Монголия. Путешествие и отдых в Монголии, бескрайние просторы.

“Бескрайние просторы пустыни Гоби”

10 Дней от 1292$

авиаперелёт оплачивается дополнительно

Даты заездов: 23.05.20; 13.06.20; 25.07.20; 15.08.20; 12.09.20

Маршрут: Улан-Батор – Хархорин – Онгийн Хийд – Баянзаг – Хонгорын Элс – Долина Ёлын-Ам – Дундгоби – Национальный парк “Горхи-Тэрэлж” – Улан-Батор

Эта программа предполагает путешествие в группе, поэтому:

Вы не можете менять маршрут тура

Вы можете сделать заказ дополнительных экскурсий, заполнив свободные дни

Вы можете продлить тур или добавить пляжный отдых за дополнительную плату

На этой странице

Программа тура

Описание

День 1

Прибытие в Улан-Батор. Встреча в аэропорту и трансфер в гостиницу.

Размещение и отдых.

Сегодня Вас ждет обзорная экскурсия по городу с посещением Площади Сухэ-Батора – это центральная площадь столицы, названая в честь вождя Народной революции 1921 года Д. Сухэ-Батора, Мемориала Зайсан, который был сооружен в честь советских солдат, защищавших местных жителей во время Второй мировой войны (подъём на смотровую площадку). Далее посещение Буддистского Монастыря Гандан (музей религии и единственный в стране действующий буддийский храм, названный в честь одноименного монастыря в Тибете). Продолжение знакомства с культурой и историей Монголии – посещение Национального Исторического Музея.

Ужин в ресторане.
Ночь в гостинице (вкл. питание: обед, ужин).

День 2

Улан-Батор , Хархорин (Каракорум)

Завтрак. Выписка из номеров.

Далее продолжим путь в Каракорум (Хархорин) (380 км) и в Монастырь Эрдэнэзуу – главное сокровище монгольского буддизма.
Каракорум был создан в долине реки Орхон в 1220 г. и играл значительную роль в монгольской истории, был столицей Великой Монгольской империи до правления Хубилай Хана, внука Чингисхана, который перенес столицу в Пекин, времён династии Юань.
Монастырь Эрдэнэзуу – это первый буддийский монастырь на территории Халха-Монголии, он был основан на руинах Хархорина в 1586 году Ханом Автай Сан, потомком Чингисхана. Во времена средневековой Монголии был крупнейшим религиозным, культурным и политическим центром. Монастырь окружен стеной со 108 белоснежными ступами. В монастыре находятся уникальные творения религиозного искусства монгольских мастеров и древние манускрипты.

Ночь на турбазе (вкл. питание: завтрак, обед, ужин).

День 3

Хархорин (Каракорум) , Монастырь Онгийн-хийд

После завтрака мы продолжим путь в Монастырь Онги (300 км).
Увидим как удивительно меняется пейзаж от лесостепи в полупустынную Гоби. Мы проедем через огромную, широкую, открытую степь Онги.

Монастырь Онги (Онгийн Хийд) строился в период с 1760 по 1810 год под руководством хутухты Ишлхундэва и его ученика Брагри-ламы Дамцагдоржа.
В свое время монастырь был главным религиозным центром Южной Монголии. В этот период в монастыре проживало свыше тысячи лам и хувараков, при нём находилось 28 храмов. Здесь было 4 учебных дацана, где преподавали религиозную философию, буддийскую тантру, астрологию и тибетскую медицину, а также велось обучение математике.
В 1809—1817 годах в монастыре под руководством его основателя, ламы Ишлхундэва, обучался знаменитый буддийский наставник, монгольский поэт и драматург Равджа, и впоследствии практиковал там затворничество.

Ночь на турбазе (вкл. питание: завтрак, обед, ужин).

День 4

Монастырь Онгийн-хийд , Баянзаг

Завтрак и продолжение пути по пустыне Гоби (250 км).

Посетим Баянзаг, названный иначе как Улаан Эрэг или “Пылающие Утёсы”, который славится тем, что именно здесь впервые в мире в 1922 году были обнаружены окаменелые кости и яйца исполинских ящеров–динозавров Юрского периода (60-70 млн. лет д.н.э) диаметром 10-15 см. С тех пор, в результате нескольких палеонтолических раскопок и исследований, были найдены около 80 скелетов динозавров более чем 60 разных видов.

Ночь на турбазе (вкл. питание: завтрак, обед, ужин).

День 5

Баянзаг , Хонгорын Элс

После завтрака отправимся в сторону песчаных дюн “Хонгорын Элс” (170 км).

Сегодня Вы сможете совершить захватывающее дух путешествие по самым гигантским дюнам в Монголии. Шум ветра в горах можно услышать с дальнего расстояния. Этот звук настолько мелодичный, что песчаный массив «Хонгорын Элс» наиболее известен как “поющие пески”. Некоторые дюны достигают в высоту до ста метров и несколько сот метров в ширину. Параллельно краю песков протекает ручей Хонгорын-Гол.
Посетим семью кочевника и у Вас появится возможность покататься на двугорбых верблюдах-бактрианах (по желанию за доп. оплату – 15 долл. за час).

Ночь на турбазе (вкл. питание: завтрак, обед, ужин).

День 6

Хонгорын Элс , Национальный парк “Гоби-Гурван-Сайхан” , Долина Ёлын-Ам

После завтрака продолжим путь в Ёлын Ам (165 км).

По дороге посетим Национальный парк Гоби-Гурван-Сайхан (Гора Трёх Красот), протянувшийся в центральной части Южно-Гобийского аймака на расстоянии 100 км. Он состоит из трех частей: западняя, средняя и восточная. В парке в изобилии встречаются дикие горные бараны, дикие горные козлы янгир и другие редкие в мире животные.
Далее посетим долину Ёл, окруженную отвесными скалами, поднимающимися на 2815 м над уровнем моря! На дне ущелья ещё до недавнего времени сохранялась круглогодичная наледь, последние годы лёд изредко тает особенно жарким летом. В ущелье водятся хищные птицы бородачи, недаром «Ёлын Ам» в переводе означает ущелье грифов или бородачей, а также можно увидеть стенолазов, уларов, вьюрков. Здесь живёт огромное количество пищух, эти юркие зверьки всюду – от норки до норки 3-6 метров. Растительность здесь более пышная, чем на равнине. При выезде из ущелья открывается вид на необъятные просторы пустыни..

Ночь на турбазе (вкл. питание: завтрак, обед, ужин).

День 7

Долина Ёлын-Ам , Дундговь

Далее поездка в провинцию Дундгоби (Дундговь) в Центральной Гоби (350 км).

Среди достопримечательностей – Бага газрын чулуу (Камень Малой Земли), представляющий собой базальтовую и гранитную скалу, расположенную посреди пустыни.
В течение нескольких тысяч лет гранитные скалы под воздействием воды и ветра приобретали причудливые формы, в результате чего, стены каньона стали напоминать замок с башнями, пещерами, бездонными провалами и отвесными обрывами. Местный ландшафт нередко сравнивают с поверхностью Марса, особенно вечером, когда солнце на закате окрашивает скалы в красноватый цвет.
Бага Газрын Чулуу известен не только своими необычными видами, гуляя между скал, Вы можете найти петроглифы, которые были нанесены на гранитные стены монахами-отшельниками в XIX веке, увидеть пещеру Жаргалантын с 18-метровым крутым спуском, а также осмотреть руины буддийского монастыря XVII века. Здесь же течет целебный источник, который по словам местного населения, избавляет от глазных болезней. Набрать целебной воды можно через узкое отверстие в скале рядом с обо (святилище).
Бага Газрын Чулуу с древних времен привлекал людей своей необычностью, недаром древние хунну, жившие в данных местах с III в. до н.э. по II век нашей эры, выбрали это удивительное место для своих курганов-захоронений. Место также богато своей флорой и фауной, в окрестностях Бага Газрын Чулуу произрастает около 20 видов лекарственных растений и они являяются ареалом обитания сурка, горного козла, манула, степного волка, и крупных хищных птиц – грифов, орланов и ястребов.

По дороге мы также увидим полусухой ландшафт Гоби с многочисленными увлекательными природными особенностями.

Ночь на турбазе (вкл. питание: завтрак, обед, ужин).

День 8

Завтрак и возвращение в Улан-Батор (250 км)

По прибытию – обед в ресторане.
Свободное время и отдых.
По желанию: покупка монгольского кашемира и монгольских сувениров.

Вечером Вас ждет посещение фольклорного национального шоу с исполнением национальных песен, этнических танцев и ужин.

Ночь в гостинице(вкл. питание: завтрак, обед, ужин).

День 9

Улан-Батор , Национальный парк “Горхи-Тэрэлж”

Отправление на осмотр крупнейшего из памятников Чингисхану в Монголии и крупнейшей конной статуи в мире.
Высота статуи составляет 40 метров без учёта десятиметрового постамента. Изваяние покрыто нержавеющей сталью и окружено 36 колоннами, символизирующими ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэн-хана.

Далее Вас ждет посещение Национального парка “Горхи-Тэрэлж”. Парк известен многочисленными скалами, которые поражают туристов своими экзотическими формами: черепахи, спящего динозавра, читающего человека – все это оригинальные формы выветривания гранита. Скала Мэлхий-хал (Мелхи-Хад) в виде гигантской черепахи стала символом Тэрэлжа.

Еще одной достопримечательностью парка является Буддийский храм Арьябал, являющийся одним из трех известных центров медитации в Монголии.
Храм имеет форму головы слона (одного из главных буддийских божеств), выполнен в тибетском стиле и украшен яркими орнаментами и резьбой. Его интерьер наполнен картинами, статуями и буддийскими реликвиями.

По желанию Вы также можете покататься на лошадях.

Ночь в гостинице(вкл. питание: завтрак, обед, ужин).

Путешествие в Монголию: необычное приключение

Вы бывали когда-нибудь в Монголии? Уверен, большинство ответит, что нет, а тем временем такая экзотика набирает популярность. Привычные направления Турция, Кипр, Египет всегда актуальны, но всё больше людей интересуются чем-то новым, чем-то непривычным, чем-то неизвестном. В этом очерке, мы разберём путешествие в Монголию что посмотреть.

Содержание:

Общая информация

Монголия крайне любопытная страна, на данный момент мало кому известная. Она не закрытая, как тот же Туркменистан, отнюдь. Азиатское государство граничит с Россией и Китаем. Территория страны 19-ая в мире, с населением три миллиона человек.

История Монголии знает много страниц. Нельзя не отметить и доисторическую эпоху. Учёные установили, что раньше территорию страны покрывали леса и болота, на смену которым пришли степи и пустыни. На регулярной основе ученые находят останки динозавров в покрытых песком землях.

В нашем сознании монголы ассоциируются с монголо-татарским игом, однако и до зарождения государственности Чингисхана, на территории современной страны жили хунны. Этот народ регулярно покушался на китайские земли, чем заставил выстроить знаменитую Китайскую стену. В ХII веке кочевые племена стали объединяться, зародив самую громкую веху в истории народа и самую её разрушительную. Золотая орда завоевывала, покоряла, уничтожала, богатела.

ХVI век стал также поворотным для монгольского народа, во многом определяющим его современное лицо. На монгольские земли проник буддизм. Ханы встретили пришествие новой религии не слишком радушно и долгое время боролись с распространением учения Будды, однако со временем отступили. Вторым борцом с буддизмом стал СССР. В 1924 году Монголия при поддержке советов обрела независимость. В 1934 году, Сталин хотел искоренить буддизм с территории страны, однако местная власть в лице Гендена не возжелала этого. В наше время, Монголия всё больше уходит в буддизм, подавляющее большинство молодёжи до 15 лет, связывают свою жизнь именно с этой религией, несмотря на то, что в стране почти 200 христианских храмов и 50 мусульманских.

Туризм Монголии

Местный туризм определенно развивается. Монголы заинтересованы в том, чтобы сфера туризма приносила доход в казну. На данный момент Монголия активно продвигает свой туристический продукт. Заключая пакты о сотрудничестве и партнерских отношениях, в том числе и с Россией. Туры в Монголию — это не нонсенс, это увлекательное путешествие по очень специфичной стране.

Поток из России с каждым годом растёт, преимущественно это близлежащие регионы, такие, как Тува и Бурятия. Несомненно, двигателем является буддизм, которые сближает эти регионы с Монголией. Главным направлением является столица Улан-Батор, как известно, монголы кочевой народ, но вот именно столица объединила их в город. Интересно, что на окраинах города, можно встретить традиционные юрты, из которых состоят целые районы. Об Улан-Баторе будет говорить чуть ниже, есть ещё одна привлекательная черта местного туризма.

Монголы активно продвигают кочевой туризм. Они предоставляют возможность туристам пожить в самом настоящем кочевом городке, где предлагают традиционные кочевые блюда, знакомят с бытом и обычаями. Это увлекательное путешествие в Монголию, а точней в её глубь, находит массу положительных отзывов у путешественников. Особым шармом отдает пустыня Гоби, сюда проводят целые экскурсионные походы.

В целом, туризм Монголии крайне необычен и аутентичен, интересен и самобытен. Исключением, возможно служит Улан-Батор, где более обычное понимание туризма. В остальном, страна удивит.

Климат

Монголия – страна с удивительным климатом, он очень резкий и суровый. Есть брать за пример столицу, которая столь популярна среди туристов, то перепады сравни российским. Зимы очень холодные, температура воздуха нередко доходит до -35’C, лето же очень жаркое и сухое. Чем ближе к северу, тем больше осадков, в пустыни Гоби их совсем почти не бывает. Климат закаляет, монголы очень крепкие люди, при этом мудрость и какая-то гармония с окружающим ощущается всегда. Перед тем, как ехать в Монголию обязательно позаботьтесь о том, что с собой взять. Будьте внимательней с погодой.

Улан-Батор

Столица страны, где проживает почти половина всех жителей. Если быть точнее, то цифра чуть больше одного миллиона и четырехсот тысяч жителей. Улан-Батор находится в долине реки Туул, на высоте 1300 метров над уровнем моря. Столица — это центр всего в стране: коммерческий, научный, духовный, культурный.

Интересна история названия этого города. Уточним, что основан он был в 1639 году. Поначалу город назывался Урга, но с приходом буддизма с страну, был понятен тот путь, по которому должна идти страна и её главный город. Чингисхан — огромная часть истории монгольского народа, но те были цели завоевательные, тогда как Монголия ХХ века хотела идти путем созидания и развития. Было необходимо, революционное название. Был выбран «Улан», что в переводе означает «красный» — цвет революций. На первом же собрании по поводу переименования города, решение было принято единогласно.

Город очень разнообразен, тут есть куда сходить. Может для кого-то будет удивлением, но в монгольской столице есть все типы размещения, в том числе и пятизвездочные отели. Для понимания, это современный город, где есть всё необходимое для жизни. Рестораны (кстати, дальше поговорим о традиционной кухне, она Вас удивит), кафе, бары, интересные места для прогулок и разного рода достопримечательности:

  • Монастырь Гайдан – самый большой в Монголии. В ХIХ веке тут проживало 14 тысяч монахов. В одном из зданий Гайдана располагается 25-метровая статуя Будды.

  • Дворец Богдыхана – музей, который раньше был резиденцией наместника императорского дома Китая. Сейчас это музей, где хранят огромное количество исторических экспонатов. Дворец очень красив, как внутри, так и снаружи.
  • Монумент Чингисхану. Культовая личность монгольской нации отлит металлом и расположился на въезде в город. 30 метров в высоту. В будущем, здесь хотят построить комплекс юрт, где смогут остановится все желающие.
  • Амарбаясгалант – храмовый комплекс, который ни раз реставрировался. Считается, одним из главных буддистских центров Монголии.
  • Парк Будды – большой парк, который открыли в 2006 году. Сейчас парк Будды – любимое место для семейного отдыха. Простор и красивый пейзаж гор, вот что бросается в глаза при первом посещении. Ах, да, ещё огромная статуя Будды в центре парка.
  • Их-Богд-Уул – гора, где по преданиям зимовал сам Чингисхан. Он же запретил вырубать в этом месте деревья, по сути, образовав заповедник. К горе проходят пешие прогулки и экскурсии.
  • Храм Чойжин-ламы был открыт в самом начале ХХ века. Это небольшой храм, по которому можно сказать, что ему не 100, а все 500 лет. Храм, окружает жилой квартал.
  • Музей истории Улан-Батора. Прекрасное место, которое расскажет про историю столицы. Экспозиция содержит, как геологические, так и археологические находки.
  • Рынок Наран-Тул. Не считайте нас предвзятыми, что добавляем в список достопримечательностей рынок. Однако, Наран-Тул уникальное место, которое привлекает туристов. На рынке можно купить шкатулки из кабаньих костей, бубны, изделия из кашемира, знаменитые монгольские шапки и шубы. Лучшего место, где можно купить сувенир из монгольской столицы тяжело найти.
  • Дом-музей Рериха. Однажды русский исследователь и мистик Рерих решился на поездку по Азию, с целью изучения местных обычаев и буддизма. Именно, в этом доме Рерих написал свою знаменитую работу «Основы буддизма».
Читайте также:  Марокко. Путешествие и отдых в африканском Марокко.

Особенности отдыха в Монголии

Возможным плюсом путешествия в Монголию, может стать тот факт, что россиянам не нужна виза. Только при условии, что Вы едите в Монголию менее чем на 30 дней. Валютой служат – тугрики, может кто и слышал об этой валюте, на которой изображен Чингисхан.

Именем Чингисхана называют всё подряд: рестораны, гостиницы, улицы.

Размещения возможно на любой вкус, интересно, что и для любого кошелька найдется жильё. Гостиницы столицы начинают свои расценки от 250 рублей за ночь. В других регионах можно встретить гостиничные юрты.

С транспортом порядок только в столице, а вот в регионах это конечно пустошь. Транспорт, по сути, отсутствует, но за то радость для любителей автостопа. Машины останавливаются очень охотно, но при всех прочих есть сразу несколько минусов. Во-первых, ни каждый водитель знает русский и английский язык. Во-вторых, в удаленных районах Монголии очень слабый трафик, машину можно прождать несколько часов и не факт, что она остановиться. В-третьих, с дорогами – беда, в провинции их бывает даже нет, просто примятый песок.

Хархорин, когда-то был столицей монгольской цивилизации, в далеком ХIII веке города носил имя Каракорум. Сейчас Хархорин выглядит как большой поселок. Старый поселок с руинами на территории. Бросается в глаза огромный фаллос, направленный к лощине. Удивительно, но это природная достопримечательность, которая наводит на похотливые мысли.

Если Вы хотите купить тур в Монголию, где предлагают поселиться в юрту, можно этого не делать. Весь секрет в том, что монголы – народ гостеприимный, они сами пригласят Вас в юрту, накормят и напоят чаем. Конечно, если Вы им понравитесь. Монголы очень любят мясо, его тут полно. Вот, вегетарианцам тут придется сложно, ибо вся кухня преисполнена мясом самых разных животных.

Ночи очень холодные, если днём термометр показывает +30’С, то приготовьтесь к тому, что ночью будет холодно. Поэтому теплые вещи, явно не станут лишними. Если же вдруг, Вы не хотите тащить с собой лишний чемодан, то рекомендуем пройти на любой рынок и приобрести теплые вещи, цены Вас порадуют.

Тур в Монголию “Бескрайние просторы Монголии”

10 Дней от 1805$

авиаперелёт оплачивается дополнительно

Даты заездов: с 01.05 до 15.09.19

Маршрут: Улан-Батор – Каракорум – Монастырь Онги – Баянзаг – Хонгорын Элс – Долина Ёлын Ам – Бага газрын чулуу – Улан-Батор – Тэрэлж – Улан-Батор

Эта программа составлена для индивидуальных путешественников, поэтому Вы можете:

Внести изменения в предложенный маршрут

Поменять категорию отелей, убрать или добавить экскурсии и трансферы, а также другие опции

На этой странице

Программа тура

Описание

День 1

Прибытие в аэропорт Улан-Батора в 06:00 утра (вылет днем ранее в 19:00 рейсом SU 330 а/к Аэрофлот из Шереметьево).
Встреча с русскоговорящим гидом и трансфер в город.
Посещение основных достопримечательностей монгольской столицы: Мемориальный комплекс “Зайсан”, сад Будды, Национальный Исторический музей, монастырь “Гандан”, Площадь Сухэ-Батора.

Размещение в Edelweiss hotel 3*.
Обед и ужин включены в стоимость.

День 2

Улан-Батор , Хархорин (Каракорум)

Завтрак в отеле. Выписка из номеров.
Переезд в Хархорин (Каракорум) (380 км) – древнюю столицу Великой Монгольской империи и в Монастырь Эрдэнэзуу – главное сокровище монгольского буддизма.
Каракорум был создан в долине реки Орхон в 1220 г. и играл значительную роль в монгольской истории, был столицей Великой Монгольской империи до правления Хубилай Хана, внука Чингисхана, который перенес столицу в Пекин, времён династии Юань.
Монастырь Эрдэнэзуу – это первый буддийский монастырь на территории Халха-Монголии, он был основан на руинах Хархорина в 1586 году Ханом Автай Сан, потомком Чингисхана. Во времена средневековой Монголии был крупнейшим религиозным, культурным и политическим центром. Монастырь окружен стеной со 108 белоснежными ступами. В монастыре находятся уникальные творения религиозного искусства монгольских мастеров и древние манускрипты.

Размещение в Urguu Camp.
Завтрак, обед и ужин включены в стоимость.

День 3

Хархорин (Каракорум) , Монастырь Онгийн-хийд

После завтрака мы отправимся на юг (300 км). Увидим как удивительно меняется пейзаж от лесостепи в полупустынную Гоби. Мы проедем через огромную, широкую, открытую степь Онги. Во второй половине дня прибудем на руины монастыря Онгийн-хийд, который строился в период с 1760 по 1810 года. В свое время монастырь был главным религиозным центром Южной Монголии. Монахи в те времена активно практиковали здесь буддийскую философию, астрологию и медицину.

Размещение в Secret of Ongi Camp.
Завтрак, обед и ужин включены в стоимость.

День 4

Монастырь Онгийн-хийд , Баянзаг

После завтрака продолжим путь по пустыне Гоби (250 км). Посетим Баянзаг, названный иначе как Улаан Эрэг или “Пылающие Утёсы”, который славится тем, что именно здесь впервые в мире в 1922 году были обнаружены окаменелые кости и яйца исполинских ящеров–динозавров Юрского периода (60-70 млн. лет д.н.э) диаметром 10-15 см. С тех пор, в результате нескольких палеонтолических раскопок и исследований, были найдены около 80 скелетов динозавров более чем 60 разных видов.

Размещение в Gobi Naran Lodge.
Завтрак, обед и ужин включены в стоимость.

День 5

Баянзаг , Национальный парк “Гоби-Гурван-Сайхан”

После завтрака выезд к песчаным дюнам «Хонгорын Элс» (170 км). Сегодня Вы сможете совершить захватывающее дух путешествие по самым гигантским дюнам в Монголии. Шум ветра в горах можно услышать с дальнего расстояния. Этот звук настолько мелодичный, что песчаный массив «Хонгорын Элс» наиболее известен как “поющие пески”. Некоторые дюны достигают в высоту до ста метров и несколько сот метров в ширину. Параллельно краю песков протекает ручей Хонгорын-Гол.
У Вас появится возможность покататься на двугорбых верблюдах-бактрианах (по желанию).

Размещение в Gobi Discovery 2.
Завтрак, обед и ужин включены в стоимость.

День 6

Национальный парк “Гоби-Гурван-Сайхан” , Долина Ёлын-Ам

После завтрака Вас ждет поездка в ущелье «Ёлын Ам» (185 км), окруженному отвесными скалами, поднимающимися на 2815 м над уровнем моря! На дне ущелья ещё до недавнего времени сохранялась круглогодичная наледь, последние годы лёд изредко тает летом. В ущелье водятся хищные птицы бородачи, недаром «Ёлын Ам» в переводе означает ущелье грифов или бородачей, а также можно увидеть стенолазов, уларов, вьюрков. Здесь живёт огромное количество пищух, эти юркие зверьки всюду – от норки до норки 3-6 метров. Растительность здесь более пышная, чем на равнине. При выезде из ущелья открывается вид на необъятные просторы пустыни.

Размещение в Gobi Naran Lodge.
Завтрак, обед и ужин включены в стоимость.

День 7

Долина Ёлын-Ам , Бага Газрын Чулуу

Завтрак в лодже.
Выезд к Бага газрын чулуу – гранитной скале, красиво расположенной посреди пустыни (360 км). В течение нескольких тысяч лет гранитные скалы под воздействием воды и ветра приобретали причудливые формы, в результате чего, стены каньона стали напоминать замок с башнями, пещерами, бездонными провалами и отвесными обрывами. Местный ландшафт нередко сравнивают с поверхностью Марса, особенно вечером, когда солнце на закате окрашивает скалы в красноватый цвет.
Бага Газрын Чулуу известен не только своими необычными видами, гуляя между скал, Вы можете найти петроглифы, которые были нанесены на гранитные стены монахами-отшельниками в XIX веке, увидеть пещеру Жаргалантын с 18-метровым крутым спуском, а также осмотреть руины буддийского монастыря XVII века. Здесь же течет целебный источник, который по словам местного населения, избавляет от глазных болезней. Набрать целебной воды можно через узкое отверстие в скале рядом с обо (святилище).
Бага Газрын Чулуу с древних времен привлекал людей своей необычностью, недаром древние хунну, жившие в данных местах с III в. до н.э. по II век нашей эры, выбрали это удивительное место для своих курганов-захоронений. Место также богато своей флорой и фауной, в окрестностях Бага Газрын Чулуу произрастает около 20 видов лекарственных растений и они являяются ареалом обитания сурка, горного козла, манула, степного волка, и крупных хищных птиц – грифов, орланов и ястребов.

Размещение в Erdene Ukhaa Camp.
Завтрак, обед и ужин включены в стоимость.

День 8

Бага Газрын Чулуу , Улан-Батор

Завтрак в кэмпе.
Возвращение в Улан-Батор (250 км).
Посещение фольклорного национального шоу с исполнением национальных песен, этнических танцев.

Размещение в Edelweiss hotel 3*.
Завтрак, обед и ужин включены в стоимость.

День 9

Улан-Батор , Национальный парк “Горхи-Тэрэлж” , Улан-Батор

Завтрак в отеле.
Сегодня отправляемся в Национальный парк Тэрэлж и к статуе Чингис Хана. Тэрелж – это тихий и мирный уголок девственной природы с огромными скалами причудливой формы, лесом и прозрачными горными реками. По дороге Вас ждет осмотр монумента Чингис Хана, который является самым большим памятником Чингис Хану в Монголии и крупнейшей конной статуей в мире. Затем посещение скалы Мэлхий-хад в виде гигантской черепахи в Тэрэлжэ. После обеда – пешая прогулка в Буддийский медитационный центр Арьяабал, который расположен на склоне горы, с которой открывается уникальный и прекрасный вид на область Тэрэлж. Вечером возвращаемся в Улан-Батор.
По желанию катание на лошадях.

Размещение в Edelweiss hotel 3.
Завтрак, обед и ужин включены в стоимость.

День 10

Ранний завтрак. Выписка из номеров.
Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву в 07:10 утра рейсом SU 331 а/к Аэрофлот.

Бескрайние просторы Монголии освобождают душу и заставляют сердце петь

Автор: Майдар Сосорбарам

Иностранка, помогающая развивать экотуризм в Национальном парке озера Хубсугул, о своем путешествии в Страну Вечного Синего Неба.

Лиза Чогьял (Lisa Choegyal) – журналистка, любящая путешествия и туризм. Она живет в Катманду и обладает широким кругом интересов. С 2010 года Лиза является почетным консулом Новой Зеландии в Непале.

Недавно она побывала в Монголии. «Я не думаю, что у нас будет много туристов в это время года», – сотрудник монгольской авиакомпании с сомнением посмотрел на ряды коренастых монголов в аэропорту в Гонконге. «В основном зимой приезжают только иностранцы для бизнеса. Зимой в Монголии холодно.»

В Улан-Баторе темно, когда мы приземляемся, но крыши и улицы белые, а тротуары покрыты снегом и льдом. В полумраке параллельно земле из высоких дымовых труб за пределами шоссе тянутся шлейфы дыма – город отапливают углем, и в задней части моего горла появляется едкий вкус.

На самом деле в Монголии почти всегда холодно. «У нас такое короткое лето – туристический сезон длится всего пару месяцев: июль и август», – говорит Шатар, обмотанный кашемироы и мехом, когда мы выезжаем из столицы рано утром, чтобы за два дня, да два дня, добраться до отдаленного монгольского города Ханха, расположенного на северной границе Монголии, примыкающей к России. Наша задача на неделю – подготовить местных жителей и помочь им улучшить экотуризм в Национальном парке озера Хубсугул. Это поселение на озере более всего доступно зимой, когда озеро замерзает.

Наша монгольская команда, имеющая три теплых внедорожника, серьезно относится к своему облачению. Никто не выходит на улицу без нескольких слоев высокотехнологичной одежды, больших и теплых курток, малгай, перчаток и шарфов. Вскоре я узнала, почему. Неумолимые температуры не поднимаются здесь зимой выше минус 20 ° C, а ночью бывает даже до минус 47 ° C. С тех пор я ношу вышитые походные сапоги, а наш лидер Бадрал, потакая мне своей неряшливой улыбкой, дает мне перчатки в придачу к моим шерстяным рукавицам. Даже капот автомобилей укрывают одеялом на ночь, а под одним из джипов развели огонь, чтобы отогреть двигатель.

Огромные широкие просторы Монголии освобождают душу и заставляют сердце петь. Белая снежная степь раскрывает и тонкости цвета, поскольку низкое зимнее солнце проходит по амфитеатру огромного голубого монгольского неба. Мы едем на север и на запад в течение 12 часов по хорошей дороге, украшенной по бокам сугробами. Тут и там я наблюдаю вспышки сверкающего серебра, сдуваемого ветром и черный лед, скрывающийся в предательских углах. Ледяная вуаль покрывает внутреннюю часть окон автомобиля.

Наша кавалькада останавливается перекусить. Мясо кабана и конина – и три ухоженных мастифа появляются из ниоткуда, чтобы вежливо попросить кусочек. В монохромном ландшафте мужчина в малиновом дээле и с бирюзовым поясом выталкивает свою машину из канавы, в которую она угодила. Стадо овец пробирается через снег, их погоняет мальчик верхом на лошади. Стада лошадей, покрытых мохнатой зимней шерстью, пасутся сами, обнюхивания бесперспективную почву и пытаясь найти что-нибудь съедобное.

Короткие дни украшены безвкусным рассветом и затяжным розовым закатом, который будто вобрал в себя весь цвет из сельской местности. Когда мы подъезжаем к Мөрөн со включенными фарами для ночной остановки, над суровым черным контуром холмов поднимается новая луна.

Клубящийся пар, громоздкие силуэты и пронзительный холод напоминают мне о моем зимнем путешествии из Непала домой в 1974 году. По железной дороге через Сибирь, всего в 20 км к северу от Ханха, проверяя свою выносливость, мы путешествовали, бросая вызов, на лодках и поездах – из Японии в Шотландию.

На следующее утро мы помолились, брызгая на озеро водку, а затем начали осторожно проезжать по застывшей, сверкающей поверхности. Бадрал объясняет: «Уже начало года, а лед на озере всего лишь 50 см, но в следующем месяце он будет толщиной в один метр и будет безопаснее двигаться». Ширина этого озера, согласно измерениям, от 135 до 145 км, его глубина более 240 м. Священная «Мать океанов» Монголии содержит две трети пресной воды страны и связана с озером Байкал извилистой рекой.

Мы отъехали от берега и текстура озерного льда меняется. Мы движемся по гладкой черной поверхности, испещренной белыми трещинами, иногда встречается замерзшая рябь и кажется, будто ветер подвешивает взъерошенную поверхность, а затем затуманивает волны. Мы останавливаемся у святилища шамана среди сосен на самом большом острове озера, чтобы потанцевать на льду.

Снег вдувается в ледяные хребты и сверкающие блоки. Большие глыбы льда растаяли, затем столкнулись и навалились друг на друга, образовав неровные «овраги» – источник тревоги для водителей. Длинные трещины превратились в мерзлую борозду, иногда шириной в несколько метров. Они вызывают наибольшую озабоченность и должны быть проверены заранее – некоторые из них все еще мягкие и достаточно узкие, чтобы мы могли провалиться. Некоторые трещины приходится объезжать. Тогтохтөр, наш неукротимый и высококвалифицированный водитель, прекратил петь монгольские песни, его широкие брови нахмурились. Наибольшую тревогу вызывают расширяющиеся трещины, издающие звук, похожий на звук выстрела в необычном холоде. Термометр на приборной панели показывает минус 29 0 С, и это в полдень. Тогтохтөр поправляет свою коричневую меховую шапку и переговаривается по рации со своим коллегой в машине позади. «Я так напуган, что едва могу говорить», – приходит ответ. Тогтохтөр, когда мы добираемся до конца озера, произносит: «Приземлился!» Он усмехается, на его большом лице радость и облегчение.

Читайте также:  Страна Бермуды или Бермудские острова

Дверь юрты открывается и наружу вырываются клубы пара, напоминая сухой лед. Поскольку замороженный воздух конденсируется в тепле, мороз кристаллизуется внутри дверной рамы, а большие сапоги внутри. Уже был поздний вечер, молочный чай стоял у печи с пламенем, мерцающим на деревянном потолке кабины. Шатар рассказывает мне реальную историю.

«Водители были необычайно напряжены сегодня, потому что вчера вечером на озере Хубсугул утонул фургон Ханхской школы. В темноте водитель угодил в невидимую трещину. У него было много времени, и десять учителей вышли целыми и невредимыми, но теперь у школы нет транспортного средства».

Лиза Чогьяль, специалист по планированию, разработке, эксплуатации и маркетингу устойчивого развития в интересах бедных слоев населения, проводила консультационные встречи в Афганистане, Австралии, Бангладеш, Бутане, Камбодже, Китае, Индии, Индонезии, Японии, Кении, Кыргызстане, Лаосской НДР, Новой Зеландии, Малайзии (включая Сабах и Саравак), Мьянме, Папуа-Новой Гвинее, Филиппинах, Шри-Ланке, Таиланде, Тибете, Вьетнаме и побывала во всех странах южной части Тихого океана, включая Фиджи, Французскую Полинезию, Самоа, Тонгу и Вануату.

Обладая более чем 30-летним опытом работы в туристическом секторе, большую часть международных консультационных работ она проводит вместе с компанией Tourism Resource Consultants Ltd. (TRC) Веллингтона, Новая Зеландия. Ее клиентами являются правительства, советы по туризму, агентства развития, НПО, местные сообщества и частные операторы.

kamerzan › Блог › Кругосветка “Мир наш”. Этап I. Монголия

Пройдя за несколько часов КПП, мы наконец-то на границе с Монголией.

Первый монгольский город на пути из Ташанты – Баян-Ульгий. Мекка российских путешественников по Монголии. Миновать его невозможно.
Сперва наш маршрут лежит в сторону Китая, до озера Хотон-Нуур. Чистейшее озеро, глубиной до 58 метров.

Если забраться на близлежащие горы, то вид открывается потрясающий!

Подняв коптер на полкилометра вверх, мы видим наш лагерь как из космоса. Особенно эффектно выглядит дно озера. Оказывается там все очень рельефно и неоднородно, с большими перепадами глубин.
В этот раз с нами наш друг Эльшан, профессиональный ресторатор, из Азербайджана. Он лично выбирает барана, благо с этим здесь очень и очень хорошо. К вечеру у нас несколько вкуснейших блюд. Эта стоянка больше похожа на небольшой пикник, настоящее путешествие только начинается. Мы отправляемся в пустыню Гоби.
Нам нужно добраться до городка Алтай, по “федеральной” монгольской трассе. Первая сотня километров отличный асфальт. Далее начинается неасфальтированная часть.

Сначала, грунтовка вполне приемлемого качества, временами по абсолютно ровному полю, где можно смело нестись 80 кмхч.
Основное ощущение от Монголии — это СВОБОДА! Куда не кинешь взгляд, везде бескрайние просторы. Временами в одном направлении проходит с добрый десяток параллельных дорог.

Хочется объять необъятное, взлететь и парить, рассматривая невероятные просторы. Нужно помнить, что Монголия страна с самой низкой плотностью населения в мире. На пути маленькие поселения, состоящие из пары-тройки юрт или глиняных мазанок. Люди…Монголы очень дружелюбны, большинство в той или иной степени говорят по-русски. Замечательные люди, чувствуешь себя спокойно и в полной безопасности. Природа в основном дикая и нетронутая. Встречаются отары овец, верблюды, периодически снуют суслики.
Встречи с интересными путешественниками уже стали стандартом наших путешествий. Сначала встречаем двух английских велосипедистов.

Грязные, уставшие, но очень довольные, парни крутят педали от Улан-Батора в сторону Тбилиси. Вещей минимум, запасных камер не осталось. Тем не менее ребята с радостью рассказывают о своих приключениях. Спят в маленькой палатке, иногда используя рельеф местности чтобы укрыться от непогоды. Делимся с ними едой и питьем, вызывая искренний восторг и глубокую благодарность у путешественников. Едут они по степи, до следующего населенного пункта более 150 км. Пыль, палящее солнце и ветер еще долго будут сопровождать англичан.
Через пару часиков нагоняем кемпер с немецкими номерами. Водитель оказывается немецким свободным журналистом. Отправился из Германии через Россию по всей Монголии. Планирует дойти до Улан-Батора и отправится обратно через Иркутск домой. На весь проект у него отведено 3.5 месяца, пишет статью о проблемах грузового транспорта в Монголии. Кемпер — чудная штука, комфортный дом на колесах. Прямо таки захотелось там пожить ) Правда для наших целей по Монголии он не очень пригоден, местами ему бы пришлось очень тяжело.

После Ховда, вполне приличного города, начинается то, чего так не любят владельцы авто. Противная и мерзкая «гребенка». Поскольку это единственная прямая дорога с востока на запад, то всем приходится ехать по ней. Это ее и разбивает. Подвеска жалобно стонет, более серьезного теста не придумать. Объезжаем параллельными путями. Разбредаемся на пути так, что уже перестаем друг друга видеть. Благо радиосвязь работает в радиусе 30-50 км. Хочется сделать все, чтобы не ехать по долбящей машину гребенке. Наш ориентир — это далекое облачко пыли от ведущей машины. К вечеру второго дня добираемся до Алтая. Последняя точка, где мы можем заправиться топливом, едой и водой.
Начинается долгий и напряженный день. Утром стоит сильнейший туман, моросит дождь.

Видимость падает до 100 м. Идем по приборам, становится сложно понять, куда идет дорога. Спасибо Илье Кондрашеву за трек, иначе мы бы еще не один час плутали по полям и долам. Указателей нет никаких, любая дорога может раздвоиться и разтроиться, ошибиться здесь очень легко. То, что на карте дорога указана в виде уверенной толстой кривой, на практике может ничего не значить. В реальности это едва просматриваемая в поле, поросшая травой, проселочная дорожка, и нам нужно двигаться именно по ней. Временами путь идет по руслам речек, похоже здесь недавно прошел ливень и нужно карабкаться по камням и грязи. Все чаще встречаются промоины, некоторые глубиной в метр-полтора. Карта превращается в полную фикцию. Пишем свой трек, сверяемся с двумя бумажными картами (каждая со своими дорогами), отслеживаем путь по OSM на Андроиде и Galileo Pro на ифоне.
В одной из низин встречаем застрявших монголов. Бросать нельзя. Два часа спасаем местыных жителей.

К вечеру в небольшом селе, дует холодный ветер, температура падает до +10. На небе тяжелые грозовые тучи. Мы точно едем в пустыню? А там правда будет жарко? Периодически пробиваем колеса: гвоздики, металлические скобы прямо липнут к нашим колесам. Вскоре начинается самое интересное – езда по абсолютно незнакомой пересеченной местности в темноте. Небольшая ошибка в навигации (дороги опять пошли в разные стороны) и два Хайлюкса попадают в топь. Ни разу не пожалел, что почти все наши машины на 35х грязевых колесах. Поливает дождь, дует ветер, и мы в два часа ночи начинаем откапывать внедорожники. Будим местного пастуха, в стильном монгольском халате и на мотоцикле вызывается показать нам дорогу. Проехав минут пять с сопровождением благодарим его, но все же едем по нашему треку, так как показанный им путь доверия не вызывает, а спросить куда ехать через полчаса, когда дорожки опять разойдутся, будет просто не у кого.
В три ночи смена водителей. Проспав час, выхожу на улицу и застываю: дует теплый сильный ветер (уже +20), мы едем в кромешной тьме, по песку среди кустов саксаула началась пустыня! Плутая по песчаным барханчикам и барханам движемся по относительно накатанной дороге, главное не пропустить съезд к точке назначения. Наша цель – урочище Хармен Цав.

Восходит солнце, на небе ни облачка, становится все жарче и жарче. Перед нами открываются просторы величайшей азиатской пустыни — Гоби. Накатанной дороги больше нет. Часто мы оставляем первый след на песке.

Петляем среди кустов саксаула и присыпанных песком старых следов внедорожников. Запрыгивать по песку в гору становится все сложнее, нужно хорошо разгоняться, иначе зыбкий песок проглатывает колеса машин. Несколько раз дергаем застрявших, ищем более пологие подъемы. В 23й час пути на горизонте появляются каньон и скалы из ярко красной глины, это и есть Хармен-Цав.

Спать в жаре невозможно, а очень хочется. За последние 24 часа каждый поспал 1-2 часа. В палатке температура взлетает до +45 — +50 градусов, даже через тент солнце начинает беспощадно жечь. Единственный вариант — найти относительно прохладное место, лечь прямо под машиной, пока эта масса металла не успела нагреться.
Хармен-Цав похож на оазис. Вода в этом месте залегает близко, здесь, посреди безжизненной пустыни, растет небольшой зеленый лесок. Рядом сезонное озеро, которое похоже наполняется по мере того, как проходят дожди. Мы стоим рядом с пересыхающим руслом.

День наслаждения красотами и душевного умиротворения. К обеду небо затягивается тучами, фотографии выходят не очень яркими, но это немного спасает от неконтролируемой жары. Зимой в Гоби до -50, летом может быть до +55. Нам везет, днем всего +35.

Чтобы записать красочный репортаж, встаю в 5 утра. Яркое солнце, фантастические картины! Путешествия стоят того, чтобы ради них терпеть сложности в дороге. Репортаж получается яркий и насыщенный.

Как бы мы хорошо ни планировали поездку, цейтнот нас преследует постоянно. Потеряны несколько дней: выезд из Новосибирска позже запланированного, выходной на погранпереходе, день в Баян-Ульгие. Срок входа в Китай 1 июля. За 48 часов нам нужно пробиться к границе с Китаем, а это почти 1000 км. Теоретически это возможно, но перед нами лежит Монголия — terra incognita с неизведанными дорогами. Обратно ехать по «федералке» желания нет никакого, поэтому поедем неизученными тропами, южнее. Риски нам известны, но для того и экспедиция, чтобы попробовать все и везде.
Внезапно на пути одинокое деревце.

После первых 200 км. мы уходим с трека, теперь вся надежда на карты и подсказки местных жителей. Плутания начинаются практически сразу. На моем Хайлюксе возникает неприятный скрежет. Похоже это сайлентблок верхнего крепления амортизатора.

Неприятно, но не критично, терпим до СТО в Китае. Вечером оказываемся в небольшом селе, нужно заправиться, заправка тут есть, но разумеется на ней только 80й бензин. Местные предлагают нам солярку из собственных запасов, конечно же дороже, чем обычно. Смешиваем ее с остатками в баках, добавляем цетан-корректор, можно мчаться дальше. Подходят тяжелые грозовые тучи, похоже ночь будет веселая, с дождем, в темноте и по неизвестным нам дорогам…
Вскоре происходит что-то невероятное. Объехав горнодобывающий завод, мы попадаем…на асфальт идеального качества! Даже боимся пошевелиться! Здесь асфальт? Это просто чудо и еще раз чудо! Мчимся 100, даже 110, и уже кажется, что все у нас сейчас получится. Поскольку эта дорога должна привести нас к еще одной дороге, которая по рассказам местных тоже асфальтная и прекрасного качества.
Наступает ночь, на улице все теплее и теплее, уже +28. Дует сильный ветер, вдалеке беспрестанно полыхают молнии.

Похоже все складывает как нельзя удачно, ливень обходит нас стороной. Асфальт заканчивается через сотню километров, начинается хорошая грунтовка, которую скоро покроют асфальтом. Немного беспокоит то, что из окна, в свете луны мы видим огромные селевые разливы. Периодически дорога промыта этими потоками, нужно объезжать полями. Некоторые промоины шириной 2-3 метра.
Когда мы доезжаем до поворота на нужную нам дорогу, начинается самое интересное. Дороги просто нет… Не асфальта, нет вообще ничего. Дорога, по которой мы едем, уже не асфальтированная, уходит в Китай, до границы всего 60 км. Но нам сюда нельзя, нам нужен другой погранпереход, где нас ждут. В поле едва угадывается наполовину заросшая проселочная дорогая. Согласно карте Open Street Maps мы находимся как раз на ней. Удивляться нет времени, решаем ехать по ней, как никак мы всю последнюю неделю едем по таким дорожкам. Не проехав и десятка километров мы понимаем, что дорога растворяется в полях . Пытаюсь пробиться по каким-то следам и едва не залетаю в болото. Повезло, что почва твердая, хлюпая по воде аккуратно сдаю назад, где обнаруживаю, что 80ка и один из Хайлюксов увязли в песчаной мокрой массе. Это и есть один из селевых потоков.
Приходится копать, чем глубже копаем, тем больше воды. Единственное спасение это сандтреки. Даже под ногами почва проваливается. Один неверный поворот руля и машины вновь пропадают в топкий песок. Часа три длится наше веселое ночное приключение. Разведка сообщает, что объехать топь не получится, дорога просто покрыта смесью песка, глины и воды…
После двухчасового сна в степи возвращаемся на основную дорогу. Только вот спросить путь здесь не у кого, вокруг ни души. Через пару часов светает. До ближайшего поселка топлива у одного из внедорожников может не хватить. Вспоминаем, что утром вдалеке мы видели огни. Отправляем туда разведчиков. Параллельно просим наших товарищей из России взглянуть на Google Earth дабы увидеть, где мы находимся и как проехать, с учетом нашего местоположения, которое видно при помощи трекера Spot.
Найденные местные жители поясняют, что нужная нам дорога затоплена, необходимо вернуться на 50 км. назад и отправиться через поля.

Суммируем данные и отправляемся искать потерянную тропу. Через час уже движемся по очередной проселочной дороге. Видны следы сильного ливня, частые промоины. Спустя несколько часов мы в поселке…, куда мы так долго хотели попасть. В центре поселка вместо улицы течет грязная река.

Похоже сошел небольшой селевой поток. На меня производит это настолько сильное впечатление, что несмотря на бессонную ночь, я записываю репортаж прямо здесь, на главной улице деревни.

Пока заправляемся, заправщик рассказывает о том, что дороги по которым мы планируем проехать дальше закрыты. Потоки воды завалили камнями горный перевал. Шансов проехать просто нет, мы там физически не пройдем.
Следующий час проходит в плотном мозговом штурме. Куда ехать? На юг или на север? Где есть топливо? Ключевым моментом оказывается то, что в нескольких сотнях километров от нас есть горнодобывающий комбинат, китайцы построили к нему прямую асфальтную дорогу, эта дорога и ведет в Китай, именно туда, куда нам и нужно. Цель ясна, нужно во чтобы-то ни стало добраться до этой дороги. Оставшиеся 400 км. по асфальту будут просто легкой финальной прогулкой по Монголии.
Следующие часы мы продолжаем угадывать, куда нам ехать, уже привычно навигация и карта не совпадают. Нам помогают встреченные монголы на УАЗике, они отправились в соседнее село сватать своего юношу за очень красивую девушку.

К полуночи происходит то, самое долгожданное – мы въезжаем на асфальтную дорогу. Этот тот случай, когда ты готов целовать асфальт! Я так не радовался твердому покрытию даже после 4000 км. дорог по Колыме.
Через несколько часов, в 8 утра мы на границе с Китайской Народной Республикой. Впереди новые, захватывающие приключения!
Продолжение следует…

Читайте также:  Остров Святой Елены — остров вулканического происхождения

50 фактов, которые необходимо знать перед поездкой в Монголию.

1.Монголия — наш ближайший сосед, по протяженности границы с ней (3485 км) стоит на третьем месте после Казахстана и Китая. Приграничные регионы России: республики Алтай, Бурятия, Тува и Забайкальский край.
2. Прямой перелет от Москвы до Улан-Батора длится 6.5 — 7 часов. Прямые рейсы из Шереметьево осуществляют «Аэрофлот» и монгольская компания «МИАТ». В обе стороны билет эконом-класса обойдется примерно в 30 тыс.р.

3. С пересадкой, но дешевле получится, например, через Стамбул (TURKISH AIRLINES), через Нур-Султан (казахстанская SCAT). Есть еще вариант: «Победой» до Улан-Удэ, далее монгольской HUNNU AIR.
Узнайте стоимость билетов, используя этот поиск:

4. Из Улан-Удэ или Иркутска до Улан-Батора можно добраться по железной дороге или автотранспортом. С центрального автовокзала Улан-Удэ ходит регулярный автобус, отправление в 7-00, прибытие в столицу Монголии в 19-30, обычный билет стоит 1400 р.
5. Передвигаться по Монголии лучше всего на собственном/арендованном автомобиле. Основной маршрут лежит через Кяхту. Дорога вполне нормальная. Весь путь от Улан-Удэ до Улан-Батора (580 км) займет около 10 часов. Взять в аренду авто в Иркутске или Улан-Удэ с условием выезда за границу непросто, но возможно. Нужна соответствующая доверенность от владельца. Дают неохотно, осознавая все риски. Есть маршрут из Иркутска на озеро Хубсугул через Тункинскую долину и далее в монгольские степи. Изумительные по красоте места, проехать можно и на обычной машине, но лучше на внедорожнике, а ещё лучше — на двух.
6. Автотуристы, въезжающие через Кяхту, на пункте пропуска (работает круглосуточно) проводят 2-3- часа. На монгольской стороне формальности и досмотр занимают меньше времени. На обратном пути будут искать рыбу. Нельзя.
7. Арендовать автомашину в Улан-Баторе, как и везде, можно через международную систему бронирования. Скорее всего, это будет компания Sixt. Многие арендуют авто на месте, популярны наши УАЗики и «буханки». «Неэстетично, зато дешево, надежно и практично!»
8. Для посещения Монголии гражданам России виза не требуется при условии, что целью визита является туризм, транзит, посещение друзей и родственников либо краткосрочная деловая поездка, а срок пребывания в стране не превысит 30 дней (суммарный срок пребывания в Монголии не может превышать 90 дней в каждый 180-дневный период). Загранпаспорт нужен.
9. Национальная монгольская валюта — тугрик! Все расчеты внутри страны только в них. В настоящее время курс к рублю примерно 44 к 1. Проблем с обменом валюты нет никаких, ограничений по объему тоже. Выгоднее всего менять на местную валюту наличные доллары. И делать это в Улан-Баторе. Маржа минимальная. С банковскими картами тоже все без проблем. Но за пределами столицы без наличных денег не обойтись.
10. Большая часть территории Монголии располагается на плато, высота над уровнем моря 1000 — 1500 м. На западе — юго-западе страны расположены горные массивы Монгольского и Гобийского Алтая. Юг — юго-восток занимает пустыня Гоби.

На фото: Окрестности г. Дархан.

11. Наивысшая точка Монголии – вершина Куйтэн Уул (также ее называют Найрамдал, 4374 м) расположена в монгольском Алтае в горном районе Таван-Богдо-Ула. Название этого горного узла в переводе означает “Пять святых гор”, он считается священным для всех монголов и буддистов из других стран. Где-то здесь, по преданиям, находится вход в мистическую страну Агарти.
12. Климат в Монголии резко континентальный, характеризуется повышенным атмосферным давлением, значительными перепадами температуры воздуха, малым количеством осадков. Зимы суровые и не располагают к путешествиям, да и летом, несмотря на дневную жару (до 35 град.С), стоит запастись теплой одеждой, как в горах, так и в пустыне.
13. Благодаря аридному климату, на территории Монголии прекрасно сохранились геологические свидетельства мощнейших землетрясений прошлого: обвалы горных пород, характерные трещины на поверхности, достигающие нескольких метров. Произошедшее в июле 1905 г. Болнайское землетрясение отнесено к числу мировых катастроф, интенсивность в его эпицентре составляла максимальные 12 баллов. Сейсмически активные районы Монголии граничат с Тувой, Республикой Алтай, западной частью Бурятии и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР.

На фото: Трещина в земной коре.

14. Во-многом вследствие таких природных условий, в Монголии сохранилось огромное количество ископаемых остатков древних животных, в частности, динозавров.
Настоящей Меккой для палеонтологов со всего Мира является горная гряда Баянзаг, или Улаан Эрэг (красные скалы). Окаменевшие яйца динозавров, фрагменты и даже целые скелеты древних (до 70 млн. лет) ящеров продолжают находить там.

На фото: Марсианский пейзаж. Улаан Эрэг.

15. В Улан-Баторе скелеты динозавров выставлены на обозрение в Музее Динозавров (Площадь Независимости, Чингэлтэй дүүрэг 5-р хороо), в холлах торговых центров (Хунн молл). Кости динозавров даже продают на рынке Наран тул.
16. Нужно иметь в виду, что в Монголии существует закон, предусматривающий уголовное наказание, вплоть до лишения свободы, за нелегальную добычу ископаемых останков или вывоз их за границу. Рисковать наверное не стоит.
17. В горах и предгорных районах Северо-Запада страны сосредоточено около тысячи озёр, на севере находится глубоководное (240 м) озеро Хубсугул, схожее с нашим Байкалом.

На фото: Берег озера Хубсугул.

18. Многие туристы, и не только из России, едут в Монголию на рыбалку и не зря. По поводу того, что местные жители рыбу не едят и, якобы, из религиозных соображений, есть разные мнения. На самом деле едят, просто предпочитают мясо.
19. И, кстати, вегетарианцам в Монголии придётся туго: фрукты здесь выращивать не стремятся, они вдвое дороже, чем у нас, да и выбор скудный..
20. Немного о самих монголах: их в мире насчитывается около 10 млн. человек, причем больше половины (6 млн.) живет в Китае. Население Монголии составляет 3.3 млн, из них 1.5 млн. – жители Улан-Батора. Любителям уединения и бескрайних просторов приятно будет узнать, что Монголия – страна с самой маленькой плотностью населения в мире: 2 человека на 1 кв.км. (если не учитывать жителей столицы, то вообще останется 1 / 1).
21. Состав населения: 95% монголы, чуть меньше 5% казахи. Остальных можно по пальцам пересчитать.
22. Может возникнуть вопрос: а как же китайцы? Дело в том, что нужно признать резкую нелюбовь местного населения к представителям Поднебесной. Для страны является нормой существование ультраправых антикитайских группировок. На стенах и заборах нередки соответствующие надписи.
23. К русским отношение очень хорошее. Россию здесь воспринимают как защитника и хорошего друга. Многие, особенно старшее поколение окончили наши ВУЗы, говорят по-русски. Молодежь знает английский язык, пожалуй, лучше чем наши соотечественники. Больших проблем в общении возникнуть не должно.
24. Не помешает знать и такой факт, что во время Великой Отечественной войны каждая пятая лошадь в нашей армии была из Монголии, а общая помощь, включая поставки тушенки, овчинных тулупов по объему была сопоставима с помощью со стороны США.
25. Чингисхан. Он везде в Монголии. На футболках, значках, упаковках продуктов. Ну и, конечно, в виде произведений монументального искусства. Самый большой в мире всадник — это памятник Чингисхану. Установлен он в Цонжин-Болдоге, его высота 40м. Внутри лестница и музей, а на голове лошади смотровая площадка. Ну что же, у нас свои национальные герои, у монголов свои. Дела давно минувших дней.
26. А, между тем, есть исторический персонаж, относительно недавнего прошлого, которого монголы при жизни называли богом. Это барон Унгерн. Белый генерал, командующий Азиатской дивизией. Тот самый.
27. Дело в том, что именно дивизия Унгерна положила конец китайской оккупации Монголии 1919-1921 гг. и привела ее к независимости.
28. День Независимости (11 июля) – важнейший государственный праздник Монголии учрежден в память создания государства Монголия в 1921 г.
29. Барон фон Унгерн-Штернберг с детства исповедовал буддизм, стремился на Восток и неслучайно оказался в Монголии со своей дивизией в разгар Гражданской войны в России.
30. Лидер монгольских буддистов, «живой Будда» Богдо-гэгэн VIII, находясь под китайским арестом, тайно переслал барону послание с благословением на освобождение Урги от китайцев. Зимой 1921 года барон взял город, сломив сопротивление китайских войск, превосходивших его дивизию в несколько раз. После победы совет местных лам объявил барона воплощением Махакалы, божества войны и разрушения, защитника учения Будды.
31. Следует отметить, что на тот момент треть всего мужского населения Монголии была монахами. В стране было 750 монастырей. Дальнейшее известно: пришли Советы, религию упразднили, монахов перебили и стали готовить прыжок из феодализма в социализм.
32. Сейчас монголы живут неплохо, ВВП страны растет высокими темпами. Правда монголы не любят термин «азиатский тигр», предпочитают, чтобы из называли «монгольский волк». Строят прагматичные деловые отношения со своими соседями, Россией и Китаем.
33. Бензин в Монголии из России. Цена на заправках на 15-20% выше, чем у нас. На экспорт идет уголь, продукция горнорудной промышленности, шерсть. Интенсивно развивается туристическая отрасль. Все больше туристов из развитых стран Европы и Америки влекут сюда бескрайний простор и таинственность труднодоступных мест.
34. Столица страны, Улан-Батор, современный город с населением 1.5. млн. человек. С 90-х годов ведется интенсивная и хаотичная застройка, городская инфраструктура отстаёт в развитии. Есть и своя специфика: окраины города застроены частными домами и самыми настоящими юртами. Жить в них дешевле. Такое жильё популярно у провинциалов, стремящихся в столицу в поисках высокооплачиваемой работы, а также у молодых семей. Затраты в таком жилье только на электричество, дрова и уголь.
35. Отсюда проблема и немаленькая. Зимой весь дым от сотен тысяч печек скапливается в котловине, где расположен город. Свой вклад вносят и 300 тыс. автомобилей. Дышать тяжело. Болезни органов дыхания становятся бичем жителей. Наиболее обеспеченные строят свои «рублевки» подальше от городского смога.
36. Передвигаться по Улан-Батору на автомобиле сложно, движение плотное и хаотичное. Большинство автомобилей — подержанные «японки» с правым рулем. Проезд в городском автобусе стоит 500 тугриков (12 руб.). Билет дает право проезда с пересадкой в течение часа. Такси тоже по российским меркам недорогое: короткая поездка обойдется в 2000 тугриков, через весь город 10 — 15 тыс. На небольшие расстояния проще ходить пешком.
37. Где побывать в Улан-Баторе? На центральной площади имени Чингисхана (хотя там памятник Сухэ-Батору), в Музее динозавров, Национальном музее истории Монголии, в Зимнем дворце Богды-гэгэна, последнего императора Монголии. На рынке «Наран тул» можно купить продовольствие, сувениры, национальную одежду и изделия из шерсти. Техника, одежда и бытовые мелочи китайского и корейского производства в 1,5—2 раза дешевле, чем в России. Берегите карманы! Воры здесь тоже есть.
38. Самый большой и известный буддийский монастырь Монголии, Гандантэгченлин (или Гандан), тоже находится в Улан-Баторе. 26-и метровая позолоченная статуя Будды установлена здесь.

На фото: Ступа на территории Монгольского Буддийского монастыря Гандан.

39. Чтобы впечатления от поездки в Монголию были ярче, неплохо попасть на праздник Наадам (10-13 июля) в честь Дня Независимости Монголии 11 июля. Это яркий всенародный фестиваль спорта и искусства. Празднуют повсеместно, но масштабнее всего, конечно, в столице. Отдают дань уважения национальным символам, проводят церемонии у памятника Чингисхану, у памятника Сухэ-Батору, основателю Монгольской Народной Республики.
40. Но самое зрелищное — это соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачки на лошадях. Практически каждый монгольский мальчишка или даже девчонка мечтают участвовать в этих скачках и победить. Зачастую в качестве наездника выступают 6-7- летние дети. Весят они мало, а ловкость и умение обращаться с лошадью уже на уровне.
41. Второй (а, может быть, и первый) всенародный праздник — Цаган Сар (белый месяц). Это Новый год по ламаистскому лунно-солнечному календарю. Дата плавающая, обычно это февраль, в 2020 г. – 23 февраля. Праздник имеет очень давние традиции, символизирует очищение, обновление. Готовятся к празднику Цаган Сар заранее: молятся и постятся, наводят чистоту в жилище, готовят белые одежды, молочные блюда на пару и традиционные буузы и много всего прочего, чем потом щедро угощают гостей и сами ходят в гости.
42. В принципе, основа всей вкусной и здоровой монгольской пищи — это сочетание мяса и теста. Мяса едят много. Любимые блюда у всех одни: буузы (аналог мантов), цуйван (лапша с мясом и овощами), хушуры (аналог чебуреков), суутэ цэ (соленый чай с молоком). Обед в обычной столовой стоит 5000 тугриков, в среднем ресторане в 2—3 раза дороже. Порции огромные. Заказывать надо только одно блюдо. Если в меню написано «курица», это значит, что вам принесут курицу, рис и несколько салатов. Чаевые оставлять не принято.
43. При поедании бууз соблюдайте осторожность: внутри горячий бульон и можно легко заляпать одежду. А вот кефир или творог вряд ли удастся купить.
44. Как только вы покинете Улан-Батор, то сразу поймете, как красива Монголия, как она спокойна и величава. Жизнь за пределами столицы течет совсем в другом ритме, воздух чистый, звёзды яркие.

На фото: Таинственная страна.

45. Удобнее всего перемещаться на машине. Дороги, чем дальше от города, становятся всё условнее, порой и вовсе исчезают. Поезда тоже есть. Хоть редко, но ходят и билеты
совсем дешевые. Из Улан-Батора до Гоби (500 км) доехать можно за 10000 тугриков.
46. В 60 км от Улан-Батора находится живописный Национальный парк Горхи-Тэрэлж. Мировую известность Национальному парку Горхи-Тэрэлж принесли его необыкновенной формы гранитные скалы. Летом в национальном парке живут кочевники. Можно посетить их юрту (гэр), они гостеприимны. От Улан-Батора к парку ведёт шоссе A0501 до Налайха. В 39км от центра Улан-Батора от шоссе A0501 ответвляется на север шоссе A24, которое ведёт к посёлку Тэрэлж на севере туристической части парка. В южной части Горхи-Тэрэлж сосредоточены туристические базы, разнообразные кафе и рестораны, сувенирные магазины. Недалеко от парка располагается памятник Чингисхану.

На фото: Внутри юрты.Национальный парк Террелж.

47. Самый дешевый способ самостоятельно туда добраться :
Из УБ на городском автобусе до города Найлах 500 MNT; Из Найлаха до Чингисхана такси за 10000, просят 20000 .Обратно автостопом до УБ , останавливается первая же машина. Вход стоит 7000 MNT.
48. В Монголии много диких животных: волков, сурков, змей, оленей. Гулять в незнакомой местности может быть опасно. Особая опасность — собаки в частном секторе и возле одиноких юрт на природе. Почти все жители юрт держат огромных собак для защиты жилья и стада. В юрточных районах собаки сбиваются в стаи.
49. Домашнего скота тоже много: на одного монгола приходится 20 голов.

На фото: Монгольские лошадки.

50. На всякий случай: медицина в Монголии на достаточно высоком уровне, не хуже, чем у нас. Прием у платного врача обойдется в 20 тыс. тугриков (500р). Но многие предпочитают лечиться народными методами. Народная медицина здесь основана на мясе и молоке, а не на травах. «Если болит поджелудочная, нужно есть мясо сурка. Кобылье молоко помогает при кашле. Для рожениц нет ничего лучше бараньего мяса».

Ссылка на основную публикацию