Успенский собор в Троице Сергиевой лавре

В мире интересного – собор Успенский Сергиевой лавры

Мы пришли сюда, в Троице-Сергиеву лавру посетителями абсолютно неискушенными, поэтому ничего нет удивительного, что у нас создалось впечатление, будто бы самый главный храм здесь – Успенский. Так ошибаются многие. Впрочем, это совсем неудивительно. Ведь, закладывая этот собор в 1559 году, могучий, неистовый и загадочный Иван Грозный планировал создание не просто храма, а храма грандиозного, затмевающего прочие своей красотой и величием.

Даже подумывал, со временем, перенести в него мощи Сергия Радонежского. Однако от задуманного вскоре отказался. Грозный царь оробел, убоявшись гнева святого, и не решился тронуть его мощи. Нда, если бы что-то так же напугало большевиков, когда они разоряли лавру и вскрывали мощи святителя…

С ощущением легкой эйфории, вернее особого душевного подъема, мы вышли из Троицкого собора, и наша маленькая толпа, по камушкам старинной брусчатки, двинулась в сторону следующего собора Сергиевой лавры – Успенского, правильное название которого звучит как Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Это его купола блестят-переливаются, так издалека видные за пределами лавры. Да и отсюда – красота несказанная! Синее небо, ласковое солнышко, огромные зеленые ели, кипенно-белые стены храма, одна глава золотая и четыре неотразимых сине-голубых, в звездах… Стоп! А, собственно, почему купола голубые? Почему не все золотые, что означает такая метаморфоза? Кстати, а почему Успенский собор Троице-Сергиевой лавры украшают пять глав?

Внимательно оглядываемся. Проверяем – над Троицким собором – один купол, на церкви Сошествия Святого Духа – один, над церковью Рождества Иоанна Предтечи – тоже пять. Интересно… Потом покопались в интернете и все выяснили. Если же вы, друзья, тоже не знаете разгадки этого, то слушайте…

Золотые купола душу мою радуют

Как ни крути, храм – сооружение земное. Но предназначено оно, чтобы видеть небесное. Этой цели подчинено все, внутреннее убранство, росписи, в том числе и храмовая архитектура.

Купола над православными церквями достались нам в наследство от Византии. Они – символ, символизируют небесную сферу. И все остальное – форма куполов, их количество, цвет – тоже не просто так, все это тоже имеет свои смыслы.

О чем говорит форма купола

  • Тот вид, который мы называем луковицей, это стилизованная форма пламени свечи, символ молитвенного горения и божественного огня
  • Форма купола в виде воинского шлема должна напоминать, что церковь ведет непрестанную духовную битву с силами зла
  • Ребристые, волнистые и прочие самые замысловатые формы купола, окрашенные яркими оптимистическими цветами призваны напомнить всем, созерцающим их, о красоте небесного Иерусалима.

Какое значение у количества куполов

Количество глав у храма может варьироваться, начиная с единственной и доходить до 33 – таково было число лет, прожитых на земле Христом.

  • Единственный купол означает единого Бога
  • Две главы – знаменуют два естества Христа
  • Три – память о святой Троице
  • Пять глав – в честь Спасителя и четырех его апостолов-евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна
  • Семь – напоминание о семи православных таинствах

О чем говорит цвет купола

Да, конечно, существует определенная символика в выборе цвета купола. По канонам его окраска должна бы соответствовать каждому конкретному виду православного храма. Однако, в реальной жизни при выборе покрытия руководствуются, по большей части, не столько символикой, сколько теми денежными средствами, которыми располагает данный приход. Ну, а по правилам:

  • Золотые купола у храмов, посвященным либо Спасителю либо одному из двадцати самых наиглавнейших православных праздников
  • Синие или голубые, со звездами, – у храмов, посвященных Богородице
  • Зеленые – такой цвет должны иметь купола храмов, посвященных Троице
  • Серебряные – у церквей, носящих имя какого-нибудь святого

Но чаще на Руси купола все-таки золотили. Всем известно, что Русь – златоглавая. И сияли они, отражая свет божественной славы на земле. На сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры пишут, что главка Успенского собора в 18 веке была покрыта листами червонного золота, уже потом, в 19 веке, это богатство заменили на вызолоченную медь.

Царь Борис Годунов

И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.

C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.

Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.

Страница нашей истории – драматичная и забытая

У большинства наших сограждан после школьного курса истории Отечества нашего в памяти остались две правящие династии: Рюриковичи и пришедшие им на смену родственные Романовы. О Романовых худо-бедно еще помнят, уж о трагической судьбе последнего императора известно всем. Рюриковичей знают на порядок меньше, упомянут разве только о царя Грозного, или князя Александра Невского, ну, возможно, припомнят еще великого князя Дмитрия Донского.

О Годунове же помнят в основном благодаря кинокомедии Гайдая с неподражаемым Яковлевым в роли Ивана Васильевича, где он восклицает: «Бориску – на царство. »

Когда пресеклась правящая ветвь Рюриковичей, разразился политический и социальный кризис, вызвавший череду, сменяющих друг друга верховных правителей, пока не утвердилась династия Романовых. Вот среди этих вклинившихся государей и был царь Борис Годунов.

Править он собирался долго, предполагая, что с него начнется новая и долговременная династия. За государственные дела взялся рьяно. Перед ним стояла неимоверно сложная задача – вывести Россию из кризиса.

Но новый царь – талантлив, у него могучий и изворотливый ум, сильная воля. Он снижает налоги, освобождает крестьян от податей на год. В его время продолжается энергичная колонизация территорий Западной Сибири, основывается Архангельск – главный порт допетровской России.

Во внешней политике он – сторонник мира. Заключает мирные договора с Польшей и Швецией. На юге для обороны от татар строит цепи новых сторожевых постов, которые глубоко проникают в “дикое поле”. Так называли примыкающие к Крыму и протянувшиеся на сотни километров, необитаемые пространства. В степях которых нет ни воды, ни жилья, ни корма для лошадей.

При нем возникают новые города – Белгород, Воронеж, Самара, Саратов и другие. Он проводит разумную торговую политику. Приглашает в страну разных иностранных специалистов, которые могли бы помочь в его преобразованиях. Посылает для учебы за границей молодых дворян. В общем, сами видите, для страны сделал он немало хорошего.

Бывший любимец Ивана Грозного, умный и лукавый Борис, к тому же не любил крови. Да и зачем боярам рубить головы, когда их можно ссылать и лишать вотчин?

Десять спокойных лет – и, с его умением находить эффективные ответы на вызовы времени, все в стране пришло бы в порядок. Но нет, не случилось этих лет. Трон царя стоял на вулкане.

Против него ополчилось все – природа, неурожаи, когда от проливных дождей и неожиданно-ранних заморозков три года подряд на корню гибли все посадки, возникший в стране страшный голод, обернувшийся катастрофический мором, бунтующие низы, недовольная знать, даже загадочная гибель царевича Дмитрия.

Череда несчастий продолжилась появлением на нашей территории польских войск во главе с Лжедмитрием.

И в 1605 году, в самый разгар войны с Лжедмитрием Борис скоропостижно умер. Он – надорвался. С почетом его похоронили в Кремле, в Архангельском соборе, а Москва присягнула его сыну – шестнадцатилетнему Федору.

Семья Годунова

Что мы знаем о судьбе семьи Бориса Годунова? На плитах усыпальницы написано, что царь Борис Федорович Годунов преставился 1 мая 1605г. А 10 июня этого же года за ним последовали его супруга и их сын Федор Борисович. Написано, что эти двое тоже “преставились”. Но нет, преставиться – значит умереть, а с ними случилось нечто ужасное.

Надо заметить, современников Бориса Годунова просто поражало его постоянство в семейной жизни и нежная привязанность плюс дальновидная забота о своих детях – Федоре и Ксении. Но сначала о супруге Бориса.

Жены царей, да и русских князей, как-то привычно остаются за кадром, о том, какие они были – мало что известно, А жаль. Ведь женой царя Бориса была дочь Бельского Григория Лукьяновича. Говорит вам это что-нибудь? Да-да, дочка того самого Малюты Скуратова, всесильного любимца Ивана Грозного, хитрого, расчетливого, человека звериной жестокости, одного из самых знаменитых средневековых злодеев. Мучительно интересно, какая же она была, эта его дочка? Что было в ней от папы? Искала долго, но нашла лишь, что известна она была своей благотворительностью.

История полна загадок и неожиданностей…

Сын Бориса – Федор Годунов был умен, обладал незаурядными способностями и талантами, трудолюбием, был прекрасно образован, его эрудиции можно было бы позавидовать. Его и сестру учили лучшие учителя. Отец готовил из него не просто государя, но государя просвещенного, и он наверняка стал бы замечательным русским правителем. Но процарствовал Федор Годунов всего 49 дней. Самое короткое царствование в отечественной истории.

10 июня 1605 года в Москву вошел Лжедмитрий. То ли по его приказу, толи нашлись желающие услужить ему, толи так кому-то захотелось свести счеты с Годуновыми, но свои же, русские люди задушили царя, которого укрывали иконами мать и сестра, а потом расправились и с его матерью. Вот вам и “преставились”. Народу, конечно, объявили правду – Федор и Мария сами отравились ядом.

Дочь царя, умную, красивую, несчастную Ксению, на глазах которой были убиты мать и брат, самозванец возьмет в наложницы. Потом ее постригут монахини и, безотрадно дожив до 40 лет, Ксения Годунова в 1622 году скончается.

Царя Бориса Годунова, после расправы над его семьей, из монаршей усыпальницы Архангельского собора, конечно, тут же убрали.

В большой и красивой Троице-Сергиевой лавре, в этом невзрачном, низком сооружении около Успенского Собора закончилась история некогда блестящей семьи, которую, казалось, ожидает только радужное будущее. В Википедии написано, что Борис, жена его и сын погребены не в горизонтальном, как требует православный обычай, а в сидячем положении. Почему? Мало того, что покоятся они вне храма, на улице?

Династия Романовых была на престоле 300 лет. Но то, что врагом ее – главным, опасным, едва не погубившим в смутные времена – был Борис Годунов, она так и не забыла. И не простила. Поэтому искажения и корректировки истории этого периода в удобном для новой династии направлении наверняка были.

Светло и божественно – внутри Успенского собора Сергиевой лавры

Свою задачу монументально отображать достоинство древней, прославленной на всю Русь, обители зодчие и мастера каменных дел выполнили на сто процентов. Массивный, белый, с прекрасной простотой гладких стен, практически лишенных украшений, кажется он необычайно величественным. И вместить, пожалуй, сможет пятьсот, а то и больше, человек. Так думала я.

Однако оказалось, что по этому вопросу единства в наших рядах нет! Мнения были разные и отстаивались они, особенно мужской половиной, весьма горячо и уверено.

Спор наш разрешился статьей об Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в журнале Московской Патриархии, где черным по белом было написано, что собраться в храме может даже никакая не тысяча человек, а все пять. Но и написанному поверили не все спорщики, предпочитая оставаться при своем мнении и убеждая прочих в его правоте.

Вот какие дела, друзья мои, нет мира под оливами. Может быть кто из вас захочет высказать свое мнение?

“Какая же это удача, наша поездка в Сергиеву Лавру!” – думала, поднимаясь по ступеням Успенского собора. Четкие ступени казались совсем новыми, словно по ним еще вовсе не ступали человеческие ноги. Так отреставрировали?

Но ведь главные реставрационные заботы были внутри храма! Там вот уже больше ста лет не проводилось серьезных работ, на стенах скопился слой пыли, внутри барабанов куполов ее наросло толщиной аж в три сантиметра, срочно нуждались в реставрации росписи 17 века, требовали восстановления элементы иконостаса…

Старинное медное кольцо на входной двери храма своей древностью внушало почтение. Сразу как-то поверилось, что оно молчаливо висит здесь с самого 16 века.

Внутри – великолепие убранства, обилие света и простор. Прошло сто лет после освящения храма, пока его украсили изнутри.

Стены в росписи – светлые фрески голубоватых, синих, фиолетовых, сиреневатых тонов, дивная фантасмагория нежных красок. Когда-то эти росписи сделали лучшие мастера, которыми руководил знаменитый Дмитрий Плеханов, руке которого принадлежат некоторые фрески в Архангельском соборе и живопись на стенах храмов московских, ростовских, вологодских.

На трех стенах – в пять горизонтальных рядов ведут фрески свое повествование, на четвертой стене – со множеством деталей и фигур изображен Страшный суд. Благоверные князья, мученики, святые в рост изображены на шести столбах, подпирающих своды. Расписаны религиозными картинами оконные откосы, паруса, барабаны, своды. Нереально сказочная, торжественная, тоже какая-то голубая, высь храма.

Пара свисающих сверху несравненной красоты чеканных паникадил. Пятиярусный иконостас с золочеными оправами икон и резными, обвитыми виноградными лозами, столбиками. Возвышенная и торжественная красота…

Откуда-то возникло живое чувство сопричастности к великой истории христианства и многовековой истории православной России. У меня закружилась голова.

Про ангелов-хранителей и святых покровителей

Я в церковном отношении человек совсем малограмотный. Вот хочу с вами поделиться новыми познаниями. Известно, что при крещении каждый христианин получает ангела-хранителя, оберегающего его и не оставляющего всю жизнь. Почти для всех он остается невидим. Лишь немногим избранным дается бесценный дар видеть своего небесного покровителя. Например, известно, что преподобный Сергий Радонежский общался со своим ангелом.

Но имя своего хранителя человеку остается неведомым. Зато когда дается имя человеку, то дается оно в честь какого-либо святого.

И тот день, в который церковь отмечает память этого святого называется именинами или днем Ангела. Отмечать этот праздник начали на Руси очень давно. А уж царские именины всегда праздновались особенно пышно, в более поздние времена именины царя станут государственным праздником.

Собор строился долго. За это время умер Иван Грозный, горячий почитатель преподобного Сергия Радонежского. Достраивать и обустраивать храм выпало сыну Грозного – царю Федору, женатому на сестре Годунова Ирине. Поэтому два придела к главному алтарю Успенского собора лавры носят имена их святых, их небесных тезок – великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины.

Читайте также:  Гластонбери Тор, Холм Святого Михаила

Жаль, мы не попали на богослужении в Успенском соборе. Но один иностранец, побывав на нем, написал, “оно столь невероятно прекрасно, что ведет прямо на небо, в царство небесное”.

Заговорив о царстве небесном, вспомнила, что еще не сказала: в этом храме тоже хранятся святыни. Здесь тоже покоятся мощи святых и хранится та самая деревянная рака преподобного Сергия, в которой были обретены его нетленные мощи. Сами же мощи теперь в серебряной гробнице находятся в Троицком соборе лавры. А от дубового гроба, пока он не был укрыт под стеклом, богомольцы своими зубами откусывали щепочки. Их, как драгоценные реликвии, счастливцы уносили домой.

А в конце – поразительное. По словам специалистов-архитекторов, именно собор Успенский Сергиевой лавры, несмотря ни на что, изучен недостаточно хорошо. В нем еще могут поджидать пытливых исследователей новые открытия и, возможно даже, какие-нибудь спрятанные сюрпризы…

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Святыни обители

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

Паломнику

как добраться

Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00Ранняя Литургия – 06.0005.30Поздняя Литургия – 08.30После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.


ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.3006.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00с 07.30


ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.0007.00
Литургия – 06.2007.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ

(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нетИсповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.2007.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение17.00
Литургия07.40
Таинство соборования12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45

Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)


СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Схема проезда

Интересные факты

  • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем». В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
  • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
  • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
  • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Этот мужской монастырь — самый большой в России — удивителен тем, что наполнен не тишиной, а легким галдежем. Но он не раздражает, потому что это галдеж восхищения: туристы со всего мира искренне торопятся сделать панорамные фото монастыря, запечатлеть себя и на фоне Свято-Троицкого собора, где хранятся мощи Сергия Радонежского, и рядом со святым источником, который открыли еще в 17-м веке. Говорят, в тот день один из монахов тут же получил исцеление от слепоты.

Сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Петр Первый, а уж царица Елизавета Петровна — та вообще пешком шла несколько месяцев, таким важным представлялся ей этот поход.

Поговаривают, что умерший недавно духовник монастыря отец Кирилл, в миру Павлов, был «тем самым сержантом Павловым», который защищал знаменитый дом в Сталинграде. Однако почивший старец отец Кирилл все-таки был однофамильцем «того» сержанта. Хотя и сам действительно прошел Отечественную войну, и тоже (!) воевал в Сталинграде.

Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Координаты: 56.1837, 38.0746

Режим работы: ежедневно, 5:00–21:00

Официальный сайт: stsl.ru

Видеоэкскурсия по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

Видео: Рушан КАЮМОВ

Читайте также:  Кёльнский собор в Германия, подробная информация

История

Крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви начинался с того, что в 1337 году будущий Сергий Радонежский, а пока еще простой житель этих мест Варфоломей, поселился на холме Маковец. Со временем к нему примкнули другие монахи — так постепенно и образовался монастырь (статус Лавры он получит только в 18-м веке). Именно здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия на Куликовскую битву, за победу в которой Дмитрий будет прозван Донским. Вместе с ним воевали иноки монастыря — богатыри Пересвет и Ослябя.

В 1608-1610 годы к монастырю подошли польско-литовские войска. 16 месяцев длилась осада! Еле живой, подорванный голодом и эпидемией цинги, монастырь все-таки выстоял, став одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А чуть позже развился до одного из богатейших в России. Одним из знаменитых настоятелей был святитель Филарет Московский — он состоял в переписке с Александром Пушкиным, он же основал близ Лавры Гефсиманский скит, в котором монахи-отшельники стали делать для себя подземные катакомбы, уходя в них доживать свой век в молитвах.

После революции в тот самый скит сгоняли монахов из Лавры, организуя артели. Лавра была превращена в антирелигиозный музей. Но уже после Великой Отечественной монастырь вернули церкви.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • В 1919-м советская власть решила вскрыть мощи Сергия Радонежского. Мол, вот сейчас мы докажем народу, как церковная власть его объегоривала: ведь в гробу наверняка все истлело! Вскрыли, увидели: останки есть, никуда не делись (священник Павел Флоренский вспоминал, что присутствующие вдруг почувствовали приятное благоухание). И… велели прикрыть их стеклом, сделав таким образом экспонат для открывшегося в Лавре антирелигиозного музея. Кстати, существует легенда, что накануне вскрытия, узнав о готовящейся акции и опасаясь, что нетленные останки пропадут, несколько священников тайно вытащили из гроба голову Сергия, заменив ее на голову князя Трубецкого, которую взяли из фамильного склепа на территории Лавры. И хранили ее по своим домам — до тех пор, пока в 1946-м Лавру не отдали обратно церкви. Тогда же передали и голову, и все вернулось на круги своя.
  • Свято-Троицкий собор, где хранятся мощи Сергия Радонежского, — самое древнее из сохранившихся сооружений монастыря и первое каменное (построено в 15-м веке).
  • 4 сентября 1530 года в Троицком соборе крестили будущего царя Ивана Грозного.
  • Борис Годунов в 1594 году подарил монастырю колокол «Лебедь», который сохранился до наших дней. Он весит более 10 тонн.
  • Статус Лавры (то есть, обители с особым историческим и духовным значением) монастырь получил в 1742 году по указу императрицы Елизаветы.

Что посмотреть на территории монастыря

Усыпальница семьи Годуновых

Усыпальница распoлoжена слева oт параднoгo крыльца Успенского сoбoра. Ее пoставили в 1782 г.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

На территории Лавры находится захоронение семьи Годуновых. Туфелька дочери боярина хранится в местном краеведческом музее напротив. Ее достали, когда вскрывали захоронение, изучали останки. При этом, к слову, так и не нашли голову Годунова.

Обелиск

С трех стoрoн oбелиска прикреплены сoлнечные часы, пo кoтoрым мoжнo oпределить не тoлькo время, нo и месяц.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

На Соборной площади возвышается обелиск в честь приезда сюда Петра I. Такой была традиция в царской России — в память о приезде венценосной особы ставить обелиск, и если не знать эту традицию, легко принять памятный знак за надгробие.

Кухня

Непременно попробуйте коврижку из ржаной муки с медом и корицей в палатках при монастыре. Она такая вкусная, что считается эталоном для хозяек (на кулинарных сайтах так и пишут: «коврижка, как в Троице-Сергиевой лавре»). Плюс купите безалкогольный сбитень с добавлением разных трав. Вкуснотища!

Какие святыни хранятся

  • Мощи Сергия Радонежского. К ним ежедневно стоит очередь — не пугайтесь, идет она быстро. Люди молятся об исцелении от недугов. Тут передают из уст в уста одну громкую историю: мол, до революции одна крестьянка, у которой отказали ноги, несколько раз приползала к мощам — и однажды встала на ноги! А ведь врачи на ней поставили «крест».
  • Мощи преподобных Никона и Михея Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека (того самого, который при царе Василии III впал в немилость за то, что пытался бороться против суеверий среди православных).

Монастырь в культуре и искусстве

Лавра вдохновила легендарного иконописца Андрея Рублева, который создал здесь свою знаменитую «Троицу». Позже она была многократно повторена на иконах и фресках внутри обители.

Монастырь вы увидите на картинах Михаила Нестерова «Юность преподобного Сергия Радонежского» и «Труды Сергия Радонежского». Горькую историю монастыря можно прочувствовать в его же труде «Три всадника», где запечатлен эпизод осады монастыря польско-литовскими войсками Лжедмитрия II, которая длилась 16 месяцев.

С особым трепетом к преподобному относился художник и путешественник Николай Рерих. В его работах «Сергий Радонежский» и «Святой Сергий Радонежский» старец изображен на фоне колокольни обители.

Фрагмент картины Н. Рериха «Сергий Радонежский» (1932)/Репродукция

Художник Борис Кустодиев считал, что писать Лавру надо крупно и непременно гуашью. Он уверял, что стены святыни при разном свете дня приобретает удивительные оттенки, которые можно передать только с помощью яркой краски.

Что касается кино, то о Лавре снят документальный фильм «Обитель», где рассказывается о прошлом и настоящем монастыря.

Экспертное мнение

Константин Филимонов, историк, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника:

«Изучая Сергиеву Лавру, подробнее знакомишься с историей страны»

— Еще в 1739 году Лавра была признана «первенствующим» монастырем России. Это школа русского монашества. Выдающийся архитектурный ансамбль, важнейшие памятники которого считаются лучшими в своем роде. Духовская церковь-звонница — древнейшая и самая изящная среди церквей-звонниц. Успенский собор здесь больше, чем одноименный в Кремле. Царь-колокол — самый большой и тяжелый среди действующих колоколов. Можно говорить бесконечно. Изучая историю Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изучаешь историю России.

Троице-Сергиева Лавра

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра – расположенный в Сергиевом Посаде крупнейший в стране православный мужской монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху. В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов, в 1993 году вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV-XVIII вв., открыт для паломников и туристов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Троице-Сергиева Лавра

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.

Панорама Троице-Сергиевой Лавры Троицкий собор

Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры

На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.

Троицкий собор

В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Успенский собор

По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.

Малые церкви и другие сооружения

Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.

Троице-Сергиева Лавра с высоты Белокаменные стены Лавры Усыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Правила поведения в Лавре

Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Где остановиться

Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Религиозные службы

Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.

Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля в 1559–1585 г.

Собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, а четыре – в основном пространстве храма. В плане он представляет собой немного вытянутый с востока на запад прямоугольник.

Точных сведений о начальном этапе сложения иконостаса, который относится ко времени освящения собора, то есть к 1585 году, на данный момент не обнаружено. Попытку реконструкции утраченного комплекса предприняла сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Токарева Т. Ю [1] .

Современный иконостас в разных источниках датируется концом XVII или началом XVIII века. Пятиярусный резной иконостас, состоящий из местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, включает в себя семьдесят шесть икон.

Иконостас увенчан Распятием с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. В верхней части Креста находятся три херувима: два по сторонам и один над Крестом. Венчает всю композицию резная царская корона. Под распятием расположены 4 клейма с изображением Страстей Христовых. За иконостасом находится трехъярусная галерея, подобная галерее Успенского собора Кремля.

Рама иконостаса выполнена в технике флемской резьбы. Колонки алтарной преграды Успенского собора богато декорированы хитро переплетенными ветками виноградных лоз, архивольт и фризы – диковинными цветами. Распятие с предстоящими Богородицей и апостолом Иоанном Богословом обрамлены резным узором из подсолнухов, роз и гроздьев винограда. Панели под местным рядом иконостаса также декорированы растительным орнаментом и картушами. Все эти резные элементы обладают глубоким смыслом и могут трактоваться как изображение «райского сада». О резчиках иконостаса точных сведений не найдено. Но по характеру резьбы можно предположить, что это мастера Оружейной палаты.

Иконостас заполнен иконами хорошего письма. Расположение икон такое, какое было установлено с 17 века в соответствии с реформами Патриарха Никона – над местными иконами находятся праздники, далее деисус и другие ряды. Местный ряд иконостаса сохраняет иконы XVI в., а все остальные принадлежат в основном концу XVII в., то есть изготовлялись одновременно с росписью стен или сразу же после их создания [2] .

Иконы и резьба иконостаса Успенского собора за историю своего существования неоднократно поновлялись и сведения об этом хранятся в рукописных источниках. Кроме того, об этом свидетельствуют реставраторы, делавшие пробы на иконах (почти на всех иконах 3-4 слоя записей).

Так, например, в деле 1786 года «О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей» говорится «о высылке из Москвы знающих двух иконописцев, для поправления в стоящей внутри Лавры соборной Успенской церкви в иконостасе некоторых местных образов» [3] по просьбе архиепископа Московского и Калужского Платона. Присланные иконописцы дьякон Иван Андреев и Григорий Львов поновили местный образ Софии (из доклада учрежденного собора архиепископу Платону от 12 августа 1786 г.) [4] .

Василий Павлович Зубов, принимавший непосредственное участие в реставрации Свято-Троицкой Сергиевой лавре в качестве секретаря Учёного совета по реставрации лавры приводит такие сведения, — в деле 1865 г., (№ 152 на листе 15-м) указан перечень икон, подлежащих исправлению, среди которых местный образ Софии Премудрости Божией [5] .

Горский А. В., описывая иконостас Успенского собора, указывает, что иконы в нем «по мере надобности, поновлены в 1839 году» [6] , и архимандрит Троице-Сергиевой лавры Леонид дополняет «в 1880–1881 г. Успенская церковь обновлена во всех частях… В иконостасе резьба исправлена и он вызолочен вновь мастером Астафьевым, иконы очищены от позднейших исправлений и реставрированы живописцем Рогожкиным; на икону Благовещения устроена новая сребропозлащенная риза» [7] . О поновлении иконостаса писал и Голубинский Е. Е [8] .

В 1922 году советская власть проводила изъятие церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом в России. В этот период с местных образов иконостаса были сняты драгоценные оклады.

Из дел, хранящихся в архиве Троице-Сергиевой лавры с середины XX столетия мы узнаем о реставрациях иконостаса, которые проводились после возращения лавры Русской Православной Церкви.

В 1980 году проводилась реставрация рамы иконостаса. В ходе работ была восстановлена позолота.

В 1981 году был поднят вопрос о реставрации некоторых икон иконостаса Успенского собора, в связи с их аварийным состоянием. По этой причине было отправлено письмо в Министерство культуры РСФСР с просьбой о выдаче разрешения реставрацию икон [9] . Чтобы ускорить процесс реставрации было направлено письмо в Министерство культуры РСФСР с просьбой разрешить реставраторам Лавры принять участие в работах по иконам Успенского собора [10] .

В ходе реставрационных работ некоторые иконы иконостаса и иконы на столбах Успенского собора были расчищены от поздних записей: «В частности, в 1986 году были расчищены от загрязнений и поздних записей до авторских слоев иконы Преподобного Сергия, Положение ризы Господней и преподобного Никона» [11] . Иконы преподобного Никона Радонежского XVII века и преподобного Сергия Радонежского XVII в. находились под тремя слоями записей. Реставрацию провели руководитель работы Чуракова Екатерина Сергеевна и художник-реставратор Алдошина Наталья Евгеньевна.

В 1987 году проводилась рентгенографическое исследование трех икон из местного ряда иконостаса «Успение», «София – Премудрость Божия», «Господь Вседержитель».

В 1988 году в канун 1000-летия Крещения Руси группа реставраторов раскрыла от поздних слоев записи главную храмовую святыню Успенского собора — икону «Успение Пресвятой Богородицы» [12] . Икона поступила на реставрацию со значительными потертостями и утратами красочного слоя [13] . В результате проведенных раскрытий с применением новых технологий [14] , «сделанных с послойным удалением записей (2-х слоев), была открыта оригинальная живопись XVI века» [15] .

В ходе работы с документами из Российского государственного архива древних актов было обнаружено два рисунка плана иконостаса. На этих планах видно, что на нижних панелях местного ряда были клеймы-картуши с изображением сюжетов из Ветхого Завета. Все клеймы подписаны и можно прочесть, что было в них изображено. Первый [16] план 1865 года, второй [17] – без даты. План иконостаса на первом рисунке соответствует современному виду иконостаса, если не считать клейм под местным рядом. Второй план имеет больше отличий: во-первых, расположение крайних местных икон на южной стороне не соответствует современному виду – икона преподобного Сергия находится за дьяконской дверью, ближе к иконе «Положение Ризы Господней», сейчас дверь находится между иконой преподобного Сергия и иконой «Положение Ризы Господней»; во-вторых, отличается на северной и южной стороне расположение клейм на нижней панели местного ряда; и в-третьих, в праотеческом ряду крайняя икона на северной стороне подписана как образ праотца Иосафата, тогда как на первом рисунке и в современном виде на этом месте находится икона праотца Иссахара. Пока трудно объяснить с чем связана разница между этими планами. Возможно, во втором случае это ошибки художника. Но оба эти рисунка подтверждают, что какое-то время на нижних панелях местного ряда были изображения, которые утрачены. Возможно из-за плохой сохранности их покрыли позолотой в 1880–1881 году, когда проводилась реставрация рамы иконостаса, о которой писали Голубинский Е. Е. [18] , архимандрит Леонид [19] и другие историки.

К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с 2012 года по сегодняшний день проводится реставрация, которая коснулась и иконостаса Успенского собора. В ходе реставрации рамы иконостаса были восстановлены поврежденные резные элементы и позолота. Также была проведена легкая реставрация икон. Они были очищены от загрязнений и копоти. После проведенных работ иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры предстал в обновленном виде и по-прежнему является главным украшением интерьера собора.

В заключение хотелось бы добавить, что приведенные в этом докладе данные о реставрациях иконостаса не являются исчерпывающими. Но помогают составить представление о том, как изменялась алтарная преграда Успенского собора лавры в течение трех столетий.

1. Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП). С. 70

2. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129

3. Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182

4. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941 http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21

5. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23

6. Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54

7. Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.

8. Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330.

1. Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7, 9

2. Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.

3. Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.

4. Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 4 об.

5. Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 9

6. Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.

7. План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.

[1] Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330. Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.

[2] Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129.

[3] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.

[4] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.

[5] Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54-

[6] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23

[7] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941 http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21

[8] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.

[9] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7.

[11] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП). С. 71

[12] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП). С. 70

[13] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 4 об.

[14] Подробнее о ходе реставрационных работ можно прочитать в статье «Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры», авторы Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП).

[15] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 9

[16] Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.

[17] План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.

[18] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Москве

Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном монастыре

В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве

В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Сретенском ставропигиальном монастыре

Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя в Москве

Свято-Троицкая Сергиева лавра

История

Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы.

На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч).

С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.

С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в.

В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.

В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Храмы и часовни

  • Троицкий собор (1422-23 гг.), в котором почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского; в иконостасе храма иконы письма прп. Андрея Рублева;
  • Успенский собор (1559-1585 гг., построен по повелению царя Иоанна Грозного);
  • храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476-77 гг.);
  • храм прп. Никона Радонежского (1623 г.);
  • надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.);
  • храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-1637 гг.);
  • храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1686-1692 гг.);
  • храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-1753 гг.);
  • храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию (Михеевская церковь) (1734 г.);
  • храм в честь Покрова Божией Матери (в академии);
  • храм в честь прп. Иоанна Лествичника (в семинарии);
  • Успенская часовня над кладезем (1644 г. — кон. XVII в.).

Подворья и скиты

  • подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, храм Троицы Живоначальной в Троицкой Слободе и храм прп. Сергия в Сергиевском подворье;
  • храм свв. апп. Петра и Павла (г. Сергиев-Посад);
  • Пятницкое подворье на Подоле, храм в честь св. мц. Параскевы Пятницы, расположенный с юго-восточной стороны Лавры;
  • храм Преображения Господня в с. Радонеж Московской обл.;
  • Троицкое подворье в Санкт-Петербурге;
  • Варницкое подворье в Ростове Великом;
  • храм в честь св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде;
  • храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Министерства труда и социальной защиты РФ (г. Сергиев Посад);
  • Всехсвятское подворье в Сергиевом Посаде;
  • Владимирское подворье (Владимирская обл., с. Тучково);
  • Покровский скит (Московская обл., с. Сабурово);
  • Благовещенское подворье (Московская обл., с. Благовещение);
  • Богородское подворье (Московская обл., п. Богородское);
  • Деулинское подворье, храм Нерукотворного Спаса в с. Деулино Московской обл.;
  • Пересветское подворье в г. Пересвет Московской обл.;
  • подворье «Куликово Поле» (Тульская обл., д. Иваново);
  • Спасо-Вифанское подворье (г. Сергиев Посад);
  • Черниговский скит (г. Сергиев Посад);
  • скит Параклит (г. Сергиев Посад);
  • Успенский женский скит-подворье (Тульская обл., п. Епифань);
  • храм Корсунской иконы Божией Матери (с. Глинково Сергиево-Посадского района Московской области; подворье открыто Патриаршим указом от 16 августа 2018 г.).

Святыни

Раки с мощами прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского (Троицкий собор); прп. Максима Грека и прп. Антония Радонежского (храм Сошествия Святого Духа); свт. Иоасафа, митрополита Московского, прп. Дионисия Радонежского и свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, вмч. Пантелеимона, часть пояса Пресвятой Богородицы и др. святыни (Серапионова палата); Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор), икона свт. Николая (в храме прп. Сергия) и др.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30. Вечернее богослужение в 16.45 по будням, в воскресные и праздничные дни в 17.00.

Читайте также:  Собор Сент-Джайлс в Эдинбурге, Шотландия
Ссылка на основную публикацию