое мраморное подножие раздроблено на несколько частей. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. И среди всего этого разрушения святая икона осталась невредимой. Рассчитывая ее уничтожить, злоумышленники послужили только еще большему прославлению чудотворного образа.

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.

В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда – Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией всего русского зарубежья.

Древняя традиция проведения крестных ходов за святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной была возрождена в 1990 году. В современных крестных ходах участвует список иконы начала XX века – точная копия чудотворного образа. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей.

Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь

Монастырь Коренная пустынь – это место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской Коренной. И город Курск, и знаменитая Коренская ярмарка своим существованием обязаны святыне. Монастырь основан в 1597 году по указу царя Федора Иоанновича.

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае.

Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри.

Не случайно было избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Строительство пустыни более четырех столетий назад в самом начале шло трудно. Первым настоятелем здесь был игумен Ефимий, постриженный в монашество из священников города Рыльска. Время было неспокойное, крымские татары постоянно нападали на Московскую Русь и держали в напряжении все южнорусские города и села. В «смутное время», в 1604 году, многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, затребовал к себе чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую Коренную. Со слезами на глазах проводили святыню курские жители, многие из них дошли с нею до Путивля. Хитрый самозванец встретил святыню с подобающей честью. При взятии Москвы он установил ее в царских чертогах. А только что построенную Коренную пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары.

После разора Коренная пустынь в 1611 году трудно отстраивалась. В 1617 году в ней была возведена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году. Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона. Сюда же святыня вернулась из Москвы, где пробыла все «смутное» время, а после изгнания из столицы Лжедмитрия некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского.

В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, а через 9 лет город пострадал от крымских татар. Однако Коренная пустынь в те годы осталась невредимой. В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году вместо бывшей деревянной построена двухэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Михаила, в 1729 году – престол Преображения Господня.

Успешным в строительстве монастыря стал период начала XVIII века. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь «Живоносный Источник» – память усердия к ней первого отечественного фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. В 1764 году монастырь стал независимым от Знаменского монастыря. К концу XVIII века пустынь имела вполне завершенный вид. По обе стороны Святых ворот расположились настоятельсткие и братские кельи в два этажа. В левой стороне монастыря заложена в 1797 году Всехсвятская церковь. За монастырем в 1793 году построены два гостиничных двора. Имелся большой монастырский сад. Император Павел I пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом. В начале XIX века в монастыре духовно трудилось 30 монашествующих. В 1806 году Указом Святейшего Синода было дозволено оставлять в пустыни чудотворную икону до 12 сентября.

1816 год памятен тем, что в монастыре была учреждена архимандрия. Строительство Всехсвятской церкви завершилось при иеромонахе Палладии, освящена она в 1819 году. Палладий стал первым архимандритом Коренной пустыни. С 1832 по 1835 годы в обители построены крутые каменные сходы, идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник». Они удивительно стройно вписывались в ансамбль церкви, создавая максимальные удобства для богомольцев. Со всех ступенек и площадок видна была середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение (сходы в настоящее время восстановлены в прежнем виде).

Читайте также:  Новоспасский мужской Монастырь в Москве (ставропигиальный)

1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного архитектора К.А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви. В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. История монастыря связана с жизнью в нем одного из выдающихся просветителей прошлого – Сильвестра Медведева. Он монашествовал в Коренной с 1675 по 1678 годы, много сделал для развития книгопечатания, стал одним из выдающихся российских библиографов.

Установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни иконостас – одна из самых значимых работ мастеров Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области.


Курская-Коренная пустынь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Несколько лет назад в центральной части монастыря был установлен памятник преподобному Серафиму Саровскому. Великий подвижник православия – наш земляк, уроженец города Курска. Он не раз бывал в монастыре, а от чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной получил в 10-летнем возрасте исцеление от тяжелой болезни. Автор скульптуры – Вячеслав Клыков. Такая же скульптура установлена и недалеко от города Сарова, возле одной из дальних пустынек, где совершал свои духовные подвиги батюшка Серафим.

Коренная пустынь, как и в прежние века, являет собой пример живоносного источника, питающего российский народ живительными силами православной веры.

Коренная пустынь в Курской области, описание и адрес

Одна из самых древних и известных святых мест России – обитель Коренная пустынь расположена недалеко от города Курска в местечке Свобода. Основана обитель в 1597 году по указу царя Фёдора Иоанновича. Название обитель получила в честь обретения чудотворной иконы «Знамение» Курская Коренная. На высоком холме, над рекою Тускарь уже семь столетий не умолкают молитвы, не перестают идти люди, не иссякает святой источник.

ИСТОРИЯ

В 13 веке (1295 г.), в те тяжкие времена нашествий хана Батыя на Русь и курские земли, была обретена икона «Знамение». Промышлявшие в глухих лесах у реки Тускарь охотники увидели в основании большого дерева икону, лежавшую на его обнажённых корнях. Когда один из охотников взял в руки икону, произошло чудо, из этого места забил родник. Тогда было решено соорудить в этом месте часовню, где и поставили чудотворную икону.

Вскоре, узнав об этом, потянулись сюда многочисленные паломники. И тогда Василий Шемяка, князь рыльский, решил перенести икону из далёких мест в город Рыльск, в построенный им храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Однако икона каким то образом вновь оказалась на месте обретения. Несколько раз её пытались перевезти в город, но всяких раз икона оказывалась в месте своего появления.

Весть о чудотворной иконе разлетелась по Руси и за её пределами. Очередной набег татаро-монгол случился в 1383 году. Ограбив города, они решили уничтожить и святыню. Не удалось им сжечь часовню, не загорелось сырое дерево, разрубили клинком икону и бросили куски на землю. После того, как нечестивцы покинули окрестности старец Боголюб нашел оставшиеся частички и сложил их вместе. И вновь произошло чудо икона срослась.

Монастырь Коренная пустынь, вид с восточной стороны, 1900 г.-2016 г.

В 1597 году царь Федор Иоаннович решает перевезти курскую икону для поклонения в Москву. Принесенную в Москву Икону царь встретил сам со своей знатью и воинством. Её поместили в оклад из серебра с позолотой, украшенный жемчугами и ценными камнями. Погостив в столице, икона вновь отправилась домой, в Коренную пустынь, где по указанию царя открыли монастырь и построили собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1618 году состоялся крестный ход от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни. С тех пор крестный ход, с иконой «Знамение», к месту её обретения стали устраивать ежегодно. Знаменитый русский художник И.Е. Репин отобразил эту процессию в своей картине «Крестный ход в Курской губернии».
Нелёгкое время настало в 1634 году. Курские земли подверглись нападению поляков, а в 1643 году новый набег крымских татар был перенесён обителью.

Крестный ход в Курской губернии.
Худ. И.Е. Репин
Крестный ход в Коренную пустынь в
Курске на ул. Московской

И всё же не смотря на трудности и разорения, Курская Коренная пустынь не канула в лету. С самого начала 18 века монастырь стал усиленно строится и реконструироваться. Благодаря пожертвованиям фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, посещавшего святую обитель был возведён новый каменный Рождество-Богородичный храм вместо обветшавшего, каменные врата и надвратный храм Преображения Господня с приделом Архистратига Михаила.

Коренская ярмарка, фотография начала ХХ века

Также выстроили общежитие для монахов и ряд других построек.
В 1793 году, по повелению императрицы Екатерины II у стен монастыря начали строить Гостиный двор и большие торговые ряды по проектору выдающегося архитектора Дж. Кваренги. Таким образом, заработала знаменитая Коренная Ярмарка, ставшая второй по значимости в России, после Нижегородской.
Год от года традиционные крестные ходы в Коренную пустынь становились все многочисленнее, собственно как и ярмарка, торги на которой приурочивали к этому событию. Крестные шествия собирали огромное количество людей. Бывали годы, когда крестный ход растягивался на все 27 вёрст, когда первые паломники входили в окрестности монастыря, последние находились ещё на Красной площади у Знаменского собора в Курске.

В монастыре Коренная пустынь. Фото 1900 г. – 2016 г.

В 1819 году в Коренной пустыни была освящена ещё одна церковь – четвертая – «Всех святых», расположившаяся в здании трапезной. В 1825 году заложили новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1830 году на территории монастыря заработал свой кирпичный завод. Монастырская мельница у села Долгое обеспечивала обитателей мукой. Освященный в 1860 году новый храм представлял собой один из лучших образцов русско-византийского стиля.
В 1875 году, была построена пятая по счету монастырская церковь – в честь иконы Божией Матери Знамения на другом, рядом стоящем холме.
От Рождественского храма, стоящего на высоком холме, вниз, к святому источнику построили сход. По крытой каменной лестнице-галереи, шли тысячи паломников, к святым источникам и храму во имя иконы «Живоносный источник».

Русский художественный листок, №18: “Коренная пустынь в северной стороне (в 30 верстах от города Курска). Внутренность церкви над Святым колодцем в Коренном монастыре при стечении богомольцев в девятую пятницу по Пасхе. Коренная пустынь с реки Тускари (восточная сторона). Соборная площадь в городе Курске, во время выноса икон: Знамения Богоматери в Коренную пустынь, в девятую пятницу по Пасхе. Рынок в городе Курске при стечении богомольцев.
Автор литографии Василий Федорович Тимм российский живописец и график. Автор рисунков Константин Александрович Трутовский (28.01.1826 г. (Курск) – 17.03.1893 г., село Яковлевка, Обоянский уезд, Курская губерния) русский жанровый живописец, иллюстратор, академик Императорской Академии художеств.
______________________________________________________________________________________________

На старой фотографии начала ХХ века собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы

Наступал век ХХ, век гонителей церкви, век новых атеистов, разрушителей и век созидателей. В 1918 году Коренная пустынь переименовывается в «Местечко Свобода». В 1922 году, согласно «Декрета ВЦИК» изымаются церковные ценности и увозятся в Москву, чтобы быть обменянными и проданными за границей. В 1923 году обитель вовсе закрывают официально. Многие постройки были разобраны на кирпичи, снесли колокольни, крытый сход-галерею, купола церквей, вырубили Богородицкий лес с реликтовой дубравой. Храм Рождества Пресвятой Богородицы и вовсе взорвали. Уникальная библиотека монастыря, разграбленная и вывезенная за пределы – исчезла. На месте обители сделали санаторий, а там где возвышался величественный Рождественский храм, устроили фонтан с гипсовыми фигурами медведей.
Вот только память у людей не получалось стереть. Всё равно они шли к святым источникам за водой, молясь на поруганном месте. Некоторые монахи, оставаясь преданными Святому месту, ютились в землянках недалеко от обители.
Во время Великой отечественной войны и оккупации Курской области, бывший монастырь и его сооружения тоже пострадали.

Сохранился фундамент храма Рождества Пресвятой Богородицы, взорванного большевиками

Ну а после войны здесь устроили ремесленное училище.
Шло время, сменялись эпохи, именно так можно охарактеризовать пребывания у власти руководителей советского государства. Эпоха Сталина, страшная и неоправданно жестокая ушла в небытие. Пришли другие люди, пытавшиеся обелить самих себя, свалив всё плохое на предшественников.
Тем не менее, борьба с верой продолжалась, атеистический угар не прошёл, но власти уже не так воинственно и громко боролись с православием. Так, по тихому, в середине 60-х годов, чтобы прекратить всякое паломничество к намоленному месту, коммунистическое руководство забетонировало святой источник у подножия горы. Но тонны бетона не смогли удержать воли и веры народной, источник пробился ниже и в нескольких местах сразу. Это был знак, что наступит время истины и покаяния, время созидания и размышлений, что же произошло с нами, со страной…

Начало возрождения Коренной пустыни, 90-е годы ХХ века

Ещё во времена СССР, благодаря усилиям и молитвам Архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия и по ходатайству патриарха всея Руси Алексия II, Коренная пустынь была возвращена в лоно православной церкви.
15 августа 1989 года, после 66 лет забвения, на месте, где стоял величественный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, состоялась первая служба, а в июне 1990 года состоялся первый крестный ход в новейшей истории. С 1989 года началось возрождение Коренной пустыни.
Уже в 1990 году были отреставрированы въездные врата обители. В следующем году восстановлена колокольня над Святыми вратами и монастырская трапезная. Был обнаружен сохранившийся фундамент храма Рождества Пресвятой Богородицы. Может быть, он был предусмотрительно засыпан землёй и дарован нашему поколению, как память о прошлом, далёком и не очень, чтобы понять и осознать добро и зло, и дела наши, праведные и мерзкие, чтобы укрепить веру нашу в истину и не предать её больше никогда…

Настенные фрески монастыря до и после реставрации

Конец ХХ века обозначился многими восстановительными работами в обители. Были восстановлены уникальная крытая галерея со сходами к источнику и храм Живоносного источника. Восстановлен келейный корпус, хозяйственный двор, устроен скит с домовой церковью преподобного Серафима Саровского.

1 августа 1998 г. в Коренной пустыни был открыт памятник Серафиму Саровскому работы скульптора Вячеслава Клыкова.

В новом веке ХХI, восстановлен главный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлена роспись Святых врат. В храме установлен уникальный фарфоровый иконостас, выполненный екатеринбургскими мастерами. Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 г.

Возрождённая святыня, фото 2016 г.

Облагораживалась и обустраивалась территория монастыря. Устроены дорожки и подходы к святым источникам. Как и прежде, идут тысячи верующих из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья к воде, дающей силы и веру, лечащей и утоляющей жажду.
Чудотворная икона (её список) Божией Матери «Знамение» Курская Коренная приносится на летнее время из Знаменского монастыря г. Курска. Возрождение святыни продолжается и сейчас, в 2016 году на территории монастыря обустроена набережная реки Тускарь, установлено освещение. Обустроены дорожки к святым источникам, а их в Коренной пустыне шесть:

1. Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году
2. Источник свт. Николая Чудотворца
3. Источник прп. Серафима Саровского
4. Источник «Казанской» иконы Божьей Матери
5. Источник великомученика Пантелеимона
6. Источник прп. Серафима Саровского (подворье)

Дорожка к источнику, Памятник Серафиму Саровскому, источник на месте обретения иконы “Знамение”

Недавно в Коренной пустыне, после почти столетнего перерыва, возобновили производство и продажу легендарных «коренских пряников», выпекавшихся ещё двести лет назад по старинным рецептам без дрожжей. Издавна коренские пряники славились на всю Россию, ими угощали и окрестных крестьян, и многочисленных паломников.

В настоящее время, в Коренной пустыне проводятся бесплатные экскурсии по храмовому комплексу. Вам расскажут об нелёгкой истории монастыря, покажут его территорию, проведут к святым источникам.

Как доехать до Коренной пустыни:

Из Курска до местечка «Свобода» ходят автобусы и маршрутные такси, время в пути около 30 минут. Отправляются они от улицы Дубровинского (остановка трамвая «Железнодорожная больница»). Это совсем недалеко от железнодорожного вокзала – 3 остановки на трамвае, от вокзала можно доехать на автобусе или пройти пешком, по времени займёт 15-20 минут.

Если вы путешествуете на своём автомобиле, то мы вам рекомендуем посетить не только монастырь «Коренная пустынь», но и памятники мемориального комплекса «Северный фас», в том числе и «Тепловские высоты», возведённые в честь знаменитого сражения на Курской дуге в 1943 году. Если вы едете по автодороге М2 «Крым» со стороны Москвы, то надо свернуть налево перед самым посёлком «Верхний Любаж», указатель на «Поныри». Ну а если вы едете со стороны Белгорода, тогда проехав «Верхний Любаж» и поднявшись из низины на горку, сворачиваем направо, указатель тот же – на «Поныри». Все памятники находятся по пути, вдоль дороги на Поныри, вы их увидите и сможете подъехать к ним. В самих же Понырях около железнодорожного вокзала есть мемориал “Героям Северного фаса Курской дуги”, здесь же находится и историко-мемориальный музей. Чтобы проехать в Коренную пустынь из Понырей, смотрите указатели на «Золотухино», переехав железнодорожную магистраль Курск-Москва, продолжайте движение по главной дороге. Конечно это не автострада, но вполне ровная и хорошая дорога. В этом случае вы приедете в Свободу с севера, в самом посёлке будет указатель «Монастырь Коренная пустынь», поворот налево.
Конечно, если у вас цель посетить только Коренную пустынь, то со стороны Белгорода лучше ехать через Курск.

Ссылка на основную публикацию