Страна Албания (какая она мусульманская страна)

Албания

Краткая информация

В последние годы в Албанию стало приезжать все больше туристов. Это связано, конечно же, с политической и экономической стабильностью этой страны. Однако, для большинства из нас Албания до сих пор является малоизученной и загадочной балканской страной, где, по слухам, есть потрясающе прекрасные пляжи и уникальная старинная архитектура. Так какая же на самом деле Албания?

География

Албания – это одна из стран юго-восточной Европы, которая расположена на Балканах. Общая площадь этой древней страны составляет 28 748 км. кв. Республика Албания на севере граничит с Черногорией, на северо-востоке – с Косово, на востоке – с Македонией, а на юге и юго-востоке – с Греция. Общая протяженность албанской границы – 1094 км. На западе Албания омывается теплыми и прозрачными водами Адриатического и Ионического морей. Самая высокая вершина Албании – гора Кораби (2764 м).

Столица Албании

Столица Албании – Тирана, которая была основана турками в 1614 году. В 1920-м году обще албанский Национальный конгресс провозгласил Тирану столицей независимой Албании. Сейчас население Тираны насчитывает более 400 тыс. человек.

Официальный язык

Официальный язык Албании – албанский, который является ветвью индо-европейских языков, а также наследником иллирийского языка. Современный албанский язык имеет много заимствований из греческого, итальянского, латинского, турецкого, и славянского языков.

Религия

Около 70% населения Албании являются мусульманами, исповедующими его суннитскую ветвь. Еще 20% албанцев – это христиане, относящиеся к Греко-католической церкви. Остальные 10% албанцев – католики.

Государственное устройство

Албания является парламентской республикой. Современная конституция страны была принята 21 октября 1998 года, после многолетней борьбы за независимость. Парламент Албании – однопалатное Собрание (Народное собрание), в которое каждые 4 года происходят выборы депутатов (всего 140 депутатов).

Главные политические партии – «Демократическая партия Албании, «Социалистическая партия Албании», «Демократический альянс», «Республиканская партия Албании», и «Партия единства в защиту прав человека».

1 апреля 2009 года Албания стала членом блока НАТО. Сейчас Албания стремится войти в Евросоюз. В апреле 2009 года Албания официально подала заявку на вступление в ЕС.

Климат и погода

Средняя температура воздуха в Албании составляет +15,9 С. В прибрежных районах Албании климат субтропический средиземноморский, умеренный. Лето жаркое, сухое (от +24 С до +28 С), а зима мягкая и влажная (от +4 С до +14 С). В Альпийских районах Албании климат континентальный, влажное лето (до +10 С.) и холодная зима (до -12-20 С).

Море в Албании

Албания омывается водами Адриатического и Ионического морей. Общая береговая линия составляет 362 км. На Адриатическом побережье Албании возле древнего города Лежа, основанного еще в IV в до н.э., находится красивый Дринский залив.

Албании принадлежат несколько небольших островов, но все они необитаемы. Самый большой из них – остров Сазани, который находится у входа в залив Влера. Его площадь составляет 5 км. кв.

Побережье Албании и Италии соединяет пролив Отранто, ширина которого составляет 75 км. Этот пролив разделяет Адриатическое и Ионическое моря.

Реки и озера

Несмотря на то, что Албания является небольшой гористой страной, по ее территории протекает большое количество рек. Самые большие из них – река Дрин (285 км) на севере страны и река Семан (281 км) на юге. Также следует выделить реки Вьоса (272 км), Мат (115 км), Шкумбин (181 км), и Быстрицу.

На территории Албании расположены несколько больших озер – Охридское, Скадарское, Большая Преспа и Малая Преспа.

Площадь Охридского озера составляет 358 км. кв. Его средняя глубина – 155 м, а максимальная – 288 м. Сейчас Охридское озеро входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом озере обитают даже 2 вида форели.

Скадарское озеро расположено не только на территории Албании, но и Черногории. Его средняя площадь составляет 475 км. кв. В 2005 году в Албании на территории Скадарского озера был образован государственный заповедник.

Озера Большая Преспа и Малая Преспа расположены на высоте 853 метра над уровнем моря.

История

Предками современных албанцев считаются иллирийские племена, поселившиеся на Западных Балканах во II тысячелетии до н.э. В VII веке до н.э. на территории современной Албании древние греки основали несколько городов-полисов (Дуррес, Аполлония и Бутринтия). В разные времена эти греческие колонии входили в состав Древней Македонии и Римской Империи. Кстати, под контроль Рима эти земли попали в 167 г. до н.э., после продолжительной и кровопролитной войны.

В 285 году н.э. римский император Диоклетиан разделил Иллирию (т.е. территорию современной Албании) на четыре провинции. Столица одной из них была в Дурресе.

В 395 г н.э. Иллирия, после распада Римской империи, вошла в состав Византии. В IX веке соседнее Болгарское царство стало очень сильным и могущественным. В итоге, территория современной Албании вошла в состав этого царства.

В Средневековье на территории современной Албании было образовано несколько феодальных княжеств. Так, в 1190 году сформировалось феодальное княжество в Круе. В конце XIV века на территорию Албании стала претендовать Османская империя. После многолетних войн (восстание Скандербега), в 1479 году, Албания вошла в состав Османской империи. Несмотря на постоянные восстания против турецкого ига, Албания смогла получить независимость только в 1912 году. Во время Первой мировой войны Албанию оккупировали Италия, Сербия и Австро-Венгрия. После окончания Первой мировой войны Албания опять получила независимость, и в 1920-м году албанский Национальный конгресс провозгласил Тирану столицей страны.

Во время Второй мировой войны Албанская Национальная армия во главе с Энвером Ходжа оказала упорное сопротивление итальянским и немецким войскам. В январе 1946 года была провозглашена Народная Социалистическая Республика Албания. Лидером страны стал коммунист Энвер Ходжа.

В декабре 1990-го года в Албании была введена многопартийная система, и после этого значение коммунистической партии в этой стране стало очень небольшим. В октябре 1998 года была принята новая конституция Албании.

Культура

Естественно, что Албания, обладающая древней историей, имеет уникальную культуру, на которую огромное влияние оказали древние греки, римляне, византийцы и славяне (прежде всего, сербы). В средние века культура Албании находилась под сильным турецким влиянием. Но это и понятно, ведь тогда эта территория входила в состав Османской империи.

Кроме того, на албанскую культуру в Средние века заметное влияние оказывали итальянцы (в частности, права на некоторые албанские города предъявляла Венеция), которые долгое время считали территорию современной Албании своей «вотчиной».

Прежде всего, следует отметить уникальную албанскую архитектуру, развивавшуюся под влиянием сербов, итальянцев и турок. Однако, к сожалению, в 1944-1990-х годах во время правления коммунистической партии многие памятники архитектуры были уничтожены. В большей степени это относится к старинным мечетям и католическим храмам.

Тем не менее, во время правления коммунистической партии в Албании города Гирокастра и Берат были объявлены городами-музеями. В наши дни Гирокастра и Берат благодаря сохранившейся архитектуре времен Османской империи попали в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Литература Албании начала развиваться только со второй половины XIX века, когда появилось движение за национальное пробуждение – Rilindja Kombëtare, стремившееся к независимости от Османской империи. Это движение относится к романтическому национализму, и благодаря нему можно понять менталитет современных албанцев.

Национальная албанская элита появилась только в начале XX, благодаря выпускникам католических учебных заведений, созданных иезуитами и францисканцами в городе Шкодер.

Во время Второй мировой войны большинство писателей были вынуждены покинуть Албанию, и только с 1960-х годов начинается албанский литературный ренессанс, связанный, прежде всего, с именем Исмаила Кадаре. Даже современные албанские писатели многое берут из творчества поэта и прозаика Кадаре.

В последние годы в Албании опубликованы тысячи томов литературного, музыкального, и хореографического фольклора. Так, в Приштине издали 8 томов литературного фольклора.

Что касается кино, то первая киностудия в Албании (Albafilm) была образована в 1952 году, а первый албанский художественный полнометражный фильм появился в 1958 году (эта была картина «Tana»).

Кухня Албании

Кухня Албании сформировалась под сильным турецким влиянием. Традиционный обед в Албании начинается с закуски, известной как «мезе» (кислое молоко, мясо, огурцы, чеснок, оливковое масло, специи). Турист может принять «мезе» за основное блюдо, но на самом деле это всего лишь местная закуска. Традиционное «мезе» подается в Албании с куриной печенью. Что же касается традиционного албанского аперитива, то это ракия или бокал красного вина.

Самые популярные салаты в Албании – картофельный салат, салат из фасоли, и салат из свежих овощей (помидоры, огурцы, зеленый перец и лук). Самые популярные албанские супы – это «Jahni soup» (его вкус отличается по албанским регионам) и лимонный суп.

Туристам следует помнить, что Албания – эти мусульманская страна, где не едят свинину. Зато в этой стране, особенно в прибрежных районах, очень популярны блюда из рыбы. Практически все виды рыб подаются запеченными в оливковом масле с чесноком и различными специями. Также в Албании популярны блюда из баранины.

Лично мы посоветуем туристам обязательно попробовать в Албании запеченную форель с луком и помидорами. Для албанцев это традиционное блюдо.

Но всегда, пожалуйста, оставляйте место для албанского десерта, который просто великолепен. Пахлава, лукум, kadaiff, имеющие турецкие корни, в Албании изготавливают в самых разных, порой очень необычных, версиях. Также советуем Вам попробовать в Албании местный пудинг из овечьего молока и инжира.

Достопримечательности Албании

Достопримечательностей в Албании так много, что мы, пожалуй, выделим только 5 из них:

  • Гора Дайти. Расположена возле Тираны. На этой горе есть руины римской крепости Тиркан, Музей динозавров, Кладбище героев, и монумент «Мать-Албания», построенный в 1971 году.
  • Национальный парк Бутринт. Город Бутринт был основан еще древними греками. Сейчас эта территория считается Национальным албанским парком, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В самом городе Бутринт сохранился римский амфитеатр, римский храм, а также византийская базилика

Замок Петрела. Этот старинный замок построен в XIV веке, хотя есть следы построек V века нашей эры. Он расположен на скалистом холме, всего в 18 км от Тираны.

  • Деревня Палас. Эта деревня будет интересна тем туристам, которым нравятся нетронутые уголки. Именно в окрестностях деревни Палас находятся самые уникальные и красивые пляжи Албанской Ривьеры. Однако, в этом регионе нет никаких переполненных туристами курортов. Согласно легенде, Гай Юлий Цезарь когда-то в приступе ярости бросил в море чашу вина на берегу моря в окрестностях деревни Палас. Может быть, именно у Вас получится найти этот древний кубок?
  • Берат. Этот город является уникальным благодаря сочетанию османской и албанской архитектуры. В Берате очень много достопримечательностей. Мы советуем туристам обязательно посмотреть турецкую крепость XII века, а также несколько мечетей эпохи Османского правления.

    Города и курорты Албании

    Самые большие албанские города – Тирана, Дуррес, Влера, Шкодер, Берат, Корча, Гирокастра, и Эльбасан. Главным портом Албании является город Дуррес, который давным-давно основали древние греки.

    Практически каждый прибрежный албанский город является прекрасным курортом. Отдых на Албанской Ривьере (это территория вдоль Ионического моря на юге Албании) дешевле, чем, например, в Хорватии. Кроме того, на Албанской Ривьере не очень много людей, что тоже является преимуществом.

    Сувениры/покупки

    Туристам мы советуем поехать в небольшой город Круя, к северу от Тираны. В этом старинном городе (сейчас его население составляет всего лишь 20 тыс. человек) можно купить самые лучшие албанские сувениры, ювелирные изделия и антиквариат. Мы рекомендуем покупать в Албании кукол, пепельницы, игрушки, оливковое масло, мед, чай, травы, специи, алкогольные напитки, кружки, тарелки, футболки, албанские флаги, а также компакт-диски с албанской фольклорной музыкой.

    Часы работы учреждений

    В Албании большинство магазинов работают с 9.00 до 18.00, а банки – с 08.00 по 16.00. Некоторые магазины работает по субботам и воскресеньям.

    Для въезда в Албанию нужно оформление визы. Однако, действующая Шенгенская виза – это уже достаточное основание для въезда. Безвизовый въезд в Албанию предусмотрен в период с 1 июня по 31 октября (при наличии загранпаспорта).

    Валюта Албании

    Лек – официальная валюта Албании. Один лек (международное обозначение: AL) приравнивается к 100 киндаркам. В Албании пользуются банкнотами следующих номиналов: 100, 200, 500, 1000 и 5000 лек.

    Кроме того, в обращении находятся монеты номиналом в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 лек.

    Албанцы совсем не против, когда туристы расплачиваются с ними долларами или евро.

    Никогда не меняйте валюту «с рук», каким бы не был привлекательный курс. Иначе Вы рискуете стать жертвой мошенников.

    Таможенные ограничения

    Ввозить в Албанию местную валюту (лек) нельзя. Иностранную валюту в Албанию можно ввозить без каких-либо ограничений. Из Албании можно вывезти до 5 тыс. долларов, или столько денег, сколько турист заявил при въезде в эту страну.

    Из Албании разрешено вывозить на одного человека 2 литра вина, 1 литр крепких алкогольных напитков, до 200 сигарет, и т.д.

    Полезные телефоны и адреса

    Посольство Албании на Украине (по совместительству с Польшей):
    Адрес: 02-386 г.Варшава, ул.Алтова,1
    Телефон: (810 4822) 824-14-27
    Факс: (0-22) 824-14-26
    Приемные дни: понедельник-пятница с 8-00 до 16-00

    Интересы Украины в Албании представляет посольство Украины в Греции:
    Адрес: Греция, Афины 152 37, Филотеи, ул.Стефану Дельта 20-4
    Телефон: (8 10 30210) 68 00 230
    Факс: (8 10 30210) 68 54 154
    E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Экстренные телефоны скорая помощь (17)
    пожарная охрана (18)
    полиция (19)
    дорожная администрация (42 23600)
    дорожная полиция (42 34874).

    Время в Албании

    Вся территория Албании находится в одном часовом поясе. Разница с киевским временем составляет 1 час. Т.е. если в Тиране, например 9:00 утра, то в Киеве – 10:00 утра.

    Чаевые

    Большинство официантов в албанских ресторанах понимают английский и итальянский языки. Чаевые за услуги в Албании составляют 10% счета.

    Медицина

    Телефон скорой помощи в Албании – 17.

    Безопасность

    После бурных событий 1990-х годов (война в Косово) на руках у албанцев до сих пор осталось очень много оружия. Вообще, албанцы – это «горячая» нация, поэтому туристам нужно быть очень осторожными. Так, мы не советуем туристам долго смотреть в глаза албанцам, а также выражать чувства к албанским женщинам. Автомобили, конечно же, лучше всего оставлять на охраняемых автостоянках.

    Албания. Немного ликбеза, много любви и надежды

    Ликвидировать собственную безграмотность мне пришлось сразу. Когда первое, чем встречают тебя эти загадочные албанцы, это крашенка и «Krishti u ngjall!», то есть «Христос воскресе!», согласитесь, начинаешь задумываться: а так ли правы те, кто утверждает, что Албания – страна, где живут исключительно безбожники, либо радикалы, которые спят и видят, как бы задушить Православие? Видимо, дела обстоят иначе, и это здорово радует. Собор Воскресения Христова в центре Тираны. Рядом – памятник национальному герою Георгу Скандербегу. Площадь перед собором залита воском: так и не смогли еще отчистить после ночного пасхального богослужения, на которое, по словам моих собеседников, собрались десятки тысяч человек…

    С собеседниками довольно интересно получилось. В соборе проходит уборка. Занятая и уставшая девушка смотрит строго: «Вы бы отошли в сторону, пожалуйста!» Поворачиваясь к пожилому монаху, скромно стоящему у иконы, произносит не менее сурово: «Да и вы бы, владыка, отошли! У меня дел невпроворот. Идите себе на клирос – там и беседуйте, ладно?» Потом подобрела и улыбнулась: «Простите, я просто жутко устала. Возьмите яйцо пасхальное, пожалуйста». Так я получил первый подарок – ту саму крашенку, познакомился с митрополитом Амантийским Нафанаилом и священником Григорием Пелуши, которые отвели меня на клирос и с удовольствием согласились побеседовать для портала «Православие.ру».

    Владыка, в отношении албанцев, боюсь, существует много предрассудков: с кем бы ни встречался в России перед поездкой сюда, все мне испуганно говорили, что я собираюсь в опасную страну, которая управляется чуть ли не по законам исламских террористов. Что Православия здесь нет и никогда не было, что церкви здесь не найти. В общем, Албания, благодаря предрассудкам, представала передо мной чем-то средним между халифатом и коммунистическим концлагерем. Тем больше было мое удивление, когда первое, что сделали со мной албанцы, с которыми вступил в разговор, это – вот: подарили крашенку и поздравили с Пасхой.

    – О да, с этой точкой зрения нам приходится сталкиваться. Только зрения тут нет никакого: неправда всё это. Когда мы были с владыкой в Москве, нам долго и настойчиво приходилось развеивать накопившиеся предрассудки, мы доказывали, что Албания – страна с древнейшей христианской историей и традициями, что Православие здесь не только не умерло, а, слава Богу, растет и множится.

    Тогда скажите, пожалуйста, на чем же основываются предрассудки? Ведь сами по себе они бы не возникли.

    – Вопрос интересный. Думаю, возникновению неверного мнения в отношении нашей страны во многом способствовали страшные годы коммунистического правления. Но, согласитесь, с точно таким же мнением в отношении себя столкнулась и Россия в совсем еще недалеком прошлом: трудно было найти человека, который бы считал, что корни России – в христианстве, когда со всех трибун громогласно говорилось о «государственном атеизме». То же было и в Албании, только, наверное, с местными особенностями, о которых расскажет чуть позже отец Григорий.

    Здесь мирно живут как мусульмане, так и христиане

    Что же касается мнения об Албании как о сугубо мусульманской стране, то оно в корне неверно: здесь мирно живут как мусульмане, так и христиане. Шииты и сунниты, православные и католики – вот, пожалуй, основные группы верующих здесь.

    А уж если говорить об истории, то давайте вспомним, что еще в I веке сюда, в Иллирию, пришел апостол Павел с проповедью Христа и эта проповедь не была бесплодной. Помните, в Послании к Римлянам он говорит: Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестностей до Иллирика (Рим. 15: 19)? Так что христианство сюда принесено самими апостолами, давайте это помнить. В Дурресе (Диррахии), древнем городе на побережье Адриатики, около 70 года по Р.Х. уже было около ста христианских семей. Первый албанский святой – это священномученик Астий, руководивший этой общиной, пострадавший от язычников в 98 году. А поставил его в епископы апостол от 70-ти Кесарь.

    Когда при Константине Великом гонения на христиан прекратились, в Иллирике было уже много храмов, и христианская община к тому времени была уже многочисленной. В конце IV века, при императоре Феодосии Великом, уже подавляющее большинство населения было христианским. Конечно, албанских святых много – нужно просто внимательнее всмотреться в историю Церкви.

    Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам

    Во время Великой схизмы 1054 года половина населения осталась православной, половина подчинилась Риму, но, так или иначе, до XV века Албания была полностью христианской страной. Об этом говорят и древние храмы и часовни страны – взгляните на часовню св. Астия в Дурресе (V в.) или храм VI века в Бутринте, сохранились и другие храмы. И сейчас, когда археологи ведут раскопки на местах древних поселений, они постоянно находят церкви, мозаики, относящиеся к первым векам христианства. Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам. Деревни, села названы в честь святого Георгия, Пресвятой Богородицы и т.д.

    Но долгое время Албания находилась под османским игом. Я прав, отец Григорий?

    – После падения Константинополя в 1453 году османы пришли на эту землю, и большинство христианского населения вынуждено было бежать из Албании, потому что албанцы не хотели принимать ислам. Часть христиан оказывала сопротивление, и можно сказать, что после падения Царьграда Албания стала одним из форпостов борьбы с захватчиками в Европе. И, кстати, всем известная Косовская битва проходила при активнейшем участии албанских войск на стороне христианских государей, это необходимо знать, на мой взгляд. Позднее албанские князья и их войска у крепости Лежа предотвратили проход османской армии через свою страну – турки стремились в Италию, в Рим. К этому печальному, но героическому времени и относится история нашего национального героя Георга Скандербега. Будучи сыном албанского великого князя, он был взят в заложники османам и и воспитывался при турецком дворе вместе с тремя своими братьями. Став видным военачальником, Скандербег, по замыслу османов, должен был руководить их войском в битве против христиан-венгров под сербским Нишем. Тогда, не желая сражаться против единоверцев, он вместе с 300 воинами покинул турецкую армию и вернулся в Албанию, в г. Крую, откуда и начал сопротивление захватчикам. Борьба за христианство продолжалась почти четверть века. Подчеркну: борьба именно за христианство, а не за национальность, потому что в то время не национальность считалась решающей, а вера человека, это было естественным для Византийской империи.

    Значит, если я не ошибаюсь, борьба шла, скажем так, не за албанскую национальную республику, или империю, или княжество…

    Папа договорился с османами о том, что они оставляют Запад в покое, а взамен получают Балканы, а заодно и Константинополь

    – …а за Православие! Только после смерти Скандербега османам удалось подавить сопротивление и Албания была захвачена. Влияние и мощь Скандербега были так велики, что папа Римский даже хотел, чтобы он возглавил освободительный крестовый поход, призванный очистить Европу от иноверных и имевший своей целью Царьград. Но уже не только имеющийся, а увеличивающийся антагонизм внутри самой Европы, разделение Церквей на Православную и Католическую не позволили осуществиться этим намерениям, что вполне логично: Если царство разделится в самом себе, не может устоять царство то (Мк. 3: 24), чему мы и были свидетелями много раз. На смену папе-инициатору предполагаемого освободительного крестового похода пришел другой, который договорился с османами о том, что они оставляют Запад в покое, а взамен получают Балканы, а заодно и Константинополь.

    Если бы христиане были едины, то Византия бы не пала – были силы, способные отбросить оккупантов

    Напомню, что Царьград пал в 1453 году, а Скандербег, борясь с оттоманами 25 лет, умер в 1468-м. Т.е. теоретически можно было бы предположить, что если бы христиане были едины, то Византия бы не пала – были силы, способные отбросить оккупантов. Но этого, как мы знаем, не произошло, и Балканы, в том числе и Албания, на долгое время подпали под их власть. Для того чтобы получить представление, каким было это время, мне кажется, достаточно познакомиться с многочисленными новостями, рассказывающими об ИГИЛ, – методы, агрессия практически одинаковые.

    Как изменилась жизнь христиан в то время?

    – Христиане, чтобы спастись от исламского меча, бежали в горы, где жили в относительной безопасности: они были вынуждены платить дань мусульманам, но те не отваживались на активные агрессивные действия в горах. Так получилось, что Православие долгое время сохранялось, прежде всего, в горных районах страны. Так продолжалось до XVIII столетия, когда Россия начала значительно усиливать свое влияние на Балканах, следствием чего стало улучшение положения православных в этом регионе. Было разрешено даже строить церкви, соборы в городах, о чем долгое время не могло быть и речи. Например, в центре Тираны был выстроен величественный собор. Но он был разрушен в коммунистические времена, а сейчас на этом месте находится отель «International». Зрелище дорогое, но удручающее. Новый, Воскресенский собор построен недавно. Но прежний собор был невелик, а этот вмещает тысячи молящихся.

    В 30-е годы ХХ века Албания была оккупирована итальянцами. Согласно опросу, проведенному очередными завоевателями, здесь насчитывалось 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков. В 1940-х годах, после войны, согласно коммунистическому опросу, православных было уже около 26%. У нас рассказывают о таком случае: когда Энвер Ходжа, коммунистический руководитель Албании, отправился после войны к Сталину, своему почитаемому учителю, тот спросил: «Сколько православных сейчас в Албании?» Ходжа ответил: «Примерно 28% населения». Но потом, как мы знаем, начались кровавые гонения за веру, и государственной религией Албании, если можно так выразиться, стало безбожие.

    По нашим самым скромным подсчетам, православных в Албании не меньше четверти населения

    В 2011 году при поддержке Европейского Союза был проведен еще один опрос. Согласно данным этого опроса, которые не поддержала почти ни одна религиозная группа страны, православных оказалось в разы меньше, чем заявлявших о себе как о православных. В Албанскую Православную Церковь входят люди разных национальностей – разумеется, албанцы, а кроме того греки, сербы, румыны. И опрос был проведен так хитро, что люди разных национальностей должны были разделить национальность и вероисповедание – вот почему получилось гораздо меньшее количество православных, чем есть на самом деле. Это как сейчас на Украине: «настоящий православный – только украинский православный», если он русский, то не считается – очень по-иезуитски. Православная Церковь Албании не признает результаты такого опроса, конечно. В самом деле, не может быть такого, чтобы православных в нашей стране вдруг оказалось всего 6,9% от всего населения! Десятки, сотни тысяч людей собираются в храмах страны – вы бы видели ночное пасхальное богослужение, например! Города буквально сверкают от света свечей. По нашим самым скромным подсчетам, православных в Албании не меньше четверти населения.

    Сейчас в Албанской Православной Церкви 7 митрополитов и 1 епископ, они составляют Священный Синод. Служат около 150 священников, 4 диакона. Мы ждем смены – очень хорошо и активно работает духовная семинария в Тиране.

    Сколько вам лет, отец Григорий?

    Значит, вы застали коммунистические времена, которые, судя по вашим словам, были в Албании ничуть не легче, чем в России. Я – ваш ровесник, но страшных гонений не помню, только слышал о них от своих родителей и бабушек и дедушек. Вам же, похоже, довелось хватить их всерьез. Что это были за времена?

    Если ты осмеливался перекреститься, тебе отрубали правую руку в наказание

    – Жизнь без Бога непредставима. А когда целая страна вдруг заявляет о себе как о стране, чьей единственной идеологией является не просто отрицание Бога, но еще и борьба с Христом, то становится просто страшно. Действительно, Албания была единственной в мире страной, чьей идеологией, даже религией, был атеизм, – у вас в России все-таки под конец эпохи коммунизма было полегче. Здесь был тотальный страх. Тебя не просто могли, а действительно заключали в тюрьму, если ты осмеливался перекреститься. Отрубали правую руку в наказание – это не страшилки из Средних веков, это рассказы тех, кто был свидетелем гонений на христианство.

    В то время в Албании был священник, который тайно крестил мужественных людей и их семьи, как потом оказалось – более тысячи человек. Все проходило при соблюдении строжайшей конспирации, действительно, в катакомбах. Там служили Литургию. Но потом «сигури», тогдашняя служба безопасности, его вычислила, он сидел в тюрьме. Но это случилось уже на самом закате коммунизма, и его выпустили с приходом новой власти. Священник стал потом епископом – это епископ Косма Апполонийский, он уже скончался, а его сын служит священником. И знакомство с такими людьми, которые пережили гонения совсем еще недавно, я думаю, подвигло многих бывших официальных атеистов стать христианами. Когда живое свидетельство о Христе у тебя перед глазами, то сложно не стать христианином. Сейчас-то, конечно, легко – никто тебя преследовать не собирается. И, может быть, некоторыми молодыми людьми Православие воспринимается без мыслей о необходимости жертвы, но это уже веяния новых времен. Сейчас у нас другие трудности.

    Да? И что это за трудности?

    – Радикальный ислам, мало что общего имеющий с обычным исламом. Многие арабские страны вкладывают огромные деньги в Албанию для распространения именно радикализма. До финансового кризиса, когда экономика православной Греции была крепкой, этой экспансии успешно противостояла Элладская Православная Церковь, помогая нам. А сейчас, при слабости греческой экономики, когда помощь Албанской Православной Церкви уже не так велика, официально открылись шлюзы, через которые валом валят деньги из, скажем, Турции, Саудовской Аравии и других стран, чье отношение к христианству и Православной Церкви не нуждается в комментариях. Так Албания подпадает под влияние исламских радикалов.

    Но вы же говорили о национальной гордости, о Скандербеге. Герой, которым албанцы гордятся по праву, который, презрев временные трудности, сражался за христианство. Разве не может его пример помочь албанцам и сегодня? Я говорю о духовном сопротивлении. Что сильнее: национальная гордость или нефтедоллар?

    – Чтобы национальная гордость пересилила все эти доллары, реалы, лиры и прочее, нужно, чтобы над гордостью была вера. Если христианство будет определяющим в жизни человека, тогда можно смело смотреть в лицо всяким опасностям и даже иногда посмеиваться: с Христом ведь ничего не страшно. Под национальность подмять можно всё что угодно. Сказать, например, что «настоящий албанец – радикальный мусульманский экстремист» или что-нибудь в таком роде. Так что Христос нужен, это прежде всего. С этим национализмом вообще беда. Если ты говоришь, что ты – православный, то люди, заболевшие им, начинают обвинять тебя в том, что ты «продался России, Греции, Сербии» и т.д., короче, ты, мол, национальный изменник. А какой христианин изменник, если Албанская Православная Церковь во время страшных событий в Косово приютила здесь и обеспечила питанием, жильем более 30 тысяч беженцев-мусульман?! К слову, беженцы-мусульмане находили приют и в сербской Грачанице… И мать нашего Скандербега была сербской принцессой… Ох, все эти заигрывания на низменных чувствах и политические игры на дешевых эмоциях – что общего они имеют с христианством?! Подтверждается веками проверенное правило: никогда мир Христа не любил, никогда Его ученики спокойно не жили, и это касается христиан всех национальностей.

    Без монастырей жизнь Церкви представить невозможно, мне кажется. Есть ли такие в Албании?

    – Конечно, слава Богу! В Эльбасане, в Арденице, в Дурресе, других местах – строятся новые, восстанавливаются древние. Только монахов пока, увы, маловато. Но мы не отчаиваемся. Ведь главное не количество, а качество. Помнится, однажды несколько рыбаков просветили целый мир светом Евангелия. Вот нам бы такое качество, правда?

    Что пожелаете читателям нашего портала?

    – Того самого – апостольского – качества. А еще – узнавайте Албанию, устраняйте предрассудки! В общем, приезжайте.

    Распространение мусульманства в Албании

    В первой половине XVI в., сразу после установления османского господства, Албания сохраняла еще облик христианской страны. По данным турецкого историка О. Баркана, относящимся к 1520- 1535 гг., в Эльбасанском санджаке имелось тогда 8916 христианских и 526 мусульманских хозяйств, т. е. доля христианских хозяйств составляла 94,5 %, а мусульманских — 5,5 %. Такое же примерно соотношение между христианскими и мусульманскими хозяйствами существовало в тот период и в Шкодринском санджаке. В подавляющем большинстве своем оставались верны своей старой религии и горожане. Так, в Берате в первые десятилетия после османского завоевания христиане составляли свыше 90 % жителей, а в Гирокастре, Дельвине, Пермете мусульман вообще еще не было.

    В мусульманство, как уже говорилось, перешли главным образом феодальные семьи, стремившиеся таким способом сохранить и упрочить свои имущественные права и привилегии. Процесс исламизации, начавший набирать темпы со второй половины XVI в., принял особенно широкий размах в XVII в. Османскими правителями предпринимались тогда целенаправленные действия для распространения мусульманской религии среди албанцев, чтобы таким образом духовно поработить этот гордый народ и прочно привязать его к судьбам империи. В Стамбуле придавали особое значение «умиротворению» Албании, поскольку это была пограничная провинция Османского государства, арена его частых войн с христианскими державами Запада.

    Основной фигурой этой кампании являлся не столько мулла, сколько сборщик налогов. Началось с того, что Порта намного увеличила в албанских санджаках ставку взимавшегося только с христиан подушного налога — джизьи. Например, в санджаке Влёра этот налог, составлявший в начале XVI в. 40-50 акче с дома, довели в начале XVII в. до 305. Рост джизьи, как и вообще налогообложения, несомненно, был связан и с прогрессирующим обесценением турецкой монеты. На севере Албании налог джизья взимался не с отдельного дома, а с деревни. Это обстоятельство османские власти также использовали в своей политике исламизации. Ввиду того что семьи, принявшие мусульманство, освобождались от уплаты джизьи, а общая сумма налога с деревни оставалась неизменной, во много раз увеличивалось налогообложение христианских семей. Непосильное бремя заставляло эти семьи переходить в мусульманскую веру. Помимо причин материального порядка принятию многими албанцами мусульманства способствовала и слабость позиций в стране обеих христианских конфессий.

    Еще в доосманскую эпоху через Албанию проходила линия разграничения между западной и восточной церквами, и случавшиеся между ними ожесточенные столкновения не способствовали упрочению религиозного сознания у албанцев. Османское завоевание тяжело отразилось на положении и православной, и католической церкви в Албании. Упала церковная дисциплина, уменьшилось количество священников, уровень теологической подготовки немногих оставшихся служителей культа был крайне низким. Из-за недостатка священников богослужения во многих деревнях не совершались целыми десятилетиями. Исламизация Албании продолжалась, хотя и в меньших масштабах, и в XVIII в. В результате к началу XIX в. не менее половины албанцев уже были мусульманами. Оставшиеся христианами делились почти поровну на католиков и православных.

    Основную массу католиков составляли жители североалбанских гор, почти недоступных для турецких властей, а православная церковь господствовала среди христиан Южной Албании. Турецко-османская колонизация албанских земель была незначительной, и принятие мусульманства частью албанцев не привело к их ассимиляции. Сам акт принятия мусульманства носил нередко формальный характер. Поскольку фискальной р юридической единицей для турецких властей была семья, то на первых порах лишь ее глава принимал мусульманство. Многие из новообращенных мусульман оставались тайными христианами и наряду с мусульманским именем сохраняли свое старое, христианское имя. Вопреки проповедям фанатичного мусульманского духовенства, мусульмане вместе с христианами праздновали Пасху и другие христианские праздники.

    Широко практиковались смешанные браки. Принятие мусульманства не низвело женщину в албанском обществе до того бесправного положения, в котором она находилась в некоторых мусульманских странах. Русский дипломат и публицист М. А. Хитрово, побывавший в Албании в середине XIX в., писал в одной из своих записок о положении албанокмусульманок: «В албанской деревне женщины-мусульманки ходят большею частию непокрытые, женщина в албанском семействе не вещь, на ней не лежит того страшного отчуждения, которого жертвою является турецкая женщина; многоженство в Албании встречается чрезвычайно редко — закон ислама не мог проникнуть в частную жизнь албанца. . .» Хотя исламизация не привела к утрате албанцами своей национальной самобытности, для развития освободительного движения она имела отрицательные последствия: затруднились контакты албанцев с другими балканскими народами, Порта получила возможность привлекать албанцев к участию во внешних войнах и в подавлении тех или иных восстаний. В дальнейшем наличие трех религиозных групп в стране использовали и европейские государства, проводившие политику порабощения и расчленения Албании.

    Однако несмотря на переход значительной части албанцев в мусульманство, борьба за освобождение от османской зависимости не прекратилась. На исторической сцене в результате серьезных социально-экономических и политических сдвигов, происшедших в XVIII в. в Албании и во всей Османской империи, стали действовать новые общественные силы.

    Что за народ албанцы: история, культура, традиции, религия

    • 24 Ноября, 2018
    • Направления
    • Алекса Локтионова

    В мире примерно 2000 национальностей и более 100 вероисповеданий. Помимо прочего, важной отличительной чертой каждого является менталитет. Познакомиться хотя бы с некоторыми из них – это важно. Ведь только так можно иметь представление о том, как живет и чем в буквальном смысле дышит другой народ. Наконец, это просто интересно.

    Сегодня мы поговорим о том, что за народ албанцы. Это интересно еще и потому, что говорят о них достаточно редко. Исправим такую печальную несправедливость, представив вам полноценную информацию о государстве и религии, а также о культуре, традициях, происхождении, языке и многом другом.

    Что за народ албанцы?

    Их можно назвать уникальными. Впрочем, как и любой другой народ. Ведь каждый имеет свои особенности, даже странности. Например, у албанцев положительный кивок головой означает отрицание. А если вы откажетесь выпить с ними кофе, то очень сильно обидите их. Ведь для албанцев это очень важно. Для них выпить кофе – целый ритуал и добрая традиция.

    Что за народ албанцы? Это добрые, отзывчивые и общительные люди, которые выделяются многогранной бытовой культурой. В этногенезе до сих пор кроется много тайн, недомолвок, а также активно ведутся споры относительно происхождения народа. Поэтому еще более удивительным кажется тот факт, что им удалось накопить столь необычные, интересные и разнообразные традиции, касающиеся народных костюмов, обустройства жилья, кухни, архитектуры и, конечно, процесса бракосочетания и семьи в целом. Эти все мелочи как нельзя лучше отражают, что за народ албанцы.

    Об Албании

    Государство располагается в западной части Балканского полуострова. Площадь Албании сравнительно маленькая. Она составляет 28 748 км². Для сравнения: это почти в 600 тыс. раз меньше, чем площадь России.

    Столица Албании – Тирана. Также к крупнейшим городам относятся Дуррес, Влера, Эльбасан и Шкодер. Всего в государстве образовано 12 областей. Население Албании – 2 876 591 человек.

    Считается, что оригинальное название – Shqipëria – происходит от слова shqip, которое переводится как «излагать мысль». Однако славист А. М. Селищев находит и другое объяснение. Он утверждает, что название государства происходит от слова shqe – «славяне» и является следствием славянской колонизации Балкан в VI-VII вв.

    С 2009 года Албания является членом НАТО.

    Население разговаривает на албанском языке. Далее мы подробно познакомимся с этой страной, людьми, узнаем о религии, традициях, истории и многом другом.

    Исторические сведения

    Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.

    Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.

    В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.

    В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.

    Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.

    В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.

    В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.

    Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.

    В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.

    До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.

    В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.

    В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.

    Население Албании

    По статистике, 57 % жителей государства исповедуют ислам. Еще 6,75 % – христианство. Католиков здесь примерно 10,03 %. Отсюда видно, какую религию исповедуют албанцы: большая их часть – мусульмане.

    Около миллиона местных жителей уезжают работать за границу, поэтому основным источником доходов являются именно те средства, которые были переведены из другой страны. В Албании сохраняется высокий уровень эмиграции.

    Что касается этнического состава:

    1. Албанцы – 95 %.
    2. Греки – 3 %.
    3. Другие – 2 %. Среди них – цыгане, румыны, македонцы, сербы и др.

    Также до 1990 года здесь существовала еврейская диаспора. Она прекратила свое существование по той причине, что последние 11 человек отбыли на родину – в Израиль.

    Этногенез

    Это достаточно сложная тема, которой посвящено огромное количество литературы, но которая не перестает вызывать массу споров среди ученых по сей день. Этногенез албанцев – истинная проблема. Местные ученые подходят к изучению данного вопроса комплексно, а именно учитывают все данные смежных наук, включая языкознание, культуру, историю, археологию и пр. Между тем специалисты привязывают эти данные к территории, на которой проживают албанцы. Географически данная область находится там, где в свое время обитали южные иллирийские племена.

    Определенную роль в данном вопросе играют находки, которые удалось обнаружить в Комане, в долине реки Дрин. Это различные металлические украшения одежды, очень похожие на те, которыми сегодня украшены традиционные костюмы албанцев. Утверждение о том, что имеет место переход от иллирийской культуры в албанский этнос, имеет право на существование. Эти украшения не идентичны ни римскому, ни византийскому стилю. Поэтому сложилось именно такое мнение.

    Многочисленные археологические раскопки и многие другие сведения, полученные в ходе других мероприятий, дают возможность судить о том, что предки албанцев – это иллирийские племена. У них, в свою очередь, были собственные традиции, касающиеся всех аспектов, начиная со способа погребения и заканчивая стилем одежды. С одной стороны, это позволяет утверждать, что албанская культура не входит в список более обширных мировых традиций. С другой стороны, она является уникальной, подчеркивается преемственность именно на территории современного ареала.

    Справедливости ради следует отметить, что существует и фракийская теория. Она связана с албанским языком. Однако здесь есть свои нюансы. Учитывая, что наиболее основательно вопрос этногенеза прорабатывается путем изучения материалов языкознания, исследователи определяют его значительное сходство как с элементами иллирийского, так и фракийского языка. Но сделать это достаточно сложно ввиду отсутствия достаточного количества документированных источников.

    Сегодня ученые утверждают о значительном влиянии на культуру, язык и традиции современных албанцев иллирийских племен. Они говорят, что спор относительно причастия к ним фракийских племен нецелесообразен. Безусловно, они сыграли определенную роль в становлении их языка, но не более того. Следовательно, решающими их назвать нельзя.

    Этнографические группы

    Албанцев можно разделить на две основные подгруппы. Они образованы в связи с тем, что этот народ разделяется по языку и обычаям.

    1. Геги – северные албанцы. Они проживают в Косово, Северной Албании, Македонии, Черногории. Это преимущественно мусульмане и католики. У этого народа до сих пор сохранена своеобразная традиция деления на фисы – племенные объединения.
    2. Тоски – южные албанцы. Они населяют Грецию, Южную и Центральную Албанию. Среди них – преимущественно мусульмане и православные.

    В ходе политических событий на Балканах из албанского этноса выделились две крупные субэтнические группы, которые сегодня являются самостоятельными и слабо связаны с исторической родиной. Это арнауты – православные албанцы республики Греция и арбеши – албанцы-католики, проживающие на территории Сицилии и Южной Италии.

    Учитывая всю полученную информацию, можно ответить на интересующий многих вопрос о том, славяне албанцы или нет. Их этногенез, конечно, запутан. Но не настолько, чтобы не понимать, что к славянам они не имеют отношения.

    Традиции и обычаи

    В албанском языке есть такая интересная особенность: многие имена и названия произносятся по-разному, что зависит от контекста. Из-за такой особенности часто даже профессиональные переводчики допускают ошибки.

    Как уже говорилось, албанцы в знак отрицания кивают так, как мы соглашаемся. Однако в столице Албании и других крупных городах такой жест уже практически не используется. Видеть его можно лишь в поселках. Также в провинциальных районах еще пользуется популярностью вежливая форма обращения «шоку», что означает «товарищ». А в крупных городах сейчас говорят «зоти» или «зонья» – господин и госпожа соответственно.

    Когда албанцы ходят в гости друг к другу, они обязательно берут какой-нибудь маленький подарочек – символический знак внимания. При этом сторона, принимающая его, не смотрит на то, дешевый ли он или дорогой – это неважно.

    Принимать гостей – это тоже талант. Считается, что чем больше их, тем лучше, тем выше положение хозяина дома в обществе. Албанцы вообще очень любят собираться и вести беседы на самые разные темы. Например, для них нормальным явлением считается подсесть к другому человеку в кафе и просто поболтать.

    Этот народ очень любит пить кофе. Для них это целая культура. Албанцы пьют кофе всегда и везде, была бы только возможность. Они подают его в день сватовства и других важных семейных событий, а также «отмечают» им совершение сделки.

    В Албании широко распространены хорошие манеры. Это вежливый и добропорядочный народ, который всегда стремится помогать другим людям.

    Наиболее часто можно встретить маленькие семьи. Большие тоже есть, но их значительно меньше. Глава дома – самый старший мужчина в семье. Поэтому он распоряжается и имуществом, и хозяйством.

    Раньше жена была как бы собственностью мужа. То есть она находилась в полном его подчинении. Часто детей на усмотрение отца обручали еще в раннем возрасте. Ребенок тоже был своего рода собственностью отца. Например, если вдова выходила замуж второй раз, ее дети оставались в семье умершего супруга.

    Сейчас все иначе. На это повлияло нововведение в Конституцию, которое приравняло женщин к мужчинам. То есть они теперь на равных. Да и дети, если они посчитают нужным, могут расторгнуть обручение, произведенное в раннем детстве.

    Очень сложно в Албании с браками между представителями разных вероисповеданий. Они есть, но таких очень мало, так как с этим борется общество с устоявшимися обычаями. Причина в большей степени в том, что сами по себе брачные обычаи очень сложны и в полной мере зависят от социальной принадлежности, обычаев и местных традиций, вероисповедания и пр. Интересно, что обычай запрещает молодоженам обращаться друг к другу по имени, по крайней мере, в первый год и в присутствии посторонних. Молодая жена должна быть покорной, услужливой и выполнять все прихоти старших членов семьи и, конечно, супруга.

    Касаются албанские традиции и материнства. Например, роженицу и новорожденного тщательно оберегали от посторонних глаз, а на третий день после рождения малыша устраивали праздник. Выбор имени был очень сложным процессом, в котором принимали участие все родственники. Однако в последнее время принимает решение кум.

    Культура

    В значительной степени повлияло на ее становление и развитие географическое положение, а также государства, которым в разные времена принадлежала территория современной Албании. В стране сегодня существует огромное количество исторических, культурных, архитектурных и других памятников, а также учреждений, которые способны поведать обо всем, что связано со страной. Например, обычаи и традиции зоны Шкодры очень схожи с итальянскими, юго-восточная часть гордится славянскими и французскими элементами, а на юге преобладают греческие культурные особенности.

    Кухня Албании

    Она является разнообразной и уникальной. И это тоже благодаря богатой истории Албании. Национальная кухня особенна тем, что была рождена на стыке восточной и западной культуры. Для приготовления блюд используются экологически чистые продукты. Кстати, здесь они стоят очень дешево.

    Кухня этого государства состоит из разнообразных блюд. Например, запеченная рыба, бюрек, таве коси, традиционный рис и т. д. К традиционным блюдам Албании относятся:

    • сарма – голубцы с помидорами черри, пряными травами и лимоном;
    • чомлек – нежная говядина, тушеная с луком, черносливом и морковью;
    • таве-коси – сладкая запеченная или тушенная в йогурте баранина;
    • гювеч – говядина или баранина, тушенная с картошкой, стручковым горохом и перцем;
    • фэргаса-тирана – блюдо из жареного мяса, яиц, печени и помидоров.

    Албания также славится винами и коньяком «Скандербег» собственного производства. Они обладают уникальным ароматом и являются очень вкусными. Не менее популярна ракия – традиционный албанский напиток.

    Праздники и мероприятия

    Новый год, Рождество Христово и День труда в Албании празднуются, как и в России, 1, 7 января и 1 мая соответственно. А 11 января они отмечают День республики. На 29 ноября приходится День освобождения Албании, а 10 декабря – День Алехандро.

    Разумеется, каждый из этих праздников сопровождается различными мероприятиями. Особенно важен для местных жителей День независимости Албании. А 5 и 6 декабря, когда празднуют День святого Николая, принято держать пост. Целый день албанцы голодают, а поздней ночью подают на стол целого жареного ягненка.

    Образование и наука

    В Албании есть государственные и частные образовательные учреждения. Главный из них – Государственный университет Тираны. Он был основан в 1957 году. В состав вуза входило четыре института: педагогический, политехнический, экономический и медицинский. Сейчас он охватывает 8 колледжей, 50 академических департаментов, 41 учебную программу. Здесь получают образование более 14 000 студентов.

    Помимо этого в Албании 11 частных и 13 государственных вузов. Начальное образование – это 9 классов. Они считаются обязательными. Часто подростки отправляются в другие страны для получения высшего образования. Например, в Италию, Германию, Францию, Польшу, Румынию, США и т. д. В Россию ежегодно приезжает не менее 40 человек.

    Албанцы – это народ, который, как и многие другие, имеет собственный менталитет. Пусть их традиции и обычаи отличаются в зависимости от области, люди везде отзывчивые, приветливые и толерантные.

    Odesit › Блог › Автопутешествие Балканы (июль-август 2012): Сербия, Македония, Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия. Транзитом Румыния. Часть 5 — Албания

    Алба́ния — государство в западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей. Само название Shqipëria по одной из версий происходит от албанского слова «shqip» — «говорить понятно». Однако, сами албанцы называют свою страну Страной горных орлов. Существует легенда о происхождении названия страны (Албания Shqipëria) от орла (shqiponjë). Гигантский орёл нес себе в гнездо змею. Это видел охотник и когда птица улетел, то убил гада, птенца же унес с собой. По пути к дому его настиг орёл и предложил обменять детеныша на магические способности — видеть в темноте, неуязвимость в битве и проч. Сделка состоялась, а охотник стал первым правителем албанцев.

    Албанцы – потомки древних иллирийцев, когда-то населявших эти земли . И имя Илир у албанцев не редкость. Есть предположение, что от названия самого многочисленного из иллирийских племен – арберов – и пошло древнее название Арберия, превратившееся со временем в Албанию.
    Албанию можно назвать «белым пятном» в туристической Европе, поскольку эту страну туристы для отдыха выбирают реже всего. Более того, мало кто вообще знает, что из себя представляет этот горный край на юге Европы. И совсем зря, посмотреть есть что.
    Маленькое государство за свою многовековую историю испытало немало бед и нашествий врагов, которые оставили свой след в культуре населения. Так, после господства турок многие албанцы сменили веру. В наше время в Албании 65% населения — это мусульмане. Эта страна единственная в Европе с таким большим процентом жителей, исповедующих ислам. Турки на территории государства господствовали несколько столетий, именно поэтому среди турецкой знати так много людей с албанскими корнями. Но на этом бедствия страны не окончились. Долгое время здесь царствовал коммунистический режим. Полная независимость от чужих культур и политических убеждений наступила только в 1990 году. Албанский язык – самостоятельная ветвь индо-европейской семьи и в основе своей восходит к иллирийскому языку, канувшему в Лету.
    Поэтому албанская речь звучит слегка необычно, но красиво. Кстати, язык этот разделяется на два диалекта: cеверный — гегский и южный – тоскский. А литературный албанский – это тоскский.

    Миф первый: албанцы – это то ли отуреченные славяне, то ли вообще кто-то вроде цыган. Удивляться тут нечему: многовековая изолированная жизнь в горах в соответствии с кануном — сводом правил, cозданным еще в XV веке местным князем Леке Дукаджьини, и постоянная необходимость отбиваться от многочисленных завоевателей вынудили албанцев сохранить в этом «балканском котле» себя и свой оригинальный язык. Конечно, на протяжении непростой и драматичной истории этой земли здесь хозяйничали и греки, и римляне, и славяне, и турки, и итальянцы. Даже немцы успели, правда совсем чуть-чуть — во время Второй Мировой войны. Неудивительно, что албанцы заимствовали немало славянских, итальянских, греческих и турецких слов, переиначив их так, чтобы было «все понятно».

    Миф второй: все албанцы – мусульмане, а Албания – глубоко мусульманская страна. Албанцы изначально были христианами. Это потом уже, за годы 400-летнего турецкого ига значительная их часть была обращена в мусульманство. Но даже сейчас, когда считается, что в Албании около 70% верующих – мусульмане, и в стране действуют мечети, а международные исламские фонды создают школы-медресе, назвать Албанию мусульманской страной язык не повернется. И не только потому, что оставшиеся 30% являются христианами (православными и католиками). И не потому, что встретить здесь, например, женщину в традиционном мусульманском платке – довольно большая редкость. В Албании люди разной веры мирно уживаются друг с другом. Мечети стоят неподалеку от христианских храмов, а Курбан-Байрам и Рождество являются равнозначными государственными праздниками.

    Миф третий: албанцы – мафиози и бандиты через одного. И в Албании стреляют. В Албании отстрелялись уже много лет назад, когда «обутый» на финансовых пирамидах народ устроил кровавые разборки (дети гор!). Сейчас другие времена, и стреляют по всей стране на многочисленных стройках строительные аппараты, забивая в бетон сверхпрочные сваи. А албанские мафиози как-то и незаметны в толпе, небось, попивают кофе где-нибудь в Лондоне или Антверпене. Зато с общительностью, радушием и доброжелательностью этого народа встречаешься здесь повсюду. Cовершенно незнакомый человек может не просто подсказать дорогу заблудившемуся туристу, но еще и пройдет с ним добрых полкилометра, чтобы вывести в верном направлении. Многие молодые люди владеют английским, а люди постарше – итальянским или русским, хотя таких среди них все же очень мало. И надо видеть, как искренне радуются студенты, cвободно и без акцента болтающие на английском, и крестьяне в горных деревеньках, если их поблагодарить добрым словом falemineri! – cпасибо!

    Миф четвертый: в Албании больше всего Мерседесов на единицу населения. Чистейшая правда. Это народный албанский автомобиль. Любовь албанцев к трехлучевой мерседесовской звезде трудно объяснима, но количество именно этих авто на единицу албанской площади просто поражает. Разные они: и сверкающие лаком новейшие модели, которых немало, и чуть постарше, коих много больше, a еще 15 – 20-летние ветераны, с последними почестями отправленные прежними владельцами в автомобильный дом престарелых и обретшие на албанских дорогах свою вторую молодость.

    Миф пятый: все албанцы готовятся к войне и строят ДОТы. И это правда. Правда в прошедшем времени. Готовились. Точнее, их заставлял готовиться безумный правитель-диктатор и его партийная идеология. Энвер Ходжа – албанский диктатор, бессменно правивший этой страной на протяжении 40 лет, насильственно изолировавший ее от внешнего мира, уничтоживший все религии, внедрявший в стране идеи Марксизма-Сталинизма, плановую экономику и другие «чудеса» коммунизма. По разным данным в стране было построено от 600 до 900 тысяч бетонных бункеров (ДОТов), которые планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и артиллерийских огневых позиций. И это на какие-то 3 млн. населения страны. Т.е по 1 ДОТу на каждые 4-5 человек. Почти как лозунг: «Каждой семье по отдельной квартире по отдельному ДОТу»

    Вообще, для меня поездка в Албанию стала «поездкой развеянных мифов». Страна очень интересна как для обычного туриста так и для искушенного путешественника. Тут есть чему удивляться и пребывание в ней подарит незабываемые впечатления, и только положительные эмоции.

    Приятный сюрприз. Сразу же после пересечения границы видим указатель гостиницы с названием… ODESSA

    И дальше, по извилистой, но очень живописной дороге, проходящей по вершине хребта, едем в столицу Албании – Тирану.

    От этой дороги остались очень положительные впечатления. Проехав по ней, можешь легко сложить впечатление об недавнем прошлом страны и о ее настоящем.

    Иногда, дорога настолько узка, что с трудом могут разминуться два легковых авто, не говоря уже про грузовики. А справа или слева, за хлипким полосатым отбойником, угрожающе обрывается отвесная несколькосотметровая пропасть

    Вот они – «шедевры» общенационального строительства – ДОТы

    К вечеру добрались в Hotel Viktoria www.booking.com/hotel/al/…e4867c2f89cbe815fe;dcid=2 где нас ждал уютный трехместный номер.

    Тирана— столица Республики Албания, главный политический, экономический и культурный центр страны. Основана в 1614 году, стала столицей страны в 1920 году. Расположена в межгорной долине вдоль реки Ишм в центральной части Албанской равнины у подножия горного хребта Круя-Дайти, в 40 км от Адриатического моря. Население Тираны, по официальным данным, в 2010 составило 386 420 жителей, по неофициальным — около миллиона человек.
    В отличие от других мест Албании, Тиране куда меньше повезло с древностями. Здесь нет колоритнейшей старой части города, как в Берате, нет античных руин, присущих Дурресу, нет древней крепости, как во многих албанских городах, нет мощеных камнем мостовых и крытых каменной же плиткой крыш, как в Гирокастре. А что есть? А есть просторная главная площадь страны – Площадь Скандербега, от которой лучами расходятся в разные стороны основные магистрали Тираны. По периметру площади расположились весьма интересные объекты, каждый из которых давно является визитной карточкой Тираны.
    Конечно же, памятник человеку, чьим именем названа не только эта площадь и множество других мест по всей стране, но чье имя для каждого албанца является священным. Национальный герой Албании, князь Георгий Кастриоти по прозвищу Скандербег гордо восседает на коне. Рядом с ним на флагштоке реет огромный красный флаг с черным двуглавым орлом – национальный флаг страны, а когда-то – фамильное знамя династии Кастриоти.

    Георгию Кастриоти, потомку известного албанского феодального семейства, чьей вотчиной является город Круя, уже в ранней юности была уготована блестящая карьера на военной службе у турецкого султана. Однако присутствие турок на албанских землях в качестве хозяев его никак не устраивало, и в 1444 году, опираясь на князей-единомышленников, он собрал войско, которое в течение 25 лет громило могучие турецкие орды, не только изгоняя их с албанских земель, но и не давая им двигаться дальше в Европу. Неудивительно, что европейские правители в то время чуть ли не дифирамбы пели в честь Кастриоти. Турки тоже по достоинству оценили полководческий талант князя, сравнив его с Александром Македонским, и наградив прозвищем Искандер-бей. В албанском языке оно превратилось в Скандербега.

    Вот памятники османской эпохи – мечеть Этем-бея и рядом с ней – Часовая Башня.

    Рядом и дальше по кругу – продукт уже века двадцатого: комплекс невысоких правительственных зданий, cозданных по единому итальянскому проекту в эпоху Муссолини. Тогда, в 30-х годах, албанский правитель Ахмет Зогу, бывший полковник, провозгласивший себя королем Албании, был в большой дружбе с дуче, покуда не рассорился с ним и не «сделал ноги» из страны в 1939 году, оставив ее полностью во власти неумеренных аппетитов бывшего дружка. Hет теперь ни дуче, ни Зогу, а здания стоят себе и поныне, заботливо выкрашенные в красновато-желтую гамму. Там расположились различные министерства и мэрия Тираны.

    На противоположной стороне площади – визитные карточки албанского «соцреализма». Исторический Музей с огромным мозаичным панно на фронтоне, кстати, великолепно выполненным и весьма впечатляющим.

    А строгое здание с аскетичными колоннами поначалу создавалось как Дворец Культуры. Cейчас там Опера и Национальная библиотека. А между Музеем и Оперой высится 15-этажная башня отеля Tirana International. Построенный в 1979 году, отель долгое время был самым высоким зданием в стране и предметом гордости Энвера.

    Новый кафедральный собор Воскресения Христова, главный храм Албанской Православной Церкви с колокольней 46 метров. Был открыт 24 июня 2012 года.

    Страна Албания (какая она мусульманская страна)

    Религиозным расколом в средневековой Албании, также как и в соседней Боснии и Герцеговине умело воспользовалась расширяющая свои владения Османская империя. В ХV-ХIХ веках большинство албанцев впервые за свою историю объединились политически, территориально и экономически под знамёнами ислама. В обмен на переход в ислам турецкие султаны сделали албанцев опорой своей власти на Балканах. Несмотря на то что в зените Османской империи на Балканах ислам исповедовали до 80 % албанцев, его реальное проникновение в жизнь албанского общества оставалось и остаётся под вопросом. В целом, ислам в Албании рассматривался как средство продвижения по карьерной лестнице в условиях новой власти. Православие и католичество продолжали тайно исповедоваться на протяжении всего османского периода. Более того, большинство албанцев-аранутов, расселённых османами в греческих землях к югу продолжали придерживаться православия и постепенно вошли в состав греческого народа после обретения им независимости в 1830 году. Часть православных албанцев (арбереши), не смирилась с турецким режимом и переселилась в Южную Италию, долгое время поддерживая давние православные традиции на юге этой страны, хотя со временем большинство их потомков постепенно перешло в католичество. Также, после обретения Албанией независимости в 1912 году, в стране началось усиление влияния Италии что опять привело к росту популярности католичества, как правило за счёт ислама. Запрет на любое вероисповедание в социалистической Албании 1964—1989 годов привёл к распространению атеизма и агностицизма.

    Религиозная специфика

    Периферийность Албании, а также постоянные нашествия разноязычных, разнорелигиозных народов нашли своё отражение в своеобразном восприятии религии албанцами, в том числе албанцами-мусульманами. Мусульмане Востока находили некоторые обычаи албанцев-мусульман просто абсурдными. Православные, католические, мусульманские и даже древние иллирийские культы часто соблюдались в одной и той же семье, члены которой при этом носили одновременно и христианские, и мусульманские имена. Поэтому, в отличие от южнославянских народов, розни на религиозной почве у албанцев никогда не наблюдалось. В результате смешения различных религий в Албании возникло направление бекташи, ставшее ядром идеи борьбы за независимость Албании. Так или иначе, но этнические албанцы всегда ставили национально-языковую принадлежность выше религиозной.

    Современное положение

    После обретения независимости влияние ислама в стране быстро ослабевало. Было отменено многожёнство, а намаз стал читаться по-албански, стоя и без поклонов. В 1967-1991 гг. страна была официально атеистической. Более того, бывший президент страны православный Альфред Моисиу даже назвал Албанию христианской страной, хотя в ответ он получил немало критики со стороны гуманитарной интеллигенции, объединённой в мусульманские организации, которые сохраняют заметное влияние, даже несмотря на относительно небольшое членство. [1]

    Примечания

    Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

    Зависимые территории

    Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

    Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

    Читайте также:  Макао. Путешествие и отдых Макао.
  • Ссылка на основную публикацию