100 самых впечатляющих фортов и фортификационных сооружений

15 наиболее впечатляющих фортов в мире

Форты с давних времен служат для защиты и укрытия от вражеских нападений. Некоторые из таких сооружений не только надежны и функциональны, но и просто поражают воображение. В этой подборке собраны самые могучие военные крепости: от старинных замков до современных военных баз.

15 ФОТО

1. Гибралтарская скала.

Скала, расположенная в Гибралтарском проливе, в южной части Пиренейского полуострова. Долгое время она служила крепостью для английского гарнизона, а во время Второй мировой войны была укреплена и стала ключевой точкой британской обороны в Средиземном море.

2. Подземный комплекс в горе Шайенн.

В горе Шайенн расположен Центр объединенного командования воздушно-космической обороны Северной Америки. Главная особенность форта – массивная входная дверь весом в 25 тонн. С июля 2006 года подземный комплекс начали использовать в невоенных целях – там проводились съемки популярного сериала «Звездные врата».

3. Форт Читторгарх.

Крупнейший форт в Индии, занимающий 700 акров земли, расположен на вершине 590-метровой горы. Неприступное сооружение со сторожевыми башнями и железными дверями в металлических шипах. Внутри форта имеется система резервуаров для сбора дождевой воды, вмещающая до миллиарда галлонов, благодаря чему форт мог выдерживать многолетнюю осаду.

4. Виндзорский замок.

Один из старейших и крупнейших замков в мире, он служил домом для британской королевской семьи в течение целого тысячелетия. Построен Вильгельмом Завоевателем в качестве стратегического военного форта. Стены замка, до сих пор остаются крепкими и в нем по-прежнему проводятся официальные церемонии и встречи, связанные с королевской семьей Великобритании.

5. Форт Джефферсон.

Форт XIX века, расположенный на острове Гарден-Ки. Некогда служил тюрьмой для участников заговора с целью убийства президента Линкольна. В настоящее время является туристическим объектом.

6. Пражский град.

Один из самых больших замковых комплексов в мире, его площадь составляет более 230 тысяч квадратных метров. Поначалу Пражский град выполнял функцию бастионного укрепления, а позднее замок стал резиденцией чешских королей.

7. Боинг Б-17 «Летающая крепость».

Тяжелый цельнометаллический четырехмоторный бомбардировщик, участвовал в боях во время Второй мировой войны. Известен своей несокрушимостью: самолет не раз возвращался с поля боя при очень значительных повреждениях.

8. Замок Мариенбург.

Крупнейший из средневековых кирпичных замков в мире, в XIV и XV веках он служил резиденцией для Тевтонского ордена. В 1410 году крепость успешно выдержала продолжительную осаду.

9. Авианосец «Нимиц», плавающая крепость.

Настоящая автономная плавающая крепость, оснащенная ядерной силовой установкой. Способен перевозить на борту 60 самолетов и более 5000 военнослужащих.

10. Форт Нокс.

Военная база, на территории которой находится хранилище золотых запасов США. Стены форта состоят из гранита, покрытого бетоном, а входная дверь сделана из стали и весит 20 тонн. Помимо этого, форт охраняется посредством цифрового и визуального наблюдения и оборудован всеми мыслимыми и немыслимыми высокотехнологичными системами защиты.

11. Форт Самтер.

Расположенный на небольшом скалистом острове, гранитный форт был построен для защиты порта Чарльстон. Помимо крепких стен, форт был оборудован многоуровневой артиллерийской батареей.

12. Крепость Аламо.

Изначально Аламо была построена в качестве католической миссии, но позднее стала использоваться в качестве крепости для мексиканской, а затем для техасской армии.

13. Крепость Кёнигштайн.

Одна из крупнейших крепостей в Европе, ее стены возвышаются на высоту до 41 метра. Также известна своим вторым по глубине колодцем в Европе, благодаря которому осажденные никогда не страдали от жажды.

14. Форт Кастильо-де-Сан-Маркос.

Самый старый каменный форт в США, был построен для защиты от нападения пиратов.

15. Морская крепость Маунселла.

Морские зенитные форты, построенные для защиты крупных промышленных центров Великобритании от нападений немецких бомбардировщиков.

10 самых впечатляющих морских фортов

Админчег Muz4in.Net 24.07.2012, 13:55 Тэги

Форт-Джефферсон, штат Флорида, США

Форт-Джефферсон — покинутый форт XIX века на острове Гарден-Ки, входящий в группу островов Драй-Тортугас в Мексиканском заливе. В настоящее время — туристический объект. Форт является частью национального парка Драй-Тортугас. В форте постоянно проживают несколько рейнджеров и волонтёров.

Крепость на острове была основана в 1822 году, здесь была основана военно-морская база, помогавшая сражаться с пиратством в Карибском море. После долгих лет планирования, в 1847 началось возведение массивного фортификационного сооружения шестиугольной формы с 420 бойницами для тяжелых пушек. Высота стен над уровнем моря составляет 15 метров, крепость окружена рвом шириной в 23 метра.

Морские форты Маунселла

Британские морские форты Маунселла, расположенные в устье Темзы, были построены во времена Второй мировой войны, однако до сих пор это место остается живой легендой.

История крепостей Маунселла богата необычными событиями, далеко не все из которых связаны с военными событиями.

Чего тут только не было: крепости стали оплотом пиратских радиостанций и даже местом образования самого настоящего микрогосударства под названием Силенд.

No Mans Land Fort

Искусственный остров под названием No Mans Land Fort расположен в полутора километрах от Портсмута

На острове, построенном между 1861 и 1880 годами, размещался форт с 80 солдатами для защиты побережья Великобритании от нападения французов.

Фундамент острова состоит из огромных гранитных блоков, которые доставлялись на место специальными баржами. Он был построен в комплекте с маяком и огневые позициями для 49 пушек. Форт примерно 200 метров в диаметре, и поднимается на 18 метров над морем.

Форт HM Fort Roughs, Великобритания

Был построен в 1942г . На нем размещалось орудие и радиолокационное оборудование.

Форт держится на двух полых колоннах.

Форт Murud-Janjira, Индия

Форт Murud-Janjira был основан в XIII веке Koli, или «королями рыбаков», и постепенно превратился в укрепленную крепость. В течение 200 лет индийские рыбаки отчаянно сражались с исламскими захватчиками, но крепость так и не взяли боем, до тех пор пока противник не применил хитрость.

Либо жителям Индии не был известен легендарный трюк, который позволил захватить Трою, либо история ничему не учит, но хитрые мусульмане притворились торговцами ликера. Провезя в некоторых бочках своих воинов, они дождались, пока индийские рыбаки напьются, а затем захватили неприступную крепость.

Форт был укреплен 19 бастионами, которые сохранились до наших дней, а также множеством пушек, которые не подпускали неприятеля достаточно близко

Форт Пампус, Нидерланды

Пампус – древний морской форт, расположенный на острове. В XVII и XVIII веках его история тесно связана с плаваниями кораблей знаменитой Ост-Индийской компании. Живописно окруженный морем этот остров, изрезанный лабиринтами старинных катакомб, производит сильное впечатление на туристов который в нем побывали.

Форт Бойярд, Франция

Форт Бойярд — каменный форт, расположенный у атлантического побережья Франции в проливе Антиош, между островами Иль-д’Экс и Олерон . Строительство началось в 1801 году и закончилось в 1857 году.

Начиная с 1980 года интерес к форту Байяр проявляет телевидение. В частности, Филипп Де Дьелевель, ведущий популярной программы «Охота на сокровища», в одном из выпусков которой герой должен найти табакерку Наполеона, спрятанную в Форте.

Форт Александр, Россия

Форт возведён в 1838-45 гг. Форт выстроен в форме “боб” размерами 90х60 метров, имеет 4 боевых яруса, на коих может разместиться 137 орудий, и приспособлен к ведению круговой обороны.

Форт никогда не участвовал в боевых действиях, однако произвел большое впечатление на командующего союзной эскадрой адмирала Непира во время Крымской войны

В 1894 г. А. Йерсеном был открыт возбудитель чумы. Тогда-же в России была создана “Особая комиссия для предупреждения чумной заразы и борьбы с нею в случае ее появления в России” – КОМОЧУМ.

Форт Александр был идеальным местом для организации чумной лаборатории – полная изоляция и вместе с тем, не далеко от города. 26 января 1897 года форт перешел в ведение Института Экспериментальной Медицины.

Форт Лувуа знаком каждому, кто хотя бы раз досмотрел «Форт Байяр» до самого конца — именно этот форт на протяжении многих лет появляется в финальных титрах передачи.

Проект форта Лувуа был предложен в 1690 году маркизом де Лувуа, занимавшим в то время пост военного министра. Согласно проекту двухэтажный с двумя башнями форт имел овальную форму. В качестве места строительства была выбрана отмель Шапю, а сам форт должен был быть соединён с берегом дамбой, которая во время отлива могла бы служить для доставки в крепость различных грузов.

1929 году форт Лувуа получил статус исторического памятника. С 1972 года крепость открыта для посещений всеми желающими с марта по октябрь (во время прилива до форта можно добраться на беcплатном катере из порта Шапю). В форте действует музей устриц и постоянная экспозиция по истории крепости.

Форт Flakfortet, Дания

Форт находился на службе с 1914-го до 1968 года. В 1974 году был выкуплен шведской фирмой и на нём создали стоянку яхт и катеров с сопутствующей инфраструктурой полностью сохранив исторический облик форта.

10 самых невероятных фортов в мире

Форт — небольшое долговременное или временное отдельное укрепление на гарнизон в несколько сот человек, способное к самостоятельной обороне. По своему назначению форт разделяются на крепостные, заставы и маневренные, а по материалу, рабочим средствам и времени, затраченным на их возведение, — на долговременные и временные.

Подборка ниже предлагает посмотреть вам на 10 самых невероятных фортов в мире

Форт Лувуа, Франция

Проект форта Лувуа был задуман в 1690 году маркизом де Лувуа, занимавшим в то время пост военного министра. Cтроительство было поручено инженеру Франсуа Ферри. Согласно проекту двухэтажный форт с двумя башнями имел овальную форму. В качестве места строительства была выбрана отмель Шапю, а сам форт должен был быть соединён с берегом дамбой, которая во время отлива могла бы служить для доставки в крепость различных грузов. Строительство форта началось в 1691 году. При возведении фундамента сооружения строителям приходилось работать во время отливов, в том числе и ночью, используя факелы для освещения.

Строительство форта было закончено в 1694 году. Крепость стала последним укрепленным сооружением, построенным по указанию короля Людовика XIV.

Недалеко от этого места находится знаменитый Форт Байяр

Форт-Джефферсон, США

Форт Джефферсон — самый крупный береговой форт в США, расположенный на архипелаге Флорида-Кис. Это местность из 1600 коралловых островов и рифов на юго-востоке США, на территории которой появилось несколько национальных парков: Эверглейдс, Бискейн и Драй-Тортугас.

Форт начали строить в 1846 году около 30 лет, но так и не был построен полностью. С 1860-х годов использовался в качестве тюрьмы, но теперь он находится на территории парка Драй-Тортугас, и вместо заключенных теперь его посещают туристы.

Читайте также:  100 самых красивых и известных остров мира

Тюрьмой Форт Джефферсон стал во время Гражданской Войны В США, заключенные которые здесь были являлись дезертирами. Начиная с 1908 года территория острова к этой крепостью вошла в состав национального заповедника Драй-Тортугас.

Крепость на острове была основана в 1822 году, здесь была военно-морская база, которая сражалась с пиратством в Карибском море. После долгих лет планирования, в 1847 началось возведение массивного укрепленного сооружения шестиугольной формы с 420 бойницами для тяжелых пушек. Высота стен над уровнем моря составляет 15 метров, крепость окружена рвом шириной в 23 метра. Хотя строительство и продолжалось на протяжение десятилетий, форт так никогда и не был закончен. Несмотря на это, было положено 16 миллионов кирпичей, что делает Драй Тортугу одним из самых больших прибрежных портов, когда либо построенных.

Морские форты Манселла, Великобритания

В Северном море возле побережья Великобритании, у берегов Северного Кента близ графства Эссекс, в устье Темзы расположены заброшенные зенитные башни морского сооружения, построенные во время Второй мировой войны в 1942 году по проекту инженера Гай Маунселла (Guy Maunsell). В наше время это интересное укрепление известно под названием «Морские форты Маунселла».

Для реализации были выбраны проекты известного британского инженера Гая Анселла Маунселла (1884-1961). Маунселл разработал два вида морских крепостей: сначала NAVY Forts, которые предназначались для королевского военно-морского флота, и затем Army Forts — для британской армии.

После войны форты поставили на длительный ремонт. Но во время «холодной войны» форты были в срочном порядке вновь приведены в состояние боевой готовности. В 1952 г. на них установили новое радиолокационное оборудование и усовершенствованные модели прожекторов. Из 21 армейской башни, построенных на Темзе, до наших дней сохранилось только 13.

В данный момент большенство сооружений уже не подлежит восстановлению, хотя на внешний вид конструкции ещё довольно крепкие. Фирма Рендменд недавно провела обследование оставшихся фортов, которое показало, что подводная часть фортов находится в очень хорошем состоянии для своего возраста.

Форт “Ничья земля”, Великобритания

Искусственный остров Форт “Ничья земля”, находящийся в 1,5 километра от Портсмута, был построен в период между 1862 и 1880 годами. Тогда на фундаменте острова размещался форт с 80 военнослужащими для защиты территории Великобритании от нападения французов. Форт расположен на высоте 18 метров над уровнем моря, а его диаметр – 200 метров.

Если говорить о новейшей истории форта, то она краткая. В 1986 году “Ничья земля” была куплена девелоперской компанией и превращёна в отель. Два года назад отель прекратил своё существование. Сейчас форт снова выставлен на продажу. В качестве отеля или нет — это дело будущего владельца. Компания Найт Фрэнк является единственным агентом по продаже данного строения, представляя интересы собственника. Для тех кто хочет переехать с суши на воду самое то.

Форт Рафс, Великобритания

Форт Рафс (HM Fort Roughs) — построил британский военно-морской флот в годы Второй мировой войны для защиты прибрежных морских маршрутов.

Форт Рафс построили в 1942 году, задачей сооружения было охранять близлежащий порт Харвич. На платформе располагались зенитные орудия и гарнизон, насчитывающий более 100 человек.

В 1956 году платформа форта была брошена правительством Великобритании, а ранее и военнослужащими. Неизвестно почему эта площадка не была разрушена, как подобные ей сооружения системы HM Форт. Может быть, потому что находилась в международных водах.

Форт Муруд-Джанджира, Индия

Форт Муруд-Джанджи (Murud-Janjira) является, одним из самых старых сооружений подобного рода. Он был основан еще в XIII веке народом кoли, которые называли себя сами «королями рыбаков». Со временем, порт превращался в укрепленную крепость. На протяжении двух столетий коли сражались с мусульманскими захватчиками, которые, все же, оказались хитрее индусов. Удивительно, но история повторяется — помните троянского коня? Так вот, мусульмане, которые на протяжении десятилетий не могли попасть в индийский порт, проникли в него прикинувшись торговцами ликера. Коли радостно открыли двери порта, и ночью были захвачены противником.

На протяжении уже больше 500 лет недалеко от южных берегов Индии, прямо в море стоит эта уникальная крепость Джанджира (Janjira). Несмотря на свой почтенный возраст, крепость не поддается разрушению даже под воздействием, солнца, ветра и воды.

Форт простоял не тронутым на протяжении 200 лет. Никому не удавалось занять с боем этот клочок земли. Двенадцатиметровые отвесные стены, уходящие вглубь оказались не по зубам противникам.

Форт Пампус (Pampus), Нидерланды

Форт Пампус был построен в 1887 году. На обороне крепости стояли четыре мощные пушки, к которым снаряды доставляли электрические подъемники. Эти орудия могли попасть в цель с расстояния до восьми километров.

Форт служил защитной крепостью для города Амстердама в течении долгого времени. Когда в «золотом веке» корабли плыли через Зёйдерзее в Амстердам, Пампус был труднопреодолимым препятствием.
Пампус – древний морской форт, расположенный на острове. В XVII и XVIII веках его история тесно связана с плаваниями кораблей знаменитой Ост-Индийской компании. Живописно окруженный морем этот остров, изрезанный лабиринтами старинных катакомб, послужит оригинальным интерьером для увлекательного активного дня.

Главная цель форта и острова Пампус – защищать вход в гавань возле Амстердама. На этом искусственном участке суше практически по всему его периметру возведена оборонительная стена, в центре острова находится маяк. На острове была установлена мощная насосная станция. Оборона велась с помощью мощной артиллерийской батареи.

Форт Байяр, Франция

Форт Байяр ( Fort Boyard ) — Первое предложение о постройке форта на этом месте появилось ещё в 1666 году, после сооружения военных верфей в городе Рошфор. Что бы защищать верфи от возможного нападения британского флота были построены две береговые батареи, однако блокировать пролив они не могли — дальнобойность артиллерийских орудий в то время была весьма малой, а расстояние между двумя смежными островами — слишком большим. Форт, построенный посередине пролива, вместе с береговыми батареями мог бы блокировать проход к верфям, создавая перед кораблями противника «огневой барьер». Однако легендарный инженер-фортификатор Себастьян Ле Претр де Вобан, которому Людовик XIV предложил возглавить строительство, отказался, возразив королю: «Сир, легче ухватиться за луну зубами, чем построить крепость в таком месте»

Сооружение форта оказалось «долгостроем» — крепость была завершена только к 1857 году. Итоговое сооружение оказалось весьма внушительным — форт имел длину 68 метров и ширину 31 метр, а высота стен доходила до 20 метров. Гарнизон крепости состоял из 250 человек. Однако к моменту завершения строительства форта оказалось, что крепость в общем уже не нужна. За 50 с лишним лет, прошедших с момента закладки форта, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась, и теперь береговые батареи с лёгкостью перекрывали пролив. Таким образом, необходимость в новопостроенном форте отпала, однако он остался в ведении Военного ведомства Франции и впоследствии использовался как тюрьма, не участвуя в боевых действиях.

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго — в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили форт Байяр.

Форт “Император Александр I”, Россия

Форт “Император Александр I” являлся одним из долговременных укреплений Кронштадтской крепости. Это первый многоярусный форт в Российской Империи, имеющий бобовидную форму и размеры 90 на 60 метров.

Строился форт по проекту фортификатора М. Дестрёма в 1836 -1845 гг. Строительством руководил инженер-полковник Лебедев. В августе 1892 г. стройку посетил император Николай 1. Он остался доволен ходом работ и наградил строителей деньгами.

Как и другие морские форты, «Александр 1» построен на искусственном острове. Для строительства использовались ряжи и сваи (было забито более 5000 свай). Основным строительным материалом являлись гранит, кирпич, известковый раствор (предшественник цемента).

Форт имел четыре боевых яруса, на вооружение форта могло находиться 137 гладкоствольных орудий. На форте также была проложена узкоколейная железная дорога для перевозки снарядов, следы её существования сохранились до сих пор. Во время Крымской войны (1853-1856 гг) между фортами Александр 1 и Павел 1 было устроено первое в мире минное заграждение. Однако во второй половине 19 века с развитием артиллерии казематированные батарей утрачивают боевой значение. Строятся новые форты, предназначенные для нарезных орудий. Дальность и точность стрельбы которых значительно выше. Форт «Александр 1» исключается из состава оборонительных сооружений.

Большая часть металлических конструкций форта была срезана ещё в советское время. В 1990-е гг. на форте проходили дискотеки, в последние годы форт передали в федеральную собственность. В данный момент форт охраняется, однако его посещение возможно по предварительной заявке. Добраться на до форта можно по воде в период навигации и по льду зимой.

Форт Флакфортет, Дания

Строительство морской крепости между Копенгагеном и Мальме было осуществлено в 1910-1915 годы. С 1915-го до 1968 год форт находился в эксплуатации.

В 1974 году форт был выкуплен шведской фирмой, и на нем создали стоянку яхт и катеров с сопутствующей инфраструктурой, полностью сохранив исторический облик форта.

На территории форта допускается размещение только временных павильонов для нужд туристов, которые с окончанием сезона убираются.

Подземелья Кёнигсберга

История Восточной Пруссии и Калининградской области

  • Список форумовОбщий разделФортификацияФортовый пояс Кёнигсберга
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

Инженерные коммуникации фортов

Инженерные коммуникации фортов

Den » 08-09-2005 11:56:07

Ulrich Schulz » 12-09-2005 23:51:16

Den » 13-09-2005 08:13:34

uran238 » 13-09-2005 08:24:33

Угадайте что это.

Den » 30-01-2006 23:40:05

Угадайте что это.

Вот такая вот система была подачи воды на фортах

uran238 » 31-01-2006 09:08:16

Подземка

Питух » 05-07-2007 09:24:40

production » 08-07-2007 16:55:32

DOROSCH » 09-07-2007 10:50:27

Re: Инженерные коммуникации фортовых сооружений

Starley » 17-08-2007 10:06:03

По правилам строительства военных сооружений, принятых в Германии еще во время 1 Мировой (и почти во всех европейских странах), электроснабжение осуществлялось двумя способами. Первый – основной, т.е. от обычной внешней линии электроснабжения. От городских линий это отличалась только большим запасом по сечению кабеля. Второй – резервный, он же внутренний. Им пользовались при отсутсвии внешнего электроснабжения. Он осуществлялся при помощи нескольких ДВС (двигателей внутреннго сгорания). При этом один ДВС был резервным. Функционирование системы воздухообмена на прямую зависело от электроэнергии вырабатываемой ДВС (в случаях расположения сооружения на большой глубине и невозможности использования прямоточного воздухообмена). В фортах этого практически не использовали.
Особенностью применения ДВС являлось необходимость их охлаждения проточной водой, так что территориально они находились недалеко от воды.

Читайте также:  100 самых лучших и необычных пляжей мира

Примером всего вышесказанного является крепость в Балтийске. Могу даже фотки выслать.

Вообще, как бывший военный инженер-строитель, могу сказать, что в техническом плане немецкие воеенные сооружения превосходили наши постройки 60-х годов.

serg » 01-10-2007 21:15:00

Для затравки: Попробуйте найти более или менее толковую (хотя бы общие понятия, принципы) литературу по дренажу и водоотведению. Эта задачка, кстати, очень перекликается с фортами и их эксплуатацией.

Вот и вторая тема: литература по эксплуатации фортов. Должны же быть хоть какие-то документы по содержанию и по поддержанию в исправном состоянии фортов, не от балды же немцы их эксплуатировали.

uran238 » 02-10-2007 11:20:27

По поводу первого вопроса – у нас и у немцев СНИПы и ГОСТы наверняка разные.
по поводу эксплуатации фортов – надо бы поискать. Хотя у Олега наверняка что то есть.

Но вопросы интересные

production » 02-10-2007 11:43:18

serg » 02-10-2007 21:30:30

СНиПы и ГОСТ описывают требования к чему либо (хотя, по опыту, наши стандарты в основном слизаны с немецких. ), я же имел в виду литературу, в которой описывались бы основные принципы работы, некие закономерности, заложенные в конструкции.

Как раз ГОСТов и СНиПов завались. будь то наших или импортных.

uran238 » 03-10-2007 07:46:46

production » 03-10-2007 08:51:16

Питух » 03-10-2007 15:30:18

Starley » 05-10-2007 10:08:10

Питух » 05-10-2007 14:46:08

Re: Инженерные коммуникации фортовых сооружений

Кальтер » 06-02-2008 13:14:38

В детстве лазили по коммуникациям и ходам береговой линии обороны в Клайпеде. Идентичные сооружения на Бал.косе. И там был туалет. Закоулок полтора на полтора с ямой обложенной по кругу камнями.

Посмотрел фотки ребят, которые как-то побывали на Бал.косе. И эта фотка меня заинтересовала.


Что это?
Находится, думаю, где-то в районе южного мола.

uran238 » 06-02-2008 14:14:44

Форты

freejoker » 27-01-2010 17:51:05

Re: Форты

uran238 » 27-01-2010 18:24:29

Форты

freejoker » 27-01-2010 18:46:18

Re: Форты

serg » 27-01-2010 21:19:29

Re: Форты

koenigsberger » 29-01-2010 16:48:32

Есть интересная книга автора Kutschke. В ней есть, в частности план крепости Фридрихсбург. На нее ссылается в своей книге Балдур Кестер, указывая страницу. Также все в тайном архиве в Берлине лежит. Оттуда они и черпают инфу для издания своих книг. Я нашел книгу Кучке “Кенигсберг портовый город”, 1930 года, только в одном месте и только одну. А стоит она почти 500 Eur.

Re: Форты

пруссак » 03-02-2010 00:41:35

кто не знал старика кучке! ведь он составил генплан южного берега и план развития порта. вот только фридрихсбургу в этом плане места не оставалось вовсе.

(нажмите на “просмотр всего изображения” для полного вида)

что же до его книг, они не только в госархиве есть. есть и в госбиблиотеке!

Re: Форты

koenigsberger » 03-02-2010 09:17:06

кто не знал старика кучке! ведь он составил генплан южного берега и план развития порта. вот только фридрихсбургу в этом плане места не оставалось вовсе.

что же до его книг, они не только в госархиве есть. есть и в госбиблиотеке!

Очень интересно
Я пробивал по историчке, ленинской – нигде нет.
К книге прилагаются планы. Возможно их нет в книге уже, утяряны. Не мог же Балдур Кёстер ссылаться на эту картинку, говоря о ней как о плане Фридрихсбургской крепости.

Re: Форты

пруссак » 03-02-2010 21:19:33

Königsberg als Hafenstadt ; Kutschke, Kornelius ; Königsberg Pr.: Ostpr. Dr. u. Verl. Anst., 1930
Signatur: 4″ Sz 8346/128

Die Speicheranlagen am Industriehafen zu Königsberg Pr. ; Kutschke, Kornelius ; Königsberg/Pr. : Allg. Zeitungs- und Verlagsdruckerei, 1924
Signatur: 4″ Ny 11395

Bericht über die Studienreise der Hafen-Deputation der Stadt Königsberg i. Pr. nach dem Westen und nach Rußland im Frühjahr 1914 ; Im Auftr. d. Hafen-Deputation verf. durch Stadtbaurat [Cornelius] Kutschke; Königsberg i.Pr.: Hartung, 1914
Signatur: 4″ Nz 8831/14

Re: Инженерные системы Фортов

serg » 19-05-2010 23:20:13

На просторах Интернета наткнулся на реферат:
Влияние осушительных систем на природу прилегающих территорий
Реферативный доклад
Выполнил: Полозова А.А., курс: III
Тверской государственный университет
Тверь, 2003г.

В нем компактно содержится очень интересная информация, относящаяся, в том числе, и к гидросистемам фортов.

Способы осушения почв
Вертикальные системы осушения
Способ осушения с помощью вертикальных трубчатых, или шахтных, колодцев называют вертикальным дренажем, или вертикальной системой осушения, если имеется несколько таких колодцев. Вертикальные шахтные, или трубчатые, колодцы, из которых с помощью насосов откачивают воду, понижая уровень грунтовых вод, называют водопонижающими шахтными, или трубчатыми, колодцами. Если понижение уровня грунтовых вод происходит за счет их перелива из верхних водоносных горизонтов в нижний водоноглощающий с помощью трубчатых, или шахтных, колодцев, то такие колодцы называют поглощающими. Когда напор напорного водоносного горизонта снимается за счет скважин, работающих на самоизлив, такие скважины называют разгрузочными. Все перечисленные способы вертикального дренажа при соответствующих гидрогеологических условиях можно применять при осушении болот, заболоченных земель, торфяников. Благоприятные условия для вертикального дренажа – такие, при которых водоносными горизонтами являются обводненные пески (лучше всего средне- и крупнозернистые) мощностью 5,0-10 м и более. Эффективная мощность 15-25 м.

Для вертикальных систем осушения используют различные конструкции водопонижающих и водопоглощающнх трубчатых и шахтных колодцев.

Трубчатые водопонижающие колодцы или скважины в пределах водоносного горизонта или по длине 1/3 его мощности оборудуют специальными фильтрами, через которые вода поступает в такой колодец и затем из колодца насосом откачивается на поверхность. Происходит понижение уровней грунтовых вод (осушение). К фильтрам, которыми оборудуются водопонижающие или водопоглощающие скважины для осушения обводненных почв, предъявляют очень высокие требования, поскольку от правильного выбора конструкции фильтра зависят работа скважины и желаемый эффект водопонижения (осушения). Особенно важно создать совершенную конструкцию фильтра для осушения водоносного пласта, сложенного мелкозернистыми глинистыми песками с плохой водоотдачей. В таких условиях большие отверстия в фильтрах допускают пескование скважин, а слишком мелкие – создают значительное входное сопротивление, вследствие чего фильтр работает плохо.

По типу материала, из которого изготавливают фильтры, их разделяют на металлические и неметаллические. На металлические фильтры расходуется большое количество металлических труб и дефицитных цветных и черных металлов, поэтому необходимо там, где только возможно, заменять их на равноценные или более эффективные неметаллические.

Вертикальные трубчатые дренажные колодцы могут быть оборудованы пористобетонными фильтрами – бескаркасными и на каркасе из перфорированных труб различных материалов или стержней. Каркас может быть зацементирован в монолите фильтра; блоки фильтров свободно надеваются на тот или иной каркас и, наоборот, каркас можно надевать на блок фильтра.

Трубчатые дренажные колодцы с пористобетонными фильтрами можно применять и в качестве поглощающих колодцев, когда вода из вышележащего водоносного горизонта перепускается в нижележащий (под водоупором) поглощающий горизонт.

Немаловажное значение имеет своевременный отвод поверхностных вод с объектов осушения, особенно из замкнутых понижений и придорожных зон. Для осушения дренажем в пределах замкнутых понижений проектируют сгущенную дренажную сеть, а при наличии глубоких замкнутых понижений (при водосборной площади больше 5 га) для отвода поверхостных вод предусматривают фильтры-поглотители, через которые поверхностные воды поступают в дренажную сеть. В Прибалтике строят фильтры колодезного типа из железобетонных колец с водоприемными отверстиями, крышками и днищами. В Германии для осушения отдельных мульд и понижений применяют поглощающие колодцы.

В качестве поглотителей можно применять шахтные колодцы, собранные из пористобетонных или из железобетонных колец с пористобетонными окнами. Иногда вода из блюдцеобразных понижений (особенно после снеготаяния) перекачивается насосами.

Опытным путем установлено, что применение вертикального дренажа не приводит к неравномерности осушения площадей, воронки депрессии существуют только в непродолжительные периоды откачек. Все процессы по осушению, водопонижению и орошению сельскохозяйственных угодий на базе вертикального дренажа легко автоматизировать. Оптимальная норма осушения на системах вертикального дренажа поддерживается периодическим включением и отключением дренажных скважин.

Подача воды на увлажнение в общем случае может осуществляться но трем схемам:

    1) из каналов, наполняемых из скважин, через подземные или поверхностные трубопроводы к дождевальным машинам («Волжанка», «Фрегат», «Днепр» и др.);
    2)из бассейнов суточного регулирования по той же сети;
    3)непосредственно из скважин в дождевальные машины по подземным трубопроводам.

Скважины вертикального дренажа размещают так, чтобы они обеспечивали равномерное осушение земель, необходимые дебиты и позволяли использовать дождевальную технику. В системах вертикального дренажа важнейшие параметры – глубина скважин и их диаметр с учетом фильтров. Конструкции скважин, фильтров, насосов и другого оборудования выбирают из расчета наибольшей надежности и экономичности. Сочетание вертикальных скважин небольшой глубины (25-50 м) с широкозахватной дождевальной техникой типа «Фрегат», «Днепр», «Волжанка» дает возможность создать экономичные, весьма оперативные мелиоративные системы двустороннего действия.

Это для затравки! Если интересно – пишите, и я продолжу!

10 самых впечатляющих морских фортов

Форт-Джефферсон, штат Флорида, США

Форт-Джефферсон — покинутый форт XIX века на острове Гарден-Ки, входящий в группу островов Драй-Тортугас в Мексиканском заливе. В настоящее время — туристический объект. Форт является частью национального парка Драй-Тортугас. В форте постоянно проживают несколько рейнджеров и волонтёров
Крепость на острове была основана в 1822 году, здесь была основана военно-морская база, помогавшая сражаться с пиратством в Карибском море. После долгих лет планирования, в 1847 началось возведение массивного фортификационного сооружения шестиугольной формы с 420 бойницами для тяжелых пушек. Высота стен над уровнем моря составляет 15 метров, крепость окружена рвом шириной в 23 метра.

Морские форты Маунселла

Британские морские форты Маунселла, расположенные в устье Темзы, были построены во времена Второй мировой войны, однако до сих пор это место остается живой легендой.

История крепостей Маунселла богата необычными событиями, далеко не все из которых связаны с военными событиями.

Чего тут только не было: крепости стали оплотом пиратских радиостанций и даже местом образования самого настоящего микрогосударства под названием Силенд.

No Mans Land Fort

Искусственный остров под названием No Mans Land Fort расположен в полутора километрах от Портсмута

На острове, построенном между 1861 и 1880 годами, размещался форт с 80 солдатами для защиты побережья Великобритании от нападения французов.

Фундамент острова состоит из огромных гранитных блоков, которые доставлялись на место специальными баржами. Он был построен в комплекте с маяком и огневые позициями для 49 пушек. Форт примерно 200 метров в диаметре, и поднимается на 18 метров над морем.

Читайте также:  100 самых крупнейших и великих рек мира

Форт HM Fort Roughs, Великобритания

Был построен в 1942г . На нем размещалось орудие и радиолокационное оборудование.

Форт держится на двух полых колоннах

Форт Murud-Janjira, Индия

Форт Murud-Janjira был основан в XIII веке Koli, или «королями рыбаков», и постепенно превратился в укрепленную крепость. В течение 200 лет индийские рыбаки отчаянно сражались с исламскими захватчиками, но крепость так и не взяли боем, до тех пор пока противник не применил хитрость

Либо жителям Индии не был известен легендарный трюк, который позволил захватить Трою, либо история ничему не учит, но хитрые мусульмане притворились торговцами ликера. Провезя в некоторых бочках своих воинов, они дождались, пока индийские рыбаки напьются, а затем захватили неприступную крепость.

Форт был укреплен 19 бастионами, которые сохранились до наших дней, а также множеством пушек, которые не подпускали неприятеля достаточно близко

Форт Пампус, Нидерланды

Пампус – древний морской форт, расположенный на острове. В XVII и XVIII веках его история тесно связана с плаваниями кораблей знаменитой Ост-Индийской компании. Живописно окруженный морем этот остров, изрезанный лабиринтами старинных катакомб, производит сильное впечатление на туристов который в нем побывали.

Форт Бойярд, Франция

Форт Бойярд — каменный форт, расположенный у атлантического побережья Франции в проливе Антиош, между островами Иль-д’Экс и Олерон . Строительство началось в 1801 году и закончилось в 1857 году.

Начиная с 1980 года интерес к форту Бойярд проявляет телевидение. В частности, Филипп Де Дьелевель, ведущий популярной программы «Охота на сокровища», в одном из выпусков которой герой должен найти табакерку Наполеона, спрятанную в Форте.

Форт Александр, Россия

Форт возведён в 1838-45 гг. Форт выстроен в форме “боб” размерами 90х60 метров, имеет 4 боевых яруса, на коих может разместиться 137 орудий, и приспособлен к ведению круговой обороны.

Форт никогда не участвовал в боевых действиях, однако произвел большое впечатление на командующего союзной эскадрой адмирала Непира во время Крымской войны

В 1894 г. А. Йерсеном был открыт возбудитель чумы. Тогда-же в России была создана “Особая комиссия для предупреждения чумной заразы и борьбы с нею в случае ее появления в России” – КОМОЧУМ.

Форт Александр был идеальным местом для организации чумной лаборатории – полная изоляция и вместе с тем, не далеко от города. 26 января 1897 года форт перешел в ведение Института Экспериментальной Медицины.

Форт Лувуа знаком каждому, кто хотя бы раз досмотрел «Форт Байяр» до самого конца — именно этот форт на протяжении многих лет появляется в финальных титрах передачи.

Проект форта Лувуа был предложен в 1690 году маркизом де Лувуа, занимавшим в то время пост военного министра. Согласно проекту двухэтажный с двумя башнями форт имел овальную форму. В качестве места строительства была выбрана отмель Шапю, а сам форт должен был быть соединён с берегом дамбой, которая во время отлива могла бы служить для доставки в крепость различных грузов

1929 году форт Лувуа получил статус исторического памятника. С 1972 года крепость открыта для посещений всеми желающими с марта по октябрь (во время прилива до форта можно добраться на беcплатном катере из порта Шапю). В форте действует музей устриц и постоянная экспозиция по истории крепости.

Форт Flakfortet, Дания

Форт находился на службе с 1914-го до 1968 года. В 1974 году был выкуплен шведской фирмой и на нём создали стоянку яхт и катеров с сопутствующей инфраструктурой полностью сохранив исторический облик форта.

Форты, башни, бастионы Кенигсберга — маршрут по 1 и 2 оборонительным кольцам

Фортификационный музей под открытым небом

Калининград — Кенигсберг: сохранившийся город-крепость, лабиринт из фортов, бастионов, башен, оборонительных валов и стен

Калининград является городом-крепостью, которых совсем немного в Европе. Уникально также количество сохранившихся фортификационных сооружений. Поэтому Калининград называют музеем фортификации.

Вооружившись картой с пометками можно совершить увлекательную прогулку по городу-крепости.

1-е вальное оборонительное кольцо Кёнигсберга

Первый фортификационный пояс построили в 1626-1634 годах, одновременно насыпав и Литовский вал. Этот пояс окружил Кёнигсберг с его общинами в диаметре двух миль (1,8 км). Кольцо включало валы, 32 ротонды и равелина, 7 ворот на Преголь и 2 на юг. К укрепительным сооружениям в 1657 году добавилась крепость Фридрихсбург. Она защищала вход в город по реке Преголя со стороны моря, а сейчас от нее сохранились только ворота.

Оборонительная система была так великолепно продумана, что это приметил 25-летний российский царь Петр I, когда посетил Кёнигсберг в составе Великого посольства в 1697 году. К примеру, на подобии возведения крепости Фридрихсбург Петр I построил город-порт Кронштадт.

2-е вальное оборонительное кольцо Кёнигсберга

Второй оборонительный пояс сооружен в середине 19 века – по очертаниям он напоминал Первый. Создателем проекта был генерал и военный инженер Эрнст Людвиг фон Астер. Были сооружены 2 башни-близнеца, 11 бастионов, 3 равелина, оборонительная казарма и укрепленные ворота. Сейчас они являются примером фортификации того времени и неоготического стиля в архитектуре.

Примечательно, что каждый объект фортификационного сооружения был спроектирован индивидуально. Каждый из них уникален и имеет свои архитектурные особенности. Только 2 башни Дон и Врангель были идентичны.

За следующие 20 лет по всей протяженности окружной дороги образовалось еще 12 фортов и 3 дополнительных укрепления.

Бастионы

Бастионная система включала в себя 9 полновесных бастионов с крепкими фасами и редюитами из кирпича или редюитами-капонирами, которые были основой крепости. Между ними размещались 4 земляных второстепенных бастиона.

Отметим на карте объекты, которые уцелели до наших дней – полностью или в виде руин.

Бастион «Астрономический»

Бастионное укрепление с нестандартным названием находиться на северо-запад от пересечения пр-та Гвардейского и ул. Горной. Своим именем «Астрономический» бастион обязан тому факту, что был расположен рядом с городской обсерваторией. Здесь похоронен Фридрих Бессель – известный астроном и учредитель кёнигсбергской обсерватории.

Бастион «Обертайх»

От «Обертайха», построенного в 1856-1860 году остались только редюит и его каземат, полукапонир и траверсы. Объект находиться по ул. Литовский вал 1 и 5.

Бастион «Грольман»

«Грольман» – это достаточно крупный бастион 1849 года, сохранившийся лучше других (ул. Литовский вал, 21). Он представляет собой настоящий эталон фортификации с редюитом в виде подковы, с мощными фасами и предмостным укреплением. Вправо и влево от бастиона выходят земляные валы, имеющие потайные хода.

Бастион «Прегель»

Бастион «Прегель» когда то был впечатляющим гармоничностью и красотой укреплением (ул. Дзерджинского, 31). В этом можно убедиться по сохранившимся фото. Сооружение служило прикрытием сразу по двум направлениям – по речному пути в город и по суше Фридландскими воротами. Примечательно, что сейчас часть бастиона используется под рок-бар.

Бастион «Купфертайх»

Бастион «Купфертайх» 1860 года сохранен только в виде одного единственного редюита (ул. Литовский вал, 27, справа от Королевских ворот). Здесь работает ресторан под названием «Редюит» с собственной пивоварней.

Форты

На расстоянии 5 км от стен города размещалось кольцо фортов – 12 больших и 3 малых. Протяженность кольца составляла боле 40 км, а диаметр – 13 км. Между оборонительными объектами было расстояние в 2-4 км, что позволяло держать зрительно и огневое сообщение. Форты по обе стороны реки Прегель прикрывали дороги, реку и открытые площадки.

Сами форты являют собой вытянутый по фронту 6-угольник, окруженный рвом с водой. Стандартный гарнизонный состав: 200-300 солдат и 30-40 орудий. Площадь самого крупного 350/ 180 м, глубина 3-5 м. Толщина кирпичных стен казематов, капониров и казарм была не меньше 1 м, а земляной слой над ними был толщиной около 3 метров.

Практически все форты имеют названия в честь выдающихся немецких полководцев или кайзеров.

Форт №1 «Штайн»

Форт №1 «Штайн» 1875-1879 года – это первый форт, с которого нужно начинать осмотр, поскольку один из самых больших и доступных (пос. Большое Исаково). Кроме того, во время штурма Кёнигсберга форт «отделался» очень легко, избежав сильных ударов. На его территории можно посетить музей, да и весь форт доступен для осмотра. Именно здесь вы увидите своими глазами, как устроен этот вид оборонительных укреплений изнутри.

Форт №3 «Король Фридрих III»

Форт №3 «Король Фридрих III» 1879 года (Кведнау) – самый большой форт Кенигсберга (ул. Александра Невского, 232). Его площадь составляет 350/180 м, глубина – 3-5 м. Этот форт расположился на возвышенности, которая называлась Кведнау (нынешняя Северная Гора). Сухой ров дал возможность выполнить двухэтажные казармы для военных.

Форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III»

Форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III» 1978 года был получил сильнейшие повреждения во время военных действий, поскольку находился на первой полосе огня во время Второй Мировой войны. На праздник Победы 9 мая здесь проходят интереснейшие военные реконструкции взятия 5-го форта и других сражений.

Башни и казармы

Башни «Дона» и «Врангеля»

Башни получили свои имена в честь двух генерал-фельдмаршалов – Дона и Врангеля. Они были сооружены для защиты большой открытой территории со стороны Верхнего Пруда.

Башни-близнецы вального кольца Дон и Врангель (1853 год) были самыми спорными сооружениями с точки зрения их пользы для фортификации города. Но на сегодняшний день они являются гордостью Калининграда, привлекая туристов своим размахом. Самой популярной считается башня Дона, на которой размещен красный флаг, символизирующий взятие Кёнигсберга. Кроме, того в ней размещен музей Янтаря, где можно насладиться янтарной коллекцией и увидеть устройство башни изнутри.

Казарма «Кронпринц»

Казарма «Кронпринц» 1843-1848 годов была действительно мощным оборонительным объектом того времени (ул. Литовский вал, 38). Окруженная рвом (примерно до 1914 года), она могла самостоятельно вести бой с внешней и внутренне стороны крепости.

Выводы

Укрепления 2-го вального кольца использовались по непосредственному предназначению до начала 20-го века. На то время линия фортификации уже передвинулась на линию фортов, а бастионы служили второй оборонительной полосой.

К 1910 году кольцо бастионов стало лишним и для военных, и для города в целом. Были снесены ворота, которые более всего не вписывались в план строительства дорог. Кроме того, были сняты валы практически всех бастионов и большая часть главного рва, а другая его часть была приспособлена для железной дороги. А на прочих ненужных вальных строениях разместилась парк-зона «Зеленый пояс Эрнста Шнайдера»

Узнать подробности об экскурсии и оставить заявку:

Ссылка на основную публикацию