Азе-ле-Ридо замок во Франция, фото и описание

Замок Азе-лё-Ридо

Алмаз, вставленный в оправу реки Эндр, ренессансный замок Азе-ле-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau) находится в центре одноимённой коммуны департамента Эндр-и-Лура в 20 км западнее города Тур.

История и владельцы

Годы строительства замка Азе-ле-Ридо приходятся на первые десятилетия XVI в. Земли вокруг разрушенной по приказу Карла VII в 1418 году крепости бургундского герцога спустя почти сто лет приобрёл советник и казначей Людовика XII Ж. Бертло. Возведение замка Азе-ле-Ридо на островке на реке Эндр завершилось в 1522 году.

Несколько лет спустя обвинённый в растрате Ж. Бертло и был вынужден покинуть замок и скрыться за границей. После этого замок перешёл в собственность короля Франциска I, который подарил его верному стороннику А. Раффину.

В первые десятилетия XVII века Азе-ле-Ридо принадлежал семье Желе, принимавшей у себя в 1617 году короля Людовика XII. С 1651 по 1684 год хозяином поместья был маркиз де Вассе. По его воле был изменён интерьер помещений и построен портал главного входа.

Незадолго до революции XVIII в. замок купил маркиз Ш. де Бенкур, посвятивший много времени восстановлению замка Азе-ле-Ридо. Работы по его реконструкции продолжались наследниками маркиза в течение всего XIX в. В 1905 году перешел в собственность государства, а вскоре после этого в нём был создан музей .

Планировка и архитектурный стиль

Ставший символом архитектурного стиля Ренессанса замок Азе-ле-Ридо стоит на острове посреди реки Эндр. Его ансамбль состоит из двух перпендикулярно расположенных друг к другу корпусов и башни.

Первоначальный проект замка с высокими мансардами и большими окнами был выполнен при участии первого владельца Ж. Бертло, но свойственное ему идеальное стилевое единство фасадов сложилось благодаря деятельности маркиза Ш. де Бенкура после постройки нового крыла и башни.

Дорога, ведущая к парадному входу в замок Азе-ле-Ридо заканчивается у его северного фасада. Его скульптурные украшения сочетают итальянские и французские орнаментальные традиции. Резные узоры около окон состоят из медальонов, ракушек, листьев и цветов растений. В этой части здания с его правой стороны расположена одна из первых во Франции маршевых лестниц. Её пролёты немного вынесены за объём здания и украшены изящным декором.

Визитной карточкой замка Азе-ле-Ридо стали фотографии обращенного к реке южного фасада. В 1950 году было немного изменено русло Эндра и теперь он несёт свои воды у самых стен замка. Отражение замка в водном зеркале создаёт невероятно романтическую атмосферу в поместье.

Относительно узкие высокие окна замка напоминают стрельчатые готические формы Средневековья, а их легкий рельефный декор соответствует канонам итальянского стиля antiquisant. Построенная в 1856 году круглая угловая башня великолепно дополняет архитектурный облик замка. Она возведена Ш. де Бенкуром на месте Китайского павильона и готической Башни трубадуров.

Отделка залов и экспозиция музея

Интерьеры помещений замка Азе-ле-Ридо на первом этаже восстановлены в том же виде, какими они были в XIX. Расположенная в его центральной части гостиная сохранила отделку стен деревянными панелями и обоями в неоренессасном стиле, а на потолке видны открытые балки перекрытия. Резной декор камина с растительными мотивами и символом замка саламандрой создан 1856 году Э. Л. Чевиньяром.

В гостиной и других помещениях находится принадлежащая музею коллекция исторических портретов из 50 произведений, начало которой было положено Ш. де Бенкуром. Среди картин, созданных художниками XVI-XVII вв. находятся портреты Д. де Пуатье и Ш. де Любеспина.

В личных покоях супруги маркиза Жиля де Бертло Филиппы де Лебаи по результатам архивных и иконографических исследований восстановлено типичное для эпохи Ренессанса декоративное покрытие стен из плетёных матов защищавшее от холода и иногда заменявшее гобелены. Здесь же представлены образцы мебели в неоренессансном стиле 1840-х годов, включая кровать на платформе и сундук.

Апартаменты замка украшают гобелены с сюжетами из библейской истории: суд Соломона, Ноев ковчег, царица Савская во дворце в Иерусалиме. Всего для посещения туристами открыто семь залов и покоев замка, включая Красную и Голубую спальник, королевские покои, бальный зал и кухня.

Замок Азе-лё-Ридо

Самым прекрасным дворцом, поистине сказочным творением среди всех замков долины Луары по праву считают Азей-лё-Ридо. Оноре де Бальзак когда-то работал в этих краях над романом «Лилия в долине». Он называл замок Ридо «сверкающим бриллиантом». Шедевр французского Ренессанса Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau) стоит над излучиной Эндра. Замок, окружённый тихой водной гладью и ухоженным английским парком, кажется воплощением […]

Замок Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau)

Самым прекрасным дворцом, поистине сказочным творением среди всех замков долины Луары по праву считают Азей-лё-Ридо. Оноре де Бальзак когда-то работал в этих краях над романом «Лилия в долине». Он называл замок Ридо «сверкающим бриллиантом».

Шедевр французского Ренессанса Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau) стоит над излучиной Эндра. Замок, окружённый тихой водной гладью и ухоженным английским парком, кажется воплощением спокойствия и уюта. Однако первым хозяином чудо-дворца был человек, которого современники прозвали «отродьем дьявола». Рыцарь Ридель д’Азе – он же Ридо – прославился среди местного населения своей неимоверной жестокостью.

Замок Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau)

Первые строения на острове посреди Эндра были возведены ещё римлянами. В средние века это поселение укрепили землевладельцы Турени, чтобы защитить торговый путь между купеческими городами. Ридель д’Азе был самым влиятельным человеком из местной знати. Он и назвал крепость своим именем в 1119 году.

В то время крепость имела типичный облик средневекового оборонительного сооружения с грубой каменной кладкой, тяжёлым подъёмным мостом и подвесными бойницами. Она пережила множество попыток вооружённого захвата. В ХII веке её завоевал Генрих II Плантагенет. Король Филлип-Август возвратил крепость своему верному вассалу – Тюреннскому рыцарю Гуго. (Гуго был сыном Риделя д’Азе.)

Замок Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau)

К началу XV столетия этот замок принадлежал герцогу Бургундскому. Дофин Карл VII, разгневанный оскорблением герцога, в 1418 году учинил жестокую расправу над крепостью. Гарнизон её был уничтожен; замок и прилежащая деревня разграблены и сожжены. Почти целое столетие после этих событий Азей-лё-Ридо стоял в руинах.

В 1500 году советник Франциска I – глава королевской Финансовой палаты Мартин Бертело – решил восстанавливать строение. Земли вокруг руин старой крепости пришлось осушить, остатки древних стен – разобрать. Новый замок решено было возводить на сваях. Из долины Шер, по течению реки до местечка Порт-о-Шалан и далее – на телегах, везли для строительства белый известняк.

В 1515 году Бертело-старший вышел в отставку и поручил строительные работы своему сыну – Жилю. Бертело-сын был богатым банкиром, казначеем Франции и мэром города Тура. Он с новыми силами взялся за переустройство дворца. Его жена – Филиппа Лебаи лично руководила работами. Именно ей замок обязан своим утончённым «сказочным» обликом. Летом 1518 года начался основной этап строительства. Работали 120 каменщиков под началом Этьена Руссо. В работе участвовали также известный скульптор – Пьер Мопуэн и мастер-плотник – Жак Торо.

Бертело и его жена всерьёз увлеклись стилем итальянского Ренессанса. Новый замок должен был стать не военной цитаделью, а элегантной загородной резиденцией. Две пристройки с выступающими угловыми башенками придали строению форму буквы L, необычную для крепостей того времени. Вода, окружающая замок, создавала атмосферу гармонии и загадочности.

От старинного готического стиля сохранились лишь детали: некоторые оборонительные элементы, островерхие крыши. В верхней части был создан ложный дозорный пояс, выполняющий роль декоративного элемента. В облике здания было использовано множество традиционных деталей итальянской ренессансной архитектуры: изящные пилоны с капителями; люкарны с причудливо украшенными фронтонами; парные окна-лоджии на площадках лестницы. Каменные своды широкой парадной лестницы были отделаны арками с барельефами французских королей.

На нижнем уровне замка находились Королевские покои, другие жилые комнаты, Красная спальня и кухня. На втором этаже разместились: Бальный зал, Голубая спальня, Покои Франциска Первого и королевы.

Жиль Бертело не успел завершить строительство замка. Самблансэ – двоюродный брат Жиля, суперинтендант Финансовой палаты – растратил деньги из казны государства. Его осудили и повесили. Жиль, опасаясь королевского гнева, бежал в город Мец, где и умер через 10 лет.

Франциск I в 1528 году отобрал фамильные владения Бертело в пользу казны. После он подарил замок капитану гвардии Антуану Раффену. Капитан, как мог, закончил строительство.

Через несколько лет королевская резиденция переместилась в Париж, а политическое значение Турени снизилось. Владельцы Азей-лё-Ридо стали меняться часто. В XVII веке королевский двор редко посещал этот замок. В 1603 году была возведена усыпальница для его владельцев, а к концу столетия были построены конюшни и ряд дополнительных помещений для прислуги.

В 1791 году замок приобрёл маркиз Шарль де Бьенкур. Его сын Арман в 1845 г. принялся за перестройку здания и уничтожил последние черты средневековой архитектуры. При нём была разрушена и переделана средневековая башня парадного двора, а в 1865 году для симметрии была возведена вторая такая же башня.

В 1871 г. замок захватили прусские войска; позже он был вновь возвращён хозяину. В 1899 году последний из рода Бьенкуров разорился. В 1904 году замок снова продали – некоему владельцу М. Арто. Этот человек за 200 тысяч франков уступил разрушенный и опустевший дворец государству.

После этого началось масштабное восстановление. Был реконструирован не только дворец, но и английский парк, и прилегающие берега реки Эндра.

Сегодня в замке разместился Музей Ренессанса. В нём хранятся картины и мебель, предметы быта бывших владельцев. В спальнях установлены роскошные кровати под шёлковыми балдахинами – это подлинные образцы замковой мебели XVII – XVIII вв. Один из ценнейших экспонатов коллекции – богато декорированный резной ларь из Королевских Покоев Франциска I. Другой изящный старинный ларь можно увидеть на кухне. Кроме этого в помещении выставлены серванты с разнообразной посудой, кухонная утварь и поварской инструмент.

В коллекции гобеленов самым ценным считается панно XVI века – «Три Парки» – изготовленное в Брюсселе. Стены комнат и залов украшены множеством фламандских гобеленов с библейскими сюжетами. Также представлена портретная галерея королевских династий Франции.

Посетители замка могут совершить самостоятельные экскурсии или воспользоваться аудиогидом; посмотреть исторические представления. Азей-лё-Ридо объявлен народным достоянием Франции. Он охраняется ЮНЕСКО.

Замок Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau)
Rue de Pineau 37190 Azay-le-Rideau, France
monuments-nationaux.fr‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Замок Азе-ле-Ридо (Chateau d’Azay-le-Rideau)

Как работает: с июня по сентябрь 9.30-18.00, в июле и августе 9.00-19.00; с октября по марта 9.30-12.30 (иногда до 17.30). В замке можно присоединиться к экскурсии или же воспользоваться аудиогидом. С мая по сентябрь в 22.00 ночное представление “Les imaginaries d’Azay-le-Rideau” (“Воображаемый Азе-ле-Ридо”).

Читайте также:  Дворец Питти во Флоренции, фото и описание

На что посмотреть: замок Азе-ле-Ридо, возведенный для защиты Тура, стоит на острове реки Эндр. Поначалу он имел вид средневековой крепости: подъемный мост, машикули – и олицетворял власть сеньора, но позднее превратился в изящный особняк эпохи Ренессанс. Бальзак, который в окрестностях Азе сочинял свой роман “Лилия в долине”, назвал этот замок “сверкающим бриллиантом в оправе Эндра“. К нему ведет длинная каштановая аллея, упирающаяся в полукруглый двор в тени лип.

История
Город Азе, основанный еще в эпоху Древнего Рима, превратился со временем в мощную каменную фортификацию, с которой дозорные могли наблюдать за бродом через Эндр. В XII в. замок принадлежал рыцарю Риделю д’Азе, которого за жестокость местные жители прозвали “исчадием ада”. Генрих II Плантагенет захватил все его владения, которые затем были возвращены Филиппом-Августом сыну Ридо – Гуго, Тюреннскому рыцарю, верному вассалу короля, который принимал участие в битве при Бувине.

В начале XV в. замок по-видимому принадлежал герцогу Бургундскому. На последнем этапе Столетней войны на дофина Карла здесь напали бургундцы. В отместку в 1418 году будущий король приказал разрушить и сжечь замок и деревню, а 354 человека из гарнизона было убито. После этого есть стали называть Азе-ле-Брюле (“сожженный”). До XVI в. он лежал в руинах.

В 1518 году казначей короля Франциска I Жиль Бертло решил его восстановить. На месте руин старой крепости он планировал построить элегантную загородную резиденцию в ренессансном стиле, столь модном в ту эпоху. Моду ввели Карл VIII и Людовик XI, которые предприняли походы в Италию и были поражены бурным расцветом искусства и культуры на полуострове. Вернувшись во Францию, они привлекали к своему двору многочисленных итальянских художников, которых заставили работать на себя. Долина Луары, которую со времен Карла VII облюбовал двор, стала местом, где эти художники оставили свой неизгладимый след. Итальянское влияние, сказавшееся на архитектуре замка Амбуаз и выразившееся в переделках замка Блуа, вскоре стало распространяться на родовые замки аристократии и особняки богатых буржуа. Отец Жиля Бертло, Мартин, занимал должность интенданта Финансовой палаты при Людовике XI и Карле VIII. Сам Жиль сделал блестящую карьеру и стал советником короля, главой Палаты счетов и правителем города Тур. Его брак с Филиппой Лебаи, владевшей основной частью территории в Азе, дал ему возможность распоряжаться всем поместьем и начать работы по строительству замка.

Летом 1518 года 120 каменщиков под руководство мэтра Этьена Руссо начали работы по укладке фундамента. Вначале нужно было убрать остатки разрушенной крепости и осушить территорию, чтобы забить сваи, на которых должна была держаться мощная конструкция. Для строительства использовали белый песчаник из долины реки Шер. Камень привозили речным путем до Порт-о-Шалан, возле Валлер, откуда оставшиеся 10 км его везли на телегах.

Замок с его необычной L-образной формой знаменует собой переход от готики к ренессансу, утверждая новую концепцию жилой постройки, которая перестает быть оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Сохраняются только отдельные характерные детали готического стиля, как например островерхие аспидные крыши, и некоторые оборонительные элементы, облагороженные духом Возрождения. Своим особым рафинированным изяществом это здание обязано не только мэтру Руссо, скульптору Пьеру Мопуэну и плотнику Жаку Торо, но также супруге благородного сеньора – Филиппе, которая лично руководила работами, что придало всему ансамблю отпечаток изысканной утонченности.

Однако ее мужу не суждено было завершить строительство. Кузена советника обвинили в хищении денег из казны и повесили в Монфоконе. Бертло бежал в свободный город Мец, где через 10 лет умер. Вдова старалась всеми силами сохранить замок за собой, но под тяжестью налогов 1535 году вынуждена была его продать. Можно сказать, что Франциск I фактически конфисковал здание, после чего передал его капитану своей гвардии – Антуану Раффину, который закончил строительные работы.

Впоследствии, когда Франциск I окончательно перенес свою резиденцию в Париж, значение Турени упало. Замой Азе-ле-Ридо перешел в руки семей Коссе де Гоннор, Сен Желе де Лузиньян и де Вассе. В 1603 году построили капеллу, служившую своего рода фамильной усыпальницей для владельцев замка, которые начиная с этого времени постоянно сменяли друг друга.

В XVII в. короли Франции лишь изредка посещали Азе-ле-Ридо: в 1619 году Сен Желе принимали здесь Людовика XIII; возможно в 1650 году здесь останавливался Людовик XIV. В XVII в. замок был окружен служебными постройками, предназначавшимися дл я обслуживающего персонала и конюшен.

В 1845 году маркиз Бьенкур провел реконструкцию Азе-ле-Ридо – переделал одну из средневековых башен парадного двора, а спустя 20 лет построил еще одну в том же стиле (из того же строительного материала, который использовали на протяжении веков), чтобы придать равновесие одному из фасадов.

В 1871 году принц Фридрих-Карл Прусский занял замок, реквизировав его у маркиза Бьенкур, и разместил в нем штаб. Говорят, что 19 февраля того же года во время обеда огромная люстра обрушилась на стол, чуть не убив принца. Фридрих-Карл счел это покушением. Штабные офицеры с трудом уговорили принца не сжигать замок.

После отъезда принца и его офицеров замок вернулся к его законному владельцу и был продан в 1904 году по причине финансовых затруднений в семье.

Новый владелец, М. Арто, в свою очередь продал замок государству за 200 000 франков, после чего он был, наконец, восстановлен, а окружающий парк и берега Эндра обрели свой первозданный вид. В Азе-ле-Ридо был оборудован Музей Ренессанса.

По замку

Когда подходишь к Азе-ле-Ридо, кажется, что прямоугольное в плане здание с круглыми башенками по углам как будто плывет по реке Эндр. Остров, на котором стоит замок, совсем не виден, и кажется, что стены замка поднимаются прямо из воды.

Обратите внимание на таинственный, покрытый мхом камень на подходе к замку, увенчанный крестом. Знатоки не рекомендуют задерживаться около него после захода солнца.

Снаружи замок окружен угловыми выступающими башнями, связанными между собой в верхней части ложным дозорным поясом, выполняющим роль декоративного орнамента. Конструктивные особенности, традиционные для старинных родовых замков, гармонично сочетаются с декоративными элементами фасадов, явно тяготеющих к стилю итальянского Возрождения. Изящные пилоны, увенчанные капителями, поддерживающими карнизы; люкарны с фронтонами, украшенными волютами и нимбами в виде раковин, а также симметрия всего ансамбля в целом обнаруживают антикизирующее влияние итальянской архитектуры.

Это наглядно продемонстрировано в парадной лестнице, вход на которую через две соединенные вместе двери, над которыми выступают рельефы саламандры – эмблемы Франциска I, и горностая – эмблемы Клод де Франс. Парадная лестница вдохновлена итальянскими образцами, но она вложена в новую композицию внутреннего пространства и отличается ажурной конструкцией внешних площадок. Три верхних прямых марша лестницы прерываются площадками с парными итальянскими окнами-лоджиями, из которых открывается прекрасный вид на сады. Кессонированные каменные своды лестницы украшены арками со скульптурными изображениями (XIX в.) королей и королев XV и XVI вв. Новизна оформления этой лестницы делает ее одним из замечательных образцов французской ренессансной архитектуры. Благодаря новым художественным веяниям узкая винтовая лестница средневековых сооружений уходит в прошлое. Постепенно замок обретает регулярность в композиции объемов, его фасада “разворачиваются” к природе, к воде, что так характерно для итальянской архитектуры. В эпоху Ренессанса предпочтение отдавалось лестницам с прямыми широкими маршами, лестница, освещенным не бойницами, а широкими проемами, дающими не только лучшую освещенность интерьерам, но открывающими великолепный вид на сады.

Для публики в Азе-ле-Ридо открыто 7 залов. На первом этаже замка находятся Королевские покои, Красная спальня и другие комнаты, включая кухню. На втором этаже расположены Столовая, Бальный зал, Покои Франциска I и Покои Клод де Франс, а также Голубая спальня.

В Голубой спальне обратите внимание на кровать, принадлежавшую маршалу Пьеру Филле де ла Бару, погибшему в 1705 году во время осады Ниццы. Эта кровать под шелковым покрывалом, рашитым яркими цветочными узорами, установлена в Голубой спальне, а в Красной спальне находится другая кровать под балдахином из штофного полотна. Эта кровать находилась ранее в замке Эффиат.

Среди ренессансной мебели, украшавшей залы замка, следует упомянуть кабинет испанской работы и ларь из Покоев Франциска I, декорированный колонками, медальонами, фантастическими животными.

На кухне также находится изящный ларь с двумя резными профилями на переднем плане. Здесь, кроме того, выставлены образцы сервантов, керамической и металлической посуды, решеток, щипцов, разделочных вилок, тазов, кувшинов…

Коллекция гобеленов, хранящихся в замке, включает панно XVI в. под названием “Три Парки”, выполненное в Брюсселе и выставленное в Бальном зале вместе с другим гобеленом того же периода с растительным орнаментом. Другие стены этого зала украшены четырьмя большими фламандскими гобеленами XVII в. на библейские сюжеты: Примирение Исава и Иакова, Суд Соломона, Ноев ковчег и Визит царицы Савской к Соломону. Столовая первого этажа украшена фламандским гобеленами XVI в. на сюжеты: Царица Семирамида, Королевский посол и Бальтассаров пир. Гобелены Королевских покоев выполнены по эскизам Симона Вуэ на сюжет “Любовь Ринальдо и Армиды”. В Голубой спальне мы можем видеть Венсенский и Версальский замки на двух гобеленах Мануфактуры Лилля и сцены охоты на других гобеленах Мануфактуры Бове.

Музей Ренессанса представляет также множество портретов королей Франции и членов их семей. В их числе – Франциск I, Генрих II, Екатерина Медичи, Франциск II, Карл IX, Генрих III, Маргарита Валуа.

После осмотра замка прогуляйтесь по парку, который разбит таким образом, что со всех его аллей можно свободно обозревать замок. Запруда на реке Эндр, построенная в XIX в., позволила превратить рвы в настоящее озеро.

Замок Азе-лё-Ридо

Фото и описание

Замок Азе-лё-Ридо находится во французском департаменте Эндр и Луара. Замок расположен в одноимённом городе и построен на острове посередине реки Эндр. Замок строили с 1518 по 1527 гг., и он является шедевром французского Ренессанса и одним из самых популярных замков Долины Луары.

Первое здание замка было построено в XII веке местным сеньором и одним из рыцарей короля Филиппа II Ридо д’Азе. Выстроенная крепость охраняла путь из Тура в Шинон. Этот замок был разрушен во время Столетней войны, когда будущий король Карл VII спасался бегством из оккупированного бургундскими войсками Парижа. Азе-лё-Ридо был тоже занят бургундцами, и, не выдержав их оскорблений, разозлённый дофин приказал казнить всех находящихся в замке – 350 человек, а сам замок сжечь дотла. В память об этом событии город до XVIII века носил имя Азе-лё-Брюле, что дословно переводится как «сожженный».

Читайте также:  Дворец Фредериксборг в Дании, фото и описание

Замок Азе-лё-Ридо пролежал в руинах до 1518 года, пока эти земли не приобрёл Жиль Бертело, мэр города Тура, служащий также королевским казначеем. Бертело решил построить себе замок в популярном в то время стиле итальянского Ренессанса. Однако для большего престижа он хотел, чтобы в его будущей резиденции присутствовали и присущие архитектуре Средневековья оборонительные элементы.

Владелец замка из-за своих придворных обязанностей не присутствовал при его постройке, которая шла очень медленно – необходимо ещё было заложить фундамент на острове в реке Эндр. В 1527 году замок был ещё не достроен, когда Жиль Бертело попал в опалу и был вынужден покинуть страну. Франциск I конфисковал его территории и в 1535 году передал замок своему вассалу Антуану Раффену. Замок так и не достроили – он состоял только из южного и западного крыльев.

В XVI-XVII веках замок Азе-лё-Ридо всё ещё принадлежал потомкам Раффена, в 1583 году он подвёргся небольшой реконструкции, а 27 июня 1619 года здесь впервые принимали короля – Людовик XIII переночевал в этом замке на пути к своей матери, Марии Медичи. Позже в замке также останавливался и Людовик XIV.

В 1787 году замок Азе-лё-Ридо был продан за 300 тысяч французских ливров маркизу Шарлю де Бьенкуру, маршалу королевских войск. Долгие годы замок был в запустении, но с 1820-х годов его новый владелец начал масштабные реставрационные работы. В 1824 году на первом этаже южного крыла появился «Китайский кабинет», разрушенный в 1860-е годы, а в 1825-1826 годах Бьенкур украсил библиотеку деревянными резными панелями. Реконструкцию замка продолжил сын Бьенкура, гвардеец короля Людовика XVI, участвовавший в обороне дворца Тюильри в 1792 году. Были восстановлены королевские знаки отличия на лестнице, пострадавшие во время Французской революции, расширен внутренний двор, пристроена новая, восточная башня. Таким образом, замок Азе-лё-Ридо был, наконец, завершён, но при этом были утрачены почти все элементы средневековой оборонительной архитектуры. Руководил этими работами швейцарский архитектор Дюсильен, который также отреставрировал находящийся неподалёку замок Юссе.

Во время Франко-прусской войны в замке Азе-лё-Ридо располагался штаб прусских войск. Однажды на обеденный стол, за которым присутствовал главнокомандующий армии принц Прусский Фридрих Карл, свалился огромный канделябр. Принц Прусский посчитал, что в замке готовится покушение и хотел уже приказать сжечь здание дотла, но офицеры успели его отговорить.

Когда прусская армия оставила Азе-лё-Ридо, замок вернулся в руки потомков Бьенкура. Замок стал знаменит своей коллекцией, состоящий из более 300 портретов, которые часто выставлялись для публики. Но в 1899 году последний владелец замка из рода Бьенкур столкнулся с финансовыми трудностями и продал его со всей мебелью и 540 гектарами земли успешному бизнесмену из Тура, который, в свою очередь, продал ради большей наживы всё, что было в замке.

Опустевший замок Азе-лё-Ридо был выкуплен государством в 1905 году за 250 тысяч франков и вошёл в состав памятников истории и культуры. В первые годы Второй мировой войны в замке укрывались представители министерства образования Франции. Сейчас замок Азе-лё-Ридо является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Замок Азе-лё-Ридо, который французский писатель Оноре де Бальзак описал как «огранённый бриллиант, отражающийся в водах Эндра», является шедевром итальянского Ренессанса, что выражается в изысканных скульптурных украшениях. Также можно проследить частично сохранившиеся элементы средневекового оборонительного сооружения, например, крытые проходы по внешней стене замка и крытые бойницы под самой крышей. Многие детали свидетельствуют и о типично французском архитектурном стиле, например, остроконечные башенки, мансардные окна, крутой скат крыши.

Самая примечательная деталь строения замка – главная центральная лестница, сделанная под влиянием лестницы в замке Шатодён. Удивительно, что эта лестница не является винтовой, и является старейшим примером лестницы подобного вида во Франции. Лестница соединяет четыре этажа замка, на каждом из которых находятся двойные окна, выходящие во внутренний дворик. Вход на лестничную площадку напоминает древнеримские триумфальные арки, он украшен инициалами первого владельца замка – Жиля Бертело и его жены. На фронтонах над окнами изображена саламандра – символ короля Франциска I. Внутри лестница украшена различной вычурной резьбой и медальонами с изображениями всех французских королей от Людовика XI до Генриха IV.

Внутри замок Азе-лё-Ридо тоже оформлен в стиле итальянского Ренессанса, а более современные гостиные и спальни XIX века – в стиле нео-ренессанса. В комнатах размещены фламандские шпалеры XVI-XVII веков, в том числе и «Сцены из Ветхого Завета» из Ауденарде и «Легенда о Психее» из Брюсселя. В замке также хранится коллекция портретов французских монархов и полотно Франсуа Клуэ «Туалет дамы», на котором предположительно запечатлена Диана де Пуатье.

Замок Азе-лё-Ридо окружён английским парком XIX века.

Замок Азе-ле-Ридо (Chateau d’Azay-le-Rideau)

Замок Азе-ле-Ридо возвышается над живописной излучиной реки Эндр. Название “Азе” происходит, возможно, от Asiacus, имени владельца этих земель. Город Азе, основанный еще в эпоху Древнего Рима, превратился со временем в мощную каменную фортификацию, с которой дозорные могли наблюдать за бродом через Эндр.

В XII веке замок принадлежал Ридо или Ридель д’Азе – человеку, прославившемуся своей жестокостью и прозванному “отродьем дьявола”. Генрих II Плантагенет захватил все его владения, которые затем были возвращены Филиппом-Августом сыну Ридо – Гуго, тюреннскому рыцарю, верному вассалу короля, который принимал участие в битве при Бувине. В начале XV века замок, по-видимому, принадлежал герцогу Бургундскому. Оскорбление, нанесенное дофину, будущему Карлу VII, и его армии, привело в 1418 году к расправе с крепостью: 354 человека из гарнизона было убито, а замок и деревня – сожжены и разграблены. С этого момента из-за своих руин город получил название Азе-ле-Брюле (сожженный). И только век спустя на месте старой крепости был возведен замок, который стоит, и по сей день. Чтобы лучше понять характерные особенности нового замка, необходимо восстановить цепь исторических событий последних лет XV века. Карл VIII и Людовик XII предприняли военные походы в Италию и были поражены бурным расцветом искусства и культуры на полуострове. Вернувшись во Францию, они привлекли к своему двору многочисленных итальянских художников, которых заставили работать на себя.

Долина Луары, которую со времен Карла VII облюбовал двор, стала местом, где эти художники оставили свой неизгладимый след. Итальянское влияние, сказавшееся на архитектуре замка Амбуаз и выразившееся в переделках замка Блуа, вскоре стало распространяться на родовые замки аристократии и особняки богатых буржуа. Жиль Вертело, владелец части поместья в Азе-ле-Ридо, был в начале 1500 года крупным банкиром, отец которого – Мартин Бертело – занимал должность интенданта Финансовой палаты при Людовике XI и Карле VIII. Со своей стороны, Жиль, также сделал блестящую карьеру и стал советником короля, главой Палаты счетов и правителем города Тура. Его брак с Филиппой Лебаи, владевшей основной частью территории в Азе, дал ему возможность распоряжаться всем поместьем и начать работы по строительству замка.

Финансовая и политическая поддержка, оказанная Жилю некоторыми членами его семьи, занимавшими ответственные административные посты, позволила ему начать в 1518 году обширную реконструкцию средневекового замка. Летом того же года 120 каменщиков под руководством Мэтра Этьена Руссо начали работы по укладке фундамента. Вначале нужно было убрать остатки разрушенной крепости и осушить территорию, чтобы забить сваи, на которых должна была держаться мощная конструкция. Для строительства использовали белый песчаник из долины реки Шер. Камень привозили речным путем до Порт-о-Шалан, возле Валлер, откуда оставшееся 10 километров его везли на телегах.

Жилю Бертело не удалось завершить строительство замка. Его двоюродный брат Самблансэ, суперинтендант по финансовым делам, был обвинен в хищении денег из Государственной казны и повешен в Монфоконе. Жиль бежал в свободный город Мец, чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей. Там, в ссылке, он и умер десять лет спустя. Франциск I конфисковал замок со всем его содержимым и передал его капитану своей гвардии – Антуану Раффину, который закончил строительные работы.

Впоследствии, когда Франциск I окончательно перенес свою резиденцию в Париж, значение Турени упало. Замок Азе-ле-Ридо перешел в руки семей Косее де Гоннор, Сен Желе де Лузиньян и де Вассе. В 1603 году построили капеллу, служившую своего рода фамильной усыпальницей для владельцев замка, которые начиная с этого времени постоянно сменяли друг друга.

В XVII веке короли Франции лишь изредка посещали Азе-ле-Ридо: в 1619 году Сен Желе принимали здесь Людовика XIII; возможно в 1650 году здесь останавливался Людовик XIV. В XVII веке замок был окружен служебными постройками, предназначавшимися для обслуживающего персонала и конюшнями. Работы по реконструкции были предприняты в 1845 году маркизом де Бьенкур, владельцем замка. Он отдал распоряжение переделать правую башню парадного двора, возведенную еще в средние века. Через 20 лет была построена в том же стиле другая башня (из того же строительного материала, который использовали на протяжении веков), чтобы придать равновесие фасаду.

В 1871 году после поражения французской армии замок захватили прусские войска, реквизировав его у маркиза де Бьенкур; 19 февраля того же года принц Фридрих-Карл Прусский останавливался в замке со своим штабом. Рассказывают, что во время обеда, который подавали на кухне, огромная люстра, сорвавшись с замка свода, обрушилась на стол, чуть не убив принца. Фридрих-Карл посчитал это покушением на свою жизнь, и его офицерам стоило большого труда убедить его не сжигать замок в отместку. После отъезда принца и его офицеров замок вернулся к его законному владельцу и был продан в 1904 году по причине финансовых затруднении в семье. Новый владелец, М. Арто, в свою очередь, продал замок Государству за 200000 франков, после чего он, наконец, был восстановлен, а окружающий парк и берега Эндра обрели свой первозданный вид.

Замок с его необычной Г-образной формой знаменует собой переход от готики к Ренессансу, утверждая новую концепцию жилой постройки, которая перестает быть оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Сохраняются только отдельные характерные детали готического стиля, как например островерхие аспидные крыши, и некоторые оборонительные элементы, облагороженные духом Возрождения. Своим особым рафинированным изяществом это здание обязано не только Мэтру Руссо, скульптору Пьеру Мопуэну и плотнику Жаку Торо, но также супруге благородного сеньора – Филиппе, которая лично руководила работами, что придало всему ансамблю отпечаток изысканной утонченности. Бальзак, который в окрестностях Азе сочинял свой роман “Лилия в долине”, так описал Азе: “Взобравшись на утес, я впервые любовался замком Азе, этим граненым алмазом, вставленным в оправу вод Эндра, возвышающимся на сваях, замаскированных цветами”.

Читайте также:  Замок Гарибальди в Самарской области

Снаружи замок окружен угловыми выступающими башнями, связанными между собой в верхней части ложным дозорным поясом, выполняющим роль декоративного орнамента. Конструктивные особенности, традиционные для старинных родовых замков, гармонично сочетаются с декоративными элементами фасадов, явно тяготеющих к стилю итальянского Возрождения. Изящные пилоны, увенчанные капителями, поддерживающими карнизы; люкарны с фронтонами, украшенными волютами и нимбами в виде раковин, а также симметрия всего ансамбля в целом обнаруживают влияние итальянской архитектуры.

Парадная лестница

Это наглядно продемонстрировано в парадной лестнице, вход на которую через две соединенные вместе двери, над которыми выступают рельефы саламандры – эмблемы Франциска I, и горностая – эмблемы Клод де Франс. Три верхних прямых марша лестницы прерываются площадками с парными итальянскими окнами-лоджиями, из которых открывается прекрасный вид на сады. Кессонированные каменные своды лестницы украшены арками со скульптурными изображениями (XIX а) королей и королев XV и XVI вв. Новизна оформления этой лестницы делает ее одним из замечательных образцов французской ренессансной архитектуры. Благодаря новым художественным веяниям узкая винтовая лестница средневековых сооружений уходит в прошлое.

В эпоху Ренессанса предпочтение отдавалось лестницам с прямыми широкими маршами, лестницам, освещенным не бойницами, а широкими проемами, дающими не только лучшую освещенность интерьерам, но открывающими великолепный вид на сады.

Комната в стиле Ренесанс

Комната принадлежала супруге Жиля Бертело – Филиппе Лесбаи.

Молельня

Комната хозяина дома

Комната принадлежала Жилю Бертело и служила спальней и кабинетом.

Большой зал

Передняя

Большая комната

Людовик XIII занимал эту комнату во время посещения замка в 1619 году.

Салон Биенкуров

Бильярдный зал

Кухня

Столовая

Прежний проход

Проход между двором и садом был надстроен Биенкуром.

Библиотека

Бесплатная парковка расположена на Rue du Stade.

Замок открыт каждый день:

С 1 января по 31 марта с 10.00-17.15

С 1 апреля по 30 июня с 9.30-18.00

С 1 июля по 31 августа с 9.30-19.00

С 1 сентября по 30 сентября с 9.30-18.00

С 1 октября по 31 декабря с 10.00-17.15

Стоимость взрослого билета 6.5€

Дети и подростки до 18 лет – бесплатно в сопровождении взрослых.

Отпуск 2014. – Часть 10. Замок Азе-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau). Франция.

Не могу сказать, что я фанат замков дворцового типа. Мне больше по душе грубоватые, выветренные камни немецких крепостей, поросшие влажным мхом, хранящие память о звоне мечей, пушечных залпах и долгих осадах. Поэтому при составлении маршрута по Франции я долго и не без известной доли скепсиса разглядывала всё, что удавалось найти в путеводителях и интернете по словосочетанию «замки Луары». Результатом стало радикальное изменение моего отношения к этим замкам и четыре пункта в меню нашего отпуска.

И первым я выбрала небольшой Шато д’ Азе-лё-Ридо.

Замок этот по степени затоптанности туристами где-то в середине всего списка. Не Версаль, но и не «собаки приходят отдохнуть».

Что ещё меня в нём привлекло, так это отсутствие особенно громких имён в списке владельцев, длинная и странная судьба и великолепный внешний вид с башенками, их аспидными коническими крышами, отражением в тихой воде и чудесным парком вокруг.

Начну с практической информации для самостоятельных путешественников.

Посещения замка возможны круглый год, можно присоединиться к группе с гидом, а можно пройти самим в свободном режиме с аудиогидом. Актуальные цены и часы работы можно узнать на этом сайте. Аудиогид настоятельно рекомендую! Очень интересно!

Даже в русскоязычном интернете написано о-о-очень много прекрасных отчётов и рассказов об этом замке. Но я хочу вам предложить посмотреть на него моими глазами. Денег за аренду глаз брать не буду, обещаю 🙂 И из истории замка я вам всё досконально не буду рассказывать, но некоторые, особенно тронувшие меня детали, обязательно упомяну.

И начну, пожалуй, с названия.

Замок ведёт свою историю с XII века. В ту пору это была действительно крепость, выполнявшая оборонительную и защитную функцию. Крепость переходила от одного владельца к другому много раз. Первым его владельцем считается рыцарь Ридель (Ридо) д’Азе. Отсюда и название. По слухам, редкой жестокости был человек, большой любитель крови и кровавых расправ. За что и был прозван «исчадием ада» («дитя дьявола» – это тоже про него).

Позже Генрих Второй Плантагенет отвоевал и этот замок, и всё имущество рыцаря.


(фото – отсюда)

Замок потом перешёл к королю Филиппу-Августу, который и вернул его сыну первого владельца за верность и преданность.

Позже, в начале XV века владельцем замка был герцог Бургундский. И надо ж было такому случиться, что заехавшего сюда дофина Карла VII гарнизон не только не впустил в замок, но и, по некоторым свидетельствам, огорчил до невозможности грязными оскорблениями. За что и замок, и деревенька Азе были разрушены и сожжены дотла, а несколько сот человек были убиты.

В руинах замок простоял сто лет вплоть до 1510 (а по некоторым источникам, до 1518) года, когда королевский казначей и мэр Тура мсьё Бертло решил отстроить здесь изящный замок для своей супруги, которая владела этими землями в ту пору. Это было время, когда во Франции были очень сильны веяния итальянского Ренессанса, поэтому замок строился очень воздушным, богато декорированным, сложной формы. Замок стоит на сваях, вбитых в небольшой островок посреди реки Эндр, а белоснежные каменные блоки для его стен привозили сюда по реке на лодках.

Излучина реки была очень умело использована, так что вырастающие будто бы прямо из воды стены с изящными башенками смотрелись очень эффектно. Но казначею и его супруге замок не было суждено достроить. Хитрой комбинацией обвинений в предательстве, растрате и государственной измене, а также преследований за неуплату налогов король Франциск I в конечном итоге вынудил на тот момент уже вдову мсьё Бертло продать (а по другим сведениям, и вовсе конфисковал) замок, который и передал во владение капитану своей гвардии.

В течение последующих десятилетий замок не был востребован, ветшал, приходил в упадок. Пока в начале XIX века он не перешёл, наконец, во владение маркиза Бьенкура, который провёл масштабную реконструкцию, возрождая и перестраивая замок.

Гравюры, – открытки с их репродукциями мы привезли с собой, – очень хорошо показывают, каким был и как перестраивался замок в те времена.

1824:

1855:

1860:

Но и на этом злоключения замка не закончились. Он был конфискован, потом переходил от одного владельца к другому. Бедственное финансовое положение последнего из них заставило его в 1904 году продать замок государству, которое уже наконец окончательно привело его в порядок, отреставрировало, перевело в разряд национальных культурных памятников и разместило здесь Музей Ренессанса.

А в составе объекта №933 (долины Луары) замок входит во всеминое наследие ЮНЕСКО с 2000 года.

Внешне замок необычайно хорош. Причём, с нескольких ракурсов.

Внутри для туристов открыты несколько помещений, в которых собраны подлинные, отреставрированные, а также и привезённые сюда из других мест произведения искусства, прекрасные гобелены, мебель, посуда.

Например, в этой комнате меня впечатлила даже не кровать, а стены! На протяжении столетий реставраторы постоянно обновляют их, потому что они покрыты циновками, сплетёнными по специальной, дошедшей до нас аж из самых глубин истории технологии, из камыша (вот из камыша ли, не уверена, ибо не помню и не записала, но точно из местной околоводопроизрастающей травы). Воздух в комнате невероятный! Лёгкий аромат свежести, солнца, ветра, подсыхающей травы – просто восхитительно!

В комнатах расставлены картины, чудесная мебель, которую хочется разглядывать и разглядывать.

Над камином (левый кадр) геральдический символ Франциска I – саламандра.

Каждая вещица, если присмотреться, произведение искусства – от расшитых и богато украшенных резьбой стульев до причудливых икорниц и расписных тарелок.

Мебель здесь вообще очень изящая и искусно выполненная – с резьбой по слоновой кости, с инкрустацией, с многочисленными мелкими деталями.

Но особенно много времени мы провели, разглядывая потрясающие витражные окна.

Поднимались мы и на самый верх, под крышу, на чердак. Работы по восстановлению этой части здания – предмет особой гордости реставраторов. Деревянные балки там, как и аспидные пластиночки-черепички подлежали замене. И их заменили! Найдя и деревья тех же пород (!) и того же возраста(!), что и оригинальные. Как и кровельные материалы, к слову сказать. А попутно сохранив популяцию эндемичного вида летучих мышей, которые, как оказалось, там обосновались. Для них оставили специальные лазейки в кровельной конструкции и обрешётке.

Спустившись по очаровательной лестнице с площадками-лоджиями и лепными потолками, побывали и в кухне.

В кухне нет так любимых мной медных мисок-кастрюль-скороводок и прочей аутентичной утвари, но вот фигурки в основании нервюр её свода, меня очаровали.

И очень мне понравилась изящная винтовая лестница!

После осмотра помещений и экспозиции мы с удовольствием прогулялись по парку и отправились на выход, бросая прощальные взгляды на замок.

А уж вокруг увитой глицинией стены я плясала и плясала, снимая её и так и этак!

На днях прочитала у одного, очень уважаемого мной, человека, что Азе-лё-Ридо это замок «одного кадра» – эффектный ракурс над водой, и не более того. Это лишний раз подтверждает что, как говорится, «на вкус и цвет все фломастеры разные».

Для меня Азе-лё-Ридо стал своего рода откровением. Лишённый помпезности дворцов, пышной позолоченной начинки, череды коронованных владельцев, он оказался настолько трогательным и живым, настолько богатым на детали, что вместо ожидаемого разочарования от его посещения остались наслаждение, тепло, нежность и удовольствие. Услада для глаз и духа.

Возможно, свою роль сыграло то, что вокруг нас было не так уж и много людей. Групп не было вовсе. И наше свидание с замком оказалось очень интимным, а потому таким глубоко трогающим и запоминающимся.

Кстати! В 7 километрах от Азе, в имении Шато де Саше, долгое время жил Бальзак. И, как утверждает каждый первый найденный сайт об Азе, высказался именитый писатель о нём довольно восторженно, назвав его «. гранёным алмазом, вставленным в оправу вод Эндра, возвышающимся на сваях, замаскированных цветами.» Не нашла французского первоисточника, чтоб удостовериться, но склонна согласиться. Очаровательная, изящная вещица, трогательная и интересная.

Продолжение здесь.
________________________________________ _________________________________
Если вас интересует, как мы сюда добрались, то вот вам ссылки на предыдущие части:

Ссылка на основную публикацию