Аничков дворец, история и почему так называется

Аничков дворец

Аничков дворец

Аничков дворец – старожил Невского проспекта и один из наиболее узнаваемых символов Северной столицы. Менявший хозяев как перчатки, переживший рекордное количество масштабных перепланировок, превративших пафосного представителя раннего барокко в строгий и аскетичный образец архитектурного классицизма, этот исторический ансамбль сумел превосходно приспособиться и к современным реалиям.

Вот уже почти без малого столетие Аничкову дворцу в прямом смысле не дают состариться молодежные организации и всевозможные секции, занявшие его просторные залы. Сегодня одна из красивейших императорских резиденций Санкт-Петербурга носит название Дворца творчества юных, ежедневно собирая в своих кружках и клубах по интересам сотни петербуржских школьников. Там, где когда-то устраивались пышные, гремевшие на всю столицу балы, в наши дни проводятся предметные олимпиады, школьные торжества и молодежные конференции.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Аничков дворец

История Аничкова дворца

В начале XVIII века земельный участок между Садовой улицей и Фонтанкой, где сегодня раскинул свои владения Аничков дворец, принадлежал главному петербуржскому генерал-полицмейстеру. Однако в скором времени зарвавшийся вельможа угодил в ссылку, и его имение досталось лесоторговцу Д. Л. Лукьянову, временно разместившему на только что приобретенной территории двор Преображенского полка. Не исключено, что со временем земельный надел на берегу Фонтанки перешел бы к еще одному хозяину, не случись в стране очередной государственный переворот, в результате которого российский престол заняла дочь Петра Великого – Елизавета.

Новоиспеченная государыня рьяно принялась за благоустройство Северной столицы, велев заложить на бывшем полковом дворе новую императорскую резиденцию. По официальной версии главной миссией Аничкова дворца было придание более эффектного вида въезду в Санкт-Петербург (в те времена набережная Фонтанки была чем-то вроде городской окраины). На самом же деле, пафосная стройка затевалась для фаворита, а по совместительству и морганатического супруга императрицы – А. Разумовского.

Строительство здания поручили популярному на тот момент петербуржскому архитектору Михаилу Земцову, который, как на зло, внезапно скончался, успев лишь набросать проект будущей резиденции и возвести первый этаж. В результате продолжать дело пришлось архитектору Г. Д. Дмитриеву, ну а финальную точку в этом долгострое поставил сам Б. Растрелли.

Для царского подарка пришлось прорыть отдельный канал, отходящий от Фонтанки и соединяющий ее с небольшой гаванью, оборудованной прямо у парадного входа в Аничков дворец. В этот импровизированный порт должны были приплывать на своих судах петербуржские «сливки», чтобы участвовать во всевозможных празднествах. Сам архитектурный ансамбль задумывался разноэтажным и состоял из основного двухэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей по бокам. Прилегающая к дворцу территория была облагорожена во вкусе, падкой на все яркое и вычурное Елизаветы Петровны, то есть по аналогии с петергофскими парками. Интересно и местоположение архитектурной конструкции относительно Невского проспекта: в те времена центральная улица Северной столицы представляла собой малоинтересное зрелище, поэтому фасад постройки не «смотрит» на проспект.

В 1756 году Аничков дворец наконец-то достроили, а поскольку сам Разумовский к тому времени «приказал долго жить», имение перешло к его брату Кириллу. Ну а дальше началась бесконечная череда выкупов, дарений и переоформления «царской недвижимости».

В 1776 году резиденцию выкупила Екатерина II и, по заведенной своей предшественницей традиции, презентовала ее своему любовнику – графу Потемкину. Вместе с сооружением фаворит получил 100 000 руб. «на обзаведение хозяйством», которые тут же истратил на переустройство поместья. Силами нового владельца Аничков дворец лишился гавани, а также утратил свою знаменитую разноэтажность и лепнину, зато обзавелся оранжереей с экзотическими растениями. Вволю покутив в новых владениях, Потемкин продал поместье купцу Шемякину, чем, видимо, основательно задел венценосную пассию. Иначе как объяснить тот факт, что императрица вторично выкупила сооружение, вновь вручив его неблагодарному фавориту.

С 1785 г. усадьба на Фонтанке была возвращена в государственную казну, а в 1794 году превратилась в личную царскую канцелярию, из-за чего во дворце в очередной раз провели перепланировку.

С 1803 по 1805 гг. рядом со зданием появились корпуса торговых рядов, нижний ярус которых представлял собой открытую галерею. Проекты новых помещений были разработаны легендарным Д. Кваренги.

В 1809 году резиденция была преподнесена в качестве свадебного подарка сестре Александра I, которая оказалась весьма предприимчивой дамой. После смерти первого супруга августейшая особа вновь продала Аничков дворец в казну за фантастическую по тем временам сумму – 2 000 000 руб.

В 1817 г. имение перешло к Николаю I, на тот промежуток времени еще ходившему в великих князьях. Очередной владелец не упустил возможности внести и свой скромный вклад в оформление дворца. На этот раз ответственным за проект назначили К. Росси, который построил на дворцовой территории Сервизный корпус и два садовых павильона. Из внутренних помещений изменениям подверглись Танцевальный зал, Диванная и Музыкальная комнаты, кабинет и Будуар.

С 1830 года Аничков дворец стал средоточием светской жизни и придворных сплетен Петербурга – в залах императорской усадьбы проводились почти все крупные столичные балы.

Начиная с 1842 года, резиденция успела побывать в собственности у Александра II и Александра III, и, наконец, именно в ее стенах прошло детство императора Николая II. К тому времени здание далеко шагнуло вперед в плане комфорта – в него провели водопровод и оснастили канализацией. Ну а последней владелицей Аничкова дворца стала супруга Александра III – Мария Федоровна.

Советский период и современность

После Октябрьской революции «буржуйское наследие» на Фонтанке национализировали, поочередно размещая в его помещениях то всякие бесполезные министерства, то музеи. Скоро все более-менее ценное имущество Аничкова дворца ушло с молотка, а само здание было переоборудовано в Дворец пионеров.

С началом Великой Отечественной в корпусах усадьбы располагался военный госпиталь, просуществовавший полтора года. Во время артобстрела осенью 1941 года на его территорию попал снаряд, уничтоживший зимний сад.

В 1990 году Дворец пионеров переименовали в Дворец творчества юных, которым он и остается до сих пор.

Интерьеры Аничкова дворца

Стандартная экскурсия начинается с парадного входа и дворцовой лестницы. Убранство этой части Аничкова дворца сравнительно скромное – лепнина, декоративные вазоны, колонны из зеленого мрамора, поддерживающие потолочные своды. Отсюда можно попасть в переднюю, где раньше в ожидании императора томились титулованные посетители. Помещение отделано зелеными панелями, а окна прикрывают шторы в тон. Единственным декоративным элементом, напоминающим о былой роскоши этого зала, является изящная люстра с основанием в виде ананаса. В середине XIX века в приемной было отгорожено отдельное помещение, где располагалась площадка для подъемной машины – предка современного лифта. Перед Великой Отечественной войной эту перегородку снесли, полностью уничтожив машину и замаскировав следы ее присутствия новым расписным перекрытием и двумя колоннами.

Разрушенный во время немецких обстрелов зимний сад уже давно восстановлен. В просторном зале с широкими окнами, как и сотни лет назад, разрастаются пальмы и монстеры, среди которых прячутся скульптуры Вакха, Амура и других античных персонажей.

Почти в неизменном виде сохранились интерьеры дворцовой библиотеки, имеющей нестандартную восьмиугольную форму. Обшитые дубом стены, резной балкон-галерея, книжные шкафы и изысканные, украшенные орнаментом деревянные ниши составляют основную часть убранства этого помещения. Имеются здесь и потайные дверцы с лесенками, в свое время бывшие безмолвными свидетелями императорских секретов и шалостей. Единственный элемент библиотечного интерьера, который был полностью утрачен после национализации дворца, – это витраж с гербом Российской империи.

Самым дорогим с визуальной точки зрения помещением Аничкова дворца традиционно считается Золотой зал, оформленный в классическом барочном стиле, – беспощадном в своей вычурности и бьющей по глазам роскоши. Затянутые блестящим желтым штофом стены, зеркала в человеческий рост в позолоченных рамах и обилие мелких декоративных элементов в той же цветовой гамме дружно балансируют на грани китча.

Торжественно и вместе с тем романтично смотрится Малиновая гостиная с огромным зеркалом и затейливыми потолочными барельефами, принадлежавшая когда-то Марии Федоровне. Из нее же можно попасть в следующий зал дворца – Голубой, внутреннее оформление которого не отягощено килограммами причудливой лепнины и выполнено уже в более спокойных тонах. Увидеть необычные светильники и люстры причудливой формы можно в Торшерном зале, а в Танцевальном (Белоколонном) стоит пофантазировать на тему николаевских балов. Если верить историкам, именно на них любила приезжать Наталья Гончарова, чем изрядно злила своего гениального супруга. Ценителям народного творчества будет интересно заглянуть в бывшие царские гардеробные: императорских нарядов вам тут не покажут, зато продемонстрируют настенную роспись в палехском стиле на тему сказок А. С. Пушкина и М. Горького.

Посетителям

Туристам-одиночкам вход в помещения Аничкова дворца закрыт. Попасть сюда можно только с организованной экскурсией (от 10 до 25 чел.), купив билет в кассе, либо оставив предварительную заявку по e-mail. Оговорить время посещения архитектурного памятника можно по телефону: 310-93-80, а также написав на адрес электронной почты музея: anichkovmuz@mail.ru. Кроме того, чтобы не портить напольное покрытие помещений, придется обзавестись сменной обувью или бахилами: последние можно купить прямо во дворце. Стоимость взрослого «пропуска» в императорскую резиденцию составляет 200 руб., детского – 80 руб. Иногда маршрут путешествия может меняться из-за проводимых в здании мероприятий и плановых реконструкций.

Интересные факты

  • В Аничковом дворце имел собственные апартаменты В. А. Жуковский, состоявший воспитателем при малолетнем Александре II.
  • В разное время молодежные секции дворца посещали такие знаменитости, как Сергей Юрский, Борис Спасский, Елена Образцова, Алиса Фрейндлих, Дмитрий Медведев и Станислав Жук.
  • В конце XIX столетия в дворцовых залах демонстрировались первые немые киноленты.
  • Перед главным зданием усадьбы растет береза, которую посадили советские космонавты Г. Титов и В. Комаров.
  • Одна из городских легенд утверждает, что в Аничковом дворце обитал призрак Белой Дамы, обожавшей беседы с русскими императорами. Согласно общеизвестной байке, именно Белая Дама предсказала Николаю II его трагическую судьбу.

Как добраться

Адрес Аничкова дворца: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 39.

Самый простой способ добраться до Аничкова дворца – поездка на метро. Выходите на станциях «Гостиный двор» или «Маяковская» и прогуляйтесь по Невскому проспекту в направлении Фонтанки, то есть ориентируясь по убывающей нумерации домов.

Аничков дворец: история, интересные факты и легенды — мистический Санкт-Петербург

Мистики в Санкт-Петербурге хоть отбавляй. Сам город на Неве строился и обрастал тайнами. Поэтому, почти каждое историческое сооружение в Северной столице окружено загадками и легендами.

И абсолютно неудивительно, что старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте — Аничков дворец наделён мифами. Было бы удивительнее наоборот, если бы он не имел последних. Но начнём всё сначала.

История дворца вкратце

Дворец начали возводить в 1741 году по велению только что взошедшей на престол императрицы Елизаветы Петровны. Проект разработал один из первых архитекторов новой столицы Российской империи — Михаил Земцов. В его планах было построить разноэтажное здания в виде растянутой буквы “Н”.

Но через 2 года автор проекта отошёл в мир иной, в 1743 году. И заканчивал возведение дворца в стиле высокого известного елизаветинского барокко уже Бартоломео Растрелли. Сегодня дворец расположен в центре Петербурга, на набережной реки Фонтанки. А то время это место было служила города, а Невский проспект был ещё просекой. И именно это сооружение должно было украсить въезд в столицу.

Дворец — в подарок

Возведённый дворец с разбитым рядом садом, а также устроенными фонтанами и цветниками напоминал Петергоф. Царица Елизавета пожаловала эту прелесть своему фавориту — Алексею Разумовскому.

Когда Екатерина II взошла на трон, она выкупила его у брата Разумовского — Кирилла. Государыня подарила это сооружение также своему фавориту — графу Григорию Потёмкину. К такому шикарному презенту императрица пожаловала ещё 100 тысяч рублей на обустройство дворца “по вкусу”.

Тогда то дворец перестроили, в 1776—1778 годах этим занимался архитектор И. Е. Старов. И строение приобрело классический стиль. Но характерная для барокко разноэтажность постройки была утрачена, исчезла лепнина, гавань засыпана. В итоге, дворец стал более строгим.

В конце XVIII века дворец был откуплен в казну. В нём некоторое время располагался Кабинет Его Императорского Величества. В дальнейшем, дворец неоднократно выступал в качестве подарка и что интересно, обычно, на свадьбу.

Дворец — свадебный дар

В 1809 году Александр I подарил дворец своей любимой сестре. Тогда он выступил в качестве приданого на свадьбу великой княгини Екатерины Павловны с принцем Георгом Ольденбургским. Когда сестрица императора повторно вышла замуж и уехала из России в 1816 году, дворец опять оказался в казне.

Через год, в 1817 году Александр I подарил дворец на свадьбу своему брату Николаю Павловичу, будущему Николаю I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца. Император Николай I нередко проводил в его стенах придворные балы. Во время реконструкции Зимнего дворца после пожара 1837 года, императорская семья переехала в Аничков дворец и проживала в нём некоторое время.

Во дворце воспитывался сын Николая I — будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина — поэт Василий Жуковский. В 1841 году царь подарил дворец, снова на свадьбу, сыну Александру, а тот через четверть века — также на свадьбу своему сыну, — будущему Александру III. В 1855 году дворец был переименован, после кончины императора и в честь него, — в “Николаевский”, но имя не прижилось.

Александр III считал дворцом безопасным местом и выбрал его в качестве своей резиденции и защиты от террористов, тогда построили глухую стену со стороны площади. После его смерти дворец служил резиденцией вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Читайте также:  Замок Коношпите, где находится и его история

Дворец после революции и ныне

После революции под крышей дворца был открыт музей города, который закрыли в 1925 году. В 1937 году в нём организовали Ленинградский Дворец пионеров, сейчас здесь расположены Дворец творчества юных и Аничков лицей.

Интересные факты

Для того, чтобы было удобно добираться до нововозведённого дворца ещё во время правления Елизаветы Петровны, от реки Фонтанки к дворцу прорыли специальный канал. Он заканчивался у входа небольшой гаванью. Ко дворцу тогда оказываются плыли по этому каналу, а в гавани пришвартовывали судна. Весьма зрелищно, наверняка, выглядело. Но суть в том, что из-за канала получилось необычное положение дворца, который встал к Невскому проспекту боком.

При владельце графе Григории Потёмкине, который посчитал канал старомодным “лайфхаком”, его засыпали. Весьма “аляповатым” показался новому хозяину и стиль дворца. На смену изжившего себя барокко пришёл строгий европейский классицизм, убравший со здания лепнину и уравнявший этажность.

Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, которую посадили космонавты Герман Титов и Владимир Комаров. В кружках и секциях Дворца творчества юных занимались нынешние известные петербуржцы. На шахматы сюда ходили Борис Спасский, Виктор Корчной и Марк Тайманов. Изучали азы искусства тут и режиссёры Лев Додин, и Сергей Соловьев, и оперная дива Елена Образцова, и актриса Алиса Фрейндлих.

Своё название дворец получил от Аничкова моста, а тот, в свою очередь, был назван не в честь какой-то Ани или Анечки, как можно сразу предположить, своим названием он обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой, в т. н. Аничковой слободе.

Легенды Аничкова дворца

В истории города сохранились слухи, что место для Аничкова дворца было выбрано неспроста. Тут в 1741 году находился Преображенский полк, служивые которого помогли Елизавете Петровне осуществить переворот и встать на престол.

Существует легенда, согласно которой в середине XVIII века в Аничковом дворце поселился призрак женского рода — некая Белая Дама, которая была абсолютно прозрачной, а наряжалась она в длинный балахон. Она появлялась на людях изредка.

Говорят, что её увидели в Аничковом дворце в 1837 году. Тогда в него въехал Николай I, после пожара в Зимнем дворце, где он проживал ранее с семьёй. Именно император встретился с этой Белой Дамой, которая возникла перед ним, как из-под земли.

Царь было хотел заорать во всё горло, но ледяная ладонь призрака-незнакомки коснулась его рта, и он начал задыхаться. Белая Дама что-то ему сказала, но от страха он не разобрал ни слова. Его сын, Александр II не побоялся даже побеседовать с Белой Дамой, которая ему и поведала о предстоящих 3-х покушениях на царя.

Насчёт покушений на императора Александра II жива ещё одна легенда. Государю в Париже гадалка напророчила, что 6 раз на него будут покушаться, но он останется жив, а 7-е покушение станет смертельным.

Так и вышло… Но самое интересное, по предсказанию этой же гадалки знаком гибели для него станет светловолосая женщина с белым платком. Всю жизнь император пытался узнать, кто она.

С Белой Дамой пообщался также Николай II, которая рассказала, что он станет последним российским самодержцем. А потом она исчезла навсегда. С тех пор Белую Даму никто и никогда не видел. Поэтому опасаться посещать Аничков дворец в наши дни не стоит.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Невский просп., 39
  • Ближайшие станции метро: “Гостиный двор”, “Невский проспект”, “Достоевская”
  • Больше подробностей об Аничковом дворце

Аничков дворец: история и современность

Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных занимает историко-архитектурный ансамбль на углу реки Фонтанки и Невского проспекта, включающий Ани́чков дворец и Императорский кабинет. Аничков дворец стал вторым домом для многих поколений петербуржцев — с участия в кружках для многих начался путь в профессию, здесь зажигались настоящие “звёзды”, которые и сейчас демонстрируют успехи в различных науках и видах искусства. Город+ решил провести небольшой ликбез и изложил основные вехи истории этого удивительного здания на Невском проспекте.

Первый дворец на Невском проспекте

Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру — первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Однако после дворцового переворота 25 ноября 1741 года на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета, которая и приказала построить дворец на месте полкового двора преображенцев. Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны — графа Алексея Григорьевича Разумовского.

Созданием проекта и собственно строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли.

Аничков — первый дворец на Невском проспекте. Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону — это говорит о том, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города. Многие гости прибывали во дворец по воде, а потом и главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца — границу города.

Аничков дворец в XVIII веке

Завершилось строительство здания в 1756 году. Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек.

В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова — с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик. В 1779 году в саду была создана галерея с экзотическими тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов, и другие увеселительные мероприятия. Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал личной канцелярией царя. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

Фото: ipetersburg.ru

Дворец — лучший свадебный подарок

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре – великой княгине Екатерине Павловне – по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму “Руслан и Людмила”.

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе. Как водится у царей, здание снова принялись перестраивать: 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).

В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые презирал А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна.

Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.

Судьба Аничкова дворца в советскую эпоху

Сразу после революции Аничков дворец национализировали — сначала в нём работало министерство продовольствия, в 1918-1935 годах во дворце функционировал музей города (не только Ленинграда). В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города.

12 февраля 1937 года по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Аничков дворец был реконструирован по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета приобрели форму каре. Открылось более сотни детских кружков, и особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. Кроме того, Дворец пионеров посещали Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.

Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду, и 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ, а к 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.

В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных.

Фото: saint-petersburg.com

Дворец сегодня

По сей день двери Дворца открыты юным петербуржцам: здесь функционирует множество различных кружков по искусству, науке, технике, спорту, общественной деятельности и т.д. Одно из крупнейших структурных подразделений Дворца творчества юных — отдел гуманитарных программ и детских социальных инициатив. Ребята могут выбрать любое из интересующих их направлений деятельности: журналистику, основы этикета, краеведение, музейное дело, курс культуры речи экскурсовода, основы макетирования и дизайна, вступить в туристско-краеведческий клуб, пройти школу вожатого.

Для школьников, увлекающихся техникой, во Дворце также предусмотрены разнообразные кружки: автомоделирование, конструирование беспилотных летательных аппаратов, робототехника, занимательная математика, 3D-моделирование, изучение космоса, моделирование в графических редакторах, фотостудия, основы программирования, электротехника и многое другое.

Огромное внимание уделяют в Санкт-Петербургском дворце творчества юных и музыкальному воспитанию маленьких петербуржцев — здесь обучают игре на различных инструментах, пению, даже художественному слову! Кроме того, в Аничковом дворце есть свой оркестр, театральная студия, класс хореографии и студия изобразительного искусства. В общей сложности, во Дворце творчества юных работает более 200 кружков — здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу!

Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Среди выпускников Аничкова дворца — несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. За 80 лет существования Дворец как образовательное учреждение для юных петербуржцев шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества “Зеркальный”, два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр “Крестовский остров” с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.

Аничков дворец

Невский пр., 39
Фонтанки р. наб., 31

Архитекторы, годы постройки:

Строительство Аничкова дворца

Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру – первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. В 1727 году он был отправлен в ссылку, землю отдали лесоторговцу Д. Л. Лукьянову. На его дворе, ближе к Фонтанке, к 1738 году располагался полковой двор Преображенского полка. Владение Дмитрия Лукьянова упоминается в докладе Комиссии от строений, которая в 1738 году рекомендовала застроить этот участок Невского проспекта каменными обывательскими домами.

Судьбу этой территории резко изменил дворцовый переворот 25 ноября 1741 года, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Пришла к власти она при помощи преображенцев. В память об этом она распорядилась на месте их полкового двора построить собственный дворец. Официально он строился для Елизаветы Петровны. Но ни для кого не было секретом, что во дворце будет жить её фаворит граф Алексей Григорьевич Разумовский.

Проект императорского дворца в 1741 году составил М. Г. Земцов, он же и начал строительство. Первый ордер на постройку архитектору был выдан гоф-интендантом Шаргородским 6 апреля 1742 года [4, с. 28]. С 1743 года, после смерти Земцова, строительство вёл “архитектурии гезель” Г. Д. Дмитриев. Он успел довести стены здания только до карниза, скончавшись в 1746 году. Завершил строительство Аничкова дворца Ф. Б. Растрелли. Первоначальный проект итальянец скорректировал, заменив завершение боковых ризалитов в виде финиментов двумя многогранными куполами, обрамлёнными многочисленными декоративными вазами. Он так писал об Аничковом дворце:

Аничков – первый дворец на Невском проспекте. Название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону. Такое расположение здания наглядно показывает, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города.

Главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца – границе города. Многие гости прибывали сюда именно водным путём. Со стороны реки был вырыт гаванец, где посетители оставляли свои гребные и парусные судна. Вдоль берега Фонтанки согласно задумке Григория Дмитриева были устроены открытые галереи [6].

Композиция здания состояла из трёхэтажных центрального и боковых корпусов, в которых располагались главные двусветные залы, с соединяющими их более низкими двухэтажными объёмами. Такая разноэтажность Аничкова дворца характерна для “дорастреллиевского” барокко. Ещё одной чертой раннего барокко, проявившемся в фасаде Аничкова дворца, стало применение пилястр, тогда как колонны были использованы только на главном портике. Вместе с тем, здание снабжено гораздо большим объёмом скульптур и других декоративных элементов, нежели чем постройки эпохи петровского барокко.

Корпус со стороны Невского проспекта был увенчан куполом церкви Воскресения Христова. В 1746 году над церковным куполом установили крест, а на другом – звезду (шар с 43 лучами). Для храма Растрелли проектировал трёхъярусный золочёный иконостас (перенесён во Владимирский собор). Домовая церковь Аничкова дворца была освящена 17 марта 1751 года [4, с. 29].

Читайте также:  Вышеград — подробная информация сердце Праги

От Невского проспекта усадьба Аничкова дворца была отделена глухой каменной оградой с тремя воротами. Изначально боковые трёхэтажные корпуса соединялись двухэтажным переходом с центральным трёхэтажным корпусом. До Садовой улицы был устроен сад с павильонами, беседками и скульптурами. Для его устройства в 1743 году императрица повелела перевести сюда из Стрельны английского садовника Людвига Киндера Тапера.

Аничков дворец в царское время

Строительство здания было завершено в 1756 году. В 1771 году у графа Разумовского жил писатель А. П. Сумароков, служивший у него адъютантом. В этом же году граф умер, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского.

В 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, которое устроило во дворце большой маскарад. На этом мероприятии присутствовало около 2500 человек.

У Разумовского Аничков дворец был выкуплен в 1776 году казной, после чего Екатерина II подарила усадьбу графу Г. А. Потёмкину. Для него дворец был перестроен в 1776-1778 годах по проекту И. Е. Старова. С тех пор дворец имеет классический, а не барочный облик. При перестройке высоту здания выровняли, засыпали гаванец, разобрали галереи вдоль Фонтанки, перепланировали сад.

В 1779 году в саду была создана галерея, засаженная тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов. Позже это помещение арендовало Итальянское музыкальное общество. В 1780 году на таком маскараде присутствовали императрица Екатерина II, великий князь Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Фёдоровна. С 1786 по 1790 год галерею снимал антрепренёр Иосиф Лион. В 1786 году здесь демонстрировался новый музыкальный инструмент – рояль.

Князь Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании разместили Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал использоваться как личная канцелярия царя. Для новых целей здание перепланировалось по проекту Егора Тимофеевича Соколова. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки. В 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

По проекту архитектора Д. Кваренги в 1803-1805 годах на территории парадного двора были построены торговые ряды. По первому их ярусу проходила открытая аркада. Первоначально ряды представляли собой два Г-образных корпуса, соединённых открытой колоннадой. Территория усадьбы со стороны Садовой улицы также была “урезана”. Здесь построили здание для Публичной библиотеки. Один из садовых павильонов был переоборудован для выступлений итальянского театра.

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре великой княгине Екатерине Павловне. Дворец ей был подарен по случаю замужества с принцем Георгом Ольденбургским. Для их семьи здание перестраивал Л. Руска. От его работы до наших дней остались Танцевальный зал и Большая столовая. Торговые ряды Руска приспособил под нужды Кабинета Его Императорского Величества, который переехал сюда из помещений дворца. При этом к вывшим Торговым рядам архитектор пристроил корпуса с западной стороны. Вероятно, тогда же была построена ограда с воротами между Кабинетом и дворцом.

Георг Ольденбургский умер в 1812 году, а в 1816-м Екатерина Павловна вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртенбергского и уехала на родину нового мужа. Перед отъездом дворец ей был продан в казну за 2 000 000 рублей.

С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму “Руслан и Людмила”.

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. Для нового владельца здание было необходимо вновь перестраивать, чем в 1817-1820 годах занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А. А. Менеласа и И. А. Иванова). Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского). В 1818 году от площади Росси оградил усадьбу чугунной решёткой. Проект переустройства площади по чертежам Росси был осуществлён несколько позже. А тогда, при перестройке Аничкова дворца, бывшую территорию усадебного сада просто привели в порядок. Её очистили от лишних временных строений.

В Аничковом дворце Карл Росси переоформил Танцевальный зал, Музыкальную, Диванную, Кабинет, Будуар, спальни. В 17 залах заново расписали плафоны, стены затянули штофом, атласом и бархатом. В других помещениях стены расписали под мрамор, установили новые печи, камины, мебель, люстры, бра и торшеры. Абсолютно все предметы интерьера делали по рисункам Росси. В результате интерьеры Аничкова дворца стали единым цельным ансамблем.

Работой в Аничковом дворце архитектора Росси великий князь Николай Павлович был чрезвычайно доволен. В 1825 году он стал императором, а на следующий год дал Аничкову дворцу статус императорского. Он продолжал месяцами жить здесь. Дворец называли “собственным Его Императорского Величества”.

В 1822 году здесь родилась великая княгиня Ольга Николаевна. В 1830 году в Аничковом дворце состоялся большой костюмированный бал по случаю заключения мира с Турцией. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые так не любил А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна. В апреле 1838 года здесь проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина К. П. Брюллова “В. А. Жуковский”. Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Т. Г. Шевченко.

Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 году стал великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II). В 1853 году сюда были проведены водопровод и канализация. В 1855 году дворец стали называть Николаевским.

После смерти Николая I в 1855-1860-х годах усадьбу делили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец.

В 1865 году над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. В 1866 году дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Тогда же здесь состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). В 1868-1875 годах над интерьерами дворца работал И. А. Монигетти. Александр III часто жил в Аничковом дворце, где проводил не только личное время, но и занимался государственными делами.

С 1875 года Аничков сад был открыт для прогулок детей с родителями или с няньками.

В Аничковом дворце прошло детство сына Александра III, будущего императора Николая II. 1874-1875 годах К. К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады и над ним – зимний сад. В 1886 году в Аничковом дворце работал архитектор М. Е. Месмахер. В 1885-1886 годах заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н. А. Шильдкнехт).

Последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф. С 1899 года при Аничковом дворце работала школа для детей служащих.

В 1914 году в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф. Ф. Юсупова.

В здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 годах архитектором А. Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах.

Аничков дворец – Дворец Пионеров

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В нём работало министерство продовольствия. В 1918-1935 годах во дворце работал музей города. Именно города, то есть и Москвы, и других городов, а не только Ленинграда. Музей сохранял императорскую обстановку, занимал несколько зданий вдоль Фонтанки. Его директором был архитектор Л. А. Ильин, заместителем директора – историк архитектуры В. Я. Курбатов. В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города. В 1926 году купола домовой церкви сняли на переплавку. В 1928 году музей закрыли, всё имущество постепенно распродали.

В 1937 году по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Для этого в 1936-1937 годах Аничков дворец реконструировался по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета ими были замкнуты в каре. Именно тогда две комнаты Аничкова дворца были расписаны мастерами из Палеха на мотивы произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открылось более сотни детских кружков. Особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. В Дворец пионеров ходили Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.

Уже в сентябре 1941 года в главный корпус Аничкова дворца попал артиллерийский снаряд, почти полностью разрушивший зимний сад. В усадебных корпусах был размещён военно-полевой госпиталь. Он проработал здесь почти полтора года. Несмотря на это, Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду. 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ. К 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.

Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.

В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных. В 1998 году проводилась реставрация ограды Аничкова сада.

Аничков дворец

В 1808 г. Александр I подарил дворец своей сестре Екатерине Павловне в связи с предстоящим бракосочетанием с принцем Георгом Ольденбургским. Дворец вновь перестраивался внутри по проекту арх. Л. Руска в 1809-1812 гг.

В 1864-1866 гг. во дворце проводились серьезные переделки для пребывания в нем наследника престола цесаревича Николая Александровича, а после его ранней смерти – великого князя Александра Александровича с супругой. Во время царствования Александра III Аничков дворец фактически был императорской резиденцией, а после смерти императора и до Октябрьской революции – местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру – первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. В 1727 году он был отправлен в ссылку, землю отдали лесоторговцу Д. Л. Лукьянову. На его дворе, ближе к Фонтанке, к 1738 году располагался полковой двор Преображенского полка. Владение Дмитрия Лукьянова упоминается в докладе Комиссии от строений, которая в 1738 году рекомендовала застроить этот участок Невского проспекта каменными обывательскими домами.

Судьбу этой территории резко изменил дворцовый переворот 25 ноября 1741 года, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Пришла к власти она при помощи преображенцев. В память об этом она распорядилась на месте их полкового двора построить собственный дворец. Официально он строился для Елизаветы Петровны. Но ни для кого не было секретом, что во дворце будет жить её фаворит граф Алексей Григорьевич Разумовский.

Проект императорского дворца в 1741 году составил М. Г. Земцов, он же и начал строительство. Первый ордер на постройку архитектору был выдан гоф-интендантом Шаргородским 6 апреля 1742 года [4, с. 28]. С 1743 года, после смерти Земцова, строительство вёл “архитектурии гезель” Г. Д. Дмитриев. Он успел довести стены здания только до карниза, скончавшись в 1746 году. Завершил строительство Аничкова дворца Ф. Б. Растрелли.

Аничков – первый дворец на Невском проспекте. Название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону. Такое расположение здания наглядно показывает, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города.

Главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца – границе города. Многие гости прибывали сюда именно водным путём. Со стороны реки был вырыт гаванец, где посетители оставляли свои гребные и парусные судна. Вдоль берега Фонтанки согласно задумке Григория Дмитриева были устроены открытые галереи

Композиция здания состояла из трёхэтажных центрального и боковых корпусов, в которых располагались главные двусветные залы, с соединяющими их более низкими двухэтажными объёмами. Такая разноэтажность Аничкова дворца характерна для “дорастреллиевского” барокко. Ещё одной чертой раннего барокко, проявившемся в фасаде Аничкова дворца, стало применение пилястр, тогда как колонны были использованы только на главном портике. Вместе с тем, здание снабжено гораздо большим объёмом скульптур и других декоративных элементов, нежели чем постройки эпохи петровского барокко.

Корпус со стороны Невского проспекта был увенчан куполом церкви Воскресения Христова. В 1746 году над церковным куполом установили крест, а на другом – звезду (шар с 43 лучами). Для храма Растрелли проектировал трёхярусный золочёный иконостас (перенесён во Владимирский собор). Домовая церковь Аничкова дворца была освящена 17 марта 1751 года

Аничков дворец в царское время

Строительство здания было завершено в 1756 году. В 1771 году у графа Разумовского жил писатель А. П. Сумароков, служивший у гнего адьютентом. В этом же году граф умер, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского.

В 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, которое устроило во дворце большой маскарад. На этом мероприятии присутствовало около 2500 человек.

У Разумовского Аничков дворец был выкуплен в 1776 году казной, после чего Екатерина II подарила усадьбу графу Г. А. Потёмкину. Для него дворец был перестроен в 1776-1778 годах по проекту И. Е. Старова. С тех пор дворец имеет классический, а не барочный облик. При перестройке высоту здания выровняли, засыпали гаванец, разобрали галереи вдоль Фонтанки, перепланировали сад.

Читайте также:  Уорикский замок в Англии, легенды и приведения

В 1779 году в саду была создана галерея, засаженная тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов. Позже это помещение арендовало Итальянское музыкальное общество. В 1780 году на таком маскараде присутствовали императрица Екатерина II, великий князь Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Фёдоровна. С 1786 по 1790 год гарелею снимал антрепренёр Иосиф Лион. В 1786 году здесь демонстрировался новый музыкальный инструмент – рояль.

Князь Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании разместили Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал использоваться как личная канцелярия царя. Для новых целей здание перепланировалось по проекту Егора Тимофеевича Соколова. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки. В 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

По проекту архитектора Д. Кваренги в 1803-1805 годах на территории парадного двора были построены торговые ряды. По первому их ярусу проходила открытая аркада. Первоначально ряды представляли собой два Г-образных корпуса, соединённых открытой колоннадой. Территория усадьбы со стороны Садовой улицы также была “урезана”. Здесь построили здание для Публичной библиотеки. Один из садовых павильонов был переоборудован для выступлений итальянского театра.

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре великой княгине Екатерине Павловне. Дворец ей был подарен по случаю замужества с принцем Георгом Ольденбургским. Для их семьи здание перестраивал Л. Руска. От его работы до наших дней остались Танцевальный зал и Большая столовая. Торговые ряды Руска приспособил под нужды Кабинета Его Императорского Величества, который переехал сюда из помещений дворца. При этом к вывшим Торговым рядам архитектор пристроил корпуса с западной стороны. Вероятно, тогда же была построена ограда с воротами между Кабинетом и дворцом.

Георг Ольденбургский умер в 1812 году, а в 1816-м Екатерина Павловна вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртенбергского и уехала на родину нового мужа. Перед отъездом дворец ей был продан в казну за 2 000 000 рублей.

С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму “Руслан и Людмила”.

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. Для нового владельца здание было необходимо вновь перестраивать, чем в 1817-1820 годах занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А. А. Менеласа и И. А. Иванова). Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского). В 1818 году от площади Росси оградил усадьбу чугунной решёткой. Проект переустройства площади по чертежам Росси был осуществлён несколько позже. А тогда, при перестройке Аничкова дворца, бывшую территорию усабедного сада просто привели в порядок. Её очистили от лишних временных строений.

В Аничковом дворце Карл Росси переоформил Танцевальный зал, Музыкальную, Диванную, Кабинет, Будуар, спальни. В 17 залах заново расписали плафоны, стены затянули штофом, атласом и бархатом. В других помещениях стены расписали под мрамор, установили новые печи, камины, медель, люстры, бра и торшеры. Абсолютно все предметы интерьера делали по рисункам Росси. В результате интерьеры Аничкова дворца стали единым цельным ансамблем.

Работой в Аничковом дворце архитектора Росси великий князь Николай Павлович был чрезвычайно доволен. В 1825 году он стал императором, а на следующий год дал Аничкову дворцу статус императорского. Он продолжал месяцами жить здесь. Дворец называли “собственным Его Императорского Величества”.

В 1822 году здесь родилась великая княгина Ольга Николаевна. В 1830 году в Аничковом дворце состоялся большой костюмированный бал по случаю заключения мира с Турцией. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые так не любил А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна. В апреле 1838 года здесь проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина К. П. Брюллова “В. А. Жуковский”. Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Т. Г. Шевченко.

Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 году стал великий князь Александр Аниколаевич (будущий Александр II). В 1853 году сюда были проведены водопровод и канализация. В 1855 году дворец стали называть Николаевским.

После смерти Николая I в 1855-1860-х годах усадьбу делили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец.

В 1865 году над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. В 1866 году дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Тогда же здесь состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). В 1868-1875 годах над интерьерами дворца работал И. А. Монигетти. Александр III часто жил в Аничковом дворце, где проводил не только личное время, но и занимался государственными делами.

С 1875 года Аничков сад был открыт для прогулок детей с родителями или с няньками.

В Аничковом дворце прошло детство сына Александра III, будущего императора Николая II. 1874-1875 годах К. К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады и над ним – зимний сад. В 1886 году в Аничковом дворце работал архитектор М. Е. Месмахер. В 1885-1886 годах заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н. А. Шильдкнехт).

Последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф. С 1899 года при Аничковом дворце работала школа для детей служащих.

В 1914 году в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф. Ф. Юсупова.

В здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 годах архитектором А. Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах.

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В нём работало министерство продовольствия. В 1918-1935 годах во дворце работал музей города. Именно города, то есть и Москвы, и других городов, а не только Ленинграда. Музей сохранял императорскую обстановку, занимал несколько зданий вдоль Фонтанки. Его директором был архитектор Л. А. Ильин, заместителем директора – историк архитектуры В. Я. Курбатов. В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города. В 1926 году купола домовой церкви сняли на переплавку. В 1928 году музей закрыли, всё имущество постепенно распродали.

В 1937 году по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Для этого в 1936-1937 годах Аничков дворец реконструировался по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета ими были замкнуты в каре. Именно тогда две комнаты Аничкова дворца были расписаны мастерами из Палеха на мотивы произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открылось более сотни детских кружков. Особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. В Дворец пионеров ходили Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.

Уже в сентябре 1941 года в главный корпус Аничкова дворца попал артиллерийский снаряд, почти полностью разрушивший зимний сад. В усадебных корпусах был размещён военно-полевой госпиталь. Он проработал здесь почти полтора года. Несмотря на это, Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду. 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ. К 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.

Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.

В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных. В 1998 году проводилась рестарвация ограды Аничкова сада.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Аничков дворец в Санкт-Петербурге

Дворцы

Краткое описание

Аничков дворец в Санкт-Петербурге — старейшее здание на Невском проспекте. Получил свое название от Аничкова моста через Фонтанку близ которого выстроен. Во время его возведения Невский проспект еще не являлся основной улицей города, поэтому главный фасад дворца обращен к Фонтанке, которая тогда являлась своеобразной окраиной.

История дворца богата событиями: он много раз перестраивался, менял аристократических владельцев и не раз преподносился в качестве свадебного подарка. Сейчас дворец функционирует одновременно как музей и как Дворец творчества юных, где организованы детские кружки различной направленности.

История

Дворец начали возводить по указу Елизаветы Петровны в 1741 году. Пришедшая к власти после дворцового переворота, совершившегося при помощи гвардейцев Преображенского полка, императрица впоследствии повелела на месте полкового двора выстроить дворец.

Проект здания в стиле барокко начал разрабатывать Михаил Земцов, однако спустя два года после начала работ он скончался. Какое-то время строительство вел Григорий Дмитриев. Завершал же работу по возведению дворца Франческо Бартоломео Растрелли .

Дворец достроили к 1756 году. Елизавета преподнесла его в дар своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти дворец перешел во владение младшего брата Кирилла, у которого был выкуплен в 1776 году императрицей Екатериной II. Она также преподнесла дворец в качестве подарка. Удостоился такой чести граф Григорий Потемкин. К подарку Екатерина добавила 100 тысяч рублей, которые были потрачены на перестройку и обустройство дворца.

Царственные владельцы

В конце XVIII века, в 1785 году, Аничков дворец отошел в императорскую казну. Здесь разместили Кабинет Его Императорского Величества.

В XIX веке Аничков дворец несколько раз становился императорским свадебным подарком

В 1809 году Александр I подарил его в качестве приданого своей сестре — Великой княжне Екатерине Павловне. Когда в 1816 году княгиня покинула Россию, дворец снова отошел в казну.

В 1817 году император Александр I снова подарил дворец по случаю бракосочетания. На этот раз своему брату — будущему императору Николаю I. Николай часто проживал во дворце во время поста, проводил здесь придворные балы. И даже поселился здесь на время реконструкции главной императорской резиденции — Зимнего дворца. Здесь рос и воспитывался его сын Александр — будущий император Александр II. Одним из его учителей был поэт Василий Жуковский, которому здесь была отведена собственная квартира.

В 1841 году Николай подарил дворец на свадьбу сыну Александру, который будет коронован на царство в 1856 году. В 1845 году у Александра II родился сын — будущий император Александр III.

Александр III Александрович в 1866 году обвенчался и в свою очередь получил в качестве свадебного подарка Аничков дворец. Его супругой стала датская принцесса Дагмара, которая после обряда венчания была наречена Великой княжной Марией Федоровной. В этом браке появился на свет сын Александра III и Марии Федоровны — император Николай II, которому суждено было стать последним российским монархом. В стенах Аничкова дворца прошло детство Николая.

Александр III выбрал Аничков дворец в качестве своей резиденции. Опасаясь террористов, он повелел возвести глухую стену со стороны площади. После смерти Александра III в 1894 году Аничков дворец перешел во владение Марии Федоровны, которая стала его последней царственной хозяйкой.

Дворец творчества юных

После свершившейся в 1917 году Октябрьской революции Аничков дворец национализировали. С разной продолжительностью здесь функционировали Министерство продовольствия и Музей города.

В феврале 1937 года в здании дворца начал работать Ленинградский Дворец пионеров

С началом Великой Отечественной войны и блокады во дворце развернули хирургический стационар. Он принимал раненых всю первую блокадную зиму. В мае 1942 года Дворец снова открыл двери для школьников. В тяжелые блокадные годы во Дворце продолжали работать кружки, библиотека. Здесь проходили олимпиады и новогодние праздники. Детский танцевальный ансамбль Дворца пионеров выступал в военных частях и госпиталях. Воспитанникам ансамбля впоследствии были вручены медали «За оборону Ленинграда».

С распадом СССР и после прекращения деятельности пионерской организации в 1990 году Дворец преобразовали во Дворец творчества юных

Сейчас здесь функционирует более чем 200 кружков различной направленности, на любые предпочтения и вкусы:

  • наука
  • техника
  • искусство
  • спорт
  • общественная деятельность

Юные петербуржцы развивают таланты и с увлечением занимаются во Дворце. В его стенах:

  • организован свой оркестр, театральная студия и класс хореографии
  • обучают пению и игре на музыкальных инструментах
  • работает студия изобразительного искусства и фотостудия
  • проводят фестивали и конкурсы, олимпиады и научные конференции и многое другое

За более чем 80-летнюю историю существования Дворца в качестве детского образовательного учреждения выпускниками стали будущие деятели науки, искусства и спорта, достигшие выдающихся результатов. А наиболее талантливые школьники имеют возможность завершить среднее образование в Аничковом лицее.

На базе Дворца творчества юных традиционно проводят финал Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Архитектура и интерьер

Дворцовый комплекс — это целый архитектурный ансамбль. Он занимает территорию вдоль Невского проспекта между набережной Фонтанки и улицей Садовой. Архитектурный ансамбль в своем современном виде формировался постепенно, над его перестройкой работали именитые архитекторы своего времени.

Ссылка на основную публикацию